Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Юридическое образование в китае


Юридическое образование в современном Китае: состояние и реформы

УДК 37

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ: СОСТОЯНИЕ И РЕФОРМЫ

LAW EDUCATION IN MODERN CHINA: CONDITION AND REFORMS ЛЯН МИНЬЯНЬ (LYAN MINYAN)

Описана история развития юридического образования после образования КНР и до настоящего времени, рассматриваются проблемы современного состояния юридического образования в Китае, предлагаются способы совершенствования юридического образования в Китае.

Ключевые слова: Китайская Народная Республика, юридическое образование; юридические вузы; реформы высшего образования.

The article is about the juridical education development history after the People's Republic of China formation and so far. The problems of modern condition of juridical education in China are considered. The methods of juridical education improvement in China are offered.

Key words: the People's Republic of China, the juridical education, legal high schools, high education reforms.

После образования КНР в период с 1949 г. по 1957 г. преобразование высшего образования осуществлялось на основе опыта Советского Союза. В итоге из действовавших ранее 63 вузов сохранились 4 юридических института (Пекинский, Юго-Западный, Северо-Западный, Хуадонский) и 4 юридических факультета (в Пекинском, Цзинлиньском, Уханьском университетах и в Университете народа). Следующий период (с 1966 г. по 1976 г.) связан с событиями Культурной революции. В это время закрывались многие вузы или резко ограничивался приём студентов. К моменту её окончания юридические факультеты оставались только в Пекинском и Цзинлиньском университетах, где обучалось не более 200 студентов. За период с 1949 г. по 1976 г. юридические факультеты подготовили всего 20 тысяч специалистов, что оказалось в два раза меньше по сравнению с периодом 1927-1947 гг. [1].

В 1978 г. в Китае начались реформы образования, которые привели к расширению приёма на юридическую специальность. Однако вузы смогли принять только 729 будущих юристов, что было явно недостаточно

для укомплектования кадрами правоохранительных учреждений Китая. По статистическим данным 1983 г. среди работников судебных учреждений и милиции высшее образование имели только 8 %, из них всего 3 % обладали юридическим дипломом [2]. Отмеченная ситуация стала быстро меняться в лучшую сторону, и к 1993 г. было открыто 114 юридических факультета, 58 высших школ юстиции или милиции, где обучалось около 200 тысяч человек. В 2008 г. в Китае действуют уже 634 вуза, в составе которых имеются юридические факультеты. В них обучается 300 тысяч студентов и 60 тысяч аспирантов [3]. В Китае существует три вида юридических факультетов: в классических университетах, в политехнических университетах, в специально-профессиональных университетах. Кроме дневного отделения, работают вечерние и заочные отделения, которые отличаются более взрослым контингентом. Можно считать, что юридическое образование стало популярным и модным, однако его бурное развитие породило определённые проблемы, к числу которых можно отнести следующие.

© Миньянь Лян, 2011

1. Для обучения большого количества студентов не хватает преподавателей, материально-технической базы, что затрудняет систематически проводить занятия. Нередко складывается ситуация, когда в группе насчитывается более ста студентов, поэтому преподаватель может только прочитать лекцию и не имеет возможности ответить на вопросы, провести собеседование и тем более организовать семинары, консультации. Фактически преподаватель не общается с аудиторией. Очевидно, что в таких условиях невозможно обеспечить должное качество подготовки выпускников.

2. Наблюдается отрыв юридического образования от практики. Система преподавания основана на лекциях и освоении теоретического материала, мало времени отводится семинарским занятиям и овладению практическими навыками. Предусмотрено прохождение практики перед окончанием университета, однако многие студенты её не посещают. В студентах-практикантах не заинтересованы и сами организации, поскольку им не возмещают затраты на проведение практики. В итоге выпускники не могут сразу приступить к работе, так как не обладают необходимыми навыками, не знают особенности деятельности милиции, суда и прокуратуры, не могут грамотно и квалифицированно составлять документы, не обладают юридическим мышлением.

3. Бурное развитие экономики, особенно после вступления Китая в ВТО, повысило спрос на юристов, которые обладают знанием интеллектуального права, правил международной торговли, документов ВТО. Требуются навыки проведения коммерческих переговоров, работы с акциями, участия в биржевых торгах. Однако соответствующие темы с опозданием включаются в учебную программу, недостаточно преподавателей, которые владеют этими знаниями, сложно найти и пригласить в вуз специалиста необходимого профиля. В итоге выпускники не могут работать в наиболее востребованных сферах экономики.

4. В Китае, чтобы стать юристом, необходимо сдать единый юридический экзамен. Он состоит из 4 частей и проводится осенью в течение двух дней. Однако его успешно выдерживают немногие: в 2002 г. - 6,68 % от

числа сдававших, 2003 г. - 8,75 %, 2004 г. -

11,22 %, 2005 г. - 14,39 %, 2006 г. - 17 %, 2007 г. - 20 %, 2008 г. - 25 %, 2009 г. - около 22 %. Экзамен открывает доступ к профессии юриста, и естественно, что студенты и аспиранты стремятся его сдать. Однако содержание университетского курса не в полной мере связано с требованиями экзамена, поэтому студенты плохо посещают лекции или занимаются самостоятельной подготовкой. В то же время, если переориентировать все университетские занятия на подготовку к экзамену, это повлечёт нарушение учебной программы.

5. Целью юридического образования является не только приобретение знаний, но и воспитание необходимых моральных качеств. Юристы не должны использовать знание законов исключительно как инструмент и средство получения дохода, необходимо формировать понятие о совести, справедливости, равноправии и ответственности перед обществом. Для этого недостаточно овладеть правовыми знаниями, нужно глубоко впитать принципы, теории, концепции права, обладать высоким уровнем правосознания.

В Китае студенты учатся только 4 года, из них одна четверть учебного времени отводится на изучение общих профессиональных дисциплин, полгода занимает практика и написание дипломной работы. Следовательно, остаётся очень мало времени для обучения по своей основной специальности. Сложно представить, как за такие короткие сроки удается овладеть теорией права и приобрести практический опыт.

Китайские учёные давно заметили серьёзные проблемы в юридическом образовании и предложили пути их разрешения.

С 1997 г. Комитет по руководству юридическим образованием при Министерстве образования Китая ведёт исследование и обсуждение проблем юридического образования. Комитет утвердил новую структуру учебного плана, в котором в качестве обязательных и основных для всех юридических вузов указаны 14 предметов. К ним относятся: теория права, история юстиции Китая, конституционное право, административное право и административный процесс, гражданское право, коммерческое право, интеллектуальное право, хозяйственное право,

уголовное право, гражданское процессуальное право, уголовное процессуальное право, международное право, международное частное право и международное хозяйственное право. Комитет по руководству юридическим образованием инициировал и обеспечил написание специалистами учебников по этим 14 предметам, которые предназначены для всех вузов. Кроме того, был подготовлен документ, регламентирующий проведение оценки качества юридического образования, и постепенно началась работа по его применению на юридических факультетах разных вузов.

С 1996 г. в Китае по опыту США начали принимать аспирантов 1.Б., называющихся аспиратами юридического профиля. Первоначально такой приём вели только 8 университетов, а в настоящее время - уже 115. Отличие от традиционных аспирантов юридического образования в следующем:

- в аспирантуру поступают выпускники не юридических, а других факультетов;

- поступающий сдаёт экзамен, который фактически представляет второй ЕГЭ; программа экзамена устанавливается Комитетом учебных степеней Госсовета;

- содержание учебной программы в аспирантуре ориентировано на потребности практики и построено на междисциплинарном подходе; особое внимание уделяется развитию способностей, навыков мышления, решению практических задач и формированию моральных качеств; обучение продолжается 3 года: первый год отводится на освоение теории права, второй год - изучаются и анализируются конкретные дела, различные документы и контракты, третий год нацелен на подготовку адвокатов. Такие выпускники пользуются в Китае большой популярностью.

В сентябре 2000 г. в 7 университетах Китая были открыты клиники права. В настоящее время занятия в таких клиниках ведут более 40 университетов. Этот новый тип подготовки студентов стал полезным методом для овладения практическими навыками юриста.

Развивается сотрудничество с зарубежными вузами. В 1998 г. в Пекине состоялась конференция «Собрание директоров известных юридических вузов Китая и США: юри-

дическое образование», в июне 2000 г. -конференция «Собрание директоров известных юридических вузов Китая и Европы: юридическое образование», в декабре 2000 г.

- конференция «Собрание директоров ста известных вузов», в 2001 г. - конференция «Реформа и развитие юридического образования Азии». Китайские делегации посетили разные страны для изучения зарубежного опыта организации юридического образования с целью внедрения ценных достижений в китайских условиях.

Изучив состояние юридического образования в Китае и сравнив его с опытом других государств, можно предложить следующие пути совершенствования.

1. Прежде всего надо правильно определить цель юридического образования, выяснить, каких специалистов мы хотим подготовить. Поставленная цель повлияет на методы и содержание юридического образования. Предлагается остановиться на следующей цели - подготовка специалистов со смешанными знаниями, т. е. обладающих и знаниями теории, и правовым мышлением, и правовыми навыками. Следует дифференцировать цели подготовки бакалавров, аспирантов и докторантов. Цель подготовки бакалавров -подготовка специалистов, владеющих знаниями основы теории права, обладающих практическими навыками в соответствии с потребностями общества. Цель обучения аспирантов и докторантов - подготовка специалистов, умеющих проводить научные исследования. Кто намерен работать в судебных органах, должен пройти подготовку в специальных школах повышения квалификации. Это означает, что приобретенное в вузе юридическое образование составит основу юридических знаний, которые необходимы для сдачи единого юридического экзамена. Однако до поступления на работу в качестве юриста рекомендуется пройти двухгодичное профессиональное обучение.

2. Необходимо совершенствовать методы обучения: увеличить число семинаров, расширить перечень спецкурсов, внедрять новые интерактивные методики (например, презентации), привлекать новые научные материалы, разбирать на занятиях конкретные дела. Всё это сделает обучение интересным. Рекомендуется проводить занятия в юриди-

ческих клиниках и специально оборудованном зале судебных заседаний, чтобы студенты научились мыслить и решать вопросы как юристы.

3. Выпускников вузов можно сравнить с товаром, выпускаемым заводами, они также должны пользоваться спросом. Для этого нужна не только качественная подготовка, но и отличающаяся определёнными особенностями. Например, в Чаньчуньском политехническом университете существуют отличия подготовки юристов. Предметно изучаются интеллектуальные права, проведение коммерческих переговоров, сравнительное правоведение Японии, Южной Кореи, Монголии и России для того, чтобы выпускники обслуживали потребности местной экономики.

4. Необходимо активизировать сотрудничество с зарубежными вузами, предоставить возможность студентам 1 год учиться за границей. Таким образом, можно подготовить больше специалистов, знающих закон и право других стран. Они окажутся более

конкурентно способными при устройстве на работу и хорошо обслуживать потребности современного общества. Такие специалисты пользуются большим спросом, но их очень мало. Сейчас в Китае 95 % студентов изучает английский язык, но мало студентов, которые изучают закон и право западных стран. Только Пекинский политико-правовой университет создал совместную высшую школу по изучению закона и права Германии. Требуется много специалистов-юристов, которые бы изучали закон и право России, но мало студентов, знающих русский язык. Поэтому подготовка выпускников по требованию общества - цель преобразования юридического образования.

1. Хо Синьдань. Развитие и реформа юридического образования КНР от 1978 по 1998 гг. Издательства юстиции Китая. 2004.

2. Хо Сяньдань. О юридическом образовании. -иКЬ : http://www.sina.com.cn2006/11/25 23:20.

3. иКЬ : http://www.chinanews.com.cn/edu/qzjy/

news/2009/03-09/1593950.shtml.

21б

Стоит ли изучать юриспруденцию в Китае?

学生

Здравствуйте, я учусь на юридическом факультете в России, скоро заканчиваю. За время обучения увлёкся китайским, записался на курсы, сдал HSK5. Очень хочу поступить в магистратуру в Китае на юридический факультет, но не знаю, стоит ли это делать, если стоит, какие отрасли права лучше изучать, где потом можно работать... Можно ли как-то применить потом эти знания в России? Прошу помочь с советом, особенно тех, кто имеет такой опыт

Vetrenitsa

Привет! Опыта такого не имею, но, в принципе, востребованность должна быть, т.к. есть специальные компании в России, которые оказывают консультации (в т.ч. юридические) по ведению бизнеса в Китае. Ежегодно подписывается большое количество договоров, где сторонами являются китайцы и россияне. И с каждым годом, с учетом вектора политического развития, деловых контактов должно быть все больше и больше. Следовательно, юристы будут востребованы.

学生

спасибо,честно говоря, всю голову изломал над этим вопросом. Стоит ли изучать право в Китае, чтобы потом как-то использовать эти знания в России, и какие направления лучше изучать?

zina

Смотрите с точки зрения работодателя. Что выгоднее, постоянно содержать человека со знанием китайского языка и права или разово обратиться к китайскому юристу с переводчиком. От ответа зависит перспектива найти работу после недешевого и длительного обучения.

Andrey Xu

学生, У меня коллега по учёбе. Он изучал русский и юристичество, китаец.Он нашёл себе неплохую работу, даже хорошую в китайской государственной компании. Сфера нефть.

vaily

Если вы до сих пор оцениваете уровень знаний по HSK - то точно не стоит. Возьмите что-то вроде 企业所得税法, попробуйте прочитать и понять и учтите, что при обучении и работе вам придется таких документов в день по несколько десятков лопатить. Тем более, магистратура подразумевает, что базовые знания бакалавра у вас уже есть(курсы уголовного права, имущественного, налогового и т.д.) Плюс работа юристом подразумевает выступления в суде, прокуратуре и т.д. К тому же от юриста часто зависит судьба больших денег и вообще судьба всего филиала, т.е., очень большой уровень ответственности. А так люди, которые разбираются во всех хитросплетениях министерств, правоохранительных органов и документов, могут составить 某某申请书, могут дать четкий ответ на то, по какой налоговой ставке и с какими льготами будет работать предприятие такого-то типа в такой-то экономической зоне( опираясь на законодательство) - на вес золота. Для того, чтобы понять, стоит ли вам с текущим уровнем знаний идти туда, подкину пару легких задачек. Решите - значит, магистратуру потянете. Иван Иванов хочет продавать шпунтики, которые делает его компания в РФ. Так же он хочет контролировать процесс поставок дрюнтиков, из которых делаются шпунтики из Китая в РФ. Пункт 2 - гораздо важнее, пункт 1 - на далекую перспективу. Юрист должен посоветовать зарегистрировать: 1) 外资企业 2)外中合资企业 3)外资企业代表机构 И в чем кардинальное отличие 代表机构 от 某某企业? После регистрации ... оборот компании Ивана достиг 10 ванов юаней в месяц. Фирма зарегистрирована в Шанхае. По какой процентной ставке фирму Ивана будут облагать налогом?

Иван заработал миллион юаней и хочет сделать программу для телефонов, в которой можно будет общаться друг с другом. Для телекоммуникационных услуг требуется компания 50\50 中外合资企业(минимум). Нужно ли Ивану искать партнера, или его капитал будет являться 国内投资? Является ли капитал, заработанный на территории КНР иностранцем, китайским капиталом?

Andrey Xu

vaily, Хорошие вопросы. У вас широкий круг, горизон знаний.

agni

да, вопрос офгенный, vaily просто красава, очень жаль, что ответ мы вряд ли узнаем

萨沙

вобщето HSK это требования при поступлении, а не при окончании, если по окончании китайского универа у вас только HSK, значит во время учебы вы пинали мужские половые органы и это не только к юриспруденции относится

vaily

1) главное отличие представительства - оно не может получать прибыль от своей операционной деятельности 2) Ваня - не резидент КНР, в вопросе не было уточнений про то, что он открыл компанию в 自贸区, то есть мы не учитываем прогрессивной ставки и Ваня заплатит 30% налога на прибыль предприятий+3% местного налога на доход в любом случае. 3) Естественно нет, капитал Ивана будет считаться капиталом иностранного происхождения, если только он не будет участвовать в программах, вроде QFII и ей подобных. Но там масса ограничений, это мы не рассматриваем.

Вы даете, конечно, это даже не вопросы, а так, базовые знания, вроде арифметики. Для того, чтобы найти ответ, даже юридических знаний не надо - достаточно 10 минут побайдить и почитать самое-самое начало 中华人民共和国外商投资企业和外国企业所得税法、外国企业常驻代表机构登记管理条例 и почитать 傻瓜经济系列(Economic for dummies) .Если и с ними беда, то на юриста точно рановато учиться идти.

Проблемы образования и трудоустройства женщин в Китае

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ЖЕНЩИН

В КИТАЕ

Чжэн ЦЗИЛЕНЬ, преподаватель факультета иностранных языков Хэйлунцзянского научно-технического университета, г. Харбин, КНР

XXI век — эра бурного развития научных знаний и экономики. Особое место отводится информационным технологиям, которые вносят глубокие изменения во все сферы жизни, что, видимо, является необходимой тенденцией будущего мирового прогресса. Происходит повышение уровня жизни, темпов развития науки, техники и технологий.

В этих условиях в Китае за последние 10 лет объем образования стремительно вырос, количество студентов вузов увеличилось во много раз. Рост числа выпускников, являясь в целом позитивным для страны явлением, в то же время приводит к возникновению ряда культурных и социальных проблем. Среди них главная — трудоустройство выпускников по специальности, причем в особенно сложном положении оказываются девушки.

Это не означает, что в Китае для выпускников вообще нет работы. Скорее следует говорить о том, что имеющиеся вакансии не всегда совпадают с полученной специальностью, а в еще большей степени — не соответствуют ожиданиям студентов, особенно если они с отличием окончили престижные учебные заведения и настроены сделать хорошую карьеру. Для женщин эта ситуация предельно обостряется: предприятия неохотно предоставляют им рабочие места, как бы блестяще они ни учились в вузе, возможности продвижения для них ограниченны. Женщинам предлагается небольшой выбор вакансий, многим выпускницам угрожает безработица.

Чтобы получить высокооплачиваемую и престижную работу, девушки должны продемонстрировать определенный спектр знаний и умений, а также личных качеств — энергию и терпение; больше шансов имеют выпускницы престижных, всемирно известных вузов; преимущество дает знание иностранных языков, диплом магистра оценивается выше диплома бакалавра. Профессии, предполагающие знание иностранных языков и литературы (переводчик, преподаватель), считаются в Китае «женскими», конкуренция с мужчинами при трудоустройстве по этому профилю невелика. Зато женщины, получившие юридическое, экономическое и техническое образование, изучившие менеджмент и банковское дело, воспринимаются в Китае как вторгающиеся в «мужскую» сферу и подвергаются резкой дискриминации.

Деление профессий на «женские» и «мужские» воспринимается студентами как ограничение их личных возможностей и в то же время как тормоз для социального развития страны. По их мнению, равное качество образования, талантов и способностей должно давать и равные возможности при трудоустройстве и профессиональном росте. Характерно высказывание выпускницы юридического факультета Пекинского университета, которая не может найти работу по специальности: «В школе и университете мы получаем образование ничуть не худшее, чем любой мужчина. Мы желаем найти

свое место в жизни и реализовать свои таланты и способности на благо общества. Почему же наша система трудоустройства не дает нам этот шанс?»1

Проблемы при поиске работы сразу после окончания учебного заведения вынуждают способных студенток, особенно по техническим специальностям, продолжать образование в аспирантуре и научных центрах в Китае и за границей. Это повышает их шансы в будущем. Например, на механическом факультете Пекинского университета учатся всего 15 девушек, и 12 из них уже решили после окончания университета не искать работу, а продолжать образование2.

Ухудшение положения женщин на китайском рынке труда имеет две основные причины. Во-первых, это разрушение социалистической системы распределения на предприятия после окончания вуза, и самоустранение государства от вопросов трудоустройства выпускников. Во-вторых, это гендерные стереотипы, господствующие в обществе, в том числе и среди работодателей. Принято считать, что в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции мужчины превосходят женщин по всем показателям: физической силе, эффективности работы, по умению быстро реагировать на сложные ситуации, легко адаптироваться к меняющимся условиям, работать самостоятельно и инициативно. Таким образом, женский пол априори делает женщину неконкурентоспособной на рынке труда, она просто не имеет возможности применить свое образование и доказать свою профессиональную пригодность.

Дискриминационные по отношению к женщинам гендерные стереотипы опираются в Китае на мощную культурную традицию и восходят к конфуцианству, которое веками формировало характер семейных и социальных отношений в Китае, воздействовало на систему управления и государство, было основой системы образования. В традиционном Китае уделом женщины были семейный очаг и полное подчинение мужчине. Конфуцианство культивировало определенные черты женского характера — покорность, терпение, сдержанность в проявлении чувств. «Радость для всех, горе — для одного», — гласит народная пословица. Эти традиции не могут быстро отойти в прошлое, несмотря на появление в обществе новых тенденций и ценностей. И сегодня в вузах и семье у студенток поощряется послушание и конформизм, девушка, которая смеет иметь свое мнение, не совпадающее с общепринятым, подлежит осуждению.

Гендерные стереотипы, глубоко укорененные в культурной традиции, воздействуют не только на сознание мужчин-работодателей, но и на сознание самих женщин, дезорганизуют их при поисках и выборе работы. Студентки колеблются между традиционной ориентацией на брак и семью и новыми ценностями профессионального и карьерного роста, они пытаются найти некий «средний» путь в этой сложной ситуации.

Китайское законодательство не выработало механизмов защиты женщин от дискриминации при приеме на работу, а также в процессе трудовой деятельности. Имеется огромное количество примеров, когда предприятия, объявляя набор на рабочие места по конкурсу и проводя специальные экзамены, в результате принимают на работу только мужчин, даже если женщины показали лучшие результаты. Известны факты сексуальной эксплуатации женщин, когда при приеме на работу учитывается не образование, а внешность, когда работа предоставляется только девушкам, не имеющим мужа или жениха, и они принуждаются к сожительству с начальством, деловыми партнерами или клиентами фирмы. При собеседовании перед приемом на работу китайская девушка может услышать вопросы о том, умеет ли она пить водку, петь и танцевать, готова ли «использовать свою красоту на благо фирмы» и т. п.

Неудачи при трудоустройстве, возможные двусмысленные и оскорбительные ситуации часто разочаровывают студенток, лишают их воли и уве-

ренности в себе, порождают пассивное отношение к жизни. В качестве противоположной крайности можно отметить возникающее у части выпускниц учебных заведений негативное отношение к своей женской роли, мужчинам и семье, стремление во всем сравниться с мужчинами — такие женщины вступают в армию. Число студенток, желающих служить в армии, за последние 5 лет в Китае больше, чем студентов, согласных посвятить себя военной службе. Дело, как нам кажется, в том, что военная служба в Китае традиционно пользуется меньшим престижем, чем гражданская деятельность. Существует устойчивый стереотип сознания, что служба в армии — удел малоспособных и необразованных людей. Вероятно, именно поэтому происходит увеличение числа выпускниц учебных заведений, которые решают служить в армии. Так, в 2001 г. среди выпускников Пекинского технического института, решивших посвятить себя военной службе, было 61% девушек и 39% юношей, причем, если среди девушек преобладали студентки с высокой успеваемостью, то студенты демонстрировали низкие академические успехи3.

В крупных городах — Пекине, Шанхае, Даляне — многие студентки вузов изначально рассматривают время обучения как период поисков подходящих женихов и не стремятся в полной мере овладеть знаниями. Наиболее желательной партией считается брак с иностранцем из развитых стран Запада: США, Канады, Австралии, Германии и т. п. После окончания учебного заведения некоторые студентки оформляют альбомы своих фотографий по образцу профессиональных манекенщиц или актрис кино (в мини-юбках, купальниках, вечерних платьях) и рассылают их в престижные фирмы, т. е. заранее делают ставку не на профессиональные знания, а на внешность. Существует практика совместного трудоустройства, когда девушка договаривается с выпускником престижного высшего учебного заведения, имеющим «красный» диплом и, следовательно, высокие шансы получить выгодную работу, что он будет настаивать на ее приеме на работу в качестве своей партнерши. Таким образом женщине легче получить хорошую работу с помощью мужчины.

Сложившаяся ситуация с трудоустройством выпускниц привлекает внимание китайской общественности как на правительственном уровне, так и на уровне таких общественных организаций, как «Союз женщин КНР», редакции газет и журналов для женщин. В 2001 г. был проведен первый фестиваль выпускниц вузов, на котором представители государственных и частных предприятий могли воочию убедиться в талантах и способностях студенток, завязать деловые отношения. Приглашения на фестиваль были разосланы по всей стране, но, к сожалению, немногие работодатели ими заинтересовались.

Проблема трудоустройства женщин в Китае имеет сложные социо-куль-турные причины и не сводится только к недостатку рабочих мест. В Китае пока не приходится говорить о перепроизводстве специалистов с высшим образованием, скорее наоборот4. Китайское общество в целом заинтересовано в повышении уровня образования, качестве рабочей силы, и выпускать домохозяек с дипломами о высшем образовании — неоправданная роскошь для страны, которая борется с бедностью и экономической отсталостью. В трудоустройстве женщин по специальности заинтересовано и государство.

Учитывая важность проблемы трудоустройства всех выпускников, в том числе и женщин по специальности, Министерство образования КНР начало разрабатывать комплекс мер, которые с помощью административных, экономических и правовых рычагов должны привести к созданию тесной связи вузов и предприятий. Правительство КНР на новом уровне стремится создать систему производственной практики и распределения выпускников на предприятия страны, которая позволила бы рационально использовать человеческие ресурсы5.

Выпускники высших учебных заведений являются потенциалом развития страны, ее будущим. Особенно острая нехватка специалистов с высшим образованием ощущается в сельских районах Китая, которые по уровню экономического и социального развития отстают от крупных городов на 20—30 лет. Проблема, однако, заключается в том, что выпускники неохотно едут в сельские районы и небольшие города, так как уровень жизни в них значительно ниже по всем параметрам: культурном, бытовом, экономическом. Прежде всего там во много раз меньше зарплата. Для развития сельских районов Китая необходима правительственная поддержка и прежде всего предоставление ряда льгот и социальных гарантий молодым специалистам, согласным на переезд в кризисные районы. Это могут быть надбавки к зарплате, предоставление жилья, отпусков и т. п.

В последние годы в Китае начинают развиваться такие формы образования, которые изначально ориентированы на будущее трудоустройство студентов т. е. идет подготовка специалистов по заказу определенного предприятия, отрасли, района. Система образования вынуждена приспосабливаться к динамично меняющейся рыночной экономике, но это порождает ряд проблем. Во-первых, в Китае существует множество традиционных профессий, которые до сих пор востребованы обществом. Но абитуриенты, не имеющие жизненного опыта и стремящиеся получить престижную профессию, часто выбирают «модную», «продвинутую» специальность, судя о своей будущей работе только по названию и не имея понятия ни о характере деятельности, ни о вероятности трудоустройства. Таким образом, профессии, основанные на типичных традиционных качествах и сохраняющие наследие древней народной культуры, не пользуются спросом среди молодого поколения, в том числе у женщин. Во-вторых, вузы в стремлении привлечь как можно больше студентов на платное обучение открывают наиболее актуальные, остромодные специальности очень узкого профиля. В этом случае велик риск того, что к моменту выпуска, через четыре года, приобретенная специальность успеет устареть, а узкая специализация не позволит найти применение образованию в какой-либо близкой сфере деятельности. Эта ситуация ставит выпускников в очень трудное положение, для девушек же это может стать настоящей трагедией.

Чтобы решить эти проблемы необходимы своевременное информационное обеспечение вузов, анализ ближайших и долгосрочных тенденций рынка рабочей силы, координация системы образования с центрами занятости и предприятиями. Инициативу в решении вышеуказанных проблем в последнее время стало брать на себя правительство КНР, которое обладает большими информационными и организационными ресурсами.

В последние два года наблюдается тенденция к сближению системы образования и предприятий, в том числе частных коммерческих структур. Взаимовыгодное сотрудничество высших учебных заведений и предприятий заключается в том, что последние предоставляют выпускникам места для производственной практики и последующего трудоустройства, влияя в то же время на программу обучения. Они же частично финансируют обучение студентов, получая право выбора наиболее способных и успевающих выпускников. Вложение средств в образование предприниматели рассматривают как капиталовложения в будущее развитие, что позволяет улучшить качество продукции и сделать предприятие более конкурентоспособным.

Существует практика заключения предварительных контрактов со способными студентами, которые хорошо зарекомендовали себя во время производственной практики. Согласно этим контрактам предприятие оплачивает их обучение, предоставляет стипендии и пособия, а они обязуются отработать определенный срок в этой структуре. Это подстраховывает работодателей от

приема на работу совершенно неизвестных выпускников, реальные знания которых могут не соответствовать тем, которые отражены в дипломе.

Опыт показывает, что вузам необходимо придерживаться рациональной системы обучения, которая заключается в сочетании специальных (технических, экономических и пр.) и фундаментальных знаний, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, теории и практики. Более широкие возможности открываются перед специалистом, который не только хорошо освоил «модные» компьютер и английский язык, а получил комплексное базовое образование и соответствующие навыки мышления.

Задачей вузовского образования является как помощь студентам в овладении определенными специальными и научными знаниями, так и выработка навыков современного мышления и поведения. Китайская традиционная культура была на протяжении веков патриархальной и авторитарной, во многом эти черты присущи ей и сейчас. В большинстве китайских вузов установлен полувоенный распорядок, т. е. занятия и свободное время студентов расписаны по часам, и этот регламент необходимо неукоснительно соблюдать. В 6 часов утра студенты обязаны присутствовать на зарядке, все свободное от лекционных занятий время они должны заниматься в аудиториях или библиотеке. В 21 час 30 минут в учебных корпусах выключается свет, и в 22 часа закрываются общежития.

Всем известно, что мир становится все меньше и меньше с развитием транспорта и информационных систем, в «мировой деревне» молодые люди (восточные и западные) должны вместе работать, поэтому и китайские студенты должны приобретать качества, необходимые «гражданам мира». Режим китайских учебных заведений не способствует овладению навыками самостоятельного мышления и деятельности, самоорганизации и индивидуальной ответственности. Воля студентов, особенно девушек, часто бывает подавлена, инициатива воспринимается негативно, закрепляются такие черты характера, как пассивность, равнодушие, конформизм, скрытность, надменность, нетерпимость к чужому мнению. Авторитарный стереотип поведения приходит в резкое противоречие с современным типом научного знания и порождает у студенток внутренний конфликт, который может привести и к личной драме, болезням психики, а также существенно осложняет обучение, трудоустройство и профессиональную деятельность.

В настоящее время перед системой образования ставится задача способствовать адаптации студенток к реалиям современного общества. Для этого необходимо разрабатывать комплексную программу социокультурной и психологической поддержки через различные студенческие союзы, объединения по интересам, женские клубы и т. п. В этих организациях они смогут приобрести навыки активной деятельности, реализовать свои способности к лидерству и взаимопомощи, обрести уверенность в себе, что значительно повысит шансы найти работу по специальности.

Новой сферой применения женского труда в КНР в последние несколько лет стала работа с информацией и компьютерами, где требуется не физическая сила, а интеллектуальные способности. В работе с информацией находят применение и такие традиционные женские достоинства, как точность, сосредоточенность, усидчивость, умственная гибкость. Всем известно, что сегодняшние компьютерные сети — огромные коммерческие компании. Работая в таких компаниях, девушки способствуют гуманизации их деятельности, изменяя корпоративный стиль на более живой и мягкий, внося определенную «женственность» в жестокий мир коммерческой техногенной среды.

В КНР постепенно развиваются новые профессии, открывающие перед женщинами широкое поприще: модельер, дизайнер, визажист, менеджер в туристическом и гостиничном бизнесе и т. п. Эти профессиональные сфе-

ры очень привлекают модных, обладающих хорошим вкусом девушек. Они работают консультантами по домоводству, с помощью компьютера находят необходимую для клиента информацию, посещают показы моды, презентации новых товаров, т. е. являются проводниками в ярком, праздничном мире. С повышением уровня доходов в КНР возрос интерес к качеству жизни. Например, девушки, получившие медицинское образование, дополнительно избирают консультирование в области диетологии, их называют «регулировщиками питания», они востребованы и в больницах, и в домашних условиях. На 15 млн. чел. приходится всего один специалист по питанию, поэтому существует мнение, что в лечебных учреждениях многие больные умирают не от болезни, а от неправильной диеты. На эту профессию растет спрос, и она становится модной и престижной.

Китаянки осваивают также новую для Китая профессию частного поверенного в делах (адвоката), который ведет дела семьи, является одновременно и бухгалтером, и страховым агентом, и юристом. В развитых странах Запада эта профессия является одной из самых престижных и высокооплачиваемых, в Китае она только начинает свое развитие, в основном в богатых городах юга.

Кроме трудоустройства на уже действующие предприятия некоторые китайские женщины рискуют сами открывать собственное дело, набирают сотрудников и становятся работодателями. В шанхайской газете было размещено рекламное объявление выпускницы вуза: «Мои мечты и план: организовать санитарное обслуживание жителей. Моя цель: помогать всем вести здоровый образ жизни. Мои условия выбора сотрудников: образование широкого медицинского профиля, умение общаться с людьми и приспосабливаться к требованиям рынка»6. На это объявление откликнулись 12 студенток и организовали совместный бизнес. Кроме того, несколько человек пожелали вложить свои средства и стать акционерами. Это был один из первых примеров в Китае, когда девушки открыли свое дело. Они нашли последовательниц, так что, безусловно, «женский» бизнес имеет большие перспективы.

Специалисты прогнозируют в ближайшие годы улучшение ситуации на рынке труда для женщин, рост числа специалисток с высшим образованием и в традиционных профессиях, и в новых для Китая областях. Китайским женщинам предстоит большая работа по завоеванию своего места в обществе, изменению традиционных гендерных стереотипов. В результате вступления Китая в ВТО они получают больше возможностей для общения с западными сверстницами, в том числе феминистками, что будет способствовать освоению новых социальных ролей, свойственных современному обществу.

1 Цзюе Ли. Тахюе биешеньтиуеваньти цяои ха чжие. Проблемы трудоустройства выпускниц вузов // Образование и профессия в КНР. 2003. № 5. С. 38. Кит. яз.

2 Чжао Юань. 90 нентай цонгуа цяои кичжь. Кха цяои. Система послевузовского образования в Китае в конце1990-х гг. // Наука и образование. 1997. № 3. С. 28. Кит. яз.

3 Ван Фончу. Сиюе сяо ха чюиндэй: сендай хуа чииши. Цонгуа каотань цяои. Студенчество и военная служба: современные тенденции // Высшее образование в Китае. 2003. № 4. С. 31. Кит. яз.

4 Цзюе Ли. Тахюе... С. 41.

5 Бай Сяопин. Цяои синдай. Шюэшу цяолю. Инвестиции в образование // Научные контакты. 2003. № 2. С. 34. Кит. яз.

6 Чжуан Сюфан. Цинъенчомда куня. Цяои ха чжие. Женщины в бизнесе // Образование и профессия. 2003. № 5. С. 43. Кит. яз.

Summary. «Problems of Education and Job-Placement of Women in China» is the title of the article written by a lecturer of Heilongjang Scientific-Technical University in Harbin Chen Jilien. On the base of modern data the author shows the difficulties of Chinese girls and women trying to get education and jobs.

Образование за рубежом: обучение в Китае

Системы образования > Образование в Китае

Найти хорошего учителя нелегко. Найти хорошего ученика — стократ труднее.

Китайская поговорка

Китай все чаще и чаще называют «мировым чудом». Действительно, успехи в экономике, высоких технологиях, биохимии, медицине, достигнутые этой страной за последние десятилетия, перевернули представление о Китае как о стране «третьего эшелона», насаждавшееся в сознании европейцев на протяжении последнего столетия.

Одно из объяснений «китайского чуда» — система образования, существующая в этой стране. Образование в Китае бесплатно для его граждан, и программы обучения в школах и вузах находятся под строгим контролем государства.

Это, однако, не мешает китайской системе быстро реагировать на вызовы внешнего мира и приспосабливаться к требованиям постоянно меняющегося международного рынка труда, жесткой конкуренции со стороны иностранных специалистов.

Университеты Дипломы и степени

Система образования в Китае

уровень

возраст

детский сад

3-6

начальная школа

6-12

неполная средняя школа

12-15

полная средняя школа

15-18

средняя профессиональная школа

16-20

высшая школа

18-25

Дипломы и степени

Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в начале июля.

курс

продолжительность

степень

Колледж

3 года

Свидетельство

Базовый

3-5 лет

Бакалавр

Основной

2-3 года

Магистр

Дополнительный

2-4 года

Доктор

Стоимость обучения и проживания в Китае

Большинство вузов КНР могут предоставить место в общежитии, если вы оповестите о такой необходимости заранее: в противном случае в общежитии может «не оказаться свободных мест». Общежития студентов имеют комнаты двух типов: гостиничного типа, оснащенные кондиционером, ванной комнатой, телефоном, телевизором и холодильником; и комнаты эконом-класса с телефоном и телевизором в комнате, но ванные комнаты в коридоре.

Программа

Стоимость $ в год

Свидетельство колледжа

1500 — 3000

Бакалавриат

2000 — 3000

Магистратура

3000 — 4000

Вариант проживания

Стоимость $ в сутки

Общежитие

2 — 10

Гостиница

4 — 20

Семья

10 — 30

Работа во время учебы в Китае

Большинство иностранных студентов в Китае подрабатывают, хотя, за редкими исключениями, работа носит временный или «разовый» характер. Как правило, студенты подрабатывают переводами, частными уроками иностранного языка или, что типично для Китая, участием в съемках различных рекламных роликов и телесериалов. Месячный заработок в таких случаях ограничивается несколькими сотнями долларов.

Курсы китайского языка в Китае

В стране существует большое количество как государственных, так и частных школ по обучению китайскому языку. Есть и частные университеты, успешно конкурирующие с государственными заведениями — как по уровню преподавания, так и по стоимости обучения.

Читайте также:


Смотрите также