Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Административно правовой статус иностранцев и лиц без гражданства


23. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).

Классификация иностранных граждан:

  1. по сроку пребывания на территории Российской Федерации:

  • постоянно проживающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел;

  • временно пребывающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях;

  • следующие через территорию Российской Федерации транзитом;

  • по степени подчиненности юрисдикции РФ:

    • граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом;

    • граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом;

    • военнослужащие иностранных воинских частей, экипажей военных кораблей, самолетов военно-воздушных сил (ВВС);

    • члены официальных государственных, межпарламентских, межправительственных делегаций, миссий;

    • граждане, служащие в международных организациях;

    • граждане, работающие по контрактам с российскими учреждениями, предприятиями, организациями;

    • свидетели и иные лица, статус которых определен международными договорами РФ;

  • по целям нахождения на территории Российской Федерации:

    • работники дипломатических и консульских учреждений, международных организаций;

    • корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Российской Федерации;

    • преподаватели в учебных заведениях;

    • лица, относящиеся к иностранной рабочей силе, – трудящиеся эмигранты;

    • лица, находящиеся на лечении и отдыхе, и т. д.

    Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:

    1. не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;

    2. не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

    3. не могут участвовать в отправлении правосудия;

    4. не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;

    5. не имеют права участвовать в референдуме;

    6. на них не распространяется воинская обязанность;

    7. не могут быть членами политических общественных объединений;

    8. за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);

    9. только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);

    10. могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);

    11. проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;

    12. устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);

    13. по территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;

    14. могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;

    15. при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может быть не разрешен.

  • Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    Административно-правовой статус гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства

    Административно-правовой статус гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства

    Административно-правовой статус гражданина РФ – это правовое положение гражданина в отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права; является составной частью общего правового статуса гражданина. Это комплекс прав и обязанностей, гарантии их реализации, закрепленные нормами административного права. Административно-правовой статус гражданина РФ – часть общеправового статуса, установленного Конституцией РФ и федеральными законами.

    Административно-правовой статус гражданина состоит из административной правосубъектности и комплекса прав и свобод. Правовое положение граждан РФ определяется объемом административной правосубъектности (административная правоспособность и административная дееспособность). Административная дееспособность может быть полная; ограниченная; частичная. Гражданин может быть ограничен в дееспособности или признан недееспособным при наличии определенных заболеваний.

    Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством (Конституция РФ и федеральные законы) и международными договорами.

    Иностранные граждане и лица без гражданства в России пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Иностранные граждане могут быть: а) постоянно проживающие (имеющие разрешение и вид на жительство, выданный ОВД); б) временно пребывающие.

    Структура административно-правового статуса может быть представлена элементами:

    1) административная правоспособность – возможность обладать определенными правами и нести обязанности; по общему правилу, для граждан России возникает с рождения и прекращается со смертью;

    2) административная дееспособность – способность своими действиями приобретать, изменять и отчуждать свои права; полная наступает в 18 лет; дееспособность юридического лица совпадает с его правоспособностью;

    3) совокупность прав и обязанностей;

    4) ответственность;

    5) гарантия реализации прав и обязанностей.

    Административно-правовой статус имеет особенности:

    1) права, обязанности, ответственность, присущие объекту управления, закреплены в большом количестве разрозненных законов и подзаконных норм;

    2) нормы, регулирующие административно-правовой статус, тесно связаны с нормами других отраслей права;

    3) административно-правовой статус, в отличие от гражданско-правового, не отчуждаем.

    Классификация административно-правового статуса:

    1. В зависимости от статуса субъекта, которому он принадлежит: а) административно-правовой статус личности; б) административно-правовой статус гражданина; гражданство – устойчивая правовая связь лица с государством, выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей; иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство другого государства; лицо без гражданства – не является гражданином РФ и не имеет доказательств наличия гражданства иностранного государства. Административно-правовой статус личности присущ и российскому, и иностранному гражданину, и апатриду. Особенность административно-правового статуса иностранцев и апатридов в РФ состоит в том, что их права установлены за некоторым исключением.

    2. Общий административно-правовой статус принадлежит любому лицу независимо от пола, возраста, образования, др. признаков.

    3. Особенный статус принадлежит отдельным категориям граждан.

    4. Специальный статус принадлежит только некоторым категориям граждан.

    Различия административно-правового статуса гражданина России, иностранных граждан и лиц без гражданства.

    1. У иностранных граждан при получении разрешения на въезд наступает ограниченная правоспособность, с момента прибытия на территорию РФ – полная.

    2. Существует ряд ограничений прав и обязанностей иностранных граждан (не могут избирать и быть избранными, не могут посещать определенные территории РФ и т. д.).

    3. Только к иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть применено такое взыскание, как административное выдворение. Еще один вид воздействия – сокращение срока пребывания.

    Иностранные граждане подлежат ответственности на тех же основаниях, что и граждане России, за исключением лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетом (что решается дипломатическим путем).

    Лица без гражданства. До 1938 г. по закону о гражданстве гражданами СССР считались «все находящиеся на советской территории, в отношении которых нет доказательств, что они граждане другого гос-ва». В 1938 г. был принят новый закон, по которому «гражданами СССР признаются а) все подданные России на 07.11.17 и не утратившие советского гражданства; б) все вступившие в гражданство на законных основаниях». С 1979 г. действует правило: если ребенок родился от лица без гражданства на территории СССР, он считается гражданином СССР (России).

    Следующая глава

    Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

    Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства – часть общего правового статуса, представляющая собой совокупность прав, свобод, гарантий и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере административно-правового регулирования.

    Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства или подданства другого государства.

    Лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия у него гражданства или подданства другого государства.

    В целом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных законом или международными договорами.

    Для иностранных граждан установлены следующие запреты и ограничения:

    • Находиться на государственной гражданской, правоохранительной либо на муниципальной службе
    • Замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под флагом РФ
    • Быть членом экипажа военного корабля РФ
    • Заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск к которым ограничен для иностранных граждан
    • Призываться на военную службу (кроме поступления на военную службу по контракту в качестве лица гражданского персонала)
    • Не могут избирать и быть избранными на государственные должности
    • Для них устанавливаются ограничения в передвижении, например им нельзя посещать пограничную зону

    Иностранный гражданин или лицо без гражданства привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Также стоит отметить, что КоАП предусматривает возможность применения в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства особого административного наказания – выдворения с территории РФ

    Особым административно-правовым статусом обладают работники дипломатических и консульских представительств. Их правовое положение определяется венскими конвенциями и международными договорами.

    newinspire

    Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства

    Российское государство исходит из того, что иностранцы и лица без гражданства (апатриды) должны иметь равные между собой права и обязанности независимо от пола, расовой, национальной принадлежности, имущественного положения и так далее, при этом оно основывается на принципе предоставления иностранцам и лицам без гражданства максимума прав, не связанных с российским гражданством.

    В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

    По своему объему и конкретному содержанию административная правосубъектность иностранцев и лиц без гражданства может быть общей, особенной и специальной по тем же критериям и классификационным основаниям, которые указывались нами выше при рассмотрении административно-правового статуса российских граждан.

    Общая административная правосубъектность иностранцев и апатридов по своему содержанию близка к праводееспособности граждан России, за незначительными изъятиями и ограничениями. Иностранные граждане, в частности, не могут состоять на государственной и муниципальной службе в России, участвовать в выборах, не могут допускаться к являющимся государственной тайной сведениям, на них не распространяется воинская обязанность российских граждан и т.д. В основном же на них распространяются все конституционные права, обязанности и гарантии, установленные для россиян.

    Особенная административная правосубъектность различных категорий иностранных граждан конкретно определяется официально зафиксированной целью, а также длительностью времени их пребывания на территории России (постоянно проживающие, временно пребывающие, проезжающие нашу страну транзитом). Ясно, что особенные права и обязанности по своему объему, конкретному содержанию весьма различны у дипломатов, иностранных студентов, аспирантов, консультантов, коммерсантов, журналистов, туристов и т.д.

    Специальная административная правосубъектность иностранных граждан выражается в наличии специфических прав и обязанностей у некоторых категорий иностранцев, например, у объявленного персоной нон грата (не желательное лицо) дипломата, у получивших политическое убежище лиц, у лиц без гражданства и т.д. Проявлением специальной административной правосубъектности иностранцев и апатридов будет, например, предусмотренная в ст. 3.2 КоАП РФ возможность применения к ним специфической меры административного взыскания — выдворение за пределы Российской Федерации, которая к российским гражданам применяться не может.

    Кроме дипломатов, не подведомственных российской юрисдикции и пользующихся правом экстерриториальности (за нарушение законов России они не преследуются по российским законам, а территория посольств экстерриториальна и там действуют лишь законы страны, которую они представляют), все остальные категории иностранцев и лиц без гражданства полностью находятся в сфере действия российского законодательства и подлежат ответственности по российским законам на общих основаниях с гражданами России.

    В нормах административного права последовательно проводится принцип полной ответственности иностранцев и апатридов.

    Даже на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, распространяются некоторые правила охраны общественного порядка и безопасности, и они могут задерживаться (но не арестовываться!) в административном порядке в случаях совершения правонарушений, граничащих с преступлениями.

    Административно-правовой статус иностранцев достаточно полно урегулирован Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а порядок оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства четко регламентируется в главе IV Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».


    Смотрите также