Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Реестр представительств иностранных компаний в россии


Реестр представительств иностранных компаний в россии

Иностранный бизнес в России продолжает существовать, невзирая на санкции и вялотекущий экономический кризис. Для зарубежных компаний в нашей стране предусмотрены такие юридические формы, как филиал или представительство. Чтобы легализовать бизнес в нашей стране, иностранным компаниям требуется получить аккредитацию своего подразделения. Компания «Право Роста» предлагает вашему вниманию подробную инструкцию.

Законодательная база

Основные нормативные акты, регулирующие процедуру аккредитации подразделений иностранных организаций – это 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» (ст. 21, 22) и Приказ ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680@, которым утвержден Порядок аккредитации филиалов и представительств иностранных юрлиц.

Куда обращаться?

Аккредитацией подразделений иностранных юрлиц занимается налоговый орган, в частности, МИ ФНС № 47 по г. Москве. В процессе аккредитации нужно будет обратиться и в Торгово-промышленную палату. Отметим, что для подразделений кредитных организаций и организаций воздушного транспорта существуют особые нормы об аккредитации.

Что нужно сделать?

Отечественное законодательство не требует регистрировать подразделение иностранного юрлица до начала его работы или сразу после. Эти мероприятия нужно осуществить в течение года с того дня, как открылось подразделение на территории нашей страны. Поэтому зарубежная компания имеет достаточно времени, чтобы разобраться в реалиях российского рынка и понять, «пойдет» ли у нее бизнес и есть ли смысл в дальнейшем проходить аккредитацию.

По прошествии «льготного» периода или если решение об аккредитации принято ранее, нужно сначала обратиться в ТПП РФ и заверить сведения о количестве иностранцев, трудящихся в российском подразделении компании. Заверительная отметка ТПП делается на соответствующей странице заявления в МИ ФНС № 47.

Необходимо оплатить госпошлину в размере 120 тысяч рублей (п. 5 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Далее можно подавать в налоговую службу документы (п. 7 Порядка аккредитации):

  • заявление по форме 15АФП;
  • учредительные документы иностранной организации;
  • выписка из реестра иностранных юрлиц или другой документ, подтверждающий существование юрлица (аналог нашей выписки из ЕГРЮЛ);
  • документ о регистрации зарубежного юрлица в качестве налогоплательщика, с указанием соответствующего кода (если есть);
  • решение организации о создании подразделения в России;
  • положение о филиале, представительстве;
  • доверенность на имя руководителя подразделение;
  • документ об оплате госпошлины;
  • 2 экземпляра описи прилагаемых документов.

В ст. 22 ФЗ-160 перечислены требования к содержанию  положения о филиале, представительстве:

  • наименование, адрес и организационно-правовая форма зарубежного юрлица
  • наименование и адрес подразделения в России;
  • цели создания и виды деятельности подразделения;
  • порядок управления подразделением;
  • иная информация, не противоречащая российскому законодательству.

Требования к документам

По форме документы должны быть легализованы для применения в России. Это делается посредством проставления апостиля, путем консульской легализации – в зависимости от того, какова страна инкорпорации зарубежной организации.

Документы следует подавать на русском языке или на иностранном языке с нотариально заверенным переводом на русский язык. Можно подавать нотариальные копии легализованных документов, как обычно и делается. Документы объемом больше одного листа нужно сшить и проставить номера страниц, на обороте последнего листа необходимо сделать прошивку с указанием числа страниц в документе.

Следует учитывать такое требование ФНС: документы должны предоставляться в налоговую службу не позднее 12 месяцев с даты их выдачи или составления. Это требование вызывало много вопросов у заявителей, поэтому налоговый орган издал Письмо от 14.08.2015 № ГД-4-14/14339@. В нем разъясняется, что отечественное законодательство не ограничивает иностранные компании в сроках составления их учредительных документов. Имеется в виду, что документы должны быть заверены в пределах этого срока по правилам, установленным в РФ.

Следует отметить некоторые нюансы. Так, налоговый орган, принимая решение об аккредитации, будет проверять соответствие информации в заявлении и в представленных документах.  В перечне  не указан документ, подтверждающий назначение руководителя филиала. Но лучше его приложить, чтобы информация о его полномочиях была полностью подтвержденной.

С 21 марта на Регфоруме стартовал курс «Построение бизнеса на банкротстве».Вы еще можете получить доступ к трансляции и записям занятий

Заказать билеты >>>

Не во всех государствах учредительные документы при внесении изменений издаются в новой редакции. Бывает так, что они состоят из множества дополнений, которые все нужно  принести в аккредитующий орган.

Если у иностранной компании решение о создании подразделения в России и назначении руководителя принимал коллегиальный орган (полномочия директоров не разграничены), документы должны подписать все руководители.

И конечно, очень сильно тонкости оформления зависят от конкретной страны инкорпорации зарубежного юрлица.

Срок оформления

Срок оформления аккредитации составляет не более 25 рабочих дней со дня обращения. Заявителю в течение 5 рабочих дней направляется свидетельство об аккредитации и информационный лист о внесении подразделения в реестр аккредитованных филиалов и представительств иностранных юрлиц. Максимальный общий срок регистрации составляет 30 рабочих дней.

Также налоговый орган сам рассылает сведения о подразделении зарубежной компании во внебюджетные фонды для постановки его на учет.

Аккредитация действует бессрочно и заканчивается в случае завершения деятельности подразделения по решению иностранной компании, в случае прекращения деятельности самой зарубежной организации, а также принудительно решением аккредитующего органа.

Принудительно аккредитация прекращается, если подразделение зарубежного  юрлица в течение 12 месяцев не сдавало налоговую отчетность, не пользовалось банковским счетом и с ним отсутствовала связь по зарегистрированному адресу (по аналогии с прекращением недействующего российского юрлица). Налоговая служба может лишить зарубежное подразделение аккредитации, если его деятельность противоречит Конституции и международным договорам России,  угрожает суверенитету, политической независимости, территориальной целостности и национальным интересам нашей страны.

Причины отказа 

В аккредитации могут отказать по следующим причинам:

  • заявитель не приложил требуемые документы, или же они имеют ошибки в оформлении, или представлены позднее 12 месяцев с даты открытия подразделения;
  • в документах имеется недостоверная информация;
  • если функционирование подразделения уже прекращалась принудительно в связи с серьезными нарушениями правовых норм;
  • существование подразделения угрожает суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальным интересам России.

Если первые три основания отказа вполне логичны с правовой точки зрения, то последнее основание довольно субъективное. Например, зарубежная компания хочет продавать в нашей стране товары, которые создадут ненужную конкуренцию импортозамещающей национальной продукции. Есть ли тут противоречие национальным интересам? Можно считать, что есть. По сути, если существуют негласные правила не регистрировать подразделения определенных компаний, то причину для отказа всегда можно будет обосновать и национальными интересами, и политической независимостью.

Как видим, процедура аккредитации непроста, главную сложность составляет правильное оформление документов (для чего нужно знать специфику корпоративного права страны регистрации иностранного юрлица), и правильное оформление заявления об аккредитации. Госпошлина за аккредитацию довольно высокая, а если посчитать все расходы на легализацию документов, их пересылку из-за границы, перевод, заверение у нотариуса, то наберется немалая сумма. Но четкая регламентация всех необходимых действий, внимательность к нюансам дает возможность пройти процедуру успешно.

Коллеги, будем рады ответить на ваши вопросы.

regforum.ru

В соответствии с Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 106-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам, имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 09.07.1999 №160-ФЗ).

Днем аккредитации либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.

С 1 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2014 № 1372 «О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» функции по аккредитации иностранных филиалов, представительств (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) возложены на ФНС России.

Полномочия по аккредитации иностранных филиалов, представительств (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) приказом ФНС России от 22.12.2014 ММВ-7-14/668@ возложены на Межрайонную инспекцию ФНС России № 47 по г. Москве (г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, стр. 1).

Аккредитованные до 1 января 2015 года иностранные филиалы и представительства, внесенные в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, считаются аккредитованными до окончания срока действия их аккредитации (пункт 7 статьи 8 Федерального закона от 05.05.2014 № 106-ФЗ).

Иностранные филиалы, представительства, у которых истекает срок действия аккредитации, вправе обратиться в аккредитующий орган в течение 30 календарных дней до даты окончания срока действия этой аккредитации для аккредитации в соответствии с Федеральным законом № 160-ФЗ (пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 05.05.2014 № 106-ФЗ).

В случае прекращения иностранным юридическим лицом деятельности в Российской Федерации через филиал, представительство в связи с окончанием срока действия аккредитации либо в связи с представлением в аккредитующий орган (Межрайонную инспекцию ФНС России № 47 по г. Москве) заявления о прекращении действия аккредитации филиала, представительства, дополнительного представления этим иностранным юридическим лицом в налоговый орган по месту учета заявления о снятии с учета не требуется.

Полномочия по аккредитации иностранных филиалов, представительств (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) приказом ФНС России от 22.12.2014 ММВ-7-14/668@ возложены на Межрайонную инспекцию ФНС России № 47 по г. Москве (г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, стр. 1).

www.nalog.ru

Для чего нужно проверять иностранных контрагентов

Не важно, ведет ли предприятие внешнеторговую деятельность или работает исключительно внутри страны, проверка финансового и правового статуса контрагентов является необходимой. Целью подобного исследования становится попытка оградить себя от финансовых рисков, оценить возможную выгоду от сотрудничества и избежать связанных с ним проблем в будущем.

Без запроса документов у контрагента вы рискуете быть обманутым – у него могут быть взыскания и долги, и их наличие грозит срывами сроков денежных поступлений по договору. Либо вы можете заключать контракт с лицом, не имеющим на это права, и не являющимся официальным представителем компании, тогда договор будет признан недействительным.

Если выяснится, что какая-либо деятельность фирмы идет вразрез с требованиями законодательства России, фирма будет признана неработоспособной, а, значит, все заключенные соглашения будут аннулированы без назначения компенсаций. Любые проблемы приведут вашу фирму к финансовым потерям.

В том случае, если российские государственные структуры, в ведении которых находится внешнеторговая деятельность, заметят, что организация связала себя отношениями с сомнительным зарубежным предприятием, все ее заявки будут отклонены, и за всестороннюю ее проверку возьмутся:

  • Налоговая инспекция. С целью пресечения незаконного получения фирмой налоговой выгоды ей будет отказано в признании нулевой ставки по НДС или в вычете НДС из налогооблагаемой прибыли.
  • Органы экспортного и валютного контроля. Сотрудники госструктур будут направлены руководством на проведение выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
  • Таможенная служба. Груз, отправляемый по соглашению с сомнительной фирмой, будет задержан на границе.
  • Банковское учреждение. О том, что готовится подозрительная транзакция, сотрудниками банка будет оповещен экспортный и валютный контроль.

Проверка иностранных компаний и запрос необходимых для ее проведения документов нужна в первую очередь для того, чтобы не вызвать у налоговой службы подозрений в своей неосмотрительности или преступном сговоре с целью неуплаты налогов. Даже Высший арбитражный суд РФ ввел в оборот такое понятие как “должная осмотрительность при выборе контрагента”. Пренебрежение процедурой проверки может привести к налоговой ответственности.

Как стать дистрибьютором зарубежной фирмы в России

Дистрибьютор выстраивает рынок сбыта для предприятия, на которое работает. Он регистрирует индивидуальное предприятие или юридическое лицо с целью проведения масштабных закупок у изготовителя какого-либо товара для перепродажи его в дальнейшем. Эта должность является привлекательной для многих соискателей, ведь у нее есть ряд преимуществ:

  • высокий оклад,
  • свободный график,
  • работа вне офиса,
  • возможность выбора собственных методов исполнения обязанностей.

Начинать карьеру дистрибьютора необходимо с поиска подходящей организации, продукцию или услуги которой хотелось бы распространять и предлагать клиентам.

Для сотрудничества можно выбирать как самих производителей, так и посреднические фирмы, главное – компания должна быть проверенной и надежной, иначе вы рискуете своей деловой репутацией.

Чтобы выгодно выделяться среди претендентов на должность, необходимо подготовиться к беседе с руководством выбранной организации:

  • изучить ассортимент товаров,
  • разработать уникальное предложение о способах повышения уровня продаж.

Если вас интересует возможность занятия дистрибьюторской деятельностью, рекомендуем ознакомиться с информацией о том, как стать дистрибьютором иностранной компании в России.

Способы осуществления проверки иностранного юридического лица

Иногда проверка контрагента из зарубежья проводится в личных целях, когда владелец бизнеса желает убедиться в его благонадежности. Но чаще всего она организуется для доказательства осмотрительности фирмы перед налоговой службой во избежание потери налоговых льгот и вычетов. В зависимости от цели изучения деятельности иностранных организаций, может понадобится отчет о мероприятиях в электронном или письменном виде.

Существует два основных способа, как проверить иностранную компанию на легальность:

  1. Запросить данные из иностранных реестров через интернет. Не только в России существуют государственные реестры компаний (как ЕГРЮЛ, ЕГРИП), в других странах также ведется учет всех легально учрежденных предприятий, причем отраженные в них сведения представляются более полными чем в РФ – к примеру, можно увидеть данные о размере уставного капитала, проданных долях, составе учредителей и адресе. Информация помогает оценить риски сотрудничества с одной из зарубежных фирм. Базами данных вправе воспользоваться и граждане других государств – за определенную плату.
  2. Отправить запрос в уполномоченный орган, который занимается ведением реестра, на предоставление необходимой информации в письменном виде. Способ проверки не отличается от того, который применяется для проведения проверки отечественных партнеров, и заключается в подаче запроса на выписку из иностранного реестра, заверенную нотариально.

Получение сведений в электронной форме

На сегодняшний день наиболее удобным и быстрым способом обращения за интересующей пользователя услугой является отправка запроса через интернет. Проверить в режиме онлайн деятельность иностранного контрагента и получить отчеты с требуемой информацией в электронной форме можно следующими способами:

  • Через обращение в налоговую администрацию того государства, на территории которого зарегистрирована фирма потенциального партнера.
  • Через заказ справок в специализированных базах данных.
  • Через юридические агентства, оказывающие консультационные услуги по проверке контрагентов из зарубежья.
  • Через узконаправленные реестры, предоставляющие сведения об иностранных фирмах.

Однако наиболее надежными источниками информации являются государственные базы данных. Во многих государствах созданы открытые базы со сведениями о благонадежности налогоплательщиков, о наличии у компаний долговых обязательств, об уплате некоторыми фирмами НДС и т.д. Подобные сервисы организованы в:

  • Европейских странах. Чтобы ознакомиться с данными об организациях 28 стран ЕС, можно воспользоваться Единым бизнес-реестром, действующим с 1998 года. Задача реестра – перенаправить пользователя к национальным дистрибьюторам, которые возьмут оплату за оказание услуги и предоставят нужные данные.

    Плюсом оформления выписки из European Business Register является возможность ее получения на английском языке и оперативность обращения за сведениями.

    Инициаторами открытия реестра бенефициарных собственников стали несколько международных фирм. Благодаря их инициативе стало возможным выявление конечного владельца организаций, которые были зарегистрированы в офшоре.

    • Во Франции действует портал канцелярии Арбитражного суда, где содержатся данные о владельцах юридических лиц, прошедшей регистрацию недвижимости, дочерних компаниях, аффилированных лицах, бенефициарах. Сведения предоставляются бесплатно лишь частично – за копии и выписки придется уплатить сбор.
      • комплект бумаг, в том числе выписку из кадастра;
      • сведения об обанкротившихся и ликвидированных компаниях, а также об имеющихся гарантиях;
      • уставные документы с пометками о произошедших переменах в деятельности фирм;
      • выписку о государственных задолженностях организации;
      • выписку об учредителях и менеджерах юридических лиц;
      • юридические адреса.
    • В Германии действуют сразу 2 реестра, доступ к которым можно получить через интернет: общий реестр Федеральных земель и реестр, администрируемый Министерством юстиции.
      • заполнение регистрационной формы;
      • ожидание одобрения заявки администрацией портала;
      • верификацию подписи путем отправления подписанной формы в бумажном виде через почтовое отделение на адрес Управления Федеральных земель.

      Второй, напротив, покажется пользователю удобным, во многом благодаря возможности выбора одного из 5 языков. Уплатив сбор, можно запросить перечисленные ниже бумаги:

      • актуальную выписку по организации;
      • хронологическую выписку;
      • историческую выписку;
      • выписку о собственниках;
      • документы фирмы.
    • В Великобритании правительство не предусмотрело выдачу сведений из реестра юридических лиц напрямую с официального государственного сайта, однако посредники разработали весьма удобную базу поиска любой интересующей пользователя информации, как официальной, так и неофициальной. Госреестр позволяет отыскать сведения по наименованию фирмы, а коммерческие компании помогут найти конкретного человека. Из безвозмездно предоставляемой информации имеются данные о владельце организации, все прочие сведения будут доступны после уплаты сбора.
  • Странах бывшего Советского Союза. Минусом информативности национальных баз данных СНГ можно считать отсутствие подробностей о деятельности компаний, которые были бы общедоступны. Невозможно отыскать сведения о банкротстве и недобросовестности фирм, а картотеки судебных дел открыты лишь в Грузии и Украине.
    • В Украине. Проверка предприятий может быть осуществлена через государственную базу “Информационно-ресурсного центра”. Из доступных сведений имеются названия компаний, учредители и управляющие. Данных о числе зарегистрированных на одно лицо юридических лиц нет.
    • В Узбекистане. Информация представлена на портале открытых данных. Можно обратиться к специальному реестру руководителей сразу нескольких юридических лиц, однако никаких подробностей, помимо их общего числа, здесь не указано.
    • В Казахстане. Интересующая российских предпринимателей информация находится на сайте Комитета государственных доходов Министерства финансов. Чтобы провести поиск, нужно указать БИН плательщика налогов. В результатах поиска будут представлены сведения о неблагонадежности некоторых фирм, о плательщиках налога на добавленную стоимость и о долгах компаний.
    • В Молдавии. Официальный сайт налоговой службы позволяет через специальный сервис бесплатно найти сведения об адресах, генеральных директорах и датах регистрации компаний, вписав в форму ИНН интересующей фирмы. Прочие данные станут доступны после внесения оплаты.
    • В Таджикистане. Официальный портал Налогового комитета содержит данные о компаниях, не уплачивающих налоги, а также названия, ИНН и даты регистрации организаций. В Таджикистане нет реестра обанкротившихся предприятий и базы данных судебных экономических дел, поэтому осуществлять проверку потенциальных партнеров затруднительно.

Получение отчета в письменном виде с нотариальным заверением

Процедура обращения за письменным отчетом из зарубежного реестра компаний не отличается от аналогичной подачи запроса в российские государственные структуры с целью проверки на благонадежность отечественного контрагента.

Схема действий следующая:

  1. Посетить официальный сайт Федеральной налоговой службы России, перейти в раздел “Международное сотрудничество”, найти в таблице ссылку на сайт налоговой администрации страны, в которой была проведена регистрация предприятия-потенциального партнера.
  2. Перейти по ссылке, при необходимости пройти регистрацию и верифицировать подпись.
  3. Уплатить сбор за информационные услуги.
  4. Оставить заявку на оформление выписки из реестра, перевод ее на русский язык, проставление апостиля и отправки по нужному адресу.
  5. Ожидать запрошенную документацию.

Источники информации о зарубежных организациях

При выборе источника сведений о деятельности иностранной компании, с которой предполагается сотрудничество, предпочтение следует отдавать ресурсам, принадлежащим государственным органам и регулярно обновляемым.

Найти информацию о зарубежных контрагентах можно:

  • на сайтах налоговых органов;
  • на онлайн-ресурсах, открытых для общего пользования;
  • из справочников компаний, издаваемых в разных странах;
  • из специализированных баз данных;
  • обратившись в Торгово-промышленную палату;
  • через локальную профильную организацию.

Специализированные базы данных России для проверки иностранных фирм

В нашей стране имеется специализированная информационно-поисковая система, разработанная для проверки контрагентов из зарубежья – Портал внешнеэкономической информации РФ. Ресурс был организован Министерством экономического развития в качестве инструмента для повышения уровня эффективности внешнеэкономической деятельности страны.

Главные цели, преследуемые разработчиками портала:

  • предоставление сведений отечественным и иностранным компаниям;
  • помощь в продвижении отечественных товаров и услуг на международные рынки.

Работа системы находится под ведомством Департамента развития и регулирования внешнеторговой деятельности.

Наполняется система:

  • структурными подразделениями Минэкономразвития;
  • представительствами РФ по торгово-экономическим делам за границей;
  • региональными администрациями РФ;
  • предпринимательскими объединениями;
  • отраслевыми союзами;
  • отечественными компаниями, занимающимися экспортом.

Совместно с глобальной сетью D&B (Dun and Bradstreet) российская группа “Интерфакс” разработала систему Interfax-D&B, адаптированную для работы в РФ и странах СНГ. Она позволяет получить сведений из общемировой базы данных об организациях, а также предлагает заказать аналитические услуги и проведение оценочных мероприятий для избежания кредитных рисков.

Специализированные базы данных стран мира для проверки иностранных контрагентов

Максимум информации об иностранной компании можно найти в специализированных зарубежных базах данных. Среди компетентных источников числятся:

  • dnb.ru – глобальная сеть, основанная в 1841 году и позволяющая найти информацию о любом предприятии всех государств мира и сделать на ее основании выводы о возможности благотворного сотрудничества. Преимуществами сети является огромный объем данных о 200 миллионах предприятий, а также уникальная проверка и стандартизация данных.
  • creditreform.com – ресурс кредитно-информационного агентства Creditreform. Содержит готовые кредитные сведения и актуальную информацию о 85% предприятий Европы.
  • kompass.com – база данных business-to-business с данными о более чем 3 миллионах фирм из 60 стран. Здесь также имеется возможность осуществления поиска по классификатору услуг и продукции. Пользователь может отправить заявку на поставку продукции и скачать демо-версию справочников.
    • виды деятельности,
    • ассортимент товаров и услуг,
    • торговые марки,
    • состав руководства,
    • направления экспорта и импорта.
  • europages.com.ru – масштабная информационная система Европы в формате business-to-business. Обладает данными о предприятиях из 36 стран Европы, представленными на 26 языках. На сайте можно найти перечень европейских поставщиков любого бизнес-сектора.

Перечень налоговых администраций стран мира на сайте ФНС

Проверку интересующей организации можно провести через официальный сайт налоговой службы России, открыв специальный раздел “Международное сотрудничество” и перейдя по соответствующей ссылке на сайт одной из налоговых администраций других государств. Там можно будет осуществить проверку в доступном пользователю объеме сервисов зарубежных ресурсов.

Для осуществления связи с налоговыми администрациями из зарубежья достаточно выйти в интернет. На портале Федеральной налоговой службы РФ ссылки на официальные сайты, а также наименования налоговых администраций в разных странах мира систематизированы в табличном виде для удобства соискателя.

Реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП)

Федеральная налоговая служба в августе 2016 года представила новый онлайн-сервис “Реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП)”, бесплатно открывающий доступ к информации обо всех зарегистрированных иностранных филиалах и представительствах.

Для отправки запроса достаточно указать какой-либо из 3 параметров поиска:

  • название филиала,
  • госномер записи об аккредитации (НЗА),
  • ИНН.

Воспользовавшись поиском, можно выяснить:

  • полное наименование зарубежной компании,
  • юридический адрес,
  • дату получения госномера записи об успешной прохождении аккредитации,
  • дату прекращения аккредитации.

Данный сервис расширяет возможности российских предприятий при проверке на благонадежность зарубежных фирм и демонстрирует, как проверить иностранную фирму на надежность бесплатно.

Обращение в Торгово-промышленную палату РФ

Перед заключением договора о международном сотрудничестве можно обратиться к надежному посреднику для проверки иностранного контрагента – в региональную Торгово-промышленную палату.

Процесс обращения за предоставлением услуги включает следующие этапы:

  1. Составление заявки.
  2. Получение листа согласования стоимости работ.
  3. Получение счета на оплату и перечисление указанной в нем суммы на счет ТПП.
  4. Ожидание подтверждения успешного проведения оплаты.
  5. Ожидание оформления бизнес-справки.
  6. Получение на руки документации и отчетов.
  7. Подписание акта о предоставлении заказанной услуги в полном объеме.

Результатом работы сотрудников ТПП станет оформленная бизнес-справка по юридическому лицу из за рубежа. Она будет содержать:

  • регистрационную информацию;
  • юридический статус;
  • дату основания;
  • размер уставного капитала;
  • бухгалтерскую отчетность;
  • отчет об анализе финансовой стабильности;
  • сведения об учредителях;
  • данные о наличии дочерних предприятий;
  • контактные данные.

Отказать Торгово-Промышленная Палата может в случае:

  • предоставления неполного набора бумаг заявителем;
  • отказа от проведения предоплаты.

Услуги локальных профильных компаний

Для обращения в профильную организацию, предлагающую услуги по проверке иностранных фирм, необходимо предоставить:

  • реквизиты проверяемой компании;
  • доверенность на представление ваших интересов.

Компании, специализирующиеся на предоставлении юридических услуг, помимо сбора всех необходимых для проверки зарубежного контрагента сведений зачастую предлагают составление собственного письменного консультационного заключения относительно компании, в отношении которой проводилось исследование. Некоторые агентства берутся за перевод документов, разработку внешнеторгового договора и его правовую экспертизу.

Какие сведения об иностранных компаниях возможно получить

Из документов, запрошенных российской компанией для проведения проверки потенциального иностранного партнера, можно получить сведения о:

  1. Подлинности и актуальности регистрационной информации зарубежной фирмы.
  2. Соответствии обозначенного партнером адреса юридическому адресу предприятия.
  3. Ликвидации, банкротстве или функционировании компании, а также соблюдении ее сотрудниками установленных законами страны требований.
  4. Видах деятельности, осуществляемых организацией.
  5. Органах управления фирмы.
  6. Проведенных реорганизациях предприятия.
  7. Финансовых показателях работы зарубежной компании.
  8. Наличии долгов перед контрагентами, налоговой службой и банковскими учреждениями.

Помните, что если потенциальный партнер отказывается предоставлять какие-либо сведения, подробно отвечать на ваши вопросы, подтверждать свои слова документально, а также откладывает по неизвестным причинам момент передачи бумаг, это должно вызвать подозрения. Поблажек делать не стоит, какие бы привлекательные условия сделки вам не предлагались: репутация вашей компании дороже сомнительного сотрудничества.

На что обратить особое внимание при проверке иностранных компаний

Подписание договора с зарубежной организацией связано с большими предпринимательскими рисками, а потому необходимо всеми силами обезопасить себя, организовав юридические проверки самого иностранного контрагента и условий сделки, в которой он участвует. Для этого нужно:

  • Определить правовой статус и правосубъектность потенциального партнера, а также лица, подписывающего документы от его имени.
  • Идентифицировать зарубежного контрагента, выяснить его деловую репутацию и актуальность сведений об имущественном состоянии:
    • определение платежеспособности,
    • объемы выручки,
    • число работников,
    • каналы сбыта,
    • отзывы клиентов,
    • деловая репутация,
    • информация об участии в суде и т. п.
  • Последовательно наблюдать за имущественным состоянием партнера на протяжении исполнения условий договора.

Правосубъектность устанавливается по таким признакам, как:

  • полное наименование предприятия;
  • организационно-правовая форма (от нее зависит объем дееспособности, ответственности по долгам, полномочия представительства потенциального партнера при выполнении условий договора);
  • домициль (страна нахождения фирмы) – в целях логистики и налогообложения домициль и юрисдикция могут быть разделены;
  • юрисдикция (страна ее регистрации).

Нужно учитывать, что законодательство государств различно, и то, что позволительно какой-либо организации определенной организационно-правовой формы в одной стране, является запрещенным в другой.

Все перечисленные данные возможно почерпнуть из следующих документов:

  • Выписки из госреестра государства, в котором была зарегистрирована фирма потенциального партнера.
  • Учредительная документация, переведенная на русский язык и легализованная в России посредством апостилирования (название компании должно быть прописано с транскрипцией, банковские реквизиты также подлежат переводу):
    • устав;
    • вспомогательные правила представителей;
    • свидетельства о госрегистрации и о постановке на учет в налоговой службе;
    • сертификат, доказывающий факт присоединения другой компании, если таковое имело место, и т .д.

Следует также обратить особое внимание на:

  • актуальность предоставленных сведений;
  • данные о различного рода деятельности в любых сферах;
  • наличие или отсутствие (подтвержденное документально) долговых обязательств и штрафов.

Показателями солидности потенциального партнера являются:

  • численность сотрудников (включая тех, кто принимает участие в НИОКР);
  • количество фирм и метраж производственных помещений;
  • степень диверсификации компании;
  • длительность функционирования на международной арене;
  • наличие постоянных клиентов;
  • доля интересующей российскую фирму продукции в общем объеме производства.

Также нужно учитывать, что в некоторых странах (к примеру, в США и Голландии) компании могут заявить внушительный уставный капитал, потратив на открытие фирмы минимально разрешенную законом сумму – придется уточнить, сколько денег было внесено фактически.

Даже если все проверки проводились тщательно, и предприятие не вызывает подозрений, убедитесь в том, что оно не входит в список организаций, нежелательных для сотрудничества (в стране их расположения могут вестись боевые действия, может быть введен эмбарго, товары могут не проходить таможенный контроль и т. д.).

Списки не обнародуются, они находятся в распоряжении государственных структур, поэтому придется самостоятельно выяснять потенциальную опасность партнерства.

В качестве дополнительной подстраховки можно поискать информацию о фирме по интернету – таким способом возможно как минимум найти отзывы клиентов о компании. И помните, что нужно вести документальное подтверждение переписки с будущим партнером и архивировать всю входящую и исходящую корреспонденцию.

Стоимость услуг и сроки получения информации о зарубежных контрагентах

При желании провести проверку иностранного контрагента следует быть готовым к затратам, величина которых напрямую зависит от полноты предоставляемой информации.

Бесплатным методом изучения зарубежных налогоплательщиков является:

  • самостоятельный поиск сведений об их деятельности в интернете;
  • нахождение статей специализированных международных справочниках;
  • поиск через РАФП на сайте ФНС РФ;
  • получение сведений, доступных на безвозмездной основе на сайтах налоговых администраций различных стран.

Дороже обойдется получение данных из реестров иностранных налоговых служб – в каждом государстве установлен свой размер сбора за консультационные услуги. В большинстве случаев он ограничивается суммой в несколько десятков евро.

Еще одним надежным и достаточно бюджетным методом проверки является подача запроса в местную Торгово-промышленную палату, в которой непременно имеется юрист. И даже в том случае, если он не силен в международном праве, качественное исследование проведет Московская ТПП, куда будут направлены материалы. Сроки оказания услуги колеблются от 7 до 20 рабочих дней. Оплата услуг согласно тарифам ТПП.

Наконец, самым дорогим и проверенным способом является обращение за услугами в юридические и консультационные агентства. Они проведут всестороннюю проверку предприятия и составят собственный отчет о его исследовании. Сроки оформления всей документации не займут более 7-10 дней, но потребуется заплатить внушительную сумму: в среднем речь идет о 35 тысячах рублей, однако вместе с дополнительными услугами стоимость работы фирмы может достигать нескольких сотен тысяч рублей. Зато можно быть уверенным в полной правовой защите своей организации.

100migrantov.ru

Аккредитация филиалов, представительств иностранных юридических лиц | ФНС России | 77 город Москва

О предоставлении сведений из государственного реестра аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц | ФНС России | 39 Калининградская область

Новый порядок аккредитации иностранных юрлиц

29 января 2015

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Новый порядок аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц с 1 января 2015 года: что изменилось и стало ли проще?

Филиалы и представительства иностранных юрлиц, аккредитованные до 1 января 2015 г., обязаны подать сведения для внесения в Реестр до 1 апреля 2015 г.

Лебедева Светлана АлександровнаВедущий юрист

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. №106-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ряд законодательных актов РФ, в том числе и в Федеральный закон от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон об иностранных инвестициях в РФ). В отношении Закона об иностранных инвестициях в РФ изменения вступили в силу с 1 января 2015 г. Они коренным образом изменили порядок аккредитации филиалов, представительств иностранных организаций.

В настоящей статье речь пойдет вступившей в силу с 1 января 2015 г. редакции Закона об иностранных инвестициях в РФ в части аккредитации представительств, филиалов иностранных компаний, внесения изменений в сведения о таких филиалах и представительствах, порядке их ликвидации, за исключением совершения указанных действий в отношении представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, и представительств иностранных кредитных организаций.

До 1 января 2015 г. полномочиями по выдаче разрешений на осуществление деятельности филиалов и представительств иностранных юридических лиц обладала Торгово-промышленная палата РФ (а в некоторых случаях и ее территориальные отделения) (далее по тексту - ТПП), полномочиями по аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц — Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ (далее по тексту - ГРП). С 1 января 2015 г. полномочия по осуществлению аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц переданы Федеральной налоговой службе (п.1 ст.21 Закона об иностранных инвестициях в РФ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 г. №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»).

В соответствии с п.2 Приказа ФНС от 26.12.2014 г. №ММВ-7-14/680@ аккредитация или внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, либо прекращение действия аккредитации осуществляется уполномоченным Федеральной налоговой службой территориальным налоговым органом. Согласно Приказу Федеральной налоговой службы от 22 декабря 2014 г. №ММВ-7-14/668@ полномочия по аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации возложены на Межрайонную инспекцию ФНС России №47 по г. Москве.

Новая редакции наиболее подробно описывает порядок создания и ликвидации филиалов, представительств иностранных комапний, а в совокупности с Приказами, принятыми Федеральной налоговой службой в этой области, делает процедуру по аккредитации более понятной. Если ранее не было четкого порядка оформления документов, подаваемых при аккредитации, и их оформление было возможным в свободной форме, то сейчас Приказом ФНС России от 26.12.2014 г. №ММВ-7-14/681@ установлены специальные формы заявлений, необходимых для совершения тех или иных действий. Это существенно упрощает порядок подготовки заявлений и минимизирует время на их подготовку.

Как и ранее, филиал, представительство иностранного юридического лица создаются, открываются, прекращают свою деятельность на основании решения иностранного юридического лица. Иностранное юридическое лицо в течение 12 месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории РФ филиала, представительства обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные ТПП сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и соответствующий пакет документов. Перечень документов утвержден п.6 Приказа ФНС от 26.12.2014 г. №ММВ-7-14/680@. В настоящий момент существует ряд вопросов, ответы на которые будут сформированы только после практического применения нового порядка аккредитации. Например, в заявлении по форме 15АФП, содержится лист, в котором заявители указывают численный состав работников, согласованный с ТПП. При этом на листе имеется графа, где должна быть проставлена отметка ТПП о согласовании. Четких разъяснений по этому поводу ни Закон об иностранных инвестициях, ни Приказы ФНС не содержат. Специалисты региональных отделений ТПП также не могут дать пояснений относительно практического осуществления задуманного. Вероятнее всего, при согласовании с ТПП количества работников необходимо будет направлять в ТПП лист из заявления и прикреплять его при подаче заявления на получение аккредитации.

Как в Законе об иностранных инвестициях в РФ, так и в Приказе ФНС от 26.12.214 г. №ММВ-7-14/680@ установлены конкретные сроки, в которые заявителям надлежит подать документы, а налоговому органу осуществить регистрацию. Так, аккредитация филиала, представительства иностранной компании должна осуществляться в срок, не позднее 25 рабочих дней со дня предоставления соответствующих документов вместе с заявлением. Прежняя редакция Закона об иностранных инвестициях РФ не содержала указания на срок аккредитации. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре в отношении иностранного юридического лица осуществляется в течение 10 рабочих дней, равно как и прекращение действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица. По факту совершения уполномоченным органом регистрации заявителю будет выдаваться документ по форме, утвержденной Приказом ФНС от 26.12.2014 г. №ММВ-7-14/681@. Так, факт аккредитации будет подтверждаться свидетельством по форме 15СвФП и выдачей информационного листа по форме 15ЗФП (по аналогии с Листом записи при регистрации российского юридического лица либо внесения изменений в сведения о российском юридическом лице).

При этом ни Закон об иностранных инвестициях в РФ, ни Приказы ФНС не содержат информации относительно платы (сбора), взимаемой за совершение регистрационных действий, а также срока, на который может быть выдана аккредитация. Ранее получить разрешение/аккредитацию можно было на 1, 3, 5 лет.

Что касается госпошлины за аккредитацию филиала, представительства, то с 1 января 2015 г. ее размер как для филиалов, так и для представительств составит 120 000 рублей за каждый филиал, за каждое представительство. До 1 января 2015 г. госпошлина оплачивалась только при аккредитации филиала, при этом дополнительно к госпошлине подлежал оплате сбор ТПП или ГПР, при аккредитации представительства подлежал оплате только сбор. Сумма сбора устанавливалась в условных единицах, расчет которых производился по курсу доллара к рублю на день оплаты счета.

Закон об иностранных инвестициях в РФ устанавливает также исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации и оснований прекращения действия аккредитации. Следует отметить, что ранее филиал мог прекратить деятельность по решению иностранного юридического лица. Статьей 21 Закона об иностранных инвестициях в РФ установлено, что действие аккредитации может быть прекращено также в связи с прекращением деятельности иностранного юридического лица или по решению уполномоченного органа. Если вариант с прекращением деятельности иностранным юридическим лицом ранее не был законодательно закреплен, но представлялся логичным, то прекращение действия аккредитации по решению уполномоченного органа является новеллой. Перечень оснований для принятия такого рода решений закреплен в п.7 ст.21 Закона об иностранных инвестициях в РФ. Перечень исчерпывающий и не подлежит расширительному толкованию.

Еще одним новшеством — с одной стороны, позитивным, а с другой — возлагающим дополнительные обязанности для уже аккредитованных филиалов и представительств иностранных компаний — является создание государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и предоставления сведений из него.

Сведения о филиалах, представительствах иностранных юридических лиц, которые будут аккредитованы после 1 января 2015 г. подлежат внесению в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее по тексту — Реестр). При этом записи будет присваиваться номер записи об аккредитации (далее по тексту — НЗА). Именно НЗА необходимо будет указывать в документах при внесении изменений в сведения об иностранном юридическом лице либо прекращении действия аккредитации, а не ИНН, как ранее. Сведения, содержащиеся в Реестре могут быть предоставлены заинтересованным лицам по запросу в произвольной форме. Состав сведений, подлежащих внесению в Реестр, и объем предоставляемых сведений из него утвержден Приказом ФНС от 26.12.2014 г. №ММВ-7-14-683@. Информация предоставляется заявителям в виде Выписки или Справки об отсутствии запрашиваемой информации в срок, не превышающий 5 рабочих дней. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 №1491 за предоставление сведений из Реестр взимается плата в размере 200 рублей. О возможности получения сведений из Реестра в укоренном порядке (по аналогии с выпиской из ЕГРЮЛ) в приказами ФНС не предусмотрена.

Кроме того, сведения из Реестра будут доступны в сети Интернет, на сайте Федеральной налоговой службы.

Те филиалы и представительства иностранных юридических лиц, которые были аккредитованы или осуществляли деятельность на основании разрешения на открытие представительства до 1 января 2015 г., у которых срок действия соответственно аккредитации, разрешения не истечет до 1 апреля 2015 г., обязаны в срок до 1 апреля 2015 г. подать сведения о себе для внесения в Реестр. Внесение сведений производится на бесплатной основе.

С 1 января 2015 г. в соответствии с пунктом 10 статьи 21 Закона об иностранных инвестициях в РФ уполномоченный налоговый орган в срок не позднее чем 3 рабочих дня автоматически будет направлять в электронной форме сведения об аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации представительства, филиала иностранного юридического лица в государственные внебюджетные фонды для регистрации или снятия с регистрационного учета филиала, представительства иностранного юридического лица в качестве страхователей.

Пунктом 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ установлено, что постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через аккредитованные филиал, представительство осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.

Таким образом, обязанность подавать сведения для постановки филиала, представительства иностранного юридического лица на налоговый учет, а также в государственные внебюджетные фонды для регистрации в качестве страхователя у аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц с 1 января 2015 г. отменена.

Упростит ли новый порядок аккредитации саму процедуру, не скажется ли это на сроках аккредитации покажет, как обычно, практика. Специалисты группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С ежедневно проводят мониторинг законодательства и готовы оказать любую помощь в аккредитации филиалов, представительств иностранных комапний квалифицированно и в максимально короткие сроки.

аккредитация филиалов и представительств иностранных компаний, акционерные общества, ВЭД, Дью Дилидженс, иностранные работники, корпоративное право, некоммерческие организации, регистрация и реорганизация, регистрация фирм, юридические консультации, юридические услуги итальянскому бизнесу в России


Смотрите также