Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

4585353@mail.ru

Финское образование лучшее в мире


Образование в финляндии

О финском образовании говорят многое. В Европе оно признано одним из лучших, а вот россияне часто выражают недовольство, на их взгляд, слишком простой учебной программой. Сегодня в школах Финляндии сложилась непростая ситуация, с которой учителя не всегда успевают найти правильное своевременное решение.

Финское образование – лучшее в мире! Да ладно?!

Классы столичного региона переполнены детьми с различным уровнем подготовки, в основном из-за недостаточного понимания финского языка переселенцами. Для школьников, отстающих по тому или иному предмету, учителя используют несколько иную программу обучения. А вот для одарённых детей более углубленных программ не предусмотрено, во всяком случае в обычных муниципальных образовательных учреждениях.

Плюсы и минусы За несколько десятилетий финская общеобразовательная школа сменила тактику обучения в сторону индивидуального подхода к каждому ученику, что привело как к положительным результатам, так и к возникновению сложностей. К концу семидесятых годов в начальных классах ещё трудились над написанием прописных букв. Обучение базировалось на книгах, периодически разбавляемое простыми развивающимися играми. С семидесятых началось слияние народных школ в единую среднюю систему образования доступную для всех.

На сегодняшний день в Финляндии открыты порядка 3.200 средних школ, из которых 2% составляют государственные и частные учебные заведения. Программа базовой учебной программы во всех школах страны предоставляется одинаковая. Разница прослеживается в дополнительных дисциплинах, факультативах и методах обучения. Постепенно в течение десятилетий программа обучения претерпевала изменения благодаря социальным переменам в Финляндии, главным образом из-за концентрации людей в крупных населённых пунктах, начавшейся в 1960-х годах. С 90-х Финляндия становилась все более интернационализированной. С этих времен появилась в стране необходимость в пересмотрении методов базового обучения, требующей более индивидуалистической направленности. Но, чем дальше вес, тем больше дров…

Десять лет назад школьные классы состояли из более менее одинаково подготовленных ребят, умеющих держать себя в подобающих рамках на уроках. Сейчас, по мнению учителей с десятилетней стажем, ученики стали как никогда представлять многонациональный пирог, поэтому допустимые нормы с каждым годом растягиваются с резиновой эластичностью. В то время, пока педагог пытается работать с отстающими школьниками, остальные одноклассники впустую тратят учебное время. Однако, разбить детей на группы по уровню знаний также невозможно, поскольку теряется основная цель финского образования — предоставление равноценного школьного образования для всех.

Прогрессивные методы Для установления эффективного контакта со школьниками, учителя прибегли к помощи социальных служб, психологам, работникам детских консультаций, переводчиков, религиозных и других общественных организаций. Традиционный школьный дневник канул в Лету — вместо него организована электронная персонализированная система связи с родными учеников, с помощью которой адресуются не только замечания и похвалы учителей, но и опоздания и отсутствие на уроке ученика. Кроме того, возможности этой электронной системы Wilma позволяют двусторонним способом рассылать каждому на страничку последние новости из школьной программы, изменения в расписании и домашние задания.

В последние годы обучение в школах Финляндии стало базироваться на вербальной основе в форме обсуждений, хотя до сих пор конкретные методы подбирает преподаватель, исходя из собственных убеждений. Однако, чрезмерные игровые приемы на уроках могут сослужить медвежью услугу, предупреждают исследователи, поскольку учёба — это труд.

По другую сторону баррикады сгруппировались педагоги, считающие игровую форму обучения одним из благоприятных для ребенка способов усвоить материал. Тем не менее, ежегодный рост объёма материалов вновь заставил многих школьных учителей пожалеть о твёрдо структурированной программе. В последних проведённых опросах сами ученики пожелали иметь обычный рутинный школьный день без экспериментальных игр и других нововведений. Одним из таких положительных, с точки зрения представителей образовательного сектора, нововведений стал переход от заучивания наизусть текстов к разговорным заданиям.

В наше суетное время наука развивается столь быстрыми темпами, что не успевает своевременно втиснуться в школьные учебники. Эту проблему педагогический персонал решает посредством изучения электронных изданий. Очень скоро выяснилось, что компьютеризация учебного процесса в финских школах как упростила, так и осложнила обучение, поскольку не все ученики способны эффективно фильтровать большой поток информации. За компьютером ученики упражняются вначале ограничивать критерии поиска и подбирать источники информации. В том, что риск просмотра ребёнком отвлекающих сайтов во время учёбы носит отрицательный характер, признаются как сторонники консервативных способов обучения, так и экспериментальных.

Преобразования коснулись и средств обучения. Кроме компьютеров, финские школы обзавелись камерами, с помощью которых руки учителя могут быть освещены весь урок. На стенах вместо обычных школьных досок висят высокотехнологичные мониторы с сенсорным экраном. Процесс работы с сенсорной доской утихомиривает младших школьников, вызывая неподдельный интерес и желание взаимодействовать с учителем. Путешествовать по планете на уроке географии по карте без использования новейших технологий уже кажется очень скучным занятием. Теперь проектор, подключённый к компьютеру, выводит на белом экране, размером со стену, увлекательные слайды и видеоролики, крутит виртуальный глобус, совершая заданные остановки.

Внимание каждому Условия получения базового среднего образования в Финляндии улучшились для детей с нарушениями психики и концентрации внимания, с синдромом Туретта и Аспергера. Бывшие спецшколы для больных детей упразднились, а их постояльцы переместились в обычные образовательные учреждения вперемешку с остальными учениками на радость педагогическому персоналу.

К таким детям, естественно, приставлены персональные помощники, которые фактически и следят за усвоением учебного материала. В реальности у рядовых учителей нет ни времени, ни медицинских навыков общения и ухода с проблемными в плане здоровья школьниками.

Для совершенствования гибкой учебной программы с возможной доступностью для каждого учащегося в Финляндии были использованы различные стили обучения. Речь идет о кинестетиках, аудиалах и визуалах. Первые психотипы человека лучше воспринимают новую информацию в движении и посредством касания предметов, вторым необходимо побольше услышать, а третьим — увидеть. На педагогических факультетах финских университетов применению этих методов в практике отведена львиная доля обучения. Например, дробные вычисления кинестетики усваивают наилучшим образом с использованием вспомогательных блоков.

Если раньше ученик, грызущий во время урока ручку, вертящий в руках пенал или колупающий край стола, мог вполне получить выговор от преподавателя, то сейчас такие действия воспринимаются как нормальное состояние для данного ребенка. Непоседе поможет успокаивающий мяч, а может и особая подушка на стул, которая упрощает процесс сидения длительное время.

В начальной школе наиважнейшей задачей для классного преподавателя является создание безопасной среды обучения с поддержанием интереса к учёбе. Финская молчаливость как черта характера зарождается уже со школьной скамьи. Уроки молчания, во время которых не разговаривают даже учителя, сейчас становятся все более распространенным способом приучать детей соблюдать тишину в школах. Для установления молчания преподаватель обычно использует специальные жесты, практикующие в конкретной школе или предметы: с их показом ожидается начало тишины. Голос учитель соответственно не повышает. Провинившиеся получают пометки, которые по мере накопления могут привезти к связи с родителями ученика, к помощи психолога и, в конечном счёте, к подаче заявления в органы социальных служб.

Елена Тарса

10 причин, почему финская система образования лучшая в мире

Школы Финляндии (лицеи) после 9 класса: учеба на английском языке

В Финляндию после 9 класса: что вас ждет

Лицей – первый шаг к обучению в Финляндии. В России лицей – это престижно. Финский лицей престижнее вдвойне. Вас ждут:

  • Европейский аттестат;
  • Свободный английский;
  • Второй иностранный язык по выбору;
  • Индивидуальный план обучения;
  • Поступление в любой университет мира;
  • Самостоятельная жизнь уже в 16 лет.

И все это за 3 года обучения в школе Финляндии.

Финское школьное образование считается одним из лучших в мире. Его преимущества:

  • Строгий отбор поступающих и учителей;
  • Современные классы и оборудование;
  • Комфортабельное жилье для студентов;
  • Выпускной экзамен соответствует уровню вступительного в университет Хельсинки.

Программа обучения в Финляндии для старшеклассников

Цель лицея Финляндии – подготовка к поступлению в университет.

Первый год – интенсивное изучение английского языка и общих предметов.

Второй и третий – студент сам планирует обучение. Можно выбирать предметы и их уровень сложности.

Группы предметов на выбор:

  • Английский язык и литература;
  • Иностранные языки;
  • Бизнес и экономика;
  • Естественные науки;
  • Математика.

Обязательная часть обучения – исследовательская (творческая) работа.

После учебы студенты получают белые кепки лицеиста – знак окончания престижного лицея.

Аттестат лицеиста дает преимущества при поступлении в любой европейский университет.

Как поступить в Финляндию после 9 класса

В лицеи Финляндии принимают, в основном граждан Финляндии и ЕС. Поступить туда – редкая возможность, и у вас она есть.

Для этого нужны:

  • Загранпаспорт;
  • Анкета;
  • Табель школьных оценок,
  • Мотивационное письмо, почему вы хотите после 9 класса учиться в школе Финляндии.

Чтобы подать документы правильно и в срок, заполните заявку на консультацию в UNIF сейчас.

Города, где есть школы на английском языке

Иматра

Куопио

Лаппеенранта

Соткамо

Йоэнсуу

Лахти

Хельсинки

Эти города Финляндии так же безопасны и комфортабельны, как и все остальные.

Лицеи Финляндии на английском языке

Для русских школьников подойдут эти школы:

Школа Иматры

Школа Куопио

Школа Соткамо

Школа Йоэнсуу

Школа Лахти

Школа Эспоо (Хельсинки)

Школа Ressun (Хельсинки)

Вступительные экзамены:

  • Английский язык;
  • Математика;
  • Собеседование.

Вступительные экзамены необходимо сдавать в выбранном лицее.

Если вы выбираете несколько школ, то нужно съездить в каждую из них. Больше об экзаменах и подготовке к ним читайте здесь.

Экзамен идет обычно 2 часа ( с 9 до 11 часов по финскому времени).

Предметы в финских лицеях

Обучение длится три года: в первый ученики пробуют себя в каждой научной области, чтобы оставшиеся два посвятить углубленному изучению предметов, которые пригодятся им при поступлении в вуз.

Обязательные курсы в лицеях Финляндии

Предметы по выбору в финских школах

Читайте мнения абитуриентов об обучении в лицее Финляндии, а также интервью с Валерией, которая начала обучение в 2016 году и отвечает на самые важные вопросы поступающих.

С чего начать? Как готовиться? Как обойти все подводные камни?

Узнайте на консультации со специалистами UNIF или свяжитесь с ними по телефону 8-921-528-80-00 (теперь и в Viber) или по электронной почте info@unif.pro.

Чтобы первыми получать информацию от финских школ вступите в нашу группу ВКонтакте или подпишитесь на Facebook.

Передовые технологии и методики обучения

Помимо привычной классно-урочной системы в Смарт Скул используются другие эффективные образовательные технологии, такие как технологии модульного обучения, технология проектного обучения и технология образовательных лабораторий.

Образование в Финляндии. Как устроен и сколько стоит финский детский сад

В пятом классе мы запускаем технологию дистанционного обучения.

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В модули входят крупные блоки учебного содержания. Для составления программы выделяются основные научные идеи, вокруг которых в определённые блоки структурируется содержание учебного предмета, затем формулируется комплексная цель, имеющие два уровня: уровень усвоения учебного содержания и уровень ориентации на его использование в практике.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ Целью проектного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представления о мире.

ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ — это получение образовательных услуг с помощью современных систем телекоммуникаций. Данные технологии дают возможность учитывать индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость обучающихся, который может изучать учебные курсы в любой последовательности и в любом темпе.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ предполагает изучение учениками материала в своем личном темпе в одном пространстве с другими учащимися под руководством опытного преподавателя. Обучение происходит в индивидуальном темпе и при возникновении вопросов каждый ученик может обратиться к учителю за помощью. В таком формате в Смарт Скул ведётся самостоятельное выполнение домашних заданий во второй половине каждого урока. Ученики выполняют свой собственный комплекс заданий, а тем кто успевает сделать больше, даётся дополнительное задание и в любой момент ребёнок может обратиться к педагогу за помощью.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СМАРТ СКУЛ

Несмотря на то что в Смарт скул в каждом классе от 8 до 12 человек, разный уровень детей предполагает дифференцированный подход в обучении. Индивидуальный образовательный маршрут выстраивается и по поддержке нашего тьютора, который находится постоянно в школе и ежедневно отлеживает особенности учебной деятельности у каждого ученика.

Совместно с родителями школа выстраивает наиболее эффективную траекторию для каждого ребёнка, даёт подробные рекомендации как можно подтянуть его знания, подкорректировать нейропсихрлогические показатели с целью сделать учебу легче и эффективнее.

Каждый ученик Смарт Скул выбирает в каких олимпиадах он будет принимать участие в течение года. В школе действует специальный рейтинг по участию в дополнительных активностях и соревнованиях. Ежегодно каждый ученик при желании может сдать экзамены на международный сертификат по английскому языку: YLE, KET, PET.

Технологии проектного обучения предполагают выполнение как групповых так и личных проектов, где каждый ученик может максимально себя проявить. Реализация технологии образовательных лабораторий позволит детям работать в удобном для них темпе под руководством преподавателя, полноценная самостоятельная работа, когда ребёнок учится учиться.

Обучение в Смарт Скул осуществляется согласно федеральному государственному образовательному стандарту ФГОС.

Мы используем наиболее эффективные учебные пособия по каждому предмету, одобренные министерством образования. Английский язык преподается по аутентичным учебникам иностранных изданий с целью достижения максимального эффекта в разных областях данного иностранного языка.

Основные учебные пособия дополнены материалами на усмотрение каждого педагога. Контроль образовательного уровня учащихся измеряется ежемесячно специально разработанными контрольными работами. 2 раза в году наши ученики сдают государственную аттестацию через школу партнёр ЧОУ СОШ НАШИ ПЕНАТЫ.

Аттестационные контрольные работы присылают в Смарт Скул и дети сдают экзамены в привычной комфортной для них обстановке под наблюдением наших преподавателей. Далее контрольные работы проверяют коллеги и оценки выставляются в электронный журнал. При получении положительных результатов ваш ребёнок переводится в следующий класс.

 

В школе ребенок проводит от 9 до 11 лет — большой период. Конечно, хочется не только овладеть необходимыми базовыми знаниями, но за это время получить и те знания и умения, которые пригодятся во взрослой жизни. Согласно Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) одной из ведущих стран мира в области образования является Финляндия. «PISA — значительно больше, чем просто рейтинг: это показатель того, насколько хорошо национальные системы образования готовят молодых людей к завтрашнему дню» . Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям:

                    грамотность чтения,

                    математическая грамотность,

                    естественнонаучная грамотность.

С 2003 года было введено еще одно направление — способность решать различные проблемы .

Чем объясняется успех финского образования?

Во-первых, главный принцип — равенство во всем. Во всех школах одинаковое оборудование, нет углубленного изучения отдельных предметов. Нам бы хотелось остановиться на равенстве родителей. Учителя не имеют права узнавать, кем работают родители, их заработок. В этом мы видим огромный плюс — учителя относятся ко всем ученикам одинаково, не зависимо от статуса родителя.

Главное равенство — равенство учеников. Все дети «одинаковые», нет «плохих», «слабых» и «хороших», «отличников». Учителям запрещено иметь «любимчиков», выделение ученика — повод к увольнению.

Особенно важно — равенство учителя и ребенка. Ученики не боятся, а уважают учителей. С первого класса детям объясняют их права, то, что они самостоятельная личность. Кроме того, с учителями заключают трудовой договор на учебный год. Если на учителя есть жалобы, его просто увольняют.

Второй главный принцип — индивидуальность. Детей не «сортируют» по классам, исходя из способностей. В классе одновременно ученики решают задачи разного уровня сложности. Для каждого составляется индивидуальный план обучения. Решил простую задачу — отлично. Переходишь к более сложной. Не решил сегодня — ничего страшного. Решишь завтра. На наш взгляд, это — огромный плюс. Дети не чувствуют себя неспособными, отстающими. Самооценка в таких условиях только повышается, растет чувство уверенности.

Третий принцип — практичность. Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое» . Экзаменов практически нет. Если они и проводятся, то можно пользоваться планшетами для поиска информации. Такой подход напоминает реальную жизненную ситуацию. Ведь самое важное — уметь найти информацию и применить ее.

Еще один огромный плюс отсутствия экзаменов — отсутствие стресса из-за страха не справиться и получить плохую оценку.

Четвертый принцип финского школьного образования — добровольность. Учителя стараются максимально заинтересовать ученика, но если ребенок хочет заняться на уроке математики чем-то своим — никто ему не мешает. Считается, что не всем предстоит конструировать космические корабли, кто-то должен уметь печь хлеб и водить автобус.

Но это не говорит о мягкости. Если ребенок прогуливает уроки, он должен отсидеть урок в прямом смысле. Причем, девятиклассника могут отправить в пятый класс. Если будет плохо себя вести, час не засчитывают.

Еще одна особенность учебного процесса заключается в том, что детям не обязательно сидеть за партами. Ученики могут сидеть на диванах или на полу.

Нам кажется, это замечательная идея. Во-первых, это помогает снять физическое напряжение и усталость. Во-вторых, атмосфера в классе более домашняя, открытая и расслабленная, в которой улучшается восприятие урока и его запоминание. Третье — в центре внимания — не учитель, а сами ученики.

Важная деталь, на наш взгляд, — отсутствие школьной формы. Ученики ходят, в чем удобно: кроссовки, джинсы, футболки. Главное — не то, во что они одеты, а их знания. Огромный плюс — ученики не скованны. Например, в школьной форме может давить ремень на брюках. Или как в рассказе «Пианино» Розмари Бордер — главный герой — одаренный пятнадцатилетний Энтони Эванс чуть не провалил свой первый музыкальный конкурс из-за тесной, «жгучей» пары новых туфлей . Кроме того, одежда помогает детям проявить индивидуальность и самовыражение.

Следующая особенность финской школы — в теплую погоду многие уроки проводятся на улице. А во время перемен ученики обязательно выходят на школьную площадку. Преимущество трудно переоценить: дети двигаются, при этом улучшается работа мозга, дети лучше воспринимают и запоминают изученный материал.

Домашнее задание практически не задают. Нам кажется, этому несколько причин: 1. дети должны отдыхать после школы; 2. ребята должны проводить больше времени с семьей. Например, в России задают много домашнего задания. Родители приходят после работы и вместо того, чтобы общаться с семьей, начинают делать с детьми домашнее задание или его проверять, часто «срываясь» на детей из-за усталости.

Еще одна важная деталь финской школы — учеников не вызывают к доске. Во-первых, многие ученики испытывают страх, чувство неуверенности, выходя к доске. Во-вторых, многие дети боятся стать «посмешищем», если ответят неправильно. Учитель просто задает общий тон урока, затем с помощником ходит между учениками, помогая и контролируя выполнение задания.

И последнее — в школах можно писать карандашом. Учитель проверяет задания тоже карандашом. При этом можно стирать и исправлять, сколько угодно. Это повторяет и международные принципы, например, на Кембриджских экзаменах YoungLearners также пишут карандашом. Даже экзамен IELTS, по результатам которого поступают в ведущие университеты мира, рекомендуется выполнять карандашом.

Итак, можно сделать вывод, что школьное образование в Финляндии дружественное к ученикам, имеет особые подходы, основывается на взаимопонимании и поддержке, что дает свои положительные результаты и выводит Финляндию на одно из ведущих мест в мире в области образования.

Почему финская система образования лучшая в мире

На наш взгляд, многие подходы, принципы и методы заслуживают тщательного изучения и применения в российской системе образования.

 

Литература:

 

  1.                URL: http://www.education-medelle.com/articles/monitoring-otcenki-kachestva-obrazovaniya-v-schkole-pisa.html
  2.                http://www.oecd.org/pisa/keyfindings/pisa-2012-results-overview.pdf
  3.                http://www.adme.ru/zhizn-nauka/7-principov-finskogo-obrazovaniya-838510/
  4.                Border R., The Piano. Oxford Bookworms, 2008. — 58p.

Среднее образование в Финляндии

Среднее образование в Финляндии весьма дружелюбно к русским ученикам. Узнайте про сроки обучения в школах, какие типы учебных заведений бывают и где могут учиться русские дети.

В школу финны идут в 7 лет и учатся 9 лет. После 9 класса у ученика и его родителей есть выбор — гимназия, продолжительность обучения в которой составляет три года, или профессиональное училище. В гимназию идут те, кто планирует затем поступать в университет.

Одна из особенностей финской системы образования в том, что частных школ в стране уже практически нет.

Считается, что уровень образования во всех школах выровнен, а создание элитных классов и углубленное изучение отдельных предметов в ущерб другим не приветствуется.

Любой ребенок, постоянно проживающий в Финляндии, имеет право учиться в финской средней школе. Кроме того, существуют русско-финские школы. В таких школах учатся и русские, и финские дети, обучение ведется на двух языках. Помимо русского и финского, дети обычно изучают английский и шведский (второй государственный язык Финляндии), а также могут выбрать в дополнение к ним немецкий, французский, итальянский или испанский. Некоторые из двуязычных школ являются частными, но большинство все-таки государственные, поэтому обучение в них бесплатное. В числе таких школ — Финско-русская школа в Хельсинки и Финско-русская школа Восточной Финляндии.

Совсем недавно были проведены конкурсы среди школ разных стран, Финляндия занимала почётные призовые места практически по всем категориям. Даже не сам факт того, что школы этого государства показывают столь высокие результаты шокировал педагогов других стран. Удивительно то, что несмотря на высокий уровень знаний, финны катастрофически мало уделяют времени учёбе.

Дело в том, что школу можно посещать чуть ли не добровольно. Финны спокойно относятся к тому, что их дети предпочитают получению среднего образования другие занятия.

Особенности среднего образования:

  1. Равенство всех школьных заведений. Лишь недавно правительство Финляндии отменило постановление о том, что финны могут отдавать своих детей исключительно в средние школы Финляндии, находящиеся в относительной близости к дому. Все образовательные заведения создаются по определенному шаблону. В них одинаковое оборудование, ремонт, качество преподавания, похожая планировка помещений. В Финляндии нет частных, элитных школ, все учреждения общего среднего образования финансируются государством.
  2. Равенство учеников. В школах Финляндии преподаватели не имеют право относиться к ученикам по-разному. Строго запрещено заводить «любимчиков» или выделять плохих учеников. Если такое возникает, школа разрывает контракт с преподавателем. Удивляет и тот факт, что здоровые дети учатся в одних классах с детьми с ограниченными возможностями, в обычных школах. В среднестатистическом классе можно встретить ребёнка в инвалидной коляске, с серьезными дефектами и речи или незначительными задержками развития. Все школы содержат оборудование, необходимое для обеспечения нужд такого совмещенного образовательного процесса.
  3. Обучение в школах является абсолютно бесплатным. Все школы спонсируются государством, выделяются деньги на ремонт, питание детей, закупку оборудования, зарплаты учителей.

    Каждого ученика снабжают канцелярскими принадлежностями, формой, ранцем. Власть старается по максимуму облегчить жизнь школьников и сделать систему образования абсолютно бесплатной. В каждой столовой ребёнка будут кормить, учитывая его индивидуальные вкусы или диету. Экскурсии и поездки оплачиваются за счет государственного бюджета.

  4. Отсутствие такого понятия, как «домашняя работа». Школьникам никогда не задают задания на дом. Объясняют это просто: у ребёнка должно быть время для отдыха и поведения времени с семьёй.

Читайте далее:

triumph-strategy.ru

Почему образование в финских школах считается лучшим в мире

О финском образовании

Мы живем в Финляндии около пяти лет. Это страна с человеколюбивым образованием. Мне хотелось, чтобы дети получили образование в этой стране. И это был один из главных факторов переезда.

Я с детства понимала, что образование — та сфера, которая лежит в основе успешности любого общества. Нельзя поменять мир взрослых людей. Но воспитывая детей, мы можем вырастить их теми взрослыми, которые будут менять мир к лучшему. И в Финляндии я это увидела.

За это время я многое узнала о системе изнутри. В сфере образования я работаю много лет, в России у меня были альтернативные центры дошкольного воспитания. Поэтому здесь я тоже открыла центр, где мы предлагаем дополнительное образование для развития детей.

Когда мы переехали, младшая дочь пошла в четвертый класс, а старшая в восьмой. Они начали обучение в финской школе в специальном классе для детей, которые приезжают из других стран. Эти ученики изучают те же предметы, но с активным изучением финского языка.

Нас хорошо приняли, объяснили все нюансы, познакомили с учителями. Финны отличаются внимательностью, чутким подходом к людям, всегда наблюдательны и готовы прийти на помощь.

Об особенностях и преимуществах обучения в Финляндии

Принципиальная разница в том, что в мире и в России акцент идет на ученика — увеличение нагрузки, количества домашних заданий, объема знаний, тестирований, жесткие рамки. Финны пошли другим путем: они поняли, что успех определяет фокус на личность педагога, подготовку и на те методы, которыми он работает.

Они создали условия для того, чтобы профессия педагога была престижна в стране, в университет на эту профессию поступить сложно, отбирают самых талантливых. Для финского учителя первое, что он должен делать — это любить детей. У педагогов хорошие зарплаты. Разные подходы и методики — их творческий процесс. Есть и стандартные планы, но они больше как ориентир.

Для финского учителя первое, что он должен делать — это любить детей

Вся система построена на доверии и самосознании. Министерство образования доверяет управлению образования, управление доверяет директорам школ, директора — педагогам, а родители — школе. В Финляндии упразднены все проверяющие органы. На своем рабочем месте педагог осознает значимость своего труда и ответственно к нему подходит.

Ребенка не контролируют, в начальной школе нет оценок. Стараются делать так, чтобы ребенок получал радость от процесса обучения, чтобы ему было интересно.

Ориентировка на счастье — важный аспект финского образования.

Цель образования — создание условий для раскрытия уникальности каждого ребенка. Педагог увлечен своим делом и проявляет искренний интерес к ребенку, чтобы увидеть в каждом таланты и способности.

Есть такое понятие, как финская мечта — это создание школ, где все дети могут проявлять лучшие таланты. Где детей не сравнивают друг с другом, сравнивают с самим собой. Оценки знает учитель, ребенок и родитель, их не объявляют на всеобщее обозрение.

Ребенок, который вырос в такой системе, в будущем не будет себя сравнивать с другими людьми, а будет сравнивать себя с самим собой.

Важный навык, который прививают в школах — отношение к ошибкам.

Основная базовая школа — это девять лет обучения, есть подготовительный класс, начальная школа — с первого по шестой класс, до девятого класса — старшая школа, а дальше ребенок выбирает. Он может пойти в профессионально-техническое училище и получать профессию или может пойти в старшие классы — лукио — аналог 10-12 классов. А также может совместить эти два направления, пойти получать профессию, но в то же время взять программы из старшей школы.

В школах каждый ребенок равен в этой возможности. Равенство распространяется и на школьные предметы.

В Финляндии стараются сделать так, чтобы основная нагрузка приходилась на первую половину недели, потому что дети приходят отдохнувшими после выходных. А к концу недели нагрузка ослабевает.

Уроки идут блоками по полтора часа в старшей школе, и после каждого блока есть прогулка на свежем воздухе независимо от погоды. Финны учитывают психофизиологические особенности детей и понимают, что ребенку необходимо двигаться.

Предметы имеют прикладное значение, дети изучают разные аспекты, которые применимы в жизни. Есть предмет «домашняя работа», где они изучают приготовление еды, есть отдельная дисциплина о здоровье, также детей учат вести счета.

Предметы имеют прикладное значение, дети изучают разные аспекты, которые применимы в жизни

На уроке физкультуры учеников знакомят с разными видами спорта — от йоги до гольфа. Задача школы — предоставить детям условия и возможность познакомиться со всеми направлениями, а дети сами будут выбирать, что им нравится, главное привить интерес.

В восьмых и девятых классах есть трудовая практика, где дети готовятся к трудовой жизни, находят рабочие места, где бы им хотелось себя попробовать. Моей дочке нравилась медиасфера, и она устроилась на телеканал, две недели в восторге наблюдала за тем, как создаются программы.

В старшей школе дети выбирают дополнительные уроки, которые хотят изучать углубленно. С ними работает специалист по профориентации, который помогает выбирать учебные заведения.

Финские учителя используют прогрессивные подходы к процессу обучения. Самое главное — научить ребенка работать с информацией. Они дают детям тему, которую ученики самостоятельно изучают, находят источники, анализируют их достоверность, излагают в разных форматах. А в классе проходит обсуждение того, кто что нашел, что понял и осознал.

Наталья Громова, 35 лет, родной город —Тампере, Финляндия, эксперт по экспорту финского образования, соорганизатор «Образовательного марафона: Финляндия, Россия, Казахстан 2018—2019»

О финском образовании

Три года назад мы переехали из России. Образование было одним из важных преимуществ Финляндии, повлиявших на наш выбор. Эта страна славится хорошим образованием, и она family-friendly, подходит для семейного образа жизни.

Когда мы переехали, я поступила в финский университет, а дети пошли в финский садик. За эти два с половиной года они перешли в дошкольную ступень образования, и сейчас дочка учится во втором классе, а сын ходит в нулевой. Мы с мужем посещали курсы финского языка, так что мы все были вовлечены в финский образовательный процесс. С финским образованием связана моя работа, а в России я шесть лет проработала в школе в качестве педагогического психолога.

Об особенностях и преимуществах обучения в Финляндии

Одна из важных характеристик финского образования — позитивная педагогика. Подход основан на том, что личность, ребенок и когнитивные способности развиваются лучше, когда хорошее настроение и радость сопутствуют учебному процессу. Поэтому финские педагоги стараются создать на учебном месте позитивный эмоциональный фон. Также финны считают, что информация и знания, добытые активным образом, самостоятельно, дольше хранятся в памяти.

Многие из методов и подходов финского образования основаны на принципе: «чем меньше, тем больше». Заключается он в том, что ребенка не надо нагружать информацией, объемом и длительностью обучения, а наоборот давать всё размеренно. Поэтому у детей достаточно короткий учебный день, длинные перемены, нет объемных домашних заданий и домашней работы на каникулы. Золотое правило финского образования в том, что ребенку надо дать детство, поэтому в стране нет раннего образования. В России же распространены разные кружки для детей, начиная с трехлетнего возраста.

В Финляндии хорошо развиты платформы для общения родителей с педагогами. Даже несмотря на то, что я плохо знала язык, это не было барьером. Поэтому я могу наблюдать за тем, как учатся мои дети и как развиваются.

Если говорить о высшем образовании, то в финских университетах самое яркое отличие от российской и казахстанской систем высшего образования — наличие двух образовательных маршрутов. Есть две разные группы университетов в Финляндии — прикладных наук и академические.

Обычные академические университеты это то, что мы привыкли называть университетом в Казахстане — теоретические курсы, экзамены, зачеты, способ подачи материала более лекционный, абстрактные понятия, попытка охватить феномен в целом. После этих университетов есть возможность продолжить образование в аспирантуре и получить степень доктора наук. Чтобы поступить в такие университеты, после школы надо отучиться в специальном лицее. Прикладное образование начинается после выпуска из школы. Можно поступить в колледж и за два-три года освоить определенную специальность.

Вторая ветка прикладного образования качественно отличается методами обучения. Оно нацелено на практические навыки, формируется методами, которые связаны с глубоким и длительным погружением в рабочий процесс.

Я учусь в университете прикладных наук в Лапландии. Задача прикладного образования в том,чтобы помочь специалисту разобраться в реальных рабочих процессах и улучшить их в сфере своей профессии. Поэтому в эти университеты берут только после трех лет работы на конкретном месте. Ты приходишь решать конкретные задачи, и образование помогает в сфере промышленности, индустрии и бизнеса.

Но известным игроком в мире экспорта образования Финляндию сделало именно школьное образование. Финны еще в 60-70-х годах относились к образованию как к важному элементу в жизни государства.

Во многих странах человек выходит из школы, университета осведомленный, талантливый, но при этом ему приходится заново переучиваться для того, чтобы адаптироваться к работе. А в Финляндии образовательная система задумана так, что в школе учат и готовят к жизни. Выпускник, выходя за порог учебного заведения, знает, как жить и что делать, как решать задачи.

А в Финляндии образовательная система задумана так, что в школе учат и готовят к жизни

Ориентация образования на жизнь — одна из ярких черт финского подхода к образованию.

Вторая черта — финская система научно обоснована. Все инновации, происходившие в образовании, будь то ведение активных методов обучения, предоставление педагогу максимальной свободы самовыражения и отсутствие ограничений в виде контрольных мероприятий, дополнительных отчетностей, экспериментально доказаны . Финны имеют множество инновационных методов, передовых практик, которые работают и дают результат.

Если сравнить с российской и постсоветской системами образования, то финны поняли, что у учебного процесса есть два важный момента — содержание и метод. Методы считаются такими же важными, как и содержание педагогического процесса. Вместо усиленного контроля над содержанием, деталями и объемом выученной информации, намного важнее замотивировать ученика, включить его в процесс и максимально повысить эффективность.

Методы, которые стали трендами и визитными карточками финского образования — это, например, phenomen based learning , когда дети в школах изучают не предметы, а феномены. Сразу развивается целый ряд навыков, и он максимально приближен к жизни.

Известна группа методов о том, что знания добываются учеником самостоятельно.

Есть фраза sitting is the next smoking, то есть «сидение — второе курение», плохая привычка. Поэтому в школах меняется учебное пространство, меньше сидячих методов, больше активных движений, когда выходят во двор, работают в группах.

Мне нравится, что эта система цельная. С какой стороны к ней ни подойди, она продуманная, обоснованная и доказанная научными результатами.

О недостатках

Самый основной недостаток заключается в том, что финская система ориентируется на вытягивание отстающих учеников и на повышение уровня средних учеников. При этом на ярких талантливых учеников остается меньше времени, и получается, что они предоставлены сами себе.

В Финляндии популярен принцип инклюзии. Вокруг инклюзии вращается много педагогов, процессов, средств, это фокус финской школы и определенно их культура. В скандинавских странах сильные социальные системы и системы поддержки, когда слабым и нуждающимся членам общества оказывают помощь. Общество их подтягивает к середине, и так же происходит с учениками. Это усреднение: средний ученик в Финляндии выше любого среднего ученика в другой стране, потому что ему уделяется больше внимания.

Natalja Nenonen, родной город — Санкт-Петербург, Россия и Лаппеенранта, Финляндия

О финском образовании

Мои дети двуязычные финны. Дочь начинала учебу в классе с преподаванием на английском языке, потом перешла в финско-русскую группу. Затем лукио — финальная стадия средней общеобразовательной системы Финляндии. И после она поступила в университет, на факультет русской филологии в город Йоэнсуу. Сын учился в школе с ориентацией на языки, в обычном классе. После школы пошел в училище на три года на специальность «менеджмент».

Об особенностях и преимуществах обучения в Финляндии

Отличие в системе в том, что человек сам формирует образование: есть базовый пакет курсов, и также мы выбираем дополнительные курсы по желанию. Есть возможность делать перерывы в обучении, учиться в интернете. Финны используют практику «гибкость и новаторство».

В Финляндии на первом месте всегда мотивация, сознательный подход к изучению — это их преимущество.

В школах не уравнивают детей по их способностям и не заставляют учиться

В школах не уравнивают детей по их способностям и не заставляют учиться. Дети не испытывают стресса, их не перегружают. Много практической работы, все предметы одинаково равны.

Приветствуется самостоятельность и активность. Все сведения о семье и ребенке — секрет, нельзя разговаривать про ученика даже в учительской. Я знаю это, потому что работала в школе несколько лет.

Подготовка у всех детей на выходе разная и зависит от ребенка, его способностей и желания. Дети, которые поступают в лицей на английскую линию, хорошо подготовлены. Но есть и такие ученики, которые идут получать профессию после девятого класса и потом прекрасно себя чувствуют.

Нурлан Имангалиев, 32 года, родной город — Актобе, Астана, учитель со стажем, академический директор USTAZ Professional Learning Centre

О финском образовании

Я учитель иностранных языков, работал в школе в Астане и последние три года занимаюсь профессиональным развитием учителей. Меня заинтересовало финское образование, и я съездил в Финляндию, посмотрел школы и то, как работают учителя.

До недавнего времени финны сами не подозревали, что у них одна из самых лучших систем образования в мире. В 1960-х годах они решили взяться за человеческий капитал, за образование. В первую очередь, они закрыли все ненужные органы, комиссии, комитеты контроля. И передали почти все полномочия местным муниципалитетам. Министерство образования сильно не вмешивается в работу школ, они задают только обширные задачи. Дальше все зависит от местного муниципалитета, школы и учителя.

Государство, вся страна, родители полностью доверяют учителю. Учитель — уважаемая профессия в Финляндии.

Государство, вся страна, родители полностью доверяют учителю

Если проводить параллель между учителями в Финляндии и в Казахстане, то там учителя никто не тревожит. Учителя не делятся на категории, как у нас, у них нет гонки между собой. Единственное, что может повлиять на зарплату — стаж и диплом.

Существует миф, что в Финляндии учителя хорошо зарабатывают. Их минимальная зарплата на руки от 2500-3000 евро в месяц, для нас это звучит много, а для финнов это не много, но и не мало.

В Финляндии интересная система — чем больше человек зарабатывает, тем больше налогов он платит.

Об особенностях и преимуществах обучения в Финляндии

Главная особенность финского образования в целях обучения. Если у нас целью стала успешная сдача экзаменов в вуз и учеба превратилась в своеобразную гонку, то в Финляндии главная цель школы — воспитание полноценного, самодостаточного, самостоятельного и счастливого гражданина. И неважно, будет он гением, технарем или кем-то еще. На первом месте стоит счастье ребенка, чтобы он окончил школу готовым к вызовам жизни.

В Финляндии нет хороших и плохих школ, и там есть поговорка: «Лучшая школа — это та, которая ближе к дому». В Финляндии почти нет частных школ, потому что они не нужны.

Секрет финского образования — в учителях. В Финляндии поступить на профессию учителя сложнее, чем поступить на доктора или еще на кого-нибудь. Даже если вы набираете хорошие баллы, это еще не гарантия поступления. И если вы оканчиваете педагогический университет с красным дипломом, это не будет гарантией вашей работы в школе.

У нас в Казахстане после окончания школы ты должен продолжать учиться, нет времени на перерыв и отдых. В Финляндии наоборот — приветствуется отдых после 12-го класса, лицея, чтобы человек смог даже поработать, попробовать себя на какой-то специальности и решить, идти ли ему дальше по этой специальности в вуз или нет.

Если ребенок считает, что специальность ему не подходит, у него всегда есть шанс вернуться обратно по собственному желанию в десятый класс или лицей, но на другую специальность. Мы видели, когда 30-летние люди приходили обратно в лицей, чтобы переучиться и встать на другой путь профессии. И так как все ступени образования бесплатные, у детей нет проблем с выбором профессии и выбором университета. Главное — поступить. В первую очередь, выпускник вуза — хороший специалист, и ответственность за это несет учебное заведение, в Казахстане же такого нет.

Права и благополучие ребенка в их стране стоят чуть ли не на первом месте. Если кто-то увидит, что вы гуляете с ребенком и он одет недостаточно тепло, то ждите полицию, потому что на вас могут пожаловаться.

Права и благополучие ребенка в их стране стоят чуть ли не на первом месте

В Финляндии меньше всего уроков в неделю и больше всего времени дети проводят на улице. Если выйти на улицу в Финляндии в любое время дня и в любую погоду, там всегда много людей, все бегают и занимаются спортом. Это начинается еще с детства: зимой дети с родителями идут в школу на лыжах, летом на велосипеде.

В детский сад дети ходят самостоятельно, так как родители часто выбирают школу поближе к дому. В любую погоду, в любой мороз уроки не отменяются. Если холодно или дождь, то одеваются соответственно и идут. Этому детей учат с малых лет. Если вы пожелали учиться в школе, которая далеко от дома, то государство оплачивает ежедневно такси от дома до школы и от школы до дома вечером. Не развозка на автобусе, а именно такси, которое отвозит ребенка в школу и также привозит домой после уроков.

Питание, учебники и все остальное тоже обеспечивает государство. Система построена так, что ребенок ни в чем не нуждается.

weproject.kz

Финское образование – лучшее в мире

Финское образование – лучшее в мире?

Я бы сделал эту надпись девизом к финскому образованию. Образование верит детям, финские дети верят образованию. 

Чтобы лучше понять финское образование, вот вам мнение людей, живущих в стране, чьи дети испытали не себе всю правду. 

1. Огромным плюсом является то, что финское образование реально приближено к жизни.  Здесь постоянно используются принципы Дьюи: учимся на практике и играя. Дети не просто учат, что такое плотность предметов, а пытаются понять почему камень, к примеру, весит меньше в воде. Они не тупо зазубривают от чего зависит скорость маятника, а на уроках физики проводят эксперименты и сами записывают полученные результаты.

2. Как раз зубрить им ничего не приходится! Никогда! В Финляндии считают, что помнить всё человеку не нужно. Всегда есть профессиональные книги, чтобы найти информацию, есть интернет, наконец. Так вот в Финляндии учат, на мой взгляд, главному — как найти нужную тебе информацию. В том в числе, на многих уроках, при выполнении тестовых заданий разрешатся пользоваться интернетом. Считается, если ученик смог найти быстро правильный ответ в интернете, это ничуть не хуже.  

3. Программа не является сверхъестественной, но когда приезжают ребята из России, при том, что учатся они, судя по описаниям их родителей и их самих с утра до вечера, и с вечера до утра, уровень знаний оказывается одинаковым. Значит что то здесь работает лучше, чем в России, раз с меньшим количеством прилагаемых усилий удается добиться такого же результата.

4. Из плохого.  Выдержки из мнений родителей: «очень разнородный преподавательский состав. И в России, конечно это есть, но здесь просто бывают неконтролируемые кадры. Моему сыну очень не повезло. Учительница так кричала, что ее боялись переспросить. В результате пришлось в скайпе брать дополнительного учителя по нескольким предметам, а также к 5 классу мы заработали нервный срыв, попали в больницу. Перевелись в другую школу… Там картинка изменилась до с точностью наоборот. Учительница настолько не справлялась с классом, что вместо того, чтобы учить детей, весь урок усаживала их за столы. И ничего особо не сделать. Если у учителя профсоюз, то его не сдвинуть, профсоюзы в Финляндии очень сильные, всегда защитят своего учителя». «Бывают учителя с диагнозом… у нас в одной из школ, в начальных классах есть учительница с диагнозом шизофрения :)) ничего, пару недель осенью, пару весной отдыхает, а остальное время бодрячком)».

 Учитель на замену.  «Для того, чтобы стать замещающим учителем, образование не нужно! Провести пару уроков — отличный способ подработки для студентов, или только что закончивших 11 класс.» — пишут родители на форумах. Вас не должны  удивлять рассказы детей о том, что они смотрели на уроке, трансляцию хоккейного матча,  или вообще  ничего не делали —  замещающий же был! Задача учителя на замену не учить, а следить за тем, чтобы сохранить детей в первозданном виде к концу «урока».»

При этом есть огромное количество профессионалов своего дела, действительно учителей от Бога, у которых надо учиться вести уроки, держать внимание учеников.

5. Мне нравится, что в Финляндии равные шансы на одинаковое образование у всех. В России сильное разделение на элитные школы и простые, на возможность нанять частных учителей и невозможность получить качественное образование, если «училка по математике, ну, очень тупая, как говорит сатирик. В Финляндии все могут подняться до той ступени образования, до которой захотят… Все что для этого надо, это приложить немного усилий. Поступление в университет для обычного финского подростка  не составляет большого труда… Для этого не нужен блат или деньги. Все что нужно — немного подготовиться. Подчеркиваю, НЕМНОГО!

6. А еще классно, что в Финляндии можно учиться всю жизнь. Скажите кому это надо? Если не убить желание учиться еще в школе (как это бывает в России) , то учится захочется всегда! Это нормальный процесс саморазвития. Можно получить 50  профессий. Не подошла одна, иди переучивайся. БЕСПЛАТНО! Во многих случаях, государство еще и пособие будет платить, чтоб человек имел возможность поучится и в 30 и в 50. За партой сидят разновозрастные ученики и это норма. В колледже за одной партой и юноша 19 лет и дама после 40. Сам процесс обучения очень расслаблен. За все хвалят. Нам, после учебы в России, (я, кстати до сих пор вижу кошмары по ночам, что я у доски и не знаю, что ответить), очень тяжело понять, как так учиться то можно. 

7. А вот это как здорово?!!!: Финское образование очень адаптировано. По сути, оно ИНДИВИДУАЛЬНОЕ, если ребенок отстает, его не отправляют в специальную школу, они есть, но их мало, в основном стараются построить процесс так, чтобы все учились вместе. А если кто-то не понимает чего-то по одному предмету, именно этим предметам по упрощенным книгам с ним занимаются специальные преподаватели. Остальное же время он находится в классе.  Для каждого ученика есть три уровня, каждый может выбрать себе нужный, и, к примеру, если он на «среднем» уровне, учитель будет давать ему задания именно для его уровня, а тому, что на высшем — выдаст карточку с задачей согласно «высшего уровня». При этом, тот что на низшем или на среднем никогда не будет считаться «отстающим» или худшим. Когда мы только что переехали в страну, и я не знала еще сути образовательного процесс в стране, была сражена наповал следующим. По истечении какого-то периода, я увидела, что у моего мальчика к концу года «двойки» и «тройки» не повышаются (и это при том, что в стране 10-бальная система). Но никто не бил тревогу, меня не вызывали в школу, ребенок ходил в школу довольным. Я решила, что мне надо идти к директору самой. Пошла, предварительно договорившись. Мужчина-директор немного удивился моей панике:»мой мальчик худший? Нет, не думайте, он просто еще не смог адаптироваться! Ему надо как-то помочь. Он же не дурак, не оставляйте его на второй год!». Директор успокоил: «ну, конечно, он не дурак, кто вам говорит такое? Как можно такое подумать? Что вы, у вас замечательный ребенок! Ну да.. он не успевает по математике.. но зато, как он рисует! Вы видели? Ну вот, посмотрите, в классе висят его рисунки. А математика, ну что ж.. может быть он еще догонит, что упустил. А нет, так  может и не надо? Может быть ему лучше развивать то, что он любит и хочет?» 

8. Система наказаний — среди прочего есть одна интересная находка финской школы — система отсидок. Если ты провинился, грубо разговаривал с учителем, мешал на уроке окружающим, или пропустил какой-то урок без уважительной причины, ты получаешь штрафной час — «отсидку». Останешься после уроков и будешь сидеть лишний час. Для молодых час их жизни это очень много, поэтому это серьезное наказание. 

9. Очень хорошо работают школьные психологи. Если ребенок совершил что-то плохое. Первым делом… нет-нет, не позвонят родителям! Ни в коем случае! Родители тут ни причем. В каждой школе есть свой психолог. Если ребенок провинился, с ним проводят беседу. Дальше чаду предложат рассказать о случившемся родителям дома. А потом еще позвонит учитель, уточнит, что вы в курсе, и что дома тоже ситуация будет проговариваться. 

10. Приятно, так же, что результаты  учебного года по какому-то предмету — не окончательные! К примеру, учась в 9 классе, можно пересдать результаты по иностранному (например) за 7 класс! У меня была такая ученица, к моменту, когда надо было определятся идти и в «выпускную школу» — лукио, из которой дорога в Университет, или выбрать профессиональное обучение в колледже, девочка вдруг поняла, она хочет хорошо учиться, и поступить в Университет. И что? Нужны баллы. А она училась плохо и общие баллы, которые учащиеся набирают за всю учебную жизнь, те баллы, которые так нужны для поступления в вуз, они у нее не лучшие. Тогда она собралась силами и умом, родители помогли с репетитором, и, девочка пересдала в 9 классе все свои баллы прошлых лет. 

Сложно говорить о том, что такое лучшее образование. Одно могу сказать точно, финское образование — одно из самых приближенных к реальной жизни. Дети здесь учатся без стресса, у них много свободного времени после школы, которое можно потратить на различные секции или просто на общение с друзьями, при этом кто хочет, тот учится и знает. Идиотами финских подростков точно не назовешь. Развитые, веселые ребята и, на минуточку, все до единого ученики 10 класса могут объяснится на английском, шведском и французском (немецком) на уровне, которому позавидуют некоторые учителя иностранного в России.  

Антон Аалтонен для проекта Finland и Я

www.infinland.net

Почему финские дети учатся лучше наших? · Город 812

Образование в Финляндии – одно из лучших в мире. Финские школьники в 2016 году заняли пятое место в международном рейтинге качества обучения PISA, а российские – лишь 33-е.  Что в финском образовании лучше, чем у нас? – разбирался «Город 812». И расспрашивал финских  учителей, родителей, бизнесменов и архитекторов.

В школу  по прописке

В Финляндии более двух тысяч общеобразовательных школ, при этом население страны примерно равно населению Петербурга. Для сравнения: в СПб около восьмисот школ.

Все дети в Финляндии получают бесплатное среднее образование. Согласно местным законам, ребенок поступает в школу по прописке – то есть в ту, к которой прикреплен его дом. В этом финская система похожа на российскую. Муниципалитеты получают дотации из госбюджета, сумма напрямую зависит от количества детей, проживающих на территории. Поэтому записать ребенка в другую школу практически невозможно, для этого нужны очень веские причины.

Но финны и не пытаются пристроить детей в другую школу (а в Петербурге только беспечные родители не мучаются вопросом – как отдать ребенка в школу получше). В этом финская система заметно отличается от российской, потому что в Финляндии попросту нет лучших и худших школ.

Национальное агентство образования (НАО) Финляндии со страшной силой борется за то, чтобы все учебные заведения страны давали одинаковое качество обучения. Финны считают это самой важной задачей образования.

По словам Кристины Волмари,  руководителя департамента статистики и аналитики Управления образования НАО, первый главный лозунг финской системы – «Равенство во всем». Благодаря такому подходу финнам удалось занять лидирующие позиции в международном рейтинге PISA, оценивающем  качество общего школьного образования.  В рейтинге за 2016 год Суоми заняла пятое место. На первых трех строчках оказались Сингапур, Япония и Эстония. Россия – на 33-м месте.

Финны говорят, что сами были удивлены результатами PISA, и уверяют, что рейтинги – не главное.

– Нас не очень волнуют результаты PISA. Но мы тревожимся, если замечаем большие различия в качестве образования между школами, – заявила «Городу 812» Кристина Волмари.

Финны к такому положению дел постепенно привыкли. Многие сегодня искренне считают, что самая лучшая школа – та, которая ближе к дому. Там учатся все дети, живущие в микрорайоне: и местные, и не говорящие по-фински мигранты, и дети с инвалидностью.  Финское образование настолько гуманно и неспешно, что к 13 годам все в конце концов заканчивают начальную школу. Начальная школа в Суоми длится до седьмого класса. Это нормально для неторопливых финнов.

Зайчики учатся хуже белочек

Второй главный лозунг финской системы образования  – «Отсутствие стрессов». Об этом говорит посол МИД Финляндии по экспорту образования Марианна Хууско.

– Мы ищем пути обучения, чтобы дети не испытывали стресс, а получали удовольствие от школы. Для нас главное – как можно меньше напрягать учеников. Поэтому мы сокращаем количество уроков, домашних заданий и контрольных работ.

Финские дети начинают учебу с семи лет и затем  в течение девяти лет  получают обязательное образование. Затем по желанию они могут провести дополнительный год в 10-м (необязательном) классе  – чтобы улучшить отметки.  Около 70% подростков в десятых классах – мигранты.

Во многих финских школах дети ходят без обуви.

В начальной школе детям вообще  не ставят оценок, и все предметы ведет один учитель. Домашние задания младшеклассники могут не делать. Детей положено только хвалить. Ругать запрещено. Называть плохих учеников отстающими запрещено. Финская педагогика советует называть неуспевающих  какими-нибудь необидными словами – например, «белочками»  или «зайчиками». Это чтобы не травмировать или, как говорят финские психологи, «не стигматизировать» детей.  Контрольных работ в школах практически не бывает, экзаменов нет совсем.  В конце 9-го класса подросткам просто выдается аттестат с отметками.

Большинство школьников после 9-го класса продолжают учебу в лицее (аналог российской старшей школы, т.е. 10–11 классы) или в профучилище.  В итоге они проводят за партой 12–13 лет и  заканчивают  учебу к 19–20 годам. Совершеннолетие у них наступает  в восемнадцать, поэтому старшеклассники могут свободно жениться, выходить замуж и рожать.

Единственный раз, когда финским школьникам все-таки приходится сдавать экзамены,  –  это после завершения 12-летнего обучения.

Всю неделю вышивали крестиком

Русские родители, впервые столкнувшиеся с финской школой, часто испытывают шок. Своими впечатлениями поделилась Екатерина, мама первоклассника Егора.

Екатерина с мужем и сыном недавно переехали в Хельсинки из Петербурга. Егор сразу пошел в первый класс ближайшей школы, хотя ни он сам ни его родители не говорят по-фински.

Екатерина говорит, что местные порядки стали для нее большими испытанием.

– Расписания уроков в нашем понимании  нет, просто указано: «урок 1», «урок 2» и так далее. Я не знала, чем ребенок занимается в школе и чем будет заниматься завтра, какие будут предметы и что он будет проходить.  Иногда занятия длятся с 8 до 13 часов, иногда с 9 до 12 часов.  Из предметов есть математика, чтение, музыка, труд, физкультура и религиозные занятия. Никаких учебников, кроме как по математике и чтению, нет. Я спрашиваю сына: «Что сегодня делали в школе?» – «Вышивали крестиком». Как-то они целую неделю вышивали и пели. А на следующей неделе, наоборот, была сплошная математика, – делится Екатерина.

По ее словам, труднее всего было смириться с отсутствием расписания. Но сын привык легко. К ее собственному удивлению, даже незнание финского не помешало ему хорошо учиться.

Екатерина рассказывает, как ее вместе с мужем вызвали в школу:

Школьный двор не огорожен и открыт для всех.

– Мы ожидали чего-то ужасного – родителей же просто так не вызывают! Но оказалось, что просто родительских собраний в финских школах не бывает. Учитель беседует с родителями каждого ребенка тет-а-тет. Финнам положено две таких беседы в год, а мигрантам вроде нас – три.

По ее словам, финские родители никогда не помогают своим отпрыскам делать домашние задания и тем более не нанимают репетиторов. Учителя просят родителей вообще не вмешиваться в учебу детей. И строго за этим следят.

Учитель из Хельсинки Татьяна Антилла раньше работала педагогом в Москве. Сейчас  она преподает русский язык финским школьникам. Татьяна объясняет, чем финская школа, по ее мнению, отличается от русской.

– В финских детей не впихивают такое количество знаний, как в русских. Знания дают порционно, последовательно,  циклически. И они достаточно простые. Цель финской школы – дать ребенку не знания предметов, а научить его учиться. В России школьная программа перегружена. В Финляндии она, скажем так, более гуманна. Например, русские дети уже во втором классе должны читать и писать так, как от финнов не требуют даже в третьем. Основное, чему должны научиться  финские дети в начальной школе (к 12–13 годам) – читать и понимать смысл прочитанного. С седьмого класса начинается более сложная программа, но, мне кажется, по математике она все равно заметно проще, чем в России. Но в Финляндии не делают из  этого проблемы. Финны считают, что если ребенок хочет достичь высоких результатов по какому-то предмету, он сам будет этот предмет изучать.

Финские школьники в целом усваивают знания позже российских сверстников.  Например, таблицу умножения, которую русские знают наизусть уже во втором классе, финны  учат два года: во втором классе проходят ее только до пяти, остальное изучают в третьем.

По мнению Татьяны Антиллы, успех финского образования складывается из двух составляющих: интересные учебники и атмосфера в школе.

– Для моих детей, когда они учились в Финляндии, самым страшным наказанием было,  если я говорила:  «Будете плохо себя вести – завтра в школу не пойдете!» В России, если учитель заболел, то – ура!

Антилла говорит, что, несмотря на многолетний опыт, ее до сих пор удивляет отношение местных школьников к учебе.

– Дети не шпаргалят, не подсказывают и не списывают. У них отсутствует коллективное чувство. Один мальчик как-то сделал шпаргалки, но одноклассники  сразу же его выдали. Потому что он должен – как все – ответственно подходить к учебе.

По словам Татьяны Антиллы, финские школьники никогда не показывают друг другу свои отметки. Учитель никогда не называет отметки учеников публично. Даже спрашивать: «Как ты учишься?» считается неприличным. Это личное дело каждого.

Зачем шведам нужны финские учителя

Финские педагоги хорошо зарабатывают. Например, воспитатель в детсаду получает 2600 евро в месяц, учитель начальной школы – 3500, учитель-предметник – 3900, преподаватель в вузе – до 5800 евро в месяц. Для сравнения: средняя зарплата бюджетников в Суоми – 3100 евро/месяц. Адвокаты зарабатывают примерно 4500, врачи – 6300, официанты – 2000, продавцы – до 2500 евро в месяц.

Конкурс на педагогические факультеты в вузах составляет 10 человек на место. Это  престижная профессия. По данным Главного управления образования НАО, 90% финских педагогов удовлетворены своей работой и 60% чувствуют, что их профессия ценится обществом. Финские учителя довольны жизнью.

Удивительно, но в соседней Швеции положение учителей  совсем другое. Педагогов там считают неудачниками. Только 5% шведских учителей полагают, что их профессия ценится обществом. Поэтому преподавателей в шведских школах  остро не хватает. Их вербуют в Финляндии, но финны там не удерживаются и сбегают обратно на родину.

финская мебель не всегда удобная зато полезная.

Пока мало кто знает, но Финляндия хочет захватить мировое лидерство в образовательных ноу-хау. В Хельсинки создали компанию HundrED, которая по всему миру ищет успешные инновации в образовании. Сначала компания собрала 100 инноваций в Финляндии, затем еще 100 в других странах. Собранными ноу-хау HundrED обещает делиться бесплатно. В октябре 2017-го компания запустит образовательный поисковик: с его помощью инновации можно будет искать по странам, городам, направлениям. Директор HundrED Саки Туоминен утверждает, что компания станет лучшим в мире экспертом в области образовательных технологий.

Примеры уже собранных инноваций: как превратить школьную столовую в ресторан; как организовать уроки сексуального воспитания; как повысить самооценку детей; как обучать математике одновременно с социальными навыками.

Одну из инноваций – в виде приложения для смартфонов – создала HundrED совместно с финской государственной телекомпанией YLE. Приложение помогает учителям проводить уроки, опираясь на актуальные новости. Каждый вечер эксперты YLE отбирают три новости из вышедших в эфир, переписывают их понятным для детей языком и формируют учебные задания. Например, к новости об избрании Трампа президентом США задание было такое: подумать, каким образом работает демократия. Это задание учителя могли использовать на уроках обществознания. Для урока экологии подошли бы новости о лесных пожарах, загрязнении атмосферы и так далее. Десять процентов финских педагогов пользуются этим приложением и начинают  уроки с обсуждения  новостей.

По словам Саки Туоминена, компании удалось собрать около 700 инноваций из 135 стран мира, из них российских – около десятка. Г-н Туоминен сообщил, что HundrED ведет переговоры о сотрудничестве с двумя российскими негосударственными фондами (впрочем, назвать их он отказался).

Тарелочная модель

Финны считают, что правильно учиться можно только правильно питаясь. Суоми первой в мире в 1948 году ввела бесплатные горячие обеды в школах. Сегодня дети на продленке также получают бесплатные полдники. Хотя сама продленка – платная.

Финских школьников не только правильно кормят,  им объясняют про здоровое питание с детского сада.  Объясняют, опираясь на «тарелочную модель».  Тарелку, считают финны, надо делить на четыре части: две из них (т.е. полтарелки) должны занимать овощи, одну четверть – мясо, еще четверть – гарнир из углеводов.

На основе этого принципа составляется меню ученических обедов.  Корреспондент «Города 812» пообедала в столовой финской школы. В меню были салат из овощей (огурцы с редиской), протертый овощной суп, хлеб с маргарином и напитки – соки, молоко, кисель. Второго не полагалось, но можно было взять кусочек сыра. На десерт – консервированные фрукты. В школе объяснили, что сегодня у них вегетарианский день. Вегетарианство, по мнению финской педагогической науки, «способствует устойчивому развитию».

Сколько денег тратить на питание школьников,  каждый муниципалитет может решать самостоятельно. В среднем в Финляндии эта сумма составляет 2,76 евро на ученика в день. Однако «размер тарелки»  в разных регионах может отличаться довольно сильно. Например, в Вантаа на питание выделяется всего 1,67 евро на ребенка в день, а в Пуумала – 8,28 евро в день. В большинстве школ есть общественные советы по питанию, куда входят родители, дети, педагоги. Они могут влиять на меню – но в пределах выделенной суммы.

Электрический стул  без  негатива

Строительством новых школ занимаются муниципалитеты.  Сколько на это потратить, местные власти могут решать самостоятельно.  Типовых проектов школьных зданий в Финляндии нет. Есть только общие требования: на каждого ребенка должно приходиться не менее 10 квадратных метров учебных площадей и не менее 10  кв. метров  дворовой территории. Проект выбирается по конкурсу, будущий директор школы может вносить свои предложения.

Компания Martela, участвовавшая в половине всех проектов по строительству и реконструкции учебных зданий, считает, что философия новой школы должна соответствовать принципам открытого пространства.

– Мы уходим от коридоров и классов. Образовательное пространство должно побуждать к учебе, – говорит представитель Martela Арья-Лиса Каасинен.

По ее словам, побуждать детей к учебе должны три принципа внутреннего дизайна помещений. Flexible learning – это, когда огромное помещение не имеет стен и при необходимости делится на зоны занавесками. Flexible classroom – когда вся мебель (шкафы, столы стулья)  для учебы на колесиках и может стоять то тут, то там.

White board – когда используются белые школьные доски (для фломастеров) вместо привычных черных.

Так выглядит урок в самой современной школе Финляндии.

Дети в таком образовательном пространстве во время уроков могут лежать, скакать или висеть на шкафу. Их никто не заставляет сидеть смирно. Финны больше не считают, что есть правильная поза для занятий. Теперь они думают, что чем больше дети двигаются, тем лучше.

Многим родителям поначалу не нравились странные новшества.

– Но международный рейтинг  PISA показал, что такая система эффективна. Простое слушание дает запоминание 5% информации. Если слушать и одновременно что-то делать, то знания усваиваются эффективнее. Есть школы, где учат математике во время бега трусцой, – говорит Арья-Лиса Каасинен.

В Martela придумывают мебель для сидения, помогающую телу не затекать.  Она странно выглядит и не всегда удобная, зато полезная. Есть электрические стулья, которые подают сигнал, когда пришло время сменить позу. Словосочетание «электрический стул» больше не вызывает у финнов негативных эмоций.

Школа без стен

Большинство общественных зданий в Финляндии строятся как многофункциональные: например, женская консультация совмещается с библиотекой – пациенты, пришедшие на прием, ждут очереди в читальном зале. Эта мода затронула и учебные здания. Школа Сауналахти – самая современная в Суоми. Финны очень ею гордятся. Она расположена в Эспоо, пригороде Хельсинки. Построена в 2012 году и представляет собой здание «четыре в одном». Кроме школы там расположены муниципальная библиотека, дом молодежи и детский сад.

В школе Сауналахти столовая совмещена с фойе и актовым залом.

По словам архитектора Вайно Миккеля, участвовавшего в этом проекте,  фойе на первом этаже служит одновременно школьной столовой, актовым залом, местом для пребывания детей на продленке и местом, куда любой житель района во второй половине дня может прийти, чтобы  почитать книгу или пообщаться.

– В здании большие окна – от пола до потолка, – чтобы снаружи было видно, чем занимаются внутри. Потому что наша школа – это витрина района. Мы хотели создать место для встреч и общения не только для школьников, – говорит Вайно Миккеля.

Площадь здания – около 12 тысяч квадратных метров. Постройка обошлась в 30 млн евро. Сегодня в школе учатся 600 детей, а к 2018 году их количество планируется увеличить до 800.

В школе соблюдают принципы открытого пространства.  Поэтому в ней минимальное количество перегородок и стен,  а те, которые есть, стеклянные или передвижные. Там нет постов охраны, турникетов, дворовая территория никак не огорожена. Здание в буквальном смысле открыто для всех. На вопрос о безопасности финны лишь пожимают плечами.

– Все боятся терроризма. Но мы не должны показывать, что боимся, – сказал  «Городу 812» представитель охраны (которая все-таки есть)  Мина Пихлаяма.

В ответ на вопрос о тревожной кнопке она показала свой мобильный телефон: в случае чего охранница просто вызовет полицию.

Для сравнения:  в Петербурге к безопасности школ  относятся  принципиально иначе. Как правило, дети проходят в школу по электронным пропускам. На входе – обязательный пост охраны, есть тревожные кнопки. Двери школы постоянно заперты, туда не пускают родителей (только по договоренности), не говоря уже о «жителях района».

Компания, которая строила школу Сауналахти,  ведет жилищное строительство и в Петербурге.

– Мы готовы строить такие же школы в России  в рамках инвестдоговоров. Мы уже общались с представителями Министерства образования РФ и увидели  заинтересованность во внедрении финского опыта, – заявил «Городу 812» финский девелопер.

Елена Роткевич

gorod-812.ru


Смотрите также