Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Легализация заработной платы и трудовых отношений


Меры по легализации трудовых отношений

С целью легализации трудовых отношений Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» (далее — Федеральный закон № 421-ФЗ) внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, в том числе по вопросам установления трудовых отношений в случае, если работник приступил к работе без оформления трудового договора.

Так, внесены дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения ответственности за уклонение работодателя от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. За указанные правонарушения ст. 5.27 КоАП РФ установлено наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от десяти до двадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти до ста тысяч рублей.

 Совершение повторно лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, аналогичного правонарушения влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от ста до двухсот тысяч рублей.

Кроме этого, установлена административная ответственность за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) — наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от десяти до двадцати тысяч рублей.

Указанные нормы вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральным законом от 5.04.2013 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Трудовой кодекс РФ дополнен гл. 49.1  в части регулирования труда работников, выполняющих работу вне места расположения работодателя (дистанционная работа). Предусматривается, что трудовой договор с дистанционными работниками может заключаться в электронном виде, при этом документами, подтверждающими период дистанционной работы, будут являться копии трудового договора и приказа о прекращении трудового договора, заверенные надлежащим образом работодателем, установлена возможность использования усиленной квалифицированной электронной подписи при заключении, изменении, прекращении трудового договора с данной категорией работников, в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Кроме того, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении внесенный Правительством Российской Федерации проект Федерального закона № 316848-6 «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”» (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы), направленный на обеспечение выплаты заработной платы работникам при процедуре банкротства. Готовятся поправки к указанному законопроекту, предусматривающие обязательное социальное страхование на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя. Наряду с этим с целью повышения защищенности работников от недобросовестных работодателей нарушения по невыплате заработной платы и иных причитающихся работнику выплат в соответствии с трудовым законодательством предлагается выделить в отдельный состав административных правонарушений и увеличить размеры штрафов.

Также приказом Роструда от 27 декабря 2013 г. № 271 утвержден План мероприятий на 2014 г., которым предусмотрено в том числе проведение плановых проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,  по вопросам оформления трудовых отношений, легализации заработной платы в субъектах Российской Федерации с целью принятия эффективных мер по результатам проверок по устранению и предупреждению правонарушений, привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности, а также выявления типовых нарушений в отраслях экономики для выработки рекомендаций работодателям по их устранению.

Т. В. Маленко, заместитель директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России

Легализация заработной платы путем легализации трудовых отношений

Легализация заработной платы путем легализации трудовых отношений Данный вопрос представляет собой определенную проблему, которая до настоящего времени окончательно не решена. Вместе с тем работник заинтересован в легализации заработной платы, так как с решением данного вопроса связано его пенсионное обеспечение, обеспечиваемое в том числе путем уплаты работодателем с заработной платы работника страховых взносов, что в конечном счете снижает риск уклонения работодателя от уплаты указанных взносов. Решение проблемы легализации заработной платы напрямую связано с решением проблемы легализации трудовых отношений, а именно оформления письменного трудового договора между работником и работодателем и указания в нем как одного из обязательных условий, в частности, условий оплаты труда. При этом в трудовом договоре необходимо указывать размер оплаты труда, фактически получаемой работником. В этой связи с 03.10.2016 была введена в действие новая редакция статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Изменения направлены на легализацию трудовых отношений между работником и работодателем путем введения специальной нормы об установлении административной ответственности за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (часть 4 статьи 5.27 КоАП РФ). Статьей 67 Трудового кодекса РФ предусмотрено правило об обязательной письменной форме трудового договора, составляемого в 2-х экземплярах, подписанных сторонами. Один экземпляр трудового договора должен быть передан работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя. Заключение письменного трудового договора является основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем (статья 16 Трудового кодекса РФ). Вместе с тем в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен, фактическое допущение работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя также является основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем (статья 16 Трудового кодекса РФ). В этом случае работодатель обязан оформить трудовой договор в письменной форме не позднее 3-х рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. Трудовой кодекс РФ определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующего у данного работодателя (статья 56 Трудового кодекса РФ). Заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается. В этой связи КоАП РФ введена специальная ответственность за заключение гражданско-правового договора, когда отношения, которые он регулирует фактически, являются трудовыми отношениями и должны регулироваться трудовым договором. Признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора трудовыми отношениями, осуществляется судом, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями. При рассмотрении данного вопроса необходимо исходить из отличительных признаков гражданско-правового договора (договор подряда, возмездного оказания услуг) и трудового договора в части определения сторон договора, предмета договора, организации процесса работы, времени отдыха, порядка и формы оплаты, ведения трудовой книжки и иных кадровых документов в случае заключения трудового договора, ответственности, возмещения убытков и др. Заключая трудовой договор с работником, работодатель принимает на себя обязанность по своевременной и в полном размере выплате заработной платы работнику (статья 22, 56 Трудового кодекса РФ). Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются одним из обязательных условий трудового договора (статья 57 Трудового кодекса РФ). Заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда. Особое внимание необходимо уделять компенсационным выплатам, к которым в том числе относятся выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами, а также выплатам стимулирующего характера (выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы). Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть меньше минимального размера оплаты труда, который с 01.07.2017 составляет 7800 рублей в месяц, с 01.01.2018 будет установлен на уровне 85% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и составит 9489 рублей, а с 01.01.2019 будет равен величине прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2018 года. Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в дни, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством. Статьей 145.1 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за невыплату полную или частичную заработной платы в течение установленного срока, совершенную из корыстной или иной личной заинтересованности. Также работодатель может быть привлечен к ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) (статья 122 Налогового кодекса РФ), административной ответственности за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (статья 15.11 КоАП). Для решения вопросов в сфере легализации трудовых отношений и заработной платы в каждом муниципальном образовании Самарской области работает межведомственная комиссия, в полномочия которой входит реализация мер, направленных на выявление и снижение неформальной занятости граждан. В связи с этим по всем вопросам о нарушении трудовых прав работников в части уклонения от оформления, ненадлежащего оформления трудового договора, полной или частичной невыплаты заработной платы и другим вопросам можно обратиться в указанные комиссии, действующие при администрациях муниципальных образований.

  •  

       

        

Легализация заработной платы и трудовых отношений

Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 года № 272 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда», с 3 октября 2016 года ужесточаются наказания для работодателей за невыплату и задержку зарплат. Статья 5.27 КоАП РФ дополнена положением, в соответствии с которым за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, предусмотрен, в том числе, штраф в следующих размерах: - на должностных лиц – от 10-ти до 20-ти тысяч рублей, при повторном привлечении к ответственности – от 20-ти тысяч до 30- ти тысяч рублей (ранее было – от 1 до 5 тысяч, при повторном нарушении – от 10-ти до 20-ти тысяч). Возможна также дисквалификация на срок от одного года до трех лет; - на индивидуальных предпринимателей – от одной тысячи до пяти тысяч рублей, повторно – от 10-ти до 30-ти тысяч рублей (ранее было при первичном правонарушении также от 1 до 5 тысяч, при повторном нарушении – от 10-ти до 20-ти тысяч рублей); - на юридическое лицо – от 30-ти до 50-ти тысяч рублей, при повторном нарушении – от 50-ти до 100 тысяч рублей (ранее было при первичном нарушении также от 30-ти до 50-ти тысяч, при повторном – от 50-ти до 70-ти тысяч рублей). Согласно принятому документу, изменена статья 136 ТК РФ и статья 236 ТК РФ. В них указано, что заработная плата должна выплачиваться «не реже чем каждые полмесяца», но не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Конкретную дату утверждает непосредственно работодатель. При нарушенииустановленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других вознаграждений, причитающихся работнику, работодатель должен начислять компенсацию за каждый день задержки. Ее размер не может быть ниже 1/150 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер денежной компенсации будет исчисляться из фактически невыплаченных в срок сумм. При этом в законе уточняется, что обязанность по доплате процентов возникает независимо от наличия вины работодателя. Одновременно увеличен срок исковой давности, предусмотренный Трудовым кодексом РФ для обращения в суд по спорам о взыскании заработной платы который теперь составляет не 3 месяца как раньше, а 1 год. Причем подавать такие иски можно будет по месту жительства истца (раньше это было возможно только по месту нахождения работодателя). Работодатель – субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, график сменности и другие). При этом работодатель указанной категории должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством должны регулироваться локальными нормативными актами. Для более подробного ознакомления с предстоящими изменениями рекомендуем обратиться к Федеральному закону от 03.07.2016 № 348-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей – субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям».

Легализация заработной платы и трудовых отношений

Трудовые отношения носят возмездный характер (ст. 15, ст. 56 ТК РФ). Поэтому трудовой договор не может быть безвозмездным. Трудовой договор является основным документом в трудовых отношениях между работником и работодателем. Все, с кем заключен трудовой договор, получают заработную плату за исполнение трудовой функции, а работодатель является налоговым агентом по НДФЛ.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ налоговыми агентами в целях исчисления НДФЛ признаются:

- российские организации;

- индивидуальные предприниматели;

- нотариусы, занимающиеся частной практикой;

- адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;

- обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.

ИФНС России по Бахчисарайскому району Республики Крым сообщает, что выплаты «теневой» заработной платы являются нарушением не только Налогового кодекса, но также и Трудового законодательства, и влекут за собой наложение штрафов.

Налоговые агенты должны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Исчисление суммы НДФЛ налоговым агентом производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

Необходимо своевременно перечислять НДФЛ, так как согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика, либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. При этом в соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого агент признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.


Смотрите также