Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

4585353@mail.ru

Система образования в финляндии кратко


Особенности образовательной системы в Финляндии - Академия "Фомы"

Алексей Филиппов, кандидат философских наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

Финская образовательная система заинтересовала мировое сообщество впервые, когда она стала участвовать в PISA – международном исследовании, которое посвящено качеству школьного образования для 15-летних школьников. Финны стали первыми в мире.

Действительно эта система крайне интересна. Не вдаваясь особо в подробности структуры финской системы образования, хочется выделить то, что непривычно, что выделяется на фоне нашей системы образования, то, чем она непохожа. Многие говорят, что финская система взяла что-то от советской школы – и да, и нет. Действительно было небольшое советское влияние, оно было через ГДР, но в общем и целом это влияние минимальное. Если мы посмотрим именно на структуру образования в Финляндии, начиная с детского сада и заканчивая высшим общим образованием, то мы увидим, что она очень похожа на царскую структуру, дореволюционную, неслучайно финны входили в состав Российской империи и действительно структура образования очень похожа. А вот содержание образования существенным образом отличается от российского, да во многом и от европейского.

У финнов особое отношение к детскому возрасту. С самого рождения ребенок является полноправным членом общества, ему дают паспорт. Когда ребенок поступает в детский сад, или в школу, обязательное обучение у финнов с семи лет, государство полностью берет на себя все обеспечение для ребенка. При этом сами финны отмечают, что расходы на образование у них далеко не самые большие в мире и даже в Европе, они достаточно скромны, тем не менее, финская система образования дает фантастические результаты.

Итак, во-первых, все обеспечение, включая канцтовары, включая все школьные принадлежности, включая проезд к школе, если ребенок живет более чем в пяти километрах от школы, на такси, берет на себя государство. Питание, уборка помещения, в общем все полностью за счет государства. После окончания детского сада, выпускники детского сада могут поступить в так называемую прешколу, она организуется либо на базе детского сада, либо на базе школ. Это курсы подготовки к школе, они тоже бесплатные. Но здесь дело не в том, сколько выделяет государство на образование, а в том, как организована сама система.

Начнем с детских садов. Каждый детский сад берет за основу либо систему Монтессори, либо Штайнеровскую педагогику – то, что во всем мире считается Вальфдорфской педагогикой, ориентированной на развитие ребенка. И в детских садах уровень образования педагогов воспитателей крайне высок. Во-первых, все воспитатели имеют высшее образование, во-вторых, в детские сады идут лучшие из лучших, туда ведется строжайший отбор педагогов. В Финляндии рекордное количество взрослых на одного ребенка. На одного педагога приходится в среднем 4-5 детей. То есть за детьми присматривают очень хорошо. При этом, это не только присмотр и уход, это реальное развитие. В среднем на одного ребенка, если мы берем с детского сада, до окончания школы, государство тратит около 10 000 евро. Из них родители платят 100-150 евро, реже 200, все остальное берет на себя муниципалитет. При этом, если родители не могут забирать ребенка из детского садика и хотят оставить его на круглые сутки, такая услуга тоже есть в детских садах, они должны доказать, что им это действительно необходимо по работе, а не просто воспользоваться этой услугой, и тогда они дополнительно доплачивают 200 евро за пансион.

Школьное образование. Во-первых, в Финляндии нет никакого отбора. Селекция там просто-напросто запрещена. То есть берут в любую школу всех детей, включая детей со сложностями, с отклонениями в развитии, с умственными проблемами, с проблемами физиологическими. То есть, нет специальных коррекционных школ, все дети обучаются в основном массовой школе. Но к этим детям представлены соответствующие педагоги, тьютеры, которые занимаются специально развитием этих детей дополнительно. В классе как правило два педагога, при этом один занимается непосредственно ведением уроков, второй в большей степени напоминает того же самого тьютера, или классного руководителя в школе, в классе. Если ученик не готов воспринимать информацию, отвлекается, может быть устал, может быть болен, может быть у него есть какие-то проблемы в личной жизни, то второй педагог может с ним отойти, поговорить, чем-нибудь его занять. Более того, если сам ребенок по каким-то причинам не хочет работать сегодня на уроке, в каждом классе есть специальная коррекционная зона, куда он может отойти, расслабиться, полистать журнал. То есть главный принцип – это невмешательство в личную сферу ребенка. При этом в Финляндии стараются крайне замотивировать ребенка всеми возможными и невозможными средствами.

Само здание школы, они все построены по уникальным архитектурным проектам. Финны при постройке любой школы устраивают конкурс и по этому конкурсу отбирали проекты и потом соответственно возводили здания. Образовательная среда там таким образом устроена, что ребенок может быть много времени вне класса. Более того, класс – это очень условное понятие, то есть, есть рекреации, зоны, где тоже могут проходить уроки. И в среднем собственно в классе ребенок может проводить не более 30% учебного времени. широко распространены уроки на улице, в различных музеях, технологических группах и так далее. То есть на ребенка нет такого жесткого давления. При этом в учебный день – самый короткий в Европе, да и, пожалуй, один из самых коротких в мире, в школе не больше пяти уроков, в старшей школе не больше шести. И всего в год дети занимаются 190 часов. При этом результаты одни из лучших в мире.

Одним из ключевых успехов сами финны считают огромный уровень доверия к учителю, огромный уровень доверия к директору и огромный уровень доверия к муниципалитету. То есть доверие на всех уровнях. Учителя не составляют вечных отчетов, директор не ходит к ним на уроки, не контролирует, как они себя ведут, в школе нет никаких особых правил по ношению формы, по внешнему виду – ни для учителей, ни для учеников. Но при этом… нет дневников, по экзаменам каждый учитель решает сам для себя, нужны они ему, или нет, для диагностики уровня успеваемости учеников. И самое главное – доверие к учителю, как сказал один из директоров финской школы, зачем мне контролировать учителя, если он дает хороший результат.

Работа учителя в Финляндии тоже очень престижная, при этом она не самая высокооплачиваемая в Финляндии, но вообще уровень зарплаты достаточно хороший, то есть в среднем учитель получает 3500-3800 евро. Директор около 5 000 евро. Понятно, что 20% уходит на налоги, все остальное остается соответственно у учителя. Это не самый высокий уровень зарплат для финнов, но большие летние каникулы, работа с детьми, уровень престижа этой профессии в глазах окружающего социума делают эту профессию значимой. И в педагогические ВУЗы в Финляндии очень большой конкурс. И более того, когда учитель уже даже приходит в школу, проходит кастинг, в конце каждого года учебного все учителя в Финляндии увольняются и следующий год набирается заново по конкурсу. Бывает такое, что в некоторых школах доходит до 12 человек на место. Соответственно и отношение к учителю у детей такое, что это не вторая мама, потому что каждый год может быть новый учитель по предмету – это именно человек, который учит. При этом есть некоторый набор классных руководителей, которые занимаются внеурочной деятельностью, при этом есть специальная социальная служба, в каждой школе есть социальный работник, он не принадлежит к школе, он именно ходит по семьям раз в месяц и смотрит, как дела обстоят в семье – уважают ли ребенка, не обижают ли его. Ну, мы все знаем про ювенальную юстицию, про очень строгую систему финских взаимоотношений с этими структурами. Но тем не менее. Каждую среду в финской школе родительский день, то есть каждый родитель может прийти, проконсультироваться с учителем. Учитель дает родителю анкеты, в которых могут быть такие вопросы: как ваш ребенок относится к школе, что ему нравится, что ему не нравится, какие отношения со сверстниками и так далее. То есть отслеживается ментальный фон, отслеживается эмоциональный фон развития ребенка – это тоже входит в процесс обучения.

Экзамена как такового в финской школе нет. Есть один обязательный экзамен по окончании школы в 19-летнем возрасте – это экзамен может сдаваться ребенком, может не сдаваться, но уровень успешности на этом экзамене, никак не влияет на его поступление в университет, потому что все университеты, их в Финляндии около 30, имеют свои конкурсные системы отбора и выпускные экзамены в школе как правило не учитываются. То есть, они могут учитываться, но как правило не влияют на поступление в институт.

Еще очень важная особенность финских учителей, они все имеют степень мастера наук, или звание профессора по своему предмету. То есть это специалист, скажем, в области химии, или физики, который дополнительно получает педагогическое образование. То есть, логика финской системы – каждый учитель должен быть асом в своем предмете, он должен его знать отлично и потом уже, если он может и хочет, он имеет право его преподавать в школе. В финской школе не принято списывать, твои же приятели по школьной парте тебя заложат – это нонсенс, зачем списывать, если ты показываешь свою собственную динамику, уровень своего собственного развития? Если нет этой паранойи, что, если ты не сдашь, то… У школы в Финляндии есть педагог, который занимается условно говоря, проектированием будущего развития ребенка. То, что мы называем профориентацией, то есть человек, который специально готовит детей к будущей профессии, помогает определиться с выбором. Организация всех экзаменов, и ВУЗовских, и школьных, ложится на плечи самих школ и самих ВУЗов. Повторяю, система доверия в финском образовании крайне высока, то есть, нет никакого особого государственного вмешательства, единой системы тестирования национальной, школьной, или ВУЗовской, нет никаких срезов знаний, обязательных диагностик и так далее. И несмотря на это, финны демонстрируют фантастические результаты.

В последнее время Финляндия вступила в очень серьезный эксперимент, за которым следит весь мир – финны начинают отказываться от предметов, то есть отдельно физика, отдельно химия, они начинают заниматься изучением явлений, развивая метапредметные навыки и умения. В начальной школе, например, отказываются от чистописания, потому что школьники печатают на планшетах, или на компьютерах. А мелкую моторику развивают другими средствами. Еще неизвестно, к чему это все приведет, сами финны очень настороженно воспринимают это все дело, по этому поводу было сломано много копий до введения этой реформы, но сейчас пока финны уступают во всех международных исследованиях азиатам, однако посмотрим, что будет дальше.

academy.foma.ru

Школьное образование в Финляндии

Обучение за рубежом Обучение детей за рубежом Школьное образование в Финляндии

Характер финнов имеет свои особенности. Суровые северяне строго планируют жизненный уклад. Это свойство диктует правила и детскому обучению. Чему учат детей? Составлять план в жизни, постепенно переходя от простого к сложному. Школа в Финляндии – стимул к процветанию, закалка характера, четкое понимание собственных возможностей.

Международные проверки PISA показали, что школьники из Финляндии имеют наивысшую степень подготовки среди остальных. А итоги другого аналитического исследования от журнала Newsweek признало лучшим среднее образование в Финляндии среди ведущих мировых стран. Такой успех финны достигли, благодаря разработанным принципам школьного образования.

Как учатся дети?

Школьный год начинается числа 8-16 августа (точной даты нет). Длится он до конца мая. Уроки проходят днем, пятидневная учебная неделя с укороченной пятницей. Предусмотрены каникулы: осенью 3-4 суток и зимой: 14 дней. Весной начинается пора лыжного отдыха (финские ребятишки вместе с родителями катаются на лыжах). Продолжают они отдыхать чуть позже на пасхальных праздниках.

Система оценивания десятибалльная. Детям начинают ставить баллы с 4 класса. Дневников у учеников нет.

Существуют электронные школьные дневники в национальной системе Wilma. Каждый родитель имеет личный код и всегда может посмотреть успехи своего чада. Раз в месяц школьный куратор посылает родителям листок, где фиксируются все достижения ученика.

  1. Младшая школа(alakoulu): 1-6 классы. Малыши учатся в одном кабинете с постоянным педагогом. Самые маленькие (1-2 класс) изучают чтение, финский язык, математику, труд, рисование, музыку и физкультуру. Изучают и религию (по вероисповеданию), если родители атеисты – малыш осваивает жизнепонимание. В начальной школе в Финляндии на одном занятии могут преподавать несколько дисциплин одновременно.

Чуть повзрослев (3-6 классы) дети принимаются за освоение английского языка. На четвертый год обучения выбирают еще один иностранный язык. В это же время включаются дополнительные предметы: компьютер, хоровое пение и работа по дереву.

Большое внимание уделяют творческому развитию. Ученики осваивают различные музыкальные инструменты.

На пятом году обучения к дисциплинам добавляется история, химия, физика и география. Уроки физкультуры проходят 1-3 раза еженедельно.

  1. Старшая школа(yläkoulu): 7-9 классы. Со старшеклассниками работают педагоги-предметники. В эти года к основным дисциплинам добавляются и параллельные предметы на самостоятельный выбор. В 9 классе школьники знакомятся с настоящей трудовой деятельностью. Они выбирают любое рабочее место и с удовольствием осваивают профессию.
  2. Дополнительный уровень: 10 класс. Эта ступень дает возможность повысить свои результаты (при плохих показателях).
  3. Колледж/лицей(lukio): 11-12 классы. После окончания 10 класса школьники продолжают обучение в лицее, либо переходят в профессиональный колледж. После окончания учебы и сдачи всех экзаменов выпускники в торжественной обстановке получают белые фуражки. Отныне они абитуриенты и могут поступить в любой университет страны.

Какую школу выбрать?

В северной стране около 3000 средних учебных заведений. Русских школ в Финляндии достаточно много (ведь около 20% населения говорит на русском). Сказать, какая лучшая, где престижнее учиться невозможно. Финны придерживаются равенства. Из популярных можно выделить:

  • Финскую старшую школу Matinkylän koulu (г. Эспоо). В ней работают 42 педагога и обучаются 400 учеников. Комплектующих классов 19. В штат сотрудников входит социальный работник, куратор, психолог, учитель-консультант, медсестра и стоматолог. Школьный бюджет 1,5 млн. евро в год.
  • Русско-финскую школу Восточной Финляндии Itä-Suomen suomalais-venäläinen koulu (отделения расположены в Иматре, Лаппеэнранте и Йоэнсуу). Обучение включает в себя все ступени образования.

Есть ли преимущества обучения?

Финны не зря находятся в фаворитах в сфере мирового среднего образования. В их системе обучения можно выделить ряд важных принципов:

  1. Общность школ. Здесь нет элитных или «средненьких» школ. Школы в Финляндии все равнозначны, обладают одинаковым оснащением, финансированием и возможностями. Практически все заведения государственные. Существуют несколько частных школ, состоящих на бюджете у государства. Образование там проходит по индивидуальным системам в педагогике: Мортана, Френе, Вальдорф, Шайтнер и Монтессори. Школы в Финляндии отличаются великолепной архитектурой. Мебель специально подбирается «беззвучная» – все ножки подбиты мягкими нашлепками. Территория не огорожена, нет и охраны – их заменяют камеры видеонаблюдения Помещения в младших школах выстланы мягкими коврами.
  2. Каждый предмет важен.У финнов не приветствуется углубленное изучение одной дисциплины. Специализированные классы могут создать для одаренных детей в творчестве и спорте. Школьники освобождены от вызова к доске. Уроки проходят в непринужденной обстановке. Педагог со своим помощником просто корректирует работу детей. По минимуму задаются уроки и на дом. Финны вместо домашней работы советуют больше гулять с детьми.
  3. Индивидуальность.Для каждого малыша составляется индивидуальный план развития. Это касается подбора учебников, объема материала, домашних заданий и манеры преподавания. Оценивается каждый ребенок также исходя из индивидуальных способностей.
  4. Поддержка. В России это сфера работы частных педагогов. У финнов репетиторство развито очень слабо – это привилегия школы. Учителя добровольно остаются с ребенком для внеклассных занятий.
  5. Коррекция. Если малыш проявляет серьезные проблемы в обучении и асоциальность в поведении – он дополнительно обучается в коррекционных классах.
  6. Продуктивность.Школьное образование в Финляндии ориентировано на практичность. Ученики получают жизненно необходимые навыки. Финские детишки могут не знать как происходит выплавка металлов, но зато они прекрасно разбираются в налоговой, банковской системе, распределении будущих доходов, могут просчитывать отпускную стоимость товара после скидки и прочее.
  7. Доверие.У школ нет никаких проверок. Программа образования единая и она преподносится в рекомендательном характере. Каждый учитель выбирает собственный способ преподавания. Детям разрешено заниматься своими делами на уроках. Важно не отвлекать других.
  8. Произвольность.Никто не принуждает к учебе. Учителя лишь стараются пробудить интерес к предмету. В ином случае малыша просто переориентируют на более интересное для него дело. Выявлением у учеников индивидуальных особенностей занимается школьный специалист (штатная единица). Так называемый «учитель будущего».
  9. Независимость.По убеждению финских учителей, ребенок должен учиться самостоятельности. Новые темы не объясняются подробно – все есть в учебниках. Горазд важнее умение самостоятельно искать информацию с помощью нужных ресурсов (интернет, справочники). Учителя не вмешиваются и в конфликты. Они дают детям возможность пройти подготовку во всех жизненных ситуациях, научиться стоять за себя.
  10. Равенство родителей.Педагоги не владеют информацией о социальном положении родителей своих подопечных. Запрещено любое анкетирование и вопросы о доходах и работе родителей.
  11. Равноправие детей.У финнов нет плохих или хороших учеников. Любое сравнение запрещено. Все ребята считаются одаренными и лучшими. В общем коллективе могут обучаться и инвалиды. Форма одежды у школьников свободная. В классах дети сидят на одноместных партах, либо могут свободно расположиться на полу, диванчиках, креслах.
  12. Равнозначность учителей.Педагоги не «прикипают» душой к своей группе. Не успевают. Ведь каждый год перед летним отдыхом все они увольняются. Перед началом учебного года их набирают вновь на контрактной основе по конкурсу. Порой на одно учительское место претендуют до 12 педагогов. Среди более чем 120000 финских учителей вы не найдете ни одного без степени мастера наук или профессорского звания.

Как устроить ребенка в финскую школу?

Нужно просто жить в этой стране. Школьное образование в Финляндии обязательно для всех. Это касается не только финских ребятишек, но и детей иностранцев, проживающих в Финляндии. В школу малыши идут с семилетнего возраста.

Нужно ли знание финского языка?

Школы принимают детей с любым уровнем знания языка (независимо от возраста). Если ребенок совсем не знает финского, его направляют вначале в группы-языковые классы, где каждый день изучается язык. Затем ребят постепенно «смешивают» с остальными учениками (сначала на несложные предметы: физкультура, рисование и труд, затем с включением и других дисциплин). Для хорошего изучения финского языка достаточно около года.

Какая стоимость школьного обучения?

Среднее образование бесплатно для всех. Школьник получает и бесплатные горячие обеды, возможность посещать выставки, музеи, внеклассные занятия. В распоряжении учеников и бесплатный транспорт, который забирает малыша и возвращает его обратно домой (при условии, что школа находится дальше 2 км от дома). Бесплатны учебники, планшетники, необходимые принадлежности. Любые поборы с родителей строго запрещены.

Отзывы об обучении

Валентина Аалто (Хельсинки). «Мы приехали в Финляндию, когда моему малышу было 6 лет. Вначале он посещал подготовительную группу при детском садике. Сейчас учится в экспериментальном классе. У них дети распределены по группам. За первый год обучения его научили считать и читать. Он уже свободно владеет финским. Раз в неделю изучает и русский язык. Что мне нравится в школах – там отсутствует стресс для детей. Их не заставляют учиться. Зато развивают логическое мышление и самостоятельность».

Татьяна Виртанен (Иматра). «Вот эта самостоятельность мне и не нравится. Никто не следит, как одет ребенок, знает ли расписание уроков на завтра. Его никто не поведет на дополнительное занятие. Он все должен делать сам. Хотя, может я просто еще не перестроилась на уровень мышления финнов. Мы всего год, как приехали. Кстати, была ошарашена, когда узнала, что нам полагается бесплатный проезд до школы».

Марина Сипиля (Порвоо). «Моя дочка уже закончила 9 классов и сейчас идет учиться в гимназию. В целом я очень довольна финскими взглядами на обучение. Нравится, что ребенок умеет самостоятельно мыслить, говорить все, что думает. Если в наших школах учителя больше направляют мысли подопечных, то здесь наоборот, поощряется возможность быть не таким, как все».

vseobr.com

Система высшего образования в Финляндии

Система образования в Финляндии.

Система образования Финляндии состоит из дошкольного образования, основного общего образования, среднего образования, в которое входят среднее (полное) общее и среднее профессиональное образование, а также из высшего образования, т.е. высших учебных заведений. Система высшего образования Финляндии формируется двумя параллельными секторами: университетами и профессиональными институтами. Обучение взрослых осуществляется на всех образовательных уровнях (образовательных цензах).

Сетью вузов охвачена вся Финляндия. В стране существует 20 университетов и 29 профессиональных институтов, подведомственных Министерству образования. (admin — цифры 2002 года)

В числе университетов — десять многопрофильных, три технических, три экономических и четыре художественных. Помимо них, в подчинении Министерства обороны действует Академия национальной обороны, дающая высшее военное образование. Профессиональные институты являются, как правило, региональными и многоотраслевыми высшими учебными заведениями. Помимо профессиональных институтов, подведомственных Министерству образования, в подчинении Министерства внутренних дел действует Полицейский институт, а на Аландских островах, в подчинении местного самоуправления — Профессиональный институт Аландских островов.

В высших учебных заведениях предлагается широкий спектр обучения. Высшие учебные заведения предоставляют места приема на первый курс 65 процентам абитуриентов, хотя по многим специальностям число поступающих во много раз превышает имеющееся количество мест. В одном и том же учебном году учащийся может занять только одно учебное место, дающее право на получение диплома о высшем образовании.

В высшие учебные заведения можно поступить после получения среднего образования. Право поступления в высшие учебные заведения имеют лица, получившие аттестат о среднем (полном) образовании, диплом о среднем профессиональном образовании (при курсе обучения не менее трех лет), диплом о высшем профессиональном образовании и документ об окончании профессионального училища. Студентом может стать также лицо, получившее образование за границей, при условии, что такое образование дает в данной стране право на поступление в высшее учебное заведение. Право поступления в профессиональный институт имеет также лицо, прошедшее курс гимназии. Абитуриенты, получившие документ о начальном профессиональном образовании (при курсе обучения менее трех лет), профессиональную подготовку или аналогичное образование за границей, имеют право поступления в профессиональный институт по своей специальности. По своему усмотрению университеты и профессиональные институты могут также зачислять и других абитуриентов, имеющих необходимые для учебы в вузе объем знаний и подготовку.

Университеты проводят отбор студентов самостоятельно. Порядок набора студентов и его практическое осуществление могут варьироваться в зависимости от университета и факультета. Чаще всего набор студентов происходит на основании результатов предыдущего обучения и различных вступительных экзаменов.

Профессиональные институты сами определяют критерии отбора студентов. Набор студентов в профинституты осуществляется на основании системы единого заявления о приеме. При наборе студентов учитываются результаты предыдущего обучения, опыт работы, профессиональная пригодность и заинтересованность абитуриента в учебе по данному профилю. Для большинства специальностей проводятся также вступительные экзамены. Прием на программы обучения, где обучение ведется на иностранных языках, и на обучение взрослых осуществляется каждым профессиональным вузом отдельно.

Обучение, направленное на получение диплома о высшем образовании, является для студентов бесплатным. Во время учебы студентам выплачиваются государственные пособия.

2. Управление и руководство

Вопросы законодательства сферы образования и определение общих принципов образовательной политики являются прерогативой парламента. Деятельность университетов регулируется Законом об университетах и Постановлением об университетах, деятельность профессиональных институтов определена Законом о профессиональных институтах и Постановлением правительства о профессиональных институтах. Обучение, не подведомственное Министерству образования, регламентируется отдельными нормативно-правовыми актами.

Раз в четыре года правительство принимает План развития обучения и научных исследований, определяющий основные направления образовательной и исследовательской политики на ближайшее время.

Высшим государственным органом Финляндии в сфере образования является Министерство образования. Министерство несет ответственность за исполнение определенной парламентом и правительством политики в сфере обучения в звене центрального управления. Министерство образования отвечает за разработку законодательной базы по вопросам образования и научно-исследовательской деятельности, а также проектов госбюджета и решения правительства. Практически все образование, финансируемое из бюджетных средств, находится под руководством и контролем Министерства образования.

Академия Финляндии, относящаяся к ведению Министерства образования, осуществляет финансирование и аналитическую оценку фундаментальных исследований. Деятельность Академии охватывает все отрасли науки.

Работа высших учебных заведений регулируется, помимо законодательства и планов научно-исследовательской деятельности и развития, также планово-хозяйственным принципом руководства. Министерство образования и высшие учебные заведения согласовывают основные с точки зрения национальной политики высшего образования плановые установки, определяющие деятельность вузов. В договорах о результатах,

заключаемых между университетами и Министерством образования, согласуются планы по выпуску специалистов для каждого университета. Планы составляются на основе актуальных потребностей в организации обучения и основных направлений развития, разработанных правительством. На основании этих планов университеты самостоятельно определяют количество мест приема по каждому профилю. Соглашениями о целях профессиональных институтов, помимо плановых показателей, определяются также предлагаемое обучение и проектное финансирование.

Базовое финансирование осуществляется из государственного бюджета. Финансирование основано на плане по выпуску специалистов. Базовое финансирование профессиональных институтов ведется как за счет государственного, так и муниципального бюджетов. Размер финансирования определяется на основании единичных расценок на одного студента. Помимо этого, Министерством образования предоставляется университетам и профессиональным институтам проектное финансирование по основным целевым объектам, а также премиальные по результативности их деятельности. Университеты и профессиональные институты имеют доступ также к значительным источникам внешнего финансирования.

В соответствии с законом, высшие учебные заведения отвечают за качество и постоянное развитие организуемого обучения и иной деятельности, а также участвуют в аттестации своей деятельности. Результаты аттестации являются публичными документами. Ответственность за государственную аттестацию обучения в вузах несет Аттестационный совет по высшему образованию.

3. Обучение в вузах и присваиваемые степени (квалификации)

Крупнейшими профилями специализации в университетах являются инженерные науки, гуманитарные науки и естественные науки. 

Обучение в университетах организовано, главным образом, путем изучения основных и дополнительных предметов, а также в виде программ обучения. Университетская программа обучения подразумевает комплекс мультинаучного обучения, имеющего научные или художественные, а нередко также и профессиональные цели. Программа обучения позволяет сориентироваться на задачах, требующих компетентности в определенной сфере, и на развитии данной сферы.

Учеба в университете по большинству профилей специализации подразделяется на базовый цикл, предметный цикл я углубленный цикл. На базовом и предметном циклах идет ознакомление с сущностью данного профиля специализации и самого предмета, с его основными понятиями, теориями и исследовательскими методами.

При углубленном изучении основного предмета происходит более основательное и углубленное изучение предмета. Это способствует развитию способностей студента к самостоятельному поиску и использованию научного и художественного материалов, что, в свою очередь, создает предпосылки для последипломного образования. В ходе углубленного цикла вырабатывается готовность к написанию выпускной работы (магистерской, дипломной или т.п.). Цель выпускной работы — демонстрация навыков

владения исследовательскими методами и использования научных источников, а также научного изложения или художественного выражения. Частью университетского образования является также обучение иностранным языкам и навыкам коммуникации. Учеба может включать также практику (стажировку).

Учеба в профессиональных институтах организуется по следующим направлениям: экология и природопользование, техника, транспорт и связь, общественные науки, коммерция и администрация, естественные науки, туризм, общественное питание и хозяйственная деятельность, социальная работа, здравоохранение, физкультура и спорт, культура, гуманитарные и педагогические науки.

Высшее образование в профинститутах организуется в виде программ обучения. Комплексные программы обучения, планируемые и осуществляемые профессиональными институтами, нацелены на решение профессиональных задач, связанных с конкретным сектором трудовой жизни и его развитием. По представлению профессионального института, Министерство образования утверждает осуществляемую в нем программу обучения. Решение Министерства образования содержит наименование программы обучения, ее объем, долю входящей в нее обязательной практики и наименование присваемой степени (квалификации). Профессиональный институт самостоятельно определяет учебный тан и метод организации обучения.

Обучение, требуемое для получения диплома о высшем образовании в профессиональном институте, состоит из базового цикла, профессиональных курсов, факультативных курсов, профессиональной практики и написания выпускной квалификационной работы. На этапе базового цикла идет ознакомление с учебными методами, а также фундаментальная теоретическая и коммуникационная подготовка. Профессиональные дисциплины знакомят студентов с основными комплексами проблем избранной специальности и путями их решения, включая техническое и художественное обоснования. Во время практики происходит конкретное знакомство студентов с избранной профессией и применение полученных знаний и навыков в трудовой деятельности. Выпускная квалификационная работа исследовательского или аналитического характера пишется, как правило, по практической тематике. Выпускная квалификационная работа может быть и художественного характера.

После окончания университета присваиваются степени бакалавра и магистра, учеными степенями являются степени лиценциата и доктора наук. В Национальной академии обороны присваиваются военные звания, в профессиональных институтах — степени, соответствующие степеням бакалавра, а также последипломные степени (квалификации). Содержание и объем обучения для получения степени (квалификации), а также ее место в системе степеней высшего образования закреплено соответствующими постановлениями. Соответствие степеней, полученных за рубежом, определяется Национальным управлением образования Финляндии или официальным органом, принимающим решения о предоставлении права на работу по специальности.

Объем высшего образования определяется количеством кредитов. Кредиту соответствует средняя трудоемкость студента в размере 40 учебных часов (как правило, кредит равен 1,5 зачетным единицам).

В университете для получения степени бакалавра необходимо набрать не менее 120 кредитов, что обычно можно сделать за три года. Получение степени магистра требует 160-180 кредитов, что теоретически возможно за пять лет. На практике средний срок для получения магистерской степени составляет примерно шесть лет. Степени лиценциата и доктора наук являются научными степенями и учеными степенями в области искусства. Исключением являются медицина, ветеринария и стоматология, где степень лиценциата соответствует магистерской подготовке.

Получение степени бакалавра профессионального института возможно обычно за 3,5-4,5 года обучения по специальности. Объем высшего образования в профессиональном институте обычно составляет 140-180 кредитов. Учеба в профинетитуте готовит к работе по избранной профессии в роли специалиста (эксперта). Правила приема на последипломное обучение предусматривают наличие у поступающих трехлетнего опыта работы по данной специальности после окончания профинститута. Объем программы последипломного образования в профессиональном институте составляет 40-60 кредитов, что требует 1-1,5 года учебы.

В последние годы, в результате Болонского процесса, во многих странах Европы идет пересмотр структуры степеней высших учебных заведений. В Финляндии двухступенчатая структура степеней будет введена 1 августа 2005 года. Для всех специальностей вводится система, по которой все студенты первые три года будут учиться по программе бакалавра, а затем желающие могут продолжить обучение до получения степени магистра. Систему степеней профессиональных институтов планируется сохранить в ее современном виде. В ближайшие годы пересмотру подвергнется лишь система степеней последипломного образования профинститутов. В системе измерения трудоемкости обучения как в университетах, так и профессиональных институтах с 2005/2006 учебного года произойдет переход на зачетные единицы по системе ECTS. 

4. Задачи университетов и их административная структура

Университеты способствуют развитию свободного исследования, научного и художественного просвещения и дают основывающееся на исследовательской деятельности высшее образование. При выполнении своих задач университеты должны действовать во взаимодействии с окружающим обществом, а также способствовать повышению общественной значимости исследовательских работ. Помимо обучения, нацеленного на получение степени (квалификации), университеты предлагают обучение для взрослых и открытое университетское обучение. Каждый университет имеет также центр повышения квалификации.

Университеты должны организовывать свою деятельность так, чтобы достижение высокого международного уровня исследовательской, образовательной и преподавательской деятельности велось с соблюдением этических принципов и правил общепринятой научной практики. Постановлениями о степенях (квалификациях) регламентируют ответственность университетов за образование по каждому профилю специализации, структуру, объем, цели и содержание образования, а также присваеваемые степени (квалификации).

Все университеты являются государственными. Самоуправление университетов и свобода науки, искусства и высшего образования гарантируются Конституцией

Финляндии. Университеты самостоятельно решают вопросы внутреннего управления в соответствии с Законом об университетах.

Высшим органом университета по принятию решений является университетский совет, который призван развивать деятельность университета, утверждать хозяйственные и рабочие планы, а также определять приоритетные направления распределения выделенных средств. В университетском совете должны быть представлены профессора, преподавательский и исследовательский составы, другой персонал, а также студенты. Председателем университетского совета является ректор университета.

Для организации обучения университеты разделены на факультеты или другие подразделения и на подчиняющиеся им кафедры.

5. Задачи профессиональных институтов и их административная структура

Задачи профессиональных институтов определены Законом о профессиональных институтах. Профессиональные институты занимаются подготовкой компетентных специалистов с высшим образованием, и основывают свою деятельность на потребностях трудовой жизни и ее развития, а также исследованиях и художественных предпосылках. Профессиональные институты занимаются прикладными исследованиями и разработками, которые служат интересам обучения и способствуют развитию производства и региональному развитию. Профессиональные институты организуют также открытое высшее профессиональное обучение и обучение для взрослых, направленное на получение диплома или на повышение квалификации. Профессиональную подготовку преподавателей организуют в профессиональнопедагогических институтах при пяти профинститутах.

Профессиональные институты, подведомственные Министерству образования, могут быть муниципальными и частными. Правительство выдает учредителю профессионального института, в роли которого могут выступать муниципальные образования, муниципальные ассоциации, общества и фонды, лицензию на образовательную деятельность. Лицензия содержит положения об образовательной функции, профилях специализации, количестве учащихся и местонахождении института.

Профессиональный институт обладает правом самоуправления по внутренним вопросам. Внутреннее самоуправление осуществляется правлением профинститута и ректором. В правлении представлены руководство института, штатные преподаватели, иной штатный персонал, студенты, а также представители предпринимательства и иных деловых кругов. Председателем правления является ректор. Правление и ректор назначаются органом, содержащим профессиональный институт, который принимает также решения по вопросам стратегии развития, планов деятельности и экономических планов, а также бюджета. С целью развития обучения в профессиональном институте может учреждаться совещательная комиссия. Профессиональный институт имеет право самостоятельно определять свою внутреннюю организацию, в связи с чем административное деление на подразделения может варьироваться.

www.suomesta.ru

10 фактов о финской системе образования - что в ней особенного, почему считается лучшей в мире

Практически невозможно сказать, школы каких стран являются лучшими в мире. Однако есть такая страна, школьники которой отлично выполняют Международную программу по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), включающую в себя экзамены по математике, чтению и естественным наукам. Это может стать неожиданностью для многих, но Финляндия, страна с населением 5,5 миллионов человек, последовательно входит в топ 5 лучших образовательных систем в мире, уступая только азиатским странам.

Стабильно высокие показатели сподвигли многих преподавателей изучить школы Финляндии, чтобы попытаться узнать «секрет фирмы». Многие люди во всём выражают удивление, интерес и даже зависть по отношению к высокой производительности финских студентов, спрашивая: «Почему страна размером с Нью-Мексико лучше США в академической успеваемости?» Ниже мы приводим 10 причин, почему финская школьная система образования производит такие отличные результаты.

Школьная система образования даёт детям мощный старт

Финское правительство оказывает мощную поддержку молодым семьям

Одна из причин, почему финские школы способны показывать высокие результаты, заключается в том, что дети в Финляндии приходят в школу с сильным фундаментом. Финское правительство очень сильно помогает семьям, начиная с их знаменитых «бэби боксов», содержащих одежду, книги и другие предметы необходимости для младенцев в течение первого года, который предоставляется бесплатно для каждой будущей матери в Финляндии. Молодым родителям дают широкие возможности, чтобы контактировать со своими детьми; матери получают 4 месяца оплачиваемого отпуска по беременности и родам, а также имеется дополнительный 6-месячный отпуск для одного из родителей, также с полной оплатой.

Если родители решили отправить ребенка в детский сад, правительство выделяет средства на высококвалифицированный персонал (преподаватели имеют степень бакалавра); максимальная стоимость за ребенка составляет $ 4000 в год. Все дошкольные воспитательные учреждения абсолютно бесплатны, чем активно пользуется большинство финских родителей, а это означает, что когда дети начинают ходить в школу в возрасте 7 лет, они приходят туда уже с неплохими знаниями. Как объясняют представители финского министерства образования: «Мы рассматриваем этот комплекс мероприятий как право каждого ребёнка на детский сад. Это не место, где вы бросаете дитё, в то время как сами работаете. Это место для ребёнка, чтобы играть, учиться и заводить друзей».

Высококлассные преподаватели

В Финляндии профессия учителя очень почитаема

В Финляндии очень многие хотят стать преподавателями; учителя рассматриваются наравне с другими специалистами, такими как юристы и врачи. Степень магистра (полностью оплачиваемая правительством Финляндии) является необходимым условием для должности преподавателя, соответственно конкуренция в этой специальности очень высока. Один из членов приёмной комиссии сообщает, что в 2012 году в Университет Хельсинки поступило более 2300 заявок на 120 мест в начальной программе педагогического образования.

Требование степени магистра означает, что финские учителя, как правило, имеют от 5 до 7,5 лет образовательной подготовки к своей профессии, прежде чем они будут самостоятельно вести занятия. Поскольку преподаватели провели долгое обучение, они более склонны рассматривать преподавание как пожизненную профессию, и финское общество уделяет учителям особое внимание, которое, в свою очередь, дает им возможность ещё более эффективно выполнять свою работу.

Особенная свобода преподавания

В Финляндии приветствуются инновации в процессе обучения

Имея преподавательский состав, состоящий из лучших и самых ярких личностей, широко образованных для своей работы, правительство Финляндии свободно предоставляет учителям большую автономию в своих классах. Преподавателям дают свободу для тестирования инновационных подходов к обучению, таких как уроки математики «на открытом воздухе».

По сравнению с учителями в других странах, таких как США, финские преподаватели, как правило, проводят меньше времени в классе, чем их зарубежные коллеги. В то время как средний школьный учитель в США может потратить 1,080 часов преподавания в течение учебного года из 180 дней, финский учитель средней школы потратит около 600 учебных часов за тот же период. Это дополнительное время дает финским учителям больше возможностей для разработки новых стратегий обучения и индивидуальной оценки, изучения потребностей своих учеников.

В Финляндии очень ёмкая национальная система образования, например: математические задачи для 1–9 классов занимают только 10 страниц. Большинство решений по учебным программам принимаются на местном уровне, учителями и директорами школ, а преподаватели и студенты оцениваются своими коллегами и руководителями. Финским преподавателям, как правило, предоставляется больше свободы в процессе обучения, и этим они отличаются от других учителей по всему миру.

Равные возможности для каждого

В Финляндии одинаково уделяют внимание всем ученикам

Некоторые критики широкой применимости образовательных стратегий Финляндии указывают на относительно однородное население Финляндии и отсутствие других проблем студентов в её школах. В некотором смысле они правы; щедрая социальная защита в Финляндии означает, что даже самые бедные дети имеют доступ к достаточному питанию, жилью и здравоохранению. Тем не менее население Финляндии становится всё более разнообразным (4% иностранцев с 2011 года), при этом некоторые школы обучали более 50% детей-иммигрантов. Причём финские школы опережают своих северных соседей со сходным составом населения.

Одним из факторов, помогающим образовательным учреждениям показывать высокие результаты, является общенациональный приоритет на достижение равенства, как среди школ, так и среди студентов. Если ученик начинает отставать, государство быстро выделяет средства, чтобы помочь ему достигнуть цели, которую ему поставил учитель. В качестве примера приведём вам слова одного финского учителя, в чьей школе в основном учатся дети иммигрантов: «Детей из богатых семей с большим количеством знаний можно обучить глупыми учителями. Мы пытаемся помогать слабым ученикам. Это глубоко в нашем сознании».

Цель заключается в том, чтобы обучить всех детей, в том числе с особыми потребностями, в тех же самых обычных классах. Классы формируются по уровню способностей, гарантируя высокие ожидания от всех учеников, а учителя, в свою очередь, всегда готовы помочь ученикам догнать своих одноклассников. Этот акцент на равенстве окупается; Недавнее исследование показало, что в Финляндии наименьшее различие между самыми слабыми и сильными учениками, чем в любой стране мира.

Преподаватели не орентированы на подготовку к тестам

В Финляндии нет ориентации на подготовку к тестам

Несмотря на то, что финские дети обычно показывают лучшие результаты на международных тестах по математике и чтению, стандартизированное тестирование не является частью финской системы образования. Есть только обязательный государственный тест для финских учеников в конце последнего года средней школы. До этого могут быть дополнительные тесты на районном уровне, но результаты не обнародуются, и им не уделяют особого внимания ни учителя, ни школы, ни даже родители или средства массовой информации.

Отсутствие акцента на стандартизированных тестах означает, что финские преподаватели имеют большую гибкость в том, как они структурируют свои уроки, а также свободу оценки прогресса своих учеников с использованием более индивидуализированных показателей. При обсуждении использования стандартизированных результатов испытаний в американском стиле для оценки учителей один из финских директоров описывает, насколько эта идея является неприемлемой для финской системы образования, сказав: «Если вы будете следить только за статистикой, вы упустите человеческий аспект.» Чиновник из Министерства образования Финляндии также преуменьшает успех финских студентов на международных тестах, говоря: «Мы не очень заинтересованы [в результатах испытаний]. Это не то, что мы собираемся делать».

Дети начинают ходить в школу в более позднем возрасте

Детей в Финляндии отправляют в школу позже обычного

Очевидно, что высококачественные субсидированные дневные детские и дошкольные варианты означают, что даже если финские дети начинают ходить в школу в позднем возрасте, неформально обучаться и проходить подготовку к школе они начинают гораздо раньше. Тем не менее, в возрасте до 7 лет, основной упор делается на практическое обучение, в процессе игры и движения. Если дети не проявляют интереса и желания, от них не ждут, что они научаться читать в детском саду. Данный подход подкреплён исследованиями, показывающими отсутствие долгосрочных преимуществ для детей, которые учатся читать в детском саду.

Директор финской школы утверждает, что такой расслабленный подход к обучению лучше подходит для нужд и способностей самых юных учеников, говоря: «У нас не торопятся. Дети учатся лучше, когда они к этому готовы. Зачем их подгонять? «Дети счастливы, потому что все финские школы разделяют эту философию, родители не беспокоятся, что их дети отстают от своих сверстников.

Игры являются частью расписания

Прогулки и игры являются частью учебного плана

Арья-Сиско Холаппа, советник Национального совета образования Финляндии, подчеркивает важность того, чтобы дети учились с удовольствием, говоря: «Есть старая финская пословица. Те вещи, которые вы узнаёте без радости, вы легко забудете. В соответствии с этой философией, в каждой финской школе пытаются сделать так, чтобы дети были счастливы во время обучения. В дополнение к стандартным урокам языка, математики и естествознания, дети посещают широкий спектр дополнительных занятий по иностранным языкам, искусству/ремеслам, этике и музыке. В перерывах между занятиями дети отправляются на улицу в течение 15 минут 4 раза в день, независимо от погодных условий. Финские учителя и родители рассматривают эти нерегламентированные прогулки как необходимую часть процесса обучения.

Акцент на радость выходит за пределы аудитории. У финских детей обычно больше свободного времени, поскольку им меньше задают на дом, чем их сверстникам в других развитых странах.

Все ходят в государственные школы

В Финляндии школы помогают друг другу

Одним из самых необычных аспектов финской школьной системы является почти повсеместное присутствие государственных школ. В Финляндии очень мало частных школ. Паси Сальберг, представитель Министерства образования Финляндии и автор финских учебников говорит: «Чему мир может научиться у образовательных системы в Финляндии? В финской системе образования сотрудничеству уделяется больше внимания, чем конкуренции, вот почему школы Финляндии настолько сильны.

В Финляндии каждый заинтересован в успехе и качестве государственных школ страны. Инновации, хорошо работающие в одной школе, быстро переходят на другие, поэтому лучшие методики могут помочь каждому ученику. Школы не соревнуются между собой по количеству учеников и результатам тестов. В Финляндии все одинаково вкладываются в качество школ (в отличие от многих развитых стран, где государственные школы конкурируют с частными, уводя студентов, преподавателей и финансирование).

У финских детей большие перспективы, с учетом их интересов и сильных сторон

По окончании школы у детей большие перспективы

Финская система школ исключительно хороша для учеников средней школы; 93% финских студентов окончили профессиональный или академический ВУЗы значительно быстрее, чем их сверстники во многих других развитых странах. Финским детям во время учёбы предоставляется выбор: продолжить обучение по программам профессионального образования, готовящих их для работы в строительстве, здравоохранении, туризме и поступить в политехнический институт, или записаться в учебную программу, готовящую их к поступлению в университет. Около 43% студентов идут по профессиональному пути.

Финские ученики, заканчивающие среднюю школу, знают, что государство будет платить за всё их высшее образование в одном из 8 национальных университетов Финляндии. 66% финнов продолжают получать к высшее образование, что является одним из самых высоких показателей в ЕС.

Равенство среди школ

Финские школы не конкурируют между собой

Этот список показал, что понятие равенства, играющее важную роль в финской культуре, является одной из центральных причин успеха её школ. Однако идея равенства финской школьной системы выходит далеко за рамки, поскольку поддерживает убеждение, что у всех детей изначально есть хороший старт в жизни, а отстающему ученику всегда будет оказана всесторонняя поддержка. Это означает не только минимум различий среди учеников, но также минимум отличий между школами, тем самым полагая, что все школы в Финляндии одинаково сильны.

Почему же так важно, чтобы финские школы предлагали одинаковые условия? Это предотвращает так называемую «ярмарку школ», когда родители обращают внимание на успешные школы с большими возможностями, а также создание «удавки» для слабых школ, теряющих средства и, соответственно, учеников. Один эксперт в области финского образования сравнивает выбор школы в США и в Финляндии, говоря, что в США: «школы, как товар в магазине … Родители могут купить то, что они могут себе позволить. В Финляндии родители также могут выбирать. Но варианты все одинаковы». Это означает, что даже в социально и экономически неблагополучных районах уровень школ точно такой же, как и в богатых районах страны.

Итак, мы рассказали вам о системе школьного образования Финляндии. Она в основном ориентирована на учеников и является одной из самых передовых в мире. Нам есть к чему стремиться!

  • Автор: Глеб Доронькин
  • Распечатать

www.publy.ru


Смотрите также