Под национальностью юридического лица понимается
12 Понятие и критерии национальности (государственной принадлежности) юридических лиц. Личный закон юридического лица.
Специфика правового статуса и деятельности юридических лиц определяется в первую очередь их государственной принадлежностью. Именно национальность (государственная принадлежность) юридических лиц – основа их личного статуса. Правовая категория “личный статус” устанавливает “личный статус” компании. Под национальностью юридического лица понимается принадлежность юридического лица к определенному государству.
Если юридические лица осуществляют хозяйственную деятельность за границей, они находятся под воздействием двух систем правового регулирования – системы национального права государства “гражданства” данного юридического лица (личный закон) и системы национального права государства места деятельности (территориальный закон). Личный закон юридических лиц может пониматься в четырех вариантах:
1. Теория инкорпорации – юридическое лицо принадлежит тому государству, на чьей территории оно учреждено. Отсылка к законодательству места инкорпорации закреплена как необходимый коллизионный принцип для определения личного статуса юридического лица (США, Канада, Чехия, Китай, Россия).
2. Теория оседлости (теория эффективного места пребывания) – юридическое лицо имеет национальность того государства, на чьей территории расположен административный центр, управление компанией. Этот коллизионный принцип установлен в права Франции, Японии, Испании, ФРГ, Бельгии, Украины, Польши.
3. Теория центра эксплуатации (места осуществления хозяйственной деятельности) – юридическое лицо имеет национальность того государства, на чьей территории оно ведет свою основную деятельность. Данное коллизионное начало зафиксировано в праве Египта, Индии, Алжира и др.
4. Теория контроля – юридическое лицо имеет национальность государства, территории которого контролируется его деятельность (прежде всего посредством финансирования). Теория контроля представляет собой самый современный критерий определения национальности юридических лиц. Эта теория закреплена в Вашингтонской конвенции 1965 г. О порядке разрешения инвестиционных споров, в договоре 1994 г. К Энергетической хартии.
Различное определение национальной принадлежности юридических лиц порождает проблемы “двойной национальности”, двойного налогообложения (или наоборот отсутствия налогового домицилия компании), невозможности признать компанию банкротом или наложить арест на ее уставной капитал. Например: юридическое лицо, зарегистрированное в России и осуществляющее основную производственную деятельность в Алжире, будет иметь двойную национальность: по алжирскому законодательству такая компания считается лицом алжирского права, а по российскому – российским лицом. Для обоих государств такое юридическое лицо считается “отечественным”, следовательно, и налоговым резидентом.
В итоге возникает проблема двойного налогообложения. Если же компания зарегистрирована в Алжире, а место ее основной деятельности - России, то данное юридическое лицо с точки зрения Алжира подчиняется российскому праву, а с точки зрения России – алжирскому. В подобном случае компания является “иностранной” для обоих государств и, соответственно, не имеет налогового домицилия. В целях устранения подобных проблем современная судебная практика и законодательство большинства государств идут по пути определения национальной принадлежности юридических лиц при помощи комплексных критериев, совмещение нескольких коллизионных начал, установления “цепочки” коллизионных норм.
Попытка установления единообразного статуса иностранных лиц предпринимаются и на международном уровне: Гаагская конвенция 1956 г. О признании прав юридического лица за иностранными компаниями, ассоциациями, учреждениями; Конвенция Европейского союза 1986 г. О признании негосударственных организаций; определение правоспособности юридических лиц по Конвенции 1993 г. О правовой помощи стран СНГ; определение режима юридических лиц в международных торговых договорах.
Деятельность иностранных юридических лиц в РФ регулируется национальных российским законодательством и международными договорами РФ. В качестве критерия определения национальности иностранных юридических лиц применяется только теория инкорпорации (п.1 ст.1202 ГК). Положения гражданского законодательства применяются и к иностранным юр. лицам на территории РФ (ст.2 ГК) Такие лица на основе взаимности пользуются в РФ принципом национального режима или принципом наибольшего благоприятствования (смотри вопрос №15).
Иностранные юр. лица вправе создавать на территории РФ свои филиалы и представительства. Если на территории РФ создается юридическое лицо с иностранным участием, то к договору о создании такого лица применяется право страны, в которой данная компания будет зарегистрирована (ст. 1214 ГК). Иностранные юр. лица могут быть зарегистрированы на территории РФ в форме коммерческих и некоммерческих организаций, хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, ОАО и ОО.
Понятие и критерии национальности (государственной принадлежности) юридических лиц. Личный закон юридического лица.
Специфика правового статуса и деятельности юридических лиц определяется в первую очередь их государственной принадлежностью. Именно национальность (государственная принадлежность) юридических лиц – основа их личного статуса. Правовая категория “личный статус” устанавливает “личный статус” компании. Под национальностью юридического лица понимается принадлежность юридического лица к определенному государству.
Если юридические лица осуществляют хозяйственную деятельность за границей, они находятся под воздействием двух систем правового регулирования – системы национального права государства “гражданства” данного юридического лица (личный закон) и системы национального права государства места деятельности (территориальный закон). Личный закон юридических лиц может пониматься в четырех вариантах:
1. Теория инкорпорации – юридическое лицо принадлежит тому государству, на чьей территории оно учреждено. Отсылка к законодательству места инкорпорации закреплена как необходимый коллизионный принцип для определения личного статуса юридического лица (США, Канада, Чехия, Китай, Россия).
2. Теория оседлости (теория эффективного места пребывания) – юридическое лицо имеет национальность того государства, на чьей территории расположен административный центр, управление компанией. Этот коллизионный принцип установлен в права Франции, Японии, Испании, ФРГ, Бельгии, Украины, Польши.
3. Теория центра эксплуатации (места осуществления хозяйственной деятельности) – юридическое лицо имеет национальность того государства, на чьей территории оно ведет свою основную деятельность. Данное коллизионное начало зафиксировано в праве Египта, Индии, Алжира и др.
4. Теория контроля – юридическое лицо имеет национальность государства, территории которого контролируется его деятельность (прежде всего посредством финансирования). Теория контроля представляет собой самый современный критерий определения национальности юридических лиц. Эта теория закреплена в Вашингтонской конвенции 1965 г. О порядке разрешения инвестиционных споров, в договоре 1994 г. К Энергетической хартии.
Различное определение национальной принадлежности юридических лиц порождает проблемы “двойной национальности”, двойного налогообложения (или наоборот отсутствия налогового домицилия компании), невозможности признать компанию банкротом или наложить арест на ее уставной капитал. Например: юридическое лицо, зарегистрированное в России и осуществляющее основную производственную деятельность в Алжире, будет иметь двойную национальность: по алжирскому законодательству такая компания считается лицом алжирского права, а по российскому – российским лицом. Для обоих государств такое юридическое лицо считается “отечественным”, следовательно, и налоговым резидентом.
В итоге возникает проблема двойного налогообложения. Если же компания зарегистрирована в Алжире, а место ее основной деятельности - России, то данное юридическое лицо с точки зрения Алжира подчиняется российскому праву, а с точки зрения России – алжирскому. В подобном случае компания является “иностранной” для обоих государств и, соответственно, не имеет налогового домицилия. В целях устранения подобных проблем современная судебная практика и законодательство большинства государств идут по пути определения национальной принадлежности юридических лиц при помощи комплексных критериев, совмещение нескольких коллизионных начал, установления “цепочки” коллизионных норм.
Попытка установления единообразного статуса иностранных лиц предпринимаются и на международном уровне: Гаагская конвенция 1956 г. О признании прав юридического лица за иностранными компаниями, ассоциациями, учреждениями; Конвенция Европейского союза 1986 г. О признании негосударственных организаций; определение правоспособности юридических лиц по Конвенции 1993 г. О правовой помощи стран СНГ; определение режима юридических лиц в международных торговых договорах.
Деятельность иностранных юридических лиц в РФ регулируется национальных российским законодательством и международными договорами РФ. В качестве критерия определения национальности иностранных юридических лиц применяется только теория инкорпорации (п.1 ст.1202 ГК). Положения гражданского законодательства применяются и к иностранным юр. лицам на территории РФ (ст.2 ГК) Такие лица на основе взаимности пользуются в РФ принципом национального режима или принципом наибольшего благоприятствования (смотри вопрос №15).
Иностранные юр. лица вправе создавать на территории РФ свои филиалы и представительства. Если на территории РФ создается юридическое лицо с иностранным участием, то к договору о создании такого лица применяется право страны, в которой данная компания будет зарегистрирована (ст. 1214 ГК). Иностранные юр. лица могут быть зарегистрированы на территории РФ в форме коммерческих и некоммерческих организаций, хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, ОАО и ОО.
26. Личный закон юридического лица: понятие, критерии определения, сфера применения. Национальность юридических лиц в мчп. Личный закон юридического лица
Юридические лица, участвующие в отношениях, регулируемых международным частным правом, как и физические лица, всегда имеют национальность какого-либо государства, обусловленную более тесной связью с ним. Привязка «личный закон» позволяет определить национальность юридических лиц и отделить отечественных юридических лиц от иностранных. В Голландии, Польше, России, Беларуси национальность юридического лица определяется по месту учреждения, в Германии, Франции, Бельгии, Испании – по месту оседлости, под которым понимается место нахождения штаб-квартиры (или административного центра).
Эти привязки позволяют выбрать применимое право, которое регулирует внутренние вопросы юридического лица. Перечень вопросов, определяемый применимым правом на основе привязки «личный закон», содержится в ст. 1202 ГК РФ. Ее положения предусматривают, что на основе личного закона юридического лица определяются:статус организации в качестве юридического лица; организационно-правовая форма; требования к наименованию; вопросы создания, реорганизации и ликвидации, в том числе вопросы правопреемства; содержание правоспособности; порядок приобретения гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей, однако по российскому праву право по месту учреждения не применяется, когда юридическое лицо ссылается на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении; внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками; способность отвечать по своим обязательствам.
Национальность юридических лиц может определяться и по другим привязкам. Применительно к юридическим лицам возникают разные вопросы: допуск к осуществлению тех или иных видов деятельности, налогообложение, охрана прав интеллектуальной собственности, заключение внешнеэкономических сделок, участие в инвестиционных отношениях. Правовое регулирование этих проблем во многом определяется отнесением лица к отечественному или иностранному.
Например, для распространения на юридическое лицо-инвестора определенного режима инвестиционной деятельности, предоставления гарантий и льгот очень важно бывает решить вопрос о его национальности. В этих целях может использоваться критерий контроля,когда национальность определяется по национальности учредителей.
Другой пример. Налоговое, таможенное, банковское, валютное законодательство и законодательство по вопросам внешнеэкономической деятельности оперируют терминами«резидент/нерезидент». Отнесение лиц к одной из этих категорий осуществляется в зависимости от того, где они созданы и имеют местопребывание.
Статья 1202. Личный закон юридического лица
1. Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.
2. На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:
1) статус организации в качестве юридического лица;
2) организационно-правовая форма юридического лица;
3) требования к наименованию юридического лица;
4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;
5) содержание правоспособности юридического лица;
6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;
8) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.
3. Юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении.
2. Юридические лица в МЧП - Международное частное право - Конспект лекций
2. Юридические лица в МЧП
Юридические лица как субъекты МЧП подразделяются на две базовые категории:
1) национальные юридические лица:
• отечественные юридические лица;
• иностранные юридические лица;
2) международные юридические лица.
Под национальностью юридического лица понимается его принадлежность к определенному государству. Определение национальности юридического лица необходимо, во-первых, для выяснения вопроса, является ли оно отечественным или иностранным субъектом права; во-вторых, для установления его личного статута, отвечающего на вопросы о статусе данного образования— является ли оно юридическим лицом, каков порядок его возникновения и прекращения, объем правоспособности, организационная структура и пр.
Законодательство Украины устанавливает различные критерии для определения иностранного юридического лица в отдельных сферах правового регулирования.
В качестве общего критерия определения национальности юридических лиц в отечественном праве применяется критерий места учреждения. ГК Украины закрепляет, что правоспособность иностранных предприятий и организаций при заключении сделок по внешней торговле и по связанным с ней расчетным, страховым и иным операциям определяется по закону страны, где учреждены предприятие или организация. Таким образом, личным законом юридических лиц является закон страны, в которой они были учреждены.
Сегодня вопрос о признании иностранных юридических лиц может решаться как во внутреннем праве, так и в международных договорах. Общепризнанным принципом МЧП является, автоматическое и безусловное признание иностранных юридических лиц. Юридическое лицо, получившее статус субъекта права по законам одного государства, признается в качестве иностранного субъекта права на территории иного государства.
Иностранные юридические лица подтверждают свой статус выпиской из торгового, банковского или судебного реестра того государства, в котором было создано юридическое лицо и правопорядок которого наделяет его гражданской правосубъектностью, а также учредительными документами, заверенными в установленном порядке. Если иное не установлено международным договором; данные документы должны быть легализованы и переведены на язык той страны, где предполагается их использование.
Правовой статус иностранного юридического лица определяется:
1) личным законом (статусом) юридического лица (законом страны его государственной принадлежности);
2) законом государства, на территории которого осуществляется деятельность юридического лица.
Международными юридическими лицами являются:
1) юридические лица, созданные непосредственно международным договором или на основании национального закона, принятого в соответствии с международным договором, учредителями которых выступают государства или иные суверенные субъекты прав;
2) юридические лица, созданные и осуществляющие свою деятельность в соответствии с нормами международных договоров, учредителями которых выступают субъекты частного права (европейская компания, европейское объединение с общей экономической целью и др.). Такие юридические лица не имеют национальности, их личным статутом является международный правопорядок.
Правовой режим деятельности иностранных юридических лиц на территории Украины определяется внутренним законодательством и международными договорами Украины и зависит от правовых характеристик самого юридического лица (международное или иностранное юридическое лицо, юридическое лицо публичного или частного права, коммерческая или некоммерческая организация и пр.) и вида осуществляемой им деятельности (хозяйственная, в том числе предпринимательская, инвестиционная, благотворительная, религиозная и др.).
В отношении иностранных юридических лиц могут действовать следующие виды режимов:
• национальный (всегда имеются существенные исключения);
• наибольшего благоприятствования;
• недискриминации;
• специальный.
Правовое регулирование деятельности иностранных юридических лиц осуществляется:
- в отношении хозяйственной деятельности — Хозяйственный кодекс, «О внешнеэкономической деятельности», «О режиме иностранного инвестирования», «О соглашениях о разделе продукции», «О концессиях» и др.;
- в отношении иной деятельности — законами «Об объединениях граждан», «О благотворительности и благотворительной деятельности», «О свободе совести и религиозных организациях» и иными законодательными актами — в зависимости от правового статуса самого юридического Лица и содержания его деятельности.
Особую группу составляют нормы налогового права Украины, определяющие порядок налогообложения иностранных юридических лиц (Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий», двусторонние конвенции и соглашения об избежании двойного налогообложения).
Представительства иностранных юридических лиц в Украине могут быть подразделены на четыре основные группы, различающиеся по процедуре регистрации и правовому статусу:
1. Представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности — это учреждение или лицо, представляющее интересы иностранного субъекта хозяйственной, деятельности в Украине и имеющее на это должным образом оформленные соответствующие полномочия. Представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности не является юридическим лицом и не занимается самостоятельной коммерческой деятельностью, во всех случаях оно действует от имени и по поручению иностранного субъекта хозяйственной деятельности.
2. Постоянное представительство нерезидента в Украине - постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется хозяйственная деятельность нерезидента на территории Украины. К постоянным представительствам, в частности, относятся: место управления, филиал, офис, завод, фабрика, мастерская, шахта, нефтяная или газовая скважина, карьер или иное место разведки или добычи полезных ископаемых. Термин «представительство» в данном случае используется для обозначения постоянного присутствия иностранного юридического лица в национальной экономике, осуществление им на территории Украины хозяйственной деятельности, доходы от которой облагаются налогами по законодательству Украины.
3. Филиалы, отделения, представительства и иные структурные ячейки общественных (неправительственных) организаций иностранных государств в Украине.
4. Представительства международных межправительственных организаций. Открываются и действуют на территории Украины на основании международных соглашений Украины с соответствующими международными организациями. Обладают иммунитетами и привилегиями, присущими данным международным организациям как суверенным субъектам международного публичного права.
В МЧП выделяются два типа международных организаций:
1. международные межгосударственные (межправительственные) организации (ММО) — создаются на основании международного договора, участниками которого и, соответственно, членами данных организаций выступают государства или другие суверенные субъекты международного публичного права;
2. международные неправительственные организации (MHO) — создаются на основании норм национального права определенного государства и их участниками (членами) являются субъекты частного права (национальные физические и юридические лица).
12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15