Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Польша в евросоюзе или нет


История Польши в Евросоюзе - дотации и помощь ЕС Польше

Входит ли Польша в Евросоюз?

Многих граждан, а в особенности тех, кто собирается в Польшу на учебу, работу или же просто в качестве туриста, интересует вопрос: Польша входит в Евросоюз? Вступление страны в ЕС было тяжелым и трудным процессом, а также потребовало массу усилий со стороны властей и, в частности, европейских депутатов, выступающих в интересах страны. Решение о членстве в ЕС привело Польшу к процветанию. Данный процесс имеет долгую историю, длившуюся десятилетиями. Так когда же Польша вступила в Евросоюз?

Задаваясь вопросом, в каком году Польша вступила в Евросоюз, можно точно ответить, что это был 2004 год. Интеграции с ЕС, оказавшей огромное влияние на развитие страны, предшествовало несколько факторов:

  • Реализация экономической программы, провозглашавшей переход от социалистической системы к рыночной.
  • Серьезная угроза экономической экспансии из-за объединения Германии.

Процесс присоединения к ЕС начался еще в далеком 1989 году, а официально Польша состоит в Евросоюзе лишь с 2004. Его можно разделить на следующие этапы:

  1. Уход от существующих политико-хозяйственных отношений и начало взаимоотношений с ЕС, начавшиеся в 88-ом году.
  2. Проведение активных реформ в Польше, а также смена режима и создание многопартийности в 90-ых годах.
  3. После подачи заявки на членство Польши в ЕС Союз принял «Белую книгу», содержащую законодательные акты, которые обязаны были принять и соблюдать кандидаты для интеграции в единый рынок ЕС. Так начался процесс взаимодействия и сближения Польши с Евросоюзом.
  4. Процесс подписания договора между Польшей и ЕС, завершившийся официальным членством.

Вход Польши в Евросоюз открыл дорогу для еще бо́льших изменений во всех сферах жизни страны. Невозможно не подчеркнуть многочисленные положительные стороны данного союза. Прежде всего, союз вернул жителей Польши в культурный круг, имевший близкие ценности и принципы, которые были важны стране и к которым она стремилась. Благополучное состояние польского государства в плане качества жизни, а в частности экономики, разительно увеличилось и привело к улучшению уровня образования, а также развитию инфраструктуры, частного предпринимательства и бизнеса в целом.

При вступлении Польши в Евросоюз стране, как и остальным кандидатам, предъявили требования, в результате которых пришлось закрыть шахты, верфи и металлургические предприятия. Следствием данного решения было массовое увольнение работающих граждан, которые решили покинуть страну в поисках заработка и лучшей жизни. Такие перемены требовали огромных усилий. Однако политические деятели Польской Республики добились требуемых условий вступления в ЕС и начали идти вперед, облагораживая свою страну.

Польша после вступления в ЕС

Тяжелый и долгий путь вступления Польши в ЕС начался с трудных преобразований. Дабы вывести ПР из нищеты, тогдашний польский реформатор — Лешек Бальцерович — решил провести масштабные реформы. Соотечественники последствий таких методов опасались и невзлюбили Лешека, однако, увидев итоги переустройства собственными глазами, воздвигли реформатора на пьедестал. Начать глобальную перезагрузку решили с развития бизнеса. Именно благодаря Бальцеровичу в 1995 году была принята программа, главной целью которой была поддержка малого и среднего бизнеса. Она упрощала открытие и развитие бизнеса в Польше, предоставляла предпринимателям возможность получения льготных кредитов. Благодаря созданию ряда государственных, а также региональных фондов, гражданам выдавали займы на самых выгодных условиях.

Идея по развитию частного бизнеса стала для Польши первым шагом на пути возрождения. В первую очередь План Бальцеровича, как назвали данные реформы поляки, был направлен на решение первостепенных задач, а именно:

  • Обеспечение ценовой стабильности;
  • Перестройка администрирования экономики;
  • Расширение международной взаимопомощи.

Для наиболее оперативного обеспечения результата и воплощения задуманных планов Бальцерович приступил к вытеснению государства из всех областей сектора экономики. Решающим моментом грандиозной перестройки стала приватизация. Приложенные усилия буквально за несколько лет обеспечили переход 45-и процентов промышленности в руки корпоративного сектора, осуществляя продажу наличными средствами.

Благодаря одному из первых законов, касающихся отмены ограничений на долю акционерного капитала для иностранных жителей и установления налоговых льгот для зарубежных инвесторов, основную часть польского населения стал составлять средний класс. Сосредоточение основного внимания на развитии бизнеса оправдало ожидания.

Первые несколько лет членства Польши в ЕС в стране обеспечили устойчивый экономический рост, ежегодно на 4,2 %. Данный показатель поддерживался до 2006 года. Благодаря ему страна занимала восьмое место среди остальных членов Евросоюза. Соответственно улучшились показатели экспорта и импорта.

Польша также сохранила свою промышленность. Несмотря на потери в сельском хозяйстве и закрытие шахт, страна правильно воспользовалась преимуществами союза с ЕС. Её экономика вошла в шестерку крупнейших в Евросоюзе.

Существенном плюсом, позволившим Польше пережить экономический кризис 2008-2009 годов, стало принятие решение об отказе введения евро и сохранение своей национальной валюты. Благодаря данному решению, страна была в силах контролировать свою национальную экономику и вошла в список тех немногих стран Европы, в которых во времена кризиса продолжался экономический рост. Свидетельством активного роста экономики является рост внутреннего валового продукта на душу населения, который возрос с 43 до 51 % в период 2003-2011 годов. В этот же промежуток времени вырос и процент производительности с 31 до 42 злотых в час.

Вступление Польши в ЕС гарантировало ей энергетическую безопасность, благодаря поставке Польше энергоносителей, а также непосредственную возможность прибегнуть к помощи Союза, согласно условиям вступления в Евросоюз. Помимо этого, стране была предоставлена возможность реализации новейшей техники по добыче сланцевого газа, что, в свою очередь, значительно снизило потребность страны в газовом импорте, в особенности из России.

По результатам социологических опросов, большинство населения Польши посчитало решение о вступлении Польши в Европейский союз весомым фактором на пути возвращения страны в Европу. Во время референдума 2003 года 77,4 % голосовавших выступили за интеграцию РП в Евросоюз и только 22,5 % высказались против принятия данного решения. Зимой 2008 года по произведенному опросу лишь 5 % поляков не одобряли присоединение Польши к ЕС, а уже свыше 80 % населения высказывались на этот счет положительно. Поляки одобрительно отнеслись к развитию своей экономики благодаря существенной финансовой поддержке Европейского союза, а также интеграции страны в единый европейский рынок. Помимо этого, поляки положительно восприняли присоединение Польши к Шенгенской зоне, предоставляющей возможность свободного передвижения для учёбы или работы в странах Европы. Это обусловило колоссальные изменения на польском рынке труда, а также усилении роли Польши на международной арене.

Помощь Евросоюза Польше

Ожидалось, что после вступления Польши в Евросоюз её аграрный сектор канет в небытие на фоне конкуренции с западными сельхозпроизводителями в условиях единого рынка. Однако вопреки ожиданиям, как только Польша вступила в ЕС, она стала крупным экспортером сельскохозяйственной продукции, обогнав по экспорту яблок Китай – лидирующую экспортную страну в этой области. Следует задаться вопросом: как же так вышло? Однако путь к такому успеху дался Польше лишь с помощью упорства. Несмотря на то, что польские сельхозпроизводители добились такого успеха лишь с помощью бюджета Евросоюза, благодаря чему возрос доход, а следственно, и престиж фермерского хозяйства, это стоило Польше десятка лет отстаивания своих позиций. Ведь Польша буквально «выбила» для себя привилегированные преимущества при вступлении в ЕС, потом и кровью борясь за свои национальные интересы. Именно благодаря этому страна смогла достичь существенных результатов в экономическом росте.

Огромную роль в интеграции сыграла политика польских властей, отстаивающая и защищающая интересы своей страны так, как бы это не сделал никто другой. Ведь каждый законопроект Евросоюза проходил экспертизу в Варшаве на соответствие польским интересам, и если данного факта не наблюдалось, то депутаты Польши делали все возможное, чтобы закон не был принят.

Сколько Польша получила от Евросоюза?

Всего лишь за один год, с 2004 по 2005, Польше как члену ЕС были перечислены средства, превысившие взносы страны в бюджет ЕС на шесть миллиардов злотых. В первую очередь, данные поступления помогли фермерам, которые смогли закупить и внедрить новое оборудование и технологии в сельскохозяйственном производстве. Также были решены некоторые социальные проблемы, касающиеся жилья, обучения и прочих жизненно важных потребностей.

Если подвести итоги, то, по официальным данным, предоставленным Министерством финансов Польши, за десять лет членства в ЕС страна получила 101,3 миллиарда евро в рамках специализированных программ помощи. Польская Республика за этот же промежуток времени привнесла в совместный европейский бюджет 33,3 миллиарда. Масштаб ситуации будет более наглядным, если учитывать, что население страны составляет 38 миллионов граждан. Для сравнения, с 2014 года полякам было предоставлено 8,9 миллиарда евро, с учетом внесения с их стороны в бюджет Евросоюза 2,4 миллиарда.

Дотации Евросоюза Польше

Средства, предоставленные как помощь ЕС Польше для развития различных сфер страны, являются основным источником и причиной ее благополучия.

Ни для кого не секрет, что Польша как страна Евросоюза является одним из крупнейших получателей европейской помощи среди остальных стран ЕС. Известно, что к 2020 году из бюджета Евросоюза на поддержание направленных на повышение качества и уровня жизни, а также конкурентоспособности экономики программ, будет выдано еще 20 миллиардов евро. Однако дотации после 2020 года как Польше, так и Прибалтике на этом заканчиваются, согласно договоренностям Евросоюза. Ежегодно предоставляемая ЕС помощь Польше насчитывает около 11 миллиардов евро. Размер данных дотаций зависит от валового внутреннего продукта страны, а также от конкретных потребностей какого-либо из секторов экономики.

Однако в настоящее время велика возможность введения санкций против Польши. Данный процесс был запущен еще в 2017 году. Веской причиной послужило введение Польшей судебной реформы, благодаря которой партия «Право и справедливость» (ПиС) получила возможность назначить в Национальный судебный совет 15 представителей из общего количества в 25. Это дало возможность министру юстиции Польши назначать на должность руководителей судов. Как и следовало ожидать, данный факт поставил под вопрос независимость судебной системы страны. В декабре 2017 года Европейская комиссия запустила процедуру, предоставляющую возможность лишения Польши права голоса в Совете Евросоюза. Данная процедура была запущена под обоснованным предлогом нарушения Польской республикой принципов верховного права.

Помимо данного фактора, Евросоюз беспокоит радикальная позиция Польши в отношении антикоммунистической и антииммигрантской политики, так как нынешняя Европа солидарна в вопросе отношения к беженцам. Однако Польша отказывается выполнять установленную ЕС квоту по приему мигрантов. Это приводит к неутешительным выводам, а именно к возможности дальнейшего ухудшения отношений между Варшавой и Брюсселем и даже выходу сразу нескольких стран из ЕС. В настоящее время многим кажется, что, вступив на такую дорогу, страна обеспечила себе спорный путь. Возникает вопрос: возможно ли, что Польша выйдет из Евросоюза?

Последние из достижений Польши как страны Евросоюза привели к тому, что страна стала проводником американской политики на европейском континенте, вследствие чего варшавские политики получили реальный шанс занять лидерство в Европе. Естественно, данные амбиции отрицательно воспринялись в Брюсселе, как и резко отстаивающие свою точку зрения польские представители. Недавно стало известно о том, что Еврокомиссия подготовила план, который позволит лишить Польшу предоставляемой денежной поддержки Европы, причем реализовать его будет возможно в обход установленных европейских процедур. Говоря подробнее о данном способе лишения Польши дотаций из Европы, следует отметить, что его непосредственным автором стал комиссар ЕС по бюджету и человеческим ресурсам Гюнтер Эттингер.

Раскрывая подробности данного плана, следует напомнить, что после нашумевших событий, произошедших в Украине в 2014 году, Варшава вступила на путь колоссальных успехов. После прихода к власти Дональда Трампа и стартующего открытого конфликта между Берлином и Вашингтоном, Польше пришла грандиозная идея о «захвате власти в ЕС» и управлении им в интересах Америки. Учитывая все это, польская элита заняла лидирующие позиции по вопросам, касающимся политики, направленной против России, что стало существенным плюсом в ее незаменимости для Соединенных Штатов Америки. И ведь действительно, при благоприятных для поляков обстоятельствах Польша могла бы рассчитывать на поддержку Вашингтона. В том случае, если бы данную схему удалось реализовать и получить необходимую политическую поддержку со стороны Америки, вполне реально было бы рассчитывать на помощь в борьбе с Берлином за статус фактического лидерства.

Естественно, данные планы вызывали сильнейшее недовольство Германии, так как именно она является самым крупным источником финансирования бюджета ЕС. Амбиции Польши касались перехвата лидирующих позиций в Евросоюзе путем запроса у Германии репараций на дополнительные проекты. Германия оказалась в затруднительном положении, поскольку не могла обойти стороной требования Польши. Несмотря на это, урезать финансирование Польши не представлялось возможным без непосредственного согласия самой Польской Республики. По последним данным полякам отходит около 9 % общеевропейского бюджета. За цикл длиной в семь лет Польская республика, являясь страной ЕС, получила примерно 117 млрд. долларов лишь за то, что она состоит в союзе. Естественно, против себя при таких условиях никто не пойдет, а попытки лишить Польшу права голоса в ЕС на данный момент не были осуществлены, в первую очередь, из-за активного сопротивления правительства Виктора Орбана. Но, наконец, необходимое решение было найдено именно Гюнтером Эттингером, и, как известно, оно уже имеет поддержу со стороны Европейской комиссии. Суть данного плана заключается в направлении внимания не на корректировку суммы, а на изменения правил контроля за использованием бюджетных средств. Данная корректировка не требовала голосов всех стран ЕС, а значит, изменения могут быть приняты даже без учёта мнения некоторых стран, в особенности тех, которые придерживаются излюбленного правила выкачивания денег из Германии.

Ключевым моментом плана Эттингера является привязка выплат средств Евросоюза к соблюдению неких «демократических норм». Таким образом, доступ к бюджету Евросоюза будет зависеть от «идеологической чистоты», являющейся приоритетной оценкой при принятии решения о размерах предоставляемых средств. Говоря простым языком, ситуация будет выглядеть так: в тот момент, когда члены ЕС начнут отклоняться от берлинских приоритетов, они автоматически будут нарушать установленные демократические нормы. Что в свою очередь приведет к отказу в финансировании.

Подведя итоги членства Польши как страны ЕС, невозможно не заметить положительные стороны. Евросоюз оказал существенную помощь стране, обеспечивая за счет своего бюджета стабильную экономику, развитие сельского хозяйства, экспорт, импорт и общее поднятие уровня жизни населения. Конечно, не обошлось и без отрицательных моментов. Однако Польша преодолела все невзгоды и обеспечила себе лидерство среди стран Евросоюза, в первую очередь, благодаря грамотным действиям политиков, которые боролись за необходимые для их страны условия.

Однако, в последнее время нельзя не заметить напряжения в отношениях ЕС и Польши. Активное финансирование социальных и иных программ помощи Польше привело страну на путь возрождения. Но последние новости свидетельствуют о возможности прекращения поступления дотаций в Польшу и в принципе показывают негативный настрой Германии против политики Варшавы.

Несмотря на все это, единственное, что нам, простым гражданам, остается в настоящее время — это наблюдать за происходящей ситуацией. Реализуется ли задуманный план и как поведет себя Польша в условиях отсутствия финансирования со стороны Европейского Союза – в скором времени мы узнаем, чего стоят польские амбиции в желании занять лидерство.

Выход Польши из Евросоюза: реальная угроза или шантаж?

13 Ноября 2018 г.

Не секрет, что далеко не все страны, входящие в Евросоюз, полностью разделяют декларируемые им ценности. Последнее время антиевропейские настроения особенно широко эксплуатируются властями Польши, а участники марша в честь столетия независимости страны под лозунги «Долой Европейский союз!» даже сожгли флаг ЕС. Брюссель не устраивают многие решения польского правительства, и на днях председатель Европейского совета Дональд Туск заявил о том, что Польша может покинуть состав ЕС. Однако, в отличие от Великобритании, удержать которую Евросоюз стремился практически любой ценой, в случае Варшавы ситуация может быть иной.

Польша и Брюссель: подоплека конфликта

Польша в ЕС стремится играть роль лидера Восточной Европы, активно сотрудничает с партнерами по Вышеградской группе (Чехией, Словакией и Венгрией), которые часто опираются на поддержку друг друга по многим спорным вопросам политики Брюсселя, в частности, по вопросу миграционных квот. Помимо этого, между Польшей и Брюсселем, а также другими странами ЕС периодически вспыхивали конфликтные ситуации, которые уже можно назвать в некотором роде традиционными. С 2015 г. этот конфликт-противостояние развивается планомерно и постоянно. Начало ему положили два польских закона. Один из них ограничил полномочия Конституционного суда (ряд его полномочий перешел к польскому президенту и министру юстиции; президент утверждает председателя суда; был увеличен состав суда за счет ставленников президента, а решение суда считается принятым, если получает не простое большинство, а две трети голосов). Второй закон ограничил деятельность СМИ. При этом в Польше преференции получили медийные группы, отстаивающие идеи католичества и настроенные анти-интеграционно. Несогласие Конституционного суда Польши с реформами даже не было опубликовано и не вступило в силу. Европейские эксперты обвинили польское правительство том, что оно взяло курс на установление авторитарного режима. Эти обвинения Польша слышала неоднократно. Например, в свое время Мартин Шульц неожиданно обвинил Польшу в «путинизации Европы», хотя она всегда стояла на русофобских позициях. Когда Польша совместно с Венгрией блокировала решения Еврокомиссии о квотах на беженцев, Эммануэль Макрон обвинил польское правительство в евроскептицизме, заявив, что Польша находится в конфликте с демократическими ценностями. Европарламент также обвинил польское правительство в несоблюдении принципов правового государства.

В целом Польшу называют «нестабильным демократическим государством», но именно конфликт вокруг ценностей опасен, так как ЕС не выработал механизмов для его решения.

Сама Польша периодически обвиняет Германию с Францией в доминировании в ЕС.

«Полэкзит» как признак евроинтеграционного кризиса

При этом всегда было очевидно, что угроза выхода из ЕС Польши – страны, которая в наибольшей степени выиграла от евродотаций – не стоит на повестке дня, тем более важно обратить внимание на заявление Дональда Туска о возможном полэкзите сейчас.

Этот конфликт уже показывает линию раскола внутри интеграционной группы по многим вопросам внутренней и внешней стратегии ЕС. Так, по вопросу военных операций США страны-новички ЕС, включая Польшу, поддерживают их всецело, в то время как другие государства занимают разные позиции в зависимости от ситуации. Кроме того, бросая вызов Брюсселю, Польша автоматически подчеркивает преимущественное партнерство с США и НАТО, а членство в НАТО рассматривается ею как гарантия безопасности и сохранения своих позиций уже в рамках ЕС. Поэтому нынешнее заявление Туска – это признак растущего евроскептицизма и стратегическая ставка на военное сотрудничество с США.

Можно даже сказать, что Польша умело и эффективно использовала ресурсы других организаций – ЕС и НАТО – для того, чтобы решить собственные задачи, после выполнения которых ее стала тяготить опека и требования со стороны Брюсселя.

При этом возмущение позицией Польши со стороны других членов ЕС вызывает тот факт, что страны-новички, и среди них Польша, получают повышенные субсидии и гранты из структурных фондов ЕС (объем инвестиций из структурных фондов Польше за период с 2014-2020 гг. составит почти €90 млрд, притом, что это скорректированная цифра, так как ранее Польше планировалось выделить почти €100 млрд), но при этом часто становятся в оппозицию политическим решениям ЕС и не стесняются предъявлять Брюсселю различные обвинения в нарушении норм демократии. Помимо этого, Польша действительно стремится не допустить утверждения интеграционной стратегии двух скоростей и серьезно опасается уменьшения субсидий из структурных фондов ЕС.

В целом потеря ЕС прежней привлекательности, сокращение финансовых субсидий из коммунитарного бюджета, проекты развития интеграции, основанные на идее «интеграции на разной скорости» и соответствии «нормам демократии», способствуют росту польского евроскептицизма. В этом контексте очень показательна позиция Туска, который ранее в спорах с Ярославом Качиньским поддерживал ориентацию Польши на ЕС, будучи главой Евросовета, а теперь полагает полэкзит реальным. Это свидетельствует о том, что нарастание евроскептицизма стало ощутимым фактором внешней и внутренней политики Польши.

Слова Туска некоторым образом подкреплены заявлениями партнера Польши по Вышеградской группе – Венгрией – в лице Виктора Орбана, заявляющего о необходимости вернуть национальным государствам самостоятельную внешнюю политику и отказаться от чрезмерных требований Брюсселя.

Общественность Польши: за или против ЕС?

Несмотря на то, что мы по-прежнему не видим веских оснований для полэкзита, а заявления различных деятелей Польши, скорее, воспринимаются как орудие шантажа в перепалках с Брюсселем и в спорах за власть внутри самой Польши, все-таки стоит признать, что даже в год вступления в ЕС (2004 г.) польское общество вовсе не было единодушно настроено в отношении своих перспектив в единой Европе, как раз полагая, что может потерять суверенитет и традиции, право самостоятельно принимать решения. Так, в 2004 г. 47% респондентов заявили, что их тревожит будущее Польши в ЕС. Через десять лет после этого, в 2014 г. 72% опрошенных посчитали, что вступление в ЕС было правильным решением, хотя к этому времени серьезно уменьшилось число сторонников углубленной интеграции.

Очевидной стала зависимость голосования в поддержку членства в ЕС граждан Польши от объема инвестиций и успехов единого рынка. Как только они давали какие-то сбои, еврооптимизм населения Польши сокращался. Так что с самого начала евроинтеграционной истории польские граждане никогда и не думали о так называемых европейских ценностях как о базовом принципе единения с другими народами ЕС.

Число еврооптимистов приблизительно сохранилось и в апреле 2017 г., когда против выхода из ЕС высказались 76% респондентов, в то время как «за» выступили около 21%. Но уже в начале 2018 г. пришли данные о том, что число сторонников выхода Польши из ЕС увеличилось. Теперь почти треть граждан Польши считает этот вариант верным (около 30%), «против» высказались только около 48%, а еще около 23% респондентов не смогли определиться с ответом. Кроме того, как только Брюссель угрожает в отношении Польши санкциями, процент противников ЕС вырастает. Конфликты с Брюсселем вызывают всплеск антиинтеграционных настроений. Очевидно, что эти данные также отражают нарастание конфликтного потенциала как в ЕС, так и в отдельных государствах-членах ЕС. В Соединенном Королевстве эта проблема просто вышла наружу гораздо раньше, чем в остальных странах ЕС.

Выводы

Очевидно, что в такой ситуации можно говорить только о двух возможных сценариях развития ситуации, учитывая, что требования ЕС о необходимости сократить штат судей и снизить пенсионный возраст для судей Верховного суда до 65 лет, вряд ли буду выполнены.

Первый сценарий предполагает, что Брюссель так или иначе смирится с польским бунтарским духом и будет настроен на примирение, благодаря чему польская сторона пойдет на заключение компромисса.

Второй сценарий предполагает, что Польша будет наращивать свое противление решениям Брюсселя, подчеркивать свою значимость регионального лидера и стремиться к большему объему ресурсов для влияния на ЕС. Сделать это она может только на волне русофобии и более плотного контакта с США по линии НАТО и двусторонних отношений с США.

В существующих условиях и при нынешней власти в Польше, скорее, реализуется второй сценарий. Однако он означает еще одну линию напряжения в Европе в целом.

Наталья Еремина, доктор политических наук, доцент СПбГУ, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований

Дорога Польши в Европейский союз

Изменение в 1989 г. общественной и экономической системы в Польше привело к реориентации приоритетов польской внешней политики. Одним из ее новых элементов было стремление к сближению с Европейским сообществом, а в более далекой перспективе - участие в этой структуре на правах члена.

Польша установила дипломатические отношения с Европейским сообществом в июле 1988 г. На следующий год (19.09.1989 г.) состоялось подписание договора о торговле и торговом и экономическом сотрудничестве между Польшей и Европейским экономическим сообществом (ЕЭС). Этот договор лег в основе дальнейших контактов и был исходным пунктом для проведения в будущем переговоров об участии Польши в Европейском сообществе. О намерении Польши вступить в ЕС сообщил премьер Т.Мазовецки в своем выступлении в Европейском парламенте в феврале 1990 г. Несколько позже, в июне 1991 г., министр иностранных дел К.Скубишевски в своем экспозе заявил в польском сейме, что целью Польши является вступление в будущем в Европейское сообщество на правах члена.

С заявлением о своем желании начать переговоры по вопросу о вступлении в сообщество Польша выступила 19 мая 1990 г. Переговоры начались в декабре 1990 года, длились 11 месяцев и закончились подписанием Европейского Договора о Содружестве Польши с Европейскими сообществами и странами, являющимися их членами (16.12.1991 г.). Подписание Европейского Договора послужило началом политического диалога между Польшей и Сообществом (а потом с Союзом Европы), а также постепенной либерализации торговли промышленными продуктами, законченной установлением зоны свободной торговли. Это привело к расцвету торговли между Польшей и Европейским сообществом и к расширению диалога и политического сотрудничества, что в свою очередь содействовало дальнейшему сближению между Польшей и Сообществом. Европейский пакт вступил в силу 1 февраля 1994 г., причем часть III пакта, касающаяся торговли и проблем, связанных с торговлей, начала действовать с 1 марта 1992 г.

Однако, ключевое значение для Польши с точки зрения ее стремления войти в состав членов, имел саммит в Копенгагене (21 ? 22 июня 1993 года), на котором Совет Европы установил, что целью Европейского сообщества является его расширение на государства Центральной и Восточной Европы. Совет Европы сформулировал политические и экономические критерии, от соблюдения которых зависит прием в состав членов Европейского Союза государств этого региона. Среди этих критериев находятся такие, как стабильное государственное устройство, гарантирующее демократию и законность, соблюдение прав человека и основных свобод, в том числе прав национальных меньшинств, работающая рыночная экономика, способность страны справляться с конкуренцией и рыночными силами внутри ЕС, способность государства-кандидата выполнять членские обязательства, а также реальная способность ЕС принять в свои ряды новых членов.

Очередным важным этапом на пути Польши в ЕС было выраженное Европейской комиссией (16 июля 1997 г.) согласие на начало переговоров ЕС с шестью государствами-кандидатами - Польшей, Чехией, Венгрией, Словенией, Эстонией и Кипром. Совет Европы принял в декабре 1997 г. решение о начале переговоров с 6 кандидатами, которые начались 31 марта 1998 года. В 1999 г. ЕС принял решение начать переговоры о принятии с очередными четырьмя кандидатами - Словакией, Литвой, Латвией и Мальтой. Переговоры о принятии проводились в двух этапах: сначала анализировалось соответствие законодательства кандидата с законодательством ЕС (screening), а затем начиналась фаза подробных переговоров по 30-ти тематическим разделам. В эту фазу переговоров Польша вошла 10 ноября 1998 года. Начало переговоров о принятии было для всей государственной структуры Польши и ее экономики серьезным вызовом, прежде всего в связи с необходимостью приведения польского законодательства в соответствие с правовыми актами Сообщества - acquis communautaire.

13 декабря 2002 года на заседании Совета Европы в Копенгагене переговоры Польши о принятии в ЕС были окончены (одновременно с остальными государствами-кандидатами). Логическим последствием окончания переговоров было подписание 16 апреля 2003 г. Афинской декларации. После ее ратификации Польша и 9 остальных государств 1 мая 2004 г. вошли в состав членов Европейского союза.

«Размежевание прогрессирует»: покинет ли Польша Евросоюз из-за конфликта с Брюсселем

Председатель Европейского совета Дональд Туск заявил о том, что Польша может выйти из Евросоюза. По словам европейского лидера, нынешнее руководство страны удерживают в ЕС лишь финансовые субсидии. Вместе с тем Туск обвинил польские власти в «скрытой поддержке российского курса по подрыву либерально-демократических и западных ценностей». RT выяснял, с какой целью политик заговорил о выходе Польши из ЕС и способствует ли евроскептицизм Варшавы нормализации отношений с Москвой.

Бывший премьер-министр Польши Дональд Туск, с 2014 года возглавляющий верховный орган ЕС — Европейский Совет, заявил в интервью польскому изданию Tygodnik Powszechny, что Варшава может поставить вопрос о выходе из ЕС, если страна из получателя европейских субсидий превратится в донора.

«Я могу с лёгкостью представить ситуацию, когда Польша окажется среди чистых доноров, тогда правительство Польши может решить, что настало время спросить поляков, хотят ли они, чтобы Польша продолжила оставаться в ЕС», — отметил политик. 

По его словам, нынешнее руководство Польши «по меньшей мере не воспринимает с энтузиазмом» членство страны в Евросоюзе.

Также по теме

Сверхдержавные амбиции: как Польша стремится к гегемонии в Восточной Европе за счёт США и Украины

Польский лидер Анджей Дуда призвал к увеличению американского военного контингента в стране. По его словам, усиление оборонного...

Польша ежегодно получает дотации из европейских фондов в размере до €10 млрд, однако после выхода Великобритании из ЕС, который запланирован на 2019 год, всё может измениться. После того как ЕС лишится одной из самых мощных экономик Европы, все взносы в европейские фонды, которые ранее делало Соединённое Королевство, лягут на плечи других стран — членов Евросоюза, в том числе и на Польшу. Кроме того, ЕС планирует сократить траты в период с 2020 по 2027 год. Это означает, что Польша будет платить в бюджет ЕС больше, чем получать из него.

«Для «Права и справедливости» (ПиС, правящая партия в Польше. — RT) преимущества членства в ЕС сводятся лишь к платёжному балансу, — считает Туск. — Они полностью игнорируют другие выгоды, такие как единый рынок, правопорядок, гарантии безопасности и тому подобное. Пока мы не превратились в чистого донора, игра для них стоит свеч».

Он отметил, что конфликт между ним и лидером партии «Право и справедливость» Ярославом Качиньским — это вопрос об основаниях польской политики и «спор не о том, какой должна быть Европа, а о том, должна ли Польша быть её частью».

Перспективы выхода

«За этим заявлением стоят некоторые реальные основания, потому что нынешний польский народ в значительной степени разочарован Европейским союзом и тем, как устроена в нём система управления. Особенно важен для польского общества вопрос ценностей. Нынешние либеральные европейские ценности не устраивают польское общество и вызывают довольно сильное отторжение», — отметил в беседе с RT ведущий научный сотрудник РИСИ Олег Неменский.

Он добавил, что также недовольство поляков вызывают навязываемые ЕС квоты на мигрантов.

  • Флаги Евросоюза, Польши и НАТО у здания президентского дворца, Варшава
  • РИА Новости
  • © Алексей Витвицкий

«Однако нельзя сказать, что поляки и правящая партия «Право и справедливость» настроены на то, чтобы покинуть ЕС», — подчеркнул политолог. Евроскептицизм Варшавы не доходит до того, чтобы ставить вопрос о выходе из Европейского союза, скорее он говорит об изменении внутреннего устройства ЕС, более справедливой системе внутренних отношений, уточнил Неменский.

Польские политики выступают против превращения ЕС в единое федеративное государство, где будет доминировать Германия, утверждает эксперт. Если евроинтеграция приведёт к этому, то они, конечно, покинут Евросоюз. Однако «это слишком отдалённая перспектива», по мнению политолога.

«То, что само правительство Польши поставит вопрос о выходе, — это маловероятно, хотя размежевание между Варшавой и Брюсселем всё прогрессирует и прогрессирует», — отметил в беседе с RT старший научный сотрудник Отдела современной истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы Вадим Волобуев.

Впрочем, существует ещё один фактор, влияющий на отношения Польши и ЕС, — угрозы Брюсселя ввести против страны санкции за проведение судебной реформы, не соответствующей требованиям ЕС. В декабре 2017 года Еврокомиссия инициировала запуск седьмой статьи Лиссабонского договора, выполняющего функции Конституции ЕС. Она предполагает, что если одна из стран Евросоюза нарушает его ценностные основания, то против неё могут быть применены ограничительные меры вплоть до лишения права голоса.

«Польша хочет прагматизировать отношения с ЕС и не допустить выхода, но если Евросоюз начнёт вводить санкции против Польши, станет ограничивать субсидии, то у Варшавы не будет смысла оставаться в рамках ЕС», — высказал своё мнение в интервью RT сотрудник Национальной академии наук Белоруссии Пётр Петровский.

Личный конфликт

По мнению Олега Неменского, слова Туска о вероятном выходе Польши из ЕС — «это скорее попытка напугать своих европейских партнёров действиями польской правящей партии, которая, во-первых, имеет плохие позиции в Брюсселе, а во-вторых, делает всё против прежней правящей партии и лично Дональда Туска».

  • Председатель Европейского совета Дональд Туск
  • globallookpress.com
  • © Dominika Zarzycka

«Туск явно шантажирует власть, — уверен Вадим Волобуев. — Его высказывания — часть внешнеполитической игры нервов между Брюсселем и Варшавой».

Кроме того, как считает эксперт, президент ЕС, как неформальный лидер польской либеральной оппозиции, своими алармистскими заявлениями стремится «разжечь оппозиционные настроения в самой Польше, чтобы во время ближайших выборов нанести поражение правящей партии». В 2018 году в Польше состоятся выборы в местные органы власти, а в 2019 году поляки будут выбирать депутатов Сейма и президента страны.

Как отметили эксперты, в конфликте Туска и «Права и справедливости» внутренняя политика Польши влияет на отношения Варшавы с Брюсселем, и наоборот.

Также по теме

Избирательная память: почему Польша поссорилась почти со всеми соседями

Предъявлять требования по выплате репараций с Германии — суверенное право Польши. Такое заявление сделал глава польской правящей...

Туск до того, как занял пост президента ЕС в 2014 году, был премьер-министром Польши от либеральной партии «Гражданская платформа». «Дональд Туск — бывший премьер-министр Польши и один из лидеров либерального лобби в стране — воплощает образ врага для консервативных сил в самой Польской Республике», — уточнил Пётр Петровский.

По его словам, назначение Туска на пост президента ЕС было воспринято новым руководством Польши как вызов и содействовало развитию конфликта с Брюсселем.

Олег Неменский подчеркнул, что неслучайно 11 января комиссия Министерства обороны Польши назвала взрыв на борту самолёта причиной крушения президентского Ту-154М в 2010 году под Смоленском, во время которого погиб занимавший в то время пост президента Польши брат-близнец Ярослава Качиньского — Лех Качиньский.

«Взрыв изнутри — это прямой намёк на вину якобы организовавшего устранение своего конкурента Дональда Туска (бывшего в то время премьер-министром Польши. — RT)», — утверждает эксперт. — Всё это может привести к началу формального судебного процесса над Дональдом Туском в Польше». 

«Рука Москвы»

Помимо отсутствия веры в европейскую интеграцию, Туск поставил в вину нынешнему руководству Польши то, что оно якобы работает на Кремль.

Также по теме

Фантомные страхи: почему поляков продолжают пугать «российской оккупацией»

15 августа Польша празднует День Войска Польского — аналог российского Дня защитника Отечества. Эту дату поляки приурочили к событиям...

«Почти всё, что правящая партия Польши предлагает по ключевым политическим вопросам, совпадает с публично сформулированными и представленными интересами и ожиданиями Москвы. Я могу привести множество примеров, когда у ПиС и Москвы были схожие взгляды и цели», — заявил Туск в интервью Tygodnik Powszechny. В частности, по его мнению, позиции Москвы и Варшавы совпадают по вопросам отношения к правам секс-меньшинств, либеральной демократии и независимости судов.

«Нынешняя правящая польская партия является определённо консервативной партией и не приемлет современные западные ценности. То же свойственно современной России, которая выступает за сохранение традиционных семейных ценностей. В этом плане действительно есть совпадения позиций не только властей, но и обществ. Но в данном случае это совпадение используется в политических целях», — отмечает Олег Неменский.

Вадим Волобуев подчеркнул, что Туск, «обвиняя всех вокруг в том, что они являются «рукой Кремля», пытается перехватить политическую риторику «Права и справедливости», обратить их оружие против них самих».

По словам Олега Неменского, хотя противники «Права и справедливости» говорят о «путинизации Польши», никаких серьёзных оснований для этого нет. «Нынешняя правящая партия Польши является русофобской. Отношения между Россией и Польшей, к сожалению, находятся на низком уровне», — подчёркивает политолог.

Пётр Петровский тем не менее надеется, что после того, как во главе польского правительства встал Матеуш Моравецкий, неудовлетворённость отношениями с ЕС может частично нормализовать отношения с Россией.

  • Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий
  • globallookpress.com
  • © Ye Pingfan

«Матеуш Моравецкий выступает с суверенистских независимых позиций Польши, и в этом плане, отражая интересы среднего бизнеса и промышленников, он понимает, что в рамках Европейского союза Польша сегодня не может полностью удовлетворить свои потребности в области высокотехнологичных секторов экономики», — подчеркнул политолог.

По его словам, этому мешают немецкие интересы и квотирование бизнеса в Европейском союзе, поэтому круги, близкие новому премьеру, выступают за продвижение интересов польских бизнесменов и предприятий на территории ЕАЭС.

«Пока они ищут выходы на евразийские рынки через Беларусь и Казахстан, создавая там дочерние компании», — отмечает Петровский. К тому же польский бизнес не заинтересован и в антироссийских санкциях. Поэтому как минимум в сфере экономики стоит ждать прагматизации отношений между Россией и Польшей, утверждает эксперт.


Смотрите также