Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности регулируется
§ 6. Допуск иностранных юридических лиц к хозяйственной деятельности
соглашение — контракт с третьими лицами, он может быть одобрен в течение разумного периода времени после учреждения КМБ и ее регистрации. В законодательстве БВО не содержится никаких ограничений по уставному капиталу создаваемых юридических лиц, в том числе и для КМБ. Однако общераспространенным правилом является то, что КМБ имеют капитал в размере 50 000 долл. США (для сравнения: публичные или частные компании
— 1000 долл. США в качестве минимального капитала). В компании международного бизнеса должен иметься по крайней мере один директор. Практика показывает, что учреждение таких компаний происходит в условиях наличия двух директоров. Наименование компании может быть любым, с тем, однако, требованием, чтобы это название содержало любое из слов или их аббревиатур: «лимитед», «корпорация», «инкорпорирована», «акционерное общество» на английском, французском или испанском языке («Sociйtй anonyme», «Sociedad Anonima»), не вводило в заблуждение публику, особенно в случаях наименований, сходных или идентичных с наименованиями уже существующих известных компаний, если только последние не дадут своего согласия на использование подобного имени; не было агрессивным, а также не имело в своем составе терминов «страхование», «банк», «строительное общество», «имперский», «королевский», «муниципальный», «трастовая компания», «доверительный собственник» и т.д., что давало бы возможность интерпретации наименования такой компании как якобы находящейся под патронажем королевы или членов ее семьи, государства или правительства, казны, органов местного самоуправления и т.п. Для компаний международного бизнеса не имеется никаких ограничений по национальности (гражданству) директоров, единственным требованием в этом плане выступает условие о том, чтобы зарегистрированным агентом компании был резидент БВО. Местопребывание компании также может быть в любой точке земного шара. Оно может изменяться соответственно внесению дополнений в учредительные документы. Принятие компанией решений по увеличению или уменьшению уставного капитала происходит на основе постановления, вынесенного директоратом. Он же санкционирует заключение сделок от имени компании. Сделки совершаются письменно или за корпоративной печатью компании в такой форме, которая свойственна заключению договоров физическими лицами. Обычным правилом является то, что при заключении контрактов со стороны компании требуется аффидевит свидетеля, подтверждающего проставление подписи или подписей на документе, оформляемом от имени и в интересах компании. В налоговом отношении компании международного бизнеса, созданные в оффшорных зонах, и в частности на БВО, полностью подчинены той юрисдикции, в рамках которой они проводят фактическую хозяйственную деятельность, т.е. вне пределов страны или территории, где они инкорпорированы, поэтому налоговый, валютный или иной контроль в юрисдикции регистрации отсутствует.
Как следует из вышеизложенного, для определенных категорий юридических лиц, известных современной практике международного частного права, к каковым относятся оффшорные компании, в рамках юрисдикции их учреждения (регистрации) специального акта, которым санкционируется допуск к
хозяйственной деятельности, не требуется. Вместе с тем, как это ни парадоксально, в пределах собственной юрисдикции такие компании и не вправе осуществлять подобную деятельность. Их учреждение в той или иной стране или зоне как оффшорной компании само по себе устраняет возможность действовать на данной территории в качестве хозяйствующего субъекта национального права. Понятие «оффшорный» предполагает деятельность за границей. Таким образом, компания международного бизнеса или просто оффшорная компания, являющиеся таковыми в силу предписаний закона государства регистрации, с точки зрения осуществления производственной, коммерческой, вообще хозяйственной деятельности во всех странах будут рассматриваться как иностранные.
Что же касается законодательных предписаний различных государств, относящихся к данному вопросу, то они так же, как и в других областях, не совпадают.
Рассмотрим действующие правоположения в этой сфере некоторых европейских и иных стран. Например, согласно ст. 15 Торгового кодекса 1885 г. Испании (характерно, что с незначительными изменениями он был введен в
действие и в других государствах: на Кубе и Пуэрто-Рико— с 1 мая 1886 г., на Филиппинах — с 6 августа 1886 г.) «иностранные компании, учрежденные за границей, вправе вести торговую деятельность в Испании. Правоспособность названных лиц определяется законодательством соответствующей страны.
Торговая деятельность названных лиц и создание торговых заведений, осуществляемые на территории Испании, регулируются данным Кодексом. Договорами Испании с другими государствами может быть установлено иное».
Во Франции иностранная компания, даже учредившая представительство (бюро) в этой стране в целях рекламы, сбора информации, налаживания, поддержания и развития контактов и т.д. с французскими коммерсантами и юридическими лицами, не имеет права на совершение каких-либоюридических актов на ее территории (заключение контрактов,куплю-продажу,аренду или предоставление услуг). Осуществление собственно хозяйственной деятельности для иностранных юридических лиц возможно посредством создания по крайней мере либо агентства, либо своего филиала во Франции. Возможно также учреждениеотделения иностранного общества или компании, которое, однако, не пользуется правами юридического лица, не имеет самостоятельного капитала, а его деятельность ограничена «эксплуатацией» (использованием) активов (ценностей, услуг и т.д.), которые создаются или обеспечиваются зарубежной фирмой. Создание же филиала заграничного юридического лица может потребовать особого разрешения на «иностранную инвестиционную деятельность во Франции», депонирования устава, внесения в торговый реестр и реестр компаний, публикации в газете и проч. Все вопросы регистрации новых предприятий или филиалов во Франции, включая создаваемые иностранными субъектами права, осуществляются центром оформления предприятий (CFE — Centre de formalitйs des entreprises) при Торгово-
промышленной палате г. Парижа или соответствующего департамента.
В ФРГ для того, чтобы иностранное юридическое лицо могло быть признано правоспособным на ее территории, ему необходимо получить отдельное постановление исполнительной власти, если оно принадлежит к особой категории юридических лиц (союзов — Vereine), требующих специальной регистрации или разрешения. Указанное не применяется в отношении торговых товариществ —акционерныхобществ. При этом важно подчеркнуть, что по Акционерному закону ФРГ 1965 г. (с изменениями по состоянию на 1 января
1992 г.) акционерное общество признается торговым товариществом даже и в том случае, когда предмет его деятельности не входит в сферу торговли (§ 3).
ВЯпонии согласно действующему законодательству иностранные компании, намеревающиеся осуществлять коммерческие сделки в качестве способа продолжительного осуществления предпринимательской деятельности на территории этой страны, обязаны назначить представителя в Японии и создать контору по месту его жительства или в другом месте, которое укажет это лицо (ст. 479 Торгового кодекса Японии 1899 г.). Иностранная компания обязана обеспечить регистрацию по месту нахождения своей конторы и дать об этом публичное объявление. Регистрация и публичное объявление регулируются положениями, относящимися к регистрации и публикации филиала компании, учрежденной в Японии, имеющей аналогичный или сходный характер. Кроме того, в случае подобного рода иностранная компания обязана осуществить регистрацию в соответствии с законодательством, на основании которого она была учреждена, т.е. в «материнской» стране, с указанием имени и места жительства своего представителя в Японии. До обеспечения такой регистрации иностранная компания не имеет права осуществлять предпринимательскую деятельность в Японии и совершать сделки (ст. 481 ТКЯ). Суд вправе издать распоряжение о закрытии конторы иностранного юридического лица по требованию министра юстиции, акционера, кредитора или другого заинтересованного лица в случаях, если, например, наряду с прочим последняя прекратила платежи или в течение одного года после регистрации не начала деятельность, обусловливающую регистрацию в Японии, либо прекратила ее на период не менее одного года (ст. 484 ТКЯ).
Всилу Закона об иностранных инвестициях № 77 от 5 сентября 1995 г. Кубы, заменившего собой Декрет № 50 от 15 февраля 1982 г., допуск иностранных юридических лиц — инвесторов также требует разрешения (authorization). Процедуры одобрения могут осуществляться в отношении 3 разрешенных форм: joint venture (кубинских коммерческих организаций—совместныхпредприятий), договора ассоциации, компании с иностранным капиталом. Правовой статус учрежденного joint venture, отличающийся от статуса составляющих его участников, приобретается путем регистрации в Торговой палате Кубы. Такое совместное предприятие может создавать филиалы и дочерние компании как на Кубе, так и за рубежом. Предусмотренная в ст. 20— 22 Закона процедура допуска иностранных инвесторов путем одобрения договора ассоциации заключается в получении разрешения на инвестицию со стороны исполнительного комитета при Совете министров Кубы, полномочного решать вопросы в любой области экономического сотрудничества, или специально для этого созданной комиссии правительства. Министерство иностранных инвестиций и экономического сотрудничества определяет государственную организацию, ответственную за развитие экономического сотрудничества и определяет область экономики, в которой планируется реализовывать инвестиции и вести деятельность. Иностранное юридическое лицо обязано провести переговоры по всем ключевым вопросам договора об ассоциации, заключить его и представить на одобрение компетентного органа. Некоторыми специалистами отмечается, что подобная практика заключения договоров об ассоциации и их одобрения в большей степени соответствует концессионной системе допуска иностранных юридических лиц.
Если иностранный инвестор предполагает осуществлять деятельность в форме компании с иностранным капиталом, он должен образовать кубинскую компанию и подать совместно с ней заявку на получение разрешения в
Министерство иностранных инвестиций и экономического сотрудничества. В Новой Зеландии — стране, с правовой точки зрения мало известной в России, компании, являющиеся филиалами иностранных фирм и находящиеся
на территории Новой Зеландии, согласно Закону о компаниях 1955 г. не рассматриваются как самостоятельные отечественные предприятия, и порядок их учреждения на территории данного государства требует согласия Комиссии по иностранным инвестициям. Совместные предприятия (joint venture), которые зачастую создаются для реализации специфических сделок и контрактов, осуществляемых, как правило, в течение ограниченного срока, также не являются юридическими лицами. В соответствии с инвестиционным законодательством Новой Зеландии — Законом об иностранных инвестициях 1973 г., Правилами регулирования иностранных капиталовложений 1985 г., дополненными в 1989 г., и Законом о торговле 1986 г. — иностранное лицо должно получить разрешение Комиссии по иностранным инвестициям, если оно намерено осуществлять следующую деятельность: создание нового бизнеса в соответствующих сферах (за исключением таких областей, как рыболовство, радио- и телевещание, аграрный сектор и земельные угодья), превышающего 10 млн. новозеландских долларов; приобретение новозеландской компании стоимостью свыше 10 млн. новозеландских долларов; приобретение имущества (независимо от стоимости) компании, ведущей деятельность в сферах, имеющих ограничения с точки зрения инвестиционного законодательства, и др. Согласно существующей практике наиболее приемлемыми формами ведения деятельности в рассматриваемой стране для зарубежных фирм является создание отдельной компании и регистрация ее в соответствии с Законом о компаниях 1955 г. в качестве новозеландской компании в любой из правовых форм: акционерной компании с ограниченной ответственностью, компании с неограниченной ответственностью, компании (частной компании) с ограниченной ответственностью.
В связи с этим следует отметить, что акционерные общества (компании, корпорации) почти во всех государствах мира признаются правосубъектными и правоспособными.
Одной из развитых стран, допускающих создание оффшорных компаний и корпораций на своей территории, являются Соединенные Штаты Америки. Здесь сложилось несколько «оффшорных центров», в том числе в штатах Невада, Мэриленд и Делавэр. В отношении последнего следует отметить, что ни один другой штат не имеет таких гибких корпоративных законов. Примечательно, что две известные оффшорные юрисдикции — Либерия и Панама — приняли свои законы о компаниях, практически скопировав Закон о корпорациях общего типа штата Делавэр 1967 г. В свете этого представляется целесообразным более подробно остановиться на законодательной и правоприменительной практике данного штата в области учреждения и допуска к хозяйственной деятельности иностранных юридических лиц или американских юридических лиц, созданных с участием иностранных учредителей как оффшорные компании.
Рассматриваемого рода корпорации на территории штата не подпадают под налогообложение штата Делавэр, если не ведут деятельности, т.е. не извлекают прибыли, в штате. Все это выглядит необычным для США — страны с высоким уровнем развития системы налогообложения и контроля со стороны Департамента внутренних доходов США.
Для обеспечения правомерного функционирования таких компаний и поддержания их «in good standing» («в эффективном состоянии») необходимы
§ 6. Допуск иностранных юридических лиц к хозяйственной деятельности
соглашение — контракт с третьими лицами, он может быть одобрен в течение разумного периода времени после учреждения КМБ и ее регистрации. В законодательстве БВО не содержится никаких ограничений по уставному капиталу создаваемых юридических лиц, в том числе и для КМБ. Однако общераспространенным правилом является то, что КМБ имеют капитал в размере 50 000 долл. США (для сравнения: публичные или частные компании
— 1000 долл. США в качестве минимального капитала). В компании международного бизнеса должен иметься по крайней мере один директор. Практика показывает, что учреждение таких компаний происходит в условиях наличия двух директоров. Наименование компании может быть любым, с тем, однако, требованием, чтобы это название содержало любое из слов или их аббревиатур: «лимитед», «корпорация», «инкорпорирована», «акционерное общество» на английском, французском или испанском языке («Sociйtй anonyme», «Sociedad Anonima»), не вводило в заблуждение публику, особенно в случаях наименований, сходных или идентичных с наименованиями уже существующих известных компаний, если только последние не дадут своего согласия на использование подобного имени; не было агрессивным, а также не имело в своем составе терминов «страхование», «банк», «строительное общество», «имперский», «королевский», «муниципальный», «трастовая компания», «доверительный собственник» и т.д., что давало бы возможность интерпретации наименования такой компании как якобы находящейся под патронажем королевы или членов ее семьи, государства или правительства, казны, органов местного самоуправления и т.п. Для компаний международного бизнеса не имеется никаких ограничений по национальности (гражданству) директоров, единственным требованием в этом плане выступает условие о том, чтобы зарегистрированным агентом компании был резидент БВО. Местопребывание компании также может быть в любой точке земного шара. Оно может изменяться соответственно внесению дополнений в учредительные документы. Принятие компанией решений по увеличению или уменьшению уставного капитала происходит на основе постановления, вынесенного директоратом. Он же санкционирует заключение сделок от имени компании. Сделки совершаются письменно или за корпоративной печатью компании в такой форме, которая свойственна заключению договоров физическими лицами. Обычным правилом является то, что при заключении контрактов со стороны компании требуется аффидевит свидетеля, подтверждающего проставление подписи или подписей на документе, оформляемом от имени и в интересах компании. В налоговом отношении компании международного бизнеса, созданные в оффшорных зонах, и в частности на БВО, полностью подчинены той юрисдикции, в рамках которой они проводят фактическую хозяйственную деятельность, т.е. вне пределов страны или территории, где они инкорпорированы, поэтому налоговый, валютный или иной контроль в юрисдикции регистрации отсутствует.
Как следует из вышеизложенного, для определенных категорий юридических лиц, известных современной практике международного частного права, к каковым относятся оффшорные компании, в рамках юрисдикции их учреждения (регистрации) специального акта, которым санкционируется допуск к
хозяйственной деятельности, не требуется. Вместе с тем, как это ни парадоксально, в пределах собственной юрисдикции такие компании и не вправе осуществлять подобную деятельность. Их учреждение в той или иной стране или зоне как оффшорной компании само по себе устраняет возможность действовать на данной территории в качестве хозяйствующего субъекта национального права. Понятие «оффшорный» предполагает деятельность за границей. Таким образом, компания международного бизнеса или просто оффшорная компания, являющиеся таковыми в силу предписаний закона государства регистрации, с точки зрения осуществления производственной, коммерческой, вообще хозяйственной деятельности во всех странах будут рассматриваться как иностранные.
Что же касается законодательных предписаний различных государств, относящихся к данному вопросу, то они так же, как и в других областях, не совпадают.
Рассмотрим действующие правоположения в этой сфере некоторых европейских и иных стран. Например, согласно ст. 15 Торгового кодекса 1885 г. Испании (характерно, что с незначительными изменениями он был введен в
действие и в других государствах: на Кубе и Пуэрто-Рико— с 1 мая 1886 г., на Филиппинах — с 6 августа 1886 г.) «иностранные компании, учрежденные за границей, вправе вести торговую деятельность в Испании. Правоспособность названных лиц определяется законодательством соответствующей страны.
Торговая деятельность названных лиц и создание торговых заведений, осуществляемые на территории Испании, регулируются данным Кодексом. Договорами Испании с другими государствами может быть установлено иное».
Во Франции иностранная компания, даже учредившая представительство (бюро) в этой стране в целях рекламы, сбора информации, налаживания, поддержания и развития контактов и т.д. с французскими коммерсантами и юридическими лицами, не имеет права на совершение каких-либоюридических актов на ее территории (заключение контрактов,куплю-продажу,аренду или предоставление услуг). Осуществление собственно хозяйственной деятельности для иностранных юридических лиц возможно посредством создания по крайней мере либо агентства, либо своего филиала во Франции. Возможно также учреждениеотделения иностранного общества или компании, которое, однако, не пользуется правами юридического лица, не имеет самостоятельного капитала, а его деятельность ограничена «эксплуатацией» (использованием) активов (ценностей, услуг и т.д.), которые создаются или обеспечиваются зарубежной фирмой. Создание же филиала заграничного юридического лица может потребовать особого разрешения на «иностранную инвестиционную деятельность во Франции», депонирования устава, внесения в торговый реестр и реестр компаний, публикации в газете и проч. Все вопросы регистрации новых предприятий или филиалов во Франции, включая создаваемые иностранными субъектами права, осуществляются центром оформления предприятий (CFE — Centre de formalitйs des entreprises) при Торгово-
промышленной палате г. Парижа или соответствующего департамента.
В ФРГ для того, чтобы иностранное юридическое лицо могло быть признано правоспособным на ее территории, ему необходимо получить отдельное постановление исполнительной власти, если оно принадлежит к особой категории юридических лиц (союзов — Vereine), требующих специальной регистрации или разрешения. Указанное не применяется в отношении торговых товариществ —акционерныхобществ. При этом важно подчеркнуть, что по Акционерному закону ФРГ 1965 г. (с изменениями по состоянию на 1 января
1992 г.) акционерное общество признается торговым товариществом даже и в том случае, когда предмет его деятельности не входит в сферу торговли (§ 3).
ВЯпонии согласно действующему законодательству иностранные компании, намеревающиеся осуществлять коммерческие сделки в качестве способа продолжительного осуществления предпринимательской деятельности на территории этой страны, обязаны назначить представителя в Японии и создать контору по месту его жительства или в другом месте, которое укажет это лицо (ст. 479 Торгового кодекса Японии 1899 г.). Иностранная компания обязана обеспечить регистрацию по месту нахождения своей конторы и дать об этом публичное объявление. Регистрация и публичное объявление регулируются положениями, относящимися к регистрации и публикации филиала компании, учрежденной в Японии, имеющей аналогичный или сходный характер. Кроме того, в случае подобного рода иностранная компания обязана осуществить регистрацию в соответствии с законодательством, на основании которого она была учреждена, т.е. в «материнской» стране, с указанием имени и места жительства своего представителя в Японии. До обеспечения такой регистрации иностранная компания не имеет права осуществлять предпринимательскую деятельность в Японии и совершать сделки (ст. 481 ТКЯ). Суд вправе издать распоряжение о закрытии конторы иностранного юридического лица по требованию министра юстиции, акционера, кредитора или другого заинтересованного лица в случаях, если, например, наряду с прочим последняя прекратила платежи или в течение одного года после регистрации не начала деятельность, обусловливающую регистрацию в Японии, либо прекратила ее на период не менее одного года (ст. 484 ТКЯ).
Всилу Закона об иностранных инвестициях № 77 от 5 сентября 1995 г. Кубы, заменившего собой Декрет № 50 от 15 февраля 1982 г., допуск иностранных юридических лиц — инвесторов также требует разрешения (authorization). Процедуры одобрения могут осуществляться в отношении 3 разрешенных форм: joint venture (кубинских коммерческих организаций—совместныхпредприятий), договора ассоциации, компании с иностранным капиталом. Правовой статус учрежденного joint venture, отличающийся от статуса составляющих его участников, приобретается путем регистрации в Торговой палате Кубы. Такое совместное предприятие может создавать филиалы и дочерние компании как на Кубе, так и за рубежом. Предусмотренная в ст. 20— 22 Закона процедура допуска иностранных инвесторов путем одобрения договора ассоциации заключается в получении разрешения на инвестицию со стороны исполнительного комитета при Совете министров Кубы, полномочного решать вопросы в любой области экономического сотрудничества, или специально для этого созданной комиссии правительства. Министерство иностранных инвестиций и экономического сотрудничества определяет государственную организацию, ответственную за развитие экономического сотрудничества и определяет область экономики, в которой планируется реализовывать инвестиции и вести деятельность. Иностранное юридическое лицо обязано провести переговоры по всем ключевым вопросам договора об ассоциации, заключить его и представить на одобрение компетентного органа. Некоторыми специалистами отмечается, что подобная практика заключения договоров об ассоциации и их одобрения в большей степени соответствует концессионной системе допуска иностранных юридических лиц.
Если иностранный инвестор предполагает осуществлять деятельность в форме компании с иностранным капиталом, он должен образовать кубинскую компанию и подать совместно с ней заявку на получение разрешения в
Министерство иностранных инвестиций и экономического сотрудничества. В Новой Зеландии — стране, с правовой точки зрения мало известной в России, компании, являющиеся филиалами иностранных фирм и находящиеся
на территории Новой Зеландии, согласно Закону о компаниях 1955 г. не рассматриваются как самостоятельные отечественные предприятия, и порядок их учреждения на территории данного государства требует согласия Комиссии по иностранным инвестициям. Совместные предприятия (joint venture), которые зачастую создаются для реализации специфических сделок и контрактов, осуществляемых, как правило, в течение ограниченного срока, также не являются юридическими лицами. В соответствии с инвестиционным законодательством Новой Зеландии — Законом об иностранных инвестициях 1973 г., Правилами регулирования иностранных капиталовложений 1985 г., дополненными в 1989 г., и Законом о торговле 1986 г. — иностранное лицо должно получить разрешение Комиссии по иностранным инвестициям, если оно намерено осуществлять следующую деятельность: создание нового бизнеса в соответствующих сферах (за исключением таких областей, как рыболовство, радио- и телевещание, аграрный сектор и земельные угодья), превышающего 10 млн. новозеландских долларов; приобретение новозеландской компании стоимостью свыше 10 млн. новозеландских долларов; приобретение имущества (независимо от стоимости) компании, ведущей деятельность в сферах, имеющих ограничения с точки зрения инвестиционного законодательства, и др. Согласно существующей практике наиболее приемлемыми формами ведения деятельности в рассматриваемой стране для зарубежных фирм является создание отдельной компании и регистрация ее в соответствии с Законом о компаниях 1955 г. в качестве новозеландской компании в любой из правовых форм: акционерной компании с ограниченной ответственностью, компании с неограниченной ответственностью, компании (частной компании) с ограниченной ответственностью.
В связи с этим следует отметить, что акционерные общества (компании, корпорации) почти во всех государствах мира признаются правосубъектными и правоспособными.
Одной из развитых стран, допускающих создание оффшорных компаний и корпораций на своей территории, являются Соединенные Штаты Америки. Здесь сложилось несколько «оффшорных центров», в том числе в штатах Невада, Мэриленд и Делавэр. В отношении последнего следует отметить, что ни один другой штат не имеет таких гибких корпоративных законов. Примечательно, что две известные оффшорные юрисдикции — Либерия и Панама — приняли свои законы о компаниях, практически скопировав Закон о корпорациях общего типа штата Делавэр 1967 г. В свете этого представляется целесообразным более подробно остановиться на законодательной и правоприменительной практике данного штата в области учреждения и допуска к хозяйственной деятельности иностранных юридических лиц или американских юридических лиц, созданных с участием иностранных учредителей как оффшорные компании.
Рассматриваемого рода корпорации на территории штата не подпадают под налогообложение штата Делавэр, если не ведут деятельности, т.е. не извлекают прибыли, в штате. Все это выглядит необычным для США — страны с высоким уровнем развития системы налогообложения и контроля со стороны Департамента внутренних доходов США.
Для обеспечения правомерного функционирования таких компаний и поддержания их «in good standing» («в эффективном состоянии») необходимы
§ 6. Допуск иностранных юридических лиц к хозяйственной деятельности
соглашение — контракт с третьими лицами, он может быть одобрен в течение разумного периода времени после учреждения КМБ и ее регистрации. В законодательстве БВО не содержится никаких ограничений по уставному капиталу создаваемых юридических лиц, в том числе и для КМБ. Однако общераспространенным правилом является то, что КМБ имеют капитал в размере 50 000 долл. США (для сравнения: публичные или частные компании
— 1000 долл. США в качестве минимального капитала). В компании международного бизнеса должен иметься по крайней мере один директор. Практика показывает, что учреждение таких компаний происходит в условиях наличия двух директоров. Наименование компании может быть любым, с тем, однако, требованием, чтобы это название содержало любое из слов или их аббревиатур: «лимитед», «корпорация», «инкорпорирована», «акционерное общество» на английском, французском или испанском языке («Sociйtй anonyme», «Sociedad Anonima»), не вводило в заблуждение публику, особенно в случаях наименований, сходных или идентичных с наименованиями уже существующих известных компаний, если только последние не дадут своего согласия на использование подобного имени; не было агрессивным, а также не имело в своем составе терминов «страхование», «банк», «строительное общество», «имперский», «королевский», «муниципальный», «трастовая компания», «доверительный собственник» и т.д., что давало бы возможность интерпретации наименования такой компании как якобы находящейся под патронажем королевы или членов ее семьи, государства или правительства, казны, органов местного самоуправления и т.п. Для компаний международного бизнеса не имеется никаких ограничений по национальности (гражданству) директоров, единственным требованием в этом плане выступает условие о том, чтобы зарегистрированным агентом компании был резидент БВО. Местопребывание компании также может быть в любой точке земного шара. Оно может изменяться соответственно внесению дополнений в учредительные документы. Принятие компанией решений по увеличению или уменьшению уставного капитала происходит на основе постановления, вынесенного директоратом. Он же санкционирует заключение сделок от имени компании. Сделки совершаются письменно или за корпоративной печатью компании в такой форме, которая свойственна заключению договоров физическими лицами. Обычным правилом является то, что при заключении контрактов со стороны компании требуется аффидевит свидетеля, подтверждающего проставление подписи или подписей на документе, оформляемом от имени и в интересах компании. В налоговом отношении компании международного бизнеса, созданные в оффшорных зонах, и в частности на БВО, полностью подчинены той юрисдикции, в рамках которой они проводят фактическую хозяйственную деятельность, т.е. вне пределов страны или территории, где они инкорпорированы, поэтому налоговый, валютный или иной контроль в юрисдикции регистрации отсутствует.
Как следует из вышеизложенного, для определенных категорий юридических лиц, известных современной практике международного частного права, к каковым относятся оффшорные компании, в рамках юрисдикции их учреждения (регистрации) специального акта, которым санкционируется допуск к
хозяйственной деятельности, не требуется. Вместе с тем, как это ни парадоксально, в пределах собственной юрисдикции такие компании и не вправе осуществлять подобную деятельность. Их учреждение в той или иной стране или зоне как оффшорной компании само по себе устраняет возможность действовать на данной территории в качестве хозяйствующего субъекта национального права. Понятие «оффшорный» предполагает деятельность за границей. Таким образом, компания международного бизнеса или просто оффшорная компания, являющиеся таковыми в силу предписаний закона государства регистрации, с точки зрения осуществления производственной, коммерческой, вообще хозяйственной деятельности во всех странах будут рассматриваться как иностранные.
Что же касается законодательных предписаний различных государств, относящихся к данному вопросу, то они так же, как и в других областях, не совпадают.
Рассмотрим действующие правоположения в этой сфере некоторых европейских и иных стран. Например, согласно ст. 15 Торгового кодекса 1885 г. Испании (характерно, что с незначительными изменениями он был введен в
действие и в других государствах: на Кубе и Пуэрто-Рико— с 1 мая 1886 г., на Филиппинах — с 6 августа 1886 г.) «иностранные компании, учрежденные за границей, вправе вести торговую деятельность в Испании. Правоспособность названных лиц определяется законодательством соответствующей страны.
Торговая деятельность названных лиц и создание торговых заведений, осуществляемые на территории Испании, регулируются данным Кодексом. Договорами Испании с другими государствами может быть установлено иное».
Во Франции иностранная компания, даже учредившая представительство (бюро) в этой стране в целях рекламы, сбора информации, налаживания, поддержания и развития контактов и т.д. с французскими коммерсантами и юридическими лицами, не имеет права на совершение каких-либоюридических актов на ее территории (заключение контрактов,куплю-продажу,аренду или предоставление услуг). Осуществление собственно хозяйственной деятельности для иностранных юридических лиц возможно посредством создания по крайней мере либо агентства, либо своего филиала во Франции. Возможно также учреждениеотделения иностранного общества или компании, которое, однако, не пользуется правами юридического лица, не имеет самостоятельного капитала, а его деятельность ограничена «эксплуатацией» (использованием) активов (ценностей, услуг и т.д.), которые создаются или обеспечиваются зарубежной фирмой. Создание же филиала заграничного юридического лица может потребовать особого разрешения на «иностранную инвестиционную деятельность во Франции», депонирования устава, внесения в торговый реестр и реестр компаний, публикации в газете и проч. Все вопросы регистрации новых предприятий или филиалов во Франции, включая создаваемые иностранными субъектами права, осуществляются центром оформления предприятий (CFE — Centre de formalitйs des entreprises) при Торгово-
промышленной палате г. Парижа или соответствующего департамента.
В ФРГ для того, чтобы иностранное юридическое лицо могло быть признано правоспособным на ее территории, ему необходимо получить отдельное постановление исполнительной власти, если оно принадлежит к особой категории юридических лиц (союзов — Vereine), требующих специальной регистрации или разрешения. Указанное не применяется в отношении торговых товариществ —акционерныхобществ. При этом важно подчеркнуть, что по Акционерному закону ФРГ 1965 г. (с изменениями по состоянию на 1 января
1992 г.) акционерное общество признается торговым товариществом даже и в том случае, когда предмет его деятельности не входит в сферу торговли (§ 3).
ВЯпонии согласно действующему законодательству иностранные компании, намеревающиеся осуществлять коммерческие сделки в качестве способа продолжительного осуществления предпринимательской деятельности на территории этой страны, обязаны назначить представителя в Японии и создать контору по месту его жительства или в другом месте, которое укажет это лицо (ст. 479 Торгового кодекса Японии 1899 г.). Иностранная компания обязана обеспечить регистрацию по месту нахождения своей конторы и дать об этом публичное объявление. Регистрация и публичное объявление регулируются положениями, относящимися к регистрации и публикации филиала компании, учрежденной в Японии, имеющей аналогичный или сходный характер. Кроме того, в случае подобного рода иностранная компания обязана осуществить регистрацию в соответствии с законодательством, на основании которого она была учреждена, т.е. в «материнской» стране, с указанием имени и места жительства своего представителя в Японии. До обеспечения такой регистрации иностранная компания не имеет права осуществлять предпринимательскую деятельность в Японии и совершать сделки (ст. 481 ТКЯ). Суд вправе издать распоряжение о закрытии конторы иностранного юридического лица по требованию министра юстиции, акционера, кредитора или другого заинтересованного лица в случаях, если, например, наряду с прочим последняя прекратила платежи или в течение одного года после регистрации не начала деятельность, обусловливающую регистрацию в Японии, либо прекратила ее на период не менее одного года (ст. 484 ТКЯ).
Всилу Закона об иностранных инвестициях № 77 от 5 сентября 1995 г. Кубы, заменившего собой Декрет № 50 от 15 февраля 1982 г., допуск иностранных юридических лиц — инвесторов также требует разрешения (authorization). Процедуры одобрения могут осуществляться в отношении 3 разрешенных форм: joint venture (кубинских коммерческих организаций—совместныхпредприятий), договора ассоциации, компании с иностранным капиталом. Правовой статус учрежденного joint venture, отличающийся от статуса составляющих его участников, приобретается путем регистрации в Торговой палате Кубы. Такое совместное предприятие может создавать филиалы и дочерние компании как на Кубе, так и за рубежом. Предусмотренная в ст. 20— 22 Закона процедура допуска иностранных инвесторов путем одобрения договора ассоциации заключается в получении разрешения на инвестицию со стороны исполнительного комитета при Совете министров Кубы, полномочного решать вопросы в любой области экономического сотрудничества, или специально для этого созданной комиссии правительства. Министерство иностранных инвестиций и экономического сотрудничества определяет государственную организацию, ответственную за развитие экономического сотрудничества и определяет область экономики, в которой планируется реализовывать инвестиции и вести деятельность. Иностранное юридическое лицо обязано провести переговоры по всем ключевым вопросам договора об ассоциации, заключить его и представить на одобрение компетентного органа. Некоторыми специалистами отмечается, что подобная практика заключения договоров об ассоциации и их одобрения в большей степени соответствует концессионной системе допуска иностранных юридических лиц.
Если иностранный инвестор предполагает осуществлять деятельность в форме компании с иностранным капиталом, он должен образовать кубинскую компанию и подать совместно с ней заявку на получение разрешения в
Министерство иностранных инвестиций и экономического сотрудничества. В Новой Зеландии — стране, с правовой точки зрения мало известной в России, компании, являющиеся филиалами иностранных фирм и находящиеся
на территории Новой Зеландии, согласно Закону о компаниях 1955 г. не рассматриваются как самостоятельные отечественные предприятия, и порядок их учреждения на территории данного государства требует согласия Комиссии по иностранным инвестициям. Совместные предприятия (joint venture), которые зачастую создаются для реализации специфических сделок и контрактов, осуществляемых, как правило, в течение ограниченного срока, также не являются юридическими лицами. В соответствии с инвестиционным законодательством Новой Зеландии — Законом об иностранных инвестициях 1973 г., Правилами регулирования иностранных капиталовложений 1985 г., дополненными в 1989 г., и Законом о торговле 1986 г. — иностранное лицо должно получить разрешение Комиссии по иностранным инвестициям, если оно намерено осуществлять следующую деятельность: создание нового бизнеса в соответствующих сферах (за исключением таких областей, как рыболовство, радио- и телевещание, аграрный сектор и земельные угодья), превышающего 10 млн. новозеландских долларов; приобретение новозеландской компании стоимостью свыше 10 млн. новозеландских долларов; приобретение имущества (независимо от стоимости) компании, ведущей деятельность в сферах, имеющих ограничения с точки зрения инвестиционного законодательства, и др. Согласно существующей практике наиболее приемлемыми формами ведения деятельности в рассматриваемой стране для зарубежных фирм является создание отдельной компании и регистрация ее в соответствии с Законом о компаниях 1955 г. в качестве новозеландской компании в любой из правовых форм: акционерной компании с ограниченной ответственностью, компании с неограниченной ответственностью, компании (частной компании) с ограниченной ответственностью.
В связи с этим следует отметить, что акционерные общества (компании, корпорации) почти во всех государствах мира признаются правосубъектными и правоспособными.
Одной из развитых стран, допускающих создание оффшорных компаний и корпораций на своей территории, являются Соединенные Штаты Америки. Здесь сложилось несколько «оффшорных центров», в том числе в штатах Невада, Мэриленд и Делавэр. В отношении последнего следует отметить, что ни один другой штат не имеет таких гибких корпоративных законов. Примечательно, что две известные оффшорные юрисдикции — Либерия и Панама — приняли свои законы о компаниях, практически скопировав Закон о корпорациях общего типа штата Делавэр 1967 г. В свете этого представляется целесообразным более подробно остановиться на законодательной и правоприменительной практике данного штата в области учреждения и допуска к хозяйственной деятельности иностранных юридических лиц или американских юридических лиц, созданных с участием иностранных учредителей как оффшорные компании.
Рассматриваемого рода корпорации на территории штата не подпадают под налогообложение штата Делавэр, если не ведут деятельности, т.е. не извлекают прибыли, в штате. Все это выглядит необычным для США — страны с высоким уровнем развития системы налогообложения и контроля со стороны Департамента внутренних доходов США.
Для обеспечения правомерного функционирования таких компаний и поддержания их «in good standing» («в эффективном состоянии») необходимы
Признание правосубъектности юридического лица на территории иностранного государства и порядок допуска его к хозяйственной деятельности.
1. Понятие международного частного права. 2. Предмет регулирования в международном частном праве. 3. Содержание и предмет международного частного права 4. Регулирование Гражданско-правовых отношений, имеющих международный характер, и регулирование Гражданско-правового положения иностранцев. 5. Место международного частного права в правовой системе. 6. Система международного частного права. 8. Дипломатическая защита прав и интересов российских граждан и юридических лиц за рубежом. 9. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования и их значение в устранении дискриминации в международной торговли, в развитии международных экономических отношений. 10. Коллизионно-правовойспособ регулирования гражданских правоотношений, осложненный иностранным элементом. 12. Место и роль материально-правовых норм в регулировании международного частного права. Система норм. 13. Толкование и применение коллизионных норм. 14. Односторонние и двусторонние коллизионные нормы. 15. Сфера коллизионного регулирования. Коллизионные привязки. Вещный статус. Оговорка о публичном порядке. 16. Режим наибольшего благоприятствования. Принципы наибольшего благоприятствования 17. Национальный режим и его закрепление в законодательстве Российской Федерации. 18. Взаимность и реторсия в практике международного частного права. 19. Виды источников международного частного права. Внутренние источники. Международные источники. Международные договоры. 20. Понятиеунификации права. Объективная необходимость правовой унификации, основные сферы ее применения. Виды унифицированных правовых норм 22. Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА). 23. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). 25 . Коллизионные нормы и их принятие. 26. Содержание коллизионных норм. Сфера действия коллизионных норм. 27. Строениеколлизионной нормы. Односторонние и двусторонние коллизионные нормы. Императивные, диспозитивные, альтернативные, внутренние и договорные коллизионные нормы. 28. Основные формы прикрепления, их классификация и сфера применения. Территориальный и экстерриториальный принципы. Иммунитет государства как формула прикрепления. Личные закон участников отношений. Закон места совершения акта. 29. Вопросы взаимности в международном праве. 30. Квалификация юридических понятий коллизионной нормы 31. Императивные нормы в международном частном праве. 32. Понятие оговорки о публичном порядке. 33. Установление содержания иностранного права. 34. Личные законы физического лица. Право и дееспособность граждан, иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и переселенцев 36. Понятие гражданства и домицилия, соотношение между ними. 37. Национальное законодательство об иностранцах и лицах без гражданства 38. Статус физических лиц в Гражданско-правовой сфере 39. Общая характеристика правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. 40. Правовые режимы физических лиц (национальный, специальный режим и режим наибольшего благоприятствования). 41. Гражданская правоспособность и дееспособность российских граждан за рубежом. 42. Понятие иностранного юридического лица. 43. Личный закон юридического лица. Критерии его определения. 44. Признание правосубъектности юридического лица на территории иностранного государства и порядок допуска его к хозяйственной деятельности. 45. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации. Филиалы и представительства иностранных фирм в России. 46. Российские юридические лица с иностранными инвестициями. 47. Правовое положение российских юридических лиц за рубежом. 48. Доктрины функционального и абсолютного иммунитета. Правовой режим сделок государства с частными лицами. 49. Собственность в международных отношениях. 50. Признание государственной собственности, права одного государства на его имущество, находящееся за рубежом 51. Проблема собственности в современных международных отношениях. Коллизионные вопросы права собственности. 52. Применение за границей законов о национализации. 53. Право государства на национализацию собственности. Условия проведения национализации. Экстерриториальное действие законов о национализации. 54. Правовое регулирование иностранных инвестиций. Правовой режим иностранной собственности 55. Иностранные инвесторы и их права. Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах. Предприятия с иностранными инвестициями. 56. Правовой режим собственности в Российской Федерации и российских организациях за границей. Иммунитет собственности иностранного государства. 57. Внешнеторговая деятельность как предмет правового регулирования. Внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности. 58. Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. 59. Внешнеэкономический договор - основная правовая форма осуществления внешнеэкономической деятельности. Понятие внешнеэкономического договора, особенности, виды. 60. Особенности содержания обязательств, вытекающих из договора международной купли-продажи 61. Правовое регулирование внешней торговли по российскому праву, по праву стран - членов СНГ и других государств 62. Коллизионные вопросы международной купли-продажи. 64. Принцип «автономии воли». Сфера и пределы его применения. Другие коллизионные привязки. Новые тенденции в выборе права, регулирующего международную куплю-продажу. 65. Коллизионные вопросы формы договора международной купли- продажи. Разрешение коллизий законов, касающихся формы Гражданско-правовых договоров, в практике Российской Федерации и других государств. 66. Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. 67. Римская конвенция о применении права к договорным обязательствам 1980 г. 68. Унификация правовых норм, регулирующих международную куплю- продажу. Понятие, виды и формы унификации права международной торговли. 69. Торговые обычаи. Базисные условия международной купли-продажи. Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС 2000). 70. Типовые контракты, их роль в регулировании международной купли- продажи. 71. Понятие международных перевозок. Особенности договоров международной перевозки. 72. Гражданско-правовой характер международных железнодорожных перевозок. Провозные платежи. Ответственность железных дорог за сохранность груза и просрочку доставки багажа. 73. Условия договора международной автомобильной перевозки грузов. 74. Международныевоздушные перевозки. Условия воздушных перевозок пассажиров и грузов. 75. Международные морские перевозки. Регулярные и линейные перевозки. Морской чартер. 76. Международные валютные рынки и методы их регулирования. 77. Валютное законодательство Российской Федерации и международные соглашения. 78. Международные расчеты и кредитование во взаимоотношениях российских организаций с фирмами и организациями иностранных государств. 79. Формы международных расчетов: банковский перевод, инкассо, аккредитив. Вексель и чек. 80. Понятие международных кредитных отношений. Виды международных кредитов. Кредитные договоры. 81. Основные виды международных банковских гарантий 82. Коллизионные вопросы деликтных обязательств. 83. Деликтная ответственность. Деликтные обязательства. Специальная коллизионная привязка 84. Причинение вреда в Российской Федерации. Материальный и моральный вред. 85. Причинение вреда за рубежом. Обязательства сторон. Статья 1219. Право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда 86. Роль международных договоров о правовой помощи между государствами в области обязательств из причинения вреда. 87. Понятие «интеллектуальной собственности» с иностранным элементом. Ее виды и формы. 89. Регулирование охраны авторских прав в рамках СНГ. Авторские права иностранцев в России. 90. Компетенция всемирной организации интеллектуальной собственность (ВОИС) в международной охране авторских прав 91. Международные знаки охраны авторских и смежных прав. Международно-правовая охрана авторских прав. Национальность объекта авторского права. 92. Унификация авторского права. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (с последующими изменениями). Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (с последующими изменениями). Договор ВОИС по а 93. Международно-правовая охрана смежных прав. Понятие, виды, субъекты смежных прав, их значение для международного гражданского оборота 94. Международное научно-техническое сотрудничество в области патентования изобретений. Форма охраны изобретений. 95. Охрана прав иностранцев на изобретения в Российской Федерации. Объем прав иностранца, получившего патент в Российской Федерации. 96. Патентование отечественных изобретений за границей. 97. Лицензионный договор в международном гражданском обороте. Понятие, виды, содержание. 98. Право на товарный знак. Борьба с недобросовестной конкуренцией. Международные соглашения об охране прав на изобретения. 99. Промышленные образцы. Товарные знаки. Охрана в Российской Федерации товарных знаков иностранных фирм. 100. Вопросы промышленной собственности, возникающие при создании совместных предприятий. 101. Понятие «конвенционного приоритета». Договор о патентной кооперации (РСТ) 1970 г. 102. Парижский союз по охране промышленной собственности, Европейское патентное ведомство (г. Мюнхен) и другие международные и национальные организации по охране промышленной собственности. 103. Понятие брачно-семейных отношений международного характера 104. Брачно-семейные отношения, осложненные иностранным элементом как часть Гражданско-правовых отношений международного характера. 105. Вопросы коллизий в области семейных правоотношений. Законодательная база, регулирующая семейные отношения. 106. Осуществление и защита семейных прав. 107. Условия и порядок заключения брака. Прекращение брака. Недействительность брака. 108. Личные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов. Договорной режим имущества супругов. Ответственность супругов по обязательствам. 109. Установление происхождения детей. Права несовершеннолетних детей. 110. Права и обязанности родителей. Алиментные обязанности супругов и бывших супругов. Алиментные обязанности других членов семьи. Соглашения об уплате алиментов. Порядок уплаты и взыскания алиментов. 111. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. 112. Усыновление (удочерение) детей. Опека и попечительство над детьми. Приемная семья. 113. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. 114. Заключение браков на территории Российской Федерации с иностранными гражданами. 115. Заключение браков в дипломатических представительствах и консульских учреждениях. 116. Признание браков, заключенных за пределами территории Российской федерации. 117. Недействительность брака, заключенного на территории Российской Федерации. Расторжение брака. 118. Установление содержания норм иностранного семейного права. Ограничение применения норм иностранного семейного права. 119. Коллизии законодательства в области наследования. 120. Применение законодательства при наследовании на основании коллизионных норм российского законодательства. 121. Коллизионные нормы по вопросам наследования, содержащиеся в договорах о правовой помощи, заключенных с другими государствами. 122. Наследственные права иностранцев в Российской Федерации. Решение вопросов, касающихся выморочного имущества. 123. Трудовые права иностранцев в Российской Федерации. Трудовые права российских граждан за рубежом. Содержание трудовых контрактов, заключенных с иностранными работодателями. 124. Проблемы международного гражданского процесса. Принцип «закон суда», его выражение в действующем праве различных стран. 125. Основные источники международного гражданского процесса 126. Правовая защита иностранцев в гражданском процессе 128. Гражданская процессуальная право-дееспособность иностранцев. 129. Вопросы международной подсудности в законодательстве Российской Федерации. 130. Вопросы международной подсудности в международных договорах. 131. Международная подсудность и судебный иммунитет. 132. Понятие и юридическая природа международного коммерческого арбитража. Компетенция. Процедура. Принципы обязательности арбитражных решений. Виды коммерческого арбитража. Арбитраж ad hoc. Порядок создания и рассмотрения дел. 133. Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово- промышленной палате Российской федерации. Компетенция, состав, порядок арбитражного производства, принятия решения. СОСТАВ