Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Проверить иностранного контрагента


Как проверить иностранного контрагента?

Опасность работы с сомнительной организацией на территории России и за рубежом существенно отличается. Так, заключив сделку с неблагонадежной отечественной фирмой, организация может быть обвинена в связях с «однодневками» и получении необоснованной налоговой выгоды. Если же сомнение вызовет иностранный контрагент, к проверке деятельности организации приступит целый комплекс государственных структур: налоговики, таможенники, органы валютного контроля, органы экспортного контроля.

Таким образом, от каждого из них может последовать реакция: от ИФНС — отказ в вычете НДС или признании нулевой ставки по этому налогу, от ФТС — задержка груза на границе, от банка — передача информации о готовящейся трансакции в соответствующие органы валютного и экспортного контроля, ну а от последних — выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности.

За рубежом существуют инструменты, подобные тем, которыми пользуются компании в России. Как правило, любое европейское государство имеет реестр, примерно такой же, как наш ЕГРЮЛ. В Великобритании он называется Companies House, в Голландии — торговый реестр. Все эти базы данных открыты для пользователей других стран, можно перечислить им оплату за предоставление данных и получить сведения об интересующей компании.

Запрос документов у контрагента необходимо осуществлять в целях защиты от подозрений налоговой инспекции об отсутствии должной осмотрительности.

Из плюсов хочется отметить то, что в зарубежных базах о юридических лицах содержится более полная информация в сравнении с русскими аналогами. Вы легко получите сведения об учредителях и директорах, уставном капитале, местонахождении организации, если продавались доли компании, это также будет отражено в базе данных.

Кроме того, контрагента можно проверить тем же способом, каким мы изучаем деятельность российского поставщика — необходимые документы запрашиваются в письменном виде. Можно истребовать выписку из реестра и попросить, чтобы она была нотариально заверена. Для полноты картины ставим апостиль, чтобы у нас в стране бумага была признана как официальный документ[1].

Также информацию о контрагенте можно получить из Интернет-источников. На официальных сайтах государственных структур можно получить первичную информацию по проверке контрагента. Вместе с тем, стоит использовать официальные сайты зарубежных официальных органов.

Например, для того, чтобы проверить компанию можно найти на сайте ФНС России в Разделе «международное сотрудничество», можно найти ссылки на налоговые службы стран мира и проверить иностранного контрагента в объеме тех сервисов, которые предлагают иностранные ресурсы.

Таблица

Налоговые администрации стран мира

Государственный флаг Государство Название налоговой администрации Ссылка на официальный сайт
Австралия Налоговая администрация www.ato.gov.au
Australia Taxation Office
Австрия Министерство финансов www.bmf.gv.at
Austria Ministry of Finance
Азербайджан Министерство по налогам www.taxes.gov.az
Azerbaijan Ministry of Taxes
Албания Главное управлении по налогам www.tatime.gov.al
Albania General Directorate of Taxation
Аргентина Федеральная администрация государственных доходов www.afip.gov.ar
Argentina Federal Administration of Public Revenues
Армения Налоговая служба республики Армения www.taxservice.am
Armenia The State Revenue Committee of the Government
Беларусь Министерство по налогам и сборам www.nalog.gov.by
Republic of Belarus Ministry of Taxes and Duties
Бельгия Федеральная государственная служба финансов www.minfin.fgov.be
Belgium Federal Public Service Finance
Болгария Агентство государственных доходов www.nap.bg
Bulgaria National Revenue Agency
Босния и Герцеговина Налоговая администрация www.uino.gov.ba
Bosnia Herzegovina Indirect Taxation Authority
Бразилия Секретариат федеральных доходов

site

Brazil Secretariat of the Federal Revenue
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии Налоговая и таможенная администрация www.hmrc.gov.uk
Great Britain Her Majesty’s Revenue & Customs
Венгрия Налоговая и таможенная администрация nav.gov.hu
Hungary National Tax and Customs Administration
Германия Налоговый департамент Министерства финансов site
Germany Federal Ministry of Finance, Tax Department
Греция Секретариат по налоговым и таможенным вопросам в Министерстве экономики. site
Greece Ministry of Economy, General Secretariat of Tax and Customs Issues
Дания Министерство по налогам www.skm.dk
Denmark Ministry of Taxation
Израиль Налоговая администрация site
Israel Tax Authority
Индия Департамент доходов Министерства финансов

site

India Department of Revenue, Ministry of Finance
Ирландия Налоговая администрация

http://www.revenue.ie/

Ireland Office of the Revenue Commissioners
Исландия Управление внутренних доходов www.rsk.is
Iceland Internal Revenue Directorate
Испания Налоговое агентство www.aeat.es
Spain Tax Agency
Италия Агентство доходов

site

Italy Revenue Agency
Казахстан Налоговый комитет Министерства финансов www.salyk.kz
Republic of Kazakhstan Tax Committee, Ministry of Finance
Канада Налоговое агентство Канады

www.cra-arc.gc.ca

Canada Canada Revenue Agency
Кипр Департамент внутренних доходов site
Cyprus Inland Revenue Department
Киргизия Государственная налоговая служба www.sti.gov.kg
Kyrgyzstan State Tax Service
Китай Государственная налоговая администрация

site

China State Administration of Taxation
Латвия Служба внутренних доходов www.vid.gov.lv
Latvia State Revenue Service
Литва Налоговая администрация Министерства финансов www.vmi.lt
Lithuania State Tax Inspectorate, Ministry of Finance
Лихтенштейн Налоговый орган Королевства Лихтенштейн www.stv.llv.li
Liechtenstein Fiscal Authority of the Principality of Liechtenstein
Люксембург Налоговая администрация www.aed.public.lu
Luxembourg Indirect Tax Administration
Македония Служба государственных доходов www.ujp.gov.mk
Macedonia Public Revenue Service
Мальта Департамент внутренних доходов www.ird.gov.mt
Malta Inland Revenue Department
Молдавия Государственная налоговая служба республики Молдова www.fisc.md/ru
Moldova Main State Tax Inspectorate under the Ministry of Finance
Нидерланды Налоговая и таможенная администрация

site

Netherlands Tax and Customs Administration
Норвегия Налоговая администрация

http://www.taxnorway.no/

Norway Tax Norway
Польша Налоговая администрация www.mf.gov.pl
Poland Tax Administration
Португалия Главное налоговое управление

site

Portugal General Tax Directorate
Республика Сербская Налоговая администрация

site

Republika Srpska Tax Administration
Румыния Государственное агентство по налоговому администрированию www.anaf.ro
Romania National Agency for Fiscal Administration
Сербия Налоговая администрация

site

Serbia Tax Administration
Сингапур Администрация внутренних доходов www.iras.gov.sg
Singapore Inland Revenue Authority
Словакия Налоговое управление www.drsr.sk
Slovakia Tax Directorate
Словения Налоговая администрация http://www.durs.gov.si/en/
Slovenia Tax Administration
США Служба внутренних доходов www.irs.gov
United States of America Internal Revenue Service
Таджикистан Налоговый комитет при Правительстве andoz.tj
Tajikistan Tax Committee under the Government
Туркменистан Главная государственная налоговая служба www.tax.gov.tm
Turkmenistan State General Tax Service
Узбекистан Государственный налоговый комитет www.soliq.uz
Uzbekistan State Tax Committee
Украина Государственная налоговая служба Украины www.sta.gov.ua
Ukraine State Tax Service
Финляндия Налоговая администрация www.vero.fi
Finland Tax Administration
Франция Главное управление государственных финансов www.impots.gouv.fr
France General Directorate of Public Finances
Хорватия Налоговая администрация Министерства финансов

http://www.porezna-uprava.hr/

Croatia Ministry of Finance, Tax Administration
Черногория Налоговая администрация

site

Montenegro Tax Administration
Чехия Налоговая администрация www.mfcr.cz
Czech Republic Tax Administration
Швейцария Федеральная налоговая администрация www.estv.admin.ch
Switzerland Federal Tax Administration
Швеция Налоговое агентство site
Sweden Tax Agency
Эстония Налоговая и таможенная администрация www.emta.ee
Estonia Tax and Customs Board
ЮАР Служба доходов www.sars.gov.za
South Africa Revenue Service
ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) www.oecd.org
OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development)
ВОНА (Европейская организация налоговых администраций) www.iota-tax.org
IOTA (Intra-European Organization of Tax Administrations)
Совет руководителей Налоговых служб (СРНС)
Council of Heads of Tax Services (CHTS)
Координационный Совет руководителей Налоговых служб (КСРНС)
The Coordinating Council of the Heads of Tax Services (CCHTS)
Совет государств региона Балтийского моря (БалтСовет) http://www.cbss.org/
Coucil of the Baltic sea states
Таможенный союз ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество) http://www.evrazes.com
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) http://www.tsouz.ru

Кроме того, возможно воспользоваться специализированными базами данных. Одной из крупнейших в мире баз данных обладает Interfax – D and B www.dnb.ru. База данных обеспечивает доступ к сведениям о компаниях, предоставляет аналитические услуги для оценки кредитных рисков, соответствующие самым высоким международным стандартам. База данных содержит информацию о более чем 220 млн.предприятий мира.

Другая база данных принадлежит компании Kompass www.ru.kompass.com и предоставляет информацию о компаниях ведущих стран мира, предлагает поиск по уникальному классификатору товаров и услуг. Общая база данных «Компаса» содержит 1 650 млн. предприятий мира.

При работе с компанией-контрагентом необходимо вести документальное подтверждение переписки: архив входящих и исходящих писем (постановление ФАС ПО от 17.06.2011 № А65-20543/2010). До заключения договора, необходимо письменно согласовать детали сделки (цену, условия расчетов, порядок и условия отгрузки и т. д.). Наличие положительной информации о контрагенте в открытых источниках, наличие сайта свидетельствует о его хорошей деловой репутации. Полезной будет информация в виде буклетов контрагента с контактными данными компании и описанием её деятельности. Хотя данная информация не способна гарантировать выявление недобросовестного партнера, т.к. по указанному юридическому адресу компания может не находиться (повсеместно встречаются случаи, когда фактический и юридический адрес не совпадают), однако её наличие поможет доказать факт проявления должной осмотрительности.

Компания, у которой есть четко выработанная методика проверки контрагентов, говорит о добросовестном отношении к выбору партнера. Методики проверки выбираются сугубо индивидуально. Зафиксируйте распоряжением список проверок контрагентов и следуйте ему[2].

Рекомендации при составлении договора:

  1. Запросите информацию в реестре иностранного государства о юридическом лице.
  2. Запросите учредительные документы у контрагента.
  3. Информацию о контрагенте можно получить из Интернет-источников. На официальных сайтах государственных структур можно получить первичную информацию по проверке контрагента. Вместе с тем, стоит использовать официальные сайты зарубежных официальных органов.
[1] Голова И. Зарубежное расследование [Интервью с И. Тушиной] // Расчет. 2011. N 10. С. 50 — 52.

[2] http://www.riskovik.com/journal/stat/n8/proverka-kontragenta/

Цели и принципы проверки иностранного контрагента

Наши клиенты и партнеры доверяют свою безопасность профессионалам

Планируя сотрудничество с иностранными партнерами, первое, о чем необходимо побеспокоиться - это тщательная проверка зарубежного контрагента. Она позволит исключить многочисленные проблемы, которые возникают в случае признания компании фиктивной или подписания договора лицом, не имеющим на это юридического права. Прежде, чем рассматривать методы проведения проверки, необходимо изучить последствия сотрудничества с ненадежными партнерами из-за рубежа. Они помогут оценить всю серьезность вопроса. Если российские государственные структуры, регулирующие внешнеторговую деятельность, будут иметь весомые основания для того, чтобы усомниться в честности вашего зарубежного партнера и правомерности заключенных сделок, они могут предпринять следующие меры:
  • налоговая инспекция даст отказ на вычет НДС либо признание нулевой ставки по этому налогу;
  • таможенная служба не пропустит груз на границе и потребует предоставление дополнительных подтверждений правомерности его транспортировки;
  • банки заподозрят «нечистую» транзакцию, и их сотрудники будут вынуждены передать эту информацию представителям экспортного и валютного контроля;
  • органы экспортного и валютного контроля направят своих сотрудников для детальной проверки финансово-хозяйственной деятельности компании.
Таким образом, тщательная проверка иностранных контрагентов позволяет исключить появление сомнений у представителей налоговой и других государственных служб, подозрений в вашей халатности, непредусмотрительности или проведении фиктивных сделок для уклонения от уплаты налогов. Такое развитие событий не стоит ставить под сомнение. Даже если дело дойдет до Арбитражного суда России, ответчик в любом случае будет привлечен к налоговой ответственности. Здесь уже введено понятие должной осмотрительности при выборе контрагента, поэтому наказание будет достаточно серьезным. Прежде, чем рассматривать существующие способы проверки, отметим, что за границей также работают инструменты, похожие на те, которые используются в России. Обычно каждое европейское государство имеет собственный реестр, по функциональности напоминающий отечественный ЕГРЮЛ. Его название может выглядеть по-разному, но основные задачи остаются неизменными. Главным преимуществом становится тот факт, что в зарубежных базах присутствует более детальная информация. Здесь легко найти любые материалы о зарегистрированных юридических лицах. Этим база отличается от той, которая функционирует в российских аналогах, поэтому вы сможете легко получить сведения про:
  • учредителей и директоров интересующей компании;
  • лиц, имеющих юридическое право подписи разного рода документов;
  • уставной капитал;
  • юридический адрес;
  • факт продажи доли компании и других интересующих моментах;
  • особенности хозяйственной деятельности объекта;
  • факт наличия процесса, направленного на признание компании банкротом или полную ликвидацию фирмы.
Изучив представленный перечень, вы видите, что доступна абсолютно вся информация, которая нужна для оценки надежности иностранного контрагента, получения уверенности в безопасности и оправданности запланированных сделок. Остается разобраться в том, как получить интересующие сведения. Сегодня используются два способа проверки иностранного контрагента. Первый - запрос информации в электронном виде. Это быстро и просто, поэтому большинство отечественных компаний выбирает именно такой метод. Говоря про зарубежные реестры, отметим, что содержащиеся здесь сведения могут использовать не только граждане той страны, в которой ведется база, но и резиденты других государств. Чтобы получить интересующие данные, необходимо просто оплатить услугу. Отправлять запрос на получение электронного отчета по конкретной компании можно такими способами:
  • обратившись в налоговую администрацию государства, где зарегистрирована компания, рассматриваемая в качестве потенциального партнера;
  • заказать справку в специальной базе данных. Таких баз достаточно много, поэтому есть возможность выбирать;
  • воспользоваться услугами юридического агентства, предоставляющего консультации по проверке контрагентов из-за границы. В данном случае вы получаете не только сведения про контрагента, но и письменное заключение, составленное на основе имеющихся материалов;
  • выбрать узконаправленный реестр, который предлагает информационные материалы про заграничные компании.
Самыми надежными источниками сведений считаются государственные БД. Например, в европейских странах работает единый бизнес-реестр, открытый в 1998 году. Он перенаправит обратившееся лицо к национальному дистрибьютору, который за определенную плату предоставит интересующую информацию. Во Франции функционирует портал канцелярии Арбитражного суда, здесь информация предоставляется бесплатно, но только частично, за более расширенные сведения необходимо платить. В Германии можно воспользоваться услугами реестра федеральных земель и реестра, администрируемого Министерством юстиции. Чтобы воспользоваться данным реестром, необходимо пройти продолжительную процедуру регистрации. В Великобритании нужно запрашивать информацию из Госреестра, и делать это через базы, созданные посредниками. Тут удается получать официальную и неофициальную информацию, функциональность ресурса достаточно широка. Но, важно знать, что бесплатно предоставят мало полезных сведений, а получить расширенную выписку можно только после оплаты сбора. Второй способ получения информации относительно интересующей иностранной компании – это запрос выписки из реестра, заверенной нотариально. Такая методика похожа на способ проверки партнеров из России. Нужно понимать, что времени на реализацию такого метода потребуется больше. Есть страны, где сведения о юридических лицах предоставляются НС. Найти ссылки на налоговые службы других государств несложно. Для этого необходимо воспользоваться сайтом ФНС Российской Федерации. Здесь есть раздел «Международное сотрудничество», где вы выбираете нужную страну. Существуют и специализированные базы данных, которые могут предоставить интересующую информацию о зарубежных фирмах, а также отечественных компаниях. Они дают расширенную справку, и услуга платная. Минус такого решения заключается в том, что обычно базы не гарантируют достоверность сведений, что заставляет сомневаться в иностранном контрагенте, с которым планируется сотрудничество. Проверяя иностранную компанию, необходимо запрашивать:
  • выписку из реестра государства, где зарегистрирован ваш будущий партнер. Она позволит узнать статус компании, ее состояние на конкретный момент времени;
  • учредительную документацию. Речь идет про устав. Его может заменить сертификат об инкорпорации. Они обязательно должны быть оформлены на русском языке и пройти процедуру легализации в России.
Как заключение отметим, что пытаться самостоятельно решить вопрос проверки иностранного контрагента в большинстве случаев неоправданно. На это есть несколько причин:
  • значительные траты личного времени;
  • существование вероятности столкнуться с мошенниками или непроверенными поставщиками услуг, предоставляющими ошибочные или заведомо ложные сведения;
  • вероятность попусту потратить деньги, не получив желаемого результата;
  • вероятность найти неполный пакет данных, который нужен для проверки.
Таким образом, решение задачи лучше доверять профессионалам. Наш сервис готов проверить вашего будущего иностранного партнера на благонадежность быстро и результативно, гарантируя подлинность предоставляемых сведений. Мы соберем всю необходимую информацию, сделаем это по доступной цене. Точная стоимость услуги озвучивается индивидуально, зависимо от потребностей человека. Проверка будет максимально успешной, даже если вы владеете неполными данными про зарубежную организацию. В оправданности сотрудничества с нами убедилось уже много крупных отечественных фирм.

Проверка иностранных компаний (нерезидентов):

1. Республика Беларусь

2. Республика Казахстан

3. Украина

- Открытые и общедоступные сведения ЕГРН об иностранных организациях (данные ФНС).

4. Налоговые службы стран мира.

5. Центральные банки стран мира.

6. D & B - информация о любой компании в любой стране мира (платно).

7. Великобритания (реестр юр лиц). И ещё здесь.

8. Франция (реестр юр лиц).

9. Кипр (реестр юр лиц).

10. Германия (реестр юр лиц).

11. Швейцария (реестр юр. лиц, учредителей и руководителей).

12. Эстония (реестр юр лиц).

13. Литва (реестр юр лиц).

14. Проверка иностранных европейских компаний.

15. Гонконг (реестр юр лиц).

16. Нидерланды (реестр юр. лиц).

17. Белиз (реестр юр лиц ).

18. SkipMax - база данных физ. лиц США (необходима регистрация).

19. Проверка учредителей и руководителей компаний США.

20. Opencorporates - проверка компаний-нерезидентов.

21. Hoovers - список компаний-нерезидентов (лайт версия D&B).

22. Список владельцев оффшорных компаний (Панамский список).

23. Investigative Dashboard поиск организаций по разным странам.

24. Санкционные списки Европы, - Великобритании, - США, - Канады.

Как провести проверку иностранного контрагента

При заключении внешнеэкономической сделки нужно провести проверку иностранного контрагента. С помощью каких ресурсов это можно сделать и на что обратить внимание.

При заключении договоров с иностранными контрагентами возникают дополнительные риски для российских компаний. Подобного контрагента сложнее привлечь к ответственности за неисполнение обязательств, сам арбитражный процесс более затратный (в частности, нередко приходится вести споры в иностранном суде). Кроме того, отличаются нормы закона, а также обычаи делового оборота. Если контрагент окажется недобросовестным, компания может понести существенные убытки.

Когда российская компания только выходит на международный рынок, придется решить вопрос, как организовать правовую защиту своих интересов. Можно привлечь сторонних специалистов в соответствующей области права или поставить задачу собственным юристам. Если компания предпочитает второй вариант, юридическому отделу до заключения соглашения потребуется изучить договорную практику по данному типу сделок, судебную практику, и подготовить сделку. В частности, провести проверку иностранного контрагента, как это делают перед подписанием договоров с российскими партнерами.

Сервис проверит контрагента по государственным реестрам – ЕГРЮЛ и ЕГРИП, Росстата, картотеке арбитражных дел, базе исполнительных производств ФССП России, сервисам налоговой службы и другим. Сформирует досье компании и выписку из ЕГРЮЛ с подписью ФНС.

Проверить контрагента

Памятки для сотрудников юридических отделов

Все платные и бесплатные сервисы по проверке контрагента >>

Как самостоятельно и бесплатно проверить контрагента. 15 ключевых источников >>

Скачать образец юридического заключения по итогам проверки контрагента >>

Для проверки иностранного контрагента запрашивают документы о финансах и полномочиях

Принципы проверки иностранного контрагента схожи с теми, на которые юристы опираются, когда анализируют информацию об отечественных бизнес-партнерах. В частности, при проверке иностранной компании юристам нужно получить информацию:

  • о материальном положении иностранного контрагента, состоянии его финансов;
  • о правовом статусе самой компании, а также полномочиях ее представителей;
  • о том, не ведут ли в отношении данной компании процедуру реорганизации или ликвидации;
  • нет ли свидетельств, что иностранный контрагент находится под угрозой банкротства или уже под процедурой банкротства и т. п.

Проверку иностранной компании проводят с помощью интернет-ресурсов

При проверке иностранного контрагента сведения о финансовом и правовом положении запрашивают в реестре юридических лиц в стране контрагента. Также нужно получить копии учредительных документов иностранной компании. Нередко необходимые данные доступны на официальных сайтах иностранных государств.

Например, чтобы проверить российского контрагента, пользуются разделов о ЕГРЮЛ на сайте ФНС России. В Великобритании существует аналогичный ресурс, который называется «Companies House». Если компания заключает сделку с британским партнером, информацию можно узнать на сайте «Companies House».

Кроме официальных сайтов отдельных государств, можно воспользоваться общемировыми ресурсами. Существуют базы, которые содержат сведения практически о любой компании мира. Например, доступ к такой базе предоставляет сервис «Интерфакс – Дан энд Брэдстрит».

В ходе проверки иностранной компании можно напрямую запросить документы у будущего контрагента. Если контрагент откажется, это может быть признаком его неблагонадежности.

В ходе проверки иностранный контрагент может дать заверения о своем состоянии

В российской практике заверения об обстоятельствах в договорной работа и на этапе переговоров начали использовать позже, чем в иностранной. При проверке иностранного контрагента компания может получить его заверения:

  • об экономическом положении иностранной компании,
  • о составе ее акционеров,
  • о налоговом резидентстве и т. д.

Согласно ст. 431.2 ГК РФ стороны сделки могут давать друг другу те или иные заверения перед заключением соглашения.

Есть примеры арбитражных споров, когда суды признавали, что сторона сделки обоснованно дала заверения:

При проверке иностранной компании нужно учитывать преддоговорную ответственность

Положения ГК РФ о преддоговорной ответственности действуют в соответствии с международной доктриной «culpa in contrahendo» (ст. 434.1 ГК РФ). В процессе проверки иностранного контрагента нужно помнить, что существует ответственность за недобросовестное ведение переговоров. В частности, это касается ситуаций, когда юристам предоставили недостоверную информацию при проверке иностранной компании. Также если иностранного контрагента проверяли, и он внезапно и безосновательно прервал переговоры, это может служить признаком недобросовестности. За недобросовестное ведение переговоров стороны сделки несут ответственность.


Смотрите также