Жизнь на юге россии
Переезд в Краснодар 2018: плюсы и минусы жизни на юге России
Жить в нескольких часах езды от моря, наслаждаться теплым климатом, натуральными продуктами и свежим воздухом для многих россиян значит переехать в Краснодар. Рассказываем, что нужно знать о переезде в Южную столицу в 2018 году.
Как переехать в Краснодар и не пожалеть?
Чаще всего те, кто мечтает о переезде в Краснодар, могут часами рассказывать о преимуществах региона по сравнению с их родным городом. Близость Черного и Азовского морей, теплый климат, хорошая экология, никаких сорокоградусных морозов, вредных выбросов и теплых пуховиков. Благодать!
Но мечтатели нередко забывают, что у любого города есть как плюсы, так и минусы. Давайте разбираться, чем может разочаровать самый разрекламированный город России. Собрали пять самых распространенных жалоб переехавших.
Пробки в 5 баллов по Яндексу – привычная ситуация на дорогах. Из-за того, что дорожное полотно чаще всего представляет собой 1-2 полосы, а машин в городе уже больше, чем людей, пробки растягиваются на километры. Летним пятничным вечером весь Краснодар стоит на выезде из города в сторону моря по 2-3 часа.
Такая дорожная ситуация приводит к тому, что:
- работу и жилье нужно искать в одном районе, иначе придется тратить минимум по часу на дорогу;
- жилье лучше выбирать возле трамвайных путей – у них выделенная полоса и они не стоят в пробках;
- здесь все опаздывают, потому что масштаб пробок непредсказуем.
Некоторые урбанисты предлагают властям построить канатное метро. Но вы сами понимаете, насколько такая идея жизненна.
В некоторых районах дети учаться в три смены. Третья начинается в 15:00. При этом мест всегда не хватает. Перед переездом рассмотрите вариант перевода ребенка на дистанционное обучение. Сейчас немало лицензированных сервисов, предлагающих такие услуги.
У приезжих возникает ощущение, что в городе нет главного архитектора. Новые районы строятся без какой-либо логики: дома разного цвета, здания на расстоянии пяти метров друг от друга. Да и старые микрорайоны не всегда предлагают комфортные условия жизни. Краснодар однозначно не подходит урбанистам.
Город неоправданно растянут: путь из одной части в другую может занимать до трех часов. Районы постепенно превращаются в отдельные, не связанные друг с другом мини-города. При этом большая часть офисов, а значит и рабочих мест, сосредоточена в центре.
Шанхай на Московской – печально известный район Краснодара. Самострой, беспорядочная застройка, потопы из-за неправильного слива дождевой воды и постоянные отключения электричества – лишь малая часть проблем. Некоторые жители района вообще не являются владельцами своих квартир по документам.
Жилье в новостройках класса «Комфорт» в одном из районов Краснодара
Кажется, это именно то, зачем все сюда переезжают. Но на деле пережить летние месяцы не так просто. Особенно без кондиционера. Жара 40-45℃ в городе с огромным количеством людей и машин переносится тяжело. А для здоровья некоторых людей такая температура может быть просто опасной.
Альтернатива
Прежде чем принимать окончательное решение, присмотритесь к Ростову-на-Дону, Новороссийску, Сочи, Анапе и Геледжику. На Юге нашей страны много достойных городов. Жара на побережье переносится намного легче, а людей в курортных городах, кажется даже меньше, чем в Краснодаре.
Ростов-на-Дону, например, порадует архитектурой, развитой сеткой дорог и транспорта, городской культурой. Сочи поразит современным дизайном, количеством развлечений и европейским налетом. Новороссийск – портовый город, здесь есть интересная работа, возможности для развития бизнеса и цементный завод. Анапа и Геленджик – идеальный вариант для тех, кто уже заработал все, что мог, и хочет просто отдыхать.
Схема для принятия решения
Если мысли о переезде в Краснодар не оставляют вас, взвесьте все плюсы и минусы. Чтобы сделать это было проще, предлагаем воспользоваться табличкой с критериями. Впишите напротив каждого фактора его вес: 0 – не имеет значения для меня, 10 – жизненно важно. В последней строчке сложите баллы из каждого столбика, а затем сравните результаты.
За | Вес фактора от 0 до 10 | Против | Вес фактора от 0 до 10 |
Близость к Черному морю | Жара 40℃ летом | ||
Хорошая экология | Пробки 5 баллов как норма жизни | ||
Быстрый рост региона | Очереди в школах и детских садах | ||
Практически нет безработицы | Дорога из одного района в другой может занять 1-1,5 часа | ||
Цены на жилье не выше, чем на Урале или Сибири | До моря на машине 4 часа без учета пробок | ||
Вкусная еда: овощи, фрукты, орехи, молочная продукция, яйца и мясо в сотни раз вкуснее, чем на Севере | Много бездомных собак | ||
Итого за переезд в Краснодар | Итого против переезда |
Принимайте решение с умом, но не забывайте о душевных порывах!
Обзор городов Юга России в целях ПМЖ: Краснодар, Майкоп, Новороссийск, Таганрог, Пятигорск и города Крыма
Здравствуйте, дорогие друзья!
Если вам так же, как и моей семье не сидится, если вы так же, как и мы, уже много лет мечтаете перебраться из Сибири, Севера или Северо-Запада нашей необъятной Родины куда-то южнее Воронежа, то, пожалуй, я готова поделиться некоторыми наблюдениями, сравнениями и выводами. Благо, с 2012 года, когда мы с мужем впервые задумались о переезде на юг, нами было посещено огромное количество теплых и приветливых (а иногда и не очень) городов.
Каждый переезжающий уезжает от чего-либо и стремиться найти что-то такое, чего в его городе не было. Совместить кучу разных критериев, да и вообще просто понять, что же именно тебе хочется от этой жизни, согласитесь, не просто. Классно в 18 лет после школы поехать покорять столицу из маленького городка. У тебя за спиной рюкзак с кедами, школьным аттестатом и строгим напутствием родителей — вот тогда просто. А когда тебе около 30 или даже больше? Когда у тебя за плечами уже не рюкзак, а семья, дети и работа? Вот тут начинается самое сложное. Как решиться, как собраться, да стоит ли вообще что-то менять? Стоит, друзья, определенно стоит. Жизнь одна и жить ее надо хорошо. Однако, довольно лирики, давайте уже решаться.
Арабатская стрелка, Крым
Уверена, что критерии, по которым мы несколько лет проводили жесткий отбор кандидатов, будут близки многим. Вот они:
- Теплый климат с непродолжительной мягкой зимой.
- Близость моря (не более 7 часов на машине, в идеале город на море).
- Население 200 – 500 тысяч человек.
- Не типичный курортный город.
- Хорошая экология.
- Большое количество достопримечательностей вокруг и в самом городе, места для прогулок и т.п.
- Доступные цены на недвижимость.
- Высокое качество воды и продуктов питания.
Пожалуй, это основное, что хотелось бы видеть в городе своей мечты. Слишком узкий поисковый запрос, на который любая система ответит: «Ничего не найдено». Да, наверное. Но мы люди гибкие и прекрасно понимаем, что чем-то обязательно придется поступиться. И то, о чем не напишешь ни в одном поисковике — город должен просто понравиться.
А теперь поехали, прокатимся по нашему югу.
Таганрог
Его мы посетили в нашу первую разведку в сентябре 2012 года. Как же давно это было! При первом впечатлении Таганрог показался слишком провинциальным и маленьким. Но через пару дней из него уже не хотелось уезжать, он прям такой домашний-домашний.
Таганрог. 2012 год
Климат — да, на 100% подходит. Зима есть, но она не идет ни в какое сравнение с тверской зимой. И даже если местные в один голос твердят, что у них в городе моря нет, для нас Таганрогский залив, уходящий за горизонт, уже воспринимается как море.
Население Таганрога — 250 тыс. человек с хвостиком, убывающее. Вот это, конечно, повод призадуматься. Почему уезжают люди? Из-за близости Украины? Из-за тупикового положения города?
Таганрог не курорт, и это большой плюс.
Экология — не заповедник, но и не Челябинск. По мне, лучше, чем в Твери, даже несмотря на порт и угольную пыль. Мест для прогулок тоже много, было бы время ездить.
Цены на недвижимость низкие, даже неприлично низкие. С одной стороны — плюс, а с другой снова возвращаемся к убывающему населению города.
Продукты питания отличные (как и цены на них), а вот с водой беда ужасная.
Итого имеем: из 8 пунктов Таганрог резво проходит практически по всем. Самые главные минусы: убывающее население и плохая вода. Проблему с водой, конечно, решить можно, но что делать с убывающим населением? Во что превратиться Таганрог лет через 10? Это, конечно, вопрос.
Краснодар
Ну, конечно, куда без него. В столице Кубани мы побывали тоже в 2012 году. Приехали туда сразу после Таганрога и не смогли провести там даже запланированные 5 дней, уехали на море раньше. Слишком большой, слишком шумный, слишком столица. Но с другой стороны и в этом тоже есть плюсы. Много работы, много возможностей для своего бизнеса.
Краснодар, 2012 год
Климат вполне приемлемый, но много раз замечала по прогнозам погоды, что в Краснодаре на порядок жарче, чем на побережье Черного моря. Мы хоть люди и северные, изголодавшиеся по теплу, но все же к чрезмерной жаре не привычные.
До Черного моря без учета пробок почти два часа ходу (пос. Лермонтово), до Азова — два с половиной (Приморско-Ахтарск). Но поговаривают, что летом город утопает в пробках и особенно сильны они на выездах. Поэтому, думаю, можно смело накидывать по часу в оба конца, что все равно не выходит за рамки допустимого.
Больной вопрос Краснодара — неуёмно растущее население. Вот так, не угодить нам: убывает — плохо, слишком быстро растет — тоже не нравится. На 2017 год население Краснодара перевалило за 880 тысяч человек, и что-то мне подсказывает, что по факту оно больше миллиона. А это значит: проблемы с детскими садами и школами. Нет, меня бы не напрягало, если бы мой ребенок учился в классе, где тридцать человек, я сама так училась. Но больше — это уже перебор.
Выбирая город на юге, мне в первую очередь хотелось тишины, спокойствия и умиротворенности, а в Краснодаре, пожалуй, этого можно добиться только где-нибудь на окраине. В Краснодар хорошо приехать по делам или за культурными событиями не чаще одного раза в пару месяцев. И даже его вполне приемлемые цены на недвижимость, вкусные и натуральные продукты вряд ли смогут перевесить шум и суету. По четырем пунктам из восьми, увы, Краснодар проигрывает.
Майкоп
Да, что и говорить, был и такой вариант. Побывать в нем так и не удалось, но информации собрали предостаточно.
Более прохладный климат по сравнению с Краснодаром ввиду близости гор — значит, будет проще акклиматизироваться. До моря порядка 3 часов на автомобиле (Туапсе), а рядом еще и Лаго-Наки! Вот разве что с количеством населения промах — всего 143 тысячи человек, которые уж наверняка знают друг друга в лицо. Это и не плохо с одной стороны, такое милое соседское братство. Но возможности для бизнеса крайне ограничены.
Экология, вода и продукты — о большем и мечтать не приходится.
Недвижимость тоже весьма по сносным ценам. Но… когда у нас встал вопрос о том, где провести очередной отпуск-разведку, и я предложила Майкоп, уже после пары фраз стало понятно, что две недели там делать нечего. А как тогда там жить? Население моего города, кажется, скоро дотянет до полумиллиона, и я не считаю его большим, Майкоп будет явно маловат.
Несмотря на то, что Майкоп уверенно проходит по семи пунктам из восьми, именно его чрезмерная (для нас) компактность перевешивает все плюсы.
Пятигорск и города КМВ
Милый, уютный, гордый и любимый с детства (из-за Лермонтова, естественно) городок. Думаю, к нему можно уверенно приписать весь регион Кавказских Минеральных Вод, поскольку расстояние между городами просто смешное.
Население всего региона порядка 500 — 700 тысяч человек, прекрасно рассредоточенных в пределах 7 городов и бесконечного количества сел, станиц, аулов и дачных кооперативов. И все-то там идеально! Климат просто волшебный: нет изнуряющей жары летом и колючего холода зимой. Зима тоже есть — если вдруг кто-то соскучится по снегу. Местные продукты питания даже при малейшем воспоминании о них до сих пор вызывают во мне соответствующие химические реакции.
Пятигорск, 2015 год
Пятигорск мы посетили в мае 2015 года, и он запомнился мне теплым, свежим, зеленым, красивым и очень вкусным. Город с идеальной водой из-под крана и культурными туристами. Но что делать с давней мечтой жить у моря? До Туапсе от Пятигорска не меньше 7-8 часов пути и это без учета пробок. Далековато, увы. Недвижимость в городе, окруженном пятью горами, тоже не самая доступная.
Итог: шесть из восьми — уверенное «да». Но море… В Пятигорск я обязательно приеду снова. Уж больно запали мне в душу местные осетинские пироги и майская клубника.
Новороссийск
Город-Герой, город-порт, город норд-остов. Суровый и прекрасный, возникший на берегах Цемесской бухты и укрытый с одной стороны самым началом Кавказского хребта. Новороссийск долго не был в числе претендентов и совершенно напрасно, ведь в итоге, как оказалось, все дороги ведут нас именно туда.
Новороссийск мы посетили в сентябре 2017 года, где с легкой руки, наконец, сделали свой выбор, купив недвижимость в строящемся доме. Дата переезда еще окончательно не утверждена и может случиться так, что до Новороссийска мы снова поживем в ряде городов нашей большой-большой страны. У нас осталось всего два свободных года (до школы сына) и, думается мне, надо использовать их по максимуму. Но речь не об этом, что-то я отвлеклась.
Новороссийск, 2017 год
Климат, продукты питания и нескончаемое количество достопримечательностей — без сомнений «да».
Население города — 270 тысяч человек, по слухам в сезон оно увеличивается чуть ли не вдвое, но, тем не менее, это не превращает его в Анапу или Геленджик. Виной тому — порт и цементные заводы. Кому-то это покажется минусами, а мне — плюсом. Город не засыпает зимой, как любой курортный населенный пункт на Черном море. Всегда есть рабочие места (если что). Ну, а что касается экологии, то пожив две недели в Новороссийске я не заметила чего-то из ряда вон выдающегося. Да, две недели — срок небольшой, но все больше и больше то тут, то там слышу от переехавших, что с цементной пылью давно покончено. Проверим на себе, когда придет время.
Цены на недвижимость не самые низкие, чуть выше тверских, но, тем не менее, не идут ни в какое сравнение с крымскими (о чем ниже).
Пожалуй, Новороссийск набирает максимум: 8 из 8, с небольшими оговорками по некоторым из пунктов.
Симферополь
Когда я говорила о том, что город должен просто понравиться — это не пустой звук, это действительно проверено на себе. Симферополь был увиден мной впервые в июле 2015 года. Там мы прожили с семьей три месяца, пока не перебрались в Севастополь. Сейчас судьба снова ведет меня в столицу Крымской республики, и, если бы не пара моментов, я бы уже месяц как была там, но Тверь не отпускает. А, может, это и к лучшему?
Продукты и экология в Симферополе отличные. Климат тоже хороший, разве что несколько сухой воздух и огромное количество пыли мешают радоваться жизни. Вода отвратительная, но это решаемо.
Цены на недвижимость — выше космических. И, право, было бы за что! Свою подленькую лепту вносит нереальный спрос на каждый пригодный (и не очень) к проживанию угол в этом удивительном городе. Мне, коренной жительнице центрального региона, в Симферополе многое удивительно, даже до сих пор, и я не знаю, как это исправить (свое отношение, разумеется, а не город), если мне все же снова придется пожить там какое-то время. Не хочу вдаваться в подробности, но если вы привыкли к комфорту по адекватной цене, Симферополь не для вас.
Симферополь, 2015 год
Не будем акцентировать внимание на специфических особенностях города, давайте лучше о плюсах.
Море в 40 минутах езды (Николаевка), но будьте готовы к пробкам на выезде. Хотя, пожалуй, симферопольцы готовы к пробкам в любое время дня и года как никто другой. Город стоит каждый день. Достопримечательностей тоже смотреть-не пересмотреть. А скоро будет мост, и смотаться на выходные на материк будет в разы дешевле (проезд на пароме на легковой машине вместе с одним пассажиром порядка 1200 — 1500 рублей в один конец).
Плюсы: продукты, море, экология, климат. Минусы: цены на недвижимость и общая «обшарпанность» города. Ну, и для меня лично одного слова «Симферополь» достаточно для того, чтобы сказать «нет». С этим городом у меня не сложилось.
Севастополь
Мне сейчас в голову пришло такое сравнение. Вот я, например, очень люблю ездить за рулем и делаю это каждый день. Сейчас я езжу на «Солярисе». Отличная машина, я очень довольна. Но представим, что пару недель мне выдалась возможность поездить, ну, скажем, на новеньком «Ягуаре». Мечта! Комфорт, мощь, класс машины и еще уйма достоинств. Но мне такая машина не по карману. Вот так и с Севастополем. Он обалденный, красивый, любимый, мечта — одним словом. Но не по карману, не по нашему уровню дохода. Конечно, можно ходить в сношенных туфлях, жить в старой «панельке» и все деньги вкладывать в обслуживание шикарного «Ягуара», но это больше похоже на глупые понты, чем на нормальную жизнь. Можно и в Севастополь переехать, но нашего капитала хватит только на убитую однушку (в лучшем случае двушку на Северной стороне), где с нами вместе будет жить половина крымской фауны. Это не наш путь.
Севастополь, 2015 год
Все в Севастополе прекрасно: климат, история, достопримечательности, продукты, разве что с водой неважно. Жизнь в городе продолжается и вне туристического сезона. Севастополь даже летом не похож курортные города. Он другой. Гордый, величественный и не суетливый. Но безумно-безумно дорогой. И от этого такой далекий. Счастливы, наверное, те, кто сумел совместить и «Ягуар», и новые туфли. Но пока что это не про нас. Может быть, когда-то… Но точно не сейчас.
Так же, как и в случае с Симферополем все плюсы города перевешивает огромный минус — высокие цены. С той лишь разницей, что сказать «нет» Симферополю просто и даже радостно, а вот сделать это относительно Севастополя печально и даже немного больно.
Вот, пожалуй, и все города, которые мы рассматривали для переезда. Не стали даже заезжать в Анапу и Сочи и прочие крымские города. В Анапу по причине ее безоговорочной курортности, а Сочи еще и по причине высоких цен на недвижимость.
В Крыму были еще в Керчи, уютный город, но совсем не то, что мы искали. Остальные крымские города — Ялта, Феодосия, Евпатория — тоже не вариант: необоснованно дорого и слишком курортно.
Не стали рассматривать Ростов-на-Дону, хоть и бывали там проездом много раз. А город очень и очень красивый! Развитый, культурный. Но большой, слишком. И от Черного моря далеко, а оно мне как-то больше на душу легло, чем Азовское. Еще один минус — в Ростовской области глазу не за что зацепиться, сплошные степи да поля. Я привыкла к лесам, к объему вокруг. Поэтому созерцать один бесконечный простор как-то странно. Нужен лес, нужны горы, а в качестве простора подойдет море.
Не рассматривали Ставрополь, потому что как-то даже не хотелось.
Вместо заключения
У меня есть подруга, она сейчас живет в Германии. Рассказала мне однажды, как она гуляла со своей знакомой, и они пешком дошли до соседнего города. Вот если бы наша страна была такой же маленькой, выбрать город для переезда было бы куда проще. Ни тебе десятка часовых поясов, ни смены климатических зон. За пару дней объехал всю страну и решил. Просто им, наверное, в Германии переезжать.
Жизнь на Юге России
Поездка на свадьбу сестры за границу, хотя и заняла всего десять дней, меня освежила. Пробыть почти два года без перерыва в лесу, вдали от людей было нелегко, по крайней мере трудно было время от времени не испытывать какого-то беспокойства. Новобрачные просили меня остаться с ними подольше, но я торопился к себе. У меня возникли мысли о новом деле. Надо было срочно оплатить некоторые счета, в том числе и небольшую сумму за дом вдове. Делать все это надо было в присутствии свидетелей. Вдова взяла у меня деньги, но расписку дать мне отказалась, говоря, что ее покойный муж бумагу однажды подписал, а потом об этом крайне сожалел. «Я женщина необразованная, как писать — не знаю», — повторяла она. Как ни старался я ее убедить, ничего не помогло. В письменном контракте было вписано условие, по которому не выполнивший обязательств должен был заплатить большой штраф, и мне надо было проехать 40 верст в г. Бахмут к нотариусу, чтобы с этим делом покончить. По дороге в Бахмут мост, через который я проезжал, провалился, и я упал в воду. В то время я еще не знал, что на наших деревенских дорогах мосты надо объезжать и проезжать по ним легкомысленно. На мне сухой нитки не было, когда я добрался до гостиницы, и я заболел. Гостиница в Бахмуте, где мне пришлось отлеживаться, была ужасной. В комнате дуло, слуги со мной не было, городской доктор был в отпуску, я провел в постели две недели в полном одиночестве и потом с трудом добрался домой. Приехав домой, я понял, что спешил напрасно. Реки еще не встали, и о перевозке леса раньше, чем через две недели, невозможно было и думать. Делать мне было нечего. Купленные за границей книги еще не пришли, и от скуки я сходил с ума. Мне пришло в голову, что я мог бы использовать это время, чтобы осмотреть окружающую местность. И я отправился в дорогу.
Во время этой поездки я в первый раз увидел, насколько лучше, благодаря климату и почве, живут крестьяне на юге. Тем не менее их жизнь могла бы быть еще лучше, если бы не лень и общая отсталость.
Земельные участки были нарезаны таким же первобытным способом, как и во времена Владимира Красное Солнышко. Поля не чередовались. Их по-настоящему не вспахивали, но слегка взрыхляли поверхность плугами времен Ноева потопа. Нетрудно было предвидеть, что рано или поздно земля пропадет. В некоторых местах не выращивали даже дынь. Арбузы, столь ценимые украинцами и почитаемые ими совершенно необходимыми для жизни, привозились из других областей.
— Почему вы сами не выращиваете арбузы? — спросил я.
— Мы никогда этим не занимались, не привыкли.
— Но ведь никаких специальных знаний для этого не нужно, и это недорого.
— Точно, что недорого, но Бог знает почему, а мы их не выращиваем.
— Попробуйте.
В ответ на это крестьяне обычно усмехались:
— Над нами люди смеяться будут. Не выращивали никогда.
Еще хуже обстояли дела с помещичьими землями. После отмены крепостного права большинство помещичьих земель пришло в полный упадок. Во многих поместьях вообще ничего не выращивали. Для покрытия ежедневных нужд распродали все, что могли, перестали разводить скот, но делали зато все мыслимое, чтобы по возможности поддерживать прежний образ жизни. Местность эта очень богатая. Под необрабатываемой землей находились залежи угля и минералов, но никто и пальцем не пошевелил, чтобы начать разрабатывать их. Повсеместно слышал я жалобы от дворян, что, мол, это по вине правительства оказались они в таком бедственном положении и поэтому правительство обязано поддерживать дворянство. Свои последние деньги они часто тратили на писание и пересылку разных прошений. Они даже иногда поговаривали, что единственная их надежда на выживание — продать уголь иностранцам, но продавать его они собирались за какие-то баснословные деньги. Поэтому, когда покупатели являлись, цена выставлялась такая, что те только плечами пожимали. При этом надо заметить, что со своей стороны правительство делало все, чтобы подавить любую инициативу. Людей энергичных и деятельных мне довелось встречать немало, но сделать этим людям ничего не удавалось. Любой их шаг требовал такой массы специальных разрешений, был связан с преодолением такого числа формальных препятствий, что, как правило, энергия оказывалась на исходе прежде, чем они добивались разрешения на настоящую деятельность. Еще труднее было создать кооперацию. Чтобы получить на это одобрение правительства, необходимы были средства и поддержка влиятельных людей «наверху». Даже когда в наличии оказывалось и то и другое, это не всегда помогало, но к данной теме я еще вернусь. Одним словом, путешествие это подействовало на меня самым удручающим образом. В России все возможно, но сделать при этом практически ничего нельзя.
Следующая глава