Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Лицо без гражданства это


Лицо без гражданства: как получить статус гражданина

В пределах какой-либо страны, кроме непосредственных ее граждан, а также иностранцев, могут присутствовать лица и без гражданства либо подданства. Таких людей именуют апатридами. У них нет никаких доказательств, посредством которых можно было бы установить их принадлежность к какой-либо стране или подданству. Рассмотрим далее правовое положение лиц без гражданства.

Причины

Статус лиц без гражданства появляется при:

  1. Рождении от родителей-апатридов. В ряде стран законодательства не предусматривают автоматического приобретения гражданства при рождении (невозможна филиация по праву почвы).
  2. Потере привилегий, полученных ранее (например, при вступлении в брак).
  3. Лишении государством гражданства. Это возможно по этническим, политическим мотивам либо из соображений безопасности.
  4. Добровольном отказе.
  5. Прекращении существования государства.

В Конвенции, регламентирующей правовой статус лиц без гражданства, в ст. 1 указано, что беженцы не могут быть признаны апатридами.

Лица без гражданства в РФ, равно как и иностранцы, пользуются установленным национальным режимом. Однако для них существует ряд ограничений. К примеру, в права лиц без гражданства не входит возможность участия в выборах. В России документами, удостоверяющими личность апатридов, выступают:

  1. Разрешение на проживание (временное).
  2. Документ, полученный в иностранном государстве и признанный по условиям международного договора как удостоверяющий личность.
  3. Вид на жительство.
  4. Прочие документы, которые предусмотрены в ФЗ или признаются как удостоверяющие личность апатрида.

К последним относят бумаги, упомянутые ст. 27 и 28 Конвенции, регламентирующей статус лиц без гражданства. Одним из таких документов, в частности, выступает Certificat d`apatrid.

Спорный момент

В международной правовой практике в рамках понимания гражданства имеет место дихотомия, касающаяся свобод и прав людей по их гражданству.

После введения в действие Конвенции по борьбе с апатризмом, людям начали запрещать добровольно отказываться от принадлежности к какому-либо государству. Допускалось только заменить одно гражданство другим.

Это, в свою очередь, привело к подмене юридической возможности обязанностью.

В мировой практике создано 2 документа, направленных на реализацию политических идей по постепенному устранению апатризма. Право на гражданство, согласно им, стало преподноситься как обязанность. К таким договорам следует отнести:

  1. Конвенцию о сокращении безгражданства. Она была принята ГА ООН в 1961 году, в Нью-Йорке.
  2. Европейскую конвенцию о гражданстве. Ее утвердили в 1997 году, в Страсбурге.

Государства, подписавшие Договор о сокращении апатризма, обязаны не допускать добровольных отказов от гражданства, если они вызывают утрату принадлежности к стране. Исключением являются случаи, когда одно подданство заменяется другим. Согласно второй Конвенции, государства, подписавшие ее, разрешают отказ от гражданства, если человек при этом не становится апатридом.

Свобода выбора

Во Всеобщей декларации по правам человека, однако, присутствует четкая и определенная регламентация гражданства не как обязанности, а именно как права. Этот документ был принят в 1948 году ГА ООН. По этой Декларации каждый человек наделяется правом на гражданство. Никто не может его лишиться в произвольном порядке, равно как и возможности его изменить.

Из этой формулировки можно сделать вывод, что изменение гражданства – это не только замена одного подданства на другое, но и факт его получения или прекращения. В последнем случае субъект становится апатридом. Лицо без гражданства не приобретает другого подданства взамен прежнего. Это не противоречит ст. 15 указанной выше Декларации.

Обосновывается это следующим образом:

  1. Человек обладает правом на гражданство. Он защищен от произвольного лишения принадлежности к какому-либо государству, но вместе с этим, имеет возможность оказаться от него.
  2. Человек может изменить подданство. Исходя из того, что гражданство – это право, то изменение его выступает не только как замена, но и прекращение. В результате человек становится апатридом.

В течение продолжительного времени конституционная система не признавала такое понятие, как лицо без гражданства. До 1917 года жители империи, не признанные иностранцами, считались подданными России. Это же правило действовало в годы советской власти после победы коммунистов.

В этой связи, фактически раньше никто не мог выступать как лицо без гражданства. Ситуация поменялась после 1938 г. В тот период был введен сталинский закон о гражданстве.

Он отменял существовавшую ранее норму о том, что люди, проживающие на территории страны, не признанные как иностранцы и не имеющие доказательства какого-либо подданства, автоматически получают принадлежность к СССР. Принятые изменения обладали политической направленностью.

Они ориентировались на борьбу внешними влияниями. В сталинском законе впервые на юридическом уровне было закреплено понятие “лицо без гражданства”.

Современная практика

Лица без гражданства в РФ должны предоставить документы, подтверждающие отсутствие подданства в какой-либо стране.

То есть, у человека должны быть бумаги, указывающие на то, что у него нет принадлежности ни к государству, в которое он прибыл, ни из которого приехал.

С этой точки зрения ряд юристов высказывают мнение, что закрепленное в законодательстве определение апатрида несколько некорректно. Его трактовка должна быть следующей:

Лицо без гражданства – это субъект, не имеющий российского гражданства и имеющий доказательства отсутствия принадлежности к тому государству, откуда он прибыл.

Юридический аспект

С точки зрения мирового права безгражданство считается негативным. Юридическое состояние апатрида отличается рядом дефектов. В этой связи международные нормы права ориентированы на сокращение безгражданства. В отечественном законодательстве присутствует важнейший принцип, регулирующий этот вопрос.

Он, в частности, заключается в поощрении приобретения гражданства РФ апатридами. Роль нормативного принципа приобретает актуальность в том случае, если находит отражение в конкретных нормах.

По мнению большинства юристов, современное законодательство не закрепляет адекватно положение об апатридах и получении ими гражданства. В частности, многие авторы указывают на то, что для таких людей не сделано каких-либо реальных поощрений при получении вида на жительство либо разрешения на временное проживание.

В этой связи, юристы высказываются за то, чтобы такие документы апатриды могли получать без каких-либо квот и дополнительного оформления бумаг.

Приобретение гражданства

Несмотря на недостатки отечественного законодательства, следует отметить наличие определенных льгот и упрощенных моделей для апатридов. В первую очередь послабления предусматриваются для граждан бывшего Союза СССР, которые после распада государства оказались лицами без гражданства. В законодательстве, в частности, установлено, что:

  1. Апатриды могут приобрести российское гражданство, не выезжая в РФ. Его можно оформить в пределах бывшей республики Союза, в консульском/дипломатическом представительстве на ее территории.
  2. Ребенок, родившийся от апатридов на территории РФ, автоматически становится гражданином России.

Согласно новым поправкам в законодательство, предусмотрена возможность получить подданство без вида на жительство апатридам, находящимся в России с 2002 года. Такое право предоставляется даже тем, у кого нет документов, подтверждающих личность.

Источник: https://www.syl.ru/article/219411/new_litso-bez-grajdanstva-status-i-prava

Такая категория жителей государства, как «человек без гражданства», на сегодняшний день составляет довольно широкий круг лиц, которые, с одной стороны, не могут пользоваться всеми правами обычных граждан, а с другой – должны подчиняться действующему законодательству. При этом за ними сохраняются все права человека, но существенно урезаются привилегии гражданина.

Откуда берется данный статус

С позиции юриспруденции можно сказать, что лица без гражданства – это жители страны, которые не обладают гражданской принадлежностью ни одного из известных на карте мира государств. При этом попасть в разряд так называемых апатридов может совершенно любое лицо в добровольном порядке или в силу каких-либо непреодолимых обстоятельств.

Возможные причины

Нелишним будет знать, что может служить поводом к тому, что новорожденный житель планеты не получит гражданский статус или лишится его в более сознательном возрасте:

  • человек без гражданства называется так тогда, когда он рождается от родителей-апатридов, если при этом в стране его рождения не действует право почвы, и он не становится ее гражданином автоматически. Данный случай встречается чаще всего;
  • в случае добровольного отказа от гражданской принадлежности к какому-либо государству. Когда процедура выхода из гражданства завершается, заявитель обязан сдать свой паспорт, что моментально относит его в разряд апатридов. Обычно люди пребывают в таком положении недлительный срок, а потому их можно считать временными апатридами, поскольку после выхода из одного гражданства они сразу же стремятся вступить в другое. Подробнее о смене гражданства;
  • еще один способ, как стать лицом без гражданства, – это лишиться его. Чаще всего поводом тому служит стремление государства защитить своих жителей от опасного индивидуума, чье присутствие в обществе может нести угрозу жизни и здоровью. Обычным следствием такого решения является выдворение за пределы страны. Подробнее читайте о выдворении;
  • в результате выявления факта фиктивности основных юридических процедур. Яркий пример – фиктивный брак. При этом нарушитель не только лишается своего гражданского статуса, но и всех привилегий, которые он дарует;
  • довольно известен путь, как получить статус лица без гражданства вследствие исчезновения государства с политической карты мира. В качестве наглядного примера можно привести распад Советского Союза на несколько независимых государств, каждое из которых предоставило жителям своих регионов возможность пройти процедуру вступления в новое гражданство автоматически, по упрощенной схеме. Но даже и сегодня еще найдутся лица, которые так и не поменяли свой советский паспорт на удостоверение гражданина одной из бывших республик. А поскольку страны, которая им выдала документ советского образца, больше не существует, они вполне обоснованно могут считаться апатридами.

Какими правами могут пользоваться апатриды

Вопреки отсутствию четкого гражданского статуса, большая часть стран все же не пытается лишить таких жителей основных прав, которыми могут пользоваться граждане государства. К числу немногочисленных ограничений можно отнести:

  • невозможность участвовать в выборах;
  • занимать важные посты в государственных структурах;
  • служить в армии.

Что касается занимаемых постов, то этот список на самом деле не ограничивается только лишь чиновничьими должностями. Лица, не имеющие гражданства, не могут становиться пилотами самолетов или капитанами морских судов.

Что касается их общечеловеческих прав, то в этом отношении никакой дискриминации со стороны закона они не испытывают.

Скажем, в равной мере они могут получать образование, пользоваться медицинскими услугами или реализовывать свой профессиональный потенциал по полученной ими специальности.

По законам РФ

Если говорить конкретно о Российской Федерации, то в нашей стране права лиц без гражданств ограничиваются невозможностью участвовать в политических объединениях и партиях. Кроме того, они не могут занимать должности, которые предусматривают хранение тайны. На основании особого распоряжения власти могут в любой момент ввести ограничение на их внутренние перемещения.

Вам будет интересно:  Отказ от дачи показаний

С другой стороны, человек, не имеющий гражданства, может спокойно выезжать за российскую границу, но только на строго лимитированный период времени. Более того, при устройстве на работу по какой-то редкой специальности апатриду будет отдано предпочтение перед обычным гражданином, если последний необходимого диплома и запаса знаний не имеет.

При этом российское государство отличается особой лояльностью к жителям с данным статусом, чего не скажешь о других странах. Что значит лицо без гражданства, например, в США? Это не вполне полноценный член общества с довольно урезанными правами.

Нельзя не отметить, что процедура расширения своих прав апатридами осложняется бюрократическими формальностями и несовершенством законов. Так, чтобы получить статус временного жителя страны, необходимо предъявить миграционную карту, которой у апатридов нет. Со своей стороны это делает невозможным получение ВНЖ и переход к дальнейшим этапам легализации. Своеобразный замкнутый круг.

Таким образом, во многом положение указанных жителей страны напоминает статус иностранцев, которые также гражданством РФ не наделены.

Что может подтвердить личность апатрида

Как правило, человек, который не имеет никакой гражданской принадлежности, не имеет и привычных для других граждан документов – паспорта и свидетельства, выданного при рождении. Вполне логично предположить, что должны быть некоторые иные бумаги, которые все же смогут удостоверить личность предъявителя. К ним можно отнести:

  • документ, который является удостоверением личности, но был выдан в другой стране;
  • разрешение временно пребывать в данном государстве;
  • вид на жительство;

Источник: http://emigranto.ru/spravochnaya/grazhdanstvo/chelovek-bez-grazhdanstva.html

  • лицо без гражданства это физическое лицо (человек), не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств его принадлежности к гражданству (подданству) другого государства.
  • лицо, не принадлежащее к гражданству РСФСР и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.
  • лицо, не имеющее доказательства принадлежности к какому-либо государству. По своему правовому положению Л.б.г., пребывающее на законных основаниях на территории России, приравнивается (за некоторыми исключениями) к иностранному гражданину (см. Иностранный гражданин).
  • Лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона (ст. 1 Конвенции ООН о статусе апатридов 1954 г.) Человек без гражданства не имеет прав, присущих гражданину: дипломатической защиты от государства, неотъемлемого права пребывания в стране проживания и права на возвращение. см. также безгражданство де факто
  • лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее доказательствами его принадлежности к гражданству какого-либо иностранного государства.

Безгражданство возникает в случаях, когда лицо утрачивает свое гражданство и не приобретает нового. Л. без г. в РФ (как и иностранные граждане), пользуются национальным режимом.

В то же время они, как и иностранцы, не имеют некоторых политических прав (напр., избирательных).

правовое положение личности, которая не имеет гражданства какого-либо государства. Состояние безгражданства возникает чаще всего в силу расхождений законодательства различных стран о гражданстве.

Безгражданство может иметь место в силу выхода из гражданства, если лицо не приобрело гражданства другого государства.

Лицо без гражданства подчиняется законам страны пребывания, однако, как правило, не пользуется в полной мере политическими и некоторыми другими правами, а также дипломатической защитой со стороны какого-либо государства.

индивид, не являющийся гражданином данной страны и не имеющий доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Лицо может быть апатридом, в частности, при утрате гражданства одного государства и неприобретении другого. Л.б.г. полностью подчиняются законодательству того государства, на территории которого они проживают.

В РФ статус апатридов приравнивается к статусу иностранцев за исключением одного момента: никакое иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту. Л.б.г. не несут воинской обязанности, не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев (например, невозможность работы на определенных должностях).

лицо. не являющееся гражданином данного государства и не обладающее соответствующими доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранною государства. Безгражданство возникает в случаях, когда лицо утрачивает свое гражданство и не приобретает нового. В связи с ростом числа Л. б. г.

был принят ряд международных конвенций, направленных на сокращение безгражданства и защиту Л. б. г. (например. Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.). Российский закон “О гражданстве” от 28 ноября 1991 г. т.ж. содержит ряд положений, имеющих целью сократить безгражданство.

В частности, установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от Л.б.г. является гражданином РФ. РФ поощряет приобретение российского гражданства Л.б.г. и не препятствует приобретению ими иного гражданства. Л.б.г. в РФ (так же, как и иностранные граждане) пользуются национальным режимом. В то же время Л.б.

г, как и иностранцы, не пользуются некоторыми политическими правами (например, избирательными).

лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Административно-правовой статус лиц без гражданства определяется Конституцией Российской Федерации и рядом других актов.

Лица без гражданства, находящиеся на территории России, пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено Конституцией РФ, федеральными законами или международными договорами.

Например, они пользуются правами на обжалование незаконных действий государственных органов и их должностных лиц, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование и др.

Однако в соответствии с российским законодательством они не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, не могут быть назначены на определенные должности, в том числе на государственные должности государственной службы, имеют некоторые другие ограничения. Эта категория лиц освобождена также и от некоторых обязанностей, возлагаемых на граждан Российской Федерации, например, такие лица не несут воинской службы.

индивид, не являющийся гражданином данной страны и не имеющий доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Лицо может быть апатридом в следующих случаях: а) по рождению, если оба родителя – лица без гражданства; в) при утрате гражданства одного государства и неприобретении другого; в) при вступлении женщины в брак с иностранцем, государство которого не предоставляет ей автоматически гражданство мужа, а государство гражданства женщины заключение брака с иностранцем считает основанием для утраты гражданства. Апатриды полностью подчиняются законодательству того государства, на территории которого они проживают. В РФ их статус приравнивается к статусу иностранцев, за исключением одного момента: никакое иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту.

Апатриды не несут воинской обязанности, не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев (например, невозможность работы на определенных должностях). Безгражданство представляет собой правовую аномалию, поэтому государства стремятся уменьшить число апатридов. Закон РФ от 28 ноября 1991г. № 1948-1 “О гражданстве Российской Федерации” устанавливает, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ. Согласно Закону РФ поощряет приобретение гражданства РФ апатридами и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

Вопросам безгражданства посвящены многосторонние конвенции: О статусе апатридов 1954 г., О гражданстве замужней женщины 1957 г., О сокращении безгражданства 1961 г. лицо, не принадлежащее к гражданству какого-либо государства. В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. “О гражданстве Российской Федерации” лицом без гражданства признается лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства. См. Гражданство.

Порядок въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации лиц без гражданства определен Федеральным законом от 15 августа 1996 г. “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”.

Конституция Российской Федерации закрепляет в ст.62 положения, в соответствии с которыми иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

При этом Основным законом государства право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право участвовать в референдуме закрепляется только за гражданами Российской Федерации. См. Избирательное право, Право на участие в референдуме.

Кроме того, Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” для лиц без гражданства при проведении выборов и референдумов предусматриваются дополнительные ограничения. Так, в соответствии с положениями ст.

3 названного закона лица без гражданства не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов. Лицам без гражданства в соответствии с требованиями ст.47 запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

Источник: Российское избирательное право от А до Я:Словарь-справочник

человек, проживающий постоянно или временно на территории какого-то государства и не имеющий документов о принадлежности ни к гражданству данного государства, ни к гражданству какого-либо другого государства.

Как правило, состояние безгражданства возникает, если: лицо вышло из гражданства своего государства и обратилось с ходатайством о приобретении гражданства другого государства, но еще не получило его; лицо лишено гражданства своего государства и не приобрело нового; государство, к гражданству которого относился человек, прекратило существование, а с его правопреемником он не оформляет отношений; лицо утратило документы о принадлежности к гражданству какого-то государства и не может получить дубликаты или доказать иным путем свою принадлежность к определенному гражданству.

Подавляющее большинство людей в мире обладает гражданством (подданством) какого-то государства. Отсутствие гражданства (подданства) – состояние без гражданства – скорее исключение, чем правило. В принципе государства выступают за сокращение безгражданства.

Конвенция о сокращении безгражданства, принятая 30 августа 1961т.

, исходит из того, что вопросы предоставления гражданства решаются государствами прежде всего с учетом интересов индивидов: государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства.

Поскольку это делается либо в силу закона, либо по ходатайству заинтересованных лиц перед соответствующими властями, интересы самого государства, следовательно, тоже учитываются.

Свою политику в области сокращения безгражданства государства осуществляют по-разному. Некоторые в целях сокращения безгражданства предлагают лицам самим определить – приобрести гражданство этой страны или оформить отношения с другой в установленный для этого срок.

Но чаще все-таки государства проявляют гибкость. И Россия следует той же тактике: ст. 7 Закона о гражданстве Сокращение безгражданства” 1991 г. гласит, что РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. (С.А.) аполид», «апатрид») – лицо, потерявшее гражданство (см.) в одном государстве и не получившее нового гражданства в другом.

Вам будет интересно:  Кабальная сделка

Состояние безграждэнства может наступить:

1) в результате автоматической утраты гражданства, имеющей место в силу закона и не сопровождающейся приобретением нового гражданства в другом государстве;

2) в результате лишения гражданства в силу судебного приговора или специального акта высших органов государственной власти или управления – без последующего приобретения нового гражданства в другом государстве.

Л. б. г. могут оказаться также дети, родившиеся от лиц, не имеющих гражданства, и не получившие впоследствии гражданства какого-либо государства.

Л. б. г. не пользуются как избирательными и иными правами, предоставляемыми исключительно гражданам государства, так и правами и льготами, предоставляемыми иностранцам (см. Иностранцы) по международным соглашениям. Л. б. г. также не имеют права на дипломатическую защиту со стороны какого-либо государства.

Состояние безгражданства в принципе считается исключением из нормального юридического статуса лица. Однако на практике число Л. б. г. со времени первой мировой войны значительно возросло.

Это явление связано не столько с коллизией национальных-законодательств о гражданстве, сколько с ростом угнетения трудящихся и обострением классовой борьбы в капиталистическом мире в период общего кризиса капитализма. В капиталистических государствах Л. б. г., придерживающиеся прогрессивных взглядов, находятся в бесправном положении, во власти полицейского произвола и подвергаются гонениям и притеснениям. Примером этого может служить невероятно тяжелое положение беженцев из гитлеровской Германии и фашистской Италии, а также испанских республиканцев-эмигрантов до второй мировой войны.

В советском законодательстве понятие Л. б. г. было введено в 1938 г. До этого времени каждое лицо, проживавшее на территории СССР и не сумевшее доказать своей принадлежности к гражданству иностранного государства, считалось гражданином СССР. После принятия Конституции СССР 1936 г.

такое положение было изменено как в силу возросшего с полной победой социализма в СССР значения советского гражданства, как гражданства социалистического государства, так и по соображениям государственной безопасности, не допускающим автоматического предоставления советского гражданства лицам, потерявшим гражданство в иностранном государстве. По ст. 8 закона «О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик», принятого Верховным Советом СССР 19 августа 1938 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1938 г. № 11), «лица, проживающие на территории СССР, не являющиеся в силу настоящего Закона гражданами СССР и не имеющие доказательств своей принадлежности к иностранному гражданству, считаются лицами без гражданства».

Империалистические государства сплошь и рядом используют Л. б. г., лишенных гражданства за преступления против родины и народа, для шпионско-диверсионной и иной преступной деятельности против СССР и стран народной демократии.

Кроме того, американо-английские оккупационные власти в Германии и Австрии навязывают советским гражданам из числа беженцев и перемещенных лиц (см.) фиктивные свидетельства о безгражданстве, чтобы помешать возвращению их на родину и попытаться вовлечь в сети своих разведок или вербовочных контор по поставке в капиталистические страны дешевой рабочей силы.

Источник: http://determiner.ru/termin/lico-bez-grazhdanstva.html

Лицо без гражданства не имеет статуса гражданина конкретного государства.

Однако на него распространяется законодательство принимающей страны, поэтому субъект должен действовать в рамках законов без нарушения своих обязанностей.

Апатриды (другое название рассматриваемых лиц) обладают всеми человеческими правами, но рассчитывать на привилегии, предоставляемые полноправным гражданам, они не вправе.

Основные причины

На территории Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства много. Их права и свобода не ущемляются государством. О них упоминается в статьях закона, связанных с миграционным учетом.

Оказаться в роли апатрида может любой субъект по независящим от него обстоятельствам. Как можно стать лицом без гражданства? Например, подданство не предоставляется новорожденному ребенку либо его лишают уже во взрослом возрасте.

Наиболее распространенная причина связана с тем, что человек лишается гражданства с самых первых дней после появления на свет. Это случаи, когда ребенок рождается у родителей, которые являются апатридами.

Такое условие не распространяется на случаи, если в государстве работает право почвы: субъект получает подданство в связи с фактом рождения на территории страны.

Бывает, что лицам отказывают в праве получения гражданства.

Это обусловлено добровольным отказом физического лица получить статус гражданина конкретной страны. В России соответствующие органы государственной власти осуществляют изъятие у субъекта паспорта, свидетельства о рождении. После этого человек автоматически признается апатридом.

Так, личность лица без гражданства относится к временной категории. В скором времени субъект получает (или намерен получить) подданство другого государства.

Немало случаев, когда субъекты временной категории имеют желание стать обладателями одновременно 2 паспортов.

Исходя из действующих правил, прописанных в нормативно-правовых актах, они вынуждены писать отказ от ранее имевшегося подданства.

Лишение подданства

Нередко людей лишают подданства органы государственной власти. Такие действия проводятся небезосновательно. Часто мотивом может служить соблюдение мер безопасности на национальном уровне. Лиц без гражданства в РФ, если осуществлена подобная процедура, депортируют.

Лишиться подданства достаточно просто из-за ограничения конкретного субъекта в возможных привилегиях, что обуславливается юридическим процессом.

Среди аналогичных случаев могут встречаться те, которые раскрывают факт вступления лиц в фиктивные браки. При наличии таких ситуаций начинает действовать положение о ничтожных сделках.

Согласно ему, производится аннуляция всех сопутствующих операций, правовых статусов.

Люди могут потерять свой правовой статус лиц граждан государства, если оно прекращает свое существование. К примеру, распад СССР. На практике бывшие республики СССР осуществляли выпуск специальных законопроектов. С их помощью каждому лицу без гражданства удавалось получить его согласно разработанным упрощенным схемам.

Следует учесть, что граждане распавшегося Советского Союза являлись апатридами. Лишь некоторые страны были готовы выдать паспорта. В России, чья территория включает в свой состав множество бывших союзных республик, тоже возникали проблемы с получением гражданства и паспорта РФ.

Возможность выполнения действий по упрощенной схеме не решает вопрос полностью и не избавляет человека от проблем.

Важным документом, который необходим в процессе получения разрешения на проживание (временно) выступает миграционная карта. На ней представитель соответствующей службы делает отметку. Из-за отсутствия карты у некоторых субъектов возникают юридические сложности.

Если человек по независящим от него причинам оказался без гражданства, необходимо немедленно заняться его получением. Хотя государство гарантирует обеспечение прав, жить без прописки, быть лишенным некоторых привилегий, сложно.

Информация о правовом статусе

Немаловажным вопросом считается правовой статус лиц, выступающих в роле апатридов или являющихся иностранными гражданами. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории многих государств наделены полноценным правовым статусом. Они имеют возможность использовать большинство прав. Однако исключениями выступают:

  • возможность быть участником выборов;
  • право на выдвижение собственной кандидатуры, чтобы занимать в дальнейшем государственную должность высокой значимости;
  • право на прохождение службы в армии или другой альтернативной службы, если такая предусмотрена законодательством.

Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства ограничивается при трудоустройстве. Если субъект является апатридом, то его правовое положение не позволяет ему занять определенную должность в сфере, которая не связана с политическим направлением. К примеру, невозможно устроиться на должность командира экипажа в авиационной компании, занимающейся перевозками пассажиров или грузов.

Предоставляемый административно-правовой статус, если рассматривать другие аспекты, не ограничивает апатрида в жизни. Относительно него действуют общие положения (право получить среднее образование, окончить высшее учебное заведение, официально трудоустроиться и зарабатывать себе на жизнь, получая достойную заработную плату).

Отсутствие гражданства в РФ обуславливает некоторые специфические ограничения. Иностранные граждане, лица без гражданства не могут выступать в качестве хранителей тайн государственной значимости. Также лицо, не имеющее подданства, лишено возможности быть участником политического объединения.

Ограничения, связанные с передвижением иностранных лиц и лиц без гражданства вероятны со стороны силовых структур. Однако на практике такие действия должны быть обоснованы официальным правительственным распоряжением. В Крыму или на другой территории статус лиц без гражданства не ограничивает права в получении полноценного медицинского полиса.

Отсутствуют даже ограничения, которые в ряде случаев позволяют на некоторое время въезжать в страну или выезжать за границу.

Правовое положение субъекта, не имеющего гражданства, меняется, что зависит от конкретной страны. Административно-правовой статус апатридов, находящихся на территории РФ, характеризуется лояльностью.

К примеру, при наличии у апатрида, который трудоустраивается, диплома, подтверждающего получение высшего образования по требуемой специальности, он имеет преимущество.

Если сравнивать с ситуацией, складывающейся на территории США относительно правового статуса лиц, не имеющих гражданства, то в США она выглядит менее радужно по любому параметру.

Процесс получения гражданства

Лицо без гражданства часто лишено официального действующего документа, который подтверждает его личность. Это связано с тем, что его выдача производится государством исходя из гражданской принадлежности. Из-за отсутствия возможности получить паспорт у лица может быть в наличии лишь свидетельство о рождении.

Как получить гражданство? Чем быстрее будет получено гражданство, тем легче человеку в плане прописки, трудоустройства и пр. Для данной процедуры потребуется свидетельство, которое будет подтверждать личность апатрида.

Документ, удостоверяющий личность, согласно действующему законодательству РФ, может быть выдан другой страной (редкие случаи) либо быть представлен в качестве вида на жительство или разрешения проживать в стране временно.

Однако получение гражданства РФ имеет некоторые нюансы. Например, в Крыму, чтобы оформить разрешение или вид на жительство, нужно обратиться в соответствующий государственный орган и иметь при себе подтверждение личности апатрида.

Но чтобы не возникало таких сложностей, в законодательстве были сделаны поправки. Благодаря им можно установить личность субъекта, не имеющего гражданства, у которого нет требующихся документов для подтверждения своей личности.

В этих целях необходимо выполнить ряд действий.

Сначала со стороны иностранных лиц и лиц без гражданства подается заявление об установлении личности. Подача производится с применением специального бланка установленной формы. Далее предоставляется любая документация (если она имеется), в которой представлены персональные сведения. Например, это может быть свидетельство о рождении, водительские права, диплом и пр.

Источник: http://migriruem.ru/grazhdanin/litsa-bez-grazhdanstva.html

53. Режим иностранцев. Лица без гражданства

54. Беженцы, вынужденные переселенцы. Право убежища

55. Понятие международного права прав человека

56. Источники международных прав человека

57. Поколение прав человека

53. Режим иностранцев. Лица без гражданства

В международном праве иностранцем считают лицо, находящееся на территории определенного государства и не является ее гражданином, но находится в гражданстве другого государства.

В зависимости от продолжительности нахождения иностранца на территории государства их принято делить на:

1) тех, которые постоянно проживают на территории государства (свыше 5 лет),

2) тех, временно проживающих на территории государства (более 90 дней)

3) тех, что временно находятся на территории государства (до 90 дней).

Правовой статус иностранцев определяется национальным законодательством государства пребывания (в Украине – Законом “О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства” от 4 февраля 1994 г.) с учетом принципов и норм международного права. Однако в настоящее время нет единого договора, который бы регулировал правовой статус иностранцев.

Иностранец, на законных основаниях находится на территории государства, может быть выслан из ее территории только на основании решения компетентного органа, вынесенного в соответствии с законом. Запрещенные массовые выдворения иностранцев, законно пребывающих на территории государства.

Правовой статус иностранцев на территории государства достаточно часто называют режимом иностранцев. В настоящее время принято выделять три основных режима: национальный, наибольшего благоприятствования и специальный.

Национальный режим приравнивает иностранцев к гражданам госа и предусматривает, что они пользуются теми же пр. и свободами и обязаны выполнять такие же обязанности, что и граждане госа пребывания, за исключ. случаев, предусм.х зак-ом. Такой режим применяют в Украине.

Вам будет интересно:  Некоммерческое партнерство

Режим наибольшего благоприятствования предусм. предост. иностранцам объема прав и обяз., кот.

никоим образом не отличается от объема прав и обяз., предост. гражданам любого третьего госа. Объем прав и обязанностей иностранцев при этом режиме идентичен для всех иностранных граждан, однако, как правило, он существенно меньше, чем при национальном режиме и используется для предотвращения дискриминации среди иностранцев.

Обычно такой режим устанавливается на основании специальных договоров.

Специальный режим предусм. предоставление иностранцам спец. прав или возложение на них дополнит. обяз. по сравнению с собственными гражд. и гражд. др. госов. Он может быть как более, так и менее благоприятным, чем два вышеназванные режимы. Такой режим устанавливается нац. зак-ом или спец. соглашениями.

Иногда он является ответом на ограничение прав и свобод своих граждан в другом государстве и используется как репрессалии. Примером применения можно назвать упрощенный порядок пересечения границы жителями приграничных районов.

В Украине таким режимом пользуется персонал военной базы Черноморского флота Российской Федерации в Севастополе.

Кроме названных выше режимов, принято различать режим капитуляции, который еще называют привилегированным. Его использовали в основном азиатские государства, и он предусматривал предоставление большего количества прав для граждан европейских государств по сравнению с собственными гражданами. Сейчас его не применяют.

Лицами без гражданства (апатридами) считаются лица, которые не обладают гражданством ни одного государства. Нормативное определение этого термина содержит ст. 1 Конвенции о статусе апатридов 1954 г., согласно которой апатридом является лицо, которое не рассматривается как гражданин любого государства в силу его законов.

Такие лица не имеют постоянного правовой связи с одним государством, а потому не пользуются правом дипломатической защиты.

Лица становятся апатридами, как правило, по следующим причинам: при лишении гражданства, при бракосочетании женщины с иностранцем, когда в соответствии с действующим законодательством государства его гражданства автоматически теряет гражданство, а законодательство государства мужчины не предоставляет женщине гражданства мужа, при потере гражданства, если лицо добровольно вышла или потеряла гражданство своей стране, а другого не получила, при выходе из гражданства с целью получения другой, при рождении от родителей, которые являются апатридами; в определенных случаях вследствие территориальных изменений и в других случаях. Причем большинство случаев без гражданства возникает вследствие коллизии законодательства отдельных государств.

Различают два вида лиц без гражданства: абсолютные апатриды и относительные апатриды. Первыми являются лица, которые получили статус апатрида с рождения, другие – стали апатридами из-за потери гражданства.

Как и правовой статус иностранца, статус лица без гражданства в основном определяется законодательством того государства, на территории которого оно находится, однако с учетом требований, установленных нормами международного права.

Правовой статус лица без гражданства довольно часто приравнивают к статусу иностранца. Однако он не является идентичен. В отличие от иностранца, который одновременно находится под юрисдикцией двух государств – государства гражданства и государства местопребывания, лицо без гражданства всегда находится исключительно под властью последней государства.

Предполагается, что государство местонахождения апатрида обязана выдавать ему документы, удостоверяющие личность, если она не имеет таких. Также лицо без гражданства, законно находится на территории государств, не может быть выслана из нее иначе, как по соображениям государственной безопасности или общественного порядка, и не иначе, как на основании решения суда.

Беженцы, вынужденные переселенцы. Право убежища

Понятие “беженцы” впервые появилось в международном праве во время второй мировой войны.

Послевоенные вооруженные конфликты и другие чрезвычайные ситуации, которые обусловили и предопределяют массовое перемещение лиц из регионов постоянного проживания в другие, вызывают необходимость специального международно-правового регулирования статуса беженцев, перемещенных лиц и вынужденных переселенцев.

Основным международно-правовым документом, регулирующим этот вопрос является Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол к ней 1967 г.

помимо того, важное значение имеет Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев – специального органа, созданного на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в 1950 Кроме системы защиты прав беженцев в рамках ООН есть и другие, прежде всего региональные договоры и созданные на их основе организации, занимающиеся проблемами беженцев на постоянных или временных началах. Примером региональных договоров может быть соглашение стран СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1995 На национальном уровне статус беженцев может определяться соответствующими законами и подзаконными актами конкретного государства, но, как правило, они являются адаптацией международных документов к конкретным национальным условиям. Примером такой адаптации является Закон Украины от 21.06.2001 г. № 2557-III “О беженцах”.

Беженцы – это лица, кот. в силу обоснованных опасений стать жертвами преследований по признаку расы, нац-ти, религиозных убеждений, гражданства, принадлежности к определенной соц.

группе или политических убеждений находятся вне страны гражд-ва или обычного местожительства и не могут или не желают пользоваться защитой этой страны вследствие указанных опасений или из других соображений, не связанных с мотивами личного удобства.

Источник: http://studies.in.ua/mezhdunarodnoe_pravo-shpora/2306-rezhim-inostrancev-lica-bez-grazhdanstva.html

Правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ

12 декабря 1993 г. российский народ на Референдуме принял Конституцию России[1] . Одним из основных её положения является положение о том, что Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Государства, в соответствии с действующими международно-правовыми актами, в своей законодательной и правоприменительной практике должны гарантировать соблюдение прав и свобод граждан. Такой подход следует распространять на все категории лиц, которые находятся в пределах юрисдикции государства.

Свобода внешнеэкономической деятельности для российских предпринимателей и открытость отечественной экономики для иностранных инвестиций, снятие многих ограничений на въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства, развитие деловых связей и туризма – все это привело к резкому увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в нашей стране. Таким образом, в связи с развитием международных отношений проблема правового регламентирования сроков пребывания и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства приобретает для России все большую актуальность.

Данная работа посвящена исследованию правового института конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

Объектом данного исследования является конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Предметом данного исследования являются правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации.

Итак, цель данной работы – исследовать правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

1. Понятие и основа правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства

Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации основывается на нормах Конституции РФ и состоит из ФЗ от 25 июля 2002г.

№115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[2] и ФЗ от 15 августа 1996г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[3] , иных законодательных актов.

Наряду с этими нормами правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Наряду с законодательными актами, действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Лица, находящиеся на территории того или иного государства, в зависимости от наличия или отсутствия гражданства государства пребывания, могут относиться к одной из следующих категорий: гражданин данного государства, иностранный гражданин или лицо без гражданства (апатрид). Гражданами называются физические лица, имеющие устойчивую правовую связь с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей[4] .

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» даёт следующие определения понятиям “иностранный гражданин” и “лицо без гражданства”.

Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В целях Закона понятие “иностранный гражданин” включает в себя понятие “лицо без гражданства”, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан (п.2 ст.2 Закона).

Различие между иностранцами и лицами без гражданства в основном состоит в том, что иностранцы имеют юридическую связь с отечественным государством и это государство несет определенную ответственность за своего гражданина и обязано в случае возникновения необходимости прийти к нему на помощь. Что же касается лиц без гражданства, то единственным защитником их прав и свобод является государство места их пребывания.

Я уже подчеркивала, что правовое положение иностранных граждан в РФ определяется международными договорами РФ. Ратифицированные международные акты являются базисом национального законодательства РФ. В силу ч.4 ст.

15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Прежде всего, необходимо выделить Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.

), наряду с Декларацией это следующие акты: – Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)[5] ; – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)[6] ; – Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)[7] и другие.

2. Порядок въезда, временного пребывания и выезда из РФ

Основные положения режима въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства в настоящее время определяются Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

В статье 24 данного закона указано, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Источник: http://MirZnanii.com/a/31109/pravovoy-status-inostrannogo-grazhdanina-i-litsa-bez-grazhdanstva-v-rf

Вам будет интересно:

Поделиться:

Нет комментариев

Лицо без гражданства в РФ: изгой или почти полноправный гражданин?

Важной потребностью человека, как социального индивида  является осознание причастности к своему государству. Это дает ему чувство уверенности и ощущение стабильности. По подсчетам в мире 11 000 000 апатридов.

Лицо без гражданства – кто это?

По формулировке ООН, лицом без гражданства является личность, которую ни одно государство, согласно своему законодательству, не признает гражданином своей страны. Его не защищает закон, он не может свободно передвигаться, иметь собственность,  политические права и требования. В настоящее время в мире нет единого  межгосударственного сообщества, которое бы целенаправленно занималось вопросами безгражданства.

к содержанию ↑

Что говорит закон?

Правовое положение апатрида (ЛБГ) регулируется правовыми нормами федеральных законов и Конституцией РФ.Они предоставляют апатридам права и обязательства на территории РФ. Находясь на территории РФ лица без гражданства не связаны никакими правовыми обязательствами с другими странами. Согласно ст. 109 – ФЗ « О миграционном учете» они обязаны подчиняться законодательству принявшего их государства.

Ст.12 УК РФ определяет две группы лиц  ЛБГ, проживающих до 183 дней и более 183 дней на территории России. Те, кто проживали более 183 дней, имели почти одинаковые правомочия с гражданами России. За исключением уголовной ответственности, когда лицо подлежит выдаче своему государству для несения наказания.

Правовой статус лиц, проживающих до 183 дней, схож со статусом граждан иностранных государств. Регулируется текущим законодательством в отношении граждан иностранных государств. Российские законодатели заинтересованы в более четком урегулировании правового положения лиц, проживающих на ее территории. Так, ч.3 ст.62 Конституции РФ ставит в один ряд их правовой статус с правовым положением собственных граждан.

Однако, существует ряд затруднений, связанных с порядком, регулирующим правовой статус ЛБГ в РФ.

  1. Не имеется четкого механизма толкования подобного статуса граждан в нормах права РФ. Можно подвести одну и ту же личность под статус ЛБГ или иностранного гражданина. Возникает необходимость усовершенствования процедуры правовой идентификации личности.
  2. В случаях возникновения нестандартных случаев, появляются определенные сложности, так как законодательство регулирует лишь типовые общие моменты. Например, если человек в принципе не хочет быть гражданином никакого государства. На какую страну тогда следует переложить обязательство по социальному обеспечению апатрида?
  3. Использование в нормах права двойной формулировки — «иностранные граждане и лица без гражданства». Как результат, это влечет проблемы и расхождения в правовых отношениях.
  4. Законодатели все чаще приходят к выводу, о необходимости сокращать необоснованно длительные сроки задержания при проведении процедуры департации. Так, после резонансного дела уроженца Грузии Ноэ Мсхиладзе, Конституционный суд пришел к выводу, что апатриды вправе обжаловать бессрочное содержание в спец. учреждениях МВД России.
к содержанию ↑

Как становятся апатридами. Причины потери гражданства.

Стать лицом без гражданства можно по разным причинам: став жертвой обстоятельств, добровольно или против своего желания. Рассмотрим факторы, которые приводят к получению такого статуса:

  1. Если родители в статусе лица без гражданства, то и ребенок автоматически при рождении приобретает его. В России не действует право земли, согласно которому ребенок становится гражданином той страны, на земле которой он родился.
  2. При добровольном отклонении гражданства по причине стремления стать гражданином другого государства.
  3. В следствии принудительного лишения гражданства в силу охраны национальной безопасности. Лицо моментально депортируют из страны.
  4. При трансформации или отмирании государства, как правового института, что произошло с СССР.
к содержанию ↑

Какими правами могут пользоваться апатриды.

Лица без гражданства (ЛБГ) в соответствии с ФЗ « О миграционном учете» обладают всеми правами, но не имеют привилегий, доступные россиянам. Право на труд, отдых, охрану жизни и здоровья, получение образования, свободы перемещения, свободы совести, защиту своих прав и интересов т.д. Перечисленные права, однако, можно отнести к разряду теоретических. Например, ранее при наличии права на охрану здоровья, в поликлинике доктор не мог принять апатрида без документа, страхового полиса.

С 2012 года апатрид получил право на доступ к бесплатной медицине, возможности получить медицинский страховой полюс. При официальном трудоустройстве ЛБГ будет отказано по причине отсутствия документов. У него останется один выход – работать неофициально. Однако, если апатрид обладает уникальными знаниями по профессии, то работодатель может выбрать его нежели рядового гражданина, который не имеет соответствующего диплома и знаний.

к содержанию ↑

Как подтвердить личность человеку без гражданства

Процесс идентификации личности имеет несколько этапов.

  1. На первом этапе ЛБГ должно констатировать себя, как личность. Для этого необходимо обратиться в ГУВМ МВД с заявлением.

К заявлению прилагаются подлинные документы, которые имеются в наличии и устанавливают индивидуальные данные ЛБГ.

В обязательном порядке необходимо предъявить свидетельство о рождении (можно повторно выданное); паспорта (копии) родителей; документ о регистрации; свою биографию; оплатить госпошлину. Орган ФМС в праве запросить дополнительные документы, провести дактилоскопическую экспертизу. Проверка не должна превышать трех месяцев.

Заявителю необходимо прийти с двумя свидетелями, которые могут подтвердить личность ЛБГ. После проверки, лицо получает справку, установленного образца с прикрепленным фото. Документ считается временным паспортом.

  1. Далее нужно получить разрешение на временное проживание (РВП) и вид на жительство (ВНЖ). Этот факт даст апатриду основание иметь права наравне с россиянами.

Государство устанавливает ограничения на выдачу РВП. На 2018 год установлено всего 90 360 квот. Следует не забывать, что квоты рассчитаны и на иностранцев.

РВП можно получить упрощенно, в случае наличия близких родственников (родителей и детей), а также супруга, которые являются гражданами России.

Совет! Регистрация действует год, лучше сразу подавать на вид на жительство. Его срок действия пять лет.

к содержанию ↑

Можно ли жить в России человеку без гражданства?

Четкого ответа на этот вопрос нет. Все зависит от того, к какой категории относится лицо законодателем.

  1. Если, лицо временно проживает в России, у него есть виза, то нахождение лица ограничивается лишь ее сроком. В случае безвизового режима между странами, установлен срок не более 90 дней. Если у ЛБГ есть договор с работодателем, то возможно проживание на срок действия договора, не свыше 12 месяцев.
  2. Как говорилось выше, при наличии вида на жительство – 5 лет с последующей перерегистрацией каждые 5 лет. При получении лицом разрешения в пределах квоты, предоставляется возможность проживания в течение 3 лет.

Возможно изменение срока в сторону продления или сокращения в силу определенных обстоятельств. При сокращении срока, лицу следует покинуть страну в течение 3 дней. При аннуляции разрешения, необходимо выехать в течение 15 дней. Находиться без гражданства на территории РФ можно, однако это будет сопровождаться определенными сложностями из — за отсутствия внутреннего паспорта.

к содержанию ↑

Какие документы есть у апатрида?

После идентификации личности апатрида, выдается сначала справка, удостоверяющая его личные данные. При возможности и желании он может получить следующие документы, как ВНЖ, РВП. Если человек ранее проживал в другой стране, он может иметь официальный документ этой страны. Российским правом также признаются иные документы, одобренные Россией в международных соглашениях.

По заявлению представителей МВД РФ апатриды, находящиеся в России совсем без документов, смогут скоро получить временные удостоверения. Предположительно, в новый документ, напоминающий паспорт, будут записаны данные о личности с размещением его фото. Этот документ будет действителен до процедуры получения разрешения на проживание.

Данная мера вызвана тем, что в центрах временного содержания ЛБГ находится много задержанных людей. Сейчас такому лицу выдается справка, если есть разрешение на временное проживание. Если его нет, человек остается вообще без документов. Поэтому ожидаемое нововведение определенно необходимо и обосновано.

к содержанию ↑

Возможно ли трудоустройство?

Важно! Чтобы трудоустроиться апатриду следует легализоваться и работать официально.

За нарушение законов о миграции и труде  его могут выдворить из страны. Устроиться возможно в частную компанию. Для этого нужно:

  1. Получить свидетельство о изучении русского языка и речи.
  2. Документ о временной регистрации, а также разрешение.
  3. Зарегистрировать индивидуальный налоговый номер.
  4. Подобрать необходимую вакансию на бирже занятости, на сайтах.
  5. Сообщить в органы по миграции о месте работы.

Выполнив эти действия, апатрид может получить вид на жительство в РФ.

к содержанию ↑

Возможно, ли получить гражданство апатриду и как это сделать

Если у апатрида получен ВНЖ, то получение гражданства является заключительным этапом. ЛБГ должно обладать подтвержденным официальным доходом, ВНЖ, свободную устную и письменную речь на русском языке, жить на территории России не менее пяти лет. При наличии всех составляющих, необходимо начинать приступать к оформлению гражданства.

Какие документы необходимы:

  • фото для паспорта;
  • заверенные нотариусом копии РВП и ВНЖ;
  • документ о рождении;
  • аттестат, диплом об образовании;
  • мед. справка об отрицательном анализе на ВИЧ;
  • свидетельство о сдаче теста по русскому языку;
  • приходный чек по оплате пошлины в 3500 рублей.

Апатриду  следует написать заявление  и лично отнести его с пакетом документов в территориальный силовой орган УВМ. Процесс проверки документов довольно длительный, может растянуться до года. Законодатель предусмотрел возможность ускоренного получения гражданства при наличии следующих условий:

  • факта официального признания лиц носителями русского языка;
  • проживание или обучение в СССР;
  • официальные брачные отношения с гражданином РФ от 3 лет;
  • наличие близких родственников, граждан РФ, проживающих на территории России.

Достаточным будет наличие одного из вышеперечисленных пунктов. Лицу достаточен факт проживания от 6 месяцев на территории РФ. Гражданами предоставляются: РВП; свидетельство о владении русским языком; документы, подтверждающие право на ускоренное получение гражданства. Паспорт можно получить через 3 – 6 месяцев.

к содержанию ↑

Как ведется учет лиц без гражданства в России

C 2007 отменена обязательная регистрация по месту пребывания, ее заменили на миграционный учет. При пересечении границы России, лицам необходимо заполнить миграционную карту и хранить ее все время пребывания на территории РФ.

После того, как  орган , ведущий учет получит все бумаги (о месте пребывания , принимающей стороне), ставится отметка о приеме лица и дате его отъезда.

Внимание! Все действия по постановке на учет возложены на принимающую сторону.  Если приезжий заселяется в гостиницу, то принимающей стороной будет администрация гостиницы. Сторона заполняет бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина и предоставляет его  в течение суток вместе с копией паспорта и миграционной картой в соответствующий  орган.

Отрывная часть находится у гражданина, подтверждая его постановку на учет. Отрывная часть уведомления при отъезде апатрида передается принимающей стороной в орган, выдавший эту бумагу. На миграционный учет вставать обязательно по месту пребывания. Если апатрид член ЕАЭС и находится на территории РФ не более 30 суток, заполнять миграционную карту не обязательно.

В настоящее время порталом Госуслуг предоставляется возможность постановки на миграционный учет онлайн. Для мигрантов крайне важно четко выполнять предписанные правила, связанные с процедурой въезда в страну и пребывания в ней. Их нарушение сурово наказывается.

к содержанию ↑

Заключение

Апатрид – это сложный правовой статус, налагающий множество ограничений на человека. Россия стремится консолидировать вокруг себя граждан, сделать общество более солидарным. Для этого необходимо концептуально изменить правовой подход к проблеме гражданства. А именно, упростить процедуру получения гражданства, сделав ее более динамичной и понятной.

В этом видео подробно рассказывает, о том, кто такие лица без гражданства, юрист Плыкина Ольга Александровна:

В связи с изменениями в законодательстве РФ, информация в статье могла устареть! Наш юрист готов бесплатно Вас проконсультовать - напишите вопрос в форме ниже:

Лицо без гражданства

Одна из привилегий, которыми наделены жители государства, – возможность осознавать свою принадлежность к нему. Это не просто дает чувство почвы под ногами, но и наделяет человека некоторыми правами. В тоже время довольно многочисленна группа людей, не обладающих какой-либо гражданственностью. Они не считаются полноценными гражданами страны своего проживания, однако обязаны подчиняться местному законодательству. Кем же является лицо без гражданства, и на что может рассчитывать человек с таким статусом?

Понятие апатрида

Современному человеку может показаться странным, что в мире, который достиг невероятных успехов в техническом прогрессе, до сих пор существуют жители, которые не принадлежат ни к одному из известных человечеству государств. Категория таких лиц даже получила специальное название – апатрид.

Исходя из греческого происхождения самого термина, апатридами называют членов общества, которые не имеют отечества. Так, к примеру, если человек, прибывший из другой страны в Россию и предъявивший паспорт, подтверждающий его гражданскую принадлежность, может называться иностранцем, то апатрид такого документа в наличии не имеет. При этом последний может проживать на определенной территории с самого рождения, не имея возможности в силу разных причин доказать свой гражданский статус.

Большой ошибкой будет полагать, что обозначенная категория жителей государства является безмолвной и бесправной. Все они наделены правами человека, но вот пользоваться привилегиями граждан наряду с другими жителями государства не могут.

Не стоит путать понятия «апатриды» и «бипатриды». Если первые не принадлежат ни к одному из известных общественности государств, то вторые обладают паспортами сразу двух стран. Нет надобности говорить, что вопрос бипатризма вызывает сегодня самые резонансные споры. Связано это с возможными сложностями, которые могут возникнуть в процессе реализации прав и обязанностей граждан конкретного государства в рамках конституции.

Как становятся апатридами

Ход исторических событий показывает, что вариантов, как стать лицом без гражданства, может быть несколько. При этом большая часть из них не зависит от самого гражданина, а скорее от непреодолимых обстоятельств. Не будет лишним понимать, что приводит к такому статусу:

  • рождение малыша в семье апатридов. Если оба родителя новорожденного – лица без гражданской принадлежности, тогда и он сам автоматически приобретает такой же статус. Исключение составляет только факт рождения в стране, где имеет действие право почвы. В таком случае ребенок становится гражданином государства,в котором он появился на свет;
  • добровольный отказ от какой-либо гражданской принадлежности. Обычно это происходит в ходе процедуры отказа от гражданства с целью принятия подданства другого государства. В такой ситуации заявитель считается апатридом короткий промежуток времени, вплоть до получения им документов своей новой родины;
  • лишение гражданина права называться таковым. Чаще всего такое случается, когда само государство стремится оградить своих жителей от опасной персоны, чье дальнейшее присутствие может нести угрозу жизни и здоровью мирного населения;
  • при установлении факта фиктивности некоторых юридических процедур. Примером может служить фиктивный брак;
  • в результате распада или полного исчезновения родного государства. Например, на сегодняшний день все еще существуют лица, которые не поменяли свой паспорт на новый документ после распада Советского Союза на несколько самостоятельных держав. В силу того, что они до сих пор являются гражданами государства, которого не существует, юридически их можно называть апатридами.

В тоже время, опираясь на статьи международной конвенции, лица данной категории нельзя называть беженцами.

Какими правами могут пользоваться апатриды

Выяснив, как получить статус апатрида, не будет лишним разобраться, на что же все-таки имеет право данная категория лиц, проживающих в рамках какого-либо государства. Большинство стран в этом вопросе относится к ним вполне лояльно и не пытается лишить привилегий, которыми пользуются другие члены общества. На практике число ограничений не так уж и велико:

  • голосование на выборах;
  • занятие ответственной должности в государственном аппарате;
  • служба в рядах местной армии.

Государственная служба

Лица без гражданства на территории РФ лишены возможности состоять в политических партиях и объединениях, для них закрыты посты, которые предполагают хранение государственной тайны. Заметим, что список должностей не ограничивается только чиновничьими постами. Так, скажем, апатрид никогда не сможет стать пилотом воздушного судна или капитаном корабля. Кроме того, согласно особому распоряжению, власти могут в любой момент ограничить передвижение лиц без гражданства в рамках российской территории.

А вот в общечеловеческом плане права лиц без гражданства никакой дискриминации не подвергаются. Как и другие жители страны, апатриды имеют возможность получать образование, медицинское обслуживание, а также трудиться по выбранной ими специальности.

Выезд апатридов за рубеж никак не ограничен, но в тоже время строго лимитирован во времени. А вот при трудоустройстве такое лицо может оказаться в приоритете перед тем, которое имеет статус россиянина, если речь идет о редкой профессии либо специальных знаниях в интересующей области.

Возможно ли получение гражданства

Нельзя не отметить, что получение гражданства лицу без гражданства существенно осложняется некоторыми бюрократическими формальностями. Так, к примеру, для оформления ВНЖ заявителю необходимо предъявить миграционную карту, которой он, само собой, не располагает. А без прохождения этапов ВНЖ и ПМЖ обретение статуса гражданина становится невозможным. Таким образом, даже если кандидат и захочет стать частью российского общества, он окажется в довольно неоднозначной ситуации.

Подтверждение личности апатрида

В виду отсутствия у обозначенного лица гражданства, предъявить паспорт или иной документ, выданный уполномоченными органами данного государства, человек не может. Установление личности лица без гражданства возможно на основании следующих бумаг (обязательно наличие хотя бы одной из них):

  • паспорт, выданный в любой другой стране;
  • разрешение на временное пребывание в иной стране;
  • вид на жительство;
  • любой другой бланк документа, который признается Российской Федерацией (к таковым можно отнести certificatd`apatrid – проездной документ, признанный Конвенцией 1954 года).

Перечисленные документы для лица без гражданства помогут удостоверить, что гражданин N действительно является гражданином N.

Учет иностранцев и апатридов

Все, что касается обязанностей и прав лиц иностранной принадлежности, а также тех, кто не принадлежит ни к одному государству, регулируется в России Федеральным законом N 109. В данном законодательном документе прописан порядок не только въезда указанных лиц на российскую территорию, но и правила пребывания, учета, дальнейшей легализации.

Закон при этом не исключает их право на обретение статуса российского гражданина. Больше всего шансов стать россиянином у тех, кто до сих пор владеет паспортом СССР и проживает на территории Российской Федерации.

Чтобы паспорт лица без гражданства обменять на российский, необходимо выполнить несколько требований:

  • иметь не запрещенный законом источник дохода;
  • проживать в РФ несколько лет на законных основаниях;
  • не иметь недоразумений с законом.

Сам же процесс легализации выглядит так:

  1. Постановка на учет в службе миграции.
  2. Регистрация по месту проживания.
  3. РВП.
  4. ВНЖ.
  5. ПМЖ.
  6. Гражданство.

Здесь описан подробный алгоритм, как восстановить гражданство РФ.

Закон также четко формулирует, что такое лицо без гражданства в России: таковым может называться индивидуум, который не имеет российской принадлежности, но в тоже время и не может доказать, что является гражданином какой-то другой страны.

Если апатрид решит все же легализовать свой статус в России, тогда начать ему придется с подтверждения своей личности. В этих целях он обращается в миграционную службу с заявлением, к которому прикладывает копии всех имеющихся документов. На основании поданного пакета бумаг уполномоченный орган проводит проверку, которая может занять до трех месяцев.

Следует помнить, что процедура получения разрешения на временное проживание мало чем отличается от той, которую проходят иностранцы. Так, скажем, обязательной является дактилоскопия для тех, кому уже исполнилось 18 лет.

К преимуществам данной категории лиц можно отнести тот факт, что на этапе подачи ходатайства на гражданство им не придется отказываться от предыдущей принадлежности, поскольку они ею просто не обладают.

Федеральный закон в тоже время допускает ускоренную процедуру легализации для апатридов. Льготами могут воспользоваться носители государственного языка РФ, родившиеся в СССР лица или получившие образование на его территории, те, кто пребывает в браке с россиянином или россиянкой больше трех лет. В обычном порядке претендовать на гражданский статус апатрид сможет только после пятилетнего проживания в РФ.

Причинами отказа в присвоении гражданского статуса может стать невыполнение требований – судимость, опасность для местного населения, предыдущие депортации.

Имеем ПРАВО – Лица без гражданства: Видео

Лица без гражданства

Лица без гражданства РФ. Куда их будут депортировать?

Получение удостоверения личности лица без гражданства

лица без гражданства что делать

Апатрид: лицо без гражданства и паспорта

Лицо без гражданства может встретиться в любой стране мира, в том числе и в Российской Федерации. В данной статье представим информацию о том, как происходит потеря статуса, и какие обязанности предстают перед данными лицами по российским законодательным актам о миграционном учете. Следуя положениям этих актов личности без подданства, проживая на землях государства временно или на постоянной основе должны подчиняться всем действующим на тот период времени законам.

Законодательный акт о ведении миграционного учета

Закон №109 Российской Федерации гласит о том, что человек без гражданства – это личность, проживающая в границах государства, но по определенным причинам, не признающаяся равноправным резидентом. Таких лиц по-другому еще называют апатридами.

Апатрид параллельно с гражданами страны, в которой он проживает, несет административную и правовую ответственность. Перед ним поставлена обязанность, осуществлять уплату налогов, а также предоставлены возможности трудоустройства, выбора места жительства, обращения за медицинской помощью и получения социальной помощи.

Внимание! Единственным недостатком ношения данного статуса считается отсутствие права на дипломатическую защиту в результате отсутствия постоянного подданства определенной страны. Одной из отличительных черт от лиц с гражданством является отсутствие в них внутреннего паспорта.

Среди жителей страны сложилось мнение, что лицо без гражданства это понятие ужасное и каким-то образом связано с криминалом. Но это совсем не так и не нужно думать, что апатриды это социально неблагополучные и не адаптированные лица с наличием каких-то недостатков.

Основные причины отсутствия гражданства

Среди наиболее распространенных причин, которые приводят к потере гражданства, считаются:

  1. Рождение от родителей, которые на тот момент не обладали гражданством. Если ребенок рождается от родителей апатридов, то он не получает гражданства так как принадлежность к определенной стране определяется именно подданством матери или отца. Но данный пункт не касается государств, присваивающих подданство по праву рождения. Для примера, ребенок, рождающийся от родителей без подданства на землях Украины, автоматически становится украинским подданным. Но такие ситуации скорее могут считаться исключением, чем закономерностью.
  2. Отказ от подданства страны. Данный пункт касается лиц, которые имели принадлежность к одному государству, но проявили желание ее изменить. Для осуществления задуманного, по закону, необходимо материализовать отказ от существующего гражданства и только после этого стать резидентом другой страны. В данной ситуации лиц с непродолжительным отсутствием подданства называют временными апатридами. Если же по определенным причинам личность отказывается от своего статуса и не принимает другого, оно считается лицом без гражданства.
  3. Выдворение. Это принудительные действия в отношении определенного лица или группы лиц, которые требуют покинуть территорию государства. В большинстве случаев принудительный выезд применяется к лицам, которые совершили административные правонарушения. Если следовать закону, то личность при таком выезде автоматически лишается статуса резидента.
  4. Противозаконные действия личности. Лишение гражданства может произойти в случае совершения тяжких административных и правовых нарушений. Примером такого нарушения может служить заключенный фиктивный брак с целью получения гражданства. В этой ситуации при выявлении такого нарушения лицо лишают статуса резидента данной страны.
  5. Уничтожение страны. При появлении факторов, которые вызывают исчезновение государства (переход в состав другой страны), все ее граждане теряют подданство.

Читайте также  Реадмиссия: порядок проведения, отмена процедуры

Права и обязанности лиц без подданства

Все люди, которые носят статус апатрид и проживают на землях страны на постоянной основе, имеют административные права и обязанности. В государствах ЕС дееспособным лицам без подданства предоставляется возможность пользования определенными благами в социальной сфере. Запретом, который распространяется на категорию таких лиц, является отсутствие права голоса и невозможность занимать государственные должности. Однако им все же предоставляется право на получение образования и трудоустройство.

Для законного проживания в государстве дееспособные апатриды должны обладать разрешением на проживание или иметь справку на временное пребывание в данной стране. В случае отсутствия перечисленных документов, такое лицо обязано покинуть территорию государства в течение трех месяцев. Если же это условие не будет выполнено, личность депортируют.

Если же рассматривать случай с Россией, то гражданам без подданства также не предоставляется право занимать государственные должности и голосовать на выборах, но есть возможность оформить медицинскую страховку, трудоустроиться (платя налоги), получать больничный лист и отпуск, а также осуществлять въезд и выезд из страны. Единственным нюансом при трудоустройстве является необходимость получения патента. Средства, которые идут на уплату налога считаются гарантией получения помощи при потере работы. Для лиц с отсутствием гражданства устанавливается ограничение, касающееся количества рабочих часов (они могут работать не более 40 часов в 7 дней).

Обязательства

Обратите внимание, что кроме перечисленных прав и возможностей, апатрид имеет и обязательства:

  • Необходимость обращения в миграционную службу для постановки на учет в течение трех дней после пересечения границы.
  • Соблюдение законов. В случае их нарушения к такому лицу может применяться как административная, так и уголовная ответственность.
  • Соблюдение разрешенных сроков пребывания на землях республики, в противном случае человека ожидает депортация, а все расходы при ней должен уплатить нарушитель.

В случае присутствия административного нарушения к апатриду могут принять меры, заключающиеся в его выдворении. Данное решение принимается судом. Все затраты, связанные с принудительным оставлением границ страны должен уплатить нарушитель.

Внимание! В большей части случаев апатриды не имеют в наличии бумаг, удостоверяющих их личность. В такой ситуации при постоянном или кратковременном пребывании в РФ можно обратиться в ФМС с просьбой о выдаче дозволения на временное пребывание в стране или вид на жительство.

Временное дозволение выдается на срок, который составляет 12 месяцев, а вид на жительство – на 5 лет. Но при получении вида необходимо учесть нюанс, который заключается в том, что человек должен прожить в стране хотя бы один год.

Читайте также  Бипатриды: понятие и правовой статус

Причинами отказа получения указанных выше разрешений могут быть:

  1. возможная угроза государству или его гражданам от заявителя;
  2. депортация в прошлом;
  3. судимость, имеющаяся или незакрытая в прошлом.

Вот вы и получили информацию о том, на что может рассчитывать лицо без гражданства и каким правилам ему необходимо подчиняться.

Подведя итог, можно сказать, что лицо без гражданства – это человек, не относящийся ни к одному государству и не имеющий подданства. Но он все же имеет определенные права и обязанности перед страной, в которой проживает.

(Пока оценок нет)


Смотрите также