Проверить иностранного контрагента
Как проверить иностранного контрагента?
Опасность работы с сомнительной организацией на территории России и за рубежом существенно отличается. Так, заключив сделку с неблагонадежной отечественной фирмой, организация может быть обвинена в связях с «однодневками» и получении необоснованной налоговой выгоды. Если же сомнение вызовет иностранный контрагент, к проверке деятельности организации приступит целый комплекс государственных структур: налоговики, таможенники, органы валютного контроля, органы экспортного контроля.
Таким образом, от каждого из них может последовать реакция: от ИФНС — отказ в вычете НДС или признании нулевой ставки по этому налогу, от ФТС — задержка груза на границе, от банка — передача информации о готовящейся трансакции в соответствующие органы валютного и экспортного контроля, ну а от последних — выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности.
За рубежом существуют инструменты, подобные тем, которыми пользуются компании в России. Как правило, любое европейское государство имеет реестр, примерно такой же, как наш ЕГРЮЛ. В Великобритании он называется Companies House, в Голландии — торговый реестр. Все эти базы данных открыты для пользователей других стран, можно перечислить им оплату за предоставление данных и получить сведения об интересующей компании.
Запрос документов у контрагента необходимо осуществлять в целях защиты от подозрений налоговой инспекции об отсутствии должной осмотрительности.
Из плюсов хочется отметить то, что в зарубежных базах о юридических лицах содержится более полная информация в сравнении с русскими аналогами. Вы легко получите сведения об учредителях и директорах, уставном капитале, местонахождении организации, если продавались доли компании, это также будет отражено в базе данных.
Кроме того, контрагента можно проверить тем же способом, каким мы изучаем деятельность российского поставщика — необходимые документы запрашиваются в письменном виде. Можно истребовать выписку из реестра и попросить, чтобы она была нотариально заверена. Для полноты картины ставим апостиль, чтобы у нас в стране бумага была признана как официальный документ[1].
Также информацию о контрагенте можно получить из Интернет-источников. На официальных сайтах государственных структур можно получить первичную информацию по проверке контрагента. Вместе с тем, стоит использовать официальные сайты зарубежных официальных органов.
Например, для того, чтобы проверить компанию можно найти на сайте ФНС России в Разделе «международное сотрудничество», можно найти ссылки на налоговые службы стран мира и проверить иностранного контрагента в объеме тех сервисов, которые предлагают иностранные ресурсы.
Таблица
Налоговые администрации стран мира
Государственный флаг | Государство | Название налоговой администрации | Ссылка на официальный сайт |
Австралия | Налоговая администрация | www.ato.gov.au | |
Australia | Taxation Office | ||
Австрия | Министерство финансов | www.bmf.gv.at | |
Austria | Ministry of Finance | ||
Азербайджан | Министерство по налогам | www.taxes.gov.az | |
Azerbaijan | Ministry of Taxes | ||
Албания | Главное управлении по налогам | www.tatime.gov.al | |
Albania | General Directorate of Taxation | ||
Аргентина | Федеральная администрация государственных доходов | www.afip.gov.ar | |
Argentina | Federal Administration of Public Revenues | ||
Армения | Налоговая служба республики Армения | www.taxservice.am | |
Armenia | The State Revenue Committee of the Government | ||
Беларусь | Министерство по налогам и сборам | www.nalog.gov.by | |
Republic of Belarus | Ministry of Taxes and Duties | ||
Бельгия | Федеральная государственная служба финансов | www.minfin.fgov.be | |
Belgium | Federal Public Service Finance | ||
Болгария | Агентство государственных доходов | www.nap.bg | |
Bulgaria | National Revenue Agency | ||
Босния и Герцеговина | Налоговая администрация | www.uino.gov.ba | |
Bosnia Herzegovina | Indirect Taxation Authority | ||
Бразилия | Секретариат федеральных доходов | site | |
Brazil | Secretariat of the Federal Revenue | ||
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии | Налоговая и таможенная администрация | www.hmrc.gov.uk | |
Great Britain | Her Majesty’s Revenue & Customs | ||
Венгрия | Налоговая и таможенная администрация | nav.gov.hu | |
Hungary | National Tax and Customs Administration | ||
Германия | Налоговый департамент Министерства финансов | site | |
Germany | Federal Ministry of Finance, Tax Department | ||
Греция | Секретариат по налоговым и таможенным вопросам в Министерстве экономики. | site | |
Greece | Ministry of Economy, General Secretariat of Tax and Customs Issues | ||
Дания | Министерство по налогам | www.skm.dk | |
Denmark | Ministry of Taxation | ||
Израиль | Налоговая администрация | site | |
Israel | Tax Authority | ||
Индия | Департамент доходов Министерства финансов | site | |
India | Department of Revenue, Ministry of Finance | ||
Ирландия | Налоговая администрация | http://www.revenue.ie/ | |
Ireland | Office of the Revenue Commissioners | ||
Исландия | Управление внутренних доходов | www.rsk.is | |
Iceland | Internal Revenue Directorate | ||
Испания | Налоговое агентство | www.aeat.es | |
Spain | Tax Agency | ||
Италия | Агентство доходов | site | |
Italy | Revenue Agency | ||
Казахстан | Налоговый комитет Министерства финансов | www.salyk.kz | |
Republic of Kazakhstan | Tax Committee, Ministry of Finance | ||
Канада | Налоговое агентство Канады | www.cra-arc.gc.ca | |
Canada | Canada Revenue Agency | ||
Кипр | Департамент внутренних доходов | site | |
Cyprus | Inland Revenue Department | ||
Киргизия | Государственная налоговая служба | www.sti.gov.kg | |
Kyrgyzstan | State Tax Service | ||
Китай | Государственная налоговая администрация | site | |
China | State Administration of Taxation | ||
Латвия | Служба внутренних доходов | www.vid.gov.lv | |
Latvia | State Revenue Service | ||
Литва | Налоговая администрация Министерства финансов | www.vmi.lt | |
Lithuania | State Tax Inspectorate, Ministry of Finance | ||
Лихтенштейн | Налоговый орган Королевства Лихтенштейн | www.stv.llv.li | |
Liechtenstein | Fiscal Authority of the Principality of Liechtenstein | ||
Люксембург | Налоговая администрация | www.aed.public.lu | |
Luxembourg | Indirect Tax Administration | ||
Македония | Служба государственных доходов | www.ujp.gov.mk | |
Macedonia | Public Revenue Service | ||
Мальта | Департамент внутренних доходов | www.ird.gov.mt | |
Malta | Inland Revenue Department | ||
Молдавия | Государственная налоговая служба республики Молдова | www.fisc.md/ru | |
Moldova | Main State Tax Inspectorate under the Ministry of Finance | ||
Нидерланды | Налоговая и таможенная администрация | site | |
Netherlands | Tax and Customs Administration | ||
Норвегия | Налоговая администрация | http://www.taxnorway.no/ | |
Norway | Tax Norway | ||
Польша | Налоговая администрация | www.mf.gov.pl | |
Poland | Tax Administration | ||
Португалия | Главное налоговое управление | site | |
Portugal | General Tax Directorate | ||
Республика Сербская | Налоговая администрация | site | |
Republika Srpska | Tax Administration | ||
Румыния | Государственное агентство по налоговому администрированию | www.anaf.ro | |
Romania | National Agency for Fiscal Administration | ||
Сербия | Налоговая администрация | site | |
Serbia | Tax Administration | ||
Сингапур | Администрация внутренних доходов | www.iras.gov.sg | |
Singapore | Inland Revenue Authority | ||
Словакия | Налоговое управление | www.drsr.sk | |
Slovakia | Tax Directorate | ||
Словения | Налоговая администрация | http://www.durs.gov.si/en/ | |
Slovenia | Tax Administration | ||
США | Служба внутренних доходов | www.irs.gov | |
United States of America | Internal Revenue Service | ||
Таджикистан | Налоговый комитет при Правительстве | andoz.tj | |
Tajikistan | Tax Committee under the Government | ||
Туркменистан | Главная государственная налоговая служба | www.tax.gov.tm | |
Turkmenistan | State General Tax Service | ||
Узбекистан | Государственный налоговый комитет | www.soliq.uz | |
Uzbekistan | State Tax Committee | ||
Украина | Государственная налоговая служба Украины | www.sta.gov.ua | |
Ukraine | State Tax Service | ||
Финляндия | Налоговая администрация | www.vero.fi | |
Finland | Tax Administration | ||
Франция | Главное управление государственных финансов | www.impots.gouv.fr | |
France | General Directorate of Public Finances | ||
Хорватия | Налоговая администрация Министерства финансов | http://www.porezna-uprava.hr/ | |
Croatia | Ministry of Finance, Tax Administration | ||
Черногория | Налоговая администрация | site | |
Montenegro | Tax Administration | ||
Чехия | Налоговая администрация | www.mfcr.cz | |
Czech Republic | Tax Administration | ||
Швейцария | Федеральная налоговая администрация | www.estv.admin.ch | |
Switzerland | Federal Tax Administration | ||
Швеция | Налоговое агентство | site | |
Sweden | Tax Agency | ||
Эстония | Налоговая и таможенная администрация | www.emta.ee | |
Estonia | Tax and Customs Board | ||
ЮАР | Служба доходов | www.sars.gov.za | |
South Africa | Revenue Service | ||
ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) | www.oecd.org | ||
OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) | |||
ВОНА (Европейская организация налоговых администраций) | www.iota-tax.org | ||
IOTA (Intra-European Organization of Tax Administrations) | |||
Совет руководителей Налоговых служб (СРНС) | |||
Council of Heads of Tax Services (CHTS) | |||
Координационный Совет руководителей Налоговых служб (КСРНС) | |||
The Coordinating Council of the Heads of Tax Services (CCHTS) | |||
Совет государств региона Балтийского моря (БалтСовет) | http://www.cbss.org/ | ||
Coucil of the Baltic sea states | |||
Таможенный союз ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество) | http://www.evrazes.com | ||
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) | http://www.tsouz.ru |
Кроме того, возможно воспользоваться специализированными базами данных. Одной из крупнейших в мире баз данных обладает Interfax – D and B www.dnb.ru. База данных обеспечивает доступ к сведениям о компаниях, предоставляет аналитические услуги для оценки кредитных рисков, соответствующие самым высоким международным стандартам. База данных содержит информацию о более чем 220 млн.предприятий мира.
Другая база данных принадлежит компании Kompass www.ru.kompass.com и предоставляет информацию о компаниях ведущих стран мира, предлагает поиск по уникальному классификатору товаров и услуг. Общая база данных «Компаса» содержит 1 650 млн. предприятий мира.
При работе с компанией-контрагентом необходимо вести документальное подтверждение переписки: архив входящих и исходящих писем (постановление ФАС ПО от 17.06.2011 № А65-20543/2010). До заключения договора, необходимо письменно согласовать детали сделки (цену, условия расчетов, порядок и условия отгрузки и т. д.). Наличие положительной информации о контрагенте в открытых источниках, наличие сайта свидетельствует о его хорошей деловой репутации. Полезной будет информация в виде буклетов контрагента с контактными данными компании и описанием её деятельности. Хотя данная информация не способна гарантировать выявление недобросовестного партнера, т.к. по указанному юридическому адресу компания может не находиться (повсеместно встречаются случаи, когда фактический и юридический адрес не совпадают), однако её наличие поможет доказать факт проявления должной осмотрительности.
Компания, у которой есть четко выработанная методика проверки контрагентов, говорит о добросовестном отношении к выбору партнера. Методики проверки выбираются сугубо индивидуально. Зафиксируйте распоряжением список проверок контрагентов и следуйте ему[2].
Рекомендации при составлении договора:
- Запросите информацию в реестре иностранного государства о юридическом лице.
- Запросите учредительные документы у контрагента.
- Информацию о контрагенте можно получить из Интернет-источников. На официальных сайтах государственных структур можно получить первичную информацию по проверке контрагента. Вместе с тем, стоит использовать официальные сайты зарубежных официальных органов.
[2] http://www.riskovik.com/journal/stat/n8/proverka-kontragenta/
Цели и принципы проверки иностранного контрагента
Наши клиенты и партнеры доверяют свою безопасность профессионалам
Планируя сотрудничество с иностранными партнерами, первое, о чем необходимо побеспокоиться - это тщательная проверка зарубежного контрагента. Она позволит исключить многочисленные проблемы, которые возникают в случае признания компании фиктивной или подписания договора лицом, не имеющим на это юридического права. Прежде, чем рассматривать методы проведения проверки, необходимо изучить последствия сотрудничества с ненадежными партнерами из-за рубежа. Они помогут оценить всю серьезность вопроса. Если российские государственные структуры, регулирующие внешнеторговую деятельность, будут иметь весомые основания для того, чтобы усомниться в честности вашего зарубежного партнера и правомерности заключенных сделок, они могут предпринять следующие меры:- налоговая инспекция даст отказ на вычет НДС либо признание нулевой ставки по этому налогу;
- таможенная служба не пропустит груз на границе и потребует предоставление дополнительных подтверждений правомерности его транспортировки;
- банки заподозрят «нечистую» транзакцию, и их сотрудники будут вынуждены передать эту информацию представителям экспортного и валютного контроля;
- органы экспортного и валютного контроля направят своих сотрудников для детальной проверки финансово-хозяйственной деятельности компании.
- учредителей и директоров интересующей компании;
- лиц, имеющих юридическое право подписи разного рода документов;
- уставной капитал;
- юридический адрес;
- факт продажи доли компании и других интересующих моментах;
- особенности хозяйственной деятельности объекта;
- факт наличия процесса, направленного на признание компании банкротом или полную ликвидацию фирмы.
- обратившись в налоговую администрацию государства, где зарегистрирована компания, рассматриваемая в качестве потенциального партнера;
- заказать справку в специальной базе данных. Таких баз достаточно много, поэтому есть возможность выбирать;
- воспользоваться услугами юридического агентства, предоставляющего консультации по проверке контрагентов из-за границы. В данном случае вы получаете не только сведения про контрагента, но и письменное заключение, составленное на основе имеющихся материалов;
- выбрать узконаправленный реестр, который предлагает информационные материалы про заграничные компании.
- выписку из реестра государства, где зарегистрирован ваш будущий партнер. Она позволит узнать статус компании, ее состояние на конкретный момент времени;
- учредительную документацию. Речь идет про устав. Его может заменить сертификат об инкорпорации. Они обязательно должны быть оформлены на русском языке и пройти процедуру легализации в России.
- значительные траты личного времени;
- существование вероятности столкнуться с мошенниками или непроверенными поставщиками услуг, предоставляющими ошибочные или заведомо ложные сведения;
- вероятность попусту потратить деньги, не получив желаемого результата;
- вероятность найти неполный пакет данных, который нужен для проверки.
Проверка иностранных компаний (нерезидентов):
1. Республика Беларусь
2. Республика Казахстан
3. Украина
- Открытые и общедоступные сведения ЕГРН об иностранных организациях (данные ФНС).
4. Налоговые службы стран мира.
5. Центральные банки стран мира.
6. D & B - информация о любой компании в любой стране мира (платно).
7. Великобритания (реестр юр лиц). И ещё здесь.
8. Франция (реестр юр лиц).
9. Кипр (реестр юр лиц).
10. Германия (реестр юр лиц).
11. Швейцария (реестр юр. лиц, учредителей и руководителей).
12. Эстония (реестр юр лиц).
13. Литва (реестр юр лиц).
14. Проверка иностранных европейских компаний.
15. Гонконг (реестр юр лиц).
16. Нидерланды (реестр юр. лиц).
17. Белиз (реестр юр лиц ).
18. SkipMax - база данных физ. лиц США (необходима регистрация).
19. Проверка учредителей и руководителей компаний США.
20. Opencorporates - проверка компаний-нерезидентов.
21. Hoovers - список компаний-нерезидентов (лайт версия D&B).
22. Список владельцев оффшорных компаний (Панамский список).
23. Investigative Dashboard поиск организаций по разным странам.
24. Санкционные списки Европы, - Великобритании, - США, - Канады.
Как провести проверку иностранного контрагента
При заключении внешнеэкономической сделки нужно провести проверку иностранного контрагента. С помощью каких ресурсов это можно сделать и на что обратить внимание.
При заключении договоров с иностранными контрагентами возникают дополнительные риски для российских компаний. Подобного контрагента сложнее привлечь к ответственности за неисполнение обязательств, сам арбитражный процесс более затратный (в частности, нередко приходится вести споры в иностранном суде). Кроме того, отличаются нормы закона, а также обычаи делового оборота. Если контрагент окажется недобросовестным, компания может понести существенные убытки.
Когда российская компания только выходит на международный рынок, придется решить вопрос, как организовать правовую защиту своих интересов. Можно привлечь сторонних специалистов в соответствующей области права или поставить задачу собственным юристам. Если компания предпочитает второй вариант, юридическому отделу до заключения соглашения потребуется изучить договорную практику по данному типу сделок, судебную практику, и подготовить сделку. В частности, провести проверку иностранного контрагента, как это делают перед подписанием договоров с российскими партнерами.
Сервис проверит контрагента по государственным реестрам – ЕГРЮЛ и ЕГРИП, Росстата, картотеке арбитражных дел, базе исполнительных производств ФССП России, сервисам налоговой службы и другим. Сформирует досье компании и выписку из ЕГРЮЛ с подписью ФНС. Проверить контрагента |
Памятки для сотрудников юридических отделов
Все платные и бесплатные сервисы по проверке контрагента >>
Как самостоятельно и бесплатно проверить контрагента. 15 ключевых источников >>
Скачать образец юридического заключения по итогам проверки контрагента >>
Для проверки иностранного контрагента запрашивают документы о финансах и полномочиях
Принципы проверки иностранного контрагента схожи с теми, на которые юристы опираются, когда анализируют информацию об отечественных бизнес-партнерах. В частности, при проверке иностранной компании юристам нужно получить информацию:
- о материальном положении иностранного контрагента, состоянии его финансов;
- о правовом статусе самой компании, а также полномочиях ее представителей;
- о том, не ведут ли в отношении данной компании процедуру реорганизации или ликвидации;
- нет ли свидетельств, что иностранный контрагент находится под угрозой банкротства или уже под процедурой банкротства и т. п.
Проверку иностранной компании проводят с помощью интернет-ресурсов
При проверке иностранного контрагента сведения о финансовом и правовом положении запрашивают в реестре юридических лиц в стране контрагента. Также нужно получить копии учредительных документов иностранной компании. Нередко необходимые данные доступны на официальных сайтах иностранных государств.
Например, чтобы проверить российского контрагента, пользуются разделов о ЕГРЮЛ на сайте ФНС России. В Великобритании существует аналогичный ресурс, который называется «Companies House». Если компания заключает сделку с британским партнером, информацию можно узнать на сайте «Companies House».
Кроме официальных сайтов отдельных государств, можно воспользоваться общемировыми ресурсами. Существуют базы, которые содержат сведения практически о любой компании мира. Например, доступ к такой базе предоставляет сервис «Интерфакс – Дан энд Брэдстрит».
В ходе проверки иностранной компании можно напрямую запросить документы у будущего контрагента. Если контрагент откажется, это может быть признаком его неблагонадежности.
В ходе проверки иностранный контрагент может дать заверения о своем состоянии
В российской практике заверения об обстоятельствах в договорной работа и на этапе переговоров начали использовать позже, чем в иностранной. При проверке иностранного контрагента компания может получить его заверения:
- об экономическом положении иностранной компании,
- о составе ее акционеров,
- о налоговом резидентстве и т. д.
Согласно ст. 431.2 ГК РФ стороны сделки могут давать друг другу те или иные заверения перед заключением соглашения.
Есть примеры арбитражных споров, когда суды признавали, что сторона сделки обоснованно дала заверения:
При проверке иностранной компании нужно учитывать преддоговорную ответственность
Положения ГК РФ о преддоговорной ответственности действуют в соответствии с международной доктриной «culpa in contrahendo» (ст. 434.1 ГК РФ). В процессе проверки иностранного контрагента нужно помнить, что существует ответственность за недобросовестное ведение переговоров. В частности, это касается ситуаций, когда юристам предоставили недостоверную информацию при проверке иностранной компании. Также если иностранного контрагента проверяли, и он внезапно и безосновательно прервал переговоры, это может служить признаком недобросовестности. За недобросовестное ведение переговоров стороны сделки несут ответственность.