Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Молдавия входит ли в евросоюз


Молдавия: Три года безвиза с Евросоюзом — итоги и перспективы

EurasiaNet, США© AP Photo, Vadim Ghirda

Уже больше трех лет граждане Молдавии могут въезжать без виз в страны Шенгенской зоны. Безвизовый режим не решил всех проблем, но значительно повлиял на миграционную динамику. В частности, число молдавских трудовых мигрантов, отправляющихся в Россию и Евросоюз, практически сравнялось, в то время как раньше львиная доля приходилась на РФ. Правом на въезд в Шенгенскую зону по биометрическому паспорту в трехмиллионной Молдавии за три года воспользовались порядка 1 млн человек. Общее число поездок, большая часть которых пришлась на Румынию, составило примерно 14 млн. Активнее всех посещали страны ЕС молодые люди в возрасте 26-35 лет. За эти три года молдавские граждане, работающие за рубежом, существенно изменили географию своих поездок. Точного количества обладателей молдавского паспорта, отправляющихся на заработки за рубеж, не знает никто, но оценки колеблются от 800 тысяч до 1 миллиона человек, постоянно находящихся за границей. Поскольку это трудовое множество подвижно — одни приезжают домой, другие сменяют их на заработках — почти все живущие в Молдавии лица трудоспособного возраста, возможно, хотя бы раз в жизни побывали в роли гастарбайтеров. И если, по данным Национального бюро статистики, в 2015 году примерно две трети из них направились на заработки в Россию, то к началу 2017-го на Россию пришлась лишь треть трудовой миграции. Еще по трети — на страны ЕС и остальную часть мира, от Украины до США и Канады. По данным Национального банка Молдавии, на 1 февраля 2017 года 45,3% переводов от работающих за границей приходило из стран СНГ и 54,7% — из остальной части мира. Такие переводы эквивалентны примерно четверти ВВП страны. Эти изменения можно смело отнести к «тихим» успехам безвиза. Против безвиза активно выступала и выступает Россия, используя местное лобби. Ее цель — максимальная изоляция Молдавии от Запада и превращение ее в инструмент Кремля в этой части Европы. Это стало причиной жесткой борьбы в подготовительный период, когда встал вопрос о принятии ряда законодательных актов с целью закрепления верховенства закона и недопущения дискриминации меньшинств, улучшения пограничного контроля и уровня защищенности документов (биометрические паспорта), и достижения «видимого прогресса» в борьбе с организованной преступностью, коррупцией и незаконной миграцией. Это стандартные требования, предъявляемые ЕС ко всем странам, претендующим на свободный режим въезда в Шенгенскую зону. Характерно, что Россия пользовалась совершенно однотипными пропагандистскими клише для очернения безвиза в Молдавии, Грузии и Украине. Однотипной была и почва для этой пропаганды. Непродуманная национальная политика в начале 1990-х и умелые ответные действия Москвы по разжиганию национальной и языковой розни породили расколы на этой почве. В результате, лица, не владевшие или недостаточно владевшие государственным языком, стали искать защиты и покровительства у России, становясь восприимчивыми к ее пропаганде, целью которой было закрепление их обособленности всеми мыслимыми способами. Так, в Молдавии, опираясь на советские мифы и обращаясь, в основном, к жителям сельской местности и гражданам старшей возрастной группы, российская пропаганда разжигает противостояние между русскоязычными и «молдаванами», объявленными в СССР отдельной от румын нацией для оправдания захвата Бессарабии. Одновременно Кремль пугает и тех, и других аннексией Молдавии Румынией и «приходом румынских жандармов», и позиционирует Москву как покровителя Молдавии. В результате этих манипуляций население республики разделено на три части: стоящих на твердо пророссийских позициях, на твердо прорумынских (поскольку большинство сторонников «европейского пути» являются также сторонниками объединения с Румынией) и колеблющихся. За мнения и голоса последних и шла борьба в период реформ, необходимых для получения безвиза. При этом пророссийское лобби вело бои за каждую поправку в закон, блокируя их всеми способами и делая ставку на уличные протесты. Набор аргументов, которые оно приводило, был стандартным: ЕС потребует введения виз с Россией; Россия сама введет визы, и молдаване не смогут ездить туда на заработки; РФ перестанет покупать молдавскую плодоовощную продукцию; и принятие новых законов размывает традиционные для Молдавии православные ценности. Любимой темой стал закон о недопущении дискриминации меньшинств, который пророссийская пропаганда представляла как закон в защиту ЛГБТ. Это не соответствовало действительности, поскольку об ЛГБТ в обширном документе упоминалось лишь дважды. Такое освещение оказывало воздействие на значительную часть общества, хотя большинство представленных аргументов были лживыми. Ситуация усугублялась растянувшимся почти на шесть лет политическим кризисом в связи с пошаговым отстранением от власти Партии коммунистов во главе с Владимиром Ворониным. В 2009-2010 годы в стране трижды проходили парламентские выборы. В ходе беспорядков были подожжены здания парламента и администрации президента. После выборов 2010-го парламент еще два года не мог сформировать большинство и балансировал на грани роспуска, в то время как новые досрочные выборы грозили стране полной потерей управляемости. Сторонники сближения с ЕС, противостоящие популистской пропаганде пророссийских политиков, были вынуждены прибегнуть к аналогичным приемам. В результате значимость безвиза в общественном сознании оказалась сильно преувеличена. Хотя работа по разъяснению реальной ситуации тоже велась, она почти не давала эффекта. Страсти в обществе были накалены до предела, уводя противостояние в чисто лозунговую область. Ратовавшим за сближение с ЕС удалось тогда расширить свою поддержку. К моменту введения безвиза, его, согласно опросам, приветствовало порядка 60% населения. Но как только ожидания вошли в противоречие с реальностью, маятник мнений качнулся в обратную сторону. Парламентские выборы в ноябре 2014 года, состоявшиеся через семь месяцев после старта безвиза, стали скромной победой проевропейских партий. Вместе они получили 55 мандатов из 101, что позволило, хотя и с минимальным перевесом, сформировать правящую коалицию. Однако в марте 2015-го главой Гагаузской автономии в первом же туре была избрана ставленница пророссийской Партии социалистов. Затем разразился банковский скандал: через серию кредитных афер, в которых оказались замешаны представители едва ли не всех парламентских сил, из Молдавии было выведено около миллиарда долларов. «Дело о миллиарде» дало толчок к обострению политической борьбы, что заставило власти несколько активизировать антикоррупционные усилия. Но публичные скандалы в режиме нон-стоп связывают «европеизацию» и коррупцию в сознании далекого от политики «человека с улицы» так же прочно, как уже связаны в нем «демократия» и экономическая катастрофа начала 90-х. Причем пророссийские агенты влияния делают все, чтобы эта связка крепла. Это, в свою очередь, увеличивает вероятность победы социалистов на предстоящих парламентских выборах и реставрации однопартийной, по сути, системы в духе Воронина. Несомненно, за последние четыре года Молдавия достигла успехов на пути европейских реформ. Страна демонстрируют рост ВВП, экспорта, резервов Нацбанка. Экспорт медленно, но неуклонно, год от года переориентируется с России на ЕС (65,1% в 2016 против 61,9% в 2015). В этих достижениях можно проследить и вклад безвиза. Но, вместе с тем, в них нет ничего настолько яркого, что позволило бы перекрыть растущее недовольство, вызванное коррупционными скандалами и медленным ходом реформ. Что касается безвиза, то он, при бесспорном позитивном влиянии, не принес, и не мог принести, резких улучшений. Граждане Молдавии, способные доказать, что их предки жили на территории правобережной Бессарабии в период с 1918 по 1940 год, имеют право на румынское гражданство. Сотни тысяч воспользовались этим правом, получив возможность, по мере открытия для румын Шенгенской зоны, свободно перемещаться по Европе. Конечно, были и те, кто не имел права на гражданство Румынии, или находился в процессе его получения, который порой растягивался на несколько лет. Для них введение безвиза стало ценной возможностью. Но ничего принципиально нового безвизовый режим в жизнь Молдавии не привнес. Он дал еще одну возможность, но путь от этой возможности к успеху по-прежнему укладывается в известную фразу Уинстона Черчилля: «Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжелого труда, слез и пота». Безвиз — лишь калитка, выводящая на дорогу, которую надо пройти, превозмогая разочарования и не теряя надежды.

Сергей Ильченко — украинский и молдавский журналист и политолог, живущий и работающий в Киеве. Специализируется на исследовании конфликтов на постсоветском пространстве. Работал в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике в качестве независимого журналиста, где был арестован за свою работу. Точка зрения автора статьи может не совпадать с позицией редакции EurasiaNet.org.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Оригинал публикации: EurasiaNetОпубликовано 21/12/2017 13:03

16:16 23/12/2017

Студенты из Молдавии, приехавшие в Бухарест голосовать на парламентских выборах.

Агрегатор новостей 24СМИ

Молдавия – ошибка Евросоюза

- Валерий, Вы правда читали договор? Вы не обманываете меня? Я несколько недель не могу найти человека, гуманоида, который бы прочитал этот Договор.

- Я весь его прочитал ещё в момент обсуждения. Мне было проще, чем другим – я читал и предыдущий договор с Евросоюзом.

- Я возьму у Вас автограф. Однако к моменту парафирования договора румынского текста не существовало. Из чего мы должны сделать вывод, что молдавские чиновники, включая аграриев, проводившие экспертизу договора, легко читают на английском сложные технические тексты в тысячу страниц. Но тогда непонятно, почему перевод на румынский занял месяцы – проблемы с румынским?

- Я даже сомневаюсь, что перевод был сделан в Молдове. Из чего следует простой вывод, что кабинет министров этот договор не читал. А профильный министр не должен голосовать за договор в целом, если не изучил его полностью.

- Ситуация напоминает украинскую, когда через два месяца после не случившегося подписания Договора об Ассоциации (или случившегося неподписания – не знаю как лучше), после важнейшего события в жизни страны, правительство Украины вдруг озаботилось и выделило 2,5 млн гривен на изучение текста, что у взрослого человека вызывает улыбку.

- Совершенно понятно, что сначала нужно было объяснить суть договора обществу и специальным группам – бизнесу, аграриям, регионам, Приднестровью, Гагаузии. Вместо этого молдавское Правительство держало документ в тайне, после чего пообещало, что проведёт массовые объяснения и консультации. Идея проведения консультаций, когда уже ничего изменить нельзя, говорит и об умственных способностях Правительства, и об отношении к обществу.

Ни гражданское общество, ни экономическая элита не могут влиять на обязательства, которые взяли на себя молдавские власти. Так называемые Дополнения к договору на двухстах листах содержат перечень Директив Евросоюза, которые мы обязались принять и внедрить в период от 2 до 4 лет. Я сейчас не даю никаких оценок правильности этого шага - я говорю о самой форме принятия решения. Отмена таможенных пошлин и фискальное право это исключительное право парламента, а такой вопрос не обсуждался в парламенте до парафирования и вообще не обсуждался. За всю страну решили несколько человек, которые посчитали себя умными и взяли обязательства от лица страны. Я не говорю о том, плохо это или хорошо. Но решения, которые будут приниматься на Совете Ассоциации, становятся юридически обязательными для нашей страны. Это уже вопрос для тех, кто занимается конституционным правом. Мне интересно – мы, оставаясь вне Евросоюза, создаём наднациональный орган в данном случае?

Для меня лично одним из главных был вопрос Приднестровья. Есть очень любопытная статья – №462. Я буду подымать этот вопрос в прессе, я бы очень хотел услышать внятную трактовку этой статьи. Там сказано о том, что договор в целом и его часть, касающаяся режима торговли и таможни, не будет распространяться на регионы и зоны, которые правительство Молдавии не контролирует, и дальше идёт некоторый витиеватый текст. И никто не задался вопросом – а что это за новое юридическое понятие? Если речь идёт о Приднестровье, то давайте его так и называть. Завтра Бельцы или Гагаузия откажутся выполнять какие-то распоряжения Правительства, и какие юридические последствия это повлечёт? Этой юридической новеллы в национальном законодательстве нет, уж оно-то точно неконституционное.

Документ вроде бы судьбоносный, исторический, но на деле его никто не читал. И пресса к нему особого интереса не испытывает.

С моей точки зрения, этот документ нам навязан, и в этом главная ошибка Евросоюза. Я об этом не раз высказывался, и в Брюсселе, и во всех столицах. Я ездил в 2008 году и объяснял, что этот проект не имеет перспективы, и в случае с молдавской «историей успеха», вот это искусственное продавливание (мы видели какой ценой) реального эффекта дать не может. Всё это – сотрудничество в области борьбы с коррупцией и организованной преступностью, и свобода слова, и гражданское общество - это всё красивые слова. Несколько чиновников ЕС, которые занимаются этим направлением, не могут понять – даже в такой стране, как Молдавия, невозможно продавить через волю большинства народа какие-то вещи, которые народ либо не понимает, либо не воспринимает, либо которые просто не соответствуют реальности.

А в целом «Договор об Ассоциации» это юридический документ, который заменит прежний «Договор о партнёрстве и сотрудничестве», подписанный в 1994 году и вошедший в силу в 1998 году, который был юридической базой сотрудничества между Молдовой и ЕС. Примерно на 80% эти тексты совпадают. Различия касаются в основном экономической части.

Мы договорились снять таможенные сборы с товаров из Евросоюза – это новшество. Где разговоры об этом? Что это будет означать для наших производителей, что это будет означать для нашего бюджета, что будет с Приднестровьем?

- Премьер Юрие Лянкэ говорит, что всё просчитано – с этим договором мы получили доступ на рынки Европы.

- Специально для Юрие Лянкэ: у нас уже давно есть доступ на рынок Евросоюза. Но если мы ничего не производим из того, что их бы интересовало и соответствовало стандартам, то чём он говорит?

- Пишут, что украинские бабушки, которые производят знаменитое украинское сало и кислую капусту, не впишутся ни в какие нормы ЕС и перестанут существовать как класс производителей, хотя европейское сало набито гормонами и антибиотиками.

- И наши производители точно так же. Аграрная продукция перестанет существовать, причём очень быстро, за два-три года у нас не будет никакого местного производства.

- А возможны ли экономические реформы при отсутствии производства?

- Совершенно верно! Что вы реформируете, если ничего не производите? Кроме фискальных, непонятных для меня, экспериментов на живых людях каждые полгода, я ничего не вижу. Наша экономика это три составляющие – деньги из-за рубежа, таможенные сборы и налоги. Хорошо, а производство где? На основе чего мы будем развиваться и говорить о приближении к европейским стандартам? За счёт каких денег мы будем внедрять всё это?

- На примере Украины мы видим, что Евросоюз ничего существенного вкладывать в новые территории не готов. Большая часть денег в Молдавию приходит из России, отношения с которой могут измениться.

- Именно по отношению к РФ у молдавских властей нет никакой внешней политики, одни нелепые выкрики. Ни на что другое они не способны, они так воспринимают свою проевропейскость: плевать в сторону России и тогда ты европеец - это очень разумно. Россия пока проявляет чудеса спокойствия – с моей точки зрения. Учитывая слова и действия первых лиц Молдавии, я считаю, мы хорошо отделались.

- Документ предполагает и борьбу с коррупцией?

- Борьба с коррупцией, сотрудничество в области экологии - это всё было в Договоре двадцать лет, с 1994 года, ничего нового. Что за это время изменилось?

В прошлом году парламент большинством голосов отправил в отставку правительство Влада Филата по подозрению в коррупции. Конституционный суд подтвердил правомочность решения, после чего президент Тимофти своей рукой подписал декрет о снятии Филата на основе этих обвинений, чтобы к концу года дать ему Орден Республики. Мне кажется, о здравом смысле даже речи не идёт?

И представители Евросоюза, естественно, не могут этого не понимать. Коррупцию возглавляют люди, с которыми европейцы эти документы подписывают. Тут симбиоз геополитической игры Европы и узкоклановых интересов трёх-четырёх местных олигархов, которые под зонтиком Европы творят, что хотят. Но ведь всё это никак не связано с интересами страны.

За восемь месяцев до выборов идут разговоры о замене избирательного законодательства, что никак не соответствует тексту договора и рекомендациям Совета Европы. Об экономике вообще ничего не слышно. У нас в стране происходит не политическая борьба, а борьба между политическими группировками за бизнес-интересы. Это не борьба платформ, идеологий, взглядов, понятий, и в той форме, в которой она сегодня существует, она продолжаться не может, потому что уже тесно. Я уверен, что так или иначе вся эта схема рухнет. Раньше или позже это кончится катастрофой для интересов Евросоюза – ведь для них важно не просто поставить здесь флажок Евросоюза. Сколько верёвочке не виться – и дальше по тексту.

Наше пассивное участие в геополитической игре Запада и России, к сожалению, принесёт нам только вред, дальнейшую деградацию экономики и потерю населения.

- А как будет происходить включение европейских Директив в национальную правовую систему?

- У нас нет никаких внятных органов, которые бы занимались имплементацией этих соглашений. Это серьёзная кропотливая работа по законодательству, для этого недостаточно просто поднять руки. У нас таких структур нет. А их следовало бы создать ещё два года назад. Иначе зачем торопиться парафировать, подписывать и ратифицировать Договор?

Молдавский МИД – вообще миф, я это говорю со знанием дела, я там провёл 11 лет. Людей с видением, пониманием процессов имплементации, в европейском файле есть три-четыре человека, это руководители среднего звена, но и они порядком подустали. Никто ведь не сомневается, что этот Договор не продукт молдавской стороны, просто потому что он типовой. Европейцы его предоставили, а молдаване только делали вид, что обсуждают.

Вот за последние четыре года, выросли ли какие-то новые фигуры на правительственном уровне? О ком из бывших министров после того, как они ушли с должности, мы вообще что-то слышим? Государственная служба высокого уровня означает, что ты один из лучших в этом направлении с точки зрения экспертизы. Лучше знаешь, лучше понимаешь, можешь организовать, у тебя есть точка зрения и видение. Так это же не исчезает вместе с должностью? Если ты знал это до вчерашнего утра, то и вечером продолжаешь знать. И ты уже не обременён ограничениями политического характера, можешь свободно высказываться. Где они все? О чём это говорит? О том, что это всё конъюнктурщики, случайные люди, и видения никакого нет. Говорят то, что им напишут на бумаге, сиюминутно соответствуют той или иной линии. Всякий раз при определённых назначениях я искренне надеюсь на появление государственного человека.

Лично мне как гражданину не по душе происходящее, потому что я вижу ослабление государственных институтов - министерства ничего не решают, им диктуют сверху что делать и как делать, сама служба в госструктурах низведена до рамок формализма.

Моя главная претензия к ЕС и Правительству состоит в том, что под флагом «европейских» реформ происходит реальное ослабление государственных структур, и трудно переоценить этот урон - когда нет государственных структур, которые думают об интересах страны, то этого не делает никто.

- Выводы …

Я вижу три основные угрозы нашей безопасности:

Отсутствие идей государственного развития у тех, кто находится во власти – не Договор об Ассоциации, который ни о чём, а конкретная экономическая программа.

Отсутствие представлений на государственном уровне: как решать приднестровскую проблему?

И как решать другую страшную проблему, которую создала нынешняя власть – разделение граждан на проевропейских (прорумынских) и остальных.

В Приднестровье о внешней политике думают одно, в Гагаузии – другое, в центре Кишинёва – третье, в Оргееве – четвёртое. На основные вещи культурного характера тоже разные взгляды – на 9 мая, на 25 декабря (католическое рождество) и так далее, а это всё очень важно. Преподавать ли в школе историю Молдавии или «Историю румын». Про язык вообще молчу. Кто-то же должен предложить формулу, объединяющую страну, а кто это будет делать?

Молдавская пресса занимается пропагандой успехов – «я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». В моём понимании, неправительственные организации и пресса должны заниматься обратным – я не видел ни одной европейской страны, где пресса вылизывает власть. Западные гранты уходят в неправительственные структуры и организации, которые чистили властям ботинки четыре года, но я не вижу, какое отношение это имеет к развитию страны.

беседовал Олег Краснов

Молдавия: в Евросоюз хоть через дымоход…

Ровно 95 лет назад (в марте 1918 года) территория современной Молдавии (Бессарабия) оказалась в руках румынских оккупационных сил. 27 марта 1918 года парламент Бессарабской губернии (в последствии Молдавской Демократической Республики с декабря 1917 года) под давлением румынских властей принял решение о том, что в Молдавия должна войти в состав Румынии. Решение парламентариями принималось таким образом, что реальное участие в голосовании приняли менее четверти всех тех депутатов, которые Совет Страны (Сфатул Цэрий) составляли. Как только решение о присоединении МДР к Румынии было принято, румынский король ликвидировал молдавскую республику вместе с тем самым Советом, который решение о присоединении и принимал. Демократия свершилась и молдаване, которые едва успели почувствовать вкус республиканской формы правления, снова оказались в монархических объятьях, только теперь румынского образца.Несмотря на такие политические странности, молдавские либералы заявляют, что день 27 марта для Молдовы – это великий день. Один из главных прорумынских политиков Молдавии Михай Гимпу, который в своё время возглавлял парламент и даже занимал пост временно исполняющего обязанности молдавского президента, вообще объявил, что 27 марта 1918 года – это триумф национального самосознания каждого без исключения молдаванина. Правда, здесь нужно сделать небольшую оговорку: Гимпу и другие сторонники непременной интеграции Молдавии с Румынией считают, что такая нация как молдаване вообще не существует. По их мнению, молдаване – это те же самые румыны, а потому Кишинёв вместе с другими молдавскими территориями и нужно снова вести в братские объятия Бухареста. Чтобы донести свою радость по поводу исторического вхождения Молдавии в состав Румынии, которое состоялось 95 лет назад, молдавские либералы решили устроить в стране целую серию празднеств. Запланировано проведения конференции, название которой на русский язык переводится следующим образом: «Объединение Румынии и Бессарабии – модель современной евроинтеграции Республики Молдова». Ну что тут скажешь: если молдавские румыноунионисты считают, что евроинтеграция – это ситуация, при которой одно государство полностью поглощается другим с одновременной ликвидацией всех его политических и экономических институтов, то становится понятно, к чему Михай Гимпу собирается вести Молдавию сегодня. В принципе, ни он, ни его сторонники этого и не скрывают. По их мнению, Молдавия только тогда сможет проявить себя должным образом, когда она вольётся в том или ином виде (пусть даже в виде румынского захолустья) в Евросоюз. Какое мнение на этот счёт у Евросоюза – это уже другой вопрос… Да и какое может быть там мнение по поводу интеграции с Молдавией, если в самой Молдавии лишь 16,1% респондентов заявляют о желании вступить в ЕС. Мало того, почти две трети граждан современной Румынии заявляют, что сама Румыния зря вступала в Евросоюз, и что, возможно, уже через несколько лет Бухаресту придётся выходить из ЕС по экономическим соображениям.Однако такие статистические данные молдавских унионистов не пугают, а потому они готовы идти на любые изжоги, лишь бы только европейские «братья» обратили на них своё покровительственное внимание. Одним из таких посылов молдавских властей в сторону Бухареста и Брюсселя стало повсеместное внедрение министерством просвещения РМ в молдавских школах уникального учебного пособия под названием «Сексуальная жизнь». Пособие это призвано просветить молдавских школьников в вопросах полового воспитания. Ну, решили просветить и решили… Да только «Сексуальная жизнь» как учебное пособие для молдавских детей подвергается резкой критике со стороны подавляющего большинства преподавателей и родителей учащихся. К критике учебника подключились и представители духовенства. В частности, за немедленное изъятие учебного пособия из молдавских школ высказался епископ Фэлештский и Бельский – Маркел. По мнению педагогов и священников, учебник делает особый упор на пропаганду однополых сексуальных отношений, что демонстрирует то, как молдавские власти пытаются своими действиями «просветительского» характера понравиться европейцам. Епископ Маркел заявляет, что учебное пособие появилось на территории Молдовы по велению румынских хозяев действующих молдавских властей. Цитата: «Мы против извращений, о которых рассказывают наряду с нормальными отношениями. Эта книга, по нашему мнению, приносит только вред, только разрушение. Мы будем молиться о том, чтобы люди устыдились и отвернулись от этих разрушающих мыслей».Однако на все претензии родителей, педагогов и представителей церкви молдавское министерство просвещения во главе с Майей Санду, которая еще совсем недавно была советником исполнительного директора Всемирного банка в столице США, не считает, что учебное пособие, подаренное Молдове Румынией, нужно из школьных библиотек изымать. И вообще минпросвет Молдовы «Сексуальную жизнь» не считает учебным пособием. По мнению чиновников, «Сексуальная жизнь» является лишь отдельным томом большой энциклопедии, а если есть слово «энциклопедия», то вся предосудительность якобы сразу же должна сходить на нет. Мол, ну и что если физиологические потребности геев и лесбиянок рассматриваются – пусть дети в энциклопедическом варианте знакомятся… Но ведь под такую лавочку в виде «энциклопедий» в школу можно протолкнуть буквально всё, что угодно: от пособия для приверженца идей тоталитарных сект до томика для решивших свести счёты с жизнью…И ведь такому «энциклопедическому» объяснению появления «Сексуальной жизни» в школах Молдовы, высказанному представителями молдавских властей, вряд ли стоит удивляться. Если румынская оккупация 1918 года в Кишинёве либеральными массами объявляется как благо для молдавского народа и его исторический выбор, то, как говорится, сушите вёсла…Кстати, нужно отметить, что с конца прошлого года в Молдавии действует закон, который запрещает гражданам дискриминационные слова и действия в адрес кого бы то ни было и представителей сексуальных меньшинств, в частности. Захотел назвать гей-парочку тем словом, которое более хлёстко обозначает их сущность, так приготовь-ка сразу от 12 тыс. до 60 тыс. леев (примерно от 1000 до 5000 долларов)… В общем, стремление молдавских либералов в Евросоюз, который уже сам не знает, как избавиться от малообеспеченных членов, налицо.Чтобы еще больше проявить своё желание проинтегрироваться хоть с кем-нибудь на Западе, Кишинёв отрядил аж 144 своих военнослужащих в немецкий Хоэнфельс для участия в учениях «Mission Readiness Exercise». На родине молдавские солдаты были встречены как национальные герои, и глава Генштаба Молдавии генерал Стоян решил самолично вручить наиболее отличившимся на учениях почётные дипломы. При этом Стоян заявил:«Молдавские военнослужащие не уронят чести республики на любом театре военных действий». После вручения дипломов и произнесения таких пламенных речей оставалось только прослезиться... Примечательно, что немецкие военные партнёры по поводу проявленной доблести молдавскими солдатами и офицерами решили прилюдно не высказываться… Казалось бы, что после клятвы на верность Румынии, аплодисментов по поводу поддержки ЛГБТ-сообщества и совместных с европейскими партнёрами военных учений, официальный Кишинёв должен получить от ЕС благословение на непременную интеграцию и финансовую помощь. Но Брюссель и «прогрессивное мировое сообщество», как это ни печально для молдавских властей, остаются холодными и даже в чём-то резкими по отношению к рвущемуся семимильными шагами к европейскому варианту демократии Кишинёву. В частности, прошла информация о том, что МВФ решил не предоставлять Молдавии итоговый транш в сумме 76 миллионов долларов. Представители МВФ заявили, что Кишинёв не выполнил взятых на себя экономических и политических обязательств, а потому миллионы так и останутся лежать на счетах фонда. Вот если бы власти Молдавии пересмотрели закон о госбюджете на 2013 год, приняли серию документов, регламентирующих финансовую деятельность банков (уж не по типу ли Кипра? – прим. автора), то, глядишь МВФ и сподобился бы отстегнуть Молдавии 76 миллионов «зелёных», а так… А ещё МВФ буквально требовал, чтобы все законодательные изменения проходили в Молдавии только после согласований с экспертами фонда. Ничего не напоминает?.. Есть некие параллели с отношениями МВФ и России образца 90-х – не правда ли? В общем, Кишинёву даже официальная поддержка геев с лесбиянками не помогла…После неудачных контактов в экономическом плане с Западом всё большее число молдавских граждан заявляют о целесообразности смены, скажем так, интеграционного вектора. Уже почти 23% опрошенных в ходе одного из недавно проведенных в Молдавии социологических исследований заявляют о том, что для страны было бы лучше интегрироваться не с ЕС, а с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана. Напомним, что за интеграцию с ЕС выступили около 16% опрошенных. Остальные либо высказали слова о полном экономическом и политическом нейтралитете Молдавии (если такое вообще может быть в современных условиях), либо затруднились ответить на вопрос о том, в какую сторону целесообразнее поворачиваться Молдавии.Примечательно, что сейчас в Молдавии наблюдается острый политический кризис, в котором каждая из политических сил старается тянуть одеяло на себя. И чем больше перетягиваний, тем более шаткой и зависимой становится политическая система Молдавии. В этой связи красноречивой выглядит заметка одного из молдавских изданий («Независимая Молдова»), которую стоит процитировать полностью.Политбюро, как и Советского Союза, давно уже нет. Но зато живы его детища. Резиденция Политбюро теперь находится в Брюсселе, а его директивы ни на йоту не отличаются от партийных директив советского времени... Советский Союз уже двадцать с лишним лет как канул в историю. Но наши власти, взявшись за руки со своими покровителями из Брюсселя, продолжают жить и творить теми же советскими методами, перевернутыми, правда, с ног на голову. Иными словами, пресловутый Европейский союз начинает становиться зеркальным отражением канувшего в Лету СССР. Не хватает только (для пущей важности!) на их звездно-синем стяге символов того времени - Серпа и Молота. С одной лишь оговоркой. При Советском Союзе, при всех его недостатках и изъянах, не было такого откровенного бардака и беспредела, как при союзе Европейском.

Неужели 20-летняя молдавская спячка и выдача желаемого за действительное готовы уступить место здравым оценкам сложившейся ситуации?..

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Почему Молдова не вступит в Евросоюз?

  1. Что у нас в Молдове происходит с европейской интеграцией?

 Cобственно говоря, по большому счёту, кроме словоблудия европейских чиновников и молдавских официальных лиц, а также шаманских заклинаний лидеров « Альянса за евроинтеграцию» ничего особенного и не происходит. Вроде бы и законы какие – то принимаются, вроде бы гранты какие-то и кем-то осваиваются. Вроде бы уже лет десять пытаются реформировать коррупционную судебную систему. Вроде бы лет пятнадцать под руководством Международного валютного фонда борются с бедностью…. Только вот за 20 лет независимости, в экономике мы так и не вышли на уровень конца восьмидесятых прошлого века. Промышленность и сельское хозяйство угробили, а взамен приобрели банки для олигархов, казино и подпольные бордели для европейских «голубых».

Но зато, в последние лет 7 – 8, стало у нас модно рассуждать о перспективе европейской интеграции Молдовы. Кажется, только самый ленивый не высказался о том,  как хорошо бы молдаване зажили, если бы их приняли в Европейский Союз. А после того, как к власти в Молдове пришёл « Альянс за евро », у наших правителей и чиновников просто « голову сорвало». Любое выступление руководителей молдавского государства похоже на заклинание: «хотим  в Евросоюз…возьмите нас – мы свои, мы хорошие». Но у европейцев, в связи с разрастающимся экономическим, финансовым и структурным кризисом, своих проблем и без Молдовы выше крыши. Евросоюз, и страны поспокойнее, и поразвитее, переварить не может – чересчур уж разношёрстная компания собралась. Греция, Португалия, Испания, Италия, Венгрия, Румыния, Болгария, прибалтийские и некоторые другие государства заставили европейских руководителей посмотреть на то, что происходит в Евросоюзе более трезво,  пристально и спокойно. Без эйфории присущей европейским интеграционным процессам конца 90-х годов и начала двухтысячных.

2. Давайте постараемся беспристрастно, с цифрами на руках разобраться в тех процессах, которые развиваются в мировой, и соответственно в европейской экономике.

В США и Европе всё больше набирает обороты самый серьёзный системный экономический кризис. Совокупный долг США и европейских стран постоянно растёт начиная с 50-х годов 20 века. Реальная заработная плата в США и ряде развитых европейских стран наоборот не растёт с начала 70- годов. Экономический рост достигался за счёт постепенного падения учётной ставки процента резервной системы, с 18 процентов в 1981 году до нуля в декабре 2008 года. Сегодня, и в США, и в Европе корпорации и домохозяйства должны финансовым учреждениям громадные деньги, которые вернуть просто не в состоянии. Из-за невозможности перекредитования (вернуть кредиты не могут, а новые банки не дают) экономический рост фактически остановился. Катастрофически упал, и будет и дальше падать спрос. Евросоюз просто в ближайшие годы не будет иметь свободных денег. Так что расширение Евросоюза просто невозможно из-за серьёзных экономических и финансовых проблем.

Соотношение долга к доходу крупнейших корпораций подошло к критической отметке в 60-65 процентов. А в некоторых европейских странах до 100 %. К примеру, долг Греции составляет 120 % к валовому внутреннему продукту государства (ВВП). Всё это является серьёзной проблемой для европейской экономики. Естественно, что в условиях нулевого экономического роста и увеличивающейся безработицы европейские страны начинают целенаправленно вытеснять мигрантов, гастарбайтеров. Европе при общем падении совокупного спроса явно не до чужаков и  расширения.

Мировой и, соответственно, европейский финансовый сектор в последние 20-30 лет держался за счёт постоянного рефинансирования кредитов. Система развивалась за счёт постоянной эмиссии доллара и евро. В итоге доля финансового сектора в общей прибыли корпораций перевалила за 50 процентов ( в 50-х годах 20 века эта доля составляла не более 10 %). И сегодня, финансисты не хотят отказываться от своих сверхприбылей, а экономика в такой ситуации развиваться просто не может, что мы и наблюдаем уже два года на примере Евросоюза.

рис. Александр Умяров, caricatura.ru

Фактически ситуация в мировой капиталистической экономике сложилась такая, что глобальные рынки больше не могут развиваться по прежней модели. Должен меняться механизм экономического развития,  как это было в 3-4 и 16-17 веках, когда появилась современная экономическая модель. Мир уже начал делиться на несколько финансово-экономических зон, как это было в 19 веке. И страны, хотят они этого  или нет, должны для себя определиться к какой экономической зоне им примкнуть. У Молдовы выбор не велик, это или загнивающий и входящий в серьёзный экономический кризис ( вплоть до развала) Европейский Союз, или в Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана, и впоследствии в мощный и перспективный Евразийский Союз, который уже может начать свою жизнь в 2015 году.

Короче, Евросоюзу, минимум, в ближайшее десятилетие не до расширения.  Дай Бог сохранить то, что уже «объединили»… Но и отдавать бывшие «советские республики» под влияние, набирающей силу России им очень уж не хочется. Вот они и «мутят воду»: предлагают различные проекты добрососедства и сотрудничества. Выделяют небольшие гранты и кредиты, разрабатывают различные программы развития и поддержки различных инфраструктурных проектов (обращаю ваше внимание – не производственных и инвестиционных, которые могли бы укрепить экономику Молдовы), чтобы держать Молдову и другие постсоветские, соседние с Евросоюзом страны на коротком поводке. А перспектива создания по инициативе России мощного Евразийского экономического союза вообще приводит еврокомисаров в печаль. Все прекрасно понимают, что нарождающийся  Евразийский союз – это сильнейший  конкурент с громадными природными и человеческими ресурсами и неограниченным рынком. Поэтому, под давлением европейских кураторов, правители молдавского « Альянса за евро» развернули самую беспощадную борьбу с идеей евразийской интеграции, предложенную  Назарбаевым и Путиным. Дошли до того, что цинично и открыто, под выдуманным предлогом  объявили недействительными почти 90 процентов подписей собранных социал-демократами в поддержку референдума о вступлении Молдовы в Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана.

рис.: РИА-Новости, Сергей Елкин

3. Давайте разберёмся  прежде всего в основных понятиях. Что же такое Евразийский Союз?

В последнее время, в информационном пространстве Молдовы появилось много псевдоаналитических  материалов, целью которых является дискредитация идеи вступления Молдовы в Таможенный Союз Россия – Беларусь – Казахстан. Авторы этих «трудов» сознательно путают различные понятия: ЕврАзЭС, Таможенный Союз, Европейский Союз, Единое экономическое пространство, Евразийский Союз, пытаясь окончательно запутать читателей цифрами, датами и аргументами. Хотя, по большому счёту, кроме эмоциональных всплесков на эту тему, я не видел ни одного серьёзного аналитического материала в котором аргументировано доказывалось бы почему Европейский Союз для Молдовы лучше, чем Евразийский Союз.

Попробуем разобраться спокойно о чём же всё таки идёт речь?

Во первых, нельзя проводить сравнения между Европейским Союзом и ЕврАзЭС.

Европе́йский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году ( вступившим в силу 1 ноября 1993 года).17 стран Союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, созданная с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в неё государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. Таким образом,  ЕврАзЭС — экономическая организация, а Евросоюз — экономическое и политическое объединение государств. Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 г. в Астане и вступил в силу 30 мая 2001 г. после его ратификации всеми государствами-членами. С мая 2002 Республика Молдова является наблюдателем в ЕврАзЭС. Если завтра Молдова станет полноправным членом ЕврАзЭС, то в принципе от этого мало что изменится…

Беларусь, Казахстан и Россия в 2007 создали Таможенный Союз. Это произошло 6 октября 2007 года в Душанбе с подписанием договора «О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного Союза » и Договора «О Комиссии Таможенного Союза». 27 ноября 2009 г. — Россией, Беларусью и Казахстаном был подписан Договор о Таможенном Кодексе Таможенного Союза. Таким образом, с 1 июля 2011 года Таможенный Союз между тремя странами заработал.

Во вторых, второй интеграционный этап — Единое Экономическое Пространство (ЕЭП), к которому другие государства Сообщества будут присоединяться по мере готовности. Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников.

Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий. ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза. Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений. Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил Всемирной торговой организации, что представляется очень правильным. Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции. Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Как считают некоторые противники евразийской идеи, интеграция Молдовы в ТС и ЕЭП (не путать с ЕврАзЭС) приведет к определенным противоречиям, как члена Всемирной торговой организации (ВТО), хотя из концепции создания Евразийского Союза понятно, что эти «великие экономисты» или не знают документов, сути вопроса, либо просто нагло врут.

В третьих, следующим этапом интеграции является Евразийский Союз. 3 октября 2011 года в газете «Известия» появилась статья « Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня », написанная лично Владимиром Путиным. В ней автор обосновывает проект создания Евразийского Союза на базе России, Белоруссии и Казахстана, «способного стать одним из полюсов современного мира».

Евразийский Союз (ЕАС) — проект конфедеративного союза государств с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным, культурным пространством, предполагаемого к созданию некоторыми странами-членами СНГ на базе союза Казахстана, России и Беларуси и соответствующих отраслевых тесных интеграционных структур СНГ — ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ, Таможенного союза. Становление Евразийского Союза идет аналогично (на базе существующих отраслевых структур) Европейскому союзу и другим аналогичным региональным объединениям. Заявлено, что союз будет строиться по модели мощного наднационального объединения, способного стать самодостаточным рынком (население которого должно составлять в перспективе не менее 200–250 миллионов человек) и одним из геополитических «полюсов» современного мира, играющего при этом роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом.

18 октября 2011 Президентами трех стран была подписана Декларация о евразийской экономической интеграции в которой в частности говорится: «Стороны будут стремиться завершить к 1 января 2015 года кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и на этой основе создать Евразийский экономический союз. Данная работа будет включать, в том числе договоренности по: сбалансированной макроэкономической, бюджетной и конкурентной политике; структурным реформам рынков труда, капиталов, товаров и услуг; созданию евразийских сетей в сфере энергетики, транспорта и телекоммуникаций».

4.Сказки  про договор об ассоциации, или когда Молдову могут принять в Европейский Союз?

Руководители Евросоюза в разных, очень авторитетных  лицах  уже несколько раз официально заявляли, что Молдову не собираются принимать в Европейский Союз. Во всяком случае, в ближайшей перспективе. К примеру, в случае Восточной Европы Хизер Грейб, представитель Центра европейских реформ, откровенно сказала: «Беларусь слишком авторитарна, Молдова слишком бедна, Украина слишком велика, а Россия слишком страшна для ЕС, чтобы рассматривать их потенциальное членство в ближайшее время».

Никому в Европе не нужна самая бедная в регионе, коррумпированная, разделённая многолетним конфликтом страна. Никому там не нужны наши вина и помидоры (им бы своих производителей защитить в условиях экономического кризиса), а другого у нас и нет больше ничего. Европейцы по отношению к Молдове проводят, так называемую, политику  добрососедства, и не более того…  Абсолютно не понятно зачем в такой ситуации наши молдавские кормчие продолжают ломиться в Евросоюз? Логики в этом абсолютно никакой нет.  Так что же ими движет? Злые языки на информационных сайтах и блогах утверждают, что деньги и различные европейские откаты за кредиты и так называемые «гранты». Как говорится, у власти одни доходы, у народа совершенно другие. Более осведомлённые в государственных делах люди говорят, что всё гораздо проще…европейские гранты составляют более 20 процентов государственного бюджета. И без этой поддержки наша проевропейская власть просто рухнет. Вот европейцы и платят, а наши руководители эти деньги отрабатывают своей верноподданнической преданностью. Естественно, надо понимать, что истина, как обычно, находится где-то посередине.

Молдова очень маленькая страна, поэтому она вынуждена быть членом одного из более крупных геополитических объединений, или Европейского Союза, или Евразийского Союза. Если говорить о вхождении в Евросоюз, то нужно понимать, что там мы никому не нужны, и рассматривать перспективу нашего вхождения в ЕС — Европа на словах готова только к 2030 году. А ведь до этой, предположительной и фактически никем и ничем не подтверждённой  даты надо ещё дожить. Это всё напоминает известный популистский лозунг бывшего советского лидера начала 60-х годов прошлого века Н.С.Хрущёва о том, что «наши дети будут жить при коммунизме».

В последнее время часто можно услышать, что вот-вот… Молдова подпишет такой супер – договор с ЕС, который практически гарантирует ей членство в этом Союзе! Еще немного и Молдова станет “ассоциированным членом ЕС”. Вообще-то и само членство – очень спорное счастье для Молдовы, а для среднестатистического гражданина Молдовы фантазии о значении членства ограничиваются возможностью свободного передвижения по территории ЕС – “купил билет на поезд в Венецию и поехал без виз”. Если деньги есть – и так можно поехать, а если их нет, то и с “членством” никуда не уедешь.

То ли кто-то очень уж хочет выдавать желаемое за действительное, то ли вместо здравого смысла в ораторах говорит желание хоть какого-нибудь “членства”, то ли это обыкновенная  неграмотность чиновников и журналистов. Но “ассоциированных членов” ЕС не существует, и никогда не существовало. Страна, не являющаяся членом ЕС может подписать “договор об ассоциации”. Но в этой “ассоциации” общего с “членством” еще меньше, чем у обещания жениться и свадьбой.

Давайте, к примеру, рассмотрим одну из последних «новостей» на эту тему, касающихся европейских перспектив Молдовы. Президент Европейской комиссии Жозе Мануэь Баррозу, выразил на днях надежду, что Соглашение об ассоциации Молдовы с ЕС будет подписано до конца 2013 г. По информации зарубежных СМИ, он в  Брюсселе на ежегодной конференции глав делегаций ЕС заявил, что Европейский Союз начал переговоры по соглашениям об ассоциации с четырьмя из шести восточных партнеров. “Мы завершили переговоры с Украиной, но подписание Соглашения будет зависеть от преданности Киева европейским ценностям. Я надеюсь, что до проведения третьего саммита Восточного партнерства, который состоится в следующем году, будет завершено больше таких соглашений, в том числе  с Молдовой”. Интересно, что Баррозу будет говорить о Молдове через год? Как он оценит преданность Молдовы европейским ценностям?

Баррозу также отметил, что Еврокомиссия намерена и далее поддерживать реформы в странах “политики соседства не только на юге, но и на востоке”. “Здесь мы поддерживаем тех, кто хочет консолидировать демократию и открыть экономики посредством присоединения к подходу Комиссии и Внешнеполитической службы”, – подчеркнул он. Короче, от Молдовы требуется «открыть экономику». Куда уж больше…осталось добить ещё то, что не добили в предыдущее десятилетие и окончательно попасть в финансовое и экономическое рабство.

Так о чём же идёт речь? По большому счёту, статус ассоциированного члена ничего нового Молдове не принесёт. Речь не идёт о приёме в полноправные члены Европейского Союза. Ассоциированное членство – это узаконенный обман, «изобретение » европейских  чиновников для Молдовы и некоторых других вечных кандидатов на вступление. Образно говоря, Молдова для Европы как чемодан без ручки. Нести тяжело, а бросить жалко. Ассоциированным членом можно быть десятки лет. “Договор об ассоциации” вовсе не обещание последующего вступления. И нынешние члены ЕС вступали в это объединение, как через этап подписания договоров об ассоциации, так и без него. Первые такие договора были подписаны ещё в1963 г. с Грецией, Турцией, группой бывших африканских колоний Франции, Бельгии и Италии.

Без подобных договоров вступили в ЕС (в то время ЕЭС)  Великобритания, Ирландия и Дания, а позже Испания и Португалия. А, например, в договорах об Ассоциации, подписанных в своё время ЕЭС с Чехией, Польшей, Венгрией и т.д.  говорилось: «Имея в виду, что членство в сообществе является окончательной целью Венгрии (или, например, Польши), и что настоящая ассоциация с точки зрения сторон поможет достижению этой цели».

 Приведу список ассоциированных стран.  На сегодняшний день, их -9: Албания,  Босния и Герцеговина, Исландия, Республика Косово, Македония, Черногория,  Сербия, Турция и Хорватия. Запутанный и не совсем понятный статус имеют такие страны как: Норвегия, Лихтенштейн и Швейцария. Соглашения об ассоциации существуют у Евросоюза и со странами Средиземноморья: Марокко, Тунис, Алжир, Египет, Иордания, Израиль,  Палестинская автономия и Ливан. Но перспективу членства в ЕС договора этим странам не предоставляют.  Ну, добавится, может быть, когда-то к списку ассоциированных членов и Молдова. Ну и что это даст простым гражданам? Никто толком ответить на этот вопрос не может. Одно словоблудие про демократию и европейские ценности. Это мы уже слышим второе десятилетие. Так что, давайте рассчитывать на собственные силы и спокойней относиться к сказкам, тем более, что выгоды от таких “мечт” меньше, чем потерь.

Вон, Турция ещё с 1963 года имеет договор ассоциации. В1987 году подала заявку на вступление, и с 1999 года официально числится кандидатом на вступление в Европейский Союз, выполнив при этом  кучу всяких условий. И ещё долго видимо будет стучаться в двери Евросоюза. Хотя, по последним  данным  и признакам,  Турция  уже сама охладела к идее вступления в Европейский Союз, и начала активную игру на юго-востоке Европы и в тюркоязычном пространстве,  выстраивая свой интеграционный проект.

Кроме того, нужно честно отметить, что перспективы самого ЕС кажутся очень уж туманными, после того как в Европе начал набирать обороты экономический и  финансовый кризис. Возникли серьёзные разногласия  между странами еврозоны, а также между группами разных по своему экономическому развитию стран. Поэтому у  Молдовы есть единственно правильный выбор, учитывая исторические, культурные, экономические связи — двигаться в сторону создаваемого Евразийского Союза. И для того, чтобы в перспективе попасть в Евразийский Союз, необходимо, прежде всего, вступление в Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана.

Борис ШАПОВАЛОВ, доктор философии, директор Фонда «Содружество»

Адрес редакции: Кишинев, ул. Дософтей, 122, офис 4. Тел. 022 85-60-88; Рекламный отдел: +373 22 85 60 99; +373 69 24 51 62 / e-mail: [email protected]; [email protected] PP Exclusiv Media SRL © Аргументы и факты в Молдове; e-mail: [email protected]


Смотрите также