Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Система образования в норвегии


Высшее образование в Норвегии - Скандинавский Культурный Центр - Nordic Culture Center

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НОРВЕГИИ

Начальное и среднее образование

Согласно закону, каждый ребёнок Норвегии, независимо от его социального происхождения, национальности, окружения должен в обязательном порядке получить как минимум тринадцатилетнее школьное образование.

Дети поступают в школу в возрасте 6 лет, обязательный срок обучения в школе составляет десять лет. Осенью 1994 года в стране вступил в силу закон, согласно которому граждане 16-19 лет имеют право на получение трёхлетнего среднего образования верхней ступени, за которым следует высшее или профессиональное образование. Среднее образование верхней ступени включает в себя в равной степени теоретические и специальные практические дисциплины. На первом году обучения студенты слушают один из 15 фундаментальных курсов. На втором и третьем годах обучения, с началом периода профессионального образования, начинают читаться специальные дисциплины.

Высшее образование

Поступление в высшие учебные заведения Норвегии возможно только на основании среднего образования верхней ступени. Всего в стране насчитывается 6 аккредитованных ВУЗов, 6 аккредитованных специализированных ВУЗов, 25 аккредитованных университетских колледжей, 2 государственных аккредитованных института искусств и 29 частных учебных заведений, обладающих институтской или программной аккредитацией. Практически все ВУЗы в стране обладают государственной аккредитацией; исключение составляет лишь небольшое количество частных колледжей при университетах. Таким образом, практически все они являются частью норвежской государственной системы высшего образования.Практикующаяся в Норвегии система университетских колледжей ставит себе задачу повышения доступности высшего образования и его децентрализации. Как и университеты, колледжи в Норвегии предлагают слушателям бакалаврские и магистерские программы. Кроме того, в колледжах читается ряд дисциплин, ориентированных на практическое применение. Имеется возможность совмещения обучения в университетском колледже с учёбой в самом университете, кроме того, некоторые курсы, читаемые как в колледже, так и в университете, взаимозаменяемы.Высшее образование в Норвегии, как и в других скандинавских странах, бесплатное. Однако, некоторые частные ВУЗы и программы профессионального образования могут предполагать плату за обучение.Кроме того, все высшие учебные заведения Норвегии ответственны за проведение научных исследований в различных областях знания, а также за подготовку специалистов, обладающих должной квалификацией для их проведения. Этой цели, как правило, служит система постуниверситетского образования и докторантуры.

Система научных степеней

Система научных степеней в Норвегии адаптирована к задачам Болонского процесса в системе высшего образования в Европе. С 2003 года в Норвегии действует система научных степеней «3 + 2 + 3» с соответствующей структурой «бакалавр – магистр – доктор наук». Эта система призвана упростить выпускникам норвежских ВУЗов признание их диплома в других странах.После двух лет обучения в государственных университетских колледжах и ряде частных ВУЗов студенту присуждается степень «Hogskolekandidat», которая может послужить основой для получения степени бакалавра.Бакалаврская степень присуждается большинством государственных ВУЗов, университетских колледжей и частных высших учебных заведений после трёх лет обучения, за исключением государственных университетских колледжей искусств, присуждающих её по окончании четырёхлетнего курса. Магистерская степень присуждается государственными университетами, специализированными университетскими учреждениями, а также некоторыми университетскими колледжами и частными учебными заведениями после одного или двух лет обучения. Основанием для получения степени магистра должна стать независимая исследовательская работа (30-60 кредитов ЕСПЗБ (Европейская Система Перезачёта Зачётных Баллов).Кроме того, во всех государственных учебных заведениях и некоторых частных ВУЗах имеется возможность получения персональной квалификации, охватывающей самые разные специальности. Эти программы имеют разную продолжительность, как правило, от 4 до 6 лет.Докторская степень может быть присуждена после трёхлетнего обучения по окончании магистратуры или профессиональной программы/степени. Докторские программы, обязательно предполагающие научное исследование, предлагаются во всех государственных ВУЗах, некоторых государственных университетских колледжах и незначительном числе частных учебных заведений.

Кредитная и аттестационная системы

Как правило, продолжительность учебного года составляет 10 месяцев, с середины августа по середину июня. Курсы измеряются в кредитах, согласно стандарту ЕСПЗБ. Один академический год включает в себя нагрузку, равную 60 кредитам.Вступительные и выпускные экзамены в норвежских ВУЗах принимаются в соответствии с аттестационной системой, включающей в себя шкалу баллов от A (высшего балла) до F (низшего балла), с минимальным проходным баллом E. На некоторых экзаменах может ставиться «зачёт» или «незачёт». Для получения дополнительной информации о системе образования в Норвегии Вы можете посетить следующие ресурсы:

http://www.nokut.no – Сайт Норвежского Агентства по Гарантии Качества Образования (NOKUT). Языки: норвежский, английский.

http://www.studyinnorway.no – На сайте Study in Norway предоставлена различная информация касательно самых разных аспектов обучения в Норвегии. Язык: английский.

http://www.siu.no – Сайт Норвежского Центра Международного Сотрудничества в Области Высшего Образования. Языки: норвежский, английский.

http://www.lanekassen.no – На сайте Lånekassen предоставлена информация о возможности получения стипендии иностранными студентами, обучающимися в Норвегии.

http://www.norway.no – Портал о Норвегии, поддерживаемый Министерством Правительственной Администрации и Реформ. Содержит самую разнообразную информацию о стране, в том числе и об образовании.

Образование

Норвежская образовательная политика основана на принципе всеобщих равных прав на образование для всех членов общества, независимо от их социо-культурной принадлежности и места проживания. Основной задачей учебных заведений является не только внедрение знаний и прививание культурных навыков, но и удовлетворение общественных потребностей и обеспечение всеобщего благосостояния.

Преподавание в норвежских школах ориентировано на индивидуальное развитие способностей и навыков учеников.

Специальное обучение предусмотрено для людей с физическими или умственными недостатками, а также для тех, у кого в силу каких-либо обстоятельств нет возможности посещать школу с обычным преподаванием. В результате роста иммиграции, число учеников, относящихся к языковому меньшинству, растет.

Согласно условиям, выдвигаемым норвежской политикой образования, особое внимание должно уделяться потребностям тех учеников, которые относятся к языковому меньшинству, чтобы дать им возможность получить полное среднее образование, продолжить высшее и устроиться на работу.

В обязанности Стортинга (норвежский Парламент) и Правительства входит определять задачи и планировать распределение бюджетных средств для образовательного сектора.

Министерство Образования и Науки – административный орган, отвечающий за контроль системы образования и реализацию программ государственной образовательной политики.

В Норвегии существует единая школьная система, основанная на общем стандарте. Для контроля образовательных стандартов, установленных правительством, был разработан государственный учебный план.

В Норвегии обязательная образовательная программа предполагает десятилетнее обучение, то есть получение начального, неполного среднего и полного среднего образования. Задача органов управления образованием - обеспечить доступность соответствующего образования для детей, молодежи и взрослых во всех городах и регионах.

Местные органы власти несут ответственность за работу начальных и неполных средних школ, тогда как управление полными средними школами осуществляется на региональном уровне.

Система высшего образования включает образовательные программы, проводящиеся в университетах и университетских институтах.

Право на прохождение таких программ имеют, как правило, те, кто получил полное среднее образование.

За исключением немногих частных вузов, все высшие учебные заведения Норвегии являются государственными, хотя каждый вуз является достаточно самостоятельным как в плане управления, так и в плане обучения.

Государственное образование в Норвегии бесплатно, включая полное среднее образование. Стоимость обучения в государственных вузах обычно минимальна.

Государственный Ссудный Фонд, основанный в 1947 году, предоставляет студенческие займы и стипендии на проживание тем, кто получает высшее образование. Также возможно финансирование норвежских студентов, желающих получить полное или частичное образование за границей.

Независимые частные школы обеспечивают дополнительное образование.

Директорат по проблемам начального и среднего образования допускает создание подобных школ, если они соответствуют образовательным стандартам.

Академические программы таких независимых школ должны удовлетворять требованиям, установленным на основе соответствующих правил. Надежные независимые частные школы могут стать объектом для государственного финансирования.

Узнать стоимость написания работы

Норвегия. У всех возникают разные ассоциации с этой страной. Кто-то первым вспоминает музыку Эдварда Грига, кто-то вкус норвежской трески, а кто-то — недавнюю трагедию, когда норвежец Андреас Брейвик устроил массовую резню в детском лагере.

Дискуссия по поводу приговора Андреаса Брейвика идет до сих пор не только в Норвегии, но и в Европе, и в России. Нам отсюда очень сложно понять общество, где убийце 77 человек был вынесен такой мягкий приговор (21 год тюрьмы), но сами норвежцы, хотя и признают все случившееся ужасной трагедией, также признают, что Брейвик является такой же частью норвежского общества, как и все остальные.

Сегодня в Норвегии многие очень гордятся тем, что страна достойно смогла пережить эту трагедию, не скатившись в ужесточение законодательства или в истерию по поводу увеличения количеств мигрантов.

Сегодня Норвегия уже несколько лет занимает стабильно первое место в рейтинге «Индекса развития человеческого потенциала», является страной с наиболее гуманной системой исполнения наказаний, традиционно принимает большое количество мигрантов из самых разных стран, при этом остается очень богатой страной, с высоким уровнем жизни и образования.

Во многом именно система образования (как и в любом обществе) является залогом того, что Норвегия сохраняет столь высокие позиции в рейтинге стран, сочетая сохранение культурных традиций с развитием промышленности и достаточно аккуратным обращением с собственными природными ресурсами.

Современная система образования в Норвегии представляет собой достаточно классическую европейскую модель, и стала результатом масштабных образовательных реформ, последняя из которых прошла в стране в 1994 году. Выглядит эта модель следующим образом:

Первая ступень – детский сад для детей от 1 года до 5 лет.

Вторая ступень – начальная школа (1-7 класс), куда принимают детей с 6 лет,

Третья ступень - средняя школа (8-9 класс),

Завершает школьную лестницу четвертая ступень - старшая школа (10-12 класс) – 3-4 года обучения.

После старшей школы у учеников есть выбор — либо провести 1 год в народной школе, либо — сразу поступать в университет или колледж (получать высшее образование).

Высшее образование представлено университетами и институтами и составляет 4-6 лет обучения. Постдипломное обучение позволяет получить 1-ую или 2-ую ученую степень по аналогии с кандидатом и доктором наук.

Основной задачей учебных заведений является не только внедрение знаний и прививание культурных навыков, но и удовлетворение общественных потребностей и обеспечение всеобщего благосостояния. Ранние ступени обучения лишены элементов состязательности, а также давления и принуждения. Первые оценки норвежские школьники получают только с 8-го класса школы, когда им уже 13-14 лет. Нет обязательных экзаменов, что также освобождает школьников от постоянного стресса, необходимости соревноваться с другими и беспокоиться за свое будущее. Экзамены проходят только в старшей школе в виде выборочного тестирования 10-50 % учеников, что является скорее необходимостью проверить общий (средний) уровень знаний.

Большое внимание во всей школьной системе уделяется умению принимать самостоятельные решения, работать в команде, договариваться с другими, а также формированию позитивной самооценки учеников. В более старших классах к этому добавляется гармоничное саморазвитие учащихся, бережное обращение с экономическими и природными ресурсами.

В Норвежской школе происходит сравнительно ранняя профориентация — базовые предметы для изучения каждый школьник выбирает уже при поступлении в старшую школу (аналог 10 класса в российской системе образования). При поступлении в старшую школу учащиеся должны выбрать 3 из 15 «базовых предметов», которые они будут изучать следующие 3-4 года. Их список следующий:

общеобразовательное направление,

театральное искусство,

спорт и физическое воспитание,

медицина и социальная работа,

искусство, дизайн и ремесла,

сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство, гостиничное хозяйство и общественное питание,

строительство,

промышленное строительство,

электротехника,

металлообработка и слесарное дело,

обработка полимерных материалов,

деревообработка и столярное дело,

СМИ и телекоммуникации,

торговый менеджмент.

Список напоминает специальности, которые в России можно получить в колледжах, училищах или техникумах, а в Норвегии это все входит в обязательную ступень среднего образования, которое к тому же является полностью бесплатным. В старших классах к обязательным дисциплинам добавляются: экономика, экология и бухгалтерский учет, а также расширяется перечень предметов, которые можно изучать по выбору.

Зачисление в старшую школу гарантировано всем учащимся в возрасте от 16-19 лет, при этом поступить в старшую школу нужно в течение 1 года после окончания средней школы (для учащихся с инвалидностью этот срок составляет 3 года).

Описанная выше образовательная система доказывает свою эффективность не только с точки зрения значительных достижений (а в современной Норвегии сейчас есть очень много музыкантов, философов, инженеров, экономистов мирового уровня), но и, в первую очередь, с точки зрения признания ценности и важности каждого конкретного человека и необходимости общества быть готовым к тому, чтобы обеспечить всем возможности для максимального развития, самому и вместе с другими. Не это ли сегодня должно стать основной целью образования во всем мире и в России в том числе?


Смотрите также