Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Школы в норвегии


Школа в Норвегии

Мы начинаем новый проект #instamamru_education, в рамках которого проведем интервью с мамами или педагогами за рубежом, в разных странах. Открывает летопись Наташа @nordic_nat, мама и педагог начальных классов в Норвегии. В комментариях можете задать свои вопросы. ⠀ «Я переехала в Норвегию 2,5 года назад. По образованию я учитель иностранных языков и литературы и экономист. Мне больше нравится педагогика и было решено, что в Норвегии я вернусь в эту сферу. Переехав в новую страну, пришлось учить норвежский, чем я и занималась 4 семестра. В начале октября 2017 получила, к своей радости, лицензию. Набравшись наглости, разнесла документы по всем школам города лично, встретившись со всеми директорами. На следующий день мне позвонили и предложили выйти на замену в одну из школ. Сначала я работала викарем – это подменный учитель. А с начала апреля мне предложили контракт до конца учебного года в 1 классе, где я заменяла учителей чаще всего. ⠀

1️⃣Образование в grunnskole (базовая школа с 1 по 10 класс) является обязательным и бесплатным. Дальше идет школа videregående 11-13 класс. Это смесь 11 класса с училищем или колледжем. Она условно необязательна, но бесплатная. В тот год, когда ребёнку исполняется 6 лет – он идёт в школу по месту жительства.

2️⃣В Норвегии нет начальной школы 1-4класс. У нас идет barneskole – 1-7 класс и ungdomsskole – 8-10. В «барнескуле» в каждом классе есть классный руководитель и учитель, читающий определенные предметы. Я как раз такой timelærer. Веду математику, английский, физкультуру и первый урок-собрание. Наш класс делится на 2 группы. Классный руководитель ведет норвежский в обеих группах и собрание в своей группе, общается с родителями и ведёт документаци. Я же как запасной классный руководитель. Еще у нас есть 2 ассистента для проблемных детей.

3️⃣К учителям в школе обращаются на «ты» и по имени. На «вы» в Норвегии обращаются только к членам королевской семьи. В Норвегии отношения учитель-ученик ощутимо отличаются от привычной нам модели. Учитель старается позиционировать себя как друг. В этом есть как плюсы, так и ощутимые минусы. Мне нравится их доброжелательность и открытость, но существуют серьезные проблемы с дисциплиной. Дети позволяют себя выходки, немыслимые для нас.

4️⃣В Норвегии не ставят оценок до 8 класса. Как по мне – это минус. Часто дети не способны адекватно оценивать свои способности. Мне кажется неверным ходом попытка уравнять их, чтобы они были поувереннее в себе. Дети не способны себя оценивать объективно. И они растут с чувством, что они молодцы. А потом приходит “видерегоне” с взрослыми требованиями и критериями. Дети в шоке, что они, оказывается, совсем не молодцы как им твердили в “грюнскуле” столько лет. У многих депрессии и потеря мотивации.

5️⃣Походы на природу и «uteskole» – школа вне школы- обязательная составляющая норвежской школьной программы. В Норвегии культ природы и свежего воздуха. Например, я работаю с первым классом и вторник у нас «utedag»: дети большую часть дня играют на улице во дворе или мы идем в поход.

6️⃣Классы в школах, где мне доводилось работать выглядят, как и у нас. Отличие в том, что есть маленькая комната для занятий в маленькой группе. «Smartboards» на стенах. Все очень компьютеризировано. У моих первоклашек iPad’ы, в которые загружено масса обучающих программ к учебникам.

7️⃣Занятия начинаются в 8:30. После первого урока-собрания идет маленькая перемена на 15 минут. Потом два урока подряд и 30 минут ланч-паузы. Перекусив, дети идут на большую перемену в 30 минут. Затем еще 2 урока подряд до 13:15. С 5 класса 2 раза в неделю по 6 уроков – до 14:15.

8️⃣Про семейное обучение мне пока не доводилось слышать. Многие дети с проблемами физиологического развития и психологического здоровья ходят в обычные школы, в общие классы. У них есть право быть как все. Норвежцы учатся принимать людей такими, какие они есть с детства. Например, в моем классе есть 2 ребенка с проблемами слуха. Для них наш кабинет оборудован микрофонами и колонками, ассистент обучается на курсах сурдоперевода.

9️⃣В моем классе 29 человек: 19 мальчиков и 10 девочек. Это считается большим классом, но у нашей коммюны есть финансовые проблемы, и она на всём экономит. У нас не хватает учителей. Точнее денег им платить и делать классы с меньшим количеством учеников в каждом. Сейчас наша школа готовится к слиянию с еще одной небольшой школой. В новой школе в каждой параллели будет 3-4 класса по 20-22 человека.

🔟Особого разделения по школам, например, по религиозному признаку, в Норвегии нет У нас есть частная школа Монтессори. В соседнем городе, знаю, есть международная школа, где обучение ведется на английском. Есть школа для детей с серьезными проблемами развития. Они физически не могут обучаться с обычными детьми, так как нуждаются в специальной организации учебного места и процесса.

1️⃣1️⃣Что касается буллинга, у нас это явление называется mobbing и с этим явлением ведется жесткая борьба на всех уровнях. Проводится регулярная работа в виде бесед, просмотра фильмов или передач, есть даже песни на эту тему и их учат. Пересекаются малейшие попытки бойкотированием всем классом и всей школой – все показывают неприятие подобной ситуации. Но моббинг пока до конца неискореним. Люди всегда такие люди…

Из серии" А как там у них". Норвегия. Школа.

Оригинал взят у wwworld в Forskoledag или пробный день в школе. Вот и доросла наша девочка до школы! Садик позади, а впереди 12 лет учебы.Знатоком местных школьных традиций меня назвать пока сложно, но процесс инициации мы уже прошли. За сим, хочу поделиться с вами своими познаниями и наблюдениями.Школьная система в Норвегии принципиально отличается от Российской. Это не значит, что где-то лучше, где-то хуже. Это по-другому. Консервативным людям, и тем кто в этом не разбирался в принципе в этом вопросе, Норвежская система кажется простой и примитивной. Я часто слышу, что от коллег, у кого маленькие дети: «к моменту, когда мой ребенок пойдет в школу, я постараюсь отсюда уехать», или «мне не нравиться, как тут учат детей…». В то же время эти люди не сталкивались со школой вообще, а что-то где-то слышали. И хотят «со своим уставом в чужой монастырь».

фото by http://www.vg.no/В школу дети идут с 6 лет. То есть фактически 1 класс школы можно сравнить с подготовительной группой садика в России. И мой рассказ, в основном будет касаться первоклашек. С осени 2006 г. начальное и среднее образование разделено на две основные ступени, – начальную (1-7 классы) и среднюю (8-10 классы). Дальше идет старшая школа, в которую дети идут по желанию, или же они могут идти получать профессию после средней школы.В начальных и средних школах Норвегии преподаются следующие предметы:* Изучение христианства и религиозное и нравственное образование* Норвежский язык* Математика* Обществоведение* Искусство и ремесла* Естествознание* Английский язык* Иностранный язык/закрепление языковых навыков (в средней школе)* Музыка* Питание и здоровье* Физическое воспитание* факультативный предмет (в средней школе)Обращаю внимание, что Английский язык и Иностранный язык, это разные предметы. В нашей школе английский язык будет у детей с первого класса. С 8 класса будет еще один язык по выбору – французский, немецкий, испанский. Как дочери двух русскоговорящих родителей Катюше школа бесплатно предоставит учителя родного языка, то есть русского. Итого, к окончанию средней школы ребенок будет знать 4 языка (норвежский, английский, русский + по выбору) – что не плохо для обычной образовательной школы.Начало учебного года здесь с понедельника 34 недели. В этом году это 19 августа. В этот день дети приходят в школу с портфелями и учебниками. А с начала августа школа открыта для посещения детьми «продленки». С 7.30 до 16.30. Продленка также работает на протяжении учебного года, первые 4 класса.Важным событием школьной жизни для первоклашек является пробный день в школе. У нас он был 4 июня. В 10.30 утра всех первоклашек и их родителей собрали на торжественную линейку перед начальной школой. Ректор представился сам, представил завуча, учителей первых классов (их 3 в этом году), логопеда и лидера продленки.

С ректором школы нам повезло. После того, как он заступил в должность 3 года назад, наша школа заняла хорошую позицию среди других городских школ по успеваемости, и по всем показателям идет вверх. Видно, что человек добрый, неравнодушный, и хорошо знает свое дело.Потом завуч читала списки учеников, распределяя их по классам. А ректор рукопожатием приветствовал каждого нового ученика и провожал к первой учительнице. Вот и наш класс – 1 «А».

С учительницей нам тоже повезло. Ей около 60 и она умеет общаться с детьми. Я не могу объяснить почему, но только при одном взгляде на нее сразу понятно, вот такой и должна быть первая учительница. Добрая и строгая, внимательная и заботливая.Потом наш класс увели в класс. Там нет парт, а все дети сидят за круглыми столами по 5 человек. Всего 21 человек – 12 девочек и 9 мальчиков, как сказала со вздохом мама Катиной подружки – «это ж в месяц по дню рождению!». Работа идет в группах.

Сразу же в первый день их учили поднимать руку. Если учитель задает вопрос, надо закрыть рот и поднять руку, если знаешь ответ. «Вы знаете песню про маленьких индейцев?»

После исполнения нескольких песен детьми родителей попросили выйти, и начался первый урок. По пути из класса я сфотографировала гардероб – он очень похож на садичный. Полочка, коробка для вещей и 6 крючков для одежды у каждого ребенка.

Через 45 минут был перерыв на еду, и получасовая перемена во дворе на воздухе. Чемдети с радостью и воспользовались.

По прошествии получаса учительница 1 «С» засвистела в свисток, и все дети (за исключением Кати и ее подруги Каролины) прибежали строиться для того, чтобы вернуться в класс. Наши две «феечки» так заигрались в лесу, что ничего не слышали, и их пришлось отдельно звать лидеру продленки.

Дальше был второй урок. На нем можно было присутствовать родителям. На уроке каждая группа занимается своим делом. Кто-то лепит, кто-то раскрашивает, кто-то рисует, кто-то играет в лего.

Вот например проходят они букву А – за 10 минут одна группа пишет ее в прописи, вторая вылепливает из пластилина, третья раскрашивает, а четвертая строит букву А из лего. По окончании 10 минут учитель звонит в «волшебный треугольник» и все дети пересаживаются за другой стол.

И уже выполняют то задание, которое делала предыдущая группа за этим столом.Про родительское собрание.Вечером того же дня собрали всех родителей первоклашек в школе, чтобы рассказать, что мы можем ожидать от первого года в школе, какие цели преследуются, и как сделать процесс обучения приятным.Основной целью первого года обучения является ознакомление детей с процессом обучения. Легкий старт. Многим детишкам еще нет и 6 лет, когда они начинают школу. В августе с первый класс идут все дети, кто родился с 1 января до 31 декабря 2007 года. Именно в этот год у детей закладывается отношение к школе и обучению. Основной задачей родителей и школы является правильная мотивация ребенка к учебе. Не ор, крики и сидение над душой с попытками заставить что-то сделать, а чтобы ребенок сам захотел учиться.Девиз нашей школы – «Vi gjør hverandre sterkere!» - «Мы делаем друг друга сильнее!»В течение этого года дети будут учиться читать и писать. Учить буквы, читать рассказы. Все дети разные, и кто-то к концу года будет читать книги, а кто-то только предложения. Но это не значит, что один ребенок умнее другого. В итоге все дети научатся читать. К 9 годам этот навык сравнивается. Обучение в группах способствует тому, что дети учатся друг у друга. Это известный факт, что дети быстрее перенимают навыки у сверстников, чем у взрослых. Для обучения чтению очень важен пример родителей. Особенно важно, чтобы дети видели, что читает ПАПА! Так же в первом классе изучают норвежский язык, его фонетику, учаться слышать звуки и правильно их записывать (например, буквосочетание ”skj” звучит как русское «Щ», вопросительные слова «Hva? Hvordan?» произносятся как Ва (что) и Вурдан (как, почему)), учат правила грамматики.Обучение в группах также ведется и в математике. Дети учатся считать, но математика это не только счет, это еще и разные формы – также они изучают объем, чем отличается шар от круга, пирамида от треугольника. Цвета, смешивание их, спектр. Учатся применять знания в практической жизни. Считают сдачу в магазине, сколько слов на букву А они могут найти в классе итд.

Следующий вопрос – это обучение детей «цифровым» методикам обучения. Используются смарт-борды и компьютеры. Все планы и домашние задания можно посмотреть на сайте школы.

Уделяется много внимания и социальному общению в коллективе. С одной стороны поддерживается некий дух соперничества, с другой – позитивный настрой на общение с одноклассниками и помощь им в трудных для них заданиях.Так же во главу угла ставят физическую активность. Помимо физкультуры в школе раз в неделю есть tur-dag, день, когда дети проводят день в походах, поездках на фермы или музеи. Школа сотрудничает с художниками и музыкантами, которые проводят уроки.Школьный день выглядит так:8.30 – завтрак8.45-9.30 – первый урок9.45-10.30 – второй урок10.30 – ланч10.45 – 11.30 большая перемена11.30 – 13.00 еще 2 урокаДальше начинается продленка. Продленка начинается с еды. Это уже 3яя! То есть с собой в школу ребенка надо дать еды на 3-4 раза. Как раз полный рюкзак :) Еще на продленке им дают фрукты. Закрывается продленка в 16.30 – детей надо забрать до этого времени.На каждый период обучения (от каникул до каникул, у нас это называлось «четверть») в классе есть план, что они должны пройти и знать по каждому предмету. Помимо этого есть план на каждую неделю.

Так же при школе организуются курсы для родителей. С детьми работают профессионалы, учителя и психологи, но для родителей это тоже новый этап в жизни, и будут возникать проблемы другого уровня. Возрастает самостоятельность ребенка, появляются обязанности, дети осознают, что они должны себя вести согласно требованиям и правилам, выполнять задания, даже если не хочется. Иногда дети идут в отказ, злятся, если не получается, швыряют ручки и тетради, рвут учебники. И на курсах рассказывают, как преодолеть эти проблемы. Как снизить стресс в подобной ситуации и позитивно мотивировать ребенка на выполнение заданий. Как помочь преодолеть злость и неуверенность. Как научить ребенка тому, что не все вещи можно обсуждать с другими людьми. Научить ребенка следить за вещами, держать в порядке учебные принадлежности, одежду, сменку. Как привить ребенку навык «вежливого» разговора, научить различиям разговора с друзьями, родителями, бабушками/дедушками, учителями. Как разруливать конфликтные ситуации со сверстниками ребенка. Насколько родителям можно вмешиваться в них. Как быть «эффективными родителями». Эти курсы организуются коммуной, и бесплатны для родителей всех первоклашек. Обязательно пойду!

Школы в Осло

Есть 10-летнего обязательного школьного образования, часто сопровождается гимназии, а затем университета или технического образования. Норвежская система школьного образования разделена на три части: начальная школа (Barneskole, возрасте 6-13), снижение средней школы (Ungdomsskole, возраст 13-16), и средней школы (Videregafaende Сколе, возраст 16-19).

Государственная система образования практически бесплатно. Учебный год делится на два семестра, с августа по декабрь и с января по июнь. Государственные школы находятся в ведении со стороны норвежского Министерства образования и науки. Образования составляет примерно 14 процентов государственных расходов.

Начальная школа является обязательной для всех детей, перечисленными на регистр населения (Folkeregisteret), а жители в Осло. Приемлемые студенты будут получать письма от города Осло, осенью, что они достигать 5 лет. Число школ приемных классов для вновь прибывших детей, которые не говорят по норвежски.

Молодежь от 16 до 20 лет, которые еще не завершили 10 лет базового школьного образования в их странах, могут присутствовать специальные классы для молодежи.

Основные навыки в письменной и устной Норвежский являются необходимыми. Учебные курсы норвежского, математика, английский язык, обществоведение и естествознание

. По окончании, вы можете обратиться в старших классах средней школьные курсы по Образования (Utdanningsetaten) в Осло. Kommune также предлагает информацию о начальных школ в Осло (только на норвежском языке).

Высшее образование

Высшее образование является приоритетом для большинства граждан и следует к Болонскому процессу. Степень бакалавра занимает 3 года, Мастера занимает 2 года, а кандидат занимает 3 лет.

Внести изменения 16/08/2010

Норвегия: школьное образование

Мы продолжаем публиковать материалы об образовании за рубежом. В прошлых статьях мы рассказывали о воспитании детей в Японии и о том, за чем ходят дети в израильские школы. На этот раз поговорим о Норвегии.

Система школьного образования в Норвегии вызывает самые противоречивые отклики среди тех, кто сталкивался с ней напрямую. Чаще всего возмущены привыкшие к строгой дисциплине, контролю и детальному изучению каждого предмета русскоязычные эмигранты. Пока родители решают, каковы плюсы и минусы европейских школ и что нужно каждому конкретному ребенку, мы попробуем взглянуть на систему воспитания и подход к детям в Норвегии глазами стороннего наблюдателя.

sxc.hu

Никакого стресса

Младшая школа в Норвегии ― своеобразное продолжение детского сада. Еще с пеленок малыши привыкают, что им позволено все не только дома, но и в государственных учреждениях (кстати, садик стоит совсем недешево): валяться в песке и ходить с соплями до подбородка; облизывать банку любимого йогурта и без стеснения целовать товарища; выменивать игрушки и звонить папе с мамой с требованиями различной степени важности. Терпения у воспитателей хватит на всех. Здесь детей укладывают спать, моют и одевают исключительно по их желанию. Столовых при садах и школах не существует, и все едят только принесенные из дома бутерброды, а значит не надо кого-либо заставлять доесть суп или пюре. К тому же, воспитателей всегда много и устать при таком режиме работы им довольно сложно.

Норвежские дети идут в школу с шести лет, и первый класс скорее является адаптационным, подготовительным, а значит не несет никакой эмоциональной нагрузки. Оценок здесь не ставят, весь год учат алфавит и складывают слоги в игровой форме, проводят много различных мастер-классов по изготовлению полезных для жизни вещей. К примеру, к Рождеству в каждой семье первоклассника появится салфетка на окно с вышитой горящей свечой. Учиться вышивать мальчику или рубить дрова девочке можно и нужно. Гендерные игры не особенно приветствуются. Все дети равны и одинаковы и, более того, могут воспитываться в однополых семьях — это не обсуждается, а толерантность приравнивается к главному, необходимому в жизни качеству.

Здоровый образ жизни и любовь к природе

Очень много внимания уделяется поддержанию здорового духа в здоровом теле, а также пониманию лесных законов. Норвегия, как известно, самая зеленая, самая экологически чистая европейская страна, и леса ее не просто бережно охраняются, но и нежно любимы. С малых лет школьников учат правильно разжигать костры, понимать поведение животных, ходить в походы и воспринимать любые погодные условия как нечто радостное. 

Вместо школьной формы обязательной одеждой каждого ученика является дождевик и резиновые сапоги, поскольку каждую большую перемену дети проводят на улице, независимо от происходящего за окном. В теплое время года позволено строить хижины из веток, залезать на деревья и рыть окопы, зимой — строить целые города и ледяные пещеры. Отдельным курсом проходят уроки на свежем воздухе, когда можно узнать, как собирать грибы или что делают совы днем. Порой приглашенные сказочники (в Норвегии существует такая профессия как профессиональный сказочник) выводят группы школьников в «долины троллей» и посвящают детей в тонкости обращения с озерами и их обитателями.

Осенью частью оздоровительной программы является бассейн, плавать в котором нужно порой и в одежде, чтобы почувствовать все беды утопающего и спасающего. После водных процедур дети могут идти с мокрой головой по улице и не заболевают на следующий день. Иммунитет в Норвегии выработан с коляски, а потому, увидев годовалого малыша в минусовую температуру без шапки, никто не удивится. Зимой все школьники в обязательном порядке катаются на лыжах. Существует шутка, рассказанная всерьез, что норвежцы рождаются с лыжами на ногах. Лыжи в самом деле любят, в них знают толк, их дарят друг другу на дни рождения и большие праздники, а умением спуститься красиво со склона хвастаются в социальных сетях.

Расписание занятий и группы продленного дня

Занятия начинаются в августе: конкретное число каждый раз обговаривается, но обычно к середине лета у всех детей уже готовы сочинения о проведенных каникулах, фотоальбомы и собранные по заданиями гербарии. Уроки начинаются в 8:30, но спешащие на работу родители могут оставлять детей в школе с шести утра. Так действует группа продленного дня. В отличие от образования она стоит немалых денег, более того, за опоздания родителей взымается определенная такса, поскольку каждый час воспитателя расписан, и лишние десять минут уже приравниваются к часу. Зато все дети, как правило, от продленки в восторге. На кухне они не только могут пить чай, но также готовить под руководством взрослых печенье и вырезать рожицы из овощей; в разноцветных комнатах найдется множество развивающих игр; на специальных площадках организованы игры в футбол или баскетбол.

Успеваемость

Школа в Норвегии находится на полном государственном обеспечении. Родителям не нужно покупать учебники, тетради, краски и альбомы ― все, вплоть до ручек и карандашей, выдается ребенку в первые же дни обучения. Все, кроме самого желания постигать науки. О способностях учеников говорить не принято: учителя хранят свое отношение к поведению и успеваемости подопечных в страшной тайне. Только раз в год, в назначенный день, они рассказывают родителю об успехах чада, тонко намекая на моменты, которые стоило бы доработать. Если родители согласны с тем, что их ребенку учиться сложнее, чем другим, то помощь в виде приглашенной комиссии не заставить себя ждать. Специалисты из разных областей несколько дней присутствуют на уроках, выявляя, с чем именно связаны трудности ребенка. Затем с ним работают отдельно, подтягивая до нужного уровня.

Предметов, как и методических материалов, в школе более, чем достаточно. Детей ненавязчиво учат не только родному и английскому языкам, математике и химии, но и умению выживать в трудных условиях и уважению к ближнему. При этом позиция учителей такова: все охватить невозможно, жажда первенства и хвастовство не приводят к добру. Никто никуда не торопится, и постепенное чувство, что торопиться по сути-то некуда, завладевает всем существом эмигрирующего в Норвегию жителя мегаполиса.

Текст: Нина АсташкинаФото автора 

Обсудить на форуме


Смотрите также