Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Особенности правового регулирования иностранных инвестиций


Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ в 2019 году

Иностранная инвестиционная деятельность является важной составляющей нормального функционирования экономики любого государства, и Россия не исключение. В контексте этого тезиса правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ приобретает огромное значение для страны, ибо их отсутствие негативно отражается на экономике. Проблемы с их привлечением вызваны не только кризисом, но и несовершенством правовой базы и правовых институтов, действующих на территории страны. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности регулирования капиталовложений в 2019 году подробнее.

Что такое иностранные инвестиции

Понятие и правовой режим иностранных инвестиций в России определены положениями Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (далее – «Об иностранных инвестициях в РФ»). Таковыми, согласно ст. 2 закона, являются имущественные вложения зарубежных инвесторов в объект предпринимательства на территории РФ.

Инвестиции могут осуществляться в форме вложения материальных и нематериальных ценностей, денег или акций, имущества и имущественных прав, услуг и даже информации, при этом они обязательно должны принадлежать иностранному инвестору и быть не изъятыми из гражданского оборота.

На зарубежную инвестиционную деятельность влияют не только правовые аспекты, но и политико-экономические факторы. Во избежание связанных с ними неблагоприятных последствий для иностранных инвесторов, ст. 4 закона предписывает иностранным инвестициям национальный правовой режим. Он, в частности, не может быть менее благоприятным, чем «правила игры», предоставленные отечественным инвесторам. При этом законодательство может предусматривать как ограничительные, так и стимулирующие исключения из этого правила.

Кто такой иностранный инвестор

Иностранным инвестором, согласно ст. 2 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», признается лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность на территории РФ и являющееся:

Правовые основы инвестиционной деятельности, установленные законодательством РФ, в равной мере гарантируют инвесторам – и иностранным, и российским – недискриминацию и соблюдение их прав и интересов, в частности: равнозначные условия ведения бизнеса, исключение неблагоприятных изменений в законодательстве, компенсацию при национализации и реквизиции, правосудие, участие в приватизации и другие. Кроме того, для привлечения зарубежного капитала в РФ законодательство предусматривает некоторые льготы.

Рекомендуем узнать больше информации о том, кто такой иностранный инвестор.

Нормативно-правовая база для инвестиционной деятельности

Российское законодательство призвано к всеобъемлющему охвату и решению комплекса и многообразия проблем, потенциально возникающих у иностранных инвесторов. Согласно ст. 3 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», именно этот нормативный правовой акт наравне с другими федеральными законами, кодексами и законами субъектов Федерации является основой нормативно-правовой базы, регулирующей зарубежные капиталовложения.

Так как в основном регулируются отношения в области иностранных инвестиций именно такими нормативно-правовыми актами, целесообразно рассмотреть их подробнее:

  • Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017) – определяет ряд государственных гарантий иностранным инвесторам при совершении ими инвестиционной деятельности;
  • Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ – определяет общие нормативы, связанные с ввозом и вывозом товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности и т. д.;
  • Налоговый кодекс РФ – регулирует отношения инвесторов и налоговых органов в вопросе налогообложения;
  • Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ регулирует инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений;
  • Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «О порядке осуществления иностранных инвестиций») от 04.2008 № 57-ФЗ – определяет некоторые ограничения для иностранных инвестиций.

Вместе с тем государство осуществляет и универсальное правовое обеспечение, которое регламентирует общие принципы и правила, касающиеся инвестиционной деятельности субъектов. Это, в частности, Гражданский и другие кодексы, Федеральный закон «Об акционерных обществах» и многие другие. Кроме того, нельзя не упомянуть международные договоры, заключенные РФ.

Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности

Устанавливая национальный режим для зарубежных капиталовложений, законодатель, согласно ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», допускает право инвестора осуществлять их как угодно, если это не запрещено законом. Правоприменительная практика традиционно выделяет три правовые формы осуществления иностранных инвестиций:

  • компании с иностранными инвестициями;
  • создание филиалов и представительств зарубежных компаний;
  • инвестиции в форме договоров.

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Компании с зарубежными вкладчиками

Коммерческие организации с иностранными инвестициями традиционно создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ. Несмотря на наличие иностранного капитала, они регистрируются налоговыми органами в общем порядке, в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

При этом правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется нормативами Закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Стоит учесть, что инвесторы могут осуществлять вложения не только в новые компании, но и приобретать доли в уже существующих обществах. С момента проведения такой сделки компания будет признаваться организацией с иностранными инвестициями.

При организации предприятий с иностранными вложениями должны быть учтены не только права иностранных инвесторов, но и права отечественных участников: в частности, следует предотвращать создание дочерних компаний иностранных юридических лиц в РФ.

Прочитайте подробнее о том, как работают предприятия с иностранными инвестициями.

Кстати, важно различать инвестиционную и предпринимательскую деятельность: последняя осуществляется не путем вложений, а путем создания российских филиалов.

Представительства и филиалы

Представительства и филиалы – это, как указано в ст. 55 Гражданского кодекса РФ, обособленные структурные подразделения, через которые, согласно Закону «Об иностранных инвестициях в РФ», иностранные компании вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в РФ.

Источники регулирования иностранных инвестиций требуют от таких филиалов и представительств обязательной государственной аккредитации, которую проводят налоговые органы. С момента ее проведения филиал и представительство приобретают право на ведение деятельности, соответствующей их целям. Несмотря на это, в силу необходимости иностранных финансовых вложений, это не только организационная форма предпринимательства, но и форма инвестиционной деятельности.

В силу действия ст. 55 ГК РФ, филиалы и представительства иностранного юридического лица в России имеют различия. Так, если филиалы способны выполнять все или часть хозяйственных функций юридического лица, то представительства выполняют лишь организационно-правовые функции. Но независимо от этих отличий обе формы не являются самостоятельными юридическими лицами.

Узнайте больше информации о представительстве иностранной компании в России.

Инвестиции в форме договоров

Международное частное право различает множество форм договорных отношений, но лишь некоторые из них могут иметь характер инвестиционного сотрудничества.

Они, в частности, должны отвечать таким признакам:

  1. Иметь долгосрочный характер.
  2. Иметь инвестиционный риск неокупаемости, невозврата инвестиций и т. д.
  3. Договоры содержат обязанность целевого использования инвестиций.
  4. Вложения должны иметь коммерческий характер, т. е. быть направленными на получение дохода.

По сути, законодательство различает множество договоров, подпадающих под такие признаки. В контексте этого инвестиционными могут быть признаны договоры различного характера и различной деятельности. Таковыми, в частности, могут быть:

  • договор о привлечении инвестиций;
  • договор коммерческой концессии;
  • договор простого товарищества;
  • договор займа для инвестирования в основные средства предприятия;
  • договор финансовой аренды;
  • соглашение о разделе продукции.

Обратим внимание, что существующая в РФ свобода форм осуществления иностранных инвестиций, закрепленная ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», позволяет инвесторам заключать любые договоры, носящие инвестиционный характер.

Принципы регулирования инвестиций в РФ

Правовая доктрина и анализ правоприменительной практики позволяют выделить три главных принципа, на основании которых осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций:

  • безусловно, основой правового регулирования иностранных инвестиций в России является национальное законодательство. Регулирование капиталовложений осуществляется исключительно на федеральном уровне;
  • безальтернативное действие национального правового режима, регламентирующее обязательное уравнивание в правах отечественных и иностранных инвесторов, за исключением стимулирующих или ограничительных изъятий. Такие особенности правового регулирования могут быть установлены федеральным законодательством, но в целом равноправие гарантируется всем инвесторам, независимо от национальности;
  • необходимость соблюдения отечественной нормативной базой норм международных договоров и международного законодательства.

Рассмотрим особенности каждого принципа отдельно.

Применение национального законодательства

Внутреннее право, безусловно, является одной из основ регулирования инвестиционной деятельности в любом из государств, и Россия не исключение.

Инвестиционное законодательство следует воспринимать как комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих не только инвестиционную деятельность, но и валютные отношения и контроль, трудовые правоотношения и иные аспекты инвестиционной деятельности.

При этом нужно отметить, что в России национально-правовое регулирование иностранных инвестиций основано на специальных инвестиционных законах, что характерно для стран с переходной экономикой.

Эти законы определяют единый режим для иностранных и отечественных инвестиций, однако не применяют коллизионного метода регулирования, прямо устанавливая порядок отношений между инвесторами и государством.

Интересно, что в развитых странах подобного инвестиционного законодательства вообще не существует, в силу чего к иностранным инвесторам применяются те же нормы, что и для других гражданских субъектов.

Равноправие иностранных и российских инвесторов

Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций в предпринимательском праве на территории Российской Федерации направлено на обеспечение интересов каждого инвестора, независимо от формы осуществляемых им инвестиций, национальности, объемов капиталовложений, полученной прибыли и иных субъективных аспектов их деятельности.

Гарантии такой защиты закреплены как отечественным законодательством, так и обязательствами РФ по международным договорам и конвенциям. На такую защиту от любых неэкономических факторов вправе претендовать каждый инвестор, и государство обязано ему ее предоставить.

Международная нормативная база об инвестициях

Помимо национального законодательства, правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ и других странах осуществляется также и международными договорами, заключенными между государствами и иными субъектами международного права. По кругу участников их обычно делят на многосторонние, региональные и двусторонние международные договоры. Наиболее влиятельными и значимыми источниками инвестиционного права, безусловно, являются многосторонние международные договоры. Многосторонняя система регулирования иностранных инвестиций позволяет обеспечить сохранность капиталовложений на межгосударственном уровне. Рассмотрим некоторые примеры подробнее.

Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров

В историческом прошлом инвесторы, которые вкладывали капитал в экономику иностранного государства, в случае изменения политической ситуации в государстве-реципиенте могли лишиться вложенных средств и имущества, имея только два варианта защиты нарушенных прав. В связи с этим вторую половину XX века международное сообщество пыталось выработать механизм, защищающий права инвесторов от нарушений со стороны таких государств.

Одним из наиболее влиятельных международных договоров, регулирующих международную инвестиционную деятельность, является Вашингтонская конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, подписанная 18 марта 1965 года.

Являясь универсальным источником международного права, она стала фундаментом, на котором основана система мер по разрешению инвестиционных споров. Российская Федерация подписала Конвенцию 16 июня 1992 года, но до настоящего времени не ратифицировала. На данный момент участниками Вашингтонской конвенции являются более 150 государств.

Главным ее достижением является создание автономного Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Центр стремится устранить все внешнеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как одно из самых авторитетных международных арбитражных учреждений, где все споры разрешаются путем примирительных процедур либо путем арбитража.

Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций

Как уже было отмечено выше, страна-реципиент зарубежного капитала, не всегда может обеспечить ему надлежащую защиту, но развитие новых форм сотрудничества привело к учреждению более действенных механизмов защиты инвестиций – страхованию.

Результатом данного процесса стала Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, подписанная 11 октября 1985 года. Наряду с Вашингтонской конвенцией, Сеульская является важнейшим документом в вопросе защиты инвестиций. Гарантии, предоставляемые инвесторам со стороны Агентства, призваны защитить их от большинства неэкономических рисков при инвестиционной деятельности в странах–членах конвенции. Единственное, от чего не страхует агентство, – это от экономических рисков, в том числе банкротства. Агентство выступает гарантом того, что права инвесторов не будут нарушены.

Одним из участников Сеульской конвенции является Россия, которая ратифицировала ее в 1992 г.

Международные договоры в рамках СНГ

Наряду с многосторонними международными договорами нельзя не обратить внимание на региональные международные соглашения, заключаемые Россией в рамках СНГ. За 26 лет существования Содружества его членами их было подписано около 500, многие из которых касались инвестиционной деятельности, например:

  • Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (1993).
  • Конвенция СНГ о защите прав инвестора (1997).
  • Договор о Евразийском экономическом союзе (2014).

Следует учитывать, что все эти договоры и соглашения действуют лишь в рамках регионального сотрудничества стран СНГ, поскольку представленные в них положения устанавливают некоторые привилегии представителям стран СНГ.

Меры государственного регулирования зарубежных инвестиций

В силу действия ст. 4 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» и установленного ею национального правового режима для иностранных инвестиций, деятельность зарубежных инвесторов находится под такой же защитой законодательства, как и деятельность российских компаний. Применяемый к иностранным компаниям правовой режим не может быть менее благоприятным.

Несмотря на одинаковые меры регулирования в области иностранных инвестиций, законодатель не исключает возможности применения стимулирующих или ограничительных изъятий. Правда, ограничения возможны лишь в целях защиты конституционного строя, безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц.

В то же время стимулирование в виде льгот для инвесторов может быть установлено законодательством в интересах социально-экономического развития страны. Каких-либо запретительных мер в отношении экономических инвестиций закон предусматривать не может. Кроме того, меры государственного регулирования могут быть выражены в форме государственных гарантий.

Государственные гарантии иностранным инвесторам

Законодательство РФ посредством федеральных законов, обязательств по международным договорам и иным нормативно-правовым актам гарантирует полную и всеобъемлющую защиту прав и интересов зарубежных инвесторов. Одним из основных нормативно-правовых актов, предусматривающих государственное гарантирование иностранных инвестиций, является Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Вышеуказанный закон наделяет инвесторов следующими правами:

  • осуществление инвестиционной деятельности в любых не запрещенных законодательством формах;
  • обладание правосубъектностью на территории РФ;
  • защита от неблагоприятных изменений законодательства;
  • объективное правосудие;
  • использование правомерных доходов по собственному усмотрению;
  • беспрепятственный вывоз документов и имущества, ввезенных в качестве инвестиций;
  • покупка ценных бумаг и участие в приватизации;
  • получение льгот.

Правительственные органы, контролирующие инвестиции

В соответствии с Законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций» и постановлением Правительства РФ от 06.07.2008 № 510, Кабинетом министров образована Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Ее состав определяется Правительством РФ, главой считается премьер-министр.

В число основных задач Комиссии входит предварительное согласование сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранных инвесторов над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, согласование возможности установления такого контроля, а также отказ в согласовании.

При рассмотрении ходатайств инвесторов и выполнении иных функций она запрашивает в органах исполнительной власти требуемую информацию, заслушивает экспертов и принимает решения большинством голосов.

Иностранные инвестиции в стратегические отрасли экономики

Одним из исключений для иностранных инвесторов является ограничение возможности их участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для экономики, безопасности, обороны страны и иных стратегических направлений. Изъятие не носит запретительный характер, поэтому допуск к участию иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности по отношению к стратегическим отраслям не запрещен, но требует соблюдения некоторых условий.

Так, ст. 4 Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций» допускает совершение подобных инвестиционных сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранцами, лишь при условии, если разрешение на то даст вышеуказанная Правительственная комиссия.

Допуск зарубежных инвесторов к инвестированию в стратегические отрасли возможен по их ходатайству, поданному в Комиссию со всеми необходимыми документами, указанными в ст. 8 закона. Она проверяет поданные документы, получает необходимые заключения и запрашивает необходимые материалы относительно угрозы стратегическим отраслям у других уполномоченных органов и только после этого принимает решение о предварительном согласовании сделки, согласовании установления контроля или отказе в них.

Решение должно быть принято в течение трех месяцев с момента подачи ходатайства. Ст. 6 закона определяет 45 видов деятельности, которые имеют стратегическое значение для обороны и безопасности страны.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности: актуальные проблемы

Несмотря на весьма внушительную, подробную и многообразную нормативно-правовую базу, правовое регулирование иностранных инвестиций нередко характеризуется наличием ряда проблемных вопросов. Все они по большей части касаются инвестиционного законодательства. Нам удалось выделить наиболее приоритетные проблемные вопросы.

  1. Отсутствие конкретизации ряда государственных гарантий, предоставляемых зарубежным субъектам инвестиционной деятельности: например, государство гарантирует стабильность законодательства, но, согласно ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», не более чем на протяжении 7 лет.
  2. Необходимость нормативного регулирования инвестиций не только на федеральном, но и на региональном уровне.
  3. Отсутствие в отечественном законодательстве каких-либо правоприменительных аспектов, касающихся разрешения споров на межгосударственном уровне, и действенных механизмов выхода на международный инвестиционный арбитраж.
  4. Отсутствие правовых институтов, прямо ответственных за реализацию государственных гарантий в отношении зарубежных компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность, а также за рассмотрение жалоб с их стороны и защиту их прав и интересов и т. д.

Зачем России иностранные инвестиции: Видео

Похожие статьи

Правительство РФ финансирует иностранные государства! [04.02.2018]

Криптолихорадка. Год спустя. Специальный репортаж Лейлы Алназаровой - Россия 24

ВАЖНО! О поправках в закон о валютном регулировании

Эффективность государственной внешней торговли СССР [21.02.2018]

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

Иностранные инвестиции представляют собой важный процесс, необходимый для нормального функционирования производственной деятельности любой страны. И Россия не является исключением. Конечно, данный процесс вызывает множество самых разнообразных проблем, которые сложно решить даже самым опытным специалистам. Однако эти препятствия являются лишь стимулом к нахождению, разработке новых способов достижения наилучших результатов при осуществлении инвестиционной деятельности.

Возникновение проблем с привлечением иностранных инвестиций в России связано с недостаточной разработкой правовой системы регулирования инвестиционной деятельности, правовых институтов иностранных инвестиций и неточностью толкования норм в законах. Необходимо рассмотреть сложившуюся ситуацию, так как сфера иностранного инвестирования постепенно приобретает важное значение для производственной деятельности субъектов РФ, так и для России в целом.

Следовательно, правовое регулирование имеет огромное значение для России. Поэтому и необходимо обращать внимание на данную проблему, для устранения существующих недостатков и внедрения более эффективных механизмов её функционирования.

Понятие и сущность иностранных инвестиций

В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1].

Нормативно-правовые акты России об иностранных инвестициях

Одним из самых главных нормативно-правовых актов, предусматривающих регулирование поступлений инвестиций от иностранных инвесторов в Российской Федерации, является Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”.

Правовые нормы в России охватывают все многообразие проблем, возникающих в связи с осуществлением иностранной инвестиционной деятельности, входят в разные отрасли права. Этим и объясняется деление законодательства РФ на специальное и универсальное.

Специальное законодательство представляет собой комплекс, состоящий из законов и подзаконных актов, осуществляющих регламентирование организации инвестиционной деятельности и ее правовой формы, легализованной в Российской Федерации. Подобными нормативно-правовыми актами являются Федеральный закон № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений”, принятый 25 февраля 1999 года, Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”, принятый 9 июля 1999 года и др. [2].

Универсальное законодательство содержит в себе основные принципы и общие правила, согласно которым происходит осуществление деятельности иностранных инвесторов наравне с остальными субъектами РФ, а также регулирование гражданских правоотношений в различных направлениях экономики. В качестве примеров таких нормативных актов выступают кодексы Российской Федерации, Федеральный закон “Об акционерных обществах” и другие [3].

Принципы регулирования иностранных инвестиций в России

Выделяют три основных принципа правового регулирования иностранных инвестиций:

1)                 Инвестиции регулируются только на федеральном уровне;

2)                 Осуществление равной защиты прав как иностранных инвесторов, так и российских. Данный принцип предполагает предоставление защиты каждому из инвесторов вне зависимости от формы инвестиций и их принадлежности иностранным или российским субъектам.

3)                 Принятие норм международных договоров о правовом регулировании иностранных инвестиций российским законодательством.

Правовые гарантии иностранных инвесторов в Российской Федерации

В Российской Федерации с помощью федеральных законов, международных договоров и иных нормативно-правовых актов обеспечивается защита интересов иностранных инвесторов.

Выделяют следующие виды правовых гарантий зарубежных инвесторов:

1)                 Право осуществления инвестиций в различных формах на территории РФ;

2)                 Право передачи своих прав и обязанностей другому лицу;

3)                 Право на получение компенсации при отчуждении или реквизиции имущества;

4)                 Право на защиту от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации;

5)                 Право на осуществление рационального разрешение спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиционной деятельностью;

6)                 Право на использование правомерных доходов от инвестиций на территории России и перевода этих доходов за пределы РФ;

7)                 Право на беспрепятственный вывоз из Российской Федерации имущества, документов, записей на электронных носителях, которых были ввезены в Россию в качестве иностранных инвестиций;

8)                 Право на приобретение выпускаемых государством и российскими коммерческими организациями ценных бумаг;

9)                 Право на возможное участие в процессе приватизации;

10)             Право на получение земельных участков, других природных ресурсов, зданий и сооружений и иные виды недвижимого имущества;

11)             Право на получение льгот по уплате таможенных платежей;

12)             Право на получение льгот от органов местного самоуправления и субъектов РФ. [4]

Проблемы правового регулирования инвестиций

Несмотря на наличие нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и многообразие гарантий, представляемых иностранным инвесторам, можно выделить ряд проблем в правовом регулировании иностранных инвестиций.

Можно выделить следующие приоритетные направления изменения правой основы инвестиционной деятельности, поступления иностранных инвестиций в РФ:

1)                 Более глубокий анализ гарантий, предоставляемых зарубежным инвесторам. В частности введение полноценной стабилизационной оговорки, которая представляет собой полноценную гарантию от вступления в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, изменяющих налоговую нагрузку иностранных инвесторов или режим запретов, возлагаемых на них, в течении всего периода осуществления инвестиционного проекта. Так как согласно Федеральному закону № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ” стабильность инвестора поддерживается не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта, кроме исключительных случаев, предусмотренных данным законом.

2)                 Обеспечение законодательного сотрудничества между федеральным центром и его регионами, с целью достижения соглашения в сфере регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов. Необходимо также определить различие в формах, содержании и предназначении гарантий, предоставляемых органам государственной и субъектам Российской Федерации, а также их ответственность и обязанность при осуществлении данных гарантий.

3)                 Развитие в российском законодательстве более эффективной системы использования международных норм, способных разрешать инвестиционные споры.

4)                 Обеспечение возможности разрешать споры, возникающие в процессе инвестиционной деятельности в международных арбитражных судах.

5)                 Разработка конкретных правовых институтов, отвечающих за предоставление выгоды от инвестиционного проекта иностранным инвестором, а также за выплату последним компенсаций в случае причинения им вреда.

6)                 Возможно, большое значение сыграли бы специализированные арбитражные суды, созданные для разрешения споров, возникающих при участии иностранных инвесторов. Это послужило бы к созданию атмосферы более полного доверия зарубежных инвесторов к правовой системе России, осуществляющей защиту их интересов.

7)                 Учреждение специального уполномоченного органа, в полномочия которого входит рассмотрение жалоб иностранных инвесторов.

8)                 Закрепление всех необходимых условий осуществления поступлений иностранных инвестиций, а также основных взиманий и льгот [5].

Заключение

Главной чертой правового регулирования государством инвестиционных отношений является двоякая роль государства: в одних случаях оно выступает непосредственно как лицо, осуществляющее инвестиции, а в других — как лицо, обладающее властными полномочиями, гарантирующее осуществление инвестиционной деятельности. В форме инвестиционных договоров, договоров долевого участия в строительстве, строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, возмездного оказания услуг, государственными контрактами на выполнение подрядных работ для государственных нужд, финансовой аренды (лизинга), соглашениями о разделе продукции будут представлены отношения, связанные с осуществлением капитальных вложений.

Смешанный предпринимательский договор, содержащий наряду с гражданско-правовыми нормами также публично-правовые (налоговые, административные, в области природопользования и пр.) представляет собой соглашение о разделе продукции. Правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в том, что инвестор освобождается от уплаты федеральных региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции [6].

Правовое регулирование иностранных инвестиций носит комплексный характер, который создает в практике применения права и законодательной деятельности, четко выраженные трудности. Основой правового регулирования должен быть принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности независимо от их отечественного или зарубежного происхождения, организационно-правовых форм и форм собственности.

Литература:

1.      http://base.garant.ru/12116250/

2.      http://base.garant.ru/12114699/

3.      http://www.largeeconomic.ru

4.      В. Т. Батычко Международное частное право. Конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.

5.      Крупко С. Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право. 2000. N 10.

6.      Платонова Н. Проблемы законодательного регулирования соглашений о разделе продукции // Хозяйство и право. 1998. N 3, 4.

Правовое регулирование иностранных инвестиций Понятие, содержание, формы иностранных инвестиций

Инвестиции – это накопленная и неиспользованная для потребления часть дохода в определенный период производственной деятельности, которая затем вновь вкладывается в производство. На территории РФ принят ряд законов, определяющих правовое положение, а также гарантии иностранных инвесторов на территории России – это закон «об иностранных инвестициях в РФ» 1999 года. В соответствии с этим законом иностранная инвестиция – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или неограниченны в обороте в РФ федеральным законом, в том числе денег, ценных бумаг в иностранной валюте или валюте РФ, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.

Инвестиции бывают следующих видов:

Прямая инвестиция – это приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном или складочном капитале коммерческой организации созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного общества или товарищества

При них доля в уставном капитале составляет менее 10% и представлена она в виде отдельных акций, облигаций и других долгосрочных ценных бумаг; при портфельных инвестициях иностранный инвестор не принимает участие в управлении хозяйственным обществом или товариществом

Формы инвестирования:

  1. Ссудная форма инвестирования

Проявляется в виде займов и кредитов

  1. Предпринимательская форма инвестирования

Выражается в форме прямых и портфельных инвестиций

Источниками инвестирования может выступать государственная собственность в виде государственного капитала, либо частная собственность в форме частного капитала

Уровни правового регулирования иностранных инвестиций

Правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях:

  1. Международный уровень

  2. Внутригосударственный уровень

Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций

Осуществляется в следующих формах:

  1. Двустороннее соглашение

В них включают определение правового режима, который предоставляется сторонами друг другу при инвестировании. Рассматриваются правила допуска иностранных юридических и физических лиц в страну реципиента капитала и объем их прав, в том числе права на обращение в судебные органы за защитой своих интересов. Осуществляется взаимное признание предприятий государств-участников, устанавливается режим и предоставляются гарантии иностранной частной собственности на территории государства реципиента капитала; регулируются вопросы налогообложения, в том числе в ряде случаев избежания двойного налогообложения, вопросы вывода капитала и прибыли за границу

    1. Соглашения об иностранных инвестициях

Основной целью появления данных договоров является обеспечение притока иностранного капитала в другие страны путем предоставления юридических гарантий от так называемых политических или некоммерческих рисков. В числе гарантий от некоммерческих рисков называются следующие:

      1. гарантия от национализации предприятий с иностранным капиталом

      2. гарантия от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибыли за рубеж

      3. гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных и иных подобных катаклизмов

В договорах об иностранных инвестициях оговаривается режим предоставляемый иностранным инвесторам, а также их возможность обращения за защитой своих прав в суду реципиента капитала, а также в международные судебные органы

    1. Договоры о налогообложении

С их помощью государства участники создают благоприятные условия для осуществления иностранных инвестиционных проектов, чем стимулируют инвестиционный процесс как основу экономики. Договоры заключаются в целях регулирования вопросов налогообложения при экспорте и импорте капитала. Очень часто в них предусматриваются, что иностранный инвестор не подлежит налогообложению на территории реципиента капитала.

  1. Региональные международные договоры

Конвенция СНГ «о защите прав инвесторов» 1997 года.

Конвенция определяет правовые основы осуществления различных видов инвестиций зарегистрированных на территории договаривающихся сторон и гарантий прав инвесторов на осуществление инвестиций и получаемые от них доходы. При этом условия инвестирования и правовой режим деятельности инвесторов в связи с осуществляемыми инвесторов не менее благоприятен, чем условия инвестирования и режим деятельности юридических и физических лиц страны реципиента капитала, за исключением изъятий, которые специально установлены законодательством этой страны и которые не могут иметь дискриминационного характера. Конвенция предусматривает несколько видов гарантий:

      1. Защита инвестиций от национализации, реквизиции, от решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права инвестора

      2. Компенсация за нанесение ущерба инвестору

      3. Гарантия использования доходов получаемых инвестором

      4. Страхование имущества и рисков предприятий с иностранными инвестициями

      5. Право на рассмотрение споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиционной деятельности в судах стран-участниц конвенции, в экономическом суде СНГ и (или) в иных международных судах или международных арбитражных судах.

Конвенция предоставляет иностранным инвесторам право на приобретение акций, иных ценных бумаг, вещных прав на землю, иных природных ресурсов, а также права на участие в приватизации

  1. Многосторонние международные договоры

    1. Вашингтонская конвенция «об урегулировании инвестиционных споров между государствами и национальными субъектами права иных государств» от 18 марта 1965 года. В результате вступления в силу данной конвенции был создан международный центр по урегулировании инвестиционных споров. Этот центр предоставляет услуги по примирению сторон и арбитражному разбирательству международных споров, возникающих между государством-участником конвенции с одной стороны, и физическим или юридическим лицом другого договаривающегося государства с другой стороны. Юрисдикция центра распространяется на все правовые споры, связанные с инвестициями. При этом должно обязательно соблюдаться условие о согласии страны-реципиента капитала на передачу рассмотрения спора, в данный международный центр. Страна реципиент капитала может потребовать от другой стороны спора чтобы первоначально спор был разрешен в судебном учреждении страны реципиента капитала, а лишь затем передан в международный центр. Международный центр разрешает споры на основе избранного сторонами права. При отсутствии соглашения центр применяет право страны-реципиента капитала и нормы международного права, которые могут быть использованы при разрешении данного спора.

    2. Сеульская конвенция 1985 года «об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций», созданная в соответствии с этим международным договором агентство имеет свои функции заключения договоров страхования и перестрахования некоммерческих рисков, которым могут подвергаться иностранные инвестиции стран-участниц конвенции. Агентство имеет двойственную природу – это и страховая компания и одновременно международная организация.

Защита интересов иностранных инвесторов по Сеульской конвенции строится на основе договора страхования, который заключается агентством с иностранным инвестором. После наступления страхового случая и выплату иностранному инвестору агентством компенсации, инвестор передает агентству все права и требования, которые связанны с гарантированным капиталовложением. Условия последующего перехода прав требования оговариваются в договоре страхования. В результате отношения между инвестором и страной реципиента капитала заменяются на отношения между агентством и страной-реципиентом капитала.

Основной целью всех указанных соглашений является защита иностранных инвестиций на межгосударственном уровне.

2.1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Правовое регулирование иностранных инвестиций является двухуровневым:

1) международное регулирование на основе соглашений и договоров, заключаемых на разных уровнях, а также через сеть международных финансовых организаций;

2) государственное регулирование через законодательство принимающей страны, в том числе через принимаемые законодательные акты региональных властей.

В современных условиях идет процесс либерализации инвестиционной политики большинства стран, на что влияют, с одной стороны, требования стран-доноров о дальнейшей либерализации и унификации инвестиционного режима, а также расширения круга предоставляемых гарантий и облегчения доступа на национальные рынки. С другой стороны, страны-реципиенты привлекают через проводимую инвестиционную политику дополнительные инвестиции в свою экономику, улучшают свои позиции в конкурентной борьбе за инвестиции. Из общего объема изменений инвестиционной политики, принятых в странах в период с 1999 г. до настоящего времени, 98 % поправок касалось либерализации или содействия привлечению иностранных инвестиций. Данные изменения в основном были направлены:

· на обеспечение более льготного режима для иностранных капиталовложений;

· на расширение поощрительных мер;

· на либерализацию регулирования прав собственников капитала;

· на облегчение отраслевого регулирования;

· на упрощение разрешительных мер;

· на ослабление различных форм контроля.

Наиболее либеральные инвестиционные режимы предоставляются в промышленно развитых регионах. Максимальная степень либерализации была достигнута в рамках ЕС, где создано и успешно функционирует единое инвестиционное пространство. Подобные предпосылки созданы также подписанием в 1992 году трехстороннего соглашения между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА). В развивающихся странах переход к мерам по либерализации инвестиционной политики заметно обозначился с 80-х годов XX века. Раньше других он начался в восточной и юго-восточной Азии и в ряде стран Латинской Америки.

Результатом политики либерализации и роста объемов международного движения капитала явились разработка и заключение соглашений, гарантирующих необходимый минимум стандартных условий, обеспечивающих нормальный, признанный международным правом инвестиционный режим.

Такие соглашения заключаются:

1) между двумя странами, например, двустороннее Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений; Договор об избежании двойного налогообложения);

2) в пределах группы стран, например, Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер во Всемирной торговой организации, Кодекс либерализации движения капитала Организации Экономического Сотрудничества и развития (ОЭСР), Соглашение в области инвестиционной деятельности и Конвенция о защите прав инвесторов (последние 2 только в Содружестве независимых государств);

3) в пределах отраслей экономики, например, Договор энергетической хартии (ДЭХ), который распространяется на ТЭК.

После ратификации и вступления в силу таких соглашений, содержащиеся в них правовые нормы становятся частью национальной правовой системы государств, подписавших соответствующие документы. Более того, во многих странах (в частности в России) правовые нормы подписанных и ратифицированных международных соглашений приобретают приоритет по сравнению с однотипными нормами национального права.

В настоящее время наибольшее распространение получили двухсторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. Впервые такого рода соглашения начали применяться ещё в 40-е годы ХХ века. В период СССР было подписано 14 таких соглашений, в последствие Российская Федерация заключила ещё 39 соглашений.

Соглашения носят рамочный характер и редко предусматривают конкретные обязательства в отношении создания иностранным инвесторам привилегированного режима. В тоже время в них четко прописываются положения:

· позволяющие снизить риски и обеспечить правовую защиту капиталовложения;

· предусматривающие механизм разрешения споров;

· создающие возможность изменения национального законодательства, что особенно важно для развивающихся стран. То есть соглашения содержат набор мер, определяющих благоприятный инвестиционный климат.

Данные соглашения становятся частью правовой системы государств, подписавших их. В результате предоставления иностранному инвестору национального режима уравниваются конкурентные возможности иностранных и отечественных инвесторов, а национальные законодательные нормы приближаются к нормам, принятым в международном праве.

Важнейшей особенностью соглашений является их единообразие, формулирование основополагающих принципов и положений, которые регулируют режим иностранных инвестиций.

В соглашениях, регулирующих режим иностранных инвестиций предусматриваются:

1) правила и условия допуска и осуществления иностранных инвестиций. Исходя из принципа наличия суверенных прав у страны, принимающей инвестиции, она может регулировать и даже запрещать иностранные инвестиции, в соглашении могут предусматриваться положения, которые фиксируют суверенные права контролировать осуществление инвестиций. Например, чаще всего в соглашениях оговаривается право договаривающейся стороны допускать инвестиции на своей территории в соответствии со своим законодательством;

2) режим для иностранных инвестиций. В соглашениях присутствуют лишь общие, основные принципы, наиболее часто встречается просто констатация предоставления справедливого и равноправного режима иностранным и отечественным инвесторам;

3) конкретные нормы защиты иностранных инвестиций от возможной экспроприации (национализации). В соглашениях подробно перечисляются причины, по которым может осуществляться экспроприация (например, общественные интересы), при этом оговаривается, что она должна осуществляться в соответствии с законом, без дискриминации, с выплатой компенсации, соответствующей справедливой рыночной стоимости, а также процентов, начисленных на сумму ущерба;

4) гарантии беспрепятственного перевода за границу платежей. В соглашениях выделяют основные виды платежей:

· репатриация капитала

· перевод доходов от инвестиций

· текущие платежи, связанные с оперативной деятельностью инвестора

Наиболее распространено простое фиксирование гарантий страны-реципиента беспрепятственно переводить платежи;

порядок урегулирования споров между договаривающейся стороной и инвестором и договаривающимися сторонами. В соответствии с данным принципом, пре

1) доставляется максимальная свобода выбора инвестором механизма урегулирования споров. Как правило, рекомендуется урегулировать споры мирным путем с помощью переговоров, при этом предусматривается возможность разбирательства сложных вопросов в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров был учрежден в соответствии с Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами, и открыт для подписания в Вашингтоне в марте 1965 года (процедура ИКСИД). Другими организациями для разбирательства спорных вопросов являются: Международная торговая палата, Торговая палата в Стокгольме, Третейский суд в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии ООН по правам международной торговли.

Обычно споры в рамках соглашения решаются по следующей схеме:

· 1-й этап: решение споров посредством переговоров или по дипломатическим каналам,

· 2-й этап: обращение в Третейский суд, созданный для конкретного случая (обычно договаривающиеся стороны назначают по одному члену суда, которые выбирают третьего гражданина третьей стороны, в качестве председателя). Расходы по организации этого суда несут стороны в равных долях, решение имеет обязательную силу. Если в установленные сроки договоренность не достигнута, каждая из сторон может обратиться к Председателю Международного суда, либо Генеральному секретарю ООН, Генеральному секретарю ИКСИД, в постоянный Арбитражный суд или Президенту Арбитражного института в Торговой палате в Стокгольме.

Как уже отмечалось, соглашения, гарантирующие необходимый минимум стандартных условий, обеспечивающих нормальный, признанный международным правом инвестиционный режим, подразделяются на соглашения:

1) на международном уровне (на уровне двух стран);

2) на региональном уровне;

3) на уровне отраслей.


Смотрите также