Входит ли в евросоюз босния и герцеговина
Босния и Герцеговина подала заявку на вступление в Евросоюз
Босния и Герцеговина подала заявку на вступление в Евросоюз. Об этом в понедельник, 15 февраля, заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, передает Reuters.
По ее словам, это хорошая новость как для самой страны, так и для ЕС. В Брюсселе отметили, что рассмотрят заявку Сараево на членство в Европейском союзе, несмотря на то, что страна не соответствует всем необходимым для вступления европейским стандартам.
Председатель президиума Боснии и Герцеговины Драган Чович выразил надежду на то, что получение статуса страны-кандидата не займет много времени. «Нам предстоит долгий путь реформ (...) Но мы не свернем с него», — приводит его слова РИА Новости.
В свою очередь еврокомиссар по расширению и политике соседства Йоханнес Хан отметил, что для Боснии «членство в ЕС невозможно через несколько месяцев и несколько лет», сообщает ТАСС.
1 июня 2015 года вступило в силу соглашение о стабилизации и ассоциации между ЕС и Боснией, подписанное в 2008 году. Это формально открыло для Сараево возможность для подачи официальной заявки на присоединение к Евросоюзу.
Балканская тропа. Как республики бывшей Югославии ищут счастья в ЕС и НАТО
Европейский союз официально принял заявку о вступлении в свои ряды бывшей югославской республики Босния и Герцеговина.
Об этом заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини.
«Это важный момент и повод для празднования для Евросоюза и БиГ, для народа этой страны, для достижения которого она работала очень активно. Однако это только начало длинного пути в ЕС», — цитирует слова Могерини ТАСС.
При этом еврокомиссар по расширению и политике соседства Йоханнес Хан заметил, что вступление Боснии и Герцеговины в ЕС не произойдёт в ближайшие несколько месяцев или несколько лет.
«Предстоит провести большую работу в сфере реформ, в частности, судебной системы. Всем группам общества, всем политическим элитам предстоит приложить усилия в этом направлении», — заметил Хан.
Босния и Герцеговина стала очередной страной, образовавшейся на обломках бывшей Югославии, которая подала заявку на включение в ЕС.
Государство-мечту маршала Тито разрушили националисты
Образовавшаяся после Первой мировой войны как Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев в 1945 году Югославия стала федеративным государством — сначала Демократической Федеративной Югославией, затем Федеративной Народной Республикой Югославией и, наконец, Социалистической Федеративной Республикой Югославией.
Республика Зомби. Как распадалась Югославия Во времена правления Иосипа Броз Тито Югославия, занимавшая особое место среди социалистических стран и поддерживавшая тесные экономические отношения со странами Запада, входила в число наиболее успешно развивающихся государств Европы.
В конце 1980-х годов Югославия переживала те же процессы, что и Советский Союз. В союзных республиках подняли голову националисты, получившие поддержку в западных странах, вчерашних экономических партнёрах Югославии.
Распад страны, начавшийся в 1991 году, принял характер кровавой гражданской войны, сопровождавшейся вмешательством извне. Окончательно Югославия перестала существовать 3 июня 2006 года, когда о выходе из федерации объявила Черногория.
В состав СФРЮ входили Социалистическая Республика Сербия (с двумя автономными краями — Косово и Воеводиной), Социалистическая Республика Черногория, Социалистическая Республика Македония, Социалистическая Республика Хорватия, Социалистическая Республика Словения и Социалистическая Республика Босния и Герцеговина.
В каком же направлении сегодня движутся бывшие братские республики?
Хорватия
25 июня 1991 года Хорватия вместе со Словенией стали первыми двумя республиками, объявившими об отделении от Югославии.
Именно с Хорватии на югославской земле началась гражданская война. Дело в том, что приход к власти националистов именно в этой республике был воспринят особенно болезненно.
Помни о «Буре». Как Хорватия окончательно решила «сербский вопрос» В 1941 году усташами под руководством Анте Павелича было создано пронацистское независимое государство Хорватия, которое проводило геноцид сербов, евреев и цыган. Пришедшие к власти в республике в 1990 году националисты не особенно скрывали своего почтительного отношения к Павеличу и его палачам. Начатая ими политика, направленная на ограничение прав сербов и других этнических меньшинств, не могла не спровоцировать острый конфликт.
Межэтнические столкновения в республике после провозглашения независимости переросли в войну, которая окончательно завершилась в 1995 году уничтожением государственного образования хорватских сербов Сербской Краины.
1 апреля 2009 года в рамках шестого расширения Хорватия была принята в члены НАТО. 9 декабря 2011 года Хорватия подписала договор о присоединении к Евросоюзу. 22 января 2012 года состоялся референдум, на котором вступление в Евросоюз поддержали 66,27 процента участников.
1 июля 2013 года Хорватия, второй из бывших союзных республик Югославии, официально стала членом Евросоюза.
Словения
Решение об отделении Словении от Югославии было вынесено на референдум, состоявшийся 23 декабря 1990 года. По его итогам за отделение проголосовали более 88 процентов участников голосования.
25 июня 1991 года Словения официально провозгласила независимость, что, как и в случае с Хорватией, вызвало начало вооружённого конфликта, который, однако, продолжался всего девять дней. На основе заключённого 7 июля Брионского соглашения из Словении были выведены части Югославской народной армии. Вслед за этим югославские власти де-факто признали независимость Словении.
Карла дель Понте рассказала всю правду о войне в бывшей Югославии В отличие от других республик Югославии, Словении в целом удалось избежать острых межнациональных конфликтов. Начиная с середины 1990-х страна провозгласила курс на вступление в ЕС и НАТО.
Обе эти задачи успешно и почти синхронно были реализованы в 2004 году — 29 марта в ходе пятого и самого масштабного расширения Словения вошла в состав НАТО, а 1 мая республика стала членом Евросоюза. Словения добилась этого первой среди экс-югославских республик.
Македония
Независимость Македонии была провозглашена 8 сентября 1991 года. Эта республика стала первой, которая сумела оформить разрыв с Югославией без вооружённых столкновений. В 1992 году части Югославской народной армии, в соответствии с заключённым соглашением, покинули территорию страны.
У нового государства возникли серьёзные проблемы с соседями, в особенности с Грецией. Дело в том, что области с названием Македония существуют также в Греции и Болгарии. В Греции, всерьёз опасаясь территориальных притязаний со стороны новой страны, потребовали, чтобы название «Македония» страной не использовалось. С 1993 года в ООН по настоянию Греции страну называли «бывшая югославская Республика Македония». Греки добивались запрета для страны на вступление в европейские структуры до тех пор, пока сохраняется нынешнее название. Дело дошло до Международного суда ООН, который 5 декабря 2011 года постановил, что Греция не имеет права блокировать членство Македонии в НАТО, ЕС и других международных организациях.
Игры на карте. Шесть случаев территориального передела после 1945 года Македонии не удалось избежать межнациональных конфликтов. Во время войны в Косово в 1999 году на территорию Македонии бежали до 360 тысяч косовских албанцев. После окончания конфликта они покинули территорию страны, спровоцировав, однако, вооружённые выступления местных албанских сепаратистов. Вооружённый конфликт в 2001 году удалось остановить лишь после вмешательства НАТО.
Внутренние конфликты и противостояние с Грецией привели к тому, что Македония, как и остальные республики бывшей Югославии, заявляющая о стремлении в ЕС и НАТО, достичь этих целей не может. С 1999 года в отношении Македонии в НАТО действует так называемый план по членству.
В апреле 2001 года Македония подписала договор об ассоциации с ЕС, в марте 2004 года подала заявку на членство и в декабре 2005 года стала кандидатом в члены Евросоюза. В этом статусе македонцы пребывают вот уже более десятка лет.
Черногория
Черногория оставалась последней союзной республикой в составе Югославии, помимо Сербии. В марте 1992 года сохранение республики в составе Югославии на референдуме поддержало более 95 процентов черногорцев.
В конце 1990-х годов бывший соратник югославского лидера премьер-министр Черногории Мило Джуканович перешёл к нему в оппозицию и начал проводить линию на независимость республики с дальнейшим движением в сторону ЕС и НАТО. Линия Джукановича нашла поддержку Евросоюза и США.
Ради НАТО на любые уступки. Эксперт о вступлении Черногории в Альянс Стремясь оформить отделение де-факто, ещё в 2000 году власти перевели финансовую систему страны на немецкую марку, а в январе 2002 года — на евро.
21 мая 2006 года состоялся новый референдум о независимости Черногории, на котором отделение от Югославии поддержало около 55 процентов граждан.
В стране по сей день существует жёсткое противостояние сторонников и противников прозападного курса страны. Тем не менее Мило Джуканович, сегодня вновь занимающий пост премьер-министра Черногории, железной рукой ведёт государство в состав ЕС и НАТО, подавляя оппозиционеров.
С декабря 2009 года в отношении Черногории действует план действий по членству в НАТО. С 17 декабря 2010 года Черногория является кандидатом в члены ЕС, в июне 2012 года начались переговоры о вступлении страны в Евросоюз.
В конце марта 2014 года Черногория под давлением Евросоюза объявила о присоединении к санкциям против России.
Сербия
Выход Сербии из состава Югославии произошёл после того, как страна с таким названием окончательно перестала существовать. Эта бывшая союзная республика в 1999 году подверглась вооружённой агрессии со стороны НАТО, в результате которой произошло отделение исторической территории Сербии — края Косово.
Сербия между Москвой и Анкарой. Турция ищет посредника для дружбы с Россией Соединённые Штаты и Евросоюз считают сербов главными виновниками войны на Балканах. Сербские генералы, политики и общественные деятели составляют большинство лиц, осуждённых так называемым Международным трибуналом по бывшей Югославии. Бывший югославский лидер Слободан Милошевич, лишённый медицинской помощи, был умерщвлён в тюрьме трибунала.
После свержения Милошевича в Сербии к власти пришли прозападные партии, которые проводят курс на вступление в ЕС и НАТО.
В марте 2015 года Сербия получила от НАТО так называемый индивидуальный партнёрский план, который действует также в отношении ряда бывших советских республик — Азербайджана, Казахстана, Армении и Молдавии. С 1 марта 2012 года Сербия считается кандидатом в члены ЕС, а в январе 2014 года начались переговоры о присоединении к Евросоюзу.
Несмотря на это, Сербия, в отличие от Черногории, не присоединилась к экономическим санкциями ЕС в отношении России.
Босния и Герцеговина
Пережившая наиболее ожесточённый вооружённый конфликт из всех республик бывшей Югославии, Босния и Герцеговина и сегодня представляет собой довольно непростое образование, состоящее из двух частей — Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. Существование в одном государстве боснийско-хорватского объединения и сербской республики возможно благодаря Дейтонскому соглашению 1995 года. Дейтонское соглашение учредило должность верховного представителя, наделённого высшей властью и единоличным правом интерпретации конституции и законов Боснии и Герцеговины.
Драган Тодорович: НАТО на Балканах — это инструмент против России Верховный представитель одновременно является Специальным представителем Европейского союза и наделён полномочиями ООН. С 2009 года этот пост занимает австриец Валентин Инцко. Фактически этот представитель выполняет роль контролирующего органа над президиумом Боснии и Герцеговины, в состав которого входят по одному представителю от хорватов, боснийцев и сербов. Верховный представитель имеет право вывести из состава президиума любого из них, если заподозрит его в злоупотреблениях.
По сути дела, Босния и Герцеговина на сегодня является государством под международным контролем. Это не мешает ей, однако, двигаться в сторону ЕС и НАТО. Это неудивительно, если помнить о том, что главный международные надзиратель одновременно представляет ЕС.
С 2010 года в отношении Боснии и Герцеговины введён план действий по членству в НАТО. О перспективах вступления республики в ЕС было сказано в самом начале материала.
Косово
Автономный край Косово, отделённый от Сербии в результате военной агрессии НАТО в 1999 году, в 2008 году решением парламента объявил независимость в одностороннем порядке. В настоящее время независимость Косово признали более ста стран мира. Россия не входит в это число.
22 июля 2010 года международный суд ООН признал, что провозглашение независимости Косова не противоречит нормам международного права.
Своя земля. Почему Косово можно отделяться, а Крыму нельзя? В 2013 году премьеры Сербии и Косово Ивица Дачич и Хашим Тачи парафировали в Брюсселе план разделения полномочий между властями Косово и сербскими анклавами на территории края. Этот документ означает фактическое признание Белградом независимости Косово. Такое решение сербские власти приняли в обмен на возможность вести переговоры о своём собственном вступлении в Евросоюз.
В том же 2013 году президент Косово Атифете Яхьяга заявила о намерении республики вступить в НАТО и ЕС.
27 октября 2015 года власти Косово подписали договор об ассоциации с ЕС.
О заявке на вступление в ЕС Боснии и Герцеговины
15 февраля 2016 г. Босния и Герцеговина подала заявку на вступление в Евросоюз. Заявления встреч членов Президиума БиГ с лидерами ЕС и отдельных государств в Брюсселе говорят о том, что большинством решение было встречено положительно. Предстоит долгий путь, но в его успехе высокие переговорщики сомнений не допускают. Какая Босния намерена вступать в ЕС и что значат для региона изменения в его наиболее сложной части?
15 февраля 2016 г. Босния и Герцеговина подала заявку на вступление в Евросоюз. Заявления встреч членов Президиума БиГ с лидерами ЕС и отдельных государств в Брюсселе говорят о том, что большинством решение было встречено положительно. Предстоит долгий путь, но в его успехе высокие переговорщики сомнений не допускают. Какая Босния намерена вступать в ЕС и что значат для региона изменения в его наиболее сложной части?
Особенность Боснии и Герцеговины заключается в том, что она является международным протекторатом. Его целостность и жизнеспособность обеспечивается Советом по выполнению Дейтонских соглашений, аппаратом высокого представителя, модерирующего политическую жизнь в республике, вооруженными силами ЕС и НАТО и регулярными кредитами. В 2008 г. высокий представитель должен был завершить работу, но его мандат был продлен на неопределенный срок. Важный центр влияния — посольство США в Сараево. Глубоко символичным представляется то, что оно занимает территорию, где раньше находились казармы Югославской народной армии «Йосип Броз Тито». БиГ не имеет конституции в традиционном понимании, нынешний конституционный документ — приложение к Дейтонским соглашениям.
Уже много лет должность высокого представителя занимает австрийский дипломат словенского происхождения В. Инцко. Он считает, что решение подать заявку отражает существующую реальность и интересы народов. «Государства имеют свои желания и цели, но в любом случае граждане уже давно решили, чего они хотят. Большинство эмигрантов из Боснии, Сербии или Хорватии обычно уезжают в Европу, так что пришло время для новых шагов на этом направлении».
Югославия в миниатюре
Хотя Верховный представитель ЕС Ф. Могерини говорит, что «поражена» успехами боснийской экономики, эта оценка дается скорее для мотивации, чем как констатация. Ситуация в Боснии представляется не лучше, чем в Болгарии и Румынии. Экономические проблемы Боснии — падающий ВВП, отрицательный внешнеторговый баланс, безработица в 27-40%, по различным данным, сохраняются. Значительна сумма внешнего долга, что, однако, не является показателем, так как у входящих в ЕС Хорватии и Словении и кандидата на вступление Сербии он еще выше (56, 62 и 36 млрд долл. соответственно).
Статья 2 Лиссабонского договора гласит, что государство-соискатель должно опираться в своей политике на ценности свободы, демократии, равенства, уважения человеческого достоинства и прав этнических меньшинств. Предполагается, что спустя 20 лет после подписания Дейтонских соглашений удалось гармонизировать отношения трех народов, сформировать гражданскую нацию, утвердить чувство общности, доверия и равенства. Это спорное утверждение.
Столицу республики сегодня сложно назвать символом мультикультурализма. Ее облик становится все более ориентальным. Сербы (как, впрочем, и хорваты), находясь в центре Сараево, ведут себя крайне осторожно, говорят шепотом, называют его «чужой территорией».
В положении Восточного Сараево — сербского микрорайона на окраине города — можно усмотреть зону отчуждения. Туда не ходит городской транспорт, граница анклава начинается через несколько сотен метров от конечной остановки. Дорожные знаки сообщают, что ты покидаешь одну часть федерации, и вступаешь в другую. Разделенность существует и в хорватско-мусульманском Мостаре.
Не способствуют снятию недоверия избирательность и односторонний взгляд на недавнюю историю, которой на Балканах придают большое значение. По понятным причинам в Сараево много мемориалов, посвященных жителям города (в основном мусульманам), погибшим в ходе сербской осады 1992-1995 гг. Но отсутствует мемориальное упоминание на месте расстрела сербской свадьбы 1 марта 1992 г. — это событие, произошедшее на центральной улице (рядом с православной церковью), стало важнейшим в цепочке эскалации конфликта.
9 мая 2014 г. после реконструкции была открыта городская ратуша Сараево (Вечница). Она была разрушена в ходе осады и восстановлена на деньги Еврокомиссии, Австрии, Венгрии и Испании. Табличка на входе в здание поясняет, что здание было сожжено «сербскими преступниками», ниже призыв Do not forget. Remember and Warn! Внутри — эмоциональная выставка, посвященная событиям в Сребренице. Очень легко экстраполировать отрицательное представление на всех боснийских сербов, что, безусловно, неверно. Международные спонсоры проекта могли бы настоять на более толерантной формулировке, хотя бы в интересах межнационального диалога.
Хотя о преодолении тяжелого наследия боснийского конфликта говорится много, эти примеры показывают, что сербы, составляющие 33% населения республики, воспринимаются не как союзники в построении государства, а как побежденные, и претензии к ним выставляются соответствующие. Можно ли в такой ситуации говорить о равенстве, гражданственности и мультикультурности?
Фактически государственный проект БиГ — это проект создания титульной боснийской нации. Однако с ней себя отождествляет в основном мусульманское население, которое пока не является большинством. Поддержание хрупкого баланса обеспечивается международным присутствием.
В некотором роде нынешнюю БиГ можно сравнить с положением Боснии в Австро-Венгрии между 1878 и 1908 гг. Если аннексия провинции рассматривалась Веной как шанс укрепить корону и ослабить набиравшую тогда силу Сербию, то сегодня заявка БиГ — подтверждение состоятельности для ЕС, и неизбежности евроатлантического пути для соседей.
Принципиальное отличие сегодняшней ситуации в том, что курс БиГ поддерживается официальным Белградом и другими республиками. А нынешняя Босния все же обладает атрибутами суверенитета. Так, при поддержке НАТО и частных военных компаний удалось создать единую пограничную службу и армию, формируемую на пропорциональной основе. Служба в вооруженных силах активно рекламируется, и в условиях недостатка эффективности политических институтов армия — главный социальный институт федерации и символ единства.
Разумеется, промежуточное состояние не может длиться вечно. Стоит ожидать, что по мере развития процесса интеграции будут проводиться более настойчивые попытки пересмотра дейтонской конституции.
Есть претензии и к качеству элит. Например, активно дебатировавшийся летом 2015 г. закон о труде вызвал споры аж по 26 пунктам, возникла угроза массовых протестов, как это было в феврале 2014 г. Существует и контроль над СМИ, причем осуществляется он по идеологическому и социальному, а не национальному признаку. Издания, стоящие на интернационалистских, секуляристских, антиглобалистских позициях, популярных в обществе, не приветствуются, а иногда и подавляются.
Положение автономии
Уже два года ведется серьезная информационная и политическая кампания против Республики Сербской (РС). Примечательно, что новый виток кампании произошел в момент общего ухудшения отношений России и Запада, в связи с украинским кризисом. Первые публикации, в которых Балканы назывались «троянским конем России» в Европе, появились летом-осенью 2014 г.
В статье журнала Foreign Policy с провокационным заголовком «Разразится ли война на Балканах» (27.10.2015) поддержка М. Додика В. Путиным называется источником проблем для Запада.
3 февраля 2016 г. Deutsche Welle опубликовала тенденциозный материал, в котором Республика Сербская называется автономией «прожигающей средства европейских фондов, но отрицающей европейские ценности».
Республика Сербская все громче называется источником всех бед БиГ. Это утверждение основывается на подмене понятий. Реальная проблема заключается в существующей этно-административной структуре управления БиГ. В условиях взаимного недоверия трех групп единственный инструмент защиты этноса от маргинализации — национальная автономия.
Борьба за права автономии ведется постоянно. Согласно расчетам РС, к 2010 г. в Сараево было передано 69 местных полномочий. Затем процесс остановился благодаря действиям М. Додика и наличию представителя его партии СНСД в Президиуме БиГ. Но выборы 2014 г. изменили ситуацию. За СНСД проголосовало на 20 тыс. меньше населения, представительство в федеральном парламенте уменьшилось с 8 до 6 мест, должность в Президиуме перешла к М. Иваничу, оппоненту М. Додика.
Процессы в БиГ происходят в региональном контексте. В июле 2016 г. на Варшавском саммите ожидается вступление в НАТО Черногории. 12 февраля 2016 г. соглашение с Альянсом подписала Сербия, согласно которому НАТО получает в Сербии дипломатический иммунитет и свободу передвижения.. А премьер-министр Александр Вучич продолжает менять общественное сознание, заявляя, что НАТО необходима Сербии как союзник для защиты сербов на Косово.
Таким образом, как и отмечалось год назад, Брюссель активизирует свое присутствие на Балканах, видя в этом возможность оказать давление на Россию. Дополнительные возможности дают результаты электоральных процессов. Возникают предпосылки для преодоления препятствий интеграционным процессам, заложенных внутренним устройством государств. Если это будет сделано, будет послан сигнал участникам «Восточного партнерства», что все преодолимо, и даже самые сложные государства имеют шанс на продолжение и углубление интеграции.
Маневрирование автономии
Увеличение давления на Республику Сербскую и ослабление позиций после выборов 2014 г. вынуждают ее маневрировать.
2015 год прошел под знаком возможного референдума в РС о суде и прокуратуре БиГ (а фактически по вопросу неконституционного навязывания законов из центра), который намеренно трактуется противниками, как сепаратистский. Референдум так и не состоялся, а 26 ноября 2015 г. Конституционный суд БиГ принял решение о признании незаконным празднование Дня Республики Сербской (9 января).
Насколько известно, решение подать заявку в ЕС принималось без учета мнения РС. 26 января 2016 г. Совет министров БиГ тайно принял решение о системе координации евроинтеграционных процессов Консультации с Баня-Лукой состоялись лишь спустя 4 дня. В этих условиях М. Додику, допускающему антиевропейские заявления, осталось лишь публично поддержать курс БиГ (17 февраля).
***
Таким образом, заявку на вступление в ЕС подает страна, внутренние проблемы которой вряд ли можно назвать решенными. Однако последние события могут привести к значительному изменению облика БиГ. Решение предоставить республике кандидатский статус может быть только политическим. Если БиГ будет предоставлен кандидатский статус, это станет приглашением к реформам, лозунгом которых должны стать повышение качества управления и централизация. Следующие 1-3 года должны стать определяющими: должна принять решение Еврокомиссия, решится вопрос с референдумом в Республике Сербской, а в 2018 г. пройдут очередные всеобщие выборы в БиГ. Статус кандидата ЕС открывает дорогу к вступлению Боснии в НАТО, к чему общественное мнение уже подготовлено. Жесткая позиция Баня-Луки в отстаивании прав Республики Сербской рискует повлечь очередной виток обвинений в сепаратизме и началу нового наступления на республику.
Заявка Боснии и Герцеговины на вступление в ЕС
15 февраля 2016 г. Босния и Герцеговина подала заявку на вступление в Евросоюз. Заявления встреч членов Президиума БиГ с лидерами ЕС и отдельных государств в Брюсселе говорят о том, что большинством решение было встречено положительно. Предстоит долгий путь, но в его успехе высокие переговорщики сомнений не допускают. Какая Босния намерена вступать в ЕС и что значат для региона изменения в его наиболее сложной части?Особенность Боснии и Герцеговины заключается в том, что она является международным протекторатом. Его целостность и жизнеспособность обеспечивается Советом по выполнению Дейтонских соглашений, аппаратом высокого представителя, моделирующего политическую жизнь в республике, вооруженными силами ЕС и НАТО и регулярными кредитами. В 2008 г. высокий представитель должен был завершить работу, но его мандат был продлен на неопределенный срок. Важный центр влияния — посольство США в Сараево. Глубоко символичным представляется то, что оно занимает территорию, где раньше находились казармы Югославской народной армии «Йосип Броз Тито». БиГ не имеет конституции в традиционном понимании, нынешний конституционный документ — приложение к Дейтонским соглашениям.
Уже много лет должность высокого представителя занимает австрийский дипломат словенского происхождения В. Инцко. Он считает, что решение подать заявку отражает существующую реальность и интересы народов. «Государства имеют свои желания и цели, но в любом случае граждане уже давно решили, чего они хотят. Большинство эмигрантов из Боснии, Сербии или Хорватии обычно уезжают в Европу, так что пришло время для новых шагов на этом направлении».
Хотя Верховный представитель ЕС Ф. Могерини говорит, что «поражена» успехами боснийской экономики, эта оценка дается скорее для мотивации, чем как констатация. Ситуация в Боснии представляется не лучше, чем в Болгарии и Румынии. Экономические проблемы Боснии — падающий ВВП, отрицательный внешнеторговый баланс, безработица в 27-40%, по различным данным, сохраняются. Значительна сумма внешнего долга, что, однако, не является показателем, так как у входящих в ЕС Хорватии и Словении и кандидата на вступление Сербии он еще выше (56, 62 и 36 млрд долл. соответственно).
Статья 2 Лиссабонского договора гласит, что государство-соискатель должно опираться в своей политике на ценности свободы, демократии, равенства, уважения человеческого достоинства и прав этнических меньшинств. Предполагается, что спустя 20 лет после подписания Дейтонских соглашений удалось гармонизировать отношения трех народов, сформировать гражданскую нацию, утвердить чувство общности, доверия и равенства. Это спорное утверждение.
Столицу республики сегодня сложно назвать символом мультикультурализма. Ее облик становится все более ориентальным. Сербы (как, впрочем, и хорваты), находясь в центре Сараево, ведут себя крайне осторожно, говорят шепотом, называют его «чужой территорией».
В положении Восточного Сараево — сербского микрорайона на окраине города — можно усмотреть зону отчуждения. Туда не ходит городской транспорт, граница анклава начинается через несколько сотен метров от конечной остановки. Дорожные знаки сообщают, что ты покидаешь одну часть федерации, и вступаешь в другую. Разделенность существует и в хорватско-мусульманском Мостаре.
Не способствуют снятию недоверия избирательность и односторонний взгляд на недавнюю историю, которой на Балканах придают большое значение. По понятным причинам в Сараево много мемориалов, посвященных жителям города (в основном мусульманам), погибшим в ходе сербской осады 1992-1995 гг. Но отсутствует мемориальное упоминание на месте расстрела сербской свадьбы 1 марта 1992 г. — это событие, произошедшее на центральной улице (рядом с православной церковью), стало важнейшим в цепочке эскалации конфликта.
9 мая 2014 г. после реконструкции была открыта городская ратуша Сараево (Вечница). Она была разрушена в ходе осады и восстановлена на деньги Еврокомиссии, Австрии, Венгрии и Испании. Табличка на входе в здание поясняет, что здание было сожжено «сербскими преступниками», ниже призыв Do not forget. Remember and Warn! Внутри — эмоциональная выставка, посвященная событиям в Сребренице. Очень легко экстраполировать отрицательное представление на всех боснийских сербов, что, безусловно, неверно. Международные спонсоры проекта могли бы настоять на более толерантной формулировке, хотя бы в интересах межнационального диалога. Хотя о преодолении тяжелого наследия боснийского конфликта говорится много, эти примеры показывают, что сербы, составляющие 33% населения республики, воспринимаются не как союзники в построении государства, а как побежденные, и претензии к ним выставляются соответствующие. Можно ли в такой ситуации говорить о равенстве, гражданственности и мультикультурности?
Фактически государственный проект БиГ — это проект создания титульной боснийской нации. Однако с ней себя отождествляет в основном мусульманское население, которое пока не является большинством. Поддержание хрупкого баланса обеспечивается международным присутствием. В некотором роде нынешнюю БиГ можно сравнить с положением Боснии в Австро-Венгрии между 1878 и 1908 гг. Если аннексия провинции рассматривалась Веной как шанс укрепить корону и ослабить набиравшую тогда силу Сербию, то сегодня заявка БиГ — подтверждение состоятельности для ЕС, и неизбежности евроатлантического пути для соседей.
Принципиальное отличие сегодняшней ситуации в том, что курс БиГ поддерживается официальным Белградом и другими республиками. А нынешняя Босния все же обладает атрибутами суверенитета. Так, при поддержке НАТО и частных военных компаний удалось создать единую пограничную службу и армию, формируемую на пропорциональной основе. Служба в вооруженных силах активно рекламируется, и в условиях недостатка эффективности политических институтов армия — главный социальный институт федерации и символ единства. Разумеется, промежуточное состояние не может длиться вечно. Стоит ожидать, что по мере развития процесса интеграции будут проводиться более настойчивые попытки пересмотра дейтонской конституции.
Есть претензии и к качеству элит. Например, активно дебатировавшийся летом 2015 г. закон о труде вызвал споры по 26 пунктам, возникла угроза массовых протестов, как это было в феврале 2014 г. Существует и контроль над СМИ, причем осуществляется он по идеологическому и социальному, а не национальному признаку. Издания, стоящие на интернационалистских, секуляристских, антиглобалистских позициях, популярных в обществе, не приветствуются, а иногда и подавляются.
Уже два года ведется серьезная информационная и политическая кампания против Республики Сербской (РС). Примечательно, что новый виток кампании произошел в момент общего ухудшения отношений России и Запада, в связи с украинским кризисом. Первые публикации, в которых Балканы назывались «троянским конем России» в Европе, появились летом-осенью 2014 г. В статье журнала Foreign Policy с провокационным заголовком «Разразится ли война на Балканах» (27.10.2015) поддержка М. Додика В. Путиным называется источником проблем для Запада. 3 февраля 2016 г. Deutsche Welle опубликовала тенденциозный материал, в котором Республика Сербская называется автономией «прожигающей средства европейских фондов, но отрицающей европейские ценности». Республика Сербская все громче называется источником всех бед БиГ. Это утверждение основывается на подмене понятий. Реальная проблема заключается в существующей этно-административной структуре управления БиГ. В условиях взаимного недоверия трех групп единственный инструмент защиты этноса от маргинализации — национальная автономия. Борьба за права автономии ведется постоянно. Согласно расчетам РС, к 2010 г. в Сараево было передано 69 местных полномочий. Затем процесс остановился благодаря действиям М. Додика и наличию представителя его партии СНСД в Президиуме БиГ. Но выборы 2014 г. изменили ситуацию. За СНСД проголосовало на 20 тыс. меньше населения, представительство в федеральном парламенте уменьшилось с 8 до 6 мест, должность в Президиуме перешла к М. Иваничу, оппоненту М. Додика.
Процессы в БиГ происходят в региональном контексте. В июле 2016 г. на Варшавском саммите ожидается вступление в НАТО Черногории. 12 февраля 2016 г. соглашение с Альянсом подписала Сербия, согласно которому НАТО получает в Сербии дипломатический иммунитет и свободу передвижения.
Таким образом, как и отмечалось год назад, Брюссель активизирует свое присутствие на Балканах, видя в этом возможность оказать давление на Россию. Дополнительные возможности дают результаты электоральных процессов. Возникают предпосылки для преодоления препятствий интеграционным процессам, заложенных внутренним устройством государств. Если это будет сделано, будет послан сигнал участникам «Восточного партнерства», что все преодолимо, и даже самые сложные государства имеют шанс на продолжение и углубление интеграции.
Увеличение давления на Республику Сербскую и ослабление позиций после выборов 2014 г. вынуждают ее маневрировать.
2015 год прошел под знаком возможного референдума в РС о суде и прокуратуре БиГ (а фактически по вопросу неконституционного навязывания законов из центра), который намеренно трактуется противниками, как сепаратистский. Референдум так и не состоялся, а 26 ноября 2015 г. Конституционный суд БиГ принял решение о признании незаконным празднование Дня Республики Сербской (9 января).
Насколько известно, решение подать заявку в ЕС принималось без учета мнения РС. 26 января 2016 г. Совет министров БиГ тайно принял решение о системе координации евроинтеграционных процессов. Консультации с Баня-Лукой состоялись лишь спустя 4 дня. В этих условиях М. Додику, допускающему антиевропейские заявления, осталось лишь публично поддержать курс БиГ (17 февраля).
Таким образом, заявку на вступление в ЕС подает страна, внутренние проблемы которой вряд ли можно назвать решенными. Однако последние события могут привести к значительному изменению облика БиГ. Решение предоставить республике кандидатский статус может быть только политическим. Если БиГ будет предоставлен кандидатский статус, это станет приглашением к реформам, лозунгом которых должны стать повышение качества управления и централизация. Следующие 1-3 года должны стать определяющими: должна принять решение Еврокомиссия, решится вопрос с референдумом в Республике Сербской, а в 2018 г. пройдут очередные всеобщие выборы в БиГ. Статус кандидата ЕС открывает дорогу к вступлению Боснии в НАТО, к чему общественное мнение уже подготовлено. Жесткая позиция Баня-Луки в отстаивании прав Республики Сербской рискует повлечь очередной виток обвинений в сепаратизме и началу нового наступления на республику.Табличка на городской ратуше в Сараево, содержащая антисербскую риторику.
Автор — Александр Пивоваренко