Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Лица с двойным гражданством


7. 2. Правовой статус лиц с двойным гражданством

Двойное гражданство (бипатризм) представляет собой одновременное состояние лица в гражданстве двух или нескольких государств.

Такое состояние может возникнуть, например, при рождении ребенка граждан страны, в которой применяется принцип «права крови», на территории государства, применяющего принцип «права почвы». Двойное гражданство может возникнуть при браке женщины с иностранцем, если по законодательству страны мужа предусмотрено автоматическое предоставление ей гражданства. Состояние бипатризма часто возникает при натурализации лица в стране, которая признает двойное гражданство.

Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г.

Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.

Европейская (Страсбургская) конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и об исполнении воинской обязанности в случае множественного гражданства 1963 г.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства 1995 г.

Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства 1993 г. (в 2003 г. указом президента Туркменистана отменено двойное гражданство)

Соглашения о двойном гражданстве 1958 г. Испании с Чили , в 1959 г. — с Перу и Парагваем; в 1968 г. — с Доминиканской республикой; 1960 г. - между Португалией и Бразилией.

Правовое положение лица с двойным гражданством характеризуется тем, что каждое из государств, считающих его своим гражданином, может потребовать от него выполнения конституционных обязанностей, например воинской повинности, уплаты налогов и т.п. Поэтому большинство государств отрицательно относятся к явлению бипатризма, что повлекло за собой принятие многочисленных двусторонних и многосторонних международных договоров в целях устранения либо предотвращения двойного гражданства. Так, согласно Европейской конвенции о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства 1963 г. совершеннолетние граждане, которые приобрели гражданство путем натурализации, оптации или реинтеграции, теряют предыдущее гражданство. Лицо, обладающее гражданством двух или более государств, может отказаться от одного из них. Статья 5 Конвенции предусматривает, что лица, обладающие гражданством двух или более договаривающихся государств, выполняют воинскую обязанность только в одном из них. Аналогичная норма содержится в ст. 21 Европейской конвенции о гражданстве 1997 г.

Что касается Республики Беларусь, то данный принцип отражен в ст. 11 Закона Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-3 «О гражданстве Республики Беларусь», с изм. и доп. на 4 января 2010 г. № 105-3, где закреплено, что «за лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами».

Подход белорусского законодателя к институту двойного гражданства претерпел определенные изменения. Законодательство Союза ССР всегда весьма негативно относилось к двойному гражданству. В нем содержались прямые указания на непризнание состояния бипатризма. Что же касается законодательства Республики Беларусь, то уже в Законе Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», принятом в октябре 1991 г., косвенно была закреплена возможность обладания двойным гражданством. В п. 1 ст. 20 Закона предусматривалась утрата гражданства Республики Беларусь «вследствие приобретения лицом гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Однако на практике ни с одним государством мира Беларусь до настоящего времени не заключила соответствующих соглашений.

Новый Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», принятый 1 августа 2002 г., сделал еще один шаг к фактическому признанию того обстоятельства, что на практике государство далеко не всегда в состоянии предотвратить получение второго гражданства его гражданами. Законодатель отменил норму, согласно которой получение гражданином Беларуси гражданства другого государства автоматически влекло за собой утрату белорусского гражданства (органы дипломатической службы Республики Беларусь, на которые возлагалась регистрация утраты гражданства такими лицами, постоянно проживающими за границей, зачастую просто не имели информации о наличии у лица паспорта другого государства).

Более практичный и гуманный подход белорусского законодателя к данной проблеме нашел отражение в ч. 2 ст. 11 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», которая гласит: «Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь».

Таким образом, действующий Закон Республики Беларусь о гражданстве допускает, чтобы гражданин Республики Беларусь имеет двойное гражданство, и предусматривает, что не допускается ограничение прав такого лица на основании его бипатризма.

    1. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Лица, которые находятся на территории государства и не имеют его гражданства, в доктрине именуются обобщенным термином «иностранцы». Под иностранцами обычно понимают как иностранных граждан, т.е. лиц, имеющих гражданство иностранного государства, так и лиц без гражданства (апатридов), т.е. тех, кто не имеет доказательства наличия у них гражданства какой-либо страны.

Правовой статус иностранцев определяется как внутренним законодательством каждого государства, так и международно-правовыми нормами. Правовой режим иностранцев — это правовой статус, определяющий объем их прав и обязанностей на территории государства пребывания.

В литературе обычно выделяют следующие виды правового режима иностранцев:

1) национальный режим, означающий уравнивание иностранцев в правах с гражданами данного государства. Он может быть предусмотрен как внутригосударственным законодательством, так и международными договорами. Обычно такое уравнивание устанавливается лишь на условиях взаимности, причем на практике невозможно полностью приравнять иностранцев к собственным гражданам;

2) режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранцам предоставляются в какой-либо области права и свободы, либо устанавливаются такие обязанности, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства.

Таким образом, этот режим должен быть не менее благоприятным, чем режим, который распространяется на любое третье государство. Его природа носит исключительно договорный характер. Он может предоставляться, например, в сфере международной торговли, транспорта, отправления правосудия;

  1. специальный режим – это дибо более жесткий режим по сравнению с двумя вышеназванными, означающий ограничение прав иностранцев по сравнению со статусом граждан данного государства, а также возложение на них дополнительных обязанностей либо предоставление определенных привилегий и преимуществ. Например, в сфере приграничного общения населения (с соседними странами) либо для военнослужащих, расквартированных на территории иностранных государств.

Под безгражданством (апатризмом, аполидизмом)понимается правовое положение лица, при котором оно не имеет никакого гражданства. Состояние апатризма возникает, например, в результате выхода из гражданства или его утраты, если лицо не приобрело гражданство другой страны. Апатриды пользуются ограниченной правоспособностью по сравнению с гражданами государства, на территории которого они находятся. Они не обладают многими политическими правами (избирательным, правом участвовать в референдумах и др.), не могут занимать большинство должностей, не пользуются правом на дипломатическую защиту со стороны какого-либо государства.

В международных договорах предусматриваются меры, направленные на ликвидацию негативных последствий безгражданства, а также касающиеся сокращения или устранения этого явления. К таким договорам относятся Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о замужестве женщины 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. Так, согласно п. 1 ст. 7 Конвенции о статусе апатридов 1954 г. (Республика Беларусь не является участником данной Конвенции), государства-участники обязуются предоставлять апатридам такие же права, которыми пользуются иностранные граждане, либо более благоприятный правовой статус. В соответствии со ст. 4, 16, 22, 24 указанного документа договаривающиеся государства должны приравнивать апатридов, находящихся на их территории, к собственным гражданам в отношении пользования такими правами, как право на обращение в суд, право на социальное обеспечение, право на начальное образование, право на свободу исповедовать свою религию и предоставлять своим детям религиозное воспитание.

Конвенция 1961 г. предусматривает, что:

- любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом (п. 1 ст. 1);

- найденыш, обнаруженный на территории Договаривающегося государства, должен при отсутствии доказательств противного считаться рожденным на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства (ст. 2);

- любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному не на территории Договаривающегося государства лицу, которое иначе было бы апатридом, если во время рождения этого лица кто-либо из его родителей имел гражданство этого государства (п. 1 ст. 4);

- отказ от гражданства Договаривающегося государства не должен вызывать утраты гражданства, кроме тех случаев, когда соответствующее лицо имеет или приобретает другое гражданство (пп. а п. 1 ст. 7);

- никакое Договаривающееся государство не должно лишать никакое лицо своего гражданства, если такое лишение сделало бы это лицо апатридом (п. 1 ст. 8).

В 2006 г. была открыта для подписания Конвенция СЕ об избежании безгражданства при правопреемстве государств. Этот документ, основанный на Европейской конвенции о гражданстве 1997 г., содержит более детальные правила, имеющие своей целью предотвратить либо свести к минимуму случаи безгражданства, связанные с правопреемством государств.

Большинство государств, включая Республику Беларусь, отразило положения указанных конвенций в своем законодательстве, независимо от участия (неучастия) в них.

    1. Право убежища и правовой статус беженцев

Убежище- предоставление физическому лицу иностранным государством возможности укрыться от преследований по политическим, религиозным, расовым и иным мотивам в государстве его гражданства или постоянного места жительства.

В зависимости от места предоставления убежища оно называется дипломатическим — на территории дипломатического представительства, военного судна или военного самолета, территориальным — на территории иностранного государства, религиозным - на территории храма (исторически).

Правовые источники: Декларация ООН о территориальном убежище 1967 г.

Положение о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в РБ, его утрате и лишении 2006 г., Гаванская конвенция об убежище 1928 г.

В ст. 1 Декларации подчеркивается, что предоставление убежища лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, является суверенным правом каждого государства и должно уважаться всеми другими государствами. В то же время не могут пользоваться правом на убежище лица, в отношении которых существуют серьезные основания полагать, что они совершили преступления против мира, человечества либо военные преступления.

Лица, получившие убежище, обладают особым правовым статусом, основные черты которого таковы:

1) они не должны выдаваться и высылаться в страну, где смогут подвергнуться преследованию;

2) они должны пользоваться основными правами и свободами человека в объеме не меньшем, чем другие иностранцы, проживающие в данной стране;

3) им может быть разрешена политическая деятельность, однако они не вправе заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН.

В современном мире традиционным и наиболее распространенным видом убежища является территориальное убежище. В ряде стран Латинской Америки сохранилась и практика предоставления дипломатического убежища. Договорное закрепление оно получило в Гаванской конвенции об убежище 1928 г., в конвенциях, заключенных в Монтевидео в 1933 и 1938 гг., и Конвенции о дипломатическом убежище, заключенной в Каракасе в 1954 г., которая подтвердила положения Конвенции 1928 г.

Беженец - это лицо, которое: - находится вне страны своего гражданства или обычного места жительства; - в отношении его отсутствует защита со стороны этого государства; - имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования - по признаку расы, вероисповедания, гражданства, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе.

Международные акты: Конвенция о статусе беженцев 1951 г. (РБ с 2001 г.) Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 г.

Национальные акты: Закон РБ «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временнойзащиты в РБ» 2008 г.

В Республике Беларусь дополнительная защитапредоставляется иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют вполне обоснованные опасения столкнуться при возвращении в государство гражданской принадлежности с угрозой смертной казни, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания либо с угрозой жизни, возникшей по причине насилия в условиях вооруженного конфликта международного или немеждународного характера, и который не может или не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицу без гражданства, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют указанные опасения и которое не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства в силу таких опасений.

Дополнительная защита предоставляется иностранцу на срок до одного года. В случае сохранения в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства иностранца оснований, по которым ему предоставлена дополнительная защита, срок ее предоставления может продлеваться до одного года (ст. 21 Закона).

Временная защитапредоставляется группе иностранцев, индивидуальное рассмотрение ходатайств о защите которых невозможно по причине их одновременного массового прибытия и в этой связи необходимости решения вопроса об их допуске и пребывании в Республике Беларусь по основаниям, предусмотренным для предоставления статуса беженца или дополнительной защиты.

Срок предоставления временной защиты определяется Советом Министров Республики Беларусь, но не может превышать одного года.

Если после истечения срока предоставления временной защиты иностранцы, которым предоставлена временная защита, не возвратились в государства их гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства или не переселены в государства, согласившиеся их принять, в отношении данных иностранцев проводится индивидуальное рассмотрение ходатайств о защите (ст. 24 Закона).

Особенности правового статуса лиц с двойным гражданством

При иммиграции в другую страну не все хотят отказываться от гражданства Российской Федерации. Поэтому в обиход входит понятие бипатрид. Правовой статус лиц с двойным гражданством строго регулируется государством. Такие лица имеют не только ряд прав, но и целый список обязанностей. Существуют определённые категории людей, которым запрещено принимать второе гражданство.

Особенности правового статуса

Получить второе гражданство можно только в том случае, если страны подписали между собой специальную договорённость о двойном гражданстве. Согласно этому документу, страны, что его подписали, признают действительными оба паспорта, а их владельцев — полноправными гражданами, которые имеют свои права и обязанности.

Правовой статус бипатрида закрепляется в ст. 62 Конституции Российской Федерации. Однако в 6 ст. ФЗ № 62 указывается то, что россиянин, который имеет два паспорта, рассматривается только как подданный Российской Федерации. Поэтому приобретение гражданства другой страны не является причиной для утраты прав и свобод, которые закреплены в законодательстве РФ.

Россиянин может получить второе гражданство следующих стран:

  • Аргентина;
  • Бразилия;
  • Греция;
  • Доминикана;
  • Канада;
  • Киргизия;
  • Сербия;
  • США;
  • Узбекистан;
  • Франция;
  • Чехия;
  • Финляндия;
  • Чили.

Список стран намного шире, поэтому по конкретному вопросу нужно консультироваться непосредственно со специалистом. Следует обратить внимание на ряд стран, которые не предоставляют возможности получить второй паспорт и при этом сохранить российское гражданство. К числу таких государств можно отнести следующие:

  • Китай;
  • Беларусь;
  • Хорватия;
  • Эстония;
  • Индия;
  • Польша;
  • Украина;
  • Япония;
  • Мальта;
  • Южная Корея.

Человек после получения второго гражданства обязан уведомить об этом миграционную службу. Это нужно сделать в течение 60 дней после получения паспорта. В противном случае могут быть наложены штрафные санкции.

Преимущества двойного гражданства

Люди с двойным гражданством не имеют проблем с визой. Это удобно, если человек постоянно мотается из России в какую-то другую страну, так как ему не нужно будет постоянно продлевать визу для выезда. Однако двойное подданство предполагает уплату налогов сразу в двух странах.

Лицо, имеющее второе гражданство США, может попасть в страну без американской, шенгенской или английской визы. Однако в этом случае есть небольшой нюанс. Въехать в страну можно только по паспорту США, а выехать по российскому документу, который удостоверяет личность.

При потере российского паспорта за границей, человеку выдаётся специальное свидетельство на возвращение. В этом случае загранпаспорт возобновляется в обычном порядке.

Права и обязанности бипатридов

Бипатрид — это человек, который имеет два гражданства — два паспорта. Правовой статус таких лиц был закреплён в Гаагской конвенции, которая была принята ещё в 1930 году. В ней указывалось, что нужно пресекать в случае обретения второго подданства. Однако в 1997 году была принята Европейская конвенция о гражданстве. В ней узаконивается статус граждан с двумя паспортами, а также отмечается, что бипатрид имеет такие же права и обязанности, как и другие полноправные граждане страны.

В том случае, если бипатрид находится на территории третьей страны, ему устанавливается подданство той страны, где он больше всего проживает, имеет постоянный доход и недвижимость.

Бипатриды должны проходить военную службу на территории той страны, где они проживают в момент получения повестки. При этом отбыв военную службу в России, человек освобождается от призыва в другой стране.

Человек, получивший второй паспорт другой страны, обязан уведомить главное управление миграционной службы о получении второго подданства. Это нужно сделать на протяжении 60 дней. Заявление подаётся в письменном виде по месту регистрации или же по месту текущего пребывания. Если же лицо находится за пределами Российской Федерации, то письмо-уведомление подаётся только по прибытии в страну. В этом случае срок в 60 дней начинает считаться с момента пересечения границы.

Форму уведомления можно скачать непосредственно на сайте ГУ МВД. Вместе с самим письмом прикладываются следующие документы:

  • паспорт второго государства;
  • документ, который подтверждает наличие второго подданства;
  • паспорт РФ.

Если гражданин является недееспособным или ограниченно дееспособным, то к основным документам прилагаются документы из органов опеки.

Регистрация двойного подданства является обязательной. Эта информация нужна для формирования базы граждан Российской Федерации, которые являются бипатридами. За неуведомление предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа. Об этом указывается в УК РФ, ст. 330.2. Максимальный штраф может составлять около 200 тыс. рублей, а также могут быть назначены исправительные работы сроком до 400 часов.

Однако следует обратить внимание на то, что от обязательного уведомления освобождаются лица с 2 гражданством Таджикистана и Туркменистана.

Следует обратить внимание на то, что приобрести второе подданство можно не только по законодательству Российской Федерации, но и по международному договору. В законодательной базе России нет никаких запретов на натурализацию россиян за границей. Лицо, которое стало подданным другого государства, но не оформило отказ от российского, автоматически становится бипатридом. Однако следует понимать, что человек с двумя гражданствами имеет не только больше прав, но и обязанностей.

Права и обязанности граждан с двойным гражданством

Состояние бипатризма часто возникает при натурализации лица в стране, которая признает двойное. Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г. Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. Европейская (Страсбургская) конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и об исполнении воинской обязанности в случае множественного гражданства 1963 г. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного 1995 г. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства 1993 г.

Двойное гражданство

Он, например, лишается права занимать некоторые должности (глава государства, министр, судья, адвокат). Ни одно государство, признающее двойное гражданство, не делает каких-либо послаблений таким лицам в отношении их гражданских обязанностей. Конституция РФ (ст. 62) допускает для своих граждан право иметь также гражданство иностранного государства, т.

е. двойное гражданство, но только в соответствии с федеральным законом или международным договором.

Портал Юристъ — Ваш успех в учебе и работе!

Один из таких случаев связан с коллизией заложенных в законодательстве различных государств принципов «права крови» и «права почвы» при приобретении гражданства в силу рождения. Кроме того, двойное гражданство может возникнуть у женщины при вступлении в брак с иностранцем, если национальное законодательство не лишает ее гражданства после вступления в брак, а законодательство страны супруга автоматически предоставляет ей мужа. В этом случае происходит столкновение закрепленных в законодательстве государств различных принципов: принципа единства семьи (жена следует гражданству мужа) и принципа равноправия сторон в браке (вступление в брак не влечет за собой изменение гражданства супругов).

Инициировал закон депутат от ЛДПР, Андрей Луговой, который был фигурантом дела по отравлению в Лондоне Александра Литвиненко и находится в международном розыске. Поправки к «Закону о гражданстве» обязывают российских граждан сообщать о наличии у них иностранного, вида на жительство или иного действительного документа о праве на постоянное проживание в иностранном государстве. В течение 60 дней после приобретения иного или получения документа на право постоянного проживания за рубежом гражданин России должен письменно уведомить об этом территориальный орган ФМС России по месту своего жительства (пребывания, фактического нахождения). За несовершеннолетних и ограниченных в дееспособности подавать такое уведомление должны их законные представители.

От необходимости направлять указанные уведомления, освобождены лишь те граждане России, которые постоянно проживают за границей. Прописаны требования к содержанию уведомления и порядок его подачи, в частности указывается, что к уведомлению надо приложить копии российского и иностранного паспортов (документов о праве на постоянное проживание). За неисполнение обязанности о подаче уведомления вводится уголовная ответственность (в виде штрафа до 200 тыс.

Можно ли в России иметь два гражданства? Права и обязанности бипатридов

Термин «гражданство » может использоваться наравне с термином «подданство», правда, в некоторых случаях возникает между ними разница. Уважаемые читатели! В статье рассказаны типичные способы того, как решать юридические проблемы. Ваш случай индивидуален. Особенности закона о двойном гражданстве 2 гражданства и двойное гражданство — это разные понятия Перед тем, как разбираться в особенностях двойного гражданства, надо уточнить различия между двойным и и ситуацией, когда у человека есть 2 гражданства.

Правовое положение лиц с двойным гражданством

Лицо с двойным гражданством это

Иностранцы, апатриды и бипатриды

Многие конституции ограничивают или запрещают выдачу ино­странцев другому государству, особенно за политические преступле­ния. Конституция Италии (ст. 10) устанавливает, что не допускается выдача иностранцев за политические преступления, а ст. 5 Конститу­ции Греции воспрещает выдачу иностранца, преследуемого за свою деятельность во имя свободы. В Конституции Нидерландов (ст.

2) ука­зывается, что выдача иностранцев другому государству может быть осуществлена только в соответствии с международным договором.

Вопрос о двойном нередко возникает и при заключе­нии брака и при рождении ребенка от родителей, имеющих различное гражданство. Так, если женщина выходит замуж за иностранного граж­данина, по законам государства которого жена обязана принимать гражданство мужа, то очень часто лучшим выходом для нее из создав­шегося положения (при желании сохранить свое) оказы­вается получение двойного.

Двойное имеет определенные отрицательные последствия. Среди них следует отметить: а) последствия, связанные с оказанием дипломатической защиты лицам с двойным; б) последствия, связанные с военной службой лиц с двойным.

Что касается второго случая, то здесь проблема связана с тем, что лица мужского пола, имеющие двойное, как правило, должны пройти обязательную военную службу в каждом государстве своего гражданства.

Можно выделить несколько наиболее типичных ситуаций, определяющих возникновение двойного (множественного). Натурализация без утраты предшествующего. Данная ситуация складывается, когда приобретение нового допускает возможность сохранения прежнего, а также в тех случаях, когда лицо не выполнило необходимые требования, связанные с выходом из прежнего гражданства, до получения нового.

Двойное гражданство официально признано в Италии, Израиле, США, ФРГ, Испании и ряде других государств. В некоторых странах даже главы государств и правительств имеют двойное гражданство.

Вместе с тем, во многих государствах осуществляется политика, направленная на сокращение случаев принадлежности одного лица к нескольким гражданствам. Еще в 1930 г. в Гааге была принята Конвенция об урегулировании коллизий в национальных законах о.

Бипатриды (лат. bi– дважды и греч.

от patridos – родина, отечество) – это лица, которые имеют множественное или двойное гражданство.

Это явление появилось из-за различий законов в различных государствах, которые решают по-разному вопросы гражданства.

Правовой статус бипатрида является усложненным, так как эти лица имеют одновременно в отношении к государствам, гражданами которых они являются, обязанности и права (множественная воинская повинность, дипломатическая и консульская защита).

Портал Юристъ — Ваш успех в учебе и работе!

Двойное гражданство (бипатризм) или множественное гражданство — это правовой статус лица, обладающего двух или более государств.

Второе лицо может получить как с ведома государства, в котором оно получило первое гражданство, так и без его ведома. Главной причиной двойного гражданства является расхождение законодательства государств об основаниях приобретения и утраты гражданства.

Двойное гражданство в РФ: новый закон

Многих граждан волнует вопрос, связанный с двойным — имеют ли право россияне обладать нескольких стран одновременно? Чтобы найти ответ на данный вопрос, следует обратиться к тексту Федерального Закона № 62. Пункт 1 гласит, что человек, являющийся гражданином двух стран (России и иного государства) в Российской Федерации признается лишь гражданином РФ.

Правовое положение лица с двойным осложняется тем, что каждое из государств, считающих его своим гражданином, в принципе, может требовать от нею выполнения гражданских обязанностей (в частности, воинской). Лицо с двойным гражданством не может на территории государства, в которого оно состоит, отказываться от выполнения гражданских обязанностей, ссылаясь на свои обязанности по отношению к другому государству, гражданином которого оно также является.


Смотрите также