Россия в евросоюзе или нет
Россия и Европейский союз - это... Что такое Россия и Европейский союз?
Ныне действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза и России подписано в 1994.
История
25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997). Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998.
В 1999—2001 гг. Европарламент принял серию критических резолюций по положению в Чечне[1].
Сферы сотрудничества
Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):
- экономического;
- внутренней безопасности и правосудия;
- внешней безопасности;
- науки и образования.
Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.
В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.
Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.
По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.
В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.
Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.
Безвизовый режим
27 августа 2002 г. президент России Владимир Путин направил в адрес председателя Европейской Комиссии и глав государств-членов ЕС послание по проблематике жизнеобеспечения Калининградской области в свете расширения ЕС, в котором было предложено рассмотреть вопрос о переходе в перспективе на безвизовый режим взаимных поездок. Это послание явилось официальным началом переговоров по вопросу безвизовых поездок граждан России и стран Европейского Союза. На удивление, ЕС не отверг возможность установления безвизового режима с Россией, а, напротив, на заседании Совета ЕС в Брюсселе 30 сентября 2002 г. было принято решение рассмотреть отдельно в качестве долгосрочной перспективы вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений.[2].
17 июля 2003 года глава Европейской комиссии Романо Проди заявил, что в течение ближайших пяти лет может быть ликвидирована нынешняя система виз для въезда граждан России в страны Евросоюза[3].
19 июня 2006 года постоянный представитель РФ при Евросоюзе Владимир Чижов заявил, что рано или поздно, может быть, к 2008 году, РФ и ЕС выйдут на безвизовый режим[4].
7 июля 2008 года глава международного комитета Госдумы Константин Косачев заявил, что Россия и ЕС готовы, через два-три года перейти к полной отмене визового режима[5].
2010 год
12 января 2010 года глава МИД председательствующей в ЕС Испании Мигель Анхель Моратинос заявил, что в течение срока председательства Испании в ЕС (то есть до 30.06.10) должна быть создана «дорожная карта», предусматривающей либерализацию и последующую отмену визового режима между Россией и ЕС[6].
24 февраля 2010 года верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон на пресс-конференции в Москве заявила, что Евросоюзу и России предстоит еще многое сделать для достижения безвизового режима. По мнению Deutsche Welle, Кэтрин Эштон полагает, что Евросоюзу и России еще далеко до введения безвизового режима[7].
12 мая 2010 года «Ведомости» со ссылкой на «близкое к структурам ЕС издание EUobserver» сообщили о том, что ЕС разработал «дорожную карту» для отмены визового режима с Россией и может представить ее уже на саммите в Ростове-на-Дону 31 мая — 1 июня. ЕС предъявляет России три требования: введение биометрических паспортов, принятие законов о защите данных и улучшение безопасности границ. «Но и в случае их выполнения отмена виз не гарантирована», — пишет издание[8].
31 мая 2010 года Газета.ру сообщила, что, по словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, российская сторона намерена сделать вопрос о безвизовом режиме ключевым на саммите в Ростове-на-Дону[9].
1 июня 2010 года российская делегация на саммите в Ростове-на-Дону передала представителям Евросоюза проект соглашения об отмене виз: по нему поездки к друзьям и родственникам и недолгие туры в Европу могут стать безвизовыми. Документ, рассказали в ЕС, аналогичен тому, что Россия подписала с Израилем. В Евросоюзе документ взяли, но сказали, что говорить о соглашении ещё слишком рано[10].
21 июля 2010 года во время встречи Дмитрия Медведева с президентом Финляндии Тарьей Халонен были обсуждены некоторые вопросы, в частности, был затронут вопрос о введении безвизового режима. Халонен заявила, что безвизовый режим необходим и он будет введен в будущем. Сейчас же, ввести безвизовый режим затруднително, необходимо веское слово Еврокомиссии. В любом случае, Финляндия будет поддерживать Россию в скорейшем решении этого вопроса.
23 июля 2010 года премьер-министр Италии Сильвио Берлускони во время визита президента РФ Дмитрия Медведева в Италию обозначил трудности с отменой визового режима: «Есть сопротивление со стороны стран Восточной Европы. Может быть, это связано с советским периодом». После этого итальянский премьер отметил, что «взял обязательство» продолжить обсуждение этого вопроса в Евросоюзе. Он также сообщил, что уже предложил председателю Европейской комиссии Жозе Мануэлу Баррозу поставить вопрос об отмене виз с Россией в повестку ближайшего заседания Совета Европы в Брюсселе[11].
13 сентября 2010 года Сергей Лавров резко заявил, что ЕС безо всяких на то оснований затягивает с переходом на безвизовый режим. Эту ситуацию Лавров назвал «неприличной для уровня наших отношений»[12].
25 сентября 2010 года Лавров сообщил, что Дмитрий Медведев передал главе Еврокомиссии Баррозу и председателю Европейского совета ван Ромпею проект соглашения об отмене визовых требований и ожидает конкретного ответа до декабрьского саммита Россия-ЕС[13].
2012 год
23 апреля 2012 года Германо-российский форум призвал канцлера ФРГ Ангелу Меркель содействовать введению безвизового режима между странами ЕС и Россией. Он считает, что такой режим следует ввести уже в 2013 году. «Доля отказов, составляющая менее одного процента, уже не оправдывает расходы по обеспечению визового режима, который к тому же ежегодно обходится немецкой экономике в 300 млн евро», — указывается в документе[14].
На следующий день с требованием скорейшей отмены визового режима с Россией и просьбой об оказании активного содействия обратились к правительству ФРГ и бундестагу шесть крупных немецких объединений, представляющих интересы экспортеров и промышленности. Они указали, что визы тормозят деловые контакты и приводят к ненужным расходам[15].
В конце мая с призывом к отмене визовых барьеров с Россией высказались шесть европейских промышленных объединений, представляющих более миллиона предприятий по всей Европе. Восточный комитет немецкой экономики призвал к созданию единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока[16].
Единое экономическое пространство
На российско-германско-французском саммите в Довиле 19 октября 2010 года лидеры Германии, России и Франции согласовали план действий, по которому, согласно Николя Саркози, через 10—15 лет Россия и Евросоюз могут представлять собой единое экономическое пространство — без виз и с общей системой безопасности.[17]
25 ноября 2010 года в статье для немецкой газеты Süddeutsche Zeitung премьер-министр России Владимир Путин предложил ЕС создать экономический альянс, который мог бы расположиться на территории от Владивостока до Лиссабона[18]. В частности одной из причин активизации развития партнерства между Россией и Европейским союзом, итогом которого должно стать создание экономического альянса, является экономическое освоение Сибирских и Дальневосточных территорий России:
«По словам Путина, кризис показал, что экономики ЕС и России являются уязвимыми. Россия, пишет премьер, все еще сильно зависит от сырьевого рынка. Среди минусов Европы Путин назвал деиндустриализацию экономики, которая приводит к потере позиций ЕС на рынке, в том числе и на рынке высокотехнологичных товаров.
Чтобы изменить ситуацию, считает премьер, необходимо четко использовать плюсы обеих экономических систем — России и ЕС. Россия может предложить Европе ресурсы, инвестиционный капитал, новые технологии»[18]…
Проблемы
В то же время, по состоянию на 2004, переговоры по наполнению четырёх пространств практическим содержанием продвигаются медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства.
Что касается вопросов внутренней и внешней безопасности, то расширение ЕС, осуществлённое в 2004 году, вызвало к жизни новые проблемы, при этом отношения с Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений с так называемыми государствами «непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия и т. п.
С присоединением 10 новых стран негативное отношение к России в штаб-квартире ЕС усиливается. Показательной стала проведённая 10 октября 2004 встреча глав МИД 11 стран — членов ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия), на которой было выдвинуто требование поднять роль «малых стран» во внешней политике ЕС, а более конкретно — ужесточить политику ЕС в отношении России.
Новым объектом критики с сентября 2004 стали предложения президента России Владимира Путина по государственному переустройству России.
Претензии России к ЕС касаются:
- предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;
- неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;
- ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии;
- попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве;
Претензии ЕС к России касаются:
- нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;
- сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия);
- заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами;
- взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.
Отсутствие прогресса в отношениях между Россией и ЕС привело, в частности, к переносу саммита Россия — ЕС, планировавшегося на 11 ноября 2004 года. Саммит всё же состоялся 25 ноября 2004, но был практически полностью посвящён обсуждению итогов президентских выборов на Украине и не принёс никакого прогресса в отношениях между ЕС и Россией.
Саммиты Россия — ЕС
Саммиты Россия — ЕС проходят дважды в год: в первой половине года в России, во второй половине года — в стране, которая председательствует в ЕС.
См. также
Примечания
- ↑ Резолюции Европарламента от 07.10.1999., 18.11.1999, 20.01.2000., 17.02.2000., 16.03.2000., 13.04.2000., 15.02.2001
- ↑ Интернет-журнал «Вся Европа.ru» — 15-2007 Правовые основы сотрудничества России и ЕС в области обеспечения свободы передвижения
- ↑ Визы для россиян в страны Евросоюза могут быть отменены к 2008 году — NEWSru.com, 17 июля 2003
- ↑ Постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов «На безвизовый режим с Европой можем выйти к 2008 году» — «Новые Известия», 19 июня 2006
- ↑ РФ и ЕС готовы к отмене визового режима через два-три года — Косачев — РИА НОВОСТИ, 07/07/2008
- ↑ Испания намерена открыть России дверь в Европу — Deutsche Welle, 12.01.2010
- ↑ Кэтрин Эштон: России и ЕС еще далеко до отмены виз — Deutsche Welle, 24.02.2010
- ↑ ВЕДОМОСТИ — Карта для визы
- ↑ Переговоры без виз — Газета.ру, 31.05.10
- ↑ Москва сдала визы в Европу — Газета.ру, 01.06.2010
- ↑ Разговор шел на «ты» и на визы — Газета «Коммерсантъ» № 133 (4433), 24.07.2010
- ↑ Лавров ругает Европу: она не переходит на безвизовый режим с Россией, что уже неприлично — NEWSru.com, 13 сентября 2010
- ↑ МИД РФ передал в ЕС все, что нужно для отмены виз. Ответ ждут к декабрю — NEWSru.com, 25 сентября 2010
- ↑ Сергей Ромашенко, Марина Барановская, Германо-российский форум призывает Меркель содействовать безвизовому режиму с Россией — Deutsche Welle, 23.04.12
- ↑ Сергей Ромашенко, Марина Барановская, Экономические объединения ФРГ призывают отменить визовый режим с Россией — Deutsche Welle, 24.04.12
- ↑ Сергей Ромашенко, Сергей Гуща , Европейские промышленные объединения требуют отмены визового режима с Россией — Deutsche Welle, 31.05.12
- ↑ Алия Самигуллина, Александр Артемьев, Екатерина Савина. НАТО ближе, визы проще (рус.), Дипломатия, «Газета.ру» (19 октября 2010). Проверено 20 октября 2010.
- ↑ 1 2 Новостная статья на «Лента. Ру»: «Путин предложил Европе экономический альянс от Владивостока до Лиссабона» — 25.11.2010
- ↑ (англ.) 20th EU-Russia Summit in Mafra. Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012. Проверено 24 октября 2012.
- ↑ (англ.) Press release of the 20th EU-Russia Summit, Mafra 26 October 2007. Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012. Проверено 24 октября 2012.
- ↑ (англ.) EU-Russia Summit on 26-27 June 2008 in Khanty Mansiisk to launch negotiations of the new framework agreement. Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012. Проверено 24 октября 2012.
- ↑ (англ.) EU-Russia Summit in Nice on 14 November 2008. Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012. Проверено 24 октября 2012.
- ↑ (англ.) EU-Russia Summit on 21-22 May 2009 in Khabarovsk. Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012. Проверено 24 октября 2012.
- ↑ О предстоящем 18 ноября в Стокгольме саммите Россия-ЕС — пресс-релиз МИД РФ, 16 ноября 2009
- ↑ (англ.) Russia-EU summit in Rostov-on-Don. 31 May – 1 June 2010. Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012. Проверено 24 октября 2012.
- ↑ (англ.) Russia-EU summit held in Brussels 2010. Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012. Проверено 24 октября 2012.
- ↑ (англ.) EU-Russia Summit in Nizhny Novgorod 9-10 June 2011. Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012. Проверено 24 октября 2012.
- ↑ (англ.) EU-Russia Summit (Brussels, 15 December 2011). Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012. Проверено 24 октября 2012.
- ↑ (англ.) EU-Russia Summit (St Petersburg, 3-4 June 2012). Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012. Проверено 24 октября 2012.
Страны и члены Евросоюза (обзор). Россия - член Евросоюза
Союз европейских государств построен на безвизовом режиме, обладает единым экономическим пространством и валютой. Обладая суверенитетом, все страны живут в соответствии с выработанными общими правилами, которые касаются всех пластов жизни, будь то международная политика, образование, медицина или обслуживание социального уровня.
История возникновения организации
Впервые идея об интеграции европейских государств была озвучена на конференции в Париже, которая состоялась в 1867 году. Однако она не была воплощена в жизнь. Разногласия между участниками были настолько значимыми, что до вступления в Евросоюз им пришлось пережить две войны мирового масштаба.
Тенденция к объединению проявилась вскоре после окончания Второй мировой, когда ведущие страны пришли к единому мнению, что регенерация и развитие экономик реальны лишь при тесном совместном сотрудничестве. Представление о пятидесятилетнем пути стран Европы к объединению наиболее прослеживается в последовательности всех событий.
Изначально объединение в союз подразумевало интеграцию угледобывающей и сталелитейной отраслей двух крупных стран - Англии и Франции. Об этом еще в 1950 году упоминал министр иностранных дел последней. В те времена никто и не предполагал о столь значительном расширении организации.
Евросоюз был создан в 1957 году. В него вошли страны с развитой экономикой. В организацию включили Нидерландское королевство, ФРГ, Францию, Италию, Великое герцогство Люксембург и Бельгию. С марта 1957-го к союзу примкнули такие государства как Финляндия, Австрия и Швеция.
Весной 2003 года на саммите ЕС в Греции подписали договор о принятии в ряды еще 10 стран. В результате в 2007 году интегрировалась Словения, годом позже - Кипр и Мальта. В 2009 году присоединилась Словакия, а в 2001-м - Эстония. С начала 2014 года как 18 член Евросоюза была озвучена Латвия. Также примкнули Чехия, Польша, Литва, Венгрия.
Некоторые страны-члены Евросоюза ввели в состав и территории, находящиеся в политическом подчинении. Например, вместе с Францией вошли Реюньон, Сен Мартен, Мартиника, Гваделупа, Майотта и Французская Гвиана. Испания привлекла Канарские острова и провинции Мелилья и Сеута. Параллельно с Португалией вступили Мадейра и Азорские острова. Несмотря на столь значительное расширение, в 1985 году из ЕС вышла Гренландия.
Так сколько членов Евросоюза всего? Последней страной, которая примкнула к сотрудничеству в рамках ЕС, стала Хорватия. Это произошло в 2013 году. Она стала 28-й участницей. На сегодняшний момент союз не увеличивается и не уменьшается.
Критерии вступления в ассоциацию
Не все государства соответствуют требованиям ЕС. Содержание основных правил изложено в специальном документе. К 1993 году был аккумулирован опыт сосуществования государств и на этой основе вынесены общие критерии, учитываемые при вопросе вступления в ассоциацию новой страны.
Нормы были приняты в Копенгагене и получили соответствующе название - копенгагенские. Стержнем правил являются демократические ценности. Основное внимание уделено свободе и уважительному отношению к правам каждого гражданина. Большая роль отведена тому, что потенциальные члены Евросоюза имеют право на конкуренцию своих экономик. Общие принципы построения государства должны опираться на цели стандарты Союза.
Как принимаются решения?
Перед тем как сделать какой-то важный шаг в области политики, все члены Евросоюза обязаны вынести вопрос на всеобщее рассмотрение.
Он будет одобрен в соответствии с копенгагенскими критерями. Окончательное решение может значительно отразиться на общественной жизни страны.
Каждое государство Европы, имеющее желание пополнить список стран, проверяется на предмет соответствия с особой скрупулезностью. В результате выносится вердикт о готовности или же неготовности принятия новой страны в союз. В случае отказа государству указывается на его несостоятельность в той или иной сфере. Недостатки следует подвести к норме. После этого страна подвергается регулярному контролю того, насколько планомерно проводятся нужные реформы. Опираясь на полученные данные, делается заключение о готовности к интеграции.
Наличие единой валюты
Государства-члены Евросоюза помимо общеполитического вектора и безвизового пространства пользуются единой денежной единицей - евро. Банкноты были введены с 2002 года в таких странах как Бельгия, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Австрия и Финляндия.
К 2016 году евро на своей территории приняли 19 стран из 28. Другие члены Евросоюза осуществляют подготовку перехода на эту валюту. Исключение составляют Англия и Дания. Эти страны обладают специальным отказом. Швеция также высказала несогласие пользоваться евро, но, возможно, в скором будущем изменит свое решение.
Кандидаты на присоединение
Большинство стран Европы стремится к полноправному членству в ЕС. На 2016 год ассоциированные кандидаты — Сербия, Турция, Черногория, Македония и Албания. В потенциальных претендентах числится Босния и Герцеговина.
В разные годы договор о присоединении был подписан некоторыми другими странами. В их число вошли и государства, расположенные вне Европы, что говорит о том, что ЕС выходит за рамки евразийского континента. Претендентами на вступление являются и страны с развивающейся экономикой.
Также присоединиться изъявили желание Украина и Молдова. Это произошло в 2014 году. Как отразится на Европе интеграция стран с развивающейся экономикой, пока судить трудно.
Что предполагает соглашение о вступлении?
Соглашение о вступлении подразумевает обязательную реализацию в ассоциативных государствах крупных реформ, усовершенствование законодательной базы в соответствии с европейскими стандартами.
В обмен на это страны могут получить беспошлинное присутствие на рынке Европы, помощь финансового и технического характера.
На сегодняшний день ассоциированные члены Евросоюза — 17 стран. Среди них не все находятся в Европе. В ряду претендентов значится даже Палестина.
За все время существования ЕС ассоциативных соглашений было подписана много, просто многие страны Европы вышли из рамок ассоциации и стали полноправными участниками ЕС (Польша, Румыния, Болгария).
Через 20 лет в ряды ЕС может вступить и РФ
Россия — член Евросоюза... Реально ли это?
Мнение по этому вопросу высказал президент Чехии Милош Земан. По его словам, экономика России и Европы дополняют друг друга. Первой нужны усовершенствованные технологии, а вторая нуждается в энергоресурсах. При этом чешский руководитель выразил уверенность в том, что в нашей стране соблюдаются свобода слова, прозрачность выборов, нет притеснения оппозиционных партий и имеется самоуправление в регионах.
Великобритания — член Евросоюза, но после одержанной победы на выборах 2015 года Джоном Кэмероном была предложена идея о выходе Англии из организации. ЕС претерпевал кризис. Предложение это осуществлено не было, и распад организации предотвратили.
На саммите в Брюсселе, состоявшемся в 2016 году, подписали соглашение о присвоении Великобритании особого статуса.
Члены Евросоюза сделали этому государству значительные поблажки:
- На протяжении 7 лет - с 2017 года по 2023-й - правительство Британии не будет платить социальных пособий, причем сначала в полном объеме, а затем частично трудовым мигрантам из других стран Европы.
- Англия и остальные страны ЕС получают право проводить индексацию пособий на детей мигрантов, остающихся у них в стране. За основу выплат будут брать не уровень жизни в Королевстве, а социальные условия той страны, где живет ребенок. Это положение действительно до 1 января 2020 года.
- От жителей Британии более не будут требовать политического объединения.
- Англия получила право защищать свой коммерческий сегмент Сити. Британские фирмы не будут подвержены дискриминации из-за того, что не входят в еврозону.
- Вопросы национальной безопасности Королевства останутся в правительственной компетенции.
- Войска Англии не войдут в состав общеевропейской армии в случае создания таковой.
По словам канцлера Германии Ангелы Меркель, новшества в выплате пособий для детей выгодны и для ее страны. Она единодушна с Кэмероном об урезании социальных выплат.
Не рано ли торжествовать?
Окрыленный своей победой, премьер-министр Великобритании начнет агитировать граждан Англии о невыходе из ЕС. Однако говорить с уверенностью о том, что это предложение победит на выборах, довольно сложно.
Кэмерон уверен в тотальной победе, но есть и те, кто сомневается в ней.
Некоторые скептики соглашением остались недовольны. Они считают его незначимым. Оппозиция утверждает, что в манифесте консерваторов премьер-министр обещал больше привилегий.
Противников ЕС хватает и в самом английском правительстве. К примеру, таковым является министр юстиции Майкл Гоув. Он не скрывает отрицательного настроя по отношению к ЕС и будет агитировать граждан Англии голосовать против интеграции.
Даже в самой партии Консерваторов, представителем которой является Кэмерон, единодушия по этому вопросу нет. Поэтому борьба за то, чтобы Великобритания вышла из рядов ЕС, будет продолжаться.
Англичанам предложат референдум. Изначально предполагалось, что он будет проведен в 2017 году. Но все чаще звучит другая дата — 23 июня 2016 года, хотя официально эта информация ничем не подкреплена.
Особенности экономической жизни ЕС
Экономика ЕС — сумма экономик всех составляющих его стран. Наряду с этим каждое государство на международном рынке является отдельным игроком.
Евросоюз защищает интересы каждого члена и выступает в роли регулятора всех спорных вопросов. Каждая страна обязана вносить свою часть ВВП и общий взнос. Члены Евросоюза, которые вносят львиную долю дохода, — Франция, Италия, Германия, Англия и Испания.
Конкретная сумма поступлений от каждого государства подсчитывается специальным органом. Если брать в учет все природные ресурсы членов ЕС, то можно вывести коэффициент объема богатств, которыми обладает организация на 2016 год. Основными природными ископаемыми являются нефть, уголь и газ. Общий показатель запаса черного золота по уровню добычи ставит ЕС на 13 место в мире.
Другой мощный рычаг дохода — туристический бизнес. Население Европейского союза активно перемещается, что облегчает открытость границ. Этот фактор, а также общность валюты способствуют оживленным отношениям в сфере торговли и туризма между государствами.
Таким образом, ЕС, который изначально задумывался как торговая ассоциация нескольких стран, вырос к 2016 году практически в самостоятельную единицу, включающую 28 участников. В сумме население объединения составляет 500 млн человек.
Аккумулирование экономик определяет высокоэффективное перераспределение средств и ресурсов и помогает поддерживать государства, которые обладают более слабой экономикой.
Заключение
Серьезнейшей характеристикой современного этапа развития ЕС является симбиоз факторов, которые влияют на стремление государств к интеграции. Новые члены Евросоюза считают приоритетной материальную сторону. Многие из них предусматривают и военное сотрудничество в НАТО.
У большинства старых членов на передний план выходят вопросы политического и международного характера. Такая разница в целях неизбежно потребовала разработки новых критериев и основательного реформирования самой структуры союза.
12. Россия и Европейский союз.
Ныне действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза и России подписано в 1994.
История
25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997). Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998.
В 1999—2001 гг. Европарламент принял серию критических резолюций по положению в Чечне.
Сферы сотрудничества
Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):
- экономического;
- внутренней безопасности и правосудия;
- внешней безопасности;
- науки и образования.
Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.
В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.
Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.
Безвизовый режим
27 августа 2002 г. президент России Владимир Путин направил в адрес председателя Европейской Комиссии и глав государств-членов ЕС послание по проблематике жизнеобеспечения Калининградской области в свете расширения ЕС, в котором было предложено рассмотреть вопрос о переходе в перспективе на безвизовый режим взаимных поездок. Это послание явилось официальным началом переговоров по вопросу безвизовых поездок граждан России и стран Европейского Союза. На удивление, ЕС не отверг возможность установления безвизового режима с Россией, а, напротив, на заседании Совета ЕС в Брюсселе 30 сентября 2002 г. было принято решение рассмотреть отдельно в качестве долгосрочной перспективы вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений.
17 июля 2003 года глава Европейской комиссии Романо Проди заявил, что в течение ближайших пяти лет может быть ликвидирована нынешняя система виз для въезда граждан России в страны Евросоюза.
19 июня 2006 года постоянный представитель РФ при Евросоюзе Владимир Чижов заявил, что рано или поздно, может быть, к 2008 году, РФ и ЕС выйдут на безвизовый режим.
7 июля 2008 года глава международного комитета Госдумы Константин Косачев заявил, что Россия и ЕС готовы, через два-три года перейти к полной отмене визового режима.
13. Европейский совет.
Европейский совет — высший политический орган Европейского союза, состоящий из глав государств и правительств стран-членов ЕС. Членами Европейского совета являются также его Председатель, избираемый на 2,5 года, и председатель Еврокомиссии.
Функции
Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.
Вырабатываемые и принимаемые им решения имеют характер политической директивы, но и обретают юридически обязательную силу. Институты, органы и организации, а равно государства-члены, которым его решения адресованы, юридически обязаны их исполнить и обеспечить проведение в жизнь.
Европейский совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы. После ратификации странами-членами Лиссабонского договора 2009 года Европейский совет приобрел статус института Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно значимость и высокую легитимность.
Вступление России в Евросоюз
В предыдущей статье мы говорили об экономической шоковой терапии, которая проводилась в России в 90-е годы и из-за которой в итоге не произошло ожидаемого сближения России и Запада. Вместо этого появился Путин, и возможно началась новая холодная война.
Как уже было отмечено ранее, шоковая терапия не всегда имеет негативные последствия, но России она нанесла слишком большую травму. Поэтому после выхода из кризиса 90-х, когда в стране даже случился дефолт в 1998 году, Россию нельзя было рассматривать как идеального кандидата для европейской интеграции — в особенности из-за того, что доктрина шоковой терапии была связана с Западом.
И все же от идеи о присоединении России к остальной Европе, то есть о вхождении в Европейский Союз, никогда окончательно не отказывались, как не отказываются даже сейчас, когда отношения находятся на самом низком уровне и несколько европейских стран активно готовятся к возможному военному столкновению с Россией.
Не так давно, в 2010 году на конференции в Германии Владимир Путин, который тогда был премьер-министром, заявил о своей уверенности в том, что когда-нибудь Россия войдет в Европейский Союз.
«Да, нам известно, что сейчас (есть) проблемы в Португалии, Греции, Ирландии, евро немного шатается, но в целом это устойчивая, хорошая мировая валюта. Она, конечно, должна занять свою должную позицию как резервная мировая валюта», — сказал Путин, комментируя текущий кризис европейской валюты. Журналисты спросили его, видит ли он будущее России в еврозоне, и Путин ответил: «Можно ли предположить, что когда-нибудь Россия будет входить в единую с остальной Европой валютную зону? Да, конечно».
Сказано это было тогда, когда многие прогнозировали, что евро, возможно, не дотянет и до конца года. Так что, похоже, Путин был прав, когда говорил, что евро сумеет выйти из кризиса. Но что можно сказать о его втором заявлении по поводу того, что когда-нибудь Россия станет частью еврозоны?
На той же конференции в Берлине в 2010 году глава немецкого центробанка Йозеф Акерман подтвердил, что согласен с Путиным и что тоже ожидает вхождения России в еврозону.
Путин уже тогда понимал, что если Россия и войдет в единую валютную зону или, возможно, даже в ЕС, то от нее потребуют уступок, в особенности в энергетическом секторе. Европа уже усиливала давление и требовала большей прозрачности, когда речь шла о деятельности «Газпрома», российского энергетического гиганта. В Берлине Путин ответил на это давление так: «Мы слышим от наших партнеров из Северной Америки и Европы почти одно и то же в разных вариантах: хотите быть членами общей цивилизованной семьи, ведите себя цивилизованно. А это что такое? Что, подзабыли наши коллеги какие-то элементарные основополагающие принципы?»
На самом деле эти несколько предложений, произнесенных уже семь лет назад, полностью раскрывают отношения между Россией и Европой. Россия не против перспективы вступления в Европейский Союз и даже в еврозону, но при этом она хочет сохранить свои национальные интересы, в особенности те, которые имеют ключевое значение для российской экономики. И прежде всего это касается энергетики.
Сегодня из-за всего произошедшего подобный сценарий кажется менее вероятным, чем в 2010 году, но стоит подчеркнуть, что не Путин в этом виноват. Более того, в первые годып правления Путина — то есть в начале XXI века — он положительно относился к возможному вступлению России не только в Европейский Союз, но и в НАТО, то есть к участию в так называемой евроатлантической интеграции.
Конечно, в то время членство в ЕС и НАТО почти всем странам Европы казалось идеально выгодной комбинацией.
Да, мы обсуждаем гипотетическую ситуацию. Но отношения, как мы видим, постоянно меняются. Например, два года назад Россия и Турция находились чуть ли не на грани войны, а сегодня они опять строят большие совместные планы.
Если бы Европа и Россия отказались от идеи извлечь из потенциального сближения только сиюминутную выгоду (а этого хочет и Евросоюз, и Россия), то со стратегической точки зрения Россия и ЕС, объединившись, создали бы сверхдержаву. Возможно, она была бы единственной силой в мире, способной реально конкурировать с США. И именно поэтому США так упорно добиваются разлада между Европой и Россией, стараясь любой ценой предотвратить их объединение.
Если исходить из того, что речь идет об одной из самых серьезных угроз американскому глобальному доминированию, то можно сказать, что, раздув украинский кризис, американцам виртуозно удалось заставить Европу на многие и многие годы отказаться от планов по объединению с Россией.
Вспомним, что говорил Путин в 2010 году в Берлине — и это в период, когда в еврозоне бушевал кризис, и представим, насколько развились бы отношения Европы и России за прошедшее время, если бы не было Ливии, Украины, Сирии… США явно предумышленно провоцируют кризисы и знают их конечную цель.
До начала украинского кризиса экономические отношения между Россией и ЕС были самыми лучшими за всю историю. Объединение принесло бы большую выгоду обеим сторонам. Напомню, что Европейский Союз был создан, в том числе, и для того, чтобы войны в Европе стали просто бессмысленны, ведь они обходились бы слишком дорого. Например, прежде Германия и Франция почти беспрерывно воевали, а теперь, когда существует ЕС и обе страны являются его членами, идея о войне кажется абсурдной и бессмысленной.
А вот войну с Россией, в особенности когда США к ней так «подталкивают», представить себе не так уж сложно. Другими словами, континент жил бы в мире, если бы Россия участвовала в существующих интеграционных процессах.
Но теперь этому не бывать. Или нет? Вообще, есть одно обстоятельство, которое в скором времени может снова сблизить ЕС и Россию и даже снова поднять вопрос о ее вступлении в союз. Речь идет о Брексите.
ЕС потерял Великобританию, что его, разумеется, ослабило. Вступление России придало бы Евросоюзу новых сил. И если Германия и впредь будет играть главенствующую роль, этот сценарий может оказаться вполне реальным. Почему? Вспомним, какую принципиальную позицию Германия заняла в вопросе квот, насколько упорно она ищет решение. Весь Берлин во главе с канцлером Меркель может сколько угодно рассказывать о правах человека и милосердии, но любой, кто знаком с реальной ситуацией, знает, что Германия пустила к себе более миллиона мигрантов с Ближнего Востока (и не только) не из сострадания к несчастным. Ворота Германии открылись перед ними из-за того, что за счет мигрантов власти хотят компенсировать дефицит, который ощутим на рынке труда из-за огромных демографических проблем в стране.
Следуя той же логике, Германия вскоре может прийти к мысли, что Европейскому Союзу, если он хочет конкурировать с США, необходима Россия. Сейчас отношения все же не самые плохие. Зуб на Россию точат прежде всего ее соседи, которые видят в ней гегемона, империю, которая стремится их поглотить. Однако Германия очень хочет сотрудничать с Россией, и если бы США не выкручивали Германии руки, это сотрудничество было бы еще более крепким (Вашингтон пытается всячески помешать строительству «Северного потока-2»).
Американский президент Дональд Трамп может, сам того не осознавая, помочь этому сближению Европы и России. Своей политикой «Америка превыше всего» он уже оттолкнул многих евросоюзных лидеров, которые теперь только и следят за тем, отступит ли американский истеблишмент или нет. Если Трамп переживет попытки путча, который против него готовится, ЕС всерьез задумается о примирении с Россией. В конце концов, как бы странно для кого-то сегодня это ни звучало, идеологически европейским лидерам ближе Владимир Путин, которого они еще помнят проевропейским политиком, каким он был 15 лет назад. Путин ближе им, чем «ковбой» Дональд Трамп, которому, возможно, все-таки удастся превратить Америку в его ту самую «великую Америку», для которой соперничество больше не будет главной идеей и необходимостью.
2017 год постепенно проходит, но дождемся, к примеру, 2020-го или даже 2025 года. Тогда все эти гипотезы, которые сегодня кажутся далекими и надуманными, могут приблизиться к реальности.
Многие утверждают, что вскоре Китай станет соперником США. Если ситуация будет развиваться в том же направлении, что и сейчас, так и будет, но, повторюсь, только если ничего не изменится. Также многие видят в союзе России и Китая большую силу, которая будет доминировать в мире, но при этом забывают, что, как бы самодовольно это ни звучало, Китай — это все-таки «план Б», а «план А» — сближение с Европейским Союзом. И это понятно любому, кто давно следит за политической карьерой Владимира Путина. День, когда ЕС прекратит попытки изолировать и подчинить себе Россию, будет днем, когда изменятся мировые сценарии: Китай будет державой, однако настоящей мировой сверхдержавой может стать связка «Европа плюс Россия».