Ес это что
ЕС - это... Что такое ЕС?
Запрос «EU» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения.Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС — уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.
Государства-члены ЕС
Страны-члены Евросоюза на 1 января 2007:
Особые и зависимые территории государств-членов ЕС
Территория ЕС на карте мира Европейский союз Внешние регионы Неевропейские государства и территорииСм. статью на английском языке о специальных территориях государств-членов ЕС, там же прилагается подробная таблица по территориям
Заморские территории и коронные владения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Великобритании), входящие в Европейский союз через членство Великобритании согласно Акту о присоединении 1972 года:
Особые территории вне Европы, входящие в Европейский союз:
Также, согласно ст.182 Договора о функционировании Европейского союза (Treaty on the Functioning of the European Union), страны-члены Евросоюза ассоциируют с Евросоюзом земли и территории вне Европы, которые поддерживают особые отношения с:
Данией —
- Гренландия
Францией —
Нидерландами —
- Аруба
- Нидерландские Антильские острова
Соединенным Королевством —
- Викисклад: Атлас: Европейский союз
Требования к кандидатам для вступления в ЕС
Основная статья: Копенгагенские критерииДля вступления в Евросоюз, страна кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям. Копенга́генские крите́рии — критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского Совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского Совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском союзе). Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
История
Логотип президентства Чехии в первой половине 2009 года Основная статья: История Европейского союзаИдеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны. В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы, НАТО, Западноевропейский союз.
Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.
С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Euratom — European Atomic Energy Community). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество (EC — European Community).
Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.
История расширения ЕС
Основная статья: Расширение Европейского союзаБельгия, Германия1, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция² | 6 |
Великобритания*, Дания³, Ирландия | 9 |
Греция | 10 |
Испания, Португалия | 12 |
Австрия, Финляндия, Швеция | 15 |
Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония | 25 |
Болгария, Румыния | 27 |
Примечания
1 Присоединилась только Западная Германия. Территория бывшей ГДР и Западного Берлина вошли в состав ФРГ 3 октября 1990 года.
² Включая заморские департаменты Гваделупа, Мартиника, Реюньон и Французская Гвиана. Алжир вышел из состава Франции (и ЕС) 5 июля 1962 года. Сен-Пьер и Микелон были заморским департаментом (и частью ЕС) с 1976 по 1983 год. Сен-Бартельми и Сен-Мартен, вышедшие из состава Гваделупы 22 февраля 2007 года, вернутся в состав ЕС после вступления в силу Лиссабонского договора.
³ Фарерские острова решили не вступать в ЕС, а Гренландия вышла из ЕС в 1985 году
° В 1973 году Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Великобритания) присоединилось к ЕС вместе с Нормандскими островами, Островом Мэн и Гибралтаром[1]
17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии. Определён срок начала переговоров о вступлении с Хорватией. Также подписан ряд документов, относящихся к Турции, Молдавии и Украине, но конкретные перспективы вступления в ЕС этих государств пока ещё не ясны. По заявлению комиссара ЕС по вопросам расширения Оли Ренн, Исландия, Хорватия и Сербия могут вступить в ЕС в 2010―2011 году [2] 28 апреля 2008 года официальную заявку на вступление в ЕС подала Албания.[3]
Норвегия
В Норвегии дважды проводили референдумы о вступления в ЕС, в 1972 и 1994 годах. На первом референдуме основные опасения связывались с ограничением независимости, на втором — с сельским хозяйством.
Основные события в истории углубления интеграции ЕС
В настоящее время три наиболее обыденных атрибута принадлежности к Евросоюзу (собственно членство в ЕС, Шенгенской зоне и зоне евро) являются не вмещающими, а пересекающимися категориями:
Организационная структура ЕС
Храмовая структура ЕС
Храмовая структура, как способ наглядно представить существующую специфику разграничения компетенций ЕС и государств-членов, появилась в Маастрихтском договоре, учреждающем Европейский союз. Храмовая структура «поддерживается» тремя «опорами» (pillars):
С помощью «опор» в договорах разграничиваются сферы политики, относящиеся к компетенции ЕС. Кроме того, опоры дают наглядное представление о роли правительств государств-членов ЕС и институтов ЕС в процессе принятия решений. В рамках первой опоры роль институтов ЕС определяющая. Решения здесь принимаются «методом сообщества». К ведению Сообщества относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики, некоторыми вопросами миграции и беженцев, а также политики сближения (cohesion policy). Во второй и третьей опорах роль институтов ЕС минимальна и решения принимаются государствами-членами ЕС. Этот метод принятия решений называется межправительственным. В результате Ниццкого договора (2001) некоторые вопросы миграции и беженцев, а также вопросы обеспечения гендерного равенства на рабочих местах были перенесены из второй в первую опору. Следовательно, по этим вопросам, роль институтов ЕС по отношению к государствам-членам ЕС усилилась.
На сегодня членство в Евросоюзе, Евросообществе и Евратоме единое, все государства, вступающие в Союз, становятся и членами Сообществ.
Согласно Лиссабонскому договору 2007 эта сложная система будет упразднена, будет установлен единый статус Евросоюза как субъекта международного права.
Европейские институты
Ниже следует описание основных органов, или институтов ЕС. Необходимо иметь в виду, что традиционное для государств разделение на исполнительные, законодательные и судебные органы для ЕС не характерно. Если Суд ЕС можно смело считать судебным органом, то законодательные функции принадлежат одновременно Совету ЕС, Европейской комиссии и Европарламенту, а исполнительные — Комиссии и Совету.
Европейский совет
Основная статья: Европейский советВысший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей — министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского Совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.
Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом Министров Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год — либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.
Решения совета обязательны для поддержавших их государств.
Европейский Совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы. Европейский совет — формально не входит в структуру институтов Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность.
Европейская комиссия
Основная статья: Европейская комиссияЕвропейская Комиссия — высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.
Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств и/или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).
Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа Тасис).
Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе.
Совет ЕС
Совет Европейского союза, или, неофициально, «Совет Министров», наделён рядом функций как исполнительной, так и законодательной власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского союза.
Был создан в 1952 г. и призван был уравновесить Европейскую Комиссию. Однако, компетенции этих органов чётко поделены. Если Европейская Комиссия играет в большей мере административную роль, то Совет Министров ЕС осуществляет политическое лидерство. Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. В терминологии храмовой структуры Маастрихтского договора можно сказать, что Совет наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опорам европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В то же время Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского союза. Некоторые исследователи (С. Хикс)рассматривают Совет Министров как верхнюю палату в политической системе Европейского союза. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако ряд правовых актов, а также бюджет Европейского союза подлежат совместному решению Совета и Европейского Парламента.
В Совет входят министры иностранных дел государств-членов Европейского союза. Однако получила развитие практика созыва Совета в составе иных, отраслевых министров: экономики и финансов, юстиции и внутренних дел, сельского хозяйства и т. д. Решения Совета имеют одинаковую силу вне зависимости от конкретного состава, принявшего решение. Президентство в Совете министров осуществляется государствами-членами ЕС в порядке, единогласно определяемом Советом (обычно ротация происходит по принципу большое — малое государство, основатель — новый член и т. д.). Ротация происходит раз в шесть месяцев.
В первые периоды существования Европейского сообщества большинство решений Совета требовали единогласного решения. Постепенно все большее применение приобретает способ принятия решений квалифицированным большинством голосов. При этом каждому государству принадлежит определенное число голосов в зависимости от его населения и экономического потенциала.
Под эгидой Совета действуют многочисленные рабочие группы по конкретным вопросам. Их задача — готовить решения Совета и контролировать Еврокомиссию в случае, если ей делегированы определенные полномочия Совета.
Начиная с Парижского договора, существует тенденция селективного делегирования полномочий от национальных государств (напрямую или через Совет Министров) к Еврокомиссии. Подписание новых «пакетных» соглашений добавляли новые компетенции Евросоюзу, что влекло за собой делегирования больших исполнительских полномочий Еврокомиссии. Однако, Еврокомиссия не свободна в осуществлении политики, в определённых сферах национальные правительства имеют инструменты контроля над её деятельностью. Другая тенденция — усиление роли Европарламента. Следует заметить, что несмотря на проделанную Европарламентом эволюцию от сугубо консультативного органа до института получившего право совместного решения и даже одобрения, полномочия Европарламента по-прежнему сильно ограничены. Поэтому баланс сил в системе институтов ЕС по-прежнему в пользу Совета Министров.
Делегирование полномочий от Европейского Совета носит крайне селективный характер и не ставит под угрозу значимость Совета Министров.
Европейский парламент
Основная статья: Европейский парламентЕвропейский Парламент является собранием из 785 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.
Основная роль Европарламента — утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска (которым, впрочем, он никогда не пользовался).
Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.
Последние выборы в Европарламент проводились в 2004 году. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.
Европейский суд
Европейский суд (официальное название — Суд Европейских сообществ) проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.
Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.
В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.
Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.
Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда.
Суд ЕС следует отличать от Европейского суда по правам человека.
Палата аудиторов
Основная статья: Палата аудиторов Европейского союзаПалата аудиторов (The Court of Auditors) создана в 1975 для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений. Состав. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей.
Функции:
- проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС;
- следит за качеством управления финансами;
- после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам;
- помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС.
Штаб-квартира — Люксембург.
Европейский Центробанк
Основная статья: Европейский центральный банкЕвропейский центробанк был образован в 1998 г. из банков 11 стран ЕС, входящих в Еврозону (Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Греция, которая ввела евро с 1 января 2001 года, стала двенадцатой страной зоны евро.
Основная статья: Европейская система центральных банковВ соответствии со Ст. 8 Договора об учреждении Европейского Сообщества была основана Европейская Система Центральных Банков — наднациональный орган финансового регулирования, который объединяет Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки всех 27 стран членов Евросоюза. Управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ.
Европейский инвестиционный банк
Основная статья: Европейский инвестиционный банкСоздан согласно Договору, на базе капитала, предоставленного странами-членами. ЕИБ наделен функциями коммерческого банка, функционирует на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов.
Экономический и социальный комитет
(Economic and Social Committee) — консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором.
Состав. Состоит из 344 членов, называемых советниками.
Функции. Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).
Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек (см. табл.2).
Место проведения заседаний. Комитет собирается 1 раз в месяц в Брюсселе.
Комитет регионов
(Committee of the Regions).
Комитет регионов является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС. Комитет учрежден в соответствии с Маастрихтским договором и действует с марта 1994.
Состоит из 344 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Количество членов от каждой страны такое же, как и в Экономическом и социальном комитете. Кандидатуры утверждаются Советом единогласным решением по предложениям государств-членов сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц сроком на 2 года.
Функции. Консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.
Место проведения сессий. Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год.
Институт Европейского омбудсмена
Институт Европейского омбудсмена занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС. Решения этого органа не носят обязательной силы, но имеют значительное общественное и политическое влияние.
15 специализированных агентств и органов
Европейский мониторинг центр по борьбе с расизмом и ксенофобией, Европол, Евроюст.
Право ЕС
Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.
Право ЕС состоит из так называемого первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право — учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право — акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права.
Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств.
Право ЕС подразделяют на институционное право (нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и органов ЕС) и материальное право (нормы, регулирующие процесс реализации целей ЕС и ЕСообществ). Материальное право ЕС, как и право отдельных стран, можно подразделить на отрасли: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС, налоговое право ЕС и др. C учетом структуры ЕС («три опоры») право ЕС подразделяется также на право Европейских сообществ, Шенгенское право и др.
Языки Евросоюза
Основная статья: Официальные языки Европейского союзаВ европейских институтах официально равноправно используются 23 языка: английский, болгарский, венгерский, греческий, датский, ирландский, испанский, итальянский, латышский, литовский, мальтийский, немецкий, нидерландский, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, финский, французский, чешский, шведский, эстонский.
На рабочем уровне, как правило, используются английский и французский.
Культура Евросоюза
Религия
Процент европейцев, верующих в Бога (по результатам опроса 2005 года)По данным официального опроса Европейского союза 18 % населения ЕС не верят в бога, 27 % допускают существование сверхъестественной «духовной жизненной силы», в то время как 52 % верят в какого-либо конкретного бога.[4]
Наука
Наука в Евросоюзе имеет выраженную инновационную направленность. Под эгидой Евросоюза функционирует масштабная исследовательская сеть «Future and Emerging Technologies», координирующая усилия ученых в разработке проблем искусственного интеллекта, виртуальной реальности, робототехники, нейрофизиологии и других высокотехнологичных областей.[5]
Образование
Основная статья: Дошкольное образование в странах Европейского СообществаСм. также
Примечания
Ссылки
❶ Что такое ЕС
Европейский Союз (ЕС) – это наднациональное объединение 27 европейский стран на основе общности политических, экономических и правовых интересов. Для членства в ЕС европейскому государству необходимо не только декларировать принципы свободы, демократии и уважения прав человека, но и на деле их соблюдать. Кроме того, уровень развития экономики претендента должен соответствовать средним показателям ЕС.
Первой предпосылкой для создания Европейского Союза стало объединение в 1951 году Франции, Германии, Бельгии, Нидерландов, Италии и Люксембурга в Европейский союз угля и стали. В 1957 году страны подписали соглашение о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Это объединение в 1992 году, после подписания Маастрихтского договора, стало называться Европейским сообществом.Постепенно ЕС расширялся. К нему присоединялись другие европейские страны. Одновременно расширялись полномочия институтов ЕС. Страны-участницы добровольно делегировали часть своего суверенитета выборным органам власти Союза.
Основное участие в принятии законов и постановлений принимают три института:- Европейская комиссия;- Европейский парламент;- Совет Европейского союза.
Суд Европейского союза контролирует соблюдение исполнение европейского законодательства. Аудиторская палата проверяет финансовую деятельность Союза.
Европейская комиссия – высший исполнительный орган ЕС. Она выдвигает законопроекты и контролирует исполнение законов членами союза. Еврокомиссия состоит из 27 комиссарами – по одному от каждого государства, входящего в ЕС.
В Совете Европейского союза работают отраслевые министры стран-участниц ЕС. Его состав зависит от обсуждаемых вопросов. Например, если решается проблема охраны окружающей среды, то в заседаниях участвуют министры правительств, ответственные за этот вопрос у себя на родине.
Прямые выборы в Европарламент проводятся раз в пять лет гражданами стран ЕС. Парламентарии объединены в семь фракций. Парламент утверждает законы, однако не имеет права выдвигать законопроекты. Полномочий у Европарламента меньше, чем у Совета Европы.Благодаря согласованной экономической и правовой политике государств-членов ЕС создан общий рынок, гарантирующий свободу передвижения капиталов, товаров и услуг. 22 страны подписали в Шенгене соглашение об отмене паспортного контроля, что гарантирует свободу передвижения гражданам этих стран внутри Шенгенской зоны. Создана единая валюта ЕС – евро. В еврозону вошли 17 стран-участниц Союза.
Европейский Союз является субъектом международного права и поэтому может принимать участие в международных отношениях и заключать договоры. Соответственно, он имеет дипломатические миссии во многих странах и представительство в ООН. Сейчас в ЕС входят 27 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.Хорватия и Турция - кандидаты на вступление в Союз.Гимном Евросоюза стала «Ода радости» Людвига ван Бетховена.
Евросоюз - это... Что такое Евросоюз?
Запрос «EU» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения.Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС — уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.
Государства-члены ЕС
Страны-члены Евросоюза на 1 января 2007:
Особые и зависимые территории государств-членов ЕС
Территория ЕС на карте мира Европейский союз Внешние регионы Неевропейские государства и территорииСм. статью на английском языке о специальных территориях государств-членов ЕС, там же прилагается подробная таблица по территориям
Заморские территории и коронные владения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Великобритании), входящие в Европейский союз через членство Великобритании согласно Акту о присоединении 1972 года:
Особые территории вне Европы, входящие в Европейский союз:
Также, согласно ст.182 Договора о функционировании Европейского союза (Treaty on the Functioning of the European Union), страны-члены Евросоюза ассоциируют с Евросоюзом земли и территории вне Европы, которые поддерживают особые отношения с:
Данией —
- Гренландия
Францией —
Нидерландами —
- Аруба
- Нидерландские Антильские острова
Соединенным Королевством —
- Викисклад: Атлас: Европейский союз
Требования к кандидатам для вступления в ЕС
Основная статья: Копенгагенские критерииДля вступления в Евросоюз, страна кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям. Копенга́генские крите́рии — критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского Совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского Совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском союзе). Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
История
Логотип президентства Чехии в первой половине 2009 года Основная статья: История Европейского союзаИдеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны. В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы, НАТО, Западноевропейский союз.
Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.
С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Euratom — European Atomic Energy Community). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество (EC — European Community).
Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.
История расширения ЕС
Основная статья: Расширение Европейского союзаБельгия, Германия1, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция² | 6 |
Великобритания*, Дания³, Ирландия | 9 |
Греция | 10 |
Испания, Португалия | 12 |
Австрия, Финляндия, Швеция | 15 |
Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония | 25 |
Болгария, Румыния | 27 |
Примечания
1 Присоединилась только Западная Германия. Территория бывшей ГДР и Западного Берлина вошли в состав ФРГ 3 октября 1990 года.
² Включая заморские департаменты Гваделупа, Мартиника, Реюньон и Французская Гвиана. Алжир вышел из состава Франции (и ЕС) 5 июля 1962 года. Сен-Пьер и Микелон были заморским департаментом (и частью ЕС) с 1976 по 1983 год. Сен-Бартельми и Сен-Мартен, вышедшие из состава Гваделупы 22 февраля 2007 года, вернутся в состав ЕС после вступления в силу Лиссабонского договора.
³ Фарерские острова решили не вступать в ЕС, а Гренландия вышла из ЕС в 1985 году
° В 1973 году Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Великобритания) присоединилось к ЕС вместе с Нормандскими островами, Островом Мэн и Гибралтаром[1]
17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии. Определён срок начала переговоров о вступлении с Хорватией. Также подписан ряд документов, относящихся к Турции, Молдавии и Украине, но конкретные перспективы вступления в ЕС этих государств пока ещё не ясны. По заявлению комиссара ЕС по вопросам расширения Оли Ренн, Исландия, Хорватия и Сербия могут вступить в ЕС в 2010―2011 году [2] 28 апреля 2008 года официальную заявку на вступление в ЕС подала Албания.[3]
Норвегия
В Норвегии дважды проводили референдумы о вступления в ЕС, в 1972 и 1994 годах. На первом референдуме основные опасения связывались с ограничением независимости, на втором — с сельским хозяйством.
Основные события в истории углубления интеграции ЕС
В настоящее время три наиболее обыденных атрибута принадлежности к Евросоюзу (собственно членство в ЕС, Шенгенской зоне и зоне евро) являются не вмещающими, а пересекающимися категориями:
Организационная структура ЕС
Храмовая структура ЕС
Храмовая структура, как способ наглядно представить существующую специфику разграничения компетенций ЕС и государств-членов, появилась в Маастрихтском договоре, учреждающем Европейский союз. Храмовая структура «поддерживается» тремя «опорами» (pillars):
С помощью «опор» в договорах разграничиваются сферы политики, относящиеся к компетенции ЕС. Кроме того, опоры дают наглядное представление о роли правительств государств-членов ЕС и институтов ЕС в процессе принятия решений. В рамках первой опоры роль институтов ЕС определяющая. Решения здесь принимаются «методом сообщества». К ведению Сообщества относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики, некоторыми вопросами миграции и беженцев, а также политики сближения (cohesion policy). Во второй и третьей опорах роль институтов ЕС минимальна и решения принимаются государствами-членами ЕС. Этот метод принятия решений называется межправительственным. В результате Ниццкого договора (2001) некоторые вопросы миграции и беженцев, а также вопросы обеспечения гендерного равенства на рабочих местах были перенесены из второй в первую опору. Следовательно, по этим вопросам, роль институтов ЕС по отношению к государствам-членам ЕС усилилась.
На сегодня членство в Евросоюзе, Евросообществе и Евратоме единое, все государства, вступающие в Союз, становятся и членами Сообществ.
Согласно Лиссабонскому договору 2007 эта сложная система будет упразднена, будет установлен единый статус Евросоюза как субъекта международного права.
Европейские институты
Ниже следует описание основных органов, или институтов ЕС. Необходимо иметь в виду, что традиционное для государств разделение на исполнительные, законодательные и судебные органы для ЕС не характерно. Если Суд ЕС можно смело считать судебным органом, то законодательные функции принадлежат одновременно Совету ЕС, Европейской комиссии и Европарламенту, а исполнительные — Комиссии и Совету.
Европейский совет
Основная статья: Европейский советВысший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей — министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского Совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.
Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом Министров Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год — либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.
Решения совета обязательны для поддержавших их государств.
Европейский Совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы. Европейский совет — формально не входит в структуру институтов Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность.
Европейская комиссия
Основная статья: Европейская комиссияЕвропейская Комиссия — высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.
Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств и/или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).
Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа Тасис).
Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе.
Совет ЕС
Совет Европейского союза, или, неофициально, «Совет Министров», наделён рядом функций как исполнительной, так и законодательной власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского союза.
Был создан в 1952 г. и призван был уравновесить Европейскую Комиссию. Однако, компетенции этих органов чётко поделены. Если Европейская Комиссия играет в большей мере административную роль, то Совет Министров ЕС осуществляет политическое лидерство. Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. В терминологии храмовой структуры Маастрихтского договора можно сказать, что Совет наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опорам европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В то же время Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского союза. Некоторые исследователи (С. Хикс)рассматривают Совет Министров как верхнюю палату в политической системе Европейского союза. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако ряд правовых актов, а также бюджет Европейского союза подлежат совместному решению Совета и Европейского Парламента.
В Совет входят министры иностранных дел государств-членов Европейского союза. Однако получила развитие практика созыва Совета в составе иных, отраслевых министров: экономики и финансов, юстиции и внутренних дел, сельского хозяйства и т. д. Решения Совета имеют одинаковую силу вне зависимости от конкретного состава, принявшего решение. Президентство в Совете министров осуществляется государствами-членами ЕС в порядке, единогласно определяемом Советом (обычно ротация происходит по принципу большое — малое государство, основатель — новый член и т. д.). Ротация происходит раз в шесть месяцев.
В первые периоды существования Европейского сообщества большинство решений Совета требовали единогласного решения. Постепенно все большее применение приобретает способ принятия решений квалифицированным большинством голосов. При этом каждому государству принадлежит определенное число голосов в зависимости от его населения и экономического потенциала.
Под эгидой Совета действуют многочисленные рабочие группы по конкретным вопросам. Их задача — готовить решения Совета и контролировать Еврокомиссию в случае, если ей делегированы определенные полномочия Совета.
Начиная с Парижского договора, существует тенденция селективного делегирования полномочий от национальных государств (напрямую или через Совет Министров) к Еврокомиссии. Подписание новых «пакетных» соглашений добавляли новые компетенции Евросоюзу, что влекло за собой делегирования больших исполнительских полномочий Еврокомиссии. Однако, Еврокомиссия не свободна в осуществлении политики, в определённых сферах национальные правительства имеют инструменты контроля над её деятельностью. Другая тенденция — усиление роли Европарламента. Следует заметить, что несмотря на проделанную Европарламентом эволюцию от сугубо консультативного органа до института получившего право совместного решения и даже одобрения, полномочия Европарламента по-прежнему сильно ограничены. Поэтому баланс сил в системе институтов ЕС по-прежнему в пользу Совета Министров.
Делегирование полномочий от Европейского Совета носит крайне селективный характер и не ставит под угрозу значимость Совета Министров.
Европейский парламент
Основная статья: Европейский парламентЕвропейский Парламент является собранием из 785 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.
Основная роль Европарламента — утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска (которым, впрочем, он никогда не пользовался).
Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.
Последние выборы в Европарламент проводились в 2004 году. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.
Европейский суд
Европейский суд (официальное название — Суд Европейских сообществ) проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.
Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.
В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.
Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.
Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда.
Суд ЕС следует отличать от Европейского суда по правам человека.
Палата аудиторов
Основная статья: Палата аудиторов Европейского союзаПалата аудиторов (The Court of Auditors) создана в 1975 для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений. Состав. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей.
Функции:
- проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС;
- следит за качеством управления финансами;
- после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам;
- помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС.
Штаб-квартира — Люксембург.
Европейский Центробанк
Основная статья: Европейский центральный банкЕвропейский центробанк был образован в 1998 г. из банков 11 стран ЕС, входящих в Еврозону (Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Греция, которая ввела евро с 1 января 2001 года, стала двенадцатой страной зоны евро.
Основная статья: Европейская система центральных банковВ соответствии со Ст. 8 Договора об учреждении Европейского Сообщества была основана Европейская Система Центральных Банков — наднациональный орган финансового регулирования, который объединяет Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки всех 27 стран членов Евросоюза. Управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ.
Европейский инвестиционный банк
Основная статья: Европейский инвестиционный банкСоздан согласно Договору, на базе капитала, предоставленного странами-членами. ЕИБ наделен функциями коммерческого банка, функционирует на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов.
Экономический и социальный комитет
(Economic and Social Committee) — консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором.
Состав. Состоит из 344 членов, называемых советниками.
Функции. Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).
Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек (см. табл.2).
Место проведения заседаний. Комитет собирается 1 раз в месяц в Брюсселе.
Комитет регионов
(Committee of the Regions).
Комитет регионов является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС. Комитет учрежден в соответствии с Маастрихтским договором и действует с марта 1994.
Состоит из 344 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Количество членов от каждой страны такое же, как и в Экономическом и социальном комитете. Кандидатуры утверждаются Советом единогласным решением по предложениям государств-членов сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц сроком на 2 года.
Функции. Консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.
Место проведения сессий. Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год.
Институт Европейского омбудсмена
Институт Европейского омбудсмена занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС. Решения этого органа не носят обязательной силы, но имеют значительное общественное и политическое влияние.
15 специализированных агентств и органов
Европейский мониторинг центр по борьбе с расизмом и ксенофобией, Европол, Евроюст.
Право ЕС
Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.
Право ЕС состоит из так называемого первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право — учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право — акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права.
Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств.
Право ЕС подразделяют на институционное право (нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и органов ЕС) и материальное право (нормы, регулирующие процесс реализации целей ЕС и ЕСообществ). Материальное право ЕС, как и право отдельных стран, можно подразделить на отрасли: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС, налоговое право ЕС и др. C учетом структуры ЕС («три опоры») право ЕС подразделяется также на право Европейских сообществ, Шенгенское право и др.
Языки Евросоюза
Основная статья: Официальные языки Европейского союзаВ европейских институтах официально равноправно используются 23 языка: английский, болгарский, венгерский, греческий, датский, ирландский, испанский, итальянский, латышский, литовский, мальтийский, немецкий, нидерландский, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, финский, французский, чешский, шведский, эстонский.
На рабочем уровне, как правило, используются английский и французский.
Культура Евросоюза
Религия
Процент европейцев, верующих в Бога (по результатам опроса 2005 года)По данным официального опроса Европейского союза 18 % населения ЕС не верят в бога, 27 % допускают существование сверхъестественной «духовной жизненной силы», в то время как 52 % верят в какого-либо конкретного бога.[4]
Наука
Наука в Евросоюзе имеет выраженную инновационную направленность. Под эгидой Евросоюза функционирует масштабная исследовательская сеть «Future and Emerging Technologies», координирующая усилия ученых в разработке проблем искусственного интеллекта, виртуальной реальности, робототехники, нейрофизиологии и других высокотехнологичных областей.[5]
Образование
Основная статья: Дошкольное образование в странах Европейского СообществаСм. также
Примечания
Ссылки
Европейский Союз - это... Что такое Европейский Союз?
Запрос «EU» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения.Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС — уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.
Государства-члены ЕС
Страны-члены Евросоюза на 1 января 2007:
Особые и зависимые территории государств-членов ЕС
Территория ЕС на карте мира Европейский союз Внешние регионы Неевропейские государства и территорииСм. статью на английском языке о специальных территориях государств-членов ЕС, там же прилагается подробная таблица по территориям
Заморские территории и коронные владения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Великобритании), входящие в Европейский союз через членство Великобритании согласно Акту о присоединении 1972 года:
Особые территории вне Европы, входящие в Европейский союз:
Также, согласно ст.182 Договора о функционировании Европейского союза (Treaty on the Functioning of the European Union), страны-члены Евросоюза ассоциируют с Евросоюзом земли и территории вне Европы, которые поддерживают особые отношения с:
Данией —
- Гренландия
Францией —
Нидерландами —
- Аруба
- Нидерландские Антильские острова
Соединенным Королевством —
- Викисклад: Атлас: Европейский союз
Требования к кандидатам для вступления в ЕС
Основная статья: Копенгагенские критерииДля вступления в Евросоюз, страна кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям. Копенга́генские крите́рии — критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского Совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского Совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском союзе). Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
История
Логотип президентства Чехии в первой половине 2009 года Основная статья: История Европейского союзаИдеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны. В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы, НАТО, Западноевропейский союз.
Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.
С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Euratom — European Atomic Energy Community). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество (EC — European Community).
Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.
История расширения ЕС
Основная статья: Расширение Европейского союзаБельгия, Германия1, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция² | 6 |
Великобритания*, Дания³, Ирландия | 9 |
Греция | 10 |
Испания, Португалия | 12 |
Австрия, Финляндия, Швеция | 15 |
Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония | 25 |
Болгария, Румыния | 27 |
Примечания
1 Присоединилась только Западная Германия. Территория бывшей ГДР и Западного Берлина вошли в состав ФРГ 3 октября 1990 года.
² Включая заморские департаменты Гваделупа, Мартиника, Реюньон и Французская Гвиана. Алжир вышел из состава Франции (и ЕС) 5 июля 1962 года. Сен-Пьер и Микелон были заморским департаментом (и частью ЕС) с 1976 по 1983 год. Сен-Бартельми и Сен-Мартен, вышедшие из состава Гваделупы 22 февраля 2007 года, вернутся в состав ЕС после вступления в силу Лиссабонского договора.
³ Фарерские острова решили не вступать в ЕС, а Гренландия вышла из ЕС в 1985 году
° В 1973 году Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Великобритания) присоединилось к ЕС вместе с Нормандскими островами, Островом Мэн и Гибралтаром[1]
17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии. Определён срок начала переговоров о вступлении с Хорватией. Также подписан ряд документов, относящихся к Турции, Молдавии и Украине, но конкретные перспективы вступления в ЕС этих государств пока ещё не ясны. По заявлению комиссара ЕС по вопросам расширения Оли Ренн, Исландия, Хорватия и Сербия могут вступить в ЕС в 2010―2011 году [2] 28 апреля 2008 года официальную заявку на вступление в ЕС подала Албания.[3]
Норвегия
В Норвегии дважды проводили референдумы о вступления в ЕС, в 1972 и 1994 годах. На первом референдуме основные опасения связывались с ограничением независимости, на втором — с сельским хозяйством.
Основные события в истории углубления интеграции ЕС
В настоящее время три наиболее обыденных атрибута принадлежности к Евросоюзу (собственно членство в ЕС, Шенгенской зоне и зоне евро) являются не вмещающими, а пересекающимися категориями:
Организационная структура ЕС
Храмовая структура ЕС
Храмовая структура, как способ наглядно представить существующую специфику разграничения компетенций ЕС и государств-членов, появилась в Маастрихтском договоре, учреждающем Европейский союз. Храмовая структура «поддерживается» тремя «опорами» (pillars):
С помощью «опор» в договорах разграничиваются сферы политики, относящиеся к компетенции ЕС. Кроме того, опоры дают наглядное представление о роли правительств государств-членов ЕС и институтов ЕС в процессе принятия решений. В рамках первой опоры роль институтов ЕС определяющая. Решения здесь принимаются «методом сообщества». К ведению Сообщества относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики, некоторыми вопросами миграции и беженцев, а также политики сближения (cohesion policy). Во второй и третьей опорах роль институтов ЕС минимальна и решения принимаются государствами-членами ЕС. Этот метод принятия решений называется межправительственным. В результате Ниццкого договора (2001) некоторые вопросы миграции и беженцев, а также вопросы обеспечения гендерного равенства на рабочих местах были перенесены из второй в первую опору. Следовательно, по этим вопросам, роль институтов ЕС по отношению к государствам-членам ЕС усилилась.
На сегодня членство в Евросоюзе, Евросообществе и Евратоме единое, все государства, вступающие в Союз, становятся и членами Сообществ.
Согласно Лиссабонскому договору 2007 эта сложная система будет упразднена, будет установлен единый статус Евросоюза как субъекта международного права.
Европейские институты
Ниже следует описание основных органов, или институтов ЕС. Необходимо иметь в виду, что традиционное для государств разделение на исполнительные, законодательные и судебные органы для ЕС не характерно. Если Суд ЕС можно смело считать судебным органом, то законодательные функции принадлежат одновременно Совету ЕС, Европейской комиссии и Европарламенту, а исполнительные — Комиссии и Совету.
Европейский совет
Основная статья: Европейский советВысший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей — министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского Совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.
Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом Министров Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год — либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.
Решения совета обязательны для поддержавших их государств.
Европейский Совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы. Европейский совет — формально не входит в структуру институтов Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность.
Европейская комиссия
Основная статья: Европейская комиссияЕвропейская Комиссия — высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.
Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств и/или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).
Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа Тасис).
Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе.
Совет ЕС
Совет Европейского союза, или, неофициально, «Совет Министров», наделён рядом функций как исполнительной, так и законодательной власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского союза.
Был создан в 1952 г. и призван был уравновесить Европейскую Комиссию. Однако, компетенции этих органов чётко поделены. Если Европейская Комиссия играет в большей мере административную роль, то Совет Министров ЕС осуществляет политическое лидерство. Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. В терминологии храмовой структуры Маастрихтского договора можно сказать, что Совет наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опорам европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В то же время Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского союза. Некоторые исследователи (С. Хикс)рассматривают Совет Министров как верхнюю палату в политической системе Европейского союза. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако ряд правовых актов, а также бюджет Европейского союза подлежат совместному решению Совета и Европейского Парламента.
В Совет входят министры иностранных дел государств-членов Европейского союза. Однако получила развитие практика созыва Совета в составе иных, отраслевых министров: экономики и финансов, юстиции и внутренних дел, сельского хозяйства и т. д. Решения Совета имеют одинаковую силу вне зависимости от конкретного состава, принявшего решение. Президентство в Совете министров осуществляется государствами-членами ЕС в порядке, единогласно определяемом Советом (обычно ротация происходит по принципу большое — малое государство, основатель — новый член и т. д.). Ротация происходит раз в шесть месяцев.
В первые периоды существования Европейского сообщества большинство решений Совета требовали единогласного решения. Постепенно все большее применение приобретает способ принятия решений квалифицированным большинством голосов. При этом каждому государству принадлежит определенное число голосов в зависимости от его населения и экономического потенциала.
Под эгидой Совета действуют многочисленные рабочие группы по конкретным вопросам. Их задача — готовить решения Совета и контролировать Еврокомиссию в случае, если ей делегированы определенные полномочия Совета.
Начиная с Парижского договора, существует тенденция селективного делегирования полномочий от национальных государств (напрямую или через Совет Министров) к Еврокомиссии. Подписание новых «пакетных» соглашений добавляли новые компетенции Евросоюзу, что влекло за собой делегирования больших исполнительских полномочий Еврокомиссии. Однако, Еврокомиссия не свободна в осуществлении политики, в определённых сферах национальные правительства имеют инструменты контроля над её деятельностью. Другая тенденция — усиление роли Европарламента. Следует заметить, что несмотря на проделанную Европарламентом эволюцию от сугубо консультативного органа до института получившего право совместного решения и даже одобрения, полномочия Европарламента по-прежнему сильно ограничены. Поэтому баланс сил в системе институтов ЕС по-прежнему в пользу Совета Министров.
Делегирование полномочий от Европейского Совета носит крайне селективный характер и не ставит под угрозу значимость Совета Министров.
Европейский парламент
Основная статья: Европейский парламентЕвропейский Парламент является собранием из 785 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.
Основная роль Европарламента — утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска (которым, впрочем, он никогда не пользовался).
Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.
Последние выборы в Европарламент проводились в 2004 году. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.
Европейский суд
Европейский суд (официальное название — Суд Европейских сообществ) проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.
Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.
В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.
Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.
Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда.
Суд ЕС следует отличать от Европейского суда по правам человека.
Палата аудиторов
Основная статья: Палата аудиторов Европейского союзаПалата аудиторов (The Court of Auditors) создана в 1975 для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений. Состав. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей.
Функции:
- проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС;
- следит за качеством управления финансами;
- после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам;
- помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС.
Штаб-квартира — Люксембург.
Европейский Центробанк
Основная статья: Европейский центральный банкЕвропейский центробанк был образован в 1998 г. из банков 11 стран ЕС, входящих в Еврозону (Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Греция, которая ввела евро с 1 января 2001 года, стала двенадцатой страной зоны евро.
Основная статья: Европейская система центральных банковВ соответствии со Ст. 8 Договора об учреждении Европейского Сообщества была основана Европейская Система Центральных Банков — наднациональный орган финансового регулирования, который объединяет Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки всех 27 стран членов Евросоюза. Управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ.
Европейский инвестиционный банк
Основная статья: Европейский инвестиционный банкСоздан согласно Договору, на базе капитала, предоставленного странами-членами. ЕИБ наделен функциями коммерческого банка, функционирует на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов.
Экономический и социальный комитет
(Economic and Social Committee) — консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором.
Состав. Состоит из 344 членов, называемых советниками.
Функции. Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).
Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек (см. табл.2).
Место проведения заседаний. Комитет собирается 1 раз в месяц в Брюсселе.
Комитет регионов
(Committee of the Regions).
Комитет регионов является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС. Комитет учрежден в соответствии с Маастрихтским договором и действует с марта 1994.
Состоит из 344 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Количество членов от каждой страны такое же, как и в Экономическом и социальном комитете. Кандидатуры утверждаются Советом единогласным решением по предложениям государств-членов сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц сроком на 2 года.
Функции. Консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.
Место проведения сессий. Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год.
Институт Европейского омбудсмена
Институт Европейского омбудсмена занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС. Решения этого органа не носят обязательной силы, но имеют значительное общественное и политическое влияние.
15 специализированных агентств и органов
Европейский мониторинг центр по борьбе с расизмом и ксенофобией, Европол, Евроюст.
Право ЕС
Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.
Право ЕС состоит из так называемого первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право — учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право — акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права.
Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств.
Право ЕС подразделяют на институционное право (нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и органов ЕС) и материальное право (нормы, регулирующие процесс реализации целей ЕС и ЕСообществ). Материальное право ЕС, как и право отдельных стран, можно подразделить на отрасли: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС, налоговое право ЕС и др. C учетом структуры ЕС («три опоры») право ЕС подразделяется также на право Европейских сообществ, Шенгенское право и др.
Языки Евросоюза
Основная статья: Официальные языки Европейского союзаВ европейских институтах официально равноправно используются 23 языка: английский, болгарский, венгерский, греческий, датский, ирландский, испанский, итальянский, латышский, литовский, мальтийский, немецкий, нидерландский, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, финский, французский, чешский, шведский, эстонский.
На рабочем уровне, как правило, используются английский и французский.
Культура Евросоюза
Религия
Процент европейцев, верующих в Бога (по результатам опроса 2005 года)По данным официального опроса Европейского союза 18 % населения ЕС не верят в бога, 27 % допускают существование сверхъестественной «духовной жизненной силы», в то время как 52 % верят в какого-либо конкретного бога.[4]
Наука
Наука в Евросоюзе имеет выраженную инновационную направленность. Под эгидой Евросоюза функционирует масштабная исследовательская сеть «Future and Emerging Technologies», координирующая усилия ученых в разработке проблем искусственного интеллекта, виртуальной реальности, робототехники, нейрофизиологии и других высокотехнологичных областей.[5]