Закон о вынужденных переселенцах и беженцах
Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах
Беженцы и вынужденные переселенцы – это установленные российским федеральным законодательством статусы, которые присваиваются лицам, нуждающимся в получении временного или постоянного места для проживания или убежища в связи со сложными жизненными обстоятельствами. Для лиц, признанных законодательством переселенцами или беженцам, разрабатываются специальные меры социального и льготного обеспечения. Также для них предусмотрен особый порядок для официального оформления и получения статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Поговорим об этом подробнее.
Вынужденный переселенец и беженец - в чем разница?
На первый взгляд, это - два идентичных понятия. На практике же дело обстоит иначе.
Беженцы и вынужденные переселенцы по ФЗ № 4528-1 и № 4530-1 различаются главным образом по гражданству. Первая статья федерального закона № 4528-1 указывает, что беженцем считается лицо, которое нуждается в убежище из-за того, что в отношении него существует реальная угроза преследования по мотивам национальной, религиозной или расовой нетерпимости.
Одной из важнейших причин получения статуса беженца является то, что на территории своего государства это лицо не имеет поддержки или не желает ее получать. Поэтому для получения помощи и поддержки иностранный гражданин переселяется на территорию Российской Федерации.
Статус вынужденного переселенца
Вынужденные переселенцы от беженцев в РФ отличаются наличием гражданства России. В этом случае переселение гражданина происходит в пределах территории страны либо лицо возвращается в Российскую Федерацию для укрытия от незаконного преследования за границей.
При переселении право на получение нового места жительства получает само лицо (переселенец) и члены его семьи (супруг/супруга, дети, родители), если они проживают вместе с мигрантом. При этом официальный статус гражданин вправе оформлять только для себя. Родственникам это делать необязательно.
Переселение на территории страны в связи с негативной экономической ситуацией в регионе или совершенным гражданином преступлением не дает ему право на получения официального статуса переселенца. Также это не дает права на получение соответствующих льгот и других привилегий.
Кто имеет право получить вид на жительство?
Получить статус беженца и вынужденного переселенца по ФЗ вправе совершеннолетнее лицо, обратившееся лично или через представителя (по состоянию здоровья) с письменным ходатайством. Обращаться необходимо в течение года с момента переезда в регион России, в соответствующий отдел органа Федеральной службы по миграции в России.
Правом на подачу ходатайства о приобретении статуса переселенца могут воспользоваться следующие категории лиц:
- лица без гражданства, которые желают проживать на территории Российской Федерации;
- иностранные граждане, планирующие переселиться на российскую территорию;
- иностранцы, которые имеют право на законных основаниях переселиться на российскую территорию.
Если лицо является преступником, нелегальным мигрантом или гражданином, нарушившим какие-либо права других лиц, получить статус переселенца оно не вправе.
Критерии разграничения статусов
Сходство и различия беженцев и вынужденных переселенцев заключаются в следующих критериях:
- Порядок получения. Иностранные граждане проходят более сложную процедуру получения статуса, так как, помимо прочего, им необходимо получить российское гражданство для дальнейшего изменения своего статуса. Переселенцы (российские граждане) проходят более легкую процедуру документального закрепления правового статуса.
- Гражданство. Родной страной переселенца является Российская Федерация, а для беженца родная страна – иностранное государство.
- Срок приобретенного статуса. Срок действия правового положения беженцев и вынужденных переселенцев сильно отличается. Беженцы вправе получить свой статус бессрочно при своевременном прохождении или переучете через каждые восемнадцать месяцев. Переселенцы получают статус на пять лет и продлить его могут путем подачи ходатайства и прохождения всех процедур оформления заново.
- Документы. От иностранных граждан чаще всего требуют главным образом предъявления паспорта, а от российских граждан – большого количества дополнительных бумаг и информации.
- Социальное обеспечение. В разных регионах по-разному определяется дальнейшая социальная поддержка лиц, находящихся в положении беженцев или вынужденных переселенцев, хотя общий размер и категории помощи для обеих групп сходятся.
Права беженцев
Беженцы считаются социально незащищенными гражданами, которым нужно убежище от притеснения.
Поэтому для общественной реабилитации им предоставляются следующие права и виды помощи:
- помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
- право на пользование услугами переводчика в целях ознакомления с правилами пребывания в стране и ее законодательством;
- одноразовая выплата лицу-беженцу и каждому из членов его семьи в размере ста рублей и больше;
- направление в места временного расселения или пребывания;
- помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи;
- обеспечение необходимыми продуктами и услугами коммунального характера;
- направление в центры по временному размещению для обучения;
- право отказаться от статуса и забрать заявление.
Права переселенцев
Права вынужденных переселенцев и беженцев схожи во многих отношениях. Права у переселенцев следующие:
- одноразовая выплата лицу-переселенцу в размере ста рублей и больше;
- направление в места временного поселения;
- помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
- обеспечение необходимыми продуктами в период проживания в месте временного поселения;
- помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи.
Место для жительства вынужденных переселенцев, как и беженцев, определяет Федеральная миграционная служба с учетом пожеланий гражданина, указанных в соответственном ходатайстве.
Обязанности переселенцев и беженцев
Это очень важный момент. Правовое положение вынужденных переселенцев и беженцев наряду с правами определяет их обязанности.
К ним относятся:
- Соблюдения российского законодательства на федеральном уровне, на уровне субъектов и местного самоуправления.
- Прохождение обязательного медицинского осмотра в объеме, порядке и в сроки, установленные действующим законодательством страны.
- Соблюдение правил и норм проживания в центрах по временному расселению, а также норм санитарии и гигиены.
- Сообщение представителям органов миграционной службы достоверных сведений о себе и своих близких, которые необходимо знать уполномоченным органам и лицам для принятия соответствующего решения о присвоении запрашиваемого статуса или отказе в нем.
Процедура оформления
Для получения статуса вынужденного переселенца или беженца с их правами, в соответствии с Конвенцией, необходимо направить письменное ходатайство в уполномоченный на рассмотрение таких вопросов властный орган. От государства такими вопросами занимается территориальный отдел службы миграции.
Чтобы миграционная служба приняла ходатайство от заявителя, гражданин должен подать следующие документы:
- заявление (ходатайство);
- документ, подтверждающий личность (паспорт или иной заменяющий его документ типа справки);
- свидетельство о рождении;
- свидетельство о браке (если с гражданином мигрирует жена);
- свидетельства о рождении или усыновлении детей (при необходимости);
- фотографии (две штуки).
Если гражданин не может по объективным причинам сам представлять свои интересы, необходимо представить также бумаги, подтверждающие полномочия представителя.
На основании всех поданных документов миграционный орган определяет место будущего проживания мигранта и выдает ему удостоверение.
Рассмотрение ходатайства
ФЗ о вынужденных переселенцах и беженцах определяет этапы рассмотрения ходатайства. Это связано с необходимостью тщательной проверки сведений о самом заявителе и членах его семьи.
Поданное лицом ходатайство рассматривается уполномоченным органом по существу. Общих этапов рассмотрения всего три:
- Изучение представленных документов.
- Принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем или беженцем и защита его в дальнейшем. Либо принятие отказа в предоставлении такого статуса.
- Выдача удостоверения или свидетельства о получении статуса. При отказе выдается соответствующее уведомление.
Если гражданин не может в силу обстоятельств представить документ, который подтверждает его личность, в отношении него проводят процедуру идентификации. Заявителем вправе быть только совершеннолетнее лицо, поэтому сведения о его несовершеннолетних детях и других иждивенцах включаются в ходатайство взрослого (родителя или опекуна).
В отношении беженцев предусмотрена более серьезная процедура проверки, так как миграционным органам необходимо будет предоставить жилое помещение и помощь в проживании посторонним лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации.
В отличие от беженцев, вынужденные переселенцы проходят более легкие проверочные этапы, если их бумаги не содержат недочетов или нарушений. Если все документы в порядке, в трехдневный срок им присваивают статус беженцев или дают мотивированный отказ.
Беженцы, помимо сдачи пакета документов, проходят дополнительно этапы анкетирования и опросов для принятия службой миграции соответствующего решения. Если все этапы пройдены, граждане получают удостоверение или свидетельство в подтверждение полученного статуса.
Выданное на основании принятого решения удостоверение считается официальным документом, заменяющим паспорт гражданина. Удостоверение действует на всех частях российской территории.
Органы
Вопрос о присвоении статуса вынужденного переселенца и беженца решается не только Федеральной миграционной службой, но и другими органами, в зависимости от обстоятельств.
Если иностранный гражданин-беженец еще не прибыл на российскую территорию, его ходатайство рассматривается в первую очередь представительством дипломатического типа или учреждением консульства России.
Если иностранный гражданин-беженец вынужденно незаконно пересек российскую государственную границу в пропускном пункте или вне пропускного пункта, в двадцатичетырехчасовой период его дело рассматривается органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти в сфере служб на границе или территориальным отделом федерального исполнительного органа власти по делам внутреннего характера.
Также дело может рассматриваться иммиграционным контрольным постом федерального исполнительного органа власти в сфере миграции или органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти.
Все указанные органы могут рассмотреть дело и принять решение о выдаче документа (свидетельства) о том, что ходатайство будет рассмотрено по существу, либо о том, что в рассмотрении лицу будет отказано. Указанный документ выдается лично в руки заявителю или его официальному представителю.
Федеральным законодательством определено, что, независимо от органа, получившего ходатайство, указанный документ необходимо передать в федеральную службу миграции в трехдневный срок с момента поступления.
Отказ в предоставлении статуса переселенца или беженца
Федеральная служба по миграции в Российской Федерации вправе отказать в предоставлении убежища и оформлении статуса переселенца или беженца в следующих случаях:
- в отношении заявителя возбуждено дело об уголовном правонарушении;
- отсутствие в стране проживания беженца обстоятельств, на которые ссылается гражданин (отсутствие гонений, репрессионных мер, националистических выступлений и т. д.);
- в отношении заявителя ранее было принято обоснованное решение об отказе предоставить убежище и дать статус беженца любым из государств, являющихся участником Конвенции от 1951 года и Протокола от 1967 года (при этом законодательство данного государства в вопросах предоставления политического убежища беженцам не должно противоречить российскому законодательству);
- гражданин прибыл из другого иностранного государства, которое могло предоставить ему политическое убежище и статус беженца;
- заявителем был пропущен установленный законом срок подачи ходатайства;
- гражданин покинул государство проживания на незаконных обстоятельствах, из-за чего может быть подвергнут наказанию за незаконный выезд;
- заявитель не сообщил запрашиваемые сведения о себе или обстоятельствах своего прибытия на российскую территорию;
- гражданин совершил на территории государства проживания уголовное правонарушение;
- заявитель находится в зарегистрированном браке с российским гражданином, что дает ему право на получение разрешения постоянно проживать в России;
- гражданин уже имеет разрешение постоянно проживать в России.
Если службой миграции было принято решение об отказе в признании иностранного гражданина, находящегося не на территории России, беженцем, срок уведомления продляется. Служба миграции направляет в пятидневный срок учреждению консульства или дипломатическому представительству письменный мотивированный отказ. Затем в трехдневный срок заявителю вручается соответствующее уведомление с указанием причины отказа. Также разъясняется порядок обжалования и правовое положение заявителя и его близких родственников на российской территории.
Если получивший отказ гражданин находился при подаче ходатайства в пропускном пункте на российской границе, он обязан в трехдневный срок с момента получения отказного уведомления покинуть российскую территорию.
Если заявитель вынужденно незаконно пересек российскую границу, обязанность покинуть территорию страны продлевается до одного месяца с момента получения письменного уведомления.
Граждане, имеющие статус переселенца или беженца, пользуются большой социальной поддержкой со стороны российского государства. При этом любое серьезное нарушение обязанностей, установленных законодательством в отношении указанных лиц, грозит немедленной депортацией.
Источник
Основные положения ФЗ о беженцах и вынужденных переселенцах
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации регулируется соответствующими ФЗ. Так, например, статус переселенцев определяется Федеральным законом «О вынужденных переселенцах», принятым 19 февраля 1993 года. Этот закон включает соц. защиту, а также иные правовые и экономические гарантии. ФЗ № 4530-1 базируется на нормах международного права, не противоречит прочим международным договорам и гарантирует защиту законных интересов на территории России.
Беженец является гражданином иностранного государства. Этим он и отличается от переселенца. Положение беженцев на территории Российской Федерации регулируется ФЗ «О беженцах». Закон вступил в силу 28 июня 1997 года.
Юридическая защита интересов беженцев и переселенцев в России
Находясь на «чужой» территории, для человека очень важно получить свидетельство своего официального положения в регионе или области. Это позволит избежать трудностей при трудоустройстве, а также даст гарантию государственной соц. поддержки. Помимо этого, переселенец имеет право на получение соц. выплат, пенсий, пособий единовременного и ежемесячного (в течение определенного срока).
Куда обратиться за помощью в оформлении документа? Справка переселенца выдается управлением Минтруда и соц. защиты населения. Получить справку может гражданин любого государства, находящегося в зоне антитеррористических действий. В случае если в паспорте отсутствует регистрация/прописка, на руках необходимо иметь документы, подтверждающие факт проживания в указанном регионе области.
Это могут быть договоры аренды жилой площади, квитанции об уплате налогов. Закон также допускает предоставление иных официальных бумаг, которые могут стать свидетельством того, что человек проживал в определенном регионе. Дети, не достигшие совершеннолетнего возраста, не получают отдельный документ. Их имена вписываются в справку, выдаваемую родителям или опекунам.
Получение статуса переселенца
Как получить статус переселенца? Прежде всего, необходимо собрать пакет документов для получения справки, подтверждающей статус переселенца. После этого следует подать все собранные бумаги на получение справки в компетентные органы. Какие данные необходимо внести в бланк заявления?
- ФИО.
- Пол.
- Гражданство.
- Место рождения.
- Дата рождения.
- Адрес регистрации/прописки.
- ФИО членов семьи, в т. ч. детей.
- ИНН.
- Обстоятельства переезда.
- Адрес временного проживания на территории страны.
- Иные сведения, описывающие жилищные, медицинские и пр. потребности.
Перепоручить оформление статуса третьим лицам не удастся, обратиться в службу по этому вопросу можно только лично. Исключение, которое допускается ФЗ — это получение статуса родителями или опекунами за их несовершеннолетних детей. В этом случае требуется предоставить удостоверение личности. При экстренной эвакуации из родного дома не все документы удается сохранить в целости и сохранности. Обратитесь в Управление Федеральной Миграционной Службы — вам выдадут временный паспорт.
Временный документ — достаточное основание для выдачи справок переселенцев, но позже необходимо обратиться в УФМС с прошением о получении нового паспорта. Однако при отсутствии основного документа, удостоверяющего личность, нужно предъявить другой аналогичный документ. Закон № 4530-1-ФЗ допускает предоставление следующих документов:
- водительское удостоверение;
- ксерокопия паспорта;
- свидетельство о рождении;
- военный билет.
При полном отсутствии каких-либо документов, подтверждающих личность, достаточно свидетельства трех человек в вашу пользу в Миграционной службе. Приведите своих родственников, друзей или знакомых, которые подтвердят, что вы — это вы.
Что нужно сделать, чтобы продлить справку переселенца? С принятием закона, регулирующего эту сферу, пролонгация справки не требуется. С января этого года срок действия документа неограничен. Поэтому продлевать справку не требуется ни через полгода, ни через год, за исключением документов, срок действия которых закончился до принятия закона № 1266.
Что дает приобретаемый переселенцами статус
Ходатайство выдать статус вынужденного переселенца дает возможность получения государственной поддержки, которая может быть выражена различными льготами. ФЗ включает разноплановые льготы, в том числе:
- оказание переселенцам бесплатной медицинской помощи;
- предоставление пособий и иных социальных выплат;
- получение поддержки при перевозке багажа, а также иного имущества к новому месту жительства;
- возможность получения направления на жительство при невозможности самостоятельного определения региона проживания;
- гарантия получения продуктов питания при нахождении в центре временного размещения.
После получения соответствующего статуса переселенцы имеют право на аналогичные льготы. Однако пособие после этого выплачиваться не будет. Помимо этого, вынужденным переселенцам ФЗ гарантируют, что их не будут перемещать в другие города или населенные пункты против их воли.
Соцзащита переселенцев и выплата пенсий
Вне зависимости от региона, из которого прибыли переселенцы, они имеют равные права и обязанности перед государством и его гражданами. Но ФЗ, регулирующие получение статуса, дают гарантию в содействии при обустройстве нового жилища.
- Закон дает переселенцам приоритетное право при оформлении вида на жительство и получения гражданства.
- В отдельных случаях денежные расходы, связанные с переездом, могут быть оплачены за счет средств Федерального бюджета (как правило, подобная льгота выдается малоимущим семьям при наличии свободных средств).
- Каждому переселенцу доступно получение соц. пакета — в этом случае станет возможным получение услуг в УСЗН, образования, медицинского обслуживания, а также выплаты пенсий.
- Статус вынужденного переселенца дает возможность получения единовременного пособия, а при возникновении проблем с трудоустройством — ежемесячного пособия (в течение 6 месяцев).
Также, согласно ФЗ, государство возместит денежные расходы, связанные с получением справки. При этом размер полученной выплаты будет зависеть исключительно от категории области, выбранной для перемещения. Сумма единовременного пособия также определяется, исходя из этого показателя.
Если для перемещения был выбран северный регион России, ФЗ допускает, что специалистам востребованных профессий может быть оказана материальная помощь переселенцам большего объема. Как правило, средства в этом случае выделяются из бюджета муниципалитета.
Для того чтобы пенсионеру-переселенцу получить законную трудовую пенсию или иные пенсионные выплаты, необходимо собрать пакет документов, утвержденный соответствующим законом. Согласно приказу Министерства труда, перечень включает:
- российский паспорт (подойдет вид на жительство с указанием адреса регистрации);
- заполненное заявление на получение пенсии установленного образца;
- пенсионное страховое свидетельство.
Для оформления пенсии требуется собранные бумаги направить в Пенсионный фонд РФ или МФЦ. Документы можно принести лично, доверить кому-либо из родственников или друзей или воспользоваться услугами Почты России. Заявление будет рассмотрено в срок до 10 дней. Подавайте документы не ранее, чем за 30 дней до наступления пенсионного возраста.
Пенсии, соц. выплаты, пособия — это еще не все, на что могут рассчитывать беженцы и вынужденные переселенцы. Эта категория граждан, помимо всего прочего, при возникновении таковой необходимости получит соц. поддержку и помощь. Она может быть выражена в психологических сеансах и информационной консультации в течение действия статуса. Существует возможность переобучения или повышения квалификации переселившихся граждан.
Иностранные лица, получившие статус беженцев, не могут голосовать или проводить демонстрации (в т. ч. мирные). Беженцы не имеют права работать в государственных структурах и служить в армии.
Решение жилищного вопроса переселенцев как вариант соцподдержки
Статус вынужденного переселенца дает возможность получить субсидию на приобретение жилья. Порядок предоставления жилья этой категории граждан был определен Правительством России. Согласно принятому закону, для переселенцев предусмотрена возможность получения жилищного сертификата. Этот вопрос решается на уровне муниципального образования.
Что должен сделать вынужденный переселенец для получения квартиры или дома на «мирной» территории? Прежде всего, требуется написать заявление в управление соц. защиты населения и стать в очередь на улучшение жилищных условий. Большинство граждан этой категории обычно нуждается в постоянном жилье.
Когда подойдет очередь, гражданин получит сертификат на приобретение жилья переселенцам. Этот документ представляет собой фиксированную сумму, предоставляемую государством для покупки жилья. Размер выплаты зависит от региона регистрации. Исходя из принятого закона, объем компенсации рассчитывается на основе стоимости квадратного метра. Сумма выплаты будет равна произведению средней стоимости кв.м. и норматива жилой площади. Жилье для переселенцев по указанному сертификату приобрести можно только один раз.
О переселении в Германию
Поздние переселенцы — категория лиц, претендующая на переезд в Германию на особых условиях. Порядок принятия таких переселенцев регулируется законом от 1.07.1990. Перед отъездом в ФРГ каждый кандидат должен пройти проверку в специальном административном ведомстве. Какие условия должны выполнить поздние переселенцы для успешного получения статуса?
- Принадлежность к немецкой национальности. Переехать в ФРГ могут как поздние переселенцы, так и члены их семей.
- Свидетельство о знании государственного языка. Тест на знание немецкого можно пройти в Москве, Новосибирске или в Энгельсе (два раза в год). При переезде с семьей родственники должны предоставить свидетельство немецкого культурного центра (минимум — А-ступень).
- Отсутствие проблем с законом.
- Отсутствие привилегированного положения в Советском Союзе (в т. ч. у членов семьи).
- В свидетельстве о рождении указан год не позднее 1993.
- Постоянное проживание в регионах выселения.
Чтобы попасть на собеседование, кандидату необходимо заполнить заявление. Требуемый формуляр можно получить в одном из немецких посольств или истребовать посредством почтовой службы.
Очень важным моментом является следующий факт: закон допускает, что поздние переселенцы младше 18 лет включаются в соответствующие документы родителей. При этом предъявлять свидетельство языковых знаний не требуется. Помимо этого, предусмотрены дополнительные выплаты из бюджета ФРГ для покрытия расходов на приобретение авиабилетов (в том случае, если они покупались за свой счет).
Для пенсионеров особое значение имеет закон, регулирующий начисление пенсий иностранным гражданам. Выплаты пенсионных начислений происходят не автоматически. Чтобы получить пенсию, поздние переселенцы должны заполнить бланк заявления и приложить диплом об образовании, трудовую книжку и пенсионное удостоверение.
Вам также будет интересно
Беженцы и вынужденные переселенцы: сходство и различия в статусах, права. Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах
Беженцы и вынужденные переселенцы – это установленные российским федеральным законодательством статусы, которые присваиваются лицам, нуждающимся в получении временного или постоянного места для проживания или убежища в связи со сложными жизненными обстоятельствами. Для лиц, признанных законодательством переселенцами или беженцам, разрабатываются специальные меры социального и льготного обеспечения. Также для них предусмотрен особый порядок для официального оформления и получения статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Поговорим об этом подробнее.
Вынужденный переселенец и беженец - в чем разница?
На первый взгляд, это - два идентичных понятия. На практике же дело обстоит иначе.
Беженцы и вынужденные переселенцы по ФЗ № 4528-1 и № 4530-1 различаются главным образом по гражданству. Первая статья федерального закона № 4528-1 указывает, что беженцем считается лицо, которое нуждается в убежище из-за того, что в отношении него существует реальная угроза преследования по мотивам национальной, религиозной или расовой нетерпимости.
Одной из важнейших причин получения статуса беженца является то, что на территории своего государства это лицо не имеет поддержки или не желает ее получать. Поэтому для получения помощи и поддержки иностранный гражданин переселяется на территорию Российской Федерации.
Статус вынужденного переселенца
Вынужденные переселенцы от беженцев в РФ отличаются наличием гражданства России. В этом случае переселение гражданина происходит в пределах территории страны либо лицо возвращается в Российскую Федерацию для укрытия от незаконного преследования за границей.
При переселении право на получение нового места жительства получает само лицо (переселенец) и члены его семьи (супруг/супруга, дети, родители), если они проживают вместе с мигрантом. При этом официальный статус гражданин вправе оформлять только для себя. Родственникам это делать необязательно.
Переселение на территории страны в связи с негативной экономической ситуацией в регионе или совершенным гражданином преступлением не дает ему право на получения официального статуса переселенца. Также это не дает права на получение соответствующих льгот и других привилегий.
Кто имеет право получить вид на жительство?
Получить статус беженца и вынужденного переселенца по ФЗ вправе совершеннолетнее лицо, обратившееся лично или через представителя (по состоянию здоровья) с письменным ходатайством. Обращаться необходимо в течение года с момента переезда в регион России, в соответствующий отдел органа Федеральной службы по миграции в России.
Правом на подачу ходатайства о приобретении статуса переселенца могут воспользоваться следующие категории лиц:
- лица без гражданства, которые желают проживать на территории Российской Федерации;
- иностранные граждане, планирующие переселиться на российскую территорию;
- иностранцы, которые имеют право на законных основаниях переселиться на российскую территорию.
Если лицо является преступником, нелегальным мигрантом или гражданином, нарушившим какие-либо права других лиц, получить статус переселенца оно не вправе.
Критерии разграничения статусов
Сходство и различия беженцев и вынужденных переселенцев заключаются в следующих критериях:
- Порядок получения. Иностранные граждане проходят более сложную процедуру получения статуса, так как, помимо прочего, им необходимо получить российское гражданство для дальнейшего изменения своего статуса. Переселенцы (российские граждане) проходят более легкую процедуру документального закрепления правового статуса.
- Гражданство. Родной страной переселенца является Российская Федерация, а для беженца родная страна – иностранное государство.
- Срок приобретенного статуса. Срок действия правового положения беженцев и вынужденных переселенцев сильно отличается. Беженцы вправе получить свой статус бессрочно при своевременном прохождении или переучете через каждые восемнадцать месяцев. Переселенцы получают статус на пять лет и продлить его могут путем подачи ходатайства и прохождения всех процедур оформления заново.
- Документы. От иностранных граждан чаще всего требуют главным образом предъявления паспорта, а от российских граждан – большого количества дополнительных бумаг и информации.
- Социальное обеспечение. В разных регионах по-разному определяется дальнейшая социальная поддержка лиц, находящихся в положении беженцев или вынужденных переселенцев, хотя общий размер и категории помощи для обеих групп сходятся.
Права беженцев
Беженцы считаются социально незащищенными гражданами, которым нужно убежище от притеснения.
Поэтому для общественной реабилитации им предоставляются следующие права и виды помощи:
- помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
- право на пользование услугами переводчика в целях ознакомления с правилами пребывания в стране и ее законодательством;
- одноразовая выплата лицу-беженцу и каждому из членов его семьи в размере ста рублей и больше;
- направление в места временного расселения или пребывания;
- помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи;
- обеспечение необходимыми продуктами и услугами коммунального характера;
- направление в центры по временному размещению для обучения;
- право отказаться от статуса и забрать заявление.
Права переселенцев
Права вынужденных переселенцев и беженцев схожи во многих отношениях. Права у переселенцев следующие:
- одноразовая выплата лицу-переселенцу в размере ста рублей и больше;
- направление в места временного поселения;
- помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
- обеспечение необходимыми продуктами в период проживания в месте временного поселения;
- помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи.
Место для жительства вынужденных переселенцев, как и беженцев, определяет Федеральная миграционная служба с учетом пожеланий гражданина, указанных в соответственном ходатайстве.
Обязанности переселенцев и беженцев
Это очень важный момент. Правовое положение вынужденных переселенцев и беженцев наряду с правами определяет их обязанности.
К ним относятся:
- Соблюдения российского законодательства на федеральном уровне, на уровне субъектов и местного самоуправления.
- Прохождение обязательного медицинского осмотра в объеме, порядке и в сроки, установленные действующим законодательством страны.
- Соблюдение правил и норм проживания в центрах по временному расселению, а также норм санитарии и гигиены.
- Сообщение представителям органов миграционной службы достоверных сведений о себе и своих близких, которые необходимо знать уполномоченным органам и лицам для принятия соответствующего решения о присвоении запрашиваемого статуса или отказе в нем.
Процедура оформления
Для получения статуса вынужденного переселенца или беженца с их правами, в соответствии с Конвенцией, необходимо направить письменное ходатайство в уполномоченный на рассмотрение таких вопросов властный орган. От государства такими вопросами занимается территориальный отдел службы миграции.
Чтобы миграционная служба приняла ходатайство от заявителя, гражданин должен подать следующие документы:
- заявление (ходатайство);
- документ, подтверждающий личность (паспорт или иной заменяющий его документ типа справки);
- свидетельство о рождении;
- свидетельство о браке (если с гражданином мигрирует жена);
- свидетельства о рождении или усыновлении детей (при необходимости);
- фотографии (две штуки).
Если гражданин не может по объективным причинам сам представлять свои интересы, необходимо представить также бумаги, подтверждающие полномочия представителя.
На основании всех поданных документов миграционный орган определяет место будущего проживания мигранта и выдает ему удостоверение.
Рассмотрение ходатайства
ФЗ о вынужденных переселенцах и беженцах определяет этапы рассмотрения ходатайства. Это связано с необходимостью тщательной проверки сведений о самом заявителе и членах его семьи.
Поданное лицом ходатайство рассматривается уполномоченным органом по существу. Общих этапов рассмотрения всего три:
- Изучение представленных документов.
- Принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем или беженцем и защита его в дальнейшем. Либо принятие отказа в предоставлении такого статуса.
- Выдача удостоверения или свидетельства о получении статуса. При отказе выдается соответствующее уведомление.
Если гражданин не может в силу обстоятельств представить документ, который подтверждает его личность, в отношении него проводят процедуру идентификации. Заявителем вправе быть только совершеннолетнее лицо, поэтому сведения о его несовершеннолетних детях и других иждивенцах включаются в ходатайство взрослого (родителя или опекуна).
В отношении беженцев предусмотрена более серьезная процедура проверки, так как миграционным органам необходимо будет предоставить жилое помещение и помощь в проживании посторонним лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации.
В отличие от беженцев, вынужденные переселенцы проходят более легкие проверочные этапы, если их бумаги не содержат недочетов или нарушений. Если все документы в порядке, в трехдневный срок им присваивают статус беженцев или дают мотивированный отказ.
Беженцы, помимо сдачи пакета документов, проходят дополнительно этапы анкетирования и опросов для принятия службой миграции соответствующего решения. Если все этапы пройдены, граждане получают удостоверение или свидетельство в подтверждение полученного статуса.
Выданное на основании принятого решения удостоверение считается официальным документом, заменяющим паспорт гражданина. Удостоверение действует на всех частях российской территории.
Органы
Вопрос о присвоении статуса вынужденного переселенца и беженца решается не только Федеральной миграционной службой, но и другими органами, в зависимости от обстоятельств.
Если иностранный гражданин-беженец еще не прибыл на российскую территорию, его ходатайство рассматривается в первую очередь представительством дипломатического типа или учреждением консульства России.
Если иностранный гражданин-беженец вынужденно незаконно пересек российскую государственную границу в пропускном пункте или вне пропускного пункта, в двадцатичетырехчасовой период его дело рассматривается органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти в сфере служб на границе или территориальным отделом федерального исполнительного органа власти по делам внутреннего характера.
Также дело может рассматриваться иммиграционным контрольным постом федерального исполнительного органа власти в сфере миграции или органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти.
Все указанные органы могут рассмотреть дело и принять решение о выдаче документа (свидетельства) о том, что ходатайство будет рассмотрено по существу, либо о том, что в рассмотрении лицу будет отказано. Указанный документ выдается лично в руки заявителю или его официальному представителю.
Федеральным законодательством определено, что, независимо от органа, получившего ходатайство, указанный документ необходимо передать в федеральную службу миграции в трехдневный срок с момента поступления.
Отказ в предоставлении статуса переселенца или беженца
Федеральная служба по миграции в Российской Федерации вправе отказать в предоставлении убежища и оформлении статуса переселенца или беженца в следующих случаях:
- в отношении заявителя возбуждено дело об уголовном правонарушении;
- отсутствие в стране проживания беженца обстоятельств, на которые ссылается гражданин (отсутствие гонений, репрессионных мер, националистических выступлений и т. д.);
- в отношении заявителя ранее было принято обоснованное решение об отказе предоставить убежище и дать статус беженца любым из государств, являющихся участником Конвенции от 1951 года и Протокола от 1967 года (при этом законодательство данного государства в вопросах предоставления политического убежища беженцам не должно противоречить российскому законодательству);
- гражданин прибыл из другого иностранного государства, которое могло предоставить ему политическое убежище и статус беженца;
- заявителем был пропущен установленный законом срок подачи ходатайства;
- гражданин покинул государство проживания на незаконных обстоятельствах, из-за чего может быть подвергнут наказанию за незаконный выезд;
- заявитель не сообщил запрашиваемые сведения о себе или обстоятельствах своего прибытия на российскую территорию;
- гражданин совершил на территории государства проживания уголовное правонарушение;
- заявитель находится в зарегистрированном браке с российским гражданином, что дает ему право на получение разрешения постоянно проживать в России;
- гражданин уже имеет разрешение постоянно проживать в России.
Если службой миграции было принято решение об отказе в признании иностранного гражданина, находящегося не на территории России, беженцем, срок уведомления продляется. Служба миграции направляет в пятидневный срок учреждению консульства или дипломатическому представительству письменный мотивированный отказ. Затем в трехдневный срок заявителю вручается соответствующее уведомление с указанием причины отказа. Также разъясняется порядок обжалования и правовое положение заявителя и его близких родственников на российской территории.
Если получивший отказ гражданин находился при подаче ходатайства в пропускном пункте на российской границе, он обязан в трехдневный срок с момента получения отказного уведомления покинуть российскую территорию.
Если заявитель вынужденно незаконно пересек российскую границу, обязанность покинуть территорию страны продлевается до одного месяца с момента получения письменного уведомления.
Граждане, имеющие статус переселенца или беженца, пользуются большой социальной поддержкой со стороны российского государства. При этом любое серьезное нарушение обязанностей, установленных законодательством в отношении указанных лиц, грозит немедленной депортацией.
Закон о беженцах и вынужденных переселенцах
Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 8. Права и обязанности лица, признанного беженцем
Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 1 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
1. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:
1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;
2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;
3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания;
5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;
6) пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, из фонда жилья для временного поселения.
Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;
7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ подпункт 11 пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.
11) получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
12) содействие федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 322-ФЗ в подпункт 13 пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения
13) обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц и въезда их на территорию Российской Федерации.
Проездной документ в форме электронного документа не выдается;
14) обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
15) участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
16) добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства);
17) выезд на место жительства в иностранное государство;
18) пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом;
3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;
4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;
5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;
6) сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;
Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. N 186-ФЗ в подпункт 7 пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
7) проходить переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, но не реже чем один раз в полтора года.
См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона
Статья 12. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища
Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 12. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 322-ФЗ в пункт 1 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения
1. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Заявление не может быть подано в форме электронного документа.
2. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 322-ФЗ пункт 3 статьи 12 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
3. Лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы.
Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания.
Свидетельство в форме электронного документа не выдается.
Форма бланка свидетельства, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При получении свидетельства национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, получившего временное убежище, передаются данным лицом на хранение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
4. Правовое положение лица, получившего временное убежище, определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).
На лицо, получившее свидетельство, не распространяются положения пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона в части пользования единовременным денежным пособием.
5. Лицо утрачивает временное убежище:
1) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;
2) при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства;
3) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ в пункт 6 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения
6. Лицо лишается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, временного убежища, если оно:
1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;
2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления данному лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона;
3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Федеральным законом от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ в пункт 7 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения
7. Лицо, утратившее временное убежище или лишенное временного убежища по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 5 и подпунктами 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, и не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в месячный срок покинуть территорию Российской Федерации.
base.garant.ru
Статья 5. Основания для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу
Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.
Статья 5. Основания для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу
1. Основаниями для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу являются следующие обстоятельства:
1) если в отношении лица возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории Российской Федерации;
2) если лицу ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при условии, что обстановка в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась;
3) если лицо получило обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев и (или) к Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству Российской Федерации;
4) наличие у лица гражданства третьего государства, защитой которого лицо может воспользоваться, или права на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;
5) если лицо прибыло из иностранного государства, на территории которого имело возможность быть признанным беженцем;
6) если лицо покинуло государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) не по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) из опасения понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение;
7) если лицо было вынуждено незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем и не обратилось с ходатайством в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;
8) если лицо отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию Российской Федерации;
9) если лицо состоит в браке с гражданкой (гражданином) Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации;
10) если лицо уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации.
2. В случае, если лицу, ходатайствующему о признании беженцем и находящемуся вне пределов территории Российской Федерации, отказано в рассмотрении ходатайства по существу, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение пяти рабочих дней направляет решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу в дипломатическое представительство или консульское учреждение.
В случае, если лицу, ходатайствующему о признании беженцем, отказано в рассмотрении ходатайства по существу в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, дипломатическое представительство или консульское учреждение по месту подачи ходатайства либо территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает или направляет данному лицу уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения, а также с разъяснением правового положения лица и членов его семьи на территории Российской Федерации.
См. обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах
Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ в пункт 3 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения
3. Лицо, подавшее ходатайство в пограничный орган в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона и получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе.
Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ в пункт 4 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения
4. Лицо, подавшее ходатайство в пограничный орган, или территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам, или территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона и получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, а также не использующее право на обжалование решения об отказе в рассмотрении ходатайства по существу в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об отказе.
5. Лицо, подавшее ходатайство в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона и получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, а также не использующее право на обжалование решения об отказе в рассмотрении ходатайства по существу в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, обязано по предложению данного территориального органа покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об отказе при отсутствии у данного лица иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации.
См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона
Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I «О вынужденных переселенцах» (с изменениями и дополнениями)
Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I«О вынужденных переселенцах»
20 декабря 1995 г., 7 августа 2000 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 июля 2006 г., 23 июля 2008 г., 16 октября 2010 г., 1 июля 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 28 ноября, 30 декабря 2015 г.
Настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Президент Российской Федерации
Москва, Дом Советов России
19 февраля 1993 года
Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ.
Согласно закону вынужденный переселенец — гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Вынужденным переселенцем может быть признан иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ. Определен круг лиц, которые не могут быть признаны вынужденными переселенцами.
Установлен порядок признания лиц вынужденными переселенцами, определены случаи утраты и лишения статуса вынужденного переселенца.
Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I «О вынужденных переселенцах»
Постановлением Верховного Совета РФ от 19 февраля 1993 г. N 4531-I настоящий Закон вводится в действие со дня опубликования
Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 427, в «Российской газете» от 20 марта 1993 г., N 54
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 467-ФЗ
Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ
Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 16 октября 2010 г. N 274-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ
Действие подпункта 2 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.
Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ
Действие подпункта 2 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.
Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.
Федеральный законом от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ
Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I «О беженцах» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I«О беженцах»
С изменениями и дополнениями от:
28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 28 декабря 2010 г., 1 июля 2011 г., 1 марта, 12 ноября, 30 декабря 2012 г., 2 июля 2013 г., 22 декабря 2014 г., 31 декабря 2017 г.
См. Справку по материалам изучения судебной практики в РФ, касающейся процедуры определения статуса беженца, подготовленную совместно Верховным Судом РФ, судами республик, краевыми, областными, соответствующими им судами РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев)
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона
Москва, Дом Советов России.
19 февраля 1993 года.
Под беженцем понимается прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.
Лицо для признания его беженцем в обязано по прибытии незамедлительно обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством по месту своего пребывания в компетентный орган, который принимает решение о регистрации ходатайства в течение 5 дней со дня обращения. В случае экстренного массового прибытия на территорию РФ лиц решение о их регистрации принимается незамедлительно. Лицо, находящееся вне пределов РФ, для признания его беженцем вправе обратиться с соответствующим ходатайством в дипломатическое или консульское представительство РФ в стране своего пребывания. Закреплены права и обязанности лица, обратившегося с ходатайством о признании его беженцем, а также права и обязанности беженца.
Регламентирован порядок признания лица беженцем. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленного образца.
Закон содержит положения об обязанностях органов государственной власти и управления, органов МСУ в отношении беженцев, гарантиях прав беженцев, оказании помощи беженцам.
Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, или добровольно воспользовалось защитой государства, территорию которого оно вынуждено было покинуть, или выехало на постоянное жительство за пределы РФ. Если лицо умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем, оно лишается этого статуса.
В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории РФ, учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам).
Рассмотрены вопросы источников возмещения расходов, связанных с приемом и обустройством беженцев, международного сотрудничества по проблеме беженцев и ответственности за нарушение Закона.
Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I «О беженцах»
Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 425, в «Российской газете» от 20 марта 1993 г., N 54
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 498-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 322-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 186-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ
Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ
Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ
Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.
Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ
Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ
Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ
Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.