Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Пограничный контроль на границе с белоруссией


Двойной паспортный контроль Как Россия восстанавливает границу с Белоруссией: Carnegie.ru — Meduza

Пункт пропуска «Новые Юрковичи» в пограничной зоне с Белоруссией. Брянская область, 7 февраля 2017 года

Владимир Горовых / ТАСС / Vida Press

Россия перестала воспринимать Белоруссию как надежного союзника. Об этом свидетельствуют споры о контроле над российско-белорусской границей. Как пишет в статье на Carnegie.ru политический обозреватель белорусского портала Tut.by Артем Шрайбман, в Москве обиделись на белорусский прагматизм из-за того, что Минск использует в своих интересах конфликт России с Западом и зарабатывает на санкционных ограничениях. С разрешения редакции «Медуза» публикует этот текст целиком.

Москва и Минск давно привыкли спорить о газе, нефти, кредитах, продуктах — от молока до креветок, но теперь они нащупали новую грань разногласий. Отсутствие реальной границы между двумя странами работало гладко, пока у них была похожая визово-миграционная политика. Но в последние годы Россия окапывает свою осажденную крепость, а Белоруссия, наоборот, приоткрывается миру, не особо спрашивая старшего брата.

Безвиз и террористы

В начале января Александр Лукашенко подписал давно лежавший на его столе указ об отмене виз для въезда в Белоруссию на пять дней для граждан 80 государств, включая США и страны Евросоюза. По меркам других постсоветских стран, это была запоздалая и очень скромная мера. Более щедрые въездные преференции Западу еще 10 лет назад дали Украина и Грузия, а в последние годы — Казахстан, Армения и Киргизия.

Но ни у кого из них нет открытой границы с Россией, а у Белоруссии есть. Первого февраля в России опубликовали приказ директора ФСБ Бортникова о введении на границе с Белоруссией пограничной зоны. В мае белорусские рейсы перевели из внутренних терминалов в международные.

Если первый шаг Москвы лишь дал российским пограничникам правовую базу для выборочных проверок паспортов, но не привел к реальному восстановлению контроля на границе, то уже вторая мера была заметнее. Теперь пассажиры рейсов из Минска, включая белорусских граждан, должны стоять в общих очередях на паспортный контроль.

Это ударило по белорусскому госмонополисту «Белавиа», который немалую часть выручки зарабатывал на удобном транзите через Минск (почти 50% всех пассажиров). Теперь такому туристу нужно проходить паспортный контроль дважды — в Белоруссии и в России, потому что белорусские власти по-прежнему отправляют российские рейсы во внутренний терминал. Это снижает привлекательность Минска как места для пересадки.

Официально Москва объясняет свои шаги тем, что Белоруссия ввела безвиз тогда, когда в России растет террористическая угроза. Эту аргументацию недавно изложил российский посол в Минске Александр Суриков, объяснивший, что безвизовый режим в минском аэропорту может быть использован боевиками ИГ. 

Версия благородная, но слабая. Во-первых, для потенциального террориста с европейским паспортом задача попасть в Россию не стала проще или сложнее после отмены Минском виз. У Белоруссии и России уже пару лет действует общая база невъездных. Там около 1,7 млн имен, около 90% из них — российская часть. Если иностранец в этом списке, то белорусские пограничники как не пропускали его до отмены виз, так и не пропустят сегодня. Если же он не в списке, он спокойно попадал и попадает на территорию Союзного государства. Все, что изменилось в этом году, — отпала нужда получить белорусскую визу в минском аэропорту. Потенциальный террорист теперь лишь экономит 20 минут и 60–100 долларов.

Во-вторых, российские ответные меры никак не мешают нашему условному террористу прилететь в Минск, сесть на ночной поезд или автобус и добраться до Москвы без всяких дополнительных проверок. Несмотря на введенную погранзону, на российско-белорусской границе по-прежнему нет никаких проверок в поездах; почти не бывает проверок и на автодорогах.

Наконец, в-третьих, не совпадают даты. Приказ о погранзоне был опубликован в феврале 2017 года, но подписан директором ФСБ в декабре 2016-го, то есть до того, как Минск объявил о безвизовом режиме.

Выборочные проверки паспортов на границе — как в аэропортах Москвы, так и на автотрассах — начались еще осенью 2016-го. И уже тогда российские пограничники на трассах стали разворачивать отдельные автобусы с западными туристами, мотивируя это тем, что на границах с Белоруссией нет международных пунктов пропуска, через которые в Россию должны попадать иностранцы. Белорусские турфирмы несли репутационные и финансовые потери, и спор уже в ноябре 2016 года стал темой разговора двух министров иностранных дел. 

Решение Минска о безвизе стало для Москвы лишь удобным поводом, чтобы объяснить введение погранзоны и перевод белорусских рейсов в международные терминалы. Эти меры задним числом окончательно легализовали действия российских пограничников, которые до этого Минск не без оснований считал противоречащими договорной базе Союзного государства.

Шенген на двоих

Реальные причины ужесточения пограничных подходов Москвы публично не проговариваются, но следуют из логики ее действий. Во-первых, это растущая тревога — Россия чувствует себя «осажденной крепостью в кольце врагов». Такое состояние умов элит и значительной части общества побуждает к новым, в буквальном смысле этого слова охранительным мерам, заделыванию всех возможных щелей, даже если из них и не течет.

Во-вторых, чувствуется, что Россия в этот ответственный исторический момент не готова доверить свое спокойствие на одном из фронтов белорусским пограничникам. Это, кстати, обижает Александра Лукашенко лично: он сам служил в Пограничных войсках и после прихода к власти всегда с особым энтузиазмом поддерживал их.

Действия Москвы демонстрируют, что российские силовые структуры больше не рассматривают Минск как полностью надежного союзника в вопросах безопасности. Еще одним примером этого же тренда стала начавшаяся в 2016 году переброска войск к белорусской границе для воссоздания 144-й мотострелковой дивизии Западного военного округа Российской армии в Смоленской и Брянской областях. «Белорусский щит» на западе России понадобилось подкрепить своим эшелоном.

Интересен и стиль полемики, который, как говорил философ Григорий Померанц, порой важнее ее предмета. Во-первых, по словам белорусских дипломатов, которые никто не опроверг, Минск не уведомили о готовящемся введении погранзоны, хотя, по договоренностям об охране госграницы, должны были. 

А во-вторых, погранзону на своей территории Россия определила специфически: с привязкой к местности точными координатами. МИД Белоруссии заметил, что единственный другой участок российской границы, где используется такая же степень детализации, находится у Курил и Сахалина. То есть Россия подошла к определению погранзоны с Белоруссией так же, как с Японией, с которой даже не подписан мирный договор.

Судя по всему, эти дипломатические колкости — отражение более общей обиды на Минск за то, что он налаживает отношения с Западом, пока Россия с ним ссорится. К тому же Минск использует эту ссору в своих целях: позиционирует себя как более предсказуемого и цивилизованного регионального игрока и зарабатывает на всех возможных санкционных барьерах, которые Россия выстраивает вокруг себя, — будь то транзит авиапассажиров с Украины или яблок из Польши.

Российский рецепт решения проблемы — ввести единую визу Союзного государства, свой Шенген на двоих. Это предложение звучало на уровне главы российского правительства еще в 2015 году. Вероятно, именно тогда у российского руководства на волне Сирии и Украины обострились переживания о неприкосновенности своих границ. 

Но Белоруссии такой вариант не подходит. Во-первых, потому, что у Минска и Москвы разные визовые режимы с третьими странами, особенно после введения белорусского безвиза. И понятно, кому придется под кого подстраиваться. Во-вторых, потому, что собственная визовая политика — вопрос полноты суверенитета, к которой особенно чутки молодые независимые соседи России.

В итоге Минск, судя по всему, смог убедить Москву пойти на более мягкий вариант визового сближения. Сейчас дипломаты, чиновники из миграционных и пограничных служб двух стран ведут переговоры о новом соглашении о взаимном признании виз для целей транзита. По задумке виза одного из двух государств даст иностранцу право транзитом проехать по территории другой страны.

Такой договор существовал на уровне СНГ, но 15 лет назад Россия из него вышла. Проработка двустороннего соглашения только началась, но белорусы, очевидно, будут продавливать одним из его пунктов облегчение судьбы транзитных пассажиров, на которых в Минске неплохо зарабатывают. В идеале — признание за белорусскими пограничниками права проверять наличие у этих туристов в паспорте российской визы, чтобы спокойно сажать их в Минске на самолеты в Россию. Задача максимум — вернуть белорусские рейсы во внутренние терминалы российских аэропортов.

Скорее всего, стороны постараются избавить визово-пограничный спор от политического налета и придут к какому-то компромиссному бюрократическому решению. Проблема не фатальная, а вполне техническая и даже не измеряется в сотнях миллионов долларов, как обычно бывает в белорусско-российских отношениях.

Этот спор стал ярким примером того, как два напоминающих друг друга союзных авторитарных режима двигаются в разных направлениях. Российский режим сделал ставку на консолидацию через отделение от внешнего мира, автаркию как в экономике, так и в сфере безопасности. Белорусская власть, отчасти из-за российского выбора, решила искать новые точки опоры и более открытые формы общения с развитым миром. И чем дальше по своему новому пути идет Россия, тем более удобным фоном она становится для белорусских маневров.

Другие материалы Carnegie.ru:

Что означает усиление контроля на границе России и Белоруссии | Телеканал 360°

Кажется, границы между Россией и Белоруссией обретают все более четкие очертания. И контроль, который раньше был лишь формальностью, грозит стать утомительной частью каждого путешествия между Минском и Москвой. Что изменится для граждан России?

С 7 февраля ФСБ России устанавливает пограничную зону на границе Псковской, Смоленской и Брянской областей с Белоруссией. Эксперты советуют не пугаться слов «пограничная зона». Они не означают колючую проволоку, и свобода перемещений, к которой привыкли россияне и белорусы за 20 лет, практически не изменится. Между нашими странами — 19 пограничных пунктов. И все они открыты для граждан обеих стран. Но вот представителям третьих стран въезд в Россию через Белоруссию — запрещен.

В чем причина?

В туристических аппетитах Белоруссии. Президент Александр Лукашенко подписал указ о безвизовом въезде для граждан 80 государств (а это почти половина всех стран мира), который начинает действовать с 12 февраля 2017 года. Вот наши пограничники и усиливают контроль — в целях «создания необходимых условий охраны государственной границы Российской Федерации».

«Российская Федерация вынуждена была пойти на восстановление пограничной зоны, которой не было. Это ответная мера Москвы на односторонние действия Минска по безвизовому режиму. Решение по пограничной зоне было принято в конце декабря. Это — в первую очередь защита от людей, которые могут въехать в Минск и нелегально попасть на российскую территорию. Граждане России и Белоруссии не пострадают, потому что они являются гражданами союзных государств», — объясняет Дмитрий Болкунец, эксперт по Белоруссии Высшей Школы Экономики.

Автомобильные дороги

Для автомобилей будут организованы пункты пропуска. Если раньше документы проверяли выборочно, то теперь будут — у всех. При этом, россиянам заграничный паспорт не понадобится — только внутренний.

Пограничная зона — участок территории, примыкающий к государственной границе в среднем на глубину до 30 км, в пределах которого вводится особый режим въезда, пребывания, передвижения физических лиц и транспортных средств. Протяженность границы России и Белоруссии составляет 1239 километров, в том числе 857,7 км сухопутной, 362,3 км речной и 19,0 км озёрной.

Железная дорога

Сейчас сотрудники иммиграционной службы не останавливают поезда, чтобы досмотреть личные вещи пассажиров и свериться с документами. И, по словам председателя комитета по международным делам Совета Федерации Константина Косачева, вводить пограничный контроль в вагонах, прибывающих из Белоруссии, пока не планируется, «Речь идет о гражданах третьих стран. Например, соседней Украины», — также заявил он. ФСБ этот вопрос никак не комментирует, так что возможны изменения.

«С мая прошлого года иностранцы не могут пересекать российско-белорусскую границу. Для них закрытый режим. Есть КПП, которые останавливают и проверяют документы. То же самое — с самолетами. И, наверное, это же коснется поездов. Скорее всего, их будут останавливать на границе, чтобы проверять документы у пассажиров», — размышляет Дмитрий Болкунец, эксперт по Белоруссии Высшей Школы Экономики.

Самолеты

Теперь, чтобы зарубежному туристу попасть в Россию, нужно либо лететь самолетом напрямую, либо въезжать, но через другие страны, например, Латвию. Кстати, о самолетах. Переводить белорусские рейсы в международную зону не будут, но документы у пассажиров уже проверяют во всех аэропортах, куда прилетают самолеты Минск-Москва. Иностранцы могут въезжать в Россию лишь через специализированные пункты пропуска. Однако оборудованных КПП для международного сообщения на российско-белорусской границе нет.

Наталья Храмова

Что творится сейчас на белорусско-российской границе? Мы проверили лично

Житель российской Рудни: «Белорусы перестанут к нам приезжать за покупками, и многим торговым точкам придется закрыться»

В последние годы водители, пересекающие границу Беларуси и России, проблем не испытывали. Как правило, особого контроля не было, документы не спрашивали. Но 1 февраля все изменилось, глава ФСБ России Александр Бортников приказал ввести режим пограничной зоны вдоль российско-белорусской границы. Соответствующие документы опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации.

Региональным пограничным управлениям предписано «установить места и время въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону; организовать установку предупреждающих знаков на въездах в пограничную зону». Приказ  вступает в силу с 7 февраля 2017 года.

Мы решили посмотреть, как сейчас пересекают граждане Беларуси границу с Российской Федерацией.

Итак, автобус Витебск-Лиозно-Рудня-Смоленск отправляется с автовокзала в 10 часов 45 минут.

Автобус по маршруту Витебск-Смоленск. Фото Светланы Васильевой

Стоимость билета до ближайшего российского города Рудня — 5 рублей 52 копейки. Кстати, при покупке проездного билета на автобусный маршрут в Россию нужен документ, удостоверяющий личность (паспорт, свидетельство о рождении). И, как пояснила кассир автовокзала, билеты могут приобрести лишь граждане Беларуси и России.

При посадке в международный автобус контролер проверяет билет и паспорт. Фото Светланы Васильевой

В городском поселке Лиозно автобус останавливается на пять минут.

Автостанция в Лиозно. Фото Светланы Васильевой

Впереди граница Беларуси и России.

Впереди российская граница. Фото Светланы Васильевой

На пограничном пункте пропуска очереди из машин нет. Только на стоянке ожидали с несколько фур с литовскими, польскими и белорусскими номерами.

На границе с Россией белорусских пограничников нет. Фото Светланы Васильевой

Российские таможенники остановили автобус и проверили документы у всех пассажиров.

Паспортный контроль для автобусных маршрутов введен еще осенью 2016 года. Несколько раз на границе высаживали даже тех иностранцев, у кого есть вид на жительство в Беларуси, — поделился водитель автобуса.

Действительно, в начале ноября официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова рассказала, что на протяжении многих лет иностранные граждане свободно пересекали российско-белорусскую границу, не проходя паспортный контроль, но ситуация в мире кардинально изменилась.

Через наземную российско-белорусскую границу сейчас запрещено проезжать гражданам третьих стран, так как там нет международных пунктов пропуска. Иностранные граждане могут попасть в Россию только через Латвию или пункт пропуска «Новые Юрковичи» в Брянской области, который имеет статус международного, так как находится на стыке границ Беларуси, Украины и России.

Тем временем для жителей российского города Рудня появление новых правил на границе уже не новость. По словам местного жителя Сергея:

Мы опасаемся того, что город попадет в пограничную зону. И нужно будет получать пропуск, чтобы приехать в Рудню. Белорусы перестанут к нам приезжать за покупками, и многим торговым точкам придется закрыться.

Рудня скоро может стать городом, в который без пропуска нельзя будет приехать. Фото Светланы Васильевой

Пока в Рудне много белорусов, которые приезжают за покупками. Фото Светланы Васильевой

Заброшенное здание кинотеатра в центе города Рудня. Фото Светланы Васильевой

Кстати, в Рудне перестала работать автостанция. Билеты можно приобрести только у водителя автобуса за 200 российских рублей.

В помещении автостанции не работает касса. Фото Светланы Васильевой

Фото Светланы Васильевой

Автостанция в Рудне, которая не работает. Фото Светланы Васильевой

А вот при пересечении российско-белорусской границы на обратном пути пограничный контроль не осуществлялся.

На границе нет белорусских погранпостов. Фото Светланы Васильевой

А новые подробности о сенсационном пограничном приказе можно узнать здесь.

Россия усиливает контроль на границе с Беларусью

Россия продолжает начатые еще в прошлом году действия по усилению контроля на границе с Беларусью. Эксперты прогнозируют, что Минск постарается пока не реагировать, по крайней мере публично.

С 15 мая все авиарейсы из Беларуси переведены в международные терминалы российских аэропортов.

По словам госсекретаря Союзного государства Григория Рапоты, пограничный контроль российских и белорусских граждан, следующих этими рейсами, осуществляться не будет — они по-прежнему смогут пересекать границу по внутренним паспортам. Единственным изменением для них станет необходимость сохранять посадочный талон, который нужно будет предъявлять по прибытии в Россию. «Отметки о пересечении границы в паспорте проставлять не будут», — уточнил Рапота.

В Минске не видят причин для проведения пограничного контроля на внутренних рейсах между двумя странами. По словам начальника управления пограничного контроля Государственного пограничного комитета Беларуси Олега Ляшука, в нашей стране пограничный контроль на воздушных судах, следующих авиарейсами из Беларуси в Россию и в обратном направлении, осуществляться не будет.

Российская же сторона свое нововведение объясняет необходимостью противостоять угрозе терроризма. В частности, там опасаются проникновения нелегалов с белорусской стороны, где с 12 февраля действует пятидневный безвизовый режим для граждан 80 стран.

Кроме того, Россию беспокоит и ввоз под видом белорусских товаров продуктов, подпадающих под ее санкции в отношении Запада. Ужесточение погранконтроля, в том числе и произошедшее ранее на наземной границе Беларуси и России, призвано этому воспрепятствовать.

МИД Беларуси этот процесс пока комментирует сдержанно. Так, глава внешнеполитического ведомства Владимир Макей не видит трагедии в том, что Россия перевела авиарейсы из нашей страны в международные секторы.

«Главное — чтобы наши граждане имели равные права с российскими гражданами, потому что об этом существуют конкретные договоренности в Союзном государстве», — отметил Макей 19 мая в Минске,.

На вопрос, не приведет ли это решение российской стороны к введению полноценной границы между РФ и Беларусью, Макей ответил: «Посмотрим, как будет дальше развиваться ситуация».

Москва ведет свою линию

Аналитик варшавского исследовательского центра EAST Андрей Елисеев отмечает, что решение о переводе авиарейсов из Беларуси в международные терминалы идет в русле ранее принятых Россией решений по усилению контроля своих внешних границ.

«Через Беларусь сейчас граждане многих стран, в первую очередь Украины (авиасообщение между Россией и Украиной не осуществляется. — Т.К.), путешествуют в Россию, — сказал Елисеев. — Но это решение по авиасообщению вместе с более ранним про установление Россией пограничной зоны с Беларусью — это пример того, когда российская сторона могла найти решение проблемы не столь радикальными способами».

При этом «Беларусь подчеркивает, что не будет усложнять миграционные правила со своей стороны», отметил собеседник. «Но это тот случай, когда Беларусь, в общем-то, ничего и не может сделать. Будет некоторое недовольство, но практических шагов со стороны Беларуси, думаю, ожидать не стоит», — резюмировал Елисеев.

Белорусская сторона пока потянет резину

Руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников подчеркивает, что Россия продолжает начатую год назад политику «по установлению пока еще достаточно такого мягкого контроля на границе с Беларусью». Вслед за контролем авиасообщения, говорит он, логично предположить, что какой-то контроль будет установлен и при железнодорожном перемещении.

Почему это происходит? «Думаю, что это следствие отсутствия политического доверия между официальным Минском и Кремлем, — отмечает Поротников. — В Кремле есть серьезное разочарование позицией Беларуси, есть неуверенность в последовательности белорусского руководства».

В Москве, по мнению собеседника, «видят, что в двусторонних отношениях Минск говорит одно, а делает другое».

Такие действия России эксперт назвал «заготовкой на будущее», у которой несколько целей.

«Во-первых, это оказание политического давления на руководство Беларуси и демонстрация того, что белорусско-российские отношения более не являются эксклюзивными, они такие же, как и со всеми. Беларусь не может рассчитывать больше на какое-то особое отношение к себе со стороны России», — отметил Поротников.

Во-вторых, в случае обострения политического противостояния в целях пропаганды Россия всегда сможет заявить, что «белорусское руководство заняло неконструктивную позицию и через территорию Беларуси разного рода нежелательные люди пытались проникнуть в Россию», поэтому российская сторона была вынуждена пойти на установление фактически пограничного контроля.

«Это может быть использовано как элемент внутренней пропаганды для дискредитации Александра Лукашенко, который пока еще остается самым популярным иностранным политиком в России, и, соответственно, общественное мнение во многом связывает руки Кремлю в каких-то действиях по политическому давлению на Беларусь», — сказал Поротников.

При этом он отмечает, что своими действиями Россия «перечеркивает те обязательства, которые были взяты в рамках Союзного государства», потому что согласно договору об охране внешней границы Союзного государства таковой является граница Беларуси со странами Балтии, Польшей и Украиной.

«Она же является и внешней границей России, так как между Беларусью и Россией нет границы. На основании этого Россия в течение многих лет оказывала серьезную, на десятки миллионов долларов, помощь в обустройстве пограничной инфраструктуры, — сказал Поротников. — Сейчас фактически происходит перечеркивание тех соглашений, которые были достигнуты в 90-е годы. Дальше встанет вопрос, что делать с Союзным государством».

Он напомнил, что до сих пор так и не состоялось заседание Высшего госсовета Союзного государства, которое было первоначально запланировано на февраль 2017 года.

«Я думаю, что мы наблюдаем осторожный закат белорусско-российской интеграции по всем направлениям», — сказал Поротников.

При этом он полагает, что белорусские власти до последнего будут тянуть и не предпринимать ничего в ответ на действия России по установлению контроля на границе двух стран.

«Минск будет стараться использовать действия России в пропагандистских целях: вот видите, мы готовы к интеграции настолько глубоко, насколько готова Россия, но Россия готова не очень глубоко, так что мы можем сделать, — пояснил такую линию поведения белорусских властей Поротников. — До последнего будут тянуть, потому что это все-таки дополнительные ресурсы, а экономическая ситуация не очень хорошая».

Но проблема в том, добавил эксперт, что «как только российские пограничники выйдут на охрану так называемой зеленой границы, то есть будут стоять не только на транспортных артериях, но и в лесах-полях, то как-то Минску придется реагировать, как-то придется обозначать свое присутствие на границе».

Единая виза Минску не интересна

В то же время оба эксперта отмечают, что Минск не заинтересован и в создании единой визы Союзного государства, о чем давно уже говорят представители Москвы.

«Единая виза не нужна Минску, — уверен Поротников. — С учетом разности весовых категорий Беларуси и России единая виза будет означать, что фактически визовая политика станет определяться в Москве».

Кроме финансового вопроса, это еще и проблема имиджа, говорит аналитик.

«Единая виза даст аргументы тем на Западе, кто говорит, что с Минском говорить не о чем, так как это фактически вассал Москвы, — подчеркнул Поротников. — Единая виза для Беларуси нецелесообразна ни с точки зрения политической, так как де-факто это ограничение суверенитета, ни с финансовой — это означает отказ от пусть небольших, но реальных денег».

Елисеев отмечает, что от Беларуси, несмотря на все заявления с российской стороны, пока не было никаких сигналов о готовности договариваться про единую визу.

«Любое суверенное государство хотело бы проводить самостоятельную визовую политику, — сказал эксперт. — Другое дело, если от единой визы будут серьезные бонусы, как это было с Шенгенским соглашением. Но в нашем случае какого-то очевидного бонуса для Беларуси нет, поэтому Минск и не спешит договариваться».


Смотрите также