Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Установление личности иностранного гражданина или лица без гражданства


Установления личности лица без гражданства

Апатрид или, как его еще принято называть, лицо без гражданства представляет собой некий собирательный образ космополита – настоящего гражданина мира, не имеющего гражданской принадлежности и отношения к конкретной нации. Мировоззрение это, культура или последствия сложившейся ситуации, каждый из них волен определять самостоятельно. Независимо от этого апатриды продолжают представлять широкую прослойку общества, претендующую на соблюдение своих прав и готовую исполнять возложенные государством пребывания обязанности.

Общая информация

Сразу разберемся, что такое лицо без гражданства в России. Так, согласно ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», апатридами законодатель признает физических лиц, не имеющих российского паспорта, а также не имеющих паспорта или подданства другого государства и неспособных представить доказательств его наличия или доказательств, которые позволили бы установить гражданскую принадлежность индивида.

По данным УВКБ ООН, проблема безгражданства сегодня касается около 12 млн человек по всему миру.

В организации уверены, что апатризм оказывает отрицательное влияние на жизни людей без гражданства, поскольку лишает их возможности полноценно участвовать в общественной жизни и препятствует полномерной реализации гражданских прав и свобод. Поскольку безгражданство представляет собой правовую аномалию, в ООН совместно со странами-членами организации активно работают над предотвращением и ликвидацией апатризма. Проблема, в частности, решается в рамках эффективного национального законодательства: например, по российскому ФЗ «О гражданстве» гражданин не может выйти из гражданства РФ, если не имеет другого паспорта или гарантий его получения. То есть россиянин на практике не может стать апатридом.

Стоит понимать, что апатриды и бипатриды – кардинально разные субъекты. И те и другие признаются и не запрещены российским законодательством, но если первые вообще не имеют гражданства, то вторые имеют гражданство нескольких государств, и при наличии российского паспорта почти всегда признаются россиянами.

Обратим внимание, что в настоящее время нет ясного понимания масштабов безгражданства на территории России. Информация, которую представляют миграционные органы, считается заниженной: по данным российских властей, на территории РФ апатридами называют около 31 тыс. человек, 13 тыс. из которых имеют РВП, а 18 тыс. – ВНЖ. При этом ежегодно около 15 тыс. апатридов получают российское гражданство.

Однако, согласно проведенной в 2010 году переписи населения, лицами без гражданства назвали себя около 180 тыс. человек. Учитывая это, РФ при содействии УВКБ ООН продолжает работать над усовершенствованием стратегии предотвращения безгражданства, разработкой более эффективного национального законодательства и упрощением получения лицами без гражданства российского паспорта.

Причины безгражданства

Безгражданство, как мы уже сказали, является масштабной правовой аномалией, с которой страны ООН развернули активную борьбу. Стать лицом без гражданства можно по разным причинам, вызванным как внутренними убеждениями конкретной личности, так и обстоятельствами, не имеющими ничего общего с волей гражданина (больше о нелегальной миграции здесь).

Представители международного сообщества активно борются с причинами отсутствия гражданства, к числу которых обычно относят:

  • Рождение от родителей-апатридов. Как правило, законодательство большинства стран ООН, в том числе участников Конвенции о сокращении безгражданства, предусматривает филиацию по праву почвы: то есть человек, рожденный на территории конкретной страны, если он не получает другого гражданства, автоматически становится ее гражданином. Такое правило работает и в России. Однако если гражданство по рождению не предусмотрено внутренним законодательством, ребенок становится апатридом.
  • Лишение гражданства может быть предусмотрено законодательством какой-либо страны в качестве наказания или меры ответственности, или меры нацбезопасности. В условиях тоталитарных режимов лишение гражданства может быть вызвано политическими, этническими или религиозными мотивами. В России гражданин не может быть лишен этого статуса.
  • Признание гражданства недействительным следует принципиально отличать от процедуры лишения, поскольку аннулирование гражданства применимо лишь в случаях его незаконного приобретения или нарушения законной процедуры его получения. Например, при обнаружении фиктивного брака, на основании которого один из супругов получил паспорт или право на временное проживание (дающее перспективы получения гражданства) в упрощенном/ускоренном порядке.
  • Добровольный выход из гражданства. Следуя логике ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, никому не может быть отказано в выходе из гражданства. Учитывая это, большинство стран позволяет своим гражданам отказываться от собственного паспорта, давая возможность стать апатридами. Но в России, например, отказ от паспорта возможен лишь в случае обретения другого гражданства, поэтому для отказа требуется разрешение со стороны властей – тем самым государство противодействует апатризму.
  • Прекращение существования страны. Яркий пример – распад СССР. Большинство бывших граждан Советского Союза, безусловно, предпочли получить паспорт России. Однако те, кто отказались от него, стали апатридами. Подобные примеры имели место и после распада Югославии, Чехословакии и ряда других стран.

Правовой статус апатридов в РФ

Вопреки отсутствию четкой правовой связи между государством и апатридом, большинство стран строит свою миграционную политику в отношении лиц без гражданства весьма демократично. Множество стран предоставляет апатридам статус, если не равный, то приближенный к статусу гражданина страны. Подобный статус имеют и лица без гражданства на территории РФ.

Так, согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», понятие «иностранец», в целях этого закона, включает в себя понятие «апатрид». То есть в своем правовом положении и правовом статусе апатрид рассматривается российской властью как иностранец-гражданин другого государства. Иностранный гражданин, в свою очередь, согласно ст. 4 закона, обладает равными правами и исполняет равные обязанности с гражданами России. Правда, с некоторыми исключениями.

Так, права лиц без гражданства ограничиваются, в частности, в отношении:

  • Избирательных прав. Апатриды не имеют права участвовать в выборах и референдумах, не имеют права быть избранными в органы государственной власти, не имеют права занимать государственные должности и должности государственной службы.
  • Имущественных прав. Им запрещается владеть отдельными видами земельных участков, не предоставляется жилье в социальный наем, не предоставляется субсидий, не разрешается быть учредителями средств массовой информации.
  • Профессиональных прав. Те, кто успел получить статус апатриада, не могут быть капитанами воздушных и морских суден, старшими помощниками и радиоспециалистами, нотариусами, прокурорами, судьями.

Весь же остальной спектр гражданских прав, в том числе право на образование, медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудоустройство и реализацию своих профессиональных компетенций гарантированы лицам без гражданства на территории России.

Чтобы официально получить статус апатрида, нужен легальный въезд и легальное пребывание на территории РФ, в том числе прохождение миграционного учета, получение РВП и ВНЖ. Разрешение на временное проживание, как и вид на жительство, выдаются лицам без гражданства на общих основаниях, если нет права на льготные условия, вроде выдачи РВП вне пределов квоты или ВНЖ без предварительного получения РВП.

Для реализации остальных гражданских прав апатриду необходимо оформить российский паспорт. Получение гражданства лицом без гражданства, независимо от срока его пребывания в России, осуществляется в общем или упрощенном порядке, в соответствии с главой II ФЗ «О гражданстве». Узнать больше о способах получения гражданства можно здесь.

Документы апатридов

Вопрос документального подтверждения личности людей без гражданства особенно актуален. Так как паспорт выдается лишь лицам, обладающим гражданством, очевидно, что апатриды должны иметь какой-либо другой документ, удостоверяющий их личность. Согласно ч. 2 ст. 10 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», «паспорт» лица без гражданства может иметь форму:

  • документа, выданного миграционными или иными органами другой страны, если он признается Россией (в том числе по международному договору) таковым, который удостоверяет личность;
  • документа, подтверждающего РВП на территории РФ;
  • документа, подтверждающего ВНЖ в РФ;
  • иного документа, который признается удостоверяющим в соответствии с законодательством (согласно ст. 27 Конвенции о статусе апатридов, таковыми могут быть проездные документы, например, виза или certificat d`apatrid – документ для лиц без гражданства, выдаваемый еще в СССР).

Документы для лица без гражданства выдаются в установленном законодательством порядке миграционными органами страны, в которой он пребывает. В это же время, согласно ст. 28 вышеуказанной Конвенции, страны-участники могут беспрепятственно выдавать апатридам документы, удостоверяющие их личность, и благожелательно относятся к вопросу их выдачи лицам, которые таковых документов не имеют.

Для получения какого-либо документа, удостоверяющего личность, эту личность нужно идентифицировать.

Установление личности лица без гражданства происходит в соответствии со ст. 10.1 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ».

Для этого апатрид:

  1. подает в миграционные органы заявление об установлении личности;
  2. предоставляет письменную информацию, необходимую для установления его личности;
  3. называет конкретных свидетелей, которые могут подтвердить его личность;
  4. проходит дактилоскопическую экспертизу;
  5. проходит процедуру опознания и так далее.

По результатам проведенных проверок миграционные органы составляют протокол. Если в результате удается подтвердить персональные данные лица без гражданства, ему выдается заключение об установлении личности, на основании которого он может производить дальнейшую процедуру легализации.

ФЗ «О миграционном учете иностранцев и апатридов»

Иностранцы и апатриды, находящиеся на территории России, обязаны проходить миграционный учет. Согласно ст. 29.1 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», миграционный учет апатридов осуществляется в соответствии с ФЗ «О миграционном учете иностранцев и апатридов». Что касается бипатридов, то они регистрируются в ГУВМ МВД.

Данный учет является одной из форм госрегулирования миграционных процессов и направлен на фиксацию перемещений апатридов по территории РФ, их транзитного переезда, смены места жительства и так далее.

ФЗ «О миграционном учете иностранцев и апатридов» определяет:

  • общие принципы проведения миграционного учета, основания для его проведения;
  • полномочия миграционных органов;
  • обязанности апатридов в рамках прохождения процедур учета;
  • правила учета по месту проживания или пребывания;
  • ответственность лиц, нарушающих миграционное законодательство.

В контексте этого лицам без гражданства, находящимся на территории РФ или планирующим посетить ее территорию, рекомендуется ознакомиться с основными положениями данного закона.

Однако вместе с этим нельзя забывать и про Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007, которыми, в соответствии с вышеуказанным законом, уточнен конкретный порядок прохождения миграционного учета.

Заключение

Лица без гражданства – это люди, не имеющие гражданской принадлежности. Безгражданство считается серьезной проблемой в рамках ООН. Но, несмотря на ограниченный правовой статус, апатриды обладают обширным спектром прав и возможностей, если легально находятся на территории России. Невзирая на отсутствие паспорта, их личность может подтверждаться рядом других документов, которые выдаются после прохождения процедуры идентификации. При этом, если апатриды находятся на территории РФ, они подлежат миграционному учету.

Лица без гражданства: Видео

Установление личности

Что нужно сделать каждому, кто получил паспорт РФ

Адидас московского пошива

Так вот откуда берутся граждане РФ!!!

О заключении об установлении личности лица без гражданства: заявление

Во многих странах человек получает гражданство автоматически при появлении на свет. Просто само рождение ребенка в пределах границ страны дает ему право на подданство этого государства. В некоторых случаях человек получает гражданство «по крови» — становится гражданином той же страны, подданными которой являются его родители.

Но есть и люди без гражданства, на юридическом языке их называют апатридами. И их, по словам специалистов, не так уж и мало. Есть они и на территории РФ. Но документ, удостоверяющий личность, должен быть у каждого человека. Чтобы получить такую бумагу, апатриду нужно пройти процедуру установления личности лица без гражданства.

Кто и почему становится апатридом

Случаи, при которых человек лишается подданства:

  • Личное решение (право добровольного отказа от гражданства есть у каждого человека).
  • Принудительное лишение. В России у человека могут отнять статус гражданина или гражданки. Обычно так происходит, когда субъект несет реальную угрозу госбезопасности. Как правило, после такого человека высылают из российского государства.
  • Фиктивное получение статуса подданного РФ. Выявление каких-либо подделок и фикций в документах также ведет к утере гражданства.
  • В случае исчезновения государства, гражданином которого был человек.
  • Рождение в семье апатридов (за исключением тех государств, где подданство дается по праву появления на свет вместе со свидетельством о рождении).

Естественно, апатриды частично ограничены в правах, им разрешено гораздо меньше, чем людям с паспортами. В частности, этим субъектам нельзя участвовать в выборах, создавать политические и общественные объединения, служить в армии, работать по некоторым специальностям, владеть отдельными участками земель. Для нахождения на некоторых территориях им необходимо специальное разрешение.

Подавать документы на идентификацию личности нужно в территориальный отдел МВД по вопросам миграции

Как пройти процедуру установления личности

Удостоверение личности гражданина РФ

Находиться на территории России вообще безо всяких документов невозможно — это противозаконно. Если человек имеет настрой гражданственности в отношении РФ и в дальнейшем собирается оформлять вид на жительство, разрешение на временное проживание, а потом получать российский паспорт, ему необходимо определение и подтверждение личности.

Что делать, чтобы получить заключение о том, что заявитель является тем, кем он представляется:

  1. Собрать необходимые документы.
  2. Правильно заполнить заявление (образец того, как заполняется заявление, можно найти в интернете или в отделе полиции, в котором будет осуществляться подача документов).
  3. Отнести все бумаги в службу, отвечающую за вопросы миграционной политики (ранее это было в ведомстве УФМС, но в 2016 году назад функции управления ФМС передали в МВД) по месту пребывания (субъекта, края, области или города, в котором находится апатрид).

Форма бланка заявления об установлении личности лица без гражданства

Какие документы понадобятся:

  • Свидетельство о рождении (в случае утери заявитель должен сам восстановить документ — получить дубликат в месте, где первично выдавался оригинал метрики).
  • Документ о том, что человек зарегистрировался по месту пребывания.
  • Автобиография, которую необходимо написать со всеми подробностями.
  • Чек, подтверждающий оплату госпошлины.

Также с заявителем должны прийти его родители со своими паспортами. При невозможности явки матери с отцом со всем пакетом документов подаются копии их паспортов, заверенные нотариально.

Чтобы подтвердить, что человек именно тот, кем представляется, нужно собрать внушительный пакет документов

Кроме того, тот, кто претендует на установление личности, должен указать свидетелей (в среднестатистическом случае достаточно двоих), готовых подтвердить изложенные им данные. Если заявитель — в прошлом иностранец, в качестве гарантов правдивости предоставленной им информации могут стать соотечественники, знакомые с ним, но переехавшие в Российскую Федерацию раньше и уже оформившие здесь гражданство. Показания свидетелей протоколируются, после чего необходимо подписание протоколов людьми, дававшими показания.

Важно! Регламент работы с такими заявлениями требует подачи только оригиналов документов или их дубликатов. Но с собой необходимо взять и копии свидетельств и реквизитов. Также в некоторых случаях требуется на подачу документов сразу приходить со свидетелями — к этому нужно быть готовым. 

После принятия всех бумаг от человека, претендующего на установление личности, сотрудник Федеральной службы по вопросам миграции выдает расписку в получении документов, с перечнем всего, что предоставил заявитель.

Возможно, к уже имеющемуся пакету потребуют другие документы, к примеру, школьный аттестат, справки с других мест учебы и работы.

Совет! К ходатайству на установку личности стоит приложить все имеющиеся документы, которые могут так или иначе идентифицировать человека. Чем больше будет бумаг, тем выше шансы, что процесс пойдет быстрее и не вызовет каких-либо затруднений. 

Далее сотрудники отдела по вопросам миграции начнут проверку документов. Срок, который отводится законом на эту процедуру, не более трех месяцев — таков порядок. Если личность устанавливается дольше, есть смысл подать жалобу в главное управление МВД по вопросам миграции.

Если будущий гражданин РФ предоставил полные и достоверные сведения о себе, то выводом, который сделают сотрудники ГУВМ МВД по результатам проверки, станет заключение об установлении личности лица без гражданства. Выглядит этот документ так:

  1. В «шапке» документа указывается номер заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства.
  2. Должность, звание (классный чин), ФИО специалиста, рассматривающего заявление.
  3. Фамилия, имя и отчество (если оно есть) заявителя.
  4. Фото просителя.
  5. Краткое изложение сути дела — данные о человеке, которые удалось установить и подтвердить (дата, место рождения, прежнее место жительства, учебы, работы и т. д.).
  6. Причины, побудившие просителя обратиться за установлением личности.
  7. Особенности личности (семейное положение, источник дохода, имена родных).
  8. Результат проведенных проверок поданных просителем документов.
  9. Аргументация, почему сотрудники службы идентифицировали человека.
  10. И в самом низу документа следуют несколько подписей: инспектора, принимавшего документы и работавшего с этим делом, его начальников — руководителя территориального и руководителя регионального подразделения по вопросам миграции.

Заявление на идентификацию человека должны рассматривать не более трех месяцев

Находиться на территории РФ людям без гражданства нельзя. После получения справки о подтверждении личности необходимо оформлять ВНЖ и РВП. Иначе ситуация может обернуться задержанием, судом и принудительным выдворением за пределы государства. После судебного решения о виновности в нарушении миграционного законодательства въезд на территорию государства могут закрыть навсегда.

Установление личности лица без гражданства

Я являюсь лицом без гражданства, документа, удостоверяющего личность не имею, на руках имеется только свидетельство о рождении. В какую организацию мне следует обратиться для того, чтобы моя личность была установлена?

Установление личности иностранного гражданина (лица без гражданства), незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность осуществляется в соответствии со ст. 10.1. Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». По вопросу установление личности лицо без гражданства с заявлением обращается в территориальный миграционный орган по месту жительства или месту пребывания. В заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указываются персональные данные (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения), а также цель, обстоятельства и дата въезда в Российскую Федерацию. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся подлинники документов, содержащих персональные данные, и (или) их копии. К таким документам относятся недействительный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и (или) отчества либо иных персональных данных, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, справка из места лишения свободы об освобождении, иные документы, содержащие персональные данные заявителя. О принятии к рассмотрению заявления об установлении личности выдается справка установленной формы вместе с описью приложенных к заявлению документов.

В целях установления личности территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции вправе: требовать от лица без гражданства предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности; проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных лицом без гражданства в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания лица без гражданства, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям; использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации.

Если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных лица без гражданства, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина.

Срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать трех месяцев.

Установление личности лица без гражданства

На самом деле в России проживает огромное количество людей, у которых нет документов, подтверждающих личность. Если такие лица являются иностранными гражданами, то проблема эта решается относительно просто – достаточно обратиться в консульство своей страны и получить соответствующий документ. Однако, что делать, если человек, не имеющий никаких документов, является лицом без гражданства?

Раньше такая проблема не решалась никак. Однако в 2013 году в ФЗ № 115 была введена статья 10.1, которая предусматривает возможность установить личность лица без гражданства, у которого нет документов. Процедура установления личности сводится к тому, что заявитель подает заявление об установлении личности, прикладывает к такому заявлению свою биографию, приводит свидетелей, которые могут потвердеть его личность, сдает отпечатки пальцев и в течении 3 месяцев получает документ устанавливающий личность.

Между тем, если говорить о практической стороне вопроса, то сделать это не так-то просто. Основная проблема тут заключается в том, что, если районный отдел миграционной службы откажет в принятии такого заявления, пусть даже незаконно, то оспорить такой отказ фактически никак нельзя! Ведь для того, чтобы подать жалобу, например, в суд, необходимо к исковому заявлению приложить документ удостоверяющий личность, однако такого документы у лица без гражданства нет! Тут и возникает основная процессуальная сложность. Оспорить незаконный отказ в установлении личности лица без гражданства по факту невозможно!

А отказы бывают почти всегда. Ведь сотрудники миграционного ведомства неохотно берутся за такую процедуру. Оно и понятно. Вдруг заявитель является злостным преступником, который находится в розыске в другой стране и пытается оформить новые документы на территории РФ?

Мы глубоко убеждены, что данная ситуация требует повышенного внимания со стороны законодателя. Необходимо изменить процессуальное законодательство и дать возможность лицам, не имеющим никаких документов обращаться в суд, так же необходимо более детально прописать всю процедуру установления личности лица без гражданства на подзаконном уровне. При решении властями этой проблемы, многие лица без гражданства смогут получить документ устанавливающий личность и в дальнейшем заняться легализацией своего правового статуса в РФ


Смотрите также