Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Шенгенское соглашение страны участники


Шенгенское соглашение

Свобода передвижения людей связана прежде всего с правила­ми пересечения государственных границ. Эта проблема в силу многих причин долго не находила общего решения в Европе. Только к середине 1980-х годов наметился заметный прогресс.

Уже в 1970-е годы между странами Европейского союза проис­ходил довольно беспрепятственный обмен товарами и услугами. Передвижение людей контролировалось с нормативно-правовой точки зрения, т.е. для путешествия по странам региона ЕС граж­данину необходимо было предъявить заграничный паспорт. Но на практике требования были значительно мягче, и уже в то время для пересечения границ внутри стран ЕС гражданам ФРГ, Фран­ции или Нидерландов было достаточно предъявить только нацио­нальный паспорт.

В середине 1980-х годов по решению этого вопроса начались переговоры между правительствами стран ЕС.

После длительных политических дискуссий 13 июня 1984 г. во­прос о создании зоны свободного передвижения людей, капита­лов, товаров и услуг был практически решен. Первым шагом к этому соглашению была подписанная канцлером ФРГ Г. Колем и президентом Франции Ф. Миттераном так называемая Саарбрюк-ская конвенция, которая регламентировала пограничный и тамо­женный контроль между двумя странами.

Через год в замке Шенген, расположенном в пригороде Люк­сембурга, 14 июня 1985 г. Германия, Франция, Бельгия, Нидер­ланды и Люксембург на основе Саарбрюкской конвенции подписали Шенгенское соглашение (названо по месту подписания), которое стало крупнейшим соглашением с момента основания Европей­ского экономического сообщества.

Главная цель этого Соглашения — взаимная готовность сначала облегчить гражданам прохождение паспортного и таможенного контроля на границах между этими государствами, а затем вообще • ч менять такой контроль. Чтобы новым порядком не воспользова­лись лица преступного мира, стороны согласовали перечень не­обходимых мер безопасности. С их принятием сохранялся и, более и но, усиливался контроль на внешних границах.

В 1990-е годы руководители стран ЕС признали, что решение иммиграционных проблем зависит главным образом не от мер полицейского характера, а от согласованных и продуманных дей­ствий в области экономической и социальной политики.

В целях эффективного решения проблемы регулирования воз­можных иммиграционых потоков развитые государства Западной Европы разработали соответствующую политическую концепцию, В также комплекс конкретных мер, которые были закреплены в Шенгенском соглашении.

Первое Шенгенское соглашение не было реализовано в наме­ченные сроки, поэтому через 5 лет, 19 июня 1990 г. было подпи­сано новое Шенгенское соглашение {Шенген-2), хотя формально это практическое применение первого Шенгенского соглашения. Был принят окончательный Устав Шенгенского соглашения, включающий 192 пункта. Шенген-2 решал главным образом во­просы бесконтрольного пересечения внутренних границ едино­го внутреннего рынка и осуществления контроля при пересече­нии внешних границ, когда паспортная проверка проводится всего один раз.

Определился статус лиц, прибывающих из третьих стран. Для них установлены краткосрочные и долгосрочные визы, предус­мотрены условия передвижения в рамках стран — участниц Со­глашения, отработан порядок рассмотрения заявлений о предо­ставлении убежища.

В Шенгене-2 подробно регулируются вопросы полицейского сотрудничества, оказания правовой помощи в уголовном произ­водстве и при выдаче преступников, в совместной борьбе против распространения наркотиков.

Среди положений Шенгенского соглашения об­ращают на себя внимание:

- взаимное признание виз, выдаваемых странами-участницами;

- введение единой визы, действующей на территории стран-участниц;

- рассмотрение и решение вопроса о предоставлении убежища в каждом случае только одним государством;

- полицейское сотрудничество;

- иммиграционная политика и политика, касающаяся граждан третьих стран;

- таможенное сотрудничество.

Предпосылкой к введению единой визы в страны действия Шен­генского договора, которая признавалась бы действительной всеми странами — участницами Соглашения, стало принятие ряда юридических документов, определяющих порядок въезда граждан третьих стран на территорию стран ЕС, это:

-единый список, насчитывающий в настоящее время 110 стран, гражданам которых необходимо получить визу для въезда в любую страну — участницу Соглашения;

- единый список лиц, въезд которых в страны Европейского союза нежелателен;

- общие для стран ЕС критерии, по которым ходатайствующим будет предоставляться виза для въезда на территорию действия Шенгенского соглашения или общий для всех стран перечень при­чин, которые могут служить предлогом для отказа в выдаче визы.

Следующие 5 лет были посвящены решению ряда проблем ре­ализации Шенгенского соглашения. В первую очередь речь шла о создании единой компьютерной базы данных с информацией о гражданах государств, не входящих в зону безвизового обмена, которые посещают страны ЕС, а также об обеспечении доступа к этой информации консульских отделов стран — участниц Шен­генского соглашения.

О Шенгенских соглашениях можно сказать, что они легче под­писывались, чем начали выполняться. Достаточно напомнить, что их вступление в силу неоднократно откладывалось. Даже в начале 1994 г. Исполнительный комитет Шенгенских стран (Исполком) принял решение об очередной отсрочке, мотивируя ее тем, что компьютерная база Шенгенской информационной системы еще не отлажена и, как показали проверки, нередко дает сбои.

Соглашение вызвало большой интерес со стороны других ев­ропейских государств. Его привлекательность заключалась не только в отмене пограничных формальностей для людей, но и значи­тельно упрощало многие процедуры и правила, действовавшие в процессе осуществления практически всех свобод единого внут­реннего рынка (передвижение товаров, капиталов и т.д.).

Не случайно круг участников Шенгенского соглашения посте­пенно расширялся. К нему присоединились: Италия (1990), Ис­пания и Португалия (1991), Греция (1992), Австрия (1995). Одна­ко не все страны сразу могли полностью удовлетворить требова­ниям ЕС. Испания и Португалия сразу же, в 1991 г., стали пол­ноправными участниками Соглашения и полностью приняли все его положения. Италия только в середине 1996 г. стала изменять внутреннее законодательство в соответствии с требованиями Со­глашения и полностью присоединилась к нему только к 1997 г. Греция и Австрия не сразу смогли удовлетворить требования Шенгена.

Некоторые страны заняли выжидательную, а то и открыто от­рицательную позицию. Не желала вступать в Соглашение Вели­кобритания, настаивая на сохранении полного своего контроля

за пересечением национальных границ. Ирландия была вынужде­на последовать решениям Лондона, иначе ее граждане лишились бы существующих льгот при поездках в Великобританию. До на­стоящего времени эти две страны так и не присоединились к Шенгенскому соглашению.

О своем присоединении к Шенгенскому соглашению заявили Дания, Финляндия и Швеция. Препятствием для этих стран была необходимость урегулировать вопросы, связанные с их участием в безвизовом порядке пересечения границ, действующем в Скан­динавии 40 лет. До последнего времени получалось так, что если бы скандинавская «тройка» вступила в Шенгенское соглашение, то через государства, не являющиеся членами Европейского со­юза и Шенгенского соглашения, можно было бы беспрепятствен­но проникать на территорию единого внутреннего рынка. Иначе говоря, возникла бы опасность осложнений, порождаемых сосу­ществованием двух различных правовых режимов. Выход был най­ден, когда к Шенгенскому соглашению в марте 2001 г. присоеди­нились все пять скандинавских стран: Дания, Финляндия, Шве­ция, Норвегия и Исландия.

Новым шагом в развитии Шенгенского процесса явилось при­нятое 12 декабря 1998 г. решение Исполкома об отмене с 1 марта 1999 г. визового режима в отношении граждан Эстонии, Латвии и Литвы. Это решение свидетельствует о желании европейских стран быстрее интегрировать прибалтийские государства в Евросоюз. Были заключены двусторонние соглашения о безвизовых поезд­ках, действия которых не распространяются на лица, не обладаю­щие гражданством прибалтийских государств. Для них сохранился визовый режим. Государства — участники Шенгенского соглаше­ния обратились к прибалтам с призывом присоединиться к Кон­венции ООН о правовом статусе лиц без гражданства от 28.09.54 г. (Женевская конвенция о статусе беженцев от 28.07.1951 г.) с тем, чтобы все проживающие на их территории могли в будущем пользо­ваться правом безвизового въезда.

В настоящее время в Шенгенское визовое простран­ство входят следующие страны: Австрия, Бельгия, Греция, Италия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Германия, Фран­ция, Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия, Порту-Галия. Льготный безвизовый порядок въезда в страны Шенгенского соглашения предоставлен Венгрии, Польше, Словакии, Чехии, Лат­вии, Литве, Эстонии. Их граждане могут въезжать в страны Шен­генского соглашения без визы, только со своим национальным паспортом.

Свободу передвижения людей и товаров в рамках Шенгенского соглашения довольно скоро уравновесила суровая реальность под названием «компенсирующие меры». Пришлось резко усилить ох­рану внешних границ, наладить информационный обмен и сотрудничество правоохранительных органов, принять меры по борь­бе с транспортировкой наркотиков и оружия. Затем на первый план вышла борьба с нелегальной иммиграций. В связи с этим серьезная ситуация сложилась в Италии, Испании и Греции. Не­легальные иммигранты, проникающие во многие европейские страны из Албании, бывшей Югославии, Северной Африки, Ук­раины и Белоруссии, исчисляются сотнями тысяч. Политологи полагают, что свобода передвижения может разрушить правовое поле Европы. Это порой побуждает чиновников, ответственных за контроль над въездом в Европу, принимать жесткие меры по от­ношению к иностранцам, въезжающим на территорию стран Шенгенского соглашения.

Необходимо отметить, что отдельные страны ЕС подписали договоры о безвизовом въезде с третьими странами, с которыми имеется традиционный широкий обмен. Например, между Ита­лией и некоторыми африканскими странами, Бельгией и Заи­ром, Австрией и Венгрией. Из-за исторически сложившихся свя­зей выходцам из стран Латинской Америки не нужна въездная виза в Испанию, однако страны ЕС настаивают на изменении та­кой визовой практики, так как она обеспечивает свободу дей­ствий в Европе колумбийским и другим латиноамериканским тор­говцам наркотиками. Граждане Португалии пользуются правом двойного гражданства с Бразилией и наоборот. Большое количе­ство иммигрантов прибывает в Великобританию с индийского суб­континента, а во Францию — из Северной Африки.

По мнению экспертов стран ЕС введение унифицированных въездных предписаний является единственным эффективным и универсальным способом регулирования потока беженцев и им­мигрантов.

В июле 1995 г. все государства — члены ЕС подписали конвен­цию о создании Европейского полицейского ведомства — Евро-пола. Это пока еще информационная система, предназначение которой — сбор и обработка сведений о террористах, их дея­тельности и о транспортировке наркотиков. Деятельность Евро-пола призвана, прежде всего, контролировать и решать пробле­мы, порождаемые открытыми границами в рамках Шенгенских соглашений.

Шенгенское соглашение специально оговаривает, что в случае угрозы общественному порядку внутренние границы государств — участников Шенгенского соглашения могут восстанавливаться на ограниченный период по решению правительства. В таком случае другие страны об этом извещаются заранее. Пограничная служба тем самым получает возможность проверять при переходе грани­цы удостоверения личности или загранпаспорта.

В соответствии с Соглашением каждая страна Шенгенской группы «после введения единой внешней границы Сообщества осуществляет пограничный контроль в соответствии с едиными принципа­ми и нормами, но при этом в рамках национальной компетенции и с учетом интересов всех стран-участниц». Контроль внешних гра­ниц должен быть усилен настолько, чтобы быть эффективным и не вызывать сомнений ни у одной из заинтересованных стран. Для этого соответствующие рабочие группы изучают механизм вложения финансовых средств каждым партнером на укрепление внешних границ. Разработан целый ряд юридических документов и различ­ных административно-технических нормативов, которые смогут обеспечить единый подход к осуществлению пограничного и тамо­женного контроля в отношении граждан третьих стран.

Не все в реализации Шенгенского соглашения проходило гладко. Возникали многочисленные проблемы. В частности, несмотря на высокую степень защиты — за все время существования дизайн визовой этикетки несколько раз менялся, одновременно совер­шенствовались средства защиты от подделок, — отмечались слу­чаи подделки бланков шенгенских виз. Чаще всего речь шла о са­мостоятельном исправлении сроков действия документа.

В настоящее время активно обсуждается вопрос о введении еди­ной европейской визы, с помощью которой Европа планирует бо­роться с нелегальной иммиграцией. Общеевропейский план борь­бы с нелегальной иммиграцией, предложенный всем странам ЕС, в частности предусматривает создание единой европейской консуль­ской службы и единой европейской туристской визы. Авторство по новым инициативам принадлежит Испании — стране, известной своим жестким иммиграционным законодательством, — и состоит в следующем: поскольку граждане третьих стран, получив отказ в шенгенской визе одной из стран ЕС, обращаются в консульство другой, но в конце концов попадают в страну, где их по той или иной причине не хотят видеть, постольку планируется не только облегчить режим депортации таких иммигрантов, но и ввести санк­ции против стран, не являющихся членами ЕС, которые не прини­мают мер по пресечению незаконного выезда их граждан в Европу.

Создан единый автоматизированный банк данных полицейских органов — Шенгенская информационная система (ШИС), располо­женная в г. Страсбурге. Система охватила полицейские органы всех стран Европейского союза, примкнувших к Шенгенскому согла­шению.

В банк данных стали вводиться сведения о лицах, выдачу кото­рых запрашивали страны—участницы соглашения; о лицах, по­дозреваемых в совершении особо опасных преступлений; о доку­ментации и иных предметах, являющихся уликами в расследуе­мых делах, связанных с серьезными уголовными преступления­ми, и др. Составной частью полицейского сотрудничества стала возможность преследовать преступников на территории других стран — участниц Соглашения, что в отдельных случаях требует присутствия должностных лиц государства, на территории кото­рого осуществляется арест.

В Российской Федерации консульства стран, входящих в Шен-генское соглашение, часто сталкиваются с предоставлением не­достоверных сведений заявителя о себе и о целях поездки. Однако любое нарушение условий Шенгенского соглашения, в том числе и представление заведомо ложных сведений, влечет за собой от­каз в выдаче разрешения на въезд на территорию одного из госу­дарств Шенгенской зоны и автоматически закрывает туристу до­рогу практически во все государства Евросоюза.

В ближайшие годы предполагается расширить число стран, вхо­дящих в Шенгенское соглашение. Одним из основных претенден­тов является Кипр. На очереди — Польша, Латвия, Хорватия.

Смысл Шенгенского соглашения. Справка.

14 июня 1985 года Германия, Франция и 3 страны, входящие в Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), подписали Шенгенское соглашение. Соглашение называется Шенгенским в связи с тем, что оно было подписано в небольшой люксембургской деревне Шенген, расположенной на реке Мозель на границе с Германией. Целью соглашения была постепенная ликвидация на внутренних границах между странами – участниками всех форм контроля. В процессе обсуждения деталей, каким образом проводить отмену пограничного контроля, стало очевидным, что необходимо дополнительное соглашение, определяющее условия этого процесса. Границы могут быть ликвидированы лишь в том случае, если достигнуто соответствующее взаимодействие сторон в таких вопросах, как безопасность, полиция, юстиция, вопросы предоставления убежища и виз, и если все страны – участники соглашения имеют доступ к базе данных заявлений о предоставлении убежища, выдаче виз и т.д. Второе соглашение, которое называется Конвенция по выполнению Шенгенского соглашения, было подписано 19 июня 1990 года. Положения Конвенции стали применяться первой группой стран (предыдущие 5 стран, а также Испания и Португалия) 26 марта 1995 года. Другие страны также подписали Конвенцию, однако это не означало, что они немедленно начнут её выполнять. Среди этих стран были Италия, Греция, Австрия и страны Скандинавского паспортного союза (Дания, Финляндия, Швеция, Исландия и Норвегия). До 1999 года «Шенгенское движение» не был частью процесса развития ЕС, а было параллельным движением в сторону интеграции. Однако в 1999 году страны – члены Европейского Союза приняли решение, что Шенгенские правила должны быть приняты ЕС, так как почти все страны – члены ЕС стали также членами Шенгенского союза. С 25 марта 2001 года, когда 5 скандинавских государств войдут в Шенгенскую зону, Конвенция будет выполняться странами Скандинавского паспортного союза. Это означает, что все страны Евросоюза, за исключением Великобритании и Ирландии, а также две страны, не являющиеся членами ЕС, Норвегия и Исландия, ликвидируют все формы пограничного контроля на своих общих границах. Контроль сохранится только на границах с третьими странами. Российские граждане, имеющие Шенгенскую визу, могут свободно передвигаться по территории почти всех стран – членов ЕС без прохождения какого-либо дополнительного пограничного контроля.

Великобритания остаётся противником ликвидации пограничного контроля и не намерена входить в Шенгенскую зону. Ирландия не войдёт в Шенгенскую зону в связи с тем, что она образует единый паспортный союз с Великобританией. Вместе с тем, обе страны выразили свою готовность подписать многие положения Шенгенского соглашения в области сотрудничества полицейских органов, и по этому поводу достигнута договорённость с Соединённым Королевством.

Свобода передвижения внутри Шенгенской зоны сбалансирована соответствующими мерами безопасности через сотрудничество между полицейскими органами, органами юстиции и административными учреждениями.

Значение Шенгенских соглашений для объединённой Европы

Европейский Союз создавался постепенно. Самым первым шагом стало образование общего рынка угля и стали. В 1992 года был предпринят следующий важный шаг в создании единого рынка: это означает, что при перемещении товаров внутри ЕС для них будут созданы одинаковые рыночные условия, будут использоваться в основном одинаковые цены на всей территории Евросоюза. После установления свободного движения капиталов и товаров, вполне естественным шагом было добиться свободного передвижения людей. В 1999 году на Европейскую Комиссию была возложена обязанность выработать предложения по вопросам иммиграции и предоставления убежища. Однако решения в этой области принимаются самими странами – членами Европейского Союза. Для этого необходимо единогласное одобрение, но в 2004 году ЕС решит, можно ли перейти к голосованию по этому вопросу большинством голосов.

Являются ли все положения Шенгенских соглашений обязательными для подписавших их стран?

Да, все 142 статьи Шенгенской Конвенции обязательны для подписавших Конвенцию стран с момента её вступления в силу для этих стран. Тем временем текст Шенгенской Конвенции стал частью законодательства ЕС, и в ней появилось много новых правил. Все страны – члены ЕС должны уважать эти законодательные акты. Это, безусловно, будет касаться и стран – кандидатов на вступление в ЕС в рамках переговорного процесса о расширении. Вместе с тем, между странами – членами ЕС (за исключением Великобритании и Ирландии) может быть временно установлен пограничный контроль, если какое-то государство Евросоюза опасается, что свободное пересечение границ может создать проблемы. В таком случае страна – член ЕС должна проинформировать другие страны и обратиться с просьбой о введении на определённый срок пограничного контроля. Так было, к примеру, во время проведения последнего чемпионата Европы по футболу.

Являются ли все положения Шенгенских соглашений обязательными для подписавших их стран?

Да, все 142 статьи Шенгенской Конвенции обязательны для подписавших Конвенцию стран с момента её вступления в силу для этих стран. Тем временем текст Шенгенской Конвенции стал частью законодательства ЕС, и в ней появилось много новых статей. Все страны – члены ЕС должны уважать эти законодательные акты. Это, безусловно, будет касаться и стран – кандидатов на вступление в ЕС в рамках переговорного процесса о расширении. Вместе с тем, между странами – членами ЕС (за исключением Великобритании и Ирландии) может быть временно установлен пограничный контроль, если какое-то государство Евросоюза опасается, что свободное пересечение границ может создать проблемы. В таком случае страна – член ЕС должна проинформировать другие страны и обратиться с просьбой о введении на определённый срок пограничного контроля. Так было, к примеру, во время проведения последнего чемпионата Европы по футболу.

Въезд в Шенгенскую зону граждан третьих стран.

Так как государства, образующие Шенгенскую зону, имеют общую внешнюю границу, они проводят одинаковую политику в отношении въезда на их территорию граждан третьих стран.

Во-первых, все они выдают визу единого образца на срок до трёх месяцев в течение шестимесячного периода. Во-вторых, Европейский Союз (за исключением Великобритании и Ирландии) согласовал единый список стран, граждане которых должны иметь визу при въезде в Шенгенскую зону. Таких стран около 130, включая Россию. Согласно общих правил российский гражданин может поехать в страны Шенгенской зоны, например, на 2 месяца, но если в течение четырёх месяцев он захочет поехать снова, то он сможет отправиться туда только ещё на одни месяц. В противном случае он должен будет ждать в течение трёх месяцев.

В-третьих, Европейский Союз (за исключением Великобритании и Ирландии) согласовал список стран, гражданам которых не надо иметь визу для въезда на территорию Шенгенской зоны. Так обстоит дело с Соединёнными Штатами. Но если американский гражданин хочет поехать в Шенгенскую зону более чем на три месяца в течение шестимесячного периода, ему также нужна будет виза.

Необходимо отметить, что процедура выдачи виз всё ещё имеет различия в отдельных странах – членах ЕС. Тем не менее, в ближайшем будущем визовые процедуры должны быть гармонизированы. В настоящее время не существует общих правил относительно периода, в течение которого рассматриваются заявления о выдаче визы.

3.4. Шенгенское соглашение

Свобода передвижения людей связана прежде всего с правила­ми пересечения государственных границ. Эта проблема в силу многих причин долго не находила общего решения в Европе. Только к середине 1980-х годов наметился заметный прогресс.

Уже в 1970-е годы между странами Европейского союза проис­ходил довольно беспрепятственный обмен товарами и услугами. Передвижение людей контролировалось с нормативно-правовой точки зрения, т.е. для путешествия по странам региона ЕС граж­данину необходимо было предъявить заграничный паспорт. Но на практике требования были значительно мягче, и уже в то время для пересечения границ внутри стран ЕС гражданам ФРГ, Фран­ции или Нидерландов было достаточно предъявить только нацио­нальный паспорт.

В середине 1980-х годов по решению этого вопроса начались переговоры между правительствами стран ЕС.

После длительных политических дискуссий 13 июня 1984 г. во­прос о создании зоны свободного передвижения людей, капита­лов, товаров и услуг был практически решен. Первым шагом к этому соглашению была подписанная канцлером ФРГ Г.Колем и президентом Франции Ф. Миттераном так называемая Саарбрюк- ская конвенция, которая регламентировала пограничный и тамо­женный контроль между двумя странами.

Через год в замке Шенген, расположенном в пригороде Люк­сембурга, 14 июня 1985 г. Германия, Франция, Бельгия, Нидер­ланды и Люксембург на основе Саарбрюкской конвенции подписали Шенгенское соглашение (названо по месту подписания), которое стало крупнейшим соглашением с момента основания Европей­ского экономического сообщества.

Главная цель этого Соглашения — взаимная готовность сначала облегчить гражданам прохождение паспортного и таможенного кон-

I роля на границах между этими государствами, а затем вообще отменить такой контроль. Чтобы новым порядком не воспользова­лись лица преступного мира, стороны согласовали перечень не­обходимых мер безопасности. С их принятием сохранялся и, более того, усиливался контроль на внешних границах.

В 1990-е годы руководители стран ЕС признали, что решение иммиграционных проблем зависит главным образом не от мер полицейского характера, а от согласованных и продуманных дей­ствий в области экономической и социальной политики.

В целях эффективного решения проблемы регулирования воз­можных иммиграционых потоков развитые государства Западной Европы разработали соответствующую политическую концепцию, м также комплекс конкретных мер, которые были закреплены в Шенгенском соглашении.

Первое Шенгенское соглашение не было реализовано в наме­ченные сроки, поэтому через 5 лет, 19 июня 1990 г. было подпи­сано новое Шенгенское соглашение (Шенген-2), хотя формально тго практическое применение первого Шенгенского соглашения. Выл принят окончательный Устав Шенгенского соглашения, включающий 192 пункта. Шенген-2 решал главным образом во­просы бесконтрольного пересечения внутренних границ едино­го внутреннего рынка и осуществления контроля при пересече­нии внешних границ, когда паспортная проверка проводится всего один раз.

Определился статус лиц, прибывающих из третьих стран. Для них установлены краткосрочные и долгосрочные визы, предус­мотрены условия передвижения в рамках стран — участниц Со­глашения, отработан порядок рассмотрения заявлений о предо­ставлении убежища.

В Шенгене-2 подробно регулируются вопросы полицейского сотрудничества, оказания правовой помощи в уголовном произ­водстве и при выдаче преступников, в совместной борьбе против распространения наркотиков.

Среди положений Шенгенского соглашения об­ращают на себя внимание:

  • взаимное признание виз, выдаваемых странами-участницами;

  • введение единой визы, действующей на территории стран- участниц;

-рассмотрение и решение вопроса о предоставлении убежища в каждом случае только одним государством;

  • полицейское сотрудничество;

  • иммиграционная политика и политика, касающаяся граждан третьих стран;

-таможенное сотрудничество.

Предпосылкой к введению единой визы в страны действия Шен­генского договора, которая признавалась бы действительной все­ми странами — участницами Соглашения, стало принятие ряда юридических документов, определяющих порядок въезда граждан третьих стран на территорию стран ЕС, это:

-единый список, насчитывающий в настоящее время 110 стран, гражданам которых необходимо получить визу для въезда в любую страну — участницу Соглашения;

  • единый список лиц, въезд которых в страны Европейского союза нежелателен;

  • общие для стран ЕС критерии, по которым ходатайствующим будет предоставляться виза для въезда на территорию действия Шенгенского соглашения или общий для всех стран перечень при­чин, которые могут служить предлогом для отказа в выдаче визы.

Следующие 5 лет были посвящены решению ряда проблем ре­ализации Шенгенского соглашения. В первую очередь речь шла о создании единой компьютерной базы данных с информацией о гражданах государств, не входящих в зону безвизового обмена, которые посещают страны ЕС, а также об обеспечении доступа к этой информации консульских отделов стран — участниц Шен­генского соглашения.

О Шенгенских соглашениях можно сказать, что они легче под­писывались, чем начали выполняться. Достаточно напомнить, что их вступление в силу неоднократно откладывалось. Даже в начале 1994 г. Исполнительный комитет Шенгенских стран (Исполком) принял решение об очередной отсрочке, мотивируя ее тем, что компьютерная база Шенгенской информационной системы еще не отлажена и, как показали проверки, нередко дает сбои.

Соглашение вызвало большой интерес со стороны других ев­ропейских государств. Его привлекательность заключалась не только в отмене пограничных формальностей для людей, но и значи­тельно упрощало многие процедуры и правила, действовавшие в процессе осуществления практически всех свобод единого внут­реннего рынка (передвижение товаров, капиталов и т.д.).

Не случайно круг участников Шенгенского соглашения посте­пенно расширялся. К нему присоединились: Италия (1990), Ис­пания и Португалия (1991), Греция (1992), Австрия (1995). Одна­ко не все страны сразу могли полностью удовлетворить требова­ниям ЕС. Испания и Португалия сразу же, в 1991 г., стали пол­ноправными участниками Соглашения и полностью приняли все его положения. Италия только в середине 1996 г. стала изменять внутреннее законодательство в соответствии с требованиями Со­глашения и полностью присоединилась к нему только к 1997 г. Греция и Австрия не сразу смогли удовлетворить требования Шен- гена.

Некоторые страны заняли выжидательную, а то и открыто от­рицательную позицию. Не желала вступать в Соглашение Вели­кобритания, настаивая на сохранении полного своего контроля за пересечением национальных границ. Ирландия была вынужде­на последовать решениям Лондона, иначе ее граждане лишились бы существующих льгот при поездках в Великобританию. До на­стоящего времени эти две страны так и не присоединились к Шенгенскому соглашению.

О своем присоединении к Шенгенскому соглашению заявили Дания, Финляндия и Швеция. Препятствием для этих стран была необходимость урегулировать вопросы, связанные с их участием в безвизовом порядке пересечения границ, действующем в Скан­динавии 40 лет. До последнего времени получалось так, что если бы скандинавская «тройка» вступила в Шенгенское соглашение, то через государства, не являющиеся членами Европейского со­юза и Шенгенского соглашения, можно было бы беспрепятствен­но проникать на территорию единого внутреннего рынка. Иначе говоря, возникла бы опасность осложнений, порождаемых сосу­ществованием двух различных правовых режимов. Выход был най­ден, когда к Шенгенскому соглашению в марте 2001 г. присоеди­нились все пять скандинавских стран: Дания, Финляндия, Шве­ция, Норвегия и Исландия.

Новым шагом в развитии Шенгенского процесса явилось при­нятое 12 декабря 1998 г. решение Исполкома об отмене с 1 марта 1999 г. визового режима в отношении граждан Эстонии, Латвии и Литвы. Это решение свидетельствует о желании европейских стран быстрее интегрировать прибалтийские государства в Евросоюз. Выли заключены двусторонние соглашения о безвизовых поезд­ках, действия которых не распространяются на лица, не обладаю­щие гражданством прибалтийских государств. Для них сохранился визовый режим. Государства — участники Шенгенского соглаше­ния обратились к прибалтам с призывом присоединиться к Кон­венции ООН о правовом статусе лиц без гражданства от 28.09.54 г. (Женевская конвенция о статусе беженцев от 28.07.1951 г.) с тем, чтобы все проживающие на их территории могли в будущем пользо­ваться правом безвизового въезда.

В настоящее время в Шенгенское визовое простран­ство входят следующие страны: Австрия, Бельгия, Греция, Италия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Германия, Фран­ция, Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия, Порту­галия. Льготный безвизовый порядок въезда в страны Шенгенского соглашения предоставлен Венгрии, Польше, Словакии, Чехии, Лат­вии, Литве, Эстонии. Их граждане могут въезжать в страны Шен­генского соглашения без визы, только со своим национальным паспортом.

Свободу передвижения людей и товаров в рамках Шенгенского соглашения довольно скоро уравновесила суровая реальность под названием «компенсирующие меры». Пришлось резко усилить ох­рану внешних границ, наладить информационный обмен и со­трудничество правоохранительных органов, принять меры по борь­бе с транспортировкой наркотиков и оружия. Затем на первый план вышла борьба с нелегальной иммиграций. В связи с этим серьезная ситуация сложилась в Италии, Испании и Греции. Не­легальные иммигранты, проникающие во многие европейские страны из Албании, бывшей Югославии, Северной Африки, Ук­раины и Белоруссии, исчисляются сотнями тысяч. Политологи полагают, что свобода передвижения может разрушить правовое поле Европы. Это порой побуждает чиновников, ответственных за контроль над въездом в Европу, принимать жесткие меры по от­ношению к иностранцам, въезжающим на территорию стран Шенгенского соглашения.

Необходимо отметить, что отдельные страны ЕС подписали договоры о безвизовом въезде с третьими странами, с которыми имеется традиционный широкий обмен. Например, между Ита­лией и некоторыми африканскими странами, Бельгией и Заи­ром, Австрией и Венгрией. Из-за исторически сложившихся свя­зей выходцам из стран Латинской Америки не нужна въездная виза в Испанию, однако страны ЕС настаивают на изменении та­кой визовой практики, так как она обеспечивает свободу дей­ствий в Европе колумбийским и другим латиноамериканским тор­говцам наркотиками. Граждане Португалии пользуются правом двойного гражданства с Бразилией и наоборот. Большое количе­ство иммигрантов прибывает в Великобританию с индийского суб­континента, а во Францию — из Северной Африки.

По мнению экспертов стран ЕС введение унифицированных въездных предписаний является единственным эффективным и универсальным способом регулирования потока беженцев и им­мигрантов.

В июле 1995 г. все государства — члены ЕС подписали конвен­цию о создании Европейского полицейского ведомства — Евро- пола. Это пока еще информационная система, предназначение которой — сбор и обработка сведений о террористах, их дея­тельности и о транспортировке наркотиков. Деятельность Евро- пола призвана, прежде всего, контролировать и решать пробле­мы, порождаемые открытыми границами в рамках Шенгенских соглашений.

Шенгенское соглашение специально оговаривает, что в случае угрозы общественному порядку внутренние границы государств — участников Шенгенского соглашения могут восстанавливаться на ограниченный период по решению правительства. В таком случае другие страны об этом извещаются заранее. Пограничная служба тем самым получает возможность проверять при переходе грани­цы удостоверения личности или загранпаспорта.

В соответствии с Соглашением каждая страна Шенгенской группы «после введения единой внешней границы Сообщества осущест­вляет пограничный контроль в соответствии с едиными принципа­ми и нормами, но при этом в рамках национальной компетенции и с учетом интересов всех стран-участниц». Контроль внешних гра­ниц должен быть усилен настолько, чтобы быть эффективным и не вызывать сомнений ни у одной из заинтересованных стран. Для этого соответствующие рабочие группы изучают механизм вложения финансовых средств каждым партнером на укрепление внешних границ. Разработан целый ряд юридических документов и различ­ных административно-технических нормативов, которые смогут обеспечить единый подход к осуществлению пограничного и тамо­женного контроля в отношении граждан третьих стран.

Не все в реализации Шенгенского соглашения проходило гладко. Возникали многочисленные проблемы. В частности, несмотря на высокую степень защиты — за все время существования дизайн визовой этикетки несколько раз менялся, одновременно совер­шенствовались средства защиты от подделок, — отмечались слу­чаи подделки бланков шенгенских виз. Чаще всего речь шла о са­мостоятельном исправлении сроков действия документа.

В настоящее время активно обсуждается вопрос о введении еди­ной европейской визы, с помощью которой Европа планирует бо­роться с нелегальной иммиграцией. Общеевропейский план борь­бы с нелегальной иммиграцией, предложенный всем странам ЕС, в частности предусматривает создание единой европейской консуль­ской службы и единой европейской туристской визы. Авторство по новым инициативам принадлежит Испании — стране, известной своим жестким иммиграционным законодательством, — и состоит в следующем: поскольку граждане третьих стран, получив отказ в шенгенской визе одной из стран ЕС, обращаются в консульство другой, но в конце концов попадают в страну, где их по той или иной причине не хотят видеть, постольку планируется не только облегчить режим депортации таких иммигрантов, но и ввести санк­ции против стран, не являющихся членами ЕС, которые не прини­мают мер по пресечению незаконного выезда их граждан в Европу.

Создан единый автоматизированный банк данных полицейских органов — Шенгенская информационная система (ШИС), располо­женная в г. Страсбурге. Система охватила полицейские органы всех стран Европейского союза, примкнувших к Шенгенскому согла­шению.

В банк данных стали вводиться сведения о лицах, выдачу кото­рых запрашивали страны—участницы соглашения; о лицах, по­дозреваемых в совершении особо опасных преступлений; о доку­ментации и иных предметах, являющихся уликами в расследуе­мых делах, связанных с серьезными уголовными преступления­ми, и др. Составной частью полицейского сотрудничества стала возможность преследовать преступников на территории других стран — участниц Соглашения, что в отдельных случаях требует присутствия должностных лиц государства, на территории кото­рого осуществляется арест.

В Российской Федерации консульства стран, входящих в Шен­генское соглашение, часто сталкиваются с предоставлением не­достоверных сведений заявителя о себе и о целях поездки. Однако любое нарушение условий Шенгенского соглашения, в том числе и представление заведомо ложных сведений, влечет за собой от­каз в выдаче разрешения на въезд на территорию одного из госу­дарств Шенгенской зоны и автоматически закрывает туристу до­рогу практически во все государства Евросоюза.

В ближайшие годы предполагается расширить число стран, вхо­дящих в Шенгенское соглашение. Одним из основных претенден­тов является Кипр. На очереди — Польша, Латвия, Хорватия.

Что такое Шенгенское соглашение?

Небольшой населённый пункт в карликовом европейском государстве Люксембург, Шенген, прославился на весь мир. Ведь именно тут в 1985 состоялось подписание договора, который получил название «Шенгенское соглашение». Какие страны его подписали? Что он предполагает?

Что такое Шенгенское соглашение

С 1950-х годов власти европейских государств пришли к идее создания единого экономического общества. Оно подразумевает свободу перемещения не только товаров, услуг, финансов, но и людей. Долгое время европейцы оставались стеснёнными в своей свободе перемещения, даже несмотря на то, что для поездки не требовалось предварительное оформление визы. Паспортный контроль отнимал достаточно много времени. Однако решение данной проблемы было вскоре найдено.

Шенгенское соглашение представляет собой межгосударственный договор. Этот документ предполагает упрощение паспортно-визового контроля на границах государств, входящих в Европейский союз. Изначально он был независим от прочих структур евроинтеграции.

Впервые соглашение было подписано 14.06.1985 в европейской деревне Шенген руководством 5 стран. Однако договор вступил в силу спустя почти 10 лет – 26.03.1995, а в мае 1999 он и вовсе прекратил своё существование. На замену документу пришло Шенгенское законодательство Евросоюза. Таким образом, положения соглашения вошли в законодательные акты ЕС как шенгенские правила.

Страны, подписавшие соглашение

На сегодняшний день участниками Шенгенского соглашения являются 26 государств. Из них 22 страны, которые одновременно входят в Европейский союз, а именно:

  • C 1985 года – Бельгия, Германия, Люксембург, Нидерланды и Франция.
  • С 1990 — Италия.
  • С 1991 – Испания, Португалия.
  • С 1992 – Греция.
  • С 1995 – Австрия.
  • С 1996 – Дания, Финляндия, Швеция.
  • С 2004 – Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония.

Германия является одной из первых стран, подписавших соглашение. Однако изначально оно было подписано властями бывшей ФРГ. В 1990 году произошло воссоединение ФРГ с ГДР. Поэтому фактически действие документа началось именно в 1990.

Помимо этого договор подписали и 4 государства, не являющиеся членами ЕС, но входящие в Европейскую экономическую зону:

  • Исландия (с 1996 года).
  • Лихтенштейн (с 2008).
  • Норвегия (с 1996).
  • Швейцария (с 2004).

В пограничных пунктах между вышеперечисленными государствами осуществляется исключительно выборочный паспортный контроль.

Страны-исключения

Шенгенский договор был подписан не всеми европейскими странами. Исключениями являются следующие государства или отдельные их земли:

  1. Албания.
  2. Босния и Герцеговина.
  3. Великобритания. При присоединении к Евросоюзу изначально оговорила условия своего неучастия в политике ЕС относительно внешней безопасности. Власти страны считают, что наиболее рациональным и эффективным методом борьбы с нелегальной иммиграцией является пограничный контроль.
  4. Дания. Имеет особый статус в рамках договора. На Фарерские острова и Гренландию, принадлежащие этой стране, действие Шенгенского соглашения не распространяется.
  5. Ирландия. Наряду с Великобританией не присоединилась к договору для сохранения возможности свободного перемещения своих граждан между странами.
  6. Испания. В испанских городах на североафриканском побережье, Сеута и Мелилья, не осуществляется паспортного контроля въезжающих на их территорию и признаются шенгенские визы.
  7. Македония.
  8. Нидерланды. На всех заморских территориях этого государства, расположенных за пределами Европы, не действует шенгенское законодательство.
  9. Норвегия. Законодательство не распространяется на архипелаг Шпицбергер и остров Ян-Майен.
  10. Сербия.
  11. Франция. Для посещения заморских территорий, находящихся за пределами Европы, оформляются отдельные визы.
  12. Черногория.

Также исключениями являются Болгария, Республика Кипр, Румыния и Хорватия. Здесь Шенгенское законодательство применяется не в полной мере, поскольку его применение требует проведения ряда мероприятий. В пограничных пунктах этих стран по-прежнему осуществляют паспортный контроль.

Однако краткосрочные визы, выданные шенгенскими государствами, позволяют пребывать на территории этих 4 государств. Но национальные визы Кипра, Болгарии, Хорватии и Румынии не дают права для посещенеия Шенгена.

Особый статус имеют и карликовые государства – Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино. Власти Андорры не подписывали соглашение, но не требуют оформления визы для въезда. Ватикан и Сан-Марино фактически входят в Шенгенскую зону, поскольку окружены территорией Италии и не имеют собственных пограничных пунктов. В Монако имеется пункт паспортного контроля в морском порту, но фактически французские власти осуществляют здесь контроль.

Основные правила и требования соглашения

Schengen Visa in passport page

Шенгенское соглашение предполагает соблюдение странами Визового кодекса ЕС. Визовый кодекс ЕС – это единый свод правил, касающихся оформления и предоставления виз странами Европейского союза. Он включает в себя 6 разделов (общие сведения, сведения о транзитных аэропортовых визах, правила и процедуры оформления виз, управление и организация контроля, основы сотрудничества на местах, заключения), а также 13 приложений.

Правила, которые устанавливаются в рамках этого законодательного акта, распространяются на всех граждан государств, пересекающих границы Евросоюза. При этом они касаются и иностранцев, которые не имеют гражданство одной из стран ЕС. В то же время Визовый кодекс распространяется на Исландию, Норвегию, Лихтенштейн и Швейцарию. Вот наиболее важные выдержки из кодекса:

  • Для получения разрешения на пересечение границ стран Европейского союза необходимо заполнять визовую анкету унифицированной формы.
  • Ответственными за заполнение анкеты и оплату пошлины за ребенка являются его законные представители – родители или опекуны.
  • В анкете заявитель должен поставить несколько подписей.
  • Перечень основных документов для оформления виз стал единым, но он не является исчерпывающим. Консульства стран ЕС вправе запрашивать дополнительную документацию.
  • С целью упрощения визовых формальностей лицам, которые регулярно совершают поездки в шенгенские страны, оформляются многократные визы. При этом иммиграционные власти стран ЕС придерживаются принципа постепенности. Это означает, что сначала оформляется однократная виза, затем многократная на полгода и далее многократная на более длительный период.
  • Подавать заявку на оформление новой визы можно ещё до окончания периода действия предыдущей.
  • Обладатели краткосрочных виз имеют дополнительный 15-дневный коридор для возможности сдвинуть сроки поездки при форс-мажорных обстоятельствах.
  • Обязательным требованием консульств при оформлении визы является наличие в загранпаспорте как минимум 2 пустых страниц.
  • Если поездка предполагает посещение сразу нескольких стран, то подавать заявку следует в консульство той страны, где заявитель планирует провести большее количество дней. Если же период пребывания в каждой стране относительно одинаков, то документы подаются в консульство страны первого въезда.
  • Если в выдаче визы отказано, заявитель об этом уведомляется специальным письмом. В нём подробно излагаются причины отказа и условия подачи апелляции.
  • Период рассмотрения документов сокращается до 10 календарных дней. При этом заявка может быть подана за 3 месяца до предполагаемой поездки.
  • Если консульство того или иного государства ЕС отсутствует в стране, где проживает заявитель, он вправе обратиться в дипломатическое представительство любого государства ЕС.
  • Раз в 59 месяцев необходимо проходить процедуру сдачи биометрических данных.
  • Виза может быть оформлена также для ведения гастрольной деятельности в шенгенских государствах.

Шенгенская зона

Шенгенская зона представляет собой совокупную территорию тех стран, которые применяют Визовый кодекс ЕС или считаются участниками соглашения фактически. Страны-исключения в эту зону не входят. То есть это территория, где осуществляется беспрепятственное перемещение людей без прохождения обязательного паспортного контроля.

При этом межгосударственные границы внутри зону могут быть пересечены не только на пограничном пункте, но и в произвольных местах. Общая площадь Шенгенской зоны составляет 4,3 млн км2.

Категории виз

Визовый кодекс ЕС предполагает унификацию въездных разрешений вне зависимости от страны, которая его оформила. На сегодняшний день существуют следующие категории шенгенских виз:

  • A – виза для иностранцев, следующих транзитом через аэропорты Шенгенской зоны.
  • B. Также транзитные визы. Необходимы для пересечения границ одной или нескольких стран Шенгенской зоны при следовании в третьи страны. Действительны для одного либо нескольких въездов, период транзита не может превышать 5 дней. Данная категория виз оформляется только для иностранцев, которым запрещено безвизовое пребывание на территории шенгенских стран.
  • C – краткосрочные шенгенские въездные разрешения. Могут быть действительны на один, два или несколько въездов. Наличие виз данной категории предполагает ограничение срока пребывания в Шенгенской зоне – не более 90 дней за 180-дневный период. Оформляются исключительно для иностранцев, для которых Визовым кодексом ЕС не предусмотрен безвизовый въезд. Помимо этого с 2010 года визы типа C выдают и для целей транзита.
  • D – национальные долгосрочные визы. Дают право на пребывание более 90 дней в полугодии в государствах, иммиграционными властями которых они оформляются, а также не более 90 дней в полугодии в других шенгенских странах. Ранее существовала комбинированная категория виз C+D. Однако новая категория D её упразднила.
  • FTD/FRTD. Данные въездные разрешения представляют собой дорожные и железнодорожные документы для транзита. Эти специальные документы оформляются исключительно для россиян властями Литвы, следующих транзитом через Литовскую республику в Калининградскую область.

Въездные разрешения категории C позволяют перемещаться по территориям всех государств, где действует Визовый кодекс ЕС. Если же виза оформлена тем государством, которое применяет Шенгенское законодательство частично, то она наделяет своего обладателя правом находиться только на территории этой страны.

В качестве исключения, когда поездка иностранца носит гуманитарный характер, государства зоны могут оформлять визы с пометкой LTV. Это означает, что документ действителен только на территории определённой страны и не даёт права перемещения в пределах шенгенских государств.

Помимо этого на визах типа C могут ставиться специальные отметки, которые исключают посещение одной или нескольких стран Шенгенской зоны. К примеру, если на стикере будет пометка (–IT), пребывание её обладателя на территории Италии будет незаконным.

На каждом визовом стикере указывается количество разрешённых въездов. В связи с этим выделяют 3 подкатегории виз, а именно:

  • Однократные (действительны для 1 въезда, пометка 01).
  • Двукратные (действительны для 2 въездов, пометка 02).
  • Многократные (действительны для нескольких въездов, пометка Mult).

Таким образом, Шенгенское соглашение – международный договор о сотрудничестве государств в вопросах миграции и иммиграции. Он предполагает не только упрощение паспортного контроля для граждан государств Шенгенской зоны, но и унификацию типов въездных разрешений, оформляемых для иностранцев. На сегодняшний день договор подписан властями 26 европейских государств.


Смотрите также