Отличие вынужденного переселенца от беженца
Статус беженцев и вынужденных переселенцев и их отличия
Следует отличать беженцев от вынужденных переселенцев, так как в законодательстве их положение имеет ряд отличий. О том, что входит в статус вынужденных переселенцев и что отличает их от беженцев – далее в статье.
Особенности статуса вынужденного переселенца
Вынужденным переселенцем становится гражданин РФ, покинувший свое место жительства по причине того, что по отношению к нему или членам его семьи было совершено насилие по политическим, религиозным или иным убеждениям, а также угнетаемым по расовому, половому, национальному или иному признаку. Имеет более широкий комплекс прав по сравнению с беженцем, так как переселенец обязательно должен являться гражданином РФ. Основная характеристика:
- Выдача государством пособия.
- Предоставление медицинских услуг на бесплатной основе.
- Выдается на срок до пяти лет.
- На первых порах вынужденный переселенец имеет право быть размещенным в центре временного пребывания, где обеспечивается питанием и коммунальным обеспечением. Плата за эти услуги не предусматривается.
- Государство предоставляет вынужденному переселенцу полную социальную защиту, дает право на трудоустройство без наличия соответствующего разрешения.
- Гражданин обязан не нарушать установленные правила в центре временного размещения.
- При смене места проживания – лицо обязано уведомить отделение ФМС по месту жительства.
- Статус должен ежегодно продлеваться.
Не признаются вынужденными переселенцами лица, совершившие тяжкое преступление. Также не получают данный статус люди, покинувшие место своего жительства в связи с экономическим положением региона или стихийными бедствиями. Срок обращения за получением данного статуса – один год.
Особенности статуса беженца
Беженцем принято считать не являющегося гражданином РФ лицо, ставшее жертвой преследования по политическим, религиозным или иным убеждениям, а также угнетаемым по расовому, половому, национальному или иному признаку. Для получения этого статуса не обязательно даже быть жертвой – достаточно лишь опасаться потенциальной угрозы этого. Основная характеристика:
- Данный статус дает все основания на официальное проживание в России.
- Выдается на срок до трех лет.
- Дает право на получение лекарств и оказание своевременно медицинской помощи.
- На первых порах беженец бесплатно размещается в центре временного пребывания, где обеспечивается питанием и коммунальным обеспечением.
- Государство предоставляет беженцу полную социальную защиту, дает право на трудоустройство без наличия соответствующего разрешения.
Если у вас до сих пор возникают трудности с определением различий, вы не знаете, на оформление какого статуса нужно подавать документы – пишите юристу нашей компании, он оперативно вам поможет.
Статус беженцев и вынужденных переселенцев в 2019 году
Определение беженцев и вынужденных переселенцев различается только в отношении субъекта: первые, в отличие от вторых, не являются гражданами Российской Федерации (РФ). Причины, по которым состоялось перемещение объекта на иную территорию, одинаковы – это либо опасение, риск подвергнуться враждебным кампаниям либо уже совершенное в отношении личности преступное действие. Официально присвоенный перемещенным лицам правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев позволяет получить некоторые выгоды согласно Федеральным законам (ФЗ) 4528-І и 4530-І.
Обзор причин переселения
Причинами переселения людей – перемещения их с одного места жительства на другое – могут быть реальные риски подвергнуться притеснению по социальным признакам:
- расовой либо национальной принадлежности;
- вероисповеданию;
- языку;
- политическим убеждениям;
- принадлежности к определенной социальной группе.
Миграционный процесс, как массовое явление, подлежащее статистическому учету, кроме социальных и политических, может быть вызван причинами природного, экономического, военного либо иного характера.
Ознакомьтесь подробнее с особенностями процесса переселение.
В отношении мигрантов тщательно разработана нормативно-правовая база – как в международном, так и в российском законодательстве.
Права лиц, получивших статус переселенца в Российской Федерации
После того как перемещенное лицо оформит ходатайство на получение статуса вынужденного переселенца, а органы Главного управления по вопросам миграции (ГУВМ) МВД РФ его зарегистрируют, ему по закону предоставляются определенные права.
Что дает статус вынужденного переселенца:
- Право получить единоразовое денежное пособие; размер его определяет Правительство РФ, но сумма не должна быть меньше ста рублей.
- Получить направление на проживание в центре для вынужденных переселенцев, если перемещенному лицу негде жить.
- Право получить компенсацию проезда от места регистрации ходатайства до места временного проживания. Условие справедливо для малоимущих семей или лиц, иным переселенцам государство только содействует в обеспечении проезда или провоза багажа.
- Право жить в центре временного проживания, получать питание, пользоваться коммунальными услугами.
- Право получать медпомощь и лекарственные препараты в медицинских учреждениях.
Конституционное право России рассматривает вынужденного переселенца как гражданина РФ (либо иностранца или лицо без гражданства, но проживающего на законных основаниях в России), вынужденного покинуть место своего жительства и прибыть на иную территориальную единицу Федерации. Определение «беженец» можно применить к лицу, прибывшему на территорию России из другой страны и не являющемуся гражданином РФ.
Основы конституционно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ, то есть совокупность прав и обязанностей этих лиц сходны. В течение трех месяцев после подтверждения своего положения переселенцы имеют право:
- выбрать место для постоянного места жительства из числа предложенных ГУВМ МВД;
- приобрести российское гражданство на льготных условиях;
- рассчитывать на всестороннюю помощь со стороны органов власти.
Вынужденные переселенцы также могут потребовать ссуду на строительство или приобретение жилья в РФ, причем государство должно предоставить долговременный и беспроцентный заем.
Административно-правовое положение беженцев, вынужденных переселенцев и перемещенных лиц в Российской Федерации – это система прав и обязанностей, свобод и гарантий, которые предоставляются вышеперечисленным объектам российским государством. Важными элементами административно-правового статуса этой категории населения РФ являются гражданство, право- и дееспособность. Причем согласно административно-правовому статусу беженцев и вынужденных переселенцев последние имеют более широкие правоспособности.
Читайте больше подробностей о статусе вынужденных переселенцев.
Отличия статуса беженца от статуса вынужденного переселенца
Несмотря на то что порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их обязанности и права сходны, отличия все же существуют.
Официально зарегистрированным беженцам предоставлены основные права российских граждан:
- принимать участие в общественной деятельности;
- работать по найму;
- осуществлять предпринимательскую деятельность без специального разрешения;
- получать соцобеспечение и защиту (для льготных категорий).
Недвижимостью беженцы могут владеть только на тех условиях, что и другие иностранцы: повышенное налогообложение, запрет на приобретение жилья в определенных районах, перечень которых содержится в постановлении Правительства РФ № 508 от 05.07.01.
На беженцев не распространяются следующие преимущества вынужденных переселенцев:
- выделение безвозмездных субсидий для строительства или приобретения жилья;
- стипендии при обучении профессии либо переобучении;
- содействие при переводе детей в российские вузы;
- включение в списки на получение жилплощади.
При подтверждении статуса беженца или переселенца компетентный орган выдает свидетельство, по истечении срока действия которого нужно покинуть страну либо продлевать действие документа.
Процедура получения свидетельства пошагово
Получение статуса переселенца в России возможно только на территории государства, тогда как беженец может получить правовой статус даже до пересечения границы РФ. Для этого уполномоченным представителем будущего беженца подается письменное ходатайство, заполненное по форме и исключительно на русском языке.
Куда обращаться для получения статуса беженца или вынужденного переселенца
Для получения свидетельства о статусе беженца или переселенца необходимо обратиться в территориальный орган ГУВМ МВД России. Сделать это можно в ближайшем для прибывшего лица городе Федерации, где создано отделение службы по вопросам миграции – это столицы республик в составе РФ, краевые и областные центры, некоторые районные центры и крупные города, в которые прибывает большое количество мигрантов.
У беженцев есть дополнительная возможность подать ходатайство в:
- дипломатическое представительство или консульское учреждение, если лицо пока находится за пределами России;
- пограничный орган ФСБ – при законном либо вынужденном пересечении границы РФ.
Инструкция по получению статуса
Пошаговая инструкция, как получить статус вынужденного переселенца:
- Подать в территориальный орган ГУВМ ходатайство на бланке, который можно заранее скачать с сайта управления.
- В ходатайстве обосновать необходимость получения статуса.
- Подписать бланк.
В течение 3 месяцев со дня подачи ходатайства должно быть вынесено решение о присвоении гражданину РФ статуса вынужденного переселенца.
Документы для получения свидетельства
Отличия процедуры получения правового статуса для беженцев и вынужденных переселенцев еще и в том, что в первом случае принимается только письменное ходатайство, а во втором возможна подача электронного документа.
Лицо, претендующее на статус вынужденного переселенца, должно приложить к ходатайству такие документы:
К пакету документов прилагают 2 фото заявителя и по 2 фото каждого члена семьи, достигших 18 лет.
Приглашение для получения статуса переселенца потребуется только для желающих участвовать в Программе РФ по содействию переселению соотечественников, проживающих за рубежом (Указ Президента России от 22.06.06).
Что касается вынужденных перемещенных лиц, им, кроме заполненного ходатайства, понадобятся и другие документы, но приглашение от гражданина РФ в их число не входит.
Претендующий на статус беженца подает только ходатайство.
Особенности процедуры оформления заявки
Заявка или ходатайство, которое заполняет перемещенное лицо, состоит из 23 пунктов. При его заполнении нужно детально описать все причины, по которым заявитель вынужден был покинуть постоянное место жительства. При наличии документов, подтверждающих эти причины, их ксерокопии также прилагаются.
При принятии решения экспертная комиссия рассматривает и проверяет анкетные данные перемещенного лица, при необходимости проводит индивидуальные собеседования или проверки для подтверждения предоставленной информации.
Сколько нужно заплатить за получение статуса
За оформление ходатайства для получения статуса беженца или вынужденного переселенца в РФ госпошлина не предусмотрен. Процедуры подачи ходатайства,продления удостоверения, обжалования в случае отказа полностью бесплатны. Единственное, на что, может быть, придется потратиться – распечатка бланка заявки.
Срок действия статуса беженца и вынужденного переселенца
Для беженцев и переселенцев различается срок действия подтвержденного правового статуса:
- вынужденным переселенцам статус выдается сроком на 5 лет, в дальнейшем при необходимости документ продлевается ежегодно, если для этого есть основания;
- для беженцев срок действия статуса Законом не утвержден, сказано лишь, что удостоверение подтверждает личность субъекта и действует на всей территории РФ.
Основание и документы для продления статуса
Основаниями для продления статуса вынужденного переселенца, как указывают изменения к Закону (ФЗ-467 от 30.12.15), является отсутствие собственного жилья у заявителя, обусловленное различными причинами, в частности, непредоставлением соцвыплат, помощи, ссуды или субсидии от государства. Для продления статуса в орган ГУВМ нужно принести:
- 2 заявления – о просьбе продления и согласии на обработку персональных данных;
- паспорт или другой удостоверяющий личность документ;
- само удостоверение переселенца.
В случае с беженцами, информация довольно противоречива: часто указывают срок действия свидетельства – 3 года, с возможностью ежегодного либо единоразового его продления. Закон же четко не прописывает длительность действия и возможности продления документа, конкретно указывая лишь пункты, при которых статус беженца может быть утрачен.
Возможные проблемы переселенцев
У тех, кто получает статус вынужденного переселенца, нередки трудности как правового, так и бытового характера. Перемещенные лица сталкиваются с отказом в предоставлении или продлении им правового статуса, однако даже при получении удостоверения переселенца, сложности не заканчиваются.
Часто даже предусмотренные Законом правовые акты не подкрепляются материально. При этом, сталкиваясь еще и с бюрократией, негативным отношением окружающих, переселенцы ощущают себя ненужными, бесполезными, уязвимыми. Такое состояние лишь приумножает и без того пессимистичный настрой мигрантов.
Основания для отказа в получении статуса беженца или переселенца
Причины, по которым претендующему на статус беженца или вынужденного переселенца может быть отказано в получении удостоверения, прописаны в федерально законе.
Среди оснований для отказа в получении статуса можно отметить следующие:
- лицо проходит обвиняемым по уголовному делу в РФ;
- лицо является гражданином иной страны, кроме той, где преследуется;
- экономические причины, голод, эпидемии, природные или антропогенные ЧС;
- наличие причин (например, официальный брак), позволяющих получить разрешение на ПМЖ в РФ;
- предъявление фальшивых документов, предоставление ложных сведений;
- если лицо не обратилось в ГУВМ с ходатайством в течение года с момента переезда или месяца после получения гражданства на основании статуса беженца (для вынужденных переселенцев) или в течение суток после пересечения границы (для беженцев).
Причины утраты статуса переселенца
Даже после получения статуса переселенца есть вероятность его утраты. К таким случаям относят:
- прекращение российского гражданства;
- выезд на ПМЖ на территорию другого государства;
- истечение срока действия статуса без продления;
- отсутствует или переклеена фотография;
- есть исправления в удостоверении или не предусмотренные законодательством записи.
При утере документа, удостоверяющего статус вынужденного переселенца, нужно сообщить об этом в подразделение ГУВМ и написать заявление на выдачу нового.
Последствия лишения статуса
Если лишение статуса произошло из-за сообщения мигрантом ложных сведений, предъявления ненастоящих документов, он должен возместить средства, предоставленные ему государством.
Основание, связанное с истечением срока действия документа, сохраняет право бывшего переселенца на получение возмещения за утраченное им имущество.
В любом случае лицо, утратившее статус переселенца освобождает предоставленное ему временное жилье, а в некоторых случаях может подать обжалование на вынесенное решение.
Беженцы и вынужденные переселенцы: Видео
Похожие статьи
В Баку прошла ярмарка труда для беженцев и вынужденных переселенцев
Фридланд 2018. Район с беженцами. Прогулка по лагерю.
Новое в регистрации вынужденных переселенцев
Права переселенцев.
Чем отличается правовой статус беженцев от статуса вынужденных переселенцев
На территории РФ постоянно находится около 20 тыс. беженцев и около 600 тыс. вынужденных переселенцев. Многие не знают, чем отличается беженец от вынужденного переселенца, поэтому отождествляют данные понятия, что ошибочно. На самом деле указанные категории лиц имеют множество кардинальных отличий, не позволяющих уравнивать их в правовом положении. Такие отличия, в частности, касаются оснований для предоставления статуса, гражданства, срока действия статуса и множества других аспектов.
Кто такие беженцы
Согласно ст. 1 ФЗ «О беженцах», ими признаются иностранцы и апатриды, которые в силу обоснованных опасений стать жертвой расовых, религиозных, национальных, гражданских, этнических и иных преследований вынуждены были покинуть страну своей гражданской принадлежности или проживания, и не могут или не желают воспользоваться ее защитой.
Статус беженца не присваивается по умолчанию: для его получения субъекту необходимо обратиться с ходатайством в дипломатические представительства РФ, пограничные или миграционные органы.
Лишь по результатам рассмотрения ходатайства в УВМ МВД и прохождения субъектом ряда предусмотренных законом процедур, в частности, медосмотра, дактилоскопической регистрации, фотографирования, анкетирования и собеседования, может быть предоставлен указанный статус.
Лицо, признанное беженцем, согласно ст. 8 ФЗ “О беженцах”, наделяется широким спектром прав, во многом приравнивающих его к гражданам России.
Кто такие вынужденные переселенцы
Согласно ст. 1 ФЗ «О вынужденных переселенцах», таковыми законодатель признает граждан РФ, которые покинули свое место жительства вследствие насилия или преследования на расовой, национальной, этнической, языковой, религиозной и иной почве, что стало почвой для массовых беспорядков и проведения враждебных кампаний. При этом вынужденными переселенцами признаются россияне, которые покинули место своего проживания не только внутри страны или внутри субъекта федерации, но и за рубежом, переселившись после этого на территорию РФ.
Указанный статус не присваивается автоматически: для его получения субъекту необходимо обратиться в миграционные органы с соответствующим ходатайством. К ходатайству прикладывается перечень документов, указанных в ч. 1.1 ст. 3 ФЗ «О вынужденных переселенцах».
При положительном результате рассмотрения лицо и члены его семьи признаются вынужденными переселенцами, им предоставляются установленные законом гарантии и права в соответствии со статусом.
Предлагаем узнать больше о том, как получить статус вынужденного переселенца.
Отличия
Как мы уже сказали, правовые статусы указанных субъектов существенно отличаются. Данные отличия касаются гражданства лиц, которые имеют на него право, порядка его получения, срока действия статуса, прав, которые такой статус предоставляет, пакета необходимых документов и множества других аспектов. Для полного их понимания рассмотрим основные отличия подробнее.
Гражданство
Так, главное отличие вынужденного переселенца от беженца заключается в гражданстве лица, которого претендует на статус. Согласно ФЗ «О беженцах», правовой статус беженца в России может получить иностранный гражданин или лицо без гражданства – россиянин на территории РФ стать таковым не может.
В то же время, согласно положениям ФЗ «О вынужденных переселенцах», данный статус может быть присвоен лишь гражданам РФ, которые прибыли в Россию из других стран или переселились в рамках субъекта федерации или государства – иностранцы и апатриды на такой статус претендовать не могут.
Указанное отличие влияет и на спектр прав, которыми наделяются владельцы статуса. Так, если беженцам предоставляется ограниченный спектр прав, указанных в законе, и лишь некоторые из которых приравнены к правам россиян, то вынужденные переселенцы уже обладают спектром прав граждан РФ, к которым им ст. 6 ФЗ «О вынужденных переселенцах» предоставляются дополнительные.
Процедура получения
Несмотря на внешнюю схожесть и необходимость ходатайствования о предоставлении статуса как от беженцев, так и от вынужденных переселенцев, имеется множество процедурных отличий. Так, первые обязаны обращаться с прошением о предоставлении статуса лично или через представителя в случае, если сделать это самостоятельно им не позволяет здоровье. Вынужденные переселенцы, в свою очередь, могут подать ходатайство не только лично, но и направить по почте или же обратиться через портал Госуслуги.
Отличаются и процедуры, которые необходимо пройти кандидатам. Так, если переселенцам достаточно лишь направить ходатайство и представить установленный законом пакет документов, то потенциальным беженцам придется вместе с этим пройти медицинское освидетельствование, дактилоскопическую регистрацию, анкетирование, индивидуальное собеседование и ряд других обязательных процедур. Кроме того, ходатайства от последних предусматривают более тщательное рассмотрение и изучение причин и обстоятельств, которые послужили мотивами для направления ходатайства.
Срок действия статуса
Разница между беженцем и вынужденным переселенцам заключается и в сроке действия статуса. Так, для беженцев правовое положение предоставляется бессрочно с необходимостью переучета каждые полтора года. Статус вынужденного переселенца предоставляется на срок в 5 лет с возможностью продления по заявлению его обладателя при наличии на то оснований, указанных в законе.
Необходимые документы
Тем, кто претендует на статус беженца, достаточно представить при подаче ходатайства лишь документ, удостоверяющий его личность. Все остальные документы, подтверждающие указанные им сведения и мотивы, подаются лишь по инициативе лица.
Переселенцам вместе с ходатайством необходимо представить документы, удостоверяющие личность, свидетельство о рождении (для малолетних членов семьи), свидетельство о заключении брака для лиц, состоящих в нем, по 2 фотографии на каждого из членов семьи и документы, подтверждающие их родственные отношения.
Выплаты
Как беженцы, так и временные переселенцы до рассмотрения их ходатайства по существу и предоставления правового статуса имеют право на единовременные денежные выплаты. Несмотря на то, что право на них гарантируется разными нормативными актами (переселенцам – постановление Правительства РФ № 724 от 16.06.97, беженцам – постановление Правительства РФ № 484 от 23.05.98), их размер идентичен.
Размер обычной выплаты составляет 100 рублей на каждого члена семьи, размер выплаты для малоимущих – 150 рублей.
При этом вынужденные переселенцы – по российскому гражданству, а иностранцы – в результате беженства, имеют право на пенсионное обеспечение и иные социальные выплаты, положенные в силу социального статуса (по утере кормильца, по инвалидности и прочие).
Общее у обеих категорий
Несмотря на ряд весьма существенных отличий, указанные категории скрывающихся от преследования лиц имеют больше общего.
- Так, и беженцы, и вынужденные переселенцы в РФ являются лицами, которые вынуждены покинуть место проживания по не зависящим от них причинам.
- Все они обязаны проходить процедуру официального признания, которая в обоих случаях занимает до 3 месяцев.
- Для получения указанных статусов применяются практически идентичные основания, заключающиеся в угрозе жизни и преследовании по расовым, национальным, религиозным и иным мотивам.
- Похожи основания, по которым может быть отказано в предоставлении статуса.
- Практически идентичный объем прав предоставляется обеим категориям субъектов и в части социального обеспечения: всем им может быть предоставлено жилье для временного поселения, содействие в проезде и провозе багажа, получении питания, коммунальных и иных услуг, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
Трудоустройство беженцев
В число прав, гарантированных беженцам ст. 8 ФЗ «О беженцах», входит право на содействие в трудоустройстве и работу по найму наравне с россиянами. В контексте пп. 11 п. 4 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ» это означает, что беженцы в силу своего специального гуманитарного статуса могут становиться на учет в центры занятости и получать там работу, а также трудоустраиваться на работу на таких же правах, что и граждане России, то есть без получения какого-либо специального разрешения для работы или приобретения патента.
При трудоустройстве такое лицо вместо паспорта предъявляет удостоверение беженца. Что касается документов об образовании и квалификации, то они подлежат легализации, если такая легализация не отменена двусторонним международным договором.
Прочитайте подробнее об особенностях трудоустройства и самых популярных видов работ для беженцев.
Также при необходимости более подробного изучения порядка получения работы в России гражданами других стран рекомендуем узнать детальнее о трудоустройстве иностранцев в РФ.
Самые простые способы получения российского гражданства: Видео
Отличие беженца от вынужденного переселенца
Содержание
Введение
1. Понятие «беженец» и «вынужденный переселенец»
2. Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем)
3. Права и обязанности лица, признанного беженцем
4. Утрата статуса беженца или вынужденного переселенца
Заключение
Использованная литература
Введение
Мигрант — такой же человек, как все россияне и, следовательно, на него распространяются положения Конституции РФ и других законов страны. Однако, некоторые из правовых актов непосредственно посвящены вынужденным мигрантам.
Разделение мигрантов на беженцев и вынужденных переселенцев происходит прежде всего по принципу гражданства: вынужденный переселенец — это гражданин России, а беженец — нет.
Замысел законодателей состоял в том, чтобы каким-то образом отделить мигрантов — граждан недавно единого государства от беженцев-иностранцев. Предполагалось, что в соответствии с Законом о гражданстве РФ приезжающие в Россию соотечественники быстро и легко примут российское гражданство, что даст им право получить статус вынужденного переселенца. Мигранты же из дальних стран, не имея российского гражданства, смогут претендовать только на статус беженца.
Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политического инакомыслия находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может воспользоваться защитой своей страны (боится) или же лицо, которое не имеет определенного гражданства и находится вне страны своего прежнего места жительства, покинув его в результате преследований и не может (не желает) вернуться домой вследствие опасений за свою жизнь и безопасность своей семьи (ст. 1Закона РФ «О беженцах»).
Таким образом, беженцем может быть признан человек, который только что приехал в нашу страну по указанным выше обстоятельствам, или тот, кого эти обстоятельства застали уже на территории России (так называемые беженцы на месте).
Вынужденный переселенец — гражданин российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка, а также гражданин иностранного государства, покинувший место жительства на территории РФ по обстоятельствам, указанным выше (ст. 1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах»).
Понятие «вынужденный переселенец» отличается от понятия «беженец» еще и тем, что к первым относятся жертвы не только дискриминации и преследований, но и массовых беспорядков в покинутых ими регионах, поэтому статус вынужденных переселенцев получают, например, жители Чеченской Республики, покинувшие ее в период военных действий, независимо от того, подвергались ли они лично национальной, политической или иной дискриминации.
2. Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем)
Беженцами (вынужденными переселенцами) люди становятся не в силу официального признания, а признаются таковыми (получают статус) именно потому, что реально являются беженцами (вынужденными переселенцами). Это специально оговаривается в Руководстве по процедурам и критериям определения статуса беженца УВКБ ООН (Женева, 1992 г.). Таким образом, признанию и предоставлению статуса всегда предшествует то грустное обстоятельство, что человек уже фактически превратился в беженца (вынужденного переселенца). Вся дальнейшая процедура признания и предоставления ему статуса есть лишь юридическое подтверждение объективного факта.
Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем) предусматривает:
1) обращение с ходатайством о признании беженцем (вынужденным переселенцем);
2) предварительное рассмотрение ходатайства;
3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее — свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
5) рассмотрение ходатайства по существу;
6) принятие решения о признании беженцем (вынужденным переселенцем) либо об отказе в признании беженцем (вынужденным переселенцем);
7) выдачу удостоверения либо уведомления об отказе.
Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем (вынужденным переселенцем) либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем (вынужденным переселенцем) принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.
Лицо, ходатайствующее о признании беженцем (вынужденным переселенцем) и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства.
Признание беженцами (вынужденным переселенцем) лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств.
В случае отсутствия обстоятельств в отношении одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, в целях обеспечения воссоединения семьи данный член семьи с его согласия также признается беженцем (вынужденным переселенцем).
Признание беженцем (вынужденным переселенцем) лица, не достигшего возраста восемнадцати лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом интересов лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации после получения сведений о родителях или об опекунах данного лица.
Разница статуса вынужденного переселенца в сравнении с беженцем заключается в том, что беженцы в отличие от вынужденных переселенцев могут владеть недвижимой собственностью лишь на тех условиях, что и прочие иностранцы. Местные власти обязаны включать в списки на получение жилья вынужденных переселенцев, а беженцев — нет. Нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам России, в том числе вынужденным переселенцам, должны выделяться безвозмездные субсидии для строительства или покупки жилья. На беженцев это не распространяется. Во время обучения профессии или переобучения вынужденным переселенцам предусматривается выплата стипендии, беженцам — нет. Государственные органы обязаны содействовать переводу детей вынужденных переселенцев — учащихся техникумов и студентов вузов в российские учебные заведения. О беженцах на эту тему в законе ничего не говорится.
studfiles.net
Вынужденный переселенец – это гражданин РФ, который покинул место своего постоянного жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Беженец – это лицо, которые не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Отличие беженцев и вынужденных переселенцев в РФ состоит в субъекте.
Статус вынужденных переселенцев или беженцев предоставляется компетентным органом на основании ходатайства заинтересованного лица и оформляется соответствующим свидетельством.
Вынужденные переселенцы не могут быть возвращены против их воли на территорию, которую покинули по обстоятельствам, при наличии которых предоставляется статус вынужденного переселенца, либо не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт.
Беженцам предоставлено право беспрепятственно выезжать и въезжать на территорию РФ на основании проездного документа беженца.
Лицам, получившим статус беженца или вынужденного переселенца, и членам их семей предоставляется широкий спектр прав, например право на услуги переводчика и информацию о правовом положении беженца в РФ, право на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания и т. д.
В свою очередь эти лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, на территории которых они находятся, пройти обязательное медицинское освидетельствование и т. д.
Статус беженца прекращается в случае, если лицо добровольно отказывается от этого статуса (если отпали соответствующие обстоятельства в стране его принадлежности или постоянного жительства, а также в случае, если это лицо получило в установленном порядке гражданство РФ либо воспользовалось защитой иного государства), либо в качестве меры ответственности за виновное поведение лица.
Основания лишения статуса беженца: 1) лицо осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ; 2) лицо предоставило заведомо ложные сведения и документы, послужившие основанием для признания его беженцем, либо допустило иное нарушение в порядке получения соответствующего статуса.
be5.biz
Кто такие беженцы
Согласно ст. 1 ФЗ «О беженцах», ими признаются иностранцы и апатриды, которые в силу обоснованных опасений стать жертвой расовых, религиозных, национальных, гражданских, этнических и иных преследований вынуждены были покинуть страну своей гражданской принадлежности или проживания, и не могут или не желают воспользоваться ее защитой.
Статус беженца не присваивается по умолчанию: для его получения субъекту необходимо обратиться с ходатайством в дипломатические представительства РФ, пограничные или миграционные органы.
Лишь по результатам рассмотрения ходатайства в УВМ МВД и прохождения субъектом ряда предусмотренных законом процедур, в частности, медосмотра, дактилоскопической регистрации, фотографирования, анкетирования и собеседования, может быть предоставлен указанный статус.
Лицо, признанное беженцем, согласно ст. 8 ФЗ “О беженцах”, наделяется широким спектром прав, во многом приравнивающих его к гражданам России.
Кто такие вынужденные переселенцы
Согласно ст. 1 ФЗ «О вынужденных переселенцах», таковыми законодатель признает граждан РФ, которые покинули свое место жительства вследствие насилия или преследования на расовой, национальной, этнической, языковой, религиозной и иной почве, что стало почвой для массовых беспорядков и проведения враждебных кампаний. При этом вынужденными переселенцами признаются россияне, которые покинули место своего проживания не только внутри страны или внутри субъекта федерации, но и за рубежом, переселившись после этого на территорию РФ.
Указанный статус не присваивается автоматически: для его получения субъекту необходимо обратиться в миграционные органы с соответствующим ходатайством. К ходатайству прикладывается перечень документов, указанных в ч. 1.1 ст. 3 ФЗ «О вынужденных переселенцах».
При положительном результате рассмотрения лицо и члены его семьи признаются вынужденными переселенцами, им предоставляются установленные законом гарантии и права в соответствии со статусом.
Предлагаем узнать больше о том, как получить статус вынужденного переселенца.
Отличия
Как мы уже сказали, правовые статусы указанных субъектов существенно отличаются. Данные отличия касаются гражданства лиц, которые имеют на него право, порядка его получения, срока действия статуса, прав, которые такой статус предоставляет, пакета необходимых документов и множества других аспектов. Для полного их понимания рассмотрим основные отличия подробнее.
Гражданство
Так, главное отличие вынужденного переселенца от беженца заключается в гражданстве лица, которого претендует на статус. Согласно ФЗ «О беженцах», правовой статус беженца в России может получить иностранный гражданин или лицо без гражданства – россиянин на территории РФ стать таковым не может.
В то же время, согласно положениям ФЗ «О вынужденных переселенцах», данный статус может быть присвоен лишь гражданам РФ, которые прибыли в Россию из других стран или переселились в рамках субъекта федерации или государства – иностранцы и апатриды на такой статус претендовать не могут.
Указанное отличие влияет и на спектр прав, которыми наделяются владельцы статуса. Так, если беженцам предоставляется ограниченный спектр прав, указанных в законе, и лишь некоторые из которых приравнены к правам россиян, то вынужденные переселенцы уже обладают спектром прав граждан РФ, к которым им ст. 6 ФЗ «О вынужденных переселенцах» предоставляются дополнительные.
Процедура получения
Несмотря на внешнюю схожесть и необходимость ходатайствования о предоставлении статуса как от беженцев, так и от вынужденных переселенцев, имеется множество процедурных отличий. Так, первые обязаны обращаться с прошением о предоставлении статуса лично или через представителя в случае, если сделать это самостоятельно им не позволяет здоровье. Вынужденные переселенцы, в свою очередь, могут подать ходатайство не только лично, но и направить по почте или же обратиться через портал Госуслуги.
Отличаются и процедуры, которые необходимо пройти кандидатам. Так, если переселенцам достаточно лишь направить ходатайство и представить установленный законом пакет документов, то потенциальным беженцам придется вместе с этим пройти медицинское освидетельствование, дактилоскопическую регистрацию, анкетирование, индивидуальное собеседование и ряд других обязательных процедур. Кроме того, ходатайства от последних предусматривают более тщательное рассмотрение и изучение причин и обстоятельств, которые послужили мотивами для направления ходатайства.
Срок действия статуса
Разница между беженцем и вынужденным переселенцам заключается и в сроке действия статуса. Так, для беженцев правовое положение предоставляется бессрочно с необходимостью переучета каждые полтора года. Статус вынужденного переселенца предоставляется на срок в 5 лет с возможностью продления по заявлению его обладателя при наличии на то оснований, указанных в законе.
Необходимые документы
Тем, кто претендует на статус беженца, достаточно представить при подаче ходатайства лишь документ, удостоверяющий его личность. Все остальные документы, подтверждающие указанные им сведения и мотивы, подаются лишь по инициативе лица.
Переселенцам вместе с ходатайством необходимо представить документы, удостоверяющие личность, свидетельство о рождении (для малолетних членов семьи), свидетельство о заключении брака для лиц, состоящих в нем, по 2 фотографии на каждого из членов семьи и документы, подтверждающие их родственные отношения.
Выплаты
Как беженцы, так и временные переселенцы до рассмотрения их ходатайства по существу и предоставления правового статуса имеют право на единовременные денежные выплаты. Несмотря на то, что право на них гарантируется разными нормативными актами (переселенцам – постановление Правительства РФ № 724 от 16.06.97, беженцам – постановление Правительства РФ № 484 от 23.05.98), их размер идентичен.
Размер обычной выплаты составляет 100 рублей на каждого члена семьи, размер выплаты для малоимущих – 150 рублей.
При этом вынужденные переселенцы – по российскому гражданству, а иностранцы – в результате беженства, имеют право на пенсионное обеспечение и иные социальные выплаты, положенные в силу социального статуса (по утере кормильца, по инвалидности и прочие).
Общее у обеих категорий
Несмотря на ряд весьма существенных отличий, указанные категории скрывающихся от преследования лиц имеют больше общего.
- Так, и беженцы, и вынужденные переселенцы в РФ являются лицами, которые вынуждены покинуть место проживания по не зависящим от них причинам.
- Все они обязаны проходить процедуру официального признания, которая в обоих случаях занимает до 3 месяцев.
- Для получения указанных статусов применяются практически идентичные основания, заключающиеся в угрозе жизни и преследовании по расовым, национальным, религиозным и иным мотивам.
- Похожи основания, по которым может быть отказано в предоставлении статуса.
- Практически идентичный объем прав предоставляется обеим категориям субъектов и в части социального обеспечения: всем им может быть предоставлено жилье для временного поселения, содействие в проезде и провозе багажа, получении питания, коммунальных и иных услуг, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
Трудоустройство беженцев
В число прав, гарантированных беженцам ст. 8 ФЗ «О беженцах», входит право на содействие в трудоустройстве и работу по найму наравне с россиянами. В контексте пп. 11 п. 4 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ» это означает, что беженцы в силу своего специального гуманитарного статуса могут становиться на учет в центры занятости и получать там работу, а также трудоустраиваться на работу на таких же правах, что и граждане России, то есть без получения какого-либо специального разрешения для работы или приобретения патента.
При трудоустройстве такое лицо вместо паспорта предъявляет удостоверение беженца. Что касается документов об образовании и квалификации, то они подлежат легализации, если такая легализация не отменена двусторонним международным договором.
Прочитайте подробнее об особенностях трудоустройства и самых популярных видов работ для беженцев.
Также при необходимости более подробного изучения порядка получения работы в России гражданами других стран рекомендуем узнать детальнее о трудоустройстве иностранцев в РФ.
100migrantov.ru
Кто такой беженец с точки зрения российских законов
Беженцем в России может стать иностранный гражданин или апатрид, у которого имеются опасения по поводу реальных угроз ему самому и членам его семьи в стране его принадлежности, вследствие чего он вынужден искать убежища на территории РФ и не хочет (не может) пользоваться защитой своего государства. Под угрозой может пониматься преследование по причине расовой, этнической, религиозной принадлежности.
Даже если имеется основание для того, чтобы получить статус беженца, сперва необходимо обратиться в миграционную службу (территориальное отделение ГУВМ МВД — бывшую ФМС) и подать ходатайство. В некоторых случаях прошение можно подать через дипломатическое представительство РФ на территории другой страны или в России, а также через пограничную службу — но в итоге ходатайство будет передано на рассмотрение Министерству внутренних дел.
Сотрудники ГУВМ МВД принимают ходатайство (если заявитель не знает русский язык, ему предоставляется переводчик), проводят индивидуальное собеседование, заполняют опросный лист и анкету, делают фотографии иностранца, проводят процедуру дактилоскопии (снятия отпечатков пальцев), проверяют документы и результаты медицинского осмотра. И только после проведения указанного перечня процедур принимается решение о дальнейшем рассмотрении ходатайства (рассмотрению по существу). При этом иностранное лицо получает справку о приеме у него документов — с этого момента он может пользоваться привилегиями беженцев, включая проживание в центре временного размещения.
Кто признается вынужденным переселенцем на территории России
Вынужденным переселенцем может быть признан гражданин России, которому пришлось выехать с места постоянного проживания (из российского региона или из-за рубежа — главное, чтобы переезд был осуществлен на территорию РФ) по причине преследований, насильственных действий на расовой, религиозной, языковой, этнической, национальной почве.
Для того, чтобы получить свидетельство о присвоении статуса вынужденного переселенца, гражданину также необходимо обратится в Министерство внутренних дел, подать необходимые документы и ходатайство. Если просьба будет удовлетворена, человек сможет воспользоваться правами и гарантиями, установленными в отношении вынужденных переселенцев в России.
Читайте также статью ⇒ «Временное убежище в РФ».
Отличие беженца от вынужденного переселенца — гражданство
Основным отличием беженца от вынужденного переселенца можно назвать их гражданскую принадлежность:
- беженцем может быть признан либо иностранных гражданин, либо апатрид, но никак не россиянин или человек, у которого имеются основания для получения РВП, ВНЖ или гражданства РФ;
- вынужденным переселенцем может быть признан исключительно гражданин Российской Федерации, который вынужден был переехать в какой-либо субъект РФ из другого региона России или из-за рубежа также по причине гонений, преследований, насилия со стороны населения.
Логично, что, поскольку вынужденные переселенцы являются российскими гражданами, они обладают всеми правами граждан РФ, а также некоторыми дополнительными привилегиями, обусловленными наличием статуса вынужденного переселенца. В то же время беженцы являются иностранцами, и они в правах ограничены.
Читайте также статью ⇒ «Как получить статус беженца в России».
Отличие беженца от вынужденного переселенца — процедура получения статуса
Также имеется разница в статусах беженца и вынужденного переселенца, связанная с процессом оформления свидетельства о присвоении соответствующего статуса:
Получение статуса беженца | Получение статуса вынужденного переселенца |
Личное обращение в ГУВМ МВД, Консульство или пограничную службу. Подача документов через представителя в случае, если сам беженец имеет слабое здоровье. Придется предоставить документы, подать ходатайство, пройти личное собеседование, заполнить опросный лист и анкету, пройти медицинский осмотр, позволить провести дактилоскопию, сфотографироваться. Тщательное изучение обстоятельств дела и причин беженства с отправкой запросов в компетентные органы и изучением вопроса в несколько этапов. | Личное обращение в ГУВМ МВД, отправка ходатайства и копий документов заказным письмом по почте, отправка электронного запроса через портал Госуслуг. Достаточно собрать требуемые документы и составить ходатайство о присвоении статуса. Формальное изучение обстоятельств переселения. |
Отличие беженца от вынужденного переселенца — срок действия статуса
Еще одно различие между статусом беженца и вынужденного переселенца заключается во времени действия присвоенного статуса:
Срок действия статуса беженца | Срок действия статуса переселенца |
Статус присваивается бессрочно, обязательно являться на повторный учет каждые 1,5 года. | Свидетельство о присвоении статуса действительно на протяжении 5 лет. Если имеются основания для продления статуса, он может продлеваться неограниченное количество раз. |
Отличие беженца от вынужденного переселенца — набор документов
Чтобы ходатайство о присвоении соответствующего статуса было принято к рассмотрению, беженец и вынужденный переселенец должны представить различный по составу набор документов:
Документы для беженцев | Документы для переселенцев |
Достаточно предъявить удостоверение личности. Если при себе не будет никаких документов в силу различных причин, сведения записываются со слов беженца, а впоследствии сотрудник ГУВМ МВД направит запросы в компетентные органы для идентификации личности. | Поскольку переселенец является гражданином России, он должен предоставить широкий перечень бумаг:
|
Отличие беженца от вынужденного переселенца — материальная помощь
Важно! И вынужденные переселенцы, и беженцы имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 100 рублей на одного человека или 150 рублей, если семья малоимущая, или в ней имеется пенсионер или ребенок.
Беженцы, как иностранные граждане, и переселенцы, как россияне, вправе претендовать на пенсию, пособия, различные другие социальные выплаты (по потере кормильца, по инвалидности).
Читайте также статью ⇒ «Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев».
Экспертное мнение к вопросу о том, что общего между беженцами и вынужденными переселенцами
Эксперты в области миграционной политики России отмечают тот факт, что статус беженца во многом схож со статусом вынужденного переселенца — в России иностранцам предоставляется достаточно широкий перечень прав и гарантий. И те, и другие:
- вынуждены были уехать с предыдущего места жительства не по собственному желанию;
- должны подавать ходатайство о присвоении им соответствующего статуса и ожидать решения миграционной службы на протяжении 3 месяцев;
- имеют практически одинаковые основания для присвоения им статуса;
- получают право на жилое помещение, безвозмездное пользование ЖКУ, питание, проезд и провоз багажа.
Читайте также статью ⇒ «Помощь беженцам в России».
Законодательные акты по теме
Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 724 | О предоставлении материальной помощи вынужденным переселенцам |
Постановление Правительства РФ от 23.05.1998 № 484 | О предоставлении материальной помощи беженцам |
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ | О правовом положении иностранных граждан в РФ |
Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 | О беженцах |
Федеральный закон от 19.02.1993 № 4530-1 | О вынужденных переселенцах |
Типичные ошибки
Ошибка: Беженец, которому официально присвоен соответствующий статус, отказывается отдавать документы на хранение в отделение ГУВМ МВД.
Комментарий: По закону документы беженца должны храниться в отделении ГУВМ МВД. Удостоверением личности беженца на территории РФ будет служить выданное после присвоения статуса удостоверение беженца.
Ошибка: Беженец собирается встать в очередь на получение муниципального жилья в России.
Комментарий: Правом на постановку в очередь на выделение муниципального жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, обладают только вынужденные переселенцы.
Ответы на распространенные вопросы о том, в чем отличие беженца от вынужденного переселенца
Вопрос №1: Имеет ли право беженец, наравне с вынужденным переселенцем, устраиваться на работу на территории Российской Федерации?
Ответ: Да, причем оформлять для этого разрешение на работу не требуется.
Вопрос №2: Может ли беженец встать на учет в Центре занятости населения в России, будет ли выплачиваться пособие по безработице?
Ответ: Да, встать на учет в Центре занятости можно. И пособие будет выплачиваться, но из 800 рублей только 250 рублей будет выдано на руки, остальная сумма пойдет на оплату жилья в Центре временного размещения.
migranty.info
Вынужденный переселенец и беженец — в чем разница?
На первый взгляд, это — два идентичных понятия. На практике же дело обстоит иначе.
Беженцы и вынужденные переселенцы по ФЗ № 4528-1 и № 4530-1 различаются главным образом по гражданству. Первая статья федерального закона № 4528-1 указывает, что беженцем считается лицо, которое нуждается в убежище из-за того, что в отношении него существует реальная угроза преследования по мотивам национальной, религиозной или расовой нетерпимости.
Одной из важнейших причин получения статуса беженца является то, что на территории своего государства это лицо не имеет поддержки или не желает ее получать. Поэтому для получения помощи и поддержки иностранный гражданин переселяется на территорию Российской Федерации.
Статус вынужденного переселенца
Вынужденные переселенцы от беженцев в РФ отличаются наличием гражданства России. В этом случае переселение гражданина происходит в пределах территории страны либо лицо возвращается в Российскую Федерацию для укрытия от незаконного преследования за границей.
При переселении право на получение нового места жительства получает само лицо (переселенец) и члены его семьи (супруг/супруга, дети, родители), если они проживают вместе с мигрантом. При этом официальный статус гражданин вправе оформлять только для себя. Родственникам это делать необязательно.
Переселение на территории страны в связи с негативной экономической ситуацией в регионе или совершенным гражданином преступлением не дает ему право на получения официального статуса переселенца. Также это не дает права на получение соответствующих льгот и других привилегий.
Кто имеет право получить вид на жительство?
Получить статус беженца и вынужденного переселенца по ФЗ вправе совершеннолетнее лицо, обратившееся лично или через представителя (по состоянию здоровья) с письменным ходатайством. Обращаться необходимо в течение года с момента переезда в регион России, в соответствующий отдел органа Федеральной службы по миграции в России.
Правом на подачу ходатайства о приобретении статуса переселенца могут воспользоваться следующие категории лиц:
- лица без гражданства, которые желают проживать на территории Российской Федерации;
- иностранные граждане, планирующие переселиться на российскую территорию;
- иностранцы, которые имеют право на законных основаниях переселиться на российскую территорию.
Если лицо является преступником, нелегальным мигрантом или гражданином, нарушившим какие-либо права других лиц, получить статус переселенца оно не вправе.
Критерии разграничения статусов
Сходство и различия беженцев и вынужденных переселенцев заключаются в следующих критериях:
- Порядок получения. Иностранные граждане проходят более сложную процедуру получения статуса, так как, помимо прочего, им необходимо получить российское гражданство для дальнейшего изменения своего статуса. Переселенцы (российские граждане) проходят более легкую процедуру документального закрепления правового статуса.
- Гражданство. Родной страной переселенца является Российская Федерация, а для беженца родная страна – иностранное государство.
- Срок приобретенного статуса. Срок действия правового положения беженцев и вынужденных переселенцев сильно отличается. Беженцы вправе получить свой статус бессрочно при своевременном прохождении или переучете через каждые восемнадцать месяцев. Переселенцы получают статус на пять лет и продлить его могут путем подачи ходатайства и прохождения всех процедур оформления заново.
- Документы. От иностранных граждан чаще всего требуют главным образом предъявления паспорта, а от российских граждан – большого количества дополнительных бумаг и информации.
- Социальное обеспечение. В разных регионах по-разному определяется дальнейшая социальная поддержка лиц, находящихся в положении беженцев или вынужденных переселенцев, хотя общий размер и категории помощи для обеих групп сходятся.
Права беженцев
Беженцы считаются социально незащищенными гражданами, которым нужно убежище от притеснения.
Поэтому для общественной реабилитации им предоставляются следующие права и виды помощи:
- помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
- право на пользование услугами переводчика в целях ознакомления с правилами пребывания в стране и ее законодательством;
- одноразовая выплата лицу-беженцу и каждому из членов его семьи в размере ста рублей и больше;
- направление в места временного расселения или пребывания;
- помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи;
- обеспечение необходимыми продуктами и услугами коммунального характера;
- направление в центры по временному размещению для обучения;
- право отказаться от статуса и забрать заявление.
Права переселенцев
Права вынужденных переселенцев и беженцев схожи во многих отношениях. Права у переселенцев следующие:
- одноразовая выплата лицу-переселенцу в размере ста рублей и больше;
- направление в места временного поселения;
- помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
- обеспечение необходимыми продуктами в период проживания в месте временного поселения;
- помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи.
Место для жительства вынужденных переселенцев, как и беженцев, определяет Федеральная миграционная служба с учетом пожеланий гражданина, указанных в соответственном ходатайстве.
Обязанности переселенцев и беженцев
Это очень важный момент. Правовое положение вынужденных переселенцев и беженцев наряду с правами определяет их обязанности.
К ним относятся:
- Соблюдения российского законодательства на федеральном уровне, на уровне субъектов и местного самоуправления.
- Прохождение обязательного медицинского осмотра в объеме, порядке и в сроки, установленные действующим законодательством страны.
- Соблюдение правил и норм проживания в центрах по временному расселению, а также норм санитарии и гигиены.
- Сообщение представителям органов миграционной службы достоверных сведений о себе и своих близких, которые необходимо знать уполномоченным органам и лицам для принятия соответствующего решения о присвоении запрашиваемого статуса или отказе в нем.
Процедура оформления
Для получения статуса вынужденного переселенца или беженца с их правами, в соответствии с Конвенцией, необходимо направить письменное ходатайство в уполномоченный на рассмотрение таких вопросов властный орган. От государства такими вопросами занимается территориальный отдел службы миграции.
Чтобы миграционная служба приняла ходатайство от заявителя, гражданин должен подать следующие документы:
- заявление (ходатайство);
- документ, подтверждающий личность (паспорт или иной заменяющий его документ типа справки);
- свидетельство о рождении;
- свидетельство о браке (если с гражданином мигрирует жена);
- свидетельства о рождении или усыновлении детей (при необходимости);
- фотографии (две штуки).
Если гражданин не может по объективным причинам сам представлять свои интересы, необходимо представить также бумаги, подтверждающие полномочия представителя.
На основании всех поданных документов миграционный орган определяет место будущего проживания мигранта и выдает ему удостоверение.
Рассмотрение ходатайства
ФЗ о вынужденных переселенцах и беженцах определяет этапы рассмотрения ходатайства. Это связано с необходимостью тщательной проверки сведений о самом заявителе и членах его семьи.
Поданное лицом ходатайство рассматривается уполномоченным органом по существу. Общих этапов рассмотрения всего три:
- Изучение представленных документов.
- Принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем или беженцем и защита его в дальнейшем. Либо принятие отказа в предоставлении такого статуса.
- Выдача удостоверения или свидетельства о получении статуса. При отказе выдается соответствующее уведомление.
Если гражданин не может в силу обстоятельств представить документ, который подтверждает его личность, в отношении него проводят процедуру идентификации. Заявителем вправе быть только совершеннолетнее лицо, поэтому сведения о его несовершеннолетних детях и других иждивенцах включаются в ходатайство взрослого (родителя или опекуна).
В отношении беженцев предусмотрена более серьезная процедура проверки, так как миграционным органам необходимо будет предоставить жилое помещение и помощь в проживании посторонним лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации.
В отличие от беженцев, вынужденные переселенцы проходят более легкие проверочные этапы, если их бумаги не содержат недочетов или нарушений. Если все документы в порядке, в трехдневный срок им присваивают статус беженцев или дают мотивированный отказ.
Беженцы, помимо сдачи пакета документов, проходят дополнительно этапы анкетирования и опросов для принятия службой миграции соответствующего решения. Если все этапы пройдены, граждане получают удостоверение или свидетельство в подтверждение полученного статуса.
Выданное на основании принятого решения удостоверение считается официальным документом, заменяющим паспорт гражданина. Удостоверение действует на всех частях российской территории.
Органы
Вопрос о присвоении статуса вынужденного переселенца и беженца решается не только Федеральной миграционной службой, но и другими органами, в зависимости от обстоятельств.
Если иностранный гражданин-беженец еще не прибыл на российскую территорию, его ходатайство рассматривается в первую очередь представительством дипломатического типа или учреждением консульства России.
Если иностранный гражданин-беженец вынужденно незаконно пересек российскую государственную границу в пропускном пункте или вне пропускного пункта, в двадцатичетырехчасовой период его дело рассматривается органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти в сфере служб на границе или территориальным отделом федерального исполнительного органа власти по делам внутреннего характера.
Также дело может рассматриваться иммиграционным контрольным постом федерального исполнительного органа власти в сфере миграции или органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти.
Все указанные органы могут рассмотреть дело и принять решение о выдаче документа (свидетельства) о том, что ходатайство будет рассмотрено по существу, либо о том, что в рассмотрении лицу будет отказано. Указанный документ выдается лично в руки заявителю или его официальному представителю.
Федеральным законодательством определено, что, независимо от органа, получившего ходатайство, указанный документ необходимо передать в федеральную службу миграции в трехдневный срок с момента поступления.
Отказ в предоставлении статуса переселенца или беженца
Федеральная служба по миграции в Российской Федерации вправе отказать в предоставлении убежища и оформлении статуса переселенца или беженца в следующих случаях:
- в отношении заявителя возбуждено дело об уголовном правонарушении;
- отсутствие в стране проживания беженца обстоятельств, на которые ссылается гражданин (отсутствие гонений, репрессионных мер, националистических выступлений и т. д.);
- в отношении заявителя ранее было принято обоснованное решение об отказе предоставить убежище и дать статус беженца любым из государств, являющихся участником Конвенции от 1951 года и Протокола от 1967 года (при этом законодательство данного государства в вопросах предоставления политического убежища беженцам не должно противоречить российскому законодательству);
- гражданин прибыл из другого иностранного государства, которое могло предоставить ему политическое убежище и статус беженца;
- заявителем был пропущен установленный законом срок подачи ходатайства;
- гражданин покинул государство проживания на незаконных обстоятельствах, из-за чего может быть подвергнут наказанию за незаконный выезд;
- заявитель не сообщил запрашиваемые сведения о себе или обстоятельствах своего прибытия на российскую территорию;
- гражданин совершил на территории государства проживания уголовное правонарушение;
- заявитель находится в зарегистрированном браке с российским гражданином, что дает ему право на получение разрешения постоянно проживать в России;
- гражданин уже имеет разрешение постоянно проживать в России.
Если службой миграции было принято решение об отказе в признании иностранного гражданина, находящегося не на территории России, беженцем, срок уведомления продляется. Служба миграции направляет в пятидневный срок учреждению консульства или дипломатическому представительству письменный мотивированный отказ. Затем в трехдневный срок заявителю вручается соответствующее уведомление с указанием причины отказа. Также разъясняется порядок обжалования и правовое положение заявителя и его близких родственников на российской территории.
Если получивший отказ гражданин находился при подаче ходатайства в пропускном пункте на российской границе, он обязан в трехдневный срок с момента получения отказного уведомления покинуть российскую территорию.
Если заявитель вынужденно незаконно пересек российскую границу, обязанность покинуть территорию страны продлевается до одного месяца с момента получения письменного уведомления.
Граждане, имеющие статус переселенца или беженца, пользуются большой социальной поддержкой со стороны российского государства. При этом любое серьезное нарушение обязанностей, установленных законодательством в отношении указанных лиц, грозит немедленной депортацией.
fb.ru
Отличие беженца от вынужденного переселенца