Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

4585353@mail.ru

Одной из обязанностей гражданина рф является


ПОНЯТИЕ ОБЯЗАННОСТИ.КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

ПОНЯТИЕ ОБЯЗАННОСТИ. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ

Под обязанностью понимается предусмотренная законом должного поведения субъектов права, требующая от них совершения предписанных законом действий.

Конституционные обязанности можно подразделить на общие и конкретные.

Общие конституционные обязанности распространяются на все без исключения группы населения. К этой группе можно отнести следующие обязанности:

  • соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ), уважать права и свободы других, нести иные установленные законом обязанности;

  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия,

  • беречь памятники истории, культуры, природы (ст. 44).

Конкретные конституционные обязанности адресованы конкретным категориям населения – родителям, налогоплательщикам и т.д. К этой группе конституционно-правовых обязанностей относятся:

  • родительские обязанности (ст. 38);

  • обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

1. Соблюдение Конституции РФ и законов (ч. 2 ст. 15).

Установленная в ч. 2 ст. 15 всеобщая обязанность соблюдать Конституцию и законы является одной из предпосылок формирования в России правового государства. В соответствии с частью 2 ст. 15 Конституции России органы го­сударственной власти, органы местного самоуправления, должност­ные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конститу­цию РФ и законы. Такая обязанность возлагается также на иностранных граждан, лиц без гражданства, находящихся на территории России, и на само государство.

2. Уважение прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17).

Осуществляемые человеком и гражданином права и свободы в той или иной мере затрагивают интересы других людей или общества в целом. Именно поэтому при реализации собственных прав и свобод не должны нарушаться права и свободы других лиц. Только при этом условии все граждане и люди могут беспрепятственно осуществлять свои права и свободы.

3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38)

Согласно частям 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ забота о детях и их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с трудоспособных совершенно­летних детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст. 157 УК РФ «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей я или нетрудоспособных родителей»). Размер участия детей в содержа­нии родителей определяется судом, исходя из материального и семей­ного положения родителей и детей и других заслуживающих внима­ния интересов сторон в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно. В отличие от обязанности содержать родителей, суд не может принудительно заставить взрослых детей проявлять к ним вни­мание. Правовым последствием пренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания с них по суду сверх алиментов до­полнительных денежных сумм, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих за ними уход. Не могут рассчитывать на защиту за­кона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей.

4. Получение основного общего образования (ч. 4 ст. 43)

Согласно части 4 ст. 43 Конституции РФ основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего обра­зования.

Требование обязательности основного общего обра­зования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет си­лу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образо­вание не было получено им ранее. Предельный возраст обучающегося для получения основного общего образования в общеобразователь­ном учреждении по очной форме обучения — 18 лет. Для отдельных категорий обучающихся этот возраст может быть увеличен.

5. Сохранение исторического и культурного наследия (ч. 3 ст. 44)

Часть 3 ст. 44 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан забо­титься о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

6. Плата законно установленных налогов и сборов (ст. 57)

Конституция России в статье 57 устанавливает: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: фе­деральные, региональные (налоги и сборы субъектов РФ) и местные.

7. Сохранение природы и окружающей среды и бережное отношение к природным богатствам (ст. 58)

Эта обязанность распространяется на каждого (ст. 58 Конституции РФ), т.е. на индивидуальных субъек­тов (граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства), должностных лиц и организации, включая органы государства, орга­ны местного самоуправления, общественные объединения, коммерче­ские и иные структуры и т.п.

8. Защита Отечества (ст. 59)

Конституция Российской Федерации объявляет защиту Отече­ства долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59). Ни иностранные граждане, ни лица без гражданства не обременены ею.

Кроме прохождения военной службы по призыву и по контракту, такая служба может быть заменена на альтернативную граждан­скую службу, представляющую собой особый вид трудовой деятель­ности в интересах общества и государства, осуществляемой гражда­нами взамен военной службы по призыву.

Это возможно в случае, если несение военной службы противоре­чит убеждениям или вероисповеданию гражданина России, а также в иных случаях, установленных федеральным законом (ч. 3 ст. 59 Кон­ституции РФ). Таким законом является Федеральный закон от 25 ию­ля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

studfiles.net

Глава 6. Обязанности граждан Российской Федерации

Признаки права

Различные учёные выделяют различные признаки права, среди них наиболее распространены:

· Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера);

· Общеобязательность (действие распространяется на всех либо на большой круг субъектов);

· Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения);

· Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей);

· Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме);

· Системность (право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм).

3. Норма права — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам.

Признаки нормы права

Правовые нормы имеют следующие признаки:

1. Направлены для обеспечения трудом людей.

2. Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение и отношения людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

3. Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

4. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.Их легитимность подтверждается нормами морали нравственности.

5. Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

6. Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.

7. Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу, нормам морали и нравственности.

Структура нормы права

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»). Правоприменительность норм права достигается при условиях наличия взаимосвязи:норм фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права фиксирующих процессы использования и исполнения наказания.

Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

· Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

· Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:

· Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.

· Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

· управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;

· обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;

· запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.

По способу выражения в нормативно-правовых актах диспозиции делятся на:

· абсолютно-определенные

· относительно-определенные

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные дляправонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.

В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

4. Нормативно-правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение[1].

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Виды нормативно-правовых актов по юридической силе:

• законы;

• подзаконные нормативные акты.

Виды нормативно-правовых актов по сфере действия:

• общие;

• специальные;

• локальные.

Виды нормативно-правовых актов по характеру волеизъявления:

• акты установления норм права;

• акты замены норм права;

• акты отмены норм права.

Виды нормативно-правовых актов по отраслям законодательства:

• гражданские;

• уголовные;

• административные;

• уголовно-процессуальные;

• административно-процессуальные и др.

5. Конститу́ция (от лат. constitutio — «устройство») — основной закон государства

Конституция РФ как особый закон, определяющий основы правовой действительности России, обладает следующими признаками (свойствами):

1) высшая юридическая сила

2) особый порядок принятия и изменения.

3) нормотворческая база текущего законодательства. С принятием конституции все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней

4) прямое действие норм. Многие нормы конституции не нуждаются в опосредовании актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то до издания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма конституции.

6. Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава[1].

С 1 марта 2008 года, после объединения регионов, субъектов федерации в России — 83

7. В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

8. Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):

1. осуществляется только судами;

2. имеет полную самостоятельность номинально, но ФЗ 188 закрепляет назначаемость судебной власти.

3. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:

1. закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».

2. соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;

3. признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;

4. закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;

5. финансирования судей из федерального бюджета.

9. Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

10. Президе́нт Росси́йской Федера́ции — высшая государственная должностьРоссийской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. ПрезидентРоссии является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы[2][3]. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

11. Права́ челове́ка — права, образующие основу правового статуса личности.

Составляют ядро конституционного права правовых государств . Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН.

В странах-членах ОБСЕ вопросы прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона носят международный характер и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства[1].

Глава 6. Обязанности граждан Российской Федерации

Статья 67.4. Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности.

Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.

Исполнение явно преступного приказа влечет за собой ответственность по закону.

Статья 67.5. Основное общее образование обязательно.

Родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Статья 67.6. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру.

Статья 67.7. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.

Статья 67.8. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 67.9. Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральным законом участвуют в осуществлении правосудия в качестве народных или присяжных заседателей.

Статья 67.10. Защита Отечества является долгом граждан Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации несут военную службу в соответствии с федеральным законом.

Статья 67.11. Никто не должен быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законом.

12. Гражда́нская правоспосо́бность — правоспособность-способность лица иметь гражданские права и нести обязанности, правоспособности. Гражданская правоспособность физических лиц возникает с момента рождения, и прекращается со смертью.

Дееспособность граждан — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникающая с наступлением совершеннолетия(ГК РФ ст.21). Следует учитывать, что за исключением некоторых случаев и в порядке, предусмотренном законом, никто не может быть ограничен как в правоспособности, так и в дееспособности. Если ограничение правоспособности и (или) дееспособности наступило после издания соответствующего акта государственного органа или иных органов, то это влечёт недействительность данного акта.

13. Юриди́ческое лицо́ — созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.[1]

В отличие от внутригосударственных организаций, транснациональные компании создают и регистрируют организацию, как юридическое лицо, внутри Российской Федерации для представления своих интересов.

Юридическое лицо — это организация:

· ограничение функций

· прошедшая государственную регистрацию

· имеющая учредительные документы

· утвердившая и зарегистрировавшая устав

· действующая в правовом поле

· контроль за деятельностью

· юридический адрес

· бухгалтерский учёт

· надзор — пожарный, ветеринарный и прочий

Материальные:

· организационное единство

· внутренняя структура организации

· наличие органов управления

· наличие учредительных документов

· имущественная обособленность (обязательный учёт имущества на самостоятельном балансе либо по смете)

· самостоятельная гражданско-правовая ответственность (возможность обращения кредиторами взыскания на имущество юридического лица, а не на его учредителей/участников)

· выступление в гражданском обороте и судебных органах от своего имени (фирменное наименование)

Формальный: государственная регистрация

14. Право собственности, основной институт любой системы права; совокупность правовых норм, закрепляющих состояние присвоенности (принадлежности) вещей — средств производства и результатов труда — за отдельными лицами или коллективами и основанные на этом правомочия владения, пользования и распоряжения ими указанными вещами. Закрепленная законом мера возможного поведения собственника — это П. с. как субъективное право

15. Сде́лка — действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Таким образом, сделку характеризуют следующие признаки:

· является юридическим актом

· сделка — всегда волевой акт, то есть действия людей

· это правомерное действие

· сделка специально направлена на возникновение, прекращение или изменение гражданских правоотношений

· сделка порождает гражданские правоотношения только для её участников, но иногда — «сделки в пользу третьего лица»

16. По общему правилу, недействительной признаётся любая сделка, не соответствующая требованиям законодательств. Данное правило применяется во всех случаях, когда сделка, совершённая с нарушением требований закона, не подпадает под действие специальных норм, закрепляющих особые основания признания сделок недействительными.

Закон предусматривает возможность признания недействительности лишь части сделки при сохранении действительными остальных её частей. Недействительной может быть признана лишь часть сделки, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной её части[3]. Для многосторонней сделки (договора) такое предположение правомерно, если она отвечает следующим критериям:

1. Объективный критерий — предполагает, что отсутствие части сделки не препятствует признанию сделки, совершенной в остальной её части. Иначе говоря, такая часть сделки не должна относиться к числу её существенных условий, так как для заключения договора необходимо достижение сторонами соглашения по всем существенным условиям[4]. В противном случае, при отсутствии соглашения хотя бы по одному из них, договор признаётся незаключённым.

2. Субъективный критерий — означает, что стороны в момент совершения сделки были бы согласны совершить её и без включения недействительной части. Для односторонней сделки достаточно субъективного критерия.

17. Исковая давность — установленный законодательством срок в суде или ином юрисдикционном органе для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

По российскому праву срок исковой давности является императивным сроком, то есть срок не может быть изменен соглашением сторон.

18. Обязательство — относительное гражданское правоотношение, в силу которого одна сторона (должник) обязана совершить в пользу другой стороны (кредитора) определённые действия или воздержаться от определённых действий. Такими действиями являются: передача определённого имущества, выполнение работы, уплата денег, а также другие действия

В зависимости от основания возникновения, все обязательства делятся на два вида: договорные и внедоговорные. Договорные обязательства возникают на основе заключенного договора, и их условия определяются как законом, так и соглашением сторон. Внедоговорные обязательства могут иметь своим основанием различные юридические факты.

а) по передаче имущества: — в зависимости от того передаётся ли имущество в собственность (как в случаях с хозяйственным ведением и оперативным управлением), делится на возмездные (купля-продажа, рента, мена, поставка) и безвозмездные (дарение) — если имущество передаётся в пользование, также возмездные (аренда, лизинг, найм) и безвозмездные (ссуды) б) связанные с выполнением работ (подряд, выполнение НИОКР)

в) оказание услуг (страхование, кредитные обязательства, факторинг, коммерческая концессия (франчайзинг))

19. Расторжение договора работодателем разрешается сразу, не дожидаясь окончания испытательного срока, с предупреждением работника за три дня в письменной форме и указанием причин, послуживших причиной для признания этого работника не выдержавшим испытание.

Если сотрудник уже прошёл испытательный срок, то трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя, в частности, в следующих случаях:

· ликвидации организации;

· сокращения штата;

· неоднократного неисполнения работником трудовых обязанностей;

· разглашения коммерческой тайны.

Заключение договора (по ГК РФ)

Договор является заключенным при достижении сторонами в надлежащей форме соглашения по всем существенным условиям. Существенными условиями являются:

1. Условия о предмете договора.

2. Условия, названные таковыми или являющиеся необходимыми для данного вида договора действующим законодательством РФ.

3. Условия, по которым по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор заключается путем направления оферты (это предложение заключить договор) одной из сторон и ее акцепта другой стороной. Договор является заключенным в момент получения направившим оферту лицом ее акцепта. Если для заключения договора в соответствии с законом необходима передача имущества, то договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Если договор подлежит государственной регистрации, то он считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Оферта – это адресованное одному или нескольким конкретным лицам достаточно определенное предложение, выражающее намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым буде принято предложение. При этом, оферта должна содержать существенные условия договора. С момента получения адресатом оферты ее отправитель связан офертой. Оферта считается неполученной, если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой. Если иное прямо не установлено в предложении, реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, считается как предложение делать оферту. Публичная оферта – это предложение, содержащее усе существенные условия договора, из которого усматривается воля делающего предложение лица заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не установлено в самой оферте, не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано.

Акцепт – это ответ лица, которому адресована оферта. Нормами ГК РФ к акцепту предъявляются определенные требования: акцепт должен быть полным и безоговорочным. Следует учитывать, что молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычаев делового оборота или из прежних деловых отношений сторон. Если получившее оферту лицо в установленный для е акцепта срок выполняет указанные в ней условия договора (например, отгрузка товаров, оказание услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы), то это считается акцептом, если иное не установлено законодательством или в оферте. Следует учитывать, что если лицо, направившее оферту, получило извещение об отзыве акцепта ранее акцепта или одновременно с ним, то акцепт считается неполученным.

Теперь необходимо рассмотреть два особых порядка заключения договора:

1. Заключение договора в обязательном порядке. При получении стороной, для которой в соответствии с действующим законодательством РФ заключение договора является обязательным, оферты (проекта договора), она должна направить другой стороне извещение об акцепте или об отказе от акцепта, или об акцепте оферты на других условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая акцепт на других условиях, может передать решение вопроса возникших при заключении договора разногласиях на рассмотрение суда путем обращения в суд в течение тридцати дней со дня получения такого акцепта Если сторона, для которой заключение договора является обязательным, получила в течение тридцати дней после направления своей оферты протокол разногласий к проекту договора, то она обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий уведомить другую сторону о принятии договора в ее редакции или об отклонении присланного протокола. Если протокол разногласий отклонен или не получено извещение о результатах его рассмотрения в указанный срок, то направившая протокол сторона вправе передать возникшие при заключении договора разногласия на разрешение суда. Однако, следует учитывать, что упомянутый выше несколько раз тридцатидневный срок может быть изменен действующим законодательством РФ или соглашением сторон. В случае, если сторона, для которой заключение договора является обязательным, уклоняется от его заключения, то другая сторона вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключения договора. При этом, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора сторона обязана возместить причиненные этим убытки другой стороне.

2. Заключение договора на торгах. Это заключение договора с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме конкурса или аукциона. Лицо признается выигравшим торги, если оно предложило наиболее высокую цену при аукционе или лучшие условия заключения договора при конкурсе. Если в аукционе или конкурсе участвовал один человек, то такой аукцион или конкурс признается несостоявшимся. В роли организаторов торгов могут быть собственники вещи или обладатель имущественных прав, а также специальная организация

Трудовая дисциплина

На каждом предприятии, в организации или учреждении должны существовать определенные правила и нормы поведения. Они помогают поддерживать необходимый порядок на предприятии и обеспечивают высокую эффективность труда персонала. нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия может применять следующие меры дисциплинарного взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения.

21. Материальная ответственность по трудовому праву – это обязанность возмещения виновной стороной трудового договора нанесенного вреда (ущерба) другой стороне. В зависимости от того, кто кому нанес вред, различается: материальная ответственность работника за ущерб, причиненный производству его виновными действиями или бездействием, и материальная ответственность работодателя за вред, причиненный работнику трудовым увечьем иным повреждением здоровья, а также нарушением его права на труд.

Трудовой кодекс предусматривает (ст. 232), что трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. Эта договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем – выше, чем это предусмотрено Кодексом и иными федеральными законами. Так в Трудовом кодексе стороны могут сделать оговорку, что при немедленном увольнении работника досрочно без его вины работодатель выплачивает ему шестимесячный средний заработок и др.

По трудовому праву материальная ответственность и работника, и работодателя является одним из видов юридической ответственности как санкция за трудовое правонарушение. Она отличается от материальной ответственности по гражданскому праву субъектами ответственности, ее условиями, а также размерами возмещения работником ущерба, которые в большинстве случаев возможны лишь в пределах среднемесячного его заработка.

22. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством (Кодексом РФ об административных правонарушениях) предусмотрена административная ответственность. В зависимости от объекта посягательства все административные правонарушения подразделяются на: административные правонарушения, посягающие на права граждан — распространение ложных сведений о кандидате, проведение агитации в период ее запрещения и др. нарушения избирательного законодательства; нарушение законодательства о труде и об охране труда, о свободе совести и вероисповедании, и т.д. (глава 5); посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6), административные правонарушения в области охраны собственности (гл. 7), охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8), в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9), в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10), административные правонарушения на транспорте (гл. 11), в области дорожного движения (гл. 12), в области связи и информации (гл. 13), в области предпринимательской деятельности (гл. 14), в области финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15), в области таможенного дела — нарушения таможенных правил (гл. 16), административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (гл. 17), в области защиты государственной границы и обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории РФ (гл. 18), против порядка управления (гл. 19), посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20), в области воинского учета (гл. 21); самовольная добыча янтаря, нарушение права государственной собственности на недра и др.); экологические правонарушения (халатное использование земель, нарушение правил водопользования и др.); правонарушения, посягающие на общественный порядок, установленный порядок управления; правонарушения в области торговли и финансов и т.д.

За совершение административных правонарушений предусмотрены следующие виды административного наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортным средством, право охоты); административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; дисквалификация. Законодательством не могут быть установлены иные виды административные наказания, кроме перечисленных в Законе — Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. 3.2.). Закон (ст. 3.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях) подразделяет административные взыскания на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация предмета, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина и ли лица без гражданства могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных; остальные, лишь в качестве основных. Действующим законодательством не предусмотрено административное наказание, которые являлось бы только дополнительным.

Дела об административных правонарушениях рассматривают административные комиссии, исполнительные органы государственной власти, комиссии по делам несовершеннолетних, суды, органы внутренних дел, железнодорожного или морского транспорта, различные государственные инспекции и иные органы, специально уполномоченные на то законом.

23. Административная ответственность, ответственность гражданина или должностного лица перед государством (в лице полномочного административного органа) за правонарушение, обладающее меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлением (см.Административное правонарушение). При А. о. обычно отсутствуют отношения служебного подчинения между административным органом, налагающим взыскание, и лицом, нарушившим правовую норму. Этим А. о. отличается от ответственности дисциплинарной.

Административные наказания в России налагаются на граждан, должностных и юридических лиц в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и административными законами субъектов РФ. Последние в качестве наказаний могут предусматривать только предупреждение и штраф.

Содержание административного наказания определяется его целями, и согласно КоАП, применяется в целях предупреждения совершения административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание, выражая негативную оценку государством правонарушения, причиняя вред (моральный, имущественный) виновному, не носит репрессивного характера, и лишено такого назначения, как кара (термин «кара» не употребляется по отношению к наказанию в Российской Федерации, поскольку права человека и его свободы — высшая ценность государства). Поэтому функции наказания не карательные, а предупредительные, задачами которых является воспитание.

При малозначительности совершённого правонарушения, лицо может быть освобождено от административного наказания.

24. Производство по делам об административных правонарушениях - совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

1. всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;

2. разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;

3. обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;

4. выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • отсутствие события административного правонарушения;
  • отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  • действие лица в состоянии крайней необходимости;
  • издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • отмена закона, устанавливающего административную ответственность;
  • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  • наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  • смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях – относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

  • возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;
  • рассмотрение дела об административном правонарушении;
  • пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  • исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

25. ПРЕСТУПЛЕНИЕ — виновное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ). Это наиболее опасное для общества деяние, прямо предусмотренное уголовным законом.

В зависимости от характера и степени общественной опасности (Уголовным законом) все преступления подразделены на преступления небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления: преступления небольшой тяжести — умышленные неосторожные деяния, за совершение которых предусмотренное уголовным законом максимальное наказание не превышает двух лет; преступления средней тяжести — умышленные неосторожные деяния, за совершение которых предусмотренное уголовным законом наказание не превышает пяти лет лишения свободы; тяжкие преступления — умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых предусмотренное уголовным законом наказание не превышает десяти лет лишения свободы; особо тяжкие преступления — умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

За совершение преступление предусмотрено наказание — мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренном законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного. Перечень видов наказаний, расположенный в порядке их тяжести, закреплен в ст. 44 УК. К ним отнесены: а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е) ограничение по воинской службе; ж) конфискация имущества; з) ограничение свободы; и) арест; к) содержание в дисциплинарной воинской части; л) лишение свободы; м) пожизненное лишение свободы; н) смертная казнь. Перечень этих видов наказания является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, установленный действующим уголовным законодательством образует систему наказаний.

Для лиц, совершивших преступления предусмотрены специальные правовые последствия, охватываемые понятием судимости.

Все непреступные правонарушения или проступки принято классифицировать применительно к отраслям права, соответственно выделяя административные проступки, гражданские деликты, правонарушения в сфере трудового законодательства и т.д.

studopedya.ru

Основные обязанности граждан РФ

Обязанности - составная часть правового статуса личности. Свобода только тогда становится реальной , когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей. Равенство обязанностей. Основные обязанности - это конститу­ционно закрепленные и охраняемые правовой ответ­ственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину, связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Соблюдение Конституции и законов Российской Федера­ции (ст. 15).Обязанность соблюдать Конституцию и законы универ­сальна для всех субъектов правоотношений. Конкретно в ка­честве обязанности человека и гражданина как такового она выражается в наличии у него стойких установок на правомер­ное поведение во всех сферах своей жизни и деятельности. Соблюдение - своей деятельностью, образом жизни че­ловек, гражданин должен содействовать претворению в дей­ствительность принципов, основ Конституции, положений законодательства.

Любое нарушение норм связано с ущемлением интересов госу­дарства, общества, граждан.

Обязанность каждого пла­тить законно установленные налоги и сборы(ст. 57). Законодательство устанавливает для граждан дифферен­цированные ставки налогов с учетом доходов лица. Этим са­мым государство содействует в возможной степени сбаланси­рованию доходов различных категорий граждан - уменьшению разрыва доходов высоко- и низкооплачиваемых категорий. Конституция РФ закрепляет положение о том, что законодательство, устанавливающее новые налоги или ухудшающее положение налогоплательщиков, обратной силы не имеет.

Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.За последнее время принят ряд законов об охране приро­ды, атмосферного воздуха, животного мира. Многие их нормы определяют поведение граждан при использовании природ­ных богатств. Обязанностью гражданина является соблюде­ние установленных правил, активное противодействие их на­рушениям со стороны других лиц. Посильное участие каждого гражданина в сохране­нии природы внесет важный вклад в поддержание невоспол­нимого богатства, которое мы должны передать будущим по­колениям россиян.

В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязан­ностью гражданина Российской Федерации.Гражданин Российской Федерации несет воинскую службу в соответствии с федеральным законом. Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и другие факторы. Конституция Российской Федерации закрепляет возмож­ность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеда­нию противоречит несение военной службы. В настоящее время осуществляется подготовка реформы армии, одним из направлении которой является переход армии на профессиональную, контрактную основу формирования.

Билет

Конституционные характеристики РФ

Демократическое государство.

Демократическое государство это государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. М Демократическое государство. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Главное не провозгласить, а обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие «демократическое государство» неразрывно связано с понятием правового государства.

Важнейшие признаки демократического государства:

а). реальная представительная демократия

б). обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

а). Представительная демократия (ПД) - осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. В РФ ПД обеспечивыается выбоностью в ГД и конституционно обусловленным формированием СФ, законодательных учреждений субъектов РФ и органов местного самоуправления. Ст.5

б). Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - тесная связь демократических режимов с политическим режимом. Только в условиях дем. Государства устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. КПРФ закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако их реализация остается ни низком демократическом уровне. Демократическое государство - не вседозволенность, однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться в соответствии с законом.

Федеративное устройство.

Г.у. РФ основывается на принципе федерализма. РФ состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из них называются в КРФ «государствами». Различие между унитарным государством и федерацией. И та и другая форма имеется в РФ. 89 субъектов: 21 республика, 1 авт. Область, 10 авт. округов, 57 - края, области и города. Последние не являются национальными образованиями по своему характеру. Принцип равенства граждан свойственен и нашему многонациональному правовому государству. КРФ приглушила развитие деструктивного национализма. Причина этого всплеска - неразвитость идей правового государства в РФ.

Ст. . 5. (перечитать).

Приведенные в этой статье формулировки носят компромиссный характер, отражающий политическую нестабильность в стране. Отсюда их неопределенность:

1. республика характеризуется как «государство», отсюда претензии некоторых субъектов РФ на признание из суверенитета, но это противоречит ст.4.

2. трудно совместить принцип равноправия и различный юридический статус субъектов РФ.

3. пустой лозунг «самоопределение народов» - нет механизма выхода из РФ.

4. равноправие субъектов между собой во взаимоотношениях с РФ (ст.4)., а ст.1?

Правовое государство.

Это высокий уровень авторитета государства, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах. Идеи Сократа, Канта, Лока, Монстекье. СССР - антипод правового государства. Только с 1993 года был провозглашен принцип построения правового государства в РФ.

Признаки правового государства:

1). Приоритет прав и свобод человека и гражданина.

Обратить внимание на место глав в конституции, хотя это не всегда говорит об отношении государства к тем или иным государственным органом и правам.

2). Независимость суда.

Это главный механизм гарантии прав и свобод. Д.б. обеспечена независимость судов от всех других ветвей власти. Ст. 22, 35 - исключительное право суда ограничивать права и свободы. В реформе д.б. углублены и детализированы конституционные гарантии независимости суда. Проблема мат. Обеаспечения судов, коррупции судебного корпуса.

3). Верховенство конституции. Ст. 15.

Указ ПРРФ от 5 апреля1994 года об опубликовании и порядке вступления в силу федеральных законов.

4), Приоритет МП. Ст. 15. (2 пункта).

М договора не могут противоречить КРФ. Как правило договоры, носящие антиконституционный характер не принимаются государством.

Социальное государство.

Это государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальном благополучии и социальной защищенности граждан. Принцип «социально государство» появился после 2МВ. Государство должно помогать неимущим, также обеспечивать граждан работой, перераспределять доходы через бюджет, обеспечивать прожиточный минимум, пенсии, охранять наемный труд, заботиться об образовании и культуре нации, о ее здоровье. Вместе с тем государство не должно препятствовать развитию свободного предпринимательства, поощрять частную инициативу, поощрять соц. функцию частной собственности. Главное - оставить социальную функцию государства при любом правительстве, значить нужно достигать консенсуса между различными политическими движениями. Эта концепция на практике ославила соц. напряженность в Европе, снизила активность левого радикализма. Ст.7 - прочитать.

Нет в КРФ «социального ориентирования рыночной экономики»

Светское государство.Ст. 14.

Существуют светские и несветские государства. Примеры. Объяснить их сущность. Основные конфессии в РФ. Проблемы взаимсотношений религий в РФ. Роль церкви - духовная и образовательная. Это д.б. закреплено в КРФ. По закону от 1990 о свободе вероисповеданий школа отделена от религии, но изменение этого положения возможно.

Официальные лица не имеют права предоставлять привилегий той или иной конфессии. Закон об основах государственной службы Ст. 11: служащие не имеют права использовать свое положение в интересах религиозных объединений. Поп в парламент, правда отрешенный.



infopedia.su

§ 5. Основные обязанности гражданина и человека в Российской Федерации

  Юридические обязанности личности, так же как и ее права, являются необходимым средством, при помощи которого осуществляется правовое воздействие на общественные отношения. В свою очередь, прочность и стабильность положения личности в обществе, государстве, правовой системе достигается не только с помощью провозглашения и гарантирования соответствующих конституционных прав и свобод, но и посредством установления четких юридических обязанностей гражданина и человека перед обществом и государством, другими людьми. Без этого правовое состояние каждого человека было бы юридически необеспеченным и непрочным. Правопорядок всегда предполагает наличие определенных взаимных обязанностей субъекта.  Обязанности способствуют развитию социально-правовой активности личности, выработке у нее общественно-полезных качеств и привычек, представляют собой специфический способ поведения людей и коллективов. Они определяют основные направления общественно полезной и необходимой деятельности, конкретные виды и меру должного поведения, служат юридическим выражением государственной необходимости.  Юридические обязанности выполняют в правовой системе общества важные функций и социальную роль. Поэтому в содержании юридической обязанности можно выделить следующие элементы, которые надо рассматривать как:  а) меру должного поведения при совершении определенных действий;  б) необходимость воздержаться от совершения определенных действий;  в) необходимость требовать совершения либо несовершения тех или иных действий от других лиц;  г) необходимость нести ответственность (!) за неисполнение предписанных действий.  Именно подобное содержание юридической обязанности делает ее важным средством формирования правового положения гражданина и человека. Это также один из факторов укрепления законности, правопорядка и дисциплины, организованности в обществе и государстве и одна из важнейших гарантий осуществления конституционных прав и свобод гражданином и человеком.  Действующая Конституция Российской Федерации закрепляет такие обязанности, которые носят всеобщий характер и не зависят от конкретного положения в обществе того или иного лица. Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности к государству, то есть основные обязанности гражданина; другие, как и основные права, могут принадлежать иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые обязаны их соблюдать.  Важнейшей обязанностью гражданина и человека является требование соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы. Эта обязанность в отношении граждан зафиксирована в статье 15 Конституции Российской Федерации. Что касается иностранных граждан, то согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.  К числу обязанностей гражданина и человека в Российской Федерации следует отнести:  - уважение прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17 Конституции);  - обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции);  - обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции);  - каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуре (часть 3 статьи 44 Конституции).  Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации вытекают из смысла части 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации, в которой указано, что каждый гражданин Российской Федерации на ее территории обладает правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.  К числу обязанностей, которые принадлежат только гражданину Российской Федерации, относятся:  - защита Отечества, которая является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1 статьи 59 Конституции). Вместе с тем, в части 3 этой же статьи 59 предусмотрена возможность замены ее на альтернативную гражданскую службу, в случаях, установленных федеральным законом. Такой Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» принят 25 июля 2002 года;  - забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции);  - заботу о нетрудоспособных родителях со стороны трудоспособных детей, достигших 18 лет (часть 3 статьи 3 Конституции);  - обязательность основного общего образования. Родители или лица, их замещающие, обеспечивают получением детьми основного общего образования (часть 4 статьи 43 Конституции).  Таким образом, основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые определяют гражданину и человеку видимеру должного поведения, связанные с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других лиц. Следовательно, в наиболее общем виде существо юридической обязанности заключается в требовании необходимого, нужного, должного, полезного, целесообразного (с точки зрения государственной власти или/и закона) поведения субъекта. Это поведение обязательно, непререкаемо обеспечивается на случай «непослушания» мерами государственного принуждения (административно-правовыми, уголовно-правовыми, реже - государственно-правовыми). В этом отличие конституционной обязанности от нравственных требований.

  Принудительный момент в юридических обязанностях наглядно отличает их от прав и свобод, осуществлять которые нельзя «заставить» вопреки воле их носителей. Это свойство лишь обязанностей, без которых невозможно обеспечить нормальное функционирование общества и государства. К тому же это особо значимо для основных обязанностей, так как Конституция закрепляет только наиболее существенные.

Добавить свое объявление Загрузка...

txtb.ru


Смотрите также