Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Выбор лицом гражданства при изменении границ государств это


Выбор гражданства при изменении границ государства называется

При изменении Государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, установленные со­ответствующим международным договором РФ (ст.

Итак, оптация — это выбор гражданства. Суть оптации заключа­ется в том, что если какая-то территория передается Российской Фе­дерации или исключается из нее, то проживающие на этой террито­рии лица имеют право на выбор гражданства (перейти в гражданство другого государства либо остаться в российском гражданстве). Поря­док и сроки выбора определяются международным договором.

Общие правила обычно состоят в следующем. Если террито­рия РФ отходит другому государству, то проживающие на ней рос­сийские граждане автоматически утрачивают свое гражданство и при­обретают гражданство второго государства. И они не должны на этот счет делать каких-то заявлений. Но если они не хотят быть граждана­ми другого государства, то обязаны заявить об этом в срок, названный в международном договоре. В этом случае они остаются в российском гражданстве. Если же заявление в срок не сделано, они перестают быть гражданами России и становятся для нас иностранными гражда­нами по истечении такого срока.

В свою очередь, если территория включается в состав Российской Федерации, проживающие на ней граждане другого государства (с ко­торыми решен вопрос о территориальных изменениях) становятся российскими гражданами, если в установленный срок не сделают за­явления об отказе от такового. Если сделали заявление, то остаются гражданами своего государства.

Обычно в связи с оптацией решается и вопрос о дальнейшем про­живании тех лиц, которые остаются в прежнем гражданстве.

textbook.news

Тест по обществознанию Гражданин Российской Федерации 10 класс

Тест по обществознанию Гражданин Российской Федерации для учащихся 10 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 15 заданий, в части 2 — 4 задания , в части 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем).

1. Приобретение гражданства по праву рождения называется

1) оптацией 2) филиацией 3) эмансипацией

4) демаркацией

2. Выбор гражданства при изменении границ государств называется

1) экстрадицией 2) филиацией 3) реинтеграцией

4) оптацией

3. Гражданин РФ, имеющий гражданство иного государства, рассматривается Российской Федерацией, как правило, в первую очередь как

1) бипатрид 2) гражданин Российской Федерации 3) иностранный гражданин

4) иностранный агент

4. Согласно ст. 2 Конституции защита прав и свобод человека является обязанностью

1) общества 2) народа 3) государства

4) органов местного самоуправления

5. К правам и свободам человека, которые не подлежат ограничению ни в каких ситуациях, Конституция РФ относит

1) свободу религиозного вероисповедания 2) свободу слова 3) право на информацию

4) свободу передвижения

6. К правам и свободам человека, которые не подлежат ограничению ни в каких ситуациях, Конституция РФ относит

1) право на судебную защиту 2) право на свободу передвижения 3) свободу слова

4) право на манифестации

7. К правам и свободам человека, которые не подлежат ограничению ни в каких ситуациях, Конституция РФ относит право на

1) свободу передвижения 2) защиту персональных данных 3) объединение

4) информацию

8. Срок военной службы по призыву составляет

1) 12 месяцев 2) 18 месяцев 3) 24 месяца

4) срок, указанный в контракте

9. Телесные наказания ребенка с целью его «воспитания» представляют собой покушение на

1) свободу совести 2) свободу слова 3) личную неприкосновенность

4) тайну частной жизни

10. К политическим правам и свободам человека и гражданина относится

1) свобода совести 2) право на труд 3) право на защиту персональных данных

4) право на объединение

11. Верны ли следующие суждения о гражданстве России?

А. Любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, имеет право обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ. Б. Российское законодательство допускает наличие двойно­го гражданства у гражданина РФ.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о гражданстве России?

А. Лицо, имевшее гражданство России в прошлом и утра­тившее его, имеет право восстановиться в нем. Б. Лицо, совершившее преступление против государства, может быть судом лишено российского гражданства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях на­логоплательщиков?

А. За уклонение от уплаты налогов наступает администра­тивная или уголовная ответственность. Б. Мерой ответственности за налоговые правонарушения является налоговая санкция в виде штрафов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Верны ли следующие суждения об альтернативной гражданской службе?

А. Альтернативная гражданская служба регулируется Тру­довым кодексом Российской Федерации. Б. Срок альтернативной гражданской службы составляет 21 месяц.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

15. Верны ли следующие суждения о воинской обязанности?

А. На военную службу призываются все граждане Россий­ской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие отсрочку от призыва. Б. Срок военной службы по призыву составляет 21 месяц.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие политические «права и свободы». Неприкосновенность личности, свобода совести, свобода собраний, свобода печати, свобода союзов. Найдите и укажите термин, относящийся к другому поня­тию.

2. В приведенном списке указаны разнообразные права человека. Выберите и запишите под буквой

А) по­рядковые номера личных прав человека Б) порядковые номера социальных прав человека

1) право на жилище 2) неприкосновенность личности 3) свобода передвижения

4) право на охрану здоровья

3. Вставьте пропущенное понятие: «Прием в гражданство называется __________».

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В соответствии с Декларацией прав ребенка, принятой Ге­неральной ассамблеей ООН в 1959 году, любому ребенку долж­но принадлежать с его рождения право на имя и __________(А). Ре­бенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, __________(Б) и медицинское обслуживание. Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в __________(В) и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под __________(Г) своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и ма­териальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятель­ства, быть разлучаем со своей матерью. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и __________(Д). Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок имеет право на получение __________(Е), которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благо­даря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

Слова в списке даны именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последо­вательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) любовь 2) развлечение 3) воспитание 4) эксплуатация 5) гражданство 6) образование

7) ответственность

Часть 3 (темы для эссе)

1. «Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом» (Юстиниан).

2. «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав» (К. Маркс).

3. «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право» (В. Гюго).

Ответы на тест по обществознанию Гражданин Российской Федерации Часть 1 1-2 2-4 3-2 4-3 5-1 6-1 7-2 8-1 9-3 10-4 11-2 12-1 13-3 14-3 15-4

Часть 2

1. неприкосновенность личности 2. А23 Б14 3. натурализацией

4. 521746

testschool.ru

Основания приобретения и прекращения гражданства РФ

Планируете в скором времени сменить место жительства и хотели бы стать гражданином РФ? Тогда не помешает ознакомиться с процедурой получения гражданства и убедиться, что вы соответствуете ее требованиям, закрепленным законодательно.

Общие положения, принципы и понятия

Основные вопросы, связанные с российским гражданством, регламентируются Федеральным законом N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», который вступил в силу 31.05.2002 года. Согласно ему, понятие гражданства формулируется как:

Устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Обязанности гражданина четко расписаны в главном правовом документе страны — Конституции. В их число входят:

  • Законопослушание (ст. 15, ч. 2), как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления.
  • Уважение прав и свобод других лиц (ст. 17, п. 3).
  • Забота родителей о детях и забота совершеннолетних детей о своих нетрудоспособных родителях (ст. 38, п. 2, 3).
  • Получение основного общего образования (ст. 43, п. 4).
  • Забота о сохранности исторического культурного наследия и памятников (ст. 44, п. 3).
  • Своевременная и полная уплата налогов, сборов, установленных законодательной властью (ст. 57).
  • Забота об окружающей среде, охрана природы и бережное отношение к природным богатствам (ст. 58).
  • Прохождение воинской службы и защита Отечества (ст. 59).

Государство, в свою очередь, обязуется предоставить человеку, принявшему его гражданство, целый ряд личных, политических, экономических, социальных, культурных, экологических прав и свобод, полный перечень которых приведен во второй главе Конституции.

Чтобы уравнять положение тех, кто уже являлся гражданином РФ на момент выхода Федерального закона N 62-ФЗ, и тех, кто получил гражданство после его вступления в силу, в документ была добавлена статья 4, описывающая принципы гражданства Российской Федерации:

1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Основания приобретения гражданства РФ

В ст. 11 Федерального закона №62 (от 31.05.2002) указано, что гражданство РФ приобретается в соответствии с:

  • Рождением (филиация).
  • Приемом человека в гражданство (натурализация).
  • Завершением процедуры восстановления в гражданстве (реинтеграция).
  • Иными основаниями, предусмотренными данным ФЗ или международными договорами РФ (например, оптацией).

Первый пункт относится к детям, вступление в гражданство у которых происходит автоматически — с оформлением соответствующих бумаг. Здесь нет ничего сложного, единственное требование, предъявляемое к ребенку — соответствие ст. 12 ФЗ №62.

Натурализация гражданства

Натурализация гражданства — это юридический процесс, в рамках которого получение соискателем гражданства РФ основывается на его добровольном волеизъявлении. Соответственно, натурализованный гражданин — это иностранный подданный, который в процессе натурализации стал гражданином РФ. Отдельные случаи натурализации:

  • Регистрация — получение гражданства по одному лишь заявлению (без дополнительных условий).
  • Дарование — получение человеком гражданства от главы государства за какие-то особые заслуги.

Оба этих варианта оговорены законом и затрагивают лишь узкий круг лиц. Для остальных же людей порядок получения гражданства РФ является куда более сложным и затратным по времени. Так, человек, постоянно пребывающий за рубежом, подает прошение в российское консульство, расположенное на территории страны его проживания. А мигрант должен выполнить следующие условия приема в гражданство Российской Федерации:

  • Пересечь гос. границу, попутно получив визовый документ и оформив миграционную карту.
  • Зарегистрироваться в районном отделе ФМС в течение недели со дня прибытия.
  • Оформить разрешение на временное проживание (рассмотрение прошения длится до 60 дней, срок действия РВП — 3 года).
  • Обратиться в районный отдел ФМС для оформления вида на жительство.
  • Пройти тест на знание русского языка (на момент написания статьи стоимость процедуры была в районе 5,5 тыс. р).
  • Получить статус гражданина РФ.
  • Оформить новые документы и принести присягу в соответствии со ст. 11.1 Федерального закона №62 (от 31.05.2002).

В среднем, процесс получения гражданства занимает около года. Плюс 1-5 лет проживания на территории РФ с момента получения вида на жительство.

Общая и упрощенная процедура получения гражданства

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем или упрощенном порядке. Для этого им нужно лишь соответствовать условиям:

  • Ст. 13 Федерального закона №62 (от 31.05.2002) — для получения гражданства в общем порядке.
  • Ст. 14 того же закона — для получения гражданства в упрощенном порядке.

Основания прекращения гражданства РФ

Как следует из ст. 18 Федерального закона №62 (от 31.05.2002), сегодня гражданство Российской Федерации прекращается в соответствии с добровольным волеизъявлением самого гражданина, оптацией (переходом территории, где он проживает, под контроль другого государства) или по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Добровольный отказ жителя страны от ее гражданства

Если россиянин решает стать подданным другого государства, порядок прекращения гражданства для него определяется территорией, на которой он на данный момент проживает.

Если человек, отказывающийся от гражданства, находится в России, ему достаточно будет подать заявление в территориальный орган МВД, занимающийся вопросом миграции. При этом будет создана специальная комиссия, которая в срок до года проверит:

  • Нет ли у заявителя задолженности перед государством (неуплаченных налогов) или перед его гражданами (неуплаченных алиментов).
  • Не совершал ли он правонарушения, за которые еще не понес наказание, или не находится ли он в розыске.
  • Нет ли других оснований для отказа в прекращении гражданства.

По окончании проверки комиссия сформулирует рекомендации и передаст их вместе с заявлением гражданина и всеми собранными документами президенту РФ. Гражданство считается прекращенным после подписания им соответствующего указа.

Если человек, отказывающийся от гражданства, находится в другой стране, то все бумаги он должен предоставить в консульскую службу или в дип. представительство РФ на территории этого государства. Помимо непосредственно заявления также потребуется:

  • Разрешение на проживание в иностранном государстве.
  • Справку о том, что гражданин снялся с регистрационного учета в РФ.
  • Заявление с просьбой о снятии с консульского учета.
  • Квитанцию об оплате консульского сбора.

Этот перечень является базовым, однако, в отдельных ситуациях может быть расширен. Ходатайство рассматривается сотрудниками консульства или дип. представительства в срок до полугода. Окончательное решение принимает консул РФ.

Выбор лицом гражданства при изменении границ государств

Основные границы стран и государств исторически утвердились довольно давно. Однако иногда они видоизменяются путем военных и политических действий. Наглядный пример тому — Крым, чье присоединение к Российской Федерации произошло в начале 2014 года. Статья 17 Федерального закона №62 (от 31.05.2002) говорит об этой ситуации следующее:

При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Иными словами, если территория одного государства отходит другому, люди, проживающие на ней, автоматически лишаются старого гражданства и становятся гражданами второго государства. Однако, если подобная ситуация их не устраивает, жители могут сделать соответствующее заявление (в срок, обозначенный в международном договоре), и тогда они остаются в своем гражданстве. Вопрос дальнейшего проживания таких лиц на указанной территории решается в индивидуальном порядке.

Закон «О гражданстве» от 1991 г. и его нюансы

Говоря о том, какой порядок утраты гражданства России не применяется, нужно вспомнить ст.22 закона N 1948-1 «О гражданстве РФ» от 28.11.1991 г. Согласно ему, в перечень оснований, согласно которым человек переставал считаться гражданином РФ, также входила отмена решения о приеме в гражданство.

Однако в тексте действующего Федерального закона эта позиция была убрана. Связано это с тем, что в нем этот вопрос вынесен отдельно — в главу IV, которая так и называется «Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации». Она же определяет все решения относительно гражданства, принятые на основании недостоверных данных, как юридически ничтожные, а потому — не порождающие правовых последствий.

Как видите, процедура получения и прекращения гражданства довольно сложна. Поэтому, если у вас возникли вопросы или трудности с оформлением документов, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим юристам. Тем более что изменения в законодательство вносятся регулярно, и часть информации в любой момент может утратить актуальность.

youpassport.ru

Статья 17. Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации

Комментарий к статье 17 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”

  1. Настоящая статья устанавливает одно из оснований приобретения российского гражданства, именуемое в правовой литературе как “оптация”. Оптация в соответствии со ст. 11 комментируемого Закона относится к иным основаниям приобретения гражданства Российской Федерации (см. комментарий к ст. 11) и является специальной формой приобретения гражданства, выражающейся в выборе гражданства, предоставляемого населению в результате государственно-территориальных преобразований, обычно когда территория одного государства переходит к другому. Оптация может носить и обратный характер, т.е. быть основанием прекращения гражданства (см. комментарий к ст. 21).

Согласно комментируемой статье Российская Федерация допускает оптацию в случаях территориальных преобразований, приведших к изменениям Государственной границы Российской Федерации, и только лицами, проживающими на территории, государственная принадлежность которой изменена.

  1. Основными источниками, регулирующими государственно-территориальные отношения, являются Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ “О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации” и Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации”. К специальному акту, регулирующему отношения по поводу оптации, комментируемый Закон относит соответствующий международный договор Российской Федерации, который определяет порядок и сроки оптации. Оптация может быть предусмотрена как в договоре, посвященном государственно-территориальным преобразованиям в качестве его положения, так и в отдельном международном договоре (договоре об оптации гражданства). Например, вопросы оптации гражданства Российской Федерации предусмотрены в ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (Москва, 18 марта 2014 г.). Кроме того, вопросы оптации гражданства в дополнение к международному договору были дополнительно регламентированы в ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя”.
  2. Форма оптации – основания приобретения российского гражданства или его прекращения – зависит от выбора оптирующего гражданина одной из трех моделей своего поведения:

1) безусловного права на получение гражданства нового образовавшегося государства;

2) права сохранения за собой гражданства страны-правопреемника прежнего государства и выезд на территорию своего государства;

3) возможности сохранения за собой гражданство прежней страны, но оставлением права проживания вне ее территории и получения в новом государстве вида на жительство .

См.: Бабурин С.Н. Современные проблемы Российской государственности: территория и гражданство // Государство и право 1996. N 11. С. 5; Он же: Взаимосвязь территории и гражданства государства как фактор российской геополитики // Вестник Омского университета. 1996. Вып. 2. С. 103 – 107.

В этой связи международный договор Российской Федерации, устанавливающий порядок оптации, может содержать один из вариантов приобретения российского гражданства:

1) установление периода времени, в течение которого желающий приобрести российское гражданство должен обратиться в орган, ведающий делами о гражданстве, с заявлением о желании состоять в гражданстве РФ (активная оптация);

2) установление периода времени, в течение которого лицу, не желающему состоять в российском гражданстве и имеющему право его оптации, необходимо заявить об этом. В случае отсутствия обращения о нежелании состоять в российском гражданстве данное лицо по истечении установленного в договоре времени признается гражданином РФ (пассивная оптация).

  1. В качестве исторического примера оптации следует привести Соглашение между РСФСР и Грузией от 9 декабря 1920 г. “О порядке оптации грузинского гражданства”. Соглашение было заключено в целях реализации Русско-Грузинского мирного договора от 7 мая 1920 г. и предоставляло лицам грузинского происхождения, проживающим в пределах РСФСР и достигшим возраста 18 лет, право оптировать гражданство Грузии в годичный срок с момента официального опубликования настоящего Соглашения. Для оптации грузинского гражданства лицам, желающим оптировать его, необходимо было подать соответствующее заявление в дипломатическое представительство или консульское учреждение Грузии на территории РСФСР.

Современным примером оптации гражданства Российской Федерации, как уже было отмечено в комментарии, является признание гражданства Российской Федерации у граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя. Оптация гражданства Российской Федерации была предоставлена гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (1 апреля 2014 г.). Согласно порядку оптации настоящие лица признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

  1. Особенностью оптации как основания приобретения российского гражданства является то, что лица, оптирующие его, освобождаются от требований, установленных при приеме в гражданство (см. комментарий к ст. ст. 13, 14). При оптации решение вопроса о гражданстве носит не индивидуальный, а массовый характер, т.е. принимается в отношении всех проживающих на данной территории. Иначе говоря, речь идет не об интеграции конкретного человека в новое общество, что предполагает порядок приема в гражданство и требует выполнения ряда требований (знания языка, постоянное проживание на территории РФ и др.), а интеграции одной общности с другой. При этом принимаемая национально-социальная общность обладает своими территорией, культурой, языком, укладом жизни, сохраняя их после включения в состав Российской Федерации в статусе республики, автономного округа, автономной области или иного субъекта РФ. Это позволяет создавать максимально упрощенный порядок приобретения российского гражданства.
  2. Говоря об оптации, очевидным представляется то, что существующие современные проблемы в сфере миграции и гражданства на постсоветском пространстве являются закономерными и в том числе связаны с отсутствием договора об оптации гражданства при прекращении СССР. Отсутствие между странами СНГ договора об оптации привело к регулированию отношений гражданства каждым государством самостоятельно в своем законодательстве и, как следствие, привело к лишению граждан СССР права выбора гражданства одного из новых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве. Исключением был Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1, содержащий одностороннюю оптационную норму, согласно которой гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления в силу настоящего Закона (6 февраля 1992 г.), если в течение 1 года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ (ч. 1 ст. 13).

7. Следует также учитывать, что при оптации российского гражданства основания отклонения заявлений о приобретении гражданства РФ, установленные ст. 16 комментируемого Закона, а также требования по возрасту и дееспособности не применяются. Однако это не исключает установление аналогичных или иных требований в международном договоре об оптации гражданства.

zakoniros.ru

Основания приобретения гражданства

Признание гражданства

Гражданами Российской Федерации являются:

а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу ныне действующего Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»;

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом (ст. 5).

Документом, подтверждающим наличие у индивида российского гражданства, является российский паспорт.

Приобретение гражданства Российской Федерации

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает четыре основания приобретения российского гражданства.

1. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению. Гражданство Российской Федерации приобретается по рождению. Ребенок, оба родителя или единственный родитель которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации, независимо от места рождения.

Если один из родителей на момент его рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка), ребенок является гражданином Российской Федерации, независимо от места рождения.

Ребенок будет гражданином Российской Федерации, если один из родителей ребенка имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства.

2. Прием в гражданство в общем порядке. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, что указанные лица:

а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно.

Указанный срок проживания на территории РФ сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; предоставление лицу политического убежища на территории РФ; признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом;

б) обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком. Порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения вышеперечисленных условий.

Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условия о проживании на территории России в течение пяти лет непрерывно и без представления вида на жительство.

Прием в гражданство в упрощенном порядке. Субъектами права на прием в гражданство в упрощенном порядке являются иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью. Эти лица вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных для приема в гражданство в общем порядке, если они:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории России;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.

Упрощенный порядок приема в гражданство распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства при условии, что они:

– родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

– состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

– являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории РФ и без представления вида на жительство.

Ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных п. «а», «в», «г» и «д» ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», и без представления вида на жительство.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

– ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, – но заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории РФ;

– ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, – по заявлению этого родителя;

– ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

3. Восстановление в гражданстве. Практике нашего государства известны многочисленные случаи восстановления в советском гражданстве отдельных групп населения, ранее потерявших его в связи с событиями, носящими как внутренний, так и международный характер, указами компетентных органов государственной власти.

В связи с просьбами многих проживающих за границей подданных бывшей Российской империи, а также тех, кто по уважительным причинам утратил советское гражданство, Президиум Верховного Совета СССР издал указы о восстановлении в советском гражданстве таких лиц, проживающих па территории Маньчжурии (10 ноября 1945 г.), в провинции Синьцзян и в городах Шанхае и Тяньцзине (20 ноября 1946 г.), во Франции (14 июня 1946 г.), Югославии (14 июня 1946 г.), Болгарии (14 июня 1946 г.), Японии (25 сентября 1946 г.), Чехословакии (5 октября 1946 г.), Бельгии (18 мая 1947 г.).

Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с порядком, предусмотренным для приобретения в общем порядке. При этом срок их проживания на территории России сокращается до трех лет.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, ранее имевшие гражданство Российской Федерации и оформившие выход из гражданства Российской Федерации в установленном порядке, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в общем или и упрощенном порядке, если они относятся к категориям лиц, указанным в ч. 2–4 ст. 13 и в ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

4. Выбор гражданства при изменении государственной границы РФ (оптация). Оптацией называется предоставление населению права выбрать гражданство путем подачи индивидуального заявления. Это происходит, во-первых, в случае перехода территории от одного государства к другому. Если лицо выбирает гражданство государства, которое передает территорию, то обычно предусматривается переселение этого лица в установленный договором срок в государство его гражданства. Во-вторых, право выбора гражданства населением может быть предусмотрено и по соглашению о переселении, заключаемому государствами с учетом этнических особенностей населения. Порядок и сроки оптации устанавливаются соответствующим международным договором РФ.

Примером оптации может быть договор 1945 г. между СССР и Чехословакией о Закарпатской Украине. По этому соглашению лица украинской и русской национальности, проживающие на территории Чехословакии, и лица словацкой и чешской национальности, проживающие на территории Закарпатской Украины, получили право выбирать гражданство СССР или Чехословакии.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает четкий перечень оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданных лицами, которые:

– выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

– участвуют либо участвовали в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах, либо в совершении в ходе таких конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил и препятствующих исполнению им

своих миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил РФ, либо в совершении террористических актов, осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов РФ и их сотрудников;

– участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством РФ предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

– в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

– использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

– состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

– имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за се пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

– преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

– осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Датой приобретения гражданства Российской Федерации являются: день рождения ребенка; решение полномочного органа о предоставлении гражданства.

studme.org

Выбор гражданства при изменении государственной принадлежности территории

В международном и конституционном праве есть такое понятие, как оптация. Под ним подразумевают выбор гражданства, но он доступен не всем лицам. В каком случае люди вольны выбирать, гражданами какого государства им быть? Что понимают под терминами оптация и трансферт?

Что такое оптация

В мировой практике существует различный опыт предоставления лицам гражданства. Одни страны готовы с распростертыми объятиями принимать приезжих, которые могут легко и быстро получить статус, позволяющий пользоваться всеми правами, имеющимися у местных жителей. В других государствах для этого необходимо преодолеть множество бюрократических преград и соблюсти ряд условий. Весьма распространено такое явление, как получение гражданства при покупке недвижимости либо при инвестировании экономики.

Но случаются и ситуации, когда человек имеет право выбрать гражданство. И такой выбор принято называть оптацией. О ней говорят и в широком смысле: когда лицо на любых законных основаниях самостоятельно выбирает принадлежность к тому или иному государству. Но есть и более узкое понятие: оптация как выбор, который встает перед гражданином, когда территория его проживания переходит от одной страны к другой.

Не всегда люди вольны выбирать гражданство. Иногда население автоматически переходит от одного государства к иному. И тогда говорят о таком понятии, как трансферт. Правда, его называют исключением, а не правилом: фактически в истории было всего несколько таких прецедентов. Впрочем, и оптация происходит не так часто, как можно подумать. Ведь она возможна при таких условиях:

  • если образовано новое государство после отделения части территории другой страны;
  • разделение одной державы на несколько;
  • переход части страны к другой, в соответствии с международными договоренностями.

Яркий пример оптации, который известен миру – это соглашение с Италией по завершении Второй мировой войны. Местным жителям предоставили право выбирать гражданство. Но касалось это тех лиц, которые до 1946 года проживали на территориях, относившимся к другим государствам.

Что говорит закон РФ

Не все страны принимают оптацию. В Российской Федерации такое право предусмотрено. О нем сказано в законе о гражданстве: этому вопросу посвящена статья 21.

Здесь четко установлено, что человек, имеющий право выбора гражданства, должен проживать на территории, поменявшей свою принадлежность. А сохранять или менять паспорт он сможет на основании конкретных международных договоренностей.

Ситуации в других государствах

Оптацию принимают большинство правовых государств. А вот к трансферту другое отношение: его считают дискриминационным по своей сути. Стоит отличать процесс выбора при изменении государственной принадлежности территории от ситуации с его приобретением соответствующего статуса на других основаниях. Ведь есть множество иных способов стать гражданином страны: натурализация, получение гражданства по браку. И оптация имеет одно неоспоримое преимущество: обычно она предполагает упрощенную процедуру, в отличие от иных вариантов.

Бесплатная юридическая поддержка по телефону:

Мск +7 (499) 938-51-06, СПб +7 (812) 425-68-47, РФ 8 (800) 350-83-26 (звонок бесплатен)

Термин оптация применяют не только относительно выбора, гражданином какого государства быть. Если понимать его широко, то можно подразумевать любые ситуации, когда человеку нужно что-то выбирать. Например, есть понятие – профессиональная оптация. Под ним имеют в виду выбор пути развития в качестве профессионала в какой-либо отрасли.

Правовые статусы граждан

Если говорить о российских правилах предоставления этого важного статуса, то есть множество способов получить его получить для проживания на территории государства. Какой именно из них приемлем для конкретной ситуации, зависит от разных нюансов. Например, есть термин филиация – это приобретение гражданства по рождению. Сам факт рождения ребенка в семье россиян означает, что он автоматически становится гражданином РФ. При этом даже не имеет значения, где именно родился малыш.

Как происходит выбор гражданства лицами, имеющими двойное гражданство? Все зависит от того, гражданами каких государств они являются. Многие страны не наказывают жителей, если они приобретают гражданство другой страны, но фактически его не признают. И только при наличии соответствующих международных договоренностей можно говорить, что человек может пользоваться правами гражданина, которые полагаются по статусу, в обоих государствах. Стоит понимать это важное отличие от оптации после изменения государственной принадлежности территории.

Возникла проблема? Позвоните юристу:

Мск +7 (499) 938-51-06, СПб +7 (812) 425-68-47, РФ 8 (800) 350-83-26 (звонок бесплатен)

Как происходит выбор иного гражданства для несовершеннолетнего ребенка? В мировой практике принято, что дети следуют за своими родителями. Поэтому они автоматически становятся гражданами той страны, которую предпочли мама с папой.

Способы получения гражданства РФ: Видео

§ 8. Выбор гражданства при изменении границы Российской Федерации (оптация)

При изменении Государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, установленные со­ответствующим международным договором РФ (ст.

Итак, оптация — это выбор гражданства. Суть оптации заключа­ется в том, что если какая-то территория передается Российской Фе­дерации или исключается из нее, то проживающие на этой террито­рии лица имеют право на выбор гражданства (перейти в гражданство другого государства либо остаться в российском гражданстве). Поря­док и сроки выбора определяются международным договором.

Общие правила обычно состоят в следующем. Если террито­рия РФ отходит другому государству, то проживающие на ней рос­сийские граждане автоматически утрачивают свое гражданство и при­обретают гражданство второго государства. И они не должны на этот счет делать каких-то заявлений. Но если они не хотят быть граждана­ми другого государства, то обязаны заявить об этом в срок, названный в международном договоре. В этом случае они остаются в российском гражданстве. Если же заявление в срок не сделано, они перестают быть гражданами России и становятся для нас иностранными гражда­нами по истечении такого срока.

В свою очередь, если территория включается в состав Российской Федерации, проживающие на ней граждане другого государства (с ко­торыми решен вопрос о территориальных изменениях) становятся российскими гражданами, если в установленный срок не сделают за­явления об отказе от такового. Если сделали заявление, то остаются гражданами своего государства.

Обычно в связи с оптацией решается и вопрос о дальнейшем про­живании тех лиц, которые остаются в прежнем гражданстве.

Статья 17. Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации

Комментарий к статье 17 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”

  1. Настоящая статья устанавливает одно из оснований приобретения российского гражданства, именуемое в правовой литературе как “оптация”. Оптация в соответствии со ст. 11 комментируемого Закона относится к иным основаниям приобретения гражданства Российской Федерации (см. комментарий к ст. 11) и является специальной формой приобретения гражданства, выражающейся в выборе гражданства, предоставляемого населению в результате государственно-территориальных преобразований, обычно когда территория одного государства переходит к другому. Оптация может носить и обратный характер, т.е. быть основанием прекращения гражданства (см. комментарий к ст. 21).

Согласно комментируемой статье Российская Федерация допускает оптацию в случаях территориальных преобразований, приведших к изменениям Государственной границы Российской Федерации, и только лицами, проживающими на территории, государственная принадлежность которой изменена.

  1. Основными источниками, регулирующими государственно-территориальные отношения, являются Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ “О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации” и Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации”. К специальному акту, регулирующему отношения по поводу оптации, комментируемый Закон относит соответствующий международный договор Российской Федерации, который определяет порядок и сроки оптации. Оптация может быть предусмотрена как в договоре, посвященном государственно-территориальным преобразованиям в качестве его положения, так и в отдельном международном договоре (договоре об оптации гражданства). Например, вопросы оптации гражданства Российской Федерации предусмотрены в ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (Москва, 18 марта 2014 г.). Кроме того, вопросы оптации гражданства в дополнение к международному договору были дополнительно регламентированы в ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя”.
  2. Форма оптации – основания приобретения российского гражданства или его прекращения – зависит от выбора оптирующего гражданина одной из трех моделей своего поведения:

1) безусловного права на получение гражданства нового образовавшегося государства;

2) права сохранения за собой гражданства страны-правопреемника прежнего государства и выезд на территорию своего государства;

3) возможности сохранения за собой гражданство прежней страны, но оставлением права проживания вне ее территории и получения в новом государстве вида на жительство .

См.: Бабурин С.Н. Современные проблемы Российской государственности: территория и гражданство // Государство и право 1996. N 11. С. 5; Он же: Взаимосвязь территории и гражданства государства как фактор российской геополитики // Вестник Омского университета. 1996. Вып. 2. С. 103 – 107.

В этой связи международный договор Российской Федерации, устанавливающий порядок оптации, может содержать один из вариантов приобретения российского гражданства:

1) установление периода времени, в течение которого желающий приобрести российское гражданство должен обратиться в орган, ведающий делами о гражданстве, с заявлением о желании состоять в гражданстве РФ (активная оптация);

2) установление периода времени, в течение которого лицу, не желающему состоять в российском гражданстве и имеющему право его оптации, необходимо заявить об этом. В случае отсутствия обращения о нежелании состоять в российском гражданстве данное лицо по истечении установленного в договоре времени признается гражданином РФ (пассивная оптация).

  1. В качестве исторического примера оптации следует привести Соглашение между РСФСР и Грузией от 9 декабря 1920 г. “О порядке оптации грузинского гражданства”. Соглашение было заключено в целях реализации Русско-Грузинского мирного договора от 7 мая 1920 г. и предоставляло лицам грузинского происхождения, проживающим в пределах РСФСР и достигшим возраста 18 лет, право оптировать гражданство Грузии в годичный срок с момента официального опубликования настоящего Соглашения. Для оптации грузинского гражданства лицам, желающим оптировать его, необходимо было подать соответствующее заявление в дипломатическое представительство или консульское учреждение Грузии на территории РСФСР.

Современным примером оптации гражданства Российской Федерации, как уже было отмечено в комментарии, является признание гражданства Российской Федерации у граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя. Оптация гражданства Российской Федерации была предоставлена гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (1 апреля 2014 г.). Согласно порядку оптации настоящие лица признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

  1. Особенностью оптации как основания приобретения российского гражданства является то, что лица, оптирующие его, освобождаются от требований, установленных при приеме в гражданство (см. комментарий к ст. ст. 13, 14). При оптации решение вопроса о гражданстве носит не индивидуальный, а массовый характер, т.е. принимается в отношении всех проживающих на данной территории. Иначе говоря, речь идет не об интеграции конкретного человека в новое общество, что предполагает порядок приема в гражданство и требует выполнения ряда требований (знания языка, постоянное проживание на территории РФ и др.), а интеграции одной общности с другой. При этом принимаемая национально-социальная общность обладает своими территорией, культурой, языком, укладом жизни, сохраняя их после включения в состав Российской Федерации в статусе республики, автономного округа, автономной области или иного субъекта РФ. Это позволяет создавать максимально упрощенный порядок приобретения российского гражданства.
  2. Говоря об оптации, очевидным представляется то, что существующие современные проблемы в сфере миграции и гражданства на постсоветском пространстве являются закономерными и в том числе связаны с отсутствием договора об оптации гражданства при прекращении СССР. Отсутствие между странами СНГ договора об оптации привело к регулированию отношений гражданства каждым государством самостоятельно в своем законодательстве и, как следствие, привело к лишению граждан СССР права выбора гражданства одного из новых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве. Исключением был Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1, содержащий одностороннюю оптационную норму, согласно которой гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления в силу настоящего Закона (6 февраля 1992 г.), если в течение 1 года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ (ч. 1 ст. 13).

7. Следует также учитывать, что при оптации российского гражданства основания отклонения заявлений о приобретении гражданства РФ, установленные ст. 16 комментируемого Закона, а также требования по возрасту и дееспособности не применяются. Однако это не исключает установление аналогичных или иных требований в международном договоре об оптации гражданства.

4.2.2. Приобретение гражданства Российской Федерации

1) в результате его признания;

3) в порядке его регистрации;

4) в результате приема в гражданство;

5) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

6) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории;

7) по иным основаниям, предусмотренным Законом.

1. Приобретение гражданства в результате признания (ст. 13 Закона о гражданстве). Гражданами Российской Федерации признаются:

1) все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации;

2) лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.

2. Приобретение гражданства по рождению — «филиация» (ст. 14-17 Закона о гражданстве). В мировой практике существует два основных способа приобретения гражданства по рождению: на основе принципов «права крови» и «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, во втором — ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства родителей.

Российское законодательство о гражданстве сочетает эти два принципа, хотя доминирующим является принцип «права крови»:

1) ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения;

2) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоит гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации независимо от места рождения.

При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка, независимо от места его рождения, определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.

Принцип «права почвы» применяется в отношении гражданства детей, находящихся на территории Российской Федерации:

1) родители которых неизвестны;

2) родители которых являются лицами без гражданства или же состоят в гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства.

3. Приобретение гражданства в порядке регистрации (ст. 18 Закона о гражданстве). В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают:

1) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации;

2) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но они приобрели иное гражданство по рождению — в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

3) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации — в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

4) лица без гражданства, на день вступления в силу Закона о гражданстве постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., если в течение одного года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;

5) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу Закона о гражданстве заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;

6) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 г., если они до 31 декабря 2000 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. Необходимо отметить, что данное положение Закона о гражданстве Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 г. * признано не соответствующим Конституции РФ в части, распространяющей правило о приобретении гражданства Российской Федерации путем регистрации на лиц, которые отвечают в совокупности следующим требованиям:

— родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации;

— являлись гражданами бывшего СССР;

— не изъявляли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации;

— выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР;

— не являются гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР;

— впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации

Статья 12. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации

1. Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;

ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Выбор гражданства (оптация) в 2018 году - что это такое, добровольный при территориальных изменениях

В международном и конституционном праве закреплено такое понятие как выбор гражданства. Как осуществляется выбор гражданства в 2018 году?

Мировая практика различных государств в сфере предоставления гражданства очень отличается. Одни страны достаточно лояльно относятся к приезжим, которые могут просто получить статус разрешающий пользоваться всеми привилегиями местных жителей.

В других же, наоборот, придётся преодолеть ряд «преград» и соблюсти определённые условия. Достаточно распространённой является вариант получения гражданства при покупке недвижимости или благодаря инвестированию в экономику.

Однако существуют и такой случай, когда у человека есть право на выбор гражданства. Это и есть оптация. Это понятие существует в широком и узком смыслах.

Первоначальная информация

Согласно законодательству оптация — это термин, который обозначает выбор гражданства для тех, кто имеет двойное подданство или для тех, чьё государство стало частью другого.

Этот термин имеет в виду возможность выбора вне зависимости от причин и представляет собой исключение из определенного порядка получения гражданства.

Так какие же территориальные изменения обеспечивают граждан правом на оптацию:

  • если возникло другое государство;
  • если часть страны перешла от одного государства к другому;
  • если одно государство разделилось на несколько других.

При наступлении какой-то из этих ситуаций человек получает право выбрать гражданство в установленный для этой процедуры срок.

Оптация относится не только к совершеннолетним лицам, но и к детям. В таком случае выбор за них делают родители.

В первом случае человек может самостоятельно выбрать гражданство при условии соблюдения законных оснований.

Во втором случае понятие рассматривается как выбор, который должен сделать человек в случае, если территория его проживания становится частью другого государства.

Во всех случаях люди могут самостоятельно сделать выбор. Иногда случается и так, что население автоматически передается от одного государства к другому. Такой переход называется трансфертом, но это скорее исключение из правил.

Что это такое

Оптация —выбор гражданства лицами, имеющими гражданство двух или более государств, производимый на основании соглашения заинтересованных государств или их национального законодательства.

Людям, которые получили право на выбор гражданства, должны решить этот вопрос в течение установленного времени.

Они могут сохранить гражданство той страны, в которой раньше проживали или стать частью новоиспечённого государства.

При оптации за гражданами сохраняются имущественные права. Если человек отказывается от выбора или нарушает сроки, то ему присваивается статус лица, у которого нет гражданства.

Такая личность не является гражданином той страны, в которой она раньше проживала и не относится к новоиспечённому государству.

В случае, когда человек сделал свой выбор, он получает возможность реализовывать свои законные права на основании законодательства той страны, к которой он теперь относится.

Законодательство РФ предусматривает, что получить гражданство РФ можно путем натурализации, по факту рождения либо в процессе возобновления.

Способы приобретения статуса резидента

Получить статус резидента в другой стране можно несколькими способами:

При рождении Если родители ребёнка являются резидентами определённой страны, то и ребёнок автоматически становится её гражданином
При помощи восстановления Это право имеют те лица, которые в прошлом имели российского гражданства или те, кто оформлял ранее выход из гражданства РФ в определенном порядке (согласно законодательству Российской Федерации оформить процедуру восстановления можно общим и упрощённым способами)
Путём приобретения (натурализация) Именно в это понятие входит такой термин как оптация

Осуществить оптацию могут также особы, которые имеют двойное гражданство, а также те, кто имеет гражданство одной страны, но живет на территории другой.

Воспользоваться такой процедурой могут не все, поскольку не все страны предлагают такую возможность. Например, Российская Федерация относится к тому перечню стран, которая позволяют совершение оптации.

Правовая база

Данную тему регулирует Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», а именно ст. 21.

В данной статье идёт речь о том, что при территориальных изменениях граждане РФ, проживающие на территории, которая подвергалась преобразованиям, могут сохранить или поменять свое гражданство согласно условиям международного соглашения (международный договор РФ Государственной границы).

В этом договоре содержится больше 45 статей, которые касаются вопроса о государственной границе РФ.

Как происходит добровольная оптация

Если же в государстве произошли вышеуказанные территориальные изменения, то процедура оптации производится таким способом:

  • для начала гражданин должен определить соответствует ли он критериям для прохождения этого действия;
  • узнать срок, за который нужно предоставить информацию о своём решении;
  • предоставить заявление в миграционные органы о желании получить новое гражданство.

Если человек не следует этим правилам, то он автоматические остаётся гражданином того государства, в котором проживает на данный момент.

Необходимость выбора

Гражданство РФ оформляется и прекращается соответственно с Федеральным законодательством.

Приобретение гражданства России представляет собой такой процесс, который строго регламентирует Конституция РФ, федеральные законы, а также целый ряд подзаконных нормативных документов.

Документом, доказывающим гражданство России, является паспорт гражданина РФ или иной главный документ, который содержит указание на гражданство лица.

При изменении государственной принадлежности, территории и по иным причинам, которые установлены законом, оптация имеет место тогда, когда определенная часть страны переходит от одного государства к другому.

Жителям данной территории обычно дается право избрать гражданство той или иной страны. Существует позитивная оптация, т.е. оставление прежнего гражданства, и негативная оптация — отказ от имевшегося гражданства и оформление нового.

Человек должен самостоятельно принять решение в установленный срок, а также, если у него имеются несовершеннолетние в семье, то решить и за них, поскольку дети не в праве делать такой выбор. Сроки, как правило, коротки и составляют период от нескольких месяцев до одного года.

При территориальных изменениях государственных границ

В случае если территория РФ отходит другой стране, то люди, которые проживали на территории России, по прежнему остаются в подданстве своей страны. В таком случае не нужны никакие заявления.

Только если у людей имеются возражения на этот счёт, то тогда они обязательно должны оспорить это решение в установленный срок. В этой им придётся пройти ряд процедур.

Если же по каким-то причинам заявление не было подано, то такое лицо остаётся при своей стране. Такое же решение и у тех людей, которые были присоединены к РФ и не хотят становиться её гражданином.

Переход части страны в подчинение другой республики

В данной ситуации условия никаким образом не меняются. Если человек не хочет жить в составе нового государства, то он обязательно оспаривает это решение, а если хочет, то может ничего не делать и ждать истечения срока, который установлен международным договором.

Это право выбора даёт возможность людям самостоятельно принимать решения и не терять при этом ничего, например, имущество.

Какие сохраняются права

Если человек остаётся гражданином прежнего государства, то за ним сохраняются все его права, поскольку он по прежнему является резидентом этой страны и подчиняется действующему законодательству.

Если человек принял решение стать гражданином другой страны, то он должен подчиняться её законам, однако, важно помнить, что даже в таком случае за этим человеком сохраняется свои имущественные права.

Особенности оформления для детей

Безусловно, оптация касается и несовершеннолетних, однако в их случае не придётся принимать никаких решений, поскольку за них это сделают родители.

Некоторые люди могут путать оптацию с натурализацией или же с возобновлением потерянного статуса. Это различные понятия и вот в чём состоит это отличие:

  • натурализация является оформлением паспорта по основанию постоянного проживания, присутствие стабильной заработной платы, а также освоение местного языка, культуры, традиций;
  • восстановление статуса — процесс подразумевающий получение гражданства за короткий период времени уже после его утраты;
  • на оптацию имеют полное право только те, кто находится в другой стране по вышеуказанным причинам.

Именно в данных ситуациях они могут самостоятельно выбирать. Если же человек просто переселился в другую страну, то тогда данный процесс для него не будет доступным по закону.

Поучаствовать в процессе оптации имеют право не все. Важно иметь весомые причины. По общим параметрам оптация используется к тем, кто проживает на территории, которая отделилась от России.

Также с определенными странами у России заключено соглашение и подписан ряд договоров, согласно которым граждане могут принять участие в оптации.

Когда гражданин подает документы на участие в процессе, его проверяют на соответствие нужным критериям, после чего дают время на осуществление выбора.

С периода, когда человек переселится в РФ для постоянного жительства, статус гражданина он получит автоматически.

Г) Иные основания приобретения гражданства Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации

При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Основания отклонения заявлений о приобретении гражданства рф:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) участвуют либо:

1) участвовали в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах,

2) либо в совершении в ходе таких конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил и препятствующих исполнению им своих миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил Российской Федерации, либо в совершении террористических актов,

3) осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов Российской Федерации и их сотрудников;

в) участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

г) имеют ограничения на въезд в Российскую Федерацию в связи с тем, что они подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавались Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, либо в связи с принятием в отношении лица решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (до истечения установленных сроков ограничения на въезд в Российскую Федерацию);

д) использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

е) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

ж) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

з) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом(до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

и) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом(до истечения срока наказания).


Смотрите также