Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица


Контролируемые иностранные компании: кто, за что и как платит?

24.01.2017 # Налоги Нефтегазовая отрасль Информационные технологии

Светлана Дорн

Управляющий партнер. Руководитель практики аудита.

С 2015 года часть первая Налогового Кодекса РФ дополнена главой 3.4 «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица», состоящая из четырех статей.

В настоящей статье разберемся, какие иностранные компании признаются контролируемыми, каким образом осуществляется налогообложение, в чем состоят налоговые риски.

Какая иностранная компания признается контролируемой (КИК)

Согласно п. 1 ст. 25.13 НК РФ контролируемой иностранной организацией (далее – «КИК») признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно двум условиям:

  •  Контролирующим лицом является налоговый резидент РФ.
  • Сама иностранная организация не признается налоговым резидентом РФ.

Контролирующим лицом может быть как физическое, так и юридическое лицо. Контроль определяется по доле участия: если большая часть всех участников является налоговыми резидентами РФ, то для признания налогоплательщика контролирующим лицом достаточно 10%, иначе критерий повышается и составляет 25% (п. 3 ст. 25.13 НК РФ).

Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признается учредитель (п. 9 ст. 25.13 НК РФ).

Кто должен платить налоги с прибыли КИК и декларировать ее

Прибыль КИК учитывается контролирующим лицом пропорционально доле его участия при определении налоговой базы (п. 2 ст. 25.15 НК РФ):

  • по НДФЛ (если контролирующим лицом является физическое лицо);
  • по налогу на прибыль (если контролирующим лицом является организация).

Следует подчеркнуть, что даже если контролирующее лицо – организация, или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, применяет УСН, то в отношении прибыли КИК применение УСН не допускается (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

Соответственно, декларирует прибыль КИК также контролирующее лицо. При этом к декларации (по НДФЛ или налогу на прибыль) должны быть приложены следующие документы:

  1. Финансовая отчетность КИК (составленная за декларируемый период)В случае отсутствия финансовой отчетности предоставляются иные документы, подтверждающие величину прибыли КИК. Перечень таких документов в настоящее время не установлен и не разъяснен.
  2. Аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК – при необходимости Аудиторское заключение предоставляется вместе с финансовой отчетностью в случае проведения обязательного аудита (в соответствии с личным законом или учредительными документами). Также аудиторское заключение может быть предоставлено, если аудит проводился добровольно.

Все документы должны быть переведены на русский язык.

Когда можно не платить налог с прибыли КИК

Освобождение прибыли в пределах лимита

Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ предусмотрено освобождение прибыли КИК от налогообложения в пределах следующих лимитов (п. 2 ст. 3):

  • прибыль КИК, полученная за 2015 год - 50 миллионов рублей;
  • прибыль КИК, полученная за 2016 год - 30 миллионов рублей.

Начиная с 2017 года, прибыль КИК будет облагаться налогом при превышении 10 миллионов рублей (п. 7 ст. 25.15 НК РФ).

Если прибыль КИК освобождается от налогообложения, то у контролирующего лица отсутствует обязанность по предоставлению декларации. Вместе с тем, обязанность по представлению уведомления, предусмотренная пп. 3 п. 3.1 ст. 23 НК РФ, остается.

Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 31.03.2016 N 03-10-10/18312, 16.06.2016 № 03-04-05/35146, от 05.08.2016 № 03-04-06/46173, от 27.12.2016 № 03-12-12/2/78293.

Освобождение по иным основаниям

Иные основания для освобождения прибыли КИК от налогообложения предусмотрены ст. 25-13.1 НК РФ, в частности, следующие:

  • Эффективная налоговая ставка

Эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной компании составляет не менее 75% средневзвешенной ставки по налогу на прибыль (пп. 3 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ).

Важно заметить, что освобождение от налога на прибыль, подлежащего уплате в российский бюджет, применяется при наличии международного договора по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией (п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ).

  • Иностранная компания является активной

Иностранная компания признается активной, если доля пассивных доходов, полученных за период составления финансовой отчетности, составляет не более 20% (пп. 4 п. 1, п. 3 НК РФ).

Перечень доходов от пассивной деятельности представлен в п. 4 ст. 309.1 НК РФ. Это такие доходы, как дивиденды, проценты, роялти, арендная плата и др.

Для реализации своего права на освобождение т налогообложения контролирующее лицо обязано предоставить в налоговый орган документы, подтверждающие соблюдение условий для освобождения (п. 9 ст. 25.13-1 НК РФ).

В Письме ФНС России от 04.04.2016 N ЕД-3-13/1427@ приведен возможный перечень таких документов:

  1. Налоговая отчетность КИК за соответствующий период;
  2. Расчет эффективной ставки и средневзвешенной ставки по налогу на прибыль;
  3. Сертификат налогового резидентства.

Документы предоставляются в срок, установленный для подачи уведомления о КИК - до 20 марта года, следующего за налоговым периодом.

По нашему мнению, целесообразно представлять подтверждающие документы одновременно с уведомление о КИК, что будет являться основанием для не подачи декларации по налогу на прибыль (декларации по НДФЛ) в случае освобождения.

В Письме Минфина России от 05.08.2016 N 03-04-05/46055 подтверждается, что обязанности по представлению декларации не возникает, если прибыль КИК освобождается от налогообложения на основании ст. 25.13-1 НК РФ.

Способы расчета прибыли КИК

Статьей 309.1 НК РФ предусмотрены два способа расчета налогооблагаемой прибыли КИК.

Способ №1. Прибыль определяется по данным финансовой отчетности.

Этот способ допустим к применению при выполнении хотя бы одного из условий:

  • КИК имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым имеется международный договор по вопросам налогообложения (за исключением государств, не обеспечивающих обмена информацией)
  • Имеется аудиторское заключение (которое не содержит отрицательного мнения или отказа от выражения мнения)

Если условия не выполняются или по выбору налогоплательщика расчет производится вторым способом.

Способ №2. Прибыль определяется по правилам гл. 25 НК РФ, установленным для налогоплательщиков российских организаций

Приказом ФНС России от 30.09.2016 N ММВ-7-17/527@ утвержден перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией.  На момент написания настоящей статьи в перечне числится 109 государств и 9 территорий, в том числе Британские Виргинские острова, Сейшельские острова, Маршалловы острова, Сент-Китс и Невис, Белиз, Доминика, Лихтенштейн, ОАЭ и др. 

Следовательно, если КИК имеет постоянное местонахождение в таких государствах (территориях), определение налогооблагаемой прибыли осуществляется по правилам 25 главы НК РФ, установленным для налогоплательщиков российских организаций. Однако, если контролирующее лицо располагает аудиторским заключением в отношении финансовой отчетности КИК, то допускается рассчитывать прибыль на основании данных финансовой отчетности. Важно заметить, что аудиторское заключение в данном случае должно быть составлено в соответствии с международными стандартами аудита (пп. 2 п. 1.2 ст. 309.1 НК РФ).

Какие особенности нужно учитывать при расчете прибыли КИК

Дивиденды

Прибыль КИК уменьшается на сумму дивидендов (в том числе промежуточных), выплаченных иностранной организацией в году, следующем за годом составления финансовой отчетности.

Пропорциональное определение прибыли

Прибыль КИК учитывается контролирующим лицом при определении налоговой базы пропорционально доле его участия (п. 3 ст. 25.13 НК РФ). Налоговая база определяется отдельно в отношении каждой контролируемой компании (п. 6 ст. 309.1 НК РФ).

Если доля участия в КИК отличается от доли прибыли, на которую контролирующее лицо имеет право, то при определении налоговой базы во внимание принимается доля в прибыли.

Увеличение уставного капитала

Если прибыль, полученная иностранной компанией, подлежит направлению на увеличение уставного капитала (и не будет распределяться между участниками), то величина данной прибыли не подлежит налогообложению (п. 8 ст. 25.15 НК РФ).

Не учитываемые доходы и расходы

При расчете прибыли КИК не учитываются некоторые доходы (расходы), в том числе (п. 3 ст. 309.1, абз. 3 п. 1 ст. 25.15 НК РФ):

  • в виде сумм от переоценки долей в уставном капитале, ценных бумаг, производных финансовых инструментов по справедливой стоимости;
  • в виде сумм расходов на формирование резервов и доходов от восстановления резервов;
  • дивиденды, полученные от российских организаций, если контролирующее лицо имеет фактическое право на них

Если расчет прибыли осуществляется на основании данных финансовой отчетности, прибыль, отраженная в отчетности, должна быть скорректирована путем исключения указанных статей доходов (расходов) из расчета.

Перенос убытка

Если КИК получен убыток, то он может быть перенесен на будущее без ограничений и учтен при определении налоговой базы. Вместе с тем, перенос убытка не допустим, если контролирующим лицом не было представлено уведомление о КИК за тот период, когда был получен убыток (п. 7, 7.1 ст. 309.1 НК РФ). Убыток, сформировавшийся до 01.01.2015, может быть перенесен с учетом ограничений, установленных п. 8 ст. 309.1 НК РФ.

Избежание двойного налогообложения

Налог может быть уменьшен на сумму налога, уплаченного в иностранном государстве (пропорционально доле участия). При этом необходимо представить подтверждение уплаты налога, заверенное компетентным органом иностранного государства.

Налог, уплаченный в иностранном государстве, следует пересчитать в рубли по курсу на дату его фактического перечисления (Письмо Минфина России от 26.10.2016 N 03-12-11/2/62523).

Если иностранная организация имеет постоянное представительство на территории Российской Федерации, то налог на прибыль КИК может быть уменьшен на величину налога на прибыль, уплаченного постоянным представительством (п. 11 ст. 309.1 НК РФ).

Чем мы можем помочь?

Мы можем провети целый комплекс услуг при подготовке отчетности КИК с сопровождением в налоговых органах, в зависимости от ситуации мы можем подготовить следующие отчетные формы:

  • Уведомление об участии (о прекращении участия) в иностранной организации (разовое) Уведомление предоставляет участник иностранной организации, если доля его участия превышает 10% (пп. 1 п. 3.2 ст. 23 НК РФ).
  • Уведомление о контролируемой иностранной компании (ежегодное) Уведомление предоставляет контролирующее лицо. Контролирующим лицом признается физическое или юридическое лицо, которое (п. 3 ст. 25.13 НК РФ):
    • имеет долю участия более 25%;
    • имеет долю участия более 10%, если доля участия всех налоговых резидентов более 50%
  • Декларация 3-НДФЛДекларацию предоставляет физическое лицо, признаваемое контролирующим лицом иностранной компании.
  • Декларация по налогу на прибыльДекларацию предоставляет организация, признаваемая контролирующим лицом иностранной компании.
Ко всем публикациям

Контролируемые иностранные компании

17.06.2016 Когда речь идет о «Законе о контролируемых иностранных компаниях (далее – «КИК»), то, в первую очередь, речь идет о Федеральном законе №376-ФЗ от 24.11.2014 года, который внес изменения в Налоговый Кодекс РФ. ФЗ № 376 ввел в Налоговый Кодекс РФ главу 3.4 «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица», которая действует с 1 января 2015 года. Изменения в эту главу и в другие части Налогового Кодекса РФ, касающиеся налогообложения КИК, вносились уже три раза. Последние изменения были внесены Федеральным законом №32-ФЗ от 15 февраля 2016 года. Помимо федеральных законов, в которые то и дело вносятся изменения, следует также обращать внимания на письма Федеральной Налоговой Службы (далее – ФНС), ее разъяснения и инструкции как в части заполнения специальных форм - уведомления, так и в части трактовки положений главы 3.4. Невозможно не отметить и накопленный ФНС РФ опыт в отношении работы с классическими схемами, касающихся оптимизации налогообложения и уклонению от уплаты налогов. В связи с частыми обращениями по поводу уведомления о КИК и об участии в КИК, показалось целесообразным создать цикл статей, позволяющих разъяснить некоторые нюансы. Данные статьи не являются юридической консультацией. Конкретная ситуация клиента всегда должна рассматриваться индивидуально. В этой первой статье мы поговорим о базовых понятиях: признаках КИК, основных сроках уведомлений и подачи отчетности, а также о том, какие антиофшорные меры были приняты в Российской Федерации. Стоит отметить, что под КИК понимаются иностранные организации или иностранные структуры как с образованием, так и без образования юридического лица.

Что такое КИК?

У КИК всего два базовых признака:
  1. Компания НЕ является налоговым резидентом РФ;
  2. Компания контролируется налоговым резидентом РФ.
Соответственно, в первую очередь мы сталкиваемся с концепцией налогового резидентства. Налоговым резидентом Российской Федерации может быть признано:

Физическое лицо:

- фактически находится на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение следующих 12 месяцев подряд; - российские военнослужащие, проходящие службу за границей, сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ. Пока что позиция ФНС по поводу признания налогового резидентства РФ действительно базируется именно на правиле 183 дней. Однако стоит отметить, что уже не раз высказывались мнения в поддержку так называемого учета «стратегических интересов» при определении статуса налогоплательщика. Среди стратегических интересов называются основные бизнес-активы, недвижимость и пользование государственной системой социального обеспечения (здравоохранение, образование и т.д.).

Юридическое лицо:

- российские организации; - иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с Соглашениями об избежании двойного налогообложения (далее - СОИДН); - иностранные организации, место фактического управления которых является РФ, если иное не установлено СОИДН. Последний вариант явно является контролируемой иностранной компанией, удовлетворяя двум базовым признакам. Таким образом, у нас возникает только один вопрос, ведь определить, что организация является иностранной, труда не составляет. Вопрос, который возникает у налоговых органов (и, соответственно, у нас) – как определить, откуда управляется компания? Кто и откуда осуществляет контроль за ее деятельностью? И, если можно долго, но достаточно однообразно, рассуждать на тему CRS (общего стандарта обмена информацией) и Конвенций ОЭСР, равно как и плана BEPS, то с позиции принятия каких-либо бизнес-решений такие рассуждения весьма непродуктивны. То, что действительно интересует человека, занимающегося бизнесом, – это конкретные критерии, позволяющие понять, в каком конкретном месте и кто конкретно контролирует компанию. В случае с КИК, конечно, идеально, если такое контролирующее лицо находится за пределами России. Однако давайте вернемся к критериям фактического управления организацией.

Среди основных критериев фактического управления организацией можно выделить следующие:

  1. Исполнительный орган (директор, совет директоров, генеральный партнер, управляющий, топ-менеджер, правление, дирекция и т.д.) регулярно осуществляет деятельность в отношении организации на территории РФ; ИЛИ
  2. Главные должностные лица осуществляют руководящее управление организацией на территории РФ.

Регулярность присутствия предполагает, что присутствие исполнительного органа в РФ несущественно меньше (равно или больше) по сравнению с его присутствием в других государствах. Под должностными лицами понимаются лица, которые уполномочены планировать и контролировать деятельность, управлять деятельностью предприятия и нести за это ответственность. Под руководящим управлением понимается принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации.

Таким образом, если на территории РФ проходят собрания совета директоров, находится управляющий или же лицо, которое обладает полномочиями (например, на основании генеральной доверенности) по принятию решений в отношении деятельности организации, такая организация, скорее всего, будет признана КИК. В случае, если основные критерии в отношении организации выполняются не только на территории РФ, но и в другой стране, могут быть использованы дополнительные критерии:
  1. Ведение бухгалтерского или управленческого учета в РФ;
  2. Ведение делопроизводства в РФ;
  3. Оперативное управление персоналом в РФ.
Стоит отметить, что когда офшорные компании находились на пике своей популярности, местом ведения и хранения бухгалтерского учета (который должен самостоятельно вестись бенефициаром в случае с офшорами с использованием номинальных сервисов) указывался адрес бенефициара или адрес аффилированной российской компании. Стоит внимательно отнестись к данному вопросу и уделить внимание, как подготовке самого бухгалтерского учета, так и тому месту, где данные действия производятся. Конечно же, есть и такая деятельность, которая даже будучи производимой на территории РФ, не признается фактическим управлением. К ней относятся следующие действия:
  1. Подготовка и принятие решений по вопросам общего собрания акционеров;
  2. Подготовка к проведению совета директоров;
  3. Отдельные функции контроля (стратегическое планирование, бюджетирование и т.д.).
Однозначным критерием управления организации из-за рубежа является наличие квалифицированного персонала и активов в государстве, с которым у РФ есть СОИДН. Почему так важны критерии управления компанией? Факт взаимозависимости между налоговым резидентом РФ и иностранной компанией может иметь решающее значение для целей определения налоговых обязательств в России. Пример, ФНС РФ рассматривая иностранную компанию, видит у нее наличие номинальных директоров, отсутствие какой-либо реальной деятельности за рубежом и, при этом наличие на территории РФ человека, подписывающего от имени иностранного лица любые договоры, открывающего счета, представляющего интересы компании на переговорах с контрагентами. Становится понятным, что такую организацию необходимо признать налоговым резидентом РФ. Соответственно, и прибыль такой компании должна облагаться налогом в России. Существуют и исключения из правил. Так, налоговые органы не могут признать налоговым резидентом следующие организации:

- Организации, участвующие в проектах в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями, сервисными соглашениями на условиях риска или иными аналогичными соглашениями;

- Активные холдинговые или субхолдинговые компании;

- Операторы морских месторождений углеводородного сырья или акционер оператора;

- Организации, осуществляющие деятельность по предоставлению в аренду или субаренду морских судов, судов смешанного плавания и (или) оказывающие деятельность по международным перевозкам грузов, пассажиров и их багажа и оказанию связанных услуг, и доля таких доходов составляет не мене 80% от общей суммы доходов организации,

- SPV (special purpose vehicle), участвующая в обороте обращающихся облигаций, в отношении которых соблюдаются следующие требования:

  1.  обращающимися облигациями признаются облигации и иные долговые обязательства, которые прошли процедуру листинга, и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких иностранных фондовых биржах, и (или) учет прав на которые осуществляется иностранными депозитарно-клиринговыми организациями, при условии, что такие иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации включены в перечень иностранных финансовых посредников;

  2.  организация осуществляет деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство;

- Организации, доля дохода которых от оборота облигаций составляет больше 90% общего дохода;

- Организации, постоянным местом нахождения которых является государство, у которого есть международный договор с РФ.

Вне зависимости от исполнения или неисполнения выше обозначенных условий, в случае, если в налоговом периоде или предшествующих налоговых периодах в отношении организации были принято решение акционеров (членов, участников, партнеров, учредителей) о ее ликвидации, а процедура ликвидации завершена к 1 января 2018 года, такая организация не может быть признана налоговым резидентом РФ.

Иностранная организация всегда может самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ. Итак, в случае наличия у иностранной компании признаков управления с территории РФ, контролирующее ее лицо должно уведомить налоговые органы РФ о КИК и об участии в КИК. Обязанность сообщить об участии в КИК лежит на лицах, доля прямого или косвенного участия которых в иностранной компании больше или равна 10%, и на лицах, учредивших КИК.

Основные даты уведомлений и подачи отчетности

Первичное уведомление о КИК по состоянию на 15.05.2015 должно было быть осуществлено в срок до 15.06.2015 года.

Также, о КИК необходимо уведомить в течение 3-х месяцев с момента ее создания или с момента возникновения участия, прекращения, изменения в контроле над иностранной организацией.

Таким образом, если по состоянию на 15.05.2015 года лицо установило, что владеет 10% или более в иностранной компанией, такое лицо должно было уведомить ФНС РФ о КИК до 15.06.2015 года.

Следующим шагом должно было стать получение отчетности КИК за 2015 год, расчет прибыли КИК и анализ на возможность освобождения прибыли КИК от налогообложения в РФ. Все это необходимо сделать до 31.12.2016 года.

До 20.03.2017 года подается уведомление о КИК вместе с отчетностью за 2015 финансовый год и основания для освобождения прибыли КИК от налогообложения в РФ.

До 28.03.2017 подается декларация по налогу на прибыль с учетом прибыли КИК.

До 30.04.2017 подается декларация по НДФЛ.

До 15.07.2017 подается НДФЛ с прибыли КИК.

Стоит отметить, что штраф за не уведомление о КИК составляет 50 000 рублей за каждую организацию, о которой лицо не сообщило или сообщило недостоверные сведения. Также, предусмотрен штраф в размере 20% от прибыли КИК, но не менее 100 000 рублей. Данный штраф не применяется для налоговых периодов 2015-2017 и начинает применяться только с налогового периода 2018 года.

Антиофшорные меры в РФ

Введение законодательства о КИК стало не единственной антиофшорной мерой, которая была введена в РФ.

Среди других мер по выведению бизнеса из офшоров и возращению денежных средств в РФ можно выделить программу добровольного декларирования активов и денежных средств за рубежом. Данная программа была продлена до 31 декабря 2016 года. До этой даты налоговый резидент РФ может один раз подать специальную декларацию, содержащую в себе всю информацию об активах за рубежом. Подача такой декларации получила название «офшорной амнистии», так как декларант освобождает от налоговой, административной и уголовной (в некоторых случаях) ответственности.

Несмотря на то, что РФ не участвует в ОЭСР, она подписала Конвенцию об обмене налоговой информацией и активно участвует в разработке общего стандарта такого обмена. В рамках «Большой Двадцатки» РФ участвует во внедрении плана BEPS, который призван разработать справедливый способ налогообложения доходов транснациональных корпораций. Помимо указанных мер в налоговой политике предпринимаются меры по ужесточению валютного контроля, а равно и контроль за деятельностью кредитных и финансовых организаций. Принимается новое законодательство в сфере трансфертного ценообразования, снижения участия иностранного элемента в государственных закупках, тендерах и даже в СМИ. Общий посыл проведения такой политики понятен: государству нужны механизмы по возвращению денежных средств в страну. Однако не стоит думать, что этим занимается только Россия. Во всем мире сильна тенденция к прозрачности. Остается только надеяться, что прозрачность не превратит мир бизнесменов в стеклянный лабиринт, создав для бизнеса невообразимое количество преград.

В следующей статье мы более подробно поговорим о контролирующих лицах и прибыли КИК, а также коснемся вопроса владения КИК недвижимостью на территории РФ.

Быстро и конфиденциально. Квалифицированный специалист даст бесплатную консультацию по телефону, поможет Вам определиться и назначит встречу в удобное Вам время.

Звоните прямо сейчас по телефону: +7 (495) 775-85-78

Какие лица признаются «контролирующими лицами» организации?

07.02.2017

Контролирующим лицом иностранной организации признаются следующие лица:

1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25%;

2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50%.

Однако контролирующим лицом организации может быть признано и лицо, не отвечающее признакам, указанным выше, но осуществляющее контроль над организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей (п. 6 ст. 25.13 НК РФ). Таком образом, Закон не ограничивает понятие «контроля» лишь определенной долей участия в компании.

Контролирующим лицом будет признаваться лицо, которое хотя и не имеет в иностранной компании долей участия (не является её акционером), но при этом оказывает или имеет возможность оказывать определяющее влияние на решения по распределению полученной компанией прибыли.

Иными словами, контролирующим лицом может быть не только титульный акционер (участник) иностранной компании, но и её бенефициарный владелец.

Если такой бенефициар является налоговым резидентом РФ, на него распространяются все обязанности контролирующего лица – подача уведомления о КИК, налоговой декларации по НДФЛ с приложением финансовой отчетности КИК, уплата налога (при наличии налога к уплате).

Обстоятельствами, указывающими на контроль над иностранной компанией (при отсутствии долей участия) могут быть:

  • наличие трастовой декларации, фиксирующей обязательство номинальных акционеров держать акции компании в пользу и в интересах данного бенефициара;
  • управление всеми делами иностранной компании налоговым резидентом РФ на основании генеральной доверенности;
  • данные о банковском счёте иностранной компании, бенефициарным владельцем которой является налоговый резидент РФ (такие данные могут поступить от иностранных налоговых органов в рамках автоматического обмена информацией);
  • иные особенности отношений между данным лицом и иностранной компанией.

Доля участия организации в другой организации или физического лица в организации определяется в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 105.2 НК РФ. При этом при определении доли физического лица в организации учитываются единоличное участие и участие совместно с супругами и несовершеннолетними детьми.

Статья 105.2. Порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации

1. В целях настоящего Кодекса доля участия одной организации в другой организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации.

2. Долей прямого участия одной организации в другой организации признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации, а в случае невозможности определения таких долей - непосредственно принадлежащая одной организации доля, определяемая пропорционально количеству участников в другой организации.

3. Долей косвенного участия одной организации в другой организации признается доля, определяемая в следующем порядке:

1) определяются все последовательности участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

2) определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

3) суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.

3.3. При определении доли участия в организации учитывается также участие физического лица или организации в иностранной структуре без образования юридического лица, которая в соответствии со своим личным законом вправе участвовать в капитале иных организаций либо в иных иностранных структурах без образования юридического лица.

4. Дополнительные обстоятельства при определении доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации учитываются в судебном порядке.

5. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при определении доли участия физического лица в организации.

Таким образом, процентный порог владения иностранной компанией для признания контролирующим лицом составляет 25%. Однако, если компанией владеют несколько резидентов РФ, и суммарная доля их участия в компании составляет более половины, то для признания лица контролирующим будет достаточно доли от 10%.

ВАЖНО: На переходный период до 1 января 2016 года доля участия лица в организации для признания такого лица контролирующим будет составлять 50%.

Лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации, если его участие в этой иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями (пункт 4 ст. 25.13 НК РФ).

Публичные компании – это российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников.


Смотрите также