Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Гражданство рф конституция


Статья 6 Конституция РФ. Гражданство Российской Федерации приобретается - Russia КАК Russia

1. В соответствии с Конституцией РФ подробные основания и порядок приобретения гражданства РФ установлены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве РФ». Гражданство является тем необходимым условием, которое обязательно для того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин также имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам РФ, находящимся за ее пределами. Иными словами, гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, т.е. гражданином государства является не то лицо, которое проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и составляют содержание гражданства. Так, например, гражданин пользуется защитой государства, может участвовать в управлении делами государства и обязуется исполнять его законы.

2. Конституция установила, что гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. В соответствии с Конституцией граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниях; граждане РФ не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие различные права и обязанности. Принцип равенства в качестве права гражданина гарантирует всеобщее и равное избирательное право, обеспечивает защиту национальным меньшинствам, защиту от дискриминации, устанавливает запрет на выдачу собственных граждан, запрет на привилегии и соответственно равенство всех граждан перед законом. Этот принцип прослеживается и в характерном для многих современных конституций разделении носителей прав и свобод на две основные категории: гражданам предоставляется более широкий объем прав и свобод; в отношении всех остальных, включая иностранцев, проживающих на территории данного государства, допускаются отдельные изъятия. Это главным образом касается политических прав. Только граждане РФ могут избирать и быть избранными в представительные органы. Только граждане обязаны защищать Отечество и нести некоторые другие обязанности.

3. Закон о гражданстве в статье 11 предусматривает следующие основания приобретения гражданства: по рождению; в результате приема в гражданство;в результате восстановления в гражданстве РФ; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором РФ. Кроме этого в международном праве существуют тенденции, призывающие государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства. Закон о гражданстве РФ поощряет принятие гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства, кроме того, существует положение о сохранении гражданства РФ лицами, проживающими за ее пределами, согласно которому гражданин РФ, проживающий за ее пределами, не прекращает российского гражданства. Кроме того, заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменения гражданства, но если один из супругов изменяет его, то это не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.

4. Основаниями прекращения гражданства РФ являются: выход из гражданства РФ; иные основания, предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ. В частности, к иным основаниям относятся: выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы РФ; прекращение гражданства ребенка, если прекращено гражданство РФ обоих его родителей при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

5. Одной из важных гарантий использования гражданином РФ своих прав и свобод является закрепление в части 3 статьи 6 положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства. Эта норма имеет для нашего общества и его граждан принципиальное значение, ибо исключает в будущем возможность использования этой меры для борьбы с инакомыслием, в целях преследования политических противников, насаждения страха в обществе, что было характерно для нашего государства на протяжении всей его 70-летней истории. Антидемократическая практика лишения гражданства сопровождалась к тому же применением и такой репрессивной меры, как высылка собственных граждан. Между тем подобная практика несовместима со многими международными нормами о правах человека. Так, вышеупомянутая Всеобщая декларация прав человека в статье 15 устанавливает, что никто не может быть произвольно лишен гражданства; в Международной конвенции о сокращении лиц без гражданства говорится о том, что нельзя лишать лицо гражданства, если такое лишение делает его апатридом (пункт 1 статьи 8); в статье 3 Дополнительного протокола N 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод содержится специальная норма о запрете высылки с территории государства, гражданином которого он является. Аналогичные запреты можно найти помимо упомянутых источников в конституциях многих государств и законах о гражданстве. Отказавшись от этого антидемократичного института, российский законодатель тем самым привел наше законодательство в соответствие с общепризнанными нормами международного права. Надо заметить, что следовало бы сделать и следующий шаг в этом направлении: на уровне закона запретить всякую возможность высылки своих граждан.

1.2 Конституционные принципы гражданства рф

Принципы гражданства:

- Всеобщее право на гражданство РФ. В Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство. Это означает, что человеку не может быть отказано в праве быть гражданином РФ и в силу этого пользоваться защитой со стороны государства, а также в полной мере использовать закрепленные права и свободы Конвенция «О сокращении без гражданства» 1961г..

- Единое гражданство РФ (ч.1ст.6 К.) Граждане России постоянно проживающие на территории республики в составе России являются одновременно гражданами этой республики.

- Равное гражданство РФ (ч.1 ст. 6 К.) Это означает: 1) граждане пользуются равными правами независимо от того имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по другим основаниям.2) граждане РФ не могут быть разделены на какие-либо группы порождающие различные права и обязанности.

- Недопустимость лишения гражданства РФ или права изменить его (ч.3 ст.6 К.) Лишение гражданства - это расторжение гражданских связей по инициативе государства в одностороннем порядке, предусматривающем в качестве условия согласие.

- Недопустимость высылки гражданина РФ за пределы России или выдачи другому государству (ч.1 ст. 61 К.).

- Защита и покровительство граждан РФ за границей (ч.1 ст.61 К.) Осуществляют дипломатические представительства и их должностные лица обязаны: 1) содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспеченна возможность в полном объеме, пользоваться всеми правами установленными законодательством государства их пребывания. 2) защищать их права и охраняемые законом интересы. 3) При необходимость принимать меры для восстановления нарушенных прав Российских граждан.

- Признание за гражданином РФ двойного гражданства (ч.1 ст. 62 К.) двойное гражданство допускается если такую возможность предусматривает федеральный закон. Гражданин России имеющий также иное гражданство рассматривается Россией только как гражданин РФ за исключение случаев предусмотренных международным договором. Приобретение гражданином России иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства РФ. Для того чтобы получить статус бипатрида необходимо иметь договор России с другим государством.

- Сохранение гражданства РФ при заключении и расторжении брака Конвенция «О гражданстве замужней женщины» 1957г..

- Сохранение гражданства за гражданами России проживающими за границей

- Приоритет норм международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством

Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Приобретение гражданства РФ представляет собой сложнейшую процедуру, строго регламентированную Конституцией РФ, федеральными законами, а также целым рядом подзаконных нормативных актов

Документом, удостоверяющим гражданство России, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

1.3 Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев

Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию.

Острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России тоже привели к вынужденному переселению большого числа граждан внутри нее.

Массовой характер указанных выше процессов вызвал необходимость правового регулирования статуса этих лиц.

19 февраля 1993г. были приняты Законы Российской Федерации «О беженцах» Действует в редакции Федерального закона от 28 июня 1997г. // СЗ РФ. 1997. №26. Ст. 2956. и «О вынужденных переселенцах» Действует в редакции федерального закона от 20 декабря 1995г. // СЗРФ. 1995. №52. Ст. 5110.. Эти Законы определяют понятия беженца и вынужденного переселенца, устанавливают порядок обращения с ходатайством о признании за ними такого статуса, права и обязанности обратившихся с ходатайством лиц, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем, его права и обязанности в данном качестве и решают другие сопутствующие вопросы.

Понятие «беженец» применяется к лицу, которое:

1) не является гражданином Российской Федерации;

2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства -- вне страны своего прежнего обычного места жительства);

3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;

4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.

В отличие от беженца, вынужденный переселенец, -- как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта.

Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.

Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.

Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган миграционной службы Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики по месту своего пребывания (за рубежом -- в дипломатическое представительство или консульское учреждение России; на границе -- при отсутствии поста иммиграционного контроля -- в орган пограничного контроля). Ходатайство подается и рассматривается в установленные законами сроки. После проверки соответствующих сведений надлежащий орган миграционной службы выдает свидетельство о принятии (регистрации) ходатайства, что влечет распространение на лицо комплекса необходимых прав и направление его в центр временного размещения. После такого предварительного рассмотрения ходатайства названный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуей беженца или вынужденного переселенца, о чем выдается соответствующее удостоверение установленного образца. Оно действительно на всей территории России в течение пяти лет для вынужденного переселенца и трех лет для беженца. В необходимых случаях статус беженца или вынужденного переселенца может продлеваться на каждый последующий год по заявлению лица. Проводится ежегодный переучет лиц, признанных беженцами.

Законы устанавливают основания, по которым может быть отказано в предоставлении названных статусов.

Отказ в принятии ходатайства и отказ в предоставлении соответствующего статуса может быть обжалован в вышестоящий орган миграционной службы или в суд.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Эти лица вправе в течение трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних.

Установлены льготные условия для приобретения беженцами российского гражданства.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем, связанных с устройством на новом месте жительства.

Для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев (на срок не более трех месяцев) создаются центры, являющиеся государственными учреждениями миграционной службы.

Вынужденным переселенцам может быть предоставлена долговременная беспроцентная возвратная ссуда на строительство (приобретение) жилья.

В законах определены основания, при которых лицо утрачивает статус беженца или вынужденного переселенца.

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Российского закона, конкретизирующего правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, пока нет. В бывшем Союзе ССР 24 июня 1981г. был принят Закон «О правовом положении иностранных граждан в СССР» Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. № 26. Ст. 836.. В нем закреплены общие принципы их правового положения, их основные права, свободы, обязанности и ответственность. До принятия соответствующего закона в Российской Федерации он действует на ее территории в части, не противоречащей Конституции РФ.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Выделяются две категории иностранных граждан: постоянно проживающие и временно пребывающие в Российской Федерации. В их статусе есть определенные различия.

Основные принципы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации характеризуются демократическими, интернационалистскими началами.

Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.

Постоянно проживающие в России иностранные граждане могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства. В федеральных законах назначение на определенные должности или занятие отдельными видами трудовой деятельности увязывается с принадлежностью к российскому гражданству.

Иностранные граждане имеют право на отдых, на охрану здоровья, на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, па пользование жилым помещением, право собственности на жилой дом и иное имущество, право на образование, на пользование достижениями культуры. Они могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другие общественные объединения (кроме политических партий), если это не противоречит их уставам.

Наравне с гражданами РФ им гарантируются свобода совести, неприкосновенность личности и жилища.

Иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами.

К числу особенностей статуса иностранных граждан в Российской Федерации относится отсутствие у них права избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародных голосованиях (референдумах). При определенных условиях они могут участвовать в выборах органов местного самоуправления и местном референдуме.

Иностранные граждане не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Допускаются передвижение иностранных граждан по территории Российской Федерации и выбор места жительства в порядке, установленном законодательством, а также соответствующими международными договорами Российской Федерации. Однако в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка могут устанавливаться ограничения в передвижении и выборе ими места жительства.

Постановлением Правительства РФ утверждается Перечень территорий с регламентированным посещением для иностранных граждан, о чем МИД Российской Федерации информирует дипломатические и консульские представительства, аккредитованные в России.

При соблюдении установленных Федеральным законом от 15 августа 1996г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» правил иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее. Статьи 26--28 определяют основания, по которым въезд и выезд могут быть не разрешены.

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подложат ответственности на общих основаниях с ее гражданами. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в Российской Федерации.

Изложенные выше положения распространяются и на лиц без гражданства в Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства. Однако они не затрагивают установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц.

Принятие федерального закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации является актуальной задачей в связи со все возрастающим притоком в страну иностранных граждан как легальным, так и нелегальным путем.

В ст. 63 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента от 21 июля 1997г, утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3601..

Основанием предоставления политического убежища является преследование (или его реальная угроза) лица, ищущего убежища и защиты, в стране его гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

При наличии ряда оснований политическое убежище не предоставляется: если действия, явившиеся поводом для преследования, признаются в России преступлением, или лицо виновно и совершении действий, которые признаются в России преступлением, или противоречат целям и принципам ООН; если лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; если лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; если лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ (без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»); если лицо представило заведомо ложные сведения; если лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Ходатайство на имя Президента о предоставлении политического убежища направляется в территориальный орган миграционной службы. Этот орган рассматривает вопрос, запрашивает заключение Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своим заключением. Комиссия вносит свои предложения Президенту для принятия им решения. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента РФ.

Лицу, которому предоставлено политическое убежище, выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством и оформляется вид на жительство.

Получившее политическое убежище лицо пользуется на территории России правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Право на политическое убежище утрачивается в случаях возврата лица в страну, которую оно покинуло; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территории России; приобретения российского гражданства или гражданства другой страны.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлениями.

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации (ст. 63 Конституции).

Конституция РФ гражданство - законы

Еще в школе детей учат тому, что в России все социально-политические действия со стороны правительства основаны на подписанной Конституции РФ. Но мало кто из учителей углубляется подробно в рассмотрение нормативов и актов.

Получается, что дети повзрослев так и не открывали документ, не интересовались собственными правами и привилегиями. По всем вопросам спешно отправляются к юристу за платной консультацией.

А что представляет собой Конституция РФ, гражданство которой имеет большая часть населения.

Конституцией Российской Федерации называют высший нормативно-правовой акт, в котором описаны все права и обязанности, как правительства, так и народа. Согласно подписанному документу, в России главой государства является Президент.

Документ был принят 25 декабря 1993 года. Имеет высшую юридическую силу и оказывает влияние на юридические, образовательные, судебные и прочие органы власти.

Согласно конституции человек – гражданин России – является свободной личностью. Он может без ограничений передвигаться по стране, а также путешествовать в зарубежные страны.

Законодательство РФ

На основании Конституции РФ формируется законодательство – свод законов, которые регулируют отношения гражданина России с правительством, государством или просто между собой.

Благодаря имеющемуся законодательству разрешаются многочисленные споры и конфликты, которые не под силу разрешить мирным путем переговорами между участниками.

Понятие «Законодательство» емкое, поэтому следует привести несколько определений:

  • Законодательство – система правовых актов, которые были подписаны представительным органом или сформированы самим народом.
  • Законодательство – это список нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения между гражданами России, а также включают в себя огромное количество подзаконных актов.
  • Законодательство – система нормативно правовых актов, которая регулирует отдельную сферу общественного восприятия. Так выделяют гражданское законодательство, уголовное, банковское и прочее.
Законодательство России – это суверенитет народа, что подразумевает независимости страны от внешних и внутренних дел как самого государства, так и других соседних.

На данный момент законодательство России отображено в следующих положениях:

  • в Гражданском Кодексе – определяет все права и обязанности граждан России;
  • Семейном Кодексе – регулирует отношения участников одной семьи;
  • Уголовном Кодексе – используется при рассмотрении правонарушений, попадающих под статью уголовных;
  • Кодексе административных правонарушений – рассматривает правонарушения, относящихся к административному статусу;
  • Трудовом Кодексе – определяет отношения работодателя и работника;
  • Налоговом Кодексе – формирует налогообложение граждан;
  • Градостроительном Кодексе – регулирует вопросы по строительству на территории земель, принадлежащих государству;
  • Уголовно-процессуальным законодательством – определяет наказание за правонарушение, являющееся уголовным, допущенное гражданином РФ, а также формирует рассмотрение процессов;
  • Уголовно-исполнительным законодательством – регулирует факт исполнения, приписанного наказания правонарушителю;
  • Миграционным законодательством – регулирует процесс пересечения границ России с последующим отслеживанием гражданина, его целей, указывает на требования для оформления гражданства;
  • Правовым регулирование сферы государственных наград – определяет и регулирует вручение наград и прочих поощрений народу, отличившихся за заслуги перед Отечеством.

Соблюдение законодательства народом является обязательством, согласно положений принятой Конституции РФ.

Гражданство в Конституция РФ

Отдельно следует рассмотреть закон о гражданстве на основе имеющейся в России Конституции. Прописаны положения в статье 6 главы 1.

Здесь указано следующее:

  • Гражданство страны приобретается и прекращается на основании федеративных законов. Процедура регулируется нормативами и актами, распространяющимися на всех претендующих без отличий и привилегий.
  • Гражданин России имеет право на свободу, свободное передвижение по территории страны. Помимо прочего, он несет равные обязанности перед государством и другими гражданами, что регулируется принятым законодательством.
  • Гражданин России не может лишиться гражданства, даже если он совершил политическое правонарушение. В то же время, он имеет право изменить гражданство.

Согласно законодательству и Конституции России в определенных случаях гражданин может иметь двойное гражданство.

Каждый эмигрант имеет право на вступление в Российское гражданство, если он будет соответствовать определенным сформированным страной требованиям.

Так, выделяют основное требование в виде знания русского языка и истории России. Для этого даже проводятся специальные тесты, по результатам которых выдается соответствующий сертификат. При его наличии с оформлением гражданства России у иностранца не возникнет.

Видео: Текст закона

Кодексы РФ

Кодекс РФ – это законодательный акт, в котором отображается вся информация о нормах, правах и обязанностях людей, относительно определенной отрасли.

Выше были представлены основные кодексы РФ, но существуют и иные виды отраслей, которые требуют регулирования на законодательном уровне.

Так, были сформированы следующие сводки правил и актов:

  • Жилищный Кодекс – ЖК – регулирует вопросы жилья граждан России и иностранцев, определяет работу коммунальных услуг и прочих организаций, обеспечивающих пригодные для проживания условий.
  • Земельный Кодекс – ЗК – обеспечивает регулирование вопросов относительно земель. В статьях прописаны основы их приобретения, оформления в собственность, а также особенности охраны.
  • Бюджетный Кодекс – каждая страна имеет свой бюджет, который распределяется на различные нужды. В представленном виде документа содержатся все правила и нормы для регулирования имеющегося бюджета.
  • Лесной Кодекс – поскольку в России огромные территории заняты лесами, было принято решение о выделении отдельного свода правил и норм, регулирующих их использование для нужды страны.
  • Водный и воздушный Кодекс – представленные нормативные акты оказывают влияние на деятельность воздушных и водных структур. Здесь вписаны правила пересечения границ воздушной авиацией и водным транспортом, указаны особенности приобретения.
  • Кодекс внутреннего водного транспорта – указаны нормы и правила поведения и пользования водным транспортом на территории страны. Документом регулируется факт приобретения и проведения сделок отдельными гражданами.
  • Кодекс торгового мореплавания – в России развито отправка торговой продукции по морским путям. В представленном своде указаны все требования, относящиеся как к судну, так и самой операции.

В силу изменения законодательства или ситуации в стране некоторые Кодексы утратили силу. К примеру, Таможенный Кодекс утратил силу в 2010 году.

Теперь все операции, касающиеся таможенного контроля, регулируются указами Президента, Постановлениями Правительства и прочими актами.

Законы РФ

Нельзя не обойти Законы РФ, которые в данный момент представляются статьями указанных выше кодексов, Постановлениями Правительства и прочими нормативными актами.

Существует мнение, что под эгидой Законов РФ подразумеваются только Федеральные Законы, которых на данный момент насчитывается более 60.

Отчасти это правильно, поскольку, к примеру, в законе «О защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года и редактированном в 2018 году, содержится 46 статей, регулирующих отношения между покупателями и продавцами.

Согласно Конституции РФ, законы соблюдаются повсеместно и всеми гражданами России, какую бы должность они не имели. Существует определенная неприкосновенность отдельных граждан. Но по факту все решается в индивидуальном порядке.

Следят за соблюдением законов органы власти. Граждане России могут быть не осведомлены в полном объеме о своих правах и обязанностях. Тогда в дело вступают защитники и охрана правопорядка, предотвращая осуществление незаконных действий.

В законах РФ также присутствуют пункты, касающиеся техники безопасности граждан. Здесь предусмотрены как обязательства самих людей, так и вышестоящих или специализированных инстанций.

К примеру, в ФЗ №69, принятом 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», содержатся 42 статьи, которые прописывают особенности научно-технического обеспечения безопасности граждан, а также права, обязанности и ответственность отдельных должностных лиц.

Конституция РФ и последующее утвержденное Законодательство страны оказывают помощь и поддержку гражданам России.

Так, при возникновении конфликтов или неправомерных действий со стороны уполномоченных органов, гражданин может обжаловать их действия, опираясь на предусмотренную для этого статью нормативно-правовых актов.

Согласно Конституции РФ, даже обвиняемый в совершении правонарушения имеет право на защиту. Для этого ему предоставляется адвокат с целью провести расследование. Нередко уполномоченные органы ошибаются, отчего также несут ответственность согласно законодательству РФ.

Статья 6 Конституции России

Текст Ст. 6 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год:

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Комментарий к Ст. 6 Конституции Российской Федерации

1. Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с конкретным государством. Гражданство в России возникло в марте 1917 г., придя на смену подданству (подданство — правовая связь человека с монархом, а гражданство — с государством) после низложения монархии. Нормативно-правовые акты, регулирующие содержание этого института, в России неоднократно менялись, между ними отсутствует правовая преемственность, поэтому эта правовая связь носит ярко выраженный политический характер.

Основной закон 1993 г. впервые в отечественной истории выносит вопрос правового регулирования гражданства на конституционный уровень, к тому же в включает его в раздел Основ конституционного строя. На наш взгляд, это объясняется большим значением, которое придавалось этому институту на этапе становления суверенного российского государства. Разумеется, Конституция определяет лишь отдельные основополагающие принципы этого института, на которых остановимся подробнее.

Приобретение и прекращение гражданства. Поскольку гражданство — это устойчивая правовая связь, однако некоторая часть населения России все же меняет его, т.е. приобретает или утрачивает российское гражданство. В советское время эта процедура не всегда была основана на законе. Например, в первые годы советской власти правом приема в российское гражданство пролетариев зарубежных государств обладали местные Советы, в период массовой эмиграции евреев в Израиль их лишали гражданства на основании секретного (ныне отмененного) Указа Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1967 г. N 818-VII «О выходе из гражданства СССР лиц, переселившихся из СССР в Израиль»*(19). Некоторых деятелей культуры, иммигрировавших за рубеж, лишали гражданства персональными указами. Для того чтобы избежать возможности повторения этого позорного опыта, Конституция прямо указывает, что гражданство приобретается и прекращается только в соответствии с федеральным законом.

Единое гражданство. Этот принцип был закреплен Законом РСФСР от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве РСФСР»*(20), изданным за несколько дней до обретения Россией суверенитета на основании Беловежского соглашения от 9 декабря 1991 г., провозгласившего распад СССР. Означает этот принцип единство гражданства России и гражданства республик в составе Российской Федерации. Дело в том, что одним из элементов суверенной государственности республик в составе РФ было наличие у них собственного гражданства, которое приобреталось и утрачивалось одновременно с гражданством России. Действующий Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Закон о гражданстве) не содержит указания на наличие в республиках собственного гражданства, но и не запрещает им его устанавливать*(21). Более того, установление гражданства республик в составе Российской Федерации, на наш взгляд, не относится к предмету федерального закона. Поэтому наличие данного принципа, закрепленного в Основах конституционного строя, не лишает республики указанного права.

Однако следует заметить, что действующий Закон о гражданстве, воспроизводя текстуально данную норму Конституции, никак не раскрывает содержание этого принципа.

Равное гражданство. Законодательство некоторых зарубежных государств содержит ограничения для лиц, приобретших гражданство данной страны не по рождению. Например, законодательство США позволяет гражданину страны баллотироваться в Сенат (верхнюю палату Парламента) только по истечении девяти лет после приема в гражданство США, а Президентом страны может стать только лицо, родившееся на территории США. Российский закон в этом смысле более демократичен: он делегирует всю полноту прав, свобод и обязанностей любому гражданину страны, независимо от способов приобретения гражданства.

2. Части 2 и 3 комментируемой статьи продолжают закрепление основных принципов гражданства Российской Федерации. Так, в ч. 2 говорится равенстве прав, свобод и обязанностей каждого гражданина. Поскольку эта норма содержится в статье Конституции, регулирующей вопросы гражданства, очевидно, речь идет о равенстве прав независимо от сроков приобретения гражданства. Российский закон исключает порядок так называемой натурализации, т.е. постепенного приобретения прав мигрантами, применяемый законодательством некоторых зарубежных государств.

Однако Основной закон подчеркивает, что он гарантирует это равенство прав своим гражданам только на территории России и только тех прав, которые установлены Конституцией России. Это означает, что, несмотря на обязанность государства защищать своих граждан за пределами своей территории, оно не может гарантировать им всей полноты прав за пределами государственной границы, поскольку там действуют законы других государств.

3. Выше уже говорилось о лишении гражданства, присущем советскому периоду истории нашего государства. Закон РСФСР от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве РСФСР» и действующий Закон о гражданстве в соответствии с демократическими традициями, присущими большинству государств мира, исключают подобный способ прекращения гражданства России, зато исходят из права любого человека самостоятельно и свободно решить вопрос своего гражданства. Речь идет о свободном праве гражданина решать, быть ли ему гражданином России или другого государства либо вообще остаться лицом без гражданства.


Смотрите также