Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Временно пребывающий иностранный гражданин это


Каков правовой статус у временно пребывающих в РФ?

Временно пребывающим в РФ является иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Срок временного пребывания на территории РФ

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ (п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ):

  • определяется сроком действия выданной ему визы;
  • не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;
  • определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ (п. 3 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания, установленного законом или международным договором РФ, за исключением ряда случаев.

К таким случаям, в частности, относятся продление действия визы или срока временного пребывания, выдача новой визы, или разрешения на временное проживание, или вида на жительство, либо принятие заявления и документов, необходимых для получения разрешения на временное проживание, либо принятие заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство РФ иностранного гражданина, признанного носителем русского языка, или заявления о выдаче вида на жительство. Указанный перечень случаев не является исчерпывающим (п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Права временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане пользуются в РФ правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Законодательство гарантирует иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, право на свободу и личную неприкосновенность. Иностранный гражданин вправе свободно передвигаться по территории РФ. Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в установленных законом случаях может быть ограничение на свободу передвижения территорией субъекта РФ, в который осуществлен въезд (ст. ст. 17, 19, 22, 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П; п. 1.1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ).

Иностранные граждане имеют право на доступ к культурным ценностям, а также могут участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры (п. 2 ст. 44 Конституции РФ).

Иностранным гражданам наравне с гражданами РФ гарантируется свобода совести и вероисповедания, а возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается (ст. 28, ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).

В семейной сфере иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ).

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане имеют право на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ).

Кроме того, временно пребывающие в РФ иностранные граждане вправе (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23, ч. 2, 4 ст. 35, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. ст. 18, 1214 ГК РФ; ст. 13 Закона N 115-ФЗ):

1) иметь в собственности имущество;

2) наследовать имущество;

3) самостоятельно или совместно с другими гражданами и организациями создавать юридические лица;

4) совершать сделки, не противоречащие закону, и участвовать в обязательствах;

5) иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений, других охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;

6) иметь другие имущественные и личные неимущественные права (например, право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны);

7) участвовать в трудовых отношениях на основании дополнительно оформляемого разрешения.

Примечание. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Обязанности временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Находящиеся в РФ иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ).

Временно пребывающие в РФ должны в установленном порядке уведомить территориальный орган МВД России (далее — территориальный орган МВД России) о месте своего пребывания, а также выехать из РФ по истечении определенного срока пребывания (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Процедуры по постановке на миграционный учет осуществляются принимающей стороной или иностранным гражданином самостоятельно (п. п. 20, 22 Правил).

Принимающей стороной могут являться граждане РФ, постоянно проживающие в РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает или трудится. Иностранный гражданин, который прибыл в место пребывания, предъявляет принимающей стороне паспорт и миграционную карту, которая заполняется при въезде в РФ (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 26 Правил).

Если иностранный гражданин остановился в гостинице, то принимающей стороной является администрация гостиницы, которая должна в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца, уведомить территориальный орган МВД России о его прибытии, а также выполнить все необходимые действия, связанные с его постановкой на учет по месту пребывания (п. 20 Правил).

Ответственность временно пребывающих в РФ

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).

Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).

К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

Выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они (ст. 28 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ):

1) в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

2) осуждены за совершение преступления на территории РФ, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;

3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

4) не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств;

5) привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, — до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

Временно пребывающие иностранные граждане: страховые взносы 2016

Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, – это иностранцы, не имеющие вида на жительство в РФ или разрешения на временное проживание (п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). По общему правилу они имеют право устраиваться на работу в российские организации при наличии разрешения на работу или патента (п. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). При этом все работодатели с выплат работников должны платить страховые взносы во внебюджетные фонды (ч. 1 ст. 7, пп. «а», «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В отношении временно пребывающих иностранцев это правило тоже действует, но со своими особенностями (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Какие взносы нужно начислять и по каким тарифам

В общем случае начисление с выплат временно пребывающих иностранных граждан страховых взносов в 2016 году производится в следующем порядке (ч. 1.1 ст. 58.2 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

* Кроме основных тарифов взносов, Закон 212-ФЗ предусматривает также и пониженные тарифы (ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ) для определенных категорий страхователей.

Временно пребывающие иностранцы – граждане стран-членов ЕАЭС

На сегодняшний день членами ЕАЭС являются 5 стран: Российская Федерация, Республики Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия (Преамбула, ст. 2 Договора о ЕАЭС, ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС, ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС).

Так вот с выплат иностранцам, временно пребывающим на территории РФ, являющимся гражданами указанных стран, российский работодатель должен начислять страховые взносы по тем же правилам и по тем же тарифам, как и с выплат работникам-россиянам (п. 4 ст. 1 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, п. 5 ст. 96, п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Письма Минтруда от 18.05.2016 N 17-3/В-197, от 02.10.2015 N 17-3/ООГ-1277, п. 2.4 Приложения к Письму ПФР от 23.11.2015 N НП-30-26/16733).

Если временно пребывающий иностранец – высококвалифицированный специалист

С выплат таких работников работодатели обязаны начислять только взносы в ФСС «на травматизм» (ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, Письмо Минтруда от 18.12.2015 N 17-3/В-620). Взносы в ФСС на случай временной нетрудоспособности и материнства, а также взносы в ПФР и ФФОМС начислять не надо.

Также читайте:

Вид на жительство это временно проживающий или пребывающий

Временно пребывающий и временно проживающий

Подборка наиболее важных документов по запросу пребывающий и проживающий (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Временно пребывающий и временно проживающий

(ред. от 17.04.2018)

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Временно пребывающий и временно проживающий

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Оформление трудовых отношений с иностранными гражданами

(абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ) (пп.

1 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ) (п. 1 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ) Только по профессии, указанной в разрешении. (п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ) Статус иностранного работника — временно пребывающий на территории РФ в соответствии с визовым режимом (п.

4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ)

Украинцы считаются временно пребывающими или временно проживающими?

Такой порядок установлен пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 июля 2014 г.

№ 690. 2. Определение: Временно проживающие проживающие – статус иностранцев, получивших разрешение на временное проживание в России (абз. 10 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Разрешение на временное проживание обычно оформляется в виде отметки в паспорте.

Статус иностранца

Продолжительность временного пребывания иностранца в России определена пунктом 1 статьи 5 Закона об иностранцах.

Условия, при которых пребывающий иностранец может на законных основаниях задержаться в России, перечислены в пункте 2 статьи 5 Закона об иностранцах.

При этом его миграционная карта будет продлена (п.

5 ст. 5 Закона об иностранцах). Бланк миграционной карты предусматривает следующие цели визита: служебный, коммерческий, частный визит, туризм, учеба, работа и транзит. Таблица 1.

Временно пребывающие и временно проживающие иностранцы

4.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Республики Сербии (заключено 20.02.2009); 5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Турецкой Республики (заключено 12.05.2010);

В чем разница РВП (разрешения на временное пребывание) и ВНЖ (вида на жительство)

Первое, чем отличается РВП от вида на жительство, это именно срок его действия.

Разрешение на временное проживание выдается на период до 3 лет. Продление РВП не предусмотрено. В пункте 1 статьи 6 того же закона сказано:

ВНЖ дает право на постоянное проживание в РФ в течение 5 лет, при этом вы вполне можете продлить его еще на такой же срок.

Принимаем на работу иностранца

1.2.

проживающие иностранные граждане.

проживающим в РФ считается иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание.

1.3. Постоянно проживающие иностранные граждане Постоянно проживающим в РФ считается иностранный гражданин, получивший вид на жительство, который выдается сроком на пять лет.

Порядок трудоустройства украинца (беженца, временно прибывающего, временно-постоянно проживающего)

Порядок оформления приема на работу украинца При трудоустройстве гражданин Украины должен представить документы, указанные в ст.

65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей: 1) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, — паспорт или иной документ, установленный ФЗ или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 ФЗ N 115-ФЗ)

Документы, необходимые при принятии на работу гражданина Украины со статусом временно прибывающий, временно (постоянно) проживающий, беженец

Также определенные особенности приема на работу установлены для отдельных категорий иностранных граждан, перечисленных в п. 4 ст. 13, ст. 13.2-13.5 Закона N 115-ФЗ.

2. или постоянно в РФ граждане Украины проживающим в России иностранцем считается гражданин, получивший разрешение на временное проживание (далее также — РВП), постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином — лицо, получившее вид на жительство (ВНЖ) (п.

Временное пребывание иностранных граждан на территории РФ: порядок оформления пребывания

Ответ на это вопрос содержится в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002 г.

В данном законе установлено, что временно пребывающим в РФ является иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ).

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ установлен в  п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ.

Данный срок зависит от того в каком порядке и в каком статусе прибыл иностранный гражданин на территорию РФ. Так, срок временного пребывания иностранного гражданина на территории РФ:

  • определяется сроком действия выданной ему визы (для визовых иностранцев);
  • не может превышать 90 суток для граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы (для безвизовых иностранцев);
  • определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.

Законом № 115-ФЗ установлено, что срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ (п.3 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания, установленного законом или международным договором РФ (п.2 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Как оформляется временное пребывание иностранца?

Ответ на данный вопрос содержится в Постановлении Правительства РФ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»№ 9 от 15 января 2007 г.

По общему правилу иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, обязаны встать на учет в органах ФМС РФ по месту пребывания.

Исключения составляют некоторые категории иностранных граждан, установленные законодательством России, для которых такая постановка не обязательна.

НАПРИМЕР

Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на срок не более семи дней, за исключением случаев нахождения указанных иностранных граждан в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате и т.д. Полный перечень таких граждан содержится в п. 6 ст. 20 Постановления Правительства РФ № 9 от 15 января 2007 г.

Постановка на учет иностранного гражданина в органах ФМС РФ осуществляется на основании уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена Приказом ФМС России от 23.09.2010 № 287. Государственная пошлина за постановку на миграционный учет не взимается.

Уведомление ФМС РФ совершает принимающая сторона.

Самостоятельная постановка на учет допускается для иностранного гражданина в исключительных случаях, когда принимающая сторона в силу уважительных причин не может оформить такое уведомление (п.п. 20, 22 Правил № 9 от 15 января 2007 г.).

Принимающей стороной могут являться граждане РФ, постоянно проживающие в РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает или работает (пп.7 п. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 г.; п.26 Правил № 9 от 15 января 2007 г.).

Если иностранный гражданин остановился в гостинице, то принимающей стороной является администрация гостиницы. Администрация гостиницы должна в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца, уведомить территориальный орган ФМС России о его прибытии, а также выполнить все необходимые действия, связанные с его постановкой на учет по месту пребывания (п. 20 Правил № 9 от 15 января 2007 г.).

Законодательство устанавливает срок постановки на учет иностранного гражданина. Так, уведомление о прибытии подается в территориальный орган ФМС РФ не позднее 7 рабочих дней.

Этот срок исчисляется со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания.

Уведомление может быть доставлено в ФМС РФ уполномоченным представителем принимающей стороны лично или направлено по почте.

Если уведомление доставляется в отделение ФМС России уполномоченным представителем принимающей стороны лично, то отрывная часть бланка уведомления с отметкой органа миграционного учета возвращается этому уполномоченному представителю (п. 33 Правил № 9 от 15 января 2007 г.). Если уведомление направляется по почте, то его необходимо заполнить в двух экземплярах. В таком случае один экземпляр останется на почте, а другой отправляется в ФМС РФ (п. 27 Правил № 9 от 15 января 2007 г.). При отправлении документов по почте оператор почтовой связи выдает отправителю отрывной талон уведомления с оттиском календарного штемпеля и подписью. Вместе с талоном будут выданы квитанция об отправке почтового отправления и экземпляр описи вложения (п. 33 Правил № 9 от 15 января 2007 г.).

В случае, если уведомление предоставляется в ФМС РФуполномоченным представителем принимающей стороны лично, на отрывной части уведомлении миграционной службой проставляется соответствующая отметка о его принятии.

К уведомлению прикладываются необходимые документы.

Если уведомление оформляется принимающей стороной, то к нему прилагается копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и копия его миграционной карты.

Если уведомление оформляет иностранный гражданин самостоятельно, то к нему  прилагаются следующие документы:

  • копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
  • документы, подтверждающие уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии;
  • копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны;
  • копия миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

Таким образом, основанием для постановки на учет по месту пребывания является получение территориальным органом ФМС РФ уведомления о прибытии.

Постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии, но не более чем на срок, установленный Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».


Смотрите также