Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Россия входит в евросоюз или нет


Россия вошла в евросоюз или нет

Россия вошла в евросоюз или нет

Внутри государств ведётся независимая политика, а общие вопросы решаются путём переговоров между союзными членами.

В институт ЕС входит Европейский совет, Европейская комиссия, Совет Министров, счётная палата, центральный банк и парламент. Парламент избирается народом каждые пять лет.

Государства ЕС

В настоящее время в Европейский союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

  • Важно

    Сергей Ромашенко. Кэтрин Эштон: России и ЕС еще далеко до отмены виз. Deutsche Welle (24 февраля 2010). Проверено 12 ноября 2015.

  • ↑ Полина Химшиашвили, Наталья Костенко.
Карта для визы. «Ведомости», № 2602 (12 мая 2010). Проверено 12 ноября 2015.
  • ↑ Алия Самигуллина. Переговоры без виз. Газета.Ru (23 мая 2010). Проверено 12 ноября 2015.
  • ↑ Даниил Айзенштадт, Алия Самигуллина.
  • Внимание

    Москва сдала визы в Европу. Газета.Ru (1 июня 2010). Проверено 12 ноября 2015.

  • ↑ Ирина Граник. Разговор шел на «ты» и на визы.
  • Газета «Коммерсантъ», № 133 (4433) (24 июля 2010). Проверено 12 ноября 2015.0
  • ↑ Лавров ругает Европу: она не переходит на безвизовый режим с Россией, что уже неприлично. NEWSru.com (13 сентября 2010). Проверено 12 ноября 2015.
  • Они представляют собой выполнение демократических прав и свобод человека, принципов правового государства. В стране должна быть высокоразвитая рыночная экономика и признаваться правила и законы ЕС.

    Государство-кандидат подаёт заявку в Еврокомиссию, затем в Европейский совет для рассмотрения. Обе организации должны дать положительное заключение. Соответствие копенгагенским критериям неоднократно проверяется на переговорах со страной-кандидатом.

    Выдвигается много условий.

    Зачастую приходится менять законодательство, которое конфликтует с уже существующим в ЕС. Также заключается договор переходного периода, когда страна готовится войти в Евросоюз. Государство должно быть европейским по географии и принадлежать к европейской цивилизации.

    Нет никаких поправок о том, что в союз может вступить государство, расположенное исключительно в Европе.

    При этом около половины россиян считают, что отношения между Россией и ЕС — дружеские[59]. Чаще всего за вступление России в ЕС высказываются респонденты с высшим образованием[54] и россияне младше 29 лет[60].

    В качестве аргументов за вступление в ЕС опрошенные россияне называют[49][50]:

    • рост российской экономики
    • интеграция в мировое экономическое пространство
    • поступление инвестиций
    • улучшение благосостояния россиян
    • отмена визового режима с ЕС
    • укрепление взаимоотношений со странами Европы
    • превращение России в более цивилизованную страну
    • повышение авторитета России в мире
    • укрепление безопасности и стабильности

    Проблемы[править | править код]

    В то же время, по состоянию на 2004, переговоры по наполнению четырёх пространств практическим содержанием продвигаются медленно.

    Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зоны свободной торговли.

    В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.

    Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.

    По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.

    В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро.

    В целях избежания повторения подобных расшатывающих мировое спокойствие событий идея панъевропеизма приобрела наибольшую привлекательность. В этой статье вы получите ответы на вопросы: была ли Россия в Евросоюзе, пыталась ли она вступить в Евросодружество и зачем все это нужно.

    Входит ли Россия в ЕС

    На данный момент Европейский Союз включает в себя 28 стран, число явно не подразумевает все государства, территориально располагающиеся в Европе.

    Именно по этой причине вопрос: «Входит ли Россия в Евросоюз или нет?», — напрашивается сам собой, ведь главные условия — близость к Европе, возможность экономического и политического взаимодействия с ней — выполнены.

    Российская Федерация на сегодняшний момент в список стран-участниц ЕС не входит.

    Российская федерация расположилась в Восточной Европе и Северной Азии. 1/3 территории России находится в европейской части Евразии. На западе Россия граничит со многими европейскими странами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша. В связи с этим появляется актуальный вопрос: входит ли Россия в Евросоюз? На данный момент Российская Федерация не входит в состав Евросоюза, но ещё в 1994 году было подписано соглашение о сотрудничестве в экономической сфере между Россией и странами ЕС.

    Что такое Евросоюз

    Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — объединение 28 европейских государств, целью которых является развитие и защита интересов друг друга.

    Документ, рассказали в ЕС, аналогичен тому, что Россия подписала с Израилем. В Евросоюзе документ взяли, но сказали, что говорить о соглашении ещё слишком рано[25].

    21 июля 2010 года во время встречи Дмитрия Медведева с президентом Финляндии Тарьей Халонен были обсуждены некоторые вопросы, в частности, был затронут вопрос о введении безвизового режима.

    В любом случае, Финляндия будет поддерживать Россию в скорейшем решении этого вопроса.

    23 июля 2010 года премьер-министр Италии Сильвио Берлускони во время визита президента РФ Дмитрия Медведева в Италию обозначил трудности с отменой визового режима: «Есть сопротивление со стороны стран Восточной Европы. Может быть, это связано с советским периодом».

    Евросоюз — это еще не вся Европа. Чтобы подробно ответить на вопрос, какие страны входят в состав этого объединения, а какие нет, рассмотрим ЕС как союз объединенных европейских стран для упрощения торговых, политических, финансовых и иных отношений.

    Мир идет к глобализации, и подобные объединения никак лучше это подтверждают. Чего больше у этого процесса — плюсов или минусов, пока никто однозначно ответить не может, ведь против налаживания связей и упрощения торговли между членами объединениям стоит почти полное уничтожение культурного разнообразия стран. Тем не менее, попробуем оценить Европейский союз беспристрастно, со всех точек зрения.

    Валюта внутри Евросоюза

    Для достижения полного экономического согласования внутри ЕС была создана единая валюта — евро.

    ЕС — главный для России источник современных технологий.

    Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %.

    Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта.

    Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.

    Евроинтеграция России[править | править код]

    Безвизовый режим[править | править код]

    27 августа 2002 г.

    Россия может предложить Европе ресурсы, инвестиционный капитал, новые технологии»[41]…

    Возможное вступление России в ЕС[править | править код]

    С 2007 года одна из политических партий России (ДПР) официально поддерживает вступление России в ЕС[42].

    В 2015 Тобиас Герхард Шминке, главный редактор журнала молодёжной организации JEF «Treffpunkteuropa», обратился к европейским лидерам с предложением рассмотреть вопрос о вступлении России в ЕС.[43]. В том же году президент одного из членов ЕС (президент Чехии Милош Земан) заявил, что в будущем Россия может стать членом Евросоюза[44].

    Мифическое членство. Может ли Россия вступить в Евросоюз?

    В беседе с журналистами «Коммерсанта» президент Чехии Милош Земан заявил, что в ближайшие десятилетия России может стать членом ЕС. Насколько реалистичен такой сценарий развития событий и заинтересована ли в нём Москва? На эти и другие вопросы АиФ.ru ответил политический консультант Анатолий Вассерман. 

    Наталья Кожина, АиФ.ru: Анатолий Александрович, президент Чехии не исключает, что Россия может стать членом ЕС через 20 лет. Как думаете, возможно ли такое развитие событий? 

    Анатолий Вассерман: Я не думаю, что Россия когда-нибудь станет членом ЕС, по очень простой причине: Евросоюз — дико забюрократизированная организация. Значительную часть решений (намного большую, чем в РФ) там принимают люди, никак не связанные с теми делами, по которым принимаются эти решения. Российской Федерации нет смысла становиться под начало такой бюрократии, но вот партнёрство с Европейским Союзом, несомненно, выгодно.

    — А кому оно более выгодно — ЕС или России?

    — Европейскому Союзу оно гораздо выгоднее, чем нам. Причина тут простая. В мире не так уж много рынков, где продукцию, созданную европейцами для себя, можно продать без каких бы то ни было доработок и изменений. Например, в Rolls-Royce, предназначенном для продажи арабским нефтешейхам, кондиционер должен быть в несколько раз мощнее, чем в таком же автомобиле, сделанном для продажи не то, что в Англии, но даже во Франции. А в России такого кондиционера вполне хватит. Крупнейший рынок, потребляющий европейскую продукцию в том виде, в каком она годится для самих же европейцев, — это рынок США. Но второй по величине — рынок Российской Федерации. Важно отметить, что рынок Штатов уже в значительной мере насыщен, т. е., грубо говоря, американцы покупают в Европе столько, сколько могут, и в обозримом будущем заметно не нарастят объёмы покупок, скорее, наоборот, могут их сократить. Тогда как рынок РФ для европейских товаров растёт и будет продолжать расти ещё не одно десятилетие, поэтому европейцам, несомненно, выгодно с нами сотрудничать. 

    — Полагаю, что и Россия может продавать ЕС не только энергоресурсы? МИД Испании призвал ЕС рассматривать Россию как стратегического союзника

    — Да, на самом деле в советское время очень многие наши промышленные товары были востребованы на европейских рынках. Ничто не помешает нам, кроме нашего собственного экономического блока правительства, вновь занять там многие интересные ниши. Такое сотрудничество вряд ли стоит оформлять как прямое членство Российской Федерации в ЕС, поскольку тогда, как я уже сказал ранее, бюрократические препоны будут гораздо страшнее таможенных барьеров, но есть множество видов сотрудничества, которые на практике почти неотличимы от прямого членства. 

    — Анатолий Александрович, мы сейчас говорим с вами о возможном членстве России в Евросоюзе, в то время как многие эксперты предрекают распад самой этой организации. Как вы относитесь к таким прогнозам?

    — Главная предпосылка разрушения ЕС заключается в том, что так называемая старая Европа довольно активно «глушит» производство в новой Европе. Откуда взялся фантастический госдолг Греции? Он возник потому, что при вступлении Афин в Европейский Союз от них потребовали существенно сократить или даже полностью закрыть производство в тех отраслях, которые конкурировали с аналогичными производствами стран, вступивших в ЕС раньше. Таким образом, грекам пришлось существенно сократить выращивание оливок и производство оливкового масла, поскольку это же производство активно ведётся в Италии (один из основателей Евросоюза) и Испании, вступившей в ЕС задолго до Греции. Кроме того, им пришлось резко сократить своё судостроение и ещё многие высокотехнологичные отрасли, опять же, потому что они конкурировали с аналогичными производствами в ЕС. При этом грекам пообещали субсидировать бюджет страны, чтобы народ, ранее занятый в этих производствах, не помер с голоду. Но оформили это как кредиты с тем, чтобы они были возвращены, когда Греция взамен закрытых отраслей разовьёт какие-то новые. Однако развить их так и не удалось, потому что каждая отрасль, которой греки пытались заняться, уже была представлена в каких-то других европейских странах. Именно такое неравноправие стран, вступивших в Евросоюз раньше и позже, — серьёзный источник внутреннего напряжения. До поры до времени члены ЕС мирились с этими ограничениями, поскольку рассчитывали впоследствии получить аналогичный выигрыш при вступлении в ЕС новых стран. Но дело в том, что Европейскому Союзу сейчас некуда расширяться, те, кто вступили в него последними, утратили шансы когда-нибудь аналогичным образом, как обобрали их самих, обобрать новых членов Евросоюза, поэтому они задают себе вопрос: «В чём наш выигрыш, зачем мы шли на этот шаг?». При сохранении нынешней модели, когда чем старше страна в ЕС, тем легче ей там работать, Евросоюз, действительно, крайне неустойчив.

    — Каким вы видите выход из этой ситуации?

    — Размещение производств по всему ЕС более или менее равномерно, грубо говоря, превращение Европейского Союза в нечто подобное Советскому Союзу, где производства размещали всюду, где есть рабочие руки.  В Испании прошли митинги против соглашения о торговле между ЕС и США

    Спасением ЕС может стать переход от финансовой логики к производственной. Переход от лозунга «Заработать любой ценой!» к лозунгу «Сделать всё, что нужно людям, и убедиться, чтобы каждый мог всё то, что ему нужно, и создать, и приобрести». Только переход к производственной логике обеспечивает устойчивость больших экономических образований. Кстати, СССР распался, когда производственную логику в нём заменили финансовой. 

    Насколько я могу судить, в ЕС сейчас финансисты сильнее производственников. Это создаёт для него угрозу. По этой же финансовой логике сейчас пытаются втянуть Европейский Союз в структуру, которая первоначально называлась «Трансатлантической зоной свободной торговли», а потом, когда Европа провалила этот проект, его возобновили под названием «Трансатлантический торгово-инвестиционный протокол». Этот самый протокол обеспечивает довольно неплохие возможности европейским торговцам, но всё европейское производство будет в считанные годы либо закрыто, либо перекуплено американцами. Более того, нынешние события на Украине для американцев — всего лишь одно из средств подтолкнуть ЕС к принятию этого протокола. Американцы готовы воевать за него до последнего гражданина Украины. Это пример того, к чему приводит финансовая логика, не сопряжённая с производственной. Буквально через 2–3 месяца в ЕС предстоят дебаты вокруг продления антироссийских, а по сути антиЕС-вских санкций и эти дебаты заодно будут на тему: «Вступать ли Евросоюзу в этот протокол?». Очень надеюсь, что производственная логика возобладает.

    Россия и Европейский союз - это... Что такое Россия и Европейский союз?

    Ныне действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза и России подписано в 1994.

    История

    25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997). Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998.

    В 1999—2001 гг. Европарламент принял серию критических резолюций по положению в Чечне[1].

    Сферы сотрудничества

    Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):

    • экономического;
    • внутренней безопасности и правосудия;
    • внешней безопасности;
    • науки и образования.

    Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.

    В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.

    Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.

    По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.

    В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.

    Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.

    Безвизовый режим

    27 августа 2002 г. президент России Владимир Путин направил в адрес председателя Европейской Комиссии и глав государств-членов ЕС послание по проблематике жизнеобеспечения Калининградской области в свете расширения ЕС, в котором было предложено рассмотреть вопрос о переходе в перспективе на безвизовый режим взаимных поездок. Это послание явилось официальным началом переговоров по вопросу безвизовых поездок граждан России и стран Европейского Союза. На удивление, ЕС не отверг возможность установления безвизового режима с Россией, а, напротив, на заседании Совета ЕС в Брюсселе 30 сентября 2002 г. было принято решение рассмотреть отдельно в качестве долгосрочной перспективы вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений.[2].

    17 июля 2003 года глава Европейской комиссии Романо Проди заявил, что в течение ближайших пяти лет может быть ликвидирована нынешняя система виз для въезда граждан России в страны Евросоюза[3].

    19 июня 2006 года постоянный представитель РФ при Евросоюзе Владимир Чижов заявил, что рано или поздно, может быть, к 2008 году, РФ и ЕС выйдут на безвизовый режим[4].

    7 июля 2008 года глава международного комитета Госдумы Константин Косачев заявил, что Россия и ЕС готовы, через два-три года перейти к полной отмене визового режима[5].

    2010 год

    12 января 2010 года глава МИД председательствующей в ЕС Испании Мигель Анхель Моратинос заявил, что в течение срока председательства Испании в ЕС (то есть до 30.06.10) должна быть создана «дорожная карта», предусматривающей либерализацию и последующую отмену визового режима между Россией и ЕС[6].

    24 февраля 2010 года верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон на пресс-конференции в Москве заявила, что Евросоюзу и России предстоит еще многое сделать для достижения безвизового режима. По мнению Deutsche Welle, Кэтрин Эштон полагает, что Евросоюзу и России еще далеко до введения безвизового режима[7].

    12 мая 2010 года «Ведомости» со ссылкой на «близкое к структурам ЕС издание EUobserver» сообщили о том, что ЕС разработал «дорожную карту» для отмены визового режима с Россией и может представить ее уже на саммите в Ростове-на-Дону 31 мая — 1 июня. ЕС предъявляет России три требования: введение биометрических паспортов, принятие законов о защите данных и улучшение безопасности границ. «Но и в случае их выполнения отмена виз не гарантирована», — пишет издание[8].

    31 мая 2010 года Газета.ру сообщила, что, по словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, российская сторона намерена сделать вопрос о безвизовом режиме ключевым на саммите в Ростове-на-Дону[9].

    1 июня 2010 года российская делегация на саммите в Ростове-на-Дону передала представителям Евросоюза проект соглашения об отмене виз: по нему поездки к друзьям и родственникам и недолгие туры в Европу могут стать безвизовыми. Документ, рассказали в ЕС, аналогичен тому, что Россия подписала с Израилем. В Евросоюзе документ взяли, но сказали, что говорить о соглашении ещё слишком рано[10].

    21 июля 2010 года во время встречи Дмитрия Медведева с президентом Финляндии Тарьей Халонен были обсуждены некоторые вопросы, в частности, был затронут вопрос о введении безвизового режима. Халонен заявила, что безвизовый режим необходим и он будет введен в будущем. Сейчас же, ввести безвизовый режим затруднително, необходимо веское слово Еврокомиссии. В любом случае, Финляндия будет поддерживать Россию в скорейшем решении этого вопроса.

    23 июля 2010 года премьер-министр Италии Сильвио Берлускони во время визита президента РФ Дмитрия Медведева в Италию обозначил трудности с отменой визового режима: «Есть сопротивление со стороны стран Восточной Европы. Может быть, это связано с советским периодом». После этого итальянский премьер отметил, что «взял обязательство» продолжить обсуждение этого вопроса в Евросоюзе. Он также сообщил, что уже предложил председателю Европейской комиссии Жозе Мануэлу Баррозу поставить вопрос об отмене виз с Россией в повестку ближайшего заседания Совета Европы в Брюсселе[11].

    13 сентября 2010 года Сергей Лавров резко заявил, что ЕС безо всяких на то оснований затягивает с переходом на безвизовый режим. Эту ситуацию Лавров назвал «неприличной для уровня наших отношений»[12].

    25 сентября 2010 года Лавров сообщил, что Дмитрий Медведев передал главе Еврокомиссии Баррозу и председателю Европейского совета ван Ромпею проект соглашения об отмене визовых требований и ожидает конкретного ответа до декабрьского саммита Россия-ЕС[13].

    2012 год

    23 апреля 2012 года Германо-российский форум призвал канцлера ФРГ Ангелу Меркель содействовать введению безвизового режима между странами ЕС и Россией. Он считает, что такой режим следует ввести уже в 2013 году. «Доля отказов, составляющая менее одного процента, уже не оправдывает расходы по обеспечению визового режима, который к тому же ежегодно обходится немецкой экономике в 300 млн евро», — указывается в документе[14].

    На следующий день с требованием скорейшей отмены визового режима с Россией и просьбой об оказании активного содействия обратились к правительству ФРГ и бундестагу шесть крупных немецких объединений, представляющих интересы экспортеров и промышленности. Они указали, что визы тормозят деловые контакты и приводят к ненужным расходам[15].

    В конце мая с призывом к отмене визовых барьеров с Россией высказались шесть европейских промышленных объединений, представляющих более миллиона предприятий по всей Европе. Восточный комитет немецкой экономики призвал к созданию единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока[16].

    Единое экономическое пространство

    На российско-германско-французском саммите в Довиле 19 октября 2010 года лидеры Германии, России и Франции согласовали план действий, по которому, согласно Николя Саркози, через 10—15 лет Россия и Евросоюз могут представлять собой единое экономическое пространство — без виз и с общей системой безопасности.[17]

    25 ноября 2010 года в статье для немецкой газеты Süddeutsche Zeitung премьер-министр России Владимир Путин предложил ЕС создать экономический альянс, который мог бы расположиться на территории от Владивостока до Лиссабона[18]. В частности одной из причин активизации развития партнерства между Россией и Европейским союзом, итогом которого должно стать создание экономического альянса, является экономическое освоение Сибирских и Дальневосточных территорий России:

    «По словам Путина, кризис показал, что экономики ЕС и России являются уязвимыми. Россия, пишет премьер, все еще сильно зависит от сырьевого рынка. Среди минусов Европы Путин назвал деиндустриализацию экономики, которая приводит к потере позиций ЕС на рынке, в том числе и на рынке высокотехнологичных товаров.

    Чтобы изменить ситуацию, считает премьер, необходимо четко использовать плюсы обеих экономических систем — России и ЕС. Россия может предложить Европе ресурсы, инвестиционный капитал, новые технологии»[18]…

    Проблемы

    В то же время, по состоянию на 2004, переговоры по наполнению четырёх пространств практическим содержанием продвигаются медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства.

    Что касается вопросов внутренней и внешней безопасности, то расширение ЕС, осуществлённое в 2004 году, вызвало к жизни новые проблемы, при этом отношения с Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений с так называемыми государствами «непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия и т. п.

    С присоединением 10 новых стран негативное отношение к России в штаб-квартире ЕС усиливается. Показательной стала проведённая 10 октября 2004 встреча глав МИД 11 стран — членов ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия), на которой было выдвинуто требование поднять роль «малых стран» во внешней политике ЕС, а более конкретно — ужесточить политику ЕС в отношении России.

    Новым объектом критики с сентября 2004 стали предложения президента России Владимира Путина по государственному переустройству России.

    Претензии России к ЕС касаются:

    • предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;
    • неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;
    • ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии;
    • попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве;

    Претензии ЕС к России касаются:

    • нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;
    • сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия);
    • заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами;
    • взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.

    Отсутствие прогресса в отношениях между Россией и ЕС привело, в частности, к переносу саммита Россия — ЕС, планировавшегося на 11 ноября 2004 года. Саммит всё же состоялся 25 ноября 2004, но был практически полностью посвящён обсуждению итогов президентских выборов на Украине и не принёс никакого прогресса в отношениях между ЕС и Россией.

    Саммиты Россия — ЕС

    Саммиты Россия — ЕС проходят дважды в год: в первой половине года в России, во второй половине года — в стране, которая председательствует в ЕС.

    См. также

    Примечания

    1. ↑ Резолюции Европарламента от 07.10.1999., 18.11.1999, 20.01.2000., 17.02.2000., 16.03.2000., 13.04.2000., 15.02.2001
    2. ↑ Интернет-журнал «Вся Европа.ru» — 15-2007 Правовые основы сотрудничества России и ЕС в области обеспечения свободы передвижения
    3. ↑ Визы для россиян в страны Евросоюза могут быть отменены к 2008 году — NEWSru.com, 17 июля 2003
    4. ↑ Постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов «На безвизовый режим с Европой можем выйти к 2008 году» — «Новые Известия», 19 июня 2006
    5. ↑ РФ и ЕС готовы к отмене визового режима через два-три года — Косачев — РИА НОВОСТИ, 07/07/2008
    6. ↑ Испания намерена открыть России дверь в Европу — Deutsche Welle, 12.01.2010
    7. ↑ Кэтрин Эштон: России и ЕС еще далеко до отмены виз — Deutsche Welle, 24.02.2010
    8. ↑ ВЕДОМОСТИ — Карта для визы
    9. ↑ Переговоры без виз — Газета.ру, 31.05.10
    10. ↑ Москва сдала визы в Европу — Газета.ру, 01.06.2010
    11. ↑ Разговор шел на «ты» и на визы — Газета «Коммерсантъ» № 133 (4433), 24.07.2010
    12. ↑ Лавров ругает Европу: она не переходит на безвизовый режим с Россией, что уже неприлично — NEWSru.com, 13 сентября 2010
    13. ↑ МИД РФ передал в ЕС все, что нужно для отмены виз. Ответ ждут к декабрю — NEWSru.com, 25 сентября 2010
    14. ↑ Сергей Ромашенко, Марина Барановская, Германо-российский форум призывает Меркель содействовать безвизовому режиму с Россией — Deutsche Welle, 23.04.12
    15. ↑ Сергей Ромашенко, Марина Барановская, Экономические объединения ФРГ призывают отменить визовый режим с Россией — Deutsche Welle, 24.04.12
    16. ↑ Сергей Ромашенко, Сергей Гуща , Европейские промышленные объединения требуют отмены визового режима с Россией — Deutsche Welle, 31.05.12
    17. ↑ Алия Самигуллина, Александр Артемьев, Екатерина Савина. НАТО ближе, визы проще  (рус.), Дипломатия, «Газета.ру» (19 октября 2010). Проверено 20 октября 2010.
    18. ↑ 1 2 Новостная статья на «Лента. Ру»: «Путин предложил Европе экономический альянс от Владивостока до Лиссабона» — 25.11.2010
    19. ↑  (англ.) 20th EU-Russia Summit in Mafra. Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012. Проверено 24 октября 2012.
    20. ↑  (англ.) Press release of the 20th EU-Russia Summit, Mafra 26 October 2007. Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012. Проверено 24 октября 2012.
    21. ↑  (англ.) EU-Russia Summit on 26-27 June 2008 in Khanty Mansiisk to launch negotiations of the new framework agreement. Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012. Проверено 24 октября 2012.
    22. ↑  (англ.) EU-Russia Summit in Nice on 14 November 2008. Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012. Проверено 24 октября 2012.
    23. ↑  (англ.) EU-Russia Summit on 21-22 May 2009 in Khabarovsk. Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012. Проверено 24 октября 2012.
    24. ↑ О предстоящем 18 ноября в Стокгольме саммите Россия-ЕС — пресс-релиз МИД РФ, 16 ноября 2009
    25. ↑  (англ.) Russia-EU summit in Rostov-on-Don. 31 May – 1 June 2010. Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012. Проверено 24 октября 2012.
    26. ↑  (англ.) Russia-EU summit held in Brussels 2010. Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012. Проверено 24 октября 2012.
    27. ↑  (англ.) EU-Russia Summit in Nizhny Novgorod 9-10 June 2011. Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012. Проверено 24 октября 2012.
    28. ↑  (англ.) EU-Russia Summit (Brussels, 15 December 2011). Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012. Проверено 24 октября 2012.
    29. ↑  (англ.) EU-Russia Summit (St Petersburg, 3-4 June 2012). Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012. Проверено 24 октября 2012.

    ВОЙДЕТ ЛИ РОССИЯ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ?

    $68.7448+0.7363 78.4309+0.4592
    -7° -7° -7°
    День27 декабря Вечер27 декабря Ночь28 декабря
    27 декабря в 14:47 На железнодорожном вокзале в Челнах появилась детская игровая площадка

    О наличии специальной бесплатной игровой зоны для детей посетителей вокзала проинформирует пиктограмма Kid Friendly («Рады детям»).

    27 декабря в 14:43 Внешнеторговый оборот РТ за три квартала 2018 года составил более $18 млрд

    Рустам Минниханов в 2018 году совершил 30 рабочих визитов за рубеж, в том числе в страны СНГ, Европу, Азию, Африку и в США. В свою очередь, РТ посетили более 130 зарубежных делегаций.

    27 декабря в 08:45 В Татарстане стартует Зимний чемпионат республики по футболу

    29 декабря, челнинским дерби стартует Зимний чемпионат Республики Татарстан по футболу. Матч состоится в парке Гренада, начало в 10:00.

    27 декабря в 08:37 Минстрой планирует повысить тарифы на воду и тепло

    В минстрое считают, что нововведение от минэнерго увеличит затраты на электроэнергию котельных и водоканалов, и придется либо заложить их в тарифы ЖКХ, либо сокращать ремонт.

    27 декабря в 08:32 Аналитики в 2019 году ожидают роста цены на нефть

    Большинство прогнозов цены на нефть в 2019 году сегодня колеблются в диапазоне $50–60 за баррель. Эти цифры укладываются в заложенную в бюджет РФ цену на нефть.

    27 декабря в 08:31 ХК Челны подвел итоги первого этапа Первенства

    В текущем розыгрыше Первенства ВХЛ челнинцы раньше всех завершили выступление в первом этапе, тем самым получили пару свободных дней перед предстоящими новогодними праздниками.

    27 декабря в 08:17 В Челнах за неделю число безработных уменьшилось на 7 человек

    Наиболее ощутимо сократилось количество зарегистрированных безработных в Чистополе – с 246 до 179, на 67 человек.

    26 декабря в 13:17 В Челнах из-за задымления из ТЦ «Сити Молл» эвакуировали 1200 человек

    Вскоре выяснилось, что на объекте велись кровельные работы, и дым через вентиляцию затянуло в помещение. 

    26 декабря в 11:22 Муниципалитетам Татарстана выделили средства на тревожные кнопки в школах

    «В этом году закрыли позицию по тревожным кнопкам. Средства посчитали и определили. Сейчас все муниципалитеты эти деньги получили», — сказал глава Минобрнауки Татарстана Рафис Бурганов.

    26 декабря в 11:07 В РТ будут судить «черных банкиров» за махинации на 6,5 млрд рублей

    По версии следствия, 12 фигурантов дела проводили незаконные банковский операции, используя реквизиты 20 действующих предприятий и 14 созданных ими фирм-однодневок.

    Новости

    Выпуск №51 от 25 декабря, 2018г. 27 декабря 2018г. 15:45

    Журналист «Вечерки» Зульфия Султанова на прошлой неделе участвовала в семинаре для региональных СМИ, устроенном в Москве в представительстве Европейской Комиссии в России. Тема семинара звучала так: «Взаимодействие Европейского Союза и России»

    ЧТО ТАКОЕ ЕС?

    Сотрудники посольства не скрывали, что главная цель семинара – поближе познакомить региональных журналистов, а через них жителей регионов с тем, что же такое Европейский Союз. Приходится признать, что для многих россиян это довольно расплывчатое понятие. Европейский Союз (ЕС) сегодня – это 27 стран Европы, добровольно объединившихся, передавших часть полномочий общим органам власти и установивших единые правила в области экономики, торговли, социальной политики, охраны окружающей среды и других сферах. Все важнейшие решения в Европейском Союзе принимает Совет ЕС, куда входят министры стран-участников ЕС. Свои законодательные полномочия Совет ЕС делит с Европейским парламентом. Решения их выполняют все страны, в том числе те, представители которых голосовали против. Исполнительный орган Европейского Союза – Европейская Комиссия. При этом ЕС – это не государство и не конфедерация, а уникальная структура, которая не имеет аналогов. Одним из важнейших достижений ЕС является единый внутренний рынок, который обеспечивает свободное перемещение людей, товаров, услуг и капиталов. Граждане ЕС могут свободно жить, работать, учиться, получать социальные пособия в любой стране Союза. (Не правда ли, звучит до боли знакомо: «Союз», но теперь это не про нас, а про европейцев.) В 13 странах ЕС с 2002 года в обращении находится единая европейская валюта – евро. Еще 11 государств планируют войти в зону евро. Великобритания, Дания и Швеция пока намерены сохранить у себя национальные валюты.

    ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

    Главной движущей силой для создания Европейского Союза стало желание европейских стран преодолеть последствия Второй мировой войны, которая привела страны Европы к разрозненности и утере лидирующего положения в мире. Начало объединению Европы положило создание в 1952 году шестью государствами – Бельгией, Германией, Италией, Люксембургом, Нидерландами и Францией – Европейского объединения угля и стали. По словам Ольги Буториной, советника ректора МГИМО, вкратце напомнившей историю создания ЕС, этот договор делал невозможным производство военной техники в одной из стран Европы, таким образом европейские государства отказывались от военного пути развития. Пять лет спустя в Риме представителями этих стран был подписан договор о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), создавший общее экономическое поле для дальнейшей интеграции. Была сформирована общеевропейская сельскохозяйственная политика, позволившая Европе добиться самообеспеченности зерном. Следующим шагом стал таможенный союз, вводивший свободное движение товаров. В 1973 году в ЕЭС вступили Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 году присоединилась Греция, в 1986 – Испания и Португалия. В 1991 году Маастрихтским договором было провозглашено создание Европейского Союза. В 1995 году к ЕС присоединились Австрия, Финляндия и Швеция. Самое масштабное пополнение в ЕС произошло в 2004 году, когда в его состав вошли сразу десять стран Центральной и Восточной Европы. В 2007 году число стран-участников Европейского Союза достигло 27. Главной опорой ЕС по-прежнему является экономическая интеграция. Но со времени создания Европейского Союза его деятельность вышла за рамки чисто экономических вопросов. Страны ЕС по многим вопросам проводят общую европейскую политику, тесно сотрудничают в области внутренних дел и юстиции.

    ОТНОШЕНИЯ ЕС И РОССИИ

    В 1997 году Россия и Европейский Союз заключили договор о партнерстве, в основном касающийся торговли и экономического сотрудничества. Как пример того, насколько тесны эти экономические связи, глава политического отдела Представительства Европейской комиссии в России Танели Лахти привел такой факт: торговый оборот ЕС и России в 20 раз превышает оборот между Россией и США. Правда, в этих отношениях есть определенный дисбаланс: из Европы в Россию идут промышленные и сельхозтовары, а из России в Европу – сырье, в частности, энергетические ресурсы, на долю которых приходится 65 процентов экспорта. Несмотря на такие тесные экономические связи, политики с обеих сторон в последнее время заговорили о кризисе во взаимоотношениях. Посол Европейской Комиссии в России Марко Франко на семинаре в Москве говорил об этих проблемах дипломатично уклончиво: «Существуют расхождения между политическими и экономическими взглядами ЕС и России». Вдаваться в подробности не стал. Начальник отдела департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Дмитрий Полянский был более откровенен: – Проблема в том, что Евросоюз до сих пор не может окончательно определить свою политику в отношении к России. Евросоюз с трудом мирится с ситуацией, что в ближайшем окружении существует страна, не ставящая задачу вступления в Союз. Все другие государства, с которыми соседствует ЕС, либо хотят стать членами ЕС, либо готовы к тесной координации с ним своей внешней и экономической политики, но мы не такие. У нас совершенно другие задачи. Россия, как евроазиатская страна, имеет приоритеты как на Западе, так и на Востоке. Став членом Евросоюза и выполняя все требования, которые накладывает членство в ЕС, мы будем лишены экономической самостоятельности в отношениях, например с Китаем. У нас, как у самостоятельной в политическом плане страны, неизбежно возникнут конфликты интересов со многими членами Евросоюза. Это не в интересах ни России, ни ЕС. Кроме того, вступление в ЕС может породить множество внутренних проблем. России придется поставить крест на ядерной энергетике, поскольку в Европе атомные станции запрещены. Мы не сможем эксплуатировать многие самолеты из-за несоответствия по шуму. Есть вообще абсурдные вещи: нам придется переделывать всю железнодорожную колею из-за ее несоответствия европейской... ЕС, судя по всему, тоже не жаждет принять Россию в члены Евросоюза – наша страна слишком гигантская для масштабов Европы. Мнение Европейской Комиссии выразил глава отдела прессы и информации представительства Еврокомиссии в России Денис Даниилидис: – Я могу дать стандартный ответ на вопрос, хочет ли ЕС видеть среди своих членов Россию. Во-первых, заявки от России на вступление в Евросоюз нет. Поэтому это гипотетический вопрос. Для оценки заявок существуют определенные условия: во-первых, это должна быть европейская страна, во-вторых, эта страна должна быть демократической, в-третьих, уровень ее экономического развития должен позволять вступить в ЕС, наконец, ее вступление в ЕС не должно создавать слишком много проблем для ЕС. Последний пункт важен по отношению к России. Полное вступление России в Евросоюз исключено. Существует другой вариант – тот, что мы имеем во взаимоотношении ЕС с Швейцарией и Норвегией. Они не являются членами ЕС и не принимают участия в принятии решений, но все экономические решения ЕС автоматически выполняют. Для России этот вариант невозможен, Россия – большая страна, и она не захочет выполнять решения, принятые без ее участия. Есть третий вариант – политика соседства, которую мы предлагаем странам Северной Африки, Украине, Молдавии, Грузии, Ближнего Востока. Россия отказывается от этого варианта взаимоотношений. Основная проблема – это то, что мы не нашли подход, как будут развиваться наши отношения через 10, 20, 30 лет. Мы ищем варианты. Д. Полянский довольно ясно дал понять журналистам, чего Россия ждет от Евросоюза: – Политика соседства для нас исключена, хотя бы потому, что она подразумевает наравноправные визовые взаимоотношения. Как пример он привел Украину. Евросоюз предположил выдачу многократных виз украинцам, в то время как для жителей ЕС в эту страну предлагается установить безвизовый режим. По мнению Д. Полянского, Россия ждет другого варианта взаимоотношений: – Максимально тесное сближение без вступления в структуры ЕС. Нам нужно перейти на новый уровень отношений – возможно, создать совместную структуру для принятия решений, в которой у России был бы голос наравне с Евросоюзом. Мы не можем мириться с ситуацией неравноправия, объясняемой тем, что в Евросоюзе 27 членов, а Россия в единственном числе. Но альтернативы нет, на каком-то этапе мы к этому придем. Любопытно, что такое самоуверенное заявление представители ЕС отвергать не стали. Танели Лахти позже заметил: – Мы, скорее, создадим организацию для принятия совместных решений с Россией, чем с США. Интересно было послушать мнение дипломатов с обеих сторон и по поводу возможности отмены визового режима между ЕС и Россией. – Мы к этой цели идем, – считает Д. Полянский. – Как только россияне смогут иметь возможность спокойно купить билет на выходные в Париж и не стоять при этом в очереди за визой, я думаю, для них в значительной степени потеряет актуальность вопрос, будет Россия членом Евросоюза или нет. Представители ЕС в дискуссиях, по словам Полянского, приводят три основных аргумента, почему безвизовый режим сейчас невозможен: первое – массовая эмиграция из России, второе – приток организованной преступности в Европу, третье – недостаточная обустроенность наших южных границ. Д. Даниилидис отвергать идею безвизового режима не стал: – Безвизовый режим возможен. Европейский Союз имеет безвизовый режим с Австралией и Канадой, хотя у нас нет такого взаимодействия с этими странами, как с Россией.

    В общем, все дело времени. Какого именно, сегодня, наверное, сказать никто не может.

    Оцените материал:

    • Понравился: 0
    • Не понравился: 0


    Смотрите также