Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Предприятия иностранные в россии


Предприятия с иностранными инвестициями в РФ

Последние годы показали, что объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику постоянно сокращается, а вывод средств за границу усилился. Основные причины — давление международных санкций, рост кризисных тенденций, ухудшение геополитической ситуации в мире. В новых условиях преимущество получает венчурный бизнес, появляются предприятия с иностранными инвестициями из Китая, Индии, Южной Кореи. Привлечение капитала из-за рубежа в настоящее время крайне важно и требует особого внимания.

Что подразумевается под иностранными инвестициями

Большинство граждан РФ под иностранными инвестициями понимают прежде всего вливание валютных средств из-за рубежа для получения в дальнейшем прибыли. На практике картина более сложная — инвестиции бывают не только денежными, но и, например, интеллектуальными или имущественными, а зарубежными инвесторами могут оказаться заграничные филиалы отечественных фирм или офшорные компании российских олигархов. Правильнее было бы определить понятие «иностранные инвестиции» как любые ценности (материальные и интеллектуальные), которые вкладываются нерезидентами РФ в российскую экономику с целью извлечения прибыли.

Инвестиции бывают:

  • прямыми — при покупке от 10 % и более акций конкретного предприятия с активным участием инвестора в его делах;
  • портфельными — при владении менее 10 % акций без активного участия;
  • реальными — инвестирование действующих проектов;
  • кредитными, нематериальными (приобретение торговых марок, патентов) и др.

Более полную информацию по этой теме можно найти в статье «Иностранные инвестиции».

Иностранные инвестиции в РФ: механизмы правового регулирования

Для бизнесмена, который пускает в оборот свои капиталы в другой стране, всегда существует опасность потерять вложения. Именно поэтому он нуждается в законодательной защите своих интересов, в определенных гарантиях — на реинвестиции, право выплачивать налоги один раз в конкретной стране, дополнительные таможенные льготы и др.

Правительство РФ заинтересовано в привлечении зарубежного капитала. Интересы инвесторов защищены рядом Федеральных законов — № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. «Об иностранных инвестициях в РФ», № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1999 г. и другими законодательными актами субъектов РФ.

Деятельность кредитных организаций с иностранными инвестициями регулируется нормами банковского законодательства — Законом РФ № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. «О Центральном банке РФ», Положением «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями» (Пр. ЦБР № 437 от 23.04.97 г.) и другими.

Практическим воплощением такой политики стало создание в РФ 25 особых экономических зон с законодательными преференциями для зарубежных вкладчиков.

Подробнее узнать о механизмах защиты капитала из-за рубежа можно, ознакомившись со статьей «Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ».

Иностранный инвестор: кто им может стать

Законодательство РФ (ст. 2 Закона РФ № 160-ФЗ от 09.07.1999 г.) четко прописывает, кто может стать иностранным инвестором:

  • Иностранная организация – с/без прав юрлица, официально учрежденная и законно действующая в своем государстве, правомочная совершать инвестирования за границей. Исключение — зарубежные компании, находящихся под контролем российского гражданина или юрлица из РФ.
  • Правоспособный и дееспособный иностранец, который имеет право согласно с законодательством страны проживания инвестировать за рубежом, за исключением лиц со вторым российским гражданством.
  • Лицо без гражданства, имеющее в соответствии с законодательством страны проживания право на зарубежные инвестиции.
  • Международная организация.
  • Иностранное государство.

Больше полезной информации вы найдете в статье «Иностранный инвестор».

Интересный факт. По итогам 2017 года десятка государств-лидеров по инвестициям в РФ выглядит таким образом:

  1. КНР (32 проекта).
  2. Германия (28).
  3. США (19).
  4. Италия (17).
  5. Япония (17).
  6. Южная Корея (12).
  7. Франция (11).
  8. Швейцария (11).
  9. Великобритания (8).
  10. Финляндия (7).

Предприятия с иностранными инвестициями в РФ: организационно-правовые формы

Законодательство РФ, говоря об организационно-правовых формах бизнеса, не разделяет граждан-резидентов и нерезидентов РФ. Все инвесторы, желающие зарегистрировать ту или иную форму хоздеятельности в госреестре юрлиц России, должны руководствоваться едиными законами и правилами. Такой подход предоставляет возможность каждому предпринимателю рассчитывать на получение заграничных инвестиций.

Успешное осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранных инвестиций во многом зависит от правильного выбора формы ведения бизнеса. Все зависит от целей и характера деятельности. Так, например, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) могут быть коммерческими и некоммерческими.

Коммерческие юрлица

Коммерческие предприятия — это юрлица, созданные для извлечения максимальной прибыли для держателей акций (ст. 50 ГК РФ). Использование инвестиций из-за рубежа позволяет увеличить размер дохода.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут создаваться в форме обществ (ООО, АО, ОДО), хозяйственных товариществ (полных и коммандитных), фермерских хозяйств, артелей, различных кооперативов и др.

Государство может также заключать соглашения об инвестициях с иностранными инвесторами по объектам муниципальной или госсобственности (Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 в ред. 03.08. 2019 ).

Некоммерческие организации (НКО)

Ст. 50 ГК РФ определяет НКО как такие, которые в качестве главной цели рассматривают не прибыль и ее последующее распределение, а удовлетворение потребностей духовных, социальных, научных, образовательных и других. К некоммерческим относятся:

  • религиозные организации (общины, миссии, монастыри и др.);
  • общественные организации (сообщества, товарищества и др.);
  • политические партии;
  • благотворительные фонды;
  • ассоциации, союзы;
  • образовательные, культурные и другие организации.

Количество организационно-правовых форм НКО Гражданским кодексом РФ не ограничено. НКО как форма организаций с иностранным капиталом руководствуются в своей деятельности положениями Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 (ред. от 29.07. 2019 ). Так, ст. 6 закона определяет некоммерческие организации, которые принимают участие в политических акциях или влияют на формирование общественного мнения населения РФ, получая при этом иностранные инвестиции в виде денег, имущества, как те, что выполняют функции иностранного агента. Это обязывает такие компании перед началом своей деятельности зарегистрироваться в специальном госреестре. Религиозные объединения, получающие помощь из-за границы, обязаны ежегодно предоставлять детальный отчет о поступивших средствах (ст. 25.1 Закона РФ №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.07.1997 в ред. 05.02. 2019 ).

Виды организаций с иностранными инвестициями в РФ

Классифицируются виды предприятий с зарубежными инвестициями в зависимости от размеров вкладов акционеров. Так, самостоятельное ведение бизнеса предусматривает вложение не только капитала инвестора, но и его труда, интеллекта, времени. В таком случае 100% прибыли будет также принадлежать ему.

Большее распространение получило долевое участие в бизнесе. При одинаковом участии партнеров предприятие основывается на паритетных началах. В зависимости от величины такого участия влияние инвестора на компанию может определяться как:

  • контрольное (при наличии контрольного пакета акций);
  • существенное;
  • незначительное.

Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам

Наличие в уставном капитале ПИИ от 51 до 100 % средств из-за границы обеспечивает право иностранного инвестора стать контролирующим лицом или собственником предприятия. Для этого ему необходимо основать компанию или выкупить доли у владельцев уже существующей фирмы. Это гарантировано Федеральным законом РФ № 160-ФЗ от 09.07.1999. При этом следует учесть, что действие данного закона не распространяется на предприятия стратегического значения, оборонной, авиапромышленности и др., образовательной, научной, религиозной сфер.

Ограничено действие этого нормативного правового акта и в отношении инвестиций в банковскую сферу. Так, ст. 18 Закона РФ № 395-1 «О банках и банковской деятельности» в ред. 03.08. 2019 г., предписывает, что максимальное участие иностранного капитала в кредитных организациях составляет 50 %, в случае превышения этой квоты лицензия будет отозвана.

Такие ограничения призваны прежде всего защитить национальные интересы страны (в том числе отечественных производителей) от зарубежных конкурентов.

Совместные предприятия

Термин «совместное предприятие» (СП) в России появился в 1920 годах, обрел популярность в конце 1980-х, использовался в обиходе в 1990 гг. Закон РСФСР № 1545-1 1991 г. отмечал, что юридические лица с участием иностранного элемента являются субъектами международного права. Именно таковыми являются СП — коммерческие организации с участием иностранцев.

Сегодня термин СП отсутствует в экономико-правовой терминологии. Закон РФ № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. оперирует другим, более емким понятием — коммерческие организации с иностранными инвестициями (КОИИ). Причем в роли инвестиций могут выступать не только деньги, но и современные технологии, оборудование, ценные бумаги и др.

Отечественное предприятие обретает статус КОИИ с момента присоединения к его учредителям одного/нескольких иностранных акционеров (доля не должна быть менее 10 % от уставного капитала). С этого момента на организацию распространяется действие вышеупомянутого Закона РФ № 160-ФЗ. На предприятиях с совместным капиталом собственность иностранных инвесторов гарантированно подлежит правовой защите и не может отчуждаться (ст. 8).

Подробнее узнать о всех плюсах и минусах создания КОИИ можно, прочитав статью «Совместное предприятие с иностранной компанией».

Представительства и филиалы иностранных юридических лиц

Согласно ст. 4 Федерального закона № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. зарубежные юрлица, занимающиеся бизнесом в РФ, правомочны учреждать свои предcтавительcтва и филиалы. Для этого необходимо, чтобы головная компания несла непосредственную ответственность по всем принятым обязательствам в РФ, а созданное ею подразделение получило аккредитацию.

Если материнская компания не планирует заниматься фактической деятельностью — производить товар, продавать услуги и др., но есть необходимость в представлении ее интересов в том или ином регионе РФ, имеет смысл открыть представительство. Детальнее тема раскрыта в материале «Представительство иностранной компании в России».

Филиал может выполнять как представительские функции, так и торгово-производственные. Созданные подразделения как составные части головной компании также подпадают под действие Закона РФ № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. и пользуются всеми соответствующими гарантиями и льготами.

Структура организаций с иностранными инвестициями в РФ

Как уже отмечалось, инвесторы-нерезиденты РФ пользуются такими же правами, что и россияне.

Все полномочия, порядок осуществления контроля и управления КОИИ должны быть прописаны в уставе.

Чаще всего встречаются:

  1. КОИИ с равноправным контролем – когда партнеры имеют равные права, учредители активно не участвуют в управлении, делегируя эти функции профессиональным менеджерам. Руководитель назначается на учредительном собрании акционеров, его права и обязанности — представление интересов компании, заключение договоров, исполнительные функции и др. — определены учредительными документами (ст. 274 ТК РФ).
  2. КОИИ с преобладающим контролем одного из учредителей. Собственник предприятия может самостоятельно управлять и возглавлять компанию  или назначить руководителя.

Структура КОИИ определяется учредителями самостоятельно, согласно с выбранной организационно-правовой формой. Например, универсальная структура АО включает:

  • акционерное собрание как высший орган;
  • совет директоров (3, 5 и более, но обязательно нечетное число) — для управления между проведением собраний;
  • правление — назначает совет директоров;
  • должность гендиректора с правом первой подписи;
  • ревизионную комиссию.

Подбор и трудоустройство сотрудников должно происходить в рамках трудового законодательства РФ. Возглавить КОИИ может не только гражданин РФ, но и иностранец, имеющий разрешение на трудоустройство в РФ. Руководство представительств и филиалов назначает головное предприятие.

Цели и задачи создания КОИИ

Использование зарубежных инвестиций при создании совместных предприятий предусматривает достижение нескольких целей, главная из которых — получение выгоды. Это важно не только для непосредственных участников сотрудничества. Благодаря КОИИ в масштабах государства будут решаться задачи:

  • поступления на рынок новых высококачественных продуктов/услуг и, следовательно, импортозамещения;
  • получения валюты;
  • внедрения инноваций и ускорения модернизационных процессов в экономике;
  • обеспечения регионов новыми рабочими местами и другие.

Для учредителей и акционеров совместного предприятия главная задача – обоюдная финансовая выгода. Иностранные участники, кроме этого, преследуют ряд других целей:

  • расширить зону сбыта продукции и найти новых партнеров;
  • закрепиться на данной территории в расчете на более благоприятную ситуацию в будущем;
  • использовать высококвалифицированную и дешевую местную рабочую силу;
  • получить доступ к дешевым энергоносителям и другим сырьевым ресурсам.

Благодаря инвестициям из-за рубежа российские предприниматели рассчитывают повысить производительность, внедрить передовые технологии, повысить материальную заинтересованность работников в результатах труда, снизить финансовые риски, оптимизировать маркетинг на предприятиях с привлечением иностранных инвестиций, выйти на мировой рынок. Получение статуса КОИИ позволит воспользоваться правом на льготы и т. п.

Варианты создания предприятий с иностранными инвестициями

Иностранцы, желающие создать ПИИ, могут пойти по одному из возможных путей. Первый способ предусматривает, что уставный капитал будет на 100 % состоять из средств учредителя. В этом случае возможны два варианта:

  • Организация фирмы с нуля, в том числе дочерних предприятий с правом юридического лица.
  • Покупка уже существующего российского предприятия.

Для госрегистрации компании нерезидент должен подать заявление, заверенные у нотариуса учредительные документы (2 экземпляра), подтверждение юридического адреса, выписку из торгового реестра страны проживания, оплатить пошлину и регистрационный сбор.

Второй способ применим к уже действующим компаниям. Создание предприятий с иностранными инвестициями связано с долевым участием в бизнесе. Чтобы организация получила статус КОИИ, инвестору-иностранцу достаточно приобрести не менее 10 % акций ее уставного капитала.

Ст. 4 Федерального закона РФ № 160-ФЗ от 09.07.1999 г., предоставляет право уже действующим КОИИ открывать структурные подразделения вне места нахождения головной компании. Для аккредитации таких структур потребуется подать заявление, предъявить учредительные документы с положением о филиале, выписки о решении его открытия и др.

Порядок регистрации

Закон РФ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. (в ред. 03.08. 2019 г.) четко указывает, какой регистрационный орган осуществляет регистрацию юридических лиц с иностранным капиталом. Это ФНС (ст. 2).

Госуслуга предоставляется через инспекции на местах. Адреса и контактные данные указаны на сайте ФНС РФ https://www.nalog.ru/.

Алгоритм действий при этом следующий:

  1. Определить организационно-правовую форму бизнеса и придумать название будущей фирмы.
  2. Оформить решение о создании компании.
  3. Найти юридический адрес.
  4. Подготовить устав.
  5. Оплатить пошлину.
  6. Подать заявление и пакет бумаг в инспекцию ФНС. Это можно сделать лично, а также на сайте ФНС, через “Госуслуги” или МФЦ.

Регистрация, внесение записи в реестр и оформление бумаг занимает 3-5 дней с момента принятия заявления. Подробную информацию о том, как узаконить иностранному гражданину свой бизнес в РФ, можно найти в статье «Регистрация ООО с иностранным учредителем».

Приобретение доли или компании целиком

Законы РФ никоим образом не дискриминирует права иностранцев — физических и юридических лиц — на куплю-продажу имущества и ценных бумаг на территории России, в том числе на приобретение контрольного пакета акций или предприятий целиком. При покупке доли или уже созданной российской компании должна заключаться сделка по переходу собственности на долю или предприятие полностью. После этого необходимо зарегистрировать изменения в составе акционеров и уставного капитала. Договор оформляется на русском и иностранном языке.

Покупатель-иностранный предприниматель, имеющий намерение инвестировать в основной капитал, должен внести деньги или имущество в установленные сроки. Оплата возможна также путем внесения имущества – например, импортного оборудования.

Продажа доли в российском ООО нерезиденту РФ

Процедура покупки нерезидентом РФ доли в уставном капитале ПИИ ничем не отличается от совершения такой сделки гражданами РФ. Для ее оформления следует подготовить официальные бумаги — нотариально заверенный договор купли-продажи, решение общего собрания, список учредителей, решение о согласии на крупную сделку или справку о непревышении суммы в 25 % от стоимости имущества и др. От иностранца с правами юридического лица требуется предоставить выписку из торгового реестра.

При приобретении иностранцем 5% и более акций уставного капитала предприятия стратегического значения покупатель обязан в течении 45 дней уведомить об этом уполномоченный госорган (Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ в ред. от 03.08. 2019 ).

Что следует знать о налогах

Российское государство гарантирует предприятиям, имеющим в своем уставном капитале 25% и более иностранного капитала, налоговую стабильность на срок до 7 лет. Иностранные юрлица обязаны стоять на учете в налоговой инспекции с момента начала своей деятельности в РФ.

На КОИИ распространяются следующие льготы:

  • общая ставка налога на прибыль – 20 % (ст. 284 НК РФ);
  • налоговые каникулы на два года;
  • возможность получить инвестиционный льготный налоговый кредит, когда организация рассчитывается с бюджетом по мере того, как в течении 1-5 лет погасит начисленные проценты, тело кредита и сумму налога на прибыль.

Федеральный закон РФ № 160-ФЗ ввел понятие «совокупная налоговая нагрузка». Речь идет об общей сумме, необходимой для уплаты федеральных налогов (кроме НДС на российские товары и акцизы) и сборов в государственные внебюджетные фонды (кроме ПФ РФ) с момента поступления инвестиций. В целом налоговое давление не способствует увеличению иностранных инвестиций в экономику РФ.

Подробнее о налоговой политике РФ относительно КОИИ можно узнать из статьи «Налогообложение ООО с иностранными инвестициями».

Об учете на предприятиях с иностранными инвестициями

Бухучет и вся отчетность на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ) в РФ должны производиться согласно требованиям российского законодательства. Отчетная документация не может быть передана за рубеж и ведется на русском языке. Вся ответственность за бухучет лежит на руководстве ПИИ, а учетная политика утверждается на собрании акционеров.

Распределение прибыли между акционерами — внутреннее дело каждого предприятия, но все необходимые налоги с доходов должны быть перечислены в бюджет. По итогам года все КОИИ проходят обязательный аудит и предоставляют бухотчетность в налоговые и статистические органы.

Подведем итоги

Несмотря на негативную роль санкций со стороны США, Канады, Австралии и стран ЕС, интерес зарубежных инвесторов к России не угасает. Сместились лишь географические координаты — Европа теряет свои позиции, Азия (в первую очередь КНР) усиливает.

Среди капиталовложений преобладают прямые инвестиции в добывающую и производящую промышленность, агросектор, наукоемкие технологии и др. Правительство РФ заинтересовано в притоке средств и новых технологий из-за рубежа, создании рабочих мест, поэтому обеспечивает юридическую защиту интересов иностранных инвесторов. Наибольшую популярность получили КОИИ.

Коммерческие организации-юридические лица с участием иностранного элемента являются субъектами международного права. Такие компании возникают в результате:

  • создания новой фирмы или покупки уже существующей;
  • приобретения акций или долей предприятия (долевое участие);
  • открытия филиалов и представительств согласно действующему законодательству РФ.

Иностранные инвестиции

Об Алпек Агро и лицах, которые прикрываются этой компанией (12.10.18) Часть1

Порошенко посетил предприятие с иностранными инвестициями в Житомире

ОСТОРОЖНО ОБМАН ! Мошенники прикрывающиеся АЛПЕК АГРО ИСТОРИЯ Часть2

topmigrant.ru

Участие иностранных компаний в Российских компаниях

Любое иностранное юридическое лицо может осуществлять свою деятельность на территории России. Иностранные компании осуществляют свою деятельность в России посредством создания филиала на территории России и Регистрации фирмы в России со своим стопроцентным участием. Иностранные юридические лица могут выдавать доверенности или действовать по ним; быть стороной в судебном разбирательстве или третьим лицом.

Иностранный инвестор в российских юридических лицах может участвовать или во вновь созданном юридическом лице, или привлекая иностранный капитал в уже существующую российскую компанию, в которой участие иностранное на 100%. Это в основном Общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. По Законодательству России вклад иностранных компаний в уставной капитал российских компаний относится к инвестициям. Ими являются имущественные и интеллектуальные ценности, которые вкладываются в предпринимательскую деятельность для получения доходов. Но законодательством России предусмотрено ограничение для иностранных инвесторов, перечень объектов, которые закрыты для вкладывания иностранных капиталов – это объекты стратегического и оборонного назначения. Закон, ограничивающий иностранные инвестиции обратной силы не имеет, т.е. он не распространяется на то, что было после его принятия. Не распространяется также его действие и на сделки, которые были заключены до вступления его в силу. Но если какие-либо сделки были осуществлены после того как закон уже начал действовать, то иностранный инвестор в течение полугода должен в специальный орган направить сведения, о том, что он владеет 5 или более процентами акций или доли в уставном капитал предприятия, которое имеет стратегическое значение.

Закон устанавливает ограничения или запрет для инвестиций на предприятия, которые занимаются следующими процессами:

  • воздействие на метеорологические и физические явления;
  • деятельность по работе с радиоактивными материалами и ядерным оборудованием;
  • деятельность по изготовлению вооружений, боеприпасов и боевой техники;
  • деятельность по производству и обслуживанию приборов для защиты информации и криптографических и шифровальных средств;
  • деятельность по производству летательных аппаратов и авиационной техники;
  • информационная деятельность (радио- и телевещание);
  • полиграфическая деятельность по выпуску печатной продукции, тиражом не менее 1млн. экземпляров.

Данные ограничения распространяются и на создание ООО с иностранными инвестициями. Одним из ограничений является квотирование иностранного капитала в российских фирмах для обеспечения стабильности и обеспечения безопасности государства. 

Для иностранных компаний и физических лиц, планирующих инвестировать жесткие рамки по ограничению предусматривает страховое законодательство: в Российских страховых компаниях иностранные организации не должны иметь более 25% доли в уставном капитале или владеть более 25% акций. В случае превышения установленных норм Страховой надзор прекращает таким компаниям выдачу лицензий. И Центробанк тоже вправе наложить запрет на внесение изменений в ЕГРЮЛ, относящиеся к увеличению уставного капитала за счет фирмы-нерезидента.

В предприятиях топливно-энергетической отрасли с декабря 2005 года квоты больше не применяются. Нет также и ограничений по участию иностранных компаний в Российских банках. Ограничениями для регистрации ООО или АО, с участием иностранного элемента являются необходимость получить разрешение соответствующего Органа государства, это также относится и к вхождению иностранной компании в Российское юридическое лицо. Контролирующим органом является Правительство РФ, точнее его отраслевой орган. Предварительное согласие должны будут получать Страховые компании, Банки и Кредитные организации – для них органом является Центробанк, а для Страховых компаний – Страховой надзор.

Все юридические лица с участием иностранных компаний на территории России создаются в обычном порядке, но дополнительно они должны с документами на регистрацию подать еще и выписку из реестра страны, где оно зарегистрировано.

Кроме ограничений по созданию организаций, в которых будут иностранные участники, законодательство России еще и ограничивает некоторых учредителей – иностранных инвесторов. Например, страховая компания, которая является дочерней организацией к инвестору иностранному юридическому лицу, вправе в России вести страховую деятельность, если инвестор иностранная страховая компания на территории России ведет свою деятельность не меньше 15 лет, а также участвует в Российских страховых компаниях не меньше чем 2 года.

По Закону РФ «О средствах массовой информации» иностранная компания или Российская компания с иностранным участием с долей ½ или более, а также гражданин РФ, который имеет 2 гражданства, не имеют право быть учредителем телепрограмм. 

Лица без гражданства, а также иностранные граждане, не имеют право учреждать Российскую компанию, которая занимается телевизионным вещанием с зоной охвата более половины субъектов России, если их доля будет составлять более чем ½. 

Нельзя отчуждать акции учредителями видео и телепрограмм, после их создания, компанией, которая вещает в зоне приема, охватывающей более чем половина субъектов РФ, и повлекшая при этом создания доли более чем 50%.

В Калининградской зоне, где особая экономическая зона, существуют ограничения на создание фирмы с иностранными лицами или с лицами, не имеющими гражданства. Ограничивается и создание неправительственных и международных организаций. Так же ограничивается и деятельность компаний с иностранными инвестициями.

В некоммерческих организациях имеются также ограничение на участие. Законодательство РФ разрешает иностранным гражданам регистрировать некоммерческие организации или входить в них, за исключением иностранных граждан, пребывание которых на территории РФ нежелательно.

В России предусмотрены ограничения, на то, чтобы иностранный инвестор полностью установил контроль над компанией с иностранными инвестициями, в которой он участником не является. Возможность принятия решения им в компании также ограничивается. Такие ограничение есть в организациях отраслей авиационной промышленности, авиакомпании и средства массовой информации. Для СМИ установлены ограничения не более 50%, а для авиации не более 49%. 

Недавно регистрация АО с иностранными инвестициями не представлял особой сложности, если создаваемая компания состояла из иностранных лиц или компаний и участников граждан России. Если иностранный гражданин или руководитель иностранной компании по каким-либо причинном не может появиться в России, в состав создаваемого Общества входит участник – гражданин России. Данный способ является одним из простых и часто используется в практике. Гражданин России может иметь наименьшую часть доли в уставном капитале и по протоколу гражданин мог быть заявителем при регистрации, подавая и получая документы из Налоговой. Но после регистрации гражданин мог выйти из ООО, а его доля распределялась среди оставшихся участников. На этом можно было избежать дополнительных расходов, таких как: консульское заверение, пересылка документов. Но с 2012 года процедура по подаче документов отягощена. Если раньше заявителем мог быть один из участников, то с 2012 года заявителями должны быть все участники. Заявление на регистрацию должно быть заверено нотариусом или иным органом, действия которого относятся к нотариальным. Если участников несколько, то обращаться за заверением необходимо всем. Но делать это можно у разных нотариусов или иных органов.

www.u-decision.ru

Рейтинг. Крупнейшие иностранные компании в России

Журнал Forbes опубликовал обновленный рейтинг крупнейших иностранных компаний, работающих в России. The Village публикует десятку лидеров.

Компании и сфера ее деятельности

Philip Morris International

Производство и продажа табачных изделий

Toyota Motor

Машиностроение

PepsiCo

Пищевая промышленность

Volkswagen Group

Машиностроение

Procter & Gamble

Товары массового спроса

В 2015 году первое место в рейтинге также занимала французская Groupe Auchan, развивающая в России магазины «Ашан» и «Атак», а второе — немецкая Metro Group с подконтрольными ей проектами Metro Cash & Carry и Media Markt. Замыкает тройку лидеров 2016 года швейцарская табачная компания Philip Morris International, сумевшая сместить с третьего места японскую Toyota Motor.

В общей сложности в рейтинг попали 200 иностранных компаний, работающих на российском рынке. При этом в 2016 году из списка выбыл американский автопроизводитель General Motors. Новичком же стала шведская Tetra Pak. Совокупная выручка всех участников топа сократилась на 1,3 % — до 4,9 триллиона рублей. Самыми высокодоходными по-прежнему остаются компании из Германии. За ними следуют французские предприятия, а на третьем месте по выручке оказались американцы.

Ранее журнал Forbes также опубликовал рейтинг 200 крупнейших частных компаний, в капитале которых государство и иностранные совладельцы участвуют не более чем на 50 %. Свою версию этого топа, но с учетом госкомпаний представили и в «РБК».

www.the-village.ru

Локализация промышленного производства иностранных компаний в России – Адвокатское бюро «Казаков и Партнёры»

Автор: Анастасия Найда

Термины и понятия

Импортозамещение, локализация и развитие инвестиций — пожалуй, самые часто употребляемые слова в российском бизнес-сообществе с середины 2014 года, когда против России ввели экономические санкции за признание итогов референдума в Республике Крым, поддержку провозглашения ее независимости и принятие ее в состав Российской Федерации.

Меры и контрмеры, принятые в связи с украинским кризисом, в целом благоприятно сказались на состоянии российского собственного промышленного производства: многие эксперты отмечают подъем в легкой промышленности, сельскохозяйственном комплексе, развитии технологий.

Кроме технологического развития российских предприятий, определенные сложности, связанные с политической ситуацией, в которых оказалась Россия, позволили дать толчок и развитию внутреннего законодательства, внесению важных, своевременных и где-то даже действующих на опережение поправок в федеральное законодательство и другие нормативные акты, укрепили внутренний товарный рынок, выявили новых возможных внешнеторговых партнёров и новые возможности внутреннего рынка.

Государственная поддержка в части создания благоприятных условий для деятельности (снижение налоговых ставок, таможенных пошлин и т. п.) стимулирует приход на российский рынок многих международных компаний не только в качестве поставщика, но и производителя. Во многом это достигается с помощью такого явления, как локализация бизнеса (производства).

Локализация в целом — это адаптация. Локализация производства — это адаптация заранее известного продукта или бизнес-решения к законодательству страны присутствия, с одной стороны, а с другой — адаптация самого законодательства. Возникает необходимость гибкой политики в области инвестирования, создания и законодательного закрепления новых востребованных форм правового взаимодействия. Вместе с новым производством приходит новая корпоративная культура, стандарты качества, ассортимент продукта, что в свою очередь развивает и стимулирует российских производителей повышать собственную конкурентоспособность.

Контрактное и собственное производство

Локализация способом контрактного производства — это некое рассредоточение мощностей предприятия по точкам без собственного производства, когда основная компания не имеет площадей для собственного производства либо больше представляет собою бренд, имя, идею и занимается продвижением своего товара, работы или услуги, повышением привлекательности продукта, а фактическое производство осуществляется другими компаниями по контракту (то есть на заказ).

Контрактное производство может существовать в пределах одной страны или масштабироваться в границах мира (экстерриториальная локализация).

Перенос производства иностранного продукта, импортируемого на российский рынок, в Россию (локализация по территориальному признаку) или организация таким способом локализации своей деятельности отечественными компаниями удобны, к примеру, тем, что российские производители, как правило, готовы вы — пускать любой объем продукции под заказчика, тогда как Китай, например, работает на несопоставимо больший объем одной партии товара. И хотя в России много разного рода высококвалифицированных и уникальных специалистов, однако для самостоятельного развития либо не хватает инновационных разработок, либо высокотехнологичного оборудования, и в этом смысле форма контрактного производства, как правило, выгодна обеим сторонам контракта. При локализации возникает дополнительная экономия времени и денег в связи с отсутствием необходимости прохождения таможенных процедур, а также оптимизацией издержек на ФОТ, производственные площадки и помещения ввиду возможности наиболее выгодного расположения производства в маленьких городах.

Это позволяет, с одной стороны, компании-заказчику экономить на содержании производственных мощностей, содержании штата рабочих и т. д., что неизбежно утяжеляет собственное производство. А это, в свою очередь, дает возможность напрямую уменьшить долю прямых затрат при формировании стоимости продукта для конечного потребителя.

Глубина локализации может быть разной: от разработки нового дизайна продукта, отдельно фасовки и доставки до конечного потребителя до полного цикла производства с оформлением всех необходимых документов, разрешений, лицензий.

Но, с другой стороны, у такого способа локализации есть и минусы: для заказчика это риск неисполнения обязательств, ведь производитель по контрак

ту для него всего лишь контрагент, а не собственное производство, которым он может эффективно управлять. Собственное производство, осуществляемое на собственных мощностях, финансируемое изнутри, в отличие от контрактного, более гибкое, способное оперативно реагировать на внешние изменения и встраиваться в них, оптимизировать собственные процессы. Однако для иностранной компании-заказчика это также риск открытия его технологий другим предприятиям, которые вполне могут, используя его разработки, начать выпускать аналоги на собственном производстве, которые в дальнейшем могут составить конкуренцию оригинальному продукту и замедлить его экспансию на соответствующем рынке.

Минусы для производителя на контрактном производстве могут заключаться в больших расходах, связанных с логистикой, неразвитой в целом в России инфраструктурой, которые ведут к увеличению в конечном итоге цены продукта, что снижает его конкурентоспособность на рынке, или в связи с недостаточно развитой культурой потребления того или иного товара, что также существенно может затруднить сбыт.

Совместное предприятие

Совместные предприятия создаются для стратегического взаимодействия компаний, остающихся при этом независимыми экономическими субъектами, в целях увеличения локализации своих производств, создания новых производств для занятия новых ниш на рынках, новых рынков. Это хороший рабочий инструмент, который был и остается востребованным во всем мире.

В России процесс наращивания таких альянсов набирает обороты с 2014 года, когда применимое российское законодательство стало меняться в сторону смягчения регулирования в области корпоративного взаимодействия между субъектами хозяйственной деятельности. Все больше российских компаний переходят к совместному ведению бизнеса, увеличивается поток прямых иностранных инвестиций в виде создания совместных предприятий с зарубежными компаниями.

Совместные предприятия создаются на долгосрочную перспективу, так как происходит объединение самостоятельных производственных процессов компаний, тем самым обеспечивается создание полноценного нового производства.

Такое стратегическое взаимодействие партнёров позволяет укрепить позиции каждого из них на российском рынке, укрупнить объемы своего производства и сделать его лучше за счет использования накопленных преимуществ.

Вместе с тем при такой форме коллаборации имеются и определенные проблемы: как, например, осуществление корпоративного управления новым совместным производством в условиях фактически «двух голов». Для эффективного управления совместным предприятием необходимы совпадение интересов и единая цель всех его участников, готовность нести совместные или пропорциональные стартовые издержки, способность адаптироваться к новому для себя законодательству, выстраивания собственной инфраструктуры и т. д.

Заинтересованность государства

Разнообразие правовых инструментов для структурирования своих взаимоотношений внутри предприятия или с другими предприятиями за счетлокализации производств рассмотренными в настоящей статье способами — это результат совершенствования российского гражданского законодательства, в частности, в сфере юридических лиц и обязательственного права, состояния экономики, ресурсов, политических отношений на международной арене и других объективных составляющих.

Несмотря на то что данная деятельность сопряжена с немалым риском как для сторон, так и для государства, характеризуется долгосрочной перспективой реализации, государство все же поддерживает локализацию промышленного производства иностранных компаний в России. Россия заинтересована в притоке иностранных инвестиций в свою экономику, а вместе с ними и в создании на своей территории современных передовых производств, в повышении доверия к качеству продуктов российского производителя, создании новых рабочих мест и здоровой конкуренции, что положительно влияет также на межгосударственные взаимоотношения на мировой арене.

abkazakov.ru


Смотрите также