Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

На машине в прибалтику


В Прибалтику на автомобиле: личный опыт

Собирались семьей или компанией поехать в Европу, а цены на билеты влетают в копеечку? Не спешите расстраиваться – рассмотрите автотуризм. Он имеет множество плюсов.

Во-первых, на автомобиле вы можете перемещаться по любой траектории и не ограничены во времени. Во-вторых, если вас хотя бы двое, бензин выйдет намного дешевле билетов (соответственно, чем вас больше – тем выгоднее!). И, в-третьих, вам не надо беспокоиться о перевесе багажа.

А если вы все еще сомневаетесь, читайте ниже реальную историю о том, как мы отправились путешествовать по Прибалтике.

Для первого раза мы решили начать с малого и отправиться на несколько дней в Прибалтику – Латвию и Эстонию. Здесь надо сказать, что в нашем распоряжении были машины только на шипованной резине, а далеко не во всех странах Евросоюза можно ездить на таких покрышках – уточняйте этот момент при составлении маршрута.

Для путешествия в Европу на машине вам понадобится...

1. Надежный автомобиль.

2. Зеленая карта на авто (вроде нашего ОСАГО) – стоит порядка 2500 рублей, можно оформить как заранее, в любой страховой в вашем городе, так и непосредственно перед выездом из РФ. По мере приближения к границе вам то и дело начнут встречаться пункты с соответствующими вывесками, также карты оформляют и на некоторых приграничных заправках.

3. Шенгенская виза. Тут нас ждала неожиданность. Оказывается, сейчас почти все посольства переходят к работе с посредниками. То есть вы, конечно, можете обойтись и без них, но тогда вам придется записываться в консульство на подачу документов недели за две-три и плюс 10 дней на изготовление визы, зато сэкономите 25 евро на услугах Pony Express.

Антикризисные лайфхаки для путешественников

4. Навигатор. У нас был скачан Sygic, который провел нас от дома до дома, то есть до арендованных квартир. Помимо основных функций его можно использовать в режиме пешехода – покажет ближайшие достопримечательности и даст краткую информацию о них.

5. Хорошая компания. Ведь вам придется много времени проводить нос к носу: если в городе еще можно разбежаться по разным местам, а в самолете сесть в разные концы, то в машине никуда вам друг от друга не деться. И еще лучше, если в этой компании найдется второй водитель, которому вы доверяете, – дорога проходит гораздо легче, если меняться за рулем каждые два-три часа.

Кстати, о дороге. Есть несколько вариантов, как выехать в Европу: выбор зависит от конкретного маршрута. У нас первым пунктом назначения стояла Рига, поэтому мы выбрали Новорижское шоссе с прохождением границы в пункте Бурачки (Россия) – Терехово (Латвия). Судя по отзывам знакомых и интернетблогам, шоссе было реконструировано всего пару лет назад. У нас не возникло ни одного нарекания: ни к качеству покрытия, ни к разметке, ни к указателям. Был всего один неидеальный, но и недолгий участок в Псковской области, никаких серьезных неудобств он не доставил.

Выехав из Москвы в 4 утра, уже в 11 мы были на пропускном пункте. В пути было ощущение, что мы одни на трассе. Только в зеркале заднего вида иногда виднелись чьи-то фары, да раз в пять минут встречные автомобили проносились. В очереди на границе мы были третьими, однако минут через десять за нами стоял уже приличный хвост из машин – даже непонятно, откуда взялись все эти люди. При прохождении контроля приходится суетиться в основном водителю: он и все паспорта относит, и машину показывает, и оформляет документы. Пассажиров максимум могут попросить выйти из машины, да и то не всегда. Уладив формальности примерно за час, мы отправились дальше.

Эстония: уик-энд в Таллине

По другую сторону границы асфальт стал заметно хуже, но все же приемлемого качества. Кстати, перед границей залейте полный бак – литр 95-го бензина в Латвии стоит примерно 1,8 евро. Следующие 300 км до столицы Латвии заняли у нас около 5 часов – много населенных пунктов на трассе и скорость снижается до 50, а иногда и до 30 км/ч. То есть вся дорога, с учетом прохождения границы, остановок на заправках и обеда, заняла около 13 часов. Для сравнения поезд Москва – Рига идет 16,5 часов.

Парковка в центре европейских городов платная, так что заранее продумайте вопрос, где хранить автомобиль. У нас была договоренность с хозяевами арендованной квартиры о том, что нам дадут ключи от внутреннего двора дома, что помогло нам неплохо сэкономить и не переживать за сохранность транспорта. Кстати, сама квартира со всеми удобствами на четырех человек в 10 минутах ходьбы от Старого города обошлась примерно в 50 евро за ночь.

Конечно же мы сразу отправились в Старый город. Добежав до церкви Святого Петра и оценив ее масштаб, мы поняли, что с дороги порядком проголодались. Оглядевшись, зашли в кафе местной кухни – какая там была рулька! Честно скажу, что это был самый вкусный ужин за всю поездку. Я хотела заказать глинтвейн, но официант предложил попробовать горячий напиток на основе Рижского бальзама и черносмородинового сока – вкуснотища! Счет за ужин в ресторанчике в центре около 20 евро на человека – это мясо с гарниром и напиток. В некоторых, но не во всех заведениях автоматически включают сервисный сбор – 10%.

А не доехать ли на машине в Прибалтику из Москвы или что нужно знать путешествующим на авто?

Скоро, совсем скоро уже новогодние каникулы. Куда бы поехать на праздники? Компания «А-Рента» готова не только обеспечить Вам по-настоящему недорогие цены на аренду автомобиля из Москвы, но и подать идеи для праздничных дней. Например, почему бы Вам не устроить романтическую поездку на машине по Прибалтике?

К Прибалтике многие относятся пренебрежительно: мол, страны бывшего СССР, которые рьяно кинулись в Европу, хотя европейским там и не пахнет. Смотреть там нечего, сервиса ноль, да и отношение прибалтов к нам, русским... мягко говоря, оставляет . Однако те, кто так думают, в корне неправы. Попробуем разрушить сложившиеся стереотипы, прокатившись по Прибалтике на авто.

Поездка в Прибалтику на автомобиле

Заранее позаботиться о документах — это обязательно:

  1. Для тех, кто отправляется в путешествие на машине необходимо оформить так называемую Green Card, которую нужно будет предъявить при прохождении границы.
  2. И не забывайте, что Литва, Латвия и Эстония входят в состав Евросоюза, поэтому в паспортах обязательно должны стоять действующие визы.

Как доехать?

В Прибалтику можно попасть двумя способами: через Белоруссию и через Ленинградскую область. Жители центральной России, как правило, добираются как раз через Белоруссию. Поэтому, если Вам требуется на машине в Прибалтику из Москвы, то можно заодно и ещё на одних из наших бывших краем глаза, что называется взглянуть.

Испытания на таможне

Первое и, пожалуй, единственное, что омрачает путешествие на авто – это невероятные очереди на границе с Литвой. Простоять можно 6, 8, 12 часов. Это кому как повезет. Нужно быть готовыми к тому, что наглые водители на крутых авто с блатными номерами проезжают без очереди. И почему-то их пропускают.

Перед поездкой лучше «прошерстить» форумы авто путешественников, где люди делятся наблюдениями и соображениями о том, в какое время лучше проходить границу.

Сама процедура досмотра автомобиля и паспортов занимает немного времени.

Путешествуем по Прибалтике...

Литва

И вот заветные штампы о прохождении границы стоят в паспортах: вы в Литве.

Самый известный литовский город Вильнюс для посещения обязателен. Пусть вас не смущают старые пятиэтажки эпохи Хрущева. Да-да, именно они встретят вас на подъезде к городу. Зато так называемый Старый город в Вильнюсе невероятный:

  • уютная атмосфера,
  • маленькие улочки,
  • красивая архитектура старинных зданий,
  • мощеные дорожки,
  • гостеприимные кафешки - вот ради чего стоит посетить Вильнюс!

Кроме посещения достопримечательностей в Литве обязательно нужно прокатиться по побережью. Для отдыха на море замечательно подойдут, как Клайпеда, так и малоизвестная Паланга. Паланга, кстати, крупнейший город-курорт Литовского побережья. И цены на жилье как, впрочем, и на еду, там очень кусаются.

Латвия

Чтобы попасть в соседнюю Латвию не надо проходить никаких границ. Ехать от Литвы до Латвии около четырех часов.

Естественно, первый город, который нужно увидеть – это потрясающая Рига. Старый город в Риге один из самых красивых во всей Европе. На каждом шагу невероятные старинные здания, соборы, площади. Идеальное место как для романтических прогулок вдвоем, так и для посещения всей семьей.

На маленьких улочках тут и там расположены уютные кафешки. Цены – поистине европейские. Достаточно скромный обед на троих обойдется не меньше 50-60 евро.

Самое главное, что нужно знать о Риге путешествующим на собственном авто – это платные парковки в самом Старом городе. Бесплатно оставить машину можно только в специально отведенных местах и всего на несколько часов. Обычно, в ночное время.

При бронировании гостиницы важно уточнить, есть ли свободные парковочные места, которые, скорее всего, в стоимость проживания входить не будут. Кроме Риги, авто путешественники советуют заглянуть в Юрмалу, Цесис и Лиепаю.

Эстония

Последняя на очереди, но не последняя по красоте, Эстония.

По традиции, начинайте знакомство со страной со Старого города в Таллине. Здесь очень много невероятных по красоте башен, ратушей, крепостей и соборов. Центр Старого города – знаменитая Ратушная площадь. Место поистине потрясающее: очутившись там, как будто переносишься в средние века. Кажется, еще чуть-чуть и с соседней улочки на площадь верхом на коне прискачет рыцарь. Кстати, многие кафешки, которые расположены в Старом городе на каждом шагу, оформлены именно в средневековом стиле. Цены достаточно высокие. Чем ближе к Ратушной площади, тем дороже.

Еще одно обязательное для посещения место в Эстонии - Тарту. Очень красивый город, в котором находится один из старейших университетов Северной Европы. Не поленитесь доехать до Хаапсалу – «Северная Венеция» Эстонии. Хаапсалу поразит вас маленькими улочками и милыми деревянными домиками.

Делимся впечатлениями

Итак, общее впечатление от Прибалтики:

  1. Невероятно, красиво, атмосферно.
  2. Трассы и дороги идеальные, везде очень чисто и уютно.
  3. Старинные здания и церкви поражают.
  4. К нашим соотечественникам относятся прекрасно, всегда готовы помочь подсказать маршрут или любой другой вопрос.
  5. В кафе и ресторанах есть меню на русском языке. Официанты очень приветливы и доброжелательны. Постоянно интересуются, все ли хорошо и понравились ли заказанные блюда.
  6. Почти все прекрасно говорят по-русски. Исключение составляет только молодежь. Она русской речью почти не владеет.
  7. Гостиницы на любой вкус и кошелек, и там почти всегда есть свободные места. (Лучше бронировать понравившийся номер на ночь, при желании его всегда можно будет продлить).
  8. Обязательно берите с собой теплые вещи. Даже летом в Прибалтике может быть очень холодно. Особенно капризна природа в Эстонии: там часто идут дожди, температура в июле-августе может доходить всего до +16-17 градусов.
  9. Из минусов: долгое прохождение границы из России и обратно. А еще цены в кафе: они довольно высокие, рассчитаны на обеспеченных немцев и французов, которых, кстати, там очень много.

Возвращаемся домой, в Москву

Вернуться в Россию из Эстонии через Ленинградскую и Псковскую области. Практически каждый, кто путешествовал на авто, скажет: проходить границу лучше через Псковскую область. Машин там намного меньше.

Кстати, выбрать автомобиль в прокат из Москвы и МО, и уточнить возможность его использования для поездок за рубеж Вы можете, просто позвонив нам!

Из Москвы в Прибалтику на автомобиле

В пять часов утра 3 января Москва провожала нас маленьким плюсом, дождём и шоссейной грязью. Если верить обещаниям придорожных стендов, ремонт на Новорижском закончился еще в ноябре. Но на деле оказалось, продолжался и в январе. Там, где когда-то можно было ехать 110 км/ч, мы тащились 60, иногда меньше. Предупреждающих знаков минимум, освещение местами нулевое, в асфальте выбоины и трещины. Так начиналась поездка из Москвы в Прибалтику.

    Ехали на Renault Sandero 1.6 16v, комплектация стандартная. Добавок для дальней дороги вроде подлокотника или чего-то еще такого, по сути, никаких. Колеса обуты в Nokian Hakkapeliitta 8 со 190 шипами на каждое. Шум выше, чем у обычных 90-120 шипов, но безопасность приоритетнее акустического комфорта.

    Маршрут: Москва — МАПП Бурачки — Рига — Таллин — Тарту — МАПП Куничина Гора — хренова туча километров по проселкам Псковской области — Москва. Протяженность в обе стороны — 2500 км. Расходы на дорогу, включая гринкарту, бензин, платную стоянку в Таллине, пару платных участков дороги — 10500 рублей. Сумма из расчета курса евро на начало января 2014, примерно по 48 рублей за штуку.

После Волоколамска дорога стала лучше, ремонты закончились. Начался снег. Наконец, январь, зима! Ни черта не видно только. Но в районе Ржева рассвело и повеселело. Снег сменился дождем, с которого всё начиналось, а потом вовсе прояснилось. Однако радость от хорошей видимости тут же заменила собой Псковская область. Раньше я честно считал, что нет у нас дорог хуже, чем в Воронеже. Только тогда я еще не был во Пскове. Прости, шестидесятый регион, лучше убрать все твои дороги с карт. Стереть. При ограничении в 90 мы ехали по федеральной трассе 60 км/час, иногда не больше 50. Растрясли так, что бибика еще долго дребезжала.

Внезапно хорошая дорога километров за 50 до границы. Обрадовались. Думали, всё, началось как за Выборгом перед Финляндией. Но вдруг — снова дыры, в лучших традициях. Тряслись, ехали и повторяли «вот сейчас, пересечем границу, въедем в Европу, уж там оторвемся на широком ровном полотне, еще чуть-чуть потерпеть». Да вот уже таможня!

Русские ребята еще на нашей стороне выпускать никого не спешили. По-настоящему работать начали только когда из большого здания вышел большой дядя в форме с большими звездами на погонах, посмотрел на очередь, повернулся к своим и что-то крикнул. После этого, да, — беготня и обвинения проходящих границу в медлительности. То есть, создав очередь и дав всем расслабиться, они внезапно подскочили как ужаленные и стали обвинять в медлительности всех кроме себя. При этом нигде никаких инструкций, побуждений к действию. Ни-че-го. Граница устроена поганейшим образом. Напишите где-нибудь на въезде порядок или хотя бы свод советов, буду исполнять. Но я не каждый день с таможенниками общаюсь — раз за разом тупо забываю, что надо делать и куда какие документы подавать.

Латышская сторона скоростью оформления тоже не отличилась. Перед выездом я прочитал кучу отзывов. Везде было написано «перед нами была всего одна машина» или «граница пустая, прошли таможню за 15 минут». Между нами и Латвией в тот день оказалось машин двадцать и мы промариновались в очередях в общей сложности два часа.

Но в итоге все-таки въехали. Дорога, мягко говоря, — не Европа. Ну то есть, уже не Псков, но еще не более суровая Финляндия. Даже не то, что начинается после Выборга, если ехать к оленям и лосяшам на сноуборде-лыжах кататься. Проехали одну кольцевую развязку, вторую. Уверенно шли по навигатору на Ригу, смеясь над указателями, манившими на Зилупе. Вдруг дорога закончилась. Под колесами оказались глина, утоптанный песок и гравий, подскакивавший и отстукивавший какой-то трэш на днище. Избежать этого можно было, повернув раньше на смешной Зилупе, но мы доверились установленному на айфон Sygic. Поэтому километров 30-40 ехали по бездорожью как раз на скорости 30-40 км/ч. Зато по указателям на Ригу.

Лучше стало после Резекне. Еще полегчало — в районе Екабпилс. Ну а после Огре вообще Европа настала — с долгожданным широким полотном без выбоин.

Все время до этого мы разглядывали царившую на обочинах разруху. Всерьез опасались остановиться перекусить, отдохнуть и даже в туалет, шутили на тему бродяг-людоедов, что еще живут в этом раздолбанном «некогда великолепии». Въезд из России в Латвию разве что природой красив. Старые же дома брошены и кажутся разграбленными. Разбитые коровники, ржавые остовы техники, откровенно старые иномарки и возможность заправиться относительно недорогим газом вместо самого дешевого бензина.

Ближе к Риге пейзаж улучшился, мы даже решились на остановку на одной из заправок вездесущего Лукойла. Кофе по одному евро, недорогие конфеты, закуски, бензин, газ, не очень удобный туалет.

Кстати, о заправках. На Новой Риге, еще в России, прям-таки куча заправок с нормально оцененным бензином. Не по 60-80 рублей за литр, а в 2-2,5 раза дешевле. Мы залили полный, и в следующий раз заливались только покидая Таллин. Поэтому на дорожные расходы и ушло всего десять с половиной тыщ рублей.

Залиться топливом перед выездом из России стоит еще потому, что следующая заправка может оказаться через сотни километров. Дороги в Латвии развиты не так сильно, как в Центральной России, можно ехать очень долго, прежде чем попадется хоть что-то.

Хотите кофе — запасайтесь тоже в России. В туалет сходите сразу после таможни. По дороге из Москвы в Ригу на латышской стороне с этим как-то особенно неважно дела обстоят. Кафе, заправку, просто ларёк со стоянкой для дальнобойщиков здесь можно встретить раз в 50-100 километров. И то в большинстве случаев придется совершить неудобный съезд с шоссе налево. А если направо, то все равно придется отъехать далеко от главой дороги. Прямо на дороге кафе тут не строят. Часто нужно повернуть и удалиться на километр-полтора. Местным, похоже, лень с утра идти на работу, а вечером возвращаться, поэтому они открывают кафе на первых этажах своих домов на окраинах еще «живых» деревень.

Рига

Столица Латвии встретила холодным ветром, вечерними огнями и огромной Даугавой, которую у нас еще Западной Двиной называют. Я, наверное, с детства не видел ничего настолько впечатляющего. Ну то есть, море то видел, много морей. Но то огромные соленые озера. Смотришь в них, туда, где вода сливается с небом, и понимаешь, что так должно быть. А река — это совсем другое дело. Например, Москва-река маленькая, ничем не впечатляющая. Воронежское водохранилище? Побольше, но тоже не то, тем более, слишком уж искусственное. Последний раз меня так впечатлил Дон в районе Ростова. Еще раньше, пожалуй, череповецкая Шексна. Даугава настолько широкая и глубокая, что в ней без проблем помещаются причаливающие прямо в Риге паромы. Огромные многопалубные суда, перевозящие за один рейс сотни автомобилей, автобусов и тысячи людей.

На стоянке гостиницы нас встретил истинно русский охранник. Вместо того, чтобы указать, где нам припарковаться, он даже не указал на то, где парковаться нельзя. Чуви просто по-нашему спросил «А вы не видели здесь конус?» «Не, прости, братиш, не заметили, тем более мы его даже не задели. 1100 километров за сегодня откатали, много что уже не видим». То есть вот я был бы не против, если б он указал на то, что именно здесь парковаться нельзя. Но этот гад задал уточняющий вопрос тоном русской бабули.

Ну например, в Москве часто можно услышать «Молодой человек, не хотите ли уступить мне место?» вместо «Уступите мне место, пожалуйста». Или раздраженное «Вы не хотите ли подвинуться?» вместо нормального «Подвиньтесь, пожалуйста, мне тесно». Ненавижу уточняющие вопросы с подковыркой. Бесят, сука. Ну говорите нормально, что нужно сделать вместо того, чтоб напрягать окружающих и заставлять их думать. Оставляйте меньше свободы для действий, когда хотите добиться чего-то наверняка.

Зато парни на ресепшне порадовали. Два ярких прибалта, похожие как братья, но, видно, просто давно коллеги и друзья. Смирили наше лингвистическое бешенство и подарили десятки улыбок всего за пять минут общения.

В Риге мы жили в Islande Hotel. Хорошая гостиница с бесконечной массой преимуществ. Кому нужен хороший номер, это есть. До старого города близко, всего-то через мост перейти. Если приспичит погулять по жилой Риге, то и это без проблем — стоит пойти в другую от исторического центра сторону. Только там почти ничего интересного нет. Обычные серые улицы любого провинциального российского города. Поэтому мы каждый день, как на работу, ходили через мост.

Мы не очень-то любим музеи, они обычно про давнюю или недалекую историю. Часто скучные. Иногда интересные. В Риге в январе in-door’а в принципе нет. Не проходят выставки, не приезжают артисты. В афише, которую мы открыли буквально на пять минут перед выездом из Москвы, значились только полуцерковный перфоманс с применением органа, да работающий 365 дней в году музей оккупации. Во втором добрые гиды рассказывают о том, как латышей зажимал железный кулак империи зла СССР. Поэтому мы предпочли узкие улочки старого города и поэтому попали на ежегодный парад Шерлоков Холмсов, который случился 4 января.

Это было удивительно. Мы шли в толпе людей той эпохи. Бродяги, полицейские, сыщики, пара Лестрейдов, просто несколько приодевшихся в твид хипстеров, дамы в пышных платьях, дети в смешных козырьках, теплых пальтишках, полосатых гольфах и лакированных башмачках. Смешались все.

Всё это под ритм барабанов, по центральным улицам, с предупреждающим перекрытием движения. И никто не жаловался, все, буквально все люди вокруг выглядывали из окон и приветствовали поклонников знаменитого, пускай выдуманного сыщика. За нами смотрели из домов, из машин, кто-то выходил и присоединялся, чтобы вместе дойти до площади, на которой участники шествия дали концерт. Там мы решили не оставаться и пошли дальше.

Маленькая уютная Рига прекрасна. Центр хорош для прогулок. Нет любимого Старбакса, но это не беда, потому что есть масса хороших кофеен, заменяющих его в Латвии. Везде есть кофе на вынос, с собой, — даже в любом киоске вроде нашей «Союзпечати». Или «Роспечати», кому как удобнее.

Национальных блюд в Латвии, как мы поняли, особо нет. Ну то есть, они есть, только напоминают скорее нечто среднее между более богатыми Эстонской и Литовской кухнями. Чуть оттуда, чуть отсюда. Понять это легко, стоит зайти в Piejura. В меню ресторана с прибалтийской куней полно эстонских и литовских блюд, но в нем почти нет латышских.

А после случилось дикое побережье Юрмалы, что всего в 12 километрах от центра Риги. Спокойное зимнее море прекрасно. Балтика с нависающими над ней тучами вызывает только восхищение, желание сесть жопой в песок и смотреть на горизонт. Сзади и спереди будут пробегать местные жители или приехавшие подышать едва солоноватым воздухом туристы, люди с собаками, с детьми, просто дети. Лёгкий прибой будет неспешно гонять волны вперед-назад, а ты будешь сидеть, вглядываясь в тонкую полосу, соединяющую неглубокое море и тяжелое небо.

Центральная прогулочная улица Юрмалы не вызвала даже близких эмоций. Обычная российская деревня с деревянными одно- и двухэтажками и построенной посреди нее огромной гостиницей с казино. Пугачевой не было. Киркоров в те дни, говорят, в Абу-Даби зажигал. Променад дождливой зимой оказался не очень. Обратно в Ригу!

    Да, вода Балтики совсем не соленая. Я пробовал.

Ну а по позвращению случились сразу три достопримечательности. Во-первых, мы дошли до пары домов, которые вместе играли роль 221B по Бейкер стрит в знаменитом российском сериале. Интересно, что входную дверь играла дверь одного дома, он находится чуть-чуть в глубине, в переулке рядом с другим домом, который был использован в качестве жилища Холмса и Ватсона.

Третий дом и, по совместительству, вторая рижская архитектурная знаменитость — тот самый, на Цветочной улице, из «17 мгновений весны». Окна как окна, без цветов и даже анекдотичных утюгов.

Ну и на сладкое — памятник бременским музыкантам:

В последний вечер в Риге с нами случилось еще одно прекрасное — мы таки сумели записаться в Wood Religion Barber Shop. Это вроде московских «Щегла» и «ChopChop», только душевнее и интересней. Да вот сами посмотрите, что они делают, на их странице в фейсбуке. Я стригся у Дианы Пэйтон, она иногда и в Москве бывает, приезжает с гастролями. До знакомства с ней я честно даже не представлял, что парикмахеры ездят стричь под заказ в другие города. Я слышал, что так делают татуировщики, но не думал, что явление распространяется на людей других профессий.

Кстати, о людях. Все встретившиеся нам в поездке латыши оказались приятными и приветливыми. Не было такого, чтоб дорогу не подсказали, не улыбнулись или вовсе послали на хер. Все говорят по-русски. Да, в самом начале охранник стоянки нашей гостиницы попытался, было, испортить впечатление, но то был всего один случай. Исключение.

Правда, Диана говорила, что такое отношение к русским туристам теперь из-за уехавших на заработки в Англию и Ирландию радикалов. Или как их там, быдло по-нашему. Они свое право жить и работать в любой стране Евросоюза отстояли, после чего на свою страну плюнули и полетели драить туалеты Западной Европы. В Латвии теперь остались только адекватные люди, которые понимают — чтобы что-то получить, нужно как-то поработать. Чтобы получить больше, нужно работать головой. Прилично заработать и хорошо жить можно везде. «Мы ж открыли бизнес», — говорила Диана, имея ввиду свой салон.

Таллин, детка!

Таллин начался с дороги в Таллин. Почти сразу после Риги есть замечательное место, которое называется Саулкрасты. Там охрененно красиво, туда ездят отдыхать летом рижане. Не в промасленную директором КВН и опошленную мешковатыми нарядами примадонной всея Руси Юрмалу, а в тихий Саулкрасты, где я даже захотел остаться пожить месяца на два-три.

Границу между Латвией и Эстонией в районе Айнажи границей назвать нельзя. Она вроде как есть, даже домики пограничников где-то в стороне от дороги стоят. Только все они запущены и поросли густым высоким буреломом. Ни одного человека, ни лишнего знака. Езжай, не снижая скорости. Только помни, что за этой вот воображаемой чертой начинается другое государство с чуть-чуть другими людьми, но той же валютой, таким же ценником на бензин и всякие вольности, за которые можно понести наказание.

После, уже в Эстонии, были побережье, лес, лес и побережье за редкими деревьями, поля, огромные предметы мебели, стоявшие прямо посреди этих полей. То есть, едешь и с удивлением наблюдаешь установленный кем-то в поле стул высотой метров под пять. Объехали стороной город Пярну, снова лес, тьма на дороге, только вежливый ближний свет ехавших на юг машин.

Таллин. Город с дождем, неважными дорогами, глубокими лужами на обочинах и недостаточным уличным освещением. Так встретила нас вторая запланированная на пути столица.

Гостиница такая же четырехзвездная, номер скромнее. Подземная стоянка платная, на ней — исключительно питерские номера. При въезде потребовали 15 евро за ночь за машину, на что получили ответ «в нашей брони прописано 10 евро». Заплатили как бронировали, но осадок остался неприятный. Тем более что прямо напротив гостиницы оказалась открытая парковка за 2 евро в сутки, а чуть подальше, через дорогу, многоярусная закрытая всего за 5 евро. В Таллине за всё, всегда и везде надо платить. Город заметно дороже Риги.

Euroopa находится между портом и старым городом, но все ж ближе к причалам. Окна номера могут оказаться на море и причаленные паромы, а могут — на неасфальтированную дешевую стоянку или одноэтажный торговый центр.

Эстонский завтрак много скромнее в сравнении с Ригой. Но больше рыбы, что очень порадовало. Мы любим заправляться с утра и идти гулять на весь день. Так лучше узнаешь город. Не шатаясь по музеям, не засиживаясь в ресторанах, изображая из себя гурмана, а просто рассматривая улицы и обсуждая идущих навстречу тебе людей.

С последними в Эстонии неважно. Открытого неуважения не заметили, но некую неприязнь часто ощущали. Видели даже презрение коренных эстонцев к русским, решившим остаться в стране после развала СССР и так и не выучившим эстонский до приличного уровня.

Представьте ситуацию — стоит русская тётя на выдаче развесной пиццы. К ней подходит пара эстонцев, мамаша с сыном великовозрастным. Говорят что-то ей, неопределенно крутя пальцами вокруг то одного куска, то другого. Неспешные коренные смотрят, как сотрудница магазина бережно укладывает куски в пакеты, взвешивает, лепит ценники. Потом они повышают тон и начинают втирать ей, что она дала им не то, что они просили. При том всё время, пока она складывала их заказ в пакеты, пока взвешивала, упаковывала и клеила стикеры, всё это время мамаша со взрослым сыном, которому давно пора самому ходить по магазинам, явно обсуждали действия продавщицы. Видели, что она делает и даже не подумали ее остановить. Наверное, у местных всё же слишком много свободного времени.

По отношению к туристам вроде ничего такого нет, или мы особо не замечали. Но всё равно что-то чувствуется. Холодность какая-то. Я увидел эстонцев неприветливыми. Такими серьезными, сосредоточенными и часто даже стремительными ребятами, которые до сих пор, кажется, пытаются побороть еще советский стереотип «таллеко лли то Таллинна?» Эстонцы вроде русских. Только они — такие русские, знаете, вроде московской лимиты, которой не всё равно. Без времени на улыбку и любезность. Грустные принципы действовали даже в нашей гостинице.

В старом центре, который логично заточен под туристов, обстановка оказалась чуть веселее. Русской речи полно. Кажется, жителям Псковской и Ленинградской областей в принципе все равно, куда ехать на пару дней — за город на шашлык или в Таллин за какой-нибудь надобностью. По магазинам или просто по городу пошататься.

Старый город, стоит признать, интереснее Риги. Но, одновременно, непонятнее, запутаннее и меньше. При желании можно увидеть его весь за несколько минут, забравшись на одну из башен или пройдясь по многочисленным смотровым площадкам. Есть, кстати, такие площадки, что дадут фору некоторым всегда платным и не в любое время года открытым башням. Зимой работают, кажется, всего две, в старых церквях. Доступ к площадкам круглосуточный и бесплатный.

В центре есть пара мест, куда обязательно нужно заглянуть всем гостям столицы Эстонии.

Во-первых, это старая Ратушная аптека, первое упоминание о которой относится к 1422 году, когда ею владел уже третий хозяин. То есть, аптека работала и до него.

После стоит перекусить в III Draakon, что совсем рядом с первой достопримечательностью. То ли ресторан, то ли харчевня имеет исключительно свечное, скудное освещение. Меню нам предложили простейшее — похлебка, пирожки, кофе. Стены каменной кладки, столы и лавки грубые, сбитые из массивных досок. Хоть всё это и в центре города, в Трёх драконах дешево. А кому надо больше комфорта, за углом, в том же здании городской ратуши, есть более культурный ресторан. Те же владельцы, только более барские условия.

Жилой, настоящий Таллин, который нам посчастливилось увидеть, начинается за старым городом, как раз если прочертить линию от порта на юго-запад. Малоэтажный город намного ниже центра, который расположен традиционно на холме.

Здесь почти не слышно русского языка. Да вообще здесь проблема с любым языком кроме эстонского. Северные прибалты меньше латышей парятся насчет того, чтобы понимать кого-то и чтобы кто-то понял их. Хочешь спросить дорогу у эстонца — сделай это на эстонском. Не можешь — возьми в поездку навигатор с детализированной картой Эстонии или хотя бы конкретного города.

Мы не были в таллинском Выхино или Строгино, не заглянули и в Северное Бутово. Район, который начинается от старого города, похож сразу на все российские города. Он как низкожтажный Воронеж, некоторые кварталы которого когда-то отстраивали небогатые помещики. Поэтому дома всего в два уровня, плюс сырой холодный подвал со скромно выглядывающими на тротуар окошками.

Но в Таллине эти дома не готовят к сносу. Не доводят до состояния, при котором их сначала закроют на год-другой зеленой сеткой, а после — сравняют с землей. В каждом установлены стилизованные под старину пластиковые стеклопакеты, каждый подлатан и покрашен. В этих домах живут люди. Гулять в таком окружении много приятнее, чем в обветшалых российских городах. Попадаются ровно заляпанные серой штукатуркой квадратные советские уродины, но это редкость.

Много в Таллине и ломают. Однако это относится, скорее, к ненужной больше промышленной зоне. Например, у владельца такой между портом и старым городом нашлись деньги на полный снос неугодных цехов-складов и строительство на их месте прекрасного современного квартала с магазинами на ground floor, офисами на средних этажах и квартирами на верхних. Выглядит это так:

Следующим утром пришло время ехать домой. Расставаться с Таллином было нетрудно. Порядком надоевшая брусчатка, минимум точек с кофе на вынос, непрекращавшийся дождь, по-русски угрюмые люди и по-московски неоправданно высокие цены на всё сделали свое дело. Покидать Ригу, направляясь не в Эстонию, а обратно в Россию, было бы намного сложнее. Там хотелось бы остаться. Но не в эстонской столице.

По дороге в Москву мы проезжали Тарту и очень пожалели о том, что провели в Таллице целых три дня. Пары было бы за глаза, просто посмотреть город. Осталось бы еще время не просто заглянуть, а разглядеть прекрасный город на реке Эмайыги (или Омовжа по-русски).

Недолгий обратный переход границы, чуть затянутый эстонской стороной, которая отказалась говорить по-русски и едва говорила по-английски. Платный въезд в Россию, полкилометра хорошей дороги и… здрасьте, псковские проселки. Нас снова трясло, кидало из стороны в сторону, мы крыли дорогу вслух и про себя. Но знаете что? Почти в каждой деревне, где еще живут люди, почти везде, где мы встречали кого-то, нам махали и улыбались. А мы улыбались в ответ. Говорят, Россия — угрюмая страна. Но она, оказалось, не вся такая. И когда понимаешь это, когда видишь стоящего на обочине паренька лет двенадцати, а у него за спиной — еще пару-тройку приветливых ребят постарше, и все они рады тебе, незнакомцу, становится приятнее возвращаться домой.

Tags: авто, москва, прибалтика, рига, таллин, туризм

Неделя на колесах или вся Прибалтика за пять дней!

Этим летом моему мужу срочно понадобилось поехать по делам в Вильнюс. Это, как известно, столица Литвы. А мы живем в Петербурге. Посмотрев на предлагаемые поезда и на их цены (на троих получилось бы 10 тысяч в одну сторону), мы решили поехать на своей машине и совместить работу и отпуск. Хотя вожу машину только я, у мужа моего прав нет, до этого у нас прекрасно получались авто-путешествия в тандеме - он всегда штурман, а я «педали нажимаю».

Мой стаж вождения - шесть лет, и за плечами - несколько поездок в ближайшую Финляндию. Но если финские дороги нам, петербуржцам, знакомы и любимы, как родные, то путь до границы всегда хочется проехать как можно удачнее. Для меня это значит безопаснее, а не быстрее.

Из этих соображений мы выбрали не самый стандартный маршрут для того, чтобы попасть в Вильнюс. Решили ехать через Хельсинки. Оттуда пересечь на пароме Финский залив, и через два часа быть уже в Таллинне - первой прибалтийской столице. Это сулило много впечатлений и европейский уровень комфорта на дорогах.

На все путешествие у нас была всего неделя. На подготовку - три дня. Автомобиль - Шкода Йети 2010 года выпуска, автоматическая коробка передач, новый двигатель 1,2 DSG. Многих удивляет такой небольшой объем, но, честно говоря, его вполне достаточно, чтобы ездить по нормальным дорогам.

Страховка - полная КАСКО, ОСАГО. Чтобы выехать за границу на машине, необходимо оформить для нее «зеленую карту», а также можно расширить на срок поездки полис КАСКО (внести в регион его действия страны Скандинавии или бывшие страны СНГ). Мы ехали втроем - я, муж и дочка-подросток.

На всех при получении Шенгенской визы также были оформлены медицинские страховки (порядка 300 рублей за все дни действия визы). За билеты на паром для автомобиля с пассажирами туда и обратно плюс ночевка для троих в отеле рядом с портом в Таллинне мы заплатили около 11 тысяч рублей (завтрак всегда входит в стоимость номера). Вопрос с пересечением границы с Прибалтикой был решен. Ну а там - езди себе, сколько хочешь, ни таможен, ни пограничных переходов и переездов с проверкой документов нет.

Загрузив в навигатор карты Прибалтики, мы проложили маршрут, рассчитали, что больше 400 км в день ехать не стоит. Обратившись ко всем известному сайту бронирования отелей, я за один вечер забронировала все места ночевок - после Таллинна таким местом стал Паневежис в Латвии, Вильнюс, Рига и снова Таллинн.

Шаг второй. Путешествие началось. Паром из Хельсинки отходит несколько раз в день. Наш рейс был в понедельник, в 16.00. Поэтому мы должны были быть в Хельсинки хотя бы в 15.00. Все рассчитав, выехали из центра Петербурга в 9.00. Замечено, что по понедельникам дорога в сторону финской границы наиболее свободна - почти нет грузовиков, которые меня, мягко говоря, пугают.

Так было и на этот раз - через три часа мы уже стояли на финской границе, прошли ее за полчаса, и даже заехали в магазин за шоколадками. Надеялись, что через пару часов приедем в Хельсинки без проблем. Но не все так гладко оказалось. Дело в том, что этим летом, и даже сейчас - осенью и зимой, финны строят грандиозную по размаху дорогу к российской границе, которая должна заменить существующую. Поэтому на некоторых участках в режиме нон-стоп проводились взрывные работы. Движение перекрывалось на некоторое время, после чего вдали раздавался хлопок, поднималась пыли и гранитные скалы отдавали часть себя для будущего комфортного передвижения россиян в сторону великого шоппинга. Это очень интересное зрелище, но не в тот момент, когда у вас куплены билеты на паром или аэропорт из Хельсинки (а до него еще километров двести).

В общем, мы приехали в порт почти перед окончанием регистрации. У меня сложилось впечатление, что в Финляндии этим летом все массово ремонтируется, особенно дороги. Чтобы доехать в Южный порт, пришлось ехать в объезд из-за перекрытий в самом Хельсинки. У них и так дороги хорошие, но, видимо, будут еще лучше.

На пароме мы за два часа доплыли до Таллинна. Выгрузившись там, переночевали в отеле и на следующее утро поехали дальше.

Путь по Прибалтике. Хотя в трех странах сами дороги отличаются друг о друга, например, покрытием и шириной, но в целом, они очень комфортны. В Эстонии это широкие трассы как и в Финляндии.

На пути в Ригу, в Латвии, есть довольно длинный участок, где дорога двух-полосная, но с хорошей обочиной, на которую смещаются грузовики, освобождая место для обгона. Эта дорога идет параллельно побережью, через лес. В Литве дороги снова похожи на финские - широкие трассы, простор и размах. Границы между государствами - оставленные открытыми бывшие пограничные переходы. То, что ты попадаешь из одной страны в другую, понимаешь, когда надо расплатиться в кафе. В Эстонии сейчас уже евро, а в Латвии и Литве своя валюта - латы и литы.

Вильнюс оказался очень большим городом, с внушительным центром. В отличие от Таллинна, например, старый город занимает очень большую территорию, и он полноценно функционирует - там живут, работают и отдыхают. В Вильнюсе мы пробыли двое суток и повернули обратно, так как отплытие парома обратно было фиксированным. Проезжая на обратном пути через Латвию, мы заехали в Юрмалу. Очень маленький прибрежный городок с длиннейшим, растянувшимся на несколько километров песчаным пляжем, произвел впечатление тихой европейской дачи.

Когда ехали обратно уже по Эстонии, заехали также в похожий прибрежный город Пярну. Странно, но Юрмала показалась как-то ближе. В Эстонии не любят говорить по-русски, поэтому лучше сразу говорить на английском языке. Этого не скажешь о Литве и Латвии. Там русский язык воспринимался нормально и сразу подхватывался. Путешествие по Прибалтике ничем не хуже путешествия по Швеции и Финляндии. Очень хочется повторить его, но уже чуть подольше остановиться, например, в Риге.

За неделю мы заправляли нашу машинку два раза по европейским ценам и два раза на территории России. Итого, проехав около 2000 км за эти дни, мы потратили около 180 литров бензина, на еду тратили меньше, чем в России, ночевали в прекрасных отелях, гуляли в чудесных городках и все советуем выбирать именно такой путь - пользоваться паромами, чтобы попасть в европейские страны.

Ксения


Смотрите также