Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Право на свободу передвижения и его реализация в рб


Свобода передвижения и выбор места жительства

«Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно» (ст.30 Конституции Республики Беларусь). Как следует из данной конституционной нормы, право на свободу передвижения предполагает право свободно передвигаться как внутри страны и выбирать в ней место жительства, так и право выезжать из страны и возвращаться обратно.

Что касается первой части данного положения, то его реализация в Республики Беларусь (впрочем, как и в других странах СНГ) затрудняется наличием института прописки.

В 1992 году Президиум Верховного Совета Республики Беларусь поручил соответствующим комиссиям подготовить пакет законопроектов о порядке регистрации и учета граждан по месту их жительства с целью замены разрешительного порядка прописки регистрационным, при котором гражданин не получает разрешение на прописку от органов внутренних дел, а лишь ставит их в известность об избранном месте жительства. Однако соответствующие законопроекты так и небыли тогда приняты. К сожалению, Верховный Совет не реализовал даже требование Закона Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь», которым предписывалось, чтобы в течение двух лет после вступления в силу Конституции Республики Беларусь, в стране был принят нормативный акт, регулирующий переход к реализации закрепленного в статье права на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах нашего государства. Следует отметить, что в настоящее время соответствующие государственные органы и, в первую очередь Министерство внутренних дел, занимаются разработкой проектов актов, принятие которых позволит в той или иной мере разрешить обозначенную проблему. Целесообразность отмены (или видоизменения) института прописки обуславливается и тем, что с ней в определенной мере связаны и некоторые другие права граждан – трудовые, жилищные и т.д., на которые она прямо или косвенно оказывает негативное влияние.

Что касается второй части рассматриваемого конституционного права граждан, т.е. их права покидать пределы Республики Беларусь и беспрепятственно возвращаться обратно, то она обеспечивается, пожалуй, в полной мере. Данная конституционная норма получила свое развитие в ряде нормативных актов, и в частности, в Законе Республики Беларусь от 2 июня 1993 г. «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».

Право выезда гражданина за границу может быть временно ограничено лишь в случаях, прямо предусмотренных Законом:

если он владеет сведениями, составляющими государственную тайну — до прекращения действия обстоятельств, препятствующих выезду; если против него возбуждено уголовное дело – до окончания производства по делу; если он осужден за совершение преступления – до отбытия наказания или освобождения от наказания; если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом – до исполнения обязательств; если к нему предъявлен гражданский иск в суде – до окончания производства по делу; если он сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов; если он прописан к призывному участку и подлежит призыву в назначенное время на действительную срочную военную службу – до прохождения срочной военной службы или до освобождения от нее в соответствии с законом.

При возникновении в какой-либо стране чрезвычайной ситуации, создающей невозможность безопасных условий проживания граждан Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь может принимать решения об ограничении выезда в данную страну. Эти решения и сведения об их отмене подлежат опубликованию. Указанные ограничения действуют до прекращения обстоятельств, препятствующих выезду.

Заявление гражданина Республики Беларусь об оформлении документов на выезд за границу на постоянное жительство должно быть рассмотрено не позднее трех месяцев со дня подачи документов, а на временный выезд – в месячный срок.

Если поездка за границу связана со срочным лечением выезжающего гражданина либо с тяжелой болезнью или смертью близкого родственника, проживающего за границей, заявление об оформлении документов на выезд рассматривается немедленно, но не позже чем на протяжении трех рабочих дней.

Граждане Республики Беларусь, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, могут выезжать из Республики Беларусь с письменного согласия законных представителей или в их сопровождении. При отсутствии письменного согласия одного из законных представителей выезд из Республики Беларусь несовершеннолетнего может быть разрешен на основании решения суда.

Граждане Республики Беларусь при выезде за границу на постоянное жительства имеют право сохранять за собой на территории Республики Беларусь жилье и другое имущество, принадлежащее им на праве собственности, кроме земли.

Выезд за границу оформляется гражданам по их личному заявлению или по ходатайству их законных представителей уполномоченными на это государственными органами по месту постоянного жительства заявителя. Заявление о выезде за границу принимается при наличии справки инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь об отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам.

Записи по теме

Свобода передвижения и выбор места жительства

«Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно» (ст.30 Конституции Республики Беларусь). Как следует из данной конституционной нормы, право на свободу передвижения предполагает право свободно передвигаться как внутри страны и выбирать в ней место жительства, так и право выезжать из страны и возвращаться обратно.

Что касается первой части данного положения, то его реализация в Республики Беларусь (впрочем, как и в других странах СНГ) затрудняется наличием института прописки.

В 1992 году Президиум Верховного Совета Республики Беларусь поручил соответствующим комиссиям подготовить пакет законопроектов о порядке регистрации и учета граждан по месту их жительства с целью замены разрешительного порядка прописки регистрационным, при котором гражданин не получает разрешение на прописку от органов внутренних дел, а лишь ставит их в известность об избранном месте жительства. Однако соответствующие законопроекты так и небыли тогда приняты. К сожалению, Верховный Совет не реализовал даже требование Закона Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь», которым предписывалось, чтобы в течение двух лет после вступления в силу Конституции Республики Беларусь, в стране был принят нормативный акт, регулирующий переход к реализации закрепленного в статье права на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах нашего государства. Следует отметить, что в настоящее время соответствующие государственные органы и, в первую очередь Министерство внутренних дел, занимаются разработкой проектов актов, принятие которых позволит в той или иной мере разрешить обозначенную проблему. Целесообразность отмены (или видоизменения) института прописки обуславливается и тем, что с ней в определенной мере связаны и некоторые другие права граждан – трудовые, жилищные и т.д., на которые она прямо или косвенно оказывает негативное влияние.

Что касается второй части рассматриваемого конституционного права граждан, т.е. их права покидать пределы Республики Беларусь и беспрепятственно возвращаться обратно, то она обеспечивается, пожалуй, в полной мере. Данная конституционная норма получила свое развитие в ряде нормативных актов, и в частности, в Законе Республики Беларусь от 2 июня 1993 г. «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».

Право выезда гражданина за границу может быть временно ограничено лишь в случаях, прямо предусмотренных Законом:

1. если он владеет сведениями, составляющими государственную тайну - до прекращения действия обстоятельств, препятствующих выезду;

2. если против него возбуждено уголовное дело – до окончания производства по делу;

3. если он осужден за совершение преступления – до отбытия наказания или освобождения от наказания;

4. если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом – до исполнения обязательств;

5. если к нему предъявлен гражданский иск в суде – до окончания производства по делу;

6. если он сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов;

7. если он прописан к призывному участку и подлежит призыву в назначенное время на действительную срочную военную службу – до прохождения срочной военной службы или до освобождения от нее в соответствии с законом.

При возникновении в какой-либо стране чрезвычайной ситуации, создающей невозможность безопасных условий проживания граждан Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь может принимать решения об ограничении выезда в данную страну. Эти решения и сведения об их отмене подлежат опубликованию. Указанные ограничения действуют до прекращения обстоятельств, препятствующих выезду.

Заявление гражданина Республики Беларусь об оформлении документов на выезд за границу на постоянное жительство должно быть рассмотрено не позднее трех месяцев со дня подачи документов, а на временный выезд – в месячный срок.

Если поездка за границу связана со срочным лечением выезжающего гражданина либо с тяжелой болезнью или смертью близкого родственника, проживающего за границей, заявление об оформлении документов на выезд рассматривается немедленно, но не позже чем на протяжении трех рабочих дней.

Граждане Республики Беларусь, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, могут выезжать из Республики Беларусь с письменного согласия законных представителей или в их сопровождении. При отсутствии письменного согласия одного из законных представителей выезд из Республики Беларусь несовершеннолетнего может быть разрешен на основании решения суда.

Граждане Республики Беларусь при выезде за границу на постоянное жительства имеют право сохранять за собой на территории Республики Беларусь жилье и другое имущество, принадлежащее им на праве собственности, кроме земли.

Выезд за границу оформляется гражданам по их личному заявлению или по ходатайству их законных представителей уполномоченными на это государственными органами по месту постоянного жительства заявителя. Заявление о выезде за границу принимается при наличии справки инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь об отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам.

Свобода передвижения в белорусском законодательстве в системе иных прав и свобод человека

(Василевич Д. Г.) («Журнал российского права», 2007, N 7) Текст документа

СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В БЕЛОРУССКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В СИСТЕМЕ ИНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Д. Г. ВАСИЛЕВИЧ

Василевич Дмитрий Григорьевич — аспирант Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Правам и свободам человека в современных условиях уделяется самое пристальное внимание как международными организациями, так и в юридической, философской, социологической и иной литературе. В юридической литературе можно отметить труды таких известных в этой области специалистов, как Е. А. Лукашева, В. С. Нерсесянц, Л. Д. Воеводин. Права и свободы человека не только имеют универсальный характер, но и взаимосвязаны; ограничение или необоснованное (в ущерб другим лицам) расширение прав одних часто влияет на содержание всей системы прав других лиц. Можно утверждать, что система прав, свобод и обязанностей человека подобна периодической таблице Д. И. Менделеева. Подтверждением тому служит постоянный процесс выявления новых прав и свобод. Реализация права на свободу передвижения, место жительства неразрывно связана с реализацией других прав и свобод — личных, политических, экономических, социальных, культурных. Свобода передвижения означает право на невмешательство в личную жизнь, включая выбор образа жизни. Безусловно, нет необходимости слепо копировать западные стандарты, когда «плодится» армия лиц без определенного места жительства. В целях предотвращения деградации части населения полагаем целесообразными осуществление учета этих лиц, изучение причин их ухода из активной социальной жизни. Выполнение данной задачи вполне осуществимо с учетом существования института прописки (в настоящее время готовится акт о переходе на регистрационный учет населения), возможностей соответствующих служб правоохранительных органов, включая участковых инспекторов. Если уж специалисты, изучающие фауну Беларуси, при необходимости могут назвать достаточно точное число животных и птиц, обитающих в лесах, на водных просторах, то в данном-то случае речь идет о людях, которые живут не в лесу, а в населенных пунктах, но которые злоупотребляют своим правом на свободу передвижения и иногда совершают преступления (кражи, убийства), представляя определенную угрозу для других членов общества. Необходимо наладить контроль за перемещением этих лиц, используя информационные технологии. Некоторое ущемление их в иных правах (например, неприкосновенности частной жизни) допустимо, поскольку их частная жизнь уже давно протекает совершенно публично — на улицах, в подъездах, в парках, скверах и т. п. Свобода передвижения, как и свобода вообще, тесно связана с необходимостью не только уголовного или административного преследования, но и применения таких превентивных мер, как арест или задержание. Действующее в этой области законодательство нуждается в серьезном совершенствовании. Это касается сроков рассмотрения административных дел, судебной защиты, допуска адвоката и др. Обеспечить каждому право на свободу передвижения — значит обеспечить равенство всех перед законом, который соответствует Конституции Республики Беларусь. Равенство, в свою очередь, предполагает равное отношение со стороны закона, возможность установления в нем с учетом дозволенных критериев лишь тех ограничений, которые разумны . ——————————— См.: Михалева Н. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 1998. С. 155 — 156.

Отсутствие прописки — еще не гарантия свободы передвижения. Эта свобода может быть ограничена, например, по расовому признаку. Так, в течение многих десятилетий чернокожие боролись за равные права с белыми. Им запрещено было пребывать в автобусах и другом транспорте (железнодорожном) для белых, учиться в учебных заведениях для белых, во многих городах еще в середине XX столетия были приняты муниципальные решения о специально отведенных местах для проживания чернокожих . Потребовалось много усилий для ликвидации сегрегации на транспорте, в организациях обслуживания, местах общественного пользования. ——————————— См.: Василевич Г. А. Парламент Республики Беларусь. Конституционно-правовой аспект. Минск, 1995. С. 298 — 299.

Свобода передвижения предполагает право перемещать и свою собственность (имущество). В противном случае не может быть и речи о полноценной свободе передвижения. В белорусской практике остается нерешенным вопрос о выплате пенсий тем гражданам Республики Беларусь, которые выехали на постоянное место жительства за рубеж, но сохранили свое гражданство. В настоящее время пенсии выплачиваются лишь тем, кто уехал в государства, с которыми Республикой Беларусь заключены соответствующие международные соглашения. Известно, например, что в странах Прибалтики живет очень много граждан Республики Беларусь — пенсионеров, которым пенсия была назначена у нас, но в связи с выездом не выплачивается. Полагаем, что избранный путь — выплата пенсий таким лицам лишь при наличии международных соглашений — ошибочен и ограничивает зафиксированные в Конституции Республики Беларусь право на свободу передвижения (ст. 30), право на пенсионное обеспечение (ст. 47), равенство всех перед законом и недопустимость какой-либо дискриминации (ст. 22). Согласно Конституции Республики Беларусь ее территория является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь (ст. 9). Уже это определение (а не только ст. 30 Конституции, на которую обычно ссылаются в литературе, когда касаются вопроса о свободе передвижения и выбора места жительства) дает правовую основу для утверждения о естественном характере данной свободы. Насколько свободно государство в определении условий для приема в гражданство, существуют ли здесь ограничения либо его суверенная воля проявляется абсолютно? Наряду с иными условиями законы о гражданстве многих стран предусматривают в качестве условия приобретения гражданства определенный ценз оседлости, т. е. постоянное проживание на территории государства в течение определенного срока (от 5 до 10 последних лет) . ——————————— См.: Чудаков М. Ф. Избирательный процесс: понятие и основные стадии. Минск, 2001. С. 24, 26.

При решении данного вопроса очень важно определить, какие периоды засчитываются в срок проживания на территории государства. В статье 14 Закона Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь» предусмотрено, что любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Республики Беларусь, если это лицо, в частности, проживает на территории Республики Беларусь после получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь в течение семи лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей названной статьи. Срок проживания на территории Республики Беларусь считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Республики Беларусь не более чем на три месяца в течение каждого года. Следует обратить внимание на следующие коллизии между данным Законом и налоговым законодательством Республики Беларусь. Согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц» (с последующими изменениями и дополнениями) определение времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь в целях признания этого лица налоговым резидентом Республики Беларусь производится в соответствии со ст. 17 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2003 г. Если положения указанной статьи не позволяют однозначно определить время фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь, определение времени фактического нахождения этого лица на территории Республики Беларусь осуществляется в порядке, установленном Министерством Республики Беларусь по налогам и сборам. Порядок подтверждения физическим лицом времени его фактического нахождения на территории Республики Беларусь и представления в налоговые органы документов, необходимых для такого подтверждения, а также перечень таких документов устанавливаются указанным Министерством. ——————————— См.: Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. N 9. Ст. 145.

В соответствии с Налоговым кодексом налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году. Ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь относится время непосредственного пребывания физического лица на территории Республики Беларусь, а также время, на которое это лицо выезжало за пределы территории Республики Беларусь на лечение, отдых, в командировку или на учебу. В статье 14 Налогового кодекса дано определение понятия «место жительства» применительно к физическому лицу — плательщику налогов: место жительства плательщика — место (населенный пункт, дом, квартира или иное жилое помещение), где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает, а при невозможности установить такое место жительства — место прописки (регистрации) или иное место, указанное в паспорте или другом удостоверении личности, либо место нахождения имущества этого лица; местом жительства несовершеннолетних в возрасте до 14 лет или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов. Таким образом, Налоговый кодекс для целей налогообложения на первое место ставит не требование проживать по месту прописки, а выявление места фактического проживания. Для налогообложения достаточно присутствия на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году, при зачете года в установленный семилетний срок для приема в гражданство допустимо отсутствие в течение каждого года не более трех месяцев. Такая формулировка ст. 14 Закона «О гражданстве Республики Беларусь» в принципе позволяет отсутствовать непрерывно шесть месяцев в течение двух лет. В международной практике условие о сроке проживания на территории государства обычно присутствует в законодательстве, которым предусматривается прием в гражданство. Таким образом, существует связь граждан с территорией, учет которой особенно важен при правопреемстве. При принятии 18 октября 1991 г. Закона «О гражданстве Республики Беларусь» законодатель определил, что гражданами Республики Беларусь будут являться не только лица, которые его приобретут в соответствии с этим Законом, но и все те, которые постоянно проживали на территории Республики Беларусь на день вступления в силу настоящего Закона (ст. 2). В Постановлении Верховного Совета Республики Беларусь о введении в действие указанного Закона в качестве постоянно проживающих также были определены некоторые категории лиц, временно выехавших за пределы Беларуси (например, на срочную военную службу, обучение, лечение, на работу за границу). ——————————— См.: Там же.

Анализ Закона от 18 октября 1991 г. показывает, что гражданами Республики Беларусь ко дню его вступления в силу стали все, кто постоянно проживал на ее территории. Полагаем, законодатель в данном случае не учел, что в нашем государстве могли постоянно проживать и иностранцы, не желавшие менять гражданство своей страны на гражданство Республики Беларусь. В данном Законе установлен своего рода срок давности для возможной отмены решения о приобретении или прекращении гражданства. Согласно его ст. 22 отмена решения по вопросам гражданства Республики Беларусь допустима в течение семи лет со дня принятия. Отмена решения возможна при представлении заведомо ложных сведений или подложных документов. Полагаем, что установление семилетнего срока, по истечении которого нельзя отменять решение по вопросу о гражданстве, является ошибочным. Если речь идет о злоупотреблениях со стороны заявителя, то установление такого рода «амнистий» недопустимо, поскольку законодатель как бы поощряет совершение подобного рода действий. Ведь для приобретения гражданства или его прекращения установлены очень важные условия — это постоянное проживание в течение семи лет на территории Беларуси (а в некоторых случаях и этого не требуется), соблюдение и уважение Конституции и иных актов законодательства и др. Представляется, что Закон «О гражданстве Республики Беларусь» следовало бы дополнить нормой, согласно которой при нарушении виновным лицом этих условий решение о предоставлении гражданства может быть пересмотрено. Согласно ст. 14 Договора о создании Союзного государства, заключенного Беларусью и Россией 8 декабря 1999 г., граждане государств-участников одновременно являются гражданами Союзного государства, где признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними. В этой статье также предусмотрено, что до принятия союзного нормативно-правового акта в области гражданства правовое положение граждан Союзного государства регулируется национальными законодательными актами государств-участников, договорами между ними в данной области и Договором. В Договоре предусмотрено, что граждане Союзного государства имеют право избирать и быть избранными в Парламент Союзного государства, а также назначаться на должности в органы Союзного государства, граждане Союзного государства имеют право на создание союзных общественных объединений. В развитие Договора о создании Союзного государства заключен ряд соглашений. Отметим особо Соглашение об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства на территориях государств — участников Союзного государства (подписано в Санкт-Петербурге 24 января 2006 г. и ратифицировано государствами-участниками). По существу, граждане двух государств реально уравнены в праве на свободу передвижения и выбор места жительства, хотя и сохранены некоторые формальные требования, например, относительно необходимости регистрации по истечении тридцати дней пребывания на территории другого государства. Сравнительный анализ положений Договора о создании Союзного государства, указанного Соглашения и Договора о Конституции для Европы показывает, что в них много общего. Гражданство ЕС и гражданство Союзного государства является дополнительным к национальному. Оно возникает, если есть национальное гражданство. В Союзном государстве и в рамках ЕС предоставлено право участвовать в муниципальных (местных) выборах. Лишение национального гражданства влечет утрату гражданства Союзного государства. Общим является недопустимость какой-либо дискриминации в вопросах гражданства и связанных с этим прав. Конечно, на определенном этапе развития могут быть определенные преференции в реализации тех или иных прав и свобод. Однако это должно базироваться на законодательных актах, основанных на заключенных международных договорах. По мере развития отношений в рамках Союзного государства возникнет необходимость, по нашему мнению, согласования не только визового порядка въезда иностранцев из третьих стран, но и условий и порядка приема в гражданство граждан третьих стран и лиц без гражданства, так как различный подход может существенно повлиять на интересы государства — участника Союзного государства. Желательно максимально упростить прием в гражданство государства-участника граждан другого Союзного государства, например, при условии проживания не только в Союзном, но и в своем государстве требуемый для иностранного гражданина период. Было бы полезно решить вопрос о возможности работы в национальных органах государственной власти граждан другого государства-участника. Право на свободу передвижения тесно связано с политическими правами и свободами. Так, согласно Избирательному кодексу Республики Беларусь в список граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата, включаются все граждане Республики Беларусь, достигшие ко дню или в день выборов, референдума, голосования об отзыве депутата 18 лет, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного участка для голосования и имеющие право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата. Гражданин, имеющий право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата, может быть включен в список для голосования только на одном участке. В список граждан, имеющих право участвовать в выборах Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, республиканском референдуме, на участке для голосования, образованном за пределами Республики Беларусь, включаются граждане Республики Беларусь, проживающие на территории иностранного государства или находящиеся в длительной заграничной командировке. В указанный список при обращении в участковую комиссию включаются также граждане Республики Беларусь, прибывшие в иностранное государство в связи с частной, служебной, деловой или туристической поездкой. При этом нередко на практике в списки для голосования граждан включают не по месту их прописки, а по месту фактического жительства. Проживание на конкретной территории в течение определенного времени иногда является условием избрания на соответствующий пост. Например, согласно ст. 80 Конституции Республики Беларусь Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Эта норма схожа с нормой, содержащейся в Конституции США. На наш взгляд, гражданин Республики Беларусь, временно выехавший за границу на работу, также сохраняет возможность участия в выборах. Полагаем, что для решения вопроса о том, следует ли лицо относить к числу тех, кто непосредственно проживал в Республике Беларусь перед выборами (несмотря на то, что формально лицо находилось за ее пределами), можно использовать подходы Закона Республики Беларусь от 18 октября 1991 г. «О гражданстве», хотя он утратил силу в связи с принятием Закона от 1 августа 2002 г. Решениями Конституционного Суда Республики Беларусь от 15 июня 2001 г. N Р-120/2001 и от 19 июня 2001 г. N Р-121/2001 определен круг лиц, имеющих право участвовать в президентских выборах 2001 г. В одном случае речь шла о том, можно ли лиц, приехавших в Республику Беларусь из других бывших союзных республик, рассматривать гражданами по рождению, в другом — о выехавшем за пределы Республики Беларусь руководителе БНФ З. Позняке, полагавшем, что есть угроза его преследования в уголовном порядке на родине и потому попросившем политического убежища за рубежом. Конституционному Суду было непросто сформулировать свою позицию, так как не все было однозначно. Однако во втором решении явно прослеживалась идея способствовать демократичности выборов, исключить конфликт. Согласно ст. 92 Конституции членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, г. Минска не менее пяти лет. Таким образом, в отличие от требований к кандидату на пост Президента, к будущему члену Совета Республики не предъявляется требование проживания на соответствующей территории не менее пяти лет непосредственно перед выборами. Вместе с тем данную конституционную норму следует применять разумно, а возможно, и детализировать ее в Законе «О Национальном собрании Республики Беларусь». Полагаем, что лицо должно прожить на территории области или г. Минска не менее пяти лет после достижения совершеннолетия. В зачет указанного пятилетнего срока вряд ли должно включаться время, когда будущий «натор» ходил в школу или детский сад. Такое правило исключило бы формальный подход и содействовало бы тому, что претендентами на должности членов Совета Республики были бы только те, кто уже имеет определенный политический опыт, знает проблемы конкретной области или г. Минска, ведь Совет Республики — это палата территориального представительства. Полагаем, что давно назрела необходимость пересмотра нормативных правовых актов, имеющих отношение к прописке, а регистрация должна быть более либеральной. В том виде, в каком прописка существовала в советский период, сохранять ее нельзя. Да и процессы (экономические, политические, социальные), которые произошли в государстве и обществе после распада СССР, привели к существенному изменению законодательства и практики. Например, граждане в связи с развитием рыночных отношений получили больше возможностей для приобретения жилья, а значит, и изменения в силу этого места работы. Гражданин должен иметь право стать на учет в бюро по трудоустройству не только там, где его место жительства (регистрации), но и в ином месте, где он полагает возможным трудиться. Другое дело, что для предотвращения злоупотреблений своим правом, когда человек посчитает необходимым стать на учет в различных органах по трудоустройству, может быть введена хотя бы символическая плата, компенсирующая работу персонала с его учетными данными. Представляется, что право на образование также не должно ограничиваться местом жительства. Существующая привязка права на медицинское обслуживание граждан к месту их жительства является, на наш взгляд, разумной, особенно в силу распределения средств бюджета в этой сфере в расчете на одного проживающего. Возможны ограничения свободы передвижения в целях защиты здоровья. Например, могут быть предусмотрены правила о прохождении медицинской проверки (контроля), установлен карантин в отношении лиц, возвращающихся из стран, где возникла эпидемия. Правительство вправе на основе закона высказать свои рекомендации о нежелательности поездок как по мотивам охраны здоровья, так и в других случаях. Уместно отметить, что в зарубежных странах правительство либо иное ведомство (например, Министерство иностранных дел) довольно часто высказывают такие рекомендации. Исходя из условий формирования рынка жилья, право на строительство дома или квартиры не должно зависеть от места жительства гражданина Республики Беларусь. Определенные ограничения могут быть установлены лишь с точки зрения санитарных норм и пользования льготами. Если же увязывать в более широком контексте свободу передвижения и пользование отдельными категориями лиц (ветеранами) льготами (например, на оплату коммунальных услуг, топлива, проезд), то их следует предоставлять в зависимости не от места прописки, а от фактического проживания. Назрела необходимость свести к минимуму количество подтверждающих справок. Для этого в качестве головного ответственного органа следует определить Министерство жилищно-коммунального хозяйства и его органы на местах. Помочь решить данную проблему по принципу «одного окна» могут информационные технологии, тем более что до 2010 г. должна быть реализована Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003 — 2005 гг. и на перспективу до 2010 г. — «Электронная Беларусь», утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. N 1819. Отдельные элементы регистрации уже компьютеризированы, но их необходимо свести в один банк данных, которым могли бы пользоваться различные государственные службы (коммунальные, здравоохранения, образования, пограничные, налоговые и др.). Координирующую роль при этом должно выполнять Министерство внутренних дел. Формирование базы данных целесообразно осуществлять на уровне города, района, сельсовета.

——————————————————————

Название документа

Право на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания

Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства принадлежит гражданину от рождения, и как другие личные права, является неотчуждаемым. Одной из новелл конституционного права стран СНГ является закрепление права на свободное передвижение и выбор места жительства. Это естественное человеческое право впервые регламентируется в истории конституционного развития постсоветских государств. В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически. В Советском Союзе с 1932 г. была введена система прописки, кроме того, до начала 60-х годов у колхозников отсутствовали паспорта, в стране фактически не было свободного рынка жилья для приобретения гражданами - эти и другие условия жизни того времени приводили к фактической невозможности человека свободно решать вопрос о своем месте жительства.

Жизненная важность данной регламентации объясняется тем, что она является одним из неотъемлемых прав человека, издревле ведущего динамичный образ жизни. Свидетельством такой приверженности служит образ жизни народов и племен, навеки осевших в странах своего проживания. Вместе с тем, в силу разных причин и обстоятельств, люди перемещались внутри собственной страны, переселялись в другие страны, оседая в них, либо продолжая передвигаться дальше. Миграция всегда представляла для человека вполне естественный, самой жизнью обусловленный процесс. Красноречивым подтверждением этого служат наслоения культур и наречий, встречаемые в самых разных странах, на всех широтах.

Причин миграций много и они весьма разнообразны. Мигрантами люди становятся в силу поиска работы, лучших условий жизни. Нередко люди вынуждены мигрировать под угрозой преследования из-за своих политических убеждений, либо расового или национального происхождения, религиозного или этнического конфликта. Многие стремятся к эмиграции для воссоединения с близкими, живущими в других частях света. Причиной передвижения в жизненном пространстве становится вполне естественная потребность в общении с друзьями. И хотя в таком стремлении нет ничего постыдного и предосудительного, человек во все времена сталкивался с ограничениями и препятствиями, лишавшими его свободы передвижения.

Ограничения, исходившие от власти, оказывали негативное воздействие на свободу человека, лишая его возможности выезда и возвращения к месту своего проживания. В условиях советского строя запреты и ограничения административно-командной системы лишали людей возможности выезда за рубеж. Но если такая возможность и представлялась, она обставлялась строжайшим контролем и надзором, унижающим достоинство человека. Заполняя личную анкету при поступлении на работу, гражданин обязан был указать о фактах своего пребывания за границей, наличии или отсутствии за границей родственников. В зависимости от ответов решался, по существу, вопрос о политической благонадежности человека.

Эмиграция вообще находилась под запретом. Особенно тягостно переживался такой запрет теми, кто не мог воссоединиться со своими зарубежными родственниками. Естественно, что отмена запрета, признание свободы перемещения за человеком, является одним из важнейших достижений либерализации общественной жизни. В свете отмеченных явлений становится особенно очевидным, какое важное значение в либерализации общественной жизни в странах СНГ приобретает конституционное признание за человеком права на свободу передвижения. Этот вопрос был решен на постсоветском пространстве только после обретения бывшими советскими республиками государственной независимости.

Это право впервые в истории их конституционного развития закреплено в ст.ст. 22 Конституции  Армении  и Конституции Грузии,  ст.28  Конституции Узбекистана, ст.24 Конституции Туркменистана и Конституции Таджикистана, ст.ст.27 Конституции Молдовы и Российской Федерации и др. Являясь логическим следствием общего процесса либерализации общественной жизни, конституционная регламентация фиксирует факт признания за человеком его неотъемлемого права на свободное, беспрепятственное передвижение. Такое признание обязывает государство создавать и обеспечивать условия, необходимые для свободного передвижения граждан внутри своей страны, а также для беспрепятственного выезда за ее пределы и обратного въезда в нее.

Так, согласно статье 28 Конституции Республики Узбекистан каждый гражданин страны пользуется правом на свободное передвижение по территории республики, на въезд и выезд из своей страны. Исключение из этого общего правила составляют лишь те ограничения, которые устанавливаются законом. В Республике Беларусь, Таджикистане и Армении так же как и в Узбекистане, данные права адресованы только гражданам этих государств. В остальных странах СНГ право на свободу передвижения и выбор места жительства закреплено за каждым.

В ч.1 ст.27 Конституции РФ закреплено положение о том, что «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». В п.1 ст.21 Конституции Казахстана также оговаривается: «Каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных законом». Также ст.22 Конституции Грузии подчеркивает, что «каждый, кто законно находится в Грузии, имеет право на свободное передвижение по всей ее территории и свободный выбор места жительства». Отсюда следует вывод, что право свободно передвигаться, выбирать место жительства и места пребывания, принадлежит только тем, кто законно находится на территории этих государств. Соответственно, этого права лишены все те, кто проник на их территорию с нарушением визового режима или законодательства о въезде. В конституциях остальных стран СНГ, кроме Украины и Азербайджана, такие оговорки отсутствуют.

Закрепляя это право, государство тем самым признает территорию страны принадлежащей самим гражданам, которые в соответствии со своими интересами и без всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе место жительства. Однако существуют и ограничения этих прав. Статья 33 Конституции Украины закрепляет: «Каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места жительства, право свободно покидать территорию Украины, за исключением ограничений, устанавливаемых законом». Ч.8 ст.16 Кыргызской Республики, ст.21 Конституции Казахстана, ст.24 Конституции Туркменистана, ст.22 Конституции Грузии также признают возможность ограничения этих прав на основании закона. При этом опять же конституционная норма Грузии в п.3 ст.22 конкретизирует возможность ограничении и гласит: «Ограничение прав, указанных в пунктах 1 и 2, допускается только в соответствии с законом, в целях обеспечения необходимой для существования демократи­ческого общества государственной или общественной безопасности, охраны здоровья, предотвращения преступности или осуществления правосудия» [1].

Нельзя сказать, что другие страны не устанавливают ограничения. Просто эти ограничения нашли отражение вместе с ограничениями других прав. Например, ограничения права свободно выезжать за пределы Российской Федерации, как и любого иного конституционного права, допустимы в строго определенных ч.3 ст.55 Конституции РФ целях [2]. Эти ограничения не могут толковаться расширительно, не должны приводить к умалению других гражданских, политических и иных прав, гарантированных гражданам Конституцией и законами Российской Федерации, и повлечь уголовную ответственность за бегство за границу и отказ возвратиться из-за границы, квалифицируемые ранее в соответствии с УК РСФСР как измена Родине. Предусмотренное данной нормой деяние в силу Конституции РФ, а также международных договоров с участием Российской Федерации, не может рассматриваться как преступление, посягающее на оборону, суверенитет, территориальную неприкосновенность, государственную безопасность или обороноспособность, служить самостоятельным основанием для уголовной ответственности за измену Родине. В Уголовном кодексе Российской Федерации, принятом в 1996 г., данный состав преступления исключен [3].

Следует также отметить, что более подробно вопросы ограничения регулируются отраслевым законодательством. Так, в соответствии с Федеральным законом «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. ограничивается свобода передвижения в определенных районах (в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на территориях, где введены особые условия и режимы проживания в связи с опасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, чрезвычайное или военное положение) [4]. Следовательно, за пределами таких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом транспорта или пешком не допускаются.

В советское время право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства ограничивалось институтом прописки. Началом преодоления режима прописки в странах СНГ стало введение регистрационного учета граждан по месту жительства и пребывания. Учет закрепляет не разрешительный, а уведомительный порядок регистрации. Это акт свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и служить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства.

К сожалению, на практике режим осуществления регистрации остался разрешительным. Это подтверждается нормативными актами, регулирующими институт регистрации. В частности, в Российской Федерации регистрация граждан по месту проживания осуществляется на срок не более 6 месяцев, и лишь в исключительных случаях этот срок может быть продлён органом регистрационного учёта. Отсюда следует, что срок пребывания зависит от органов регистрационного учёта, а не от воли гражданина. Установление срока, по истечении которого гражданин обязан покинуть место пребывания, является вмешательством органов исполнительной власти и других органов регистрационного учёта в гражданские, жилищные и иные правоотношения, складывающиеся на основе согласия сторон, и ограничивает конституционное право граждан на свободу выбора места пребывания и жительства. Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания должен определяться самим гражданином. Его установление государством недопустимо, поскольку означает ограничение свободы волеизъявления при выборе места пребывания и не согласуются с требованиями Конституции РФ, установившей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следует также учитывать, что право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Органы государственной власти управомочены лишь на регистрацию результата акта свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и служить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства.

Вопрос о природе правил регистрации, предусмотренных в постановлении Правительства РФ, рассматривался Конституционным Судом РФ. В постановлении от 2 февраля 1998 г. Суд отметил, что регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Установление иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения разрешительного порядка регистрации является нарушением требований Конституции РФ и федерального закона. Отступление от запрета расширять этот перечень в подзаконных актах, в том числе в актах Правительства РФ, означает недопустимую легализацию разрешительного порядка регистрации граждан. Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» возложил на Правительство РФ обязанность утвердить Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Исходя из буквального толкования данной нормы, законодатель уполномочил Правительство РФ разработать только порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета, не предоставив ему права на установление оснований отказа в регистрации. Такие основания отсутствуют и в самом Законе. В нем исчерпывающе сформулированы лишь условия, при которых допускаются ограничения прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Следовательно, Правительство РФ при утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вышло за пределы полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, чем нарушило ст. 115 Конституции. Свобода передвижения пред­ставляет собой возможность каждого беспрепятственно выбирать место нахождения. Свобода передвижения состоит не только в том, что человек может менять место пребывания или место жительства, но и в том, что он не обязан фактически жить по месту своей регистрации.

Анализ норм конституций стран СНГ о праве на въезд и выезд из страны позволяет утверждать, что они вполне согласуются с положениями, содержащимися в п.3 ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах и других международных актах, устанавливающих право каждого человека покидать любую страну, включая свою собственную, и об отсутствии у него какой-либо обязанности возвращаться в эту страну. Так, согласно ч.2 ст.27 Конституции Российской Федерации: «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию». Согласно ч.8 ст.16 Конституции Кыргызстана: «Гражданин Кыргызской Республики имеет право свободно выезжать за пределы Кыргызской Республики и беспрепятственно возвращаться». Согласно ст.33 Конституции Украины: «Каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется ... право свободно покидать территорию Украины, за исключением ограничений, устанавливаемых законом. Гражданин Украины не может быть лишен права в любое время возвратиться в Украину» [5]. Как видим, возможность беспрепятственного возвращения в Кыргызской Республике и в Украине предоставляется только гражданам Украины, в Российской Федерации каждому.

Также следует отметить, что право беспрепятственного въезда и выезда в странах СНГ может быть ограничено в целях охраны государственной тайны. Законодательство о государственных тайнах строго регламентирует основания для отказа в выезде за границу для определенной категории работников, допущенных к государственным секретам в соответствии с должностными обязанностями. Однако эти ограничения в основном имеют временный характер. Чаще всего срок ограничения составляет пять лет. По другим основаниям право на выезд временно ограничивается, если гражданин:

  • задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
  • осужден за совершение преступления, до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
  • уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами и др.

Не всегда, однако, передвижение в жизненном пространстве происходит по воле и желанию людей. Довольно часто перемещение происходит вопреки их воле. Речь идет о тех случаях перемещения, когда в силу определенных условий человек попадает в положение вынужденного мигранта, не свободного в выборе своего передвижения. Такие случаи находятся в полном противоречии с правом человека на свободное передвижение. Вооруженные конфликты, геноцид,  гражданские  войны,  межэтнические  и  религиозные  конфликты, свойственные современной эпохе, порождают неисчислимые потоки беженцев-мигрантов, скитающихся по свету в поисках убежища и помощи. В подобных условиях над каждым нависает угроза оказаться в положении беженца или перемещенного лица.

В отличие от прежних времен, когда вопрос об убежище возникал в основном в отношении лишь отдельной категории лиц, обращавшихся к тем или иным государствам за предоставлением убежища в связи с угрозой преследования за политические убеждения и деятельность, в современную эпоху появилась такая специфическая категория людей, как беженцы. Эта категория оказывается «в бегах» за пределами страны своего происхождения или проживания в связи с угрозой, возникающей для их жизни и свободы по причинам и обстоятельствам, не зависящим от их воли и желания (этнические чистки, насилие, принудительное перемещение, военные перевороты, внутренние волнения, преследования по религиозным, национальным признакам, иностранная агрессия, оккупация и мн. др.).

Было бы неправильно полагать, что проблема беженцев возникла лишь в современную эпоху. Она существовала во все времена. От военных потрясений, насилия, религиозного, идеологического, расового преследования и дискриминации люди страдали во все времена, подвергаясь гонениям и преследованиям. Но только в ХХ веке человечество приходит к осознанию необходимости решать эту проблему на основе коллективного сотрудничества государств-членов международного сообщества [6, с.172].

В международно-правовых актах «беженец» определяется как лицо, вполне обоснованно опасающееся преследования, в силу чего не проявляет желания возвращаться в страну своего происхождения или проживания. Организация Объединенных Наций, пришедшая на смену Лиге Наций, заявила о том, что защита беженцев относится к одной из ответственных задач, решаемых международным сообществом. Созданная ею в 1951 г. Международная организация по делам беженцев (МОБ) была заменена новым органом - Управлением Верховного Комиссара по делам беженцев (УВКБ). Признание международным правом за беженцами права на убежище служит прочной правовой основой для обращения этой категории лиц с ходатайством о предоставлении помощи и убежища в ситуации, опасной для их жизни и свободы. Государства, ратифицировавшие Конвенцию 1951 г. о статусе беженцев, вводят в свое национальное законодательство нормы о защите беженцев, признающие их права на убежище. Так, положения о защите беженцев содержатся не только в действующем законодательстве, но и в конституциях ряда европейских государств: Германии, Франции и др. Актами 1980 г. Соединенные Штаты отказались от идеологического и географического критерия признания беженцами лишь лиц, бежавших из коммунистических стран или с Ближнего Востока, используя при этом определения «беженца», данные Конвенцией и Протоколом. Несмотря на то, что в Соединенном Королевстве Конвенция и Протокол не включены в его правовую систему, своим Актом об иммиграции 1971 г. оно не допускает практику, противоречащую Конвенции 1951 г. Законы Швейцарии об убежище, Ботсваны «О беженцах», Норвегии «Об иммигрантах», Лесото «О беженцах», Зимбабве «О беженцах» и других государств в определении понятия «беженец», принципов его защиты исходят из указанных международных соглашений [6, с.173].

Вопрос о предоставлении убежища закреплен в законодательстве Узбекистана, Молдовы, Грузии, Азербайджана на конституционном уровне. И если согласно ст.80 Конституции Республики Азербайджан, п.19 ст.93 Конституции Узбекистана предусмотрено предоставление политического убежища, то п.2 ст.47 Конституции Грузии, п.2 ст.19 Молдовы оговаривают предоставление просто убежища [5]. При этом в Узбекистане это входит в компетенцию Президента страны.

В странах СНГ, как видим, процесс признания проблемы беженцев на уровне национального законодательства идет не столь равномерно; он далеко не прост, поскольку многое зависит от степени активности государств, занимаемых ими позиций и подходов к решению этой универсальной и весьма сложной проблемы. Неоднозначность подхода к решаемой проблеме проявляется в том, что одни государства отражают вопросы защиты прав беженцев на уровне своего национального законодательства, другие находятся лишь на пути к этому. Примером первых  является  Российская   Федерация,   принявшая  закон   «О   беженцах». Согласно определению, данному в настоящем законе, «беженцем» признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлеж­ности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь в стране своего прежнего, обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений [7]. Положения Закона распространяются на граждан бывшего СССР, иностранных граждан дальнего зарубежья и лиц без гражданства. Особенность правового статуса этих лиц заклю­чается в том, что в случае отказа признания их беженцами они обязаны покинуть территорию России, что случается редко. Тем самым, в соответствии со ст.27 Конституции Российской Федерации эти лица находятся на территории России незаконно.

Несмотря на то, что беженцы, незаконно находящиеся на территории России, не могут рассчитывать на защиту со стороны государства, Россия, присоединившись к Конвенции о статусе беженцев 1951 г., взяла на себя ряд обязательств:

  1. Не налагать взысканий за незаконный въезд или незаконное пребывание на ее территории беженцев, прибывших непосредственно с территории, на которой их жизни или свободе угрожает опасность, въезжают или находятся на территории государства без разрешения при условии, что такие беженцы без промедления сами явятся к властям и представят удовле-

    творительные объяснения своего незаконного въезда или пребывания.

  2. Не стеснять свободу передвижения таких беженцев ограничениями, не вызываемыми необходимостью; такие ограничения будут применяться только пока статус этих беженцев в

    стране не урегулирован или пока они не получат права на въезд в другую страну.

Однако реализация предоставленных прав фактически невозможна. Во многих случаях нарушение прав связано с социально-экономической ситуацией, сложившейся в России. Основными проблемами, с которыми сталкиваются вынужденные переселенцы и беженцы, являются получение постоянного места жительства, получение пенсий и пособий на детей, трудоустройство, устройство детей в дошкольные и школьные учреждения и т.д.

Литература

  1. Конституция Грузии //Законодательство стран СНГ. Сайт компании «СоюзПравоИнфо».
  2. Конституция Российской Федерации //Законодательство стран СНГ. Сайт компании «СоюзПравоИнфо».
  3. Уголовное право: Часть Общая. Часть Особенная. Учебник /Под общ. ред. Л.Д. Гаухмана, Л.М. Колодкина и др. - М.: Юриспруденция, 1999. - 784 с.
  4. Федеральный закон РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации » от 25.06.1993г. //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. -1994. - №32. - Ст.1227.
  5. Конституции стран СНГ /Сост. Ю. Булуктаев. - Алматы: Жеті жаргы, 1999. - 416 с.
  6. Тансыкбаева Г.М. Конституционное право Республики Узбекистан: Учебник. - Ташкент: ТГЮИ,
  7. - 252 с.

Фамилия автора: Л.М. Абдуллина

Page 2

Общая геостатическая модель месторождения нефти или газа включает в себя три главных компонента, последовательно характеризующих условия формирования пород-коллекторов, условия их залегания и изменчивость фильтрационно-емкостных свойств. Соответственно возникает три частных модели, каждая из которых описывает одну из сторон полной характеристики резервуара: литолого-седиментологическая, структурная и петрофизическая [1].

С.А. Истекова, Г.К. Умирова, 2011


Смотрите также