Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

4585353@mail.ru

Проблемы дошкольного образования в швейцарии


Дошкольное образование в Швейцарии

 

      Содержание 

      1 Образование в Швейцарии

     Система образования в Швейцарии соответствует  её политическому устройству. Полномочия центра существенно ограничены со стороны  регионов. Более логично было бы говорить о 26 совершенно самостоятельных системах образования в Швейцарии, связанных между собой общими принципами. В каждом кантоне Швейцарии существует отдельная система образования, однако качество образовательных услуг и их доступность гарантирует федеральная власть. Конституция Швейцарии провозглашает всеобщее обязательное среднее образование для всех граждан с 6 до 16 лет, гарантирует доступность и бесплатность образования в стране, а так же отвечает за соответствие дипломов о типе и уровне образования различных кантонов между собой. Полномочия федеральной и кантональных властей разделены следующим образом:

     1 дошкольное, начальное и первая  ступень среднего образования  (Secondaire I, обязательное среднее образование)  полностью подчинено региональным  властям. Государство отвечает только за соблюдение принципа общедоступности и бесплатности, гарантирует качество образования.

     2 вторая ступень среднего образования  (Secondaire II, полное среднее образования)  находится в ведении кантональных  правительство за исключением  профессионального образования, которое регулирует федеральная власть. Все государственные школы и гимназии находятся в ведении кантонов. А вот с частными школами Швейцарии ситуация другая: их выпускники для получения свидетельства о полном среднем образовании обязаны сдать не кантональный, а федеральный экзамен. Соответственно, дипломы государственных школ признаются на территории страны, а дипломы частных школ — в том числе и за рубежом.

     3 Высшее образование регулируется  центром и регионами совместно:  в ведении федеральных властей высшее профессиональное образование, а кантоны отвечают за университетское образование. При этом финансовое обеспечение университетов гарантирует центр. Высшее образование в Швейцарии полностью перестроено под требования Болонского соглашения и предусматривает 2 ступени обучения: бакалавриат и магистратуру.

     2 Дошкольное обучение

     Дошкольное  воспитание не считается обязательным во всех кантонах кроме женевского. Родители сами выбирают время, которое ребенок проводит в детском учреждении, или не отдают ребенка в сад вообще. Большинство родителей все же предпочитают отдавать ребенка в детский сад с тем, чтобы привить ему навыки общения в детском коллективе, повысить самостоятельность и развить способности к взаимодействию со сверстниками.

     Последний год в детском саду, предшествующий поступлению в начальную школу, согласно швейцарским законам, обязателен для посещения. В этот период педагоги стараются подготовить детей  к адаптации в школе, научить  их наиболее полно раскрывать свои способности. В детском саду происходит социализация ребёнка и подготовка к началу учёбы в школе.

     В детский сад в Швейцарии детей  отдают рано, есть группы даже с 1 годика. Существуют государственные дошкольные учреждения и частные. Как ни странно, государственных явно не хватает, хотя они и не бесплатны. Частные ясли и детские садики работают гибко — детей можно оставлять на обед и забирать чуть позже. Заведений с круглосуточным содержанием маленьких детей в Швейцарии нет.

     В немецкоязычных кантонах заметно влияние  педагогических идей Ф. Фребеля (1782-1852) и существуют детские сады, где основное внимание уделяется игре и общему развитию ребенка. Во франкоязычных и италоязычных кантонах под влиянием идей известных педагогов и психологов Э. Клапареда (1873-1940), А. Ферьера (1879-1960), М. Монтессори (1870-1952) и Ж. Декроли (1871-1932) большое внимание уделяется предшкольной подготовке детей - «Школы для малышей» (l'ecole enfantine, scuola dell' infantia) считаются составной частью школьной системы. Как правило, дошкольные учреждения интегрированы с начальными школами, но занимают отдельные здания.

     Дошкольная  система образования в Швейцарии  представлена детскими садами различного уровня и направления: государственные, специализированные, оздоровительные, частные детские сады различного уровня - от семейных, в которых одновременно пребывают всего несколько детей, до элитных заведений. Последние представляют собой детские сады повышенной комфортности, где с детьми с раннего детства занимаются лучшие специалисты, выявляя наклонности к той или иной деятельности и развивающие их.

     Наиболее  популярны в Швейцарии детские  сады, в которых малыши проводят весь день, так называемые детсады  полного рабочего дня. В таких  заведениях дети играют, получают трехразовое (как минимум) питание, спят. В подавляющем большинстве таких садов имеется собственный спортивный зал, а во многих - бассейн.

     Существуют  оздоровительные детские сады для  детей с хроническими заболеваниями. В таких учреждениях, кроме обычных  условий, имеются наблюдающие врачи, диеты, особый режим. В зависимости от сложности и характера заболевания, время пребывания ребенка в таком саду может варьироваться.

     Специализированные  детские сады рассчитаны на детей, которые  по тем или иным причинам не могут  воспитываться в обычных детских садах. Соответственно, таким детям создаются особые условия, которые не могут обеспечить обычные детские учреждения.

     В зависимости от указанных выше подходов содержание воспитания и обучения в  дошкольных учреждениях заметно  отличается в разных лингвистических регионах и даже в пределах одного региона. Однако в последние десятилетия были сделаны заметные усилия по координации и гармонизации целей, содержания и методов воспитания и образования в дошкольных учреждениях. Так, например, в Романской (франкоговорящей) Швейцарии еще в 1970 г. был введен официальный рамочный учебно-воспитательный план, общий для всех дошкольных заведений региона, а в 1992 г. был принят новый документ «Цели и содержание дошкольного обучения». В немецкоговорящей Швейцарии рамочный план воспитательной и образовательной работы в дошкольных заведениях был принят в 1971 г. по инициативе ассоциации воспитателей дошкольных заведений и обновлялся в 1983 и 1991 гг. Большинство кантонов этого региона пользуются им сегодня.

     В качестве примера содержания воспитательной и образовательной деятельности в дошкольных учреждениях можно сослаться на учебный план двухлетней «школы для малышей» кантона Женева, где последний дошкольный класс считается первым годом обязательного обучения. Программа воспитания в первом классе предусматривает повседневную неформальную деятельность в таких областях, как родной язык, перцептивное развитие, психомоторное и физическое воспитание освоение начатков математики, главным образом в процессе обращения с различными предметами, творческая деятельность (рисование, лепка, ручные работы), музыкальное воспитание, различные виды игровой деятельности. Во втором (предшкольном) классе все эти виды деятельности дополняются формальными занятиями по родному языку (чтение и элементы письма), на которые отводится 3 часа в неделю, и занятиями по математике, на которые отводится 2,5 часа в неделю. В разных кантонах на все виды занятий и воспитательной работы с детьми в дошкольных учреждениях отводится 18-22 часа в неделю, распределенных на 4,5-5 или 5-6 дней в неделю в зависимости от кантона.

     Методика  обучения детей дошкольного возраста в Швейцарии в соответствии с  канонами педагогов-реформаторов —  обучение в игре, а девиз —  «не мешай»: способности ребёнка  обязательно проявятся сами, воспитатель только должен это заметить. Много игр на свежем воздухе, вместо азбуки — повторение слов и предложений, песенок и стихов. В итоге швейцарские дошколята, как правило, знают меньше своих российских сверстников, зато бегло говорят на 2 языках, лучше развиты физически, без сколиоза, близорукости и всегда с хорошим настроением.

     Учреждения  дошкольного образования и обучения в Швейцарии посещают примерно 154000 детей, 48,7 % из которых девочки. Доля иностранных детей составила 27,2 %. Воспитателями работают 13600 человек, 86 % которых — женщины. В Швейцарии открыто 4949 учреждений дошкольного воспитания, 301 из которых частные.    

      Библиографический список

      
  1. Образование в Швейцарии [Электронный ресурс] – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_в_Швейцарии
  2. Образование в Швейцарии [Электронный ресурс] – URL: http://www.istudy.com.ua/?act=country&id=35
  3. Система образования в Швейцарии [Электронный ресурс] – URL: http://chemodan.com.ua/switzer/education.html

stud24.ru

Легко ли устроить ребенка в детский сад: Австрия, Швейцария

Страны Европы с наиболее высоким уровнем жизни и развития предлагают и качественные программы и услуги по дошкольному воспитанию детей. Если вы планируете переехать с семьей на ПМЖ в Австрию или Швейцарию по программам для финансово независимых лиц, эта статья будет полезна для вас.

Как выбрать детский сад в Австрии?

В Австрии несмотря на развитую и продуманную до мелочей систему дошкольного образования, нередко приходится заранее записывать ребенка в детский сад. К сожалению, как и в России, мест на всех не всегда хватает.

Устроить ребенка в детсад намного проще и быстрее, если у вас есть вид на жительство в Австрии. Вам необходимо подать заявление в районное отделение магистрата МА10 (Kindergarten Servicestelle) и заполнить там анкету. Обычно процедура занимает не более 10 минут. Однако обращаться в службу следует хотя бы за 2-3 месяца.

Выбирают детсад среди государственных (60% от общего количества) и частных (40%) организаций. По отзывам наших клиентов, переехавших в эту страну, особой разницы в качестве услуг и воспитания между ними нет, так как во всех садах действуют одни и те же стандарты. Только в Вене ежегодно на развитие государственных детсадов выделяют 265 млн евро, причем с каждым годом сумма увеличивается.

В чем отличия?

Государственные детсадыЧастные детсады
– Зачастую большая очередь + Плата дешевле (50-100 евро/мес.), причем в Вене действуют бесплатные сады, но родители все равно платят небольшие сборы + Качественные развивающие программы + Профессиональные воспитатели с многолетним опытом

+ Разнообразный досуг (музеи, театры)

– Плата дороже (до 350 евро в месяц) – Количество детей в саду может быть ограничено + Воспитателей больше, они имеют высшее педагогическое образование + Дополнительное образование: музыка, танцы + Широкая программа физического развития (бассейн, теннис) + В группах меньше детей

+ Есть двуязычные сады, в том числе немецко-русские

В то же время у государственных и частных детсадов в Австрии много общего:

  • Нет деления на возрастные группы (в одной группе собраны дети от 1 до 5 лет)
  • Дневной детский сон – только по желанию самих детей
  • Дети спят на стандартных матрасах на полу
  • Игровые площадки достаточно аскетичные
  • С 5 лет все дети обязательно обучаются по программе подготовки к школе

Обратите внимание!

Если родители ребенка официально не работают, в детсаду могут абсолютно обоснованно и законно отказаться взять ребенка на полный день (до 18:00). Эта проблема может возникнуть, если вы оформляете ВНЖ в Австрии как финансово независимое лицо. В этом случае вы не имеете права работать в стране. А значит, у вас не будет официального трудоустройства в Австрии.

Особенности выбора детского сада в Швейцарии

В другой топ-стране Европы – Швейцарии несколько иная ситуация с детсадами. Здесь государственные учреждения посещают всего 25% детей, и очереди в них достаточно велики. За воспитание в частных садах придется выкладывать крупные суммы. Увы, затраты на дошкольное воспитание в Швейцарии одни из самых высоких в мире, и эта проблема остается нерешенной. Кроме того, здесь сложно устроить ребенка до 3 лет в ясли, так как мест попросту не хватает.

Местные власти предлагают различные налоговые льготы и дотации взамен высоких затрат родителей на детсады. Однако следует учитывать, что если вы оформляете ВНЖ Швейцарии за уплату аккордного налога, то не имеете права получать доход на территории страны и едва ли сможете рассчитывать на данные льготы. Не удивительно, что швейцарцы выработали концепцию воспитания детей, в которой основное место уделяется семье, а не дошкольному учреждению. Здесь дошколят чаще всего воспитывают мамы-домохозяйки, бабушки/дедушки. Можно нанять няню, но ее услуги тоже недешевы: профессионалы берут от 25 франков в час.

На что обратить внимание?

  • Записываться в детский сад нужно как можно раньше. Если вы оформляете вид на жительство в Швейцарии, начните процесс с детсадом параллельно
  • Детский сад обязателен для детей от 4 лет. Причем учебный год начинается с августа, но учиться начинают дети, которые достигли этого возраста до 30 апреля текущего года
  • Ориентироваться следует на среднюю сумму 150 франков за полный день пребывания в саду с питанием. В месяц выходит примерно 3300 франков
  • Группы формируют не по возрастному, а по количественному признаку. Обычно в группе 15 человек разного возраста
  • Русскоязычные детсады в Швейцарии есть, например, в Цюрихе их три

Как устроена система воспитания в детсадах Швейцарии?

Швейцарцы на уровне государственных стандартов приняли идею, что дошколята должны развиваться сами, мешать им не стоит. Воспитатели лишь следят за порядком, особо не вмешиваясь в жизнь детей, приучая их к самостоятельности. Для швейцарского детсада нормально, если воспитатель не обращает внимания на то, что ребенок на улице снял шапку, посадил синяк.

В детсадах много играют, проводят время на свежем воздухе, учат популярные песни и стихи. Дети растут самостоятельными, физически развитыми, а обучением математике, чтению, письму будут заниматься уже в школе.

Проблема питания каждый муниципалитет решает самостоятельно и по-разному. В некоторых городских детсадах вообще нет своей кухни. Завтраком дети перекусывают в саду – перекус им дают с собой родители. А на обед во многих учреждениях принято… отправлять детей домой. В то же время в других садах (особенно деревенских) завтрак, обеда и полдникам уделяется особое внимание, их готовят в собственной кухне. Питание в детсаду оплачивается отдельно.

Если вы решили переехать в Австрию или Швейцарию, мы поможем вам не только оформить вид на жительство для всей семьи, но и устроить детей в сад. Подыщем наиболее подходящее дошкольное учреждение и поможем оформить необходимые документы. В следующих статьях нашего блога вы узнаете, как устроить ребенка в детсад в Испании, Португалии.

immigrantinvest.com

Дошкольное образование за рубежом

Обучение за рубежом Обучение детей за рубежом Дошкольное образование за рубежом

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенных и эффективных дошкольных систем образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования для своих детей. Именно поэтому дошкольное образование за рубежом подчеркивает необходимость создания оптимальных условий для того, чтобы каждый ребенок мог уже с детства раскрыть потенциал и определить те направления, в которых он может достичь наибольших успехов.

Дошкольное образование в зарубежных странах рассматривается как необходимая программа для психологической и педагогической поддержки индивидуализации и положительной социализации детей. Наибольший педагогический потенциал имеется в ДОУ стран с богатой историей и традициями. Проанализируем несколько стран и систем дошкольного образования в них:

  • Очень развита дошкольная образовательная система Японии — помимо многочисленных кружков и секций, направленных на выявление талантов и способностей у каждого ребенка, наблюдается серьезное отношение к состоянию здоровья всех детей. В каждом детском саду имеется штат медработников (куратор здоровья, фармацевт, терапевт), а практически все детские сады имеют бассейны, которые можно посещать во время каникул.
  • В Германии дети могут спокойно поступать на обучение в любой садик, без справок и анализов. Не закрывают садики и на карантин — просто предупреждают родителей о вспышке заболеваний. Нет никаких ограничений для детей, которые хотят заниматься друг с другом, вне зависимости от здоровья, возможностей и талантов. Аналогично дошкольное образование в Дании и практически в полной мере дошкольное образование в Голландии.
  • В США дети с пороками физического или психического развития находятся в одних группах с обычными детьми. Для таких детей выделяются специалисты-педагоги, которые помогают таким детям справляться с аналогичными ситуациями, которые возникают и у других членов группы.
  • Одна из самых развитых систем ДОУ в Китае. Особое внимание уделяется зрению детей, выработке эстетического восприятия, создаются отличные условия для физиологического и психического развития. Педагоги формируют истоки культуры и манер у детей, помогают им социализироваться, изучаются культурные особенности страны и её традиции.
  • Дошкольное образование в Швейцарии считается одним из лучших в Европе, благодаря своим традициям, качеству преподавания и истории ДОУ. Тут работали многие последователи Марии Монтессори, а также Рудольф Штайнер, Иоганн Песталоцци и другие известные педагоги. Немецкие кантоны уделяют внимание общему развитию детей, а во франко-итальянских — подготовке ребенка к последующему обучению в школах.
  • Дошкольное образование в Швеции делает главный упор на общем развитии детей, успехи которых не оцениваются по специальным шкалам и уровням. Особое внимание уделяется коллективизации детей, а также прививанию уважения ко всем окружающим. Все дети много времени проводят на свежем воздухе, вне зависимости от погодных условий. В Скандинавии закреплено подобное дошкольное образование в Норвегии.
  • Дошкольное образование в Латвии направлено на подготовку детей к последующему обучению в школах — учитывается, что ДОУ являются частью общей образовательной системы, поэтому ребенка необходимо должным образом готовить (в психологическом плане и в плане развития) перед поступлением в школу. Дошкольное образование в Венгрии и ряде других восточноевропейских стран практически ничем не отличается по своим особенностям от латвийской системы.
  • Интересно дошкольное образование в Индии — там нет привычных в понимании европейца детских садов. Есть или специальные заведения, где можно оставить детей на целый день, или подготовительные школы, в которых ребенок должен обязательно обучаться перед поступлением в школу. Особое внимание отводится подготовке ребенка перед школой, а также углубление общих знаний.
  • Дошкольное образование в Мексике во многом схоже с европейской и американской системой — дошкольные учреждения доступны для всех людей, а программа обучения в них является обязательной, поскольку ДОУ являются частью общей системы образования государства. Внимание уделяется личностному развитию детей, а также их социализации и прививании необходимых в дальнейшей жизни коммуникативных навыков. ДОУ в Центральной и Южной Америке практически идентичны (в частности, аналогично мексиканскому дошкольное образование в Бразилии).

!Отметим, что в большинстве стран система дошкольного образования схожа. Существуют и нюансы, которые делают образование отличным друг от друга (например, возрастные границы дошкольного возраста), однако главный принцип сохраняется во всех странах — предоставление детям необходимых знаний и создание оптимальных условий для психического и физического развития.

Популярные страны с детскими садами

Какое дошкольное воспитание за рубежом самое популярное? Как правило, при выборе дошкольных учреждений родители руководствуются принципом дальнейшего закрепления ребенка в стране и продолжение его обучения в школах и вузах. Иначе говоря, родители выбирают систему образования определенного государства, а первым шагом и являются учреждения дошкольного образования.

!Таким образом, наиболее популярными странами являются США, Великобритания, ряд европейских стран и, при необходимости, развитые страны Азии — Китай или Япония. Если родители хотят, чтобы ребенок недорого проходил обучение в европейских ДОУ и при этом имел возможность регулярно отдыхать на море, их выбором может стать дошкольное образование в Болгарии (одно из наиболее дешевых по Европе), или же дошкольное образование в Португалии.

Часто родители делают выбор в пользу дошкольного образования в Турции, поскольку учебно-воспитательная программа мало чем отличается от европейских стран. Особое внимание уделяется музыки, чтению и грамоте, дети постоянно ходят в театры, кино, а воспитатели и педагоги часто проводят тематические занятия и костюмированные мероприятия. В Турции нет общеобязательных программ обучения по определенным предметам.

В качестве альтернативы предыдущему варианту, родители часто выбирают дошкольное образование в Израиле. Система воспитания детей основывается на определении границ дозволенного и создании приятной, дружеской и теплой атмосферы, в которой проходит обучение и развитие ребенка. Основа воспитания — взаимоуважение и понимание, поэтому в детских садах нет наказаний.

Преимущества и сложности обучения детей за рубежом

Преимуществ у современного дошкольного образования за рубежом множество. Среди наиболее весомых можно выделить:

  • Адаптация ребенка к иностранной культуре. Впоследствии, если ребенок будет продолжать обучение в стране, не потребуется много времени для его ассимиляции.
  • Возможность легкого поступления в школу. Ребенок уже отлично будет знать иностранный язык и будет полностью ознакомлен с начальной программой обучения в зарубежной школе.
  • Возможность ознакомиться с культурой и бытом другой страны. Сюда же можно отнести возможность путешествовать по стране.
  • Стоимость обучения. Она во всех случаях меньше, чем обучение в отечественных ДОУ. Так, в Швеции малоимущие семьи могут не платить за обучение ребенка в детском саду, обучение в Израиле стоит около 75 шекелей в месяц (чуть больше тысячи рублей), государственное дошкольное образование Греции полностью бесплатное, а в Латвии стоимость обучения составляет около 200 лат (около 8 тысяч рублей в месяц).
  • Возраст обучения. Практически во всех странах мира установлены одинаковые возрастные рамки — дети могут начинать ходить в школу с 2.5-3 лет, а выпускаются с детских садов в возрасте 6-7 лет.
  • Возможность бесплатного образования. В ряде европейских стран дошкольное образование полностью бесплатное (например, во Франции, Норвегии, Швеции, Австрии, Болгарии дети бесплатно учатся в детских садах по собственному желанию).

Несмотря на существенные преимущества, у зарубежного дошкольного образования имеются и свои недостатки:

  • Рекомендуется знание зарубежного языка. Это не является существенным недостатком — ребенок будет изучать язык наравне с другими детьми. Однако для базовых коммуникативных навыков и возможности общения с другими людьми рекомендуется наличие хотя бы начального уровня владения языком.
  • В случае, если родители захотят обучать ребенка не в муниципальных и государственных ДОУ, а частных, стоимость может быть высокой — так, в США образование в частных садиках может стоить до 30 тысяч долларов в год. Аналогична ситуация и с другими странами.
  • Возможные адаптивные проблемы. В случае, если ребенок поступает в зарубежный ДОУ в позднем возрасте (6-7 лет), могут возникать коммуникативные проблемы. Данный недостаток легко устраняется специалистами (педагогами и психологами), которые работают в детских садах.

Какие документы нужны детям для обучения за рубежом?

Как правило, в зарубежных странах не требуют такого огромного пакета документов, как в отечественных странах. Мы уже отмечали, что в Германии для обучения в садике вообще не требуются никаких документов, а для обучения во Франции с ребенка и его родителей требуются только самые главные документы — прививочные сертификаты (столбняка и коклюша, а также БЦЖ) и справка из отечественного садика о том, что ребенок уже был на обучении (другими словами, социализирован). В других странах могут потребовать и другие документы, однако чаще всего перечень состоит из этих двух бумаг.

vseobr.com

Как устроено образование в Швейцарии

Индивидуальность каждого ребенка и формирование здоровой разносторонне развитой личности — основные принципы системы образования в Швейцарии с детского сада до получения университетского диплома. Здесь нет фундаментального образования: приоритетными дисциплинами в Швейцарии оказываются непривычные русскому ученику физкультура и языки: как минимум два языка дети учат уже в детском саду. На всех стадиях обучения швейцарским ученикам предоставлен выбор. При этом никто не чувствует себя обделенным, потому что каждому — по способностям.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

От двух до пяти

Приверженность идеям реформаторской педагогики и высокий уровень жизни долгоживущих швейцарцев позволяют им не заострять внимание на дошкольном обучении. Безусловно, здесь есть детские сады, некоторые принимают детей даже с 4-6 месяцев (ясельные группы), но они не являются обязательными, и в них детей ничему не обучают. Воспитатели просто следят за тем, чтобы ребенок был весел, сыт и доволен. Способности обнаруживаются в играх и поддерживаются ими же. На слоги и буквы не тратят время, так же как и на элементарную арифметику: рано или поздно каждый ребенок этому научится. Вместо этого непрерывная языковая практика: так или иначе, из четырех официальных языков Швейцарии ребенок с «детсадовского возраста» будет говорить хотя бы на двух. Большое внимание уделяется физическому развитию, но тут, что называется, сама природа велела: горнолыжное катание и велоспорт оттачиваются почти круглогодично.

Детский сад в Швейцарии / Фото: melknigg.ch

Частая история среди русских эмигрантов: бдительные швейцарцы обращают внимание органов опеки на русских родителей, которые с 2-3 лет водят детей на кружки по рисованию, музыке и учат дома читать

Русские родители возмущены вмешательством в семейную жизнь, но швейцарцы возмущены не меньше: детство — это детство, а такая нагрузка слишком велика для ребенка.

Детские сады в Швейцарии платные: это касается как частных, так и государственных заведений. В последних часть расходов покрывает правительство кантона, родители доплачивают остальное. Все заведения независимо от способа субсидирования имеют гибкий график: можно вести ребенка на полдня или целый день, оставлять или не оставлять на ужин. Все зависит от желания родителей, нет только полного пансиона.

Первый класс по готовности

В начальную школу можно попробовать поступить уже в четыре года, но обязательной она становится только с шести лет. Никаких тестов для поступления будущие первоклассники не пишут, педагоги оценивают психологическую зрелость, и, если сомневаются в том, что ребенок вышел из периода детства, то предлагают родителям подождать еще год-другой. Обучение в начальной школе длится шесть лет (в большинстве случаев до 12 лет), по всей стране оно обязательное и бесплатное. Главным «предметом» на этом этапе становится язык: все дети к средней школе знают минимум два государственных языка (выбор между итальянским, французским, немецким и ретороманским) и обязательно английский. Большое значение по-прежнему уделяется физическому развитию и расширению кругозора детей.

Начальная школа в швейцарском городе Сьон / Фото: michelbonvin.com

Средняя школа раз, средняя школа два

Основная учеба начинается со средней школа и делится на две ступени: Secondaire I — обязательная ступень (три или четыре года в зависимости от кантона), и Secondaire II — полное среднее образование (еще три-четыре года обучения).

Тут стоит сказать, что особенность системы образования Швейцарии в том, что как таковой никакой системы нет. Есть несколько образовательных программ, и каждый кантон комбинирует эти программы друг с другом.

Творческие занятия учеников 5-го класса / Фото: swissmilk.ch

Школьный год в Швейцарии длится с сентября по июнь и делится на три триместра. На каникулы школьники уходят с середины декабря до середины января, затем две недели в апреле.

Федеральная учебная программа (Matura) предлагается в каждой школе и делится, в свою очередь, на пять типов: древние языки, современные языки, математика и естественные науки, современные иностранные языки, экономические науки.

Вне зависимости от типа программа Matura включает в себя 10 обязательных предметов:

  • родной язык
  • второй государственный язык
  • математика
  • история
  • география
  • физика
  • химия
  • биология
  • искусство (музыка/рисование)
  • физкультура

Оставшиеся два предмета и есть профильные, соответствующие выбранной программе.

Во многих школах классы формируются по принципу «сильный/слабый»; есть классы с прекрасной успеваемостью, есть с хорошей и со средней. Хорошая учеба позволит перевестись на класс «выше», но для того, чтобы там остаться, нужно неоднократно подтвердить свои способности. В течение триместра ученики постоянно пишут контрольные работы по всем предметам, причем зачастую без предупреждения, — так учителям проще оценить реальную картину успеваемости. Впрочем, даже если ученик получает за такую работу низкий балл, это мало влияет на его общую оценку в триместре, скорее это случай «оценки для учителя»: преподаватель обращает на это внимание и соответственно уделяет ученику больше времени. Система оценок в средней школе шестибалльная, но отметки бывают и дробные: нет ничего странного в том, чтобы получить за работу, например, 5,8 баллов.

Удивительная для многих российских школьников особенность сразу бросается в глаза: швейцарские ученики не списывают друг у друга. «Им не просто не приходит это в голову, — делится юноша из Москвы, который отправился на год учиться в Цюрих. — Они не понимают, зачем это нужно, ведь учеба нужна им, а не учителям».

Почти во всех школах есть иностранные отделения: французское, немецкое, английское, американское и итальянское. Их предлагают тем ученикам, которые намерены продолжать свое обучение за границей.

«Institut Auf Dem Rosenberg» — международная школа-интернат в Швейцарии / Фото:premiumswitzerland.com

Учеба в средней школе очень насыщенная: занятия начинаются в 8 утра и заканчиваются в 16 часов. В середине дня есть долгий перерыв — в это время ученики обедают и отдыхают.

Несмотря на насыщенность обучения и плотный график, спорт и культурное развитие и в средней школе остаются важной вехой образовательного процесса. Вся физкультура традиционно делится на секции: футбол, велосипед, плавание, хоккей на траве, регби, крикет. Частой историей становится выезд всего класса на горнолыжное катание или в теплое время года — горный поход. Культурный минимум включает в себя поездки в Италию, Германию и Францию, прикладное изучение историй этих стран, совместные посещения классических концертов, самостоятельная подготовка таких концертов в школах.

В конце ступени Secondaire I ученик в зависимости от своих способностей и увлечений решает, продолжать ли учиться в средней школе и готовиться к поступлению в академический вуз или ему интереснее получить профессиональное образование, минуя вторую ступень средней школы.

Полное среднее образование Secondaire II длится три года. Национальные программы сохраняются, но на этом этапе школа предлагает ученикам еще и международную программу — International Baccalaureate IB, после которой можно поступить во многие мировые университеты.

12 университетов, 120 колледжей

Со школьной скамьи, даже раньше, с детского сада, швейцарцы усваивают главную мысль: все профессии хороши и мастером стать можно в любом деле, главное — верно оценить свои способности и таланты. Именно на это и направлено среднее обучение. Поэтому поток молодежи после школы распределяется равномерно между академическими вузами и профессиональными.

Университетское образование предполагает обширную исследовательскую работу, связанную так или иначе с современными науками (физика, химия, нейробиология, медицина), но сами университеты небольшие, в самом крупном из них, Цюрихскском, учится всего 20 тысяч человек, да и самих университетов не так много — 12 на всю страну. Хватит ли всем мест? Конечно, нет. Но швейцарцы не стремятся поголовно поступить в академические вузы, потому что профессиональное образование — это десятки педагогических, музыкальных и психологических университетов, то, что в России является факультетами крупных вузов, в Швейцарии выделяется в отдельное заведение. Таких учебных заведений по всей стране 120.

Швейцарская высшая техническая школа Цюриха / Фото: istockphoto.com

Идея государства заключается в том, чтобы вырастить высококлассных специалистов вне зависимости от сферы деятельности, Правительство инвестирует в вузы огромные средства (по открытым данным — 5,2% ВВП), для швейцарцев обучение в университетах — бесплатно.

Учебный год для студентов вузов делится на два семестра, разделяется рождественскими каникулами, правда, сессий как таковых здесь нет. Все университеты Швейцарии давно приняли Болонскую систему: студенты сдают экзамены в конце курса, а не в конце семестра. В каждом университете есть обязательные дисциплины, соответствующие выбранной специальности. Остальные курсы ученики выбирают самостоятельно. После окончания высшего учебного заведения выпускники получают диплом магистра.

ИНТЕРЕСНОЕ НА «МЕЛЕ»:

Как пресса разрушила жизнь главного вундеркинда XX века

«Когда я вырасту, я хочу работать тюремщиком». Необычные профессии, о которых мечтают школьники и студенты

10 явлений, которые нужно убрать из школы

mel.fm


Смотрите также