Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Очередь в доу


Кто имеет право на льготную очередь в детский сад

Получить место в детском саду стало новой проблемой 21 века. Ежегодно тысячи детишек не могут устроиться в детский садик по причине отсутствия мест в дошкольных детских учреждениях.

Государство ежегодно пытается решить данный вопрос, но пока это находится только на стадии рассмотрения. Но есть определенные лица, которые зачисляются без очереди, что откладывает очередь остальных граждан на несколько месяцев. Такие граждане считаются льготниками.

Льготники подлежат зачислению на определенных условиях, которые прописаны в действующем законодательстве. Под такой категорией граждан понимаются дети, которые в силу различных обстоятельств родителей имеют первоочередное право на получение льготы при поступлении в дошкольное учреждение.

Законодательное регулирование вопроса

Льготы при зачислении детей в учреждение регулируется статьями 55, 65 закона от 29.12.12 №– ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Именно здесь указаны все категории детей, которые могут рассчитывать на первоочередное зачисление.

Помимо этого законодательного акта существует несколько положений, также регулирующих зачисление льготников.

Таковыми являются:

  • типовые уставы о дошкольном учреждении, утвержденные приказами Минобрнауки от 27 октября 2011 года;
  • положения о направлении на коррекционное образование для детей с ограниченными способностями (постановление от 12 марта 1997 года с поправками от 10 марта 2009 года);
  • положение о направлении детей, нуждающихся в социальной помощи, медицинской или психологической (постановление от 31 июля 1998 года № 867 с изменениями от 10 марта 2009 года);
  • направление детей судебных инстанций – пункт 3 статьи 19 «О статусе судей»;
  • дети чернобыльцев – пункт 12 статьи 14 «О соц. защите граждан»;
  • дети радиации – статья 1 «О соц. защите граждан»;
  • дети погибших родителей, участвующих в контртеррористических операциях пункт 1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военных».

Также несколько правовых актов, регулирующих льготы:

  • статья 23 ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • пункт 6 статья 19 ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • пункт  6 статья 46 ФЗ РФ «О полиции»;
  • ФЗ от 21 декабря 1994 года дети сотрудников и военных ФПС;
  • Указ от 05 мая 1992 №431 «О мерах по соц. поддержки многодетных семей».

Внеочередная льгота при поступлении

На внеочередное зачисление в дошкольное детское учреждение положено следующим категориям граждан:

  1. Ребенок чернобыльца или гражданина, работающего в зоне особого риска. К этой же категории относят людей, подверженных воздействию радиации или повредившихся после катастрофы в Чернобыле. Также к данной категории относят людей, подверженных особому риску и потерявших кормильца.
  2. Ребенок погибшего или инвалида. Условием становится получение травмы в Дагестане, Северном Кавказе, Южной Осетии или Абхазии.
  3. Ребенок прокурора.
  4. Ребенок работника Следственного органа.
  5. Дети работников судебных инстанций.

Первоочередная

Первоочередная льгота для детей предоставляется в момент зачисления.

К таковым относятся дети:

  1. Из многодетной семьи.
  2. Инвалиды.
  3. Имеющие родителя–инвалида.
  4. Работников полиции или сотрудника ОВД.
  5. Военнослужащих. Если отец или мать проходит военную службу по контракту, уволенные по достижению конкретного возраста.
  6. Воспитывающиеся одним родителем.

Правила оформления и перечень документов

Для определения ребенка чернобыльца нужно предоставить:

  • документ, подтверждающий статус инвалида или участника;
  • удостоверение человека, подвергающегося радиации;
  • свидетельство о смерти человека, который являлся кормильцем.

Для устройства ребенка погибшего родителя на территории представленных стран:

  • справка с места работы, где описывается факт участия;
  • документ, подтверждающий статус инвалида или свидетельство о смерти.

Ребенок прокурора – только справка с места работы, так же как и дети родителей из следственного органа и судебных инстанций.

Для многодетных семей нужно предоставить удостоверение или свидетельства о рождении всех детей.

Ребенок инвалид. Для этого предоставляется справка с медицинской экспертизой.

Ребенок сотрудника полиции – справка с места работы.

Ребенок военнослужащего – справка и военкомата или части.

Ребенок, воспитывающийся одним родителем:

Региональные особенности

Ребенок матери–одиночки. Это является самым обсуждаемым вопросом. Правительство до сих пор не может определиться с понятием «неполная семья», что сказывается на льготе. В Москве это мать–одиночка, а в иных регионах это и разведенная женщина, вдова, и если даже муж просто уклоняется от алиментов.

Дети сотрудников полиции также не определены со статусом. Во всех регионах он различен. Зачастую сейчас приравнивают следующие категории:

  • дети погибшего родителя по причине увечья при выполнении обязанностей;
  • умершего при заболевании, полученном в период прохождения службы или уволенного по причине выполнения служебных обязанностей и невозможности прохождения службы;
  • умершего после ухода с работы по причине увечья, полученного при выполнении работы, в течение года;
  • дети, находящиеся на иждивении работника органа.

На данный момент не все семьи могут оплачивать содержание ребенка в детском саду. Поэтому государство предоставляет многим гражданам, в том числе и льготникам, оформить пособие и другие льготы. Оно будет идти на погашение обязательств по уплате содержания. Для оформления ребенка в сад по льготной программе, граждане должны детально изучить все необходимые документы и максимально защитить свои интересы.

О правилах формирования очереди в детский сад рассказано в следующем видеосюжете:

Понравилась статья?

Поделитесь ей:

Рекомендуем другие статьи по теме

Единая электронная очередь в ДОУ: создание на региональном уровне

Наталья Глазунова, нач. отдела дошкольного образования департамента образования Белгородской области

Опыт Белгородской области

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления до 1 января 2014 г. должны были обеспечить перевод услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, в электронный вид.

Внедрение электронной очереди в ДОУ на региональном уровне

С целью исполнения требований Правительства РФ в Белгородской области проводилась предварительная работа по внедрению электронной очереди. В 2010 г. был разработан План перехода на предоставление услуг и исполнение государственных функций в электронном виде, утв. приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 15.02.2010 № 450.

Специалистами департамента образования Белгородской области совместно с ООО «Фабрика информационных технологий» при Белгородском государственном технологическом университете им. В.Г. Шухова в 2012 г. был разработан программный продукт для регистрации электронных заявлений о приеме детей в дошкольные организации – модуль «Дошкольное образование» информационной системы образовательных услуг «Виртуальная школа».

Для регламентации пользования этой информационной системой разработаны и направлены в муниципальные образования области:

 • рекомендации об использовании программного продукта;

 • примерные временные правила регистрации электронных заявлений;

• типовой регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)».

В 2012 г. департаментом образования Белгородской области на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) www.gosuslugi.ru размещена информация об услуге по приему заявлений о постановке ребенка на учет для зачисления в дошкольную образовательную организацию и обеспечена возможность получения данной услуги в электронном виде. Большинство муниципальных органов управления образованием также разместили на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) информацию об услуге по приему заявлений.

Большинство муниципальных органов управления образованием также разместили на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) информацию об услуге по приему заявлений. Поскольку данная услуга является муниципальной, решение об использовании информационной системы для размещения электронной очереди принималось муниципальными органами управления образованием самостоятельно. До декабря 2013 г. модуль «Дошкольное образование» информационной системы образовательных услуг «Виртуальная школа» выбрали большинство муниципальных образований Белгородской области. В Валуйском, Белгородском, Борисовском, Грайворонском, Корочанском, Ровеньском, Новооскольском районах и г. Белгороде применялись другие информационные системы, с помощью которых граждане также могли в электронном виде подать заявленние о постановке ребенка на учет для предоставления места в детском саду. Например, в г. Белгороде электронная очередь велась с 2008 г. с использованием программного продукта одной из ведущих российских компаний, а ссылка на вход в электронную очередь размещалась на сайте органа управления образованием администрации г. Белгорода.

Основные функции муниципальных органов управления образованием и дошкольных образовательных организаций при регистрации электронных заявлений о приеме детей:  • заполнение и регистрация заявлений в электронном реестре;  • обработка поступивших заявлений в электронном реестре; • информационная поддержка населения по вопросам регистрации заявлений;

 • рассмотрение споров и разногласий, возникающих при регистрации электронных заявлений.

Интеграция с федеральной системой электронной очереди в ДОУ

В декабре 2013 г. департамент образования Белгородской области инициировал включение региона в перечень пилотных площадок для участия в опытной эксплуатации возможностей интеграции региональных информационных систем ведения электронной очереди с федеральной системой показателей электронной очереди. Опытная эксплуатация проводилась совместно с Государственным научно-исследовательским институтом информационных технологий и телекоммуникаций, который определен Минобрнауки России в качестве организации, ответственной за разработку и информационно-методическое сопровождение федеральной системы электронной очереди. В ходе интеграции был приведен в соответствие с федеральным ресурсом технический формат региональной информационной системы; добавлены поляс дополнительными показателями; обеспечена возможность ежедневного сбора аналитической статистики и автоматической выгрузки всех отчетов по защищенным каналам на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. В связи с участием в интеграции с федеральной базой данных были реализованы мероприятия по созданию единого регионального информационного ресурса по учету детей при зачислении в дошкольные образовательные организации. В рамках данных мероприятий был издан приказ департамента образования Белгородской области от 29.11.2013 № 3008 «О создании регионального информационного ресурса по учету детей на зачисление в дошкольные образовательные организации». В декабре 2013 г. состоялось рабочее совещание с руководителями муниципальных органов управления образованием по использованию единого программного продукта для регистрации электронных заявлений о приеме детей в дошкольные организации. Затем со специалистами всех муниципальных образований, курирующих работу по внедрению электронной очереди, было проведено совещание-семинар по работе с региональным информационным ресурсом. В целях организационного и методического сопровождения процедуры заполнения регионального информационного ресурса в муниципальные органы управления образованием направлен ряд инструктивных писем с рекомендациями:

• о порядке комплектования дошкольных образовательных организаций;

• об организации процедуры заполнения регионального информационного ресурса;

• актуализации информации об услуге на портале государственных и муниципальных услуг;

• обеспечении информирования граждан о возможностях получения услуги в электронном виде.

Для организации процедуры внесения в региональный информационный ресурс сведений о негосударственном секторе дошкольного образования департаментом образования Белгородской области были направлены информационные письма учредителям частных детских садов.

Кроме того, в постановление Правительства Белгородской области от 10.02.2014 № 20-пп «О поддержке альтернативных форм предоставления дошкольного образования» включена рекомендация органам местного самоуправления о процедуре внесения и систематического обновления данных о частных дошкольных организациях и их воспитанниках в региональном информационном ресурсе.

 Кроме того, приказом департамента образования Белгородской области от 15.05.2014 № 1680 были назначены лица, ответственные за ведение муниципальных страниц регионального информационного ресурса. В настоящее время все органы управления образованием муниципальных районов и городских округов Белгородской области подключены к модулю «Дошкольное образование» единой региональной информационной системы образовательных услуг «Виртуальная школа», обеспечивающей прием заявлений, постановку на учет и комплектование дошкольных образовательных организаций в электронном виде.

Интеграция системы электронной очереди Белгородской области с федеральной системой показателей электронной очереди была завершена в установленные сроки – до 25 декабря 2013

Выполнение федеральных требований по созданию электронной очереди в ДОУ

Специалистами департамента образования Белгородской области и разработчиками региональной информационной системы изучены унифицированные функционально-технические требования к региональному информационному ресурсу, обеспечивающему прием заявлений, учет детей, находящихся в очереди (электронная очередь в ДОО), постановку на учет и зачисление детей в дошкольные образовательные организации в субъектах Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 28.11.2013 № 08-1880). Разработчиками региональной информационной системы электронной очереди осуществлены мероприятия по приведению региональной информационной системы в соответствие с требованиями Минобрнауки России.

Защита персональных данных. Региональная информационная система защищена от несанкционированного доступа на основании положений следующих нормативных правовых документов по защите персональных данных:

 • требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утв. постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119;

 • состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утв. приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 № 21.

Выбранные для регионального информационного ресурса средства защиты информации прошли в установленном порядке процедуру оценки соответствия. В качестве дополнительных средств используются встроенные механизмы защиты системного и прикладного программного обеспечения. Применяемые средства обеспечивают комплексную систему защиты персональных данных, безопасность их обработки во всех сегментах и на всех узлах информационной системы.

Учет пожеланий родителей. Форма для заявления родителей содержит не только анкетные данные заявителя и ребенка, но и информацию о предпочтительной дошкольной образовательной организации, годе поступления, режиме пребывания, образовательной программе, а также о потребности в группе компенсирующей или оздоровительной направленности и наличии льгот на первоочередное (внеочередное) получение места.

Автоматизированный расчет очереди. Региональный информационный ресурс обеспечивает оперативность обработки статистических данных и формирования отчетов по заданным параметрам, например: по дате подачи за- явления; году поступления; отдельным дошкольным организациям или муниципальному образованию (региону); возрасту или полу ребенка; наличию льгот и др. При этом возможность распределения очередников в дошкольные образовательные организации «вручную» исключена. На сегодняшний день во всех регионах РФ активно разрабатываются или корректируются программы строительства объектов социальной сферы, в т. ч. детских садов. Для оптимального планирования потребности в финансировании, определения наиболее «проблематичных» населенных пунктов необходимо использовать объективную информацию о численности детей, желающих получать дошкольное образование, не только в настоящий момент, но и прогнозировать потребность на несколько лет вперед с учетом демографии.

Учитывая то, что дети, достигшие трехлетнего возраста, в основном уже зарегистрированы в региональном информационном ресурсе, прогноз дефицита мест на последующие годы для детей в возрасте от 3 до 7 лет производится на основе данных региональной электронной базы. Однако оценить перспективную потребность населения в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от 1 года до 3 лет, используя только информационный ресурс, невозможно.

 Это связано с тем, что численность детей данной возрастной категории, претендующих на получение места в дошкольной организации, ввиду раннего возраста и продолжения процесса регистрации в региональной электронной базе не является окончательной. В условиях отсутствия на федеральном уровне единых требований, подходов или алгоритмов расчета прогноза дефицита дошкольных мест, в целях анализа потребности населения в дошкольных образовательных организациях и эффективного планирования мероприятий по созданию новых дошкольных мест департаментом образования Белгородской области разработана и утверждена Методика оценки потребности населения в дошкольных образовательных организациях.

Данная методика предусматривает расчеты на основании демографических данных, сложившегося уровня потребности населения в услугах дошкольного образования, данных регионального информационного ресурса, с учетом проектной мощности функционирующих дошкольных организаций и запланированных мероприятий по созданию дополнительных мест.

Перевод ребенка в другой детский сад. Региональный информационный ресурс позволяет фиксировать и удовлетворять пожелания родителей, которые получили путевку в детский сад, но претендуют на перевод в другую образовательную организацию в пределах одного муниципального образования. В соответствии с федеральным планом-графиком мероприятий по формированию федеральной информационной системы единой федеральной базы показателей ведения электронной очереди к концу 2014 г. планируется обеспечить гражданам возможность учета параметров их заявлений (дата регистрации, год поступления и др.) при переезде из одного муниципального образования или региона РФ в другой.

Взаимодействие с социальными службами. Перспективным направлением развития регионального информационного ресурса является обеспечение возможности его интеграции с базами данных органов записи актов гражданского состояния, опеки и попечительства, социальной защиты населения. Это позволит получать и эффективно использовать единую статистическую информацию для прогнозирования и реализации всех направлений социально-экономического развития на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Преимущества и недостатки электронной очереди

Безусловно, внедрение региональной информационной системы ведения электронной очереди повысило прозрачность процесса зачисления воспитанников в дошкольные организации. Электронная очередь позволяет родителям зарегистрировать ребенка дистанционно без посещения органа управления образованием или руководителя детского сада. Благодаря этому исключается коррупционная составляющая, родители экономят время. Наличие в стране единого информационного ресурса ведения электронной очереди способствует повышению доверия родителей к процедуре постановки детей на учет и зачисления в дошкольную организацию. Кроме того, с помощью системы электронной очереди органы власти могут эффективно управлять и контролировать предоставление муниципалитетами данной услуги, прогнозировать потребность населения в новых детских садах. Вместе с тем некоторые аспекты системы электронной очереди требуют совершенствования.

Так, например, предстоит обеспечить:

• наличие на федеральном уровне единого типового регламента предоставления услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования;

 • правовые основания, обязывающие частные дошкольные образовательные организации вносить сведения о воспитанниках в единую базу данных электронной очереди;

 • возможность учета детей, получающих услуги дошкольного образования, присмотра и ухода в негосударственном секторе и в вариативных формах дошкольного образования на базе муниципальных образовательных организаций, не в «актуальной очереди», а в «отложенном спросе», поскольку на эти цели также расходуются бюджетные средства.

Порядок движения очереди в ДОУ – Ребенок в детском саду

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, каков порядок движения очереди в детские сады для нельготных категорий в Москве (СВАО). Описано ли это в каком-нибудь документе? В Интернете ничего найти не смогла, а в комиссии по комплектованию сказали, что у них такого документа вообще нет.

Дело в том, что когда мы подавали заявление на садик, в комиссии нам объяснили этот порядок следующим образом:

  • места предоставляются в порядке очередности поступления заявлений родителей,
  • очередь единая по району,
  • когда подойдет наша очередь, нам будет выдана путевка в указанный нами детский сад, а при отсутствии мест в нем будут предложены другие детские сады района,
  • при появлении свободного места в любом из детских садов района его предлагают «ближайшим очередникам».

Мы указали ближайший к нашему дому детский сад. Места в нем нам не досталось — в него самая большая очередь и он самый переполненный. И тут оказалось, что очередь — не единая по району, что очереди комиссия ведет в каждый садик отдельно. Другие садики никому не предлагают — рассматривают только один, тот, который указан в заявлении первым. И те, кто вставал в очередь после нас, но указал не такой популярный садик, место получил, а мы — нет.

Из того, что я слышала и читала — вроде бы очередь должна быть единой по району. Подскажите, как должно быть? С уважением, Ольга

Отвечает Ирина Гилета, юрист:

Добрый день, Ольга. Порядок комплектования дошкольных государственных учреждений города Москвы закреплен в соответствующем документе и утвержден приказом Департамента образования города Москвы от 28 марта 2006 года № 157.

Данный документ действительно не содержит алгоритма действий при определении ребенка в учреждение. Однако из него совершенно четко следует, что регистрация детей осуществляется в единой Книге учета будущих воспитанников государственных образовательных учреждений и в Автоматизированной системе учета очередности в государственные образовательные учреждения. Книга учета должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью окружного управления образования Департамента образования города Москвы. Данные электронные реестры детей ведутся порайонно. Никакого другого учета детей быть не может.

Непосредственно в детских садах ведется Книга учета движения детей, которая предназначена для регистрации сведений о детях и родителях (законных представителях) и контроля за движением контингента детей в Учреждении, не более того. Распределение мест и тем более выдача путевок не относится к компетенции администрации детского сада. Комплектование учреждений осуществляет постоянно действующая Комиссия по комплектованию Учреждений, которые создаются в каждом районе во всех административных округах города Москвы. В районах с количеством Учреждений свыше 25 создаются две Комиссии.

Согласно указанному акту в первую очередь в детские сады принимаются дети граждан, имеющих определенные льготы. Комиссия имеет право регулировать количество путевок, выделяемых в детские сады для детей, имеющих преимущественное право на зачисление.

Указание желаемого образовательного учреждения, безусловно, не является единственно возможным вариантом, который Вам обязаны предложить при распределении мест. Кроме того, если рассматривать приложения к указанному приказу Департамента образования г. Москвы (в частности Приложение № 1), становится очевидным, что указание конкретного детского сада, а также даты начала посещения его являются всего лишь «планируемыми». В ином случае, почему же к планируемой родителями дате поступления ребенка в образовательное учреждение нет такого же категоричного отношения?….

В случае, если Вы усматриваете серьезные нарушения Ваших прав, обратитесь с письменной жалобой на действия комиссии в вышестоящий орган образования либо органы прокуратуры.


Смотрите также