Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Исландия входит в евросоюз


Исландия официально отказалась от вступления в ЕС

Власти Исландии официально отозвали заявку на вступление страны в Европейский Союз, поданную в 2009 году. Об этом сообщается в четверг, 12 марта, на сайте МИД Исландии.

Об отзыве заявки Эдгара Ринкевича, главу МИД Латвии, председательствующей в Совете ЕС, уведомил в ходе встречи министр иностранных дел Исландии Гуннар Браги Свенссон. Он передал Ринкевичу письмо в адрес руководства ЕС об отказе Рейкьявика от возобновления переговоров о вступлении в Евросоюз.

«Таким образом, правительство считает, что Исландия уже не является страной-кандидатом (на вступление в Евросоюз), и просит ЕС в дальнейшем действовать в соответствии с этим решением», — говорится в сообщении.

Свенссон подчеркнул в ходе встречи, что решение Исландии отменяет обязательства, принятые перед Евросоюзом прежним правительством. Вместе с тем он выразил желание укреплять сотрудничество между Рейкьявиком и Брюсселем.

В свою очередь, Ринкевич подчеркнул, что уважает решение исландского правительства, и поддержал курс на «позитивное и тесное» сотрудничество между ЕС и Исландией.

Исландия подала заявку на вступление в Евросоюз в июле 2009 года после того, как оказалась в тяжелейшем экономическом положении. В то время высказывались идеи, что присоединение может обеспечить большую стабильность экономике страны и предотвратить кризисы, подобные кризису 2008 года.

Переговоры о вступлении начались в 2010 году. Однако уже в 2013-м новое правительство Исландии, сформированное правоцентристской коалицией, в которую входят Партия независимости и Прогрессивная партия, приняло решение приостановить переговоры с Брюсселем о вступлении в Евросоюз и вынести этот вопрос на референдум. Напряженность между Евросоюзом и Исландией была вызвана политикой ЕС в отношении рыбной ловли, а именно квотой на вылов рыбы, которая не устраивала исландские власти.

В феврале 2014 года парламент Исландии поддержал инициативу министра иностранных дел страны Гуннара Браги Свенссона об окончательном отказе от присоединения к Евросоюзу. Тогда же было решено отказаться от проведения референдума по вопросу о евроинтеграции. После этого в Рейкьявике прошла акция протеста против отказа от евроинтеграции, в которой приняли участие около 3500 человек.

В январе 2015 года премьер-министр Исландии Сигмундур Давид Гуннлаугссон заявил, что уже в ближайшее время будет объявлено об отказе от вступления в ЕС.

Исландия и Европейский союз: рыба и банки

История вступления Исландии в Европейский союз оказалась короткой, и, в значительной степени, результат можно было предсказать заранее: через шесть лет после подачи заявки Исландия ее отозвала и прекратила переговоры о присоединении к ЕС.

История вступления Исландии в Европейский союз оказалась короткой, и, в значительной степени, результат можно было предсказать заранее: через шесть лет после подачи заявки Исландия ее отозвала и прекратила переговоры о присоединении к ЕС.

Исландия в отличие от большинства стран Европы никогда не стремилась к членству в Европейском союзе. Однако вследствие финансового кризиса, пришедшего из Соединенных Штатов в начале 2009 г., банковская система Исландии оказалась на грани краха, что привело к смене правительства. Поскольку на начальном этапе кризиса страна пострадала гораздо сильнее, чем государства еврозоны, активизировались разговоры о возможности вступления в ЕС, рассматриваемом как гарантия финансовой устойчивости в будущем. Пришедшее к власти левое правительство во главе с премьер-министром Й.Сигурдардоттир выступило за присоединение Исландии к Европейскому союзу. В середине июля 2009 г. исландский парламент с небольшим перевесом голосов проголосовал за подачу заявки на вступление в ЕС и уполномочил правительство страны начать процедуру присоединения. В конце июля 2009 г. Исландия подала официальную заявку на вступление в Европейский союз.

Для Европейского союза Исландия – один из наиболее желаемых и, на первый взгляд, беспроблемных кандидатов: страна с очень высоким уровнем жизни, старейшая демократия в Европе, тесно связанная с другими северными странами, входит в Европейское экономическое пространство (ЕЭП) и шенгенскую зону. Будучи участником этих проектов, Исландия уже инкорпорировала в свое национальное право 2/3 законодательных норм ЕС. Кроме того, эта страна – один из мировых лидеров по использованию гидроэнергетических и геотермальных ресурсов, поэтому ее опыт представляет значительный интерес для ЕС в рамках реализации программы «20-20-20» или энерго-климатического пакета (1, 2).

Однако, несмотря на длительное членство Исландии в ЕЭП и шенгенской зоне, различия в интересах не исчезли. Первым камнем преткновения стали квоты на вылов рыбы, определяемые Европейской комиссией. Защита биологического разнообразия моря находится в исключительной компетенции ЕС, и национальные государства не имеют здесь никаких полномочий. Однако рыбный промысел – одна из главных отраслей экономики Исландии, дающая около 40% экспортных доходов и 8% рабочих мест, поэтому страна не заинтересована во введении ограничений в данной сфере. Данную проблему обсуждали и в ЕС. По мнению бывшего члена Европейской Комиссии О. Рена, ответственного за расширение, «такие вопросы, как рыбный промысел и сельское хозяйство, весьма чувствительны для Исландии и для Евросоюза. Исландия соответствует более чем половине критериев, которые ЕС предъявляет стране-кандидату. Тем не менее переговоры могут оказаться довольно сложными». Разногласия по проблеме объемов вылова рыбы между ЕС и Исландией вылились в так называемые «макрелевые войны», когда Комиссия обвинила Исландию в чрезмерном вылове скумбрии в Северном море, который не учитывает возможность ее воспроизводства и интересы стран ЕС, также занимающихся этим промыслом. Исландия заявляла, что имеет богатый практический опыт в рыболовецком промысле и поддерживании необходимого природного баланса. Разногласия существуют также по вопросу доступа судов государств-членов ЕС в территориальные воды Исландии для ловли рыбы.

Во-вторых, Исландия, наряду с некоторыми другими странами, не присоединилась к запрету на охоту на китов, аргументируя это существующими национальными традициями. Европейский союз занимает в этом вопросе очень жесткую позицию и последовательно критикует все страны, в том числе и Исландию, которые занимаются китобойным промыслом.

В-третьих, существует нерешенная проблема выплаты компенсаций иностранным вкладчикам исландских банков. При крахе Ландбанка пострадали не только граждане Исландии, но и иностранцы, которые охотно вкладывали деньги в доходные исландские активы. Пострадавшие больше других, Великобритания и Нидерланды выступили в защиту своих подданных, компенсировав их потери, но пригрозили наложить вето на вступление Исландии в ЕС, если та не возместит их расходы. Два раза исландское правительство, руководимое социал-демократами, принимало решение о требуемых выплатах, и каждый раз исландцы выходили на улицы, протестуя против использования средств госбюджета Исландии на компенсации иностранным вкладчикам. Под давлением общественного мнения президент страны оба раза отказывался подписать соответствующий закон. Позже на стороне Исландии выступил Международный Суд.

В целом складывается впечатление, что Исландия не была заинтересована в поиске компромисса с ЕС по указанным проблемам, а напротив, четко отстаивала свои национальные интересы. В апреле 2013 г. правительство Исландии приостановило переговоры с ЕС, аргументируя этот шаг подготовкой к общенациональным выборам. К этому моменту были открыты переговоры по 27 из 35 глав, требующих согласования, по 11 главам они уже были успешно завершены. Однако по самым сложным вопросам, в том числе касающимся сельского хозяйства и рыболовства, а также свободного движения капитала, обсуждение даже не было начато.

С другой стороны, экономика Исландии последние четыре года постепенно преодолевала последствия кризиса. В пиковом 2009 г. падение ВВП страны составило 6,6%, инфляция достигла 16,3%, уровень безработицы приблизился к 10% трудоспособного населения, исландская крона была девальвирована почти на 50 %. В такой ситуации присоединение к еще стабильной зоне евро казалось привлекательным вариантом решения проблем. После принятия нестандартных мер по выходу из кризиса и помощи МВФ и стран Северной Европы экономика страны стала достаточно быстро выправляться. В 2011-2014 гг. в стране наблюдался стабильный экономический рост, составивший 2,7% в 2011 г. и 1,9% в 2014 г. Инфляция сократилась почти в три раза – до 6% в 2012 г. Уровень безработицы также удалось существенно снизить: последние два года он находится на отметке 5,5%, что значительно ниже, чем в большинстве стран ЕС. Прогнозы статистического агентства Евростат для Исландии на ближайшие годы весьма позитивны. ВНП на душу населения по ППС за время кризиса хотя и сократился в абсолютных цифрах, но относительно среднего по ЕС составляет те же 130%, что и в 2002 г. Экономические успехи Исландии выглядят особенно впечатляющими на фоне тяжелого кризиса в зоне евро, присоединение к которой было одной из целей при подаче заявки на вступление. Изменилась не только экономическая ситуация в Исландии и в зоне евро, изменились и настроения в исландском обществе. По данным Евробарометра, в 2013 г. членство Исландии в ЕС считали хорошей идеей 24% населения страны, плохой – 42%.

Выборы, прошедшие в Исландии в апреле 2013 г., привели к созданию правоцентристского правительства, которое немедленно заявило о замораживании переговоров о вступлении в ЕС. В этом решении нашли отражение и существующие противоречия между Исландией и ЕС и опасения, связанные с внутренней трансформацией ЕС. Как заявил новый премьер-министр страны С. Гунлаугсон, «ситуация с тех пор, как Исландия запросила членство, очень сильно изменилась» (Euronews 23.05.2013). Правоцентристы решили сначала в целом оценить ситуацию в ЕС, а затем подумать о продолжении переговоров. Действительно, процессы трансформации ЕС в настоящее время идут весьма активно. Претенденты на вступление в ЕС не могут быть уверены, что завтра они войдут в такой же союз, каким он был вчера, когда велись переговоры. Государства-кандидаты в обязательном порядке должны выполнять требования Евросоюза, если они заинтересованы стать его полноправными членами.

Тем временем Евробарометр зафиксировал некоторое улучшение позиции граждан Исландии в отношении в ЕС. Опрос, проведенный весной 2014 г., показал, что членство Исландии в ЕС считали хорошей идеей 36% населения страны, плохой – 29%. Однако для возобновления переговоров таких результатов было явно недостаточно, особенно в контексте положительного исхода референдума о присоединении к ЕС, результаты которого, скорее всего, были бы отрицательными.

Учитывая вышеизложенное, объявление правительством Исландии об отзыве заявки на вступление в ЕС 12 марта 2015 г. не стало неожиданным. Решение правительства становится еще более объяснимым, если учесть, что возглавляющая правительство Прогрессивная партия Исландии опирается, в первую очередь, на фермеров и рыбаков, которые негативно относятся к введению принятых в ЕС правил функционирования данных отраслей хозяйства. В то же время Исландия настаивает на поддержании тесных отношений с ЕС в рамках ЕЭП и шенгенской зоны, которые обеспечивают беспошлинный ввоз исландских товаров в страны ЕС, в том числе и продукции рыболовства, и свободный приток туристов и рабочей силы на остров.

Очевидно, что в случае с Исландией интеграционный проект ЕС не имеет для нее особой привлекательности. Этим можно объяснить как слабую заинтересованность страны в поиске компромисса по спорным вопросам, так и итоговое решение отозвать заявку на вступление. Для ЕС, безусловно, решение Исландии – весьма болезненный укол. Однако нужно понимать, что исландский случай эксклюзивный для стран Европы, в котором совпали специфические экономические, социальные и политические интересы. Процесс европейской интеграции предусматривает возможность гибких подходов к участию в интеграционных процессах, в том числе для стран, не имеющих полноправного членства в ЕС. Таким образом, страны, которые обоюдно с ЕС заинтересованы во взаимном сотрудничестве, но имеющие интересы, плохо совместимые с практикой Евросоюза, могут найти приемлемый для обеих сторон формат сотрудничества.

Исландия идет в Евросоюз

Власти Исландии начали первый раунд переговоров по вступлению Исландии в Евросоюз. Накануне в Брюсселе министр иностранных дел Исландии Оссур Скарфединссон обсудил четыре вопроса.

Алексей Чернега 28 июня 2011

Как сообщает European Voice, два из них касались образования и культуры, другие два – науки и исследований. Брюссель проверял соответствие исландского законодательства в этих сферах общеевропейскому. В итоге вопросы по поводу образования и культуры были закрыты практически сразу же. Всего Брюссель «протестирует» Рейкьявик на предмет соответствия по 35 параметрам.

Столь быстрое одобрение первых вопросов позволило Оссуру Скарфединссону заявить, что переговорный процесс не займет много времени. В Рейкьявике рассчитывают в течение года закрыть все 35 вопросов и уже в 2013 году стать полноправным членом ЕС.

Эксперты не разделяют такого оптимизма. По данным EUobserver, самый болезненный вопрос между Исландией и ЕС касается рыболовства. Брюссель требует от Рейкьявика пустить европейские рыболовные компании в территориальные воды Исландии, местные рыбаки этому, естественно, противятся.

Впрочем, глава исландского МИД считает, что Брюссель в этом вопросе может пойти на небольшую уступку. Так, например, было на переговорах с Норвегией в 1990 году, чьи рыбаки также не хотели пускать «конкурентов» в свои территориальные воды. В итоге власти ЕС проявили гибкость, но Норвегия все равно не вошла в ЕС – в 1994 году большинство жителей страны на референдуме высказались против евроинтеграции.

Исландия – самый молодой кандидат на вступление в ЕС: заявка была подана только в 2009 году. Для сравнения, Турция начала переговоры с Брюсселем в 1987 году, а в 1999-м получила статус кандидата на вступление. С тех пор переговорный процесс практически не сдвинулся с мертвой точки. Македония стала кандидатом в 1995 году, но спор с Грецией из-за названия до сих пор блокирует ее евроинтеграцию.

Как уже писал EUROMAG, решение начать переговоры с Исландией о вступлении власти ЕС одобрили ровно год назад – в июне 2010 года. Тогда же европейские оптимисты заявили, что именно Исландия станет 28-м членом союза, так как в отличие от всех других кандидатов страна уже входит и в Шенгенскую зону, и в Европейское экономическое пространство, а следовательно, все ее законы практически полностью адаптированы к европейскому законодательству. Но буквально на прошлой неделе Исландию обошла Хорватия – решив пограничный спор со Словенией, Хорватия открыла себе дверь в объединенную Европу. Полноправным членом союза она станет с 1 июля 2013 года.

А вот препятствий на пути Исландии в ЕС за последний год стало, наоборот, больше. Великобритания и Нидерланды заявили, что не пустят страну в союз до тех пор, пока Рейкьявик не расплатится по долгу в 4 млрд евро, который возник еще в 2008 году. Власти Исландии вернуть долг готовы, но против этого выступают граждане страны – два раза на референдуме они проголосовали против выплаты денег (EUROMAG подробно писал об этом). Аналитики считают, что именно это и станет главной причиной, которая надолго затянет процесс вступления Исландии в ЕС, – ни на какие уступки друг другу стороны конфликта идти не хотят.

Да и жители Исландии уже порядком охладели в своих симпатиях к объединенной Европе. Если в разгар кризиса сторонников евроинтеграции в стране было порядка 60%, то теперь их число упало почти вдвое.

Читайте также

Исландия больше не хочет в ЕС

The Guardian, Великобритания© AP Photo, Claudia Gazzini

— «Интересы страны требуют отказа от членства в союзе».— Заявку на вступление Исландия подала в 2009 году, когда экономический кризис нанес мощный удар по банковской системе.— Опросы показывают, что сопротивление этому вступлению усиливается.

Власти Исландии объявили об отзыве заявки на вступление страны в Евросоюз в соответствии с обещаниями, данными два года назад ее новым правительством евроскептиков.

Исландия подала заявку на вступление в ЕС в 2009 году, однако министр иностранных дел страны Гуннар Браги Свенссон (Gunnar Bragi Sveinsson) в своем заявлении отметил, что правоцентристское правительство проинформировало председательствующую в Евросоюзе Латвию и Еврокомиссию о своем решении аннулировать заявку.«Интересы страны требуют отказа от членства в Евросоюзе», — написал министр на своем вебсайте.

Исландия подала заявку на вступление в ЕС в 2009 году, когда у власти было правительство левых сил, а страна испытывала мощные потрясения от экономического кризиса, из-за которого исландская крона подешевела почти вдвое. Тогда членство в ЕС было для страны привлекательной перспективой.

Но главным препятствием на пути вступления в Евросоюз всегда считался вопрос о квотах на вылов рыбы, хотя на переговорах о вступлении его не поднимали ни разу.Рыбный промысел — важная составляющая исландской экономики, но между Брюсселем и Рейкьявиком никогда не было ясности в вопросе о том, как можно преодолеть разногласия в данном вопросе.В прошлом году на улицы исландской столицы вышли тысячи протестующих, которые потребовали провести референдум после того, как правительство заявило об отзыве заявки на вступление в ЕС без всенародного голосования.Но в последнее время опросы общественного мнения показывают, что сопротивление исландцев идее вступления в Евросоюз усиливается.Однако лидер социал-демократической оппозиции Арни Полл Арнассон (Arni Pall Arnasson) пожаловался на то, что правительство приняло это решение, не получив одобрения большинства в парламенте.

Когда к власти в 2013 году пришли центристская Прогрессивная партия и правая Партия независимости, они приостановили переговоры с Брюсселем.

Исландия заявила о своем желании поддерживать «тесные связи и сотрудничество» с ЕС, поскольку такие связи ей действительно выгодны. Остров в северной части Атлантики входит в европейскую безвизовую Шенгенскую зону и в Европейское экономическое пространство.Это дает Исландии возможность беспошлинно экспортировать морепродукты на континент и способствует развитию туризма, что крайне важно для притока в страну валютной выручки.Исландия с трудом, но выкарабкалась из глубокого кризиса своего раздутого финансового сектора в 2008 году, и теперь официальные цифры указывают на то, что ВВП страны в прошлом году вырос до рекордного уровня.При постоянных ценах ВВП Исландии в 2014 году увеличился на 1,9%, побив рекорд докризисного периода, о чем сообщило исландское статистическое бюро.Тем не менее, «ВВП в расчете на душу населения по-прежнему ниже, чем в 2008 году, и хотя нехватки рабочих мест нет, нам не хватает высокооплачиваемой работы, особенно для молодых выпускников», — сказал AFP профессор экономики Исландского университета Асгейр Йонссон (Asgeir Jonsson).Для многих исландцев вступление в ЕС не относится к числу важных приоритетов. Их больше беспокоит то, как вернуть кредиты, взятые в докризисный период, когда казалось, что экономика бурно развивается.Эта маленькая северная страна очень сильно пострадала от краха американского инвестиционного банка Lehman Brothers, который привел к банкротству три крупнейших банка Исландии.Не подвергаясь эффективному надзору, исландские банки массово брали дешевые кредиты за границей и набрали их в таких объемах, которые в несколько раз превышали годовой объем производства.

Исландия стала первой за 25 лет западноевропейской страной, которая обратилась за помощью в Международный валютный фонд, чтобы спасти свою потрепанную экономику.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Tweet

12:06 13/03/2015

Стометровое полотно с флагами Европейского союза© AP Photo, Claudia Gazzini

Агрегатор новостей 24СМИ


Смотрите также