Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность при наличии


Трудовая деятельность иностранных граждан в РФ в 2019 году

Необъятные просторы России манят большое количество иностранцев. Одним достаточно посетить нашу страну лишь в качестве туриста, а кто-то намерен задержаться подольше, чтобы найти временную или постоянную работу. И хоть законодатели стараются не создавать на пути заграничных специалистов непреодолимых преград, трудовая деятельность иностранных граждан в РФ имеет ряд особенностей, которые лучше изучить заранее.

Иностранный гражданин в РФ: кто такие и как различаются

Любой человек, не имеющий гражданского паспорта РФ, признается, в понимании российского законодательства, иностранцем или лицом без гражданства. В зависимости от намерений иностранец может узаконить свое пребывание в России несколькими способами:

Тем иностранцам, которые еще не планируют сменить гражданство, но уже намерены длительно проживать в стране, устроиться на работу проще всего. По сути, полученный ими вид на жительство приравнивает их во многих правах с гражданами РФ.

Узнайте подробнее как осуществляется работа с ВНЖ.

Тем трудоспособным лицам, которые не пробыли на территории России положенные 12 месяцев, можно устроиться к российско работодателю только на основании патента. Избежать необходимости его получения смогут лишь те, кто успел оформить временное разрешение на проживание.

Для счастливых обладателей такого штампа в паспорте существуют еще несколько особенностей при заключении контракта и оплате труда, подробно о них рассказывает статья о работе с РВП.

Нормативные акты

Основным документом, регламентирующим въезд и выезд иностранцев из России, является Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ. Трудовые отношения с иностранным элементом регулируются в РФ другим документом – Федеральным законом “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 25.07.2002 N 115-ФЗ

Оба нормативных акта разъясняют приезжающим из-за границы жителям порядок их въезда, пребывания и пересечения границы в обратном направлении. Кроме того, требования обоих законов в равной степени касаются и иностранных туристов, и трудовых мигрантов.

Работа иностранцев в РФ: основные права

Описанные в законе № 115-ФЗ трудовые права иностранцев в Российской Федерации полностью согласуются с требованиями Трудового кодекса РФ. Более того, ни один закон или договор о приеме на работу не может предоставить иностранному гражданину меньше прав, чем это гарантировано кодексом. А он утверждает, что приступить к работе в России может только совершеннолетний иностранец, легально пребывающий в стране и заранее позаботившийся о получении полного пакета разрешительных документов (патента, рабочей визы и разрешения на работу).

Равенство прав состоит и в том, что в случае рабочего конфликта для иностранца не предусмотрено каких-то особенных органов, куда может обратиться иностранный гражданин при нарушении его трудовых прав. При нежелательном развитии отношений с работодателем иностранцы точно так же могут привлечь к разбирательству трудового инспектора, прокуратуру или пойти с иском в суд.

Не ограничены заграничные специалисты и в праве защиты собственных интересов в соответствии с тезисами главы 59 ТК РФ.

Попытку максимально упростить приезжающим поиск работы и повысить их правовую защищенность можно усмотреть и в том, что в РФ в отношении трудовых прав иностранцев закреплен следующий тезис: заключенные с ними контракты должны быть бессрочными. Вопреки частному мнению миграционной службы, которая считала, что срок действия договора равен периоду действия патента или рабочей визы. В данном случае приоритет на стороне Трудового кодекса.

Что касается занятости в секторе частного бизнеса, коммунальной сфере или представительствах зарубежных компаний, то в России иностранные граждане имеют право вступать в трудовые отношения с работодателями, организовавшими свой бизнес в любой форме: юрлицо, ИП, сельхозпредприятия или фермерские объединения.

Ограничения по возрастному признаку

ТК РФ запрещает нанимателям отказывать совершеннолетним иностранным кандидатам в приеме на работу по возрастному цензу. Обойти эту норму могут лишь те работодатели, которые имеют возможность сослаться на состояние здоровья потенциального сотрудника, если запрет на эту работу ему подтвердили доктора.

Эта норма вполне относится и к иностранцам, прибывшим на работу в РФ. Подвох кроется в другом. Каждый трудовой мигрант обязан оформить и оплатить полис ДМС в любой страховой компании, занимающейся медстрахованием в РФ. Вот тут-то и кроется основная проблема: каждый страховщик вправе установить максимальный возраст для застрахованного лица (обычно до 65 лет). Получается, что возрастной иностранец без полиса ДМС попросту не сможет собрать все необходимые для официального трудоустройства документы.

Запрет по видам деятельности

Трудовой кодекс не уточняет список должностей и сфер, работа в которых недоступна для иностранцев. В нем просто есть отсылка к другим федеральным законам, регулирующим подобные вопросы и не противоречащим основным положениям ТК. Перечень ограничений продиктован тем, что человек, не имеющий паспорта гражданина РФ, не может стать государственным служащим, а значит, не может:

  • занимать должности в муниципальных органах;
  • ходить на судах под российским флагом (как коммерческого, так и некоммерческого мореплавания);
  • быть членом экипажа военного летательного аппарата, в том числе экспериментального;
  • быть принятым на работу на предприятия, отвечающие за обороноспособность страны и государственную безопасность.

Ограничение, правда, не означает, что в армии России нельзя встретить иностранца. С 2015 года им разрешено заключать контракты о прохождении воинской службы, но только в роли рядовых или сержантов.

Условия для работы граждан стран-участников ЕАЭС

По степени максимального упрощения трудоустройства в РФ из большинства мигрантов выделяется еще одна категория – граждане государств Евразийского экономического союза. Одним из основателей этой организации стал Казахстан. Именно поэтому законодательством РФ для заключения трудового договора с его жителями предусмотрен льготный режим.

Кроме упрощенного порядка приема на работу, для жителей ЕАЭС есть и особенные послабления. Например, обладатели киргизских водительских прав могут работать в сфере перевозок без получения российского образца этого документа.

Что еще могут предложить киргизам отечественные работодатели, рассказано в статье о работе для граждан Киргизии в России.

А если уж говорить о жителях Белоруссии, то здесь две страны объединены путем создания Союзного государства.

Отражается ли это благотворно на потенциальных работниках можно узнать из темы о трудоустройстве белорусов в России.

Соцстрахование работников, прибывших из-за рубежа

Не все иностранные сотрудники подпадают под систему социального страхования трудящихся в России. Отдельно стоящей группой работников из других стран можно считать высококвалифицированных специалистов (ВКС). Их доходы облагаются только налогом с доходов, оплачивать соцвзносы по обязательному государственному страхованию за них не нужно.

Остальные иностранцы, принятые на работу по патенту или разрешению, подпадают под систему обязательного пенсионного (22%), медицинского соцстрахования (5,1%), а также уплаты взносов на случай производственной травмы или профзаболевания.

Трудоустройство украинцев

Несмотря на территориальную близость и большой поток трудовых мигрантов из Украины, жители этого государства пользуются только привилегией въезжать в нашу страну без получения визы. Остальные документы им приходится оформлять уже на месте:

  • патент – для въехавших менее трех месяцев назад;
  • РВП – для тех, кто уже пробыл на территории РФ 90 и более дней;
  • ВНЖ – для проживших в России дольше 365 дней.

Как правильно оформить украинского сотрудника и не упустить значимые детали, можно прочесть в статье о трудоустройстве украинцев в России.

Кому не нужно разрешение на работу

В классическом понимании разрешение на работу оформляется только для иностранца, имеющего гражданство той страны, с которой у России нет соглашения о безвизовом въезде.

Для тех, кто пересекает границу без получения визы, роль разрешения будет играть трудовой патент.

Освобождены от необходимости оформлять документы, позволяющие трудиться в РФ, граждане других стран, получившие право на временное проживание или вид на жительство.

Правила трудоустройства иностранных граждан

Лишние хлопоты при оформлении новых сотрудников не радуют ни одного руководителя, но когда речь идет об иностранцах, можно лишь попытаться эти хлопоты оптимизировать. Сложнее всего дело обстоит со специалистами из визовых стран.

Оформлять трудовые отношения с иностранными гражданами в России в 2019 году нужно все так же: сначала получить разрешение на их привлечение, а затем заняться составлением приглашения.

После получения будущими сотрудниками рабочей визы они могут рассчитывать на разрешение работать в России. И только после этого возможно подписание трудового договора.

Для тех, кто сам получил патент в РФ, процедура трудоустройства покороче. Ведь весь путь согласования они уже прошли, работодателю останется только сообщить о новом договоре в ФНС, миграционный отдел и службу занятости.

Развернутый порядок приема на работу трудовых мигрантов рассмотрен в теме про трудоустройство иностранных граждан.

Перечень популярных вакансий для трудовых мигрантов

К сожалению, довольно много иностранцев, особенно из безвизовых стран, приезжают на работу в Россию, не заявляя об этом официально. В таких условиях им можно рассчитывать только на нелегальное трудоустройство, и только на должности, связанные с тяжелым и низкоквалифицированным трудом.

Тем, кто имеет нужное образование и осознал необходимость получения трудового патента, в конечном итоге становится проще претендовать на занятие остродефицитных должностей в строительстве, медобслуживании, коммунальной сфере и прочих. Не исключен вариант принятия на работу в сфере IT-технологий, популярность которой сейчас продолжает набирать обороты.

Особняком стоят сотрудники из визовых стран и высококвалифицированные специалисты. Отрасли их трудоустройства относятся к особо уникальным и редким, в которые трудно найти профессионалов из числа граждан РФ. Согласование их принятия на работу должно пройти долгий путь через кабинеты миграционных служб и органов занятости.

Немного иначе обстоят дела с теми зарубежными гражданами, которые получили ВНЖ в нашей стране. Список должностей, где может работать иностранный гражданин с видом на жительство, довольно длинный: в нем нет только тех, которые связаны со статусом госслужащих, обороноспособностью и госбезопасностью страны.

Работа в РФ с иностранными водительскими правами

В 2017 году невеселая весть постигла тех иностранцев, которые работали в РФ в сфере перевозок или транспортного сообщения на основании своих национальных водительских прав. С этого года поступить на работу водителем могут только мигранты из стран, где русский язык признан официальным.

Остальным, – тем, кто только въехал в Россию или уже успел трудоустроиться, понадобится срочно переучиваться и получать новые права. Продолжать работать со старыми, пусть и международными водительскими удостоверениями, теперь запрещено законом. Запрет вступил в действие с 1 июня 2017 года.

Узнайте подробнее о возможности работы в России с иностранными правами.

Труд вахтовиков

Многие иностранные граждане, прибывшие в Россию без своей семьи, предпочитают искать работу вахтовым способом, чтобы в перерывах между напряженными трудовыми буднями иметь возможность возвращаться к семье. Чтобы сэкономить на зарплатных налогах, таким работникам нужно помнить о правилах присвоения и утраты статуса налогового резидента. Ведь имея такой статус, можно снизить ставку удерживаемого НДФЛ с 30 до 13%.

Налоговым резидентом считается тот, кто находился в пределах российских границ дольше 183 дней в году.

Выезды за пределы РФ не обнуляют накопленные дни, а лишь прерывают их отсчет. По возвращении подсчет возобновляется.

Налоговые удержания из зарплаты иностранцев

Тех иностранцев, которые получают доход в России только в виде зарплаты, не должна волновать правильность и полнота удерживаемых из их заработка налогов. Закон обязывает работодателя следить за этим. Вот почему информация о ставках и сроках удержаний будет полезна прежде всего нанимателю.

Как происходит обложение доходов работников, приглашенных из-за границы, рассказано в теме об НДФЛ иностранных работников.

Другой вопрос, если у иностранца есть незарплатные доходы в РФ, движимое или недвижимое имущество. Дополнительные налоговые выплаты появятся и у тех, кто решил стать предпринимателем в нашей стране.

Как, когда, с чего и сколько денег нужно перечислить в бюджет РФ, можно узнать из материала про налоги с иностранцев.

Прекращение трудового договора с мигрантом

На сегодняшний день в ТК РФ содержится норма о том, что трудовой договор с иностранцем должен быть бессрочным, если нет оснований заключить его на определенный период (ст. 59 ТК). Соответственно, и порядок его расторжения также не отличается от того, который применяют для отечественного наемного лица.

Бытовало мнение, что договор подлежал немедленному расторжению по истечении периода действия патента или разрешения. Но трудовое законодательство категорично: если у сотрудника истек срок разрешительного документа, то его можно лишь отстранить от работы. Уволить его будет позволено, только если мигрант не исправил ситуацию в течение двух месяцев.

Тонкости расставания с сотрудником из безвизовой страны описаны в материале об увольнении мигранта по окончанию патента.

Нелегальная трудовая деятельность мигрантов

Соблазн нелегальной работы велик из-за довольно трудоемкой процедуры оформления разрешения на работу или патента, а также ощутимой величины первоначальных затрат. Избавить от иллюзий призвано миграционное, административное, налоговое и даже уголовное законодательство.

Наказать могут не только за незаключение трудового договора, штрафы грозят также:

  • прием на работу без патента;
  • отсутствие у работника полиса ДМС или отсутствие документов для миграционного учета;
  • работу за пределами указанного в патенте региона или по отличной от вписанной в него профессии;
  • неуведомление компетентных органов о заключении контракта с мигрантом.

Штрафы и наказания

Для того чтобы предполагаемая экономия на налогах и государственных сборах не вдохновляла работодателей и самих иностранцев на нелегальную работу в РФ, узаконена система внушительных штрафов. Финансово особенно сильно пострадает наниматель. Ценник штрафа для него стартует с 400 тысяч, и дополнительно взыскание грозит приостановкой работы компании. Вдобавок к этому накажут и должностных лиц, допустивших нарушение (от 35 до 70 тысяч на каждого).

Не так много заплатит сам трудовой мигрант: финансовая санкция для него варьируется в пределах от 7 до 10 тысяч. Но даже при первом нарушении существует вероятность административной высылки и запрета на последующий въезд.

Полезная информация для приезжающих в Россию трудовых мигрантов

Основная рекомендация для тех иностранцев, кто намерен поймать трудовую удачу в РФ: предварить свой приезд хотя бы поверхностным изучением миграционного и трудового законодательства России. Это убережет от обмана при первичном оформлении разрешений и патентов. Не секрет, что многие прибегают к услугам платных посредников. В этом случае минимальное знание закона не позволит мигранту согласиться на избыточные услуги за дополнительные деньги.

Не стоит также надеяться на долгую карьеру в качестве нелегального работника, поскольку она может закончиться штрафом и депортацией. Но главное – то, что не поручишь «помощникам» и не скроешь при проверке: это необходимость изучать русский язык и уметь изъясняться на нем. И вот тогда труд иностранных граждан в РФ будет гораздо комфортнее, а перечень предлагаемых им вакансий более разнообразным.

Трудовая деятельность иностранных граждан на территории Российской Федерации: Видео

Похожие статьи

Иностранные водительские удостоверения: кому их нужно менять? Изменения в законе.

Кому в 2018г. закроют въезд в РФ?

НОВЫЙ ЗАКОН ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ МИГРАНТОВ

Трудовая деятельность иностранных граждан на территории Российской Федерации

Статья 18.10. Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации « КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

(в ред. Федерального закона от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, -

(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Комментарий к статье 18.10

1. О статусе иностранного гражданина и лица без гражданства см. п. 1 комментария к ст. 18.8.

Согласно ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Работодателем применительно к вышеуказанному Федеральному закону является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

- постоянно проживающих в РФ;

- временно проживающих в РФ;

- являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

- являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;

- являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;

- обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

- обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

- приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

2. В соответствии с п. 8 ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в РФ новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны:

- иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

- обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;

- представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ;

- уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение 10 дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в РФ нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

3. Применительно к ч. 2 комментируемой статьи следует учитывать следующие дефиниции, установленные п. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:

трудовая деятельность иностранного гражданина — работа иностранного гражданина в РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, — иностранный гражданин, зарегистрированный в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Согласно п. 3 — 5 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. N 941, разрешение на работу выдается иностранному гражданину, достигшему 18-летнего возраста.

Иностранный гражданин может получить разрешение на работу, если он зарегистрирован в РФ в качестве индивидуального предпринимателя и намерен осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо привлекается в качестве иностранного работника работодателем или заказчиком работ (услуг) по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам в пределах численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Разрешение на работу выдается работодателю или заказчику работ (услуг) для каждого иностранного работника, а также иностранному гражданину, зарегистрированному в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя.

Разрешение на работу выдается при условии внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) в установленном порядке средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации.

Работодателем или заказчиком работ (услуг) может выступать иностранный гражданин, зарегистрированный в РФ в качестве индивидуального предпринимателя.

Порядок выдачи судовладельцам разрешений на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 января 2003 г. N 21. Согласно п. 2, 3 данного Положения выдача, переоформление, приостановление действия, продление срока действия и аннулирование разрешений на использование иностранных работников осуществляются МВД России.

Разрешение на использование иностранных работников выдается судовладельцу, эксплуатирующему морское судно, плавающее под Государственным флагом Российской Федерации, и имеющему право назначения капитана и членов этого судна.

4. В соответствии с п. 11 — 13 ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если работодатель или заказчик работ (услуг) нарушил положения данного Федерального закона, МВД России или его территориальный орган могут приостановить действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, выданных работодателю, заказчику работ (услуг) или иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, до устранения указанными лицами в установленный срок допущенных нарушений.

В случае, если работодатель или заказчик работ (услуг) не устранил допущенные нарушения в установленный срок, разрешение на привлечение и использование иностранных работников, выданное работодателю или заказчику работ (услуг), а также разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, аннулируется МВД России или его территориальным органом.

В случае аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также в случае прекращения деятельности работодателя или заказчика работ (услуг) иностранный работник имеет право заключить новый договор с другим работодателем или заказчиком работ (услуг) на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, при условии, что до истечения этого срока остается не менее трех месяцев, и при наличии у нового работодателя или заказчика работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

5. Порядок приглашения на въезд в РФ иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности определен ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

6. Согласно ст. 32 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется МВД России, его территориальными органами во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

В случае, если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), разрешение на работу, выданное данному иностранному работнику, может быть по ходатайству работодателя или заказчика работ (услуг) аннулировано МВД России или его территориальным органом, выдавшими данное разрешение.

7. В соответствии с подп. «е» п. 1 Указа Президента РФ от 23 февраля 2002 г. N 232 «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» к ведению Федеральной миграционной службы МВД России отнесено осуществление мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции, привлечению иностранной рабочей силы на территорию РФ и трудоустройству граждан РФ за пределами РФ.

Согласно п. 7 вышеназванного Указа Президента РФ на МВД России распространено действие:

- нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ в области государственной миграционной политики впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ;

- нормативных правовых актов упраздненных Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ и Федеральной миграционной службы России по вопросам исполнения законодательства РФ в области государственной миграционной политики впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов МВД России.

8. Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ установленные им правила распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Применительно к отношениям, регулируемым Трудовым кодексом РФ, статус работодателя — физического лица либо юридического лица, вступившего в трудовые отношения с работником, — установлен ст. 20 Трудового кодекса РФ.

Работодатель — физическое или юридическое лицо РФ, допустившее нарушение изложенных правил, — подлежит административной ответственности в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, являются иностранный гражданин или лицо без гражданства, на которых распространяется статус работодателя.

9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, рассматриваются мировыми судьями.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, влекущих административное выдворение за пределы РФ, рассматриваются судьями районных судов, а в остальных случаях — мировыми судьями.

23. Порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в рф.

Разработку и осуществление мер в области внешней трудовой миграции граждан РФ осуществляет Федеральная миграционная служба России. Она же осуществляет меры по привлечению труда иностранных граждан на территории РФ.

Трудовая деятельность иностранцев допускается в РФ на основании трудового договора иностранца с нашими предприятием и организацией в соответствии с положениями российского трудового законодательства (иностранец поступает на работу в учреждение или предприятие и заключает трудовой договор на неопределенный срок либо заключает трудовой договор о работе в РФ на срок, указанный в договоре). Создание в России предприятий с иностранными инвестициями привело к применению труда иностранных специалистов и рабочих на этих предприятиях. Такова первая группа трудовых отношений с участием иностранцев.

В других случаях трудовые отношения иностранца возникают за границей в соответствии с действующим там законодательством. Например, трудовой договор заключается на родине иностранца, но его трудовая деятельность, обусловленная таким договором, протекает в течение какого-то времени в нашей стране. Это все те случаи, когда иностранец приезжает в РФ в командировку на различные сроки (для трудовой деятельности, прохождения производственного обучения, производственной практики, работы в качестве корреспондента иностранной газеты и т. д.).

Законодательством установлены система лицензирования привлечения некоренной рабочей силы и система выдачи разрешений на работу иностранных граждан, въезжающих в Россию. Значительное число иностранных граждан (из Вьетнама, Китая, КНДР и других стран) привлекается на работу в России на основе двусторонних межправительственных соглашений, в значительной степени определяющих условия труда граждан соответствующих стран в России.

О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Принят ГД 21 июня 2002 года)

Статья 13. Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях      1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.      2. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.      3. Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.      4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.      Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно проживающих в Российской Федерации;

2) временно проживающих в Российской Федерации;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).      5. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Памятка юридическим лицам использующих труд иностранных работников

Работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу.

Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

  1. постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;
  2. являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
  3. являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
  4. являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
  5. являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
  6. обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул. Настоящие правила не применяются в отношении иностранных граждан, совмещающих в Российской Федерации осуществление трудовой деятельности с обучением, в случае, если данные иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности либо на основании обыкновенной рабочей визы;
  7. обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются. Настоящие правила не применяются в отношении иностранных граждан, совмещающих в Российской Федерации осуществление трудовой деятельности с обучением, в случае, если данные иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности либо на основании обыкновенной рабочей визы;
  8. приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

    8.1 приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;

  9. являющихся работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации в установленном законодательством порядке, в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств уполномоченным аккредитующим органом, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  10. осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации;
  11. признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;
  12. получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.

Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

  1. прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;
  2. являются высококвалифицированными специалистами;
  3. являются членами семьи высококвалифицированного специалиста;
  4. обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;
  5. направлены для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств - членов Всемирной торговой организации.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается сроком на один год.

При оформлении разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, необходимы следующие документы:

  • заявление о выдаче ему разрешения на работу;
  • документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
  • миграционная карта (представляется при наличии);
  • квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу;
  • трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенный и оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии);
  • документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления установлены приказом ФМС России от 28.06.2010 г. № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

В случае административного выдворения иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу, средства, затраченные из федерального бюджета на обеспечение выезда иностранного гражданина соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, подлежат взысканию в судебном порядке с работодателя или заказчика работ (услуг), привлекших указанного иностранного гражданина к трудовой деятельности, по иску органа, исполнявшего постановление об административном выдворении указанного иностранного гражданина.

Работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны:

  1. иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 115-ФЗ от 25.07.2002г.;
  2. обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
  3. представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного статьей 13.4 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002г.;
  4. уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;
  5. содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), за исключением случая, предусмотренного статьей 13.4 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002г.;
  6. оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного Федеральным законом № 115-ФЗ от 25.07.2002г. порядка привлечения и использования иностранных работников;
  7. направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;
  8. направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Внимание!

В 2015 г. вступил в силу ряд федеральных законов, касающихся осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, в том числе и высококвалифицированными специалистами:

  • представительства иностранных юридических лиц смогут привлекать высококвалифицированных специалистов на условиях статьи 132 Федерального закона;
  • размер государственной пошлины за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства увеличивается и составил 3500 рублей;
  • снижается до одного миллиона рублей из расчета за один год (365 календарных дней) минимальный размер заработной платы (вознаграждения) для высококвалифицированных иностранных специалистов, привлекаемых к трудовой деятельности юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

С 1 марта 2015 г. работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе в течение двух лет привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов в случае, если данный работодатель или заказчик работ (услуг):

  • не исполнил принятых на себя обязательств перед высококвалифицированным специалистом, установленных в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, или обязательств, вытекающих из условий трудового договора, заключенного с высококвалифицированным специалистом, либо им не были соблюдены существенные условия гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с высококвалифицированным специалистом;
  • представил в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган поддельные или подложные документы.

При выявлении одного из указанных обстоятельств ФМС России или ее территориальный орган принимает решение о запрете соответствующему работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов.

Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения):

  1. не менее одного миллиона рублей из расчета за один год (365 календарных дней) - для высококвалифицированных специалистов, являющихся научными работниками или преподавателями, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами либо государственными научными центрами, а также для высококвалифицированных специалистов, привлеченных к трудовой деятельности резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых особых экономических зон (за исключением индивидуальных предпринимателей), осуществляющими деятельность в области информационных технологий и получившими в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны;
  2. в размере не менее чем семьсот тысяч рублей из расчета за один год (365 календарных дней) - для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны (за исключением индивидуальных предпринимателей);
  3. не менее одного миллиона рублей из расчета за один год (365 календарных дней) - для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя;
  4. без учета требования к размеру заработной платы - для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта «Сколково» в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
  5. в размере не менее двух миллионов рублей из расчета за один год (365 календарных дней) - для иных иностранных граждан.

Работодатель или заказчик работ (услуг) самостоятельно осуществляют оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несут соответствующие риски.

Для оценки компетентности и уровня квалификации приглашаемого высококвалифицированного специалиста работодатель или заказчик работ (услуг) использует документы и сведения, подтверждающие наличие у данного специалиста профессиональных знаний и навыков, сведения о результатах трудовой деятельности иностранного гражданина, включая отзывы иных работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных, сведения, представленные организациями, профессионально занимающимися оценкой и подбором персонала, сведения о результатах интеллектуальной деятельности, автором или соавтором которых является иностранный гражданин, сведения о профессиональных наградах и других формах признания профессиональных достижений, сведения об итогах проведенных работодателем или заказчиком работ (услуг) конкурсов, а также иные объективные, достоверные и проверяемые документы и сведения.

Привлекать иностранных граждан в качестве высококвалифицированных специалистов вправе работодатели или заказчики работ (услуг), которые являются:

    • российскими коммерческими организациями;
    • российскими научными организациями, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования (за исключением духовных образовательных организаций), учреждениями здравоохранения, а также иными организациями, осуществляющими научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации;
    • аккредитованными в установленном порядке на территории Российской Федерации филиалами, представительствами иностранных юридических лиц;
  1. в течение двух лет до дня подачи ходатайства о привлечении высококвалифицированных специалистов не подвергавшиеся административному наказанию за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, а также не имеющие на момент подачи такого ходатайства неисполненных постановлений о назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений

Внимание! Работодателю или заказчиком работ (услуг) привлекающего высококвалифицированного иностранного специалиста оформление разрешения на привлечение и использования иностранных работников не требуется.

Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации, установленные Правительством Российской Федерации, не распространяются на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.

Работодатель или заказчик работ (услуг) для оформления разрешения на работу и продления в этих целях срока его временного пребывания в Российской Федерации, а также для оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию (при необходимости) высококвалифицированному специалисту должен представить в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган:

  • ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста;
  • трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с привлекаемым высококвалифицированным специалистом, вступление в силу которых обусловлено получением данным высококвалифицированным специалистом разрешения на работу;
  • письменное обязательство оплатить (возместить) расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией привлекаемого им высококвалифицированного специалиста.

В представляемом при обращении работодателя, заказчика услуг (работ) с ходатайством о привлечении высококвалифицированного специалиста трудовом договоре или гражданско-правовом договоре на выполнение работ (оказание услуг) необходимо наличие следующих данных:

  • дата заключенного трудового (гражданско-правового) договора;
  • должность нанимаемого высококвалифицированного иностранного специалиста;
  • заработная плата в российской валюте (в рублях);
  • дата вступления в силу упомянутых договоров обусловлено получением высококвалифицированным специалистом разрешения на работу.

Для получения работодателем или заказчиком работ (услуг) разрешения на работу высококвалифицированному специалисту необходимо оплатить государственную пошлину в размере 3500 рублей за каждого иностранного гражданина.

Внимание!

Работодатель, заказчик работ (услуг) вправе не предъявлять квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу.

Срок рассмотрения ходатайства работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста составляет не более четырнадцати рабочих дней со дня поступления ходатайства в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган.

Для продления срока действия разрешения на работу высококвалифицированному иностранному специалисту работодатель или заказчик работ (услуг) не позднее чем за тридцать дней до окончания срока действия предыдущего разрешения на работу представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции:

  • заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу высококвалифицированному специалисту;
  • трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с высококвалифицированным специалистом, вступление в силу которых обусловлено получением данным высококвалифицированным специалистом разрешения на работу;
  • копию договора (полиса) медицинского страхования либо договора, заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи высококвалифицированным специалистом и постоянно проживающими в Российской Федерации совместно с ним членами его семьи, являющимися иностранными гражданами;
  • сведения о размере заработной платы (вознаграждения), выплаченной высококвалифицированному специалисту работодателем или заказчиком работ (услуг);
  • документы, подтверждающие постановку высококвалифицированного специалиста на учет по месту пребывания.

Внимание!

Работодатель, заказчик работ (услуг) вправе не предъявлять документы подтверждающие постановку высококвалифицированного специалиста на учет по месту пребывания.

Срок рассмотрения заявления о продлении срока действия разрешения на работу высококвалифицированному специалисту составляет не более четырнадцати рабочих дней со дня поступления указанного заявления в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции.

Срок действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту, а также срок действия визы и вида на жительство, выданных такому высококвалифицированному специалисту и членам его семьи, продлевается на период рассмотрения ходатайства, поданного работодателем или заказчиком работ (услуг), с которыми высококвалифицированный специалист заключил новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг).

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие высококвалифицированных специалистов, обязаны:

  • ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам;
  • уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

ВАЖНО! Новые формы уведомления о заключении и расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства, а также порядок их представления утверждены приказом ФМС России от 1 декабря 2014 г. № 640 «О внесении изменений в приказ ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

Внимание! 

Согласно Приказу ФМС России от 15.01.2013 г. № 4 «Об утверждении Перечня уполномоченных территориальных органов ФМС России» (в редакции Приказа ФМС России от21 октября 2013 г. №415) прием и рассмотрение ходатайств о привлечении высококвалифицированных специалистов и прилагаемых к ним документов, оформление и выдача разрешений на работу, а также приглашений высококвалифицированным специалистам и членам их семей осуществляется в территориальных органах ФМС России.

Реквизиты для оплаты государственной пошлины, адреса и часы приема при получении государственной услуги в территориальных органах ФМС России уточняйте на электронных адресах территориальных органов ФМС России.

Оформление приглашения на въезд на территорию Российской Федерации высококвалифицированному иностранному специалисту

Для оформления приглашения получателем государственной услуги представляются следующие документы:

  • ходатайство о выдаче приглашения.
  • действительный документ, удостоверяющий личность приглашающей стороны.
  • копия документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, срок действия которого, как правило, не должен истекать ранее, чем через 6 месяцев с даты окончания срока предполагаемого срока пребывания.

В случае, когда совместно с приглашаемым лицом следуют члены семьи, внесенные в его паспорт, - копии соответствующих страниц паспорта.

  • гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашаемого иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.

Приглашающая сторона принимает меры по реализации гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения приглашенного иностранного гражданина в период его пребывания в Российской Федерации.

  • квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу приглашения, в случаях,предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Приглашение оформляется на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года со дня предполагаемого въезда высококвалифицированного специалиста в Российскую Федерацию.

Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности не распространяется на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.

Памятка при заполнении ходатайства о выдаче приглашения

Ходатайство оформляется и представляется в двух экземплярах на бланке установленной формы.

Сведения о детях до 16 лет, следующих совместно с приглашаемым иностранным гражданином, вносятся в ходатайство с указанием фамилии, имени, даты рождения, пола, гражданства (подданства).

Бланк ходатайства заполняется на русском языке с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. При заполнении бланка ходатайства не допускаются исправления, использование сокращений и аббревиатур.

Фамилию и имя (имена) приглашаемого лица необходимо указать на русском языке и в латинской транскрипции согласно написанию в копии документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве.

Внимание!

Внесение изменений в оформленное приглашение не допускается

При получении оформленного приглашения необходимо проверить правильность заполнения всех реквизитов приглашения и расписаться в ходатайстве о выдаче приглашения в его получении.

В случае обнаружения ошибок в бланке приглашения, допущенных при его оформлении, бланк приглашения подлежит аннулированию путем проставления соответствующего штампа. В течение одного часа приглашающей стороне выдается новое приглашение.

При оформлении приглашения высококвалифицированному специалисту и членам его семьи срок оформления приглашения не должен превышать 14 рабочих дней со дня поступления всех необходимых документов.

Внимание!

Согласно Приказу ФМС России от 15.01.2013 г. № 4 «Об утверждении Перечня уполномоченных территориальных органов ФМС России» (в редакции Приказа ФМС России от 21 октября 2013 г. №415) прием и рассмотрение ходатайств о привлечении высококвалифицированных специалистов и прилагаемых к ним документов, оформление и выдача разрешений на работу, а также приглашений высококвалифицированным специалистам и членам их семей осуществляется в территориальных органах ФМС России.


Смотрите также