Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Обучение для русских в швеции


Обучение в Швеции

Швеция привлекательна как страна с высоким уровнем жизни и стабильной экономикой. Здесь расположены головные офисы многих известных компаний, а возможности для обучения и построения карьеры просто безграничны.

Плюсы

  1. Высокое качество образования. Скандинавские страны вообще отличаются серьезным подходом к образованию и ставят качество выше престижа. Швеция не исключение. На родине многих нобелевских лауреатов и самой премии ценят новаторство, современные технологии и креативность.
  2. Большой выбор учебных программ на английском языке. Кроме того, английский язык очень распространен в Швеции и за стенами университетов.
  3. Налаженное международное сотрудничество и программы обмена с вузами в других странах. В Швеции также много частных школ с международными программами.
  4. Высокий уровень жизни и безопасность. Швеция - одна из самых благополучных стран Европы.

Минусы

  1. Плата за обучение. С 2011 года студенты, не являющиеся гражданами стран Евросоюза, должны платить за учебу в шведских вузах. За обучение в бакалавриате придется платить, а вот на магистерских программах есть возможность получать стипендию.
  2. Жизнь в Швеции недешевая. Аренда жилья, продукты и услуги стоят дорого.

Образовательная система Швеции постоянно находится в поле внимания правительственных организаций, полностью контролируется Министерством образования страны. До 1989 года даже содержание учебных программ утверждалось Парламентом Швеции, сейчас созданием единых национальных программ занимаются специальные комиссии.

Система образования претерпела ряд реформ, направленных на демократичность, доступность учебы, общенациональное планирование обучения. Все ступени учебы бесплатны, образование отличается высоким качеством независимо от региона Швеции. Отличные результаты таких мер повысили общую привлекательность шведского образования для иностранцев, хотя многие преференции для шведских граждан им недоступны.

Образование начинается с привития навыков обучение в детских садах. Здесь нет определенных программ, обязательного обучения чтению, письму. Образовательные занятия проводятся индивидуально, в маленьких группах, в игровой форме. Посещение детского сада не обязательно, так же как учеба в подготовительных классах, существующих для шестилетних детей.

Школьное образование

Последняя реформа образования (1991 г.) объединила все школы страны (в частности - профессиональные училища) в единую структуру. В ее рамках отдельным учебным заведениям придается самостоятельность в определении длительности, места, набора дисциплин при обучении различным специальностям,

Обязательное школьное образование начинается с семилетнего возраста. Обязательным является базовое школьное образование (до 16 лет), На практике подавляющее большинство молодежи продолжает учебу в высшей средней школе до 19 лет.

Базовая школа разделена на три этапа (1-3, 4-6, 7-9 классы). Это деление скорее формально, так как в шведской школе нет оставления на второй год, переходных, выпускных экзаменов.

После базовой школы альтернативой академической трехлетней гимназии (направленной на университетское образование) могут быть профессиональные одногодичные, технические двухгодичные программы, обучение в высшей народной школе.

Технические, академические гимназии целенаправленно готовят учеников к учебе в высших школах, университетах. Соответствующим образом построены учебные программы. Ярким моментом проявления государственной политики становится получение учащимися с 16 до 20 лет финансовой помощи, покрывающей дополнительные расходы (предполагаемые затраты на проезд, питание, проживание).

Высшее образование Швеции

Высшие учебные заведения Швеции (свыше 50 ВУЗов) четко разделены на университеты, университетские колледжи, профессиональные институты. Большинство ВУЗов университетского сектора работают по Болонской системе.

Академические степени в Швеции приведены к международному стандарту «бакалавр – магистр – доктор». Существующие промежуточные степени не имеют практического значения.

Университетские колледжи различны по предлагаемым программам обучения. Многие колледжи обучают только до уровня «advanced». Специализация, научные исследования других колледжей зависят от сотрудничества с региональными промышленными предприятиями, для которых готовятся кадры. Многие колледжи специализированы на одной профессии - педагогике, ветеринарии, конкретной инженерной специальности, бизнес – менеджменте.

Бесплатное обучение в ВУЗах не отменяет расходов на проживание. Но каждый шведский студент в течение шести лет может рассчитывать на финансовую помощь государства.

Поступление российских абитуриентов в шведские ВУЗы осложняется разным сроком среднего образования, сдачей международных тестов на знание английского, шведского языка (тест TISUS), возможным вступительным экзаменом (в форме интервью), оформлением студенческой въездной визы.

Кроме того, необходимо банковское подтверждение наличия средств на проживание, медицинская страховка. Иностранные абитуриенты обязательно подписывают обязательство покинуть Швецию после окончания учебы. Официальная работа иностранным студентам разрешена только в летние каникулы.

Лучшим путем поступления для российских абитуриентов становятся бесплатные годичные подготовительные курсы, которые существуют при лучших ВУЗах Швеции, университетах Гетеборга, Упсалы, Лунда, Стокгольма. 

Читайте далее:

Полезные ссылки

Уехать, чтобы учиться: образование в Швеции

Уехать, чтобы учиться: образование в Швеции

Швеция не столь популярна у российских студентов, как, например, США, Великобритания или Франция. Однако качество ее образования ничем не уступает мировым стандартам, а выбор магистерских программ в технических и гуманитарных университетах гораздо шире. «Бумага» узнала, почему шведское образование стало платным, как иностранцу получить достойную стипендию и какие перспективы открываются перед выпускниками местных вузов. Заместитель генерального консула Швеции Кристина Юханнессон рассказала о наиболее востребованных программах у российских студентов, престижных университетах, а также объяснила, как государство пытается модернизировать систему образования и что делает маленькую страну привлекательной для иностранных студентов. Система образования в Швеции предполагает девять лет начального обучения в школе, затем три года гимназии и только после этого — поступление в университет. Система высшего образования за последние годы претерпела множество перемен. Университеты стараются приспосабливаться к болонской многоуровневой системе образования. Что касается, например, гуманитарных наук, то студент имеет возможность выбрать себе курс на полгода или на год, завершив который, он ищет следующий и продолжает учиться. Такая система дает много свободы: человек может год поучиться на историческом факультете, потом изменить направление и выбрать, допустим, психологию. Многие критики говорят, что это превращает учебу студентов-гуманитариев в вечный процесс, — в то время как программы естественных наук четко регламентированы и длятся три с половиной или четыре года. К наиболее престижным университетам исторически относили три заведения — Лундский (71 место в мировом рейтинге QS), Уппсальский (81 место) и Королевский технологический институт (142 место). Конечно, мы обращаем большое внимание на международные рейтинги, хотя иногда не совсем согласны с тем, что первые двадцать позиций занимают университеты одной страны — США. Согласно шведским рейтингам VHS лучшими были признаны пять учреждений: Каролинский институт, Стокгольмская школа экономики, Шведский университет сельскохозяйственных наук, Королевский технологический институт, Уппсальский университет. Наиболее популярными направлениями в Швеции считаются юриспруденция, социология, психология, врачебное дело. Среди российских студентов больше востребованы естественные науки и технические специальности. Лет двадцать назад государство приняло решение, что высшее образование должно быть представлено во всех регионах, поэтому открылось большое количество новых, так называемых молодых вузов. Многие вузы преуспевают, потому что вовремя налаживают связь с промышленностью и местными компаниями, которые могут представить место для практики и стажировки. Огромное финансирование получают естественные науки, это традиционно было так. А сейчас еще проводятся специальные кампании для привлечения студентов к техническим и естественным наукам, поскольку в течение многих лет в Швеции острый дефицит специалистов этих областей. Молодежь по всей Европе, как впрочем и в России, идет в экономику, юриспруденцию. Сегодня перспектива стать инженером не очень привлекательна, поэтому университеты всячески пытаются создать интересные программы и наладить сотрудничество с компаниями, чтобы у студентов была реальная возможность проходить практику и устраиваться на работу. Практически все программы бакалавра на шведском языке, поэтому речь идет о программах магистра и докторских, большинство из которых на английском. Подробная информация на русском языке содержится на сайте Sweden.se, через который проходит весь поток документов. Абитуриент создает аккаунт и выбирает программы, которые наиболее ему интересны, — можно выбрать только четыре магистерских программы — и следит за обработкой документов. Оригиналы отправляются в Швецию, в единую организацию University Admissions, там же студент получает сообщение о поступлении. Большинство магистерских программ на английском языке, даже для шведов, поэтому уровень знания необходимо подтвердить сертификатом. Средний уровень TOEFL — 90 баллов. Несколько лет назад образование в Швеции стало платным для иностранцев. Это было связано с необходимостью адаптироваться к образовательной структуре Евросоюза, в большинстве стран которого введена плата за обучение для студентов из стран, не входящих в союз. Нельзя сказать, что этот процесс прошел гладко: многие выступали против, говоря, что Швеция — маленькая страна, которая не славится на весь мир как образовательный центр, и количество студентов может значительно сократиться из-за введения платы. Но закон был принят. В качестве компенсации правительство учредило несколько стипендиальных программ для иностранцев.

Расходы студента для подготовки к учебе в Швеции

Плата за учебу в шведском университете

80 000–140 000 крон за год

Членский взнос в студенческий союз 50–350 крон
Необходимый баланс на счету в банке 7300 крон
Регистрационный взнос в вуз 900 крон
Расходы на книги 750 крон
Есть два вида финансовой поддержки. Во-первых, сам университет может предоставить студенту помощь: часто у вузов есть свои стипендиальные программы, которые покрывают часть расходов на обучение, иногда и всю стоимость, но не проживание. Второй вариант — стипендия для магистров и аспирантов Visby от организации Шведский институт. Это государственное учреждение, занимающееся распространением информации о Швеции в мире. Эта стипендия покрывает расходы на обучение, а помимо этого, студенту ежемесячно выплачивается 9000 крон. Стипендия рассчитана на пять стран: Россию, Украину, Белоруссию, Грузию и Молдавию. Ежегодно выдается около 500 стипендий. В этом году стипендию получили 15 российских студентов-магистров и 9 соискателей — на докторские и исследовательские программы.

Расходы студента на проживание в Швеции

Жилье 3200 крон
Еда 2000 крон
Одежда 50 евро
Интернет, телефон 300 крон
Страховка 250 крон
Развлечения, спорт 750 крон
По последним данным, количество студентов не сильно уменьшилось, а вот поток студентов из дальних стран — Китая, Индии, Пакистана — сильно сократился. Например, в 2009 году в Швеции училось 512 российских студентов, в 2013 — 653, а в последний год уехало 587. Пока стипендии распределяются равномерно, нет определенных приоритетных направлений. Если соискатель смог сформулировать и написать заявку, у него есть четкие цели, то он пройдет. Но по статистике, больше российских студентов попадает на технические направления. Швеция, как и любая страна, которая не числится среди известных образовательных центров, но которая все же хочет привлекать иностранных студентов, должна очень хорошо подумать и разработать несколько доступных программ. Важны условия приема. Необходимо также, чтобы иностранные студенты проходили практику в местных компаниях. Над этим шведским вузам стоит еще работать.

История Марии Крючек, выпускницы Политехнического университета

Училась в Гетеборгском университете.

Направление: международные исследования.

Фото: Анна Рассадина / «Бумага»

Мы занимались такими глобальными проблемами, как выращивание риса в Индонезии, в российских реалиях этого не существует и фраза «Я буду спасать мир от голода» звучит смешно

Об образовании здесь и там

Я училась в Петербургском политехническом университете на факультете международных образовательных программ. В качестве специализированного направления выбрала Северную Европу и стала учить шведский язык. Фактически, самое ценное, что я вынесла из университета, — это знание языка и любовь к Швеции. Я училась в Гетеборгсксом университете на факультете Global studies, который занимается масштабными социальными исследованиями. Вообще, в Швеции очень много хороших университетов, причем качество образования не зависит от того, в каком городе ты находишься. Все города специализируются на своей области: моя тема наиболее глубоко изучалась в Гетеборгском университете, а, например, в Стокгольме очень сильна экономика. Там находится Высшая школа экономики и юриспруденции, в столице также находится крупнейший в Скандинавии госпиталь Karolinska при Каролинском университете, где готовят очень хороших медиков. У меня была двухлетняя программа, присутствовать на лекциях нужно было весь первый год и два месяца второго года. Остальное время отводилось на практику и написание диплома, чем я сейчас и занимаюсь. Система отличается от нашей: мы изучаем одновременно несколько предметов, а затем сдаем экзамены — там же один курс тянется два месяца, в течение которых студент ничем другим не занимается, а затем сдает итоговую работу. На подготовку диплома выделяется три года. Из-за такой свободной системы я пока что его не завершила.

О стипендиях и жилье

В Швеции хорошая стипендиальная система для русских. Например, доступные стипендии обеспечивает Шведский институт. Я помню, что шведы очень часто меняли условия получения стипендий: в один год заявки могли подать студенты всех специальностей, а в год моего поступления они ввели ограничения, выбрав приоритетные направления — информационные технологии, европейские отношения и еще несколько программ, по которым выдавались стипендии. Хотя моя специальность не вошла в этот список и я не получила финансирование, зато сам университет выдал единовременную стипендию в 17 тысяч крон — при очень скромных расходах этого бюджета должно хватить на три-четыре месяца. Стипендия это довольно странная: чтобы подать на нее заявку, не нужно было предоставлять никаких работ. Любой иностранный студент может ее получить, но общая сумма варьируется от раза к разу — ты можешь получить и 100 крон, и 20 тысяч крон. Для студентов существует очень много источников финансирования и поддержки, если внимательно следить за обновлениями на сайте вуза, можно получить несколько различных стипендий: деньги, к примеру, выдаются за курсовые работы, на исследовательские проекты или организацию семинара. Жила я во время учебы в квартире со своими подругами, она находилась в центре и стоила около семи тысяч крон. Однокомнатная квартира в самом престижном районе Гетеборга обходится в пять тысяч, около 500 евро.

О практической пользе обучения

К сожалению, специальности, на которой я училась, в России не существует. Мы занимались такими глобальными проблемами, как выращивание риса в Индонезии, в российских реалиях этого не существует и фраза «Я буду спасать мир от голода» звучит смешно. У шведов есть четкое понимание механизмов и программ, которые действительно работают. В Швеции есть Агентство по содействию международного развития SIDA. В России это совсем не актуально. Сейчас я собираюсь писать диплом на тему «Планирование бюджета города с учетом гендерной разницы». Правда, эта тема также не развита в России. Пока не знаю, как мне образование поможет в карьере в России.

История Григория Кошмака, выпускника Политехнического университета

Учился в Университете Оребро.

Направление: робототехника.

Здесь все устроено довольно капиталистически. Университет отталкивается от рынка: они понимают, какие специальности наиболее приоритетны, и создают под них специальные программы

О запросах рынка на образование

Мой университет известен робототехнической лабораторией, на базе которой была создана моя магистерская программа. Это обычный средний университет Швеции. Существует сильная университетская база в Уппсале, очень серьезный университет в Лунде и несколько в Стокгольме и Гетеборге. Остальные находятся на одном, довольно среднем, уровне, но пытаются дотянутся до лидеров образовательного рынка. Я думаю, самое примечательное в моем университете, что здесь учился Свен-Еран Эрикссон, который возглавлял сборную Англии. Если говорить статистически, то моя специальность достаточно востребована: большинство моих однокурсников без проблем нашли себе рабочие места или уехали за границу, в аспирантуру, продолжать заниматься наукой. Государство выделяет большие дотации на образование. Здесь все устроено довольно капиталистически. Университет отталкивается от рынка: они понимают, какие специальности наиболее приоритетны, и создают под них специальные программы. Допустим, сейчас очень популярна специальность гражданского инженера и во многих вузах появилась такая программа. Нет запроса государства, есть запросы рынка, на которые откликается каждый вуз.

Об инвестициях государства и бизнеса в вузы

Я оканчивал магистратуру и работал над своим исследованием, посвященным дистанционному измерению физиологических параметров на базе Android: мы брали сенсоры, которые находились на пациенте, соединяли их с телефоном, проводили минимальный анализ и посылали сигнал доктору для оценки состояния. Это было нужно для того, чтобы не возить человека в больницу, но иметь возможность в то же время проверять его состояние. Под этот проект, который я начал делать как аспирант, были выделены деньги из инвесторской компании, в этом также довольно активно участвует Европейский союз. В аспирантуре тебе платят уже зарплату. В каждом университете есть фиксированная ставка, возможно, она варьируется в зависимости от вуза, но разброс незначительный. Стандартная сумма составляет около 20 тысяч крон. Я получаю эти деньги от университета, а он, в свою очередь, от инвесторов, которые спонсируют конкретный проект. Что буду делать дальше — это сложный вопрос. Я пришел к выводу, что не место важно, а ты в этом месте. И если я вернусь в Россию, то ничего не потеряю. Однако я все время задаю себе вопрос: что я буду делать, приехав домой? Будет ли моя область исследований так же востребована, как в Швеции? Совершенно точно, что мне придется идти по головам, находить дядю, папу, свата, брата, чтобы попасть в нужное место, в нужное время. В Швеции гораздо проще. Почему — не знаю, этим вопросом я задаюсь на протяжении всех лет, что здесь живу. И постепенно это становится для меня риторическим вопросом. Если в Швеции ты сталкиваешься с какой-то проблемой, которая в принципе не должна была возникнуть, то есть миллион возможностей обратить внимание инстанций на это и в конечном счете ее устранить.

Об отношении к учебе

Если говорить об отношениях между студентами и преподавателями, то здесь более расслабленная атмосфера. Если студенты приходят учиться, то это не потому, что им грозит армия и надо во что бы то ни стало отсидеть все четыре года, быстренько свалить на заранее подготовленное место в каком-то уютном офисе. В Швеции люди приходят в университеты, чтобы учиться. Это ребята 20–23 лет, которые посмотрели мир, поработали на разных позициях и определили для себя, чем они хотят заниматься. Они целенаправленно поступили в вуз, чтобы получить необходимые знания. Отсюда и совершенно иной подход: профессор, который ведет семинары, воспринимается не как зануда, читающий скучную лекцию, а как эксперт, который дает тебе полезную информацию. Здесь нет зачетных недель, никто ничего не заставляет делать и из-под палки не гонит сдавать долги. Если не успел, сдашь потом — твои проблемы. Но некоторые этой свободой пользуются и учатся по два или по три года, хотя на программу был отведен лишь один.

История Юнны Мальцевой, выпускницы исторического факультета

Училась в Шведском сельскохозяйственном институте.

Направление: водные ресурсы.

Перед защитой диплома я проходила практику в областной администрации острова Готланд: смотрела, как устроена работа в администрации, и думала, что этот опыт поможет мне в России. К сожалению, моя задумка не осуществилась

О демократии в образовательном процессе

В Петербурге я училась на кафедре исторического регионоведения — это довольно новая и прогрессивная кафедра. Я изучала взаимоотношения России и Швеции в начале XIX века. Когда касаются Смутного времени, в основном говорят о том, что происходило в Москве. А на Северо-Западе тоже было много событий, связанных с русско-шведскими отношениями. Я начала исследовать эту тему, но на втором курсе поняла, что было бы здорово посмотреть на шведскую историографию, для чего необходимо было знать язык. И в 2007 году я поехала в Лундский университет изучать шведский и искать необходимую литературу. Второй раз я поехала в Швецию, когда поступила в магистратуру Шведского хозяйственного института в Уппсале на программу «Менеджмент и коммуникация в сфере окружающей среды». С первых занятий бросилось в глаза, что учебный процесс совершенно по-другому построен. Все говорят о шведской демократии — за свободу, за взаимное уважение прав. То же самое и в университете — много свобод и демократии в рамках отдельно взятой группы. В Швеции ты вообще ничего не учишь, все экзамены были письменные: нам давали список вопросов на дом и к определенному сроку мы приносили готовые работы на проверку. По большому счету, что я буду делать, чтобы ответить на эти вопросы, решать мне. Русскому студенту поначалу кажется, что это халява.

О студентах и работе в команде

Мы писали наши дипломы вдвоем, а иногда и втроем. Могу предположить, что такая система дает возможность не только исследовать тему, которую ты взял, но и помогает научиться работать в коллективе. Вообще, отличительная черта образования за рубежом — в том, что большая часть работы происходит в группе. Ведь в жизни проекты в одиночку не делаются, какие бы они ни были. При такой плотной совместной работе вставал вопрос о коммуникации: как построить работу, чтобы найти компромисс? Я работала в паре с девочкой-шведкой. По моим наблюдениям, шведы очень мягкие, тактичные, но требовательные. В диалоге они никогда не скажут: «Я считаю так», у нас это считается нормальным, а для них слишком резко. Они будут очень обходительно и тактично подбираться к теме: «А как вы считаете, возможно, было бы лучше, если бы мы посмотрели на это с другой стороны». И в работе над дипломом никогда не было ультиматумов или каких-то резких требований, все решалось мирно и очень вежливо. Но это вовсе не значит, что к ним можно было сесть на шею и диктовать свое. За этой мягкостью есть стержень, который им помогает отстаивать свое мнение. Поскольку я тоже не люблю выходить за рамки дедлайнов, то нам это помогало быть дисциплинированными.

О практике в Швеции и работе в России

Я писала диплом на тему «Влияние общественности на формирование политики по водным ресурсам», в частности, речь шла о Водной рамочной европейской директиве. Мне хотелось писать работу по нашей общей Балтике: как на нее влияет Россия, как на нее влияют европейские страны и как мы можем сотрудничать? Сложность в том, что законодательство разнится: например, рамочная директива действует на национальном уровне и в пределах Евросоюза, а тут еще появляется Россия, которая не входит туда, и эта директива для нее не является обязательной, но при этом отношения нужно регулировать. Перед защитой диплома я проходила практику в областной администрации острова Готланд: смотрела, как устроена работа в администрации, и думала, что этот опыт поможет мне в России. К сожалению, моя задумка не осуществилась. Вернувшись домой, я начала штудировать министерство природных ресурсов, а потом сунулась в одну из госконтор и подумала: «Ой, а что это за две большие разницы?». Там мне откровенно и честно объяснили, что с моими языками, прекрасным образованием и опытом я буду работать у них строго по регламенту, то есть перебирать бумажки и отправлять их в Москву. Видимо, у меня не хватило достаточно сил и воли бороться с бюрократией, и я пошла в некоммерческую организацию «Друзья Балтики», где работала около полутора лет. И там было действительно интересно работать. Организация имеет несколько международных проектов, там я смогла применить те знания, которые получила в Швеции, — и написание проектной заявки, и разработка самого проекта, и проведение международных конференций. Работа на такую организацию, конечно, меня воодушевила. Хотя, признаюсь, был большой соблазн остаться в Швеции. ТЕГИ: Образование за рубежом

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

На учебу в Швецию: шаг за шагом - Швеция

Многие организации (и большинство шведских университетов) предлагают иностранным студентам гранты. Если для учебы в Швеции вам необходима финансовая поддержка, лучше узнать о таких возможностях до подачи заявки на программу. Некоторые гранты, например, программа Висбю, привязаны только к определённым учебным программам, и поэтому стоит внимательно изучить критерии, прежде чем отправлять заявку.

Шаг 5. Подаем заявку на программу

Подать заявку лучше за несколько дней до дедлайна, указанного на Universityadmissions.se  – чтобы избежать спешки, загружая все необходимые документы. Сопроводительные документы и подтверждение оплаты за рассмотрение заявки (или подтверждение освобождения от такой платы) необходимо предоставить через тот же сайт в течение примерно двух недель после подачи заявки.

Шаг 6. Подаем заявку на грант

Для тех, кто заинтересован получить, например, грант от Шведского института, хронология действий такова. Заявление на программу обучения вы подадите в середине января, а заявление на получение гранта от Шведского института  – в феврале (точный дедлайн для текущего года указан по ссылке). Инструкции по подаче документов и заполнению форм ежегодно обновляются на странице каждого грантодателя до начала приема заявок.

Шаг 7. Держим кулаки!

Håll tummarna — так по-шведски звучит фраза “скрестить пальцы”. Если вы подали заявление до середины января, результаты отбора вам сообщат в конце марта. А затем вас ждет самое интересное: принять предложение, подготовиться и отправиться в Швецию!

Вперед! Желаем удачи.

Учеба и обучение в Швеции, образование в Швеции для русских стоимость в 2018 году

Королевство Швеция – страна с высоким уровнем жизни, ежегодно привлекающая молодых людей из других государств. Дипломы университетов ценятся многими работодателями во всём мире, поэтому образование в Швеции, полученное молодым специалистом, помогают быстро продвигаться по карьерной лестнице.

Посещение детского сада (по-шведски dagis) считается необходимым этапом успешного воспитательного процесса. Учреждения для дошкольников можно найти даже в небольших населённых пунктах. Согласно статистике, дошкольное образование получают не менее 80% детей.

Система дошкольного образования в Швеции не предполагает подготовку к следующему этапу обучения. Воспитание направлено на получение ребёнком первых навыков общения со сверстниками различных рас и национальностей. Большую часть времени малыши проводят на прогулке, что благоприятно сказывается на их здоровье. Посещение детского сада стоит недорого: родители тратят не более 3% своих доходов. Дети из малоимущих семей имеют право посещать дошкольное учреждение бесплатно.

Посещение основной школы (grundskola) обязательно с 1 по 9 класс. В учебное учреждение принимают после собеседования. Если у ребёнка выявлены отклонения в развитии, его могут отправить в särskola (для детей с психическими отклонениями) или в specialskola (для детей с физическими отклонениями). Первые несколько лет пребывания в grundskola направлены на социализацию. Получение знаний не является ведущей деятельностью. До 5 класса оценок не ставят и не оставляют на второй год. Для школы характерны следующие особенности:

  1. Среднее образование является бесплатным для всех подданных королевства и официальных иммигрантов. Родители не обязаны делать каких-либо взносов. Бесплатно предоставляются не только учебники, но и обеды, канцелярские принадлежности и даже проездной билет, если ученик проживает далеко от места учёбы.
  2. Физкультура считается одной из важнейших дисциплин.
  3. В некоторых школах учащиеся могут бесплатно научиться играть на одном музыкальном инструменте.
  4. Школьный учитель играет важную роль в жизни ребёнка. Он поддерживает связь с родителями, информируя их об успеваемости сына или дочери. К преподавателю допустимо относиться как к равному и называть его по имени.

Ученик, решивший продолжить обучение после 9 класса, переходит в гимназию. Подростку предстоит выбрать программу: академическую, техническую или профессиональную. Для перехода на новый этап нужно успешно сдать 3 вступительных экзамена: математику, шведский и английский языки. Обучение длится 2-3 года.

Получить среднее образование можно в высшей народной школе (folkhögskola). Здесь обучаются люди, не окончившие grundskola или выпускники гимназий. В народных школах по специальным программам обучаются иммигранты.

Система высшего образования в Швеции представлена университетами и университетскими колледжами. В университете больше академических дисциплин. Здесь можно получить докторскую степень. Колледжи предлагают только те знания, которые пригодятся на практике. Такое учебное учреждение нередко готовит специалистов для конкретного предприятия. Специфика шведских вузов:

  1. Чтобы стать студентом без вступительных экзаменов, необходимо успешно окончить гимназию.
  2. Учебная программа состоит из лекций и семинаров. Студент имеет право выбирать занятия для посещения.
  3. Чтобы переходить с одного курса на другой, нужно своевременно сдавать установленное количество зачётов и экзаменационных работ.
  4. Обучение в Швеции в высшем учебном заведении бесплатно для подданных королевства, граждан ЕС и некоторые стран, не входящих в Европейский Союз. С 2011 года иностранные граждане, не относящиеся к льготной категории, обязаны платить за учёбу от 7500 € до 21000 €.
  5. Резидент страны может рассчитывать не только на бесплатное обучение, но и на финансовую помощь от государства, помогающую покрывать расходы неработающего студента.

К наиболее популярным среди самих шведов и иностранцев университетам относятся:

  1. Стокгольмский Университет (Stockholm University). Предлагает широкий выбор программ, сотрудничает со многими вузами мира.
  2. Шведский университет аграрных культур (Swedish University of Agricultural Sciences). Вуз считается одним из лучших в сфере сельского хозяйства. Популярное направление – создание экологически чистой среды обитания.
  3. Университет технологий Лулио (Luleå University of Technology). Предлагает получить образование не только по техническим, но и по гуманитарным направлениям.
  4. Университет Умио (Umeå universitet). Предлагает более 1000 различных программ, некоторые из которых представлены на английском языке.
  5. Университет Лунда (Lund University). Вуз является крупнейшим исследовательским центром.
  6. Университет Карлстада (Karlstads universitet). Вуз предлагает несколько десятков образовательных программ.
  7. Университет Упсалы (Uppsala universitet). Даёт образование по большому количеству направлений и является старейшим вузом королевства.

Учёба в Швеции в вузе даёт возможность получить степень по европейскому стандарту:

  • Бакалавриат. Является основной программой высшего образования, доступной сразу же после окончания старших классов школы. Обучение длится 3 года, в течение которых бакалавр должен получить 180 академических кредитов (зачётов);
  • Магистратура. Предполагает более углублённое изучение предметов. Обучение длится 1-2 года и заканчивается написанием магистрской работы. За время учёбы необходимо получить 60-120 кредитов;
  • Докторантура. Содержание и длительность учебного курса зависит от высшего учебного заведения. Получение степени требует проведение научной работы и написание диссертации.
Есть вопросы по получению высшего образования в Швеции? Получите бесплатную консультацию!
  • Подбор учебных заведений с учетом ваших требований
  • Оформление документов и виз
  • Официальные цены на обучение без агентской комиссии
  • Полное сопровождение на всех этапах обучения
  • Наблюдение за вашим ребенком 24 часа (при необходимости)
Получить консультацию

Шведские школы принимают иностранных граждан. Учащемуся необходимо владеть английским. Однако получение навыков общения на шведском языке является обязательным. Для иностранцев предусмотрены специальные подготовительные классы, в которых они изучают язык королевства.

Среднее образование в Швеции для русских доступно в гимназии подросткам от 14 до 17 лет. Программа гимназии рассчитана на 3 года. Однако россияне могут учиться только год. В течение всего этого периода школьники проживают в семьях. Дети имеют право обучаться как в частных, таки в государственных учреждениях. В некоторых крупных городах организованы русские школы, где обучаются дети россиян, временно проживающих в королевстве.

Подданные Швеции оканчивают школу на 2 года позднее своих российских ровесников. Именно поэтому, поступая в вуз в 17 лет, россиянин может столкнуться с трудностями и получить отказ. В таком случае выпускнику рекомендуется поступить в университет в России и проучиться 1-2 года.

Знание шведского необязательно. В королевстве достаточно учебных заведений, предлагающих программы на английском. Владение этим языком на хорошем уровне должно быть подтверждено сертификатом международного образца. Кроме этого, абитуриент должен представить справку из банка о том, что он располагает суммой, необходимой для оплаты всех возможных расходов. Работать в Швеции студентам разрешено только в период летних каникул. Также учащийся вуза должен будет подписать обязательство покинуть государство после окончания обучения.

Выбрав учебное заведение, необходимо подать заявку через сайт этого учреждения. Абитуриент должен быть готов пройти собеседование на английском или шведском. По итогам собеседования принимается решение об отказе или зачислении. Если учёба в Швеции для россиян не превышает трёх месяцев, учащемуся необходимо оформить стандартную визу. Для проживания в стране в течение более длительного времени нужно получить разрешение, для оформления которого необходимы:

  • Медицинская страховка;
  • 2 цветные фотографии на документы;
  • Анкета на английском или шведском;
  • Подтверждение платёжеспособности ученика;
  • Решение о зачислении;
  • Загранпаспорт с ксерокопиями всех его страниц.

Сколько стоит обучение в Швеции вопрос важный для любого студента. Учёба в государственной школе обойдётся для россиянина в 6000 €. В частных учреждениях цена будет выше. Средняя стоимость учёбы в вузе – от 10500 € до 38400 €. Студенту также придётся оплачивать:

  • Жильё. Университеты предоставляют общежития. Ежемесячная стоимость проживания – от 240 € до 470 €. Однако мест в общежитиях не всегда бывает достаточно для всех желающих. Учащийся может поселиться в специальных студенческих апартаментах и платить за них до 420 € в месяц. Съём однокомнатной квартиры стоит до 1000 € (в центре Стокгольма);
  • Питание. Обед в недорогом кафе обойдётся в 9 €. Ужин в ресторане может стоить в несколько раз дороже. Чтобы сэкономить, необходимо покупать продукты в супермаркете и готовить самостоятельно. Затраты на питание составят до 200 € в месяц;
  • Транспорт. В целях экономии необходимо купить проездной билет за 73 €;
  • Прочие расходы. На посещение достопримечательностей, кинотеатров и покупку предметов первой необходимости уходит до 100 € в месяц.

Претендующие на степень бакалавра абитуриенты из России не смогут получить образование бесплатно. Чтобы поступить на бюджетное отделение магистратуры, необходимо подать заявку в Шведский Институт (Swedish Institute), созданный в середине прошлого века для организации интернационального сотрудничества. Стипендии, назначаемые этим учреждением, покрывают все расходы на перелёт и пребывание в стране. Студентам, поступившим в докторантуру, платят зарплату в размере 1500 € за проведение научной работы.

Некоторые вузы самостоятельно поддерживают иностранных студентов, полностью или частично покрывая их расходы.


Смотрите также