Страны еаст список
Европейская ассоциация свободной торговли
Название:
Европейская ассоциация свободной торговли, ЕАСТ, EFTA
Флаг/Герб:
Статус:
региональная экономическая международная организация
Структурные подразделения:
Совет ЕАСТ (таможенные эксперты, торговые эксперты, экономический комитет, консультативный комитет (представители предпринимателей и профсоюзов, до пяти человек от каждого государства-члена), комитет парламентариев, бюджетный комитет и др.), Секретариат (шесть отделов секретариата ответственны за вопросы торговли, экономики, интеграции, прессы и информации и др), Наблюдательный орган ЕАСТ,
Суд ЕАСТ
Деятельность:
Цель организации – создание зоны свободной торговли
По Стокгольмской конвенции, таможенная политика ЕАСТ ( а отличие от ЕЭС – Евросоюза) распространялась только на промышленные товары. Страны ЕАСТ не вводили единого тарифа на продукты, импортируемые из третьих стран, и сохраняли национальные таможенные пошлины, осуществляя таким образом самостоятельную торговую политику.
Официальные языки:
английский
Страны-участницы:
Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн
История:
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана 3 мая 1960 года как альтернатива для европейских государств, которые не могли или не желали присоединиться к Европейскому экономическому сообществу (теперь Европейский союз) и считали планы создания Европейского общего рынка слишком амбициозными.
Конвенция по ЕАСТ была подписана 4 января 1960 года в Стокгольме семью государствами: Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия, Швейцария и Португалия.
Стокгольмская конвенция была впоследствии заменена Вадуцской конвенцией. Эта Конвенция предусматривала либерализацию торговли среди государств-членов ассоциации к 1970 году путём снижения таможенных пошлин и свертывания количественных ограничений.
К началу 1970-х годов в ЕАСТ был завершён процесс создания зоны свободной торговли. Она стала наиболее известной и значимой из всех уже построенных ассоциаций свободной торговли. Наметились тенденции к перерастанию этой организации в более развитые формы интеграции, в частности в экономический союз, но эти тенденции не были реализованы. Хотя планы создания ассоциации свободной торговли в Европе удалось претворить в жизнь, этот интеграционный процесс в странах ЕАСТ не оказывал такого же благотворного воздействия на экономику, как в конкурирующем с ней Европейском экономическом сообществе.
Перед Великобританией и другими странами ЕАСТ встала дилемма: или укреплять ЕАСТ, или добиваться присоединения к ЕЭС. Великобритания извлекла выгоду из необходимости общих тарифов для членов ЕАСТ, импортируя товары из Содружества Наций и продавая их другим членам ЕАСТ. Из-за быстрого развития ЕЭС и решения сосредоточиться на Европе, а не на Соединенных Штатах и нациях Содружества, типа Австралии, Канады и Новой Зеландии, как на торговом партнере, Великобритания попросила членство в ЕЭС в 1961 году. Однако в результате негативной позиции Франции эти переговоры закончились провалом в январе 1963 года, что привело к активизации деятельности ЕАСТ. К 1 января 1967 года были ликвидированы все таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле промышленными товарами между странами-участницами (кроме Португалии). Год спустя были ликвидированы таможенные пошлины между ЕАСТ и Финляндией.
Выход Великобритании и Дании из ЕАСТ в 1972 году заметно ослабил эту организацию и вынудил оставшихся участников искать пути урегулирования экономических отношений с ЕЭС, являющимся основным торговым партнером стран-членов Ассоциации. В результате сложных переговоров все члены ЕАСТ, а также Финляндия заключили с ЕЭС соглашения о свободной торговле промышленными товарами, которые вступили в силу в 1973 году. На их основе было осуществлено взаимное снижение таможенных пошлин, которые были полностью отменены с 1 июля 1977 года. В результате этого в Западной Европе была образована зона свободной торговли, в состав которой вошли страны ЕС и ЕАСТ. В 1984 году ЕЭС и ЕАСТ заключили соглашение о создании единого хозяйственного пространства и о распространении сотрудничества на такие сферы, как экономическая, валютная и промышленная политика, НИОКР, экология, рыболовство, транспорт, чёрная металлургия. Одна за другой страны ЕАСТ стали выходить из ЕАСТ и присоединяться к ЕС. Португалия оставила ЕАСТ в 1986 году, Австрия, Швеция и Финляндия вошли в Европейский союз в 1995 году и, таким образом, прекратили быть членами ЕАСТ. К тому времени, в мае 1992 года ЕАСТ и ЕС заключили соглашение о Едином экономическом пространстве (свободное движение людей, товаров, услуг, капитала).
Оставшиеся члены ЕАСТ (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн) продолжали заниматься контролем за полной реализацией Стокгольмского соглашения. Государства-члены ЕАСТ заключили соглашения о свободной торговле со странами Центральной и Восточной Европы, в том числе с Болгарией, Польшей, Румынией, Словакией и Чехией. Аналогичные декларации были подписаны с балтийскими государствами. Соглашения касаются торговли промышленными товарами и продукцией сельхозпереработки. Их целью является поддержка реформ в этой части Европы посредством стимулирования торговых связей.
В середине 2005 года представители Фарерских островов намекнули на возможность присоединения их территории к ЕАСТ. Однако, положительный ответ на предложение фарерцев на членство сомнительны, потому что, согласно Соглашению ЕАСТ, только государства могут стать членами Ассоциации, тогда как Фарерские острова являются автономным регионом Дании.
Ссылки:
Официальный сайт – efta.int
Примечания:
Первоначальными членами были Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия, Швейцария и Португалия. Финляндия стала ассоциированным членом в 1961 (в 1986 году стала полноправным членом), а Исландия вошла в состав ЕАСТ в 1970 году. Лихтенштейн присоединился в 1991 году (предварительно, его интересы в ЕАСТ представляла Швейцария). Великобритания (1973), Дания (1973), Португалия (1986), Финляндия (1995), Австрия (1995), и Швеция (1995) вышли из ЕАСТ и стали членами ЕС. Сегодня только Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн остаются членами ЕАСТ.
Европейская ассоциация свободной торговли
Типы членов | Страны-члены |
Члены | Исландия Лихтенштейн Норвегия Швейцария |
Основана | 4 января 1960 |
Официальная / и язык / и | англ. |
Штаб-квартира | Женева, Швейцария |
Текущий председатель | Kåre Bryn |
Европейская ассоциация свободной торговли (англ. European Free Trade Association, EFTA) - это зона свободной торговли, которая объединяет таможенные территории четырех европейских стран, не вступивших в Европейский Союз, в частности, Республики Исландия, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегии и Швейцарской Конфедерации. Зона свободной торговли обеспечивает странам-членам режим свободной торговли товарами и услугами, а также гарантирует свободное движение капиталов и физических лиц.
Основание
ЕАСТ была основана по инициативе Великобритании (как альтернатива Европейскому Экономическому Сообществу), 4 января 1960 в Стокгольме, Швеция путем подписания Стокгольмского соглашения о ЕАСТ. Основной целью деятельности ЕАСТ было создание основы для либерализации торговли промышленными товарами, переработанной сельскохозяйственной продукцией, рыбой и морепродуктами между странами-членами этой международной организации. Со времени создания, ЕАСТ установила тесные торговые отношения с ЕС и другими странами Центральной и Восточной Европы, бассейна Средиземного моря, Азии, Северной и Южной Америки, Ближнего Востока и Африки.
Страны-члены
Три страны-члены ЕАСТ, в частности, Исландия, Лихтенштейн и Норвегия входят в Европейское экономическое пространство (ЕЭП), соглашение о создании которого было заключено в мае 1992 года. ЕЭП объединяет рынки 27-и стран-членов ЕС и 3-х стран-членов ЕАСТ в общий рынок объемом около 470 млн потребителей, что делает его крупнейшим региональным интеграционным объединением в мире. Согласно результатам проведенного 1992 референдума, Швейцария не вступила в ЕЭП, но развивает торгово-экономическое сотрудничество с ЕС путем заключения двусторонних соглашений. ЕАСТ создала зоны свободной торговли с ЕС и Фарерскими островами.
Страны, с которыми ЕАСТ заключила соглашения о свободной торговле, указанные в таблице.
Мексика | Марокко | Болгария | Израиль |
Южная Корея | ПАМС | Македония | Иордания |
Сингапур | Тунис | Румыния | Ливан |
Чили | - | Турция | Палестина |
- | - | Хорватия | - |
Развитие преференциальных торгово-экономических отношений с ЕС, другими странами мира и их региональными объединениями позволил ЕАСТ обеспечить своим субъектам предпринимательской деятельности доступ к рынкам стран, совокупное население которых составляет около 847 млн потребителей.
Развитие торговых отношений с другими странами и их региональными объединениями привел к необходимости пересмотра странами-членами ЕАСТ положений Стокгольмского соглашения о ЕАСТ. Обновленное соглашение было подписано 21 июня 2001 в г.. Вадуц, Лихтенштейн и вступило в силу 1 июня 2002 года, одновременно с вступлением в силу пакетом двусторонних соглашений между Швейцарией и ЕС. Положение обновленного соглашения о ЕАСТ учитывают развитие торговых отношений стран-членов ЕАСТ с ЕС и другими торговыми партнерами.
Организационная структура ЕАСТ
Совет ЕАСТ является основным рабочим органом этой международной организации, в рамках которого страны-члены ЕАСТ проводят переговоры, консультации и принимают решения относительно направлений деятельности ЕАСТ. Как правило, заседания Совета ЕАСТ происходят ежемесячно на уровне постоянных представителей стран-членов при ЕАСТ и дважды в год на уровне министров. При принятии решений Советом ЕАСТ каждая страна-член имеет 1 голос. Обычно решение Совета принимаются консенсусом. Страны-члены по очереди председательствуют в Совете ЕАСТ в течение полугодия. Совет ЕАСТ уполномочен принимать решения по вопросам:
- развития торгово-экономических отношений между странами-членами в соответствии с положениями Соглашения о ЕАСТ;
- развития торгово-экономических отношений с другими странами и их объединениями;
- развития отношений между ЕАСТ и другими международными организациями;
- бюджета и управления ЕАСТ.
Совет ЕАСТ состоит из:
- 8 комитетов (Парламентский комитет, Консультационный комитет, Комитет по вопросам развития отношений с третьими странами, Комитет экспертов в сфере торговли, Бюджетный комитет, Комитет по вопросам технических барьеров в торговле, Комитет экспертов по таможенным вопросам и вопросам происхождения товаров, Комитет по вопросам управления Португальским фондом)
- 6 экспертных групп (по вопросам государственной помощи, по вопросам государственных закупок, по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности, по вопросам ценовой компенсации, по торговле услугами и инвестиционной деятельности, по вопросам эффективных торговых процедур);
- Совета аудиторов.
Деятельность ЕАСТ обеспечивают три Секретариата. Секретариат ЕАСТ в Женеве отвечает за выполнение положений Соглашения о ЕАСТ и развитие сотрудничества ЕАСТ с третьими странами, Секретариат ЕАСТ в Брюсселе - за сотрудничество ЕАСТ с ЕС, секретариат ЕАСТ в Люксембурге - за сотрудничество ЕАСТ с Европейским агентством по вопросам статистики (Евростат).
Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)
Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только ЕС. Почти одновременно с ЕЭС, с 1960, начала развиваться другая западноевропейская интеграционная группировка – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Если в организации ЕЭС главенствующую роль играла Франция, то инициатором ЕАСТ стала Великобритания
Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) (European Free Trade Assotiation), была образована в 1960г. Первоначально в нее входили Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания. Вскоре в ассоциацию вступила Финляндия. Зависимые от этих стран европейские государства, а также их колонии за пределами Европы также могли стать членами ассоциации. В соответствии с провозглашенным в соглашении общим принципом любое суверенное государство может подать заявку на членство в ассоциации. Фарерские острова присоединились к ней в декабре 1968 г., а Исландия - в марте 1970 г. В настоящее время в нее входят 4 страны: Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.
В своем соглашении ЕАСТ декларирует четыре основные цели:
1) сохранение полной занятости в странах - членах ЕАСТ;
2) обеспечение справедливой конкуренции между членами этой организации;
3) недопущение перекосов при взаимных поставках сырья между странами - членами ЕАСТ;
4) развитие мировой торговли путем снижения торговых барьеров.
Однако в нем не было выражено намерения создать Таможенный союз или Общий рынок. Отличия ЕАСТ от ЕС:
1. Главное отличие состоит в отсутствии наднациональных органов, имеющих право издавать законы.
2. Основой ЕАСТ является зона свободной торговли без таможенных пошлин и количественных ограничений, но только в отношении промышленных товаров ( действие конвенции ЕАСТ не распространяется на сельскохозяйственную продукцию ).
3. Каждое государство-член ЕАСТ проводит самостоятельную торговую политику в отношении третьих стран.
4. В ЕАСТ нет единого таможенного тарифа.
Торгово-экономические отношения стран ЕАСТ развиты со странами Европейского Союза. ЕС заключил соглашения о свободной торговле с каждой страной ЕАСТ, в соответствии с которыми были снижены пошлины и количественные ограничения на промышленные товары. Постепенно роль этой группировки в мировой экономике падает, так как ЕАСТ не стала полноценной интеграционной группировкой. Фактически она является своеобразным “поставщиком” новых членов для ЕС.
Однако, следует отметить, что в результате соглашения между ЕС и ЕАСТ с 1 января 1993г. возникло единое европейское экономическое пространство (ЕЭП), на котором осуществляется свободное движение товаров, капиталов и людей.
ЕАСТ не продвинулась далее организации беспошлинной торговли, в ее рядах в начале 2000-х остались только четыре страны (Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия), которые тоже стремятся влиться в ЕС. Когда Швейцария (в 1992) и Норвегия (в 1994) проводили референдум о вступлении в Союз, противники этого шага одержали победу лишь с небольшим перевесом. В будущем ЕАСТ полностью сольется с ЕС.
Содружество Независимых Государств
Страны-члены СНГ 24 сентября 1993г. заключили договор об Экономическом союзе, который предусматривает создание сначала ассоциаций свободной торговли, затем таможенного союза и наконец – общего рынка. Решение о создании зоны свободной торговли в рамках Содружества Независимых Государств принято 15 апреля 1994г. В результате товары, ввозимые из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины3, в настоящее время от импортных пошлин освобождаются.
2. 2. ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ИНТЕГРАЦИИ -
МИКРОУРОВЕНЬ
(уровень непосредственных производителей продукции, работ, услуг).
Основной тенденцией интернационализации экономической деятельности на этом уровне является рост числа и значения транснациональных корпораций (ТНК).
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ, ТНК(transnational corporation, TNC) – крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе.
В англоязычной литературе по международной экономике для обозначения международных бизнес-организаций часто употребляют также термины «многонациональные фирмы» (multinational firms – MNF) и «многонациональные корпорации» (multinational corporation – MNC), которые используются как синонимы.
Критерии и типы ТНК.Выделяют следующие основные качественные признаки ТНК:
– особенности реализации: фирма реализует значительную часть своей продукции за рубежом, оказывая тем самым заметное влияние на мировой рынок;
– особенности размещения производства: в зарубежных странах находятся некоторые ее дочерние предприятия и филиалы;
– особенности прав собственности: собственники этой фирмы являются резидентами (гражданами) различных стран.
Фирме достаточно иметь хотя бы один из перечисленных признаков, чтобы попасть в категорию транснациональных корпораций. Некоторые крупные компании обладают всеми этими тремя признаками одновременно.
Наиболее важным считается первый признак. Абсолютным лидером по этому критерию является сейчас швейцарская фирма «Нэстле» («Nestle»), которая экспортирует более 98% своей продукции. Что касается интернационализации производства и собственности, то эти два признака могут и отсутствовать.
В современном мире грань между транснациональными и обычными корпорациями довольно условна, поскольку по мере развития глобализации экономики происходит интернационализация и рынков сбыта, и производства, и собственности. Из-за того, что исследователи пользуются разными количественными критериями выделения ТНК, в научной литературе называют сильно различающиеся данные о количестве ТНК (на начало 2000-х – от 40 тыс. до 65 тыс.) и масштабов их деятельности.
Организация Объединенных Нацийпервоначально, с 1960-х, относила к числу ТНК фирмы с годовым оборотом более 100 млн. долл. и с филиалами не менее чем в шести странах. Позже стали применяться менее жесткие критерии.
В настоящее время ООН считает транснациональными те корпорации, которые обладают следующими формальными признаками:
– они имеют предприятия не менее чем в двух странах;
– они проводят согласованную экономическую политику под централизованным руководством;
– ее предприятия активно взаимодействуют друг с другом – обмениваются ресурсами и ответственностью.
Среди российских экономистов принято делить все ТНК по критерию национальной принадлежности на две подгруппы:
1) собственно транснациональные корпорации – национальные фирмы, чья деятельность выходит за границы той страны, где находится их штаб-квартира;
2) многонациональные фирмы – объединения национальных бизнес-организаций разных государств.
Подавляющее большинство современных ТНК имеют четкое национальное «ядро», т.е. относятся к первому типу. Многонациональных фирм довольно мало, обычно в качестве примера приводят две англо-голландские фирмы – нефтеперерабатывающий концерн «Роял-Датч Шелл» («Royal Dutch Shell») и химический концерн «Юнилевер» («Unilever»).
По масштабам деятельности все ТНК делят на крупные и малые. Условным критерием является величина годового оборота: так, в 1980-е к крупным ТНК относили лишь те, которые имели годовой оборот более 1 млрд. долл. Если малые ТНК имеют в среднем по 3–4 зарубежных филиала, то у крупных ТНК их число измеряется десятками и даже сотнями.
Как особую разновидность ТНК выделяют транснациональные банки (ТНБ), занимающиеся кредитованием бизнеса и организацией денежных расчетов в международном масштабе.
По состоянию на начало 2004 в мире действовало 64 тыс. ТНК, контролирующих 830 тыс. иностранных филиалов. Для сравнения: в 1939 насчитывалось всего около 30 ТНК, в 1970 – 7 тыс., в 1976 – 11 тыс. (с 86 тыс. филиалов).
Среди ТНК есть своя элита – суперкрупные фирмы, соперничающие со многими государствами и по производству, и по бюджету, и по числу «подданных». Крупнейшие 100 ТНК (менее 0,2% от их общего числа) контролируют 12% от совокупного размера зарубежных активов и 16% от совокупного объема зарубежных продаж.
Таблица 1. 10 КРУПНЕЙШИХ ТНК МИРА ПО ОБЪЕМУ ЗАРУБЕЖНЫХ АКТИВОВ В 1999 | ||||
Компании | Ранг по объему зарубежных активов | Зарубежные активы, % от всех активов компании | Зарубежные продажи, % от общего объема продаж | Зарубежный персонал, % от всего персонала компании |
General Electric (США) | 34,8 | 29,3 | 46,1 | |
ExxonMobil Corporation (США) | 68,8 | 71,8 | 63,4 | |
Royal Dutch/Shell Group (Великобритания, Нидерланды) | 60,3 | 50,8 | 57,8 | |
General Motors (США) | 24,9 | 26,3 | 40,8 | |
Ford Motor Company (США) | 25,0 | 30,8 | 52,5 | |
Toyota Motor Corporation (Япония) | 36,3 | 50,1 | 6,3 | |
DaimlerСhrysler AG (Германия) | 31,7 | 81,1 | 48,3 | |
Total Fina SA (Франция) | 63,2 | 79,8 | 67,9 | |
IBM (США) | 51,1 | 57,5 | 52,6 | |
British Petroleum (Великобритания) | 74,7 | 69,1 | 77,3 | |
Источник: Владимирова И.Г. Исследование уровня транснационализации компаний // Менеджмент в России и за рубежом. № 6. 2001 (Рассчитано по: World Investment Report 2001: Promoting Linkages, United Nations (UNCTAD), New York and Geneva, 2001.) |
Таблица 2. 10 КРУПНЕЙШИХ ТНК МИРА ПО ИХ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ(по данным «Financial Times») | |||||
Место в 2004 | Место в 2003 | Компании | Страна | Рыночная капитализация, млн. долл. | Сектор |
General Electric | США | 299 336,4 | Промышленный конгломерат | ||
Microsoft | США | 271 910,9 | Программное обеспечение и услуги | ||
Exxon Mobil | США | 263 940,3 | Нефть и газ | ||
Pfizer | США | 261 615,6 | Фармацевтика и биотехнологии | ||
Citigroup | США | 259 190,8 | Банки | ||
Wal Mart Stores | США | 258 887,9 | Розничная торговля | ||
American International Group | США | 183 696,1 | Страхование | ||
Intel | США | 179 996,0 | Компьютеры, ИТ-оборудование | ||
British Petroleum | Британия | 174 648,3 | Нефть и газ | ||
HSBC | Британия | 163 573,8 | Банки | ||
Источник: FT-500 (http://www.vedomosti.ru:8000/ft500/2004/global500.html). |
Деятельность ТНК на зарубежных рынках в основном строится, исходя их двух стратегий:
1. Филиалы ТНК за рубежом являются поставщиками полуфабрикатов материнской компании или покупателями ее конечной продукции.
2. Филиалы частично или полностью дублируют деятельность материнской компании за счет производства тех же товаров, но непосредственно для собственного национального рынка.
Деятельность ТНК основана на вывозе капитала: то есть часть капитала изымается из процесса его оборота в одной стране и включается в процесс такого же оборота в другой стране в различных существующих для этого формах. Так создается основа для международного переплетения производственных, экономических и социальных процессов.
Наиболее интенсивно процесс вывоза капитала развивается в США, Японии, Германии. На долю этих стран приходится более 50% всех иностранных инвестиций стран с развитой рыночной экономикой. Основными регионами приложения капитала являются как сами развитые страны, так и развивающиеся : страны Латинской Америки, Восточной Азии (Индонезия, Китай, Бразилия, Сингапур и др.). Главной целью вывоза капитала является экономический интерес: ТНК вкладывает свои средства в те страны и регионы, где им обеспечивается прибыль выше национальной средней. Основные причины вывоза капитала:
- использовать различия в уровне издержек производства между отдельными странами;
- гарантированно обеспечить свои предприятия сырьем;
- иметь надежные каналы сбыта продукции.
Рассмотрим эти причины более подробно.
Различия в издержках производства проявляются прежде всего в уровне заработной платы. Так, в странах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки заработная плата в 10 раз ниже при сопоставимой производительности труда по сравнению с развитыми странами. Поэтому в настоящее время характерной тенденцией является перемещение трудоемких производств ( в основном сборочных операций) с предприятий ТНК в развитых странах на предприятия, созданные ими в развивающихся странах. ( Пример: немецкий рабочий в обрабатывающей промышленности “ стоит” в 4 раза выше тайваньского, в 9 раз выше бразильского или мексиканского и в 54 раза больше россиянина)
Различия в уровне заработной платы в самих развитых странах также влияют на миграцию капиталов из одной такой страны в другую. Так, в 70-е годы главным центром приложения капитала была Западная Европа. Сюда в значительных размерах устремлялся, в основном, американский капитал, так как европейские страны обладали квалифицированной, но в то же время более дешевой рабочей силой. Однако, в 80-е годы доля заработной платы в издержках производства в Западной Европе возросла в большей степени, чем в США, и миграция капитала стала осуществляться в противоположном направлении.
Транснациональные корпорации имеют ряд неоспоримых преимуществ перед обычными фирмами:
– возможностиповышенияэффективностии усиления конкурентоспособности, которые являются общими для всех крупных промышленных фирм, интегрирующих в свою структуру снабженческие, производственные, научно-исследовательские, распределительные и сбытовые предприятия;
– мобилизация связанных с экономической культурой «неосязаемых активов» (производственного опыта, навыков управления), которые становится возможным использовать не только там, где они складываются, но и переносить в другие страны (путем, например, внедрения американских принципов личной ответственности в филиалах действующих по всей планете фирм США);
– дополнительные возможности повышенияэффективности и усиления конкурентоспособности путем доступа к ресурсам иностранных государств(использование более дешевой или более квалифицированной рабочей силы, сырьевых ресурсов, научно-исследовательского потенциала, производственных возможностей и финансовых ресурсов принимающей страны);
– близость к потребителям продукции иностранного филиала фирмы и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей страны. Филиалы транснациональных корпораций получают важные преимущества перед фирмами принимающей страны в результате использования научно-технического и управленческого потенциала материнской фирмы и ее филиалов;
– возможность использовать в своих интересах особенности государственной, в частности, налоговой политики в различных странах, разницу в курсах валют и т.д.;
– способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, перенося их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредотачивая усилия и ресурсы подразделений в материнской стране на разработке новых технологий и изделий;
– возможность преодолевать разного рода протекционистские барьеры на пути проникновения на рынок той или иной страны путем замены экспорта товаров экспортом капиталов (т.е. создавая зарубежные филиалы);
– способность крупной фирмы уменьшать риски производственной деятельности, рассредоточивая свое производство между разными странами мира.
Негативные результаты деятельности ТНК.Необходимо отметить, что, наряду с положительными сторонами функционирования ТНК в системе мирового хозяйства, существует и их негативное влияние на экономику как тех стран, где они функционируют, так и тех стран, где они базируются.
Необходимо отметить следующие основные отрицательные черты воздействия транснациональных корпораций на экономику принимающих стран, создающие угрозу их национальной безопасности:
– возможность навязывания компаниям принимающей страны неперспективных направлений в международной системе разделения труда, опасность превращения принимающей страны в место сброса устаревших и экологически опасных технологий;
– захват иностранными фирмами наиболее развитых и перспективных сегментов промышленного производства и научно-исследовательских структур принимающей страны, оттеснение национального бизнеса;
– возрастание рисков в развитии инвестиционного и производственного процессов;
– сокращение доходов госбюджета из-за использования ТНК внутренних (трансфертных) цен.
Таблица ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТНК | |||
Для принимающей страны | Для страны, вывозящей капитал | Для всего мирового хозяйства | |
Позитивные последствия | получение дополнительных ресурсов (капитал, технологии, управленческий опыт, квалифицированный труд); рост производства и занятости; стимулирование конкуренции; получение госбюджетом дополнительных налоговых доходов. | унификация экономических «правил игры» (импорт институтов), рост влияния на другие страны; рост доходов. | 1) стимулирование глобализации, рост единства мирового хозяйства; 2) глобальное планирование – создание предпосылок для «социального мирового хозяйства» |
Негативные последствия | внешний контроль за выбором специализации страны в мировом хозяйстве; вытеснение национального бизнеса из наиболее привлекательных сфер; рост неустойчивости национальной экономики; уклонение большого бизнеса от налогов. | снижение государственного контроля; уклонение большого бизнеса от налогов. | появление мощных центров экономической власти, действующих в частных интересах, которые могут не совпадать с общечеловеческими |
Развитие российских международных компаний и финансово-промышленных групп.Уже в советские времена существовали отечественные международные фирмы. Примером российской ТНК может служить «Ингосстрах» со своими дочерними и ассоциированными фирмами и отделениями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, а также ряде стран СНГ. Большинство российских международных корпораций сформировались, однако, уже в 1990-е, после распада СССР.
Приватизация в России сопровождалась возникновением достаточно мощных организационно-хозяйственных структур нового типа (государственных, смешанных и частных корпораций, концернов, финансово-промышленных групп), способных успешно действовать на внутреннем и внешнем рынках, – например, таких как «Газпром». «Газпром» контролирует 34% мировых разведанных запасов природного газа, обеспечивает почти пятую часть всех западноевропейских потребностей в этом сырье. Этот полугосударственный концерн (около 40% его акций находятся в государственной собственности), зарабатывая 6–7 млрд. долл. в год, остается самым крупным в постсоветской России источником поступления твердой валюты. Ему полностью принадлежат примерно 60 дочерних фирм, он участвует в уставном капитале еще почти 100 российских и зарубежных компаний.
Подавляющее большинство отечественных ТНК относятся к сырьевым отраслям, особенно к нефтяной и нефтегазовой (см. табл. 8). Есть и международные российские корпорации, не связанные с экспортом сырья, – «АвтоВАЗ», «Микрохирургия глаза» и др.
Многие отечественные фирмы уже вошли в списки ведущих ТНК планеты. Так, в составленный газетой «Файнэншл Таймс» рейтинг 500 крупнейших компаний мира 2003 вошли такие российские компании, как РАО «Газпром», «ЛУКойл» и РАО «ЕЭС России». В списке 100 крупнейших военно-промышленных корпораций мира, составленного в 2003 американским еженедельником «Дефэнс ньюс», присутствуют два российских объединения – ВПК «МАЛО» (32-е место) и АО «ОКБ Сухого» (64-е место).
Европейская ассоциация свободной торговли
Европейская ассоциация свободной торговли EFTA
Штаб-квартира:
Женева
Тип организации:
Международная организация
Руководители
Основание
Основание
1960
Формирование и развитие ЕАСТ
В тот период, когда началась деятельность Европейского сообщества, в Европе возникло и другое интеграционное объединение. Соперничество Великобритании с Францией и ФРГ на рубеже 1950—1960-х годов сделали невозможным её вступление в ЕЭС («Общий рынок»). Создание второго интеграционного объединения в определённом смысле отражало это соперничество.
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана 3 мая 1960 как альтернатива для европейских государств, которые не могли или не желали присоединиться к Европейскому экономическому сообществу (теперь Европейский союз) и считали планы создания Европейского общего рынка слишком амбициозными.
Конвенция по ЕАСТ была подписана 4 января 1960 в Стокгольме семью государствами: Австрией, Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Финляндией, Швейцарией и Швецией. Сегодня только Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн остаются членами ЕАСТ.
Стокгольмская конвенция была впоследствии заменена в соответствии с Вадуцской конвенцией.
Эта Конвенция предусматривала либерализацию торговли среди государств-членов ассоциации к 1970 году путём снижения таможенных пошлин и свертывания количественных ограничений.
ЕАСТ ограничивалась более скромными задачами, чем ЕС. По Стокгольмской конвенции, таможенная политика ЕАСТ распространялась только на промышленные товары. Страны ЕАСТ не вводили единого тарифа на продукты, импортируемые из третьих стран, и сохраняли национальные таможенные пошлины, осуществляя таким образом самостоятельную торговую политику.
Три страны ЕАСТ являются частью внутреннего рынка Европейского союза через Соглашение о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП), которое вступило в силу в 1994. Четвёртая страна, Швейцария, решила заключить двусторонние соглашения с ЕС. Кроме того, государства ЕАСТ совместно заключили соглашения о свободной торговле со множеством стран во всем мире.
Однако первоначальными членами были Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия, Швейцария и Португалия. Финляндия стала ассоциированным членом в 1961 (в 1986 стала полноправным членом), а Исландия вошла в состав ЕАСТ в 1970. Лихтенштейн присоединился в 1991 (предварительно, его интересы в ЕАСТ представляла Швейцария).
Европейской ассоциацией свободной торговли управляет Совет ЕАСТ, состоящий из представителей стран-участниц и избирающийся на уровне министров. Совет контролирует ход выполнения Конвенции об учреждении ЕАСТ, разрабатывает рекомендации правительствам стран-участниц, создает комитеты по различным вопросам, например, по тарифам, бюджету и т. д. Текущими делами ЕАСТ занимается постоянный Секретариат. Все руководящие органы Ассоциации, в отличие от органов ЕЭС, выполняют преимущественно консультативные функции. Кроме того, в связи с Соглашением о Европейском экономическом пространстве 1992, были учреждены ещё две организации ЕАСТ: Наблюдательный орган ЕАСТ и Суд ЕАСТ.
Секретариат ЕАСТ размещен в Женеве (Швейцария). Штаб-квартира Наблюдательного органа ЕАСТ находится в Брюсселе (так же, как и штаб-квартира Европейской комиссии), в то время как Суд ЕАСТ размещен в Люксембурге (как и Европейский суд).
Таким образом, ЕАСТ представляет собой менее развитую интеграционную форму: при осуществлении свободной торговли между входившими в неё странами ни одна из них не поступалась какими-либо элементами своего суверенитета, к тому же не были созданы институты, обладавшие законодательной властью. Страны ЕАСТ оказались слабо связанными между собой экономически, она не смогла продвигаться по пути интеграции столь же эффективно, как ЕС.
К началу 1970-х в ЕАСТ был завершен процесс создания зоны свободной торговли. Она стала наиболее известной и значимой из всех уже построенных ассоциаций свободной торговли. Наметились тенденции к перерастанию этой организации в более развитые формы интеграции, в частности в экономический союз, но эти тенденции не были реализованы. Хотя планы создания ассоциации свободной торговли в Европе удалось претворить в жизнь, этот интеграционный процесс в странах ЕАСТ не оказывал такого же благотворного воздействия на экономику, как в конкурирующем с ней Европейском экономическом сообществе.
Перед Великобританией и другими странами ЕАСТ встала дилемма: или укреплять ЕАСТ, или добиваться присоединения к ЕЭС. Великобритания извлекла выгоду из необходимости общих тарифов для членов ЕАСТ, импортируя товары из Содружества Наций и продавая их другим членам ЕАСТ. Из-за быстрого развития ЕЭС и решения сосредоточиться на Европе, а не на Соединенных Штатах и нациях Содружества, типа Австралии, Канады и Новой Зеландии, как на торговом партнере, Великобритания попросила членство в ЕЭС в 1961 (однако стала членом лишь в 1973). Таким образом, она сделала выбор в пользу участия в «Общем рынке». За ней последовали Дания и Ирландия, экономически тесно связанные с Великобританией и имевшие с ней договор о торговой ассоциации. Одна за другой страны ЕАСТ стали выходить из этой организации и присоединяться к ЕС. Португалия оставила ЕАСТ в 1986, Австрия, Швеция и Финляндия вошли в Европейский союз в 1995 и, таким образом, прекратили быть членами ЕАСТ. Норвежцы дважды отклонили на референдумах присоединение к ЕС. Во время первого референдума (1972) присоединились их соседи датчане. Во второй раз (1994) два других скандинавских соседа Норвегии — Швеция и Финляндия вошли в Европейский союз. Два последних правительства Норвегии были неспособны и несклонны поднять этот вопрос, поскольку они оба были коалиционными правительствами, состоящими и из сторонников и из противников присоединения. Исландия вряд ли присоединится к ЕС в ближайшем будущем из-за политического безразличия к Союзу. Только одна партия поддерживает начало переговоров о вступлении. С тех пор как Швейцария отклонила присоединение к ЕЭП в 1992, референдум по вопросу о членстве в ЕС был проведен ещё раз в 2001 и также закончился отрицательно. В середине 2005 представители Фарерских островов намекнули на возможность присоединения их территории к ЕАСТ. Однако, положительный ответ на предложение фарерцев на членство сомнительны, потому что, согласно Соглашению ЕАСТ, только государства могут стать членами Ассоциации, тогда как Фарерские острова являются автономным регионом Дании.
Отношения в рамках Европейского экономического пространства
Согласно концепции председателя Европейской комиссии Ж. Делора, выдвинутой им в 1988 г., страны ЕАСТ, за исключением Швейцарии, с 1994 входят во второй концентрический круг формирования Европейского экономического пространства (ЕЭП). На самом деле процессы экономической интеграции стран ЕС и стран, входящих в ЕАСТ, развиваются с 1950-х гг. Первоначально это была рыночная интеграция, не сопровождавшаяся созданием каких-либо институциональных рамок экономических взаимосвязей между двумя интеграционными группами. Первым крупным шагом на пути институционализации было соглашение 1974 г., вводившее свободное движение промышленных товаров в регионе, охватываемом ЕС и ЕАСТ.
Создание ЕЭП имеет ещё большее значение, поскольку предусматривает свободное передвижение четырёх факторов производства — товаров, услуг, капитала и рабочей силы. ЕЭП создано одновременно с единым рынком ЕС, то есть к 1 января 1993 г. Переговоры, имевшие целью подготовку текста соглашения, начались в июне 1990 г. На совещании министров государств-членов ЕС и ЕАСТ, состоявшемся 19 декабря 1990 в Брюсселе, были согласованы позиции по ряду важных аспектов будущего соглашения, в том числе по вопросам институциональной структуры ЕЭП.
После двух лет переговоров ЕАСТ и ЕЭС в мае 1992 подписали соглашение о Европейском экономическом пространстве. Оно вступило в силу 1 января 1994 г. Швейцария оказалась единственной страной, которая не присоединилась к ЕЭП, так как общенациональный референдум высказался против этого.
Наблюдательный орган ЕАСТ и Суд ЕАСТ регулируют действия членов ЕАСТ относительно их обязательств по Европейскому экономическому пространству (ЕЭП). Так как Швейцария не является членом ЕЭП, она не участвует в этих учреждениях. Наблюдательный орган ЕАСТ выполняет роль Европейской комиссии как «гарант соглашений» для стран ЕАСТ, в то время как Суд ЕАСТ выполняет для них роль Европейского суда. В первоначальном плане ЕЭП не было ни Суда ЕАСТ, ни Наблюдательного органа ЕАСТ, и Европейский суд с Европейской комиссией должны были осуществлять их роли. Однако, в течение переговоров относительно соглашения о ЕЭП, Европейский суд сообщил Совету Европейского союза в письменной форме, что, по его мнению, предоставление полномочий учреждениям ЕС относительно государств-нечленов ЕС будет нарушением соглашений, и поэтому была развита текущая договоренность.
В 1975 был основан Фонд Португалии, когда Португалия ещё была членом ЕАСТ, с целью обеспечить финансирование развития и реконструкции Португалии после падения диктатуры. Когда Португалия оставила ЕАСТ в 1985, оставшиеся члены ЕАСТ решили, тем не менее, оставить Фонд Португалии, таким образом Португалия продолжит извлекать из этого выгоду. Фонд первоначально принял форму ссуды под низкий процент от государств-членов ЕАСТ для Португалии в размере 100 миллионов долларов США. Выплата должна была первоначально начаться в 1988, но ЕАСТ тогда решила отложить начало выплат до 1998. Фонд Португалии был к настоящему времени расформирован государствами-членами.
ЕАСТ также создала Пробирное соглашение и Соглашение о Фармацевтической инспекции, оба из которых открыты для государств, не входящих в Европейскую ассоциацию свободной торговли. Далее приводится таблица сранения существующих сегодня региональных блоков.
Договор о создании ЕАСТ (European Free Trade Association, EFTA) был подписан 20 ноября 1959 г. в Стокгольме и вступил в силу 3 мая 1960 г. В состав ЕАСТ входят Норвегия, Швейцария, Исландия (с 1 марта 1970 г.). В соответствии со специальным протоколом от 4 января 1960 г. Лихтенштейн является ассоциированным членом ЕАСТ в связи с тем, что с 1923 г. находится в таможенном союзе со Швейцарией. Лихтенштейн будет ассоциированным членом ЕАСТ до тех пор, пока существует его таможенный союз со Швейцарией и пока Швейцария входит в ЕАСТ. Австрия (1995 г.), Великобритания (1972 г.), Дания (1972 г.), Португалия (1985 г.), Финляндия (1995 г.) и Швеция (1995 г.) вышли из ЕАСТ и стали членами ЕС.
Местонахождение — Женева (Швейцария).
Основными целями ЕАСТ являются: — содействие постоянному росту экономической активности, обеспечению полной занятости, повышению производительности, рациональному использованию ресурсов, финансовой стабильности и неуклонному повышению уровня жизни на территории государств-членов; — предоставление добросовестных условий конкуренции в торговле между государствами-членами; — ликвидация неравенства в условиях снабжения сырьем, производимым на территории зоны свободной торговли;
— содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путём постепенной ликвидации торговых барьеров.
ЕАСТ имеет следующую структуру: Совет ЕАСТ; комитеты; секретариат. Совет, состоящий из представителей государств-членов, управляет Ассоциацией свободной торговли, являясь форумом для обсуждения и принятия совместных решений по различным вопросам. Решения и рекомендации принимаются, как правило, единогласно. Решения обязательны для всех государств-членов, рекомендации — для тех государств, к которым они обращены. Совет собирается дважды в месяц на уровне министров или постоянных представителей. В своей деятельности он опирается на ряд комитетов: таможенные эксперты, торговые эксперты, экономический комитет, консультативный комитет (представители предпринимателей и профсоюзов, до пяти человек от каждого государства-члена), комитет парламентариев, бюджетный комитет и др. Созываемые время от времени экспертные группы рассматривают специальные вопросы.
Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, оказывает поддержку Совету, комитетам и экспертным группам. Шесть отделов секретариата ответственны за вопросы торговли, экономики, интеграции, прессы и информации и др.
В середине 1959 г. (уже после создания ЕЭС) Скандинавские страны предложили создать объединение свободной торговли из западноевропейских стран, не вошедших в ЕЭС. Договор был подписан семью странами: Австрией, Великобританией, Данией, Норвегией, Португалией, Швейцарией и Швецией. Для достижения целей ЕАСТ предполагалось: постепенно ликвидировать между странами-участницами таможенные пошлины и количественные ограничения на ввоз и вывоз промышленных товаров; запретить предоставление экспортных субсидий и проведение иных действий, направленных на создание странами-участницами привилегированного положения для своих предприятий и т. д.
Согласно договору о создании ЕАСТ не предполагается установление единых таможенных пошлин в отношении третьих стран. Это усложняет торговый обмен между странами-участницами, так как существует опасность проникновения на территорию какой-либо страны — участницы ЕАСТ товаров из третьих стран через другую страну-участницу. Для того чтобы не допустить этого, создана специальная система контроля за происхождением товаров. Товарами, происходящими из стран-участниц, считаются такие, в которых стоимость сырья и полуфабрикатов, импортированных из третьих стран, не превышает 50 %. Договор о создании ЕАСТ также не предусматривает проведение совместной экономической политики, свободное перемещение капитала и рабочей силы. Все его положения ограничиваются внешней торговлей.
Большинство стран-участниц ЕАСТ во главе с Великобританией рассматривали Ассоциацию как временную организацию, которая усилит их позиции в будущих переговорах о вступлении в ЕЭС. В августе 1961 г. с такой просьбой выступили Великобритания и Дания, а несколько позже — Австрия, Швейцария, Швеция и Норвегия. Великобритания проводила переговоры с ЕЭС с учетом интересов остальных стран-участниц ЕАСТ. В результате негативной позиции Франции эти переговоры закончились провалом в январе 1963 г., что привело к активизации деятельности ЕАСТ. К 1 января 1967 г. были ликвидированы все таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле промышленными товарами между странами-участницами (кроме Португалии). Год спустя были ликвидированы таможенные пошлины между ЕАСТ и Финляндией. Выход Великобритании и Дании из ЕАСТ в 1972 г. заметно ослабил эту организацию и вынудил оставшихся участников искать пути урегулирования экономических отношений с ЕЭС, являющимся основным торговым партнером стран-членов Ассоциации. В результате сложных переговоров все члены ЕАСТ, а также Финляндия заключили с ЕЭС соглашения о свободной торговле промышленными товарами, которые вступили в силу в 1973 г. На их основе было осуществлено взаимное снижение таможенных пошлин, которые были полностью отменены с 1 июля 1977 г. В результате этого в Западной Европе была образована зона свободной торговли, в состав которой вошли страны ЕС и ЕАСТ. После этого ЕАСТ продолжала заниматься контролем за полной реализацией Стокгольмского соглашения. Государства-члены ЕАСТ заключили соглашения о свободной торговле со странами Центральной и Восточной Европы, в том числе с Болгарией, Польшей, Румынией, Словакией и Чехией. Аналогичные декларации были подписаны с балтийскими государствами. Соглашения касаются торговли промышленными товарами и продукцией сельхозпереработки. Их целью является поддержка реформ в этой части Европы посредством стимулирования торговых связей.
Деятельность ЕАСТ положительно повлияла на развитие национальной экономики каждой страны-участницы: увеличился торговый оборот между ними, повысились производительность труда и темпы экономического роста, усилились позиции стран-членов Ассоциации на рынках третьих стран.
Существование ЕАСТ в значительно сокращенном составе после 1995 г. ставит под сомнение длительную жизнеспособность этой организации, хотя, как и раньше, она может выполнять роль «зала ожидания» для стран, желающих вступить в ЕС. В результате подписания в 1992 г. государствами-членами ЕАСТ, ЕС и его государствами-членами Договора об образовании Европейского экономического пространства (European Economic Area, EEA) был создан рынок, объединяющий 18 стран с населением около 370 млн человек. Швейцария, согласно итогам проведенного в 1992 г. референдума, не ратифицировала Договор, вступивший в силу в 1994 г.
В Договоре предусматриваются: свободное движение товаров, услуг, капитала и людей; сотрудничество в таких областях, как наука, образование, экологическая политика, социальная политика; создание правовой системы, обеспечивающей реализацию общих правил и норм. Договор дополняют: двусторонние соглашения между государствами ЕАСТ и Европейским союзом об импорте некоторых сельскохозяйственных продуктов; двусторонние соглашения между Европейским союзом и Норвегией и Исландией о свободной торговле рыбой.
Структура ЕЭП: 1. Совет как верховный орган принятия решений (члены Совета ЕС, члены Европейской комиссии, по одному представителю от каждого члена ЕАСТ). 2. Совместный комитет в качестве форума для обмена мнениями и информацией и в качестве органа для поиска и принятия решений (высокие должностные лица Комиссии и государств-членов ЕС и ЕАСТ). 3. Консультативный комитет (члены Экономического и социального комитета ЕС, члены Консультативного комитета ЕАСТ).
4. Совместный парламентский комитет.
Государства-члены ЕАСТ учредили: Контрольное ведомство ЕАСТ (контроль за выполнением договаривающимися сторонами обязательств, взятых на себя согласно Договору о ЕЭП); Суд ЕАСТ (совместный контроль с Европейским судом);
Постоянный комитет государств ЕАСТ (информация, консультации, подготовка заседаний Совместного комитета ЕЭП).
В феврале 1991 г. в результате встречи на высшем уровне Венгрии, Польши и Чехословакии в г. Вышеграде (Венгрия) образована субрегиональная организация, не предусматривающая создания постоянных органов. Эта организация впоследствии была названа Вышеградской группой. Создание Вышеградской группы, инициатором которой считается премьер-министр Чехии В. Клаус, было предопределено необходимостью развития внутрирегиональной торговли и объединения усилий по подготовке интеграции в ЕС в условиях развала прежних интеграционных структур и проблематичности быстрой переориентации торговых потоков на Запад. В декабре 1992 г. Венгрия, Польша, Словакия и Чехия подписали Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), которое вступило в силу 1 марта 1993 г.
Первоначально страны-участницы не предполагали принятия новых членов, но впоследствии такая возможность была предоставлена странам, удовлетворяющим трем основным требованиям: — наличие торгового договора с ЕС или статус ассоциированного члена Европейского сообщества; — членство в ВТО / ГАТТ;
— наличие двусторонних договоров о свободной торговле с каждой из стран — участниц Соглашения.
С 1 января 1996 г. очередной стороной соглашения стала Словения, с 1 июля 1997 г. — Румыния, а с 1 января 1999 г. — Болгария.
Цель ЦЕФТА — стимулирование развития торгово-экономических, научно-технических и кооперационных связей внутри блока с перспективой создания к 2002 г. зоны свободной торговли. В то же время внутрирегиональная интеграция рассматривается не как самоцель, а как промежуточный этап вступления в ЕС, позволяющий нивелировать некоторые проблемы, связанные с тем, что экономики стран — участниц ЦЕФТА скорее однотипны, чем взаимодополняемы, их рынки бедны капиталом, ограничены в сфере высоких технологий, дефицитны по сырьевым (в том числе и по энергетическим) ресурсам. Кроме того, страны — участницы ЦЕФТА имеют крупное отрицательное сальдо внешней торговли, большая часть которого приходится на страны ЕС *. Эти и другие экономические проблемы разрешаются не в рамках ЦЕФТА, а именно в проходящем в настоящее время процессе интеграции в ЕС. Предпринимаются также шаги по сближению законодательства стран ЦЕФТА с нормами Договора о Европейском экономическом пространстве.
К началу Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА). В. И. Фомичев. Международная торговля Развитие ЦЕФТА обусловлено объективными трудностями и огромным стремлением стран-участниц интегрироваться в западноевропейские структуры. В этой связи не было принято предложение Словакии о создании институциональных органов Соглашения. В то же время за период действия ЦЕФТА существенно ускорился процесс ликвидации барьеров во взаимной торговле стран-участниц по сравнению с первоначальными записями в Соглашении, что нашло формальное отражение в последующих дополнительных протоколах. С 1 января 1997 г. в рамках ЦЕФТА практически существует зона свободной торговли для большинства промышленных изделий, за исключением чувствительных товаров с более длительной тарифной защитой, постепенно ликвидируемой не позже 2002 г. Это относится прежде всего к странам — основателям ЦЕФТА, так как для товаров из стран, присоединившихся позже, степень защиты несколько шире. Особенно это касается Румынии и Болгарии, основной этап либерализации торговли с которыми начался с 1 января 1999 г. Например, Польша относит к чувствительным товарам продукцию автомобилестроения, а также нефтепродукты и некоторые стальные изделия. Для сельскохозяйственных товаров ЦЕФТА предусматривает не создание зоны свободной торговли, а частичную и выборочную либерализацию, масштаб которой был расширен с 1 января 1996 г. в соответствии с Дополнительным протоколом № 3. В результате этого в начале 1999 г. тарифные преференции охватывали свыше 90 % сельскохозяйственных товаров, часть которых реализовывалась беспошлинно в рамках общего списка «А», часть — по пониженной и общей для всех стран ставке (список «В»), а торговля товарами из списка «С» осуществлялась на основе двусторонних соглашений. Часть сельскохозяйственных товаров не была охвачена никакими преференциями. Степень либерализации товарооборота сельскохозяйственных продуктов в рамках ЦЕФТА гораздо ниже, чем промышленных товаров. К началу Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА). В. И. Фомичев. Международная торговля Учитывая специфику сельскохозяйственных рынков, страны — участницы ЦЕФТА согласовали возможность применения в определённых ситуациях защитных средств для сельскохозяйственных товаров. Так, например, Польша в 1997 г. отменила тарифные преференции на крахмал и изделия из него для всех стран ЦЕФТА, а в 1998 г. преференции в импорте сахара из Чехии, кукурузы посевной и кормовой из Венгрии, кукурузы кормовой из Чехии и Словакии, а также томатной пасты из Чехии, Словакии и Венгрии. В 1998 г. Словения и Румыния также повысили таможенную пошлину на венгерскую пшеницу (Румыния ещё и на пшенично-ржаную муку), а Чехия и Словения установили её минимальный размер и т. д. С момента последней встречи премьер-министров стран ЦЕФТА в Праге в 1998 г., на которой формально была приостановлена либерализация торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами, условия торговли ими в рамках Соглашения значительно усложнились. Это объясняется тем, что в разных странах — участницах ЦЕФТА результат либерализации торговли сельскохозяйственными товарами был различным. Только Венгрия (благодаря развитой системе субсидий), а также Чехия имеют положительное сальдо торговли этими товарами, а остальные страны — дефицит. Кроме того, все страны ЦЕФТА были плохо подготовлены к этой либерализации, поскольку рынок предварительно не был изучен. Часто доходило просто до взаимной переброски излишков продовольствия. Не было никакой координации сельскохозяйственной политики. Это привело к необходимости создания подкомитета ЦЕФТА по вопросам торговли сельскохозяйственной продукцией, который начал функционировать во второй половине 1999 г.
В то же время следует отметить, что в результате реализации Соглашения значительно восстановился и получил развитие взаимный товарообмен. Например, товарооборот Польши с государствами ЦЕФТА увеличился более чем в три раза. К началу Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА). В. И. Фомичев. Международная торговля При сотрудничестве в рамках ЦЕФТА основное внимание уделяется проблемам, связанным со взаимной торговлей. Несмотря на то, что такие сферы сотрудничества, как предоставление услуг и перемещение капитала, нашли официальное отражение в Познаньской декларации, принятой премьерами государств ЦЕФТА в ноябре 1994 г., реального сотрудничества в этих областях пока нет. Вопросы, связанные с этим, должны решаться на переговорах стран-участниц, так как проблематика основных экономических свобод (перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц) рассматривается в соглашениях об объединении между отдельными государствами ЦЕФТА и ЕС. Главной целью стран — участниц ЦЕФТА является членство в ЕС, что в свою очередь связано с процессами приспособления к его законодательству, поэтому необходимо учитывать эту проблематику во взаимных отношениях в рамках ЦЕФТА.