Водительское удостоверение на мопед
Какие права нужны на мопед и как их получить?
Нужны ли права на управление мопедом – это один из популярных моментов, который вызывает интерес у большого количества водителей, что только собираются приобрести подобное средство передвижения.
В данной статье можно найти ответы на вопрос, как получить права на мопед в 2018 году, а также какой порядок их оформления и со скольки лет можно получить права на мопед.
Со времени появления мопедов и скутеров на дорогах России возникало огромное количество вопросов, связанных с особенностями управления транспортным средством.
С 2013 года были задействованы определенные меры, направленные на введение особых правил. Они должны соблюдаться лицами, которые управляют подобными средствами передвижения.
В этом и заключается ответ на вопрос, нужны ли права на мопед до 50 кубов в 2018 году в России.
Если ранее данные транспортные средства не относились к категории механических средств и не требовали наличия специального водительского удостоверения.
Это приводило к тому, что за руль садились несовершеннолетние, что становилось причиной многочисленных аварийных ситуаций.
Все это стало причиной и основанием для принятия решения на законодательном уровне обязанность получения прав на управление мопедами.
С 2013 года мопеды и скутеры рассматриваются, как механические средства передвижения, соответственно управлять ими может только тот человек, который имеет специальные права.
Многие водители задаются вопросом, на какие мопеды не нужны права? В категорию мопедов и скутеров относятся средства передвижения, оснащенных двигателем, не превышающем 50 кубометров. Они не должны превышать по скорости 50 км/час.
Если планируется получить права на мопеды с особыми электрическими двигателями, их мощность не должна превышать 4 кВт.
На управление средствами передвижения такого плана, согласно современному законодательству, требуется получить права категории М.
Можно ли ездить на мопеде без прав? Нет! Вождение прав без водительского удостоверения является достаточно грубым нарушением правил движения и автоматически предусматривает административную ответственность в виде серьезного административного наказания.
Штраф за езду на мопеде без прав колеблется от 5 до 15 тысяч рублей. При повторном нарушении человек может быть оштрафовав на сумму до 30 тысяч рублей с одновременным назначением исправительных работ.
Видео: Права на скутер и мопед
Основное назначение документа
Итак, основанием для введения водительского удостоверения, явилась сложная назревшая обстановка, связанная с высокой долей ДТП. Причем аварийные ситуации происходили исключительно по причине водителей, управляющих мопедами и скутерами.
Именно для минимизирования подобных ситуаций были введены специализированные водительские права.
Вот основные преимущественные нововведения, которые автоматически были выведены из новых законных положений:
- Законодатель установил минимальный возраст водителей, возраст которых не достиг 16 лет. Ранее за рулем мопедов часто встречались и более молодые люди.
- Мопеды и скутеры стали полноценными транспортными средствами, соответственно они подлежат стандартной регистрации с автоматическим присвоением ему государственного номера.
- Современные водители мопедов получают право сесть за руль только при наличии специального водительского удостоверения, которое в свою очередь выдается только после сдачи экзамена.
Ранее мопеды, как средства передвижения, были «обезличенными», у них не было номеров, соответственно их нельзя было идентифицировать при аварийных ситуациях.
Это приводило к достаточно серьезным проблемам, а также к тому, что нарушители ПДД, которые часто становились виновниками аварий, могли просто безнаказанно скрыться от сотрудников ГИБДД.
Современные водители мопедов имеют право управлять средствами передвижения на дорогах обычного общего пользования. Они отвечают всем важным требованиям, которые автоматически предъявляются к иным участникам дорожного движения.
Чтобы получить специальное водительское удостоверение на мопед, требуется сдать соответствующий экзамен в организации ОВД.
Согласно постановлениям правительства РФ, предусмотрена сдача соответствующего экзамена и при получении положительного результата, осуществляется выдача удостоверения в региональных подразделениях ГИБДД.
Экзамен, который станет основанием для получения водительского удостоверения на управление мопедом, состоит из теории и практики.
Перед обучением требуется не только узнать стоимость данного процесса, но обратить внимание на выбор подходящего педагога. Это важно, так как от этого будет зависеть общее качество обучения.
Среди экзаменаторов, принимающих экзамен, могут выступать официальные должностные лица ГАИ, возрастной категорией старше 25 лет.
Есть определенные требования к лицам, которые занимаются приемом экзамена:
- высшее образование;
- стаж вождения мопедами не менее 5 лет;
- удостоверение водителя категории М/В.
Желательно проходить обучение в специальных образовательных фирмах, которые имеют специальные лицензии на осуществление соответствующей деятельности.
После удостоверения в наличии всех необходимых документов и разрешений, можно подписывать договор на обучение и вносить плату. После пройденного курса будущий водитель будет направлен на экзамен в специализированное подразделение Государственной автоинспекции.
Данное ведомство может находиться по месту постоянной регистрации, также это может быть подразделение, прикрепленное к автошколе, где человек проходил обучение.
Всю информацию относительно получения прав и режима работы выбранного территориального отделения можно узнать по соответствующим телефонам. Также вся важная информация по сдаче прав находится на официальных сайтах www.mvd.ru, www.gibdd.ru, www.gosuslugi.ru.
Как проходит обучение?
К обучению на права, как уже отмечалось выше, могут быть допущены лица, не имеющие серьезных проблем со здоровьем.
Если плохое зрение, то показатели не должны быть больше минус/плюс восьми диоптрий. В противном случае искатель не допускается к обучению. Также недопустим серьезный астигматизм, то есть разница между правым и левым глазом более трех диоптрий.
Люди, которые стоят на учете в наркологическом или психологическом диспансере также не могут быть допущены к обучению.
В качестве подтверждения данных правил, на курсы потребуется предоставить соответствующую медицинскую справку. Также предоставляется паспорт и военный билет, если он есть в распоряжении.
Предварительно нужно будет сделать три матовые фото, размером 3 на 4 см. Они потребуются для медсправки. Для самого удостоверение фото будет сделано в отделении ГИБДД.
Обучение осуществляется по утвержденным на официальном уровне программам:
- теория 72 час;
- практика 30 часов;
- из практики около 18 часов будет отведено на вождение.
В качестве теории будущий водитель будет изучать такие вопросы, как непосредственно сами правила движения, устройство и обслуживание техники, азы оказания медицинской помощи, а также немного о психологии вождения и пешеходов.
Сдается теория по обычной схеме – прошедшие обучение садятся за ПК и отвечают на 20 вопросов по всем основным категориям знаний.
Вот самые основные из них:
- Правила движения – светофоры, знаки и перекрестки.
- Оказание первой медицинской помощи – массаж сердца, вызов неотложки, правила выполнения искусственного дыхания.
- Законодательство – знание главных статей КоАП, возможных штрафов.
По окончании обучения человек будет допущен к сдаче экзамена. При этом вождение по городу сдавать не потребуется, достаточно будет просто выполнить несколько фигур на специализированном треке.
Особое внимание здесь уделяется змейке, восьмерке и езде по ломанной траектории.
Непосредственно сам процесс обучения предполагает стандартное и полноценное прохождение необходимого материала, но за более короткий временной период.
Единственным исключением будет являться несколько упрощенный процесс сдачи экзамена.
Обучение, направленное на получение водительских прав для управления мопедом, длится в среднем 2-3 недели. Это относительно недолго, например, обучение на категорию В займет 4 месяца.
Теория включает в себя все правила, актуальные для водителей описываемых средств передвижения.
Если все будет сдано правильно, если будет допущено не более двух ошибок в теории и при осуществлении фигур на треке, на руки будут выданы права сроком действия 10 лет, в которых будет отмечена категория М.
Если интересуют вопрос, сколько стоит сдать на права на мопед, можно отметить, что в среднем цена обучения составляет 15 тысяч рублей.
Кому могут быть выданы права?
Водительское удостоверение, на основании которого можно управлять скутером, выдается гражданам, которые достигли 16 лет.
Сдать на права могут следующие категории водителей:
- Граждане РФ.
- Лица, которые временно проживают на территории России.
Все без исключения категории граждан в состоянии получить водительское удостоверение по месту обращения. Получить документ можно после успешной сдачи квалификационных экзаменов.
Для получения доступа к экзаменам предварительное потребуется предоставить медицинскую справку, полученную на основании пройденного медосмотра. Это важный момент, так как права не будут выданы при наличии определенных противопоказаний.
Одной из главных особенностей данной категории водительского удостоверения является тот факт, если в наличии уже имеются права иных категорий, удостоверение на мопед в качестве отдельного документа получать не потребуется.
Говоря иными словами, если человек уже является законным водителем грузового или легкового транспортного средства, он может спокойно пересаживаться на мопед.
На этом основании можно сделать вывод, что будущему водителю, которому уже исполнилось 18 лет, намного выгоднее будет пройти обучение на удостоверение категории В и с ним ездить на своем мопеде.
Это не будет являться правонарушением, то есть ответ на вопрос, можно ли управлять мопедом с правами категории В, является положительным.
Отдельное обучение на категорию М требуется только в случае, если будущему водителю нет 18 лет, но уже исполнилось 16, то есть ответ на вопрос, какие права нужны, зависит от возраста и опыта водетеля.
Особенности сдачи экзамена
Водительское удостоверение на мопед выдается в том же официальном порядке, что и документы на иные средства передвижения.
Говоря иными словами, человек, который стремится их получить, обязательно должен пройти специальное обучение в автошколе. Это законное основание, нарушение которого достаточно строго наказывается, а не формальность.
Если претендент на получение прав не сдал теоретическую часть или практику, он автоматически перенаправляется на пересдачу. Вторичный экзамен проходит не ранее 7 дней от первой попытке.
Если человек не прошел экзамен второй раз, на следующую попытку он будет направлен только через месяц.
После успешной сдачи всех частей экзаменов, то есть практики и вождения, водитель получает удостоверение, срок актуальности которых составляет 10 дней от даты выдачи.
Подводя итоги
На основании всего сказанного выше, можно сделать вывод, что для правильного и успешного управления мопедом или скутером, водители обязано соблюдать современное законодательство.
Это поможет не просто избежать административной ответственности, но что более важно, можно гарантированно сохранить свою жизнь и здоровье рядом перемещающихся участников дорожного движения.
Вас заинтересует:
Нужны ли права на скутер и мопед 🏍 до 50 кубов в 2019 году
Мотороллеры (скутеры) и мотовелосипеды (мопеды) пользуются большой популярностью у молодежи, а также у лиц, занимающихся разъездным или доставочным видом деятельности. Законодательство РФ в течение прошлых лет несколько раз пересматривало правила управления этими видами транспорта, устанавливало ограничения по возрасту, а также вводило и изменяло технические характеристики аналогичных средств передвижения. Нужны ли права на скутер в текущем году?
Обязательно ли получать права на скутер
Изменения в ПДД об управлении скутерами и мопедами были введены ноябре 2013 года. Для этих видов транспорта была предложена новая категория – М. Казалось бы, что именно с этого времени все владельцы скутеров должны были обратиться в ГИБДД для сдачи экзамена и получения прав нового образца, но нет.
Утвержденные правила вступили в силу в конце 2014 года. С этого времени вопрос, нужны ли права на мопед, имел только один ответ – да. Скутер и мопед объединяются в одну категорию, если они обладают следующими характеристиками:
- мотор не более 50 кубов;
- максимальная скорость – до 60 км/ч.;
- электродвигатель – 0,25-4 кВт;
- количество колес – 2-4 (квадроциклы).
Вся техника, подходящая под перечисленные параметры, для управления ей предусматривает наличие прав категории М. Следует заметить, что на рынке стали появляться электрические разновидности скутеров, а точнее, гибриды велосипеда и электромотора. Техника предусматривает как автоматическое передвижение, так и механическое за счет педалей. Ошибочно думать, что права на велосипед с мотором не нужны. Если мощность двигателя выше 0.25 кВт, то водитель обязан иметь права с категорией М.
Во всех случаях важно, что прописано в документах на транспортную единицу. Производители могут специально занижать мощность или объем двигателя, приравнивая ТС к мопеду. В таком случае инспектор ГИБДД ориентируется именно на запись в документах. Однако если визуально техника имеет все признаки мощного мотоцикла, но по паспорту объем мотора менее 50 куб. см., сотрудник ГИБДД вправе обратиться в суд для детального разбирательства.
К примеру, права на скутер 150 кубов предусматривают наличие категории А, потому что это уже мотоцикл по всем признакам. Это видно визуально – габариты техники, размер колес, масса мотоцикла, внешний вид двигателя. И если такая техника по документам имеет 50 кубов вместо 150, то у инспектора имеются все основания для сомнения.
В будущем может быть назначена экспертиза для определения истинных характеристик транспорта. Таким образом, права на скутер до 50 кубов в 2018 году предполагают наличие категории М. Все, что выше, приравнивается к мотоциклам и требует категории А1 или А.
Какая категория нужна на управление скутером
Учитывая, что скутеры и мопеды отличаются между собой по мощности двигателя, то и категории водительских удостоверений у них разные. Права на электроскутер предусматривают наличие категории М. Это касается всей техники, которая подпадает под этот сегмент (мощность двигателя в пределах 0.25-4 кВт), вне зависимости куплен скутер у официального дилера или гражданин самостоятельно сконструировал велосипед и электромотор.
Наиболее спорным вопросом считается, можно ли с категорией С управлять мопедом. Мнения на этот счет могут быть разные и касаются они вида прав – старые или новые. До нововведения управление мопедами до 50 кубов не подразумевало наличие ВУ. В удостоверении не было этой графы, а открытая высшая категория давала возможность управления транспортом низшей категории.
Новые водительские права предусматривают серьезные видоизменения. Управление мопедом в таком случае разрешено лишь при открытии соответствующей категории. К примеру, если водитель имеет права категории С, но М не открыта, то водить соответствующую технику он не может по закону.
При сдаче на категорию А (мотоциклы) категория М проставляется автоматически. Главное, чтобы она была открыта. Иногда при сдаче экзамена на С водитель хочет получить разрешение на управление мопедом. В таком случае экзамен будет сильно упрощен, а иногда и полностью исключен (достаточно навыков вождения, поскольку правила ПДД человек сдавал ранее).
Таким образом, чтобы управлять мопедом, в новых правах нужна обязательная отметка в соответствующей категории. В противном случае, даже при возможности управления автобусом или грузовым автомобилем с прицепом, сотрудники ГИБДД могут оштрафовать за вождение мопеда без прав.
Некоторые особенности
Следует отметить, что регистрация мопеда или скутера в ГИБДД не требует водительского удостоверения. Любой гражданин имеет возможность приобрести механическое средство передвижения (не только мопед, но и автомобиль) и поставить его на учет, не имея водительских прав. Техника до 50 кубов также не предусматривает обязательного технического осмотра и наличия техпаспорта.
Это же правило касается страховой ответственности. Водитель мопеда не обязан оформлять полис ОСАГО, а сотрудники ГИБДД не имеют право его спрашивать. При возникновении ДТП с участием скутера размер порчи имущества и ответственность за совершенное деяние устанавливается в судебном порядке.
Где проходит обучение
Обучение на права категории М проходят в тех же автошколах, где учатся вождению автомобиля. Процедуры практически не отличается друг от друга. Разница состоит в цене и в сроке обучения, а также в отсутствии практических занятиях езды по городу.
Процедура обучения
Принимая решение, как получить права на скутер, следует изучить несколько автошкол в своем городе и сравнить их предложения:
- возможность обучения – не все автошколы предоставляют возможность сдачи экзамена на управление скутером;
- стоимость – не стоит переплачивать значительную сумму, поскольку получение прав категории М не предусматривает ничего сложного;
- отзывы – нелишним будет почитать мнения пользователей интернета о конкретной автошколе.
Не менее важный момент – сколько стоят права на мопед. Ценовая категория зависит от расценок конкретной автошколы, но в среднем размер оплаты за курс обучения варьируется между 10-15 тысячами рублей. Иногда имеет смысл взять частные уроки по вождению, если имеется иная категория прав и со знанием правил ПДД все в порядке.
Такой способ обойдется значительно дешевле. Это подразумевает самостоятельную сдачу экзамена в ГИБДД без прохождения обучения в автошколе. Таким образом, то, сколько стоит сдача на права категории М в каждом индивидуальном случае, зависит как от навыков, приобретенных гражданином ранее, так и от ценовой политики автошкол в городе.
Кто может получить права
Правом на получение ВУ категории М наделен любой дееспособный граждан РФ. Для этого необходимо пройти медицинскую комиссию, которая подтвердит отсутствие противопоказаний для управления техникой.
Молодых людей в первую очередь интересует, во сколько лет можно получить права на мопед. По законодательству РФ получить права на скутер или мопед можно при достижении 16 лет. Следует отметить, что на мотоциклы объемом выше 125 кубов права можно получить только с 18 лет, как и на большинство автомобилей. Поэтому стоит различать класс техники и возраст вождения.
А вот со скольки лет можно учиться в автошколе, имеет свою особенность. Обучение можно проходить при достижении 14 лет, но при этом ребенок не будет допущен к экзамену в ГИБДД. Его можно будет пройти только с 16 лет. Достаточным будет предъявить документы об обучении в автошколе и сдать экзамен на общих основаниях.
Особенности сдачи экзамена
После обучения в автошколе необходимо сдать внутренний экзамен, после чего гражданин будет допущен к экзамену в ГИБДД. Как правило, сотрудники автошколы снисходительно относятся ко всем тестам. Главная составляющая экзамена – его теоретическая часть. До практических занятий дело может и не доходить, если человек реально умеет ездить.
По законодательству автошкола обязана предоставлять определенное количество часов как на теорию, так и на практическую часть. После успешного внутреннего экзамена требуется сдать на права в ГИБДД. Сначала происходит сдача теоретической части – знание ПДД. Практика состоит в следующем:
- исполнение езды по «восьмерке»;
- «коридор» – проезд в узком пространстве;
- полукруг;
- змейка;
- разгон до разрешенной скорости;
- торможение в случае непредвиденной ситуации;
- движение на стандартной скорости машинопотока.
Если первая попытка оказалась неудачной, то экзаменуемому дается время на новую подготовку и пересдачу. Это же правило касается, если не прошел экзамен второй раз.
Штраф за отсутствие прав на скутер
Управление мопедом, скутером без соответствующих на то прав предусматривает серьезное денежное взыскание – от 5 до 15 тысяч рублей. Это касается тех случаев, если водитель не имеет водительского удостоверения совсем или нет открытой категории М. Если права остались дома, но при этом водитель был остановлен сотрудником ГИБДД, то за отсутствие ВУ предусматривается штраф – 500 рублей.
Какие права нужны на скутер 50 кубов, 150 кубов и для управления другими видами скутера
Первым прообразом нынешнего скутера считается изобретенное в 1902 году французом Жоржем Готье авто-кресло под названием Auto-Fauteuil. Оно представляло собой сидение, подлокотники и спинку, которые располагались над двигателем. С тех пор скутера прошли многоэтапную модернизацию, и дошли до наших дней в виде привлекательных, легких двухколесных машин.
Является мобильным и экономичным транспортным средством. Поэтому он завоевал доверие со стороны разных слоев населения. Ему отдают предпочтение, как мужчины, так и женщины. В некоторых селениях, пожилые люди пересаживаются с велосипедов на скутер, находя в нем выгодные преимущества. Даже подростки мечтают о скутере и делают все возможное, чтобы реализовать свои пожелания.
Он редко подводит своего владельца. Некоторые преимущества этого надежного транспорта:
- Доступность цен.
- Удобство вождения.
- Возможность использовать как в городе, так и за его пределами.
- Экономичное израсходование топлива.
- Редкая необходимость в ремонте.
Но, несмотря на все достоинства, нужно серьезно отнестись к вопросам, связанным с правами: нужны ли они? Если да, то какие? Как их открыть?
Законное регламентирование о получении прав на мопеды и скутеры
Прежде всего, выясним разницу между мопедом и скутером.
Мопед:
- может иметь три колеса;
- имеет педали;
- объем двигателя не превышает 50 кубических сантиметров;
- скорость не может превышать 60 км/ч.
Скутер:
- диаметр колес меньше, чем у мопедов – 8 – 14 дюймов;
- легче по весу;
- наличие вариатора, он же коробка передач;
- объем двигателя – 50 – 230 куб. см;
- развиваемая скорость до 120 км/ч;
- отличительная удобная конструкция, называемая в народе «табуреткой».
Права необходимы в том случае, если скорость транспортного средства превышает 60 км/ч, а объем двигателя более 50 см³. Если характеристики транспорта не превышают эти цифры, он не приравнивается к мопеду, и, соответственно прав не требует. Приобретая мопед или скутер в специализированном салоне, там должны предупредить, нужны на него права, или нет.
Кто может получить права
На получение прав допускаются лица, которым исполнилось 16 лет.
Кому не нужно получать права?
Мопеды для мотокросса классифицируются как спортивные снаряды и не требуют оформления прав. Мощность их двигателя может превышать 50 кубов и преодолевать они могут большие расстояния.
На дорогу на таких снарядах, конечно, выезжать нельзя, зато они могут служить отличным средством передвижения в селах и поселках городского типа. Являются прекрасной альтернативой для выезда на природу, на дачу или на рыбалку.
Нужны ли права до 50 кубов
Фактически, транспортные средства до 50 кубов не являются механическими, поэтому права на них не нужны.
Нюансы эксплуатации
Многие владельцы двухколесных транспортных средств полагают, что раз права не нужны, значит, никаких ответственных действий совершать не нужно. Но такое мнение ошибочно. Любой участник дорожного движения обязан знать и соблюдать правила движения. Почему это важно?
- Российские дороги весьма не предсказуемы.
- Некоторые водители ведут себя на дороге агрессивно.
- Водитель мопеда отвечает за свои решения.
- Не зная правил, он может стать виновником аварийной ситуации, при которой пострадает он и те, кто оказался рядом.
Для владельцев прописаны следующие правила:
- Необходимость включать фары в темное время суток.
- Для подобных транспортных средств предусмотрена первая полоса проезжей части. Однако разрешается обгонять автомобили.
- Перемещаться разрешается только в шлеме.
- Скутер или мопед не может быть задействован при буксировке.
- Начинать водить скутер можно только с 16 лет.
Некоторые предпочитают оформить права, даже если по закону в этом нет необходимости. Такая позиция логична для тех, у кого малый опыт в передвижении, и кто испытывает страх перед дорогой.
Имеет объем двигателя менее 50 кубов
Законодательством не утверждена регистрация и выдача прав на скутер, объем двигателя, которого не превышает 50 кубов.
Права категории M
Права категории M вступили в силу 5 ноября 2013 года. Но процедура получения этих прав до сих пор находится в стадии разработки и всевозможных уточнений. Согласно пункту 1.2 Безопасности дорожного движения, скутера не являются механическим транспортным средством. Значит, водителю без надобности иметь при себе права. Но поскольку этот пункт подвергается постоянным поправкам, категория M с каждым днем становится все более и более востребованной.
Основные причины введения этих прав:
- Полное отсутствие знаний дорожных правил среди владельцев мопедов. Растущее количество мопедов и скутеров иногда приводит к смертельным транспортным происшествиям.
- Аварии, происходящие по вине водителей скутеров, стало обычным делом.
- Страховые компании не распространяют свои полномочия на эти транспортные средства. Поэтому, водитель скутера, задевший машину, уедет чинить зеркало, а владелец автомобиля будет производить недешевый ремонт своего транспорта за свой счет.
На мопеды с электродвигателем, мощностью 250 – 4000 ватт, тоже предусматривается необходимость водительского удостоверения с категорией M.
Документ о купле-продаже транспортного средства
Купля-продажа является серьезной сделкой и требует оформления специального документа. В нем должны быть выделены следующие пункты:
- ФИО продавца;
- паспортные данные продавца;
- модель транспортного средства и год выпуска;
- ФИО покупателя;
- паспортные данные покупателя;
- цена изделия;
- «Деньги покупатель передал продавцу полностью, продавец передал покупателю товар»;
- дата заключения договора;
- подпись сторон.
Можно включить в договор дополнительные пункты:
- предметы, входящие в стоимость: запаска, прицеп, инструменты и т.д;
- гарантийный срок;
- причины возврата;
- аванс или рассрочка.
Если мопед/скутер продается в магазине, необходимо взять чек и бережно его хранить.
С рабочим объемом двигателя свыше 50 см³ и максимальной скоростью, превышающей 50 км/ч
Если он вмещает в себя двигатель, объемом свыше 50 куб. см, он приравнивается к мотоциклу, вождение которого предусматривает специальные права.
С двигателем до 150 кубов завоевали армию поклонников в нашей стране. Их используют в путешествиях, а также в курьерской службе по городу. Визуально отличить их от малолитражек очень сложно.
К таким транспортным средствам сотрудники ГИБДД предъявляют особые требования:
- техосмотр;
- страхование ОСАГО;
- учет в компьютерной базе ГАИ;
- права категории A.
Некоторые со своих мопедов пытаются сделать «мотоцикл», увеличивая рабочий объем двигателя. Но такая реконструкция, как правило, негативно сказываются, как на двигателе, так и на работе самого мопеда. Часто это приводит к преждевременному износу коробки передач.
Не так давно конструкторы скутеров занижали объем двигателя на 0,1 куб. см для того, чтобы владельцам не нужно было получать права. Теперь такая хитрость не срабатывает.
Зарегистрировать мопед в ГАИ
Формально для ПДД мопед и скутер – это одно и то же. Лишь объем двигателя определяет наличие или отсутствие прав. Регистрация в ГАИ мопеда с двигателем от 50 кубов должна проходить обязательно.
Открыть категорию «А»
Дословно слово «скутер» означает «мотороллер», а иногда его переводят как «детский самокат». Такая размытость понятий приводит к неоднозначным правилам, в том и числе и тем, которые подтверждают необходимость иметь права.
- Обладание мощным скутером, объемом от 125 кубов, обязывает приобрести права подкатегории A1.
- Если объем превышает 150 кубов, нужна категория А. Максискутер, выпускающийся в Японии, Китае и некоторых странах Европы имеет мощность двигателя 300 – 800 куб. см.
Категория A разрешает управлять любым средством, масса которого не превышает 400 кг. Но для вождения автомобиля, этой категории не достаточно. Водитель с категорией A имеет полное право передвигаться по автостраде любого назначения.
Иметь документ о купле-продаже транспортного средства
Иметь такой документ крайне важно. Он защищает от обмана и нарушений со стороны одной из сторон. В свою очередь он является доказательством соблюдений всех оговоренных пунктов.
Можно скачать договор с Интернета, распечатать его и заполнить поля. Он ничем не будет отличаться от настоящего, купленного у нотариуса или где-нибудь еще.
Порядок получения прав
Экзамены по вождению проводятся в ОВД. Права, согласно Постановлению Правительства РФ от 24 сентября 2014 года, выдаются в подразделениях ГИБДД.
Ответственность и штрафы за езду без прав
Несмотря на неоднозначную ситуацию и неведение со стороны населения, штрафы все-таки предусмотрены.
- Езда без прав приведет к штрафу, размером в 800 рублей.
- При вождении данного транспорта в нетрезвом состоянии, инспектор ГАИ должен оштрафовать на 1 500 руб.
Для безопасного и комфортного вождения, водителю было бы полезно иметь при себе техпаспорт на транспортное средство. В случае остановки инспектором ГИБДД, водитель сможет доказать, что его мопед не относится к механическим средствам. Это избавит от проверки, связанной с огромной потерей времени.
Если вы решили купить скутер, или уже имеете его при себе, подумайте над нововведениями, связанными с обязанностью иметь права. Тогда вождение этого транспортного средства не будет сопровождаться излишними волнениями и стрессом.
Нужны ли права на мопед и если да, то со скольких лет и как их получить?
Всем привет!
Хотите приобрести мопед и думаете, что сможете ездить на нём без прав? Не торопитесь – законодатели думают иначе.
Однако не спешите расстраиваться. В этой статье я хочу рассказать вам, какие категории необходимо открыть для управления малокубатурными транспортными средствами (ТС), на какие из них нужно получать водительское удостоверение и как получить права на мопед быстро, если вы уже давно на нём катаетесь.
Надо ли получать права на мопед?
Нужны ли права на мопед — да, нужны.
Ещё совсем недавно для того, чтобы сесть на мопед, не нужно было проходить курсы и получать водительское удостоверение (ВУ). Это привело к тому, что аварийность по причине невнимательности водителей таких ТС возросла почти на 50%. Закон не остался в стороне и запретил водить тем, кто не прошёл специальное обучение и не имеет прав на управление мопедом.
Как получить права на мопед?
Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», который вышел 05.11.2013, для водителей мопедов и лёгких квадрициклов ввели категорию М. Годом позже это требование вошло в Правила выдачи водительских удостоверений от 24.10.2014. Таким образом, теперь чтобы водить мопед или маломощный скутер, нужно:
- закончить курсы по управлению механическим транспортным средством (мопедом, квадрициклом). Сдача экзаменов возможна только после прохождения профессионального обучения, подготавливаться самостоятельно запрещено;
- сдать теоретический и практический экзамены в ГИБДД. Для того чтобы водить малокубатурные ТС, надо сдать тесты и выполнить несколько упражнений на автодроме, демонстрируя свои знания, умения и ловкость;
- получить ВУ категории М – право на управление мопедами и легкими квадрициклами. Пункт 2.1.1 ПДД предусматривает, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе права соответствующей категории. Так как 8.04.2014 в пункт 1.2 ПДД были внесены изменения: мопед с двигателем мощностью до 50 кубов был причислен к механическим ТС, и теперь без прав передвигаться на нём запрещено.
Ранее можно было увидеть мопедиста, которому только исполнилось 14 лет. Однако согласно новым правилам, вы не можете управлять таким ТС, если вам не исполнилось 16 лет – покрыть категорию М можно только с этого возраста.
Права с категорией М
Езда на самом простеньком мопеде без прав является таким же нарушением, как и езда без прав на автомобиле. Если вы не предъявили инспектору удостоверение, будьте готовы заплатить штраф от 5000 до 15000 рублей в соответствии со статьей 12.7 КоАП РФ.
Почему законодатели решили открыть категорию М?
Конечно же, такие нововведения мало кого обрадовали. Мопед – юркий и компактный, на нём удобно передвигаться по нагруженным транспортом участкам и, к тому же, можно не тратить время, простаивая в заторах. Новые правила особенно расстроили жителей пригорода, где мопед – незаменимое средство передвижения.
Тем не менее, давайте постараемся понять, что послужило толчком для принятия такого решения. Основные причины открытия категории М:
- за последние годы возросла аварийность. Количество ДТП по вине мопедистов возросло в разы. Чаще всего, сидящий за рулём мопеда подросток получает серьёзные травмы и увечья: при наезде на препятствие водитель падает на спину и повреждает позвоночник, а при столкновении он вылетает из ТС и ударяется головой;
- несоблюдение и незнание ПДД. Большинство юных (да и взрослых!) мопедистов не утруждает себя изучением теоретической части – они просто садятся за руль и едут, не показывая поворот и не предупреждая об остановке. Учитывая, что современные малокубатурные мопеды способны развивать скорость до 70 км/час, незнание правил подвергает опасности всех участников дорожного движения;
- отсутствие страховки. Хоть Федеральный закон «Об обязательном страховании ТС» не обязывает владельца мопеда оформлять страховой полис, теперь это сделать можно. До этого компании не разрабатывали программы страхования мото-вело-транспорта. Сейчас вы, как водитель малокубатурного ТС, можете уберечь себя от убытков, подписав страховой договор.
Полезно знать! Если у вас есть ВУ, разрешающее управлять автомобилем или мотоциклом, заканчивать курсы вождения мопеда нет необходимости. Вы можете ездить на нём с уже имеющимся водительским удостоверением. Главное, не забывайте взять его с собой!
На какой мопед не нужны права?
Как я уже упоминал, чтобы кататься на мопеде, нужно иметь при себе права категории М. Однако, здесь требуется уточнить, что это касается не всех ТС из этой группы. Категория меняется в зависимости от мощности двигателя. С какими правами можно ездить на мопеде? Рассмотрим это поподробнее.
Нужны ли права на мопед карпаты и ТС с двигателем мощностью до 50 кубов?
Именно о мопедах и маломощных скутерах, у которых объем двигателя не превышает 50 см3, шла речь в предыдущем разделе. До вступления в силу изменений в ПДД РФ, любой подросток мог кататься, к примеру, на мопеде карпаты мощностью 49 кубов: предъявления документов от него никто не требовал, а на знание ПДД никто не проверял. Со скольких кубиков теперь нужны права?
Главное отличие мокика от мопеда – наличие кик-стартера
Сейчас водить мопед с двигателем до 50 кубов или мокик, который представляет собой мопед, приближенный по комплектации к лёгкому мотоциклу, можно только с 16-ти лет. Кроме того, управляя таким видом транспорта, водитель должен быть готов предъявить инспектору ВУ категории М. Тем не менее регистрировать ТС в ГИБДД и оформлять ОСАГО необязательно. Однако стоит учесть, что, если не застраховать средство передвижения, все расходы на ремонт придется покрывать самостоятельно.
Мопеды с двигателем мощностью 50-125 кубов
Если объем двигателя вашего мопеда или скутера превышает 50 см3, права категории М не подойдут. Здесь речь идет уже не о мото-вело-транспорте, а о более мощных мотобайках и мотороллерах, отличающихся по конструкции от классических малокубатурных ТС. Некоторые из них называют мопедами, но по техническим и мощностным возможностям их можно считать лёгкими мотоциклами, например, «Alpha-110» или «Orion-125».
Для таких ТС нужно открывать подкатегорию А1. Зато, если у вас имеются права категории А, то для управления вашим 125-тикубовым скутером этого вполне достаточно.
Легкий мотоцикл «Orion», собираемый отечественной компанией «Веломоторс» и позиционируемый на рынке в качестве мопеда
В Правилах такие ТС причислены к мотоциклам, поэтому, в соответствии с п. 2.1.2 ПДД ездить на 50-кубовом мопеде можно только в застегнутом мотошлеме, а управлять им – с 16-ти лет.
Мопеды с двигателем мощностью выше 125 кубов
Управляя ТС с двигателем мощностью выше 125 кубов, вы должны знать, что для этого нужно открыть категорию А. Информация о том, что категория А1 не распространяется на мотоциклы с объемом двигателя свыше 125 см3 содержится в ПП РФ № 1097 («Допуск к управлению ТС» – разд. III, п. 25, пп. «л»). Эти мопеды и скутера приравниваются к высокомощным мотоциклам, поэтому категория М и подкатегория А1 в данном случае не подойдут.
Получив такие права, вы сможете управлять теми ТС, масса которых не превышает 400 кг. А вот водить авто, имея категорию А, запрещено. Чтобы ездить на 126-тикубовом виде транспорта понадобится:
- дождаться совершеннолетия – до 18-ти лет водить мотоциклы запрещено;
- получить права категории А;
- пройти техосмотр у аккредитованного оператора;
- зарегистрировать ТС в ГИБДД;
- оформить полис ОСАГО;
- надевать мотоциклетный шлем перед каждым выездом.
Полезно знать! Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (ФЗ № 196) дает право на управление ТС, относящимся к категории М (в т. ч. мопедом) если у водителя открыта любая другая категория или подкатегория (абз. 2, ч. 7, ст. 25). Но в то же время открытая категория В (в отличие от А) не дает право на управление легкими мотоциклами и мощными скутерами, которые относятся к категории А1 – с объемом двигателя от 50 до 125 см3 и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт (абз. 1 ч. 7, ст. 25).
На какие ТС не нужны права?
Теперь вы знаете нужны или нет вам права на мопед. Чтобы управлять таким ТС, оборудованным двигателем внутреннего сгорания любой мощности, должно быть водительское удостоверение. Исключение составляют лишь мопеды для мотокросса – их можно использовать, как спортивные снаряды для тренировок на автодромах и в полях, но выезжать на проезжую часть на них запрещено.
В числе ТС, на которые не нужны права, находятся велосипеды с установленным двигателем мощностью до 250 Ватт. Если же ваш велосипед оснащен мотором помощнее, будьте готовы получить права категории М, так как в соответствии с п. 1.2 ПДД РФ такие ТС приравниваются к мопедам.
Внимание! Если вы собираетесь управлять мопедом, велосипедом или квадрициклом с электродвигателем мощностью 250 – 4000W, вам также придется открывать категорию М.
Если нужны права на мопед: сколько учиться и как сдать экзамен?
Если в ближайшем будущем вы хотите купить мопед, то, чтобы получить права, вам придётся потрудиться не меньше, чем водителю автомобиля. Для начала вам нужно выбрать автошколу. Обучение будет длиться примерно 1,5 – 2 мес.
По окончании нужно будет сдать внутренний экзамен в автошколе, а также теорию и практику в ГИБДД. Как это происходит:
- Сдача теоретической части. Согласно п. II пп. 12 Правил проведения экзаменов и выдачи ВУ, в ГИБДД вам нужно будет ответить на 20 вопросов. Ошибиться можно только дважды. Теория сдаётся так же, как экзамен в автошколе. Вы можете попробовать свои силы дома – тренироваться в прохождении теста можно по специальной программе «Экзаменационные билеты ПДД для категорий A,B,M,C,D», которая закачивается абсолютно бесплатно.
- Сдача практической части. Практика сдаётся на автодроме по тем же правилам, что и для мотоциклистов. Вы должны показать, что ваша маневренность и реакция находится на достаточном уровне и вы уверенно чувствуете себя за рулём ТС. Согласно п. II пп. 13 Правил, для этого придется выполнить несколько упражнений:
- 1-й круг – габаритный коридор и полукруг, набор скорости и торможение. В начале дистанции нужно проехать между конусами, затем повернуть налево, разогнаться и притормозить до полной остановки перед знаком «стоп». Здесь главное не забыть указать руками левый поворот и остановку, и переключиться на нейтральную передачу после выполнения упражнения;
- 2-й круг – змейка, колейная доска и движение по прямой на небольшой скорости. Водитель маневрирует между конусами до поворота, выполняя змейку. Затем он поворачивает и заезжает на доску, проезжая дистанцию так, чтобы оба колеса оставались на ней. Далее нужно закончить упражнение, проехав на небольшой скорости до знака «стоп». Здесь тоже важно указывать повороты и предупреждать об остановке;
- 3-й круг – габаритная восьмерка. Водитель заходит на дистанцию и выходит из неё между двумя кругами, которые образовывают восьмёрку. Здесь главное проехать по кругу так, чтобы не задеть конусы.
Схема упражнений для мототранспорта на автодроме
Главные ошибки, за которые у вас могут снять баллы – резкое торможение с блокировкой колеса, выезд за габариты обозначенной траектории, остановка ближе, чем за 0,4 м от знака «стоп», если не предупреждать о повороте и об остановке, если не включить нейтральную передачу перед тем, как заглушить мотор.
После успешной сдачи теории и практики вы можете получить права на категорию М. Если вы сдали теорию, а практика с первого раза не поддалась, то не отчаивайтесь – пересдавать придется только практическую часть.
Видео-инструкция на тему, как сдать практическую часть экзамена на категорию М:
Со скольких лет получают права на мопед?
Как уже говорилось выше, чтобы получить права на категорию М, нужно достичь 16 лет. А вот чтобы водить ТС мощностью, как мотоцикл (выше 125 кубов), придется дождаться 18-тилетия – раньше садиться за руль такого мопеда запрещено. Эти правила регламентированы ст. 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Тем не менее тренироваться вне городских дорог можно и раньше. Особенно если учесть, что некоторые автошколы предлагают пройти только теоретический курс, а вождение, что называется, как хочешь, так и сдавай. Поэтому, если вы приобрели малокубатурное двухколёсное средство передвижения ещё до 16-тилетия, познавать хоть какие-то азы, заручившись помощью опытного водителя, можно и нужно.
Сколько стоят права на мопед?
Обучение в автошколе на новую категорию М стоит ненамного меньше, чем на категорию В. Центры по подготовке водителей предложат вам несколько пакетов услуг. Давайте рассмотрим, что предлагают автошколы:
- 7000 – 15000 рублей – стоимость 16-тичасового теоретического курса обучения, который длится не более 2-х месяцев. Практические занятия эта программа не предусматривает, поэтому лучше всего она подходит для опытных мопедистов, желающих получить права в связи со вступлением в силу новых правил. Если вы житель Москвы, то для вас стоимость теории составит не меньше, чем 18000 рублей;
- 18000-25000 рублей – цена за теорию вместе с вождением. Сюда входит 18 часов вождения и 16 часов теории. Сумма меняется в зависимости от того, высчитывается ли с ученика топливный сбор. Кроме того, если вы обучаетесь на личном ТС – цена уменьшается;
- 22000-34000 рублей – пакет «всё включено». За 2,5 месяца вы освоите вождение и ПДД, а также получите полное сопровождение: оформление медицинской справки, регистрация в ГИБДД для сдачи экзамена, предоставление ТС и шлема от автошколы.
Как видите, цена за курсы вождения на категорию М практически не отличается от стоимости обучения на водителя автомобиля. Так что тут уже решать вам, что выбрать, ведь с категорией В вы сможете водить мопед с мощностью до 125 кубов.
Какие документы нужны для получения прав на мопед?
Если вы не хотите платить автошколе за сопровождение на экзамене и собираетесь отправиться сдавать его самостоятельно, для получения прав вам понадобятся такие документы:
- заявление на получение прав категории М. В него заносятся персональные данные, указывается причина обращения и перечисляются прилагаемые документы;
- гражданский паспорт или другой документ, подтверждающий личность будущего водителя;
- медицинская справка об отсутствии противопоказаний к вождению ТС;
- свидетельство об окончании водительских курсов;
- квитанция об оплате госпошлины.
Чтобы получить права, можно зарегистрироваться на портале госуслуг, выбрать удобное время для посещения ГИБДД и оплатить госпошлину со скидкой. Согласно п. I пп. 2 Правил теперь документы на получение ВУ можно подать в любом МФЦ . Кроме того, пошлину можно оплатить на почте, в кассе, в терминале Сбербанка или на ресурсе Сбербанк-онлайн.
Подводя итоги
Остановимся на главных моментах этой статьи, чтобы закрепить прочитанное:
- на все мопеды нужно получать права — проходить курс обучения в автошколе, а после сдавать теоретический и практический экзамен в ГИБДД;
- категорию нужно открывать в зависимости от мощности ТС. Вот с какими правами можно ездить на мопеде: до 50 кубов – категория М, от 50 до 125 кубов – подкатегория А1, от 125 кубов – категория А;
- регистрировать ТС в ГИБДД и получать полис ОСАГО не требуется, если мощность двигателя не превышает 125 кубов;
- перед выездом обязательно нужно надевать мотошлем, особенно это касается ТС с двигателем мощностью от 50 кубов;
- стоимость обучения на мопедиста варьируется в пределах от 7000 до 34000 рублей – всё зависит от того, какой пакет услуг автошколы вы выберете;
- мопедом можно управлять только с 16-ти лет.
Рекомендую посмотреть видео, в котором новоиспеченный мопедист описывает порядок сдачи экзамена в МРЭО ГИБДД и рассказывает, как получить права категории М:
В заключение хочу сказать, что не стоит негативно воспринимать вступившие в силу нововведения. Посмотрите на это с другой стороны: ваши дети будут вести себя на дорогах осторожнее и осмотрительнее, ведь после экзамена они буду знать ПДД и уметь уверенно передвигаться на мопеде.
Подписывайтесь, задавайте вопросы в комментариях и будьте в курсе наших новостей! Удачи вам на дорогах, и не забывайте делиться ссылками на наши статьи со своими друзьями в соцсетях!