Норвегия в ес
Что связывает Норвегию с ЕС? Кто кого привязал?
Анна Горохова, 18 октября 2018, 23:29 — REGNUM
Более двадцати лет назад (в 1994 году) Норвегию разбил на два лагеря референдум, напоминающий голосование за выход Великобритании из Евросоюза: 52% населения отвергли вступление в ЕС, в то время как 48% были «за».
Представители бизнес-среды, политические партии и даже семьи разделились на тех, кто боялся, что ими будет править Брюссель, и тех, кто хотел стать частью истории успеха Западной Европы после холодной войны.
«Мы приняли решение о национальном компромиссе, который был запасным планом для обеих сторон, — рассказал Telegraph Эспен Барт Эйде, норвежский депутат партии лейбористов и бывший министр иностранных дел. — Одновременно симпатизирующая ЕС сторона сказала, что это лучше, чем ничего, а противоположная — что это лучше, чем полноправное членство».
Компромисс заключался в следующем: оставаться вне ЕС, но стать участником соглашения о Европейской экономической зоне (ЕЭЗ) — и получить доступ к единому рынку Евросоюза с большим перечнем правил и привилегий типа свободного передвижения.
Плата за союз
Норвегия ежегодно направляет в европейский бюджет около 740 миллионов фунтов стерлингов — что эквивалентно 3,5 миллиардам фунтов стерлингов в год для Великобритании, если она последует норвежскому примеру и будет следовать за Норвегией и платить на пропорциональной основе.
Отрасли промышленности, имеющие решающее значение для национальных интересов Норвегии — рыболовство и сельское хозяйство — освобождены от принятия политики ЕС. Поскольку страна не входит в Таможенный союз ЕС, она также может заключать сделки о свободной торговле за пределами Европы.
Однако, это в свою очередь создает необходимость для осуществления таможенной проверки на границе с соседом и членом ЕС Швецией, которая мешает желанию Великобритании избежать жесткой границы с Ирландией.
Юридическими вопросами занимается суд Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), который в большинстве случаев следует за прецедентным правом ЕС, но работает независимо от Европейского суда.
Эта «двухстолпная» система ЕЭЗ/ЕАСТ, известная в Великобритании как «норвежская модель», всё чаще обсуждается в Лондоне. Лейбористы и палата лордов давят на правительство, чтобы найти такой вариант Brexit, который выведет из тупика в диалоге с Брюсселем.
2
Читайте также: «По закону» или «по понятиям»: как Великобритания уходит из ЕС
Выход в коридор
Критики такого пути считают, что членство в ЕЭЗ/ЕАСТ превращает своих основных членов — Норвегию, Лихтенштейн и Исландию — в простых лоббистов и «законодателей», борющихся в коридорах власти вместо того, чтобы сидеть за столом. Но Эспен Барт Эйде уверен, что соглашение помогло объединить Норвегию после рокового голосования 1994 года и превратить ее в одну из главных историй успеха всей Скандинавии.
За пределами Осло, однако, растет недовольство моделью ЕЭЗ, при этом ряд противоречивых законов ЕС о банковской деятельности, защите данных и топливе и энергии вызывает призывы к голосованию за сокращение связей с блоком.
«ЕЭЗ полностью недемократична, — уверена Хелле Хагенау, одна из членов 23-тысячной группы «Нет ЕС». — Страна, входящая в эту зону, не может предложить закон, она имеет права сказать только да или нет… Люди говорят, что важно сидеть за общим столом. Норвегия стоит в коридоре».
Гладкая торговля
Норвежские предприятия, которые экспортируют более 80% своих товаров на единый рынок ЕС, придерживаются совершенно иного мнения.
Для Торе Муре, главы международных отношений в Конфедерации бизнес-предприятий Норвегии (NHO), снижение суверенитета — это цена, которую стоит заплатить за процветающую экономику Северной Европы, которая известна высокой заработной платой и уровнем жизни, а также низкой безработицей.
«Соглашение ЕЭЗ имело огромный успех и много значит для норвежского бизнеса», — считает он. У Норвегии, по сравнению с Великобританией, нет желания проводить свободные торговые сделки за пределами Европы и иметь зону свободной торговли с США, так как любое снижение уровня стандартов торговли с ЕС для северной страны станет риском.
«Мы выбираем наши сражения»
Эспен Барт Эйде, экс-министр иностранных дел Норвегии, считает, что сотрудничество с ЕС позволяет Норвегии «в определенной степени самой выбирать свои сражения»:
«В отношении рынка цитрусовых Евросоюз может делать что угодно, на нас это не влияет. Но в случае с газом мы хотим иметь право голоса, и тогда мы должны быть очень быстрыми и умными и превосходить конкурентов на ранней стадии переговоров».
Участники ЕЭЗ имеют право отказаться принимать какие-либо директивы ЕС, если это противоречит их интересам. Но Норвегия никогда на такое не решалась из-за боязни потерять доступ к важному сектору рынка.
Читайте также: От краба — к богатствам шельфа: ЕС хочет отбить у Норвегии Шпицберген
Миграционный вопрос
Различия между Великобританией и Норвегией выходят за рамки отношения к европейской интеграции. Миграция из стран Евросоюза в Норвегию высока, большинство рабочих прибывают из Восточной Европы. На 2017 год в стране проживало 97 000 поляков и 37 000 литовцев.
Но в отличие от Великобритании, у Норвегии есть приглушенное желание ограничить миграцию с континента; низкий уровень рождаемости в Норвегии означает, что есть много рабочих мест, которые будут заполнены, особенно в сфере услуг.
«Особой антипатии к полякам и литовцам нет, — поясняет Эспен Барт Эйде. — Но норвежцы могут быть недовольны влиянием, которое те оказывают на рынок труда, а не их физическим присутствием».
Власть пытается искоренить нелегальных работников с помощью системы ID-карт, особенно в таких отраслях высокого риска, как строительство.
Некоторые мигранты в Норвегии отправляют свои социальные пособия обратно в Восточную Европу, но правительство утверждает, что эта сумма является относительно низкой и не является поводом для беспокойства.
3
В теории Норвегия может спровоцировать применение существующего в соглашении ЕЭЗ правового механизма, который может ограничить свободное передвижение рабочих — эта идея привлекла внимание многих сторонников «мягкого Brexit».
Но Ульф Свердруп, директор норвежского Института международных отношений, сомневается, что Норвегия или Великобритания смогут им воспользоваться.
«Этот пункт касается исключительных обстоятельств и практически не используется, — сказал он, добавив, что Норвегия не станет мешать свободному передвижению, несмотря на разговоры. — Миграция принесла свои плюсы. Мигранты прибыли, когда экономика развивалась, и они увеличили возможности для бизнеса, в то время как правительство контролирует рынок труда и работает против социального демпинга».
Дефицит демократии?
Последние опросы показывают, что Норвегия большей частью выступает за сохранение соглашений Европейской экономической зоны. И если бы референдум состоялся завтра, цифры бы показали прочность этих мнений. Но организация «Нет ЕС» считает, что если бы Великобритания выиграла более выгодную сделку:
«Мы внимательно следим за переговорами о Brexit, и если Великобритания получит лучшую сделку, чем у нас, мы будем требовать того же», — сообщила Хелле Хагенау.
«Политическая элита прикладывает определенные усилия, чтобы заставить нас вступить в ЕС, — считает Мортен Харпер из Университета Осло. — Существует дефицит демократии. В законодательство ЕС было импортировано 11 000 законодательных актов, но каждый год там появляются некоторые, с которыми Норвегия бы не согласилась».
Харпер предупредил Британию, сравнив «норвежскую модель» с мясорубкой, в которой национальные права разделаны по частям:
«Единая часть Норвегии и Евросоюза не так уж плоха. Но если вы отдадите все части, которые требуется, с таким же успехом вы вполне могли бы оставаться в ЕС».
Норвегия и ЕС: рядом, но не вместе
Накануне референдума о независимости Шотландии, назначенного на 18 сентября, многие в Европе задаются вопросом: как будут складываться взаимоотношения этой страны с Евросоюзом — если большинство шотландцев проголосует за выход из состава Великобритании? Автоматическое членство в ЕС Шотландии не гарантировано, но есть и другие модели взаимодействия с этой организацией. Так, одна из богатейших стран мира, Норвегия, известна тем, что, несмотря на весьма тесные экономические и политические связи с Евросоюзом, не спешит вступать в ЕС. Более того, последние опросы общественного мнения показывают, что евроскептицизм норвежцев растет. В чем причина?
По сравнению со многими западноевропейскими странами независимость Норвегия обрела достаточно поздно — начиная с XIV века страна жила под датской короной, а затем до 1905 года входила в унию со Швецией. Почти всю Вторую мировую войну, вплоть до мая 1945-го, Норвегия была оккупирована гитлеровской Германией. Оккупацию норвежское общество пережило крайне болезненно: бытует мнение, что события той поры лишь усилили в норвежцах стремление укрепить свою национальную самобытность.
Однако реалии послевоенной Европы диктовали — объединяйтесь! И нельзя сказать, что норвежцы к призыву остались безучастны. В 1958 году начинает работу предтеча ЕС — комиссия Европейского экономического сообщества, а уже три года спустя Норвегия, совместно с Данией, Великобританией и Ирландией подаёт заявку на членство в альянсе. Однако в 1963 году по ряду политических причин тогдашний президент Франции Шарль де Голль наложил вето на вступление в ЕЭС Великобритании, вследствие чего переговоры с тремя другими странами-претендентами даже не проводились.
После этого вопрос участия Норвегии в европейском интеграционном проекте поднимался неоднократно, но в историю страны вошли два момента. В 1972 году социал-демократическое правительство Трюгве Браттели провело общенациональный референдум по вопросу присоединения к ЕС. 53,5 процента норвежцев проголосовало тогда «против», что вынудило команду Браттели уйти в отставку. Аналогичный сценарий повторился на референдуме 1994 года: несмотря на положительные итоги голосования в Швеции и Финляндии несколькими неделями раньше, 52,2 процента норвежских избирателей вновь отвергли идею вхождения страны в Евросоюз. Последние опросы показывают, что во всех 19 провинциях страны «нет» членству в ЕС говорит большинство населения. Даже в норвежской столице, Осло, где идея вступления в Евросоюз всегда пользовалась особой поддержкой, больше половины опрошенных предпочли отрицательный ответ.
Норвежцы видят, что в Норвегии всё и так прекрасно, тогда как страны ЕС переживают финансовый кризис
— Норвежцы видят, что в Норвегии всё и так прекрасно, тогда как страны ЕС переживают финансовый кризис, поэтому нет необходимости что-то менять в отношениях с Евросоюзом. Пока Норвегия интегрирована через Европейскую экономическую зону, норвежцы не придают значения тому, что страна остаётся на политической периферии Европы, — считает норвежский политик Трюгве Гульбрандт Норбю.
Идею присоединения страны к Евросоюзу активно продвигает Рабочая партия Норвегии. Социал-демократов в этом вопросе поддерживают норвежские «правые» — именно они на протяжении всех послевоенных лет настаивали на вхождении Норвегии в ЕС и НАТО. Сторонники европейской интеграции аргументируют свою позицию тем, что проблемы сегодняшнего дня ни одна страна не в состоянии решить в одиночку. И международное сотрудничество, считают они, необходимо норвежцам для того, чтобы сохранить те ценности и тот уровень жизни, к которым они привыкли. Вдобавок, по мнению Рабочей партии и их сторонников, нынешний Евросоюз в корне отличается от того, против которого в 1994 году голосовало большинство норвежцев, и в новых условиях Норвегия сможет обеспечить себе влияние в напрямую затрагивающих её вопросах.
Другим аргументом сторонников ЕС является вопрос безопасности. Норвегия — страна небольшая, а членство в Евросоюзе снижает угрозу вооруженных конфликтов и гуманитарных катастроф. К тому же сотрудничество в сфере полиции и юриспруденции позволило бы норвежцам наилучшим образом противостоять организованной преступности. И наконец, третье, о чём говорят евроактивисты — улучшение условий для бизнеса. Ведь расширение ЕС на восток и валютный союз создают проблемы для норвежского экспорта:
— Норвегия — маленькая страна с открытой экономикой, расположенная на окраине Европы. Половина всех товаров и услуг, производящихся здесь, экспортируется, при этом около 80 процентов экспорта идет в страны ЕС. Благосостояние норвежцев находится в прямой зависимости от успешных международных договорённостей в сфере торговли. В настоящее время с одним только Евросоюзом у нас подписано 74 обязывающих соглашения.
Около трети всех норвежских законов и нормативных актов так или иначе связаны с общеевропейским законодательством, а до 70 процентов норвежских муниципальных законов и правил обязаны соответствовать критериям Брюсселя, разработанным, надо отметить, без участия норвежских политиков, — говорит председатель «Европейского движения Норвегии», политолог Ян Эрик Гриндхейм.
Созданное в 1949 году Европейское движение Норвегии (Europabevegelsen i Norge), ассоциированное с Международным европейским движением, — это зонтичная структура, объединяющая сторонников присоединения к ЕС, вне зависимости от их партийной принадлежности. Участники движения, а их около 8 тысяч, считают, что лишь членство в Евросоюзе может дать Норвегии всю полноту ответственности за происходящее на континенте и позволит ей влиять на будущее как самой страны, так и всей Европы. Европейское движение Норвегии финансируется за счет господдержки и членских взносов, годовой бюджет организации — 4,5 млн норвежских крон, или чуть больше полумиллиона евро.
У их оппонентов дело поставлено на куда более широкую ногу. Организация «Нет ЕС» (Nei til EU), призванная, как следует из названия, помешать вступлению Норвегии в Евросоюз, насчитывает более 30 тысяч членов, её отделения, в том числе молодёжные, есть в большинстве норвежских коммун. Созданное в 1990 году движение стало ресурсным и информационным центром для координации деятельности всех организаций и политических партий — противников евроинтеграции Норвегии, а его члены — постоянными участниками всевозможных политических дебатов.
Говорит Вибеке Нильсен, активистка «Нет ЕС»:
Мои соотечественники не хотят стать частью европейской супердержавы! Я лично не хочу этого!
— У Евросоюза есть амбиции стать сверхдержавой — такой европейский вариант Соединенных Штатов Америки. Но мои соотечественники не хотят стать частью европейской супердержавы! Я лично не хочу этого! Более того — я не верю в идею супердержавы, решающей проблемы современного мира с помощью армий и оружия. Экология, нищета в странах третьего мира, развитие демократии — для решения этих проблем нужно сотрудничество суверенных наций, а не строительство новых централизованных сверхгосударств, — говорит участница движения «Нет ЕС» Вибеке Нильсен.
Сегодняшний высокий уровень недоверия норвежцев к Евросоюзу — во многом заслуга активистов движения «Нет ЕС», успешно противодействующих масштабной проевропейской PR-кампании. Так, много сил организация вкладывает в качественные, легко «считываемые» агитационные материалы, вроде нашумевших в Норвегии листовок «4 причины не вступать в ЕС».
Первой такой причиной названа демократия: противники евроинтеграции уверены, что её в сегодняшнем ЕС поубавилось, и жители стран Евросоюза мало осведомлены о том, что происходит за закрытыми дверями в Брюсселе. Вторую причину авторы листовки видят в принуждении Евросоюзом бедных и развивающихся стран к заключению договоров о вступлении в зону свободной торговли. Подобные соглашения, по мнению норвежских евроскептиков, тормозят развитие местных производств, зато крайне выгодны транснациональным компаниям.
Ещё один аргумент «против»: ЕС стимулирует централизацию и рост объемов производства, а это, в свою очередь, ведёт к перерасходу природных ресурсов, повсеместному использованию транспорта и загрязнению окружающей среды. И наконец, евроскептики выступают против того, что по некоторым важным международным вопросам Евросоюз, объединяющий 28 стран, голосуют консенсусом. Члены организации «Нет ЕС» считают этот вопрос принципиальным, призывая к тому, чтобы Норвегия оставила за собой право высказываться по любой теме самостоятельно.
На данный момент более 70 процентов норвежцев не хотят видеть свою страну частью Европейского союза. Таковы данные последних опросов общественного мнения, проведенных по заказу норвежских газет Nationen и Klassekampen.
— Социологические исследования стабильно показывают, что возможность вступления в ЕС остается чисто гипотетической идеей для норвежцев. Однако парадокс в том, что сегодня именно Евросоюз в большей степени определяет политику норвежского государства, — говорит председатель организации «Нет ЕС» Хеминг Олауссен.
В его словах немало правды. Хотя Норвегия, как и соседняя Исландия, не входит в ЕС, она очень тесно с ним связана. Норвегия состоит в Европейской ассоциации свободной торговли, являясь тем самым частью Европейской экономической зоны, а с 1996 года имеет ассоциированное членство в Шенгенской зоне. Последнее решение норвежцев, к слову говоря, особо приветствовали другие скандинавские страны, желавшие сохранить скандинавский паспортный союз.
Парадокс в том, что сегодня именно Евросоюз в большей степени определяет политику норвежского государства
Сложившийся статус-кво не всегда приносит Норвегии пользу. Так, будучи участницей Европейской экономической зоны, страна обязана выполнять директивы Евросоюза в области торговли и социальной политики, — но при этом, не обладая членством в ЕС, норвежцы не могут влиять на процесс принятия решений брюссельскими чиновниками. И хотя многие аналитики считают, что неучастие Норвегии в ЕС способствует сохранению собственного лица и интересов на международной арене, однако в экспертном докладе, подготовленном по заказу норвежского правительства, отмечается, что с годами страна все больше уступает требованиям, предъявляемым к ней Брюсселем.
Пришедшее к власти в минувшем году консервативное правительство во главе с премьером Эрной Солберг ставит перед собой задачу увеличить влияние Норвегии на вопросы европейской политики, в том числе и путём пересмотра нынешних договоренностей с ЕС.
Европейский Союз - EEAS (Европейская служба внешних действий) | Норвегия
Отношений Норвегии с ЕС в основном регулируются Соглашением о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП). Соглашение о ЕЭП вступил в силу с 1.1.1994 и расширяет единое законодательство рынка, за исключением сельского хозяйства и рыболовства, от государств-членов ЕС в Норвегию, Исландию и Лихтенштейн. Благодаря соглашению о ЕЭП , Норвегия также принимает участие, хотя и без права голоса, в ряде агентств и программ ЕС, охватывающая прочего предприятия, окружающей среды, образования и научно-исследовательских программ. Норвегия по-прежнему очень благосклонны к ЕС-2020 стратегия, предназначенная для создания роста и рабочих мест, что в значительной степени Норвегия будет также осуществлять в рамках внутреннего рынка. Норвегия также, наряду с его ЕЭП / ЕАСТ партнеров, способствует финансово в социально-экономической сплоченности в ЕС / ЕЭЗ. Норвегия, как интегрироваться в европейскую политику и экономику в любой не-государство-член может быть, и близки между ЕС и Норвегией отношений в целом работать бесперебойно.
Кроме того, Норвегия участвует в Шенгенскую / Дублин сотрудничества , а также Европолом и Евроюстом. Норвегия активно ищет ассоциации с ЕС ОВПБ / ЕПБО , участвует в ЕС совместных действий, таких как полицейской миссии ЕС в Боснии и объявило о выделении личного состава и техники к ЕПБО сил быстрого реагирования и ЕС Северной боевой группы до тех пор, как ЕС действия проводится по мандату ООН. Норвегия также считается ценным партнером для ЕС на международной арене с часто общих приоритетов политики, как, например, в области энергетики и изменения климата.
Несмотря на две неудачные попытки на референдуме, чтобы войти в Европейское сообщество в 1972 году и Европейский Союз в 1994 году, вопрос, действительно ли Норвегия должна вновь подать заявку на членство в ЕС был регулярно поднимался в последние годы в национальном норвежском политических дискуссий. Это, однако, не будет иметь никаких практических последствий в ближайшем будущем.
Ссылки арктической политики: