Права на улице гражданина рф
Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ст. 27 Конституции России)
Конституционное право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства означает беспрепятственное перемещение лиц, законно находящихся на территории российского государства, по территории Российской Федерации, свободный выбор ими места пребывания или постоянного жительства.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином России его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом в Российской Федерации введен регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства.
Под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно.
Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных условиях, предусмотренных законом.
Органом регистрационного учета является Федеральная миграционная служба.
Гражданин Российской Федерации обязан регистрироваться по новому месту жительства не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока зарегистрироваться по месту пребывания.
Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан Российской Федерации.
Конституция России также гарантирует каждому свободу выезда за пределы Российской Федерации, а для граждан Российской Федерации — право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Выезд граждан Российской Федерации за рубеж осуществляется по заграничным паспортам. Несовершеннолетние граждане Российской Федерации, как правило, выезжают из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей либо при наличии нотариально оформленного согласия указанных лиц.
Основные законодательные акты:
- Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»;
- Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Не хотите знать и понимать свои базовые права — не читайте3!
Пишешь, пишешь, а прав, закрепленных за каждым человеком в Конституции как будто не становится меньше. Если вы случайно набрели на эту статью, вот ссылки на часть первую и вторую. Возможно будет интересно для вас. Следующая не менее полезная статья Конституции РФ за номером 22 часть 1: Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не имеет право вас трогать, тянуть, тащить, толкать, преграждать дорогу, так, чтобы нельзя было обойти, задерживать вас, без вашего на то желания (есть исключения, но все они должны быть оговорены в Законах и четко прописаны). Никто не имеет право дотрагиваться до вас, если вы этого не хотите, бить вас и т.п.
Следующая статья в Конституции будет полезна для тех, кто записывает свои разговоры, и чьи разговоры записываются. Статья 23 часть 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Вы как человек и гражданин России имеете полное право записывать свои личные разговоры, а вот юридические лица, к сожалению этого не могут делать без УВЕДОМЛЕНИЯ ВАС ДО того как начнется диалог. Для них два варианта — копия решения суда, где указано, что запись ваших разговоров разрешена, либо лицензия на это. Очень часто работники банков, агентств начинают свой разговор лихо и просто — Здравствуйте, я Семен Петрович, когда платить будете — все!!! Никто не предупреждает вас о том, что производится запись, кроме того, даже если это оговаривают, хорошо бы увидеть копию лицензии на право записи разговора, а по телефону это невозможно. Говорить можно все что угодно, а доказать и предоставить необходимые факты не получится по телефону, что является основанием для прекращения разговора. Они не согласны с чем-то, ну тогда видимо есть простой способ решения ситуации — СУД!!!
Статье 23 Конституции РФ вторит статья 24, где сказано в части первой: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.» Очень часто ссылаются при диалогах не пойми с кем, а именно с коллекторами и «работниками банка» на ФЗ № 152 «О персональных данных». Если вы не хотите разговаривать и или не знаете как обязаны представляться работники юридических лиц и банков в соответствии с российским законодательство, то ссылайтесь на статью 24 Конституции. Даже если вам скажут, что вы неправильно трактуете статью, то им пора в суд, и кроме того толковать статьи Конституции в России может только Конституционный Суд РФ, так что ребята снова берут больше, чем могут унести, а вы, вы -человек и гражданин, вы не обязаны быть подкованным во всех областях и имеете право ошибаться. Все вышесказанное справедливо тогда, когда вы ждете суда, то есть вы уже выбрали, что будете обороняться (являться ответчиком в суде) и все переговоры вам не интересны.
Следующая статья поможет вам понять, что никаких «оперативных групп», «выездных групп», «крутых парней» к вам не смогут выслать, точнее выслать то они могут, но вот дальше у них могут быть проблемы. Статья 25 Конституции РФ: Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Никто не может взять и зайти, вломиться к вам в жилье, кроме как по решению суда, либо в ряде других случаев, указанными в федеральных законах. Если к вам ломятся в дверь, вы имеете полное право вызвать милицию, полицию и т.д. Потому что уже недалеко до преступления, предусмотренного статьей 139 УК РФ. В данном обзоре мы не станем указывать все статьи Уголовного Кодекса РФ, на которые потенциально могут нарваться коллекторы, представители банков и т.д., если полезут к вам в личную жизнь, для этого нужна отдельная статья. Суть в том, что ссылка на любую даже близко правильную статью Конституции или нормативного акта, уже настораживает всех тех, кто еще секунду назад думал, что будет на вас давить и просто получать ответы на заранее заготовленные вопросы. Не тут то было!
По нашему ныне действующему законодательству вас могут временно не выпустить за границу, в соответствии со статьей 15 Закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», если вы злостно уклоняетесь от выполнения своих обязательств, но ТОЛЬКО ПОСЛЕ ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ СУДОМ. Такое право есть у судебного пристава-исполнителя, если он видит, что есть вероятность скрыться. Данное изменение в законодательстве появилось недавно, а вот в Конституции РФ в части 2 статьи 27 такого ограничения нет… Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Чисто гипотетически, если должник дойдет до Конституционного Суда РФ, когда ему ограничат выезд из России за рубеж, что скажет на это Суд? Нарушает ли это его конституционное право, которое гораздо значимее, чем то, что указано в Законах?
Ваши конституционные права на это еще не закончились, продолжение следует…
Защита конституционного права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за границу и возвращение
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 27) и международными актами о правах человека (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о правах человека) каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (Закон РФ от 25 июня 1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Основания ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации перечислены в ст. 8 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:
- в пограничной полосе;
- в закрытых военных городках;
- в закрытых административно-территориальных образованиях;
- в зонах экологического бедствия;
- на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
- на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.
Статьей 9 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусматривается, что защита гражданами своих прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства может осуществляться в административном порядке (обращение в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу) либо в порядке судебного производства.
Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц и принятых решений установлен Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 N 208.
Гражданин вправе обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц в ходе предоставления ими государственной услуги по регистрационному учету в досудебном и судебном порядке.
При досудебном обжаловании гражданин может обратиться с жалобой лично (устно) или направить письменное предложение, заявление или жалобу:
- начальнику структурного подразделения территориального органа на действия (бездействие) подчиненных ему сотрудников, а также осуществляющих в данной сфере деятельности должностных лиц органов местного самоуправления поселений, находящихся в данном районе;
- начальнику территориального органа на действия (бездействие) начальников структурных подразделений территориального органа;
- директору ФМС России и его заместителям по курируемым направлениям деятельности на действия (бездействие) начальников территориальных органов.
Срок рассмотрения обращений граждан — не более 15 дней. В случае необходимости истребования дополнительных документов и направления запросов в иные органы и организации — не более 30 дней с момента регистрации такого обращения.
Граждане могут обжаловать в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд действия (бездействие) должностных лиц, ответственных за регистрацию, затрагивающие право гражданина РФ на выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.
Организация и проведение личного приема граждан (заявителей) осуществляется должностными лицами ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений (п. 120 Административного регламента).
В ФМС России личный прием граждан проводится заместителями директора (по курируемым направлениям деятельности), начальниками управлений и их заместителями (по направлениям деятельности) в соответствии с утверждаемым директором ФМС России графиком.
В соответствии с ежемесячно утверждаемым начальником территориального органа графиком в территориальных органах личный прием граждан проводится начальниками территориальных органов, их заместителями (по курируемым направлениям деятельности), начальниками отделов и их заместителями (по направлениям деятельности).
В соответствии с ежемесячно утверждаемым начальником структурного подразделения графиком в структурных подразделениях территориальных органов личный прием граждан проводится начальниками данных подразделений, их заместителями (по направлениям деятельности).
Пунктом 122 Административного регламента предусматривается следующее содержание письменного обращения гражданина:
- Наименование органа, в который направляется письменное обращение, или фамилия, имя, отчество должностного лица, которому адресовано заявление, а также свои фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), для юридического лица — его полное наименование, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения, суть обращения (предложения, заявления или жалобы) и личная подпись и дата.
- Наименование должности, фамилия, имя и отчество сотрудника, должностного лица, решение, действие (бездействие) которого обжалуется (при наличии информации).
- Суть (обстоятельства) обжалуемого действия (бездействия), основания, по которым заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность.
- Иные сведения, документы и материалы либо их копии, имеющие отношение к существу обращения, которые заявитель считает необходимым сообщить.
Результатом рассмотрения обращения должностным лицом органа (ФМС России, ее территориального органа, структурного подразделения территориального органа), которому оно адресовано, является принятие им решения об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в их удовлетворении с указанием причины (п. 123 Административного регламента).
Однако направление жалобы в административном порядке не лишает гражданина права на одновременное обжалование в судебном порядке как первоначальных действий (бездействия), так и решения, принятого по итогам рассмотрения жалобы.
Органы прокуратуры выступают в качестве дополнительной гарантии прав граждан на свободу передвижения, которые в порядке осуществления прокурорского надзора:
- Рассматривают и проверяют заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
- Принимают меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
Судебный же порядок защиты прав осуществляется в порядке не только гражданского, но и конституционного и уголовного судопроизводства.
В порядке гражданского судопроизводства могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц либо государственных служащих, повлекшие нарушение права граждан на свободу передвижения либо создающие препятствия к осуществлению этого права (гл. 25 ГПК РФ), либо нормативные акты (кроме федеральных законов), нарушающие права граждан и противоречащие закону (гл. 24 ГПК РФ).
Первый случай защиты данного права заключается в том, что суд своим решением возложит обязанность на соответствующий орган или должностное лицо по устранению допущенного нарушения права гражданина в полном объеме. Второй случай защиты данного права может состоять в признании судом нормативного акта недействующим.
Смысл конституционного судопроизводства заключается в следующем: если гражданин считает, что его право на свободу передвижения нарушено примененным либо подлежащим применению в его деле федеральным законом, то лицо вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с соответствующим требованием. Если по результатам рассмотрения заявления Конституционный Суд РФ установит противоречие обжалуемого закона Конституции РФ, то защита права гражданина выразится в том, что нарушающий его право закон будет признан утратившим силу и не подлежащим применению. В силу ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» также не будут подлежать применению и решения судов и иных органов, основанные на законе, признанном неконституционным. В отдельных случаях право Конституционного Суда РФ давать обязательное для правоприменителей толкование действующего законодательства также может послужить защитой рассматриваемого права гражданина.
Суть уголовного судопроизводства сводится к тому, что в случаях нарушения права гражданина на свободу передвижения в ходе производства по уголовному делу (например, в результате осуществления незаконного привода либо избрания меры пресечения) соответствующие действия и решения могут быть обжалованы, как прокурору, так и в суд, в порядке, установленном гл. 16 УПК РФ. Вместе с тем данным правом обладают не только участники уголовного судопроизводства, но и иные лица, чьи права затронуты (ст. 123, 125 УПК РФ). Главой 18 УПК РФ регулируется порядок возмещения вреда и восстановления в правах в таких случаях.
Помимо административных, надзорных и судебных инструментов защиты, право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах России возможно отстаивать и в международном порядке. Так, ст. 46 Конституции РФ предоставляет гражданам право обращаться в межгосударственные органы по защите прав человека. Европейский суд по правам человека (в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод) рассматривает жалобы граждан, которые явились жертвами нарушения своих прав, в том числе на свободу передвижения, со стороны государства — участника Конвенции. Однако следует помнить, что обращение в международный суд возможно только после исчерпания мер всех внутренних средств правовой защиты в государстве — участнике Конвенции.
Положения ч. 2 ст. 27 Конституции РФ основаны также на нормах международного права. В частности, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года провозглашает право человека покидать любую страну, включая свою собственную.
В Законе N 114-ФЗ (ст. 2) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлено, что гражданин России не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным данным федеральным законом. Гражданин России не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию.
Статья 15 Закона N 114-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда право гражданина на выезд может быть временно приостановлено.
Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:
- При допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим федеральным законом.
В случае если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.
- В соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, — до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы.
- В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого, — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда.
- Осужден за совершение преступления, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания.
- Уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.
- Сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, — до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.
Права гражданина: Видео
Статья 27 Конституции России
Текст Ст. 27 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год:
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Комментарий к Ст. 27 Конституции Российской Федерации
Положения ч. 1 ст. 27 полностью соответствуют требованиям Всеобщей декларации прав человека (ст. 13), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 12) и ст. 2 Протокола N 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Установленные положения касаются как свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства внутри страны, так и возможности покидать свою страну и возвращаться в нее.
Со свободой передвижения и выбора места пребывания и жительства тесно связана реализация многих других конституционных прав и свобод граждан (право собственности и наследования, право на жилище, на труд, на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право на социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, избирательные права и др.).
Существовавшие в прошлом ограничения и запреты на свободу передвижения, получение и реализацию других прав и свобод были связаны с целым рядом режимных условий, в том числе с существованием особой паспортной системы и пропиской. При этом следует отметить, что, во-первых, данные вопросы регулировались не законом, а подзаконными нормативными актами и, во-вторых, эти акты, особенно ведомственные, не публиковались для всеобщего сведения, а население о них ничего не знало. Даже основной документ, регламентировавший вопросы прописки, — Положение о паспортной системе в СССР, — был утвержден не законом, а постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г.*(114)
Паспортизация принесла России серьезные ограничения свободы личности. Ограничения в свободе передвижения, которые теперь могут быть исключением из общего правила, в течение многих десятилетий были обычным явлением. Без паспорта и прописки гражданин не мог решать самые насущные жизненные вопросы: проживать на собственной жилой площади, устроиться на работу, заключать какие-либо сделки, пользоваться медицинской помощью, получить высшее образование.
Весьма строгие ограничения в прописке были введены в Москве и во многих других крупных городах. Например, в столице родители, проживавшие в других местностях, могли прописаться к детям лишь при условии, что по месту их проживания у них нет других детей, с которыми они могли бы жить вместе.
В сельской местности у граждан долгое время вообще отсутствовали паспорта. Поэтому крестьяне, а после проведения коллективизации — колхозники и другие жители сел и деревень были привязаны к своему месту жительства, не могли свободно выбрать другое место жительства и уехать, например, в город. Временная прописка в общежитиях не давала им права остаться для проживания в городах.
Серьезные трудности в прописке имелись у лиц с судимостью и отбывающих наказание в местах лишения свободы. Лица, освободившиеся из мест заключения, были бесправны в выборе места жительства.
Весьма жесткие ограничения устанавливались для выезда в зарубежные государства. Порядок решения данного вопроса был очень сложным, и поэтому большинство советских граждан никогда не выезжали за пределы своей страны.
Закрепление свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства предопределило необходимость существенного обновления законодательства, отмены многих нормативных актов, которыми с начала 1930-х гг. закреплялся режим прописки с многочисленными ограничениями и строгой ответственностью, вплоть до уголовной, за их несоблюдение.
Созданный в СССР Комитет конституционного надзора в своем заключении от 11 октября 1991 г. признал, что отпали правовые основания для оставления в силе постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г., утвердившего Положение о паспортной системе в СССР, и других нормативных актов, предусматривавших разрешительную систему прописки на территории страны, и признал их утратившими силу. Данное заключение не было, однако, принято во внимание советскими законодательными и правоприменительными органами, и акты о прописке продолжали применяться, оставаясь формально действующими.
Впервые требования о свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства нашли отражение в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон «О праве граждан…»)*(115) и связанных с ним Законах РФ от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» (с посл. изм. и доп.) и от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (с посл. изм. и доп.) *(116).
Закон «О праве граждан…» ознаменовал начало поэтапного упразднения института прописки. Он был направлен на ликвидацию запретительного и разрешительного режимов и установил свободный уведомительный порядок, требующий лишь регистрационного учета граждан России. В данном Законе было закреплено, что лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории России в соответствии с Конституцией РФ, законами и международными договорами Российской Федерации. На основании этого Закона постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. были утверждены Правила регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации*(117).
Право на свободу передвижения не является абсолютным, оно должно быть сбалансированным по отношению к определенным, особо важным интересам государства, общества, отдельных людей. Допустимые ограничения прав и свобод человека и гражданина приведены как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве России.
Законом «О праве граждан…» исчерпывающим образом определены основания ограничения граждан Российской Федерации в их праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Такие ограничения допустимы в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекции, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территории, где введено чрезвычайное или военное положение. Ограничения Закона корреспондируются с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, где очерчены общие условия возможного ограничения прав и свобод.
Необходимость введения ограничений очевидна. Не случайно в ст. 2 Протокола N 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод выделены некоторые случаи ограничения права свободного передвижения.
В Уголовный кодекс РФ 1996 г. включен ряд норм, устанавливающих ответственность за посягательства на свободу передвижения. Это, в частности, ст. 126-128 о похищении человека, незаконном лишении свободы, незаконном помещении в психиатрический стационар; ст. 206 о захвате заложников; ст. 301 о незаконном задержании, заключении или содержании под стражей. В зависимости от конкретных обстоятельств посягательства на рассматриваемые права они могут повлечь за собой также ответственность по статьям Уголовного кодекса о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, о преступлениях против государственной службы и службы в органах местного самоуправления и т.д. При этом лицо, полагающее нарушенными свои права, предусмотренные ст. 27 Конституции РФ, вправе принести жалобу в вышестоящий орган в порядке подчиненности либо в суд в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Важную роль в постепенном устранении из жизни российского человека института прописки и в обеспечении реализации международных и конституционных норм о свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства и связанных с ними норм о других правах и свободах граждан сыграли постановления Конституционного Суда РФ. Этими постановлениями признаны не соответствующими Конституции РФ многие законодательные нормы. Так, в Постановлении от 25 апреля 1995 г. по делу о проверке конституционности ч. 1, 2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ Конституционный Суд РФ констатировал, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище.
2. Положения ч. 2 ст. 27 Конституции РФ основаны также на нормах международного права. В частности, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. провозглашает право человека покидать любую страну, включая собственную.