Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Входит ли швейцария в нато


Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика.

Парадоксы Швейцарии: демократия и межнациональный мир по собственным лекалам

Швейцарцы хотят сохранить свой тихий и уютный дом вопреки и политкорректности, и англосаксонскому «эталону» демократии. Тем более, что сами во многом являются эталоном для всего мира. И в политике, и в экономике, и уж точно - в национально-религиозных вопросах.

1 августа исполнится 720 лет одной из богатых и спокойных стран мира - Швейцарии. Сегодня она во многом является эталоном и с точки зрения уровня жизни, и в качестве примера содружества людей, говорящих на разных языках и исповедующих разную религию. Но для того, чтобы достичь процветания и спокойствия, швейцарцы проделали очень сложный и длинный путь. Как им это удалось?

Главный государственный праздник страны - День конфедерации. Он отмечается в память о событии, которое, как считается, и положило начало формированию Швейцарии. 1 августа 1291 года общины (в будущем - кантоны) Швиц, Ури и Унтервальден заключили союз, который предполагал взаимопомощь воинами, имуществом и советом. Общим врагом у них были Габсбурги, которые и попытались подчинить себе непокорных горцев. Но не подчинили - в 1315 году в битве при Моргартене силы трёх кантонов разбили войска императоров.

Независимость нового государственного образования пока не была юридически признана могущественными соседями. Но пример жители трёх кантонов другим показали. Привыкшим к вольностям горцам не хотелось подчиняться императорам - пусть те и говорили на диалектах того же, немецкого языка. В средневековье национальное самосознание ещё было достаточно размытым, местные вольности и невыплаты налогов в казну императоров и феодалов были куда важнее.

Постепенно к трём общинам присоединялись всё новые общины. Когда добровольно, когда в ходе битв с Габсбургами или отъёма собственности у монастырей в состав конфедерации вошли такие города, как Цюрих, Берн, Люцерн. К концу XIV века вместо Союза старых кантонов уже сложился Союз восьми старых земель. Пока что речь шла о землях, где говорили по-немецки. Но уже в следующем столетии картина изменилась.

Границы нынешней Швейцарии сложились уже в XVI веке. Тогда состав будущего государства с таким именем пополнили не только немецкоязычные Базель и Золотурн, но и франкоязычные Женева, Лозанна, Нёвшатель, будущий италоязычный кантон Тичино. В те годы на территории страны вершились общеевропейские дела. Швейцария превратилась в один из ключевых центов европейской реформации. Благодаря деятельности Ульриха Цвингли и Жана Кальвина здесь родилось одно из главных направлений протестантизма - кальвинизм. Однако многие кантоны остались католическими.Историческая ретроспектива: Швейцария как самая бедная страна в Европе

Но считать позднесредневековую Швейцарию раем земным было смешно. Страна долгое время была бедной, а её уроженцы котировались в Европе как сильные и умелые воины-наёмники. Вершиной карьеры для жителей альпийских городов и селений было попасть на службу в Ватикан - так появились там знаменитые и сегодня швейцарские гвардейцы.

По завершившему в 1648 году Тридцатилетнюю войну Вестфальскому миру Габсбурги признали её независимость, но Швейцария осталась рыхлым и достаточно бедным образованием, которое могло бы развалиться от малейшего дуновения ветерка перемен. И он дунул в конце XVIII века - вместе с Великой французской революцией и наполеоновскими войнами. Сюда добрался боровшийся с войсками Наполеона Бонапарта великий русский полководец Александр Суворов, но его переход через Альпы не помог сохранить страну (да и цели такой перед ним не стояло).

В итоге маховик тех событий привёл к тому, что на рубеже XVIII-XIX вв. Швейцарский союз кантонов развалился. На их месте Наполеон основал целый ряд республик, которые в итоге объединились в Гельветическую. Кстати говоря, название «Гельвеция», восходящее к имени жившего здесь в античную эпоху кельского племени гельвециев, сегодня употребляется в качестве второго названия страны. Но и республика существовала недолго. В 1815 году Венский конгресс упразднил её и возродил рыхлый Швейцарский союз.

Возможно, независимость союза признали по той причине, что горная территория в центре Альп великие державы не интересовала. И, предоставленные сами себе, швейцарцы принялись воевать и враждовать, создавать союзы и распускать их. Так продолжалось вплоть до 1848 года, когда на очередной волне европейских революций была основана Швейцарская конфедерация с единой Конституцией, правительством, парламентом. Все таможенные посты между кантонами были убраны. С этого момента войны в Швейцарии прекратились, а страну ожидало бурное развитие.Изоляционизм, ведущий... к процветанию

Один из главных принципов, прописанных в той Конституции - принцип вечного нейтралитета. Нетрудно себе представить, что бы случилось со страной, не закрепи его юридически. Немецкоязычные кантоны в мировых войнах выступили бы на стороне Германии, франкоязычные стояли бы за Францию, Тичино оказался бы вместе с Италией. В ХХ веке эти симпатии проявлялись в сознании разноязычных швейцарцев неоднократно. Но их родине повезло остаться не тронутой ни Первой, ни Второй мировыми войнами.

И Швейцария использовала свой нейтралитет, как говорится, на все 100. Она превратилась в самое надёжное хранилище для денег, золота и прочих ценностей для клиентов и даже целых государств. Здесь же неоднократно проходили переговоры между представителями враждующих сторон. Пока соседние страны залечивали раны войны, а местами и вовсе лежали в руинах Швейцария стояла целой и развивалась. И богатела, не имея ни плодородных почв, ни полезных ископаемых.

В результате власти страны долгое время стояли за то, чтобы сохранить свой тихий уголок и держаться подальше от мировых событий. Хотя в Женеве расположилась штаб-квартира такого подразделения ООН, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), в ООН Швейцария не входила лишь в 2002 году. В 2008-м случился ещё один «прорыв» - страна после повторного референдума пополнила ряды Шенгенской зоны, и теперь на её территорию можно въезжать по визе, выданной в какой-либо из соседний стран.

Но за остальные атрибуты нейтралитета и неучастия швейцарцы стоят горой. Они не входят в военные блоки, и вступать в ту же НАТО не собираются. (Это не мешает практически каждому взрослому мужчине иметь на руках автомат (без боекомплекта), и в течение 20 лет отправляться на две недели в году на военные сборы). Не стремятся они ни в ЕС, ни в еврозону. Франк надёжнее, чем евро или доллар. Сомневаться не приходится - швейцарскую валютную систему так не лихорадит.Теория разделения властей... по национальным квотам

Однако вряд ли бы Швейцария устояла на одном нейтралитете. Им ещё нужно было свою страну устроить так, чтобы это помогло её сохранить, и чтобы всё соответствовала местным реалиям. После 1848 года в конфедерации были приняты ещё две конституции - 1874 и 1999 гг. Но они лишь скорректировали то, чтобы было успешно опробовано и отработано.

Теоретически можно было бы оставить в Швейцарии один госязык - немецкий, ведь на нём говорят почти три четверти коренных жителей. Однако равный с ним статус имеют французский (примерно пятая часть населения) и итальянский (6-7%, не считая иммигрантов). А статус официального имеет ещё и ретороманский язык, на котором говорит примерно 50 тысяч человек (из 7,2 млн). Правда, последний представители других национальных групп практически не учат.

Однако 20 кантонов и 6 полукантонов устроены так, что почти во всех преобладают носители одного языка. В 19 преобладают германошвейцарцы, в 4 - франкошвейцарцы, в одном - италошвейцарцы. Один кантон является смешанным франко-немецким, и один - немецко-ретороманский. Поскольку католиков и протестантов в стране примерно поровну, то и этот принцип учтён в административном делении. В 13 преобладают католики, в 13 - протестанты.

Основа общешвейцарской власти - система квот. В правительстве и парламенте поровну католиков и протестантов, а языковые группы представлены в соответствии со своей численностью. Президент конфедерации избирается на один год, и представители разных общин сменяют друг друга. Кроме того, свои законы, суды и министерства есть в каждом кантоне, которые имеют право организовывать и свои референдумы.

Кстати говоря, последние проходят в стране несколько раз в год. Любое важное решение может вступить в силу только при одобрении его населением (будь то вхождение в ООН или вопросы легализации наркотиков). А в некоторых местах важные вопросы до сих пор решаются на общем сходе населения.

Такое устройство Швейцарии мало вписывается в англосаксонскую модель демократии, которую часто пытаются представить как универсальную. Квоты в последней не предполагаются, а в США ещё и референдумы не предусмотрены. Только вот альпийской конфедерации подошла именно такая модель. В результате стране с множеством языков и диалектов, с неоднородным религиозным составом не грозит распад. Никаких мощных сепаратистских движений в стране нет.Страна-хранилище или промышленный центр Европы?

Соответствующее местным реалиям политическое устройство удалось дополнить успехами на экономическом поприще. Безусловно, огромную роль в швейцарской экономике играют банки, ещё полтора века назад превратившиеся в «главное хранилище» мира. Здесь свято блюли банковскую тайну, и данный фактор наряду с политической стабильностью притягивали к себе деньги - нередко и грязные. В последнее время швейцарцы приняли ряд законов по борьбе с отмыванием преступных доходов. Но преступники среди вкладчиков всё же не преобладают. А другие свои вклады оставили.

Но сводить швейцарскую экономику к банковскому сектору было бы глубоко неправильным. Страна извлекла выгоду из своего географического положения. Горнолыжные курорты Санкт-Мориц, Давос и многие другие ежегодно принимают сотни тысяч отдыхающих. Цены в Швейцарии довольно высокие, но найти курорт соразмерно своему карману можно. Для любителей культурного туризма есть, скажем, Часовенный мост в Люцерне, для ценителей истории - маршруты по местам боевой славы Суворова или Наполеона. Или монастырь Сен-Бернар, где вывели собак одноимённой породы.

Выпускаемые в Швейцарии товары народного потребления давно уже стали эталоном высочайшего качество. Вспомним, например, часы, считающиеся лучшими в мире. Работает в стране и высокотехнологичная промышленность - машиностроение, станкостроение, химия. Фармацевтическая отрасль является одной из мощнейших в мире. Как и сельское хозяйство со знаменитыми сырами и шоколадом. Кстати говоря, последнее датируется государством аж на 70%. И плевали здесь швейцарцы на нормы ВТО со своей альпийской колокольни.

До нынешнего мирового кризиса годовой доход да душу населения составлял в Швейцарии более 70 тысяч франков (порядка 65 тысяч долларов). Этим цифрам позавидовали бы даже немцы или шведы. Система социальной защиты здесь менее разветвлённая, чем в Скандинавии и Германии, но народ не особо жалуется.Прямая демократия против политкорректности

Швейцария долгие годы пыталась остаться в стороне от европейских процессов. Но избежать вала иммигрантов ей всё же не удалось. Ещё несколько десятилетий назад стране потребовалась неквалифицированная рабочая сила, и её начали ввозить. Сначала это были выходцы из Южной Италии, затем - испанцы и югославы, затем - турки и арабы. В стране насчитывается до 200 тысяч косовских албанцев (здесь долгие годы жил, например, премьер Косово Хашим Тачи). Сегодня в стране до 22% населения является иммигрантами, и именно они совершают основную часть тяжких и особо тяжких преступлений.

Особое беспокойство у швейцарцев вызывают иммигранты-мусульмане, составляющие сегодня почти 6% населения. Их поведение очень часто контрастировало с тем, к чему привыкли коренные жители. К 2009 году в стране было четыре мечети с минаретами, но местные мусульманские лидеры решили построить ещё. И тут местная ультраправая Народная партия начала пугать народ исламской угрозой, повсюду развешивая плакаты с мусульманскими женщинами, закутанными в чадру.

Был объявлен референдум, и его итог шокировал Европу. Почти 60% высказались за то, чтобы запретить строительство минаретов. Через некоторое время в стране было принято решение о высылке из страны тех иммигрантов, которые совершили правонарушения (это касалось не только мусульман). Решения эти стали образцом неполиткорректности, Швейцарию не критиковал в Европе и мусульманском мире только ленивый. Но своего решения они не изменили.

Кстати говоря, ультраправая и антииммигрантская волна в Швейцарии - самая мощная в Европе. На последних выборах ультраправая Народная партия получила здесь 29% голосов. Столько не набирал ещё никто из их коллег в других странах. А вынесение темы минаретов на референдум было первым в Европе открытым признанием властей, что политика мультикультурализма провалилась. Речи Ангелы Меркель, Николя Саркози и Дэвида Кэмерона были позже.

Швейцарцы хотят сохранить свой тихий и уютный дом вопреки и политкорректности, и англосаксонскому «эталону» демократии. Тем более, что сами во многом являются эталоном для всего мира. И в политике, и в экономике, и уж точно - в национально-религиозных вопросах.

Австрия и Швейцария знают цену НАТО

Только две страны внутри Европы вне НАТО. Одна – Австрия, членствует в Европейском союзе, а Швейцария не входит не только в ЕС, но даже и в ООН. Как показала практика, политика нейтралитета гораздо лучше способствует поддержанию обороноспособности, нежели членство в НАТО с его принципом коллективной безответственности.

Несмотря на отсутствие внешних угроз, австрийцы и швейцарцы сохранили оборонное сознание, в 2013 году проголосовав на референдумах за сохранение призывной армии.

«Улан» сменяет «Кирасира»

В последние годы Австрия значительно обновила боевую технику, закупив в Голландии современные танки «Леопард-2», в Германии – истребители «Тайфун». Совместно с Испанией выпускалась новейшая БМП «Улан». Значительная часть вооружения австрийской армии производится на своих оборонных заводах.

Численность военнослужащих: около 53 000 человек (в том числе 12 тыс. солдат срочной службы). Мобилизационные ресурсы: около 1 550 000 человек.

Сухопутные войска страны насчитывают 4 бригады: 2 механизированные (3, 4-я) и 2 егерские (6, 7-я). Имеется командование ССО в составе нескольких групп спецназа.

На вооружении 114 немецких «Леопард-2А4», до 128 собственных устаревших легких танков «Кирасир», 162 БРМ (150 итальянских LMV, 12 немецких «Динго-2»), 112 БМП «Улан», 68 своих БТР «Пандур», до 317 БТР 4К4 (до 30 4F, до 211 3FA, до 76 4FA-G2; плюс еще до 113 КШМ и машин связи на базе этого БТР). Большая часть «Кирасиров» и 4К4 поставлена на хранение, причем многие в небоеспособном состоянии.

Артиллерия включает 136 американских САУ М-109, 85 штатовских буксируемых орудий М101 и 20 М2А1 (все на хранении), до 450 минометов (в том числе 105 120-мм sGrW86 – местных копий советского М-43). Имеется 378 шведских ПТРК «Билл».

ВВС располагают 15 новейшими «Тайфунами», как легкие штурмовики австрийцы могут использовать 18 устаревших шведских УБС «Сааб-105ОЕ» (9 на хранении). Кроме того, 11 транспортных самолетов (3 американских С-130К, 8 швейцарских РС-6В), 12 швейцарских учебных РС-7, 66 вертолетов (24 французских SA316, 10 американских OH-58B и 9 S-70A, 23 итальянских «Белл-212»).

Читайте также  Япония создала новую боевую машину MCV

Наземная ПВО включает 34 французских ПЗРК «Мистраль» (40 на хранении) и 92 швейцарских спаренных 35-мм зенитных орудия в версии GDF-002.

Страна домашних «Пираний»

Военное строительство Швейцарии основано на уникальной милиционной системе с короткой обязательной службой и регулярной переподготовкой (отчасти этот опыт заимствовали Швеция и Израиль). Оружие у военнообязанных, то есть почти у всего мужского населения страны, хранится дома.

В Швейцарии достаточно мощный ВПК, который производит для армии и на экспорт различные системы вооружений, в первую очередь колесные БТР типа «Пиранья», учебные и легкие транспортные самолеты семейства РС и зенитные орудия.

Сухопутные войска включают 8 бригад: 2 танковые (1, 11-я), 3 пехотные (2, 5, 7-я резервная), 3 горнопехотные (9, 12, 10-я резервная).

В строю 134 танка Pz-87. Это местный вариант немецкого «Леопард-2А4». Еще 83 таких танка на хранении и предназначены на продажу за рубеж или для переделки в инженерные машины. На вооружении находится 449 собственных БРМ «Игл» (154 «Игл-1», 175 «Игл-2», 120 «Игл-3»), 12 «Пиранья-3», 154 шведских БМП CV9030 (32 используются как КШМ), 352 БТР «Пиранья-2». Имеются вспомогательные машины на базе всех трех «Пираний» и американского БТР М113 общим числом 586.

Артиллерия включает 133 американских САУ М109 (и 212 на хранении, из которых 162 боеспособны, а остальные используются как источники запчастей), 297 самоходных минометов М72/91 на БТР М113. Из 400 с лишним ПТРК «Тоу-2» 110 установлены на БТР «Пиранья-1», прочие – переносные.

ВВС насчитывают 66 американских истребителей – 30 современных F-18 (25 C, 5 D), 36 старых F-5 (29 E, 7 F; еще 12 Е, 5 F на хранении). Последние предлагалось заменить на новейшие шведские «Гриппен-NG», однако на референдуме население проголосовало против этой сделки. Впрочем, правительство все же надеется купить «Гриппены». Транспортные самолеты: 1 «Бич-350», 1 «Бич-1900D», 1 «Цессна-560», 1 «Фалкон-900» (все американские), 1 канадский DHC-6, 15 своих РС-6 и 1 РС-12. Все учебные самолеты собственного производства: 29 РС-7, 11 РС-9, 8 РС-21. Есть 45 вертолетов: французские AS332 и AS532 (15+10), 20 европейских EC635.

Читайте также  Американская армия стала слишком дорогой

Наземная ПВО включает 54 английских ЗРК «Рапира», 288 американских ПЗРК «Стингер», 45 собственных 35-мм зенитных орудий GDF.

Страну в последние годы затронула общеевропейская тенденция значительного сокращения ВС. Тем не менее из-за сохранения крепкого оборонного сознания при фактическом отсутствии внешних угроз накопленного потенциала ВС Швейцарии более чем достаточно для обороны этой маленькой горной страны. То же можно сказать и об Австрии, хотя ее армия заметно слабее швейцарской. Желания вступать в НАТО у Вены и Берна не просматривается, что надо приветствовать с точки зрения прежде всего их же национальных интересов.

/Александр Храмчихин, vpk-news.ru/

Входит ли Швейцария в Евросоюз и НАТО или нет

Швейцария – маленькое независимое государство с высоким уровнем жизни, которое находится в самом сердце Европы. Со всех сторон ее окружают страны Евросоюза, но сама Швейцария в ЕС не спешит. Почему Швейцария не входит в Евросоюз, интересует многих обывателей, но ответ, в общем-то, очевиден. Независимая политика и собственная валюта позволяют стране чувствовать себя уверенно, Швейцарию не касаются проблемы стран-участниц Евросоюза. Сегодня мы поговорим об особенностях взаимодействия Швейцарии с ЕС и НАТО.

Находясь в центре европейского континента и играя важную роль в мировой финансовой системе, Швейцария является важным политическим, торгово-экономическим и финансовым партнером ЕС, оставаясь, однако, за официальными рамками этого интеграционного объединения.  В 1972 г. было заключено соглашение между Швейцарией и ЕЭС о свободной торговле.В 1980-е гг. в швейцарской элите появилось осознание необходимости дальнейшего углубления сотрудничества с ЕС.

Находясь в центре европейского континента и играя важную роль в мировой финансовой системе Швейцария является важным политическим торгово-экономическим и финансовым партнером ЕС

В 1989-1991 гг. Альпийская республика активно подключилась к разработке концепции Единого европейского экономического пространства (ЕЕЭП). Правительство исходило из того, что интересы страны будут лучше защищены в рядах ЕС, чем вне этой организации. В 1992 г. был подписан договор о вступлении Швейцарии в ЕЕЭП. Однако отрицательные итоги всеобщего референдума по этому вопросу от 6 декабря 1992 г. не позволили Швейцарии стать его полноправным членом.

В настоящее время Евросоюз является главным торговым партнером Швейцарии. Страна ввозит из ЕС около 80% и вывозит туда около 60% всех товаров и услуг. Швейцария занимает четвертое место среди внешнеторговых партнеров стран ЕС после США, Китая и России (8% – доля в экспорте из ЕС, 6% – в импорте). С учетом сферы услуг Альпийская республика находится на третьем месте среди внешнеторговых партнеров стран Евросоюза, опережая Россию.

Согласование интересов Швейцарии и ЕС проходит в сложных переговорах, и расхождения между ними возникают по многим пунктам повестки дня:

  • банковское законодательство: важным препятствием на пути Швейцарии в ЕС долгое время являлось швейцарское независимое банковское законодательство. Высокий уровень конфиденциальности в вопросах сохранения банковской тайны – один из источников швейцарского финансового и экономического успеха. Необходимость отказаться от этих особых условий в случае полноправного членства в ЕС долгое время рассматривалась швейцарцами в качестве препятствия на пути сближения с ЕС;
  • свобода передвижения: другая проблема, «отравляющая» отношения Швейцарии и ЕС, связана с возможными последствиями для швейцарской экономики наплыва в ЕС иммигрантов из стран Африки и Азии, резко возросшего в последние годы. Швейцарцы опасаются усиления нагрузки на свой рынок труда в условиях действия соглашения о свободе передвижения, которое является частью комплекса «двусторонних соглашений – I»;
  • конфликт на Украине: в ходе украинского кризиса проявилась незаинтересованность Швейцарии в укреплении геополитической роли Евросоюза и, тем более, в его дальнейшем расширении в отличие от некоторых стран, являющихся полноправными членами ЕС.

Швейцария: Евросоюз или нет

Швейцарская Конфедерация не входит ни в Европейский Союз ни в Еврозону

Швейцарская Конфедерация не входит ни в Европейский Союз, ни в Еврозону. Она входит в шенгенскую зону, так как связана с Шенгенской деятельностью ЕС. В обращении находится швейцарский франк. Он является общепринятым платежным средством при международной регистрации товарных знаков.

По оценкам экономистов 80 % товарооборота приходится на страны Евросоюза. Несмотря на тесные экономические связи, Швейцария предпочитает оставаться обособленной и не вступать в таможенный союз.Туризм составляет 15% национального дохода. Подписание шенгенского соглашения упростило посещение страны.

Почему Швейцария не захотела в Евросоюз

Несомненно, жители этой страны видят все трудности, переживаемые сейчас Европейским союзом, и учитывают их. Однако основным фактором являются их собственные соображения. Швейцария очень дорожит своим отдельным существованием посреди ЕС, и оно, наряду с недостатками, имеет и свои преимущества.

Швейцарии намного выгоднее строить независимую экономическую политику, сохраняя и поддерживая свою валюту – одну из самых стабильных в мире. А интегрироваться с другими государствами эта страна предпочитает лишь на политическом уровне. Евросоюз сейчас переживает не лучшие времена, в Европе сложилась крайне сложная ситуация, обусловленная сразу несколькими весьма серьезными факторами.

Совет кантонов Швейцарии – верхняя палата парламента страны – проголосовал за отзыв заявки на вступление в Евросоюз, поданной еще в 1992 году. Таким образом, он подтвердил решение, ранее принятое Национальным советом – нижней палатой парламента.

Среди назревших – вопрос о том, кто кого должен содержать, должна ли, к примеру, Германия дотировать другие государства, продолжает он. Великобритания добивается особого статуса в ЕС, и это вызывает раздражение других членов Евросоюза. И все это накладывается если не на общую экономическую стагнацию, то на очевидное замедление экономического роста.

Совет кантонов Швейцарии верхняя палата парламента страны  проголосовал за отзыв заявки на вступление в Евросоюз

Есть внутри ЕС проблемы серьезных задолженностей – как компаний, так и государств. Механизм поддержки и оказания помощи показал свое несовершенство. Всё в совокупности создает серьезную неустойчивость. Пересмотра  требует сложившаяся в ЕС «система консенсуса», когда любая страна может заблокировать любое общее решение. Кроме того, членам Европейского союза необходимо задуматься о необходимости ослабления влияния США на европейские процессы – прежде всего, имея в виду программу Трансатлантического партнерства.

Отзыв Швейцарией заявки на вступление в ЕС – тревожный звонок. Он призывает задуматься о том, что если евробюрократия в Брюсселе не задумается о назревших проблемах, то может дойти и до реального выхода какого-либо государства из Евросоюза. Или до отзыва еще какой-либо страной своей заявки на вступления в него – например, Турцией, которая ожидает решения о приеме ее в ЕС без малого 30 лет.

Почему Швейцария не входит в Евросоюз

Швейцарская внешняя политика основана прежде всего на нейтралитете и «особом пути». Одна из важных особенностей финансовой системы Швейцарии — она базируется прежде всего на местных малых, «семейных банках», поэтому в случае интеграции в ЕС они могут потерять свой вес.

К тому же, после договорённостей с ЕС швейцарцы думают, что и так пошли на значительные уступки, поэтому ограничиваются отдельными договорами. Также очень многие швейцарцы боятся мигрантов, у них миграционная политика достаточно строгая.

К примеру, с 1991 года там проводится «новая миграционная политика», которая ставит в привилегированное положение мигрантов из ЕС. Ведь, по мнению швейцарских властей, их «культурные, религиозные и социальные ценности соответствуют швейцарским», соответственно, волнений в обществе будет меньше.

Швейцария отозвала заявку на вступление в Евросоюз

Швейцария официально уведомила Брюссель об отзыве своей заявки на вступление в Евросоюз, поданной в 1992 году. Соответствующее уведомление в понедельник получили в ЕС, передает ТАСС. По словам начальника Федерального департамента иностранных дел Дидье Буркхальтер, решение обусловлено итогами голосования парламента. Как отметил Буркхальтер, у Швейцарии есть двусторонние соглашения с ЕС, но вступать в Союз страна не желает.

Просьба о вступлении была подана Швейцарией в мае 1992 года. Однако на деле она утратила актуальность после состоявшегося в декабре того же года судьбоносного референдума, когда швейцарские граждане с незначительным перевесом голосов (50,3%) высказались против присоединения их страны к Европейскому экономическому пространству, включающему сейчас в себя все страны ЕС и три из четырех стран Европейской ассоциации свободной торговли.

15 июня малая палата парламента Швейцарии проголосовала за отзыв заявки о вступлении в ЕС, тем самым поддержав решение большой палаты. Швейцария подала просьбу о вступлении в ЕС в 1992 году. В том же году в стране прошел референдум, в ходе которого население высказалось против вступления в ЕС.

Вопрос о том, отзывать или нет заявку, которая и без того лежала почти четверть века без движения, вызвал в Швейцарии споры. На официальном отзыве настаивали прежде всего представители правоконсервативной Швейцарской народной партии, усматривающие в сближении с ЕС угрозу суверенитету Конфедерации.

Швейцария наглядно демонстрирует всей Европе, что высокое благосостояние необязательно связано с членством в Евросоюзе. По данным Федерального управления статистики, средний уровень доходов населения в Швейцарии в 1,3 раза выше, чем в Германии и Франции, и в 1,7 раза – чем в Италии.

Согласно опубликованным в конце мая итогам ежегодного социологического исследования «Безопасность – 2016», граждане Швейцарии высоко ценят независимый экономический курс своей страны. По сравнению с 2015 годом число сторонников вступления в ЕС уменьшилось с 21% до 16%.

Швейцария против Евросоюза

В начале 2013 года, 13 февраля на заседании Европейской комиссии было принято решение о том, что Швейцария и её кантоны с помощью действующего режима корпоративного налогообложения поддерживают компании на государственном уровне.

Берн собирается просто заменить существующие льготы на новые которые прикроют страну от претензий Е

Это своеобразная форма гос. поддержки и это нарушает пункты договора о Свободной торговле от 1972 года. И ЕС потребовала изменений в законах, иначе последуют санкции.

Швейцарцы не стали вставать в позу и сразу сказали, что готовы провести изменения в налоговом законодательстве. Но как обычно, умные люди поступили не прямо – тем более отказываться от иностранных денег и тех вложений что уже есть – действительно глупо. По сути Берн собирается просто заменить существующие льготы на новые, которые прикроют страну от претензий ЕС. При этом сохранится конкурентоспособность страны при привлечении международного бизнеса.

Отсутствие давления со стороны Евросоюза лишь добавит стабильности Альпийской стране и повысит её привлекательность для международных инвесторов. Чего и добивается правительство Швейцарии.

Швейцарцы подумали, почесали тыковку и решили – изменим законодательство, проведем реформу налоговой сферы. Если в нескольких словах – уменьшаются ставки кантональных налогов, вводятся специализированные налоговые режимы для определенных видов предпринимательской деятельности и упраздняются некоторые старые налоги.

После внедрения всех изменений, Швейцария не сможет быть атакована критикой ЕС, поскольку формально, выполняет все требования и учитывает все «пожелания» выдвинутые в ультиматуме.

Отсутствие давления со стороны Евросоюза лишь добавит стабильности Альпийской стране

Претензий не может быть, т.к. больше нет различия между прибылью полученной на территории страны и за её пределами, изменения не дают возможность компаниям избежать обоих выплат при соблюдении договора об избежании двойного налогообложении. И самое сильное – каждая из внедряемых мер используется хотя бы в одном из государств ЕС. Шах и мат.

По планам, внедрение всех выдуманных изменений займет порядка 5-7 лет. Такой срок позволит и самой стране подготовиться к изменениям и её международным партнёрам и клиентам учесть все преобразования. Цель реформы – избавить от стресса вкладчиков. По-другому говоря, чтобы не Европа на мозг не капала, не резкие изменения из себя не выводили.

Как итог – Европа теряет рычаги давления, а Швейцария сохраняет «красоту и стройность» для международных клиентов. Не совсем то, чего добивался ЕС. Зато теперь эксперты считают, в перспективе (средней и далекой) Швейцария привлечет большое количество новых игроков, не только благодаря новым изменениям, но уже ставшими классическими ценностями как политический нейтралитет, эффективное государственное управления, объективное правосудие, стабильность экономики и простой доступ на рынки ЕС.

Швейцария и НАТО

НАТО и Швейцария активно сотрудничают в нескольких важных областях, включая развитие и поддержание возможностей вооруженных сил Швейцарии для работы с силами НАТО и других стран-партнеров в многонациональных операциях по поддержанию мира.

Швейцарское сотрудничество с НАТО основано на многолетней политике военного нейтралитета и областях практического сотрудничества, которые соответствуют общим целям. НАТО полностью уважает нейтралитет Швейцарии.

Швейцария является давним, ценным партнером НАТО. Двустороннее сотрудничество началось, когда Швейцария присоединилась к программе Партнерства во имя мира (ПРМ) в 1996 году и в 1997 году стала членом Совета евроатлантического партнерства (СЕАП). НАТО и Швейцария подробно обсуждают направления сотрудничества в рамках Программы индивидуального партнерства и сотрудничества в стране (IPCP).

Швейцарское законодательство исключает участие в боевых действиях по принуждению к миру, а швейцарские подразделения будут участвовать только в операциях в рамках мандата Организации Объединенных Наций (ООН) или Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Поскольку у Швейцарии нет постоянных воинских подразделений, для таких операций не может быть идентифицировано никаких конкретных единиц; контингенты адаптированы к потребностям любой конкретной миссии и укомплектованы исключительно добровольцами. Швейцария поддерживает операции под руководством НАТО на Балканах, где она вносит свой вклад в Силы для Косово. Страна также поддержала операцию в Афганистане с 2004 по 2007 год.

Швейцария делится своим опытом с НАТО, предлагая образование и обучение союзникам и другим странам-партнерам.

К специальностям относятся: гуманитарные миссии, международное гуманитарное право, права человека и гражданско-военное сотрудничество, поисково-спасательная подготовка, политика безопасности, контроль над вооружениями и разоружение, а также прозрачность и демократический контроль над вооруженными силами.

С момента своего основания Швейцария была решительным сторонником Плана действий партнерства по созданию оборонных институтов (PAP-DIB). PAP-DIB направлен на создание потенциала и сокращение коррупции в оборонных секторах других стран-партнеров, в том числе через Программу повышения целостности НАТО (BI) и Программу повышения образования в области обороны (DEEP) .

Швейцария является щедрым участником ряда проектов Целевого фонда НАТОв других странах-партнерах и поддерживает проекты, направленные на управление запасами боеприпасов; безопасное уничтожение мин, оружия и боеприпасов; и реинтеграция демобилизованного военного персонала в гражданскую рабочую силу.

Швейцария объявила о проведении ряда учебных курсов для учебных мероприятий по ПРМ, включая международный учебный центр швейцарской армии (SWISSINT). Швейцария также предоставила ряд гражданских учебных объектов в рамках ПРМ. Швейцария также содействует применению закона о вооруженных конфликтах и ​​гуманитарном праве. Страна взяла на себя ведущую роль в продвижении международных стандартов регулирования частных охранных компаний.

Через Евроатлантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия (EADRCC) Швейцария внесла свой вклад в операции по реагированию на стихийные бедствия в странах-членах НАТО и странах-партнерах. Гражданское чрезвычайное планирование является важной областью сотрудничества, и Швейцария участвует в многочисленных учебных мероприятиях и учениях, в том числе в нескольких мероприятиях по управлению кризисными ситуациями.

С 1990 года Швейцария активно участвует в программе НАТО « Наука для мира и безопасности» (СПС) . Ведущие области сотрудничества включают борьбу с терроризмом, киберзащиту и передовые технологии.

Швейцария хотя не является членом ЕС, она имеет тесные политические и экономические связи со своими европейскими соседями. В первом десятилетии XXI века с вхождением в силу двух пакетов «двусторонних» соглашений отношения Берна и Брюсселя получили достаточно стабильную основу.

Однако стоит отметить, что в настоящее время имеет место кризис подобного рода формата контактов Европы и Швейцарии, что, в свою очередь, для многих экспертов является непреложным фактом. Так, каковы же отношения Швейцарии и ЕС, а также что же ожидает Швейцарию и Европу в ближайшем будущем?

В целом, это направление внешней политики Швейцарской конфедерации в новом веке стало достаточно более прагматичным. Конфедерация до сих пор не является членом Евросоюза, и по нашему мнению, ещё долго им не станет.

Несмотря на указанное ранее, стоит отметить, что у неё есть ряд важных преимуществ перед Европейским Союзом, такие, как дипломатическая компетенция конфедерации, её надёжность и заслуженная репутация, которая была завоевана в сфере защиты прав человека. И стоит констатировать, что Швейцарская конфедерация довольно успешно их использует в новых реалиях современности.

Швейцарии НАТО не надо

  • Швейцария не откажется от своего нейтрального статуса, который принес ей уважение в мире. Об этом заявил в эксклюзивном интервью  президент Швейцарской Конфедерации Йоханн Шнайдер-Амман.

    Отвечая на вопрос о том, сохранит ли в будущем Швейцария, не входящая ни в НАТО, ни в Евросоюз, свой нейтралитет или имеются тенденции к изменению этого принципа, президент отметил: «Думаю, Швейцария останется независимой, суверенной и нейтральной европейской страной. У нас это глубоко укоренилось. Мы благодаря этому стали успешными и уважаемыми. Нет никаких оснований в этом плане что-то менять».

    По его словам, в Швейцарии исходят из того, что «есть только самостоятельный путь», граждане страны «будут его отстаивать». «Мы свободолюбивый народ, мы это (ни на что) не променяем», — резюмировал Шнайдер-Амман.

    Коснувшись отмечаемого в этому году 725-летия основания Швейцарской Конфедерации, президент сказал: «Швейцарцы на протяжении этих 725 лет защищали свою свободу. Быть независимыми, но при этом находиться в центре Европы, быть солидарными, но при этом автономными, суверенными является нашим кредо».

    Поделиться


  • Смотрите также