Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Правовое положение иностранцев в рф


Правовое положение иностранцев в рф.

Правовое положение иностранцев на территории РФ регулируется несколькими правовыми источниками:

  1. п. 3 ст. 62 Конституции РФ, в которой закреплён национальный режим правового статуса иностранца на территории России,

  2. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»,

  3. международные договоры, главным образом, договоры о правовой помощи по семейным, гражданским и уголовным делам, в которых, как правило, на двухстороннем уровне закрепляется правовое положение конкретных иностранцев из конкретных государств на территории РФ.

Понятие иностранных граждан и апатридов установлено в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ» (№115 ФЗ). Изучить самостоятельно. Более того, в законодательстве устанавливаются правовые принципы нахождения иностранцев на территории России, и этих принципов выделяют 3:

  1. принцип национального режима их деятельности на территории РФ,

  2. принцип равенства прав и свобод иностранцев и недопущение дискриминации их по половому, социальному, национальному и другим признакам (ст. 18, 19 Конституции),

  3. реализация своих прав иностранцами на территории РФ не должна ущемлять права российских граждан, их законные интересы и не должно наносить ущерб РФ.

Между тем, в законодательстве РФ делаются определённые изъятия из гражданских прав иностранцев:

  1. существенно ограничивается право нахождения иностранцев на территории РФ, а именно устанавливается 3 правовых режима, которые должны приобрести иностранцы, попадая на территорию России:

  • режим временного пребывания – общий срок до 90 суток (однако есть специальные сроки этого режима (см. закон №115 ФЗ)),

  • режим временного проживания – общий срок до 3-х лет,

  • режим постоянного проживания или вида на жительство – срок до 5 лет,

Для всех режимов смотреть в законе №115 ФЗ – какой документ должен подтверждать каждый режим.

  1. ограничивается право свободного передвижения иностранцев по территории России – устанавливаются специальные территории и объекты, на которых иностранцы не вправе появляться (находиться),

  2. ограничиваются некоторые имущественные права иностранцев, например, они не вправе участвовать в приватизации оборонных объектов или владеть на праве собственности земельными участками в приграничных районах РФ, в Волгоградской области – это Палассовский и Старополтавский районы,

  3. существенно ограничиваются трудовые права иностранцев на территории России:

  • участвовать в трудовой деятельности на территории РФ иностранцы могут только на основе заранее установленной квоты, которая формируется на каждый последующий год федеральной миграционной службой,

  • устанавливается перечень должностей и профессий, которые не могут занимать иностранные граждане, они не могут быть:

    • государственными гражданскими и муниципальными служащими,

    • государственными нотариусами,

    • членами с/х кооперативов,

    • капитанами морских, речных и воздушных судов и т. д.,

Установить изъятия из национального режима для иностранцев можно только на уровне ФЗ или международного договора.

2 вопрос.

Коллизионные вопросы правосубъектности физических лиц возникают, как правило, при выяснении вопроса о том, каким объёмом полномочий обладают иностранцы на территории России. С одной стороны, для них установлен национальный режим, а с другой, в ст. 1195 и 1196 ГК установлено, что их правоспособность и дееспособность определяется по их личному закону. И здесь возникает вопрос: что же имеет приоритет, Конституция РФ или личный закон иностранцев? Чтобы разобраться в этом во всём, необходимо исследовать коллизионное регулирование в этой сфере. Для определения правосубъектности, как правило, используются 2 коллизионные привязки:

  • закон гражданства,

  • закон места жительства.

Приоритетным считается для определения правоспособности закон гражданства. Однако отечественное законодательство из этого правила делает активные изъятия, таким образом:

  1. если у человека несколько гражданств (2 и больше),

  2. если это лицо без гражданства или оно беженец,

  3. при возникновении наследственных отношений,

  4. при определении правового статуса и лиц, находящихся под опекой и попечением,

  5. для определения права, применимого к внешним экономическим сделкам,

применяется коллизионная привязка «закон места жительства».

Коллизионные вопросы гражданской дееспособности чаще всего возникают тогда, когда выясняется, что по законодательству разных государств возраст полной дееспособности (достижение совершеннолетия) устанавливается по разному (в РФ – 18 лет, а в Германии и Японии с 20). Коллизия возникает тогда, когда иностранные граждане начинают заключать сделки на территории другого государства, а затем, как основание для признания этих сделок недействительными, они ссылаются на национальное законодательство, по которому они ещё не достигли совершеннолетия. Поэтому в РФ существует ст. 1197 ГК, в которой закреплено, что если физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему национальному праву (личному закону), заключило сделку на территории РФ, то оно не вправе ссылаться на свой личный закон и отсутствие у него дееспособности, если оно было дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности.

3 вопрос – самостоятельно.

4 вопрос.

Одним из субъектов МЧП являются юридические лица. Когда возникают правоотношения с такого рода участником, возникает несколько вопросов:

  1. к какому государству относится такое юридическое лицо,

  2. нормами какого государства регулируется деятельность такого юридического лица,

  3. является ли эта организация юридическим лицом вообще,

  4. какова организационно-правовая форма такого юридического лица,

  5. как создаётся, существует и ликвидируется такое юридическое лицо,

  6. объём гражданской правоспособности такой организации, в том числе объём полномочий представителя этой организации, который стоит перед Вами (требовать доверенность или учредительные документы у контрагента),

  7. порядок совершения сделок органами такого юридического лица,

Все вышеперечисленные вопросы лежат в плоскости определения применимого права к такому юридическому лицу и для того, чтобы его определить в МЧП используют 3 понятия:

  1. домицилий юридического лица,

  2. резиденция юридического лица,

  3. национальность юридического лица.

Домицилий – место нахождения административного цента (центра управления) юридического лица.

Резиденция – место постоянного пребывания юридического лица, то есть место ,где осуществляется его основная хозяйственная деятельность.

Национальность – принадлежность юридического лица (организации) к праву какого-то государства, а именно это - то государство, где зарегистрировано такое юридическое лицо.

На основе указанных выше категорий в МЧП существует 3 доктрины, на основе которых определяют личный закон юридического лица. Так:

  1. в доктрине осёдлости используется критерий резиденции и личным законом юридического лица считается место нахождения административного центра, как правило, советы директоров. Такая доктрина используется в большинстве европейских государств (Германия, Франция, Австрия, Швейцария). Доктрина считается удобной, поскольку место нахождения административного центра указывается в учредительных документах такой организации,

  2. доктрина центра эксплуатации – личным законом юридического лица является место осуществления его хозяйственной деятельности (принцип резиденции лежит в основе). Доктрина считается не очень удобной, поскольку юридическое лицо может иметь несколько эксплуатационных центров, однако эта доктрина активно используется англо-саксонскими странами (США, Великобритания и т. д.),

  3. доктрина инкорпорации – личным законом юридического лица является право того государства, где оно зарегистрировано. Доктрина используется в России и странах СНГ (см. ст. 1202 ГК).

Таким образом, и поскольку, в мире отсутствует единые подходы к определению личного закона юридического лица, могут существовать организации, которые зарегистрированы будут в одной стране, административный центр будут иметь в другой стране, а хозяйственную деятельность будут осуществлять в третьем государстве. То есть появляется возможность вывести такое юридическое лицо из-под действия норм всех 3-х государств.

Для того чтобы поставить какие-то барьеры против вышеизложенных уловок, в некоторых странах используют разные доктрины в разных правовых целях. Так, например, в США для целей налогообложения применяется принцип места деятельности, а для целей подсудности применяется принцип инкорпорации.

В мире существует ещё одна доктрина, называется:

  1. доктрина контроля, по которой национальность юридического лица определяется по принадлежности к конкретному государству или капитала такого юридического лица или по принадлежности к конкретному государству его акционеров, служащий, рабочих и т. д. В основании такой доктрины положены не юридические основания, а экономические, политические и иные социальные. Объективность существования такой доктрины стоит под вопросом.

Для того чтобы снять вышеуказанные проблемы, государства, в международных соглашениях, стараются определить, какой же критерий между этими государствами будет применяться к юридическим лицам из этих государств.

Определить, в каких договорах определяется какой-либо критерий для определения личного закона юридического лица.

Чтобы сориентироваться в многообразии иностранных юридических лиц полезно знать основные организационно-правовые формы в иностранных государствах.

Наименование государства

Наименование организационно-правовой формы

Аббревиатура

Количество участников (членов)

Ответственность

Примечания

Германия

1) полное товарищество

OHG

Это объединение 2-х или более лиц для ведения торгового предприятия под единым наименованием

Все участники отвечают неограниченно. такая организация не является юридическим лицом, но может выступать в суде в качестве истца или ответчика

Так называемое, неправоспособное объединение, ответственность несёт каждый из участников

2) коммандитное товарищество

KG

Также, объединение 2-х и более лиц для ведения торгового предприятия под единым наименованием

Не является юридическим лицом, но имеет 2 категории участников:

1) комплиментары, отвечающие неограниченно,

2) командисты, отвечающие в порядке клада

Так называемое, неправоспособное объединение, ответственность несёт каждый из участников

3) негласное товарищество

sG

Такого рода правовая форма предполагает 2 вида участников:

1) с одной стороны коммерсант (ИП), который владеет таким товариществом

2) а с другой стороны лица, который передают ему имущество для ведения предпринимательской деятельности

Права и обязанности по сделкам приобретает собственник предприятия (коммерсант), негласные товарищи ответственности не несут

Смешанное объединение, не является юридическим лицом

4) общество с ограниченной ответственностью

GmbH

Может быть образовано одним или несколькими лицами

Ответственность по сделкам и долгам общества несёт само общество ,каждый из вкладчиков несёт ответственность в сумме своего вклада

Правоспособное объединение, является юридическим лицом

5) акционерное общество

AG

Может быть образовано 5-ю или более участниками

Перед кредиторами ответственность несёт само общество всем своим имуществом

Является юридическим лицом, правоспособное объединение

6) коммандитное товарищество с участием общества с ограниченной ответственностью

GmbH und Co. KG

Это объединение физических и юридических лиц, для ведения торгового предприятия

Это смешанное объединение лиц:

1) комплиментаром выступает общество с ограниченной ответственностью,

2) а командисты – физические лица, несут ответственность в порядке вклада

Смешанное объединение

7) производственные (и хозяйственные) кооперативы

eG

Может быть образовано не менее 7-ю участниками

Ответственность наступает самого кооператива и только в рамках стоимости его имущества

Правоспособное объединение, является юридическим лицом

Общество с ограниченной ответственностью некоммерческого характера (интернаты по содержанию малолетних преступников)

gGMBH

Нотариус, который вышел из системы государственного нотариата, но оставил при себе нотариальную практику

Notar AD

Некоммерческая организация, с правом осуществлять коммерческую деятельность

eV

Франция

1) полное товарищество (наименование, как правило, состоит из имени одного или нескольких участников или может быть произвольным -> )

Senc (SNC)

Это объединение физических и юридических лиц, количество участников – минимум 2, а максимум не устанавливается

Участники такой организации должны выступать как коммерсанты, и несут неограниченную солидарную ответственность, причём эта организация по своим долгам (и её участники) несут ответственность в течение 5-и лет после её ликвидации

Является юридическим лицом

2) простое коммандитное товарищество (наименование должно быть не фирменным, а юридическим, то есть обязательно содержать указания на организационно-правовую форму, в названии организации не могут быть только имена, это может быть придуманное название + имена или только придуманное название ->)

Secs (SNS)

Должно быть не менее 1 полного участника и одного неполного участника

Установлено 2 типа участников:

1) неполные, которые отвечают за долги в размере своих вкладов, а не как коммерсанты,

2) полные участники – являются коммерсантами с неограниченной солидарной ответственностью

Является юридическим лицом

3) общество с ограниченной ответственностью (в наименовании это сокращение должно быть обязательно)

SARL (SRL)

Максимальное количество участников – 50, минимальное – 2. Может быть создано, как объединение физических и юридических лиц

Участники несут ответственность за убытки в пределах своих вкладов, а по долгам отвечает общество

Является юридическим лицом

4) общество с ограниченной ответственностью, созданное одним физическим лицом

EURL

“-“-“

“-“-“

“-“-“

5) акционерное общество

SA

Число учредителей не может быть менее 7, максимум не установлен

По долгам общества несёт ответственность оно само, а участники в сумме стоимости своих акций

Является юридическим лицом

6) коллективное общество

SCN

Италия

1) общество с ограниченной ответственностью

S. r. l.

2 и более

2) акционерное общество

S. p. a.

3 и более участника

Нидерланды

1) общество с ограниченной ответственностью

BV (b. v.)

2) анонимное общество

NV (n. v.)

Эта организационно правовая форма создаётся для операций, связанных со значительными финансовыми рисками

США

1) товарищество с неограниченной ответственностью

ULP

Объединение 2-х и более лиц (полных товарищей) на основе договора с целью осуществления предпринимательской деятельности

Персональная, неограниченная и солидарная

Деятельность такой организации должна соответствовать закону или публичному порядку, в большинстве штатов не является юридическим лицом, как правило, так организуется гостиничный бизнес, поликлиники или розничная торговля

2) товарищество с ограниченной ответственностью

LLP

Не менее 1 полного товарища и не менее 1 коммандитиста (не полного товарища)

Полные товарищи несут перед кредиторами неограниченную ответственность, а коммандитисты отвечают в порядке вклада

Деятельность такой организации подчиняется статутному праву, а если они не соблюдают требования о такой организационно-правовой форме, то они могут быть признаны, в судебном порядке, товариществом с неограниченной ответственностью

3) компания с ограниченной ответственностью

LLC

2 или более физических или юридических лица

Ответственность ограничена теми вложениями, которые сделали вкладчики

Имеет налоговые преимущества, свойственные товариществам

Правовое положение иностранных граждан в РФ.

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 29Следующая ⇒

С точки зрения МЧП физические лица делятся на две категории:

«граждане (данного государства), т.е. национальные лица» и

«иностранцы» (иностранец - физическое лицо, находящееся на территории государства, гражданином которого оно не является). Понятие «иностранцы» объединяет следующие категории физических лиц:

иностранные граждане - лица, имеющие юридическую связь с каким-либо государством;

бипатриды - лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами;

апатриды - лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством;

беженцы - лица, вынужденные по определенным причинам покинуть территорию своего государства и получившие убежище на территории другого.

В Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» - Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

а под Лицом без гражданства(апатридом)— лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Согласно ст. 62 Конституции РФ. - Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что гражданин Российской Федерации в силу ч. 1 ст. 62 Конституции РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Как уже было отмечено, наличие у гражданина России гражданства и иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.

Гражданин Российской Федерации, если он в указанных случаях приобрел гражданство иностранного государства, рассматривается в России только как российский гражданин, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом.

Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства формируется в целом на основе:

1. общепризнанных принципов и норм международного права;

2. международных договоров;

3. права страны гражданства (страны места жительства) лица;

4. права страны его пребывания

Более узким является понимание правового положения (правового статуса) иностранного гражданина и лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них, в стране пребывания.

От понятий «правовое положение», «правовой статус» следует отличать понятие «правовой режим» (– совокупность прав и обязанностей, предоставленных гражданам и юр. лицам на основании международного договора и национального законодательства),Понятие «правовой режим»обозначает начала, принципы, на которых строится правосубъектность иностранцев и лиц без гражданства в стране пребывания. Такими началами в международном частном праве являются, прежде всего, равенство, недискриминация.

Отношения, в которые вступает иностранец, въезжая в Россию и пребывая на ее территории, находятся в сфере частного и публичного права.

Будучи тесно связанными с отношениями международного гражданского обмена, на которые воздействует международное частное право, отношения в сфере публичного правапо общему правилу формируются вне «правового поля», открытого для коллизионных вопросов, и регулируются, прежде всего:

1. законодательством о въезде в Российскую Федерацию и выезде из нее и межд-и договорами РФ в этой области;

2. таможенным законодательством РФ, включая Таможенный кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, и межд-ми договорами РФ по вопросам таможенного сотрудничества;

3. валютным законодательством (Федеральный закон от 10 декабря 2003 г 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», соответствующие этому ФЗ указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, акты Центробанка РФ и иные нормативные правовые акты), а также межд-ми договорами РФ по валютно-финансовым вопросам;

4. налоговым законодательством (Налоговый кодекс РФ, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты по вопросам налогообложения) и международными договорами РФ, в том числе об устранении двойного налогообложения доходов и имущества.

Статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. исходит из следующего:

1. Каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную.

3. Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.

Положения Пакта образуют основу для решения соответствующих вопросов в национальном законодательстве/

Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, закрепила общие положения статуса иностранцев.

Практика международного общения выдвигает на первый план задачу совершенствования правовых начал, на которых строится статус иностранцев и лиц без гражданства. Применительно к российскому законодательству речь идет, прежде всего, о национальном режиме — основном для этой категории лиц.

Национальный режимозначает приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в правах и обязанностях к гражданам страны пребывания.

Российский законодатель поднял регулирование вопроса о предоставлении национального режима на уровень конституционной нормы с широкой сферой применения. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В связи с этим следует упомянуть правила ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», определяющие для иностранных инвесторов (в том числе иностранных физических лиц и лиц без гражданства) порядок установления изъятий из правового режима не только ограничительного характера (эти изъятия могут быть установлены федеральными законами лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства), но и стимулирующего характера (льготы для иностранных инвесторов в интересах социально-экономического развития Российской Федерации). Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством РФ.

Государство может вводить ограничения на политическую деятельность иностранцев.

Конституцией РФ право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32) закреплены за гражданами Российской Федерации, которые также имеют равный доступ к государственной службе, имеют право участвовать в отправлении правосудия (ч. 4 и 5 ст. 32). На гражданина возлагается обязанность военной службы, защита Отечества является его долгом и обязанностью (ч. 1 и 2 ст. 59).

Как предусмотрено в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 14), иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на муниципальной службе.

Отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром гражданского воздушного судна, если иное не установлено федеральным законом;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Необходимо сказать что Федеральный закон от 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» - определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Федеральный закон от 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет в

Статье 13. Трудовую деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерациюсоотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей,;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

В области гражданского праванациональный режим применяется шире, чем в какой-либо иной правовой сфере.

Согласно ст. 2 ГК РФ Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

т.е. Иностранные граждане могут:

1. иметь имущество на праве собственности;

2. наследовать и завещать имущество;

3. заниматься предпринимательской и иной деятельностью, если занятие такой деятельностью не исключается законом;

4. создавать в установленном порядке юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;

5. совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;

6. избирать место жительства;

7. иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Создание иностранными юрлицами, гражданами и лицами без гражданства т.е. инвесторами коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется в порядке и на условиях, определяемых Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

В сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидовиностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами, что и российские граждане, если иное не установлено законодательством РФ.

Договоры о правовой помощи, о поощрении и защите капиталовложений, о торгово-экономическом сотрудничестве чаше, чем какие-либо иные международные договоры РФ, являются источниками норм о национальном режиме в соответствующих сферах отношений.

Привилегии и иммунитеты

Содержание иммунитета государства, его органов и их должност­ных лиц раскрывается в Венских конвенциях:

1. о дипломатических сношениях 1961 г.;

2. о консульских сношениях 1963 г.;

3. о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

Конвенции дополняет Конвенция о специальных миссиях 1969г.

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Ключевыми для понимания правового статуса индивидуу­мов-иностранцев в РФ выступают конституционные предписания:

  1. о том, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» (п. 1 ст. 17);
  2. иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, уста­новленных федеральным законом или международным договором РФ (п. 3 ст. 62).

В данном случае Основной закон РФ закрепляет в отношении иностранцев принцип национального режима, что означает уста­новление правила об уравнивании, за некоторыми изъятиями и исключениями, в правах и обязанностях иностранцев и собст­венных граждан.

При этом важно заметить, что национальный режим предос­тавляется иностранцам в нашей стране в безусловном порядке, т.е. без встречного требования о взаимности в отношении наде­ления аналогичным режимом российских граждан в конкретном зарубежном государстве.

В силу всего сказанного выяснение принципиальных состав­ляющих правового положения собственных (т.е. российских) гра­ждан и некоторых исключений, которые не распространяются на них и соответственно действуют только в отношении ино­странных физических лиц, весьма важно.

В принятом 25 июня 2002 г. Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» как специальном акте, посвященном широкому кругу вопросов, рас­крывающих правовое положение иностранных физических лиц в России, подверглись регламентации не только условия въезда и пребывания (как постоянного, так и временного) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ (ст. 5-9), но и конкретизированы соответствующие их права и обязанности. Это касается отношений

  • избирательного права, трудо­вой и образовательной деятельности;
  • призыва иностранных граждан на во­енную или альтернативную гражданскую службу либо к принятию на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские фор­мирования и органы в качестве лиц гражданского персонала;
  • несе­ния иностранными гражданами государственной или муниципаль­ной службы или ведению иной деятельности (ст. 13-15);
  • передвижения иностранных граждан в пределах РФ, регистра­ции, учебе и ответственности иностранных граждан (ст. 11, 22-25, 26-29, 33-34).

Таким об­разом, реальное содержание прав иностранных физических лиц на территории РФ раскрывается в тех правомочиях, которыми располагают, с одной стороны, граждане РФ, и ограничениях, которыми данные правомочия сопровожда­ются в случае их использования иностранцами, — с другой.

Предоставление или отсутствие предоставления соответствующих прав иностранным гражданам в РФ могут обу­словливаться как правилами национальных актов, так и предпи­саниями международных договоров.

Определенные изъятия из принципа национального режима в правовом положении иностранных физических лиц могут быть связаны с их статусом. Например, подобного рода ограничения часто встречаются и в практике других государств применительно к такой категории иностранцев, как временно пребывающие на данной территории иностранные граждане (преимущественно ту­ристы). На них, как правило, не распространяются общие условия медицинского обеспечения и медицинского страхования, ко­торые действуют в конкретном государстве в отношении собст­венных граждан или постоянно проживающих на их территории лиц без гражданства.

Осуществление соответствующих прав физическими лицами — иностранцами обеспечивается адекватной процессуальной правоспособностью, т.е. способностью быть стороной в процессе, на­правленном на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав. Данный аспект правового положения индивидуумов-иностран­цев на территории РФ в полном соответствии с конституционны­ми предписаниями урегулирован преимущественно в ст. 398-399 Гражданского процессуального кодекса РФ 2002 г. и в ст. 254 Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002 г. Подчеркнем в этой связи, что данная категория лиц вправе подавать заявле­ния о признании недействительными актов государственных орга­нов и органов местного самоуправления, которые должны прини­маться и рассматриваться судами в общем порядке, и, кроме того, предъявлять требования о возмещении убытков, причинен­ных действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц либо в резуль­тате издания неправомерного акта.

Суды Российской Федерации также принимают иски ино­странных физических лиц о признании недействительными актов, изданных органами управления юридических лиц, участниками которых являются указанные физические лица, если они не соот­ветствуют закону и иным нормативным правовым актам и нару­шают права и охраняемые законом интересы таких лиц (напри­мер, решения собраний акционеров, правления и иных органов юридического лица — акционерного общества, общества с ограни­ченной ответственностью либо корпоративного образования иной организационно-правовой формы, — нарушающие права акционе­ров, предусмотренные законодательством).

Конкретные параметры статуса лица, в сущности, зависят от его принадлежности к какой-либо группе лиц, например:

  • в за­висимости от времени пребывания на территории РФ («резиденты» и «нерезиденты»);
  • в зависимости от цели пребывания лица в РФ, характера деятель­ности, рода занятий и пр.

Правовое положение иностранцев в России

Поиск Лекций

Актуальность определения правового положения иностранцев в России и российских граждан за пределами России не подлежит сомнению. Это можно объяснить тем, что само число приезжающих в нашу страну и проживающих в ней иностранцев резко увеличилось, что, в свою очередь, определяется отменой многих административных ограничений и запретов для въезда и передвижения иностранцев, открытостью российской экономики для зарубежных инвесторов и предпринимателей, изменением порядка внешнеторговой деятельности, долгосрочным пребыванием большого числа строителей, рабочих иных профессий, специалистов из других стран, а также бурным развитием туризма.

Резко возросла и эмиграция российских граждан за границу, прежде всего в США и в ряд европейских государств. В одних случаях они уезжают для временного пребывания за рубежом с целью учебы, занятия научной, артистической, спортивной или иной профессиональной деятельностью; на лечение и отдых, в других - они встали на путь изменения постоянного места жительства, при этом в течение определенного периода такие лица сохраняли российское гражданство. Рост числа смешанных браков также приводит к увеличению числа российских граждан, выезжающих за границу.

Известно, что после распада СССР более 25 млн. Людей стали нашими соотечественниками за рубежом, оказавшись за пределами своей родины и неожиданно для самих себя, превратившись в “национальные меньшинства” даже в тех государствах, где русскоязычное население составляет преобладающую или значительную часть. Защита прав соотечественников и русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии стала важнейшей задачей российского государства и его внешней политики. В 1996 г. Правительством РФ была принята программа мер по поддержке соотечественников за рубежом, и в 1999 г. - специальный Федеральный Закон “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом”.

В качестве участников гражданских правоотношений - субъектов выступают, прежде всего, физические лица и их объединения. В равной степени физические лица и их объединения являются основными субъектами гражданско-правовых отношений международного характера. Если гражданское право регламентирует правовое положение, статус физического лица в гражданско-правовой сфере, то международное частное право также обращается к вопросам правового статуса физического лица, но преимущественно в двух взаимосвязанных аспектах: правовое положение иностранцев в Российской Федерации и правовое положение российских граждан за рубежом, которые там являются иностранцами. Причем для российского международного частного права первостепенное значение имеет первый аспект, поскольку правовое положение иностранцев в России находится в сфере компетенции российского права, как материального, так и коллизионного, включая международные договоры с участием РФ. И, напротив, правовое положение российских граждан за рубежом определяется иностранным правом соответствующего государства.

Термин “физические лица” применяется в гражданском законодательстве и в международных соглашениях для обозначения людей как субъектов права. Понятие физического лица позволяет отграничить этих субъектов частноправовых отношений от лиц юридических.

Термин “физическое лицо” охватывает различные варианты: российский гражданин; российский гражданин, имеющий дополнительно иностранное гражданство; иностранный гражданин; иностранный гражданин, имеющий иное гражданство (бипатрид); лицо без гражданства (апатрид); беженец. При дальнейшем изложении будем обращаться к правовому термину “физическое лицо” в случаях, когда речь идет о любых категориях физических лиц, либо к термину “иностранец”, когда речь идет о лицах, не являющихся российскими гражданами.

Правовое положение физических лиц в международном частном праве ограничивается частноправовой сферой, гражданско-правовой сферой: “имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников” (п. 1 ст. 2 ГК). За пределами темы остается множество вопросов, связанных с правовым положением иностранцев в России: порядок въезда и выезда иностранцев, право избирать и быть избранным, отношения в налоговой, финансовой, валютной сферах и др. Это вопросы публичного права, основанные на принципе власти и подчинения. Они не решаются международным частным правом. Однако иногда публично-правовые аспекты настолько переплетены с имущественными и личными неимущественными правами иностранцев, что приходится обращаться к публичному праву. Например, определение места жительства иностранца в России, которое часто становится главным критерием при определении имущественных прав иностранца.

Граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и исполняют обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62).

Соблюдение прав человека, предусмотренных международным правом, таких, как признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он ее гражданином, иностранным гражданином или лицом без гражданства, приобретают в современных условиях существенное значение.

Личный закон физического лица - lex personalis является одной из давно сложившихся и широко применяемой в современном международном частном праве формулой прикрепления, или коллизионным принципом. В самом общем виде личный закон означает право страны, гражданство которой лицо имеет регулирующее основные вопросы его правосубъектности. Разумеется, принадлежность следует понимать условно как наличие устойчивой правовой связи физического лица с государством.

Основная сфера применения личного закона связана с правовым положением физического лица или его правовым статусом. Все главные вопросы, составляющие правовой статус физического лица, решаются его личным законом: правоспособность и дееспособность, ограничение и лишение дееспособности, признание лица умершим, личные неимущественные права (право на имя, честь, достоинство, деловую репутацию) и др. Отнесение этих вопросов к личному закону является общепризнанным в мировой практике. Часто личный закон применяется к семейно-брачным, к наследственным отношениям. Все это свидетельствует о том, какое важное место занимает личный закон в системе правового регулирования трансграничных частноправовых отношений.

B соответствии с ГК РФ личным законом физического лица определяется гражданская правоспособность физического лица (ст. 1196 ГК РФ), гражданская дееспособность физического лица (ст. 1197 ГК РФ), право физического лица на имя (ст. 1198 ГК РФ), установление и отмена опеки и попечительства над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами, обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) (ст. 1199 ГК РФ).

Государства, праву этого государства; и экстерриториальный, подчиняющий праву данного государства всех своих граждан, независимо от места их нахождения.

Обращение к смешанной системе личного закона стало общей тенденцией развития международного частного права к концу ХХ в. В нашем праве сложилась смешанная система личного закона, при которой одни вопросы правового статуса физического лица подчинялись закону места жительства, другие - закону гражданства.

Современное гражданское законодательство России для определения права, подлежащего применению к определению правового положения физических лиц, пользуется понятием личного закона физического лица (ст. 1195 ГК).

Таким образом, третья часть ГК РФ определяет содержание этого Государства, праву этого государства; и экстерриториальный, подчиняющий праву данного государства всех своих граждан, независимо от места их нахождения.

Обращение к смешанной системе личного закона стало общей тенденцией развития международного частного права к концу ХХ в. В нашем праве сложилась смешанная система личного закона, при которой одни вопросы правового статуса физического лица подчинялись закону места жительства, другие - закону гражданства.

Современное гражданское законодательство России для определения права, подлежащего применению к определению правового положения физических лиц, пользуется понятием личного закона физического лица (ст. 1195 ГК).

Понятия на основе сочетания двух коллизионных привязок: привязки к закону гражданства лица и привязки к закону места жительства лица.

Главным критерием определения личного закона является гражданство физического лица, под которым понимается устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Устойчивость связи обусловливает обращение к гражданству физического лица как первоосновному варианту личного закона: “личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет” (п. 1 ст. 1195). Если лицо является российским гражданином, то его личным законом будет российское право. Так как, в соответствии со ст. 4 Федерального Закона от 31 мая 2002 г. “О гражданстве Российской Федерации” (далее - Закон о гражданстве), проживание российского гражданина за пределами России не прекращает его гражданства, российское право как личный закон российского гражданина следует за ним и воздействует на его правовой статус за рубежом. Роль российского права как регулятора правового положения российского гражданина особенно велика в тех странах, где личным законом признается закон гражданства (например, Австрия, Венгрия, Польша, Италия, ФРГ и др.).

Российский гражданин может одновременно иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором (ч. 1 ст. 62 конституции РФ). Формально российский гражданин может приобрести гражданство иностранного государства (если соответствующее иностранное право разрешает), не выходя из российского гражданства. Российское право запретов таких действий не содержит. Однако в пределах юрисдикции Российской Федерации такое лицо будет рассматриваться только как российский гражданин.

В соответствии с этими принципиальными началами определяется и личный закон российского гражданина в данной ситуации: решающее значение будет иметь только принадлежность к российскому государству и личным законом гражданина будет российское право (п. 2 ст. 1195). При этом неважно, признает ли Российская Федерация правомочность приобретения российским гражданином гражданства иностранного государства или нет. Для решения коллизионной проблемы в пользу выбора российского права достаточно подтверждения только российского гражданства.

Исходя из первичной формы личного закона как права страны, гражданином которой является лицо, личным законом иностранного гражданина будет право страны, гражданином которой он является. Под иностранным гражданином, согласно ст. 3 Закона о гражданстве, понимается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и обладающее гражданством (подданством) иностранного государства.

В случае предоставления физическим лицом доказательства принадлежности к иностранному гражданству и отсутствия российского Гражданства его личным законом будет право соответствующего иностранного государства.

Однако из этого первичного основного варианта личного закона делается исключение в пользу российского права: если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом будет российское право (п. 3 ст. 1195). Место жительства - место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, исключая временное пребывание в том или ином месте. В данном случае отсылка к российскому праву обусловлена фактом проживания иностранного гражданина в России.

Начиная с п. 3 и далее в п. 4 и 5, ГК отдает предпочтение второй основной форме личного закона физического лица как закона места жительства (lex domicilii): правом, применимым к правовому статусу физического лица, будет право страны, на территории которой лицо имеет место жительства. Закон места жительства применяется в случае, когда лицо не имеет гражданства ни одного государства - п. 5. По Закону о гражданстве под лицом без гражданства понимается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. При таких обстоятельствах обращение к праву страны, где лицо имеет место жительства, является единственным надежным основанием выбора права, с которым лицо имеет достаточно устойчивую связь. Закон места жительства применяется также в случае, когда лицо имеет несколько иностранных гражданств - п. 4.

Эта ситуация предполагает наличие у лица гражданства двух иностранных государств (двойное гражданство) или гражданства большего числа иностранных государств, так называемое множественное гражданство. В обоих случаях личным законом лица является право страны, в которой лицо имеет место жительства. Ключевым моментом в определении места жительства иностранца в России может стать установление его намерения рассматривать свое место нахождения как постоянное, а не временное.

Данное намерение иностранца может быть выражено в получении им разрешения на постоянное проживание и вида на жительство, а также последующей регистрацией его на территории России по месту жительства. Нельзя считать само получение российской визы и регистрации по месту пребывания намерением иностранца рассматривать свое пребывание в России в качестве места жительства. Как правило, трудностей в определении намерения иностранцев, въезжающих в Россию по российской визе, не возникает, так как при ее оформлении подтверждается временный характер пребывания иностранца на территории России.

  1. Правовое положение беженцев и переселенцев

Правовое положение беженцев в Российской Федерации определяется конвенцией о статусе беженцев 1951 г. И протоколом, касающимся статуса беженцев 1967 г., а также Федеральным Законом “О беженцах”, в соответствии с которым принимаются другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, касающиеся беженцев.

Под беженцем в Законе “О беженцах” понимается лицо, которое не является российским гражданином и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений; либо, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Беженцем не может быть признано лицо:

1. в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности;

2. которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;

3. которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;

4. за которым компетентные власти государства, где проживало это лицо, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;

5. которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Федеральный Закон “О беженцах” не распространяется и на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Признание лица беженцем включает:

1. обращение с ходатайством о признании беженцем;

2. предварительное рассмотрение ходатайства;

3. принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4. выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5. принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

6. выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Рассмотрение ходатайства по существу осуществляют:

1. федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе - в отношении лица, находящегося вне пределов территории Российской Федерации;

2. территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе - в отношении лица, находящегося в центре временного размещения или в ином месте пребывания на территории Российской Федерации.

Решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом по итогам рассмотрения ходатайства по существу.

В Федеральном Законе “О беженцах” определяются экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев. В частности, лицо, ходатайствующее о признании беженцем или признанное беженцем, либо утратившее статус беженца, или лишенное статуса беженца, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) при сохранении в этом государстве указанных выше обстоятельств. Решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением Федерального Закона “О беженцах”, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.

Вопросы приема, размещения, обустройства и занятости беженцев решаются федеральной миграционной службой России и ее органами. Эта служба осуществляет также координацию деятельности российских министерств и ведомств по оказанию помощи беженцам.

В 1950 г. Организация объединенных наций учредила управление верховного комиссара ООН по делам беженцев для содействия решению проблемы беженцев. В целях разрешения проблем беженцев Российская Федерация сотрудничает с этим управлением и другими международными организациями.

Закон РФ “О вынужденных переселенцах” (ведомости РФ. 1993. №12. Ст. 427; СЗ РФ. 1995. №22. Ст. 5110) именует вынужденным переселенцем гражданина Российской Федерации, покинувшего место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

При наличии обстоятельств, предусмотренных этим определением, вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, вынужденный покинуть:

1. место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ;

2. место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ, закон относит к вынужденным переселенцам также иностранного гражданина и лицо без гражданства, постоянно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивших место жительства в пределах этой территории по указанным обстоятельствам.

Кроме того, вынужденным переселенцем признается гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус, в связи с приобретением российского гражданства, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца обустройству на территории Российской Федерации.

  1. Правовое положение российских граждан за рубежом

Правовое положение российских граждан за рубежом определяется как российским законодательством, так и многочисленными актами законодательства страны пребывания (конституциями, законами о правах иностранцев и др.).

Конституцией РФ (ст. 27) предусмотрено право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Российские граждане, находящиеся за границей, пользуются защитой и покровительством России. Согласно ч. 2 ст. 61 конституции РФ, “Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами”.

Российские граждане, выехавшие в иностранное государство, оказываются под его юрисдикцией. Разумеется, это не означает, что их отношения с российским государством прерываются. Лица, переехавшие за границу, продолжают оставаться российскими гражданами. Пребывая за границей, российские граждане находятся под защитой и покровительством Российской Федерации.

Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны обеспечивать меры по защите российских граждан и оказывать им покровительство в порядке, определяемом ее законодательством и международными договорами.

Защита в государстве пребывания прав и интересов российских граждан и юридических лиц с учетом законодательства государства пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками, организация в установленном порядке действий загранучреждений Российской Федерации и российских граждан в государстве пребывания в условиях чрезвычайных ситуаций и руководство их действиями отнесены положением о посольстве Российской Федерации к основным задачам и функциям посольства.

Деятельность консульских учреждений по защите за границей прав и интересов Российской Федерации, российских граждан и юридических лиц опирается на консульские конвенции и другие международные договоры РФ, консульский устав СССР, основы законодательства РФ о нотариате и иные правовые акты. Дмитриева Г.К. Международное частное право (часть третья ГК РФ): Учеб. пособие. М., 2002.

Консул обязан принимать меры к тому, чтобы российские граждане и юридические лица пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами РФ, а если эти права нарушены, - к восстановлению нарушенных прав. Консул должен следить за тем, чтобы в отношении российского гражданина, заключенного под стражу или задержанного по подозрению в совершении преступления, или подвергнутого иным мерам, ограничивающим его свободу, соблюдались законы государства пребывания и международные договоры РФ.

Консульские учреждения Российской Федерации за пределами ее территории: производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, а также смерти; по заявлениям российских граждан, постоянно проживающих за рубежом, иностранных граждан и лиц без гражданства принимают решения о Внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории Российской Федерации; вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении и выдают на основании этих записей повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные документы, подтверждающие факты государственной регистрации актов гражданского состояния; выполняют другие полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами (ст. 5 Федерального Закона “Об актах гражданского состояния”).

Основами законодательства Российской Федерации о нотариате определяются нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений РФ (ст. 38).

Должностные лица консульских учреждений Российской Федерации:

1. удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

2. принимают меры к охране наследственного имущества;

3. выдают свидетельства о праве на наследство;

4. выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

5. свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

6. свидетельствуют подлинность подписи на документах;

7. свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

8. удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

9. удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

10. удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

11. удостоверяют время предъявления документов;

12. принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

13. совершают исполнительные надписи;

14. принимают на хранение документы;

15. обеспечивают доказательства;

16. совершают морские протесты.

Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений.

Консулом легализуются документы, составленные при участии властей консульского округа или исходящие от этих властей.

Консульским уставом СССР определены функции консула в отношении отечественных морских судов (в том числе в случаях Кораблекрушения или аварии судна, болезни или смерти членов экипажа), воздушных судов, средств автомобильного, железнодорожного транспорта, судов речного флота.

При возникновении на территории иностранного государства чрезвычайной ситуации Российской Федерацией принимаются дипломатические, экономические и иные предусмотренные международным правом меры по обеспечению безопасности российских граждан, пребывающих на территории этого иностранного государства.

Правительственным решением утвержден комплекс мер по обеспечению эвакуации российских граждан из зарубежных государств при возникновении чрезвычайных ситуаций. Координация работ по выполнению этих мер и обеспечение взаимодействия министерств и ведомств возложены на министерство иностранных дел РФ.

15 августа 1996 г. № 114-фз вступил в силу Федеральный Закон “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”.

Российские граждане выезжают за границу на постоянное место жительства, временно - по приглашению родственников, на работу, учебу, лечение, отдых, в туристические поездки, а также в служебные командировки. Основными документами, удостоверяющими личность российских граждан за пределами Российской Федерации, признаны паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Указом президента РФ от 21 декабря 1996 г. № 1752 “об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации МИД России поручалось произвести в первоочередном порядке выдачу паспортов граждан Российской Федерации российским гражданам, проживающим за рубежом.

Традиционно осуществляемые дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями функции по поддержке соотечественников оказываются нередко недостаточными. С этой целью должны быть использованы в полной мере международные механизмы защиты прав человека, инструментарий международных договоров, включая договоры по вопросам торгово-экономического сотрудничества, гражданства, правовой помощи, трудовой деятельности, социального обеспечения, культуры и образования.

Государствами-участниками СНГ подписаны многосторонние конвенции, позволяющие активизировать сотрудничество в области прав человека, приблизить его к практическому решению неотложных проблем. Широкий охват нуждающихся в четком и стабильном регулировании отношений характеризуют конвенции о правах и основных свободах человека 1995 г., о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

Рассмотрением наиболее актуальных вопросов о нарушениях прав российских граждан призвана заниматься комиссия по правам человека при президенте РФ. По мнению председателя комиссии, создание “системы коллективных органов содружества независимых государств (комиссии по правам человека, суда СНГ по правам человека и др.), дополненной европейским региональным механизмом, явилось бы существенной гарантией претворения в жизнь основных прав и свобод человека и гражданина на территории всех стран СНГ”.

Создание региональной (в рамках содружества независимых государств) системы защиты прав человека, наряду с более широким участием Российской Федерации в международной и европейской системах защиты прав человека, позволит, надо полагать, изменить к лучшему положение дел с обеспечением защиты прав российских граждан за рубежом.

Рекомендуемые страницы:


Смотрите также