Кто решает вопросы гражданства рф
Кто решает вопросы гражданства - РФ и предоставления политического убежища, органы, правительство
Многие иностранцы, приехавшие в Россию, хотят получить подданство РФ.
Процесс оформления включает несколько этапов: разрешение на временное пребывание, вид на жительство и оформление гражданства.
Вопросами приобретения и прекращения гражданства занимаются строго определенные государственные органы, наделенные специальными полномочиями.
Главная информация
Российское гражданство предполагает равноправие всех его носителей не зависимо от оснований получения.
На права и свободы подданных РФ не влияет расовая принадлежность, исповедуемая религия и национальность.
Россия не выдает своих граждан другому государству и не лишает гражданства в принудительном порядке. Обладатели паспорта РФ пользуются покровительством и защитой своей страны на территории другого государства.
Человек может отказаться от гражданства РФ и принять другое гражданство.
Что это такое
Гражданство – это прочная юридическая взаимосвязь между человеком и государством.
Она влечет за собой появление обоюдных прав, обязанностей и ответственности. Подтверждается выдачей человеку паспорта государства.
Страна берет на себя следующие обязанности перед гражданином:
- гарантирует соблюдение прав и интересов;
- защищает за пределами своей страны.
Человек в свою очередь обязуется перед государством:
- соблюдать внутренние законы;
- исполнять возложенные на него обязанности.
Видео: «Получение гражданства РФ»
Кто может воспользоваться
Получить российское гражданство могут не все.
- Соискатель должен быть дееспособным совершеннолетним лицом.
- Учитывается время, которое человек прожил в России. Общий срок для приема мигранта в подданство России составляет 5 лет, в специальных случаях – 1 год.
Проще всего получить паспорт РФ людям, родившимся в СССР.
Нужно сдать пакет документов и экзамен на знание русского языка.
Также у человека должен быть источник дохода на территории нашей страны. Обязателен отказ от подданства предыдущего государства.
Перечень лиц, которые могут получить гражданство России следующий (ФЗ-62 от 31.05.2002):
- ребенок, родившийся на территории РФ;
- родители детей с российским паспортом;
- состоящие в браке с гражданами РФ и прописанные в стране;
- имеющие нетрудоспособного родителя с гражданством РФ;
- инвесторы, вложившие средства в российский бизнес;
- поступившие служить в российскую армию;
- участники программы добровольного переселения;
- другие специальные категории.
Как получить гражданство
В каждом государстве устанавливаются свои способы получения подданства.
Стать гражданином России можно:
- по заявлению;
- по рождению;
- в результате выбора гражданской принадлежности, если территория присоединилась к РФ.
Чаще всего иностранцы приобретают российское подданство по заявлению. Оно рассматривается в общем или упрощенном порядке.
Заявление необходимо подавать по форме, которая предусмотрена для конкретного основания получения гражданства.
К документу прикладываются следующие материалы:
- бумага, обосновывающая возможность получения гражданства (в частности, вид на жительство);
- паспорт;
- квитанция об оплате госпошлины или консульского сбора;
- подтверждение места проживания в России;
- фотографии 3х4 см в количестве трех штук.
При общей процедуре необходимо:
- проживать в России 5 лет при наличии вида на жительство;
- соблюдать законы страны;
- выучить русский язык;
- иметь официальную работу;
- отказаться от предыдущего гражданства.
Для некоторых категорий срок проживания в России сокращен до одного года.
В упрощенном порядке гражданство предоставляется:
- людям, у которых родитель является россиянином и живет в РФ;
- лицам без гражданства, состоявшим в прошлом в подданстве СССР;
- прожившим в браке с гражданином РФ три года;
- имеющим ребенка с российским гражданством;
- иностранцам, закончившим российские учебные заведения и устроившимся на работу в РФ;
- предпринимателям, ведущим бизнес в России;
- инвесторам, имеющим долю в российской компании;
- высококвалифицированным специалистам, работающим в нашей стране;
- признанным носителями русского языка;
- сиротам;
- участникам программы добровольного переселения;
- другим категориям.
Таким образом, вторым вариантом пользуются этнические русские.
Например, граждане республики Казахстан участвуют в Российской государственной программе переселения семей.
В этом случае им дают подъемные и сокращают срок получения подданства РФ до одного года.
Программа действует для граждан РК, если у них есть прямые родственники в России.
Также в ней могут участвовать бывшие жители СССР, российские эмигранты и все, кто имеет российские исторические корни.
Кто и как решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища
Бывает, что иностранец или лицо без гражданства подвергаются гонениям со стороны определенного государства. В этой ситуации Россия может предоставить политическое убежище и свое гражданство.
Важный момент – российское правительство не должно иметь с другой страной дипломатические отношения.
Если же между государствами заключен договор, то Россия должна выдать лицо, объявленное в международный розыск.
Так, в соответствии с Венской конвенцией экстрадиция возможна по запросу Швейцарии, Германии, Франции, Литвы, Латвии, Польши и других стран.
Как правило РФ предоставляет вид на жительство.
Человек попадает под юрисдикцию нашей страны. У него появляются права, свободы и обязательства на территории России.
Заявление о политическом убежище рассматривается:
- Федеральной службой безопасности;
- Министерством иностранных дел.
Документы передаются из главного управления по вопросам миграции или российских дипломатических представительств.
Правила оформления
Для получения политического убежища заполняется заявление.
В бланке пишутся следующие сведения:
- личная информация;
- контактные данные;
- запрос на политическое убежище;
- сведения из иностранного паспорта;
- основания для получения защиты;
- причина въезда в Россию;
- разрешение на временное пребывание, если имеется.
Обязательно предоставляется паспорт и требуемое количество фотографий.
В какие сроки
Временное убежище дается на длительное время. В каждой ситуации срок устанавливается индивидуально.
Это дает возможность человеку работать в России и в дальнейшем оформить гражданство.
Чаще всего применяется общая процедура. Упрощенный способ не всегда допустим, поскольку требуется прожить 5 лет на территории РФ после въезда и получения политической защиты.
Особенности нахождения на территории России
Государство лояльно относится к беженцам. Вместе с тем сведения о них тщательно проверяются ФСБ.
У лиц, получивших политическую защиту, появляются обязанности перед государством:
- необходимо устроиться на официальную работу;
- предоставлять в компетентные органы информацию о себе и своей деятельности;
- приходить в миграционную службу и отмечаться;
- получить вид на жительство или разрешение на временное пребывание;
- платить налоги;
- не выезжать за пределы страны;
- соблюдать российские законы.
Человек вправе перемещаться в пределах территории России и получать Госуслуги наравне с российскими гражданами.
Законодательное регулирование
Вопросы гражданства регулируются следующими нормативными актами:
- закон о гражданстве (№ 62-ФЗ от 31 мая 2002 года);
- закон об актах гражданского состояния (№ 143-ФЗ от 15 ноября 1997 года);
- закон о правовом положении иностранцев (№ 115-ФЗ от 25 июля 2002 года);
- закон о беженцах (№ 4528-1 от 19 февраля 1993 года);
- порядок рассмотрения вопросов гражданства (указ президента № 1325 от 14 ноября 2002 года);
- о политическом убежище (указ президента № 746 от 21 июля 1997 года).
Полномочные органы
В законе 62-ФЗ четко прописано, кто решает вопросы гражданства.
Рассмотрением документов и принятием решений занимаются следующие властные структуры:
- президент (создана специальная комиссия);
- главное управление по вопросам миграции МВД России (в том числе подразделения на уровне субъектов);
- МИД России и дипломатические представительства за границей.
В качестве проверяющего звена работает Федеральная служба безопасности. Она дает свое заключение по документам каждого иностранного гражданина, который решил принять российское подданство.
Как записаться на подачу документов на гражданство через интернет в УФМС? Узнайте здесь.
Глава России по большей части занимается координацией деятельности структур, которые ведают вопросами гражданства.
В этих целях при президенте создана специальная комиссия. Она изучает документы и готовит предварительные решения.
Президент решает вопросы российского подданства в следующих случаях:
- прием в гражданство по общей процедуре;
- восстановление гражданства в общем порядке;
- выход из гражданства;
- отмена решений о наделении статусом россиянина.
ГУВМ МВД РФ и его территориальные подразделения
Непосредственную работу по предоставлению подданства России выполняет ГУВМ МВД России.
Для охвата всей страны в каждом субъекте созданы структурные подразделения данного ведомства.
Все документы проходят через миграционную службу. Если есть основания для общей процедуры, они передаются в комиссию при президенте. При упрощенном порядке вопрос решается территориальным органом по миграции.
Полномочия главного управления по вопросам миграции:
- проверка лиц, проживающих в нашей стране, на наличие российского гражданства;
- прием заявлений по вопросам гражданства от проживающих в России;
- проверка информации по документам, приложенным к заявлениям;
- направление запросов в различные организации;
- пересылка Президенту России заявлений, попадающих под общую процедуру;
- исполнение решений главы государства;
- рассмотрение документов по упрощенной процедуре;
- учет лиц, поменявших гражданство;
- контроль граждан, принявших российское гражданство на наличие у них другого подданства;
- оформление подданства РФ сиротам и усыновленным детям;
- отмена решений по вопросам гражданства;
- признание иностранца носителем русского языка и предоставление возможности быть принятым в российское подданство.
МИД и дипломатические представительства РФ
Если гражданин живет за границей и намерен получить гражданство РФ, то ему необходимо обратиться в дипломатическое представительство России в стране своего проживания.
Представительства и консульства решают следующие миграционные вопросы:
- установление факта наличия российского подданства у людей, которые живут за границей;
- прием на территории других государств заявлений по вопросам гражданства РФ;
- проверяют пакет документов, приложенный к заявлению;
- направляют в адрес Президента РФ заявления, которые должны рассматриваться по общей процедуре;
- исполняют решения главы России в отношении лиц, проживающих за границей;
- рассматривают документы в упрощенном порядке;
- учет лиц, изменивших подданство;
- оформляют российское гражданство усыновленным детям;
- отменяют решения.
МИД России осуществляет посредническую функцию между дипломатическими представительствами и комиссией при Президенте России.
Юридические фирмы
Многие фирмы рекламируют свои услуги, обещая быстро и недорого помочь решить вопрос с Российским гражданством. Люди обращаются в такие организации, чтобы избежать бумажной волокиты и потерь времени.
Следует помнить, что частная фирма не вправе влиять на работу чиновников и скорость рассмотрения документов. Дела о гражданстве рассматривают только специальные государственные органы.
Где поставить гражданство на свидетельство о рождении ребенка? Узнайте тут.
Как оформить гражданство ребенку через Госуслуги? Читайте далее.
Организация может лишь на возмездной основе выступить в качестве поверенного и снять с человека хлопоты, связанные с оформление документов и общением с чиновниками.
Человеку, который знает, кто решает вопросы гражданства РФ, проще сориентироваться в процедуре рассмотрения документов.
В России решения принимают ГУВМ и Президент, на территории иностранного государства – дипломатические представительства РФ.
Видео: «Конституция РФ, статья 62»
Кто решает вопрос о гражданстве рф
Президент Российской Федерации решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища Конституция России
Право на гражданство — одно из неотъемлемых прав человека. Оно провозглашено во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Конституция Российской Федерации, российское законодательство о гражданстве в полной мере обеспечивают осуществление норм и принципов международного права в области гражданства и прав человека. Важнейшим проявлением этого является тот факт, что решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища Конституцией возложено на Президента — гаранта прав и свобод человека и гражданина.
Полномочия Президента в области гражданства конкретизированы Законом «О гражданстве Российской Федерации». Президент обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданства. Её основу составляет законодательство в этой области и практическая деятельность государственных органов, ведающих делами о гражданстве. Президент принимает решения по вопросам приёма в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства, восстановления в гражданстве, разрешения на выход из российского гражданства.
Президент образует Комиссию по вопросам гражданства из представителей федеральных органов государственной власти, учёных и общественных деятелей. Комиссия на общественных началах осуществляет информационное и аналитическое обеспечение деятельности Президента по реализации возложенных на него Конституцией полномочий по вопросам гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Кроме того, Комиссия готовит предложения по совершенствованию законодательства и проведению единой государственной политики в этой области. По Закону Комиссия предварительно рассматривает ходатайства, поступившие на имя Президента, готовит предложения и проекты указов, которые представляются Президенту. Комиссия работает на общественных началах.
Порядок предоставления политического убежища определен Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года. Политическое убежище может быть предоставлено лицам, ищущим убежище или защиту от преследования в стране своей гражданской принадлежности за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.
Статья 89 Конституции РФ
Президент Российской Федерации:
а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
в) осуществляет помилование.
Комментарий к Статье 89 Конституции РФ
Комментируемая статья закрепляет традиционные для главы государства, независимо от формы правления, полномочия. Для указанных полномочий характерны два общих признака: 1) Президент осуществляет их от имени Российской Федерации и сам является ее олицетворением; 2) они реализуются в отношениях с участием граждан и иных физических лиц.
А. Согласно п. «а» комментируемой статьи глава государства решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Конституция устанавливает только принципиальные основы института гражданства; их конкретизация, включая полномочия Президента, в данной сфере установлена Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 04.12.2007). В частности, в соответствии с указанным Законом Президент принимает решения, если соответствующие акции осуществляются в общем (а не упрощенном) порядке по вопросам: а) приема в российское гражданство; б) восстановления в гражданстве РФ некоторых категорий лиц; в) выхода из гражданства; г) отмены решения по вопросам гражданства (см. комментарий к ст. 6).
Комиссия по вопросам гражданства при Президенте имеет сугубо совещательные полномочия. Комиссия готовит для Президента предложения по вопросам гражданства; контролирует исполнение решений по этим вопросам; рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства и другие ходатайства по вопросам гражданства; рассматривает предложения о разработке законопроектов и иных нормативных актов в данной сфере.
Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 27.07.2007) утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, которым в соответствии со ст. 63 Конституции конкретизируются условия и порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства. В Положении подробно определены основания, по которым лицу может быть предоставлено убежище, основания, по которым политическое убежище не предоставляется, в каких случаях утрачивается право на убежище, а также основание лишения права на политическое убежище, определяется порядок решения вопросов о предоставлении убежища. Предоставление убежища, как и его лишение, производится указом Президента. Лицу, которому предоставляется политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца, а затем оформляется вид на жительство.
Б. Согласно п. «б» комментируемой статьи к полномочиям Президента отнесены награждение государственными наградами, присвоение почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий.
Согласно п. «с» ст. 71 Конституции государственные награды и почетные звания отнесены к предметам ведения Российской Федерации, по которым принимаются федеральные законы (ч. 1 ст. 76). В связи с высказанным тезисом существенное значение имеет сформулированная Конституционным Судом РФ в Постановлении от 09.01.1998 N 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации»*(981) правовая позиция. В частности, по мнению одного из заявителей (Правительство Республики Карелия), из ч. 2 ст. 76 Конституции, согласно которой по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, следует, что по предметам совместного ведения не могут издаваться никакие иные федеральные нормативные правовые акты, кроме законов, поэтому ряд статей Кодекса, прямо предусматривающие либо предполагающие издание именно иных федеративных нормативных актов, не соответствуют Конституции.
Суд подчеркнул: что касается подзаконных нормативных актов, то о них ничего не сказано не только в ч. 2, но и в ч. 1 ст. 76 Конституции, согласно которой по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Следуя аргументации заявителя, надо было бы предположить, что и по этим вопросам (которые согласно ст. 71 Конституции находятся в ведении Российской Федерации) не предусмотрено издание никаких других нормативных правовых актов, кроме законов, а значит вообще не может быть федеральных нормативных правовых актов подзаконного характера. Более того, надо было бы признать, что по предметам совместного ведения не может быть и индивидуальных правоприменительных актов, притом не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ, поскольку издание таких актов, в том числе по предметам совместного ведения, в ст. 76 Конституции не предусмотрено.
Между тем, как следует из ст. 90, 115, п. «а» ч. 2 ст. 125 Конституции России, Президент и Правительство принимают собственные правовые акты, в том числе нормативного характера, по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Таким образом, действительный смысл положения ч. 2 ст. 76 Конституции не может быть понят в отрыве от других конституционных положений. Данная статья регулирует не вопрос о том, вправе ли федеральные органы государственной власти издавать нормативные акты подзаконного характера, а вопрос о том, как действует федеральный закон и как он соотносится с актами, принимаемыми субъектами Федерации: в каких случаях приоритет имеют федеральные законы (ч. 1, 2 и 5), а в каких, напротив, нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 4 и 6). Поэтому предусмотренная оспариваемыми статьями Лесного кодекса 1997 г. возможность издания не только законов, но и иных федеральных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводства лесов, сама по себе не является нарушением ч. 2 ст. 76 Конституции.
Таким образом, возможность издания нормативных актов подзаконного характера по вопросам ведения РФ (как и совместного ведения РФ и ее субъектов) Конституцией не исключается в принципе.
В условиях пробельности законодательства регулирование тех или иных отношений подзаконными нормативными правовыми актами, действующими до принятия соответствующего федерального закона, может быть единственным способом обеспечения прямого действия Конституции. Однако такое регулирование, вполне оправданное для 1994 г., едва ли может считаться отвечающим требованиям Конституции на современном этапе конституционно-правового развития, а изложенная позиция Конституционного Суда РФ быть распространена на интерпретацию п. «б» ст. 89.
Иными словами, указанные в п. «с» ст. 79 и ч. 1 ст. 76 Конституции положения в их системном единстве с п. «б» комментируемой статьи — Президент «награждает государственными наградами Российской Федерации» — означают, что учреждение государственных наград, как и почетных званий, являющихся разновидностью государственных наград, — полномочие федерального законодателя, а не Президента. Между тем учреждение государственных наград РФ осуществлено Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 02.03.1994 N 442 (в ред. от 12.08.2008). Если в 1994 г. «указное» регулирование данной сферы отношений было вполне оправдано относительной неразвитостью правовой системы и пробельностью законодательства, то его сохранение в настоящее время едва ли возможно считать отвечающим требованиям Конституции.
В преамбуле указанного Положения государственные награды России являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и за иные выдающиеся заслуги перед государством.
Положением устанавливается, что к числу государственных наград относятся, помимо орденов, медалей, знаков отличия РФ, также звание Героя Российской Федерации и почетные звания (их более 60). Президент издает указы об учреждении государственных наград (в том числе утверждает статуты орденов, положения о медалях, знаках отличия и их описания), принимает указы о награждении, вручает государственные награды. По поручению Президента и от его имени государственные награды могут вручаться должностными лицами, названными в Положении.
Лица, удостоенные государственных наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, установленных законодательством.
Государственных наград могут быть удостоены граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства.
Установлена преемственность в регулировании отношений, связанных с государственными наградами СССР. На граждан РФ, удостоенных государственных наград СССР, распространяются правила, предусмотренные приведенным Положением и законодательством России. Сохраняется порядок ношения орденов, медалей СССР, лент орденов и медалей на планках и других знаков отличия.
Президент образует Комиссию по государственным наградам для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан, работающую на общественных началах, а также соответствующее подразделение в составе Администрации по государственным наградам для обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства и проведения единой политики в области государственных наград.
Представляется, хотя это в Конституции специально не оговорено, что главе государства принадлежит право давать согласие на награждение граждан РФ орденами и медалями других стран, а также на присвоение им почетных званий, что можно было бы предусмотреть в специальном законе о государственных наградах и почетных званиях Российской Федерации.
Высшие воинские звания — маршалов, генералов и адмиралов, установленные Законом о воинской обязанности (ст. 46), а также высшие специальные звания сотрудников органов внутренних дел, таможенных органов, дипломатические ранги, равно как квалификационные классы, классные чины действительного государственного советника юстиции, государственного советника юстиции и т.п., установленные различными правовыми актами (например, согласно ч. 6 ст. 41 Закона о прокуратуре «порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом Российской Федерации», хотя адекватность такого делегирования соответствующего полномочия главе государства требованиям Конституции вызывает сомнения), присваиваются указами Президента. Все материалы, связанные с присвоением званий, рассматриваются Управлением кадров Администрации Президента РФ, которое готовит и представляет Президенту проекты указов о присвоении соответствующего звания.
В. Согласно п. «в» комментируемой статьи Президенту предоставлено право осуществлять помилование. Уголовный кодекс в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции конкретизировал институт помилования, — в частности, согласно его ст. 85 помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица, осужденного за преступление. Актом помилования можно также снять судимость.
Таким образом, речь идет о полной или частичной отмене примененных в отношении осужденного санкций, их изменении или отказе от дальнейшего исполнения. Это означает, что глава государства может воспользоваться своим полномочием только после вступления приговора суда, которым лицо признано виновным, в силу.
При этом в силу единства правовой системы России, в том числе в сфере уголовно-правового регулирования, данное полномочие потенциально распространяется на всех лиц, осужденных за совершение преступлений, независимо от их вида и инстанционной подсудности.
Помилование осуществляется от имени Российской Федерации. В связи с этим Конституция не предусматривает право Президента делегировать свои полномочия по осуществлению помилования другим органам или должностным лицам. Однако участие в этом процессе других органов, поскольку они управомочены Президентом как носителем соответствующего конституционного полномочия, не исключается при условии, что решение о помиловании принимается самим Президентом. В частности, в 2001 г. глава государства упразднил Комиссию по вопросам помилования при Президенте и изменил порядок подготовки решений о помиловании. В составе Администрации Президента сохранилось Управление по вопросам помилования, а в субъектах Федерации созданы Комиссии по вопросам помилования, действующие на основании Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Глава государства, однако, не связан позициями названных органов.
Органы по делам гражданства
- Понятие, предмет и методы конституционного права
- Государственное право
- Место конституционного права в системе права
- Конституционное право как отрасль права
- Конституционное право как наука
- Наука конституционного права, её понятие и предмет
- Система конституционного права
- Конституционно-правовая ответственность
Государственные органы по делам гражданства
Решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом. К числу таких органов относятся: Президент РФ, Министерство внутренних дел РФ и его территориальные органы, Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет полномочия каждого из них.
В Законе регламентируется порядок производства по делам о гражданстве — порядок подачи и форма заявлений, сроки подачи и рассмотрения заявлений, исполнение решений по делам о гражданстве. В соответствии с Законом Указом Президента РФ (в редакции от 19 августа 2009 г.) утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Последними изменениями, в частности, предусмотрен отказ от процедуры оформления наличия у детей в возрасте до 14 лет гражданства РФ по рождению, за исключением случаев, когда ребенок остался без попечения родителей и не имеется документов, подтверждающих наличие у нею российского гражданства.
Важной гарантией соблюдения законности при решении вопросов гражданства является возможность обжалования этих решений. Так, решение полномочного органа об отклонении заявления по вопросам гражданства может быть обжаловано в суд. Отказ в рассмотрении заявлений по вопросам гражданства, а также другие действия должностных лиц, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнения решений, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Весьма демократический порядок приобретения российского гражданства помогает многим людям приобрести гражданство РФ.
Органы, ведающие делами о гражданстве
Вопросы, связанные с российским гражданством, решают: Президент РФ; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел (Министерство внутренних дел РФ — МВД России), и соответствующие органы субъектов РФ; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел (Министерство иностранных дел РФ — МИД России); дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом. В ведении Президента РФ находятся вопросы приема в гражданство в общем порядке; восстановления гражданства в общем порядке; выхода из гражданства в общем порядке; отмены решений по вопросам гражданства. Он издает указы, утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства, обеспечивает согласованную деятельность органов, ведающих вопросами гражданства. При наличии особых обстоятельств, по общему правилу препятствующих приобретению российского гражданства (судимость, уголовное преследование, наказание в виде лишения свободы), Президент РФ вправе в порядке исключения рассмотреть вопрос о приеме лица в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ в общем порядке. При Президенте РФ действует совещательный и консультативный орган — Комиссия по вопросам о гражданстве. Согласно Положению об этой Комиссии, которое утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г., она представляет предложения Президенту РФ о совершенствовании законодательства о гражданстве, предварительно рассматривает заявления о приеме в гражданство РФ и о политическом убежище, анализирует применение законодательства о гражданстве, вправе направлять разъяснения федеральным органам, занимающимся вопросами гражданства, и др. Она вправе запрашивать данные, касающиеся вопросов гражданства, у федеральных органов, организаций, должностных лиц. Организационной работой ведает
Управление Президента РФ по вопросам гражданства, которое входит в состав Администрации Президента РФ.
МВД, МИД России и соответствующие органы субъектов РФ устанавливают наличие гражданства у лиц, принимают заявления по вопросам гражданства РФ, проверяют факты и представленные документы, представляют материалы о гражданстве РФ и заключения Президенту РФ в случаях особых обстоятельств, исполняют решения Президента РФ по вопросам гражданства РФ, ведут учет соответствующих лиц (МИД — граждан и других лиц, находящихся за границей), оформляют гражданство РФ. В некоторых случаях упрошенного порядка производства дел о гражданстве РФ они вправе рассматривать заявления о гражданстве РФ, иногда могут принимать решения по вопросам приема в гражданство РФ (при усыновлении и др.) и отменять решения о приеме в гражданство, если будет установлено, что такое решение принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.
Производство по делам о гражданстве
Производство по делам о гражданстве регулируется Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства 2002 г., утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г., который в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» упрощает процедуры приобретения гражданства РФ для некоторых категорий лиц. Заявление по вопросам гражданства (о приобретении, выходе и др.) подается в двух экземплярах в территориальный орган МВД субъекта Федерации, за границей — в посольство, консульство РФ лично. Предъявляется удостоверение гражданства, другие документы, представляются три фотографии. При выходе из гражданства РФ необходимы справки от органов, ведающих налогообложением, об отсутствии задолженности, документ, свидетельствующий о возможности предоставления выходящему другого гражданства (если заявление о выходе подается за границей, необходим документ о снятии с учета по месту жительства в Российской Федерации). Подпись лица заверяет принимающий заявление представитель органа, ведающего делами о гражданстве. В случае неграмотности или физических недостатков заявление по просьбе лица подписывается другим человеком и нотариально заверяется. В исключительных случаях заявление и другие документы могут быть переданы через другое лицо или направлены по почте. В этом случае подлинность подписи и копии документов также удостоверяются нотариально. Заявления об изменении гражданства детей или недееспособных подаются их родителями или законными представителями. При подаче заявления в России взимается государственная пошлина, за границей — консульский сбор. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства РФ (например, согласие другого родителя в случае изменения гражданства детей) излагается в письменной форме и удостоверяется нотариально или должностным лицом дипломатического представительства, консульского учреждения (за границей).
При приеме в гражданство в общем порядке представляются вид на жительство, документ о законном источнике средств к существованию, документ, подтверждающий отказ от иностранного гражданства, документ, подтверждающий владение русским языком (от представления последнего документа освобождаются мужчины старше 65 лет, женщины старше 60 лет, недееспособные, инвалиды I группы). Лица, родившиеся на территории СССР и имевшие гражданство СССР, при приеме в гражданство РФ представляют только свидетельство о рождении или паспорт гражданина СССР образца 1974 г., лица, состоящие в браке с гражданином РФ, — свидетельство о браке и паспорт супруга, имеющего российское гражданство.
Рассмотрение заявлений о приеме в гражданство в общем порядке или выходе из него осуществляется в течение года. Заявления по вопросам гражданства в упрощенном порядке рассматриваются в течение шести месяцев.
Если лицо не удовлетворено решением по вопросам о приеме в гражданство, выходе из гражданства, о гражданстве детей и т. д., повторное заявление может быть подано через год. Отказ органа, ведающего вопросами гражданства, принять заявление о гражданстве может быть обжалован в суд. Отказ в рассмотрении заявления и иные действия, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнения решений по вопросам о гражданстве, обжалуются в вышестоящий орган (вышестоящему- должностному лицу) либо в суд.
Споры между родителями, между родителем и опекуном (попечителем) по вопросу о гражданстве ребенка (недееспособного лица) решаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» заявления по вопросам гражданства Российской Федерации подают по месту жительства заявителя:— лица, проживающие за пределами Российской Федерации и не имеющие места жительства на территории Российской Федерации, — в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации;
— лица, проживающие на территории Российской Федерации, — в территориальный орган Федеральной миграционной службы.
Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.
Заявление по вопросам гражданства подается заявителем лично. Заявление составляется письменно по установленной форме. Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
При подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, а также при определении гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, взимается консульский сбор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации уполномочены оформлять:а) наличие гражданства по рождению и при усыновлении, а также наличие гражданства, приобретенного по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;б) прием в гражданство лиц, в отношении которых в соответствии с Законом не требуется соблюдения условия проживания на территории Российской Федерации;в) выход из гражданства лиц, проживающих за пределами Российской Федерации и не имеющих места жительства на территории Российской Федерации;
г) отмену ранее принятых решений по вопросам гражданства в соответствии со статьями 22 и 23 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Основания и условия приобретения гражданства Российской Федерации изложены в главе II Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
По рождению гражданство Российской Федерации приобретает ребенок, если на день его рождения:а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
В упрощенном порядке в дипломатических представительствах и консульских учреждениях рассматриваются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших возраста восемнадцати лет, обладающих дееспособностью и проживающих за пределами Российской Федерации, если указанные граждане и лица:а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.
В упрощенном порядке в дипломатических представительствах и консульских учреждениях может быть принят в гражданство Российской Федерации:а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя;
в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Основания и условия прекращения гражданства Российской Федерации изложены в главе III Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Основания и условия изменения гражданства детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей, а также гражданства недееспособных лиц изложены в главе V Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Рассмотрение заявлений и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
О принятом решении полномочный орган, в который подавалось заявление (дипломатическое представительство или консульское учреждение), уведомляет заявителя письменно в месячный срок со дня принятия решения по адресу, указанному в заявлении.
При изменении места жительства в период рассмотрения заявления заявителю необходимо сообщить об этом письменно в полномочный орган, принявший заявление к рассмотрению, с представлением заверенной копии документа, подтверждающего регистрацию по новому месту жительства. В этом случае указанный полномочный орган направляет информацию о принятом решении в полномочный орган по новому месту жительства заявителя для исполнения решения (выдачи паспорта или иного соответствующего документа).
В гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке принимаются граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России:— ветераны ВОВ, имевшие гражданство СССР;— те, кто родился на территории РСФСР и имел гражданство СССР;— лица, состоящие в браке с гражданином России не менее трех лет;
— нетрудоспособные иностранные граждане или лица без гражданства, имеющие дееспособных совершеннолетних сына или дочь, являющихся российскими гражданами.
Лицам, проживающим на территории России, по вопросам приобретения гражданства Российской Федерации необходимо обращаться в территориальные органы Федеральной миграционной службы по месту жительства, а те, кто живет за рубежом, обстоятельные разъяснения по всем аспектам приема в гражданство могут получить в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации.
Информация Консульского департамента
В МИД России поступают жалобы от жителей зарубежья, которым наши посольства и консульства отказывают в замене на новые паспорта граждан Российской Федерации с истекающим сроком действия. Анализ этих жалоб показал, что в начале 90-х гг. в российских загранучреждениях имели место случаи, когда лицам, состоящим на консульском учете в качестве граждан СССР, выдавались российские паспорта без должного оформления гражданства нового государства — России.
В дальнейшем паспорта таким лицам неоднократно возобновлялись, и они считали себя полноправными гражданами Российской Федерации. Однако с введением в действие в 2009 г. нового порядка оформления паспортов были ужесточены проверки заявителей на предмет их принадлежности к российскому гражданству. Кроме того, в этот же период Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 292¹, предусматривающей уголовную ответственность за незаконное оформление должностными лицами российских паспортов и гражданства.
Сознавая, что заявители зачастую не виноваты в возникшей ситуации, сейчас, тем не менее приходится наводить в этой сфере порядок и не допускать выдачу паспортов тем, у кого российское гражданство не оформлено должным образом. При этом наши консульские работники ориентированы на максимально корректное и внимательное отношение к рассматриваемой категории заявителей. В каждом конкретном случае российские загранучреждения принимают меры к тому, чтобы найти решение возникших вопросов, при необходимости — во взаимодействии с Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Сотрудничаем на этом направлении с Общественной палатой, правозащитными структурами, организациями соотечественников.
Нельзя не сказать и о другой категории жалоб на отказы в выдаче паспортов. Их авторы — выходцы из СССР, родившиеся на территории РСФСР, не отказывавшиеся официально от российского гражданства и считающие себя поэтому гражданами России «по рождению».
Напоминаем в данной связи, что Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. — первый закон о гражданстве новой России — установил следующие принципы его приобретения:
1. Гражданином России «по рождению» может стать только тот, кто родился не ранее 6 февраля 1992 г. (дата вступления в силу указанного Закона).
2. Наличие гражданства России «автоматически» было признано лишь у тех лиц, которые постоянно проживали на территории РСФСР на 6 февраля 1992 г., что подтверждалось соответствующими штампами о прописке в их советских паспортах и учетами паспортных столов.
3. Все, кто покинул пределы РСФСР до указанной даты, гражданами России признаны не были и должны оформлять гражданство в российских дипломатических представительствах и консульских учреждениях за рубежом.
Таким образом, авторы вышеупомянутых жалоб смогут получить паспорта только после приобретения гражданства в установленном порядке.
В настоящее время этот порядок регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», вступившим в силу 1 июля 2002 г. Согласно ему оформить прием в гражданство за рубежом могут следующие категории заявителей:
— лица, имеющие хотя бы одного из родителей, состоящего в российском гражданстве и проживающего на территории России;
— лица без гражданства — бывшие граждане СССР, проживающие на территории государств, входивших в его состав.
Особая категория — несовершеннолетние дети, которым российское гражданство может быть оформлено по заявлению их родителей-россиян.
Это интересно:
- Проверка штрафов по номеру паспорта Проверка и оплата задолженности судебных приставов (ФССП) Контролируйте долги автоматически Мобильное приложение Отслеживайте штрафы, налоги и долги приставов в режиме реального времени Добавляйте в приложение несколько автомобилей и водителей Платите банковской картой или Apple […]
- Как уплатить штраф по приговору суда В течение какого времени я обязан заплатить штраф по уголовному делу? По существу заданного вопроса сообщаем следующее. В соответствии с частью 1 статьи 46 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (далее по тексту - УК РФ) штраф есть денежное взыскание, […]
- Налог в древней руси в пользу церкви Налоги в древней Руси После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русской: из княжения в […]
- Штраф за ндфл 2 Штраф за 2-НДФЛ 2016 года Актуально на: 17 февраля 2017 г. Организации – налоговые агенты по НДФЛ должны сдавать в свою ИФНС справки по форме 2-НДФЛ по итогам каждого налогового периода – календарного года (ст. 216 НК РФ) не позднее 1 апреля следующего за ним календарного года (п. 2 ст. […]
- Блондинка в законе 1-2 Фильм Блондинка в законе (Legally Blonde) смотреть онлайн бесплатно Блондинка в законе (Legally Blonde) Обновление ▼Следить( 309 ) Блондинка в законе [HD] Режиссеры Роберт Лукетич В ролях Риз УизерспунЛюк УилсонСэльма БлэрМэттью ДэвисВиктор ГарберДженнифер КулиджХолланд […]
- Мтс банк как оформить карту МТС Деньги Weekend До 10% кэшбэк рублями* Каждую пятницу вы получаете кэшбэк рублями за покупки картой 10% кэшбэк за спортивные товары, спортклубы и фитнес до 31 августа 2018г. 5% кэшбэк за кафе, фастфуд, рестораны и клубы, такси 1% кэшбэк за все остальные покупки по карте Наличные без […]
- Почта россии правила хранения посылок Сколько на почте хранится посылка Всегда приятно получать подарки. И подарки, присланные по почте, в том числе. Неважно, оплатили ли мы самостоятельно заказанный товар или родственники направили нам что-то нужное, ожидание и получение посылки доставляет удовольствие. Однако […]
- Как посмотреть штрафы и налоги Штрафы в налоговой инспекции по фамилии Актуально на: 5 июня 2017 г. Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги предусмотрена НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Данная обязанность в равной степени применяется и к налогоплательщику-физическому лицу. При этом если […]
Политическое гражданство в РФ в 2018 году - что это такое, решение вопросов и предоставление убежища
В силу нестабильности в некоторых мировых странах, некоторые люди регулярно лишаются гражданства, а также получают гонения со стороны своего государства.
Очень часто это связано с политическими распрями в иностранном государстве, однако на территории РФ для таких лиц предусмотрена программа предоставления политического убежища.
Главная информация
Политическое убежище и гражданство Российской Федерации может быть предоставлено иностранным представителям и лицам без гражданства, которые смогут подтвердить тот факт, что им требуется защита от гонений со стороны определенного государства, с которым российское Правительство не установило ранее дипломатическую связь.
В ином случае по договоренности иностранный представитель или лицо без гражданства должен будет предстоять к выдаче, если на него объявлен международный розыск.В современном мире не редкость, когда люди теряют гражданство в силу тех или иных обстоятельств. При этом, как правило, с их стороны не было выявлено каких-либо правонарушений.
Наиболее часто подобным гонениям и жизненным ситуациям подвергаются выходцы из стран третьего мира.
Действующая политика Российской Федерации направлена на предоставление таким лицам убежища или политического гражданства, что подразумевает под собой предоставление вида на жительство и всех соответствующих прав и обязательств перед государством.
Что это такое
Политическое убежище – это международное право какого-либо из государств, предоставить иностранцу или лицу без гражданства подданство на своей территории.
При этом принадлежность к иностранному государству упраздняется, и гражданин подпадает лишь под юрисдикцию Российской Федерации.
Действующее на ее территории законодательство лояльно относится к таким мигрантам, при условии, что те, в свою очередь не совершали экстремистской деятельности и любых иных серьезных правонарушений.Политическое гражданство для иностранных представителей и лиц без гражданства являет собой приравненное к внутреннему подданству РФ предоставление прав и свобод на ее территории.
Однако, наряду с этим мигранты становятся не только полноправными подданными РФ, но также имеют ряд обязательств перед государством, которые несколько выше, нежели у соотечественников.
Кто может воспользоваться
Воспользоваться политическим убежищем на территории Российской Федерации могут следующие иностранные представители и лица без гражданства:
- подданные страны, на чьей территории введена военная диктатура;
- иностранные представители или лица без гражданства, на которых в их стране были наложены неправомерные гонения и преследования;
- беженцы из стран, где развернулись боевые действия, тем самым они потеряли свой дом и все документы касательно гражданства в иностранном государстве;
- апатриды, которые в силу обстоятельств лишились гражданства неправомерно и были депортированы из своего государства.
Достаточно часто политическое убежище предоставляется гражданам государств, с чьими правительствами не были установлены дипломатические связи.
В ином случае при выявлении правонарушения, которое на территории иностранного государства считается преступлением, а в Российской Федерации это действие не считается нарушением права, также могут воспользоваться политическим убежищем в РФ.
Правовая база
Урегулирование вопросов, касательно предоставления подданства Российской Федерации, а также политического убежища для иностранных представителей и апатридов осуществляется на основании действующих нормативно правовых актов:
Федеральный закон № 62 от 31.05.2002 года | «О гражданстве Российской Федерации», в тексте документа идет речь о правах и обязательствах подданных на российской территории |
Федеральный закон № 143 от 15.11.1997 года | «Об актах гражданского состояния», здесь речь идет об возможностях получения подданства в ускоренном порядке |
Указ Президента РФ № 1325 от 14.11.2002 года | «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ», текст документа гласит об ускоренном рассмотрении вопросов относительно предоставления подданства нуждающимся лицам |
Федеральный закон № 115 от 25.07.2002 года | «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ», здесь речь идет о правах и обязанностях иностранных представителей и лиц без гражданства перед государством |
Указ Президента № 746 от 21.07.1997 году | «Об утверждении политического подданства для иностранных мигрантов и апатридов», согласно тексту документа, лица, которые подверглись гонениям, могут рассчитывать на защиту своих прав в пределах Российской Федерации |
Федеральный закон № 4528-1 от 19.02.1993 года | «О беженцах», в тексте документа присутствуют сведения относительно предоставления вида на жительство беженцам из стран, где развернуты боевые действия |
На основании этих документов, апатриды и лица иностранного подданства вправе претендовать на предоставление российского политического убежища.
Как предоставляется в России
В российской Федерации политическое гражданство предоставляется уполномоченными органами власти УФМС МВД России в следующем порядке:
- Лицо пересекает границу РФ на законных основаниях.
- Предоставляет в миграционную службу все сведения касательно оснований для предоставления политической защиты.
- Ожидает рассмотрения своего заявления в течении отведенного на это срока (как правило, все заявления рассматриваются на протяжении 30 календарных дней).
- После уполномоченный орган определяет предоставить лицу политическое убежище или нет.
В любом случае, после предоставления такого вида подданства, гражданство РФ оформляется наравне со всеми иными претендентами на паспорт российского образца в упрощенном порядке.
Кто занимается решением вопросов гражданства и предоставления политического убежища
Заявление о предоставлении политического убежища передается в компетентный орган по делам о гражданстве Российской Федерации, однако непосредственное рассмотрение такой заявки происходит в иных структурах, а именно:
- Федеральная Служба Безопасности;
- Министерство Иностранных Дел.
Именно в эти органы передается заявление и ходатайство о получении политического гражданства Российской Федерации для более тщательной проверки претендента.
Правила оформления
Чтобы получить в Российской Федерации политическое убежище требуется правильно заполнить заявление на его предоставление. В бланке указывается следующая информация:
- Личные и контактные данные претендента.
- Паспортные данные документа иностранного образца.
- Сведения касательно запроса на предоставление политического убежища.
- Основания для предоставления защиты от гонений.
- Причины приезда на территорию РФ.
- Наличие действующего РВП или его отсутствие.
Фото: заявление о предоставлении временного убежища в РФ
Бланку заявления обязательно прикладываются паспорт и несколько фотографий иностранного лица или апатрида. Бланк заявление о предоставлении временного убежища можно скачать здесь.
На какой срок предоставляют
Предоставление политического убежища возможно на продолжительный срок, чтобы пребывающее на территории РФ иностранное лицо или апатрид могли вести трудовую деятельность и впоследствии оформить гражданство Российской Федерации на общих основаниях, либо по упрощенной программе.
Однако в этом случае упрощенный способ получения подданства не всегда доступен, в силу чего получение подданства РФ возможно через 5 лет после въезда на территорию Российской Федерации и последующего получения политического убежища.Такой тип защиты предоставляется иностранцам и лицам без гражданства на тот период, пока они не оформят подданство России.
Особенности при нахождении на территории РФ
Иностранные представители и лица без гражданства, которые получают политическое убежище в Российской Федерации, сталкиваются с некоторыми особенностями пребывания на ее территории:
- политический гражданин должен вести непосредственную трудовую деятельность;
- регулярно отмечаться в органах миграционной службы;
- своевременно предоставлять все сведения о себе и своей деятельности;
- оформить РВП или вид на жительство;
- являться исправным налогоплательщиком;
- для получения подданства РФ, таким гражданам не рекомендуется покидать ее пределы;
- находясь на территории России, иностранные представители и лица без гражданства при политическом убежище имеют установленные законом права и обязанности перед государством.
Наряду с этим, такие лица могут беспрепятственно перемещаться по территории РФ и пользоваться всеми доступными государственными услугами, наравне с полноправными гражданами РФ.
Законодательство Российской Федерации лояльно относится к мигрантам, беженцам и иностранцам, которым требуется политическое убежище, однако при запросе на его предоставление, в отношении этих лиц проходит тщательная проверка органами внутренней безопасности.
Здесь выявляются сведения касательно гонений и преследований таких лиц со стороны иностранного государства, с кем у России не установлена дипломатическая связь.
Видео: в России cобираются упростить выдачу гражданства
Статья 89 Конституции России
Текст Ст. 89 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год:
Президент Российской Федерации:
а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
в) осуществляет помилование.
Комментарий к Ст. 89 Конституции Российской Федерации
Согласно подп. «а» комментируемой статьи Конституции, Президент Российской Федерации решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.
В соответствии с Конституцией и на основании Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.)*(446) Президент Российской Федерации решает вопросы:
а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;
б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке;
в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке;
г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.
Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. В настоящее время действует Положение, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (в ред. от 27 июля 2007 г.)*(447).
Положением устанавливаются порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.
Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте Российской Федерации действует Комиссия по вопросам гражданства, которая является совещательным и консультативным органом, обеспечивающим реализацию конституционных полномочий главы государства по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.
Комиссия формируется в составе председателя Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, заместителя председателя Комиссии, секретаря Комиссии и ее членов. Состав Комиссии утверждается Президентом Российской Федерации. Председатель и члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах.
Основными задачами Комиссии являются:
информационное и аналитическое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации по реализации возложенных на него Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» полномочий по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
подготовка Президенту Российской Федерации предложений о совершенствовании государственной политики в области гражданства, развитию института российского гражданства;
подготовка Президенту Российской Федерации предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации о гражданстве и предоставлении политического убежища, а также о разрешении возникающих в этой сфере проблем.
Для выполнения поставленных перед Комиссией задач она выполняет следующие основные функции:
предварительное рассмотрение заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации, прекращении гражданства Российской Федерации, предоставлении политического убежища в Российской Федерации и подготовка по ним предложений Президенту Российской Федерации;
анализ и обобщение практики применения законодательства Российской Федерации о гражданстве и предоставлении политического убежища;
взаимодействие с международными организациями по вопросам гражданства;
участие в подготовке международных договоров Российской Федерации по вопросам гражданства, а также материалов для проведения международных мероприятий по этим вопросам;
участие в совещаниях, конференциях и иных мероприятиях по вопросам гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
подготовка ежегодных докладов о деятельности Комиссии и представление их Президенту Российской Федерации.
Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.
Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации*(448).
Предоставление политического убежища является суверенным правом Российской Федерации как субъекта международного права, действующего в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Принятие решений о предоставлении политического убежища — прерогатива Президента, который реализует это свое конституционное полномочие от имени Российского государства.
Порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства определен Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (в ред. Указов Президента РФ от 1 декабря 2003 г. N 1417, от 27 июля 2007 г. N 993)*(449).
В соответствии с Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища оно предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов России на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Политическое убежище предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится Указом Президента РФ.
Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и выполняет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно подп. «б» комментируемой статьи Конституции, Президент Российской Федерации награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.
Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством.
Согласно Указу Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 «О государственных наградах Российской Федерации»*(450), Президент Российской Федерации:
издает указы об учреждении государственных наград;
издает указы о награждении государственными наградами;
вручает государственные награды;
образует Комиссию по государственным наградам при Президенте Российской Федерации для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан. Комиссия работает на общественных началах;
образует в составе Администрации Президента Российской Федерации подразделение для обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства и проведения единой политики в области государственных наград.
Президент Российской Федерации присваивает воинские звания маршалов, генералов и адмиралов, высшие специальные звания сотрудников органов внутренних дел, таможенных органов, дипломатические ранги, классные чины действительного государственного советника юстиции, государственного советника юстиции и т. п.