Фз 115 идентификация
Идентификация 115 фз определение
Проблема получения незаконных доходов с применением схем теневой экономики, оказание финансовой поддержки деятельности террористов, давно стоит остро.
И принятие ФЗ-115 ознаменовало начало противостояния с данным фактором.
- Цель закона
- Что относится к доходам полученным преступным путем
- Задачи 115-ФЗ
- Понятие идентификации
- Ответственность за отмывание денег
Цель закона
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,
как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:
8 (499) 703-15-47 — Москва8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург
или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!
Все консультации у юристов бесплатны.
115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года принято считать ключевым регулятором в части реализации противостояния получению прибыли от проведения различной противозаконной деятельности, отмывании денег.
Принятие данного акта преследовало цели защиты граждан и интересов государства в целостности путём конструирования самого алгоритма и принципа его действия относительно противостояния с преступной деятельностью и её легализацией.
Направленностью последней законодатель определяет отмывание денег и оказание финансовой поддержки при проведении террористической активности.
.
Что относится к доходам полученным преступным путем
Закон направлен на урегулирование процесса проведения какой-либо деятельности в рамках правых механизмов, целью которой является получение прибыли. Поэтому определение доходов, полученных преступным путём, сформулировано довольно сжато.
Имеются ввиду любые денежные поступления, предметом получения которых служила преступная деятельность.
То есть прибыль была реализована в результате проведения незаконных схем и действий.
Важно знать: это понятие тесно переплетается с легализацией, попросту говоря, отмыванием денег. То есть, придания незаконным схемам с деньгами вида соответствия рамкам правового поля.
Утверждение закона обозначено направленностью стратегии, которая однако была сформулирована чуть позже.
Концепция национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма*(5), утв. Президентом РФ 11 июня 2005 г. N Пр-984 предусматривала первым и наиважнейшим этапом относительно реализации норм в них изложенных, принятие именно Закона No115-ФЗ.
Цели этой концепции предполагали реализацию задач:
- Формирование в РФ специального органа исполнительной власти, целями деятельности которого было бы предупреждение и пресекание, а также проведение расследований фактов отмывания денег и координация деятельности остальных органов власти в данном аспекте.
- Исключение РФ из выборки стран, не осуществляющих активности в противостоянии с легализированием денежных доходов, сгенерированных вследствие реализации преступной активности (2002 год).
- Признание факта следования политики РФ Рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
- Принятие России в состав ФАТФ (июнь 2003 г.).
Понятие идентификации
Ст. 3 Закона имеет понятие идентификации.
Это определённая последовательность алгоритмов, направленная на выявление конструктивных сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцев.
В процессе устанавливается подлинность и истинность документов последних, а также надлежаще заверенных копий таковых.
Бенефициарными владельцами имеются ввиду физические лица, прямо либо опосредованно владеющие клиентом, в роли которого выступает предприятие, а также способные осуществлять контроль за деятельностью последних.
Предусматривается и упрощённая идентификация, которая предполагает проверку паспортных сведений и применяется такими методами:
- использование оригиналов документов либо их заверенных копий;
- использование сведений из глобальных систем информации органов государственной власти;
- использование единых систем по проведению идентификаций и аутентификаций, если лицо использует электронную подпись.
Стоит отметить: с целью реализации положений закона определён круг лиц, которые обременены ответственностью за выполнение положений закона. Среди них: кредитные организации, страховые, лизинговые компании, почта, ломбарды и другие.
Также определены процедурные вопросы контроля при совершении сделок, сумма которых свыше 600 тыс. рублей. Это же относится и к манипуляциям с недвижимостью, если цена сделки свыше 3 млн. рублей.
Читайте также Определение слова барщинаИдентификации не подлежат клиенты, величина суммы сделки которых менее 30 тыс.рублей или 15 тыс.- при наличном расчете.
Ответственность за отмывание денег
Ст. 13 Закона предполагает наличие мер ответственности вследствие нарушений в следовании требованиям в контексте обязательств, им урегулированных.
Нарушители будут подлежать уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности. А надзор за выполнением закона остаётся за генеральным и подчиненными ему прокурорами (ст. 14).
Алгоритм в борьбе с отмыванием денег и оказанием финансовой поддержки активности террористических организаций достаточно прост и действенен в своём исполнении.
Закон ФЗ-115 предполагает эффективные механизмы по борьбе с этой проблемой и реализацией политики государства в части легализации доходов и противостоянию действиям по отмыванию денег. Это обеспечивает достаточно хорошие перспективы в развитии экономики в целом и отдельных её отраслей.
Смотрите видео, в котором освещаются актуальные методы борьбы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем:
Внимание!
В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите вопрос в форме ниже:
Источник: https://sovetnik.guru/ugolovnoe-pravo/fz-115-o-protivodejstvii-legalizatsii-dohodov.html
Сомнительные операции согласно 115-ФЗ
Такой термин, как сомнительные операции, появился не так давно, и касаться он может каждого из граждан, достаточно только ознакомиться с перечнем критериев и рекомендаций, указывающих на факт сомнительности или подозрительности выполненной сделки или проведенного платежа.
Сомнительная операция – это передача средств или заключение банковской сделки, которая со стороны кажется для клиента невыгодной или противоречит законодательству.
Клиент банка, проводящий подобную сделку, преследует цель – вывод средств из страны или избегание налогообложения при получении наличности. В частности, к таким финансовым операциям относятся:
- покупка или перепродажа ценных бумаг и иностранной валюты, обмен банкнот с различным номиналом;
- получение средств на предъявителя от нерезидента государства;
- снятие средств со счета юрлица, в особо крупных размерах и непредусмотренных ситуациях;
- приобретение доли в уставном капитале предприятия.
При этом согласно ст. 6 ФЗ №115 сомнительными могут стать любые операции, даже в процессе покупки повседневных товаров, на сумму не менее 600 000 рублей.
Чтобы дать определение, операции, вызвавшей подозрение, банк должен взять во внимание следующие характеристики:
- круг общения клиента;
- территория проживания или проведения транзакции, так как существует перечень, согласно которому есть местности с повышенной опасностью возникновения террористических актов.
Операции, вызывающие подозрение, должны иметь повышенный интерес со стороны уполномоченных лиц и банковских структур.
Согласно вышеназванному закону к сомнительным операциям также могут относиться сделки и другого характера:
- выполнение финансовых операций или передача кредита в отношении лица, проживающего в государстве, не подчиняющегося требованиям ФАТФ;
- действия, связанные со счетами или вкладами такого характера, как перевод средств за границу, открытие счета на третье лицо или в пользу предъявителя.
- мероприятия с движимым имуществом оформление лизинга, передача ценностей в ломбард, сделки по беспроцентному займу.
- операции относительно недвижимости на сумму свыше 3 млн. рублей.
Выявлять проведение подобных операций должна Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Чтобы действию дать определение сомнительного необходимо, чтобы характер его выполнения имел следующие признаки:
- отсутствие экономической выгоды для инициатора ее проведения;
- цель операции – несоблюдение законодательства;
- превышение лимита дозволенного законом, обычно это операции на сумму свыше 600 000 рублей;
- законодателем субъектный состав.
В большинстве случаев проведение подобных мероприятий выполняется с целью:
- уклонения от налогообложения;
- вывода средств за границу;
- обналичивания средств на счетах;
- поддержки финансовой коррупции.
Чтобы предотвратить подобные сделки, банки обязали к проведению тщательного мониторинга.
Перечень сомнительных операций
Банкам рекомендовано обращать внимание на следующую активность клиентов:
- соотношение уплачиваемых налогов в бюджет и получаемой прибыли;
- со счета предприятия отсутствуют платежи относительно расчета с работниками или они гораздо выше/ниже численности штата;
- происходит частичная уплата средств по социальным выплатам;
- фонд зарплаты ниже прожиточного;
- отсутствуют остатки по счетам, что несопоставимо с объемами оборота средств;
- отсутствует взаимосвязь относительно поступления средств и их расходов;
- происходит резкое увеличение оборотов по счетам;
- перечисление средств за услуги и товары без начисления НДС;
- отсутствие оплаты со счетов относительно деятельности предприятия.
По сути, Федеральная служба рекомендует банкам сравнивать платежи клиента и производить расчет соответствия уплаты налогов в отношении оборотов предприятия. При этом банки обязаны кодировать подобные операции в качестве их идентификации.
Основные требования, предъявляемые к банкам относительно контроля следок и транзакций между гражданами, а также предприятиями, указаны в ФЗ №115 от 2001 года насчет легализации средств, полученных незаконным путем, так как именно данные финансовые учреждения участвуют во всех финансовых операциях населения.
Читайте также Что такое оптация определениеПри этом в процессе выполнения подобной сделки банк наделен рядом полномочий, которые необходимо применить:
- блокировка проведения транзакции, так как поступил отказ в предоставлении документов, сопровождающих подобные сделки, или у сотрудников банка возникли подозрения относительно прозрачности сделки (согласно Письму №17 БК РФ от 2010 года финансовое учреждение вправе самостоятельно определить принадлежность операции к подозрительным);
- расторжение договора относительно обслуживания клиентского счета – самым главным основанием для этого является отказ в выполнении клиентом операций в количестве от 2 раз в год.
Банк вправе выполнить подобное расторжение в случаях, предусмотренных ст. 859 ГК РФ.
Однако следует помнить, что банк несет за свои действия ответственности, в частности, если его решение было неправомерным согласно ст. 866 ГК РФ. Если же банк действовал на основании ФЗ №115, а именно, ст. 11 данного закона, его привлечь к ответственности не получиться в процессе реализации банком своих полномочий, однако после разрыва договора, как показывает судебная практика, такие иски вполне реальны и имеют место.
Заключение
Исходя из обязательств, которыми уполномочены банки на основании законодательных актов, учреждения вправе проводить мониторинг и анализ проводимых клиентами сделок и самостоятельно определять их прозрачность и чистоту.
Новые сомнительные операции с позиции Центробанка представлены ниже.
Рекомендуем другие статьи по теме
Источник: http://znaybiz.ru/buh/rko/bankovskie-operacii/somnitelnye-operacii.html
115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов”: ключевые выдержки из закона
Согласно 115-ФЗ, контролю подлежат операции на сумму не менее 600 тыс. рублей и операции, обладающие признаками необычной сделки. Нарушение положений ФЗ может привести к блокировке счетов клиента и отзыву лицензии у финансовой организации.
Главной целью Федерального закона (ФЗ) N 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» является защита прав граждан и государства.
Данный ФЗ регламентирует отношения физических лиц и компаний, являющихся субъектами закона, с государственными органами, контролирующими денежные операции, с целью недопущения включения средств в незаконный оборот.
На кого распространяется действие Федерального закона 115-ФЗ
Таблица 1. Субъекты 115-ФЗ
Категория | Субъекты |
Физические лица | Российские граждане. |
Иностранные граждане. | |
Лица без гражданства. | |
Организации и индивидуальные предприниматели | Кредитные организации. |
Участники рынка ценных бумаг. | |
Страховые компании. | |
Федеральная почтовая связь. | |
Ломбарды и компании, занимающиеся скупкой драгметаллов, драгоценных камней и изделий из них. | |
Устроители лотерей, тотализаторов и т.д. | |
Управляющие компании инвестиционных, негосударственных пенсионных, паевых фондов. | |
Занимающиеся операциями с недвижимостью. | |
Потребительские кооперативы. | |
Микрофинансовые организации. | |
Операторы связи и т.д. | |
Иностранные структуры. |
Действия, направленные на реализацию закона
К действиям, направленным на реализацию положений закона, относятся обязательный и внутренний контроль, а также запрет на информирование о мерах, предпринятых для его соблюдения. Исключение составляет информация о состоянии счета, его блокировке, отказе в заключении договора на банковское обслуживание или в проведении операций, а также о необходимости предоставления документов.
Контроль операций
Контролю подлежат операции в рублях и иностранной валюте, соответствующие определенным критериям. Они делятся на операции, подлежащие обязательному контролю, и операции, имеющие признаки необычной сделки.
Таблица 2. Операции, подлежащие обязательному контролю
Сумма | Суть операции |
≥600 тыс. руб | Операции с денежной наличностью. |
Снятие или зачисление на счет юр. лица денежной наличности, если это не соответствует характеру его бизнеса. | |
Покупка или продажа физ. лицом наличной валюты. | |
Приобретение или продажа физ. лицом ценных бумаг за наличные. | |
Обналичивание физ. лицом чека на предъявителя, полученного у нерезидента. | |
Обмен банкнот одного достоинства на другое. | |
Внесение физ. лицом в уставный капитал компании денежной наличности. | |
Получение или перевод денежных средств лицу, зарегистрированному на территории государства, не придерживающегося рекомендаций ФАТФ, или имеющего счет в кредитной организации, находящейся на этой территории. | |
Операции по счетам и вкладам. | |
Сделки с движимым имуществом (драгметаллами, ювелирными изделиями, страховыми выплатами, лизинг и т.д.). | |
Поставки по оборонному заказу. | |
≥ 3 млн руб | Сделки с недвижимостью. |
≥ 100 тыс. руб | Получение некоммерческой организацией средств и имущества от иностранных государств и организаций или переводы в их адрес. |
≥ 10 млн руб | Операции организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК. |
Независимо от суммы | Один из участников сделки — лицо, подозреваемое в участии в экстремистской деятельности. |
Примечание. Полный перечень признаков необычной сделки содержится в Приложении к Положению Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г.
Читайте также Несчастный случай на производстве определение ТК РФСамые распространенные из них: запутанный или необычных характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла, и несоответствие сделки целям деятельности компании.
Если операция подпадает под один из пунктов перечня, клиент обязан предоставить банку документы, подтверждающие чистоту сделки.
Основные обязанности финансовых организаций
- Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев, согласно определенным критериям.
- Обновление полученной ранее информации.
- Фиксация и предоставление информации в Росфинмониторинг.
- Блокирование денежных средств и другого имущества.
- Проверка присутствия среди клиентов лиц, в отношении которых принято решение по замораживанию счетов.
- Хранение информации.
Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев
Финансовые организации обязаны идентифицировать лицо, обратившееся к ним, используя определенные критерии.
Таблица 3. Критерии идентификации
Обязанность | Субъект | Информация |
Идентификация клиента | Физическое лицо |
|
Юридическое лицо |
|
Обновление ранее полученной информации
Обновление идентификационной информации должно происходить минимум один раз в год, а при возникновении сомнений в ее актуальности и истинности — в течение семи рабочих дней.
Негосударственные пенсионные фонды должны обновлять информацию о застрахованных не реже одного раза в три года, но при возникновении подозрений в недостоверности информации обязаны перепроверить ее в течение семи рабочих дней.
Фиксация и представление информации уполномоченному органу
В обязанности организаций, совершающих операции с денежными средствами, входит фиксация и предоставление уполномоченному органу в трехдневный срок следующей информации по операциям, подлежащим обязательному контролю:
- Вид операции.
- Причины для ее совершения.
- Дата операции.
- Сумма.
Кроме того, финансовые организации обязаны предоставлять информацию по запросам уполномоченного органа в порядке, установленном Центробанком РФ.
Блокирование счетов
Финансовые организации обязаны блокировать денежные средства и другое имущество клиентов, включенных в перечень экстремистов и террористов. Блокирование должно происходить незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня с момента внесения изменений в перечень экстремистов. Проверка присутствия в нем своих клиентов должна проводиться не реже одного раза в три месяца.
Хранение информации
Юридическое дело, содержащее документы, необходимые для идентификации, подлежит хранению в течение пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.
Права финансовых организаций
При возникновении подозрений, что деятельность клиента может иметь незаконный характер, или он контактирует с лицами или организациями, имеющими отношение к подобной деятельности, кредитная организация имеет право:
- Отказать ему в заключении договора на банковское обслуживание в соответствии с правилами внутреннего контроля.
- Расторгнуть договор, если в течение года клиенту не менее двух раз было отказано в проведении операций по причине непредставления им сведений, подтверждающих чистоту сделки.
- Отказать в проведении операции по поручению клиента на пять рабочих дней.
Ограничение прав кредитных организаций
Банкам запрещено открывать счета без личного присутствия клиента либо его законного представителя, а также без предоставления ими информации, необходимой для идентификации. Это ограничение не действует в случаях, если клиент или его представитель прежде уже были идентифицированы.
Запрещено также открывать счета в случаях, когда существует подозрение, что данный счет может быть использован клиентом в операциях по легализации средств.
Дополнительные меры, применяемые Росфинмониторингом
Росфинмониторинг может принять решение о замораживании всех счетов физического или юридического лица, если есть обоснованные подозрения в его участии в террористической деятельности или он включен в перечень лиц, участвующих в ней.
Решение о блокировке счетов незамедлительно размещается в сети Интернет, на сайте Росфинмониторинга. Ограничения могут быть отменены в судебном порядке.
Физ. лицам, к которым были применены подобные меры, может быть назначено ежемесячное пособие в размере десяти тысяч рублей.
Имущественные претензии третьих лиц, возникшие в результате блокирования счетов, могут быть удовлетворены через суд. Судебные издержки в данном случае будут возмещены за счет средств на заблокированных счетах ответчика или иного имущества.
Ответственность за нарушение Федерального закона 115-ФЗ
Нарушение финансовой организацией положений данного закона может привести к отзыву у нее лицензии. Лица, виновные в нарушении законодательства, несут ответственность в соответствии с Гражданским, Административным и Уголовным кодексами.
В завершение видео о том, как обезопасить свой расчетный счет от блокировки, согласно последней редакции 115-ФЗ.
Источник: http://prorko.ru/spravochnik/fz-115-ob-otmyvanii-dohodov/
Идентификация клиента в банке — 115-ФЗ
Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 года носит название « О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и, как понятно из названия, предназначен для активной борьбы с терроризмом и отмыванию денег преступным путем. Закон регулирует действия следующих участников:
- граждан России;
- иностранных граждан;
- лиц без гражданства;
- организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе иностранных;
- государственных органов, которые контролируют на территории России проведение операций с денежными средствами или иным имуществом.
Для того чтобы можно было осуществлять эту борьбу необходимы какие-то признаки, благодаря которым можно было бы выявить нарушающие этот закон операции и принять меры к их устранению. Эти признаки прописаны в этом законе. Кроме этого закон определяет:
- ответственность по выполнение или не выполнение определенных, установленных законом, контрольных процедур;
- передачу информации по сомнительным операциям в соответствующий орган, а именно Федеральную службы по финансовому мониторингу;
- ограничение информации, передаваемой клиентам. Клиенту только сообщат о блокировке счета или приостановлении операций по счету.
Организациями, которые обязаны контролировать организации и физических людей, являются:
- страховые организации;
- лизинговые компании;
- ломбарды;
- участники рынка ценных бумаг;
- финансовые организации (кроме банков);
- банки;
- почтовые организации;
- букмекеры и тотализаторы;
- организации, управляющие НПФ;
- организации, управляющие инвестфондами;
- организации-посредники сделок купли-продажи недвижимого имущества.
В общем, контролировать окружающих обязаны все организации, так или иначе связанные с оборотом денег, имуществом, финансами.
Что подлежит обязательному контролю
Согласно этому закону контролю подлежат
Операции, подлежащие контролю | Характеристика подозрительных операций | Примечание |
Операции, сумма которых равна или больше 600 000 рублей или операции, сумма которых в валюте эквивалентна 600 000 рублей или больше | Операции произведены в наличной форме, а именно было снятие со счета или было зачисление на счет юридического лица наличных денежных средств, если это не обусловлено его обычной деятельностью | Это сказано в частности в Письме ЦБР №17-Т от 26.01.2005 года |
Покупка или продажа наличной валюты | ||
Покупка ценных бумаг физическим лицом за наличные деньги | ||
Внесение физическим лицом наличных денежных средств в уставной капитал фирмы | ||
Зачисление на расчетный счет денег, получение кредита, операции с ценными бумагами – эти операции будут выглядеть подозрительно, если одна из сторон проживает или зарегистрирована в государстве, которое не участвует в международной программе противодействия отмыванию денег и терроризма. Либо одна из сторон имеет счет в банке в таком государстве | Существует перечень таких государств | |
Размещение денег на депозите, вкладе на предъявителя | ||
Открытие вклада, депозита в пользу третьих лиц с помощью наличных денежных средств | ||
Перевод денег за границу анонимному владельцу счета, точно также перевод из-за границы от анонимного владельца счета | ||
Движение на расчетном счете организации, которая существовала до этого момента меньше 3 месяцев. Также подозрительно, если происходит какое-то движение денежных средств на расчетном счете такой организации при том, что никаких движений денежных средств на этом счете не было с момента ее открытия | ||
Сделки с недвижимость 3 000 000 рублей или больше, либо такие сделки в валюте эквивалентной данной сумме | ||
Операции с деньгами или имуществом, если одна из сторон, организация или физическое лицо, связаны с экстремистской деятельностью или терроризмом |
Подлежат контролю также:
- сдача в ломбард ценных бумаг, драгоценностей;
- выплата страхового возмещения, страховой премии физическому лицу;
- финансовая аренда (лизинг) имущества;
- переводы денег не кредитными организациями;
- покупка или продажа драгоценностей;
- получение выигрышей в тотализаторах или аналогичных организациях, выигрыши в лотерею;
- предоставление беспроцентных займов организациями, которые не являются кредитными организациями.
Как происходит идентификация клиента согласно этому закону
Важно! Для того чтобы реализация этого закона смогла стать реальной, необходимо сначала идентифицировать клиента. Идентификация – это набор сведений о клиенте.
Этот процесс физические лица и организации, в частности клиенты банков, проходят предварительно, до того, как стать клиентами банка. В процессе идентификации физических лиц задействована следующая информация:
- фамилия, имя, отчество;
- гражданство;
- паспортные данные или данные любого другого документа, удостоверяющего личность;
- дата рождения;
- ИНН (при наличии);
- ОГРНИП (ГРНИП) для индивидуальных предпринимателей;
- данные миграционной карты – для эмигрантов;
- подтверждение законности пребывания в России – для них же.
Для юридических лиц информация будет другая. У них будут проверять:
- название организации;
- ИНН, ОГРН;
- адреса — фактический, юридический;
- правовая форма (ООО, ЗАО, АО и т.д.);
- для иностранных организаций — данные о регистрации в России (коды и адреса);
- адрес(а) регистрации компании в их родном государстве;
- данные об учредителях, управляющих;
- другую информацию.
Также существует упрощенная система идентификации. В этом случае у физического лица выясняют только фамилия, имя, отчество и паспортные данные или данные любого другого документа, удостоверяющего личность. Упрощенная система идентификации проводится в следующих случаях:
- операции по расчетным счетам не подлежат пристальному контролю (операции, подлежащие обязательному контролю, перечислены в таблице);
- организация или физическое лицо осуществляющая операции, не является подозрительной;
- операции по счетам обычные, ничем не выделяющиеся, обоснованные, имеющие смысл.
Также сотрудники перечисленных в законе организаций, проводят субъективную оценку клиента. При этом если клиент по всем признакам не подозрительный, но он не понравился сотрудникам, то у него запросят сведения и документы, чтобы провести идентификацию. Это связано с тем, что отзывы банковских лицензий в основном связаны с действием этого закона.
Какую информацию могут дополнительно запрашивать
Уполномоченные законом организации, могут запрашивать любую информация, если сочтут за необходимость. Например, банки могут запрашивать, согласно Положению Банка № 499-П, информацию о финансовом положении клиентов и их контрагентов (в том числе налоговую и бухгалтерскую отчетность).
Согласно закону 115-ФЗ уполномоченные организации обязаны:
- выяснять источники происхождения денег и имущества;
- выяснять, кто является конечным бенефициаром;
- выяснять цели тех или иных операций;
- отправлять собранные сведение в уполномоченные органы;
- выявлять неблагонадежных лиц и организаций;
- блокировать счета либо приостанавливать расчетные операции.
Кто еще попадает под действие этого закона
Согласно Положению Банка №499-П от 15.10.2015 года кроме владельцев счета банки обязана также проверять:
- бенефициаров;
- представителей;
- выгодоприобретателей.
Какие операции не контролируют
В законе существует признаки операций, которые не подлежат обязательному контролю. Эти операции перечислены в таблице.
Операции | Примечание |
Денежные переводы не более чем на 15 000 рублей (без открытия счета) или в валюте в сумме, эквивалентной 15 000 рублям | Существует перечень товаров, работ, услуг, на которые не распространяются освобождение от контроля. Перечень устанавливает Правительство России |
Покупка валюты на сумму меньше 40 000 рублей | |
Покупка драгоценностей, драгметаллов на сумму меньше 40 000 рублей, если с применением безналичных форм расчета, то на сумму не более 100 000 рублей. |
Читайте также:
Накопительный счет в банке.
Образец заявления на закрытие счета в банке.
Распространенные вопросы, связанные с действием этого закона
Вопрос. Распространяется ли этот закон на деятельность нотариусов или адвокатов
Ответ. Согласно разъяснениям Федеральной службы по финансовому мониторингу, которое отражено в информационном письме №54 от 19.07.2018 года «О применении отдельных норм федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг» действие этого закона распространяется на:
- нотариусов;
- адвокатов;
- лиц, которые осуществляют любую предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
В том случае, если они осуществляют следующие операции:
— сделки с недвижимостью;
— осуществляют управление денежными средствами, ценными бумагами, банковскими счетами или другим подобным имуществом клиента;
— привлекают средства для создания или приобретения каких-либо организаций, для управления и обеспечения их деятельности.
Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98
Звонок в один клик
Упрощенная идентификация клиентов-физических лиц при денежных переводах
12 мая 2014 года
16 мая 2014 года вступят в силу изменения, внесенные в федеральные законы № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласно которым перевод электронных денежных средств сможет осуществляться не только с проведением идентификации клиента или без её проведения, но и для физлиц – с проведением упрощенной идентификации клиента.
Упрощенная идентификация клиентов - физических лиц будет проводиться при осуществлении денежных переводов по поручению клиента без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также при предоставлении физическому лицу электронного средства платежа.
При упрощенной идентификации физического лица его фамилия, имя, отчество, а также серия и номер документа, удостоверяющего его личность, и их достоверность будет подтверждаться одним из следующих способов:
- с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных их копий;
- с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, ПФ РФ, ФФОМС и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством РФ;
- с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.
Упрощенная идентификация не будет проводиться, если сумма денежных средств не превышает 15 000 рублей, за исключением случаев, когда получателем денежного перевода является физическое лицо, некоммерческая организация (кроме религиозных и благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном порядке) либо организация, созданная за пределами территории России. Соответственно, при переводе электронных денежных средств физическое лицо при условии проведения упрощенной идентификации вправе переводить денежные средства другому физическому лицу - получателю денежных средств.
В случае проведения оператором электронных денежных средств упрощенной идентификации клиента использование неперсонифицированного электронного средства платежа может осуществляться клиентом - физическим лицом для перевода электронных денежных средств в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 60 000 рублей, а общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием такого неперсонифицированного электронного средства платежа не превышает 200 000 рублей в течение календарного месяца.
Неперсонифицированное электронное средство платежа не может использоваться клиентом - физическим лицом, не прошедшим упрощенную идентификацию, для осуществления перевода электронных денежных средств другому физическому лицу либо для получения переводимых электронных денежных средств от другого физического лица.
Упрощенная идентификация клиента - физического лица проводится только при одновременном наличии следующих условий:
- операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ и в отношении физического лица отсутствуют сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, отсутствуют подозрения в том, что целью клиента - физического лица является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
- операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и совершение указанной операции не дает оснований полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае возникновения сомнений в достоверности сведений, представленных клиентом - физическим лицом в рамках проведения упрощенной идентификации, а равно в случае возникновения подозрений в том, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана провести идентификацию указанного клиента в общем порядке.
- 115 ФЗ
- 161 ФЗ
- Идентификация клиентов
- Электронные денежные средства