Категории письменных обращений граждан
11.Обращения граждан. Виды обращений
Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Такое право граждан является одним из важнейших элементов их административно-правового статуса.
Обращения граждан могут быть трех видов.
Предложение — обращение граждан в государственные органы или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъектных прав или нарушением законных интересов граждан. Предложения направлены на совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.
Заявление — обращение граждан с просьбой об удовлетворении каких-либо прав или законных интересов, не связанных с их нарушением.
Жалоба — устные или письменные, коллективные или индивидуальные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов гражданина либо общественных интересов.
12.Общее право жалобы, которым обладает любой гражданин, реализуется в соответствии с Федеральным законом от 27.04.93 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии со ст. 1 указанного закона каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относятся те, в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности;
- действие (решение) повлекло за собой перечисленные последствия.
Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.
Гражданин вправе по своему выбору обжаловать ущемляющие его права и свободы действия (решения):
- в судебном порядке;
- в порядке подчиненности органу, должностному лицу, государственному служащему.
В административном порядке жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы в административном порядке отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. В судебном порядке жалоба рассматривается по принципам гражданского судопроизводства.
Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:
три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
13.Специальное право жалобы дополняет общее право жалобы и устанавливается особыми административно-правовыми актами — КоАП, ТК, Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил, Уставом железных дорог и т.д. Порядок обращения граждан в данном случае, срок подачи и рассмотрения жалобы, особенности процедуры рассмотрения и многие другие вопросы регламентируются указанными специальными актами.
Специальная жалоба – позволяет учитывать особенности правового статуса граждан как лиц выполняющих те или иные функции, как участников трудовых или юрисдикционных отношений. Особенности и отличия от общей жалобы: 1) специальная жалоба может быть подана только лицом привлеченным к ответственности, потерпевшим или адвокатом ст. 250, 256 КоАП. 2) Может быть только письменной. Для общей жалобы форма не установлена. 3) Адресатом специальной административной жалобы выступают вышестоящие органы. Круг общей жалобы значительно шире. 4) специальная жалоба должна быть направлена адресату в течение 10 дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания. 5) подача в установленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания. Ст. 270 КоАП. 6) Специальная жалоба подается через орган, вынесший постановление, который обязан в течение 3 суток направить ее вместе с делом по подведомственности. ч2 ст. 267. 7) Жалоба рассматривается уполномоченным органом в 10-тидневный срок. Для общей - иные сроки. Т.о. право на специальную жалобу уже права на общую жалобу. Цель состоит в том, чтоб в более сжатые сроки рассматривать жалобы постановлений о наложении административного взыскания, чтобы усилить контроль за правами граждан.
§3. Виды обращений граждан
Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина – одна из приоритетных задач в области национальной безопасности Российской Федерации. Как известно, без надежной защиты прав, свобод и законных интересов человека невозможно нормальное развитие и существование ни одного современного государства. Без должного оперативного реагирования на обращения граждан в государственные и правоохранительные органы, в частности в органы внутренних дел, не представляется возможным составить картину состояния правопорядка в стране и принимать адекватные и эффективные меры к стабилизации сложившегося положения.
Под обращением понимается далеко не каждое послание гражданина в органы государственной власти. Обращение – это юридический акт, представляющий собой действие гражданина, которое сознательно направлено на создание юридических последствий44.
Таким образом, направляя в орган государственной власти, орган местного самоуправления обращение гражданин осознанно вступает в определенное правоотношение, следовательно, обращением стоит считать только то посланием, которое в итоге побуждает государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо к юридически значимым действиям.
Анализ научной литературы и нормативных правовых актов свидетельствует об отсутствии в настоящее время единообразия в определении таких понятий как «обращение гражданина», «заявление гражданина», «предложение гражданина» и «жалоба гражданина». Актуальность и значимость понятийного аппарата в целом не вызывает сомнений. Единообразие в толкования понятий необходимо как для научных исследований, так и в практической деятельности органов внутренних дел по принятия, рассмотрению и разрешению различных обращений граждан. Стоит отметить, что в различных источниках данные понятия толкуются по-разному, зачастую используются в разных контекстах, что в итоге может привести к негативным последствия и породить неадекватное реагирование органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц45.
Конкретные и точные определения понятий уменьшают возможность различных толкований, следовательно, сужают простор для нарушения законности.
Рассматривая вопрос о классификации обращений граждан, стоит отметить, что ученые и практики не пришли к единому мнению. В настоящее время выделяют лишь «основные» классификации обращений граждан. Вопрос о классификации обращений граждан является не сугубо научным, он также несет в себе большое практическое значение в условиях продолжающейся кодификации законодательства, регламентирующего обращения в Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации в статье 33 предусматривает возможность граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также их должностным лицам46.
Под индивидуальными обращениями стоит понимать, обращения, исходящие от одного лица. Кроме того, индивидуальные обращения могут предусматривать особый порядок приема, установленный для отдельных категорий лиц. Как правило, данные категории закреплены в законах субъектов Российской Федерации, к ним в частности относят ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых действий, инвалиды I и II групп, их законные представители, семьи, имеющие детей-инвалидов; беременные женщины; граждане, пришедшие на прием с детьми в возрасте до трех лет. Стоит отметить, что руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления имеют право самостоятельно определять дополнительные категории граждан, имеющих право на внеочередной личный прием47.
Под коллективными обращениями граждан принято понимать обращение двух или более лиц, сформулированное в едином документе или на личном приеме группой граждан. Также коллективным будет считаться обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания. Как правило, коллективные обращения граждан затрагивают как личные вопросы, так и вопросы, касающиеся общественной жизни. Зачастую коллективные обращения способствуют разрешению назревающих социальных конфликтов, а также предупреждению массовых акций протеста со стороны граждан48.
Стоит отметить, что индивидуальность или же коллективность обращения зависит напрямую только от субъекта волеизъявления, а не от формы или содержания обращения.
В зависимости от объективной стороны волеизъявления или формы обращения современные ученые выделяют устные и письменные обращения граждан.
Устные обращения граждан, как правило, направляются в том случае, когда нужно быстро довести необходимую информация до государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также добиться скорейшего принятия решения по обращению. Устные обращения граждан подразделяются на личные, то есть адресуемые на личном приеме, а также переданные через средства связи (такие как телефон, сеть Интернет)49. А.В. Минашкин отмечает, что устные обращения рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны или установлены50.
Наряду с устной формой существует письменная форма обращений граждан, имеющая такую же юридическую значимость. Письменные обращения граждан в органы государственной власти или органы местного самоуправления являются наиболее актуальными в том случае, когда заявитель излагает большое количество информации в своем обращении, или же прилагает к обращению документы51.
Федеральный закон от 02.05.2006 года № 59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает, что письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием даты, фамилии, имени, отчества (при его наличии), почтового адреса, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения и помимо существа обращения должно содержать либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица52. В случае неполного указания контактной информации обратившегося, ответ на обращение не дается.
Стоит отметить, что в практике успешно закрепилась и функционирует смешанная форма обращений граждан или «устно-письменная форма». Актуальна данная форма обращения граждан в том случае, когда необходимо устно обратится к конкретному должностному лицу, а также в письменной форме приложить к обращению определенные важные сведения.
Следующей формой обращения граждан, отвечающей современному развитию технологий, является обращения граждан в органы государственной власти или органы местного самоуправления в форме электронного документа. Данное обращение подлежит обязательному рассмотрению. В нем гражданин указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме53.
В настоящее время завершены мероприятия по переводу государственной услуги по приему, регистрации и разрешению обращений граждан в территориальные органы внутренних дел обращений в электронный вид. В 2013 году в территориальные органы МВД России поступило 3600 обращений в электронном виде. Создана автоматизированная информационная система электронных обращений граждан Государственной информационной системы «Правоохранительный портал Российской Федерации», который позволяет выполнять процедуру получения и обработки сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях в автоматизированном режиме, а также предоставляет возможность заявителю осуществлять контроль за исполнением указанной государственной услуги54.
В целях полной реализации принципа открытости, своевременного реагирования на сообщения граждан, взаимодействия с гражданским обществом, а также повышения доверия к органам внутренних дел Российской Федерации организовано бесперебойное функционирование телефона доверия, входящего в систему горячей линии МВД России.
Позвонить по телефону доверия можно из любой точки края бесплатно. Причём это касается звонков, как со стационарных, так и с мобильных телефонов, вне зависимости от оператора сотовой связи. Все поступившие таким образом сообщения проверяются и граждане, обратившиеся с той или иной проблемой, получают ответы в установленные законом сроки, то есть не позднее 30 дней с момента обращения55.
Неэффективным, по мнению правоприменителей, является обращение граждан, опубликованное в средствах массовой информации (СМИ). Неактуальность данной формы обращений граждан проявляется, во-первых, потому что нет гарантии, что должностное лицо к которому обращено данное сообщение прочтет его в СМИ, во-вторых, чтобы стать полноправным субъектом реализации права на обращения СМИ должно быть официально зарегистрировано56.
В качестве особого вида обращений выделяют анонимные обращения граждан. Анонимные обращения не подлежат рассмотрению за исключением обращений, содержащих сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии или лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем57.
Следующая классификация обращений граждан «по содержанию» позволяет выделить множество видов обращений. Стоит отметить, что Федеральный закон от 02.05.2006 года № 59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в качестве основных видов, относящихся к данной группе выделяет:
предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц58.
Стоит отметить, что на практике широко распространены случаи, когда автор обращения комбинирует в содержании сразу несколько видов. В связи с этим необходимо разграничить основные виды обращений граждан. Так «предложение» и «жалоба» четко различаются по предмету обращения. Жалоба – требование обратившегося о защите и восстановление его нарушенных прав. Предложение – просьба или требование обратить внимание на несовершенство правового регулирования общественных отношений и принять меры. По мнению ученых, куда сложней разграничить понятия «жалоба» и «заявление». Необходимо более подробно разобрать предмет и содержание данных понятий для уяснения различия между ними. Предметом заявления будет являться осуществление через государственные и иные организации предоставленных гражданам действующим законодательством прав, свобод и законных интересов. Предмет жалобы – это требование о защите и восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов, обращенное к государственным органам и организациям, органам местного самоуправления или должностным лицам.
Отличая по содержанию заявление от жалобы, замечаем, что:
заявление – это обращение к указанным адресатам с просьбой личного или общественного характера, не связанной с нарушением субъективных прав и законных интересов заявителя;
заявление, поданное по поводу каких-либо нарушений нормальной деятельности адресатов, не затрагивающих прав и интересов заявителя;
заявление может содержать сведения о каких-либо нарушениях, злоупотреблениях должностных лиц, не затрагивающих прав и интересов заявителя59.
В любом случае, даже при наличии затруднений в определении гражданами вида обращения, как указывает В.И. Ремнев, вывод о наличии того или иного обращения является обязанностью работника аппарата соответствующего органа или организации.
В заключение параграфа необходимо подчеркнуть, что законодательством Российской Федерации предусмотрено множество видов обращений граждан, выделенных по различным основаниям (повторность, содержание, форма, предмет обращения). Федеральный закон от 02.05.2006 № 59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в качестве основных видов выделяет: предложение, заявление и жалобу. В практике рассмотрения обращений нередко возникают проблемы с разграничением данных видов обращений. Необходимо четно уяснить предмет каждого из видов обращений. Так, предложение – это просьба или требование обратить внимание на несовершенство правового регулирования общественных отношений и принять меры. Предметом заявления будет являться осуществление через государственные и иные организации предоставленных гражданам действующим законодательством прав, свобод и законных интересов. Предмет жалобы – это требование о защите и восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов, обращенное к государственным органам и организациям, органам местного самоуправления или должностным лицам. Таким образом, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления должны четно отграничивать каждое из понятий для эффективной работы по рассмотрению обращений граждан.
Виды обращений и порядок рассмотрения обращений граждан
Виды обращений
Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определены следующие виды обращений:
- Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
- Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
- Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Порядок рассмотрения обращений граждан
Деятельность следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в этом направлении регламентируется: Конституцией Российской Федерации; Положением о Следственном комитете при прокуратуре Российской федерации; Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения Граждан Российской Федерации»; Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации; Приказами и указаниями Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и руководителя Следственного управления Следственного
комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).
В органах следственного управления по Республике Саха (Якутия) в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушениях уголовно-процессуального законодательства на территории области, поступившие от граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также должностных и других лиц.
Письменное обращение должно содержать фамилию, имя, отчество, адрес, наименование органа или должностного лица, которым оно направлено, изложение существа вопроса, указание на нарушения, по мнению заявителя, закон, дату и личную подпись.
На обращение, не содержащее сведений о лице, направившем его, а также на обращение с неразличимым текстом ответы не даются.
Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешении (об органе, принявшем обжалуемое решение, о времени его принятия и т.д.), возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда для этого следует обратиться.
Не подлежат разрешению запросы и обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в деятельность органов Следственного комитета РФ по расследованию уголовных дел. Об этом автору обращения направляется мотивированное сообщение.
Обращение, в котором содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, может быть оставлено без ответа по существу, с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой.
На обращения, содержащие угрозы жизни, причинения вреда здоровью или имуществу должностного лица или членов его семьи, ответ по существу также не дается. Они передаются в органы внутренних дел по месту жительства заявителя для принятия соответствующих мер реагирования.
Без разрешения может быть оставлено обращение, которое по содержанию лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания.
Прекращение переписки с заявителем возможно, если: повторное обращение не содержит новых доводов и данных о нарушении закона, а изложенное ранее полно и объективно неоднократно проверялось и ответы даны в установленном порядке правомочным должностным лицом следственного органа Следственного комитета.
По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Письменное решение о предоставлении заявителю возможности для ознакомления с материалами и отдельными документами принимают должностные лица, правомочные принимать решения по существу обращения.
Обращения граждан, должностных и других лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации.
Обращения военнослужащих и членов их семей, поступающие в Следственный комитет, его следственные органы по субъектам Российской Федерации разрешаются не позднее 15 дней, а в иные следственные органы – не позднее 7 дней со дня их поступления.
При отказе в удовлетворении обращений граждан ответ должен быть мотивирован и понятен. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован.
В зданиях, занимаемых следственными органами, устанавливаются ящики «Для обращений и заявлений», которые размещаются в доступных для заявителей местах. Корреспонденция из них извлекается ежедневно специально назначенными работниками, а затем передается на регистрацию и рассмотрение
Подразделения на карте Интернет-приемная- Телефон доверия: 8 (4112) 40-31-74
- Телефон: 8 (4112) 40-32-61
- Телефонная линия Ребенок в опасности: 123
- Адрес: 677000 Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ул. Петровского, 19/2, электронный адрес: [email protected]
- Приемная Председателя Следственного комитета России: 677000 Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ул. Петровского, 19/2, каб. 104. Телефон: 8 (4112) 40-31-87. Время работы с 09.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 14.00
Виды обращений граждан в органы государственной власти и порядок их рассмотрения
В практике существуют различные виды обращений граждан, которые регламентируются Федеральным законом 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления и к должностному лицу.[22]
В законе закреплены три вида обращений: предложение, заявление и жалоба и даны им определения.
Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, по совершенствованию деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.[23]
Особое место занимают предложения, направленные на изменение законодательства. Такие предложения изучаются, обобщаются, рассматриваются соответствующими структурными подразделениями и должны учитываться в процессе нормотворческой деятельности.
Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, сообщение о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, критика деятельности этих органов и должностных лиц.[24]
С заявлением, к примеру, в государственный орган может обратиться гражданин, нуждающийся в финансовой поддержке на дорогостоящее лечение ребенка. Граждане могут просить изменить или добавить маршрут автобуса, заняться благоустройством придомовой территории и т.п.
Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов прав, свобод или законных интересов других лиц.
Например: жалоба жильцов об отсутствии водоснабжения многоквартирного жилого дома.
При рассмотрении жалобы в административном порядке должностное лицо, принимая решение по жалобе на акты управления, проверяет их не только на соответствие требованиям законности, но и целесообразности. При рассмотрении жалобы в судебном порядке судья проверяет их только на соответствие требованиям законности.
Разграничение между жалобой и заявлением должно проводится по иным основаниям. Предметом заявления является не обжалование каких-либо нарушений субъективных прав и интересов, а, во-первых, реализация через соответствующие органы законных прав и интересов граждан, и, во-вторых, реализация права на участие в управлении делами государства путём информирования о различных недостатках, недочётах, злоупотреблениях. Иными словами, заявления граждан не связаны с имевшими место нарушениями конкретных субъективных прав и интересов. Отказ же в удовлетворении этих прав и интересов и порождает жалобу (то есть действие, направленное на защиту частного интереса).
По форме подачи обращения бывают:
- Устные, в том числе, когда гражданин обращается на личном приеме, по телефону, on-line или на публичных мероприятиях. Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не регулирует порядок рассмотрения обращений по телефонам горячей линии и Интернет конференциям с участием Президента РФ, Председателя Правительства и других высших должностных лиц Российской Федерации и ее субъектов.
- Письменные, поданные с помощью традиционного почтового отправления, по факсимильной связи, телеграммой, фельдъегерской службой, электронные, при помощи СМИ.
По числу лиц, направивших обращение:
· Единоличные
· Коллективные.
В базовом федеральном законе понятие коллективного обращения не дается, но закреплена возможность подачи обращения группой лиц. В инструкциях различных органов государственной власти, определяющих порядок работы с обращениями граждан, даны различные определения коллективных обращений.
Коллективное обращение – это обращение двух или более граждан в письменной форме, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге или собрании, имеющее общественный интерес.[25]
Коллективное обращение - обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на митинге или собрании путем голосования (подписанное инициаторами коллективного обращения) или путем сбора подписей.[26]
В ведомственных инструкциях закреплены виды обращений, встречающиеся на практике. Отнесение таких обращений к тому или иному виду меняет порядок работы с таким обращением. К таким видам обращений относятся: первичное, повторное, аналогичное, анонимное, многократное, некорректное по содержанию или изложению, заведомо ложное обращение и др. Закон не определяет какие обращения считать многократными? Поданное более 2х или 3х или более число раз.
По причинам, послужившим основанием для подачи обращения:
· гражданская инициатива, направленная на улучшение государственного управления, восполнения пробелов правового регулирования,
· выявленные недостатки в качестве и порядке осуществления государственной власти,
· получение необходимой информации, получение государственных услуг, реализация прав и свобод,
· признание за гражданином определенного статуса, нарушение прав и свобод граждан, препятствия к реализации прав свобод,
· незаконное привлечение к ответственности, необходимость проведения общественных реформ
· изменения нормативного регулирования, обозначение своего мнения и др.
Одной из интересных, но нормативно не закрепленных видов обращений является открытое письмо.
Открытое письмо — специфический вид обращения к определенным властным структурам в прессе (в настоящее время в сети Интернет), предназначенный для широкой огласки. С ними выступает гражданин или группа лиц, не обладающие властными полномочиями (работники науки, культуры, представители мелкого, среднего и крупного бизнеса др. категории граждан) с целью повлиять на общественные процессы или публично значимые, по их мнению, ситуации. Такими обращениями осуществляется попытка публично обозначить возникшую проблему не только перед системой государственного управления, но и перед общественностью. Публикуются с подписями отдельных участников или групп, в которые они объединены.
Открытые письма пользуются популярностью среди населения. Они позволяют гражданам свободно в масштабах всей страны говорить о проблемах, не обращаясь непосредственно к властным структурам. Однако в большинстве случаев откликаются на открытые письма обычные граждане. Так как данный вид обращений не получил законодательного закрепления, нет никаких гарантий, что гражданин получит ответ по существу поставленных вопросов, законодательством не закреплена ответственность за бездействие со стороны адресата открытого письма. На наш взгляд необходимо включить открытое письмо в обязательный общефедеральный список видов обращений граждан.