Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан


О порядке рассмотрения обращений граждан

Вопросы рассмотрения обращений граждан регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также приказом МВД России от 12 сентября 2013 года № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Порядок рассмотрения обращения

Рассмотрение обращений граждан в системе МВД России осуществляется подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальными органами МВД России, образовательными учреждениями, научно-исследовательскими, медико-санитарными и санаторно-курортными организациями, окружными управлениями материально-технического снабжения, учреждениями, оперативно-территориальными объединениями, соединениями и воинскими частями, военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования и учреждениями внутренних войск МВД России, а также иными организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

Сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан:

- обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина.

- принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

- направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

- уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с компетенцией, а также о продлении срока рассмотрения обращения.

- не разглашать сведения, содержащиеся в обращении, а также информацию, касающуюся частной жизни гражданина, ставшие известными при рассмотрении обращения. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

- обеспечить сохранность и конфиденциальность документов, относящихся к предмету проверки по обращению.

Гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность:

- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме.

- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, либо уведомление о переадресации обращения, в котором информация представлена в письменной форме на бумажном носителе в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

- возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействием) органа внутренних дел или его должностными лицами при рассмотрении обращения, по решению суда.

Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением его обращения органом внутренних дел или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

В интересах защиты прав гражданина и сотрудников при информировании о порядке рассмотрения обращений и при личном приеме граждан используются технические средства аудио- и (или) видеофиксации, о чем в обязательном порядке гражданин должен быть уведомлен.

Сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, вправе:

- направлять в установленном порядке запросы для получения необходимых документов и материалов в другие государственные органы, органы местного самоуправления и иным должностным лицам.

- истребовать в установленном порядке из органов внутренних дел документы и материалы, относящиеся к предмету проверки по обращению.

- знакомиться с документами и материалами, имеющими значение для рассмотрения обращения. В случае необходимости приобщать их копии к обращению.

- выезжать по решению руководителя на место для проверки фактов и обстоятельств, изложенных в обращении.

- пользоваться в установленном порядке информационными базами (банками) данных МВД России.

Информирование по телефону о поступлении обращения и результатах его рассмотрения, а также разглашение данной информации посторонним лицам запрещаются.

Сведения о регистрационном номере обращения и дате его поступления предоставляются гражданину на личном приеме при предъявлении документа, удостоверяющего его личность.

Зарегистрированные обращения рассматриваются уполномоченным должностным лицом, которое определяет соответствие обращения установленным законодательством требованиям и порядок его рассмотрения по существу (организует доклад руководителю, направляет в самостоятельное подразделение, территориальный орган или иной государственный орган либо орган местного самоуправления).

Запрещается направлять обращение на рассмотрение в орган внутренних дел, иной государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действия (бездействие) которых обжалуются. Если в соответствии с указанным запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение в орган внутренних дел или самостоятельное подразделение, иной государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать принятое решение или действия (бездействие) в суде.

Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации подлежит направлению в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, о чем письменно уведомляется гражданин.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги, не относящейся к компетенции МВД России и его территориальных органов, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации направляется в государственный орган, уполномоченный на предоставление данной государственной услуги, о чем письменно уведомляется гражданин.

Копии обращения, содержащего вопросы, решение которых находится в компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, в течение семи дней со дня регистрации обращения направляются в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам, о чем письменно уведомляется гражданин.

Орган внутренних дел при направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения обращения.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, без рассмотрения с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

По обращению, относящемуся к компетенции органов внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации принимается одно из следующих решений:

- принять к рассмотрению по существу.

- направить для рассмотрения в подразделение центрального аппарата Министерства, в самостоятельное подразделение (по обращениям, зарегистрированным в иных органах внутренних дел).

- направить для рассмотрения по существу в подчиненный территориальный орган, если в обращении или связанной с ним по смыслу учетной форме не содержится информации о результатах рассмотрения в нем обозначенных гражданином вопросов и (или) их решение не относится к исключительной компетенции данного органа внутренних дел (подразделения): в центральном аппарате Министерства - в территориальный орган на межрегиональном или региональном уровне либо его самостоятельное подразделение; в территориальных органах на межрегиональном и региональном уровнях - в подчиненный территориальный орган на районном уровне либо его самостоятельное подразделение, о чем гражданин не уведомляется. Запрещается направлять в подчиненные подразделения повторные обращения, а также обращения, за рассмотрением которых осуществляется текущий контроль.

- приобщить аналогичное обращение к материалам проверки по первому обращению, если его рассмотрение не окончено.

- не проводить проверку по обращению:

если оно признано уполномоченным должностным лицом безосновательным и переписка по вопросам, поставленным в обращении, прекращена.

если оно признано уполномоченным должностным лицом некорректным по изложению или форме.

Руководитель органа внутренних дел, принимающий организационное решение по обращению, обязан тщательно разобраться в обстоятельствах и причинах поступления повторного обращения и принять меры для их устранения.

Результатом рассмотрения обращений, в том числе полученных в ходе приема граждан, являются:

- письменный или направленный в форме электронного документа либо устный, данный на личном приеме ответ гражданину по существу всех поставленных им вопросов.

- письменное или направленное в форме электронного документа либо устное, данное на личном приеме уведомление гражданина:

об оставлении его обращения без ответа по существу с изложением причин.

о переадресации обращения в государственный орган или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.

- принятие решения о списании обращения в номенклатурное дело без ответа.

Оригиналы личных документов (свидетельство о рождении, паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства и другие документы) к материалу по письменному обращению не приобщаются, а возвращаются гражданину путем личного вручения под расписку или иным способом, обеспечивающим их сохранность.

Решение о предоставлении гражданину возможности ознакомления с материалами по обращению или отдельными документами, а также снятии с них копий принимается руководителем органа внутренних дел или самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела и оформляется заключением. На заключении проставляется отметка об ознакомлении гражданина с материалами по обращению, которая заверяется его подписью.

Ответ по существу поставленных в обращении вопросов направляется гражданину в письменной форме или в форме электронного документа на официальном бланке.

Ответ на письменное обращение гражданина, поступившее с личного приема, направляется за подписью принимавшего его должностного лица или уполномоченного им должностного лица.

Гражданину на одно его обращение направляется один ответ, несмотря на количество вопросов, изложенных в нем.

Ответ на обращение должен быть своевременным, полным, мотивированным, достоверным, а также содержать ссылки на нормативные правовые акты, послужившие основанием для принятия решения. Ссылки на нормы права без приведения содержания нормативных положений не допускаются.

Ответ на обращение не дается:

- если обращение признано уполномоченным должностным лицом анонимным.

- если обращение признано уполномоченным должностным лицом безосновательным и переписка по вопросам, поставленным в обращении, прекращена.

Ответ на обращение по существу поставленных вопросов не дается (о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения письменно уведомляется гражданин, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению):

- если обращение признано некорректным по содержанию, изложению или форме. В случае признания обращения некорректным по содержанию гражданин предупреждается о недопустимости злоупотребления правом на обращение.

- если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел.

- если в обращении обжалуется судебное решение.

- если невозможно подготовить ответ без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Сроки рассмотрения обращений

Сроки рассмотрения обращений исчисляются в календарных днях.

Сроки рассмотрения обращений, поступивших в МВД России и направленных для рассмотрения по существу в подразделения центрального аппарата Министерства и территориальные органы, исчисляются с даты регистрации в ДДО МВД России, поступивших в территориальные органы напрямую от гражданина, - от даты регистрации в подразделении делопроизводства территориального органа.

Срок рассмотрения обращения, поданного в ходе личного приема гражданина, исчисляется с даты приема.

Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.

В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на тридцать дней с одновременным письменным уведомлением об этом гражданина.

Порядок обжалования действий (бездействий) и решений должностных лиц органов внутренних дел, осуществляемых и принимаемых в ходе рассмотрения обращений

Жалобы на решения, принятые уполномоченным должностным лицом самостоятельного подразделения, подаются руководству органа внутренних дел. Жалобы на решения, принятые руководителем органа внутренних дел, подаются в вышестоящий орган внутренних дел.

10. Административный порядок рассмотрения обращений граждан.

Ст.33 Конституции РФ закрепляет право граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления. «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Правовое регулирование

осуществляется федеральным законом. О порядке рассмотрения обращений граждан РФ: федеральный закон от 2 мая 2006 г. 59-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

Типовые регламенты федеральных органов исполнительной власти 2005 г. (административная реформа) предусматривают процедуры и сроки рассмотрения обращений граждан и юридических лиц. Административные регламенты осуществления государственных функций и предоставления публичных услуг.

Материальное право граждан на обращения. Статья 2 ФЗ об обращениях устанавливает, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Процессуальные правое право граждан на обращения. Статья 5 ФЗ об обращениях устанавливает, какими правами граждане пользуются при рассмотрении их обращения:

а) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

б) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения;

в) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения;

г) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии (вторичная жалоба);

д) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Гарантии.

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением с критикой деятельности органов и должностных лиц либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

3. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Круг органов, обязанных рассматривать обращения граждан.

ФЗ об обращениях 2006 г. воспроизводит положения Конституции РФ, устанавливая обязанность рассмотрения обращений только для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.

Типовые регламенты устанавливают: федеральный орган исполнительной власти в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан и организаций, поступивших непосредственно в его адрес, принятых при личном приеме или направленных ему в соответствии со сферой ведения Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, федеральными органами государственной власти, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации.

Сфера правового регулирования ФЗ об обращениях 2006 г.:

а) распространяется на все виды обращений граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (КоАП РФ, Закон о милиции, Закон о безопасности и т.д.);

б) распространяется не только на граждан РФ, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, (если международными договорами или федеральными законами не установлено иное);

в) регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (внешненаправленные относительно исполнительной власти отношения);

г) порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (внутриорганизационные отношения);

д) субъекты РФ могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать дополнительные гарантии права граждан на обращение.

Полномочия государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица:

а) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости  с участием гражданина, направившего обращение;

б) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; указанные органы обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения;

в) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

г) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

д) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

Организация работы с устными обращениями. Обращения могут быть устными и письменными. Устные обращения подаются при личном приеме граждан. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Новое, в ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов

Органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны иметь в официальных помещениях в доступных местах постоянную информацию о днях и часах приема, а также в доступной форме (через газеты, телевидение, радио и другие общедоступные средства распространения информации) информировать граждан об органах и должностных лицах, рассматривающих обращения граждан, об их компетенции и порядке работы с обращениями граждан.

Организация работы с письменными обращениями.

В письменном обращении должны быть указаны:

- наименование адресата (государственного органа или органа местного самоуправления) либо фамилия, имя, отчество должностного лица, либо должность соответствующего лица;

- фамилия, имя, отчество заявителя, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации;

- суть предложения, заявления или жалобы,

- личная подпись;

- дата.

В случае необходимости прилагаются документы и материалы либо их копии.

Если в письменном обращении не указана фамилия гражданина, направившего обращение, и обратный адрес, ответ на обращение не дается. Обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, приравнивается к письменному и подлежит рассмотрению в том же порядке, но ответ направляется на электронный адрес.

Новые тенденции: Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти от 28 июля 2005 г. предусматривает возможность подачи обращений на электронных и магнитных носителях.

Для приема обращений граждан в форме электронных сообщений (интернет-обращений), как правило, применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и, в случае незаполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять его обращение. Адрес электронной почты автора и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией.

В случае если в интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа), после чего обращение распечатывается и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением.

Основанием для отказа в рассмотрении интернет-обращения, помимо указанных оснований, также может являться:

а) указание автором недействительных сведений о себе и (или) адреса для ответа;

б) поступление дубликата уже принятого электронного сообщения;

в) некорректность содержания электронного сообщения;

г) невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения).

Ответ на интернет-обращение может направляться как в письменной форме, так и в форме электронного сообщения.

Недопустимые или нечитаемые обращения. Если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, то это обращение остается без ответа по существу.

Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Новое: в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

Виды обращений. Термин «обращения»  родовое понятие.

Существует 3 вида обращений: предложения, заявления и жалобы.

- предложение  рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

- заявление  просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

- жалоба  просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

В советское время шли споры о четвертом виде обращений – критических замечаниях.

Иные федеральные акты предусматривают также ходатайство, помилование.

В Законе Красноярского края использовались также следующие основные понятия:

- коллективные обращения  обращения двух или более граждан, в том числе принятые в ходе митингов, собраний;

- повторные обращения  обращения, поступившие от одного и того же лица (группы лиц) по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный федеральным и краевым законодательством для рассмотрения данного обращения срок или обратившийся не согласен с принятым по его обращению решением;

- анонимные обращения  обращения, не содержащие сведений о личности обратившихся граждан, а именно: фамилии, имени, отчества, данных о месте жительства, работы или учебы.

В Уставе Красноярского края и некоторых других субъектов РФ есть такой вид коллективных обращений, как петиции.

Подведомственность и сроки рассмотрения обращений. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения,

Новое: если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Дискуссионный вопрос о представительстве интересов.

Полномочия представителя, выступающего с обращением от имени гражданина, оформляются в соответствии с гражданским законодательством.

Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Сравнение с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти от 19 января 2005 г. По результатам рассмотрения обращения федеральный орган исполнительной власти принимает необходимые меры и направляет ответ в срок до одного месяца с даты поступления, а также по просьбе направивших обращение государственных органов уведомляет их о принятом решении.

При необходимости срок рассмотрения может продлеваться, но не более чем на один месяц, о каждом продлении сообщается заявителю с указанием причин.

Письменные обращения, содержащие вопросы, не входящие в компетенцию федерального органа исполнительной власти, направляются им в 5-дневный срок по принадлежности, о чем сообщается заявителю.

В случае если поставленные на личном приеме вопросы не входят в компетенцию федерального органа исполнительной власти, даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти.

Сравнение: Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти от 28 июля 2005 г.

Поступившие в федеральный орган исполнительной власти обращения по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти направляют в соответствующий территориальный орган для рассмотрения и ответа заявителю с указанием даты регистрации обращения в федеральном органе исполнительной власти.

Ответ заявителю направляется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа в течение 30 дней со дня регистрации обращения в федеральном органе исполнительной власти.

При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем территориального органа, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Иные сроки. Различными нормативными актами могут быть установлены иные сроки (о гражданстве, о выборах, о приватизации, о регистрации…).

Результат рассмотрения. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

По результатам рассмотрения обращений граждан орган или должностное лицо принимает одно из следующих решений:

а) о полном или частичном удовлетворении обращения;

б) об отказе (отклонении) полностью или частично в удовлетворении обращения.

в) о направлении обращения по подведомственности.

Решения по обращениям граждан должны быть мотивированными.

Срок для рассмотрения обращений граждан

Нередко возникают ситуации, когда гражданину необходимо обратиться в государственный или правоохранительный орган с заявлением, просьбой или жалобой. Обычно заявитель откладывает этот процесс «до последнего», поскольку мало кто из населения знаком с порядком и сроком рассмотрения обращений должностными лицами. Между тем, в нашей стране существуют специальные нормативные акты, такие как: Федеральный закон 2006 года под номером 59 и Приказ Министерства внутренних дел под номером 707 от 2013 года, которые позволяют заинтересованному лицу контролировать процесс рассмотрения представленных документов.

Однако перечисленные правовые нормы содержат множество терминов и ссылок на прочие законы, а потому человеку без специального образования порой очень сложно их понять. В таких случаях принято прибегать к услугам юристов или адвокатов, однако их услуги имеют свою цену и весьма высокую, что негативно отражается на бюджете гражданина.

Поэтому лучшим выходом из ситуации станет бесплатная правовая помощь профессионального юриста, который готов ответить на любые сложные вопросы в любое время суток в режиме онлайн.

Для получения консультации достаточно просто ввести свой вопрос в специальное окошко или оставить комментарий под статьей.

Формы обращений

Федеральный закон под номером 59, регламентирующий порядок рассмотрения обращений, Приказ МВД под номером 707, а также иные фз и инструкции, действующие в нашей стране, предусматривают, что граждане могут обращаться в различные государственные органы как индивидуально, так и коллективно, устным или письменным способом. Вне зависимости от выбранного способа, все обращения населения делятся на:

  • Жалобы – содержат требования и просьбы гражданина к определенным должностным лицам о восстановлении прав, которые были нарушены.
  • Заявления – содержат просьбы индивидуального, личного характера (например, о приеме на работу, оказании материальной помощи), основанные на нормах Конституции, различных фз и обычных законах.
  • Предложения – обращения, направленные на улучшение работы различных государственных органов и отдельных должностных лиц, решение вопросов политической, социальной, культурной сфер деятельности. В таких документах автор обычно предлагает собственные меры для улучшения государственной и общественной жизни.
  • Запросы – обращения, в которых заявитель просит работников государственных учреждений и органов внутренних дел предоставить ему какие-либо сведения или доступ к ним. Эта информация может иметь как личный, так и общественный характер.
  • Петиции – представляют собой коллективную форму обращений, в которых группа лиц просит решить какой-либо вопрос, связанный с совершенствованием фз, других норм права, а также проведением реформ, решением частных или общественных вопросов.
  • Ходатайства – обращения, которые обычно выражаются только в письменной форме. Содержат в себе просьбу о предоставлении отдельному гражданину или группе лиц определенного статуса или наделении их правами и свободами на основании закона.

Законные права

Федеральный закон под номером 59 о порядке рассмотрения обращений и Приказ №707 содержат в себе исчерпывающий перечень прав, которыми обладает любой гражданин, обратившийся в государственные и правоохранительные учреждения и органы любого уровня, а также напрямую к должностным лицам.

В соответствии со статьей 5 указанных ФЗ и Приказа заявитель имеет право:

  • направлять документы и требовать их предоставления любым удобным способом, в том числе в электронной форме;
  • получать доступ ко всем документам и иным материалам, которые касаются личного обращения гражданина. Исключение составляют случаи, специально предусмотренные законом (например, охрана государственной тайны, а также интересов третьих лиц);
  • запрашивать ответ на свое обращение в электронной и письменной форме;
  • требовать перенаправления своего обращения в другие компетентные органы, если первоначальный адресат не обладает полномочиями по рассмотрению данного вопроса;
  • обжаловать как действия, так и бездействия сотрудников государственных учреждений в административном порядке или в судебных инстанциях;
  • представлять документы о досрочном завершении процесса рассмотрения обращения.

Требования к содержанию

Безусловно, письменное обращение, направленное в государственные органы, имеет большую правовую силу, чем устное. Однако для успешного результата гражданин должен грамотно составить этот документ, учитывая действующие законы и стандартные правила делового оборота. Оформлять обращение следует на листе формата А4.

На основании Приказа №707 от 2013 года и Федерального закона под номером 59, регулирующих порядок рассмотрения поступившего обращения, обязательными сведениями в нем являются:

  • В верхнем углу справа: адресат – наименование госоргана, должность, фамилию и инициалы работника, уполномоченного рассматривать спорный вопрос. Если заявителю неизвестны фамилия и имя компетентного сотрудника госоргана и ОВД, можно указать только его должность.
  • После информации об адресате указываются личные данные заявителя: полностью фамилия, имя, отчество, а также адрес, на который гражданин просит направить ответ (например, почтовый или электронный).
  • Суть письменного обращения. Следует кратко, без лишних эмоций изложить проблемную ситуацию, не упуская важную информацию, сведения, события ссылки на законы и другие нормативные акты, которые могут положительно повлиять на решение чиновников. ФЗ №59 о порядке рассмотрения обращений не допускает использования в тексте документа каких-либо бранных, нецензурных слов и, тем более, угроз в адрес сотрудников государственных органов и их семей. Следует заранее сформулировать конкретные требования – это значительно упростит рассмотрение вопроса. Если заявитель считает нужным подкрепить свою позицию с помощью доказательств, он может приложить оригиналы или копии соответствующих документов. В случаях, когда обращение оформляется в электронном виде, то доказательства направляются в виде скан-копий или отдельным письмом по почте.
  • Сразу после содержания необходимо поставить свою подпись и указать дату. Однако в электронном документе подпись не ставится.

Тонкости при составлении обращения

Для того, чтобы обращение гражданина было рассмотрено максимально быстро, а ответ направлен по нужному адресу, стоит воспользоваться следующими правовыми тонкостями:

  • Текст документа лучше напечатать на компьютере, а если такой технической возможности по каким-либо причинам нет, то необходимо писать максимально разборчивым почерком. В противном случае чиновник может воспользоваться законным способом «отписки» по причине того, что документ не поддается прочтению.
  • В обращении обязательно нужно написать свои полные фамилию, имя и отчество, контактный телефон, адрес регистрации по месту жительства, адрес фактического проживания или почтовый адрес, а также свою электронную почту. Если заявитель укажет какой-то из этих адресов в качестве предпочтительного для доставки ответа, то должностное лицо обязано направить результаты рассмотрения обращения именно по нему. Для этого в тексте нужно написать следующую фразу: «прошу направить ответ о рассмотрении моего обращения по следующему адресу…».
  • Если заявление гражданина уже неоднократно представлялось в компетентный орган, но эффективной работы по нему не было предпринято, то в каждом очередном обращении следует приводить новые обстоятельства и события, которые могут изменить позицию должностных лиц по спорному вопросу.
  • Любое обращение направляется в государственные организации и органы внутренних дел в двух экземплярах либо в одном экземпляре (оригинале) с приложением его копии. Это необходимо для того, чтобы уполномоченный сотрудник учреждения поставил на втором экземпляре отметку о принятии и регистрации представленного документа. В будущем это может понадобиться для исчисления срока, в течение которого должностное лицо обязано ответить на обращение в соответствии с ФЗ №59 и Приказом №707, а также доказывания самого факта его передачи.

Порядок рассмотрения

Федеральный закон №59 и Приказ №707, приложением которого является Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан, предусматривают следующий порядок работы должностных лиц с документами, поступившими от населения:

  • все сотрудники госорганов и ОВД обязаны не только принимать обращения от населения, рассматривать их по существу, но и направлять ответ заявителю в установленные Законом и Приказом сроки;
  • рассмотрение обращений граждан происходит на безвозмездной основе, иными словами, бесплатно;
  • если обращение изначально направлено в орган, который не обладает нужными полномочиями для решения проблемного вопроса, то должностное лицо, получившее документ, обязано адресовать его в компетентный орган. При этом запрещается отправлять жалобы населения лицам и организациям, действия которых обжалуются гражданином;
  • получив обращение, сотрудник компетентного учреждения обязан приложить все усилия для того, чтобы разобраться в его существе. Если решение проблемы требует дополнительных документов и материалов, необходимо направлять работников в соответствующие организации для их истребования. В случаях, когда такие действия предполагают увеличение срока рассмотрения обращения, следует своевременно уведомлять об этом отправителя документа;
  • сотрудники отдельных ведомств и учреждений, работа которых организована не только общими законами, но также специальными инструкциями, приказами, обязаны руководствоваться всеми этими документами при рассмотрении обращения гражданина;
  • существует административная ответственность, налагаемая на должностных лиц в случае нарушения порядка рассмотрения обращения гражданина, установленного законом, а также умышленного «затягивания» этого процесса.

Сроки рассмотрения

Зачастую граждане, представившие обращение в госорганы и органы внутренних дел, не знают, в какой срок должностные лица должны провести работу по нему и направить им ответ. Между тем, сроки рассмотрения всех документов, поступивших от населения, закреплены в ФЗ №59 и Приказе №707 от 2013 года, действующего вместе с одноименной Инструкцией, принятой в декабре того же года.

В чем же различие между этими двумя нормативными актами и каким из них следует руководствоваться заявителю?

Приказ №707 применяется, если гражданин намерен обратиться в любой из органов внутренних дел (например, полицию), а ФЗ №59 необходим для направления обращения в государственные учреждения, в том числе муниципальные, деятельность которых не имеет отношения к правоохранительной функции (например, в администрацию района, города, депутатский центр и т.д.).

Различия между указанными ФЗ и Приказом обусловлены исключительно сферой их действия и спецификой обязанностей сотрудников.

В обоих документах срок, отведенный для рассмотрения обращений, исчисляется в календарных днях и чаще всего составляет ровно 30 дней.

Исключения:

  • 20 суток – если в обращении присутствуют данные о нарушении миграционных законов.
  • На основании ФЗ №59 в особых случаях период изучения обращения возможно продлить, но не больше, чем еще на месяц. Однако в положениях этого законодательного акта не содержится пояснений относительно того, какие именно ситуации могут считаться особенными.

Все сроки рассмотрения начинают свой отсчет с даты регистрации поступившего документа в канцелярию соответствующего органа. Поэтому, если гражданин направляет свое обращение по почте, ему стоит помнить, что по закону стандартные 30 дней отсчитываются не с даты отправления, а с даты поступления документа к уполномоченному сотруднику.

Поделиться:

Нет комментариев

Рассмотрение обращение граждан и сроки рассмотрения обращения граждан

Обращение граждан, как к должностному лицу, так и государственному органу, является неотъемлемой частью процесса общения, и разрешения сложившихся ситуаций. Для многих граждан обращения к должностным лицам или в государственные органы, является важным жизненным процессом, а так же не каждый гражданин знает и может написать правильно обращение в государственный орган или к должностному лицу. Обращения бывают различных типов:

  • жалоба, это письменное обращение с изложением своих нарушенных прав
  • заявление, это письменное обращение в содействии или информирование о нарушениях
  • предложение, это  письменное обращение, по рекомендациям в решении проблемы, ситуации, рабочего процесса
  • ходатайство, это письменное обращение, о признании права, о признании статуса, об изложении своих интересов

В Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, каждый гражданин имеет право обращаться в любые государственные, муниципальные органы, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в письменном виде, данные права закреплены Конституцией РФ и Федеральным Законом РФ № 59-ФЗ  от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

В отдельных случаях заявления, жалобы, ходатайства регулируются, ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ. В случае если должностное лицо или государственный орган дает отказ в рассмотрении или игнорирует гражданина, жалоба на такое действие или исковое заявление, подается в Соответствии с КАС РФ, данные требования стали действенными с 08.03.2015 года с момента вступления в силу Кодекса Административного Судопроизводства РФ и все правила, сроки обжалования решений, отказов, сроков рассмотрения заявлений государственными органами или должностными лицами, рассматриваются в соответствии с КАС РФ.

В соответствии со статьей 12 Федерального Закона РФ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», сроком рассмотрения обращения граждан, при поступлении заявления или обращения в государственный орган, составляет тридцать дней. Отсчет даты рассмотрения обращения гражданина, составляет с момента поступления самого обращения. Если обращение посылается по почте, то срок исчисляется не с момента отправки, а с момента получения обращения гражданина, в государственный орган. В некоторых случаях, когда государственному органу или должностному лицу, требуется дополнительное время и получение дополнительной информации, для ответа на обращение, то срок дачи ответа, может быть увеличен еще на тридцать дней. В таком случае заявитель уведомляется об увеличении срока, в обязательном порядке.  Если же заявление поступает высшему должностному лицу субъекта РФ в сфере миграции, то обращение рассматривается 20 дней.

Сроки рассмотрения жалобы или заявления в суде

Многие граждане после обращения в государственные органы или к должностному лицу, но получили не удовлетворительный ответ или вообще ни чего не получили, то в таком случае, законодательством предусмотрено, обжалование действий бездействий должностных лиц и государственных органов и соответственно для обжалования и рассмотрения существуют сроки. При подачи заявления или жалобы, на действие или бездействие должностных лиц и государственных органов, сроки рассмотрения устанавливаются в соответствии с КАС РФ. Срок рассмотрения в суде первой инстанции в соответствии с КАС РФ, составляет 2 месяца в районных и областных судах, а в верховном суде срок рассмотрения три месяца, во всех судах срок рассмотрения может быть увеличен на один месяц.

С момента принятия решения судом первой инстанции, то в течение тридцати дней, подается апелляционная жалоба, в областном суде апелляционная жалоба должна быть рассмотрена в течение двух месяцев, а в верховном суде три месяца. Кассационная жалоба подается в течении шести месяцев, сроком рассмотрения кассационной жалобы в верховном суде составляет один месяц, а если верховный суд истребует дело из предыдущих инстанций, то срок рассмотрения увеличивается до двух месяцев.

Срок рассмотрения обращения, жалобы, заявления, в полиции, прокуратуре, следственном комитете

Общий порядок рассмотрения обращения граждан, определяется в соответствии с ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и общим сроком ответа государственного органа составляет 30 дней. Для некоторых государственных органов, существуют свои должностные инструкции и приказы, о порядке и сроках рассмотрения обращений граждан.

Рассмотрение обращений в прокуратуре

  1. В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ № 45 от 30012013 года, сроком рассмотрения обращения гражданина, должностного лица, военнослужащего, составляет 30 дней.
  2. В случае если обращение гражданина не требует дополнительной проверки тех данных которые изложены в обращении, то срок рассмотрения составляет 15 дней.

Срок рассмотрения обращения граждан в Следственном комитете РФ

  1. Срок рассмотрения обращения граждан в Следственном комитете РФ составляет 30 дней в соответствии с приказом первого заместителя Генерального Прокурора РФ № 17 от 19.09.2207 года.  Тридцатидневный срок может быть увеличен не более чем еще на 30 дней, но так же для некоторых категории граждан срок рассмотрения обращения может быть уменьшен до 15 дней, например для военнослужащих.

Сроки рассмотрения обращений граждан в полиции

  1. В соответствии с Инструкцией МВД по рассмотрению обращений граждан, которая утверждена приказом Министерства Российской Федерации № 707 от 12.09.2013 года, срок рассмотрения обращений граждан составляет 30 дней и может срок быть продлен еще на 30 дней. Федеральным законом № 59 определен порядок и сроки обращений граждан в государственные органы, муниципальные органы. Если же гражданин обращается в частную структуру, то срок рассмотрения обращения гражданина в 30 дневный срок не распространяется.

При обращении в частные структуры гражданин имеет право писать:

  • претензию
  • обращение
  • заявление
  • рекламацию

В случае если частная структура не отвечает на обращение гражданина, то гражданин имеет право обратиться с жалобой в государственные органы и в суд.

В Москве, Санкт Петербурге, Пскове, Туле, Ярославле, Воронеже, Владимире, Курске, Орле, Брянске, Калуге, Новосибирске, Смоленске, Омске, Томске, Коми, Вологде, Крыме, и многих других городах России по порядку обращений граждан, можно позвонить по номеру 8-800-777-32-63 на бесплатную горячую юридическую линию по обращениям граждан. На Российском Юридическом Портале юристы и адвокаты дают консультации гражданам во всех субъектах Российской Федерации.

обращение граждан какой порядок обращения в гос органы обращение в полицию обращение в прокуратуру


Смотрите также