Когда начинается учебный год в швеции
Начало учебного года в разных странах
Я привык, что новый учебный год начинается первого сентября. И честно признаться, мне даже в голову не приходило, что в разных странах мира он может стартовать в разное время. Хочешь узнать когда?
Японские первоклашки идут в школу в начале апреля, когда начинает цвести сакура. Весна, - считают в Японии, - это начало новой жизни, поэтому самое время и начинать учиться!
И учиться очень упорно! Ведь каникулы наступят лишь через 5 месяцев. На конец июля и весь август объявляется перерыв. В эту пору из-за большой влажности в Японии очень душно, и все жители страны сложно переносят это время.Следующие каникулы в декабре, после чего учеба продолжается до марта.
Некоторые мамы-японки очень внимательно относятся к образованию своего ребенка. Они поддерживают тесный контакт с учителями, участвуют в школьной жизни, а в исключительных случаях, если их чадо заболело, могут ходить вместо него в школу и слушать школьный материал.
Весной, в апреле, начинается учебный год и в Индии.Индийские малыши уже в три годика они начинают посещать так называемую игровую школу, где проводят по 2-3 часа: играются, учат буковки. А в 4 года поступают в первый класс.
Преподают в школах Индии только мужчины. Самым почитаемым предметом считается математика. А ещё у каждой школы есть своя особенная форма, которую дети носят постоянно. И по ребенку сразу видно, из какой он школы.
Большие каникулы в Индии объявляются в самые жаркие месяцы – май и июнь. Занятия возобновляются в начале июля, когда жара становится чуть менее жестокой.
В Германии учебный год начинается в конце августа – начале сентября. Определенного дня для этого события не существует. Кроме учебников и школьной формы ко дню знаний дети готовят большой кулёк. Эта традиция идет еще с 19 века. Они увлеченно склеивают его из бумаги и раскрашивают. А родители кладут туда подарок для первоклашки. С таким кульком в руках ученики обязательно делают свои первые школьные фотографии. А потом с волнением разрывают бумагу. Там могут оказаться сладости, книжки, а может и… новые ботинки!
Испанские дети идут в школу в конце сентября – начале октября. Завершается учебный год в середине июня,ученикам выставляются оценки от 1 до 10. Дневников, оценок в тетрадях и за ответы у доски в испанских школах нет. И если родители не посчитают нужным узнать о том, как учится их ребенок, об успехах или проблемах им никто сообщать не будет.
Американские школы свободны в выборе дня, когда начинать учебный год. Однако по правилам они должны уложиться в определенный промежуток – открыть двери школы между срединой августа и срединой сентября.
Уже сидят за партами дети Финляндии и Швеции. Учебный год здесь начинается 15 августа.
Вместе с нами встречает День знаний 1-го сентября Китай. В этот день открываются двери школ в Чехии, на Украине, в Белоруссии, в странах Прибалтики. Первого сентября школьникам Израиля на праздничной линейке раздают воздушные шарики, на которых они пишут свои пожелания и дружно запускают их в небо. Как ты думаешь, что они загадывают?
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином и паролемЧитайте также
Нарвалы-морские единорогиУченые пытаются разгадать тайны нарвалов. Нарвал, в старину именовавшийся морским ...
Почему вода в гейзере горячая.Даже если бы из гейзера не била в воздух огромная струя воды, он все равно оставался ...
Одна из примет весны – капающая с крыш сосулька. Хоть и нельзя, я очень люблю украдкой ...
Личный опыт: мои дети учатся в Швеции
Оказывается, в Англии дети идут в школу в четыре года, а в венгерском детском саду на полдник дают бутерброды с салом и луком! Об этом «О!» узнал в своем спецпроекте, посвященном особенностям образования в разных странах мира. Сегодня мы отправляемся в Швецию, где живет мама двоих детей Ирина Эриксон, которая рассказала нам, как устроены школы и детские сады в этой стране.
Ирина Эриксон
Меня зовут Ирина, у меня двое детей: старшему почти 12 лет и младшему 4,5 года. Мы живем в Швеции.
Как устроены школы и детские сады в Швеции
Мой старший ребенок учится в школе, а младший ходит в садик. Учебный год в Швеции начинается во второй половине августа. В какой день дети пойдут в школу – решает коммуна, в которой они прописаны, так что в двух соседних городах учебный год может начаться в разные дни. Заканчивается учеба, соответственно, тоже в разное время, но обычно это происходит где-то в первой половине июня. Школьные каникулы у детей пять раз в году: неделя в начале ноября, почти три недели на Рождество, неделя спортивных каникул в феврале, пасхальные каникулы в апреле и летние – с июня по август. Детский сад же работает круглый год, кроме выходных и праздничных дней.
Учебный день в нашей школе начинается в 8 утра. В нулевом классе дети учатся до 12:00, но чем старше они становятся, тем позже заканчиваются уроки. Например, в пятом классе ребята учатся до 14:00-14:30. Если родители сами еще учатся или работают, то ребенку предоставляется группа продленного дня, она работает с 7:00 до 19:00, то есть там ребенок может находиться как до начала уроков, так и после занятий. Сад в нашей коммуне работает с 6:30 до 18:30.
Совсем скоро у нас планируют открыть ночную группу для детей, чьи мамы и папы работают посменно. В нашей коммуне место в детском саду может получить только ребенок работающих или учащихся родителей. Если мама или папа находятся в отпуске по уходу за ребенком или вообще не работают, то количество часов посещения садика ограничено. У нас это 15 часов, в коммунах побогаче могут предоставить 20 часов, а в Стокгольме – до 40 часов в неделю. Ребенка можно оставлять в группе только на период отсутствия дома по работе или учебе. В некоторых коммунах могут даже позвонить на работу и уточнить расписание родителя.
В школе детей бесплатно кормят горячим обедом. Если ребенок посещает продленку, то там ему предложат завтрак и полдник. Это могут быть мюсли с кефиром, бутерброд или фрукт. В саду есть собственная кухня, где детям готовят завтрак, перекус, обед и полдник. Малышей кормят горячей едой, фруктами, дают молоко. Не знаю, как в других коммуннах, но у нас в городе вся еда должна быть без сахара, за этим очень строго следят.
Как проходит день в детском саду
Мы с мужем – работающие родители, так что наш садиковский режим – это, так называемое, «конторское время». У детей, чьи родители работают посменно или неполный день/неделю, может быть другой график посещения детского сада.
Мы приводим ребенка чуть раньше 8:00. В группе есть специальный айпад, где надо нажать на кнопочку «Пришел», и тогда имя ребенка загорается зеленым цветом. Дети с радостью делают это самостоятельно, с энтузиазмом ищут в списке свое имя, а также имена товарищей, которые уже успели отметиться. В 8:00 у ребят завтрак. После завтрака дети делятся на группы: кто-то остается в помещении и работает «в проекте», а кто-то идет на улицу.
Сейчас наши дети занимаются проектом «Мир, в котором хорошо жить», и все в садике рассматривается именно через эту призму. Очень большая часть времени посвящена экологии, например, дети ходили в лес и собирали мусор. Но мир, в котором хорошо жить, это не только экология, это еще и социальные отношения: малышам объясняют, что такое «быть хорошим товарищем», как правильно вести себя правильно в столовой.
Весь процесс фотографируют и отобранные фото заливают в вывешенный в коридоре проектор, чтобы родители могли посмотреть на своего ребенка и его товарищей. На руки родителям снимки не выдают, да и на праздниках фотографировать не разрешают. Все из-за того, что на ваших фото, к примеру, выложенных в соцсети, может оказаться чужой ребенок.
Потом следует обед. Он состоит из основного блюда, например, котлеты или рыбы, гарнира (круглый картофель, рис, макароны) и салата (морковь, капуста, брокколи). После обеда дети обычно не спят, а отправляются играть на площадке или в группе. Если хорошая погода, то малыши могут пробыть на улице целый день, поэтому воспитатели детских садов уже в апреле могут похвастаться красивым ранним загаром. Даже если погода плохая погода, на прогулку дети все равно выходят, просто ненадолго.
Как проходит день в школе
В школе дети проходят примерно те же самые предметы, которые я изучала в России 25 лет назад. Разница, конечно, есть, но она не принципиальная. Например, по математике программа немного проще, зато английский очень серьезный, так что к пятому классу мой сын прекрасно говорит и понимает по-английски. Дети много работают в группах, делают групповые презентации. Есть и самостоятельные исследования, и решение поставленных проблем.
Оценок у пятиклассников нет, они появятся только в 6 классе после очень большого количества национальных экзаменов по трем основным предметам: шведский и английский языки, и математика. Итоговый балл учитель выведет на основании работы на уроке и оценки за экзамен.
Родители постоянно на связи с педагогами, школа, также, запрашивает телефоны бабушек и дедушек, на случай, если с родителем вдруг не удается срочно связаться. Во многих учреждениях на каждого ребенка есть, так называемая, «кризисная папка», где собрана вся необходимая информация: телефоны контактных лиц, аллергии (вдруг придется применять лекарства) и другие важные сведения.
Немного о внеклассной жизни
В этом году дети решили заработать денег, чтобы отправиться в путешествие всем классом. Мы пекли кексы на продажу и организовывали дискотеку. Все это делалось, разумеется, детьми, но родители участвовали по мере возможностей и всячески поддерживали ребят.
В Швеции педагоги по закону обязаны уважительно относиться к детям: например, они никогда не объявляют оценки на весь класс, не проводят никаких собраний с прилюдным разбором кризисных ситуации. Все это здесь происходит только в индивидуальном порядке и даже учебный процесс стараются приспособить под нужды каждого конкретного ребенка.
Образовательная система в Швеции очень гибкая: если ты не успел выучить что-то сейчас, то всегда есть возможность сделать это потом. Это лишь вопрос приоритетов. И как здорово, что в любой ситуации я могу обратиться к учителю со своим вопросом, и он обязательно найдет время, чтобы мне на него ответить.
Читайте также:
Личный опыт: мой ребенок учится в Италии
5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет
Текст: Ирина Эриксон
Фото: ESB Professional/Africa Studio/Pressmaster/Dreams Come True/Shutterstock.com
Общие сведения об образовании в Швеции
Образование в Швеции является обязательным и бесплатным для всех детей от 7 до 16 лет. После девяти классов начальной/средней школы ребёнок может продолжить обучение в гимназии, а затем – в высшем учебном заведении.
Оценки в шведских школах не выставляют вплоть до 8 класса; градация отметок следующая: IG (icke godkänd – соответствует нашей двойке), G (godkänd – соответствует нашей тройке), VG (väl godkänd – соответствует нашей четвёрке) и MVG (mycket väl godkänd – соответствует пятёрке). Эти оценки выставляются четыре раза: в конце осеннего и весеннего семестров в 8 и 9 классах. Окончательный балл важен при подаче заявления в гимназию: чтобы поступить туда, по математике, шведскому и английскому языкам необходимо иметь оценку не ниже G. При поступлении в гимназию оценки переводятся в баллы (poäng): G = 10, VG = 15, MVG = 20. Сложив лучшие оценки по 16 предметам, абитуриент получает суммарный балл, варьирующийся от 30 до 320 баллов. В зависимости от результата можно претендовать на ту или иную программу.
Обучение в гимназии не является обязательным. Абитуриент может выбирать из 17 общенациональных программ, а также из множества региональных и индивидуальных программ. В отличие от многих других стран в шведских гимназиях не предусмотрен выпускной экзамен – целью гимназического образования является, прежде всего, подготовка к высшим учебным заведениям.
В высших школах (högskola) и университетах (в шведских университетах основное внимание уделяется исследовательской деятельности) учатся от 2 до 5 лет, в зависимости от выбранной программы. Чтобы поступить в ВУЗ, необходимо по 90% предметов, изучаемых в гимназии, иметь оценку не ниже G. Более того, некоторые программы требуют дополнительных знаний по какому-либо предмету; для этого в гимназии необходимо заранее подобрать нужный курс. Некоторые ВУЗы, например, художественные, организуют также вступительные экзамены.
Если абитуриента не принимают на общенациональную программу либо если студент прервал обучение, он может подать заявку на прохождение так называемой индивидуальной программы. В таких случаях основные предметы, необходимые для выбранной специальности, как правило, включаются в программу обучения. К основным предметам относятся: шведский язык, английский язык, физкультура, математика, естествознание, эстетическое воспитание, религиоведение и обществознание.
Завершение программы предполагает набор 2500 баллов; из них 750 баллов – это основные предметы, 1450 – спецпредметы и оставшиеся 300 баллов можно набрать за предметы, выбранные самим студентом. Каждый курс оценивается в 50, 100 или 150 баллов.
Учебный год в Швеции не совпадает с российским: начало учёбы приходится на середину/конец августа (около 20 августа), конец – на начало/середину июня. Зимние каникулы длятся с середины декабря до начала января. Кроме того, у школьников есть также осенние каникулы (в октябре-ноябре), спортивные каникулы (в феврале или марте) и пасхальные каникулы (в апреле).
Как мой ребенок пошел в шведскую школу
От редакции: эта статья открывает серию публикаций про то, как устроена изнутри обычная шведская школа. Автор до недавнего времени имела самое непосредственное отношение к системе образования в России, поэтому это одновременно взгляд и родителя и специалиста, хорошо знающего, как выглядит школа изнутри.21 августа 2017 года мой ребенок пошел во второй класс шведской школы. В прошлом году он 15 августа взял и пошел первый раз в первый класс, а до этого, осенью, мы свалились как снег на голову директору в середине семестра.
— Здравствуйте! Мы теперь тут будем жить! Как нам попасть в нулевой класс? У меня вот есть прививочный сертификат и личное дело из садика на русском языке, а больше ничего нет, — с трепетом написала я письмо в школу, найденную через интернет, за месяц до переезда. Тишина была мне ответом.
По приезду я позвонила в местный отдел образования, мне предложили связаться с директором еще раз, и я написала ровно то же письмо, продублировав английский текст гуглопереводом на шведский.
— Ну… приходите — ответил директор по электронной почте через день.— А что, вы даже не останетесь сегодня хотя бы на полдня? А мы так ждали… Уже и все ящички подписаны… — расстроенно протянула фрёкен под нестройное «у-у-у» стоящих у нее за спиной детей.— Прививочный сертификат, медосмотр, личное дело из садика, электронная очередь, справка о прописке, — мямлила я, не понимая, как можно вот так взять и в октябре прийти в школу. Шведы, в свою очередь, совершенно не понимали, что за странные слова я несу, зачем мне это надо и в итоге предложили прийти нам на следующий день вдвоем. А вдруг бы я не догадалась, что, когда ребенок идет в нулевой класс, то совершенно нормально первую неделю-две ходить с родителем? Главное, чтобы ребенку было комфортно.
Общались мы, конечно, на английском.
— Здравствуйте! Для моего ребенка шведский язык не является родным. Скажите, пожалуйста, как нам перейти из нулевого класса в первый класс этой же школы?— Ну, учебный год начнется 15 августа. Все дети придут и ваша дочка пусть приходит. С учительницей они уже познакомились на прошлой неделе.— А заявление, справка о регистрации по месту жительства, прививочный сертификат, реакция манту, медосмотр или хотя бы свидетельство о рождении или подтверждение уровня владения шведским языком на соответствующем уровне?— …Просто приходите.
Так выглядит школа со стороны улицы. Парковка для велосипедов и справа, и слева, и сбоку почти пустая, потому что уже четыре часа вечера. Ребенок ждет школьный автобус, для которого сделана выделенная полоса.Во второй класс ребенок пошел примерно с таким же объемом формальностей. И даже попытка получить список «купить к школе» — провалилась. Правильный ответ «ничего». Разве что одежда на случай дождя, больше напоминающая водолазный костюм, чашка, да фрукт с собой на переменку. Неплохо бы, чтобы ребенок помнил про сменку или физкультурную форму, но если забыл, то будет ходить босиком.
Учебники, тетради, ручки, карандаши — всё выдается в школе. От родителей только одежда и сам ребенок.Коридор с раздевалкой для одного класса, местом для резиновых сапог и сушильными шкафами.Напротив каждого класса размещены вешалки. Ребенку выделено семь крючков, место на полке для сменной и уличной обуви, корзина для запасного белья. Когда несколько часов в день дети проводят на улице, очень полезно иметь в школе запасное всё, начиная с трусов и заканчивая перчатками. Рядом стойка для резиновых сапог и сушильный шкаф. В углу первый этап сортировки потерянных вещей. Через некоторое время они переедут в подвал, а еще через два месяца будут отданы Красному кресту. Эта фраза в методичке родителям звучит почти как угроза, но я могу их понять. Дети регулярно теряют детали гардероба, включая уличные ботинки и носки.
Школьной формы нет. Белых бантов на первое сентября нет. Цветов нет.Учители летом ходят в шортах, а одна из наших фрёкен щеголяет не только татуировками, но и тоннелями в ушах. В нулевом классе учителя спокойно уезжали в отпуск посреди учебного года — могут себе позволить, ведь с классом работает не менее двух человек и сильно развит институт замещающих учителей.
Правда в прошлом году началась тирания: ровно в восемь начинается образовательный процесс. Что поделать. Новый директор-садист запретил учителям фланировать с кофе по коридорам, если уроки уже пять минут как должны идти.
Родительский комитет есть, как и подарки учителям на рождество и окончание учебного года. Сумма была примерно 40 крон с ребенка, что немного дешевле билета на автобус. На эти деньги можно купить бутылку кефира и полбатона.
За неделю до начала учебного года я получила письмо от нашей учительницы. Она рассказала про то, как будет рада нас всех видеть, что в классе будут два новых ученика (девочка приходила знакомиться еще летом, и её ждут, а мальчик перешел только сейчас), и что 21 августа мы встречаемся в восемь утра в классе, к девяти дети выходят на улицу слушать директора, а потом учебный день до двенадцати.
Отлично! Тем более, что за неделю до этого моя дочь уже начала ходить на продленку, чтобы адаптироваться к новым условиям. Второй класс переехал со второго этажа на четвертый (хотя главный учитель остался прежним) и продленка теперь будет общая не с младшими, а со старшими детьми, то есть с третьим классом.
В 9:00 в школьном дворе собрались 350 учеников школы (в этой школе учатся только с 0 по 6 класс. Старшая средняя школа расположена в другом здании, так бывает довольно часто), сотрудники и два десятка родителей. Старшеклассники нестройно спели, директор поприветствовал гостей, вызвал на сцену всех сотрудников школы и представил их (включая вахтера, сотрудников столовой и социальных педагогов). Я с удовольствием насчитала шесть мужчин, не считая самого директора. В основном они будут работать с учениками 4–6 классов. Из учителей-предметников были только физрук и учитель музыки. Остальные парами работают с классами и/или продленкой.
Потом директор пообещал ученикам мороженое, старшеклассники сделали «ручеёк» для первоклашек и те пошли на первый урок, а остальные дети остались во дворе общаться.
В этот раз торжественное начало учебного года было по сильно сокращенной программе. Даже флаг был уже поднят и никто не пел гимн.
В 12 часов из класса выскочил счастливый ребенок, потрясая комплектом бумаг. В него вошли:1) Анкета с контактными данными обоих родителей и тех, кто может забирать ребенка из школы.2) Желаемое расписание продленки (указываются рабочие часы обоих родителей, время нахождения ребенка в школе, родной язык. Документ подписывается обоими родителями).3) Добро пожаловать: краткая выдержка из расписания (и примечание, что расписание условное), контакты педагогов, деление на подгруппы и обещание ввода в действие новой информационной системы «Школа 24».
Важная информация для родителей4) Информация от физрука для учеников 2–6 класса: пожалуйста носите физкультурную форму! Иногда мы будем заниматься на улице! Не забывайте полотенца — дети принимают душ после занятий — и подписанную бутылку для воды. В первом классе не было отдельного физрука.5) Записка от учителей плавания, подписанная «С наилучшими пожеланиями плавательных фрёкен Анетта Сесилия Сара и Сюзанна». На целой странице они рассказывают о том, как будут учить детей плавать, и что если ваш личный ребенок умеет перемещаться в воде в заданном направлении, то это еще не значит, что он умеет плавать, поэтому учиться будет вместе со всеми.
Говорят, что через несколько лет будут занятия по плаванию в одежде. Надеюсь, что в море их не выкинут ради тренировки. Холодно тут в море. Очень.
6) Красивое цветное расписание. Настоящее расписание уроков, в котором ничего не понятно и которое не очень-то будет исполняться, но оно есть. В 1 классе оно выглядело как «тут мы чему-то учимся, тут переменка, тут едим, тут физкультура (пожалуйста кроссовки и полотенца!), а по понедельникам это все не считается, потому что мы ходим в лес».7) Брошюра о восемнадцати листах про школьную жизнь — главный родительский справочник на год.
Так выглядит расписание второклашек в школе ФонтинМедосмотра нет, реакцию манту не требуют, как и прививочный сертификат. Заявление на дополнительные занятия родным языком я написала еще весной, а школьный автобус нам не нужен.
Мой ребенок все так же ходит в школу с рюкзаком, набитым камнями, поделками и фруктами примерно к восьми утра (даже к половине восьмого, потому что в это время все на улице и можно погулять перед школой), знать не зная, что такое дневник и домашние задания.
А я жду первое родительское собрание и очень хочу поговорить со специальным педагогом, который будет помогать моему ребенку в изучении шведского языка. Надо же обсудить общие цели и способы их достижения.
Если вас заинтересовала тема, и вы хотите что-то спросить или уточнить, напишите нам по адресу [email protected] или оставьте комментарий под этой публикацией в соцсетях: VK, Facebook, Одноклассники, Google+И, конечно, следите за следующими публикациями этой серии!